(Примечание:в конце поста-видео "Народный танец")
" У любимого ребенка много имен", - так говорится в шведской пословице. Примерно тоже можно сказать о традиционном шведском костюме. На первый взгляд, покажется, что одна и та же одежда, которая имеет много разных названий. Фолькдрект, Ландскапсдрект, Соккедрект, Бюгдедрект или Хембюгдсдрект, Херадсдрект. Национальный костюм, Провинциальный костюм, Костюм определенной провинции или, например, Фолькданскостюмер, костюмы народных танцев.
В этом материале речь пойдет об ОБЩЕМ НАЦИОНАЛЬНОМ ШВЕДСКОМ КОСТЮМЕ (Алльменна свенска начунальдректен)...
На фото вверху- типичный шведский национальный костюм - дин Свенска Дрект (Ваш Шведский костюм)
Его "спроектировала " Мерта Йоргенсен в 1903 году. Мэрта Ёргенсен (Пальме) (1874—1967) была дочерью богатого предпринимателя из Норчёпинга. В 1900 году она становится ученицей садовника и попадает в королевскую резиденцию Тульгарн, в провинции Сёдерманланд. В этом замке она увидела принцессу Викторию из Баден-Бадена. Будущая королева пыталась демонстрировать принадлежность к новой национальной культуре и надевала созданные в народном стиле костюмы - вариации костюмов приходов Вингокер и Эстерокер, а также вариации традиционного костюма жителей острова Эланд. Такие же платья надевали придворные дамы. Это и послужило вдохновением для Мэрты Пальме, толчком к созданию женского национального костюма.
Уже в 1901 году она ищет единомышленников, чтобы воплотить в жизнь главную идею - создать национальный костюм и распространить его в широких кругах. В 1902 г. Мэрта Ёргенсен создаёт Шведское Женское объединение национального костюма (SVENSKA KVINNLIGA NATIONALDRÄKTSFÖRENINGEN) . Задачей общества было реформирование одежды. В противовес французской моде надо было создать новое платье, сконструированное в соответствии с принципами практичности, гигиены, и главное - исконной «шведскости». «Почему мы не должны носить наши прекрасные крестьянские костюмы?» - пишет Мэрта Ёргенсен. Итак, состюм был создан..
Мерта так описывала своё создание: костюм разрабатывался в соответствии с принципами восприятия разными людьми, но естественно в здравых пределах. Это означало, что дин Свенска Дрект мог быть двух дизайнов.
Вот и был создан очень красивый женский наряд, каковой включал юбку и лиф, отличающиеся интенсивным синим цветом. Обязательным материалом для такого костюма была шерсть, а вот вариант с красным лифом также предполагался. Желтый передник в сочетании с синей юбкой, должен был символизировать швейцарский флаг. Лиф обязательно должен быть наряжен вышивкой, которая отражала бы богатое национальное прошлое. Юбка и лиф могли быть, как сшиты, так и одеваться раздельно. Обязательным атрибутом костюма считался пояс, который выделялся серебряной пряжкой. А вот внизу юбки протягивался широкий кант, одинакового цвета с лифом костюма. Сорочка, по задумке Йоргенсен обязательно должна включать широкий ворот, а головной убор отличаться особой белизной. А вот цвет чулков и обуви - черный, другой же не приветствовался.
Первоначально принятый проект - юбка с зашнурованным жилетом, как отдельные предметы.
Второй вариант, принятый позже, - короткий лиф и юбка, их носят вместе, дизайн из округа Вингокер.
Юбка и лиф - синего шведского цвета или юбка синего цвета, а лиф - ярко-красного цвета, с национальной вышивкой, отражающей богатое национальное прошлое. Синий и желтый цвет (передник) из шерсти должны быть приглушенного цвета шведского флага (не такого яркого цвета современных материалов). Передник представлял главную и центральную часть костюма, шился из полотна, хлопка, крепа или шелка. Носили также яркие фартуки, чепцы, отороченные кружевом и тонкие шерстяные платки на плечах.
Из ювелирных украшений предпочтение отдавалось крупным круглым серебряным брошам.
Мужской костюм состоял из узких жёлтых или зелёных коротких (чуть ниже колен) штанов, длинных шерстяных чулок, туфлей на толстой подошве с крупными металлическими пряжками, короткой суконной или замшевой куртки, жилета с металлическими пуговицами и характерной шерстяной вязаной шапочкой с помпонами.
Яркие цвета шведского флага, по мнению Мерты, именно то, что было необходимо всему шведскому народу. Они имели бодрящий эффект на национальные чувства и прекрасно контрастировали с глубокими цветами шведской природы - зеленый сосновый лес и холодный белый снег. С костюмом положено носить один из двух головных уборов, чулки - черного цвета, в случае если нет красного цвета в костюме, тогда чулки красного цвета. Обувь предпочтительно с ремешками или на шнурках, черного цвета, никогда желтого цвета.
Благодаря усилиям Мерты Йоргенсен, художников Густава Анкаркрона, Андерса Цорна и Карла Ларссона, ШВЕДСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ был разработан и представлен как эталон в 1903 году в Фалуне (лен Даларна). Цвета предметов одежды были заимствованы от национального шведского флага. Однако повсеместно костюм был одобрен как Национальный Костюм, фактически существующий с 1900-ых, после того как Её величество королева Сильвия надела его 6 июня в Национальный праздник в 1983 году.
В исследованиях современных учёных прослеживается тенденция считать народный костюм инструментом формирования национальной идентичности. Политика приспосабливает народную культуру к требованиям времени, создаёт новые традиции. Так искусственно созданные в XVIII столетии килт и клетчатая ткань – «шотландка» стали неотъемлемыми атрибутами Шотландии.
Похожим образом обстоит дело с «национальными костюмами» в европейских странах. Швеция в этом отношении не является исключением. Интерес к народному костюму в этой стране связан, с одной стороны, с интересом к прошлому, а с другой – несёт совершенно другие функции, олицетворяет «шведскость». Особенно это относится к шведскому национальному костюму, хотя главным принципом при его создании был возврат к прошлому.
Sverigedräkt – национальный костюм Швеции
Рубеж веков для Швеции – время не простое. Национальный романтизм – главное течение в искусстве, одним из главных вопросов является вопрос идентичности, «кто мы?».
Sverigedräkt создавался как общий костюм для женщин Швеции и Норвегии, входившими в то время в унию. Создательницей этого костюма считается Мэрта Ёргенсен.
Мэрта Ёргенсен (Пальме) (1874-1967) была дочерью богатого предпринимателя из Норчёпинга. В 1900 году она становится ученицей садовника и попадает в королевскую резиденцию Тульгарн, в провинции Сёдерманланд. В этом замке она увидела принцессу Викторию из Баден-Бадена. Будущая королева пыталась демонстрировать принадлежность к новой национальной культуре и надевала созданные в народном стиле костюмы – вариации костюмов приходов Вингокер и Эстерокер, а также вариации традиционного костюма жителей острова Эланд. Такие же платья надевали придворные дамы. Это и послужило вдохновением для Мэрты Пальме, толчком к созданию женского национального костюма.
После замужества Мэрта Ёргенсен переехала в Фалун (провинция Даларна), где занималась преподаванием в Ремесленной семинарии в Фалуне (Seminariet för de husliga konsterna Falu). Уже в 1901 году, она ищет единомышленников, чтобы воплотить в жизнь главную идею – создать национальный костюм и распространить его в широких кругах. В 1902 г. Мэрта Ёргенсен создаёт Шведское Женское объединение национального костюма (SVENSKA KVINNLIGA NATIONALDRÄKTSFÖRENINGEN) . Первые два устава общества выходят в 1904 г. Задачей общества было реформирование одежды. В противовес французской моде надо было создать новое платье, сконструированное в соответствии с принципами практичности, гигиены, и главное – исконной «шведскости». Национальный костюм, по мнению, основательницы общества должен был заменить французское платье. Члены общества должны были собственным примером насаждать идею ношения национального костюма в жизни.
Национальный костюм был «спроектирован» Мэртой Ёргенсен. Его описание есть в её же статье в газете «Idun». Юбка и лиф (lifstycke) должны были шиться из шерстяной ткани и быть синего «шведского» цвета, возможен также вариант с ярко-красным лифом. Передник – жёлтый, вместе с синей юбкой он символизирует флаг. На лифе присутствует вышивка, представляющая собой цветочный мотив, представляющая собой стилизацию (вероятно, мотивов народных костюмов). Юбка могла быть двух типов. Либо обычная юбка на талии, midjekjol, либо livkjol (юбка и лиф сшиты, больше похожа на сарафан), характерная для костюма прихода Вингокер в Сёдерманланде. Тем не менее, по словам создательницы, «sverigedräkt» не испорченная копия костюма «Вингокера» , а совершенно новое явление. Для второго варианта нужен домотканый пояс с серебряной застёжкой. По краю юбки должен идти кант одного цвета с лифом, шириной 6 см. Головной убор должен быть белого цвета, белая сорочка должна быть с широким воротником. Чулки должны быть только чёрными, то же относится и к цвету обуви.
Известно, что сама создательница всегда носила только свой костюм, и делала это до самой смерти в 1967 г. После смерти о феномене «национального костюма» забыли.
Интернет магазин Quelle решил опубликовать серию статей, посвященных платьям из разных точек планеты. Возможно, вы давно мечтали узнать, какие платья носят в Китае, Шотландии, Индии и т.п. Мы расскажем вам, какие традиции привели к распространению тех или иных вещей и как одеваться так, словно вы прибыли из интересующей вас страны. Мы просмотрели множество источников, чтобы составить для вас целостный рассказ, который поможет вам с головой окунуться в желанную страну.
Швеция – государство, находящееся на Скандинавском полуострове. Разумеется, холодный климат и морские ветра не могли не повлиять на модный мир этой местности. Но, не смотря на это, платья здесь пользуются популярностью, и одни из самых модных и успешных блогеров проживают именно в Швеции. Если вы хотите понять, какие платья нужно надевать, чтобы выглядеть как жительница северного Королевства, необходимо обратиться к истории, понять образ жизни проживающих здесь людей и проследить за становлением костюма.
Стоит сразу сказать, что шведский костюм является одним из самых отличительных и ярких в мировой истории. Национальное одеяние этой страны появилось в 1903 году в Фалуне благодаря портнихе Мерте Йоргенсен, и называлось оно дин Свенска Дрект. Однако до его появления в том виде, в котором он известен миру сейчас, существовало множество разновидностей костюма, но при этом всегда прослеживались одинаковые черты: белая рубашка с длинным рукавом, длинная юбка и зашнурованный жилет. Интересно, что с развитием торговых путей, поселения на территории Швеции стали основываться на большом расстоянии друг от друга, давая свободу самовыражения жителям деревень. И, как бы парадоксально это ни звучало, простые крестьяне выглядели ярче и интереснее, одеваясь у местных портних, чем знать, которая в это время ориентировалась на моду Запада. Однако во времена рассвета романтизма, в 19 и 20 века, национальными костюмами заинтересовались и люди из высших сословий. Все одеяния знати, которые выглядели интересно и прекрасно, словно полотна художников, назывались Начунальддректер.
При создании национального костюма дин Свенска Дрект Мерта вдохновлялась цветами национального флага, она создала запоминающееся платье, состоящее из короткого лифа и юбки. Как правило, комбинировали этот наряд с белым головным убором и чулками черного цвета. Примечательно, что на юбках и лифах располагалась прекрасная вышивка, подчеркивающая оригинальность костюма. Ярко-желтая юбка и насыщенный синий цвет идеально подходили к окружающей местности, контрастируя на фоне зеленых сосен и белоснежного снега. Мисс Йоргенсен болела идеей о возрождении национального сознания. Она хотела, чтобы в Швеции существовала своя мода, ничем не хуже французской, поэтому в 1902 году организовала «Женское объединение национального костюма». К сожалению, на пороге уже стояла первая мировая война, которая, несмотря на нейтралитет страны, не могла не затронуть ее. Национальный костюм был позабыт вплоть до смерти Марты, когда он стал официальным Национальным Костюмом Швеции.
Пронеся любовь к необычному и цветному, модницы северного Королевства до сих пор предпочитают одеваться в яркие и необычные фасоны.
Посмотрите на таких известных интернет блогеров как Janni Deler, Carolina Engman или Kenza Zouiten. Их смелость в подборе вещей для своего образа вдохновляет. Комбинируя яркие оттенки и прокладывая новые пути в области моды, они задают темп уличного Street style в Швеции. Конечно, нельзя не заметить влияние Европы на вкус молодых людей. Для шведок важно, чтобы одеяние было ярким и необычным, но также одним из главных принципов в подборе одежды является и практичность. Дело в том, что страна находится на Скандинавском полуострове и окружена водами Балтийского моря, поэтому вещь обязательно должна быть теплой. Все, кто хоть раз бывал в Швеции, мог заметить любовь местных жителей к велосипедам, поэтому многие девушки предпочитают среди юбочных моделей юбку-шорты, комбинезоны. Вообще шведские жители ведут достаточно активный образ жизни, поэтому обращайте внимание на спортивные модели. Можно и удачно скомбинировать его с какими-нибудь кедами, либо кроссовками. Вы можете купить коктейльное платье, славящееся своей цветастостью и необычным кроем, но тогда не забудьте дополнить его белым или черным жакетом, и можете смело выходить на улицы Стокгольма.
Если платье шведской дивы слишком простое, то хозяйка умело разбавляет образ обилием аксессуаров. Следует сразу сделать оговорку, что к золоту это не относится. Из дорогих украшений девушки могут до 40 лет спокойно ходить только лишь с обручальным кольцом. Но в удовольствии носить бижутерию они себе отказать не могут. Это для них краски, которыми они могут нарисовать себе настроение на предстоящий день. И это тоже своеобразная дань традиции, ведь, как мы знаем на дин Свенске Дректе красовались наиярчайшие вышивки и аппликации.
Учитывается или нет данная публикация в РИНЦ. Некоторые категории публикаций (например, статьи в реферативных, научно-популярных, информационных журналах) могут быть размещены на платформе сайт, но не учитываются в РИНЦ. Также не учитываются статьи в журналах и сборниках, исключенных из РИНЦ за нарушение научной и издательской этики."> Входит в РИНЦ ® : да | Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в РИНЦ. Сама публикация при этом может и не входить в РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований в РИНЦ ® : 0 |
Входит или нет данная публикация в ядро РИНЦ. Ядро РИНЦ включает все статьи, опубликованные в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection, Scopus или Russian Science Citation Index (RSCI)."> Входит в ядро РИНЦ ® : нет | Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в ядро РИНЦ. Сама публикация при этом может не входить в ядро РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0 |
Цитируемость, нормализованная по журналу, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной статьей, на среднее число цитирований, полученных статьями такого же типа в этом же журнале, опубликованных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной статьи выше или ниже среднего уровня статей журнала, в котором она опубликована. Рассчитывается, если для журнала в РИНЦ есть полный набор выпусков за данный год. Для статей текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по журналу: 0 | Пятилетний импакт-фактор журнала, в котором была опубликована статья, за 2018 год."> Импакт-фактор журнала в РИНЦ: 0,011 |
Цитируемость, нормализованная по тематическому направлению, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной публикацией, на среднее число цитирований, полученных публикациями такого же типа этого же тематического направления, изданных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной публикации выше или ниже среднего уровня других публикаций в этой же области науки. Для публикаций текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по направлению: 0 |