Совершенный несовершенный вид. Как определить совершенный и несовершенный вид

В русском языке - его вид.

Несовершенный вид глагола

Большая часть единиц этой обладает противопоставленными формами. Например, создать - создавать, подписать - подписывать и т. д. Если сравнить члены этих пар, то можно заметить, что при схожести лексического значения они имеют что-то различное. Это отличие - вид глагола. Первый член этих пар представляет несовершенный Второй - имеет форму совершенного варианта.

Глагол в совершенном варианте может ответить на такие вопросы: что сделать? что сделал? что сделает?

Формы совершенного вида зачастую имеют значение законченности действия, называют ограниченные процессы, указывают на уже случившийся результат действия. Например: мальчик выздоровел.

Глагол несовершенного вида называет действие развивающееся, длящееся, не ограниченное, а также указывает на повторяемость и продолжительность процесса. Например: мальчик выздоравливает.

Категория вида находится в плотном взаимоотношении с разрядом времени. Так, несовершенный вид глагола имеет формы всех трёх времён, а совершенный - только формы в будущем и прошедшем. Т. к. настоящее время характеризует процесс, длящийся в момент речи, развивающийся и продолжающийся, а совершенный вид представляет ограниченное в развитии действие.

Чаще всего глаголы русского языка составляют пару по видовому признаку. Т. е. две формы имеют одно смысловое значение, но различаются по грамматическому виду: обучить - обучать, завить - завивать.

Существуют и одновидовые. Непарные несут значение действия, ограниченного в своём развитии: очнуться, добегаться. Беспарные несовершенного обозначают неограниченное в своём развитии действие: приговаривать, сочувствовать, обитать. Бывают и двувидовые глаголы, в которых совмещаются значения совершенной и несовершенной категории: казнить, обследовать, ранить.

Деепричастия несовершенного вида

Глагольная форма, имеющая значение добавочного действия, которая совмещает признаки глагола и наречия - это деепричастие. Даная часть речи бывает двух видов: совершенного и несовершенного. Во втором виде почти всегда называется процесс, происходящий в одно время с действием глагола-сказуемого. Редко такое деепричастие обозначает предшествующее или последующее действие. Например: два раза в год бывала в столице и, возвращаясь оттуда, громко рассказывала о чуде. А эта часть речи совершенного вида обычно означает действие предшествующее.

Происходит образование единицы этой части речи несовершенного вида с использованием суффикса -а (-я) от основы в настоящем времени. Например, следят - следя.

Не все группы глаголов имеют такую форму. Среди них:

Глаголы, с основой в настоящем времени, которая состоит из согласных (мнут);

Глаголы на -и (лить) с односложной основой;

Глаголы с суффиксом -ну (вянуть);

Глаголы на -а (звать) с односложной основой в инфинитиве.

Если у глагола есть суффикс -ва-, то деепричастие образуется от инфинитивной основы: создавать - создают - создавая.

Вид (различаются значением предельности/непредельности действия):

Несовершенный (что делать?) – значение незавершенности действия, оно не достигло результата, предела – в форме н., пр., буд. сложного.

Совершенный (что сделать?) – значение завершенности действия, оно достигло результата, предела – в форме пр., буд. прост.

Способы образования глаголов совершенного / несовершенного вида

Перфективация – образованиегл. сов. в. от непроизводной основы глагола путем присоединенияприставки (лететь – при + лететь );

А также образование гл. сов. в. с помощью суф. –НУ со значением однократности (колоть – кольнуть, бодать - боднуть ).

Глаголы несов. вида с приставками заимствованы из ст/сл яз.: предвидеть, принадлежать, сочувствовать.

Имперфективация – образование гл.несов. вида от гл. сов. вида с помощью суффиксов -ыва, -ива, -ва, -ева, -а, -я (дать – давать, решить – решать, прочитать - прочитывать).

1. Определите вид глагола, способ образования вида (от какого глагола образовался) и показатель вида.

подписывать

развеять

задевать

рождаться

подсыпать

подстраивать

завянуть

запирать

устраивать

нарушить

перестраивать

выпрашивать

Видовая пара

Гл. по возможности образовать видовую пару делятся на:

Соотносимые по виду - одновидовые - двувидовые

Соотносимыми по виду глаголы могут образовывать видовую пару.

Видовую пару образуют глаголы противопоставленных видов с тождественным лексическим значением, различающимся только семой «предельность/непредельность действия»

Обычно значение не меняется при имперфективации

При перфективации приставка часто вносит дополнительный оттенок

Большинство ученых выделяют чисто-видовые приставки (на-писать, у-топить, с-делать ). Если глагол образован с помощью чисто-видовой приставки, то в словаре при толковании его значения будет отсылка к глаголу несов. вида.

Многие глаголы являются не соотносимыми по виду, т.е. одновидовыми.

Одновид. гл. несов. вида выражают абсолютную непредельность действия, оно не может быть завершено:

Глаголы, указывающие на связь, отношения (числиться, походить)

Модальные гл. (хотеть, надеется, стремиться)

Интеллектуальное состояние (знать, полагать)

Глаголы обладания

Гл., обозначающие положение в пространстве

Гл. движения

Двувидовые глаголы – это такие глаголы, которые с помощью одной и той же основы могут выражать значение и сов. и несов. вида (женить, бежать, велеть, венчать, даровать, использовать…, гл. на –ировать/изова).

2. Подчеркните пары, в которых глаголы являются соотносимыми по виду, определите способ образования вида и выделите показатель вида.

а) переделать – переделывать, привязать – привязывать, бросить – бросать, разбить – разбивать, добыть – добывать, смыть – смывать, сидеть – сиживать, засеять – засевать, замерзнуть – замерзать, решить – решать, взять – брать, сказать – говорить, поймать – ловить, нарезать – нарезать.

б) слепнуть – ослепнуть, смотреть – просмотреть, худеть – похудеть, писать – написать, строить – построить, любить – полюбить, сесть – присесть, конструировать – сконструировать, писать – переписать, переплыть – переплывать.

Одним из пунктов в изучении русского языка является изучение такой части речи как глагол. Глагол имеет несколько форм, видов, спряжений. В этой статье подробно остановимся на том, как же можно определить вид глагола. Их всего два: совершенный и несовершенный.

Определить вид глагола с помощью вопроса

Это самый простой и надежный вариант, который не требует большого количества времени и дополнительных знаний.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «Что сделать (сделает, сделал, сделала)?», а к глаголам несовершенного вида задаем вопрос «Что делать (делает, делал, делала)?».

Определить вид глагола по характеру действия

Совершенные глаголы обозначают действие, которое к моменту употребления этого глагола было уже завершено или завершится к определенному времени (или при достижении какой-либо определенной цели). Также обозначают действия, которые не нуждаются в повторе. Могут обозначать действия в будущем, главным пределом является само осуществление этого действия. То есть действие всегда является ограниченным какими-либо рамками.

Несовершенные глаголы не ограничены временными рамками и могут происходить в настоящий момент, обозначают длительные действия, действия, требующие повтора.

Пример. Глагол «домыть» означает, что что-то должно быть полностью вымыто к какому-то определённому моменту. Действие завершится при достижении нужного результата, значит глагол совершенного вида.

Глагол «мыть» значит, что что-то должно быть вымыто в неопределенный период времени. Из-за того, что время действия не ограничено, можно сделать вывод, что глагол несовершенного вида.

Однако, не стоит определять вид глагола только по значению. Надежнее будет дополнительно задать вопрос, как мы делали в первом пункте. Так можно избежать случайных ошибок.


Определить вид глагола с помощью разбора слова

Каждый из видов глаголов имеет некоторые определенные особенности в словообразовании. Эти признаки также могут вам подсказать, с глаголом какого вида вы имеете дело.

Для глаголов совершенного вида характерны следующие признаки:

  • приставки «с», «вы», «по», «на», «про» и др.,
  • суффикс «ну».

Для глаголов несовершенного вида характерны следующие признаки:

  • приставки «с», «вы», «по», «на», «про» и др.,
  • суффикс «ива», «ыва», «ва» и др.


Ознакомившись с этой статьей, вы можете заметить, что определить форму глагола можно очень быстро и без особых затруднений. Нужно лишь знать несколько важных правил и особенностей, например, на какой вопрос отвечает тот или иной вид глагола или какой суффикс для него характерен.

Изучение которой включает множество правил и исключений из них. В этой статье коснемся понятия вида глагола и правильного употребления в речи глаголов того или иного вида.

Что такое вид глагола?

Вид глагола в русском языке определяется по задаваемому к слову вопросу. Если спрашиваем что делать? - это несовершенный вид, если что сделать? - совершенный. Иными словами, действие может быть либо совершённым на момент речи, либо не совершённым - этим и определяется вид.

Читать книгу (что делать? несовершенный вид) - действие не закончено, оно совершается в настоящий момент. Прочитать книгу (что сделать?) - действие уже выполнено, оно совершено, следовательно, вид этого глагола - совершенный.

Как связаны вид глагола и время?

Время и вид глагола в русском языке очень тесно связаны. О действии, которое не совершено, можно говорить в форме любого времени: я пекла пироги, я пеку пироги, я буду печь пироги . Иными словами, глаголы несовершенного вида могут принимать форму любого из трех времен. Следует запомнить, что такие глаголы имеют форму сложного будущего времени (инфинитив с модальным глаголом).

В отличие от них глаголы совершенного вида могут стоять только в прошедшем или будущем времени. Иными словами, действие либо было совершено, либо будет совершено. Категории настоящего времени у таких слов нет. Ведь глаголы совершенного вида обозначают либо начало действия, либо его результат, в то время как форма настоящего времени подразумевает протяженность действия, период его совершения. Следовательно, эти два понятия исключают друг друга.

При образовании будущего времени используется простая форма. Я испекла пироги - я испеку пироги .

Основные способы образования видов глаголов

Теперь мы разобрались, что такое вид глагола в русском языке. Как же образуются слова совершенного или несовершенного вида?

Чаще всего для образования совершенного вида достаточно добавить слову приставку. Изменяется значение - меняется и вопрос. Ехать (что делать?) - приехать, уехать, заехать (что сделать) ; плыть - заплыть, доплыть, переплыть; рисовать - нарисовать, дорисовать, пририсовать и т.д.

Однако не стоит думать, что вид можно определить по наличию приставки. Например, слово купить приставки не имеет, но отвечает на вопрос что сделать? , а значит, относится к совершенному виду.

Вид глагола в русском языке можно изменить и при помощи суффикса. Уплотнять - уплотнить, приглашать - пригласить, кричать - крикнуть.

Нечастый случай: замена основы

Бывают случаи, когда заменой основы образуется другой вид глагола (таблица). Русский язык сложен и коварен. Для носителей языка нет ничего странного в том, что при изменении вида может поменяться все слово полностью, а вот иностранцам приходится многое заучивать наизусть. Приведем несколько примеров.

Это лишь несколько "особенных" глаголов, о которых нужно помнить. Особое внимание следует удалить глаголу "класть" - его корень употребляется только без приставки, а вот при добавлении ее меняется на корень -лож- (положить, сложить и т.д.).

Двувидовые глаголы

Бывает так, что видовые формы глаголов в русском языке можно отличить только в контексте, потому что слова, имея разное значение, звучат одинаково. Чаще всего такие слова можно распознать по суффиксу -ирова- или -ова- (-ева-). Атаковать, премировать, вакцинировать, стартовать и др. Он очень долго стартовал (что делал?) - Он удачно стартовал (что сделал?).

Чтобы определить вид такого глагола, нужно очень внимательно вникнуть в контекст и правильно задать вопрос.

Для чего нужно знать о видах глагола?

Казалось бы, что может быть сложного в таком понятии как вид глагола? В русском языке бывают правила и сложнее. Но, как ни странно, именно с данным правилом связана одна из самых распространенных ошибок в построении предложений и даже текстов. Дело в том, что вид глагола и всех глагольных форм (напомним, что причастие и деепричастие одни лингвистические школы относят к самостоятельным частям речи, другие - к особым формам глагола) должен быть единым в определенном речевом отрезке. То есть действие либо совершено (будет совершено), либо совершается в момент речи.

"Бабушка испекла пирожки, заваривала чай, пригласила нас обедать, и мы хотели остаться " - в одном предложении чередуются глаголы и того, и другого вида, из-за чего смысл фразы трудно уловить. "Зайдя к соседу, я спрашивал, есть ли у него соль " - в этом предложении не совпадает вид деепричастия и глагола, действие вроде бы уже совершено, но в то же время и нет. Правильнее построить фразу так: "Зайдя к соседу, я спросил... "

Подведем итоги

Итак, вид глагола определить очень просто: нужно всего лишь задать вопрос ("что делать?" или "что сделать?"). Глаголы несовершенного вида употребляются в форме любого времени; совершенного - только в прошедшем или будущем. Очень важно правильно употреблять форму того или иного вида глагола, чтобы фраза была логически правильной и понятной!

Совершенный и несовершенный вид глагола. Что такое Совершенный и несовершенный вид глагола?

  1. спасибо
  2. неееееееееееееееееееееееееее
  3. Совершенный вид отвечает на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ? (совершенный процесс)
    Несовершенный вид - ЧТО ДЕЛАТЬ? (действие в процессе)
  4. Если в вопросе есть буква С то этот глагол Совершеного вида
  5. Совершенный вид-писал
    Не совершенный вид-написал
    Понятно?
  6. Вид глагольная категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу, результату. Категория вида присуща всем глаголам русского языка в любой форме.

    Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают действие, ограниченное в своей длительности, имеющее внутренний предел, законченность. Глаголы совершенного вида могут обозначать действие, которое закончилось (или закончится) , достигнув результата (выучить, нарисовать) , действие, которое началось (или начнтся) , причм само это начало действия понимается как его граница, предел (заиграть, запеть) , однократное действие (толкнуть, крикнуть, прыгнуть глаголы с суффиксом -ну) .
    Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и обозначают действие без указания

    на его предел, без ограничения протекания его во времени, действие длительное или повторяющееся (учить, рисовать, играть, кричать) .

    Глаголы несовершенного и совершенного вида образуют видовые пары. Видовую пару составляют глагол несовершенного вида и глагол совершенного вида, имеющие одинаковое лексическое значение и различающиеся только значением вида: читать прочитать, писать написать, строить построить.

    Глаголы несовершенного вида образуются от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов:

    1) -ива-, -ыва-: рассмотреть рассматривать, расспросить расспрашивать, расписаться расписываться;

    2) -ва: открыть открывать, дать давать, обуть обувать;

    3) -а-(-я) : спасти спасать, подрасти подрастать.

    Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида различными способами:

    1) с помощью видовых приставок на-, с-, про-, вы-, по- и др, : лечить вылечить, печь испечь, делать сделать, писать написать, читать прочитать, строить построить, учить выучить и т. д. (Но чаще с помощью приставки образуются глаголы совершенного вида, которые отличаются от глаголов несовершенного вида не только значением вида, но и изменением лексического значения; такие глаголы не образуют видовой пары: читать перечитать, отчитать, зачитать и т. д.) ;

    2) с помощью суффикса -ну-: привыкать привыкнуть, кивать кивнуть, прыгать прыгнуть.

    Некоторые глаголы, составляющие видовую пару, могут различаться только местом ударения: рассыпать рассыпать, нарезать нарезать.

    Отдельные видовые пары составляют глаголы с разными корнями: говорить сказать, искать найти, класть положить, брать взять.

    Некоторые глаголы являются одновидовыми. Они не образуют видовой пары и бывают или только совершенного вида (очутиться, ринуться, поспать, раскричаться и др.) , или только несовершенного вида {преобладать, присутствовать, сидеть, находиться) .

    Существуют и двувидовые глаголы, которые совмещают в одной форме значение совершенного и несовершенного вида. Их вид устанавливается из контекста: женить, казнить, ранить, велеть, а также глаголы с суффиксами -ова (тъ) , -ирова (ть) : воздействовать, использовать, автоматизировать, асфальтировать, телеграфировать и т. п. Например: Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят (что делают?) (А. Пушкин) ; Не прикажете ли, я велю (что сделаю?) подать коврик? (Н. Гоголь) .

    Вид глагола влияет на образование его форм (прежде всего форм времени) : у глаголов несовершенного вида в изъявительном наклонении есть формы всех трх времн (причм в будущем времени они имеют сложную форму) и полный набор временных форм причастий; у глаголов совершенного вида нет форм настоящего времени в изъявительном наклонении (форма будущего времени простая) и причастий настоящего времени.






  7. совершенный, это когда глагол отвечает на вопрос что сделал-сделать-сделал, а несовершенный-что делать, что делал, что делает
  8. совершенный, это когда глагол отвечает на вопрос что сделал-сделать-сделал, а несовершенный-что делать, что делал, что делает
  9. Совершенный вид глагола.
    Вопрос начинается с приставки С (написал - Что сделал)

    Несовершенный вид глагола.
    Вопрос без приставки С (пишет - Что делает)

    Я учусь в школе в 7_ом классе. 2010 год

  10. вид глагола-это отношение действия к его результату Если действие протекает во времени и результат неизвестен, то это глагол несовершенного вида. Например, писал, пишу. Неизвестно, есть ли результат. А если есть результат, написал, напишу, но неизвестно, как долго протекало действие, это глагол совершенного вида.
  11. спасибо
  12. Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, его результат, конец действия или его начало. В неопределенной форме они отвечают на вопрос что сделать?.
    Например: добежать, купить, зазвенеть, построить, запеть.

    Прошедшее время: что сделали? что сделала? что сделал? что сделало?
    подбежали, увидела, нашел, взошло.

    Будущее простое время: что сделают? что сделаю? что сделает? и т. д.
    выйдут, куплю, доплывет, посчитаем.

    Обратите внимание на то, что у глаголов совершенного вида есть только две формы времени: прошедшее и будущее простое. Настоящее время отсутствует.

    Глаголы несовершенного вида обозначают длительные или повторяющиеся действия, без указания на их завершенность.
    В неопределенной форме они отвечают на вопрос что делать?.
    Например: петь, кипеть, бежать, мечтать, перечитывать, подпрыгивать.

    Прошедшее время: что делали? что делал? что делала? что делало?
    бежали, прыгал, искала, заходило.

    Настоящее время: что делают? что делаем? что делает? и т. д.
    загорают, строим, подтягивается, покупаю.

    Будущее сложное время: что будут делать? что буду делать? и т. д.
    будут прыгать, буду смеяться, будем слушать, будет танцевать.

    У глаголов несовершенного вида есть все три формы времени: прошедшее, настоящее и будущее сложное.

  13. совершенный, это когда глагол отвечает на вопрос что сделал-сделать-сделал, а несовершенный-что делать, что делал, что делает
  14. Что делать и что сделать - разницу улавливаете?
    Пример: писать, написать)))))))))))))
  15. Совершенный вид - что Сделать? Что Сделал? Что Сделает? Т. е. вопрос начинается на "С". Действие уже совершено, настоящего времени нет. Несовершенный - что делать, что будет делать, что делает, т. е. без "с" в начале. Это, конечно, не объяснение, но так проще запомнить.
  16. Совершенный - что сделать.
    Несовершенный - что делать.
    Вроде это на русском учили, по-моему в 4-ом классе. Ну кто как.