Жизненный опыт. Что это такое и нужен ли он нам? Что такое жизненный опыт

Основное преимущество человека – это его жизненный опыт . Опыт и знания в самых различных областях жизни. Человек с богатым жизненным опытом готов к успеху. Его неудачи были необходимой подготовкой, временем ученичества. Свои основные ошибки он уже совершил, и явных глупостей от него ждать не приходится. Он закален трудностями и невзгодами, он умеет держать удар – в отличие от тех, кто не может похвастаться большим жизненным опытом.

«Жизненный опыт - информация, которая стала достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти, находящейся в состоянии постоянной готовности к актуализации в адекватных ситуациях. Эта информация представляет собой сплав мыслей, чувств, поступков, прожитых человеком, представляющих для него самодо­статочную ценность, связанных с помощью разума, памятью чувств, памятью поведения ». Белкин А.С.

Собственный жизненный опыт заслуживает доверия, он подходящий инструмент для нахождения наиболее соответствующего поведения в каждой непосредственной ситуации.

Отсутствие жизненного опыта порождает у людей чувство страха. И часто это страх неудач. Помните, что неудачи всегда носят временный характер, а наш жизненный опыт приобретенный методом проб и ошибок, будет всегда с нами и будет служить достижению успеха.

Чтобы приобрести опыт, нужно, преодолев страх , сказать себе: «Давай попробуем». Многим начинаниям сопутствует слово «получается». Мы так и говорим: «не пробовал, не знаю, получится ли». Когда опыт есть, наша речь звучит иначе: «Я хочу, я знаю как, и я сделаю» - так обычно человек выражает свою уверенность, основанную на опыте. Наличие опыта облегчает усилия любого вида деятельности, человек порой играючи выполняет самые сложные операции, достигая наименьшими усилиями наивысших результатов.

В своё время, основоположник оригинальной русской педагогики Константин Дмитриевич Ушинский, говоря о профессиональном опыте, замечал, что опыт нельзя перенимать, а возможно из него заимствовать лишь идею.Сложно не согласиться. Ведь жизненный опыт – это дело сугубо индивидуальное и поведение одного даже в сходной ситуации не может привести к тому же результату, что поведение другого. Чужой опыт, чужое мнение , чужие ошибки и находки - очень ценное приобретение, но лишь как сведения, исходный материал для формирования собственного жизненного опыта. Когда вы примеряете чужой опыт, этот исходный материал, должны понимать, что он подвергнется очень существенному изменению. Здесь интересны высказывания Андрея Арсеньевича Тарковского выдающегося советского кинорежиссёра и сценариста, которые и предлагаю вашему вниманию.

> Мысли дня от «Простого бизнеса» > Жизненный опыт для профессионального и личностного роста

Жизненный опыт для профессионального и личностного роста

Давным-давно жил один китайский император. У него был красивый дворец, самым замечательным украшением которого считались две вазы - настоящие произведения искусства. Император очень любил их и разместил в самом шикарном зале своего дворца. Но однажды произошло несчастье - одна из ваз упала на пол и разбилась на мелкие кусочки...

Император долго горевал, но потом приказал найти мастеров, которые могли бы склеить её заново. И такие мастера нашлись. Они работали дни и ночи, пока, наконец, ваза вновь не была собрана. Она почти не отличалась от своей товарки, но всё же одно существенное различие между ними было: склеенная ваза больше не могла удерживать в себе воду. Однако у неё был бесценный опыт - опыт быть разбитой и собранной заново.

(Восточная притча)

Жизненный опыт это знания, которые мы приобретаем в процессе своей жизни. Он очень индивидуален и у каждого из нас найдется то, чего нет у других. Жизненный опыт необходим нам для осознания, понимания действительности, а также координации наших действий, что позволяет нам успешно решать различные жизненные проблемы. Опыт предостерегает нас от ошибок, подсказывает нам как нужно или не нужно вести в определенных ситуациях, ведь они часто повторяются.

Передается жизненный опыт посредством общения между людьми, а так же с помощью книг, фильмов, передач. Он появляется в результате практической деятельности человека. А поскольку наша деятельность тесно связана с умственными способностями, то приобретаемый жизненный опыт - это есть наш интеллект.

Жизненный опыт мы начинаем получать с момента нашего рождения, когда мы только начинаем учиться сидеть, ползать, нюхать, пробовать все на вкус, пытаться узнать из чего состоит та или иная вещь. Без этого опыта невозможна наша дальнейшая жизнь. Подрастая, мы учимся читать, писать, общаться, а также правильно реагировать на различные ситуации. Полученные знания и навыки мы уже можем применять в жизни, решая различные проблемы, создавая новые идеи, а также размышляя над своими возможными действиями и вариантами их реального исхода. В более зрелом возрасте у нас появляется больше жизненного опыта. Богатый жизненный опыт делает человека уверенным в себе, позволяет ему справиться с любым заданием, ему не страшно браться за любой вид деятельности.

Поскольку опыт тесно связан с нашей деятельностью и используется нами также в нашей деятельности, то необходимо непрерывно развивать приобретенные в жизни навыки и способности. Закрепляя их практикой, Вы сможете повысить качество своей работы. Постоянно работая над собой, Вы будете способствовать Вашему профессиональному и личностному росту , улучшению Ваших способностей. Вы станете лучшим в своем деле.

Разве может быть для нас что-то более убедительным, чем собственный жизненный опыт, основываясь на котором мы выстраиваем свои ассоциации и убеждения, часто становящиеся базовыми? Конечно это нельзя отнести к тем людям, которые могут до бесконечности наступать на одни и те же грабли, и при этом не видеть ни какой взаимосвязи со своим предыдущим опытом, но редкие случаи идиотизма, являются исключением из правил. В основном же любое значимое событие прошлого, сыгравшее значительную роль в жизни человека, непременно становится его основой для своих убеждений в будущем, в НЛП это называется импринтом – интересное довольно-таки название с моей точки зрения, видимо характеризующее НЛП, ведь вполне можно было бы обойтись таким понятием как опыт. И так как этот термин у всех на слуху, именно им я и буду пользоваться, для вашего, уважаемые читатели удобства. Так что импринт или наш жизненный опыт, как бы мы его не называли, формирует нашу точку зрения, формирует наше поведение и порядок действий, на случай сценарического повторения событий прошлого.

Вот только как показывает жизнь, стопроцентной закономерности в ней не существует, и каким бы не был личный жизненный опыт человека в том или ином вопросе, он всегда может быть пересмотрен с новой позиции. В этом вот отношении даже идиоты кажутся более продвинутыми людьми, и если бы не бездумно аналогичный алгоритм действий с их стороны, приводящий к одним и тем же ошибкам, их и идиотами бы назвать было нельзя. Опыт как мы знаем может быть позитивным или негативным, и тот и другой оказывает определенное влияние на нашу психику, причем чем меньше в человеке адекватного восприятия, тем соответственно это определенное влияние менее определено для него. Часто ли люди, делают разбор произошедшего в своей жизни, анализируют, ищут причинно-следственные связи, пытаются понять структуру произошедшего? А ведь именно это позволяет взять под контроль аналогичную ситуацию в будущем, при котором хотя бы свои собственные действия не будут идентичными действиям прошлого.

Что бы в жизни не происходило с очевидным постоянством, у всего этого есть конец, солнце согласно нашей истории встает уже несколько тысяч лет, если брать историю человечества, однако мы же с вами понимаем, что даже оно когда-нибудь погаснет. В нашей жизни все более скоротечно, и потому крайне важно не зависать на одном и том же сценарии, который один и тот же именно в голове человека, и который строит прочный фундамент стереотипа в его голове. В НЛП перепрограммирование убеждений называется ре-импринтом, это вам для общего сведения, а для простого понимания это можно сформулировать как смена убеждений, на другие. И это на самом деле ключевой момент, на который мы с вами непременно должны обратить свое внимание. Ключевым в нем является слово — убеждение, характеризующее способ восприятия этого мира бессознательными людьми, которые как раз именно убеждениями и руководствуются в своей жизни, а не самостоятельно произведенным расчетом.

Человеком чья жизнь построена на убеждениях, достаточно легко управлять, делая искусственную взаимосвязь того или иного события с его убеждениями и поворачивая это нужным тебе образом. В таком случае любой негативный опыт, может стать причиной бездействия в будущем, у человека может возникнуть ощущение беспомощности и паники лишь потому, что у него нет нужного алгоритма действий на случай повторения негативной ситуации, а сформировать новый по ходу он не может. Как пример можно взять любую ситуацию вселения неуверенности в человека, указывая ему на его негативный опыт прошлого, не имеющего ничего общего с настоящим на самом деле, но тем не менее действующим на него угнетающе. Таким вот образом люди что называется обрезают крылья другим, подчиняют себе их волю, как это происходит на множестве предприятий, где человеку постоянно указывают на его место, не привилегированное, а место неудачника.

В тоже время позитивный опыт прошлого тоже ведь не может быть основой для слепой уверенности в себе, или даже чрезвычайно завышенной самоуверенности, ведь сколько себе не внушай возможности супермена, они у тебя не появятся. Завышенная самооценка имеет ряд преимуществ, но лишенная здравого смысла она часто приводит к непоправимым ошибкам. Ведь одного энтузиазма мало для покорения новых высот, нужен еще и точный, холодный расчет, который должен строиться исходя из имеющихся на данный момент достоверных данных, а не на успешном опыте прошлого. Личный жизненный опыт конечно не должен игнорироваться, но ведь очевидно же что им необходимо пользоваться как расчетной единицей для настоящего, но использовать его как руководство без анализа, беря в расчет лишь возможную закономерность, просто неразумно. Украли к примеру вы что-то один раз и при этом не попались, разве это является основанием для представления о собственной безнаказанности?

Разумеется, нет! И никто не может сказать с полной уверенностью, какая попытка может оказаться неудачной, а ведь каждая последующая будет исходить из закономерности прошлого опыта, вернее из убеждений о такой закономерности, когда человек, просто слепо верящий в очередную успешную попытку, не то что не увидит ошибки, но и не возьмет в расчет внешние факторы, которые ей предшествовали. Однако все что я здесь пишу, очень сложно применить к большинству людей, так как это требует именно сознательного подхода к жизни в настоящем, а согласно статистике большинство людей не живут этим. Именно стереотипы и убеждения, основанные как на личном жизненном опыте, так и на искусственной форме убеждения, являются основой жизненных установок большинства. И тем не менее, раз вы читаете меня, вот вам дверь ведущая к осмысленной жизни, никаких убеждений я вам не даю, все вытекает из логической цепочки, построение которой в значительной степени преобразует наше с вами мышление и соответственно оказывает влияние на нашу психику и восприятие окружающего мира.

Прошлое, ваше собственное или чужое, это не основа для настоящего, это его предпосылка, потому используйте его для расчетов формирования будущего, работая в настоящем, и главное не допускайте непререкаемость тех закономерностей, что сегодня имеют место быть, так как они в определенной степени вас ограничивают. Человек с десяти попыток не добившийся успеха, не обязательно не добьется его с одиннадцатой попытки, и никакой личный жизненный опыт это не подтверждает, надо лишь использовать этот опыт для выстраивания новой, ориентированной на ошибки или даже правильнее будет сказать недочеты прошлого, стратегии.

Каждый взрослый человек может похвастаться, что у него есть свой жизненный опыт . Все события, что с нами происходят, остаются в памяти, составляя определенный багаж. В зависимости от этого багажа, нам легко или тяжело идти по жизни.

Чемодан без ручки

Представь, что всю жизнь в двух руках мы несем по чемодану: один из них с наклейкой «Хорошо», а другой с наклейкой «Плохо». Каждый случай из нашей жизни имеет определенный вес.

В зависимости от ситуации мы приобретаем жизненный опыт положительный или отрицательный. То есть, в каждый чемодан добавляется груз.

Согласись, что часто видишь людей, «перекошенных» на одну сторону, не верящих ни во что, не слышащих и не видящих.

Потому что имеют отрицательный опыт , т.е. чемодан с «плохим» у них намного тяжелее.

Чаще всего эти чемоданы еще и без ручки — совсем нести неудобно, но и выбросить жалко.

Поэтому, чемодан с «хорошим» опытом совсем не во что взять – руки заняты. Такие люди закрыты от новых возможностей, благодаря своему «богатому» жизненному опыту.

Успех зависит от правильно принятого решения, правильно принятое решение является следствием опыта, а опыт, в свою очередь — следствие неправильного решения.

Зачем нужен жизненный опыт?

Древний человек, живущий в пещере, нуждался в опыте охоты, разведения огня, сохранения жизни в тех трудных условиях. Благодаря естественному отбору, выживал всегда - самый сильный и самый здоровый.

Каждый маленький ребенок получает опыт общения с огнем и острыми предметами, чтобы потом всю жизнь относиться к ним осторожно.

Вырастая, малыш получает уже опыт общения со сверстниками, с окружающим миром, и жизнь взрослого человека уже напрямую зависит от опыта всех прожитых лет.

Мудрость людей пропорциональна не их опыту, а их способности к его приобретению. (Генри Шоу)

Уроки жизни

Что же мы извлекаем из своего опыта? Если наши ошибки повторяются, т.е. мы постоянно «наступаем на одни и те же грабли», можно ли сказать, что у нас есть опыт ?

Психологи говорят: «Тот опыт , что не был трансформирован в ситуацию, которая принесла бы тебе радость и счастье, опытом не считается».

Опыт – это урок, который надо запомнить и использовать для улучшения своей жизни. Опыт - это те навыки, которые мы используем в своей профессии, в общении с людьми, в семье, чтобы наша жизнь становилась лучше и счастливее.

Если ты родил ребенка, то ты получил опыт рождения детей. А когда ребенок вырос, приобрел ли ты опыт воспитания ребёнка? Ведь кто-то его действительно приобретает, а кто-то нет.

Дурак учится на своих ошибках, а умный на чужих. Выходит, что умные учатся у дураков.

Опыт – это мост или стена?

Чем больше живем на этом свете, тем больше различных ситуаций проживаем, опыта приобретаем. Часто на похожие моменты реагируем автоматически, не задумываясь, упуская возможности и шансы.

Каждое мгновение нас ждет множество вариантов неограниченных возможностей. А мы этого не видим, так как наш опыт , (а часто и не только наш, а чужой, навязанный в процессе воспитания) заставляет нас реагировать на ситуацию, опираясь на старый «багаж» прошлых лет.

Единственное, что необходимо усвоить из своего жизненного опыта , так это то, что каждую секунду, каждое мгновение нужно жить по-максимуму.

Не сравнивать его с предыдущими мгновениями, секундами, часами, днями и годами прошлого опыта. Каждое мгновение — это новый шанс, шанс жить лучше, счастливее… шанс узнать настоящую жизнь …

Опыт — это гребень, который дарит нам жизнь, когда мы уже лишились волос. (Джудит Стерн)

Чей опыт нас привлекает?

Каким-то шестым чувством мы определяем, людям с каким опытом можно доверять, а кто для нас никто и никогда не станет авторитетом.

В окружении, наверное, каждого человека есть такие люди, которые навязывают свою точку зрения, свое мнение, свой опыт.

Они даже и не задумываются, что их опыт можно назвать неудавшимся экспериментом, так как ни к чему хорошему не привел.

Нас привлекает опыт успешных людей. Людей, которые, несмотря на сложные жизненные обстоятельства, имели смелость приобрести еще и опыт достижения УСПЕХА и ПОБЕДЫ!

Приобретайте вместе с нами опыт позитивного мышления, приятного общения с окружающим миром, опыт СЧАСТЬЯ и РАДОСТИ в жизни!

Мы не можем изменить свой старт, но в наших силах поменять отношение к жизни и изменить свой ФИНИШ!

к победителей!

Суббота, 15 Окт. 2011

Пытаясь объяснить слова и действия какого-либо человека, мы порой говорим: «У него такая установка…», «Он имеет предубеждение против абстрактной живописи…», «Ему вообще не нравятся журналисты, потому что они ищут жареные факты…». Во всех этих случаях мы говорим, по существу, об отношении человека к тем или иным явлениям окружающей действительности.

В самом общем виде под отношением понимается взаимосвязь каких-либо объектов или их свойств. Позднее, говоря о той или иной предрасположенности человека к каким-либо явлениям окружающей жизни, отечественные авторы стали преимущественно использовать термин «социальная установка» (или «аттитюд»).

Установки — это убеждения или чувства, способные влиять на наши реакции. Если мы убеждены, что некий человек нам угрожает, то можем чувствовать к нему неприязнь и поэтому действовать недружелюбно. «Измените у людей образ мыслей,— говорил борец за гражданские права южноафриканцев Стив Бико, — и действительность никогда уже не будет прежней».

Влияют ли установки человека на его поведение? Можно ли, зная о наличии той или иной установки, предсказать и действия человека? Здравый смысл дает нам утвердительный ответ. Вполне вероятно, что если мы оценили установку какого-либо человека на охрану окружающей среды как позитивную, то тогда можем ожидать, что этот человек не будет выбрасывать пустые бутылки и старые газеты, а сдавать их для повторной переработки. Но будет ли данное предсказание правильным? Оказывается, это совсем не обязательно.

Вопрос о том, связаны ли наши установки с поведением, выходит за рамки изучения социальной установки. На самом деле, эта проблема гораздо шире — о природе человека, о том, насколько тесна связь между «внутренним», личным миром человека и его «внешними» проявлениями.

В основе многих психологических учений лежит предпосылка, что убеждения и чувства определяют социальное поведение людей. Для того чтобы изменить поведение, необходимо изменить образ мыслей человека, его оценки социальных объектов. В конечном итоге вопрос о связи поведения и установок — это вопрос о возможности целенаправленного влияния на поведение.

Проблема взаимосвязи поведения и установок являлась одной из самых дискуссионных на протяжении всей истории изучения установок.

Так, в самом начале пути исследований социальных установок не было сомнений в том, что по аттитюдам людей можно предсказывать их поступки. Но результаты эксперимента Р. Лапьера, опубликованные им в 1934 г., не только разрушили привычную аксиому взаимосвязи социальной установки и поведения, но надолго ослабили интерес к ее изучению.

Исследование Р. Лапьера длилось в течение двух лет. Он путешествовал с парой китайских молодоженов, посетив в общей сложности более 250 гостиниц. Это путешествие было предпринято в то время, когда в Америке существовало стойкое предубеждение против выходцев из Азии. Однако спутники Р. Лапьера только один раз за все время путешествия получили отказ поселить их в гостиницу. Спустя 6 месяцев Р. Лапьер разослал во все отели, где они благополучно останавливались во время путешествия, письма с просьбой принять его и китайцев еще раз. Ответы пришли из 128 мест, и 92% из них содержали отказ. Таким образом, проявилось расхождение между аттитюдами и реальным поведением хозяев гостиниц по отношению к китайцам. Результаты этого исследования показали несоответствие аттитюда и поведения и получили название «парадокс Лапьера» .

Общепризнанно, что имеются существенные вариации в соответствии установок людей их поведению. В последнее время ряд исследователей предпринимает попытки определить условия, которые бы способствовали той или иной степени соответствия между установками и поведением. Так, важное условие данного соответствия заключается в том, чтобы та или иная установка личности была достаточно сильной и ясной . Несоответствие чаще всего относится к слабым или амбивалентным установкам. Еще одним средством укрепления установок является их неоднократное осуществление на практике. Обнаружено, что соответствие установок и поведения больше тогда, когда люди думают о своих установках и выражают их.

Установки руководят поведением и в том случае, если они находятся в поле сознания человека. Такой особенности аттитюдов, как их «осознанность», было посвящено большое число исследований. Например: Марк Снайдер и Уильям Суонн опрашивали студентов университета штата Миннесота об их отношении к политике решительных действий в области занятости. Спустя две недели этих студентов пригласили поучаствовать в ролевой игре — присутствовать в жюри на слушании импровизированного дела о половой дискриминации при приеме на работу. У студентов, которым с помощью специальной инструкции давали возможность вспомнить свои рассуждения, высказанные в опросе, ранее сформированные установки влияли на вынесение окончательного приговора. У студентов, не имевших возможности воспроизвести в памяти аттитюды к проблеме занятости, высказанные ими на первом этапе эксперимента, установки не оказывали влияния на вынесение вердикта. Итак, осознание установки приводит к влиянию на поведение человека.

Еще одним фактором, определяющим доступность аттитюда, является знание об объекте этого аттитюда. Теоретически чем больше человек знает об объекте, тем более доступной становится оценка этого объекта, и с большей вероятностью можно делать прогноз о поведении человека.

В серии экспериментов Р. Фазио и М. Занны было показано, что сила установки зависит и от того, каким способом она была сформирована . Оказалось, что установки, образованные на основе непосредственного опыта, являются более доступными и лучше предсказывают поведение, чем установки, возникшие каким-либо другим путем. Это происходит потому, что они лучше закрепляются в памяти человека и более устойчивы к различного рода воздействиям. Кроме того, такие аттитюды легче извлекаются из памяти, чем те, которые базируются на умозаключениях.

В настоящее время исследователи ведут активный поиск в изучении взаимосвязи установки и поведения, рассматривая различные факторы и обстоятельства, сопутствующие этому.

Итак, в каких же случаях установки определяют поведение? Установки предсказывают поведение, если:

  • установка личности была достаточно сильной и ясной
  • установка находится в поле сознания человека.
  • знания об объекте этого аттитюда
  • способ формирования установки
  • когда другие влияния уменьшены;

Известно, поведение человека может быть подвержено как влиянию его установок, так и ситуации, и это то, что американские авторы называют «ситуационным давлением» .

Когда давление ситуации оказывается сильным, установки не обусловливают поведение так же сильно, как в случаях, когда такое давление сравнительно слабо. Это легко увидеть на примере исследования Лапьера. Хорошо одетым респектабельным людям, появившимся на пороге отеля или ресторана, трудно отказать в обслуживании, несмотря на чувства предубеждения к данной этнической группе. Внешнее давление оказывается сильнее, так как правила приема клиентов требуют соответствующее обслуживание всякому, кто в этом нуждается и может его оплатить.

Собрав результаты почти всех исследований про-блемы соответствия вербального поведения невербальному, А. Уикер пришел к выводу, что «декларируемые установки скорее не связаны или мало связаны с невербальным поведением». Сопоставляя данные в пользу гипотез о соответствии или несоответствии установки пове-дению, некоторые авторы отмечают, что данные о несоответствии получены преимущественно в условиях реальной жизни, а данные о соответствии — в условиях лабораторного эксперимента. Иными сло-вами, соответствие вербального поведения невербальному ставится в зависимость от ситуации.

Будут ли аттитюды определять поведение человека, зависит не только от силы аттитюдов, но и от личностных и ситуационных факторов, опосредующих их взаимосвязь.

Неоднозначность связи «аттитюд — поведение» может возникать и вследствие влияний, оказываемых на поведение человека со стороны ситуационных факторов. Под ситуационными факторами могут пониматься как глобальные социальные воздействия (например, ситуация социальной нестабильности, экономическая и политическая ситуация в стране и т.д.), так и более «частные» ситуативные влияния.

Надо сказать, что влияние ситуационных факторов на поведение человека в той или иной форме было предметом рассмотрения социальной психологии в течение всей истории ее существования. Не имея возможности подробно остановиться на рассмотрении всех исследований влияния ситуационных факторов на поведение человека, остановимся лишь на тех, которые чаще всего упоминаются при изучении взаимосвязи установок и поведения.

К ним могут быть отнесены:

1) Влияние на поведение человека установок и норм других людей (влияние значимых других и групповое давление).

Человек, желающий быть в согласии с группой, с другими людьми, может поступиться своими аттитюдами и вести себя так, как этого хочет большинство. В этом случае поведение человека может определяться не своими, а чужими установками. Не менее знаменитый эксперимент С. Милграма показал, что люди вопреки своим убеждениям, ценностям и установкам могут причинять боль другим, следуя установке экспериментатора. При этом влияние окружающих людей непостоянно и может изменяться в зависимости от ситуации.

2) Отсутствие приемлемой альтернативы.

Помимо социальных факторов, на связь установок и поведения могут влиять и такие переменные, как отсутствие приемлемой альтернативы, а также воздействие непредсказуемых событий. Отсутствие приемлемой альтернативы заключается в том, что несоответствие установки и поведения определяется невозможностью реализовать установку на практике, в реальности. Так, например, люди могут быть вынуждены покупать те товары, к которым испытывают негативное отношение, поскольку других просто нет.

3) Воздействие непредсказуемых событий .

Воздействие непредсказуемых событий заключается в том, что неожиданная ситуация заставляет поступать человека иногда даже вопреки своим аттитюдам. Например, одинокий человек, который не любит свою соседку (отрицательный аттитюд), заболев, вынужден обращаться к ней за помощью.

4) Нехватка времени.

Наконец, еще один ситуативный фактор, способный изменить связь «уставнока—поведение» — это нехватка времени, вызванная занятостью человека или попыткой решить им сразу несколько задач. Влияние этой ситуативной переменной продемонстрировали в своем остроумном эксперименте Дж. Дарли и Д. Бэтсон, фабула которого, была почерпнута из евангельской притчи о добром самаритянине. Пример: В эксперименте участвовали студенты Принстонской духовной семинарии. Вначале студенты заполняли вопросник, целью которого было выявить их установки на помогающее поведение. Большинство признавали установку на помощь другим как наиболее важную для себя. Далее студентам давали задание произнести краткую импровизированную речь перед товарищами в здании недалеко от места их нахождения. Необходимо заметить, что речь должна была быть посвящена притче о добром самаритянине. После получения указаний от экспериментатора одним испытуемым говорили: «Вы опаздываете, Вас ждут уже несколько минут». Другим говорили наоборот: «Не торопитесь, у Вас есть некоторое время, прежде чем все будет готово к Вашему приходу». На дороге к месту назначения семинаристы натыкались на человека, упавшего в дверях, который был не в состоянии поднять голову, стонал и заходился от кашля. Лишь 10% опаздывающих семинаристов, заметим, с позитивными установками на помощь, оказывали эту помощь в действительности. В то же время 63% от общего числа семинаристов располагавших временем, оказали помощь человеку. Таким образом поведение испытуемых определялось не установками, а той ситуацией, в которую они были поставлены (ситуация спешки или ситуация, когда студенты могли не спешить). (Аронсон Э, 1998)

Особый вклад в изучение ситуационных и диспозиционных детерминант поведения был сделан Куртом Левиным и его учениками. Основным положением ситуационизма К. Левина являлся тезис о том, что социальный контекст пробуждает к жизни мощные силы, стимулирующие или ограничивающие поведение. Однако и самые незначительные характеристики ситуации в силах изменить поведение человека, согласуя или не согласуя его с аттитюдами. Особую роль в этом могут сыграть намерения людей.

Доказательством этого может служить эксперимент Г. Левенталя, Р. Сингера и С, Джонса, в котором проверялось, насколько позитивные аттитюды студентов на вакцинацию против столбняка могут претвориться в конкретные действия. Для этого со студентами старших курсов была проведена беседа о риске заболевания столбняком и необходимости прививки. Письменный опрос студентов после беседы показал высокую степень сформированности позитивного аттитюда на прививку. Тем не менее только 3% из них отважились сделать инъекцию вакцины. Но если испытуемым, прослушавшим ту же беседу, давали карту студенческого городка помеченным на ней зданием медпункта и просили пересмотреть свой недельный график, определив конкретное время для вакцинации и маршрут до медпункта, то количество студентов, сделавших прививку, возрастало в 9 раз.