По окончанию работы мы пошли в театр. Речевые ошибки при употреблении синтаксических средств языка. Диагноз ставит атом

A. Нагульнов предан партии, но у него есть отрицательные недостатки, и он
делает ошибки и промахи.

Б. Любимые герои Толстого далеко не идеальны, они впадают в свои кризисы.

B. Современная наука творчески освоила многое из того, что было создано
Дарвиным.

Г. Получив тяжёлую рану, солдат был спасен своими товарищами.

Д. Мальчик бросил камнем в воду.

Е. Об этих задачах неоднократно отмечал директор.

Ж. Купите мне пару чулок и две пары носок.


X вариант

1.

Баловать, баржа, заклеить, закупорить, мокрота (сырость), сироты (мн.ч.), губчатый, истерия, исчерпать, ходатайствовать, пуловер.

2.06разуйте форму (заполните таблицу):

Родительного падежа Помидоры
множественного числа Яблоки
существительных Свадьбы Гектары
Родительного, Восемьсот двадцать
творительного, четыре города
предложного падежей
числительных
Мужского рода Мокнуть
прошедшего времени Промокнуть
глаголов Вернуть
Множественного числа Сорт
именительного падежа Шофёр
существительных

3. Скрытый - скрытный, тока - токи.

A. Корчагин в ледяной холод и стужу работает на строительстве
узкоколейки.

Б. Литературно-критические статьи Белинского трепещут политическими страстями.

B. Отчёт об этой конференции был представлен лишь к первому октябрю.

Г. Наскоро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу, но,

зацепившись за что-то и споткнувшись, упал.

Д. Чем я обязан такому лестному отзыву о моей работе?

Е. Этот товарный поезд приехал с Москвы.

Ж. Нужно формировать у детей правильные отношения к явлениям

окружающей действительности.

XI вариант

1. Расставьте ударения в словах:

Безудержный, замаскировать, молодежь, мускулистый, сметливый, соболезнование, щавель, камбала, переводной (бланк), петля.


Укажите разницу в лексическом значении слов



Искусственный - искусный, тормоза - тормозы.

Исправьте речевые ошибки; отредактируйте предложения

A. Наружная внешность героини повести очень привлекательна.
Б. Вместе с духовным ростом у Павла и Ниловны растёт их речь.

B. Мы купили много мандарин и апельсин.

Г. Необходимо своевременно обеспечить школам достаточное количество

топлива на зиму.

Д. По окончанию работы мы пошли в театр.

Е. Докладчик попытался убедить своих слушателей в том, что будто бы

выдвинутые им положения проверены на практике.

Ж. Молодые учителя систематически обмениваются опытами проводимой

ими работы.

XII вариант

1. Расставьте ударения в словах:

Согнутый, созвониться, каменноугольный, каталог, планер, плесневеть, хозяева (мн. ч.), холеный, без умолку, мытарство, филантропия.


3. Укажите разницу в лексическом значении слов Обидный - обидчивый, хлеба - хлебы.

Исправьте речевые ошибки; отредактируйте предложения

A. В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданностей и
интересных сюрпризов.

Б. Уж топтался на одном месте: он не мог взлететь.

B. Фёдоров умышленно старался воздержаться от комментарий относительно
достоинств эксперимента.

Г. Человечество охвачено страстным стремлением к тому, чтобы война в

силу своей чудовищности изжила бы самое себя.

Д. Успокойтесь, выпейте воду.

Е. Андрей Болконский способен к глубокому чувству.

Ж. Родина славит подвиги своих сыновей.

XIII вариант

1. Расставьте ударения в словах:

Бензопровод, замкнутый, заостриться, набело, созвонимся созыв, побеленный, погруженный (на платформу), христианин, гуся (Род.п.).


3. Укажите разницу в лексическом значении слов

Эффективный - эффектный, меха - мехи.

На уровне словосочетания На уровне предложения На уровне текста
1. Нарушение 1. Нарушение координации 1. Нарушение
норм согласования. между подлежащим и ска- смысловых и син-
зуемым. таксических отно-
2. Нарушение 2. Нарушение границы пред- шений между
норм управления ложения. предложениями.
3. Нарушение порядка 2. Немотивиро-
слов в предложении. ванное использо-
4. Нарушение норм в упот- вание монотона.
реблении однородных чле- 3. Немотивиро-
нов предложения. ванное присоеди-
5. Ошибки в употреблении нение предложе-
причастных оборотов. ний
6. Ошибки в употреблении
деепричастных оборотов.
7. Нарушение норм при по-
строении сложного предложения
8. Смешение прямой и кос-
венной речи.

Проверьте себя

1. Назовите синтаксические единицы речи.

2. Каковы нарушения синтаксических норм в сфе­ре словосочетания?

3. Каковы нарушения синтаксических норм в сфе­ре предложения?

4. Каковы нарушения синтаксических норм в сфе­ре текста?

УПРАЖНЕНИЯ

Поразмышляем вместе

В чем выражается богатство синтаксических норм русского языка? О каких правилах расположения слов надо помнить, чтобы писать на чистом и правильном русском языке?

Образец размышления

Русская грамматика - одна из самых богатых по своим формам и знаменательным окончаниям... Изоби­лие грамматических форм и знаменательных оконча­ний имеет своим естественным средством большую сво­боду в порядке слов и в построении предложения и периодов нашего языка. По-русски вовсе нет нужды строго следовать аналитической конструкции, и можно употреблять самые смелые инверсии. Однако существу­ет определенное правило расположения слов, основан­ное на духе языка, и этим правилом нельзя пренебре­гать, если хотят писать на чистом и правильном рус­ском языке, а именно: сближать, поскольку возможно, члены предложения, теснейшим образом связанные меж­ду собой. Это правило меняется в зависимости от числа дополнений к подлежащему и сказуемому, и если оно несколько видоизменяется, то не знает исключений, по крайней мере, в прозе.

(В. Кюхельбекер. О русской литературе)

Назовите случаи нарушения координации между подлежащим и сказуемым.

Борьба за благоустройство и образцовый санитар­ный порядок в городе стали делом каждого горожани­на. Защита в виде гор, защитных полос значительно уменьшают действие мороза. Ряд студентов, выступив­ших на собрании, говорило об истинном положении дел. Сто сорок один человек проголосовали «за». Основными чертами коллектива являются единство лич­ных и общественных интересов.



3. Назовите случаи неверного согласования опреде­ления с определяемым словом.

Сейчас при клубе действует хоровой и драматичес­кий кружок. Показную независимость и геройство Иго­ря как ветром сдуло. Перед ними стояла первый в мире женщина-космонавт. Новоявленному Дон-Кихоту и Сан-чо Пансо ждать долго не пришлось. Приходите между пятым и шестым часами.

4. Поставьте существительное в нужном падеже, ис­пользуя, если надо, предлоги .

Беспокоиться (мать), восхищаться (картина), уп­рекать (грубость), уверенность (победа), потребность (книги), тормозить (развитие), поехать (Кавказ, Крым, Белоруссия, Украина, Альпы), ехать (поезд, трам­вай), вернуться (школа, колледж, детсад), платить (проезд), гордиться (сын), вера (победа), контроль (исполнение).

Найдите случаи неверного употребления форм управления.

По окончанию работ мы пошли в театр. Андрей способен к глубокому чувству. Почет и блестящее по­ложение ничуть не поколебали республиканские убеж­дения и демократические симпатии Бетховена. Михай­лов недаром был удостоен высокой наградой. За проезд в транспорте следует оплачивать. Заведующий кафед­ры был расстроен. Данные факты говорят за возмож­ность быстрого решения этой проблемы. Я хочу рас­сказать за свою жизнь. Она вежлива к людям, отзыв­чива. Каждый день мать радуется за успехи сына. В поэме описывается о похождениях Чичикова. Лектор оперировал с точными фактами. Как смотреть на рав­нодушие родителей за судьбу детей своих. Была выра­жена благодарность в адрес тем, кто организовал кон­церт для военнослужащих. На улицах, где нет тротуаров, пешеходы обязаны ходить навстречу движения транспорта. Нельзя не принимать во внимание этого факта. Такое поведение заслуживает награду.

В художественном мире Толстого есть герои, настойчиво и целеустремленно ищущие смысл жизни, стремящиеся к полной гармонии с миром. Их не занимают светские интриги, корыстные интересы, пустые разговоры в великосветских салонах. Их легко узнать среди надменных, самодовольных лиц.

К ним, безусловно, относится один из самых ярких образов "Войны и мира" - Андрей Болконский. Правда, первое знакомство с этим героем не вызывает особой симпатии, ибо его красивое лицо "с определенными и сухими чертами" портит выражение скуки и недовольства. Но оно, как пишет Толстой, вызвано тем, что "все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно". Развернутый авторский комментарий говорит о том, что блестящая и праздная, пустая жизнь не удовлетворяет героя, стремящегося разорвать порочный круг, в котором он находится.

Князь Андрей, обладающий, помимо ума и образованности, сильной волей, решительно изменяет свою жизнь, поступив на службу в штаб главнокомандующего. Болконский мечтает о подвиге и славе, но его желания далеки от тщеславия, ибо они вызваны стремлением к победе русского оружия, к общей пользе. Обладая наследственной гордостью, Андрей неосознанно отделяет себя от мира простых людей. В душе героя все глубже становится разрыв между его возвышенными мечтами и земными буднями. Хорошенькая жена Лиза, когда-то казавшаяся ему совершенством, оказалась обыкновенной, заурядной женщиной. И Андрей незаслуженно оскорбляет ее своим пренебрежительным отношением. Да и кипучая жизнь штаба главнокомандующего, который представляется Болконскому мозгом армии, тоже оказывается весьма далекой от идеала. Андрей свято верит в то, что его мысли о спасении армии привлекут внимание и интерес, послужат к общей пользе. Но вместо спасения армии ему приходится спасать лекарскую жену от притязаний обозного офицера. Этот, в общем то, благородный поступок кажется Андрею слишком мелким и ничтожным по сравнению с его героической мечтой.

Подвиг, совершенный им во время Аустерлицкого сражения, когда он бежит впереди всех со знаменем в руках исполнен внешнего эффекта: его заметил и оценил по достоинству даже Наполеон. Но почему же, совершив героический поступок, Андрей не испытывает никакого восторга и душевного подъема? Наверное, потому, что в тот момент, когда он упал, тяжело раненный, ему открылась новая высокая истина вместе с высоким бесконечным небом, раскинувшим над ним голубой свод. На его фоне все бывшие мечты и стремления показались Андрею мелкими и ничтожными, такими же, как и былой кумир. В его душе произошла переоценка ценностей. То, что казалось ему прекрасным и возвышенным, оказалось пустым и тщеславным. А то, от чего он так старательно отгораживался - простая и тихая семейная жизнь, - теперь представляется ему желанным, полным счастья и гармонии. Неизвестно, как сложилась бы жизнь Болконского с его женой. Но когда, воскреснув из мертвых, он возвратился домой более добрым и мягким, на него обрушился новый удар - смерть жены, перед которой он так и не смог загладить свою вину. Андрей пытается жить простой, спокойной жизнью, трогательно заботясь о сыне, занимаясь улучшением жизни своих крепостных: триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Эти гуманные меры, свидетельствующие о передовых взглядах Болконского, почему-то все-таки не убеждают в его любви к народу. Слишком часто проскальзывает в нем пренебрежение к мужику или солдату, которых можно пожалеть, но нельзя уважать. Кроме того, состояние депрессии, ощущение невозможности счастья говорят о том, что все преобразования не могут полностью занять его ум и сердце. Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея начинаются с приезда Пьера, который, видя угнетенное настроение друга, старается внушить ему веру в существование царства добра и правды, которое должно существовать на земле. Окончательное возрождение Андрея к жизни происходит благодаря его встрече с Наташей Ростовой. Поэтичностью, прелестью веет описание лунной ночи и первого бала Наташи. Общение с ней открывает Андрею новую сферу жизни - любовь, красоту, поэзию. Но именно с Наташей ему не суждено быть счастливым, потому что между ними нет полного взаимопонимания. Наташа любит Андрея, но не понимает и не знает его. И она тоже остается для него загадкой со своим собственным, особенным внутренним миром. Если Наташа живет каждым мгновением, не в состоянии ждать и откладывать до определенного времени момент счастья, то Андрей способен любить на расстоянии, находя особую прелесть в ожидании предстоящей свадьбы с любимой девушкой. Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи, ибо она в отличие от Андрея не способна думать о чем-то другом, занять себя каким-то делом. История с Анатолем Курагиным разрушает возможное счастье этих героев. Гордый и самолюбивый Андрей не в состоянии простить Наташе ее ошибку. А она, испытывая мучительные угрызения совести, считает себя недостойной такого благородного, идеального человека. Судьба разъединяет любящих людей, оставляя в их душах горечь и боль разочарования. Но она же соединит их перед смертью Андрея, потому что Отечественная война 1812 года многое изменит в их характерах.

Когда Наполеон вступил в пределы России и стал стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после тяжелого ранения под Аустерлицем, идет в действующую армию, отказавшись от безопасной и перспективной службы в штабе главнокомандующего. Командуя полком, гордый аристократ Болконский сближается с солдатско-крестьянской массой, учится ценить и уважать простой народ. Если сначала князь Андрей старался возбуждать мужество солдат, прогуливаясь под пулями, то, увидев их в бою, понял, что ему нечему их учить. Он начинает смотреть на мужиков в солдатских шинелях как на героев-патриотов, мужественно и стойко защищавших свое Отечество. Андрей Болконский приходит к мысли о том, что успех армии зависит не от позиции, вооружения или количества войск, а от того чувства, которое есть и в нем, и в каждом солдате. Значит, он считает, что настроение солдат, общий боевой дух войск являются решающим фактором для исхода сражения.

Но все-таки полного единения князя Андрея с простым народом не произошло. Недаром Толстой вводит вроде бы незначительный эпизод о том, как князю в жаркий день захотелось искупаться, но из-за брезгливого отношения к солдатам, барахтающимся в пруду, он так и не смог осуществить свое намерение. Сам Андрей стыдится своего чувства, но не может пересилить его.

Символично, что в момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к простой земной жизни, но тут же задумывается о том, почему ему так жаль расстаться с ней. Эта борьба между земными страстями и идеальной холодноватой любовью к людям особенно обостряется перед его смертью. Встретив Наташу и простив ее, он чувствует прилив жизненных сил, но это трепетное и теплое чувство сменяется какой-то неземной отрешенностью, которая несовместима с жизнью и означает смерть.

Таким образом, раскрыв в Андрее Болконском многие замечательные черты дворянина-патриота. Толстой обрывает его путь исканий геройской гибелью ради спасения отчизны. И продолжить эти поиски высших духовных ценностей, которые так и остались недостижимыми для Андрея, суждено в романе его другу и единомышленнику Пьеру Безухову.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/


Теги: Путь исканий Андрея Болконского Сочинение Литература

Текст задания

1. В данных словах поставьте ударения, соответствующие современной литературной норме. Агент, алфавит, хвоя, нефтепровод, индустрия, материальное обеспечение, анализ крови, много отраслей, мизерный, давнишний, языковая норма, красивее, втридорога, маркировать, грузите, быстрее, отняла, звонит, ворота, дремота, договор, продал, приведены, хозяйствовать. 2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Пр…крытие стоявшее подле пушек Тушина ушло по чьему(то) пр…казанию в середине дела батарея продолжала стрелять и (не, ни) была взята французами только потому что (не, ни) приятель (не, ни) мог пр…дпол…гать дерзости стрельбы четырех (не, ни) кем (не,ни) защище…ых пушек. 3. Определите род имен существительных и согласуйте с прилагательными. Цвет… тюль, вкусн… рагу,итальянск… джакузи, чист… купе, черн… кофе, заказн… такси, знаком… конферансье, интересн… интервью, нов… кепи, безупречн… алиби. 4. Вставьте пропущенные буквы. К землянк…, в галере…, в отделени…, о знани…, со свеч…, на батаре…, по приезд…, в несчасть…, к полынь…, при секретар…, по гаван…, по прибыти…, в ожидани…, от лини…, о геро… , вз…скать, ож…г (руку), подж…г (умышленный), ж…лоб, прив..легия, ад…юнкт, двух…ярусный, бе…численный, без…мянный. 5. Выберите из слов, данных в скобках, вариант, соответствующий лексической норме. Память (зрительная, зрительская) Поведение (дипломатичное, дипломатическое) Просьба (единая, единственная) Чувство (безответное, безответственное) Яблоки (отборные, отборочные) 6. Выберите из слов, данных в скобках, вариант, соответствующий синтаксической норме. - Журнал «Смена» (опубликовал, опубликовала) повесть известного писателя. - Никто из сестер, даже старшая, (не знал, не знали) о случившемся. - Отчитаться по (возвращению, возвращении) из отпуска. - Он удостоен заслуженной (награды, наградой). 7. Раскройте скобки. (На)всегда, (из)вне, (по)сейчас, (до)нельзя, назначить (на)завтра, (на)миг, (на)часах, (по)памяти, (не)(в)домек, далеко (не)случайно, никому (не)приятно, (не)(по)детски, (на)удалую, (по)прежнему, (в)пятых, (в)первые, (ис)(под)тишка, (по)латыни, (по)ровну, (по)прежнему, как (ни) как, (по)добру (по)здорову, (в)связи, (в)следствие, (выше)стоящий, (пресс)бюро, (проектно)конструкторский, (жизненно)важный. 8. Расставьте знаки препинания. 1. Отчаяние горечь ревность к вечной природе и чувство жалости к людям и самому себе это слилось у меня в один горловой комок. 2. Я медленно уходил от грозы преодолел густой совсем молоденький ельник и вышел в сухой корявый сосняк. 3. Я любил эту тихую деревушку насквозь пропахшую молодым ячменем развешанным в пухлых снопах на жердяных пряслах. 4. Это был по всей видимости типичный курортный городок куда на лето выезжали наверно берлинцы. 5. Увязнув по колено в снегу нагнувшись к окошку увидел мать при тусклом свете привернутой лампы она собирала ужинать. 9. Укажите случаи нарушения лексической сочетаемости слов. Замените ошибочные словосочетания правильными. Автор книги, автор конструкции, автор проекта, автор станка, автор инициативы, автор костюма, автор недоразумения. 10. Найдите случаи ошибочного употребления форм управляемых слов, неправильный выбор падежа управляемого слова, ошибки в порядке слов. Исправьте их. 1. По окончанию работы мы пошли в театр. 2. Андрей Болконский способен к глубокому чувству. 3. Молчалин тоже заводит разговор о чинах с Чацким. 4. Раскольников путем логических измышлений приходит к мысли убить старуху. 5. Образ скряги, потерявшего все человеческое, не может не вызвать наших негодований. 6. В цехе производится уход и ремонт оборудования. 11. Прочитайте текст. Напишите аннотацию текста. Комета века Появление на земном небе яркой, большой кометы – сравнительно редкое явление, которое случается не чаще 6-7 раз в столетие. Однако кометы, которые наблюдают уже много веков, таят в себе немало загадок. Сейчас яркая комета Когоутека, которая сблизилась с Солнцем в декабре 1973 года и обогнула его, снова удаляется к границам Солнечной системы. В прошлом столетии, например, в 1812 году, наблюдались кометы еще более грандиозные, которые подлетали к Солнцу еще ближе, чем комета Когоутека. Но и этот неожиданный визит новой, неизвестной до сих пор кометы оказался очень полезным для астрономии. Современные средства исследования позволили получить о комете обширную информацию, которая добавляет много ценного к нашим знаниям о процессах, которые происходят в Солнечной системе. Всякая комета состоит из твердой части, которую называют ядром, и газово-пылевой атмосферы, которая постоянно меняется. Вдалеке от солнца, где-нибудь за орбитами Нептуна и Плутона, ядро кометы не имеет атмосферной оболочки, и в этой космической дали обнаружить комету невозможно. Зато с приближением к Солнцу кометное ядро получает атмосферу, которая, правда, совершенно отличается от атмосферы Земли или других планет. Головы кометы, которые по размерам можно сравнить с Солнцем, по космическим масштабам невелики, а их хвосты вытягиваются на десятки и сотни миллионов километров. Но средняя плотность кометны

Замечательные размышления Джидду Кришнамурти о чувствах, о психологии современного человека, его проблемах, о тонкой и глубокой связи человека со Вселенной:

В современном мире, где есть так много проблем, человек теряет глубокие чувства. Под словом чувства я подразумеваю не эмоциональность, не простое волнение, но то качество восприятия, качество слушания, качество чувства, слышание птицы, поющей на дереве, движение листа на солнце. Интенсивно чувствовать что-то, глубоко, проникая внутрь, очень трудно для большинства из нас, потому что у нас так много проблем. Независимо от того, чего бы мы, кажется, ни касались, все это превращается в проблему. И, очевидно, нет конца проблемам человеческим, и человек, кажется, совершенно не способен их решить, потому что чем больше существует проблем, тем более мелкими становятся чувства.

Под словом «чувство» я подразумеваю умение почувствовать кривизну ветки на дереве, нищету, грязь на дороге, быть чутким к горю другого человека, испытывать состояние экстаза, когда мы видим прекрасный закат. Это все – не ощущения, не простые эмоции. Эмоции, чувства или сентиментальность оборачиваются жестокостью, они могут использоваться обществом; а когда есть чувство, ощущение, тогда каждый человек становится рабом общества. Человек должен иметь глубокие чувства. Чувство красоты, чувство слова, ощущение тишины между двумя словами и ясное слушание звука – всего, что только порождает чувства. Человек должен иметь глубокие чувства, потому что только они делают сознание крайне чутким.

Джидду Кришнамурти "Книга жизни"

В продолжение темы "чуткого сознания и глубоких чувств" - сюрреалистические видения
художника Federico Infante:




















Чилийский художник Federico Infante, 1982