В русском языке - его вид.
Несовершенный вид глагола
Большая часть единиц этой обладает противопоставленными формами. Например, создать - создавать, подписать - подписывать и т. д. Если сравнить члены этих пар, то можно заметить, что при схожести лексического значения они имеют что-то различное. Это отличие - вид глагола. Первый член этих пар представляет несовершенный Второй - имеет форму совершенного варианта.
Глагол в совершенном варианте может ответить на такие вопросы: что сделать? что сделал? что сделает?
Формы совершенного вида зачастую имеют значение законченности действия, называют ограниченные процессы, указывают на уже случившийся результат действия. Например: мальчик выздоровел.
Глагол несовершенного вида называет действие развивающееся, длящееся, не ограниченное, а также указывает на повторяемость и продолжительность процесса. Например: мальчик выздоравливает.
Категория вида находится в плотном взаимоотношении с разрядом времени. Так, несовершенный вид глагола имеет формы всех трёх времён, а совершенный - только формы в будущем и прошедшем. Т. к. настоящее время характеризует процесс, длящийся в момент речи, развивающийся и продолжающийся, а совершенный вид представляет ограниченное в развитии действие.
Чаще всего глаголы русского языка составляют пару по видовому признаку. Т. е. две формы имеют одно смысловое значение, но различаются по грамматическому виду: обучить - обучать, завить - завивать.
Существуют и одновидовые. Непарные несут значение действия, ограниченного в своём развитии: очнуться, добегаться. Беспарные несовершенного обозначают неограниченное в своём развитии действие: приговаривать, сочувствовать, обитать. Бывают и двувидовые глаголы, в которых совмещаются значения совершенной и несовершенной категории: казнить, обследовать, ранить.
Деепричастия несовершенного вида
Глагольная форма, имеющая значение добавочного действия, которая совмещает признаки глагола и наречия - это деепричастие. Даная часть речи бывает двух видов: совершенного и несовершенного. Во втором виде почти всегда называется процесс, происходящий в одно время с действием глагола-сказуемого. Редко такое деепричастие обозначает предшествующее или последующее действие. Например: два раза в год бывала в столице и, возвращаясь оттуда, громко рассказывала о чуде. А эта часть речи совершенного вида обычно означает действие предшествующее.
Происходит образование единицы этой части речи несовершенного вида с использованием суффикса -а (-я) от основы в настоящем времени. Например, следят - следя.
Не все группы глаголов имеют такую форму. Среди них:
Глаголы, с основой в настоящем времени, которая состоит из согласных (мнут);
Глаголы на -и (лить) с односложной основой;
Глаголы с суффиксом -ну (вянуть);
Глаголы на -а (звать) с односложной основой в инфинитиве.
Если у глагола есть суффикс -ва-, то деепричастие образуется от инфинитивной основы: создавать - создают - создавая.
Вид (различаются значением предельности/непредельности действия):
Несовершенный (что делать?) – значение незавершенности действия, оно не достигло результата, предела – в форме н., пр., буд. сложного.
Совершенный (что сделать?) – значение завершенности действия, оно достигло результата, предела – в форме пр., буд. прост.
Способы образования глаголов совершенного / несовершенного вида
Перфективация – образованиегл. сов. в. от непроизводной основы глагола путем присоединенияприставки (лететь – при + лететь );
А также образование гл. сов. в. с помощью суф. –НУ со значением однократности (колоть – кольнуть, бодать - боднуть ).
Глаголы несов. вида с приставками заимствованы из ст/сл яз.: предвидеть, принадлежать, сочувствовать.
Имперфективация – образование гл.несов. вида от гл. сов. вида с помощью суффиксов -ыва, -ива, -ва, -ева, -а, -я (дать – давать, решить – решать, прочитать - прочитывать).
1. Определите вид глагола, способ образования вида (от какого глагола образовался) и показатель вида.
подписывать развеять задевать рождаться подсыпать подстраивать |
завянуть запирать устраивать нарушить перестраивать выпрашивать |
Видовая пара
Гл. по возможности образовать видовую пару делятся на:
Соотносимые по виду - одновидовые - двувидовые
Соотносимыми по виду глаголы могут образовывать видовую пару.
Видовую пару образуют глаголы противопоставленных видов с тождественным лексическим значением, различающимся только семой «предельность/непредельность действия»
Обычно значение не меняется при имперфективации
При перфективации приставка часто вносит дополнительный оттенок
Большинство ученых выделяют чисто-видовые приставки (на-писать, у-топить, с-делать ). Если глагол образован с помощью чисто-видовой приставки, то в словаре при толковании его значения будет отсылка к глаголу несов. вида.
Многие глаголы являются не соотносимыми по виду, т.е. одновидовыми.
Одновид. гл. несов. вида выражают абсолютную непредельность действия, оно не может быть завершено:
Глаголы, указывающие на связь, отношения (числиться, походить)
Модальные гл. (хотеть, надеется, стремиться)
Интеллектуальное состояние (знать, полагать)
Глаголы обладания
Гл., обозначающие положение в пространстве
Гл. движения
Двувидовые глаголы – это такие глаголы, которые с помощью одной и той же основы могут выражать значение и сов. и несов. вида (женить, бежать, велеть, венчать, даровать, использовать…, гл. на –ировать/изова).
2. Подчеркните пары, в которых глаголы являются соотносимыми по виду, определите способ образования вида и выделите показатель вида.
а) переделать – переделывать, привязать – привязывать, бросить – бросать, разбить – разбивать, добыть – добывать, смыть – смывать, сидеть – сиживать, засеять – засевать, замерзнуть – замерзать, решить – решать, взять – брать, сказать – говорить, поймать – ловить, нарезать – нарезать.
б) слепнуть – ослепнуть, смотреть – просмотреть, худеть – похудеть, писать – написать, строить – построить, любить – полюбить, сесть – присесть, конструировать – сконструировать, писать – переписать, переплыть – переплывать.
Одним из пунктов в изучении русского языка является изучение такой части речи как глагол. Глагол имеет несколько форм, видов, спряжений. В этой статье подробно остановимся на том, как же можно определить вид глагола. Их всего два: совершенный и несовершенный.
Определить вид глагола с помощью вопроса
Это самый простой и надежный вариант, который не требует большого количества времени и дополнительных знаний.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «Что сделать (сделает, сделал, сделала)?», а к глаголам несовершенного вида задаем вопрос «Что делать (делает, делал, делала)?».
Определить вид глагола по характеру действия
Совершенные глаголы обозначают действие, которое к моменту употребления этого глагола было уже завершено или завершится к определенному времени (или при достижении какой-либо определенной цели). Также обозначают действия, которые не нуждаются в повторе. Могут обозначать действия в будущем, главным пределом является само осуществление этого действия. То есть действие всегда является ограниченным какими-либо рамками.
Несовершенные глаголы не ограничены временными рамками и могут происходить в настоящий момент, обозначают длительные действия, действия, требующие повтора.
Пример. Глагол «домыть» означает, что что-то должно быть полностью вымыто к какому-то определённому моменту. Действие завершится при достижении нужного результата, значит глагол совершенного вида.
Глагол «мыть» значит, что что-то должно быть вымыто в неопределенный период времени. Из-за того, что время действия не ограничено, можно сделать вывод, что глагол несовершенного вида.
Однако, не стоит определять вид глагола только по значению. Надежнее будет дополнительно задать вопрос, как мы делали в первом пункте. Так можно избежать случайных ошибок.
Определить вид глагола с помощью разбора слова
Каждый из видов глаголов имеет некоторые определенные особенности в словообразовании. Эти признаки также могут вам подсказать, с глаголом какого вида вы имеете дело.
Для глаголов совершенного вида характерны следующие признаки:
- приставки «с», «вы», «по», «на», «про» и др.,
- суффикс «ну».
Для глаголов несовершенного вида характерны следующие признаки:
- приставки «с», «вы», «по», «на», «про» и др.,
- суффикс «ива», «ыва», «ва» и др.
Ознакомившись с этой статьей, вы можете заметить, что определить форму глагола можно очень быстро и без особых затруднений. Нужно лишь знать несколько важных правил и особенностей, например, на какой вопрос отвечает тот или иной вид глагола или какой суффикс для него характерен.
Изучение которой включает множество правил и исключений из них. В этой статье коснемся понятия вида глагола и правильного употребления в речи глаголов того или иного вида.
Что такое вид глагола?
Вид глагола в русском языке определяется по задаваемому к слову вопросу. Если спрашиваем что делать? - это несовершенный вид, если что сделать? - совершенный. Иными словами, действие может быть либо совершённым на момент речи, либо не совершённым - этим и определяется вид.
Читать книгу (что делать? несовершенный вид) - действие не закончено, оно совершается в настоящий момент. Прочитать книгу (что сделать?) - действие уже выполнено, оно совершено, следовательно, вид этого глагола - совершенный.
Как связаны вид глагола и время?
Время и вид глагола в русском языке очень тесно связаны. О действии, которое не совершено, можно говорить в форме любого времени: я пекла пироги, я пеку пироги, я буду печь пироги . Иными словами, глаголы несовершенного вида могут принимать форму любого из трех времен. Следует запомнить, что такие глаголы имеют форму сложного будущего времени (инфинитив с модальным глаголом).
В отличие от них глаголы совершенного вида могут стоять только в прошедшем или будущем времени. Иными словами, действие либо было совершено, либо будет совершено. Категории настоящего времени у таких слов нет. Ведь глаголы совершенного вида обозначают либо начало действия, либо его результат, в то время как форма настоящего времени подразумевает протяженность действия, период его совершения. Следовательно, эти два понятия исключают друг друга.
При образовании будущего времени используется простая форма. Я испекла пироги - я испеку пироги .
Основные способы образования видов глаголов
Теперь мы разобрались, что такое вид глагола в русском языке. Как же образуются слова совершенного или несовершенного вида?
Чаще всего для образования совершенного вида достаточно добавить слову приставку. Изменяется значение - меняется и вопрос. Ехать (что делать?) - приехать, уехать, заехать (что сделать) ; плыть - заплыть, доплыть, переплыть; рисовать - нарисовать, дорисовать, пририсовать и т.д.
Однако не стоит думать, что вид можно определить по наличию приставки. Например, слово купить приставки не имеет, но отвечает на вопрос что сделать? , а значит, относится к совершенному виду.
Вид глагола в русском языке можно изменить и при помощи суффикса. Уплотнять - уплотнить, приглашать - пригласить, кричать - крикнуть.
Нечастый случай: замена основы
Бывают случаи, когда заменой основы образуется другой вид глагола (таблица). Русский язык сложен и коварен. Для носителей языка нет ничего странного в том, что при изменении вида может поменяться все слово полностью, а вот иностранцам приходится многое заучивать наизусть. Приведем несколько примеров.
Это лишь несколько "особенных" глаголов, о которых нужно помнить. Особое внимание следует удалить глаголу "класть" - его корень употребляется только без приставки, а вот при добавлении ее меняется на корень -лож- (положить, сложить и т.д.).
Двувидовые глаголы
Бывает так, что видовые формы глаголов в русском языке можно отличить только в контексте, потому что слова, имея разное значение, звучат одинаково. Чаще всего такие слова можно распознать по суффиксу -ирова- или -ова- (-ева-). Атаковать, премировать, вакцинировать, стартовать и др. Он очень долго стартовал (что делал?) - Он удачно стартовал (что сделал?).
Чтобы определить вид такого глагола, нужно очень внимательно вникнуть в контекст и правильно задать вопрос.
Для чего нужно знать о видах глагола?
Казалось бы, что может быть сложного в таком понятии как вид глагола? В русском языке бывают правила и сложнее. Но, как ни странно, именно с данным правилом связана одна из самых распространенных ошибок в построении предложений и даже текстов. Дело в том, что вид глагола и всех глагольных форм (напомним, что причастие и деепричастие одни лингвистические школы относят к самостоятельным частям речи, другие - к особым формам глагола) должен быть единым в определенном речевом отрезке. То есть действие либо совершено (будет совершено), либо совершается в момент речи.
"Бабушка испекла пирожки, заваривала чай, пригласила нас обедать, и мы хотели остаться " - в одном предложении чередуются глаголы и того, и другого вида, из-за чего смысл фразы трудно уловить. "Зайдя к соседу, я спрашивал, есть ли у него соль " - в этом предложении не совпадает вид деепричастия и глагола, действие вроде бы уже совершено, но в то же время и нет. Правильнее построить фразу так: "Зайдя к соседу, я спросил... "
Подведем итоги
Итак, вид глагола определить очень просто: нужно всего лишь задать вопрос ("что делать?" или "что сделать?"). Глаголы несовершенного вида употребляются в форме любого времени; совершенного - только в прошедшем или будущем. Очень важно правильно употреблять форму того или иного вида глагола, чтобы фраза была логически правильной и понятной!
Совершенный и несовершенный вид глагола. Что такое Совершенный и несовершенный вид глагола?
- спасибо
- неееееееееееееееееееееееееее
- Совершенный вид отвечает на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ? (совершенный процесс)
Несовершенный вид - ЧТО ДЕЛАТЬ? (действие в процессе) - Если в вопросе есть буква С то этот глагол Совершеного вида
- Совершенный вид-писал
Не совершенный вид-написал
Понятно? - Вид глагольная категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу, результату. Категория вида присуща всем глаголам русского языка в любой форме.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают действие, ограниченное в своей длительности, имеющее внутренний предел, законченность. Глаголы совершенного вида могут обозначать действие, которое закончилось (или закончится) , достигнув результата (выучить, нарисовать) , действие, которое началось (или начнтся) , причм само это начало действия понимается как его граница, предел (заиграть, запеть) , однократное действие (толкнуть, крикнуть, прыгнуть глаголы с суффиксом -ну) .
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и обозначают действие без указанияна его предел, без ограничения протекания его во времени, действие длительное или повторяющееся (учить, рисовать, играть, кричать) .
Глаголы несовершенного и совершенного вида образуют видовые пары. Видовую пару составляют глагол несовершенного вида и глагол совершенного вида, имеющие одинаковое лексическое значение и различающиеся только значением вида: читать прочитать, писать написать, строить построить.
Глаголы несовершенного вида образуются от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов:
1) -ива-, -ыва-: рассмотреть рассматривать, расспросить расспрашивать, расписаться расписываться;
2) -ва: открыть открывать, дать давать, обуть обувать;
3) -а-(-я) : спасти спасать, подрасти подрастать.
Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида различными способами:
1) с помощью видовых приставок на-, с-, про-, вы-, по- и др, : лечить вылечить, печь испечь, делать сделать, писать написать, читать прочитать, строить построить, учить выучить и т. д. (Но чаще с помощью приставки образуются глаголы совершенного вида, которые отличаются от глаголов несовершенного вида не только значением вида, но и изменением лексического значения; такие глаголы не образуют видовой пары: читать перечитать, отчитать, зачитать и т. д.) ;
2) с помощью суффикса -ну-: привыкать привыкнуть, кивать кивнуть, прыгать прыгнуть.
Некоторые глаголы, составляющие видовую пару, могут различаться только местом ударения: рассыпать рассыпать, нарезать нарезать.
Отдельные видовые пары составляют глаголы с разными корнями: говорить сказать, искать найти, класть положить, брать взять.
Некоторые глаголы являются одновидовыми. Они не образуют видовой пары и бывают или только совершенного вида (очутиться, ринуться, поспать, раскричаться и др.) , или только несовершенного вида {преобладать, присутствовать, сидеть, находиться) .
Существуют и двувидовые глаголы, которые совмещают в одной форме значение совершенного и несовершенного вида. Их вид устанавливается из контекста: женить, казнить, ранить, велеть, а также глаголы с суффиксами -ова (тъ) , -ирова (ть) : воздействовать, использовать, автоматизировать, асфальтировать, телеграфировать и т. п. Например: Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят (что делают?) (А. Пушкин) ; Не прикажете ли, я велю (что сделаю?) подать коврик? (Н. Гоголь) .
Вид глагола влияет на образование его форм (прежде всего форм времени) : у глаголов несовершенного вида в изъявительном наклонении есть формы всех трх времн (причм в будущем времени они имеют сложную форму) и полный набор временных форм причастий; у глаголов совершенного вида нет форм настоящего времени в изъявительном наклонении (форма будущего времени простая) и причастий настоящего времени.
-
- совершенный, это когда глагол отвечает на вопрос что сделал-сделать-сделал, а несовершенный-что делать, что делал, что делает
- совершенный, это когда глагол отвечает на вопрос что сделал-сделать-сделал, а несовершенный-что делать, что делал, что делает
- Совершенный вид глагола.
Вопрос начинается с приставки С (написал - Что сделал)Несовершенный вид глагола.
Вопрос без приставки С (пишет - Что делает)Я учусь в школе в 7_ом классе. 2010 год
- вид глагола-это отношение действия к его результату Если действие протекает во времени и результат неизвестен, то это глагол несовершенного вида. Например, писал, пишу. Неизвестно, есть ли результат. А если есть результат, написал, напишу, но неизвестно, как долго протекало действие, это глагол совершенного вида.
- спасибо
- Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, его результат, конец действия или его начало. В неопределенной форме они отвечают на вопрос что сделать?.
Например: добежать, купить, зазвенеть, построить, запеть.Прошедшее время: что сделали? что сделала? что сделал? что сделало?
подбежали, увидела, нашел, взошло.Будущее простое время: что сделают? что сделаю? что сделает? и т. д.
выйдут, куплю, доплывет, посчитаем.Обратите внимание на то, что у глаголов совершенного вида есть только две формы времени: прошедшее и будущее простое. Настоящее время отсутствует.
Глаголы несовершенного вида обозначают длительные или повторяющиеся действия, без указания на их завершенность.
В неопределенной форме они отвечают на вопрос что делать?.
Например: петь, кипеть, бежать, мечтать, перечитывать, подпрыгивать.Прошедшее время: что делали? что делал? что делала? что делало?
бежали, прыгал, искала, заходило.Настоящее время: что делают? что делаем? что делает? и т. д.
загорают, строим, подтягивается, покупаю.Будущее сложное время: что будут делать? что буду делать? и т. д.
будут прыгать, буду смеяться, будем слушать, будет танцевать.У глаголов несовершенного вида есть все три формы времени: прошедшее, настоящее и будущее сложное.
- совершенный, это когда глагол отвечает на вопрос что сделал-сделать-сделал, а несовершенный-что делать, что делал, что делает
- Что делать и что сделать - разницу улавливаете?
Пример: писать, написать))))))))))))) - Совершенный вид - что Сделать? Что Сделал? Что Сделает? Т. е. вопрос начинается на "С". Действие уже совершено, настоящего времени нет. Несовершенный - что делать, что будет делать, что делает, т. е. без "с" в начале. Это, конечно, не объяснение, но так проще запомнить.
- Совершенный - что сделать.
Несовершенный - что делать.
Вроде это на русском учили, по-моему в 4-ом классе. Ну кто как.