Чего же не хватало пушкинскому герою. Подготовка к егэ по русскому языку - примеры сочинений. К10. Соблюдение речевых норм

1. С. Соловейчик. «Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью…»

(1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью – значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился…

(3)Чего же не хватало пушкинскому герою – споров, театров и выставок? (4)Что это значит – духовная жажда?

(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность – не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека – это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство – все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.

(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.

(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19)Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные – назовём их стремлениями: «священный сéрдца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…

(По С. Соловейчику)

Духовность! Действительно ли это стремление к добру, жажда правды, голод по красоте, а не образованность, не культура поведения? Этот вопрос рассматривает в своём тексте C. Соловейчик.

В целях привлечения внимания читателей к проблеме духовности, доступности, достоверности и убедительности её решения автор статьи прибегает к индуктивному способу доказательства. Начав с общепринятого понимания духовности, С. Соловейчик в дальнейшем последовательно раскрывает содержание вопроса: «что это значит – духовная жажда?». Отрицая ложное и утверждая истинное, прибегая к контекстным синонимическим сочетаниям слов (духовность, духовная жизнь, духовная жажда, духовное томление, сила духа), противопоставляя духовность и бездуховность в людях и искусстве, автор приводит читателя к закономерному выводу – главному критерию духовности. Пониманию комментируемой проблемы способствует также цитирование (предложение 2), вопросно-ответное единство (предложения 17 – 20).

Позиция автора текста, как это свойственно рассуждению, выражена достаточно ясно. С. Соловейчик считает, что духовность – это даже не образованность, а бесконечное стремление к добру, неутолимая жажда правды, ненасытный голод по красоте.

А.С. Пушкин в этом отношении не исключение. Например, заглавный герой романа «Евгений Онегин» для своего века весьма образованный человек. Он «по-французски совершенно мог изъясняться и писал», знал историю, экономику, литературу. Но духовной жаждой Онегин не томится. Его «духовная» жизнь сводится к культурному времяпрепровождению. В частности, для героя Пушкина, непостоянного обожателя очаровательных актрис, «почётного гражданина кулис», театр – это место, где можно увидеть незнакомых дам, показать им себя, убить время.

Ребёнком мне было непонятно, почему зрителям предлагаются такие фильмы, в которых только разговаривают, а не воюют, как, например, в картине «Великий воин Албании Скандерберг». Теперь мне непонятно, как можно часами «отдыхать» перед телевизором, внимая ведущим и героям передачи «Давай поженимся» или разделяя «переживания» персонажей телесериалов.

Таким образом, духовная жизнь не культурное времяпрепровождение, а неустанная работа над созиданием себя, своей души. Бегство от мучительных процессов душеобразования к внешнему миру, к заполнению своей внутренней пустоты внешними раздражителями есть бегство к стадности, к омертвению, к внешнекультурному, безликому стандарту.

2. Н.М. Карамзин. «Человек любит место своего рождения и воспитания»

(1)Человек любит место своего рождения и воспитания. (2)Сия привязанность есть общая для всех людей и народов, есть дело природы и должна быть названа физической. (3)Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человека. (4)В свете нет ничего милее жизни; она есть первое счастье, а начало всякого благополучия имеет для нашего воображения какую-то особенную прелесть. (5)Так друзья освящают в памяти первый день дружбы своей. (6)Лапландец, рожденный почти в гробе природы, на краю мира, несмотря ни на что, любит хладный мрак земли своей. (7)Переселите его в счастливую Италию: он взором и сердцем будет обращаться к северу, подобно магниту; яркое сияние солнца не произведёт таких сладких чувств в его душе, как день сумрачный, как свист бури, как падение снега: они напоминают ему Отечество!

(8)Недаром житель Швейцарии, удалённый от снежных гор своих, сохнет и впадает в меланхолию, а возвращаясь в дикий Унтервальден, в суровый Гларис, оживает. (9)Всякое растение имеет более силы в своем климате: закон природы и для человека не изменяется.

(10)Не говорю, чтобы естественные красоты и выгоды Отчизны не имели никакого влияния на общую любовь к ней: некоторые земли, обогащённые природою, могут быть тем милее своим жителям; говорю только, что сии красоты и выгоды не бывают главным основанием физической привязанности людей к отечеству, ибо она не была бы тогда общею.

(11)С кем мы росли и живём, к тем и привыкаем. (12)Душа их сообразуется с нашею, делается некоторым её зеркалом, служит предметом или средством наших нравственных удовольствий и обращается в предмет склонности для сердца. (13)Эта любовь к согражданам, или к людям, с которыми мы росли, воспитывались и живём, есть вторая, или моральная, любовь к Отечеству , столь же общая, как и первая, местная или физическая, но действующая в некоторых летах сильнее, ибо время утверждает привычку.

(14) Надобно видеть двух единоземцев, которые в чужой земле находят друг друга: с каким удовольствием они обнимаются и спешат изливать душу в искренних разговорах! (15)Они видятся в первый раз, но уже знакомы и дружны, утверждая личную связь свою какими-нибудь общими связями Отечества! (16)Им кажется, что они, говоря даже иностранным языком, лучше разумеют друг друга, нежели прочих, ибо в характере единоземцев есть всегда некоторое сходство. (17) Жители одного государства образуют всегда, так сказать, электрическую цепь, передающую им одно впечатление посредством самых отдаленных колец или звеньев.

(По Н.М. Карамзину.)

Вариант 1.

Любовь к Отечеству! Каковы составляющие этого прекраснейшего чувства? Что лежит в его основе»? Своё решение этой проблемы предлагает в представленном для анализа тексте известный русский историк, писатель и поэт Н.М. Карамзин.

В целях привлечения внимания читателей к рассматриваемой проблеме, доступности её решения Карамзин прибегает к рассуждению с индуктивным способом доказательства. Проблемный вопрос о естественной любви человека к месту своего рождения и воспитания автор не формулирует, приглашая тем самым читателя к сотворчеству. В дальнейшем к доводу о физической привязанности человека к месту своего рождения и воспитания Карамзин приводит пояснение и два примера о поведении лапландца и швейцарца в неродных краях. Довод о моральной привязанности человека к своему Отечеству подтверждается примером о поведении двух «единоземцев», в чужой земле нашедших друг друга. Пониманию комментируемой проблемы также способствует употребление местоимения «мы» (предложения 11 – 13), выражающее значение всеобщности.

Позиция автора, как это свойственно рассуждению, выражена достаточно ясно. Н.М. Карамзин считает, что любовь человека к месту своего рождения и воспитания включает две составляющие: физическую привязанность и моральную. Первая связана с «пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человека». Mоральная же любовь к Отечеству, по мнению писателя, формируется привычкой и укрепляется с возрастом.

С мнением Н.М. Карамзина нельзя не согласиться, потому что аналогичные мысли можно найти у многих выдающихся людей.

Например, К. Бальмонт в этом отношении не исключение. В очерке «Без русла» родные места ассоциируются в первую очередь с детством и юностью, с цветущими там купавами, шелестом камышей на болотных затонах, с ауканьем в родных лесах, которое для поэта дороже блестящей музыки мировых гениев. Моральную же привязанность к Отечеству Бальмонт связывает с языком своих земляков, в том числе – отца, матери, няни, первой любви.

У стихотворения М. Цветаевой «Тоска по родине! Давно…» довольно неожиданная концовка:

Но если по дороге – куст

Встаёт, особенно – рябина…

Многоточие здесь красноречиво и однозначно: героиня навеки связана с родной землёй. Но почему куст рябины вызывает трепет сердца лирической героини? Потому что здесь речь идёт о физической привязанности к Отечеству. Красные кисти рябины когда-то ознаменовали рождение поэтессы, это ягоды её детства и юности, символ горькой жизни. Понятно, почему М. Цветаевой «и доныне хочется грызть //Жаркой рябины //Горькую кисть».

Таким образом, чтобы не растерять самое главное, что есть у человека, не лишне понимать, из чего всё происходит.

Вариант 2.

Любовь к родному краю! Из чего она происходит? Почему это чувство присуще всем людям и народам? Своё понимание проблемы любви к Отечеству предлагает Н.М. Карамзин.

В целях привлечения внимания читателей к указанной выше проблеме, доступности её решения Карамзин строит своё рассуждение, прибегая к индуктивному способу подачи мысли. Проблемный вопрос о естественной любви человека к месту своего рождения и взросления автор не формулирует, приглашая читателя к сотворчеству. К каждому из двух доводов о физической и моральной привязанностях человека к своей малой родине Карамзин приводит соответственно два и один пример. Ссылаясь на поведение лапландца и швейцарца в неродных краях и двух «единоземцев», нашедших в чужой земле друг друга, Н.М. Карамзин делает своё мнение по проблеме любви к Отечеству достаточно убедительным. Важно для понимания комментируемой проблемы настойчивое повторение местоимения «мы» (предложения 11 – 13), сообщающее тексту характер всеобщности.

Позиция автора, как это свойственно рассуждению, выражена достаточно ясно. Н.М. Карамзин считает, что основу любви человека к своему Отечеству составляют физическая и моральная привязанности. Первая, природная, обусловлена воспоминаниями, вынесенными из детства и юности, вторая формируется привычкой и укрепляется с возрастом.

С мнением Н.М. Карамзина нельзя не согласиться хотя бы потому, что обычно поэты и писатели однозначно сформулировать, что лежит в основе любви к родному краю, не считают возможным.

Например, С.А. Есенин в стихотворении «Русь» признаётся:

Но люблю тебя, родина кроткая!

А за что – разгадать не могу.

Подобное откровение находим и в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Родина». Поэт пишет:

Но я люблю – за что, не знаю сам –

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям…

А вот М. Цветаева исподволь, но объясняет своё чувство к Отечеству в стихотворении «Тоска по родине! Давно…» привязанностью к рябине, потому что это дерево ознаменовало рождение поэтессы:

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Таким образом, осознание своего чувства к Отечеству не может не способствовать укреплению его в человеке.

(1)В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются…» вместо того, чтобы защитить свою честь? (2)Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих смирных людей. (3)Звон упругой стали более не слышится нам в слове честь.

(4)Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов. (5)Итак, «честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». (6)И тут же примеры: «Человек незапятнанной чести. По чести… Уверяю вас честью. Поступок, несовместимый с честью… Знал бы ты честь… Поле чести… Честь моя требует крови…».

(7)Дуэль! (8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (9)Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (10)Самое позднее – завтра утром. (11)Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (12)Сплетник вынужден был осторожничать. (13)В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец.

(14)А как же Пушкин? (15)Какая непоправимая и бессмысленная гибель…

(16)Да, непоправимая, но не бессмысленная. (17)Да, «невольник чести», но ведь чести!

(18)За год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям». (19)Вот и всё, что остаётся детям: честь и имя. (20)Всё остальное им не нужно, всё остальное – неважно. (21)Очевидно, нам ещё многое предстоит пережить и передумать, чтобы вернуться к пониманию этой истины.

(По Д. Шеварову)

Честь! Может ли современное общество вернуться к пушкинскому пониманию чести? В предложенном для анализа тексте известный российский журналист, прозаик и литературный критик Д. Шеваров предлагает своё понимание проблемы чести.

В целях привлечения внимания читателей к указанной выше проблеме, доступности её решения, придания тексту основательности автор прибегает к рассуждению с дедуктивным способом доказательства. В качестве тезиса он цитирует А.С. Пушкина и связывает его высказывание со своим временем. В дальнейшем от трактовки понятия чести в словаре В.И. Даля автор, решая проблему текста, переходит к рассуждению о преимуществах дуэли, затем к оценке трагической судьбы Пушкина и его пониманию чести. Важна для понимания комментируемой проблемы ссылка автора на мнение Пушкина (предложение 18) и её последующий комментарий.

Позиция автора, как это свойственно рассуждению, выражена достаточно ясно. Д. Шеваров считает, что его современникам не просто вернуться к пушкинскому пониманию чести как главному, что обязан оставить человек своим потомкам.

Мнение Д. Шеварова представляется убедительным, тем более что честь наряду с бесчестием постоянно оказываются в центре внимания художников слова. И так уж получается, что высокое понимание чести присуще отнюдь не большинству.

Например, существует народное понимание чести, закреплённое в пословицах: «Худой мир лучше доброй ссоры», «Нечестен, так здоров», «Брань на вороту не виснет». Не разделяя готовности Гринёва защищать честь посредством дуэли, Иван Игнатьич предлагает иной способ решения проблемы: «Он вас побранил, а вы его выругайте, он вас в ухо, а вы его в другое, в третье – и разойдитесь…» Не удивительно, что убеждение Ивана Игнатьича разделяют и другие положительные герои «Капитанской дочки» А.С. Пушкина.

В рассказе А.И. Пантелеева «Честное слово» маленький мальчик оказался невольником чести из-за своих «товарищей», вовлекших его в бесчестную игру. Здесь уже не просто пренебрежение к законам чести, а агрессивное к ним отношение детей, что вдвойне тревожнее.

Разумеется, к дуэлям вернуться мы не можем, но нести в себе высокое понимание чести обязаны.

4. И. Ильин. «Обычно думают…»

значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился...(3)Чего же не хватало пушкинскому герою - споров, театров и выставок? (4)Что это значит - духовная жажда?(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность - не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека - это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника - ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство - все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19)Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать... (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные - назовём их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте... (С. Соловейчик) по цитате:Духовность. Духовная жизнь. Духовное стремление. Что же на самом деле кроется за этими понятиями? Ребята очень надо!! написать сочинение по этой теме!! напишите пожалуйста кому не жалко! P.S с интернета сочинения не кидать!

Много мнений существует относительно духовности. Люди простые, писатели, поэты, художники испокон веков рассуждали об этом. Книга, разумеется. несущая в себе только положительное: которая учит нас на примере героев поступать правильно, не совершать плохих поступков, не обижать людей. бережно относиться к природе - очень важна в нашей жизни. Картины великих художников имеют смысл. заставляют нас задумываться о нашей жизни. И не только известные художники способны разбудить в человеке доброе начало. Порой наивный ребенок может нарисовать такое, что взрослый будет под впечатлением от глубины его мыслей. И на такое способны лишь высоко духовные и душевные люди. Ни лентяй, ни убийца, ни мелкий воришка, ни подлый человек никогда не смогут написать и нарисовать вещь, способную вызвать слезы радости, восторг души. Но просто читать хорошие книги, ходить по музеям, посещать театры не достаточно, чтобы стать духовно развитым. Это говорит только об интеллектуальности человека. Чтобы стать действительно высоко духовным, нужно работать над собой. И рецепта здесь нет: у каждого свой путь. Кто-то уходит от людей, живет один, молится Господу. Кто-то идёт паломником по землям духовным. А можно и оставаться в своем доме, но, анализируя свои и чужие ошибки, учиться на них и не совершать их никогда. Без сильного и искреннего желания никто не станет жить духовной жизнью.



(1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью - значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился...

(3)Чего же не хватало пушкинскому герою - споров, театров и выставок? (4)Что это значит - духовная жажда?

(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность - не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека - это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника - ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство - все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.

(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.

(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19)Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать... (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные - назовём их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте... (С. Соловейчик)

СОЧИНЕНИЕ

1. Проблема

Что такое духовность? Что значит "жить духовной жизнью"? Над этой серьёзной проблемой заставляет нас задуматься С.Соловейчик.
2. Комментарий к проблеме
Рассуждая над этими вопросами, автор делает акцент на том, что культура поведения, образованность, увлечённость искусством - это ещё не показатели духовности. Человек высокообразованный, воспитанный, ценящий искусство, может быть духовно бедным, низким, негодным. Но и добрые люди, не нарушающие моральных законов, тоже могут быть бездуховными, если не развивается их душа, если она сосредоточена только на бытовых заботах и проблемах.
3. Позиция автора
По мнению писателя, "духовная жизнь человека - это его собственное стремление к высокому", к добру, это неутолимая жажда правды, ненасытный голод по красоте.
4. Собственная позиция

Я абсолютно согласна с позицией автора. Постоянное стремление к высшим ценностям, совершенствование внутреннего мира - вот что движит высоконравственными людьми.

5. Аргумент №1

Примером этого может служить роман Л.Толстого "Война и мир", герои которого - Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова - озабочены духовными исканиями.



(1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью - значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился...

(3)Чего же не хватало пушкинскому герою - споров, театров и выставок? (4)Что это значит - духовная жажда?

(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность - не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека - это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника - ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство - все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.

(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.

(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19)Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать... (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные - назовём их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте... (С. Соловейчик)

СОЧИНЕНИЕ

1. Проблема

Что такое духовность? Что значит "жить духовной жизнью"? Над этой серьёзной проблемой заставляет нас задуматься С.Соловейчик.
2. Комментарий к проблеме
Рассуждая над этими вопросами, автор делает акцент на том, что культура поведения, образованность, увлечённость искусством - это ещё не показатели духовности. Человек высокообразованный, воспитанный, ценящий искусство, может быть духовно бедным, низким, негодным. Но и добрые люди, не нарушающие моральных законов, тоже могут быть бездуховными, если не развивается их душа, если она сосредоточена только на бытовых заботах и проблемах.
3. Позиция автора
По мнению писателя, "духовная жизнь человека - это его собственное стремление к высокому", к добру, это неутолимая жажда правды, ненасытный голод по красоте.
4. Собственная позиция

Я абсолютно согласна с позицией автора. Постоянное стремление к высшим ценностям, совершенствование внутреннего мира - вот что движит высоконравственными людьми.

5. Аргумент №1

Примером этого может служить роман Л.Толстого "Война и мир", герои которого - Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова - озабочены духовными исканиями.


Что значит жить духовной жизнью? Ответ на этот вопрос ищет в тексте, предложенном для анализа, российский публицист, педагог и философ С. Соловейчик.

Эта очень важная нравственно-философская проблема уже давно волнует человечество. Над ней размышляет великая русская литература, недаром в своём рассуждении Соловейчик отталкивается от строчек знаменитого стихотворения А.С.Пушкина «Пророк». Духовную жизнь автор текста приравнивает к «духовной жажде». Публицист убеждает читателя в том, что духовность – это не образованность и не культура поведения. Человек может быть тонким ценителем искусства, но если его «дух низок», то «в театре и кино он лишь развлекается, убивает время». Другой пример: человек добрый, не нарушающий моральных законов, но не выходящий за круг бытовых проблем, не мучающийся душевно, тоже, по мысли автора, бездуховен.

Бесконечное стремление к добру, к правде, к красоте.

Я согласна с позицией автора. Подлинно духовный человек находится в постоянном поиске, сомнениях, самосовершенствовании, он беспокоится о судьбах своей родины и своего народа. Люди с высокими духовными устремлениями – это совесть нации.

Мне бы хотелось обратиться к публицистической деятельности таких выдающихся русских писателей двадцатого века, как А.И. Солженицын, В.Г. Распутин, В.П. Астафьев. Начиная с 90-х годов со страниц журналов не сходят статьи А.И. Солженицына. В них душевная боль за Россию. Писателя волнуют такие проблемы, как моральный распад общества, оскудение русского языка, небрежное отношение к исторической памяти народа. Солженицын пытается найти пути сохранения духа русской нации. Творчество Солженицына, и художественное и публицистическое, - это подвиг человека, который всю жизнь пытался найти ответы на самые сложные и животрепещущие вопросы современности. Недаром в 2004 году он стал лауреатом национальной премии «Россиянин года» в номинации «Духовный лидер».

Экологические и нравственные проблемы становятся ведущими в публицистике В.Г. Распутина и В.П. Астафьева. Это были писатели, которые мучительно переживали за природу, изуродованную в ходе варварских лесозаготовок и промышленного строительства. Варварское, потребительское отношение к природе оценивается ими как ситуация между жизнью и смертью, к которой пришло человечество, избрав неверный, гибельный путь развития. В своих статьях писатели призывали к защите нравственности и культуры, пытались найти пути спасения современного мира от бездуховности и нравственного кризиса.

Без сомнения, можно утверждать, что писатели, о которых шла речь выше, жили подлинно духовной жизнью, имея, по словам Пушкина, «священный сердца жар, к высокому стремленье».

Обновлено: 2018-01-30

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • рассуждение по тексту С. Соловейчика (Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью – значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни.)