Сравнение восточной медитации и западной терапии. Тибетская практика медитации

Медитация – это погружение в объект и сосредоточение на его сути. Объектом медитации может быть что угодно, человек, вещь, какой-либо процесс, или любое живое существо.

В восточной медитации присутствует . Задача человека научиться концентрироваться на объекте и возвращать свой разум к нему, после каждой попытке его отклонения от объекта концентрации. Практикуя восточную медитацию, мы приобретаем способность контролировать свои мысли, чувства, эмоции, действия. Благодаря этим упражнениям увеличивается сила разума, появляется контроль над собственной психической энергией.

Восточная медитация это процесс постепенный. Результатов добиваются не за один день. Людям, начинающим практиковать упражнения по медитации нужно запастись терпением, а так же решимостью для достижения этих целей.

Правила восточной медитации

Все упражнения по медитации нужно выполнять в спокойной обстановке, чтобы вас не отвлекали посторонние звуки, не мешали люди. Воздух в комнате должен быть свежим, температура комфортной. На вас должны быть удобные, не стесняющие движений одежды. Восточной медитацией лучше всего заниматься под музыку, ранним утром на восходе солнца, или в 7-8 вечера. Желудок должен быть пустым, или полупустым. Нельзя в возбужденном состоянии, вы должны быть спокойны. Поза для медитации должна быть максимально удобной для вас.

Для практических упражнений используйте особые священные места. Их можно создать в своей душе путем воображения. В таких местах легче всего войти в особое состояние просветления.

Упражнение восточной медитации мой храм

Данное упражнение является основой для развития дальнейших техник восточных медитации . Закройте глаза и представьте себе такое место, в котором вам будет очень хорошо. Это может быть красивый уголок природы, волшебный остров, сказочный дворец. Только обязательно в этом месте должна быть дверь. Представьте, что ключ от этой двери есть только у вас и ни у кого больше. Вы открываете эту волшебную дверь и оказываетесь в вашем чудесном месте. Оно наполнено чистым, белым светом, который проникает в вас, исцеляя от болезней и даря вам душевный покой. При этом дыхание ваше должно быть спокойным. Но это еще не все упражнение восточной медитации, а его начало.

Следующий шаг – расслабление.

  • Вы должны полностью расслабить свое тело от ступней до макушки.
  • Только тогда, когда вам это удастся, можете приступить к концентрации на объекте.
  • Оптимальное время для медитации 30 минут.
  • Во время этого упражнения вы можете полностью раствориться в пространстве.
  • Это целительное состояние для вашего организма и души.

Когда вы закончите восточную медитацию , не спешите сразу вставать. Медленно досчитайте до 50, затем глубоко вдохните. Ощутите свое тело от ступней до макушки. Откройте глаза и почувствуйте себя здоровым человеком, полным сил. Соблюдая эти правила, вы выполните упражнение восточной медитации с максимальной для вас пользой.

Медитация, бывшая некогда для западного человека экзотикой, завоёвывает сейчас всё огромную популярность. Европейцы по достоинству оценили эффективность этого метода снять напряжение. Фото (SXC license): Tosaporn Boonyarangkul

Стресс, вялость, раздражительность - верные спутники обитателей крупных городов. В поисках различных методов борьбы с нехорошим самочувствием и отрицательными эмоциями всё больше людей отдают предпочтение медитации.

Может быть, одна из обстоятельств состоит в том, что часто возникают сообщения о положительном воздействии медитативных практик на здоровье. Так, результаты исследовательских работ ученых Института Кентукки (University of Kentucky), размещенные в марте этого года, свидетельствуют, что медитация содействует нормализации завышенного давления: понижает систолическое давление крови в среднем на 4,7 мм рт. ст., диастолическое - на 3,2 мм рт. ст.

Медитация (от латинского meditatio - размышление, мысленное созерцание) - способ воздействия человека на собственный внутренний мир. Согласно Словарю медицинской психологии, медитация - это насыщенное, проникающее вглубь размышление, погружение разумом в предмет, идею, которое достигается оковём сосредоточенности на одном объекте и устранении всех причин, рассеивающих внимание, как наружных (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоциональное и другое напряжение). Есть религиозно-философские, культовые, психотерапевтические медитации.

Девять истоков

В недалёком прошедшем при слове «медитация» мы представляли погруженного в глубочайший транс одинокого аскета, сидячего годами в пещере в какой-либо из государств Азии. Вправду, медитация зародилась в рамках восточной культуры. 1-ое археологическое свидетельство медитативных практик найдено в Индии и относится к периоду до 1500 года до н.э. Корешки явления также следует находить в Китае: формы китайской медитации всходят к истокам даосской традиции и числятся независящими от индийской. Использовались медитативные состояния и в старом шаманизме. Особенное развитие медитация получила в индийской йоге, буддизме, даосизме, джайнизме.

Конец XIX - начало XX века стали для европоцентристской культуры началом поворота «на восток». Равномерно уходит в прошедшее восприятие Азии как местности «отсталых» народов, происходит заимствование Западом культурных ценностей Востока. На рубеже веков появилось Теософское общество Лены Блаватской (1831–1891), опиравшееся на идеи древнеиндийской философии. В первой половине века супруги Николай Рерих (1874–1947) и Лена Рерих (1879–1955) принесли в Россию и другие страны философско-этическое учение Агни-йога (Живую этику), использующее медитацию как главный способ совершенствования сознания. Медлительно проникал на Запад буддизм: в огромнейших европейских и американских институтах были сделаны кафедры буддологии; интенсивно переводились священные тексты с пали, санскрита, китайского, японского, тибетского, татарского и других языков восточных народов. Много содействовали популяризации Востока спиритические группы, устраивавшие открытые шоу с элементами йоги, буддийской медитации и иной экзотики.

Часто во время медитации употребляют благовония. Некие запахи - к примеру, запах лаванды - успокаивают и помогают сосредоточиться, другие же, как запах цитрусовых, заряжают энергией и содействуют просыпанию после медитации. Фото (SXC license):j ha

Медитация и психоанализ

В ХХ веке медитацию стали использовать в психотерапевтических целях. Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud, 1856–1939) писал о медитации в работе «Неудовлетворенность культурой»: «Мой друг уверил меня в том, что, упражняясь в йоге, отрешаясь от мира, сосредоточивая внимание на телесных функциях и применяя нетрадиционные способы дыхания, можно достигнуть практически новых чувств и способностей внутри себя, которые он рассматривает как возврат к первобытным формам разума, издавна забытым». Фрейд считал медитацию религиозным способом, соответствующим для примитивной стадии развития личности.

Швейцарский психиатр, основатель аналитической психологии Карл Юнг (Carl Gustav Jung, 1875–1961) испытал приметное воздействие дзен-буддизма (течение в буддизме традиции Махаяны, важное место в каком занимает медитация, созерцательность). В мемуарах о путешествии в Индию в 1938 году Юнг упомянул: «В то время я прочел много трудов из индийской философии и истории религии и был глубоко уверен в ценности восточной мудрости». Юнг использовал некие техники глубочайшей медитации и йогу. Но он остерегал европейцев от «попыток подражания восточным практикам». «Как правило, из этого ничего не выходит, не считая искусственного отступления нашего западного рассудка, - писал Юнг в работе «О психологии восточных религий и философий». - Естественно, кто готов во всем отрешиться от Европы и вправду сделаться только йогином, со всеми вытекающими этическими и практическими последствиями, кто готов посиживать на шкуре газели под деревом баньяна и проводить свои деньки в безмятежном не-бытии - за таким человеком я готов признать, что он сообразил йогу на индийский манер». Юнг был убеждён, что для западного человека еще важнее возвращение к своей природе без внедрения систем и способов, подавляющих и контролирующих естество человека.

К концу 1950-х энтузиазм к дзен-буддизму возрос. Этому почти во всем содействовал популяризатор дзен-буддизма на Западе доктор буддийской философии института Отани (Otani University) Дайцэсу Тайтаро Судзуки (Daisetz Teitaro Suzuki, 1870–1966) - он переводил фундаментальные тексты традиции дзен, написал более 100 работ о дзене и буддизме. «Стремление к благополучию человека через исследование его природы - эта общая черта, присущая как дзен-буддизму, так и психоанализу», - писал южноамериканский психолог и философ германского происхождения, один из основоположников неофрейдизма Эрих Фромм (Erich Fromm, 1900–1980) во введение в книжку «Дзен-буддизм и психоанализ». Фромм часто медитировал, был знаком с продвинутой медитативной техникой. Он отмечал необычное сходство меж дзеном и психоанализом - общие задачки, общую этическую направленность, независимость от авторитетов.

Создатель техники трансцендентальной медитации Махариши Махеш Йоги. Фото: Maharishi Weltfriedens-Stiftung

Восточный ветер Новейшей эпохи

Разочарованная в обычных, в том числе христианских, ценностях молодежь 1950-х - 1960-х годов с увлечением ринулась на поиски нового. Возросший после 2-ой мировой войны энтузиазм к восточным религиям и культам заполучил очень своеобразную форму. Ко двору пришлось быстрое развитие сми и возникновение ранее малодоступной литературы о восточных учениях. С начала 1970-х годов началась история движения New Age (Новенькая Эпохи), включающего огромное количество религиозных и оккультных организаций. Узнаваемый южноамериканский историк-политолог Дэвид Маршалл (David Marshall) писал в книжке «Новый век против Евангелия, либо Величайший вызов христианству»: «Манящее благоухание восточных религий смешалось с затухающими угольками хиппи-культуры и с гедонизмом поп-культуры, «приготовив» очень крепкий коктейль… Гуру летят на Запад, покупая билет только в одну сторону. Юные люди Запада летят на Восток в поисках гуру».

В Рф энтузиазм к медитации появился во время перестройки и достигнул пика сначала 1990-х годов. Опрос ВЦИОМ, проведённый в 1996 году, свидетельствует о том, что 2% россиян практиковали медитацию как метод вернуть психологическое равновесие.

В рамках New Age формировались (и продолжают появляться на данный момент) бессчетные школы и учения. В базе многих из их - разные созерцательные техники: буддийские, йогические, даосские и другие. Основоположник собственного магического учения, индийский религиозный деятель Ошо (Osho, 1931–1990), уделял огромное внимание тому, чтоб сделать медитацию стилем жизни и сам разработал несколько медитативных техник, основанных на движении и дыхании, сопровождаемых музыкой. Философ и духовный учитель Омраам Микаэль Айванхов (Omraam Mikhaël Aïvanhov, 1900–1986) занимался вопросами людского самосовершенствования. Создатель собственного религиозно-мистического учения Джидду Кришнамурти (Jiddu Krishnamurti, 1896–1986) настаивал на том, что медитация не обязана иметь техники. Он предлагал медитацию-наблюдение: если вы наблюдаете за собой, это уже медитация. Разные медитативные техники предлагал Карлос Кастанеда (Carlos Castaneda, 1925–1998), чьи бестселлеры вызвали всплеск энтузиазма к мистицизму, психоделикам и новым уровням сознания.

Трансцендентальная медитация

5 февраля 2008 года в возрасте 91 года погиб Махариши Махеш Йоги (Maharishi Mahesh Yogi, 1917–2008), создатель техники трансцендентальной медитации. В 1958 году в Индии Махариши организовал Движение духовного возрождения, призванное распространять технику трансцендентальной медитации (ТМ) и ведические познания, на которых она основаны. В 1959 он приехал в США, организовал повсевременно действующий центр Движения, а потом - в Европу. В 1961 году Махариши провел 1-ый курс подготовки учителей ТМ. В 1968 году у Махариши начали обучаться участники группы The Beatles, что только содействовало росту популярности его учения. В текущее время в мире насчитывается уже около 6 млн. человек, обучившихся технике ТМ. Практикующие ТМ два раза в денек на 20 минут закрывают глаза и повторяют мантры, чтоб расслабиться, достигнуть ясности мысли и сделать лучше самочувствие.

Махариши, получивший ученую степень по физике в институте Аллахабада (University of Allahabad), очистил медитацию от оккультизма, мистики и эзотерики. Сходу после приезда в США он призвал провести исследование, чтоб научно обосновать полезный эффект ТМ. По данным самой организации, за последние 40 лет учеными двухсотен институтов и научно-исследовательских институтов 30 5 государств мира было проведено выше 600 исследований медитации, результаты которых собраны в 6 томах сборника «Научные исследования по трансцендентальной медитации и программке ТМ-Сидхи».

Исследования служащих Мед института штата Джорджия США (Medical College of Georgia) обосновали, что постоянные занятия трансцендентальной медитацией содействуют понижению давления темнокожих подростков, склонных к гипертонии. Фото: Medical College of Georgia

Первым исследователем физиологического эффекта ТМ был Роберт Уоллес (Robert Keith Wallace). Уоллес в 1968 году защитил диссертацию «Влияние трансцендентальной медитации на физиологию: предполагаемое 4-ое основное состояние сознания» в Калифорнийском Институте в Лос-Анджелесе (UCLA), после этого работал в Гарвардской мед школе. Его исследования техники ТМ размещены в журнальчиках «Science» и «Scientific American». В собственных работах он пишет о том, что во время ТМ существенно понижается потребление кислорода и выделение углекислого газа, частота сердечных сокращений, дыхания и регистрируются устойчивая альфа-активность мозга со существенно увеличенной амплитудой волн (альфа-волны обычно вырабатываются в состоянии расслабления).

Исследования свидетельствуют также о том, что у практикующих ТМ растут интеллектуальные и творческие возможности, снимается хроническое беспокойство. Ученые узнали, что во время ТМ понижается содержание в крови кортизола, гормона стресса. Установлено, что ТМ эффективнее, чем принятые терапевтические способы, содействует уменьшению употребления табака, алкоголя и наркотиков.

Научные работы о ТМ запустили волну исследования других видов медитации. Группа исследователей из институтов Миннесоты (University of Minnesota) и Торонто (University of Toronto) нашли, что буддийская медитативная техника бдительности помогает людям не отвлекаться на противные эмоции и сохранять сосредоточенность. Ученые из австралийского мед центра Флиндерс (Flinders medical centre) узнали, что глубочайшая буддийская медитация значительно изменяет активность мозга. Дилан Делосанжелес (Dylan DeLosAngeles) отмечает, что медитация увеличивает способность концентрироваться, её можно использовать для исцеления людей с рассеянным вниманием. Нейрофизиологи из Висконсинского (University of Wisconsin) и Лейденского (Leiden University) институтов экспериментально обосновали, что буддийская медитация випассана улучшает внимание.

Медитативные техники без религиозных и культовых частей употребляют в собственной практике многие психоаналитики. Так, описаны отличные результаты по снятию экзаменационного стресса с помощью приемов психологической медитации. Ещё в 1932 году германский невропатолог Иоганнес Генрих Шульц (Johannes Heinrich Schultz, 1884–1970) сделал способ аутогенной тренировки, в каком употребляются медитативные упражения. В терапевтических целях используются легкие медитации: концентрация на своем теле, на позе, на дыхании, на предмете. Употребляются обыкновенные позы - к примеру, сидя на стуле со спинкой либо лежа на спине.

Но спецы считают, что медитация не может поменять психотерапию. А используемая не впору либо некорректно, она может иметь нехорошие последствия для психологического здоровья.

Антонина Захарова

В поисках здоровья, жизненного благополучия, а то и развития в себе тайных способностей многие наши современники обращают внимание на всевозможные восточные практики, в особенности на йогу . Йогу рекламируют как методику, которая поможет предотвратить заболевания, исцелиться от уже заработанных болезней, даже трудно поддающихся лечению, научит владеть собой, влиять на других, а также дарует приток жизненных сил.

Большинство людей привлекает в йоге внешняя, как они считают, оздоровительная сторона – лечебные позы, холодные ванны, очистительные клизмы, особая техника дыхания и так далее. Целью ставится улучшение работы внутренних органов и систем – пищеварения, потенции, давления, памяти и других органов. Обыватель полагает, что можно игнорировать мировоззрение йоги и в то же время признавать ее уникальной системой физического и психического развития. В современной йоге используется традиционная индусская гимнастика – хатха-йога, сходная с гимнастикой китайцев и древних персов. Встречаются и такие направления, как раджа-йога, мантра-йога, к которым примыкают "трансцендентальная медитация", мистический даосизм, методы тибетского буддизма, дыхательные техники и прочее.

Что же несет в себе эта мудрость солнечной Индии?

Йога является составной частью философско-религиозных учений древней и средневековой Индии . Это система упражнений, методов и приемов, цель которых не только управлять психическими и физиологическими процессами организма, но и восходить к особому духовному состоянию. Изначально йога с ее системой психофизических упражнений ставила целью выработать в душе независимость по отношению к телу, чтобы после смерти человека душа избежала реинкарнации и растворилась в первичной безликой духовной субстанции.

Физические упражнения, развитые в йоге, по сути являются религиозными обрядами, раскрывающими человека навстречу индусской "духовности". Йогические упражнения в своем непосредственном употреблении связаны с оккультными медитациями, а различные позы йоги отождествляют человека с животными или даже предметами (допустим, "поза кобры", "коровьей головы", "собаки мордой вниз" и другие). Как правило, используются специальные движения тела, фиксированные позы, задержка дыхания, повторение мантры, а также визуализация – такой способ работы с воображением, при котором, закрыв глаза, человек мысленно рисует в темноте какой-нибудь образ и со временем он видит воображаемое весьма ярко и отчетливо. Некоторые позы возбуждают сексуальные центры, по представлениям учителей йоги, это нужно, чтобы воспользоваться сексуальной энергией, преобразовать ее и распределить по всему телу для оздоровления и бодрости.

К сожалению, далеко не все понимают, что религиозная вера, нравственность и внешние обряды, практика глубоко взаимосвязаны, так что нельзя использовать какую-то практику саму по себе, не испытав влияния той духовной сути, какую выражает эта практика. Даже внешние движения могут заключать в себе определенную формулу-знак, сообщающую душе соответственное индийской религии настроение. Индийско-оккультные или восточные системы предлагают свои психотехнические приемы, направленные на "расширение сознания", "сверхчувственное восприятие" и "открытие внутренних пространств". Подлинная же цель всех видов йоги – раскрыть в себе скрытую "божественность", слиться с первореальностью и таким образом выявить в себе сверхъестественные духовные силы. Вот как откровенно признается знаменитый апологет йоги, формально принадлежавший к католическому ордену бенедиктинцев, француз Жан-Мари Дешане в своей книге "Христианская йога": "Цели индийской йоги – духовные. Можно приравнять к предательству забвение этого и сохранение только физической стороны этого духовного учения, когда люди видят в ней только средство достижения телесного здоровья и красоты. < …> Искусство йоги заключается в том, чтобы погрузить себя в полное безмолвие, отбросить от себя все мысли и иллюзии; отвергнуть и позабыть все, кроме одной истины: истинная сущность человека – божественна; она есть Бог, об остальном можно только мечтать" .

В индуизме многих привлекала как раз мысль о том, что человек сам по себе божествен, что в нем заложены все совершенства, которые можно раскрыть с помощью особых методик, и значит, тяжелый путь к Богу через преодоление своих страстей, который предлагает христианство, вовсе не обязателен. Надо просто выявить в себе скрытую божественность. Интересно заметить, что одним из распространенных выражений-мантр в Индии является "со-хам, со-хам", то есть "Я – это Он, Я – это Он". Как известно, ощущение собственной значимости, самодостаточности, соединенное с чувством эйфории – самонаслаждения, в христианской аскетике называется прелестью, то есть обольщением, самообманом. Человек мнит себя божественным, в действительности же остается без Бога, зато темные силы льстят его гордости имитацией божественных совершенств. Это повторение древнего соблазна стать "как боги" (Быт. 3: 5), обрести божественные знания и силы, что постоянно нашептывает человеку невидимый обольститель.

Приведем пример из жизни, который отражает подлинную подноготную восточных практик. Есть в Сергиево-Посадском районе женщина, которая, будучи крещена в Православии, в какой-то момент увлеклась буддизмом . Причем она совсем не думала, что это как-то противоречит христианской вере. Просто, не имея опыта церковной жизни, лишь изредка обращаясь к молитвослову, она не почувствовала духовной подмены. Ее привлекали нравственные истины буддизма – всепрощение, бескорыстие, отказ от каких-либо пожеланий, нравилась и их медитативная практика, которая, казалось, вносит в смятенную душу долгожданный покой.

Все больше и больше увлекалась женщина восточной духовностью, достигла, как ей самой в то время казалось, уже немалых успехов. Однажды во сне она увидела двух почтенных буддийских наставников – махатм, которые обратились к ней с такими словами: "Ты уже достигла многого. Но чтобы придти к полному совершенству, тебе осталось сделать только одно – отречься от Христа". С изумлением женщина спросила: "Но зачем это нужно, ведь я считала, что христианство не противоречит буддизму?" Она, как и многие наши современники, полагала, что разные религии – пусть и различные, но равноправные пути к Богу, перед Христом же в сердце благоговела.

Женщина интуитивно почувствовала, что в этом требовании заключается что-то неправильное, чуждое и плохое. Ночные гости ответили: "Это нужно, чтобы придти к полному совершенству". Вероятно, увлекшись буддизмом, она неглубоко вникла в его философию, где ключевое место занимает отречение от всех желаний и привязанностей, стало быть, и от привязанности ко Христу. "Нет, – произнесла она, – я не смогу отречься". "Ах так, – неожиданно отреагировали посетители, – тогда мы будем тебя мучить". В этот момент оба приняли жуткий образ демонов, стали бросать в голову женщине горящие уголья.

Конечно, можно списать подобное видение просто на кошмарный сон. Но сами истязания воспринимались настолько живо, что страждущая стала кричать. Ее родная мама, услышав крики дочери, и видя, что с ней происходит что-то неладное – какой-то страшный приступ, причем дочь не могла очнуться – вызвала скорую. Врачи бесплодно пытались сделать страждущей укол – мышцы были настолько напряжены, что игла не проникала внутрь. Сквозь сонные истязания женщина вспомнила простую христианскую молитву: "Господи, помилуй!", и демоны со своими мучениями вмиг исчезли. Очнувшись, выпив святой воды, она поняла, что за духовной помощью ей надо идти в храм. Батюшка, вникнув в состояние женщины, рекомендовал ей еженедельно исповедоваться и причащаться.

***

Читайте также по теме:

  • Синод Элладской Православной Церкви: йога абсолютно несовместима с православной верой - Седмица.Ru
  • Занятие йогой является хулой на Духа Святого - митрополит Пирейский Серафим
  • Йога - Архиепископ Тиранский и всея Албании Блаженнейший Анастасий Яннулатос
  • Индуизм причинил много зла - Старец Паисий Святогорец
  • Йога - духовно опасная практика - священномученик Даниил Сысоев
  • Можно ли христианину заниматься йогой? - протоиерей Дмитрий Смирнов
  • Йоги и экстрасенсы заражают россиян своим безумием - Иоанн Адливанкин
  • Нужна ли православному христианину йога? - Андрей Шишков
  • Разочарование в йоге - Виталий Юренко
  • Йога - путь к смерти - Собор блг. князя Александра Невского
  • Йога - оздоровление или оккультное зло? - Андрей Солодков
  • Хорошую ли религию придумали индусы?! - диакон Михаил Плотников
  • Тождественен ли смысл понятий "религия" и "йога"? - Виталий Питанов
  • Хатха-йога: здоровье ценой вечной жизни? - Виталий Питанов
  • Мантра-йога, медитация и православная молитва: вопрос совместимости - Виталий Питанов
  • Пять путей "спасения", которые предлагают современные гуру - Вишал Мангалвади
  • О восточной медитации в свете Православной веры и современной науки - Михаил Медведев, Татьяна Калашникова
  • Восточная медитация наступает на христианство - Серафим Роуз, иеромонах
  • Как я домедитировался до галлюцинация и мыслей о самоубийстве - Павел Андреев

***

Постепенно ее духовное состояние поправилось, только появилась после того ночного события одна особенность – время от времени женщина видела бесов. Как-то раз она повстречала свою знакомую, которая начала увлеченно рассказывать, что заинтересовалась буддизмом и что все это любопытно и здорово. Умудренная горьким опытом женщина хотела тут же предостеречь ее от подобного увлечения, но едва собралась открыть рот, как увидела на плечах собеседницы двух хитрых бесов, которые ловко закрыли той уши и, ухмыляясь, как бы говорили: "Посмотрим, что у тебя получится". Женщина поняла, что все, что она сейчас скажет, не дойдет до ее души.

Действительно, часто люди настолько увлекаются восточными практиками, что никакие аргументы ими не воспринимаются, и только набитые шишки заставляют их пересматривать свою жизнь.

К сожалению, многие в наши дни полагают, что учение буддизма по ряду вопросов совпадает с христианским, допустим, в преодолении страстей, искоренении греховных желаний, совершенствовании, любви к ближним и жертвенности. Однако внешнее сходство часто скрывает пропасть, в которую падает и разбивается всякий, желающий одним прыжком соединить несоединимое. Хочется привести размышления исследователя религий Индии князя Н. С. Трубецкого о том внешнем сходстве и глубоком внутреннем различии, которое наблюдается между буддизмом и христианством: "Путь к достижению нирваны Будда указал двоякий. С одной стороны, психофизические упражнения самопогружения, сосредоточенной медитации, задержки дыхания и прочее, по приемам почти тождественные с системой йоги. Но с другой – самопожертвование и любовь ко всему существующему. Однако этот второй путь есть как бы часть первого, особое психофизическое упражнение. Любовь, милосердие, сострадание – все это для буддиста не чувства, ибо ведь чувств у него в душе остаться не должно, а лишь результат, следствие полной утраты чувства своей индивидуальности и своих личных желаний: при таком психическом состоянии человеку ничего не стоит жертвовать собою для ближнего, ибо, не имея собственного желания, он, естественно, с легкостью исполняет желания других. Подавить свою волю настолько, чтобы поступать исключительно по воле другого, рекомендуется именно в виде упражнения. Всепрощение рассматривается как средство уничтожения чувства: равнодушие находит свое завершение, когда человек относится к врагу совершенно так же, как к другу, когда он равнодушен к радости и к боли, к чести и к бесчестию" .

Иными словами, такой человек уподобляется роботу, который не имеет ни личности, ни чувств, и потому бесстрастно выполняет любую заложенную в нем программу. Вопреки этому, в христианстве жертвенность, прощение, любовь основываются не на подавлении в себе желаний, не на уничтожении личностного начала, а на чистоте сердца, стяжавшего Божию благодать. Душа, обретшая в Боге свободу от греха, с радостью помогает ближним, она прощает и жертвует, потому что любит – в этом ее сокровенное счастье.

Возвращаясь к йоге, заметим, что упражнения с дыханием и позы тела подготавливают человека к определенным духовным переживаниям. Повторим, что подлинная цель йоги религиозно-аскетическая. Сами йоги считают, что на высших ступенях этой аскетической практики, когда останавливаются все психические процессы и человек достигает самадхи, то есть состояния сосредоточения без содержания, в нем "выжигаются семена кармы", и это освобождает его от нового перерождения, позволяет уже навсегда освободиться от тела и прекратить свое существование как личности. Здесь мы видим кардинальное расхождение с христианством, в котором личность не уничтожается, а преображается и достигает высшего своего самовыражения в приобщении Богу.

Согласно христианскому учению, в душе, соединившейся с Богом, раскрываются дары, данные конкретному человеку. И даже в будущем веке, после всеобщего воскресения, когда "будет Бог все во всем" (1 Кор. 15: 28), личность не уничтожится, ибо, как сказано в Писании, мы увидим Бога "лицем к лицу" (1 Кор. 13:12), то есть общение с Богом – это всегда глубоко личное общение, которое и в общем соборном молении не обезличивается. Этот опыт в той или иной мере доступен каждому христианину здесь и сейчас. И в этой личной встрече с Богом как Жизнью, Любовью и Радостью, наша собственная жизнь становится более подлинной, внутренне насыщенной, вдохновенной и яркой.

Существенную роль в йоге играет медитация. Медитация (от лат. meditatio – размышление) есть внутреннее сосредоточение ума на определенной идее. Медитирующий мысленно отрешается от всех внешних объектов, стремясь к определенному психическому состоянию.

Если молитва есть обращение к Богу, то медитация – беседа с самим собой, по сути же, самогипноз. Предполагается, что медитация пробуждает у медитирующего глубокие силы, дремлющие в глубине души, и такой человек становится способен, например, к ясновидению. Если в христианстве существует умное делание и молитва Иисусова, в которых христианин всем своим существом обращается к Богу и Его милости, то в оккультизме и восточных практиках посредством медитации человек в самом себе ищет тайный ход, ведущий к духовному совершенству. В индуистской медитации человек стремится к тождеству с абсолютом и, достигая транса, приходит к ощущению, что он един с божеством, а точнее, что в нем самом выявлена изначальная божественность.

Медитация, как опыт нехристианской религиозно-мистической практики, естественно, влечет за собой духовные состояния вне Христа и без причастия Его благодати. Такому человеку рано или поздно может показаться, что он сам становится проводником высших откровений, несущим на земле особую миссию. Вспоминается пример индийского поэта и мистика, одного из основателей бенгальского кришнаизма, Чондидаша (XIV–XV вв.), который с юных лет был посвящен во жрецы богини Дурги. Будучи представителем высшей касты брахманов, Чондидаш полюбил женщину низшей касты, простую прачку Рами. Для брахмана сохранение кастовой чистоты – священный долг. Чондидаш искал разрешения своей личной проблемы в медитации и внутреннем обращении к богине Дурге. В этом делании он стал созерцать свою любимую, и в подобных медитациях Чондидаш обрел уверенность, что сам он – проявление духа Кришны, а Рами – воплощение возлюбленной Кришны – пастушки Радхи. Сам Чондидаш считал, что эту тайну ему открыла богиня Дурга. Вот так оккультная духовная практика увенчивается оккультными откровениями.

Приносят ли йога и медитативная практика людям какой-то эффект? Часто представители этих практик свидетельствуют, что йога уравновешивает внутренние силы, успокаивает нервную систему. Но в результате, у человека перестает болеть душа. Он не ощущает в своей душе никаких противоречий, и не испытывает потребности исповедать грехи. Таким образом, достигнутая посредством йоги и медитаций успокоенность лишает человека возможности раскаяться во грехах и освободиться от них. Человек достиг душевного комфорта, но в глубинах его души остались неисповеданные грехи, про которые он не вспоминает. На самом деле, душевная неустойчивость в нашей реальной жизни может быть индикатором, подсказывающим, что надо спешить в храм на Таинства, каяться перед Богом, исправлять себя, а йога с медитативной практикой лишают душу этого индикатора.

Что же касается вроде бы очевидной физической пользы от занятий йогой, то это распространенное заблуждение. Польза от самых простых йогических упражнений наблюдается не больше, чем и от всех остальных физкультурных комплексов. Йога, если заниматься ею серьезно, вредна для здоровья, и мысль о том, что индийские йоги живут долго и не страдают тяжелыми болезнями, глубоко неверна. В 1980-х годах в Индии проводилась всеобщая диспансеризация, которая показала, что йоги живут в среднем даже меньше, чем обычный житель Индии и страдают множеством заболеваний. Например, верхних дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта, потому что каждый день они чистят жгутами носоглотку и делают себе клизмы, и со временем разрушается слизистая оболочка в носовой полости и кишечнике; вывихами суставов, артритами и артрозами из-за частого нахождения в противоестественных позах; катарактой глаз, потому что часто концентрируют внимание на солнце. Нашлось немало страдающих хроническими венерическими заболеваниями.

Поскольку в йоге упор делается на перестройке организма и его ритмов, то это может нарушить биологические процессы таким образом, что психосоматическое расстройство станет необратимым, и ни один врач не сможет понять, что же произошло с человеком.

В заключение нужно сказать, что во всех мистико-оккультных системах, практиках и медитациях можно встретить какие угодно размышления, мысли, представления, кроме одного – в них нет покаяния. Христианство свидетельствует: по мере приближения души к Богу человек все более ясно видит свое несовершенство и несамодостаточность. Поэтому опыт приближения к Богу утверждает в христианине смирение, покаяние и любовь. Благодаря этому возможна чистая, искренняя радость единения с Господом, Который тебя видит, слышит и любит. Восточный же мистический опыт отвергает личностного Бога, а потому стремится к преодолению личности человека в самадхе или нирване, дает переживание растворения своей индивидуальности в океане безличного. Не встретив личностного Бога, человек в восточном мистицизме естественно стремится к личностной смерти.

Использованная литература

1. Дешане Жан-Мари. Христианская йога. – Нью-Йорк, 1972. С. 54, 63.

2. Трубецкой Н. С., кн. Религии Индии и христианство. – М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2000. С. 38 – 39.

Уверена, нет такого человека, который не слышал этого слова — медитация. Многие знают, что она пришла к нам с Востока, считая ее особым состоянием, в котором пребывают йоги, сидя в позе лотоса. Но это очень поверхностный взгляд. Что такое медитация, что она дает человеку и как медитировать вы узнаете из этой статьи.

Медитация – общее название очень широкого диапазона приемов, которые направлены на расслабление тела и успокоение разума. Медитировать – не значит грезить наяву. Это в первую очередь действие, духовная практика, которая посредством определенных поз и движений позволяет совершить некое внутреннее путешествие, пробудить телесную память, очистить разум и душу от лишнего, наносного и приблизиться к истинному в себе.

«Если вы включите лампу и уберете все объекты, которые ее окружают, лампа все равно будет давать свет. Что же случится, если вы уберете из своего сознания все объекты, мысли и фантазии? Останется только сознание. Такое чистое состояние сознания и есть медитация» - Ошо

Усмирение интеллекта

Существует много способов начать это путешествие внутрь себя (тибетские практики, медитация дзен, индо-бирманская випассана…), но все они предполагают несколько этапов : сохранение определенной позы тела, период концентрации, отстраненное наблюдение своих мыслей и, наконец, собственно медитацию. Уточню, что медитировать можно и в движении, например, во время прогулки, утренней пробежки, и уж совсем не обязательно делать это в позе лотоса, которую многим обычным людям сложно принять.

Медитация сама по себе не является целью, она лишь способ, который помогает нам оказаться в особом «просветленным» состоянии сознания. Самое важное в этом процессе – сосредоточиться на своем внутреннем мире и «остановить» мышление , чтобы уйти от повседневного, привычного взгляда.

«Это возможность обрести себя подлинного. В этот момент отключаются самые разные фильтры (ограничения и установки), которые с детства регулируют нашу жизнь. Мы получаем возможность почувствовать и то, что есть на самом деле у нас внутри, и то, как устроен мир вокруг. Наш взгляд больше не зависит от навязанных установок». — Игорь Жуков, этнопсихолог.

То есть, цель медитации — временное отключение той части нашей психики, которая постоянно перерабатывает информацию, соприкосновение с безмыслием, понимаемым одновременно как «пустота» и «бесконечность». Не у всех получается сразу «успокоить» свой буйный мозг, бег своих мыслей, но если медитировать регулярно, встречи со своим внутренним я будут происходить все чаще.

В отличие от релаксации (больше нацеленной на снижение мышечного тонуса, внутреннего напряжения), медитация требует бдительности и сосредоточенности. В этот момент наше сознание изменено, но (в отличие от транса ) изменено нами лично, по собственной воле. Медитирующий человек сам контролирует себя и свои реакции, и никто не может им манипулировать.

«Если крепко держать вожжи нашего интеллекта – словно несущегося галопом скакуна, мы постепенно можем открывать все большее и большее свободное пространство между его «прыжками». — Жак Шок, преподаватель йоги более трех десятков лет

Когда вы сможете погружаться во внутреннее состояние по-настоящему глубоко, может начать казаться, что вам не нужно дышать. Это потрясающее чувство. Разумеется, вы продолжаете дышать, ваше сердце продолжает биться, но это происходит само собой, вы не ощущаете собственного тела. Вы просто ЕСТЬ, вы энергетическая сущность, не привязанная к физической форме. Когда вы достигаете такого состояния, создается впечатление, что ваши мысли и эмоции тоже исчезают.

Так что же остается? Остается ваша истинная сущность – ваше сознание.

Как это отражается на здоровье

Меняя внутренний мир человека, медитативная практика благотворно влияет и на его тело.

Виктор Макаров, психотерапевт: «Замечено, что занятия медитацией способны уменьшать головные, менструальные боли, снижать кровяное давление и частоту сердечных сокращений, снимать беспокойство и облегчать хронические, например, простудные болезни. Это действительно может быть важным дополнением к традиционным методам лечения».

Игорь Жуков, этнопсихолог: «Многие болезни связаны с бесконтрольностью наших эмоций и желаний, а медитация помогает этот эффект преодолевать. Когда мы погружаемся в себя, нормализуются и биохимические процессы нашего организма, включаются механизмы саморегуляции, которые разладились по тем или иным причинам».

Фредерик Розенфельд, психиатр: «Исследования последних 30 лет показали, что медитация снижает уровень стресса, помогает при некоторых видах фобий, вдвое снижает вероятность рецидива депрессии, повышает иммунитет. Однако постоянная медитация показана не всем: у некоторых людей с хрупкой психикой она может вызвать приступы тревоги, ощущение потери ориентиров. Не стоит ею заниматься и в моменты депрессивных или экзистенциальных кризисов (развод, увольнение, потеря кого-то из близких)».

Очищение сознания

Мы полны повседневных тревог, сожалений и угрызений совести. Мы слишком часто думаем о себе плохо. Эти мысли и переживания мешают жить активной, результативной и в конечном итоге счастливой жизнью. Более того, эти негативные мысли дробят наше ощущение полноты сознания, не дают нам видеть ясно, развиваться, двигаться вперед. Медитация вводит человека в состоянии энстаза.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ПОМОГУ

Энстаз по своей природе парадоксален: это одновременно пустое (освобожденное) и наполненное до краев бытие-сознание. В этом состоянии человек способен наблюдать все происходящее в нем (ощущения, эмоции, мысли) одновременно активно и отстраненно.

«Мы способны все видеть и принимать, но в нас нет привязанности, желания что-то схватить и удержать, нет ни алчности, ни отвержения. Все приходит и проходит, как плывущие по небу облака. Мы занимаем позицию созерцания и приятия, наблюдая непостоянство всего сущего. Усвоив такой внутренний взгляд (и немного потренировавшись), легко сочетать медитацию почти с любым занятием. Как говорят мудрые люди, можно медитировать, даже когда чистишь картошку!» — Фредерик Розенфельд

Получить эту внутреннюю свободу может оказаться сложнее, потому, что на пути к состоянию энстаза необходимо проникнуть в теневые, недоступные сознанию зоны собственного «Я». И то, что мы там обнаружим, может стать для нас не всегда приятным сюрпризом.

Медитация может менять параметры мозга

Психологи и психиатры из университета Висконсин-Мэдисон (США) на протяжении 20 лет изучают нейрофизиологические особенности мозга тибетских монахов. Магнитно-резонансное сканирование показывает, что у монахов с опытом более 10 000 часов медитации структура и функции мозга отличаются от показателей контрольной группы (что доказывает пластичность нашего мозга). Во время медитации у монахов резко нарастают гамма-волны, что свидетельствует о высоком уровне сознания в этот момент, и активность в левой лобной доле – зоне коры головного мозга, отвечающей за положительные эмоции, – значительно выше, чем в правой, связанной с отрицательными. Систематические занятия медитацией развивают зоны мозга, ответственные за внимание и принятие решений, улучшают способность к концентрации.

«В сущности, в медитации нет ничего таинственного, чего нельзя было бы объяснить в строгих терминах западной науки. Наши данные позволяют понять, почему люди тратят время на медитацию: просто она положительно влияет на их повседневную жизнь». Ричард Дэвидсон

У человека, который стремится к обретению полноты сознания путем медитации, меняется иерархия ценностей. На первый план выходит то, что значимо именно для него. Он обретает созерцательный взгляд на мир, перестает торопиться, получает большее удовлетворение от себя и жизни. И начинает чувствовать себя ближе к другим людям.

Регулярная медитация ведет к пониманию смысла происходящего , избавляет от наносного, поверхностного, вырабатывает вкус к самому главному. Мы все больше испытываем насущную потребность ощутить в себе некую высшую силу. Каждый из нас находит то, во что он верит: атеист – «ничто», буддист – просветление, христианин – тайну Христа.

«Сегодня медитацией овладевают не только обращенные в буддизм или близкие к нему люди, но также иудеи или христиане, которые стремятся с помощью этой восточной практики научиться той внутренней тишине, в которой только и можно ощутить присутствие Бога». — Фредерик Ленуар, социолог

Путешествие, в которое приглашает нас медитация, не навязывает нормы и правила, не призывает и не является способом уйти от проблем, но, напротив, дает нам возможность увидеть ситуацию обновленным, очищенным взором и найти решение.

Как медитировать?

Начинать основательно заниматься практикой медитации лучше с помощью учителя-специалиста. Ниже советы для тех, кому интересно получить лишь самое общее представление о том, как это делается.


  • Выберите удобный момент. Медитировать можно утром, чтобы начать день в наилучшем расположении духа; вечером, чтобы избавиться от накопившегося напряжения; в середине рабочего дня, чтобы «подзарядиться». Вообще медитировать можно где и когда угодно, как только вы ощутите потребность умиротворить душу. Стоит все же выбирать какой-то определенный момент и определенную продолжительность сеанса (например, десять минут перед завтраком).
  • Создайте подходящую обстановку . Медитировать лучше в постоянном месте, например в тихом помещении, сидя лицом к стене. Выбирайте просторную и удобную одежду, снимите обувь. Вам поможет и неназойливый музыкальный фон. В метро, поезде или автобусе, несмотря на шум и множество людей, тоже можно медитировать. Концентрируясь на своем дыхании, слушая ритм вдохов и выдохов, вы заметите, что ваше сознание постепенно успокаивается: сосредоточенность на дыхании позволяет меньше отвлекаться на другое. Даже в пробке, за рулем, можно прислушаться к себе, почувствовать, как позвоночник соприкасается со спинкой кресла, ощутить вибрацию мотора, ветерок на лице, заметить цвет проплывающих по небу облаков… Словом, увидеть настоящее мгновение во всей его простоте и одновременно богатстве граней, которых в повседневной жизни мы привычно не замечаем.
  • Расслабьтесь. Начните с релаксации: если есть возможность, лягте на спину, зевните, снимите напряжение. Закрыв глаза, дышите носом, спокойно и глубоко. Расслабьте живот, постарайтесь хорошо ощутить все точки опоры тела и его вес. «Скользите» по разным частям тела, «освещая» их лучом своего внимания: вверх от ступней до затылка, затем по рукам до кончиков пальцев.
  • Выберите позу . В традиции буддизма принято медитировать в позе лотоса, но можно выбрать и другие – главное, чтобы поза помогала ощутить телом то, что вы стремитесь обрести душой, – устойчивость, открытость, прямоту.
  • Зафиксируйте взгляд. Глаза полузакрыты, взгляд устремлен вперед на некую воображаемую точку (в метре от вас). Все внимание медитирующего обращено вовнутрь, но при этом он не должен терять связи с окружающим миром.
  • Сосредоточьтесь на своем дыхании . Это один из важнейших элементов медитации. Ощутите свое дыхание, не нарушая его естественного (меняющегося) ритма: постепенно оно будет замедляться, станет легче. Воздух при вдохе распространяется к низу живота, что снимает мускульную напряженность и создает ощущение гармонии. Сосредоточенность на дыхании помогает сопротивляться нашей склонности отвлекаться от любого процесса, в том числе от медитации.
  • Освобождайте душу . Дисциплинируя тело с помощью позы и дыхания, мы получаем возможность сосредоточиться на душе, очистить ее от лишнего. Сознание медитирующего не стремится ни удержать, ни оценить пришедшую мысль. Оно лишь созерцает – без привязанности и страсти – то, что перед ним проходит. Попробуйте проникнуться этим настроением. Если такое упражнение пока вызывает дискомфорт, снова сосредоточьтесь на дыхании и дождитесь момента, когда ваш разум будет готов обрести покой и продолжить поиск истины.

Резюмируем:

Благодаря освоению и регулярной практике медитации вы сможете наслаждаться:

  • избавлением от стресса
  • самообладанием
  • внутренним покоем
  • улучшением состояния здоровья
  • улучшением творческих способностей
  • чистотой мышления
  • развитой интуицией
  • и чувством восторга и блаженства

Сделайте медитацию своим ежедневным ритуалом. Выйдите за пределы тела и сознания, и вы измените свою жизнь.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Cпециально для женщин, испытывающих трудности в отношениях.

ПОМОГУ

Закончить тяжелые отношения без разрушений себя - Пережить развод или вернуть мужа - Отремонтировать плохие отношения - Стать уверенной в себе и ценной - Найти мотивацию и силы, что бы сделать свою жизнь такой, как вы хотите.

Когда мы вступаем на путь созерцания, мы, естественно, ищем, на что бы нам опереться в своих усилиях. Памятуя об этом, рассмотрим вкратце восточную медитацию и западную. Существуют явные различия в метафизических устоях востока и запада. Запад вращался вокруг теистической модели, признавая существование личностного бога. Восток создавал свое духовное богатство, не взывая постоянно к олицетворенному божеству. Жизнь на западе была обращена к миру.

Жизнь на востоке была отвращена от мира. Ввиду наших политических и религиозных устоев эзотерический путь сохранялся лишь в скрытой форме. В таких условиях западное родословное древо мистики оказалось весьма скудным. Немаловажно и то, что западная мистическая традиция передавалась и записывалась на символическом языке, который должен был защитить и скрыть мистический опыт от нежелательных глаз. Исторически культурные и политические условия на востоке способствовали появлению многочисленных духовных родословных.

Запад лишь недавно разработал средства проникновения в природу бытия и становления. Психология стала нашей дорогой исследований. Восток тоже располагает своей психологией, которая, однако, соседствует в непосредственной близи с духовным методом познания. Эти два уровня опыта рассматриваются не в отриве друг от друга, а совместно, как принадлежащие друг другу. Подобно тому как методы психологии заняты внутренним, персональным миром человека, полезно было бы рассматривать доступные упражнения, особенно восточную медитацию, как нечто надличностное и трансперсональное.

Западная медитация — это терапия

В отличие от восточной медитации на западе очень малое значение придавали субъективной жизни, переживаемой во сне или в напряжении. В XX веке лишь трудам Карла Юнга получилось перенацелить наше внимание на внутренний мир психики. Подробно исследуя свою внутреннюю жизнь в снах, видениях и созерцаниях, Юнг открыл новый континент. Это было большим потрясением для западного мышления. Но для Востока внутренний мир не был чем-то неведомым. Западные разработки по медитации всецело опираются на труды Юнга. Много полезного удалось извлечь из творческого или деятельного воображения, и здесь пролегает основополагающее различие между двумя подходами.

Восточная медитация не стремится эксплуатировать или вторгаться в жизнь разума, а, напротив, стремится подняться над ним и достичь уровня трансцендентного. К такой цели, пожалуй, не готов западный ум, который все еще мучается открытием внутренней жизни. Когда мы вступаем на путь медитации, необходимо помнить различие в основополагающих культурных устоях. Как индивиды мы не можем столь просто, как бы того ни хотелось, отринуть от себя обусловленное нашей культурой воспитание.

В своем исследовании Браун и Энглер поинтересовались у одного азиатского буддийского учителя, почему западные ученики медленнее достигают более продвинутых этапов медитации. Он ответил: «Многие западные ученики не медитируют, они занимаются врачеванием. Они не заняты глубоко обретением внимательности». Возможно, западным ученикам следует проводить больше времени, погружаясь в содержимое медитации, чем в сам ее процесс, поскольку мы так долго отрицали и то и другое. Как говорят авторы, комментируя ситуацию в США: «В этой стране медитация является лишь формой терапии для многих». Возможно, это то, в чем мы нуждаемся.

Основные различия

Некоторые исследования показали, что восточные и западные ученики по-разному реагируют на классические методы. Столь долго пренебрегая миром субъективного, западные ученики, похоже, поглощены содержимым внутреннего мира. Начальное медитативное обучение приводит к росту фантазий, грез, мечтаний, воображения и некоторому спонтанному возврату прошлых воспоминаний, вызывающих гнетущие или противоречивые чувства.

Второе исследование Энглера и Брауна показало, что западных учеников занимают, даже захватывают образы, воспоминания и внутренние ощущения. Подобное проявление, возможно, отражает наше глубокое потрясение, вызываемое открытием внутреннего мира. В данном случае удовлетворение имеющимся является правомерным, но временным этапом. Когда восточный ученик готов двигаться дальше, минуя содержимое умственных переживаний, его западный коллега менее заинтересован в этом. Следует отметить, что в большинстве восточных медитативных практик веки опускаются, но не закрываются. Это мешает разыграться воображению. И напротив, на западе глаза чаще всего закрыты, что содействует возникновению мысленных образов. Хотя некоторые восточные практики используют творческое воображение, на западе редко пытаются в процессе медитации опустошать свой ум.

Каждая личность уникальна, в каждом из нас заложен огромный потенциал к тому, чтобы реализовать себя и свои возможности для обретения всего желаемого. На собственном опыте, проживая его во всей полноте, а не из книг или методических пособий, вы обретаете себя, раскрываете всю силу и мощь своего потенциала и возможностей. Можно быть никем, можно вписаться в рамки и параметры, заданные социумом, а можно сотворить себя заново, обрести полную независимость и свободу от чужих мнений, суждений и каких-либо обязательств. Выбор за вами. .

Просмотры 263