Святитель николай, архиепископ мир ликийских чудотворец. Святой Николай Чудотворец: биография, житие, даты праздников, чудеса, мощи святого

Великий служитель и угодник Господа, Николай Чудотворец, известен многими чудесами своими и милосердием к людям. Он исцелял больных, спасал людей от бед и неоправданных обвинений. Подавал милостыню нищим. Оберегал молитвами своими мореплавателей.

Рожден великий святой был в Ликийской области, в городе Патаре. Доподлинно дата его рождения неизвестна. Приблизительно, было это во 2-ой половине 3-го века.

Родители Николая были людьми верующими и благочестивыми. Однако же, Господь не дал им детей. И, они усердно молились о том, чтобы послал он им ребенка, обещав посвятить его службе божьей. Молитвы их были, наконец, услышаны.

Чудеса являл Николай еще с младенческого возраста. Во время своего крещения, сам он стоял на ногах. А таинство это проходило довольно долго.

Соблюдал он и посты, будучи еще малым ребенком. Довольно рано овладел грамотой и читал усердно священные писания. В юношеском возрасте принял сан священника. Отличался он мудростью. За помощью к нему приходили люди и из далека, так как слава о его дарованиях очень скоро вышла за пределы родного города.

Совершал Николай паломничество в Иерусалим. Поплыл он туда на корабле вместе с другими паломниками. Он был старшим в этом путешествии. Еще до отправления в путь, предсказал Николай страшный шторм и гибель корабля и людей. Но, молитвами своими он смог усмирить ненастье. Спокойно прибыли они в Священные земли. Там Николай посетил все места святые.

Во время этого паломничества хотел он уйти от мира, посвятив себя пустынной жизни. Но, Господь, явившись ему во сне, приказал возвратиться к людям. Не один раз потом хотел Николай уединиться, но другая судьба была уготована ему Господом, все время останавливающим его от этого.

После смерти епископа в Лирах, этот сан передали Николаю. Господь указал на него, как на своего избранника, одному из священнослужителей во сне.

Во времена императора Диоклитиана, 284 – 305 года ознаменовались христианскими гонениями. Был посажен в темницу и Николай вместе с другими праведниками. Он всячески утешал их и поддерживал, призывая к терпению.

При Константине был он освобожден и возвратился в свою епархию.

Характер был у Николая кроткий, был он милостив и терпелив. Однако, это не мешало ему ревностно защищать веру, круша языческие капища и обличая еретиков. Раз, даже лишали его сана, за слишком яростное поведение. После был восстановлен он в своих правах, так как Господь являл доказательства того, что действует Николай от его имени.

Дожил Николай до глубокой старости. Умер он в период между 345 – 351 годами. Мощи его оказались нетленны и источающими целебное миро.

Житие Николая Чудотворца

Святитель Николай родился в Ликийской области в религиозной семье. Родители долго не могли иметь детей, но однажды, когда Нонна забеременела, мать и отец дали обет, что посвятят своего единственного сына Богу. При рождении святой Николай смог излечить мать от страшной болезни. Своим появлением на свет мальчик нес радость и счастье окружающим. Во время крещения, отдавая честь Святой Троице, мальчик смог сам устоять больше 2 часов. С самого раннего детства Николай постился, пил молоко Нонны только 2 раза в неделю.

Когда он немного подрос, то стал посвящать всё время изучению Библии, Великих писаний, часто ходил в храм и молился. Им очень гордился его дядя, который был служителем церкви и через некоторое время Николай становится чтецом, а ещё позже ему присваивают сан священника. В себе он сочетал и дух юности, и мудрость старца. Прихожане уважали его, любили с ним разговаривать и слушать его чтение. Он постоянно находился в храме и был готово помочь любому, кто в этом нуждается. Также, Николай всегда старался отдать свое имение бедным.

Однажды он спас семью от бедности и позора. Один нищий, дабы выручить семью от голода, решился отдать дочерей на блудодеяние, но Николай узнал об этом и отдал ему несколько мешочков с золотом. Священник никогда не рассказывал о том, что кому-то помогает, предпочитал оставлять это в тайне.

Его дядя епископ Патарский должен был отправиться в Иерусалим и решил оставить на управление церковь своему племяннику Николаю. Когда епископ вернулся, молодой священник просил благословение на то, чтобы увидеть Святую Землю. Когда он со своими путниками был в пути, то Николай предсказал, что их ждёт беда и скоро настигнет буря. Но его попросили утихомирить стихию молитвами. Так святой Николай спас жизнь своим товарищам.

Добравшись до Иерусалима, Николай обошел все святые земли и прочитал молитвы. Когда он добрался до Сионской горы, обнаружил церковь. Закрытые двери отворились пред святым Николаем, и он вошел внутрь. Также прочитав молитвы, Николай Чудотворец хотел отправиться в пустыню и стать паломником, но чей-то голос его остановил и сказал, что нужно вернуться домой и там помогать нуждающимся.

Он вернулся в Ликию, и Господь обратился к нему, сказав, что ему надо идти в мир и прославлять имя святое. Так и случилось, когда умер почитаемый архиепископ Иоанн, и пришло время избирать нового архиепископа. Лик Николая пришёл в видении одному из священнослужителей и его избрали великим архиепископом.

Николай известен тем, что мог творить чудеса. Ему было известно многое и однажды, он спас от смерти трёх, ни в чем не повинных мужей. Архиепископ остановил меч над их головами, а того, кто их оклеветал раскусил во лжи. Также город Мира, который погибал от голода, был спасен именно молитвами Николая. Затем спас несколько утопающих, и пленников, которые сидели в темнице.

В 345 году Николай ушел к Господу и продолжал там служить ему. Но даже после смерти, святой помогал людям. Его мощи могли исцелять от самых страшных заболеваний. Его имя славилось во всём мире, вся Русь знала о святом Николае, и сегодня в каждом городе есть храм, построенный в его честь.

Церкви Николая Чудотворца находятся на разных землях: в Киеве, Смоленске, Владимире, Ярославле, Иванове, Москве. Раньше храмы строились купцами и торговцами на центральных площадях, в знак почтения Николая.

Через несколько лет после смерти, Николай Чудотворец продолжил свои святые деяния. Он спас младенца, который утонул в море, и оживил его, и принес в храм святой Софии.

Каждый город знает о Николае, слышал о его чудесах и силе божьей.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Пушкин Александр Сергеевич

    Родился 6 июня в 1799 году в Москве. Все свое детство, лето проводил у бабушки, Марии Алексеевны в селе Захарове. Что в последствии будет описываться в его лицейских поэмах.

  • Александр Сергеевич Даргомыжский

    Александр Сергеевич Даргомыжский, музыкальный деятель, педагог и автор музыкальных произведений середины 19-го века, появился на свет 2 (14) февраля 1813 года в российской глубинке, в Тульской губернии

  • Зинаида Гиппиус

    В 1869 году 20 ноября в семье обрусевшего немца и дворянина Николая Гиппиус родилась дочь Зинаида. Родиной будущей мадонны декаданса стал небольшой городок Белёв, расположенный в Тульской губернии.

  • Александр Иванович Гучков

    Гучков Александр – известный политический деятель, активный гражданин с ярко выраженной гражданской позицией, человек с большой буквы, активный реформатор в политических вопросах

  • Петр Леонидович Капица

    П. Л. Капица – это известный русский ученый. Является одним из отцов физики невысоких температур и физики мощных магнитных полей.

Изображение Николая Чудотворца на иконе имеет большое значение во всем христианском мире. Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, который стал великим Божьим угодником, искренне любят и почитают католики, православные. Нет христианского храма или дома, где бы ни было образа Николая Чудотворца. Часто его фигуру изображают возле Господа Иисуса Христа. Православная церковь празднует дни Николая Чудотворца три раза каждый год:

  • День рождения святого – 11 августа (по старому стилю 29 июля).
  • Последний день его земной жизни – 19 декабря (по старому стилю 6 декабря).
  • Дату прибытия мощей святого в город Бари – 22 мая (по старому стилю 9 мая).

Святой еще при жизни славился большим помощником людей во всех их проблемах, поэтому к нему с горячими молитвами идут, чтобы просить о содействии и защите. Российским народом святой уважаем и почитаем уже много веков. Почти каждый, даже небольшой, город имеет храм, посвященный Николаю Угоднику. Это и главный собор северной столицы России – Санкт-Петербурга, а также славная Никольская башня, венчающая Московский Кремль.

Со знаменитой башней, возведенной в 1491 году, связано чудесное событие, в реальности которого нет сомнений. Сооружение было украшено ликом святого. 1917 года, когда на территории Москвы бесчинствовали солдаты армии Наполеона, враги предали огню и мечу весь город. Несмотря на сильные повреждения и разрушения, само изображение Николая Угодника сохранило целостность.

Жизненный путь Николая Чудотворца

Как свидетельствует жизнеописание Николая Чудотворца, он родился во второй половине третьего века (около 280 года) в городе Патары Ликийской области. Тогда эти территории южного побережья Малоазийского полуострова являлись греческой колонией.

Детские годы

Родители Николая были состоятельными благочестивыми людьми, поэтому мальчик получил начальное образование, рос достойным христианином. С юных лет его отличали от сверстников серьезность, спокойствие, любовь к мудрости книг Священного Писания, к церковной службе. Дни напролет он проводил в стенах храма, а когда приходила ночь, читал священные книги и молился.

Служение

Увидев благочестие и духовные устремления юного Николая, дядя, епископ Патарский, которого также звали Николаем, взял его в церковь чтецом. Немного позже он сделал молодого человека своим помощником, рукоположил в сан пресвитера, поручив поучать прихожан. Так, Патар стал местом, где начался христианский подвиг несения Слова Божия святого Николая Угодника.

Существует еще одна версия жизнеописания, согласно которой совсем еще молодой священник сразу стал епископом Мирры по решению собора епископов Ликии. Такое быстрое восхождение в IV веке было возможным. После смерти отца и матери молодой священник стал наследником семейного состояния, всецело используя его для помощи нуждающимся людям. Причем всегда свершал добрые дела и пожертвования тайно, бескорыстно, избегая благодарности и славы. Первые годы служения церкви Николая Чудотворца совпали с годами правления императоров Диоклетиана и Максимиана (до 305 года), которые систематически преследовали христиан. Гонения на последователей Иисуса Христа в разных регионах Римской империи продолжались до 306-311 годов.

После совершения паломничества к святыням Иерусалима Чудотворец хотел стать одним из палестинских отшельников, но по воле Господа изменил свое решение. Всевышний явился к священнику во сне и открыл, что его истинное предназначение – это служение Богу на родной земле. Удивительные происшествия случились уже во время следования к Святой Земле. Молодой путешественник дважды смог успокоить бурные морские воды, угрожающие кораблекрушением, и вернул к жизни матроса, который упал с мачты.

По возвращении на Ликийскую землю святитель, желая избежать известности, славы от жителей родного города, направился в Мирру (центр Ликии). Как раз тогда епископский собор был занят вопросом избрания архипастыря. Божьей волей и решением собрания должность была отдана Николаю. Такое внезапное быстрое возвышение смутило священника и повергло в растерянность. Тогда для укрепления веры и силы к юноше пришел Господь вместе с Пресвятой Богородицей. Они передали Николаю Евангелие и омофор, сказав, что ожидают от священника не отшельнического служения, а прославления Божьего Имени. Это чудо часто изображают на образах Николая Чудотворца.

Несмотря на высокое уважаемое положение, образ жизни архиепископа Николая почти не изменился. Он остался простым, скромным, трудолюбивым. Молитва и пост занимали много времени. А главной заботой Николая Чудотворца осталась помощь всем, кому она была нужна: бедным, богатым, здоровым, немощным, молодым, старым.

Невзирая на скромность, чистоту, святитель, когда было нужно, становился ревностным и настойчивым защитником Христовой Церкви. Вместе с соратниками он находил храмы, места жертвоприношений язычников Мирры и пригородных земель, разрушал их, уничтожая идолов, активно привлекая заблудшие души к Истиной Вере. 325 года состоялся Первый Вселенский собор (который принял Символ Веры), среди его активных участников присутствовал святитель. Вместе со славными защитниками Веры – Спиридоном Тримифунтским, папой Римским, Александром Александрийским, святым Сильвестром (и еще 312 священниками) – противостояли агрессивным нападкам еретика Ария.

Согласно с некоторыми источниками, Николай при всех дал богоборцу увесистую пощечину. За этот поступок священника на время лишили сана епископа, а затем взяли под стражу. Но Господь чудесным образом избавил защитника Веры от несправедливого наказания. Позже, будучи в сане архиепископа, он сам много раз освобождал христиан из заточения и даже сохранял жизнь тем, кого невинно приговорили к казни. После освобождения и восстановления в сане святитель Николай снова вернулся к своим обязанностям, продолжая сеять слово Истиной Церкви, борясь за чистоту Веры против лукаво мудрствующих, еретиков, сомневающихся. Священник искоренял семена неверия, сомнений, чтобы укрепить слабых, излечив их неспокойные души.

Святитель Николай отошел в лучший мир в преклонном возрасте приблизительно в 345-351 году. Он прожил благочестивую, полную сострадания и помощи людям жизнь, священник был щедрым, добрым человеком. Служение Господу и Вере стало его смыслом и призванием не только во время земной жизни, но и поныне. Святого Николая почитают великим христианским помощником во многих странах мира. Множественные чудеса, творимые при жизни, и помощь, даруемая верующим, до сегодня сделали образ Николая поистине легендарным.

Почитание святого Николая Чудотворца

Николай Чудотворец – особо почитаемый Православной Церковью святой. Путешествующий по Руси итальянец А. Гваньини (XVI век) засвидетельствовал, что более других русские чтут Николая Угодника, воздавая ему почести, почти такие же, как и Богу. Конечно, иноземец слегка приукрасил действительность, но подметил верно – множество русских храмов посвящено святому, простые люди часто обращаются к его помощи и заступничеству. Многочисленные иконы, новые иконографические сюжеты, связанные с реальными чудесными случаями являются ярким подтверждением участия святого в разрешении проблем верующих.

Мощи святого Николая в Италии

Почитание Николая Чудотворца (архиепископа Мирликийского) на его родине берет начало в скорости после его кончины (во второй половине IV века). Византия пришла к этому позже – к VII веку. Так, Константинопольский Патриарх Симеона Метафраста, характеризуя святого Николая, писал, что это был старец с ангельским ликом, на нем каждый видел печать святости и Божией благодати. От образа исходило светлое сияние. Тот человек, который смотрел на него, сам совершенствовался, становился лучше. А опечаленные, страдающие души обретали утешение.

Завладеть мощами святого угодника стремились многие. В том числе жители Бари. Таким образом они желали вернуть своему городу значение духовного центра. Барийцы явились к месту захоронения Чудотворца, предложили монахам за вознаграждение отдать реликвии. Когда иноки отказались, итальянцы связали их. Мощи святого угодника Николая покинули гробницу с наполненным миром саркофагом в Мирах Ликийских, после чего были переправлены на корабле в Бари (на юг Италии).

Корабли пристали к берегу Бари 9 мая. Мощи торжественно перенесли в стоящий недалеко храм святого Стефана. Во время шествия происходили чудотворные исцеления, что усиливало радость и духовный подъем встречающих реликвии горожан. Спустя один год под руководством аббата бенедиктинской обители Илии специально для помещения святых реликвий возвели и освятили новую церковь – базилику святого Николая. Мощи святителя хранятся здесь до сегодняшнего дня.

Иконография образа Николая Чудотворца

Практически сразу после Крещения Руси (XI век) повсеместно распространяется почитание Николая Угодника. Самым ранним изображением святого является роспись храма Святой Софии в Киеве. Интерес вызывает фреска киевского Михайловского Златоверхого монастыря (находится в Третьяковской галерее). На изображении святой стоит в полный рост, благословляя всех правой рукой, а левой держа открытое Евангелие

Другой древний способ изображения святителя Николая – по пояс. Святой держит левой рукой закрытое Евангелие. Подобные образы первыми стали писать Византийские иконографы, работающие с XI по XIII век. Российская икона Николая Чудотворца этого типа раньше принадлежала Новодевичьей обители (Смоленский собор). Старинный образ XII века попал в Москву из Новгорода благодаря Ивану Грозному. Сейчас святой лик хранится в Третьяковской галерее.

Образы Николая Угодника Смоленского собора привлекают своими изображениями на полях. Центр верхней части демонстрирует Престол уготованный (символ второго пришествия); по обе стороны от Николая – находятся Дамиан, Косьма. Боковые поля, раскрашены тремя рядами святых: в полный рост святые Борис и Глеб с мученическими крестами, мечами в ножнах; мученики Лавр и Фрол; святые жены-мученицы, чтимые Новгородской земли, преподобная мученица Домна и Евдокия; Фотиния и Параскева (оплечно). В Государственном Русском музее сегодня хранится Новгородская икона Николая Чудотворца (из Свято-Духовой обители), образ написали около средины XIII века. Его композиция также включает изображения местночтимых святых города Новгород.

Образцы икон Николая Чудотворца XI-XIV веков формируют традицию житийных икон святого. Широкое распространение в Италии, на Руси, Балканах получили образы со сценами из жизни святителя. Самыми древними житийными русскими иконами считают новгородский образ погоста Любони, датируемый XIV веком, а также коломенская икона святителя Николая в сокровищнице Третьяковской галереи.

Если сравнить популярность образа Николая Чудотворца в разных странах христианского мира, то наибольшей она является именно в России. Поэтому часто можно услышать, что это истинно русский святой. Возможно потому, что его образ многогранен: святитель, опора Церкви, борец с ересью, покровитель властителей, путешественников и защитник бедных, заступник за всех несчастных.

Святость скрыться не может. Она – свеча, поставленная на подсвечник, и город, стоящий на верху горы. В первом случае она освещает пространство вокруг себя. Во втором – видна издалека, с какой бы стороны к ней ни приближаться.

Святость преодолевает расстояния между людьми и эпохами. Разная языковая среда, разный культурный фон не мешают людям спустя столетия безошибочно распознать святость и поклониться ей.

Таков Николай Чудотворец.

Если бы между святыми было место зависти или соревнованию в людском почитании, многие бы смотрели на Николая исподлобья. Еще бы! Таким массовым почитанием на всех континентах не каждый похвалится. Но зависти между святыми, конечно, нет. Среди них царствует молитва и искренняя любовь. А вот у нас, странников и пришельцев, совершающих свой земной путь, есть серьезная тема для размышлений.

Причина массового и многовекового почитания Николая Чудотворца – в его внутреннем богатстве. Причем он так искусно скрыл тайну своей внутренней жизни от внешних глаз, что мы почти ничего не знаем о фактах его биографии. Слава нашла Николая после оставления земли и вхождения в небесный покой, то есть тогда, когда угрозы со стороны гордости и тщеславия (этих неизбежных спутников славы и похвалы) миновали.

Мы почитаем святого Николая и как минимум дважды в год, а нередко и каждую неделю по четвергам совершаем службы и обращаем к нему свои молитвы. В предновогоднее время к этому почитанию подмешивается изрядная доля клоунады, раздражающая тех, кто действительно любит святого. Стоит поднять вопрос о таких формах и способах почитания Николая, которые бы действительно прославили угодника Божия и принесли нам реальную пользу.

«Подражайте мне, как я – Христу», – сказал в одном из своих посланий апостол Павел. Это не просто частный призыв, обращенный к конкретной аудитории. Это духовный закон. Согласно этому закону, человек приобретает полезные навыки, учится и растет, подражая тем, кто лучше его, тем, кто ушел дальше и зовет нас за собой. Важно отметить и то, что Павел не говорит «подражайте Христу», но – «подражайте мне, как я – Христу».

Это значит, что высота подражания Господу не осиливается всеми сразу, но вначале необходимо учиться у тех, кто близок к Богу.

Теперь опять переведем мысленный взгляд на Николая Чудотворца. В чем мы можем ему подражать и через подражание максимально почтить этого святого? Например, тайным творением добрых дел. Это не очень приятное занятие для разъеденного тайными недугами человека, желающего похвалы и жаждущего славы. Но это именно то, чем прославился Николай, анонимно помогавший людям, попавшим в беду.

Не секрет, что святые оживляют для нас Евангелие Господа Иисуса Христа, воплощая его в своем поведении. Так, слово Божие говорит нам об «Отце, Который в тайне», «Который видит тайное и воздает явно», и призывает молитву, милостыню и пост совершать не напоказ, но для Господа. Однако привычно частое прочтение этих слов далеко не всегда приводит к их исполнению на деле, и мы продолжаем творить добро, втайне желая признания и похвалы. Нам нужны примеры. Нужны живые люди, которые слово и мысль превратили в дело и которые руководствовались заповедями не от случая к случаю, а постоянно.

Таков Николай. Он хорошо знал сердцем то, что сказал один из отцов Египта, а именно: самое твердое и правильное добро то, которое творят втайне. Николай и из мира хотел уйти, чтобы в монашеском одиночестве, ни на что не отвлекаясь, служить Богу постом и молитвой. Но Бог, знающий человека лучше, чем сам человек знает себя, указал Николаю на иной путь. Этот путь заключался в попечении о пастве и жизни среди волнуемого страстями многолюдства. Так подвижник лишился внешнего уединения и был вынужден искать уединения внутреннего. В этом тоже можно ему подражать.

Мы уже сказали кратко о том, что человек редко понимает красоту и ценность тайного доброделания. Свое и без того мелкое добро он склонен до конца губить и лишать себя будущей награды из-за саморекламы и того «трубления перед собою», которое Христос осуждал в лицемерах. Образ Николая в этом смысле не только льет на нас свой теплый свет, но и учит менять свою жизнь в соответствии с евангельской новизной.

Второй же его урок нам заключается в необходимости оберегать и воспитывать своего внутреннего человека. К монашескому образу жизни склонны очень немногие. Но совершать временное бегство от суеты, находить время для молчания и молитвы обязан каждый, кто не весь вывернут наизнанку и живет только внешним, кто хранит и оберегает свой внутренний мир.

Источник силы для человека – это его один на один предстояние перед Господом. И тот, кто совершил много евангельски великого и полезного, должен лишь одной стороной быть обращенным к миру и людям. Вторая половина его жизни по необходимости должна быть сокрыта в Боге, в общении с Ним.

Открытки, подарки, красные бутафорские носы, мешки за плечами, детский смех, ватные бороды… Праздник Николая – это, конечно, еще и детский праздник. Но и в эту веселую возню с ожиданием сюрпризов было бы хорошо внести евангельскую закваску. Дело в том, что дети в этот (да и не только в этот) праздник ориентированы на получение различных благ: внимания, ласки, подарков. А ведь они сами с некоторого возраста могут быть не только потребителями благ, но и творцами всякого добра.

«Ты любишь Николая Чудотворца? А ты знаешь, где секрет его известности и любви к нему? Секрет в том, что он помнил и исполнял слова Писания: “Блаженнее более давать, нежели принимать”. Ты почтишь Николая Чудотворца, если будешь ему в этом подражать. Помоги родителям по дому. Помоги отстающему товарищу усвоить предмет, который ты знаешь и понимаешь лучше, чем он. Сегодня и всегда поделись на перемене бутербродом с соседом по парте. Думай о других, а не только о себе. Отдавать ведь не значит только передавать из рук в руки деньги или вещи. Отдавать можно время, силы, знания, заботу, молитву. Этим должны заниматься все, в том числе и дети».

Подобное почитание святого очень востребовано, и оно, к сожалению, пока не является главным и общепринятым способом выразить Николаю свою любовь.

И еще очень важный момент. Николай ныне – житель Небесного Царствия. Разговор о нем – прекрасный способ повести речь о бессмертии души, о духовном мире, о неистребимости добра, сделанного во имя Божие. Если с детьми часто трудно или невозможно говорить о мучениках по причине страшных издевательств, которые они вынесли, то о таком святом, как Николай, можно говорить всегда. Только бы не «зацелофанить» и не «законфетить» образ святого. Только бы не свести все к дедушке с мешком, к детским письмам с просьбами о подарках, в которых видно, что аппетит подрастающего поколения разгорается не на шутку. Им уже не до шоколадок. Детки все чаще просят игровые приставки и новые модели мобильных телефонов. А родители, эти «датели» и «винители», эти частые эгоисты и тайные атеисты, умильно хохочут над письмами и просьбами своих деток.

Хорошо, если святой многого мелкого и ничтожного в наших праздниках, посвященных ему, не заметит. А если заметит и прогневается? Предание ведь сообщает нам о пощечине, которую от руки Николая получил Арий. И это значит, что святой не приставлен к бесконечному разносу подарков или попечению о плавающих по водам. Он ревнует о Истине. Нужно чтить его так, чтобы его ладонь на своей щеке не почувствовать.

Стоит вообще подумать о почитании святых. Чтобы чтить не только службой и застольем. Ведь можно найти и другие законные и благочестивые способы выразить святым свою любовь. В день памяти любого из евангелистов можно организовать в храме чтение соответствующего Евангелия. Да и любого из святых, чьи книги вошли в Библию, можно чтить таким образом. В день памяти Иоанна Милостивого или Филарета Милостивого сам Бог велел подражать святым делами любви. В день памяти Симеона Столпника, конечно, на столп не залезешь, но выключить мобильник, телевизор и компьютер и посидеть часа три в тишине можно попробовать.

Творчество нужно и свежий взгляд. Поскольку и сами святые – это не законники и формалисты, а в высшей степени интересные и глубокие люди.

Итак, зима, предчувствие Рождества, ощущение тайны в морозном воздухе и очередная память святого Николая. Как будем праздновать?

Имя: Николай Чудотворец (Николай Мирликийский)

Дата рождения: 270 г.

Возраст: 75 лет

Дата смерти: 345 г.

Рост: 168

Деятельность: архиепископ, православный святой

Семейное положение: не был женат

Николай Чудотворец: биография

Самый почитаемый святой в православии, чудотворец, покровитель моряков, путешественников, сирот и заключенных. Со дня почитания Николая Чудотворца в декабре начинаются новогодние праздники. От него ожидают рождественских подарков дети, ведь святой стал прототипом Деда Мороза и Санта-Клауса. Согласно житию святителя, он родился в 270 году в ликийском городке Патара, в то время греческой колонии. Сегодня это территория турецких провинций Анталия и Мугла, а местностью расположения Патары называют окрестности поселка Гелемиш.


В биографии-житии Николая Чудотворца говорится, что его родители были состоятельными христианами, давшими сыну приличествующее III веку образование. Семья Николая Мирликийского (еще одно имя святого) была верующей, дядя – епископ Патарский – заметил религиозность племянника и поставил его чтецом на общественном богослужении.

Юный Николай дни проводил в обители, а ночи посвящал изучению Священного Писания и молитвам. Мальчик отличался удивительной отзывчивостью и рано понял, что посвятит жизнь служению . Дядя, видя усердие племянника, взял подростка в помощники. Вскоре Николай получил священнический сан, и епископ доверил ему поучать верующих мирян.


Памятник Николаю Чудотворцу в Ейске

Молодой священник, испросив благословения у дяди-епископа, отправился в Святую Землю. По дороге в Иерусалим Николаю было видение: дьявол, вышедший на корабль. Священник предсказал бурю и крушение судна. По просьбе экипажа корабля Николай Чудотворец усмирил взбунтовавшееся море. Поднявшись на Голгофу, ликиец вознес благодарственные мольбы Спасителю.

В паломническом путешествии, обойдя святые места, взошел на Сионскую гору. Знаком милости Господа оказались распахнутые двери закрытого на ночь храма. Преисполненный благодарности Николай решил уединиться в пустыне, но голос с небес остановил молодого священника, велев ему вернуться домой.


В Ликии Николай вступил в братство Святого Сиона, чтобы вести безмолвную жизнь. Но ему явились Всевышний с Богоматерью и вручили Евангелие и омофор. По преданию, ликийским епископам было знамение, после которого они решили на соборе сделать молодого мирянина Николая епископом Миры (город Ликийской конфедерации). Историки и религиоведы утверждают, что для IV столетия назначение было возможным.


После смерти родителей Николай вступил в права наследства и раздал причитающееся ему богатство бедным. Служение епископа Мир Ликийских выпало на трудные времена гонений. Римские императоры Диоклетиан и Максимиан преследовали христиан, но в мае 305 года, после императорского отречения, занявший престол Констанций прекратил гонения в западной части империи. На востоке они продолжались до 311 года римским императором Галерием. После периода притеснений христианство в Мире Ликийской, где был епископом Николай, стремительно развивалось. Ему приписывают разрушение языческих капищ и храма Артемиды в Мире.


Исследователи жития Николая Чудотворца говорят о соборном суде, на котором его подвергли разбирательству. Греческий митрополит Навпактский в книге «Сокровище» утверждает, что судили будущего святого за пощечину Арию во время Никейского собора. Но исследователи склонны считать пощечину клеветой. Они говорят, что Николай назвал еретика «безумствующим богохульником», за что и стал объектом соборного суда. К помощи Чудотворца Николая прибегают оклеветанные, так как считается, что святитель избавит их от печальной участи.

Чудеса

За помощью к Святому Николаю обращаются путешественники и моряки, попавшие в шторм. В жизнеописаниях святого говорится о неоднократном спасении мореплавателей. Во время путешествия в Александрию на учебу судно Николая накрыло штормовой волной. Моряк сорвался со строп и погиб. Чудотворец Николай, тогда еще молодой человек, воскресил умершего.


В житии святого описывается случай спасения чести трех сестер из бедной семьи, которых отец, чтобы избежать голода, намерился отдать на блудодеяние. Девушек ждала незавидная судьба, но Николай под покровом ночи подбросил в дом мешочки с золотом, обеспечив девушек приданым. По католическому преданию, мешочки с золотом попали в чулки, которые сушились перед камином. С тех пор появилась традиция оставлять детям подарки «от Санта-Клауса» в красочных рождественских чулках (носках). Чудотворец Николай мирит враждующих и защищает невинно осужденных. Обращенные к нему молитвы избавляют от внезапной смерти. Поклонение святителю стало массовым после его кончины.


Рождественские чулки символизируют дар Николая Чудотворца

Еще одно упоминание о чуде, совершенном Чудотворцем Николаем, связано со спасением князя Новгородского Мстислава Владимировича. Заболевшему вельможе приснилось, что его спасет икона святого из киевского Софийского собора. Но посланцы не добрались до Киева из-за разразившейся на реке Мсте бури. Когда волны улеглись, рядом с кораблем, на воде, посланцы увидели круглую икону, на которой изображен Чудотворец Николай. Больной князь, прикоснувшись к лику святого, выздоровел.


Верующие христиане называют чудом акафист Николаю Чудотворцу. Они уверены, что эта молитва способна изменить судьбу к лучшему, если ее читать 40 дней кряду. Верующие утверждают, что все молитвы о помощи в работе и о здравии святитель слышит. Молебен святому угоднику Николаю помогает девушкам благополучно выйти замуж, голодающим – насытиться, а страждущим – избавиться от житейских проблем. Молящиеся в церкви отмечают, что Николай Чудотворец без промедления откликается на искреннюю молитву, произнесенную у его иконы при зажженных свечах.

После смерти

Точная дата кончины Николая неизвестна. Называют 345 год. После ухода в мир иной тело святого замироточило и превратилось в объект паломничества. В IV веке над могилой Николая Чудотворца появилась базилика, а в IX веке в турецком Демре, ранее известном как Мира, воздвигли церковь, двери которой распахнуты и в XXI столетии. До 1087 года останки святителя покоились в Демре. Но в мае торговцы из Италии похитили 80% мощей, оставив в спешке их часть в могиле. Перевезли украденное сокровище в город Бари – столицу итальянского региона Апулия.


Через девять лет венецианские торговцы украли оставшиеся в Демре мощи Чудотворца Николая и перевезли их в Венецию. В наши дни 65% мощей святого находятся в Бари. Их разместили под алтарем католической базилики Святого Николая. Пятая часть священных останков покоится на венецианском острове Лидо, над престолом храма. В барийской базилике в гробнице Николая Чудотворца сделано отверстие. Каждый год 9 мая (день, когда к берегу причалил корабль с мощами, день города Бари) из гроба вынимают миро, которому приписывают чудотворные свойства, исцеление от смертельных болезней.


Две экспертизы, проведенные в середине и в конце 1990-х, подтвердили, что мощи, хранящиеся в двух городах Италии, принадлежат одному человеку. Антропологи из Британии в 2005 году реконструировали по черепу внешний облик святого. Если верить воссозданному облику, то Николай Чудотворец был ростом 1,68 метра, имел высокий лоб, смуглую кожу, карие глаза и резко очерченные скулы и подбородок.

Память

Весть о перенесении мощей Николая Чудотворца в Италию облетела всю Европу, но поначалу праздник перенесения святых мощей отмечали лишь барийцы. Греки, как и христиане Востока и Запада, приняли новость о переносе останков с печалью. В России почитание Святого Николая распространилось в XI столетии. После 1087 (по другим данным, 1091) года православная церковь установила 9 (по юлианскому календарю 22) мая днем празднования перенесения мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари.


Так же широко, как в России, праздник отмечают православные Болгарии и Сербии. Католики (кроме барийцев) не празднуют 9 мая. Русский православный месяцеслов называет три даты праздников, посвященных Николаю Чудотворцу. 19 декабря – день его кончины, 22 мая – прибытие святых мощей в Бари и 11 августа – рождение святителя. В православных храмах Чудотворца Николая поминают песнопениями каждый четверг.


Вторая группа праздников, связанных с памятью самого почитаемого на Руси святителя, связана с чудотворными иконами с его ликом. 1 марта 2009 года в Бари во владение Русской православной церкви передали храм 1913 года и Патриаршее подворье. Ключи от них принял президент России .

В России количество написанных икон и построенных храмов Николая Чудотворца второе после Богородицы. До начала двадцатого столетия имя Николай было одним из самых популярных в стране. В XIX-XX столетиях почитали Чудотворца так, что встречалось мнение о вхождении святителя Николы в святую Троицу. По славянским верованиям (сохранилась легенда белорусского Полесья), Николай сменит Бога на престоле как «старший» из святых.


Западные и восточные славяне приписывают Николаю Чудотворцу владение ключами от неба и функцию «переправки» душ в мир иной. Южные славяне называют святителя «начальником рая», «волчьим пастырем» и «истребителем змей». Говорят, Николай Угодник – покровитель земледелия и пчеловодства.

Православные христиане выделяют в иконографии «Николу зимнего» и «Николу вешнего». Изображение на иконах отличается: «зимний» Чудотворец изображен в митре епископа, у «вешнего» голова непокрыта. Примечательно, что Николая Чудотворца почитают калмыки и буряты, исповедующие буддизм. У калмыков святого называют «Микола-бурхан». Он покровительствует рыбакам и считается хозяином Каспийского моря. Буряты отождествляют Николая с Белым старцем – богом долголетия.


Николай Чудотворец – прообраз Санта-Клауса, от имени которого детям вручают подарки. До Реформации святителя почитали 6 декабря, но потом перенесли празднование на 24 декабря, поэтому он ассоциируется с Рождеством. В Британии XVII века Николай был обезличенным «отцом Рождества», но в Голландии его зовут Синтерклаас, что переводится как Святой Николай.

В Нью-Йорк голландцы, основавшие город, привезли и традицию праздновать Рождество с Синтерклаасом, который вскоре стал Санта-Клаусом. От церковного прототипа у героя осталось лишь имя, в остальном образ подвергся основательной коммерциализации. Во Франции к детям приходит Рождественский Дед, к финским малышам – Йоулупукки, ну а в России и странах постсоветского пространства Новый год невозможен без Деда Мороза, прообраз которого – любимый в России святой.

Мощи в России

В феврале 2016 года состоялась встреча патриарха Кирилла и папы римского Франциска, на которой было достигнуто соглашение о переносе части мощей святого из Бари в Россию. 21 мая 2017 года мощи Николая Чудотворца (левое ребро) были помещены в ковчег и доставлены в московский Храм Христа Спасителя, где их встретил российский патриарх. Поклониться мощам желающие смогли с 22 мая по 12 июля. 24 мая в храме побывал президент России . 13 июля ковчег перевезли в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру. Мощи были открыты до 28 июля 2017-го.


К мощам Николая Чудотворца в Москве и Санкт-Петербурге выстраивались километровые очереди паломников, из-за чего ввели особый режим доступа в храмы. Люди писали записки святому, прося помощи в исцелении. Организаторы доступа к святым мощам попросили не делать этого, напомнив, что у православных иные формы обращения к святым – чтение акафистов, молитв и песнопения. Частицы мощей Николая Чудотворца хранятся в церквях десятков храмов русской епархии, в монастырях Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга.

Николай Чудотворец – самый почитаемый святой русского народа.

Он оказывает покровительство и защиту тем, кто в ней нуждается и верит в его святую силу.

Под его охраной находятся все находящиеся в пути по профессиональной надобности – водители, моряки, летчики и просто путешественники.

Он оберегает жилища от разрушений и пожаров, а семьи от бедности и нужды. Икона святителя Николая Чудотворца у православных христиан находится на одном из почитаемых мест.

Жизнеописание Святителя Николая

Святитель Николай родился в городе Патаре в Малой Азии (территория современной Турции). Он был единственным и долгожданным ребенком у благочестивых родителей Феофана и Нонны. Его родители вымолили появление на свет будущего Святого, дав обет, что посвятят его Господу.

Младенец начал являть чудеса буквально с момента своего рождения. Его мать, тяжело болевшая долгие годы, излечилась самым чудесным образом после появления на свет своего сына. Во время обряда Крещения младенец самостоятельно простоял на ногах три часа, прославляя тем самым Пресвятую Троицу.

Аскетизм в повседневной жизни у него проявлялся всегда, начиная с младенчества. Даже материнское молоко он принимал только по средам и пятницам после того, как родители прочитают вечернюю молитву. С детства Николай безо всякого понуждения изучал Божественное Писание, и все дни находился в храме, а ночи проводил в молитвах. Таким образом, он стремился создать из себя благочестивое пристанище для Святого Духа.

Его сознание и помыслы были сродни юношескому максимализму, а поступки приравнивались к умудренному опытностью старцу. Его искренне уважали верующие. Со временем он стал священником и прежде чем стать во главе своей паствы решил совершить паломничество по святым местам. Во время путешествия Николай силой молитвы спас корабль, попавший в жестокий шторм, и даже вернул к жизни разбившегося на палубе матроса.

Впечатлившись земным подвигом Спасителя, Николай решил уйти в пустыню, но явившийся ему Божественный Голос предначертал ему вернуться на родину и быть во главе своей паствы во все предстоящие тяжелые времена. Вскоре по возвращению из Святой Земли его избрали на Соборе епископом Мир Ликийских.

В этом сане Святитель Николай продолжил свою подвижническую деятельность – вел просветительскую работу, неся верующим и сомневающимся правду о Спасителе, Святой Троице и идеях христианства. Вместе со своей паствой, проявляя мудрость и милосердие, перенес Святитель период жесточайшего гонения на христиан, который проявил правитель Диоклетиан.

Оказавшись в заточении, он призывал стойко переносить пытки и муки за святое дело. Господь уберег его от смерти в этот страшный период и, после прихода правителя Константина, Святитель Николай смог вернуться к исполнению своих обязанностей епископа в своем приходе. Он был не только милосердным пастырем, но и смелым воином Христовым, отстаивающим и проповедующим христову веру среди язычников.

Его можно было часто встретить в языческих храмах и на капищах, где он вел подвижническую работу Во имя Христа. Его стычка с еретиком Арием во время I Вселенского Собора, едва не стоила ему архиеписковского сана. Но Глас Божий одному из участников Совета, что этот поступок угоден Господу, потому что возвеличивает учение Спасителя, восстановили святителя в его сане, и он продолжил свою святую миссию.

Он не только проповедовал Христово учение, но и всегда становился на сторону неправедно осужденных. Известно его заступничество перед императором о невинно осужденных по лживому навету государственных мужах. Их молитвы, обращенные к Святителю Николаю, были услышаны им, и он обратился к императору Константину с просьбой о помиловании.

Жизнеописание Николая, прозванного Чудотворцем и Угодником, содержит много случаев его милосердия и доброты. Известно, что он спасал утопающих в море, голодающих и обнищавших в городах, вызволял заточенных в темницы. Святитель Николай закончил свою земную жизнь в глубокой старости около 351 года. Его мощи хранились в местном Кафедральном соборе, источая целебное миро. Многие верующие приходили к ним за исцелением. В 11 веке мощи Святителя Николая перенесли в Италию, где они находятся и теперь.

Почитание Николая Чудотворца

Имя Божьего Угодника и чудотворца Николая почитаемо по всему миру. Своим покровителем и заступником его считают многие народы. На Руси во все времена Николай Чудотворец или Угодник был особо почитаемым святым. Русская Православная Церковь поминает его 22 мая, 11 августа и 19 декабря.

Храмы и церкви во имя святителя Николая есть в каждом русском городе, а икона с изображением святого Николая считается сильно действующим чудодейственным ликом, оберегающим, охраняющим и спасающим верующих в силу Божьего помощника на земле святого Николая Угодника.

  • Русские крестьяне обязательно отмечают в году два дня Николая Чудотворца – Никола летний 11 августа и Никола зимний 19 декабря. По погоде в эти дни можно предсказать, какой будет погода в ближайшее время - погожая или ненастная. Ясный день 11 августа гарантирует, что до конца сбора урожая будут погожие и сухие дни. Если на 19 декабря устанавливался санный путь, то значит пришла настоящая зима.