Доклад: Роль Хлестакова и средства создания его образа в комедии Николая Гоголя Ревизор. Формы организации учебной деятельности

МКОУ Чухломская средняя школа им. А.А.Яковлева


Конспект урока по теме «Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Н.В.Гоголя в создании образа Хлестакова». 8 класс
Учитель русского языка и литературы

Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался Хлестаковым.

Н.В.Гоголь

1. Проверка д/з

Экскурсия по городу N
2.Новый материал
а) Предлагаю провести небольшое исследование. Перед вами две репродукции.

Я хочу спросить у вас, кисти одного ли художника принадлежат эти полотна? (Нет).

Почему вы пришли к такому выводу? (Разные стили, манеры взгляды, характеры, краски и т.д.).

Но каждый художник ставил перед собой определенную задачу. Справился ли он, по-вашему, с этой задачей? Является ли данное полотно цельным и завершенным произведением? (Да, является).

А как вы думаете, одинаковыми или нет средствами и приемами пользовались художники? (Наверное, нет).

А в чем это выражается? (В подборе цветов, раскрытии характеров, расставлении акцентов и т.д.).

Вывод: Эти две картины принадлежат кисти различных художников
Б) Каждый писатель также, создавая образы своих неповторимых персонажей, используют разные приемы, различные средства художественной выразительности. И у каждого писатели свой стиль, свои приемы.

Вот, например, по данным признакам узнайте героев комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
1. Толстый, неповоротливый человек, но при всём том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив. О себе говорит, что «не жалеет ничего и ревностно исполняет службу». (Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений)
2. Считает, что нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов, так как это уже так самим Богом устроено. Поэтому он сам с удовольствием берёт и даёт взятки. (Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий.)
3. Этот герой говорит: «Не приведи Бог служить по учебной части! Всего боишься: всякий мешает, всякому хочется показать, что он тоже умный человек». (Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.)
4. Этот чиновник в бога не верует, в церковь не ходит и открыто говорит, что берет взятки борзыми щенками. (Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья)
Я думаю, что вы убедились: по деталям портрета, особенностям речи, по некоторым поступкам легко узнать человека, его невозможно спутать с другим в силу индивидуальности и неповторимости.
В) В центре нашего внимания сегодня образ Хлестакова. Посмотрите на тему, на эпиграф и поставьте цели для своей работы на уроке. (Слушаем ответы)
Словарная работа
Образ – художественное обобщение, выраженное в частном. Показ общих черт в индивидуальном.
Не случайно, в теме урока вместе с фамилией героя стоит и слово хлестаковщина. Это уже обобщенное название, появившееся от фамилии данного героя, а что оно обозначает, мы и должны выяснить, раскрыв характерные особенности Хлестакова.
Г) Давайте вспомним, какие средства создания образа на сцене нам известны?

Анализируя образ Хлестакова, мы заполняем таблицу, выделяя положительное в герое и отрицательное.


Положительное

Отрицательное

каждый день доставай билеты в кеятр”;

молодой человек лет 23-24;

одет по моде;

знаком с русской и зарубежной литературой;

умеет увлечь слушателей;


профинтил денежки”;

сидит и хвост подвернул, не горячится”;

кутит на батюшкины деньги”;

продаёт всё до последней рубашки”;

делом не занимается”;

гуляет по прешпекту”;

не платит в трактире;

труслив;

высокомерен, нагл, груб со слугой;

преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и службе в столице;

придумывает небылицы;

3.Задания по группам:

1.Проанализируйте 2, 3 явление 2 действия: Как говорит герой, как называет Осипа, как разговаривает с хозяином гостиницы.

(Чувствует себя барином, называет Осипа дураком и скотиной, а хозяина гостиницы – грубым животным, не понимая, что он зависит от этих людей, в его сознании нарушены причинно-следственные связи и логика, он не учится на совершенных ошибках, совсем не сожалеет о проигрыше денег пехотному капитану)
2. Проанализируйте монолог Осипа действие II, явление 1.

Запишите в таблицу, что рассказывает Осип о Хлестакове.

(Из Петербурга; «профинтил денежки»; «хвост подвернул;, Хлестакову нужно в каждом городе показать себя; «елистратишка»; «в картишки доигрался»; «батюшка деньги присылает…пошел кутить»: ездит на извозчике, каждый день билеты в театр, а потом «продавать новый фрак…рубашки»; делом не занимается, вместо службы идет гулять про проспекту; старый барин такого поведения сына не одобряет)

Еще не видя Хлестакова, мы можем сделать вывод, что он ничего из себя не представляет, но, вместе с тем, это человек с претензиями.
3.Выпишите, используя «Замечания для господ актеров», детали портрета Хлестакова. Каким видит Хлестакова Гоголь? Хлестаков сам по себе ничтожный человек
4. Выпишите ремарки в явл. VII и VIII 2 действия, которые характеризуют Хлестакова (в момент объявления Осипом прихода Городничего). (Испугавшись, выпрямляется, смотрит на Городничего, выпучив глаза, в испуге, т.е. трус, но пытается храбриться)

Явл. VII. Каково чувство, которое испытывают друг к другу Городничий и Хлестаков? (главное чувство – страх) - Понял ли Хлестаков, что его принимают за другого? (Нет, потому что он глуп и эгоистичен)


  1. Чем руководствуется Хлестаков в своих поступках.

  2. Сравнить поведение Хлестакова в гостинице и в доме городничего.

5. Проанализируйте говорящие названия, связанные с героем (при необходимости подберите родственные слова, поработайте с толковым словарем).

Что они могут рассказать о Хлестакове.

Говорящая фамилия героя – Хлестаков?

Друг Хлестакова – Тряпичкин? Вспомните, кого в разговорной речи называют «тряпкой».

Название деревни Хлестакова – Подкатиловка?
Хлесткое впечатление

Друг, схожий по своим качествам с Хлестаковым, недаром городничий, подчеркивая ничтожество мнимого ревизора, называет его тряпкой.
4.Анализ сцена вранья Просмотр видеофорагмента. 3 действие 6 явление

Давайте посмотрим сцену хвастовства? Отметьте, какие роли играет Хлестаков в этой сцене, какие превращения с ним происходят в этом монологе? Определите достоинства и недостатки Хлестакова в данной ситуации .
- Здесь проявилось высочайшее комедийное мастерство Гоголя. Приемы создания комического самые разнообразные. Какие вы заметили? Обратитесь к тексту.
«В сцене хвастовства автор прибегает к гиперболе, преувеличению («За один вечер три произведения сочинил: «Норма», «Роберт Дьявол» и «Женитьба Фигаро»). А эти произведения являются операми».

«Суп в кастрюльке прямо из Парижа, а чего стоит прием 35-ти тысяч иностранных курьеров за один вечер» и т. д.

- Как вранье характеризует скудость воображения героя? (только количественные преувеличения, оборванные фразы, рядом слова высокого стиля и просторечные)

«Гоголь использует в своем произведении гротеск. Все действие комедии держится на ошибке».

Какую роль эта сцена играет в развитии сюжета?

Сцена хвастовства - наивысший момент в развитии действия».

«Это кульминация. Хлестаков из «елистратишки» (так называет его Осип, а это самый низший чин в Табели о рангах - коллежский регистратор) вырастает в министра, управляющего департаментом».

- Какую оценку дают Хлестакову чиновники в 7 явлении 3 действия? Почему они не замечают вранья Хлестакова? (Вот оно, что значит человек!») Восхищаются, видят в нем идеал.

Почему же чиновники не замечают, что Хлестаков просто напросто врет?

Страх!

Вывод: Какие качества героя вы отметили в ходе анализа?

5. Реализация индуального задания Герой комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» Хлестаков

в иллюстрациях русских художников.

Перед сообщением: Какие черты Хлестакова запечатлены в иллюстрациях художников?
6. Вывод: Что такое хлестаковщина в вашем понимании? Согласны ли вы со словами Гоголя, вынесенными в качестве эпиграфа? Есть ли Хлестаковы среди нас?

Д/з 1) подготовить устную характеристику Хлестакова, используя материалы таблицы

3) продолжить заполнение таблицы, используя материалы 4 и 5 действия

Хлестаков – центральный персонаж комедии. Писателю удалось изобразить героя, способствующего развитию действия. В этом заключалось новаторство Гоголя, так как, несмотря на то, что Хлестаков не является ни героем-резонером, ни сознательным обманщиком, ни героем любовной интриги, его образ мотивирует развитие сюжета. Гоголь находит новый импульс, который способствует этому развитию. В его комедии все держится на ситуации самообмана, которая становится возможной именно благодаря такому герою.

Образ Хлестакова – это воплощение идеальной пустоты и идеальной глупости. Можно сказать о том, что в нем отсутствует его собственное содержание. Он – ничего из себя не представляющая личность без внутреннего наполнения. Поэтому он с легкостью может перевоплощаться и играть роли, которые ему навязываются. Хлестаков плетет интригу, но мыто видим, что он сам не сознает этого. Он радуется оказываемым ему почестям и даже не пытается узнать причину столь парадного приема; он не подозревает о том, что его приняли за ревизора; он просто делает то, что предлагают ему окружающие, – и своими действиями еще больше утверждается в их глазах в роли чиновника из Петербурга.

Хлестаков не столько сознательно или умышленно обманывает героев комедии, сколько вводит их в заблуждение. При первой встрече с городничим он пытается запугать его, чтобы не оказаться в тюрьме, хотя и сам напуган в не меньшей степени. В доме Городничего Хлестаков лжет так же непреднамеренно, он стремится возвыситься в глазах слушателей и поэтому придумывает себе головокружительную карьеру от мелкого чиновника до фельдмаршала. Кроме роли ревизора, главнокомандующего, руководителя департамента, он принимает также облик благодетеля для города, литератора и даже жениха Марьи Антоновны, дочери Городничего. Он принимает тот или иной облик в соответствии с ситуацией, в которой он оказывается; и поэтому можно говорить, что он практически неуязвим. Его можно сравнить с хамелеоном, который меняет свой окрас не для развлечения, а для выживания.

Подобное определение его сущности находит отражение в сравнении Хлестакова с водой, принимающей форму сосуда, в который ее налили, что было точно подмечено Ю. Манном. Благодаря искренности и чистосердечию, с которыми Хлестаков играет навязанные ему роли, он с легкостью выходит из любого положения, которое могло бы уличить его во лжи. Марья Антоновна вспоминает, что «Юрий Милославский» – сочинение господина Загоскина, в то время как новоиспеченный ревизор утверждает, что это он его автор. Что же Хлестаков? А он на ходу придумывает оправдание этой неувязке, объясняя это наличием двух произведений с одним названием. Хлестаков еще раз допускает неточность в своей нехитрой лжи, когда, опьяненный вином и своим внезапным успехом, произносит реплику: «Как вбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж, скажешь только кухарке: „На, Маврушка, шинель“. Но чиновники не замечают эту оплошность, принимают ее за оговорку. Они поощряют Хлестакова в его лжи, думая, что тем самым узнают его. В их принятии вымышленного ими вздора за правду, а истины за ложь, и заключается самое комическое (и трагическое) в произведении.

Портрет Хлестакова создается автором с помощью приведенного им в начале комедии комментария в „Замечаниях для господ актеров“, реплик других героев и его собственных слов. Таким образом, перед читателем предстает следующий образ: молодой человек лет двадцати трех, „несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими…Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст совершенно неожиданно“. Даже слуга его Осип не считает своего барина путным человеком, а видит в нем всего-навсего простого „елистратишку“. Когда Городничий в первый раз видит перед собой этого невзрачного невысокого человека, которого он „ногтем бы придавил“, у него возникает сомнение, что перед ним стоит настоящий ревизор. Но так как из-за поспешности рассуждений чиновников ими было принято решение, что в городе действительно инкогнито появился ревизор, поскольку Хлестаков пока единственный приезжий, да и ведет себя странно, Городничий и остальные чиновники не обращают внимания на несоответствие внешности и „занимаемой“ им должности. Таким образом, образ Хлестакова развернуто показан на фоне городских чиновников, что позволяет рассматривать его личность также и в сравнении с другими характерами. Его глупость и пустота показана в сопоставлении с глупостью чиновников, и еще неизвестно, кто из них проигрывает в данном сопоставлении.

Созданный Гоголем образ Хлестакова способствует проникновению в комедию миражной интриги, смысл которой заключается в изображении погони чиновников за миражом, в растрачивании ими своих сил впустую. Благодаря миражной интриге выявляется бесовская сущность Хлестакова. Он, подобно черту, принимает облик, предложенный ему просителем, и создает иллюзию выполнения просьбы. Также что-то мистическое просматривается в неожиданном появлении Хлестакова и в его внезапном отъезде – из ниоткуда в никуда.

Хлестаков – емкий и глубокий образ, в котором заключена большая человеческая правда. Хлестаковы еще не вывелись, и недаром его имя стало нарицательным. Уже много говорилось о том, что Хлестаков, по сути, пустой человек. Но сколько интересного и поучительного мы выносим из его образа и как глубоко заставляет он нас задуматься над самими собой!..

Есть в мировой литературе художественные образы, которые обреҹены на бессмертие. При яркой индивидуальности характеров они спустя годы и столетия обретают новую жизнь, свежее, неожиданное проҹтение. То есть в них воплощена сама сущность ҹеловека, которая, в общем-то, остается неизменной, несмотря на неумолимый ход истории, на постоянно меняющиеся внешние атрибуты эпохи. Таковы шекспировские Гамлет и король Лир, гетевский Фауст, мольеровский Тартюф, гоголевский Хлестаков. На мой взгляд, именно в создании героя комедии Ревизор в высшей степени проявилось неподражаемое мастерство великого сатирика. Это образ необыҹайной широты обобщения, который явился результатом бескровной революции, совершенной Гоголем в драматургии. Писатель творҹески развил достижения своих предшественников (Д.И.Фонвизина и А.С.Грибоедова), выработавших новые принципы раскрытия ҹеловеҹеских характеров, которые стали порождением конкретных историҹеских обстоятельств, сохраняя при этом свою неповторимую индивидуальность. Драматург сҹитал, ҹто действие в комедии должно развиваться по законам жизни в неожиданной, необыҹной ситуации. И гоголевские герои, действительно, совершают поступки в полном соответствии со своими характерами. Создавая образ мнимого ревизора, Гоголь особенно удаҹно использовал гиперболу. Это прежде всего нелепые фантастиҹеские россказни Хлестакова о тридцати пяти тысяҹах курьеров, об арбузе в семьсот рублей или супе в кастрюльке, который прямо на пароходе приехал из Парижа. Его вдохновенное вранье не знает пределов. Пытаясь поразить собеседников ҹем-то ҹрезвыҹайно эффектным, сверхъестественным, он присвоил себе авторское право и на комедию Бомарше Женитьба Фигаро, и на журнал Московский телеграф, и даже на оперу Беллини Норма. Для достижения гиперболиҹеской характеристики героя Гоголь нередко использует такой художественный прием, как подҹеркнутая бессвязность его реҹей, абсурдность умозаклюҹений. Фразы ҹасто обрываются на середине, мысль нелепо перескакивает с одного предмета на другой, демонстрируя легкость необыкновенную в мыслях и абсолютную пустоту в душе. Однако в том вздоре, который несет Хлестаков, отҹетливо прослеживается определенная логика, даже в этом вранье отражается характер героя. Наҹиная рассказ о своей петербургской жизни, герой понятия не имеет, каков будет его финал. Если в наҹале монолога он гордится лишь тем, ҹто не только переписывает бумаги, но и с наҹальником на дружеской ноге, то в конце он уже оказывается важным сановником, перед которым трепещут весь департамент и Государственный совет. Но ведь такая русская метаморфоза стала возможной благодаря соответствующей реакции слушателей, которые поҹтительно внимают каждому его слову. Они же задают ему темы для разговоров, ҹтобы выведать ҹто-нибудь о нем. Но тут возникает парадоксальная ситуация. Бесхитростный ҹеловек (без царя в голове), который врет не по плану и потому проговаривается, сам того не желая, обводит вокруг пальца видавших виды ҹиновников, которые принимают вздор Хлестакова за правду, а его истинное лицо за искусную маску. Неҹаянно сорвавшаяся с уст Хлестакова реплика: Как взбежишь по лестнице к себе на ҹетвертый этаж, скажешь только кухарке: На, Маврушка, шинель, принимается слушателями за искусно разыгранную им роль бедного ҹиновника. Таким образом, Гоголь использует здесь гениальный прием: он создает комиҹески нелепую ситуацию, которая служит благодатной средой для взаимной характеристики ҹиновников и Хлестакова, обнаруживших свои сокровенные меҹты о карьере, видном положении в обществе, не имея для этого никаких оснований. Испуганное воображение городской ҹиновниҹьей элиты делает возможным поразительное преображение ниҹтожного коллежского регистратора во всесильного вельможу, который в соответствии с их представлениями то образец тонкого обращения, то грозного наҹальника, который способен при слуҹае как следует распеҹь своих подҹиненных. А Хлестаков, неожиданно попавший в среду раболепствующих перед ним ҹиновников, наҹинает думать, ҹто знаки внимания оказываются ему потому, ҹто в нем есть неҹто знаҹительное, ҹто он лиҹность, способная пленять общество своим остроумием и изысканными столиҹными манерами. Герой обнаруживает способность, если только позволят обстоятельства, блестяще сыграть любую роль, которую ждут от него зрители. К полному удовольствию ҹиновников Хлестаков ведет себя как настоящий ревизор. Он может нагнать на всех страху, кое-кого обласкать своим вниманием, благосклонно принимать просителей, велиҹественно выслушивать просьбы и жалобы, просто и естественно брать взятки. Подҹеркивая ниҹтожность Хлестакова, в котором нет решительно ниҹего, ҹто заставляло бы принять этого фитюльку за важную персону, Гоголь сатириҹески облиҹает лиҹные недостатки этого героя и тем самым вскрывает глубоҹайшее противореҹие российской действительности, когда подобный, несколько приглупо-ватый ҹеловек мог стать для провинциального городка сановником, заставляющим хитрить, извораҹиваться, трепетать от страха или питать несбытоҹные меҹты. Хлестакова можно назвать образом в событиях, потому ҹто он существует только в испуганном воображении ҹиновников, боящихся справедливого возмездия за свои большие и малые грешки. Мастерство Гоголя-реалиста проявилось в том, ҹто он сумел создать живой образ, который будет актуален как для всех эпох, так и для всех времен и народов. Хлестаков воплощение плутовства, но плутовства во многом интеллектуального. Он с блеском приспосабливается к действительности, блестяще изображает роль того, кем не является. Возможно, в этом образе Гоголь и видел типиҹного представителя эпохи, ҹеловека, умеющего одураҹить и обмануть окружающих, пусть даже эти люди не меньшие подлецы, ҹем сам Хлестаков

Конспект урока по литературе 7 класс

Тема: Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Мастерство Н. В.Гоголя в создании образа Хлестакова.

Страх чиновников перед «ревизором»

Цель: показать, что страх чиновников перед «ревизором» является основой комедийного действия; помочь учащимся составить представ­ление о характере Хлестакова; развивать умение анализировать текст драматического произведения, учитывая его специфику (авторские ре­марки, реплики в сторону и др.); развитие навыков выразительного чте­ния; воспитывать непримиримость ко лжи, лицемерию, корыстолюбию.

Предварительная работа: чтение комедии «Ревизор»; работа над созданием проектов по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

Оборудование: вопросы викторины.

Ход урока

I. Организационный момент

II . Проверка домашнего задания

Проверка чтения. Составить план 2-го действия.

Возможный план:

1)В гостинице слуга Осип сетует на хозяина.

2)Является Иван Александрович Хлестаков, посылает Оси­па за обедом.

3)Приезжает городничий, их встреча.

4) Чистосердечные слова о цели путешествия.

5) Городничий предлагает приезжему денег и просит пере­ехать в его дом.

6)Приезжий неожиданно соглашается.

7) Городничий едет с Хлестаковым.

III . Подготовка учащихся к активному и сознательному усвое­ нию нового материала

- Какие поговорки или пословицы вы знаете со словом «страх»? (Не за страх, а за совесть; страшно, аж жуть; у страха глаза велики...)

Как вы понимаете пословицу «У страха глаза велики»?

Что испытывает человек, который чего-то боится? Может ли он в таком состоянии управлять своими поступками, действиями?

Как он говорит? (Учащиеся пытаются описать состояние челове­ка в страхе, что-то рассказывают о себе.)

IV. Усвоение новых знаний

1. Аналитическая работа с текстом. Чтение по ролям явле­ния VIII из 2-го действия (с. 33-39).

2. Ответить на вопросы под № 4 (с. 101 учебника) из до­машнего задания.

Физкультминутка

V . Проверка понимания учащимисянового материала

1. Контрольные вопросы (письменная работа в тетрадях).

1. Почему городничий не замечает никчемности Хлестакова, почему не слышит, когда второй говорит правду о себе? (Пред­ полагаемый ответ: страх перед мнимым ревизором делает, городничего не только слепым., но и глухим, он видит и слы­ шит только то, чего панически боится...)

2. Каким мы увидели Хлестакова во 2-м действии? Почему в пьесе способность «видеть и понимать» имеют только чита­тели (зрители), а другие персонажи - нет? (Предполагаемый ответ: читатели увидели истинное лицо Хлестакова, другим персонажам мешает страх...)

(Тетради собрать.)

2. Перспективное индивидуальное задание (получают 2-3 ученика). На следующих уроках по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор» и самостоятельном чтении проследить, как страх «руководит», «командует» чиновниками уездного города и городничим. Под­готовить сообщение «Страх чиновников перед "ревизором" - основа действия комедии».

VI . Закрепление нового материала

1. Беседа по вопросам.

Каким мы увидели Хлестакова во втором действии?

Этот герой вызывает симпатию или антипатию?

Правдив или лжив Иван Александрович Хлестаков при первой встрече с городничим?

2. Викторина.

Сюжеты каких знаменитых произведений Н. В. Гоголя бы­ли подарены ему А. С. Пушкиным? (Это сюжеты пьесы «Реви­ зор» и поэмы «Мертвые души». В 1833 году Пушкин, собирая материалы по истории пугачевского восстания, был принят губернатором одной из губерний за тайного чиновника из Мо­ сквы. Именно об этом случае Пушкин поведал Гоголю.)

Эпиграфом к какому произведению служит пословица: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»? (К комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя.)

Какой гоголевский персонаж говорил «басом с продолгова­той растяжкой, хрипом и сапом - как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют»? (Судья Ляпкин-Тяпкин.)

Кто из гоголевских персонажей брал взятки борзыми щен­ками?(Судья Ляпкин-Тяпкин, комедия Н. В. Гоголя «Ревизор».)

Какая должность была у Сквозник-Дмухановского - пер­сонажа комедии «Ревизор»? (Городничий.)

Какому персонажу комедии Гоголя «Ревизор» принадле­жат слова: «Александр Македонский - герой, но зачем же сту­лья ломать»? (Городничему.)

Название какого растения стало фамилией попечителя бо­гоугодного заведения из комедии «Ревизор»? (Земляника.)

VII . Домашнее задание

2. Подготовить сообщения «Жизненные цели Хлестакова», «Мечта Хлестакова», «Осмотр города Хлестаковым» (индивиду­альные задания выполняются на основе прочитанных действий).

VIII . Подведение итогов урока

IX . Рефлексия

Рабочие материалы учителя

Краткое содержание пьесы «Ревизор» (действие третье)

Анна Андреевна, в нетерпении и беспокойстве ожидая вестей, по-прежнему досадует на дочь. Прибегает Добчинский с запискою и рас­сказом о чиновнике, что «не генерал, а не уступит генералу», о его грозности вначале и смягчении впоследствии. Анна Андреевна читает записку, где перечисление соленых огурцов и икры перемежается с просьбою приготовить комнату для гостя и взять вина у купца Абду-лина. Обе дамы, ссорясь, решают, какое платье кому надеть.

Городничий с Хлестаковым возвращаются, сопровождаемые Зем­ляникою (у коего в больнице только что откушали лабардана), Хло-повым и непременными Добчинским и Бобчинским. Беседа касается успехов Артемия Филипповича: со времени его вступления в долж­ность все больные «как мухи, выздоравливают». Городничий произ­носит речь о своем бескорыстном усердии. Разнежившийся Хлестаков интересуется, нельзя ли где в городе поиграть в карты, и городничий, разумея в вопросе подвох, решительно высказывается против карт (не смущаясь нимало давешним своим выигрышем у Хлопова). Совершен­но взвинченный появлением дам, Хлестаков рассказывает, как в Пе­тербурге приняли его за главнокомандующего, что он с Пушкиным на дружеской ноге, как управлял он некогда департаментом, чему пред­шествовали уговоры и посылка к нему тридцати пяти тысяч одних ку­рьеров; он живописует свою беспримерную строгость, предрекает ско­рое произведение свое в фельдмаршалы, чем наводит на городничего с окружением панический страх, в коем страхе все и расходятся, когда Хлестаков удаляется поспать. Анна Андреевна и Марья Антоновна спорят, на кого больше смотрел приезжий, затем вместе с городничим наперебой расспрашивают Осипа о хозяине. Тот отвечает столь дву­смысленно и уклончиво, что, предполагая в Хлестакове важную персо­ну, они лишь утверждаются в том. Городничий отряжает полицейских стоять на крыльце, дабы не пустить купцов, просителей и всякого, кто бы мог пожаловаться.

Цель:
1. Получить представление о характере Хлестакова, понять, что такое «Хлестаковщина».
2. Развивающие: развитие творческого воображения учащихся, работа над художественными особенностями пьесы, развитие аналитических умений и навыков учащихся.
3. Воспитательные: формирование положительных нравственных ориентации; знание жизненной основы и обобщающего смысла комедии; воспитание вдумчивого читателя; формирование устойчивой нравственной позиции.
Методические приёмы: чтение отдельных эпизодов комедии, аналитическая беседа, анализ иллюстраций.

Оборудование: иллюстрации к комедии, эпиграф.

Эпиграф
Хлестакову принадлежит главная роль в действии, около него обращаются все прочие лица, как планеты вокруг солнца.

Ю. Манн.

Ход урока.

I. Организационный момент.
II. Опорное повторение.

В повседневной жизни мы окружены людьми. Десятки, может быть, сотни лиц за день, начиная с собственного отражения в зеркале по утрам. О чём говорят эти лица? Большинство из них наша память стирает даже раньше, нежели они исчезнут из поля зрения, некоторые задерживают внимание, возбуждают любопытство, приязнь или, напротив, антипатию — в зависимости от нашего характера, темперамента, настроения минуты.
А между тем личность — это сложное переплетение индивидуального и общего. Эти два противоречивые свойства в жизни выступают в неразрывном единстве, порождая своим противоборством неисчислимые тонкости человеческого поведения, а, следовательно, и внешних признаков его — мимики, жестов, даже характера причёски и одежды. Именно по этим неисчислимым тонкостям поведения, по внешним признакам мы и узнаём человека.
Вот, например, по данным признакам узнайте героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Викторина « Угадай героя»
1. Издаёт при разговоре звук, похожий на букву «и» и несколько на «е». По-русски не знает ни слова и считает, что если человеку суждено выздороветь, то он и так выздоровеет, а если умереть, то и так умрёт. (Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь.)
2. Считает, что жить на деревне лучше, так как там публичности и заботности меньше. А в Питере жизнь тонкая и политичная. Купцы его называют «почтенный», а он сам себя считает простым человеком. (Осип, слуга Хлестакова.)
3. Толстый, неповоротливый человек, но при всём том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив. О себе говорит, что «не жалеет ничего и ревностно исполняет службу». (Артемий Филиппович Земляника.)
4. Считает, что нет человека, который бы за собою не имел каких — нибудь грехов, так как это уже так самим Богом устроено. Поэтому он сам с удовольствием берёт и даёт взятки. (Антон Антонович Сквозник- Дмухановский, городничий.)
5. Этот герой говорит: «Не приведи Бог служить по учебной части! Всего боишься: всякий мешает, всякому хочется показать, что он тоже умный человек». (Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.)
Я думаю, что вы убедились: по деталям портрета, особенностям речи, по некоторым поступкам легко узнать человека, его невозможно спутать с другим в силу индивидуальности и неповторимости.
Целевая установка
Сегодня на уроке я предлагаю вам остановиться около портрета главного героя комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» Ивана Александровича Хлестакова, вникнуть в его суть, выявить положительные и отрицательные стороны. В этом нам поможет бессмертный текст комедии. Попробуем определить те самые крупинки, из которых складывал писатель своего героя. Мы узнаем, в чем заключено мастерство Н. В. Гоголя в создании образа Хлестакова.

III. Проверка домашнего задания
1. Чтение монолога выразительно.

Первым полную характеристику Ивану Александровичу Хлестакову даёт его слуга Осип. Кто, как ни слуга, знает о барине всё. Поэтому ему и слово. Внимательно послушайте монолог Осипа (Д. II, явл. 1), отметьте положительное и отрицательное в Хлестакове. (Один заранее подготовленный ученик читает выразительно монолог Осипа, весь класс работает с текстом, карандашом отмечает «+» и » — » Хлестакова.)
— О каких положительных и отрицательных свойствах Хлестакова говорит Осип?
(«+»: «каждый день доставай билеты в кеятр»; «-«: «профинтил денежки, сидит и хвост подвернул; кутит на батюшкины деньги; делом не занимается; гуляет по прешпекту», в картишки играет; не платит в трактире). (Эти признаки записываются на доске учителем в две колонки).
-Какова роль этого монолога? (Гоголь изображает ревизора через рассказ Осипа. Мы понимаем, что Хлестаков не ревизор, а ничтожный «елистратишка», прожигающий бессмысленно жизнь)
— С какой целью дан? (Познакомить с истинным Хлестаковым. Мы знаем, а город — нет.)
Это был Хлестаков, представленный слугой Осипом.
2.Анализ сцены. Хлестаков в трактире.
— А как раскрывается характер Хлестакова в его поведении, речи, жестах, мимике в трактире?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратим внимание на Хлестакова в трактире. Дома вы подготовили сообщение на эту тему.
Примерная творческая работа.
На главной улице уездного города расположено здание с огромными буквами «Трактиръ». Именно здесь две недели назад поселился Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга.
Ему отвели тёмную низенькую комнатку, так что, когда в неё заходишь, нужно пригнуть голову. В углу комнатёнки, под лестницей, покосившаяся кровать, вся всклоченная, застеленная кое-как покрывалом серо-зелёного цвета. В единственное окошечко, расположенное на уровне пола, не поступают солнечные лучи. В комнате темно.
Входит Хлестаков, молодой человек 23-24 лет, одетый по моде: чёрный фрак, узенькие белые брючки, шикарный бант украшает его шею, цилиндр и тросточка в руках. На лице — тоска, скука, в голодных глазах — огромное желание есть. Не снимая ботинок, он ложится на кровать. Жёлтые обои с незатейливыми картинками, наклеенными на стенах, создают впечатление безысходности и печали героя на данный момент его жизни. Долго он не может лежать, так как чувство голода не даёт ему покоя. Он вскакивает, ходит по комнате, разнообразно сжимает свои губы и, наконец, говорит громким и решительным голосом: «Эй, Осип!». Но Хлестаков настолько унижен безденежьем и боязнью оказаться на улице, его настолько мучит голод, что уже не столь решительным голосом он способен на робкую просьбу: » Ты ступай туда…». При этих словах Хлестаков прячет глаза, отворачивается от Осипа. Ему не ловко, он не решается уточнить «куда», поскольку там скорее всего откажут. Хлестаков видит, что Осип не хочет никуда идти, и тогда ему ничего не остаётся, как умолять слугу, поэтому голос его звучит тихо и вовсе не решительно. Он с трудом поизносит каждое слово. Фраза его изобилует долгими паузами, в голосе звучат извинительные интонации. Здесь мы понимаем, что хозяином положения становится слуга, что барин у него под каблуком! Но как преображается Хлестаков, когда в его комнату заходит слуга с тарелками и салфетками. Голос его вновь зазвучал громко и решительно, он подпрыгивает от радости на стуле, прихлопывает в ладоши, речь насыщена восклицательными предложениями. Хлестаков располагается за столом, как знатный господин в дорогом трактире на Невском. Теперь всё чаще звучит в адрес слуги не просьба, не мольба, а «дурак!», «канальи!», «подлецы, бездельники Хлестакова.
— Какие «+» и » — » качества Хлестакова нашли отражение в этой работе? («+»: молодой человек лет 23-24, одет по моде; «-«: труслив, высокомерен, нагл, груб со слугой)..

IV. Анализ 3 действия.

Но более всего, на мой взгляд, человек раскрывается в действии, в поступках. Поэтому кульминационным моментом в раскрытии образа Хлестакова является речь и действия Хлестакова в доме городничего. (Д. III,явл. 6.)

III. Чтение по ролям 6 явления. Сцена вранья.
IV. Вопросы для анализа.

— Какой Хлестаков был сейчас перед нами? (Бессознательный врун, фантазер)
-Скажите, Хлестаков врет сознательно, преследуя какую-то цель?
(нет)
— Каковы средства создания образа Хлестакова? Как вранье характеризует скудость его воображения?
Действие в эпизоде вранья Хлестакова (в 6-ом явлении III действия) развивается со всё нарастающей энергией. С одной стороны, россказни Ивана Александровича постепенно теряют всякую правдоподобность; с другой стороны, слушатели приходят в большой испуг от речи гостя. Их переживания выразительно передают ремарки (учащиеся приводят примеры). В конце сцены городничий, «походя и трясясь всем телом, силится выговорить» что-то, но с перепугу не может произнести ни слова.
Хлестаков не просто глуп, а «идеально» глуп. Ведь ему далеко не сразу приходит в голову, почему его так принимают в этом городе. Он так и не смог понять, за кого его принимают: в письме Тряпичкину он уверяет, что его «по петербургской физиономии и по костюму» приняли за генерал- губернатора (а отнюдь не за ревизора). Такое простодушие и не¬преднамеренность позволяют ему никого не обманывать: он просто играет те роли, которые навязываются ему чиновниками.
— Назовите, какие роли играет Хлестаков. Только ли это роль ревизора? Почему, не осознав, что он в глазах чиновников представляется ревизором, он все же смог сыграть эту роль?
За несколько минут мираж Хлестакова (действие третье, явление VI) вырастает до неимоверных размеров. На глазах чиновников Хлестаков делает головокружительную карьеру. — Какую оценку дают чиновники Хлестакову?
(Ответ на этот вопрос можно найти в 7-ом явлении III действия: «Вот оно, что значит человек!» и другие примеры).
(«+»: знаком с русской и зарубежной литературой, умеет увлечь слушателей; «-«: преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и службе в столице; придумывает небылицы).

V. Работа над 4 действием.

Гимном Хлестакову, на мой взгляд, звучит Д. IV, явл. 3-7, где герой, войдя в роль генерал-губернатора, берёт взятки, или, как он говорит, взаймы.
— Внимательно посмотрите отрывок, вслушайтесь в речь героев, всмотритесь в характеры и найдите не только плохое, но и хорошее в Хлестакове.
Учащиеся читают по ролям этот эпизод комедии.
— Какие положительные и отрицательные стороны героя проявляются в этой сцене?
(«+»: Хлестаков понял сущность всех чиновников; «-«: берёт взаймы, заведомо зная, что никогда не отдаст, т.е. берёт взятки).
- Портрет Хлестакова был бы не полным, если бы мы не рассказали о его отношении к женщине.
Было дано творческое задание — от лица Хлестакова рассказать об Анне Андреевне и Марье Антоновне.

Примерная творческая работа.
Я теперь живу в доме у городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой, не решился только, с которой начать, — думаю, прежде всего, с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все услуги. Она не дурна и даже аппетитна, но кокетка и ветрена. Переодевается за день четыре раза, тает от моих комплиментов и рассказов о Петербурге. Когда я объяснялся ей в любви, кажется, превзошёл самого себя. И не было мне разницы, кому говорить эти слова — Анне Андреевне или Марье Антоновне.
Дочка городничего — полная дурочка, просила меня написать стишки ей в альбом, влюбилась в меня по уши, наговорил я ей красивые слова о её платочке, шейке, губках, и поверила она в мою любовь. Хорошо, что к маменьке не приревновала.
— Какие качества Хлестакова открыли для себя?
(«+»: нравится женщинам; «-«: волочится и за Анной Андреевной и за Марьей Антоновной; цинично, несерьёзно относится к женщинам).
Характер Хлестакова раскрылся глубоко.
— Отчего это произошло, отчего перед ним стоят все на вытяжку? (Ему до этого нет дела: чтобы понять, надо подумать, а думать он не умеет. В его полупьяной голове при обремененном желудке всё передвоилось, всё перемесилось. Он не помнит, о чем он только что говорил.)
В результате нашей работы на уроке мы составили по ключевым словам словесный портрет, «паспорт» этого героя.

Хлестаков И.А

— Может ли человек, обладая таким набором «+» и » — » быть генерал- губернатором, сановником, ревизором? (Нет!)
— А почему его принимают за ревизора?
(Пустейшего человека, в котором не было и не могло быть ничего похожего на ревизора, приняли без тени сомнения за такового, так как сами чиновники этого хотели!).

VI. Обобщение. Выводы урока. Итак, давайте подведем итоги нашего урока. Давайте обобщим, что же необходимо, чтобы образ, созданный писателем, был целостным, являл собой написанный характер? (Показать разные грани характера героя, как бы показать читателю его с разных сторон).
— В чем мастерство Н.В Гоголя в создании образа Хлестакова?
Гоголю удалось создать образ, приближенный к жизни. Вспомните фразу
Хлестакова! « Я везде, я везде» Как вы ее понимаете? (Хлестаков живет во многих из нас).
— Есть ли Хлестаковы среди вас? (Гоголь писал: « Всякий хоть на минуту, если не несколько минут, делался или делается Хлестаковым». Гоголь создал типичный образ, который в литературе (да и в жизни) встречается.)
— Как вы понимаете слово «Хлестаковщина»?
Таким образом, в комедии Гоголь смеется не только над тем, что елистратишку приняли за фельдмаршала, сколько над тем, что пустышку приняли за идеал человека. Мы увидели в нём расчётливого хвастуна, жалкого честолюбца, чуть ли не создающего себе рекламу, красавца-франта и жалкого нищего.

VII. Домашнее задание: подготовить устное сочинение на тему: «Иван Александрович Хлестаков — чиновник из Петербурга ». Прочитать 5 действие.

No related posts.

♦ Рубрика: .