Житие святителя николая чудотворца. Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских (†342)

Изображение Николая Чудотворца на иконе имеет большое значение во всем христианском мире. Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, который стал великим Божьим угодником, искренне любят и почитают католики, православные. Нет христианского храма или дома, где бы ни было образа Николая Чудотворца. Часто его фигуру изображают возле Господа Иисуса Христа. Православная церковь празднует дни Николая Чудотворца три раза каждый год:

  • День рождения святого – 11 августа (по старому стилю 29 июля).
  • Последний день его земной жизни – 19 декабря (по старому стилю 6 декабря).
  • Дату прибытия мощей святого в город Бари – 22 мая (по старому стилю 9 мая).

Святой еще при жизни славился большим помощником людей во всех их проблемах, поэтому к нему с горячими молитвами идут, чтобы просить о содействии и защите. Российским народом святой уважаем и почитаем уже много веков. Почти каждый, даже небольшой, город имеет храм, посвященный Николаю Угоднику. Это и главный собор северной столицы России – Санкт-Петербурга, а также славная Никольская башня, венчающая Московский Кремль.

Со знаменитой башней, возведенной в 1491 году, связано чудесное событие, в реальности которого нет сомнений. Сооружение было украшено ликом святого. 1917 года, когда на территории Москвы бесчинствовали солдаты армии Наполеона, враги предали огню и мечу весь город. Несмотря на сильные повреждения и разрушения, само изображение Николая Угодника сохранило целостность.

Жизненный путь Николая Чудотворца

Как свидетельствует жизнеописание Николая Чудотворца, он родился во второй половине третьего века (около 280 года) в городе Патары Ликийской области. Тогда эти территории южного побережья Малоазийского полуострова являлись греческой колонией.

Детские годы

Родители Николая были состоятельными благочестивыми людьми, поэтому мальчик получил начальное образование, рос достойным христианином. С юных лет его отличали от сверстников серьезность, спокойствие, любовь к мудрости книг Священного Писания, к церковной службе. Дни напролет он проводил в стенах храма, а когда приходила ночь, читал священные книги и молился.

Служение

Увидев благочестие и духовные устремления юного Николая, дядя, епископ Патарский, которого также звали Николаем, взял его в церковь чтецом. Немного позже он сделал молодого человека своим помощником, рукоположил в сан пресвитера, поручив поучать прихожан. Так, Патар стал местом, где начался христианский подвиг несения Слова Божия святого Николая Угодника.

Существует еще одна версия жизнеописания, согласно которой совсем еще молодой священник сразу стал епископом Мирры по решению собора епископов Ликии. Такое быстрое восхождение в IV веке было возможным. После смерти отца и матери молодой священник стал наследником семейного состояния, всецело используя его для помощи нуждающимся людям. Причем всегда свершал добрые дела и пожертвования тайно, бескорыстно, избегая благодарности и славы. Первые годы служения церкви Николая Чудотворца совпали с годами правления императоров Диоклетиана и Максимиана (до 305 года), которые систематически преследовали христиан. Гонения на последователей Иисуса Христа в разных регионах Римской империи продолжались до 306-311 годов.

После совершения паломничества к святыням Иерусалима Чудотворец хотел стать одним из палестинских отшельников, но по воле Господа изменил свое решение. Всевышний явился к священнику во сне и открыл, что его истинное предназначение – это служение Богу на родной земле. Удивительные происшествия случились уже во время следования к Святой Земле. Молодой путешественник дважды смог успокоить бурные морские воды, угрожающие кораблекрушением, и вернул к жизни матроса, который упал с мачты.

По возвращении на Ликийскую землю святитель, желая избежать известности, славы от жителей родного города, направился в Мирру (центр Ликии). Как раз тогда епископский собор был занят вопросом избрания архипастыря. Божьей волей и решением собрания должность была отдана Николаю. Такое внезапное быстрое возвышение смутило священника и повергло в растерянность. Тогда для укрепления веры и силы к юноше пришел Господь вместе с Пресвятой Богородицей. Они передали Николаю Евангелие и омофор, сказав, что ожидают от священника не отшельнического служения, а прославления Божьего Имени. Это чудо часто изображают на образах Николая Чудотворца.

Несмотря на высокое уважаемое положение, образ жизни архиепископа Николая почти не изменился. Он остался простым, скромным, трудолюбивым. Молитва и пост занимали много времени. А главной заботой Николая Чудотворца осталась помощь всем, кому она была нужна: бедным, богатым, здоровым, немощным, молодым, старым.

Невзирая на скромность, чистоту, святитель, когда было нужно, становился ревностным и настойчивым защитником Христовой Церкви. Вместе с соратниками он находил храмы, места жертвоприношений язычников Мирры и пригородных земель, разрушал их, уничтожая идолов, активно привлекая заблудшие души к Истиной Вере. 325 года состоялся Первый Вселенский собор (который принял Символ Веры), среди его активных участников присутствовал святитель. Вместе со славными защитниками Веры – Спиридоном Тримифунтским, папой Римским, Александром Александрийским, святым Сильвестром (и еще 312 священниками) – противостояли агрессивным нападкам еретика Ария.

Согласно с некоторыми источниками, Николай при всех дал богоборцу увесистую пощечину. За этот поступок священника на время лишили сана епископа, а затем взяли под стражу. Но Господь чудесным образом избавил защитника Веры от несправедливого наказания. Позже, будучи в сане архиепископа, он сам много раз освобождал христиан из заточения и даже сохранял жизнь тем, кого невинно приговорили к казни. После освобождения и восстановления в сане святитель Николай снова вернулся к своим обязанностям, продолжая сеять слово Истиной Церкви, борясь за чистоту Веры против лукаво мудрствующих, еретиков, сомневающихся. Священник искоренял семена неверия, сомнений, чтобы укрепить слабых, излечив их неспокойные души.

Святитель Николай отошел в лучший мир в преклонном возрасте приблизительно в 345-351 году. Он прожил благочестивую, полную сострадания и помощи людям жизнь, священник был щедрым, добрым человеком. Служение Господу и Вере стало его смыслом и призванием не только во время земной жизни, но и поныне. Святого Николая почитают великим христианским помощником во многих странах мира. Множественные чудеса, творимые при жизни, и помощь, даруемая верующим, до сегодня сделали образ Николая поистине легендарным.

Почитание святого Николая Чудотворца

Николай Чудотворец – особо почитаемый Православной Церковью святой. Путешествующий по Руси итальянец А. Гваньини (XVI век) засвидетельствовал, что более других русские чтут Николая Угодника, воздавая ему почести, почти такие же, как и Богу. Конечно, иноземец слегка приукрасил действительность, но подметил верно – множество русских храмов посвящено святому, простые люди часто обращаются к его помощи и заступничеству. Многочисленные иконы, новые иконографические сюжеты, связанные с реальными чудесными случаями являются ярким подтверждением участия святого в разрешении проблем верующих.

Мощи святого Николая в Италии

Почитание Николая Чудотворца (архиепископа Мирликийского) на его родине берет начало в скорости после его кончины (во второй половине IV века). Византия пришла к этому позже – к VII веку. Так, Константинопольский Патриарх Симеона Метафраста, характеризуя святого Николая, писал, что это был старец с ангельским ликом, на нем каждый видел печать святости и Божией благодати. От образа исходило светлое сияние. Тот человек, который смотрел на него, сам совершенствовался, становился лучше. А опечаленные, страдающие души обретали утешение.

Завладеть мощами святого угодника стремились многие. В том числе жители Бари. Таким образом они желали вернуть своему городу значение духовного центра. Барийцы явились к месту захоронения Чудотворца, предложили монахам за вознаграждение отдать реликвии. Когда иноки отказались, итальянцы связали их. Мощи святого угодника Николая покинули гробницу с наполненным миром саркофагом в Мирах Ликийских, после чего были переправлены на корабле в Бари (на юг Италии).

Корабли пристали к берегу Бари 9 мая. Мощи торжественно перенесли в стоящий недалеко храм святого Стефана. Во время шествия происходили чудотворные исцеления, что усиливало радость и духовный подъем встречающих реликвии горожан. Спустя один год под руководством аббата бенедиктинской обители Илии специально для помещения святых реликвий возвели и освятили новую церковь – базилику святого Николая. Мощи святителя хранятся здесь до сегодняшнего дня.

Иконография образа Николая Чудотворца

Практически сразу после Крещения Руси (XI век) повсеместно распространяется почитание Николая Угодника. Самым ранним изображением святого является роспись храма Святой Софии в Киеве. Интерес вызывает фреска киевского Михайловского Златоверхого монастыря (находится в Третьяковской галерее). На изображении святой стоит в полный рост, благословляя всех правой рукой, а левой держа открытое Евангелие

Другой древний способ изображения святителя Николая – по пояс. Святой держит левой рукой закрытое Евангелие. Подобные образы первыми стали писать Византийские иконографы, работающие с XI по XIII век. Российская икона Николая Чудотворца этого типа раньше принадлежала Новодевичьей обители (Смоленский собор). Старинный образ XII века попал в Москву из Новгорода благодаря Ивану Грозному. Сейчас святой лик хранится в Третьяковской галерее.

Образы Николая Угодника Смоленского собора привлекают своими изображениями на полях. Центр верхней части демонстрирует Престол уготованный (символ второго пришествия); по обе стороны от Николая – находятся Дамиан, Косьма. Боковые поля, раскрашены тремя рядами святых: в полный рост святые Борис и Глеб с мученическими крестами, мечами в ножнах; мученики Лавр и Фрол; святые жены-мученицы, чтимые Новгородской земли, преподобная мученица Домна и Евдокия; Фотиния и Параскева (оплечно). В Государственном Русском музее сегодня хранится Новгородская икона Николая Чудотворца (из Свято-Духовой обители), образ написали около средины XIII века. Его композиция также включает изображения местночтимых святых города Новгород.

Образцы икон Николая Чудотворца XI-XIV веков формируют традицию житийных икон святого. Широкое распространение в Италии, на Руси, Балканах получили образы со сценами из жизни святителя. Самыми древними житийными русскими иконами считают новгородский образ погоста Любони, датируемый XIV веком, а также коломенская икона святителя Николая в сокровищнице Третьяковской галереи.

Если сравнить популярность образа Николая Чудотворца в разных странах христианского мира, то наибольшей она является именно в России. Поэтому часто можно услышать, что это истинно русский святой. Возможно потому, что его образ многогранен: святитель, опора Церкви, борец с ересью, покровитель властителей, путешественников и защитник бедных, заступник за всех несчастных.

НИКОЛАЙ МИРЛИКИЙСКИЙ (Ни-ко-лай Угод-ник, Ни-ко-лай Чу-до-тво-рец) - архиепископ г. Миры, христианский святой.

Древ-ней-шим тек-стом о Николае Мирликийском яв-ля-ет-ся сочинение «Дея-ния о стра-ти-ла-тах» (до середины VI века), до-шед-шее в 5 ре-дак-ци-ях. Из-вес-тен эн-ко-мий (по-хваль-ное сло-во) о Николае Мирликийском св. Ан-д-рея Крит-ско-го (начало VIII века, по-длин-ность ос-па-ри-ва-ет-ся; эн-ко-мий пат-ри-ар-ха Кон-стан-ти-но-поль-ско-го Про-кла яв-ля-ет-ся псев-до-эпи-гра-фом).

Пер-вое пол-ное жи-тие Николая Мирликийского на-пи-са-но в конце VIII - начале IX веков Ми-хаи-лом Ар-хи-ман-д-ри-том, ве-ро-ят-но, на ос-но-ве отд. чу-дес, рас-ска-зы-вав-ших-ся при хра-ме на мес-те по-гре-бе-ния Николая Мирликийского в Ми-рах. Уже в IX веке это жи-тие ши-ро-ко рас-про-стра-ни-лось и под-верг-лось различным пе-ре-ра-бот-кам (напр., «Эн-ко-мий Ме-фо-дия», пер-вое латинское жи-тие Николая Мирликийского, соз-дан-ное Ио-ан-ном, диа-ко-ном Не-апо-ли-тан-ским). В X веке к жи-тию Николая Мирликиского с це-лью его обо-га-ще-ния бы-ли до-бав-ле-ны не-ко-то-рые эле-мен-ты из жи-тия др. Ни-ко-лая, жив-ше-го в Ли-кии в VI веке, быв-ше-го на-стоя-те-лем Си-он-ско-го мон. близ Мир и епи-ско-пом г. Пи-на-ра. Это со-еди-не-ние лег-ло в ос-но-ву жи-тий X века, в т. ч. жи-тия, на-пи-сан-но-го св. Си-ме-о-ном Ме-таф-ра-стом, ко-то-рое впо-след-ст-вии ста-ло ос-нов-ным в греческой тра-ди-ции. В средне-ви-зантийское вре-мя на ос-но-ве сю-же-тов жи-тия Николая Мирликийского соз-да-ны апо-кри-фические «Хо-ж-де-ния Ни-ко-лая». В славянской тра-ди-ции в ка-че-ст-ве основного жи-тия Николая Мирликийского бы-то-ва-ло Жи-тие Ни-ко-лая Си-он-ско-го, а так-же «Ска-за-ние о стра-ти-ла-тах», Ме-та-ф-ра-сто-во жи-тие и «Хо-ж-де-ния Ни-ко-лая». Опи-са-ния по-смерт-ных чу-дес свя-ти-те-ля бы-ли рас-простра-не-ны как в ви-де отд. тек-стов, так и в со-ста-ве сборников, осо-бен-но на греческом и славянском язы-ках.

Со-глас-но жи-тию, на-пи-сан-но-му Ми-хаи-лом Ар-хи-ман-д-ри-том, Николай Мирликийский ро-дил-ся в хри-сти-ан-ской се-мье, был един-ст-вен-ным ре-бён-ком. По-лу-чил хо-ро-шее об-ра-зо-ва-ние. По-сле смер-ти ро-ди-те-лей за-ни-мал-ся в Па-та-рах де-ла-ми бла-го-тво-ри-тель-но-сти, в ча-ст-но-сти тай-но под-бро-сил сво-ему обед-нев-ше-му со-се-ду 3 ме-шоч-ка с зо-ло-том, что-бы спа-сти его до-че-рей от за-ня-тия про-сти-ту-ци-ей. Бла-го-да-ря чу-дес-но-му зна-ме-нию, со-бор ли-кий-ских епи-ско-пов по-ста-вил его в епи-ско-пы г. Ми-ры на-пря-мую из ми-ря-ни-на, что со-от-вет-ст-во-ва-ло реа-ли-ям IV века Николай Мирликийский рев-но-ст-но за-щи-щал хри-сти-ан-скую ве-ру от ере-сей, пре-ж-де все-го ари-ан-ст-ва, и бо-рол-ся с язы-че-ст-вом, в ча-ст-но-сти раз-ру-шил храм Ар-те-ми-ды Элев-те-ры в Ми-рах.

Эн-ко-мий Ан-д-рея Крит-ско-го упо-ми-на-ет об об-ра-ще-нии Николая Мирликийского мар-кио-нит-ско-го (см. Мар-кио-низм) еп. Фео-гния; Кон-стан-ти-но-поль-ский си-нак-сарь и Си-ме-он Ме-та-фраст со-об-ща-ют о дли-тель-ном за-клю-че-нии Николая Мирликийского в тюрь-ме при императоре Дио-клетиа-не. Те же ис-точ-ни-ки упо-ми-на-ют об уча-стии Николая Мирликийского в I Все-лен-ском со-бо-ре (325 год): его име-ни нет в древ-ней-ших спи-сках уча-ст-ни-ков со-бо-ра, но оно при-сут-ст-ву-ет в «Трёх-ча-ст-ной ис-то-рии» Фео-до-ра Чте-ца (VI век). Рас-сказ о на-не-сён-ной Николаю Мирликийскому по-щё-чи-не ере-си-ар-ху Арию и о чу-дес-ном из-бав-ле-нии от на-ка-за-ния за это фик-си-ру-ет-ся толь-ко в позд-не- и пост-визан-тий-скую эпо-ху (напр., в жи-тии Николая Мирликийского, на-пи-сан-ном Да-ма-ски-ным Сту-ди-том).

Николай Мирликийский дея-тель-но за-бо-тил-ся о бед-ных и час-то стра-дав-ших от го-ло-да жи-те-лях Ли-кии. Бо-лее все-го он из-вес-тен как по-мощ-ник по-пав-шим в бе-ду. В «Дея-ни-ях о стра-ти-ла-тах» опи-сы-ва-ет-ся спа-сение им трёх гра-ж-дан Мир, не-спра-вед-ли-во при-го-во-рён-ных к каз-ни, а за-тем трёх кон-стан-ти-но-поль-ских вое-на-чаль-ни-ков (стра-ти-ла-тов): Не-по-тиа-на, Ур-са и Гер-пи-лио-на. Двое пер-вых за-фик-си-ро-ва-ны до-ку-мен-таль-но как кон-су-лы в 336 и 338 годы. Из-вест-но так-же чу-до спа-се-ния моряков от бу-ри по мо-лит-ве Николая Мирликийского.

Умер свя-ти-тель в пре-клон-ном воз-рас-те, был по-хо-ро-нен за сте-на-ми Мир. Чрез-вы-чай-но мно-го-чис-лен-ны по-смерт-ные чу-де-са Николая Мирликийского: по-мощь уто-паю-щим, спа-се-ние из пле-на, ис-це-ле-ния и на-ка-за-ния от его икон, воз-на-гра-ж-де-ние его по-чи-та-те-лей.

Сра-зу по-сле кон-чи-ны Никола Мирликийского его те-ло на-ча-ло ис-то-чать бла-го-вон-ное ми-ро и ста-ло объ-ек-том па-лом-ни-че-ст-ва. В VI веке над его мо-ги-лой бы-ла по-строе-на ба-зи-ли-ка (совр. храм начала IX века). Мо-щи Николая Мирликийского хра-ни-лись в Ми-рах до 1087 года, ко-гда их по-хи-ти-ли жи-те-ли итал. г. Ба-ри. Ос-тав-лен-ные в Ми-рах час-ти-цы кос-тей в 1099-1101 годы за-бра-ли ве-не-ци-ан-цы. То-ж-де-ст-во этих час-тей ос-тан-ков Николая Мирликийского под-твер-ди-ли ан-тро-по-ло-гические экс-пер-ти-зы в 1957 и 1987 годы. Мно-же-ст-во час-тиц мо-щей Николая Мирликийского рас-про-стра-не-но по все-му хри-сти-ан-ско-му ми-ру. По-сле пе-ре-не-се-ния мо-щей Николая Мирликийского Ба-ри этот го-род стал цен-тром по-чи-та-ния свя-ти-те-ля. Его мо-щи про-дол-жа-ют ми-ро-то-чить.

Николаю Мирликийскому по-свя-ще-но боль-шое ко-ли-че-ст-во гим-но-гра-фических па-мят-ни-ков (осо-бен-но мно-го ка-но-нов ему бы-ло на-пи-са-но в IX веке Ио-си-фом Гим-но-гра-фом), а так-же хра-мов и ча-со-вен; су-ще-ст-ву-ют его мно-го-численные ико-но-гра-фические изо-бра-же-ния. В народной тра-ди-ции он по-чи-та-ет-ся как по-кро-ви-тель мо-ря-ков, ры-ба-ков, порт-ных, тка-чей, мяс-ни-ков, куп-цов, мель-ни-ков, ка-ме-но-тёсов, пи-во-ва-ров, ап-те-ка-рей, пар-фю-ме-ров, ад-во-ка-тов, школь-ни-ков, де-ву-шек, пу-те-шест-вен-ни-ков. В ран-нее Но-вое вре-мя из ни-дерландского обы-чая да-рить де-тям бул-ки в день па-мя-ти Николая Мирликийского 6 декабря ро-дил-ся об-раз Сан-та-Клау-са; с голландскими эмиг-ран-та-ми это пред-став-ле-ние ши-ро-ко рас-про-стра-ни-лось в Северной Аме-ри-ке.

Наи-бо-лее чти-мым свя-тым Николая Мирликийский яв-ля-ет-ся в русской цер-ков-ной тра-ди-ции: ему по-свя-ще-но мно-же-ст-во хра-мов, мо-на-сты-рей, с его име-нем и ико-на-ми свя-зы-ва-ет-ся боль-шое ко-ли-че-ст-во чу-дес на-чи-ная уже с XI века.

Дни па-мя-ти Николая Мирликийского по ка-лен-да-рю Русской пра-во-слав-ной церк-ви - 6(19) декаюря (день кон-чи-ны) и 9(22) мая (пе-ре-не-се-ние мо-щей в Ба-ри); по ка-лен-да-рю Рим-ско-ка-то-лической церк-ви - 6 де-каб-ря.

Ико-но-гра-фия

На са-мом ран-нем со-хра-нив-шем-ся изо-бра-же-нии (створ-ка три-пти-ха из монастыря Св. Ека-те-ри-ны на Си-нае, VII-VIII веках) Николая Мирликийской по-ка-зан стар-цем в свя-ти-тель-ских оде-ж-дах с длин-ной за-ост-рён-ной бо-ро-дой, с за-кры-той кни-гой (Еван-ге-ли-ем) в ру-ках. К X веку в вос-точ-но-хри-сти-ан-ском искустве сло-жил-ся об-лик свя-то-го, став-ший в даль-ней-шем тра-ди-ци-он-ным: с ко-рот-кой ок-руг-лой бо-род-кой и вы-со-ким лбом. В ви-зантийской и древне-русской ико-но-писи вплоть до XIV века Николая Мирликийский изо-бра-жа-ли с дву-мя спа-даю-щи-ми на лоб пря-дя-ми во-лос, а позд-нее - с ко-рот-кой чёл-кой или же с от-кры-тым на всю вы-со-ту лбом. Николая Мирликийский ча-ще все-го об-ла-чён в крас-но-ко-рич-не-вую фе-лонь по-верх си-не-го под-риз-ни-ка с по-ру-ча-ми и оп-лечь-ем; ино-гда фе-лонь кре-ща-тая (по-ли-став-ри-он), пре-имущественно бе-лая с чёр-ны-ми кре-ста-ми. На пле-чах ле-жит бе-лый омо-фор.

Оче-вид-но, уже в X веке об-раз Николая Мирликийского мог со-про-во-ж-дать-ся не-боль-ши-ми по-яс-ны-ми или рос-то-вы-ми изо-бра-же-ния-ми Хри-ста и Бо-го-ма-те-ри, вру-чаю-щих свя-ти-те-лю Еван-ге-лие и омо-фор. Из-на-чаль-но они, ве-ро-ят-но, долж-ны бы-ли сви-де-тель-ст-во-вать о бо-го-из-бран-но-сти Николая Мирликийского. В XIV-XV веках их ста-ли свя-зы-вать с пре-да-ни-ем о ли-ше-нии Николая Мирликийского са-на на Ни-кей-ском со-бо-ре за по-щё-чи-ну, ко-то-рую тот дал ере-ти-ку Арию, и о воз-вра-ще-нии ему епи-скоп-ских ин-сиг-ний Хри-стом и Бо-го-ма-те-рью. Ши-ро-кое рас-про-стра-не-ние по-лу-чи-ли по-яс-ные и рос-то-вые об-раза Николая Мирликийского. Сре-ди по-след-них вы-де-ля-ет-ся осо-бый ва-ри-ант, где свя-ти-тель изо-бра-жён бла-го-слов-ляю-щим, с рас-про-стёр-ты-ми ру-ка-ми, с Еван-ге-ли-ем на ле-вой ру-ке (фре-ска в Бо-ян-ской церк-ви, 1259 год). В мо-ну-мен-таль-ной жи-во-пи-си фи-гу-ра Николая Мирликисйкого со скло-нён-ной гла-вой, об-ра-щён-ная к цен-тру ком-по-зи-ции, с XI века вклю-ча-лась в со-став ал-тар-ных рос-пи-сей (сце-на «Служ-ба свя-тых от-цов»). Воз-мож-но, уже в ран-нее вре-мя су-ще-ст-во-ва-ли и оп-леч-ные изо-бра-же-ния, со-хра-нив-шие-ся толь-ко на-чи-ная с XV века. В жи-во-пи-си крит-ских мас-те-ров с начала XV века из-вест-ны ико-ны с Николаем Мирликийским, вос-се-даю-щим на пре-сто-ле, ко-то-рые воз-ник-ли под влия-ни-ем западно-ев-ропейской ико-но-гра-фии.

Не позд-нее XI века поя-ви-лись ико-ны с жи-тий-ны-ми сце-на-ми (фраг-мент три-пти-ха в мон. Св. Ека-те-ри-ны на Си-нае). К конце XII века в ви-зантийской ико-но-пи-си сфор-ми-ро-вал-ся тип жи-тий-ной ико-ны с круп-ным изо-бра-же-ни-ем свя-то-го в сред-ни-ке и ок-ру-жаю-щи-ми его сю-жет-ны-ми клей-ма-ми (12-16 сцен), ил-лю-ст-ри-рую-щи-ми со-бы-тия жиз-ни Николая Мирликийского от ро-ж-де-ния до кон-чи-ны, с раз-вёр-ну-тым по-ка-зом не-ко-то-рых его дея-ний (из-бав-ле-ние трёх му-жей от каз-ни, спа-се-ние трёх де-виц от блу-ди-ли-ща), а так-же отдельные по-смерт-ные чу-де-са (воз-вра-ще-ние Аг-ри-ко-ва сы-на Ва-си-лия из са-ра-цин-ско-го пле-на). К концу XII века от-но-сят-ся и пер-вые жи-тий-ные цик-лы Николая Мирликийского в мо-ну-мен-таль-ной жи-во-пи-си в хра-мах, ему по-свя-щён-ных [церковь Св. Ни-ко-лая Кас-ни-ци-са в Кас-то-рии (Гре-ция), XII век].

Наи-бо-лее ран-ние со-хра-нив-шие-ся изо-бра-же-ния Николая Мирликийского в древне-русском искусстве - ал-тар-ная мо-заи-ка и 2 фре-ски Со-фий-ско-го со-бо-ра в Кие-ве (певрвая половина XI века), фре-ска из со-бо-ра Ар-хан-ге-ла Ми-хаи-ла Ми-хай-лов-ско-го Зла-то-вер-хо-го мон. в Кие-ве (ме-ж-ду 1108 и 1113 годами, ГТГ), а так-же нов-го-род-ская ико-на конца XII века (ГТГ). На фре-ске Ми-хай-лов-ско-го монастыря Еван-ге-лие в ру-ке Николая Мирликийского впер-вые в искусстве ви-зантийского кру-га по-ка-за-но рас-кры-тым. В древне-русской ико-но-пи-си из-на-чаль-но бы-то-ва-ли те же ико-но-гра-фические ва-ри-ан-ты, что и в Ви-зан-тии. Рос-то-вая ико-на Николая Мирликийского, по ико-но-гра-фии близ-кая к ви-зантийским ал-тар-ным рос-пи-сям, не-ред-ко вхо-ди-ла в со-став деи-сус-но-го чи-на как пар-ная к об-ра-зу св. Гри-го-рия Бо-го-сло-ва [ико-но-ста-сы Тро-иц-кой церкви Тро-иц-ко-го мон. (ны-не Тро-иц-кий со-бор Трои-це-Сер-гие-вой лав-ры), 1425-1427 годы; Ро-ж-де-ст-вен-ско-го со-бо-ра Фе-ра-пон-то-ва мон., около 1490 года; Ус-пен-ско-го со-бо-ра Ки-рил-ло-Бе-ло-зер-ско-го мон., 1497 год]. Не-ко-то-рые ико-ны Николая Мирликийского про-сла-вив-шие-ся как чу-до-твор-ные, по-лу-ча-ли собственные на-зва-ния по мес-ту про-слав-ле-ния. Так, рос-то-вое изо-бра-же-ние бла-го-слов-ляю-ще-го свя-ти-те-ля с раз-ве-дён-ны-ми ру-ка-ми и Еван-ге-ли-ем на ле-вой ру-ке не позд-нее XVI века по-лу-чи-ло на-име-но-ва-ние «Ни-ко-ла За-рай-ский», по чу-до-твор-но-му об-ра-зу, пе-ре-не-сён-но-му, со-глас-но «По-вес-ти о Ни-ко-ле За-рай-ском», из Кор-су-ни в За-райск че-рез Нов-го-род в 1225 году (об-раз не сохр.). На Ру-си, в от-ли-чие от Ви-зан-тии, этот ва-ри-ант был рас-про-стра-нён чрез-вы-чай-но ши-ро-ко, в т. ч. в ка-че-ст-ве сред-ни-ка жи-тий-ных икон («Св. Ни-ко-лай Мир-ли-кий-ский с жи-ти-ем в 16 клей-мах», середина XIV века, со-бра-ние В.А. Лог-ви-нен-ко; «Ни-ко-ла За-рай-ский с жи-ти-ем в 16 клей-мах» из с. Пав-ло-во, близ Рос-то-ва Ве-ли-ко-го, вторая половина XIV века, ГТГ).

Жи-тий-ная ико-на с по-яс-ным изо-бра-же-ни-ем Николая Мирликийского яви-лась в конце XV века на р. Гос-тун-ка близ г. Бе-лёв и ста-ла име-но-вать-ся «Ни-ко-ла Гос-тун-ский» (не сохр.). На спи-ске с неё (третьячетверть XVI века) из По-кров-ской церкви в Рос-то-ве Ве-ли-ком Николая Мирликийский ле-вой ру-кой с пе-ре-ки-ну-тым че-рез неё омо-фо-ром дер-жит крас-ный плат и при-жи-ма-ет к се-бе за-кры-тое Еван-ге-лие (Государственый музей-за-по-вед-ник «Рос-тов-ский кремль»); на спи-ске конца XVI века из со-бо-ра Тро-иц-кого монастыря в Му-ро-ме плат от-сут-ст-ву-ет, Еван-ге-лие сто-ит на пер-стах не-по-кро-вен-ной ру-ки (Му-ром-ский ис-то-ри-ко-ху-дож. му-зей). Ико-на конца XV века или начала XVI века, близ-кая по ико-но-гра-фии к «Ни-ко-ле Гос-тун-ско-му», но по-лу-чив-шая ра-му с жи-ти-ем толь-ко в середине XVI века, про-сла-ви-лась в с. Ве-ли-ко-рец-кое на Вят-ской зем-ле и из-вест-на как «Ни-ко-ла Ве-ли-ко-рец-кий» (не сохр.). Её ико-но-гра-фия из-вест-на по спи-скам XVI века, на ко-то-рых свя-ти-тель дер-жит Еван-ге-лие не-по-кро-вен-ной ле-вой ру-кой, че-рез ко-то-рую пе-ре-ки-нут омо-фор; во-круг рас-по-ла-га-ют-ся 8 жи-тий-ных клейм, на-чи-ная с «При-ве-де-ния во уче-ние», вклю-чая ред-кий сю-жет «Служ-ба Ни-ко-лая Чу-до-твор-ца в Сио-не». Осо-бен-ность икон ти-па «Ни-ко-лы Ве-ли-ко-рец-ко-го» - рав-ный раз-мер сред-ни-ка и клейм (ико-на «Ни-ко-ла Ве-ли-ко-рец-кий», 1558 год, ико-но-пи-сец Ан-д-рей Ва-силь-ев, Государственное му-зей-ное объ-еди-не-ние «Ху-до-же-ст-вен-ная куль-ту-ра Рус-ско-го Се-ве-ра», Соль-вы-че-годск). Оп-леч-ные об-раза Николая Мирликийского встре-ча-ют-ся со второй пловины XV века, ино-гда они рас-по-ла-га-лись в сред-ни-ке, ок-ру-жён-ные по-яс-ны-ми изо-бра-же-ния-ми др. свя-тых («Св. Ни-ко-лай Чу-до-тво-рец с деи-су-сом и из-бран-ны-ми свя-ты-ми» из ча-сов-ни Св. Вар-ва-ры в дер. Еси-но Мед-вежь-е-гор-ско-го р-на, Ка-ре-лия, первая половина XVI века, ГРМ).

Ис-клю-чи-тель-ное по-чи-та-ние Николая Мирликийского на Ру-си при-ве-ло к воз-ник-но-ве-нию но-вых ико-но-гра-фических ва-ри-ан-тов. Не позд-нее XV века в Мо-жайск по-па-ла де-ревянная ста-туя Николая Мирликийского с ме-чом в пра-вой ру-ке и ус-лов-но трак-то-ван-ным го-ро-дом в ле-вой, ис-пол-нен-ная пред-по-ло-жи-тель-но серб. мас-те-ром в конце XIV века (ГТГ). Впер-вые она упо-мя-ну-та как чу-до-твор-ная в пис-цо-вых кни-гах конца XVI века. По ме-ст-ной ле-ген-де, ста-туя бы-ла сде-ла-на в Мо-жай-ске в па-мять чу-дес-но-го яв-ле-ния и по-мо-щи Николая Мирликийского во вре-мя вра-же-ско-го на-ше-ст-вия. Многие по-вто-ре-ния ста-туи - рез-ные фи-гу-ры, по-ме-щён-ные в кио-ты, - из-вест-ны со второй четверти XVI века.

Во второй половие XVI века об-раз «Ни-ко-лы Мо-жай-ско-го» ста-ли вос-про-из-во-дить в ико-но-пи-си. Фи-гу-ра свя-то-го с ме-чом и го-ро-дом обыч-но за-клю-ча-лась в об-рам-ле-ние, на-по-ми-нав-шее ки-от, и мог-ла слу-жить сред-ни-ком жи-тий-ной ико-ны («Св. Ни-ко-лай Мо-жай-ский с жи-ти-ем в 16 клей-мах», середина XVI века, Национальный му-зей, Сток-гольм). Оче-вид-но, к XVI веку вос-хо-дит ком-по-зи-ция, собств. на-зва-ние ко-то-рой по-ка не вы-яв-ле-но: по-яс-ное изо-бра-же-ние Николая Мирликийского в цен-тре, по-яс-ные же об-разы Хри-ста и Бо-го-ма-те-ри в верх-них уг-лах и две жи-тий-ные сце-ны («Спа-се-ние уто-паю-ще-го Ди-мит-рия» и «Ис-це-ле-ние бес-но-ва-то-го») в ниж-них. Воз-мож-но, уже в это вре-мя в ка-че-ст-ве са-мо-сто-ят. икон со-от-вет-ст-вую-щих празд-ни-ков вы-де-ли-лись сю-же-ты «Ро-ж-де-ст-во св. Ни-ко-лая Мир-ли-кий-ско-го» и «Пе-ре-не-се-ние мо-щей св. Ни-ко-лая Мир-ли-кий-ско-го», сей-час из-вест-ные по позд-ним при-ме-рам (сце-на «Ро-ж-де-ст-во Ни-ко-лая Мир-ли-кий-ско-го» вхо-дит в со-став 4-ча-ст-ной ико-ны «Доб-ро-ча-дие»). В XVI веке сло-жи-лась ком-по-зи-ция «Яв-ле-ние Бо-го-ма-те-ри и Ни-ко-лая Мир-ли-кий-ско-го по-но-ма-рю Юры-шу», ил-лю-ст-ри-рую-щая чу-до от Тих-вин-ской ико-ны Бо-го-ма-те-ри, ко-гда Бо-го-ма-терь яви-лась по-но-ма-рю в со-про-во-ж-де-нии Николая Мирликийского и по-ве-ле-ла ста-вить на гла-ву по-свя-щён-но-го ей хра-ма де-ре-вян-ный, а не же-лез-ный крест. Николая Мирликийский при-сут-ст-ву-ет так-же на Ржев-ской (Око-вец-кой) ико-не Бо-го-ма-те-ри (в со-от-вет-ст-вии со ска-за-ни-ем, за-пи-сан-ным в XVII-XVIII веках, ико-на Бо-го-ма-те-ри с Мла-ден-цем и Николаем Мирликийским бы-ла об-на-ру-же-на в 1539 году на де-ре-ве в ле-су у с. Око-вец, под Рже-вом).

В пись-мен-ных ис-точ-ни-ках XVII-XVIII веков со-дер-жит-ся ска-за-ние об ико-не Николая Мирликийского «круг-лая дос-ка» («Ни-ко-ла Дво-ри-щен-ский»), чу-дес-ным об-ра-зом при-плыв-шей из Кие-ва в 1113 году в Нов-го-род, ис-це-лив-шей нов-го-род-ско-го кн. Мсти-сла-ва и по-став-лен-ной в Ни-ко-ло-Дво-ри-щен-ском со-бо-ре. Су-дя по со-хра-нив-ше-му-ся спи-ску с этой ико-ны (XVI век, Нов-го-род-ский государственный объ-еди-нён-ный ис-то-ри-ко-ар-хитектурный и ху-дожественый му-зей-за-по-вед-ник), её ико-но-гра-фия бы-ла обыч-ной - по-яс-ной об-раз бла-го-слов-ляю-ще-го свя-ти-те-ля с за-кры-тым Еван-гели-ем. Од-на-ко ис-поль-зо-ва-ние круг-лой дос-ки не-тра-ди-ци-он-но и, воз-мож-но, вос-хо-дит к ран-не-хри-сти-ан-ско-му искусству. В Но-вое вре-мя воз-ник осо-бый ва-ри-ант «Ни-ко-лы Дво-ри-щен-ско-го», с изо-бра-жени-ем круг-лой ико-ны в цен-тре дос-ки и ис-то-ри-ей об-раза по кра-ям («Св. Ни-ко-ла Дво-ри-щен-ский», вторая половина XIX века, Му-зей икон, Рек-линг-хау-зен).

В Но-вое вре-мя Николай Мирликийский ста-ли час-то изо-бра-жать не в фе-ло-ни, а в сак-ко-се, с мит-рой на го-ло-ве. Воз-ник свое-об-раз-ный тип «Ни-ко-ла От-врат-ный» - оп-леч-ное изо-бра-же-ние свя-ти-те-ля, с лёг-ким по-во-ро-том го-ло-вы и от-ве-дён-ны-ми в сто-ро-ну гла-за-ми (начало XX века, Государственный му-зей па-лех-ско-го искусства, с. Па-лех). Этот тип бы-то-вал в ста-ро-об-рядческой сре-де. Его не-обыч-ные чер-ты объ-яс-ня-ли пре-да-ни-ем о бит-ве с «лит-вой», во вре-мя ко-то-рой на-хо-див-ший-ся в обо-зе об-раз от-вра-тил лик от вра-гов, и те впа-ли в смя-те-ние и бы-ли раз-би-ты. Поя-вил-ся сю-жет «Яв-ле-ние ико-ны Ни-ко-лая Мир-ли-кий-ско-го кня-зю Дмит-рию Дон-ско-му на Уг-ре-ше», раз-ра-бо-тан-ный, оче-вид-но, в Ни-ко-ло-Уг-реш-ском мон. (ико-на XIX века, Цер-ков-но-ар-хео-ло-гический ка-би-нет Московской ду-хов-ной ака-де-мии).

В со-став жи-тий-ных клейм ста-ли вклю-чать чу-де-са, про-изо-шед-шие на русской зем-ле (чу-до о ки-ев-ском де-ти-ще; чу-до о по-лов-чи-не) или до-бав-лен-ные в жи-тие русскими книж-ни-ка-ми XVI века (чу-до о ков-ре; чу-до от икон Ни-ко-лая и Бо-го-ро-ди-цы в Ру-го-ди-ве). Ко-ли-че-ст-во сю-же-тов в жи-тий-ных цик-лах силь-но уве-ли-чи-лось, осо-бен-но в жи-во-пи-си конца XVI-XVII веков («Св. Ни-ко-лай Чу-до-тво-рец с жи-ти-ем в 84 клей-мах», конец XVI - начало XVII веков, То-тем-ское му-зей-ное объ-е-ди-не-ние, Тоть-ма; «Св. Ни-ко-лай Чу-до-тво-рец с жи-ти-ем в 34 клей-мах», 1686 год, ико-но-пи-сец Се-мён Спи-ри-до-нов Хол-мо-го-рец, Яро-слав-ский ху-дожественный му-зей). Тра-диционные сю-же-ты из жи-тия ил-лю-ст-ри-ро-ва-лись бо-лее под-роб-но, в не-сколь-ких клей-мах, к ним уже в XVI веке до-бав-ля-лись ред-кие и ма-ло-из-ве-ст-ные сце-ны («Яв-ле-ние кре-сть-я-ни-ну на ни-ве»; «Яв-ле-ние Бо-го-ма-те-ри Ни-ко-лаю Мир-ли-кий-ско-му»; «Встре-ча с не-чис-тым ду-хом по пу-ти в Рим», «За-клю-че-ние в тем-ни-цу», «Яв-ле-ние св. Ни-ко-лая Мир-ли-кий-ско-го пре-сви-те-ру в Бар-гра-де с по-ве-ле-ни-ем пе-ре-не-сти мо-щи» и др.). В XVII веке не-ко-то-рые жи-тий-ные ком-по-зи-ции по-лу-чи-ли но-вую ре-дак-цию: в сце-не при-ве-де-ния во уче-ние ста-ли изо-бра-жать за-ня-тия в учи-ли-ще с уче-ни-ка-ми, в «Пре-став-ле-нии Ни-ко-лая Мир-ли-кий-ско-го» поя-вил-ся ан-гел, скло-няю-щий-ся ко гро-бу и при-ни-маю-щий ду-шу свя-то-го. В XVIII веке в со-став чу-дес из западно-ев-ропейских ис-точ-ни-ков по-па-ло чу-до о вос-кре-ше-нии 3 от-ро-ков, раз-руб-лен-ных на кус-ки и за-со-лен-ных в боч-ке трак-тир-щи-ком (ра-ма с 32 клей-ма-ми из Самп-сони-ев-ско-го со-бо-ра Санкт-Пе-тер-бур-га, около 1761 года, му-зей «Исаа-ки-ев-ский со-бор»). Наи-бо-лее под-роб-но жи-тие Николая Мирликийского ил-лю-ст-ри-ро-ва-лось в книж-ной ми-ниа-тю-ре. Ли-це-вое жи-тие Николая Мирликийского, соз-дан-ное в 1570-е годы в цар-ском скрип-то-рии в Алек-сан-д-ро-вой сло-бо-де, со-дер-жит 408 ми-ниа-тюр; ко-пия ру-ко-пи-си бы-ла ис-пол-не-на в XVII веке мас-те-ра-ми Ору-жей-ной па-ла-ты (обе ру-ко-пи-си - ГИМ). Пер-вый жи-тий-ный цикл Нкиолая Мирликийского в русской мо-ну-мен-таль-ной жи-во-пи-си - рос-пи-си Ни-коль-ско-го при-де-ла со-бо-ра Ро-ж-де-ст-ва Бо-го-ро-ди-цы Фе-ра-пон-то-ва монастыря (1502 год, худ. Дио-ни-сий с ар-те-лью). Раз-ви-тые цик-лы со-дер-жат-ся в сте-но-пи-сях яро-слав-ских хра-мов Ни-ко-лы На-деи-на (1640 год, худ. Лю-бим Аге-ев и др.) и Ни-ко-лы Мок-ро-го (1673 год).

Су-ще-ст-ву-ет ряд икон Николая Мирликийского, про-сла-вив-ших-ся в раз-ное вре-мя и по-лу-чив-ших собственные на-зва-ния, но не от-ли-чаю-щих-ся по ико-но-гра-фии от вы-ше-при-ве-дён-ных ти-пов. Так, один из об-ра-зов «Ни-ко-лы Ве-ли-ко-рец-ко-го» про-сла-вил-ся как чу-до-твор-ный в Ни-ко-ло-Ба-ба-ев-ском мон. под Ко-ст-ро-мой, по-лу-чив но-вое имя «Ни-ко-ла Ба-ба-ев-ский» (не сохр., ико-но-гра-фия из-вест-на по спи-скам). «Ни-ко-ла Ра-до-виц-кий» из Ни-ко-ло-Ра-до-виц-ко-го мон. Ря-зан-ской епар-хии - ки-от-ная де-рев. скульп-ту-ра ти-па «Ни-ко-лы Мо-жай-ско-го»; к это-му же ти-пу при-над-ле-жит ико-на «Ни-ко-ла Рат-ный» из с. Ус-тин-ка, с 1765 года на-хо-див-шая-ся в Тро-иц-ком со-бо-ре г. Бел-го-род. «Ни-ко-ла Те-ре-бен-ский» из Те-ре-бен-ской пус-ты-ни под Выш-ним Во-лоч-ком - жи-тий-ная ико-на с по-яс-ным изо-бра-же-ни-ем в сред-ни-ке и с шестью жи-тий-ны-ми клей-ма-ми по сто-ро-нам. «Ни-ко-ла Мяс-ниц-кий» из моск. церкви Ни-ко-лы в Мяс-ни-ках, «Ни-ко-ла Ко-рель-ский», на-хо-див-ший-ся в Нов-го-род-ском ар-хие-рей-ском до-ме, «Ни-ко-ла Кру-пиц-кий» в Ни-коль-ском мон. близ Ба-ту-ри-на и др., су-дя по со-хра-нив-шим-ся изо-бра-же-ни-ям, - по-яс-ные об-раза тра-диц. ико-но-гра-фии. Уни-каль-ный при-мер воз-ник-но-ве-ния но-во-го ико-но-гра-фического ти-па в XX веке - ико-на, по-лу-чив-шая в на-ше вре-мя на-име-но-ва-ние «Ни-колы Ра-не-но-го». В декабре 1918 года пат-ри-арх Ти-хон по-слал адм. А.В. Кол-ча-ку в бла-го-сло-ве-ние фо-то-гра-фию над-врат-ной фре-ски с об-ра-зом «Ни-ко-лы Мо-жай-ско-го», рас-по-ла-гав-шей-ся на Ни-коль-ских во-ро-тах Московского Крем-ля и по-стра-дав-шей при об-стре-ле Крем-ля боль-ше-ви-ка-ми (за-му-ро-ва-на шту-ка-тур-кой в 1937году, об-на-ру-же-на в 2010 году). С фо-то-гра-фии ста-ли де-лать спи-ски, вос-про-из-во-дя об-раз со все-ми по-вре-ж-де-ния-ми (ико-на с под-пи-сью «Ко-пия ико-ны св. Ни-ко-лая Чу-до-твор-ца на Ни-коль-ских во-ро-тах Мо-с-ков-ско-го Крем-ля, по-стра-дав-шей от об-стре-ла во вре-мя ре-во-лю-ции 1917 го-да ок-тяб-ря 31 дня», Государственный му-зей ис-то-рии ре-ли-гии, Санкт-Пе-тер-бург).

В за-пад-но-ев-ро-пей-ском ис-кус-ст-ве до XIV века Николая Мирликийский изо-бра-жал-ся в тра-диционном ви-зантийском епи-скоп-ском об-ла-че-нии, с омо-фо-ром, без специаьных ат-ри-бу-тов (фре-ска римской шко-лы, XII века, га-ле-рея Кор-си-ни, Рим), позд-нее - с епи-скоп-ским по-со-хом и/или в мит-ре, а так-же с ко-дек-сом (три-птих «Бо-го-ма-терь с Мла-ден-цем и свя-ты-ми Мат-фе-ем и Ни-ко-ла-ем» Б. Дад-ди, 1328 год, га-ле-рея Уф-фи-ци, Фло-рен-ция).

Другие ат-ри-бу-ты Николая Мирликийского - 3 зо-ло-тых слит-ка в фор-ме ша-ров или ци-лин-д-ров («По-лип-тих Ква-ра-те-зи» Джен-ти-ле да Фаб-риа-но, 1425 год, га-ле-рея Уф-фи-ци; фре-ска Б. Гоц-цо-ли в церкви Сант-Аго-сти-но в Сан-Джи-минь-я-но, 1465-1466 годы), трое ос-во-бо-ж-дён-ных им юно-шей у ног (Г. Да-вид, около 1500 года, Национальная га-ле-рея, Лон-дон). До XVI века Николая Мирликийский изо-бра-жал-ся в со-ста-ве сцен «свя-то-го со-бе-се-до-ва-ния» в по-лип-ти-хах или мо-ну-мен-таль-ных цик-лах, с XVI века - в са-мо-сто-ятельных про-из-веде-ни-ях (ал-тар-ный об-раз Л. Лот-то «Св. Ни-ко-лай во сла-ве со свя-ты-ми Ио-ан-ном Кре-сти-те-лем и Лю-чи-ей», 1527-1529 годы, церковь Сан-та- Ма-рия-деи-Кар-ми-ни, Ве-не-ция). Наи-бо-лее по-пу-ляр-ные сце-ны жи-тия свя-то-го («Св. Ни-ко-лай под-бра-сы-ва-ет три зо-ло-тых слит-ка в ком-на-ту трёх де-ву-шек-бес-при-дан-ниц», «Спа-се-ние мо-ря-ков», «Спа-се-ние трёх не-вин-но осу-ж-дён-ных юно-шей», «Сон Кон-стан-ти-на об осу-ж-дён-ных вое-на-чаль-ни-ках», «Па-лом-ни-ки у гроб-ни-цы св. Ни-ко-лая» и др.) в сред-ние ве-ка встре-ча-ют-ся в ми-ниа-тю-рах ме-но-ло-ги-ев и мар-ти-ро-ло-гов (Цви-фаль-тен-ский мар-ти-ро-лог, 1130 год, Гоодская библиотека, Штут-гарт), скульп-тур-ном де-ко-ре со-бо-ров (ба-зи-ли-ка Св. Ни-ко-лая в Ба-ри, XII век), вит-ра-жах (со-бо-ры Шар-тра, Бур-жа, XIII век), фре-ско-вых цик-лах [ка-пел-ла Св. Ни-ко-лая в Ниж-ней церкви Св. Фран-ци-ска в Ас-си-зи, по-сле-до-ва-тель Джот-то (Паль-ме-ри-но ди Гви-до?), 1307-1310 годы] в ви-де отдельных эпи-зо-дов или цик-лов из 3-5 сцен. В жи-во-пи-си итальянского Про-то-ре-нес-сан-са и Воз-ро-ж-де-ния жи-тий-ные сце-ны встре-ча-ют-ся в пре-дел-лах ал-тар-ных об-ра-зов (по-лип-ти-хи Фра Анд-же-ли-ко из Национальной га-ле-реи Ум-брии, Пе-руд-жа, 1437-1438 годы; и Пи-на-ко-те-ка Ва-ти-ка-на, 1447-1448 годы) и на бо-ко-вых створ-ках трип-ти-хов (дос-ка со сце-на-ми жи-тия св. Ни-ко-лая А. Ло-рен-цет-ти, га-ле-рея Уф-фи-ци, около 1332 года). По-сле Три-дент-ско-го со-бо-ра сце-ны жи-тия Николая Мирликийкого ста-но-вят-ся те-ма-ми са-мо-сто-ят. ал-тар-ных об-ра-зов («Св. Ни-ко-лая по-став-ля-ют в епи-ско-пы Мир Ли-кий-ских» П. Ве-ро-не-зе, 1580-1582 годы, га-ле-рея Ака-де-мии, Ве-не-ция).


Кто Господа и святых Его не забывает,

тот сам с Господом пребывает


Архиепископ Мир Ликийских – один из самых почитаемых во всем православном мире святых.

Об этом можно судить, хотя бы, из того количества церквей, которые названы в честь этого святого. В году два праздника Николая: 19 декабря – день смерти (в народной традиции «Никола зимний») и 22 мая – день прибытия мощей в город Бари в Италии (в народной традиции «Никола вешний»). Святая Церковь Православная чествует, также, память святителя еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями.

Святитель Николай прославился как великий угодник Божий, поэтому в народе его обычно называют Николаем Угодником. Святитель Николай считался «всех предстателем и заступником, всех скорбных утешителем, всех сущих в бедах прибежищем, благочестия столпом, верных поборником». Христиане верят, что и сегодня он совершает множество чудес в помощь молящимся ему людям.

За свою земную жизнь он совершил такое множество добрых дел во славу Божию, что их не перечислить, но среди них есть одно, которое относится к числу добродетелей и к тому, что служило основанием их совершения, что двигало святителя на подвиг, – его вера, удивительная, сильная, ревностная.

Святитель Николай родился в III веке в городе Патары, области Ликии в Малой Азии. Его житие свидетельствует, что младенец Николай три часа простоял в купели крещения, «воздавая тем честь Святой Троице». Благочестивые родители, увидев, что их чадо отмечено особой благодатью, обратили внимание на его духовное воспитание. Когда мальчик вырос, его дядя, епископ Патары, рукоположил его в пресвитеры и пророчески предсказал будущее великого угодника Божьего.

Когда родители святителя Николая умерли, он употребил свое богатое наследство на благотворительные дела. Через несколько лет своего пастырства он собрался в Палестину на богомолье. В пути на море в нем открылся дар прозорливости и чудотворения: святитель предвозвестил бурю и силой молитвы укротил ее, а также воскресил упавшего с мачты матроса.

В Палестине святитель Николай решил удалиться в монастырь и посвятить жизнь уединенной молитве. Но Господу было угодно, чтобы такой светильник веры не пребывал в сокрытии. Святителю в откровении было велено оставить затвор и идти к людям. Повинуясь Божьей воле, он отправился в столичный город Ликийской земли Миры, где усердно молился в храмах и жил как нищий. В это время скончался ликийский архиепископ. И епископам, усердно молившим Бога указать восприемника, в таинственном видении было сказано, что достойнейший из всех – нищий, который первым войдет в храм, по имени Николай.

Так, Промыслом Божьим был избран святитель Николай в архиепископы, и теперь для блага паствы он уже не скрывал свои добрые дела. Авторитет его был так велик, что никто не смел противиться, зная, что творится воля Божья.
Однажды святитель спас погибающий от бури корабль. Моряки, потеряв всякую надежду, стали молиться ликийскому архиепископу, о котором много слышали, и вдруг он сам появился у руля корабля и привел его в гавань. К святителю безбоязненно шли со всякой нуждой не только христиане, но и язычники. И добрый пастырь никому не отказывал, за всех был молитвенником. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь.

Святитель Николай Чудотворец почитаемый во всем мире и всеми религиями. Даже турки-мусульмане имеют глубокое уважение к святителю: в башне они до сего времени бережно хранят ту темницу, где был заключен этот великий муж. Почитание калмыками-буддистами Николая Чудотворца было одним из виднейших успехов калмыцкой христианизации. «Микола-бурхан» был включен в пантеон духов-хозяев Каспийского моря и особо почитался как покровитель рыбаков. Другой буддийский народ России – буряты – отождествлял Николая Чудотворца с божеством долголетия и процветания Белым Старцем.

Святитель прославился особенно ревностью по утверждению Православной веры и искоренению язычества и ересей. Обращались к нему не только верующие, но и язычники, и святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим ее. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь. При жизни своей святитель Николай был благодетелем рода человеческого; не перестал он им быть и после своей смерти.

Зимний Николай в особенности опекается обездоленными, больными. К нему посылают молитвы земледельцы, скотоводы и рыбаки, которых он спасает от всяких опасностей на воде.
Но больше всего прихода Николая ждут дети. Святой Николай одаривает их подарками в зависимости от поведения на протяжении года.

Гробница Николая Чудотворца в Бари

Святитель Николай мирно почил в середине 4 века – 6 декабря 342 года – в глубокой старости. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. По церковному преданию, мощи святого сохранились нетленными и источали чудесное миро, от которого исцелилось множество людей.

В 1087 г. мощи Николая Угодника были перенесены в итальянский город Бар (Бари), где находятся и поныне.
Изначально святой Николай был погребен в церкви в Мирах (Демре, на территории современной Турции).
В мае 1087 г. итальянскими купцами мощи святителя были перевезены в Италию и в настоящее время находятся в крипте базилики Св. Николая в городе Бари (Италия). Мощи святителя по сей день источают благодатное целебное миро.

В Московской Руси и Российской империи Николай чудотворец занимал первое место среди святых (после Богоматери) по количеству посвященных храмов и написанных икон, его имя вплоть до начала ХХ века было одним из самых популярных при наречении младенцам.

1 марта 2009 года Храм в честь святителя Николая (построен в 1913-1917 гг.) вместе с Подворьем Русской православной церкви в Бари переданы Русской Православной Церкви. Президент России Дмитрий Медведев принял от Президента Итальянской Республики Джорджо Наполитано символические ключи от подворья Русской православной церкви.

Имя: Николай Чудотворец (Николай Мирликийский)

Дата рождения: 270 г.

Возраст: 75 лет

Дата смерти: 345 г.

Рост: 168

Деятельность: архиепископ, православный святой

Семейное положение: не был женат

Николай Чудотворец: биография

Самый почитаемый святой в православии, чудотворец, покровитель моряков, путешественников, сирот и заключенных. Со дня почитания Николая Чудотворца в декабре начинаются новогодние праздники. От него ожидают рождественских подарков дети, ведь святой стал прототипом Деда Мороза и Санта-Клауса. Согласно житию святителя, он родился в 270 году в ликийском городке Патара, в то время греческой колонии. Сегодня это территория турецких провинций Анталия и Мугла, а местностью расположения Патары называют окрестности поселка Гелемиш.


В биографии-житии Николая Чудотворца говорится, что его родители были состоятельными христианами, давшими сыну приличествующее III веку образование. Семья Николая Мирликийского (еще одно имя святого) была верующей, дядя – епископ Патарский – заметил религиозность племянника и поставил его чтецом на общественном богослужении.

Юный Николай дни проводил в обители, а ночи посвящал изучению Священного Писания и молитвам. Мальчик отличался удивительной отзывчивостью и рано понял, что посвятит жизнь служению . Дядя, видя усердие племянника, взял подростка в помощники. Вскоре Николай получил священнический сан, и епископ доверил ему поучать верующих мирян.


Памятник Николаю Чудотворцу в Ейске

Молодой священник, испросив благословения у дяди-епископа, отправился в Святую Землю. По дороге в Иерусалим Николаю было видение: дьявол, вышедший на корабль. Священник предсказал бурю и крушение судна. По просьбе экипажа корабля Николай Чудотворец усмирил взбунтовавшееся море. Поднявшись на Голгофу, ликиец вознес благодарственные мольбы Спасителю.

В паломническом путешествии, обойдя святые места, взошел на Сионскую гору. Знаком милости Господа оказались распахнутые двери закрытого на ночь храма. Преисполненный благодарности Николай решил уединиться в пустыне, но голос с небес остановил молодого священника, велев ему вернуться домой.


В Ликии Николай вступил в братство Святого Сиона, чтобы вести безмолвную жизнь. Но ему явились Всевышний с Богоматерью и вручили Евангелие и омофор. По преданию, ликийским епископам было знамение, после которого они решили на соборе сделать молодого мирянина Николая епископом Миры (город Ликийской конфедерации). Историки и религиоведы утверждают, что для IV столетия назначение было возможным.


После смерти родителей Николай вступил в права наследства и раздал причитающееся ему богатство бедным. Служение епископа Мир Ликийских выпало на трудные времена гонений. Римские императоры Диоклетиан и Максимиан преследовали христиан, но в мае 305 года, после императорского отречения, занявший престол Констанций прекратил гонения в западной части империи. На востоке они продолжались до 311 года римским императором Галерием. После периода притеснений христианство в Мире Ликийской, где был епископом Николай, стремительно развивалось. Ему приписывают разрушение языческих капищ и храма Артемиды в Мире.


Исследователи жития Николая Чудотворца говорят о соборном суде, на котором его подвергли разбирательству. Греческий митрополит Навпактский в книге «Сокровище» утверждает, что судили будущего святого за пощечину Арию во время Никейского собора. Но исследователи склонны считать пощечину клеветой. Они говорят, что Николай назвал еретика «безумствующим богохульником», за что и стал объектом соборного суда. К помощи Чудотворца Николая прибегают оклеветанные, так как считается, что святитель избавит их от печальной участи.

Чудеса

За помощью к Святому Николаю обращаются путешественники и моряки, попавшие в шторм. В жизнеописаниях святого говорится о неоднократном спасении мореплавателей. Во время путешествия в Александрию на учебу судно Николая накрыло штормовой волной. Моряк сорвался со строп и погиб. Чудотворец Николай, тогда еще молодой человек, воскресил умершего.


В житии святого описывается случай спасения чести трех сестер из бедной семьи, которых отец, чтобы избежать голода, намерился отдать на блудодеяние. Девушек ждала незавидная судьба, но Николай под покровом ночи подбросил в дом мешочки с золотом, обеспечив девушек приданым. По католическому преданию, мешочки с золотом попали в чулки, которые сушились перед камином. С тех пор появилась традиция оставлять детям подарки «от Санта-Клауса» в красочных рождественских чулках (носках). Чудотворец Николай мирит враждующих и защищает невинно осужденных. Обращенные к нему молитвы избавляют от внезапной смерти. Поклонение святителю стало массовым после его кончины.


Рождественские чулки символизируют дар Николая Чудотворца

Еще одно упоминание о чуде, совершенном Чудотворцем Николаем, связано со спасением князя Новгородского Мстислава Владимировича. Заболевшему вельможе приснилось, что его спасет икона святого из киевского Софийского собора. Но посланцы не добрались до Киева из-за разразившейся на реке Мсте бури. Когда волны улеглись, рядом с кораблем, на воде, посланцы увидели круглую икону, на которой изображен Чудотворец Николай. Больной князь, прикоснувшись к лику святого, выздоровел.


Верующие христиане называют чудом акафист Николаю Чудотворцу. Они уверены, что эта молитва способна изменить судьбу к лучшему, если ее читать 40 дней кряду. Верующие утверждают, что все молитвы о помощи в работе и о здравии святитель слышит. Молебен святому угоднику Николаю помогает девушкам благополучно выйти замуж, голодающим – насытиться, а страждущим – избавиться от житейских проблем. Молящиеся в церкви отмечают, что Николай Чудотворец без промедления откликается на искреннюю молитву, произнесенную у его иконы при зажженных свечах.

После смерти

Точная дата кончины Николая неизвестна. Называют 345 год. После ухода в мир иной тело святого замироточило и превратилось в объект паломничества. В IV веке над могилой Николая Чудотворца появилась базилика, а в IX веке в турецком Демре, ранее известном как Мира, воздвигли церковь, двери которой распахнуты и в XXI столетии. До 1087 года останки святителя покоились в Демре. Но в мае торговцы из Италии похитили 80% мощей, оставив в спешке их часть в могиле. Перевезли украденное сокровище в город Бари – столицу итальянского региона Апулия.


Через девять лет венецианские торговцы украли оставшиеся в Демре мощи Чудотворца Николая и перевезли их в Венецию. В наши дни 65% мощей святого находятся в Бари. Их разместили под алтарем католической базилики Святого Николая. Пятая часть священных останков покоится на венецианском острове Лидо, над престолом храма. В барийской базилике в гробнице Николая Чудотворца сделано отверстие. Каждый год 9 мая (день, когда к берегу причалил корабль с мощами, день города Бари) из гроба вынимают миро, которому приписывают чудотворные свойства, исцеление от смертельных болезней.


Две экспертизы, проведенные в середине и в конце 1990-х, подтвердили, что мощи, хранящиеся в двух городах Италии, принадлежат одному человеку. Антропологи из Британии в 2005 году реконструировали по черепу внешний облик святого. Если верить воссозданному облику, то Николай Чудотворец был ростом 1,68 метра, имел высокий лоб, смуглую кожу, карие глаза и резко очерченные скулы и подбородок.

Память

Весть о перенесении мощей Николая Чудотворца в Италию облетела всю Европу, но поначалу праздник перенесения святых мощей отмечали лишь барийцы. Греки, как и христиане Востока и Запада, приняли новость о переносе останков с печалью. В России почитание Святого Николая распространилось в XI столетии. После 1087 (по другим данным, 1091) года православная церковь установила 9 (по юлианскому календарю 22) мая днем празднования перенесения мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари.


Так же широко, как в России, праздник отмечают православные Болгарии и Сербии. Католики (кроме барийцев) не празднуют 9 мая. Русский православный месяцеслов называет три даты праздников, посвященных Николаю Чудотворцу. 19 декабря – день его кончины, 22 мая – прибытие святых мощей в Бари и 11 августа – рождение святителя. В православных храмах Чудотворца Николая поминают песнопениями каждый четверг.


Вторая группа праздников, связанных с памятью самого почитаемого на Руси святителя, связана с чудотворными иконами с его ликом. 1 марта 2009 года в Бари во владение Русской православной церкви передали храм 1913 года и Патриаршее подворье. Ключи от них принял президент России .

В России количество написанных икон и построенных храмов Николая Чудотворца второе после Богородицы. До начала двадцатого столетия имя Николай было одним из самых популярных в стране. В XIX-XX столетиях почитали Чудотворца так, что встречалось мнение о вхождении святителя Николы в святую Троицу. По славянским верованиям (сохранилась легенда белорусского Полесья), Николай сменит Бога на престоле как «старший» из святых.


Западные и восточные славяне приписывают Николаю Чудотворцу владение ключами от неба и функцию «переправки» душ в мир иной. Южные славяне называют святителя «начальником рая», «волчьим пастырем» и «истребителем змей». Говорят, Николай Угодник – покровитель земледелия и пчеловодства.

Православные христиане выделяют в иконографии «Николу зимнего» и «Николу вешнего». Изображение на иконах отличается: «зимний» Чудотворец изображен в митре епископа, у «вешнего» голова непокрыта. Примечательно, что Николая Чудотворца почитают калмыки и буряты, исповедующие буддизм. У калмыков святого называют «Микола-бурхан». Он покровительствует рыбакам и считается хозяином Каспийского моря. Буряты отождествляют Николая с Белым старцем – богом долголетия.


Николай Чудотворец – прообраз Санта-Клауса, от имени которого детям вручают подарки. До Реформации святителя почитали 6 декабря, но потом перенесли празднование на 24 декабря, поэтому он ассоциируется с Рождеством. В Британии XVII века Николай был обезличенным «отцом Рождества», но в Голландии его зовут Синтерклаас, что переводится как Святой Николай.

В Нью-Йорк голландцы, основавшие город, привезли и традицию праздновать Рождество с Синтерклаасом, который вскоре стал Санта-Клаусом. От церковного прототипа у героя осталось лишь имя, в остальном образ подвергся основательной коммерциализации. Во Франции к детям приходит Рождественский Дед, к финским малышам – Йоулупукки, ну а в России и странах постсоветского пространства Новый год невозможен без Деда Мороза, прообраз которого – любимый в России святой.

Мощи в России

В феврале 2016 года состоялась встреча патриарха Кирилла и папы римского Франциска, на которой было достигнуто соглашение о переносе части мощей святого из Бари в Россию. 21 мая 2017 года мощи Николая Чудотворца (левое ребро) были помещены в ковчег и доставлены в московский Храм Христа Спасителя, где их встретил российский патриарх. Поклониться мощам желающие смогли с 22 мая по 12 июля. 24 мая в храме побывал президент России . 13 июля ковчег перевезли в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру. Мощи были открыты до 28 июля 2017-го.


К мощам Николая Чудотворца в Москве и Санкт-Петербурге выстраивались километровые очереди паломников, из-за чего ввели особый режим доступа в храмы. Люди писали записки святому, прося помощи в исцелении. Организаторы доступа к святым мощам попросили не делать этого, напомнив, что у православных иные формы обращения к святым – чтение акафистов, молитв и песнопения. Частицы мощей Николая Чудотворца хранятся в церквях десятков храмов русской епархии, в монастырях Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга.

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских - один из самых известных христианских святых, почитается как великий чудотворец. С глубокой древности он широко известен на Руси (народное прозвание - Никола Угодник). Ему посвящено множество храмов и часовен на всей территории России.

Родился на южном побережье полуострова Малая Азия в семье христиан. С детства он был глубоко религиозен: находился при храме и изучал . Его дядя епископ Николай Патарский сделал его чтецом, а затем рукоположил в священники. После смерти родителей будущий святитель получил большое состояние, которое потратил на нужды бедных.

Начало его священства пришлось на самые жестокие гонения на христиан (303-311 годы) при императорах Диоклетиане, Максимиане и Галерии. В то время, когда Николай был епископом города Миры Ликийские, императором восточной части Римской империи стал Лициний (307-324 годы), который относился терпимо к христианам, что позволило развиваться христианству в этом регионе.

Святитель Николай участвовал в I Вселенском соборе (325 год), который был созван императором , где он обличал еретика Ария .

Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу. Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бари, где почивают и поныне (9 мая).

Еще при жизни он прославился как чудотворец, умиротворитель враждующих, помощник и заступник всех, кто нуждался в помощи и поддержке. К его заступничеству перед прибегают во время сложных жизненных ситуаций, бед, болезней, войн.

Интересные факты о Николае Мирликийском Чудотворце

    В 1087 году итальянские купцы, опасаясь уничтожения мусульманами мощей святителя, тайно вывезли их из православного монастыря в Мирах Ликийских, где они хранились, в итальянский город Бари. С тех пор празднуется 22 мая (9-го по старому стилю) в русской и болгарской православных церквях, а у греков такого праздника нет. В католической церкви этот праздник отмечается только в Бари.

    Святой Николай Угодник дожил до глубокой старости и был погребен в городе Миры (Турция) в соборе, где служил архиепископом. Его мощи находились там более семи веков до их перенесения в Бари. Храм и гробница святителя Николая в Мирах хорошо сохранились. Один раз в год, 19 декабря, в этом храме совершается православная служба - праздничная Литургия в честь святителя Николая - и ее всегда служит Вселенский Патриарх.

    В русской народной традиции дни почитания святого Николая Чудотворца назывались Никола Летний (или Никола Вешний) и Никола Зимний и считались вторыми по значимости после Пасхи. В день весеннего почитания святого традиционно открывался купальный сезон, а к Николе зимнему приурочивалось открытие ярмарок.

    По свидетельству Нестора Летописца, первая церковь в честь святителя Николая Чудотворца на Руси появилась еще в IX веке, за сто лет до официального принятия христианства. Ее возвели в Киеве над могилой князя Аскольда (первого русского князя-христианина) во время княжения . В 1992 году храм был передан Украинской греко-католической церкви.

    Самой древней иконой Святителя Николая считается фреска в церкви Santa Maria Antiqua на южной стороне Римского форума в Риме - она относится к VIII веку. На Руси первые иконы святого появились в середине XI века (например, на фресках Софийского собора в Киеве).

    Предание о том, как святой Николай спас от смерти трех невинно осужденных, вдохновило И.Репина на написание картины "Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных" (1895 г., Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге).

    Католическая рождественская история о Санта Клаусе, который раздает подарки беднякам, связана с реальным событием из жизни святого. Один вдовец, не имея возможности дать дочерям приданое и выдать замуж, решил сделать их публичными женщинами. Но святитель тайно дал им денег, сохранив от греха.

    В одном из морских путешествий из Миры в Александрию святитель Николай воскресил моряка, сорвавшегося с корабля во время шторма и разбившегося насмерть.

    В 2005 году знаменитый британский антрополог Кэролайн Вилкинсон (Манчестерский Университет) и ее коллеги восстановили образ Николая Чудотворца, используя результаты вскрытия мощей святого, которое провел в 1953 году итальянский профессор Луиджи Мартино.