Что изучает синтаксис в русском. Синтаксис как наука (история и современность)

СИНТАКСИС. Определение С. В определениях С. отражены три основных направления в изучении грамматики (см.) в целом направления логическое, психологическое и формальное. Так, наиболее распространенными определениями С. являются: 1) определение его… … Литературная энциклопедия

- (греч., от syn вместе, и taxis порядок). Часть грамматики, излагающая правила соединения слов и самих предложений для выражения мысли. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СИНТАКСИС [гр. syntaxis… … Словарь иностранных слов русского языка

Синтаксис - СИНТАКСИС отдел грамматики, заключающий «учение о предложениях» по одним, «учение о словосочетаниях» по другим и «учение о значении форм слов и классов слов» по третьим. Определение синтаксиса тормозится трудностью определения предложения (см … Словарь литературных терминов

- (от греч. syntaxis построение, порядок) раздел семиотики, исследующий структурные свойства систем знаков, правила их образования и преобразования, отвлекаясь от их интерпретации (которую исследует семантика). С. формализованного языка называют… … Философская энциклопедия

Набор правил построения фраз алгоритмического языка, позволяющий определить, осмысленные предложения в этом языке. См. также: Синтаксис языков программирования Языки программирования Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

- (от греческого syntaxis построение, порядок), 1) способы соединения слов (и их форм) в словосочетания и предложения, соединение предложений в сложные предложения, способы порождения высказываний как части текста; типы, значения словосочетаний,… … Современная энциклопедия

- (от греч. syntaxis построение порядок),1) способы соединения слов (и их форм) в словосочетания и предложения, соединение предложений в сложные предложения; типы, значения и т. п. словосочетаний и предложений.2) Раздел грамматики, изучающий эту… … Большой Энциклопедический словарь

СИНТАКСИС, синтаксиса, мн. нет, муж. (греч. syntaxis составление) (линг.). Отдел грамматики, изучающий предложение, словосочетания. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

СИНТАКСИС, а, муж. 1. Раздел грамматики наука о законах соединения слов и о строении предложений. 2. Система языковых категорий, относящихся к соединениям слов и строению предложений. С. словосочетания. С. предложения. С. текста. С. разговорной… … Толковый словарь Ожегова

Муж., греч., грам., словосочиненье. Синтаксическия правила. Синтезис, ·лог. разбор от начала к последствиям, от частностей к общему. Синтетический способ разысканий, ·противоп. аналитический, разлагающий целое на части его, доходяший от явлений к … Толковый словарь Даля

- (греч. suntaxiV строй, система, в грамматике конструкция, грамматический строй речи) в европ. грамматике этимтермином обозначалась та часть ее, которая рассматривает законысочетания отдельных слов в целые предложения. Современная… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Подготовил: Дагбаев Дандар
Группа: 16453

Понятие синтаксиса

Синтаксис – это раздел лингвистики, изучающий строение
словосочетаний и предложений и функциональное взаимодействие в
них различных частей речи. Является составной частью грамматики

Основные единицы ситаксиса

Основными единицами синтаксиса считаются:
1)Словосочетание
2)Предложение
3)Текст- это высказывание, состоящее из ряда предложений, связанных по
смыслу, расположенных в определённой последовательности и
объединённых в целое единством темы и основной мысли.

Словосочетание – одна из основный единиц синтаксиса

Словосочетание - это соединение двух или более знаменательных слов,
связанных по смыслу и грамматически и представляющих собой сложные
наименования явлений объективной действительности, например:
студенческое собрание, статья по диалектологии, человек среднего роста,
читать вслух. Являясь наряду со словом элементом построения
предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных
синтаксических единиц. Некоторые грамматисты (Ф.Ф. Фортунатов, М.Н.
Петерсон) определяли синтаксис как учение о словосочетании.
Словосочетаниями не является:
¾ грамматическая основа;
¾ однородные члены предложения;
¾ служебная часть речи + существительное;
¾ фразеологизм.

Различаются словосочетания синтаксические и
словосочетания фразеологические. Первые изучаются в
синтаксисе, вторые - во фразеологии. Ср.: 1) красная материя,
железная балка, тупой взгляд; 2) красная смородина, железная
дорога, тупой угол.
Среди синтаксических словосочетаний выделяются
словосочетания свободные и несвободные. Первые легко
разлагаются на составляющие их части, вторые образуют
синтаксически неразложимое единство (в предложении
выступают в роли единого члена). Например: 1) нужная
книга, лекция по литературе, бежать опрометью; 2) два
студента, несколько книг.

Классификация словосочетаний по составу (по
структуре)
1. Простые словосочетания, как правило, состоят из двух
знаменательных слов.
Примеры: новый дом, человек с седыми волосами (=
седоволосый человек).
2. Сложные словосочетания образуются на основе
простых словосочетаний.
Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом
на юге.
Классификация словосочетаний по степени слитности
компонентов
По степени слитности компонентов выделяются
словосочетания:

синтаксически свободные
Примеры: высокий дом.
- синтаксически (или фразеологически) несвободные,
образующие неразложимое синтаксическое единство и
выступающие в предложении в роли одного члена:
Примеры: три сестры, анютины глазки.
Словосочетание рассматривается как единица
синтаксиса, которая выполняет коммуникативную
функцию (входит в речь) только в составе предложения.
Общепризнанно, что к словосочетаниям относятся
соединения слов на основе подчинительной связи (связи
главного и зависимого членов). Некоторые исследователи
признают также сочинительные словосочетания -
сочетания однородных членов предложения.

Предложение – одна из основных единиц синтаксиса

Другой основной синтаксической единицей является
предложение. Предложение - это минимальная
единица человеческой речи, представляющая собой
грамматически организованное соединение слов (или
слово), обладающее известной смысловой и
интонационной законченностью. Будучи единицей
общения, предложение вместе с тем является
единицей формирования и выражения мысли, в чем
находит свое проявление единство языка и мышления.

Члены предложения
Члены предложения - грамматически значимые
части, на которые делится предложение при
синтаксическом анализе. Они могут состоять как из
отдельных слов, так и из словосочетаний. Выделяют
два главных члена предложения: подлежащее и
сказуемое, которые находятся в предикативном
отношении, образуя предикативную единицу, и играют
наиболее важную роль. К второстепенным членам
предложения относятся объект, обстоятельство,
определение.

10.

Типы предложений
Предложение не всегда выражает мысль, оно может выражать вопрос,
побуждение, волю, эмоции. Согласно этому предложения бывают следующих
типов:
Повествовательное (декларативное) предложение сообщает о каком-либо
факте, действии или событии, либо содержит отрицание их: Я выйду на
улицу часов в одиннадцать. Я не буду долго собираться.
Вопросительное предложение побуждает собеседника ответить на вопрос
говорящего. Вопросительные предложения бывают следующих типов:
Собственно вопросительное предложение заключает в себе вопрос,
обязательно предполагающий ответ: Вы сделали работу? Он уже пришёл?
Вопросительно-утвердительное предложение содержит в себе информацию,
которая требует подтверждения: Так вы едете? Это уже решено? Ну, идём?
(см. также определение вопросительно-побудительного предложения)
Вопросительно-отрицательное предложение уже содержит в себе отрицание
того, о чём спрашивается: Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не
особенно приятно? И что же вы можете нам рассказать?

11.

Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные
предложения могут быть объединены в категорию вопросительноповествовательных предложений.
Вопросительно-побудительное предложение содержит в себе побуждение
к действию, выраженному в самом вопросе: Итак, может быть,
продолжим наше занятие? Займёмся сначала подготовкой? Ну, идём?
Вопросительно-риторическое предложение содержит в себе утверждение
или отрицание и не требует ответа, так как ответ содержится в самом
вопросе: Желанья… Что пользы напрасно и вечно желать?
Побудительное предложение содержит в себе волю говорящего, выражая
приказ, просьбу или мольбу. Побудительные предложения отличают:
побудительная интонация, сказуемое в форме повелительного
наклонения, присутствие частиц, вносящих побудительный оттенок в
предложение (ну-ка, давай, пусть).
Восклицательное предложение выражает эмоции говорящего, что
передаётся специальной восклицательной интонацией.
Восклицательными могут быть и повествовательные, и вопросительные,
и побудительные предложения.

12. Текст- одна из основный единиц синтаксиса

В языкознании текст – это несколько предложений, расположенных в
определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с
помощью разных языковых средств.
Текст имеет или может иметь заглавие. А поскольку текст является
законченным высказыванием, сообщает о чем-то, то в нем всегда есть тема.
Существовать текст может в двух речевых формах – диалога или
монолога. Вспомним, чтодиалог – это одна из форм речи, в которой обмен
высказываниями происходит непосредственно между участниками
беседы. Монолог – такая форма речи, в которой развернутое высказывание
состоит из ряда предложений, связанных по смыслу и грамматически;
обращен он к слушателям, читателям, самому себе (внутренний монолог).
Минимальной единицей текста является предложение. Предложения
объединяются в абзацы, параграфы, главы и т.д. Если единичное предложение
позволяет выразить мысль, то текст может развить ее за счет того, что каждое
последующее предложение в нем поясняет и дополняет предыдущее,
сообщает что-то новое.

13.

Количество предложений в тексте обычно не ограничивается, но может определяться,
например, задачами конкретного сообщения и достаточностью информации. Объем текста
устанавливает пишущий, говорящий. Если предложение выражает законченное и связное
целое, в котором высказана мысль, то текст может состоять и из одного предложения,
например, пословицы, поговорки, афоризмы.
Текст оформляется в соответствии с одним из стилей речи: разговорным, официальноделовым, публицистическим, научным или художественным. В некоторых случаях
допускается смешение стилей (например, как мы знаем, разговорный используется
писателями в художественных произведениях для дополнения образа персонажа), но те не
менее, стилевое единство – важнейший признак текста.
В зависимости от того, что является объектом нашего высказывания (какое-то понятие,
явление окружающей природы; жизненная ситуация), текст может принадлежать к одному
из типов речи: описанию, повествованию, рассуждению. Кратко вспомним их признаки.
Итак, описание – тип текста, описывающий признаки предметов, явлений, животных,
человека. Описательный текст может быть создан в любом стиле и либо начинается с
общего признака, либо заканчивается им. В рассуждении утверждается или отрицается
какое-то явление, факт, понятие. Текст-рассуждение должен соответствовать четкому плану
и содержать тезис, аргументы, доказывающие его и вывод. Текст-рассуждение, как правило,
относится к научному стилю. И последний тип речи – это повествование, в котором
передается определенная последовательность событий. Повествовательный текст чаще
всего встречается в художественных произведениях и разговорной речи. Обычно в
художественном тексте-повествовании присутствуют такие основные композиционные
элементы как экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

14. Категория модальности

Модальность - семантическая категория, выражающая отношение говорящего к
содержанию его высказывания, целевую установку речи, отношение содержания
высказывания к действительности. Модальность является языковой универсалией,
принадлежит к числу основных категорий естественного языка.
Модальность включает в себя разнородные модальные характеристики, которые
проявляются в разных аспектах структуры предложения, зачастую наслаиваясь одна
на другую. Они очень разнородны: утверждение – вопрос – побуждение, реальность
– достоверность – вероятность – нереальность, утверждение – отрицание,
необходимость – возможность – намерение и т.д. Трудность изучения модальности
заключается в том, что в живом языке модальные оттенки перекликаются с
экспрессивными и даже эмоциональными.

15.

1.Модальную характеристику предикативной оси предложения определяют
отношения первого типа. Модальность предложения – это субъективнообъективное отношение содержания высказывания к действительности с точки
зрения его реальности, соответствия или несоответствия действительности.
Соответственно, различается модальность реальная (прямая) и нереальная
(ирреальная, косвенная, гипотетическая). Грамматически основная
(предикативная) модальность выражается категорией наклонения:
изъявительного, условно-желательного, побудительного. Способ выражения
основной модальности при помощи категории наклонения является морфологосинтаксическим.
Выражать модальность может и интонация. Например, по отношению к
инфинитивным предложениям можно говорить об интонационносинтаксическом способе выражения модальности

16.

Из тех типов предложений (повестоват., побудит., вопросит.,) только
побудительные отличаются единством модального значения, они
представляют одну из основных разновидностей ирреальной модальности.
Повествовательные предложения распадаются на два типа: с реальной
модальностью и с нереальной. Весна идет, Он бы сам к вам явился, да
побоялся. Что касается вопрос. предложений, то, так как познавательная
установка не является разновидностью модального значения, вопрос. не
является средством выражения высказывания к действительности. В
отношении к категории модальности вопрос. предл. делятся на несколько
типов: а) вопрос. только по форме, но не по существу (к примеру,
риторический вопрос), в модальном плане как повествовательные; 2) предл.,
чья вопрос. форма является экспрессивным средством побуждения к
действию; как побудительные; 3) в основе собственно вопрос. предл. лежит
представление о реальности или нереальности искомого, может быть
использована форма как условного, так и изъяв. наклонения.
Противопоставление предложений по утвердительности – отрицательности
отвечает первому условию инвариантности (реальность/ирреальность),
однако само это противопоставление – собственно смысловое,
накладывается на выраженное в предложении модальное значение

17.

2.Отношение говорящего к содержанию высказывания. Основным средством
выражения субъективной модальности служат вводные (модальные) слова.
Вводных слова, определяющие отношение говорящего к содержанию
высказывания (эмоц. реакция, стремление к логическому упорядочению речи
и т.д.): 1) слова (сочетания слов), вносящие в высказывание значение
уверенности, убежденности говорящего: разумеется, несомненно, безусловно,
действительно; 2) предположительность, неуверенность: вероятно, должно
быть, возможно.
В отличие от основном (объективной) модальности, модальность
субъективная – признак необязательный. Различается общая субъективная
модальность (если относится к предикату) и частная (если относится к одному
из остальных компонентов предложения). Объективная и субъективная
модальности взаимодействуют, но не перекрещиваются. Также со вводными
модальными словами соотносятся и наряду с ними являются выражением
субъектив. модальности многие модальные частицы, связанные со значением
достоверности высказывания (вряд ли, едва ли, небось)

18.

3. Отношение между действием (предикативным признаком) и его
субъектом. Чаще всего выражается посредством модальных слов,
включаемых в состав предиката: мочь, хотеть, желать, можно, возможно,
желательно, нужно, должен, намерен + некоторые модальные сущ. Эти
модальные отношения можно назвать внутрисинтаксическими, в отличие от
внешнесинтаксических (1, 2). Внутрисинтаксическая модальность
выражается в основном лексическими средствами (модальное значение,
заключенное в словах определенных разрядов). Если основная модальность
предложения лишь выявляет одно из модальных значений, совокупность
которых заложена в инвариантной модели предложения, в структуре его
предикативной оси, толексическая модальность прибавляет к это оси
семантический компонент, равный лексическому значению модального
слова. Грамматическая модификация предложения обязательна, а
семантическая лишь возможна. Общее условие лексической модальности –
наличие в предложении синтаксических значений субъекта и действия
(процесс. признака)

19. Актуальное членение предложения

Актуаа́льное членеа́ние предложеа́ния - используемый в лингвистике принцип
разделения предложения на:
исходную, изначально данную составляющую (то, что считается известным или может
быть легко понято), называемую темой, исходной точкой или основой;
новую, утверждаемую говорящим составляющую (то, что сообщается об исходной
точке высказывания), называемую ремой или ядром;
элементы перехода.
Например: «он (тема) оказался (переход) прекрасным учителем (рема)».
Актуальное членение предложения исходит из выражения им конкретного смысла
в контексте данной ситуации - в противоположность формальному членению
предложения на грамматические элементы.
Если тема предшествует реме, порядок слов в предложении называется объективным,
в противном случае - субъективным, например: «отец (тема) идёт (рема)» - если
ждут отца; «отец (рема) идёт (тема)» - если услышали шаги.
Актуальное членение предложения может выражаться порядком слов, интонацией и
другими средствами.

20. Список литературы

1. Грамматика русского языка. М., 1954, 1960 - Т. 2, ч. 1 и 2.
2. Современный русский язык в трех частях / В.В. Бабайцева,
Л.Ю. Максимов. М, 1987.
3. Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке. М.,
1980.
4. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М.,
2008.
5. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном
русском языке. М., 2004.
6.Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского
языка. М., 1973

§1. Предмет синтаксиса

Синтаксис - лингвистическая дисциплина, изучающая синтаксические связи слов в словосочетании и предложении, а также связи простых предложений в составе сложных. Соответственно выделяются три единицы синтаксиса. Каждая имеет свою природу и свойственные ей признаки.

Синтаксис - это уровень структуры языка.

§2. Единицы синтаксиса

Единицы синтаксиса:

  • словосочетание
  • простое предложение
  • сложное предложение

Важно понимать, что предложения и словосочетания - это единицы разного уровня. Почему ими занимается одна лингвистическая дисциплина - синтаксис? Потому что для синтаксиса важно, как из слов на основе синтаксических связей создаются разные синтаксические конструкции.
Слова соединяются в словосочетания, а словосочетания складываются в предложения. Предложение - это синтаксическая конструкция более высокого уровня, чем словосочетание. Оно иначе организовано: в каждом предложении выделяется грамматическая основа . В простых предложениях грамматическая основа одна. Если в предложении более одной грамматической основы, то это предложение сложное.

лежать на печи

словосочетание

Емеля лежал на печи.

простое предложение, грамматическая основа: Емеля лежал

Пока Емеля лежал на печи, вёдра сами сходили на реку за водой.

сложное предложение, состоящее из двух простых, имеющих грамматические основы: Емеля лежал и вёдра сходили

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Что изучает синтаксис?

    • фонетическое строение слова
    • морфемное строение слова
    • части речи
    • синтаксические связи слов в словосочетании и предложении, а также связи простых предложений в составе сложных
  2. Верно ли полагать, что синтаксические конструкции создаются на основе синтаксических связей?

  3. Какие единицы языка изучает синтаксис?

    • слово и словосочетание
    • словосочетание, простое предложение и сложное предложение
    • морфемы
  4. Есть ли словосочетание в предложении: Праздники прошли .?

  5. Сколько грамматических основ в предложении: Улыбайся, даже если тебе не улыбнутся в ответ .?

  6. Простым или сложным является предложение: Что тебе нужно для счастья?

    • простое предложение
    • сложное предложение

Предмет и фундаментальные понятия синтаксиса. Термин «синтаксис» (от греч. syntaxis «составление», «построение», «порядок», «строй») употребляется в двух значениях: 1) синтаксический строй, особый ярус языка, включающий совокупность синтаксических явлений; 2) раздел грамматики, изучающий законы и правила построения связной речи в ее отдельных фрагментах.

Синтаксис в значении «синтаксический строй, особый ярус языка» соотносится с «объективно существующей системой синтаксических средств и правил их использования, находящейся в распоряжении говорящего коллектива», «непосредственно соотносится с процессом мышления и процессом коммуникации: единицы других уровней языковой системы участвуют в формировании мысли и коммуникативном ее выражении только через синтаксис. В этом специфика синтаксиса как реального явления и как научного объекта».

Как раздел грамматики синтаксис ориентирован на научное постижение синтаксического строя языка, правил построения речи. Объектом изучения в синтаксисе являются коммуникативные языковые средства разной сложности и составляющие их части через отношение к целому. Синтаксис характеризуется как «организующий центр грамматики».

Термином «синтаксис» в последнее время называют также подразделы, выделяемые внутри раздела «Синтаксис» (так, например, говорят о синтаксисе словосочетания, синтаксисе предложения и т.д.), и направления в синтаксической науке (структурный синтаксис, семантический синтаксис, функциональный синтаксис и т.д.).

Фундаментальными понятиями синтаксиса как науки о синтаксическом строе языка, о законах и правилах построения связной речи являются: «синтаксическая связь», «синтаксические единицы», «синтаксическое значение», «синтаксическая функция», «синтаксическая форма», «синтаксическая категория».

Названные шесть понятий – «синтаксическая связь», «синтаксические единицы», «синтаксическая функция», «синтаксическое значение», «синтаксическая форма», «синтаксическая категория» – являются исходными, сквозными для синтаксиса, без них вряд ли возможно научное описание и осмысление синтаксического строя языка. Эти понятия тесно связаны между собой, поэтому характеристику любого из них можно дать только с использованием соотносительных понятий.

В данном введении понятиям «синтаксическая связь», «синтаксические единицы», «синтаксическая функция», «синтаксическое значение», «синтаксическая форма», «синтаксическая категория» дается самая предварительная, весьма абстрактная характеристика. Конкретное содержательное наполнение этих понятий, иначе говоря – своеобразное «восхождение от абстрактного к конкретному» при их интерпретации, будет осуществляться в ходе изложения содержания отдельных разделов синтаксиса.

Синтаксическая связь – это различного рода формальные и содержательные взаимоотношения компонентов отдельных фрагментов речи (см. раздел «Учение о синтаксической связи»). Так, например, в словосочетании медный самовар слова обнаруживают между собой связь как содержательную (прилагательное медный обозначает атрибутивный признак имени существительного самовар ), так и формальную (зависимое прилагательное медный формально согласуется с опорным именем самовар в мужском роде, единственном числе, именительном падеже).

Синтаксическая единица – это определенный фрагмент связной речи, характеризующийся разным объемом и обладающий в разной степени признаками целого, т.е. связной речи. Синтаксические единицы отличаются друг от друга структурно-строевыми, содержательными и функциональными признаками.

Бесспорными синтаксическими единицами являются словосочетание и простое предложение. В разных вузовских учебниках наряду с названными синтаксическими единицами выделяются еще и другие синтаксические единицы более высокого уровня – сложное предложение и сложное синтаксическое целое. В данной книге рассматривается также единица низшего уровня, называемая термином синтаксема.

Конститутивные синтаксические признаки каждой из названных синтаксических единиц отражаются в специфическом, свойственном только для нее триединстве «значение – функция – форма». Диалектическое триединство «значение – функция – форма» можно представить как комплекс вопросов «что? – для чего? – как?».

Синтаксическое значение – это абстрактное содержание, выражаемое в синтаксических единицах. Суть понятия «синтаксическое значение» можно выразить в вопросе «что?»: ЧТО обозначает, ЧТО выражает, ЧТО отражает та или иная синтаксическая единица?

Синтаксические единицы могут выражать различные синтаксические значения: определительные (атрибутивные), обстоятельственные различных типов (причинные, пространственные, целевые, временные, условные и т.д.), объектные различных типов (прямого объекта, инструментального объекта, адресатного объекта и т.д.), значение предикативности и др. Так, например, в словосочетании медный самовар выражаются определительные отношения, в словосочетании читать книгу – отношения прямого объекта и т.д.

Наиболее абстрактным синтаксическим значением, свойственным любому предложению, является предикативность, которая характеризует содержание предложения через отношение к действительности – либо как реальный факт, имеющий временную определенность (Дети играют в лапту; Дети играли в лапту; Дети будут играть в лапту ), либо как факт ирреальный вне временной определенности (Дети играли бы в лапту; Пусть дети играют в лапту ).

Для обозначения синтаксического значения используются и другие синонимические термины – «синтаксические отношения», «смысловые (содержательные) отношения», «синтаксический смысл».

Синтаксическая функция – предназначение, роль синтаксической единицы, синтаксических средств и категорий в речи, в коммуникативном акте, в построении коммуникативной единицы. Суть понятия «функция» можно выразить вопросом «для чего?»: ДЛЯ ЧЕГО служат синтаксические единицы, синтаксические средства и категории в речи? Так, словосочетание медный самовар предназначено быть материалом для построения коммуникативных единиц (ср.: На столе стоял медный самовар; Мы пили чай из медного самовара; Мать вышла во двор с медным самоваром в руках и т.д.). В составе предложения каждый из составных компонентов данного словосочетания выполняет функцию самостоятельного члена предложения, т.е. вписывается в позиционную структуру предложения. Важность понятия функции для синтаксиса отмечается многими современными учеными.

Понятия «синтаксическое значение» и «синтаксическая функция» содержательно довольно близки. Синтаксическое значение может создаваться за счет функционирования, поэтому речь может идти о функциональной семантике языковых единиц. С другой стороны, функция языковой единицы может определяться ее синтаксической семантикой, в таких случаях можно говорить о семантической функции.

Различие между понятиями «синтаксическое значение» и «синтаксическая функция» заключается в следующем: понятие «синтаксическое значение» направлено на внутреннее содержание синтаксической единицы, рассматриваемой обособленно, вне отношения к включающей конструкции; понятие же «синтаксическая функция» ориентировано на выявление роли синтаксической единицы в составе единиц более высокого уровня.

Функция и значение в одних случаях могут накладываться и быть изосемичными, в других случаях четко расходятся. Например: синтаксическое значение синтаксемы при школе – обстоятельственное места; в предложении же оно может выполнять разные синтаксические функции – как изосемичную функцию, т.е функцию обстоятельства места (При школе имеется сад ), так и неизосемичную функцию, например функцию несогласованного определения (Сад при школе очень ухожен ). Следует отметить, что во втором случае синтаксема при школе , будучи несогласованным определением, все же сохраняет свою внутреннюю пространственную семантику.

Синтаксическая форма – это понятие, обобщающее конструктивно-строевые признаки синтаксических единиц. Суть этого понятия выражается обобщающим вопросом «как?»: КАК построена, КАК организована в конструктивном плане синтаксическая единица? Структурные характеристики синтаксических единиц зависят от сложности строения последних.Чем сложнее синтаксическая единица, тем бόльшим набором структурных признаков она обладает.

К формальным, строевым характеристикам синтаксических единиц относятся, в частности, средства связи, представленные в синтаксической единице, синтаксически существенные способы морфологического или синтаксического выражения ее компонентов, структурные схемы (модели) построения синтаксических единиц и т.д.

Например, структурные признаки словосочетания медный самовар можно охарактеризовать следующим образом: это двухкомпонентное (бинарное) соединение слов, состоящее из опорного имени существительного самовар мужского рода, имеющего форму именительного падежа, единственного числа, и зависимого от него прилагательного медный , которое согласуется с опорным словом в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; связь компонентов выражается с помощью окончания прилагательного. Данное словосочетание построено по типовой структурной схеме AN, где А – знак-символ прилагательного (и других адъективных слов), N – знак-символ имени существительного. Синтаксическая форма выступает как носитель синтаксического значения и синтаксической функции той или иной языковой единицы.

Для характеристики различных сторон формальной устроенности синтаксических единиц могут быть использованы также понятия «синтаксическая структура», «синтаксическая конструкция», «структурная схема».

Понятия «синтаксическое значение», «синтаксическая функция», «синтаксическая форма» составляют в совокупности диалектическое триединство «значение – функция – форма», отражающее взаимосвязь и взаимодействие содержательных, функциональных и строевых признаков синтаксических единиц.

Синтаксическая категория – это понятие, обозначающее единство определенного синтаксического значения и совокупности многоразличных форм его выражения. Если исходить из того, что языковая категория – это «любая группа языковых элементов, выделяемая на основании какого-либо общего свойства», то синтаксическую категорию можно определить как любую группу синтаксических элементов, выделяемую на основании общности каких-либо синтаксически значимых их свойств. А любая общность (однотипность) предполагает и наличие различительных свойств в объединяемых элементах. Так, например, синтаксическая категория модальности представляет собой единство синтаксического значения реальности/ирреальности и совокупности форм выражения этого значения (формы наклонения, интонация, частицы и др.); синтаксическая категория субъектности представляет собой единство синтаксического значения носителя предикативного признака и многоразличных способов его выражения: именительный падеж (Я чувствую озноб ), дательный или винительный субъекта (Мне холодно; Меня знобит ), творительный субъекта (Дом стоится плотниками ), личные окончания глагола(Люблю бродить по осеннему лесу ).

Сопоставительная характеристика синтаксических единиц. Следует отметить, что вопрос о количестве синтаксических единиц не получил однозначного решения ни в научной, ни в учебной литературе. В разных вузовских учебниках и пособиях количество синтаксических единиц колеблется от двух до пяти. При этом можно выявить разную степень признанности выделяемых синтаксических единиц. Если выделяются только две синтаксические единицы, то это обязательно словосочетание и предложение. Если говорится о трех синтаксических единицах, то, как правило, это словосочетание, простое предложение и сложное предложение. Если речь идет о четырех синтаксических единицах, то, безусловно, таковыми признаются словосочетание, простое предложение, сложное предложение и сложное синтаксическое целое.

Логика движения мысли при выделении синтаксических единиц предполагает выявление еще и элементарной синтаксической единицы, из которой строятся словосочетания, а также – частично – и простые предложения. Такая элементарная синтаксическая единица получила терминологическое обозначение посредством понятия «синтаксема» (или «синтаксическая форма слова») и подробно описана в работах Г.А. Золотовой.

Учитывая сказанное, в нашей книге принята пятикомпонентная система синтаксических единиц: синтаксема, словосочетание, простое предложение, сложное предложение, сложное синтаксическое целое. Представим предварительную, самую общую характеристику пяти перечисленных синтаксических единиц.

Синтаксема (или синтаксическая форма) относится к первичным, элементарным единицам синтаксиса, из которых формируются и на которые членятся синтаксические единицы более высокого порядка – словосочетания и простые предложения: в шкафу, из страха, по закону, из глины, читать, бегу, человек, книги и т.д. Синтаксемы являются носителями элементарных синтаксических смыслов – субъектных, объектных, определительных, пространственных, причинных, целевых и других типов отношений. Систематизированный репертуар синтаксем как элементарных синтаксических единиц получил лексикографическое представление в Синтаксическом словаре Г.А. Золотовой.

Синтаксема – это единица, связывающая морфологию и синтаксис: она представляет собой морфологическую форму, рассматриваемую в синтаксическом ракурсе, т.е. как элемент синтаксических построений. Например, словоформе по болезни при ее рассмотрении сквозь призму синтаксиса приписывается причинное значение. В соответствии с этим значением, данная словоформа может функционировать в составе предложения как обстоятельство причины (Он не пришел на занятия по болезни ), как несогласованное определение с дополнительным причинным значением(За отсутствие по болезни не наказывают ). Как синтаксическая единица, синтаксема обладает собственными формальными признаками, синтаксическим значением (является носителем элементарного смысла), функциональными свойствами.

Словосочетание – это минимальная синтаксическая единица, в которой признаки связной речи представлены эксплицитно. Словосочетанием является грамматически оформленное посредством подчинительной связи соединение двух или более знаменательных слов, возникающее в результате распространения какого-либо опорного слова: синий платок, весело смеяться, берег реки. По своей форме и синтаксическому значению синтаксемы и словосочетания не могут выполнять коммуникативной функции, они участвуют в построении коммуникативных единиц и только в их рамках участвуют в процессе коммуникации. Поэтому синтаксема и словосочетание являются синтаксическими единицами д о к о м м у н и к а -т и в н о г о уровня. В рамках синтаксиса они выполняют н о м и н а т и в н у ю функцию, являясь наименованиями отдельных фрагментов обозначаемых в предложениях ситуаций.

К к о м м у н и к а т и в н ы м единицам (или к единицам коммуникативного уровня синтаксиса) относятся простое предложение, сложное предложение и сложное синтаксическое целое. Именно эти единицы по своему значению и строению предназначены выполнять коммуникативную функцию.

Простое предложение – это минимальная, монопредикативная коммуникативная единица, имеющая в своем составе одно грамматическое ядро, в котором выражается единая отнесенность всего содержания предложения к действительности. Например: Летучая известковая дымка парила над низинкой (Л. Леонов); В душном воздухе молчанье (Ф. Тютчев); Мне наскучило ждать (Н.В. Гоголь); В лесу было тихо и сыро (В. Набоков).

Сложное предложение – это коммуникативная полипредикативная синтаксическая единица, компонентами которой являются простые предложения, связанные между собой тем или иным типом синтаксической связи. Полипредикативность сложного предложения обусловлена тем, что каждое из простых предложений в его составе имеет собственную предикативность, представленную в его предикативном ядре категориями времени и наклонения, а все сложное предложение в целом выражает множественную отнесенность к действительности. Например: Солнце поднималось все выше и выше, равномерно озарялся город, и улица оживала… (В. Набоков); Молчание тайги и гор задавило бы людей, если бы не река – она одна шумела на всю округу (В. Шукшин).

Сложное синтаксическое целое – это минимальный фрагмент текста, состоящий из простых и сложных предложений, связанных между собой средствами межфразовой связи и объединенных общей микротемой. Например: Спор поколений – это закон жизни. Каждое новое поколение начинает с того, что оспаривает опыт предшествующего. Этот закон действует не только в широких общественных масштабах (К.Я. Ваншенкин).

Между названными пятью синтаксическими единицами – синтаксемами, словосочетаниями, простыми предложениями, сложными предложениями, сложными синтаксическими целыми – устанавливаются иерархические отношения последовательного вхождения друг в друга (при взгляде «снизу») и последовательного членения более сложных синтаксических единиц на простые до получения предела их членения (при взгляде «сверху»).

В пятикомпонентной системе синтаксических единиц простое предложение занимает центральное место. Это определяется прежде всего тем, что простое предложение представляет собой минимальную коммуникативную синтаксическую единицу, предназначенную для передачи относительно законченной информации. Кроме того, простое предложение – это своеобразная начальная точка отсчета для сложного предложения и сложного синтаксического целого (поскольку простое предложение участвует в их формировании) и конечная точка для словосочетания и синтаксемы (поскольку именно в его составе находят свое применение названные единицы). Центральность позиции простого предложения в системе синтаксических единиц обусловлена также тем, что именно на материале простого предложения строятся многие теоретические концепции предложения, разрабатываемые в рамках абсолютного большинства научных направлений в синтаксисе.

Структура синтаксиса как раздела науки о языке. Синтаксис как раздел грамматики имеет свою внутреннюю структуру. В данной книге синтаксис представлен как комплекс восьми разделов, каждый из которых объединен единством предмета описания:

1. Учение о синтаксической связи.

2. Синтаксис синтаксемы.

3. Синтаксис словосочетания.

4. Синтаксис простого предложения.

5. Синтаксис осложненного предложения.

6. Синтаксис сложного предложения.

7. Синтаксис предложения с прямой речью.

8. Синтаксис сложного синтаксического целого.

Первый раздел синтаксиса посвящен описанию синтаксической связи. Учение о синтаксической связи выделено в первый раздел, поскольку предметом синтаксиса является с в я з н а я речь и исходным понятием синтаксиса является понятие связи.

Разделы «Синтаксис синтаксемы», «Синтаксис словосочетания», «Синтаксис простого предложения», «Синтаксис сложного предложения», «Синтаксис сложного синтаксического целого» выделены в соответствии с типами синтаксических единиц.

Отдельный раздел составляет «Синтаксис осложненного предложения». Следует отметить, что осложненное предложение ни в одном из известных учебников по синтаксису не квалифицируется как особая синтаксическая единица. Однако осложненное предложение имеет свою теорию, собственную систему терминов, свои конструктивно-строевые, семантические и функциональные особенности, что позволяет поставить вопрос о возможности выделения соответствующего типа предложения в качестве особой синтаксической единицы.

Выделение раздела «Синтаксис предложения с прямой речью» обусловлено тем, что данный тип предложений по своим специфическим содержательным, конструктивным, функциональным свойствам не может быть безоговорочно включен ни в систему сложных предложений, ни в систему сложного синтаксического целого. В связи с тем, что предложения с прямой речью находятся в трансформационных отношениях с предложениями с косвенной речью, в этом разделе предполагается описание общих правил преобразования предложений с прямой речью в сложноподчиненные предложения с косвенной речью.

Примыкает к «Синтаксису» как разделу науки о языке «Пунктуация», входящая, наряду с «Орфографией» и «Графикой», в «Теорию письменной речи».

Синтаксис в системе языка. В сфере синтаксиса сосредоточены те языковые средства, которые непосредственно служат для общения и без использования которых общение не может быть осуществлено. Для оформления мысли недостаточно знания только слов, их форм, необходимо установить между ними связи, соотнести сообщаемое с действительностью.

Непосредственная связь синтаксиса с мышлением, общением определяет место синтаксиса в системе ярусов языка. В языке выделяются ярусы фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический. Синтаксис представляет собой высший ярус, «венчающий многоэтажное здание языка».

Как верхний ярус языка, синтаксис опирается на нижние ярусы. По мере продвижения от нижних ярусов языка по направлению к синтаксису накапливаются синтаксически существенные характеристики языковых единиц, категорий, явлений, изучаемых в «Фонетике», «Лексике», «Словообразовании», «Морфологии».

Синтаксическая сторона языка начинает изучаться в фонетике . Синтаксически ориентированным элементом фонетического строя языка является интонация. Интонационная оформленность – это необходимый признак любой коммуникативной единицы. Посредством интонации выделяются также коммуникативно существенные компоненты высказываний.

Синтаксис обнаруживает связи с лексикой . Синтаксические признаки лексических единиц учитываются при их коммуникативно ориентированной семантической классификации. Типовые значения лексических единиц предопределяют наиболее частотные типы их функционирования в составе предложения. Так, например, слова с темпоральным значением довольно часто функционируют в качестве обстоятельства времени: лето, зима, час, год, минута и др.: Через год он идет в армию; Они к нам приезжали прошлой зимой ; Через минуту прозвенит звонок . Слова с пространственным значением ориентированы на частотное функционирование в качестве обстоятельства места: По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит; Около леса расположилась небольшая деревушка ; На лугу пасутся кони. Лексический фактор предопределяет также различное функционирование одинаковых морфологических форм. Ср.: подойти к столу (обстоятельство места) и подойти к вечеру (обстоятельство времени), говорить с волнением (обстоятельство образа действия) и говорить с другом (дополнение).

Характер лексических значений слов определяет их синтаксическую активность или пассивность. Синтаксически активные слова обладают сильными синтаксическими связями, или валентностями. Без реализации сильной связи синтаксически активные слова не могут функционировать в речи. Например, в словосочетании прибить картину к стене опорный глагол прибить требует обязательной сочетаемости со словоформами, отвечающими на вопрос что? и к чему? Слова с сильными связями называются релятивными. Количество релятивных слов в лексике языка велико. Распространение релятивных слов зависимыми словоформами в составе предложения, таким образом, обусловливается двумя факторами: а) необходимостью реализации их сильных связей и б) необходимостью представить информацию в наиболее полном объеме.

Слова синтаксически пассивные не требуют обязательного распространения (молчать, стол и др.). Они могут использоваться в составе предложения без распространителей, т.е. абсолютивно (ср.: Все молчали; В углу комнаты стоял стол ). Такие слова называются абсолютивными. Абсолютивные слова, использованные в составе предложения, могут быть распространены в целях расширения информации (ср.: В углу комнаты стоял большой стол с вазой ).

Синтаксис обнаруживает связи и со словообразованием . Синтаксически существенными словообразовательными признаками слов являются приставки в глаголах; они диктуют предложно-падежную форму зависимым именам: во йти в дом, до ехать до деревни, вы йти из комнаты, при бить к стене и т.д. Синтаксически ориентированным является транспозитивное словообразование, или так называемая синтаксическая деривация: смелый – смелость, ходить – ходьба, хождение. Этот тип словообразования осуществляет, например, формальный перевод признакового понятия в имя существительное и дает этому понятию возможность функционировать подобно понятию предметному; ср.: смелый охотник и Я поражен смелостью охотника.

Наиболее тесной является связь синтаксиса с морфологией . Морфология, изучающая части речи, их категории и формы, по сути служит синтаксису, все морфологические средства и категории предназначены для функционирования в предложении. Так, категории рода, числа, падежа служат для установления связи между словами в словосочетании и предложении. Глагольные категории лица и залога участвуют в конструктивной организации предложения (лицо глагола оформляет предикативное ядро двусоставного или односоставного предложения; залог оформляет активные и пассивные конструкции); наклонение и время оформляют категорию предикативности как основного, конституирующего признака предложения. Служебные части речи (союзы, предлоги, частицы), междометия и модальные слова обнаруживают свое истинное бытие только в сфере синтаксиса.

Таким образом, синтаксические свойства языковых единиц начинают изучаться задолго до раздела «Синтаксис».

Сложный русский язык изучают множество разделов наук: орфография, орфоэпия, морфология и многие другие. Эта статья поможет понять, что такое синтаксис и что он изучает.

Что такое синтаксис?

Синтаксис - раздел науки о языке, который занимается изучением строения и связей между частями речи в словосочетаниях и предложениях.

В темы, которые изучает синтаксис, входят следующие:

  • Построение и состав предложений и словосочетаний
  • Виды связей слов внутри синтаксических единиц
  • Различные типы синтаксических единиц и их роль в языке
  • Главные и второстепенные члены предложения, грамматическая основа

Наука синтаксис появилась только в 19 веке, хотя предпосылки развития были еще в античные времена. В разные времена существовали разные понятия о главной синтаксической единице. Когда-то считалось, что это предложение или словосочетание, а в другое время за неё принимали текст целиком.

Единицы синтаксиса

Существуют три основные синтаксические единицы:

  1. Словосочетание-два и более слова, связанные между собой подчинительной связью. Используется с целью описания или наименования чего-либо, а не средством повествования. Оно не выражает полную и законченную мысль. Словосочетаниями не являются те слова, которые являются подлежащим и сказуемым или имеющие сочинительную связь. Например, «Дождь идет» или «умный и красивый».
  2. Предложение-целостная единица языка, которая обладает смысловой нагрузкой и служи для формирования и выражения мысли.В русском языке выделяют простые и сложные предложения. Простые состоят только из подлежащего и сказуемого, а в сложных присутствуют еще и второстепенные члены предложения: определения, дополнения, обстоятельства.
  3. Члены предложения. Синтаксис изучает члены предложений и их роль в тексте, поэтому они также могут считаться синтаксической единицей, Одно слово может быть различным членом в разных предложениях в зависимости от формы слова и словосочетаний. В предложениях могут присутствовать главные и второстепенные члены.


Связи в синтаксисе

В словосочетаниях и предложениях все слова и части сложных предложений связаны друг с другом. Всего существует два типа синтаксических связей:

Сочинительная. Она связывает между собой равноправные единицы. При такой связи части предложения могут быть разделены или удалены и от этого не пострадает смысл предложения. Например, предложение «Снег кружился медленно и плавно» можно без труда поделить на два самостоятельных. Снег кружился медленно. Снег кружился плавно.

Подчинительная. Связывает части предложений, одна из которых является главной, а другая зависимой от нее. От независимой части всегда можно задать вопрос к зависимой. Например, «Солнце, которое уже садилось, продолжало освещать берег». Солнце какое?


Таким образом, синтаксис является одной из важнейших частей изучения русского языка, потому что именно он определяет связи меду словами и предложениями.