Евгений онегин тип лишнего человека. Евгений Онегин - 'лишний человек'


Евгений Онегин - лишний человек.

Роман в стихах великого русского поэта и писателя А. С. Пушкина «Евгений Онегин» назван именем главного героя, образ которого в русской литературе принято считать «лишним человеком».

Из произведения мы узнаём, что наш герой - молодой петербургский аристократ, получивший неглубокое и типичное для того времени дворянское образование и был воспитан гувернером, который «…учил дитя всему шутя, / Не докучал моралью строгой…».

Как и вся «золотая молодежь» Евгений ведет роскошную и праздную жизнь, посещая балы, театры, рестораны, при этом молодой человек добивается совершенства в «науке страсти нежной», в которой «истинный был гений». Но такой пустой образ жизни скоро наскучил ему.

Главной отличительной чертой или даже странностью Онегина была его неудовлетворенность и желание найти свое место в жизни, так как светская среда по-своему душила его. Юноша со своим незаурядным умом критически относился к действительности, и в результате такого отношения у него сформировались высокие требования к жизни. Но в свое время Евгения никто не научил трудиться, поэтому все его попытки занять себя какой-либо полезной деятельностью были тщетны.

Несмотря на то, что молодой аристократ был недоволен и даже презирал светское общество, он подчинялся его законам, моде и не пытался что-либо изменить. Герой лишь подавлял свое раздражение от необходимости делать то, в чём не видел смысла, и другие конфликты, которые переполняли Онегина. Всё это - симптомы такого недуга, как «русская хандра» или «английский сплин».

Хоть Евгений Онегин и был человеком расчетливым, с большим потенциалом и стоял заметно выше типичных представителей «света», его зависимость от этого общества, оглядки на мнение окружающих лишали его душу мятежности, обрекая на поверхностное отношение ко всему. Именно поэтому молодой человек не смог остаться самим собой.

Но вся беда заключается в том, что Онегин – эгоист. Известный критик Виссарион Григорьевич Белинский назвал его « эгоистом поневоле» или же «страдающим эгоистом». В этом понятии он подчеркивает главным образом влияние окружения героя, в котором он воспитывается и растет. «Свет» заставил Онегина примерить на себя маску холодного и циничного человека, живущего лишь логикой, дабы подавить голос сердца. Однако маска дает небольшую трещину, когда Евгений пишет Татьяне Лариной письмо, в которое вкладывает всю душу, в тот момент истинный романтик берет верх над бесстрастным и охлажденным умом.

Если бы он самого начала прислушался к своему сердцу, всё бы закончилось гораздо лучше. У Онегина был бы шанс на более счастливую жизнь. Белинский же отметил «Зло скрывается не в человеке, но в обществе».

Таким образом, личность Онегина исключительно глубокая и интересная, но его превращение в «лишнего человека» было неизбежным, так как именно общество и сделало Евгения Онегина таковым.

Количество слов: 415.

Обновлено: 2017-04-14

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

План

1. Онегин - лишний человек

2. Знакомство с Онегиным

3. Различия между Онегиным и жителями деревни

4. Онегин и любовь

5. Тяжелая судьба Онегина

Роман в стихах «Евгений Онегин », написанный А.С. Пушкиным - уникальное произведение, которое внесло большой вклад в развитие русской классической литературы. Поэт начал работу над ним в 1823 году, а закончил только спустя 8 лет — в 1831.

В романе поднимаются философские проблемы, одна из них — проблема «лишнего человека», в роли которого выступает главный герой. Персонаж Евгения Онегина олицетворяет всю русское дворянство XIX века.

Пушкин очень точно описал образ жизни и быт аристократичной, образованной и уже уставшей от жизни молодежи. Почему таких как Онегин принято считать «лишними людьми»? Давайте разберемся в этом вопросе на примере самого произведения.

Повествование в романе начинается со знакомства читателей с Онегиным. Со слов автора мы узнаем, что он родился в Петербурге, здесь же вырос и теперь в совершенстве владеет французским языком, хорошо танцует мазурку, знаком с правилами этикета («И кланялся непринужденно...»). Благодаря этим навыкам, он отлично освоился в высшем обществе («Свет решил, что он умен и очень мил...»), члены которого ничем не отличались от него самого. Вернее сказать, на первый взгляд, они ничем не отличались, но на самом деле между главным героем и средой, в которой он рос существует огромная пропасть. Здесь проявляется первая причина, по которой мы можем называть его «лишним» — молодым дворянам Петербурга нравится такая светская жизнь, а Онегина она раздражала. Именно поэтому он так быстро решился на переезд в деревню.

Онегин переехал в провинцию, но в душе остался городским дворянином. Смена обстановки не избавила его от хандры, но, к тому же, еще сильнее подчеркнула его непохожесть на окружающих. В деревне Онегин сталкивается с открытыми, чувственными и пылкими людьми, такими как Татьяна и Ольга Ларины и Владимир Ленский. Хоть последний и не рос в деревенской среде, а обучался за границей, он смог сохранить любовь и интерес к жизни. А самое главное, Ленский до самого конца остается искренним, в отличие от Онегина, скрывающего настоящие чувства под масками безразличия и нахальства. Лицемерие свойственно высшему свету Петербурга, но никак не глухой деревушке.

Разница между жителями деревни, «прелестного уголка», по словам Евгения, и самим Онегиным раскрывается еще и в его неумении любить. В эпизодах встречи главного героя с Татьяной Лариной видно, насколько он неготов к таким высоким чувствам. Хорошо, что он честно признался Татьяне, видя её искренность и любовь. Онегин боится потерять свою свободу, он не готов к серьезным отношениям, а свои страхи умело маскирует с помощью грубости, холодности и пренебрежения к эмоциям других. В итоге жизнь Онегина превращается в череду трагедий — убийство друга, потеря любимой женщины. Любовь для него — недоступная роскошь. Только потом уже, встретив Татьяну, он сам без памяти влюбился, но она уже замужем.

Таким образом, Евгений Онегин со своим тяжелым характером, эгоизмом и нежеланием меняться не вписывается ни в дворянскую жизнь, ни в провинциальную. Он, как принято говорить «лишний» и там, и здесь. Причем, это не приносит ему пользы или удовольствия — Евгений Онегин обречен на вечные страдания.

В русской литературе есть произведения, в которых главные герои представляют собой тип «лишнего человека». Одним из таких произведений является роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Считается, что именно в пушкинском романе и появился первый в литературе «лишний человек».

Само понятие «лишний человек» было сформулировано И.С.Тургеневым в середине XIX века. «Лишним» называли героя из дворянской среды, находящегося в конфликте с обществом, неспособного реализовать себя в соответствии со своими знаниями и способностями. Он всегда был умнее других, поэтому не мог существовать в гармонии с обществом, которое и воспитало его по своим законам.

Евгений Онегин - главный герой романа А.С.Пушкина - как раз и является таким «лишним человеком». Давайте попробуем разобраться в этом вопросе. Почему же Онегин относится к этому типу людей? Кто он такой? Какое место занимает в обществе?

Евгений Онегин - выходец из дворян. Он получил хорошее образование, хотя мы чувствуем и иронию в некоторых пушкинских строках: «…француз убогой, / Чтоб не измучилось дитя, / Учил его всему шутя…» Онегин «острижен по последней моде; / Как dandy лондонский одет», знает французский, латынь, красиво говорит, умеет танцевать, может поддержать любой разговор. Светское общество приняло Евгения с распростертыми объятиями: «Свет решил, / Что он умен и очень мил». Онегин с головой окунулся в светскую жизнь. Он каждый день разъезжает по гостям, по балам, по маскарадам. Ему везде рады, женщины его любят и ждут его внимания. Но все эти праздные дни, развлечения, пустые разговоры наскучили Евгению. Он не может найти себе места в этом обществе.

Случайно «волею судьбы» попав в деревню, Онегин мог бы начать новую жизнь. Он пытается писать, но ничего путного не выходит из-под его пера, берется за книгу, но тоже долго не может заниматься этим делом. Хотя в деревне Онегин берется за ведение своего хозяйства. Он даже облегчает крестьянскую «дань»: «Ярем он барщины старинной / Оброком легким заменил». Но длится это недолго. Онегин не способен постоянно заниматься каким-то делом. Все становится скучным и однообразным. Это отпечаток того самого общественного воспитания. Даже в любви Онегин не может быть самим собой. На искреннее признание Татьяны Лариной он отвечает нравоучительной речью о том, как должна себя вести девушка. Он не принимает ее любви, говоря о своих светских манерах и предпочтениях. А спустя два года будет горько об этом сожалеть.

Онегин умнее и образованнее того общества, в котором живет. У него есть свой талант, но он не способен его применить. Те законы, убеждения, порядки, которые живут в свете, не сделали Онегина счастливым. Он «лишний человек». И вряд ли уже сможет жить в гармонии с собой и обществом. А.С.Пушкин дает возможность читателю представить, каким будет Онегин впоследствии, он оставляет открытым финал романа. Но, на мой взгляд, Евгений Онегин сохранит тип «лишнего человека».

Знаменитый пушкинский роман в стихах не только очаровывал любителей российской словесности высоким поэтическим мастерством, но и вызывал споры по поводу тех идей, которые хотел выразить здесь автор. Не обошли эти споры и главного героя - Евгения Онегина. К нему давно уже прикрепилось определение «лишний человек». Однако и сегодня толкуют его по-разному. И этот образ столь многогранен, что дает материал для самых различных прочтений. Попытаемся же ответить на вопрос: в каком смысле Онегина можно считать «лишним человеком», и наличествовали ли в его жизни какие-нибудь духовные устремления?

В одном из черновиков к «Евгению Онегину» Пушкин отметил: «Герой, будь прежде человек». И его Онегин, конечно, в первую очередь человек. Никакой не лишний, а просто человек. Представитель определенной эпохи - 1810-х годов, определенной сословной группы - петербургского светского дворянства, определенного образа жизни, когда требовалось мучительно придумывать себе занятия и развлечения, чтобы убить всепоглощающую скуку. Поэт рисует нам круг онегинских интересов:

Ученый малый, но педант:

Имел он Счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре,

И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм.

Он рыться не имел охоты

В хронологической пыли

Бытописания земли;

Но дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей.

Высокой страсти не имея

Для звуков жизни не щадить,

Не мог он ямба от хорея;

Как мы Ни бились, отличить.

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита,

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

Бросается в глаза определенная разбросанность и поверхностность интеллектуальных запросов Евгения, тем более что особо преуспел он в воспетой Овидием Назоном «науке страсти нежной». Да и образован Онегин был не слишком систематически, не отличаясь, впрочем, в этом отношении от большинства людей своего поколения. Как подчеркнул Пушкин: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь...» Не стоит, однако, слишком строго судить пушкинского героя. Хотя Онегин так и не осилил основы поэтической теории, это не помешало ему создавать острые и небесталанные эпиграммы, пользовавшиеся успехом в обществе. А интерес к передовым для того времени работам английского политэконома Адама Смита свидетельствует о стремлении молодого человека к практическим знаниям, которые он потом пытается применить на практике. Вспомним, как Онегин в своем имении «ярем… барщины старинной оброком легким заменил, и раб судьбу благословил». Герой явно не чужд духу времени и готов хоть в малом облегчить положение народа. Но не стоит производить его и в декабристы - политические вопросы для Онегина не столь значимы, как успехи на любовном фронте.

Содержание «Евгения Онегина» общеизвестно. Пресытившись светской жизнью, Евгений удаляется в деревню, где ему вскоре становится столь же скучно. Онегин сперва отвергает любовь Татьяны, а потом безуспешно пытается соединиться с ней. Между делом убивает на дуэли друга, отправляется путешествовать, возвращается, вновь встречает на петербургском балу Татьяну, уже жену знакомого генерала. Объясняется ей в любви, получает признание во взаимности вместе с отказом от адюльтера. Героиня супружеский долг теперь ставит выше любовного чувства. Онегин жестоко наказан. Но только ли светские пороки обличает в нем Пушкин? Нет, поэт сам признавал в одном из писем, что в «Евгении Онегине» и «помина нет» о сатире. А в другом письме, в октябре 1824 г., сообщал, что среди соседей в Михайловском пользуется «репутацией Онегина», одновременно подвержен вполне онегинскому настроению: «Я нахожусь в наилучшем, какое только можно себе представить, положении для того, чтобы окончить мой поэтический роман, но скука - холодная муза, и поэма моя совсем не подвигается...» В письмах друзьям Пушкин не раз подчеркивал, что в «Евгении Онегине» не должно упоминаться само слово «сатирический», в частности, чтобы не мешать прохождению романа через цензуру. Однако здесь именно замысел поэта, а не боязнь цензурных рогаток, отодвинул сатирическое начало на второй план.

Онегин, в отличие от Пушкина, - не поэт. Его скука не озаряется проблесками подлинного поэтического вдохновения. Можно сказать, конечно, что Евгений - «лишний человек» в том смысле, что не выполняет никакой очевидной общественно полезной функции, не востребован обществом. Пушкин знал, что в таком же положении мог бы оказаться и сам, подобно многим товарищам по Петербургу, не обладай он Божьим даром творчества. Однако ведь Онегин все время чего-то ищет, им владеет «охота к перемене мест». Вот Евгений вернулся из своих странствий, и автор задается вопросом:

Все тот же ль он, иль усмирился?

Иль корчит так же чудака?

Скажите, чем он возвратился?

Что нам представит он пока?

Чем ныне явится?

Мельмотом,

Космополитом, патриотом,

Гарольдом, квакером, ханжой,

Иль маской щегольнет иной,

Иль просто будет добрый малый,

Как вы да я, как целый свет?

У Онегина в романе много масок, и многим он приносит зло, нелепо убивая Ленского и делая в конечном счете несчастной Татьяну, но в сущности, как намекает Пушкин, он в душе человек добрый и осознанно никому вреда не причиняет. Что же движет Онегиным? Думаю, по большому счету, - стремлением духовной свободе, к «свободе мечты», к недостижимому идеалу красоты. И в финале он оказывается еще более несчастным, чем покинувшая его возлюбленная. Герой вместе с самим Пушкиным признает:

Я думал: вольность и покой -

Замена счастью.Боже мой!

Как я ошибся, как наказан!

Таков неутешительный итог духовных исканий Онегина. Но не Пушкина. Ведь в 1836 г., незадолго до смерти, Александр Сергеевич написал знаменитое: «На свете счастья нет, а есть покой и воля». Для гениального поэта творческий покой, творческая свобода могут быть высшей ценностью, тогда как для простого смертного вроде Евгения таковой все-таки остается счастье.

А. С. Пушкин - самое значимое имя в истории русской литературе. До него никто не соединял два жанра в одном произведении, а он смог создать превосходный роман в стихах «Евгений Онегин». Написанное в первой половине 19-го века, оно прекрасно описывает быт и нравы дворянского сословия того времени. Главным героем произведения является молодой дворянин, наследник всех своих родственников и беспечный повеса Евгений Онегин . Есть версия, что именно этот персонаж стал родоначальником всех последующих «лишних людей» в русской литературе.

Несмотря на то, что он был хорошо воспитан и в меру образован, жизнь Онегина была сплошным праздником и никакого труда:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно…

Герой был вхож в светское общество, умел грамотно вести беседу, был последователем моды и читал современную литературу. Однако единственное, в чем он добился совершенства, это «наука страсти нежной». Онегин много гулял, посещал все балы и светские рауты, приходил домой под утро и так изо дня в день. Как отмечает сам автор, он жил «без цели, без труда». Он не видел никакого смысла в своем существовании, а просто бесцельно прожигал свою жизнь.

Так продолжалось до тех пор, пока он не уехал в деревню, где покойный дядюшка оставил ему в наследство большое имение и целый двор крестьян. Несмотря на его скептическое отношение к жизни, были в Онегине и положительные черты. Например, он хорошо относился к крестьянам и дабы облегчить им участь, заменил барщину оброком. После таких нововведений соседи стали называть его «опаснейшим чудаком».

Вскоре в деревню из Германии приехал еще один молодой дворянин, читающий современную литературу и имеющий хорошее образование. Ленский быстро подружился с Онегиным, несмотря на разницу в характерах и мировоззрении. Это был полный антипод главного героя. Романтичный, открытый, чувствительный Ленский видит высшее предназначение каждого на земле и верит в настоящую любовь. В противовес ему Онегин не знал и не знает любви. Ему так наскучили жеманные столичные барышни, что он просто устал лицемерить и отказался от всяческих отношений.

На мой взгляд, этот герой чувствует себя лишним в сложившемся к началу 19-го века обществе. Он сторонится соседей-помещиков, не хочет заводить серьезные отношения с дамами, не строит планов на будущее. Таким образом, единственным человеком, с которым он хоть время от времени общается, становится Ленский. Но и эта дружба к хорошему не приводит. Впоследствии между ними завязывается конфликт и Ленский умирает во время дуэли от руки друга.

Другой человек, который чувствует себя лишним в обществе, это Татьяна:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Она могла бы стать верной спутницей Онегина и озарить собой его жизненный путь. Ведь, в отличие от него, она умела любить и не отрицала этого чувства. Но так как герой выбрал оставаться эгоистом и закоренелым холостяком, он отказал ей во взаимности, о чем потом сильно жалел. Все изменилось со смертью Ленского. Этот несчастный случай заставил Онегина пересмотреть взгляды на жизнь. Возможно, со временем он даже смог найти свое счастье, но мы его видим только в рамках пушкинского романа, где он до конца так и остается «лишним человеком», не находящим применения своему уму и способностям.