Шведский народный костюм как символ национальной идентичности костюм и политика. Национальная одежда шведов Шведская национальная одежда

В исследованиях современных учёных прослеживается тенденция считать народный костюм инструментом формирования национальной идентичности. Политика приспосабливает народную культуру к требованиям времени, создаёт новые традиции. Так искусственно созданные в XVIII столетии килт и клетчатая ткань – «шотландка» стали неотъемлемыми атрибутами Шотландии.

Похожим образом обстоит дело с «национальными костюмами» в европейских странах. Швеция в этом отношении не является исключением. Интерес к народному костюму в этой стране связан, с одной стороны, с интересом к прошлому, а с другой – несёт совершенно другие функции, олицетворяет «шведскость». Особенно это относится к шведскому национальному костюму, хотя главным принципом при его создании был возврат к прошлому.

Sverigedräkt – национальный костюм Швеции

Рубеж веков для Швеции – время не простое. Национальный романтизм – главное течение в искусстве, одним из главных вопросов является вопрос идентичности, «кто мы?».

Sverigedräkt создавался как общий костюм для женщин Швеции и Норвегии, входившими в то время в унию. Создательницей этого костюма считается Мэрта Ёргенсен.

Мэрта Ёргенсен (Пальме) (1874-1967) была дочерью богатого предпринимателя из Норчёпинга. В 1900 году она становится ученицей садовника и попадает в королевскую резиденцию Тульгарн, в провинции Сёдерманланд. В этом замке она увидела принцессу Викторию из Баден-Бадена. Будущая королева пыталась демонстрировать принадлежность к новой национальной культуре и надевала созданные в народном стиле костюмы – вариации костюмов приходов Вингокер и Эстерокер, а также вариации традиционного костюма жителей острова Эланд. Такие же платья надевали придворные дамы. Это и послужило вдохновением для Мэрты Пальме, толчком к созданию женского национального костюма.

После замужества Мэрта Ёргенсен переехала в Фалун (провинция Даларна), где занималась преподаванием в Ремесленной семинарии в Фалуне (Seminariet för de husliga konsterna Falu). Уже в 1901 году, она ищет единомышленников, чтобы воплотить в жизнь главную идею – создать национальный костюм и распространить его в широких кругах. В 1902 г. Мэрта Ёргенсен создаёт Шведское Женское объединение национального костюма (SVENSKA KVINNLIGA NATIONALDRÄKTSFÖRENINGEN) . Первые два устава общества выходят в 1904 г. Задачей общества было реформирование одежды. В противовес французской моде надо было создать новое платье, сконструированное в соответствии с принципами практичности, гигиены, и главное – исконной «шведскости». Национальный костюм, по мнению, основательницы общества должен был заменить французское платье. Члены общества должны были собственным примером насаждать идею ношения национального костюма в жизни.

Национальный костюм был «спроектирован» Мэртой Ёргенсен. Его описание есть в её же статье в газете «Idun». Юбка и лиф (lifstycke) должны были шиться из шерстяной ткани и быть синего «шведского» цвета, возможен также вариант с ярко-красным лифом. Передник – жёлтый, вместе с синей юбкой он символизирует флаг. На лифе присутствует вышивка, представляющая собой цветочный мотив, представляющая собой стилизацию (вероятно, мотивов народных костюмов). Юбка могла быть двух типов. Либо обычная юбка на талии, midjekjol, либо livkjol (юбка и лиф сшиты, больше похожа на сарафан), характерная для костюма прихода Вингокер в Сёдерманланде. Тем не менее, по словам создательницы, «sverigedräkt» не испорченная копия костюма «Вингокера» , а совершенно новое явление. Для второго варианта нужен домотканый пояс с серебряной застёжкой. По краю юбки должен идти кант одного цвета с лифом, шириной 6 см. Головной убор должен быть белого цвета, белая сорочка должна быть с широким воротником. Чулки должны быть только чёрными, то же относится и к цвету обуви.

Известно, что сама создательница всегда носила только свой костюм, и делала это до самой смерти в 1967 г. После смерти о феномене «национального костюма» забыли.

Продолжаю тему народного костюма ШВЕЦИИ. Это понятие отличается от понятия "национальный костюм". Если национальный костюм-эталон для всей нации. то народный костюм по традиции носят в различных регионах страны и в каждом регионе есть свои особенности этой одежды.



Народным костюмом (folkdräkt), в строгом смысле, может называться только документированный (все части костюма сохранены) крестьянский костюм определённой местности, с определённым набором характерных черт. Такие костюмы создаются в районах, с чёткими естественными границами (лес, горы, водоёмы).

Одежда и обувь изготавливались по определённым правилам, которые портные и сапожники обязаны были соблюдать под угрозой штрафа или церковного наказания – отсюда и характерные признаки, отличия костюма одной деревни от другой. Это не означает, однако, что шведские крестьяне носили униформу – некоторые индивидуальные различия всё-таки были.


Помимо ”folkdräkt”, существует также понятия ”bygdedräkt” и ”hembygdedräkt” – это костюм области, реконструкция, либо костюм, воссозданный на основе народного.

В Швеции традиционный крестьянский костюм выходит из повседневного употребления к 1850 г. В связи с развитием коммуникаций, ростом городов и промышленности во всей стране народ постепенно отказывается от традиционного костюма, считавшегося символом отсталого крестьянского мира.


Однако на рубеже XIX и ХХ столетий западную Европу охватило движение неоромантизма, и светское общество в Швеции обратило свой взгляд на крестьянскую культуру и народный костюм. В 1891 г. в Стокгольме Артур Хацелиус основывает Скансен - этнографический музей под открытым небом. Помимо крестьянского быта в общем, Хацелиус интересовался и народным костюмом. Штаны, сшитые в стиле народных, были у Августа Стриндберга, подобная одежда входит в моду даже среди членов правительства.

Национальный романтизм побуждает людей исследовать крестьянский костюм. Уходящая народная культура вдохновляет не только художников Андерса Цорна и Карла Ларссона, известных воспевателей провинции Даларна, но и многих других.

Создаются народные движения, занимающиеся возрождением старых традиций: народного танца, музыки (объединения спельманов) и традиционной одежды. Народные костюмы ищут, изучают (больше всего в той же провинции Даларна). Их пытаются реконструировать, на основе их создаются костюмы областей. В 1912 году местным объединением создан костюм провинции Норботтен.

В 1902-03 гг. создаётся так называемый общий шведский национальный костюм/ о нем писалось в предыдущей статье о шведском национальном костюме/. После первой мировой войны народный костюм был забыт, и возрождение его началось лишь в семидесятые годы прошлого века.

В середине 70-х годов Северном Музее в Стокгольме был найден экземпляр sverigedräkt, переданный неизвестной женщиной из Лександа. В газете «Land» объявили о поиске подобных костюмов, после чего было найдено ещё несколько экземпляров 1903-05 гг. Организатором этих поисков был Бу Мальмгрен (Bo Skräddare). Он же разработал версию этого костюма для мужчин (до тех пор sverigedräkt был исключительно женским).

В связи с изменением отношения к национальной символике в 80-90 гг. ХХ века интерес к национальному и народному костюмам возрождается. Появляются новые модели: детские, мужские, женские. К ставшему традиционным национальному костюму добавляются новые аксессуары, например, плащи. Неизменными остаются только цвета – жёлтый и синий.

Национальный костюм считается праздничным. Его можно увидеть на шведских принцессах и победительницах конкурсов красоты. К костюму относятся с гордостью. В прошлом году 6 июня в Швеции был впервые объявлен выходным днём, что было воспринято далеко неоднозначно.




В Швеции как национальный праздник воспринимался праздник середины лета (Midsommaren), сегодня же государство "предложило" новую дату с такими атрибутами, как гимн, флаг и национальный костюм. Таким образом, мы вновь можем утверждать, что национальная символика является важным инструментом в конструировании традиций, связанных с идентичностью. Однако, как свидетельствует статистика, только 6% населения Швеции имеет в своем гардеробе такой костюм. Для сравнения: в Норвегии третья часть населения имеет народную одежду.



Почти во всех населенных пунктах есть магазины по продаже народного костюма. Есть ткацкие фабрики, которые вырабатывают ткань для костюмов, народные умельцы шьют, вышивают, создают аксессуары для этой одежды.


В современной моде очень популярны мотивы кантри.

По материалам Л.В. Иванова "Шведский народный костюм как символ национальной идентичности".

«Остров Ирландия» - В 1801 Ирландия стала частью Соединённого королевства Великобритании и Ирландии. Проект. Распространение в Ирландии христианства. Провозглашение Ирландии независимой республикой. Зверства Оливера Кромвеля в Ирландии. Патрика. Покорение части Ирландии Англией. Ирландский язык стал вытесняться английским.

«Недвижимость Эстонии» - Выходом из ситуации может стать система лизинга. Танцевальные залы с живой музыкой и дискотеки на берегу моря. Прекрасный пляж и чистое море. 3. Коммерческая недвижимость. Ипотечные кредиты выдаются под 3-5% годовых в евро на срок до 40 лет. Что дает регистрация бизнеса в Эстонии русским предпринимателям?

«Страна Финляндия» - Здесь, в городке Рованиеми. расположен родной дом Санта-Клауса. Страна располагается между Россией, Швецией и Норвегией. Флаг. Погода. Побережье Балтийского мор прекрасно. Треть Финляндии лежит севернее Полярного круга. Через Финский залив находится Эстония. Чем славится. Здесь летом, как правило, +20С, а зимой редко ниже -3С.

«Город Коувола» - Активный образ жизни. Мюллюкоскен Палло -47 Футбол высшей лиги в Мюллюкоски. KooKoo Хоккей мастеров в крытом катке Коуволы. Культурная программа 2010. Ежегодно ок. 4000 солдат-срочников Всего отчислений ок. 94 млн. Река Кюми. Места для занятий спортом. Города-побратимы: Вологда, Россия Мюльхайм, Германия Балатонфюред, Венгрия.

«Регион Северная Европа» - IX-XI века историки называют расцветом эпохи викингов. Задание № 2: дайте определение фьордам (уч. Тема: Задание № 1: Посмотрите на рисунок и попробуйте описать что вы видите. особенность природы стран региона – наличие фьордов. Назовите историческую особенность жителей Северной Европы. Викинги поселились на острове.

«Образование в Финляндии» - Дошкольное образование. 1917 г. Финлядния провозглашает независимость 6 декабря 1917 г. Вехи истории. Cправедливость. 1828 г. Единственный в Финляндии университет переводится из Хельсинки в Турку. Вариативность в успеваемости учащихся (математика). Акт о реформе базового образования 1968 г. Как о нас думали раньше …

Всего в теме 17 презентаций

(Примечание:в конце поста-видео "Народный танец")


" У любимого ребенка много имен", - так говорится в шведской пословице. Примерно тоже можно сказать о традиционном шведском костюме. На первый взгляд, покажется, что одна и та же одежда, которая имеет много разных названий. Фолькдрект, Ландскапсдрект, Соккедрект, Бюгдедрект или Хембюгдсдрект, Херадсдрект. Национальный костюм, Провинциальный костюм, Костюм определенной провинции или, например, Фолькданскостюмер, костюмы народных танцев.

В этом материале речь пойдет об ОБЩЕМ НАЦИОНАЛЬНОМ ШВЕДСКОМ КОСТЮМЕ (Алльменна свенска начунальдректен)...

На фото вверху- типичный шведский национальный костюм - дин Свенска Дрект (Ваш Шведский костюм)

Его "спроектировала " Мерта Йоргенсен в 1903 году. Мэрта Ёргенсен (Пальме) (1874—1967) была дочерью богатого предпринимателя из Норчёпинга. В 1900 году она становится ученицей садовника и попадает в королевскую резиденцию Тульгарн, в провинции Сёдерманланд. В этом замке она увидела принцессу Викторию из Баден-Бадена. Будущая королева пыталась демонстрировать принадлежность к новой национальной культуре и надевала созданные в народном стиле костюмы - вариации костюмов приходов Вингокер и Эстерокер, а также вариации традиционного костюма жителей острова Эланд. Такие же платья надевали придворные дамы. Это и послужило вдохновением для Мэрты Пальме, толчком к созданию женского национального костюма.


Уже в 1901 году она ищет единомышленников, чтобы воплотить в жизнь главную идею - создать национальный костюм и распространить его в широких кругах. В 1902 г. Мэрта Ёргенсен создаёт Шведское Женское объединение национального костюма (SVENSKA KVINNLIGA NATIONALDRÄKTSFÖRENINGEN) . Задачей общества было реформирование одежды. В противовес французской моде надо было создать новое платье, сконструированное в соответствии с принципами практичности, гигиены, и главное - исконной «шведскости». «Почему мы не должны носить наши прекрасные крестьянские костюмы?» - пишет Мэрта Ёргенсен. Итак, состюм был создан..

Мерта так описывала своё создание: костюм разрабатывался в соответствии с принципами восприятия разными людьми, но естественно в здравых пределах. Это означало, что дин Свенска Дрект мог быть двух дизайнов.


Вот и был создан очень красивый женский наряд, каковой включал юбку и лиф, отличающиеся интенсивным синим цветом. Обязательным материалом для такого костюма была шерсть, а вот вариант с красным лифом также предполагался. Желтый передник в сочетании с синей юбкой, должен был символизировать швейцарский флаг. Лиф обязательно должен быть наряжен вышивкой, которая отражала бы богатое национальное прошлое. Юбка и лиф могли быть, как сшиты, так и одеваться раздельно. Обязательным атрибутом костюма считался пояс, который выделялся серебряной пряжкой. А вот внизу юбки протягивался широкий кант, одинакового цвета с лифом костюма. Сорочка, по задумке Йоргенсен обязательно должна включать широкий ворот, а головной убор отличаться особой белизной. А вот цвет чулков и обуви - черный, другой же не приветствовался.

Первоначально принятый проект - юбка с зашнурованным жилетом, как отдельные предметы.

Второй вариант, принятый позже, - короткий лиф и юбка, их носят вместе, дизайн из округа Вингокер.

Юбка и лиф - синего шведского цвета или юбка синего цвета, а лиф - ярко-красного цвета, с национальной вышивкой, отражающей богатое национальное прошлое. Синий и желтый цвет (передник) из шерсти должны быть приглушенного цвета шведского флага (не такого яркого цвета современных материалов). Передник представлял главную и центральную часть костюма, шился из полотна, хлопка, крепа или шелка. Носили также яркие фартуки, чепцы, отороченные кружевом и тонкие шерстяные платки на плечах.
Из ювелирных украшений предпочтение отдавалось крупным круглым серебряным брошам.

Мужской костюм состоял из узких жёлтых или зелёных коротких (чуть ниже колен) штанов, длинных шерстяных чулок, туфлей на толстой подошве с крупными металлическими пряжками, короткой суконной или замшевой куртки, жилета с металлическими пуговицами и характерной шерстяной вязаной шапочкой с помпонами.



Яркие цвета шведского флага, по мнению Мерты, именно то, что было необходимо всему шведскому народу. Они имели бодрящий эффект на национальные чувства и прекрасно контрастировали с глубокими цветами шведской природы - зеленый сосновый лес и холодный белый снег. С костюмом положено носить один из двух головных уборов, чулки - черного цвета, в случае если нет красного цвета в костюме, тогда чулки красного цвета. Обувь предпочтительно с ремешками или на шнурках, черного цвета, никогда желтого цвета.

Благодаря усилиям Мерты Йоргенсен, художников Густава Анкаркрона, Андерса Цорна и Карла Ларссона, ШВЕДСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ был разработан и представлен как эталон в 1903 году в Фалуне (лен Даларна). Цвета предметов одежды были заимствованы от национального шведского флага. Однако повсеместно костюм был одобрен как Национальный Костюм, фактически существующий с 1900-ых, после того как Её величество королева Сильвия надела его 6 июня в Национальный праздник в 1983 году.



Учитывается или нет данная публикация в РИНЦ. Некоторые категории публикаций (например, статьи в реферативных, научно-популярных, информационных журналах) могут быть размещены на платформе сайт, но не учитываются в РИНЦ. Также не учитываются статьи в журналах и сборниках, исключенных из РИНЦ за нарушение научной и издательской этики."> Входит в РИНЦ ® : да Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в РИНЦ. Сама публикация при этом может и не входить в РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований в РИНЦ ® : 0
Входит или нет данная публикация в ядро РИНЦ. Ядро РИНЦ включает все статьи, опубликованные в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection, Scopus или Russian Science Citation Index (RSCI)."> Входит в ядро РИНЦ ® : нет Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в ядро РИНЦ. Сама публикация при этом может не входить в ядро РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0
Цитируемость, нормализованная по журналу, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной статьей, на среднее число цитирований, полученных статьями такого же типа в этом же журнале, опубликованных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной статьи выше или ниже среднего уровня статей журнала, в котором она опубликована. Рассчитывается, если для журнала в РИНЦ есть полный набор выпусков за данный год. Для статей текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по журналу: 0 Пятилетний импакт-фактор журнала, в котором была опубликована статья, за 2018 год."> Импакт-фактор журнала в РИНЦ: 0,011
Цитируемость, нормализованная по тематическому направлению, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной публикацией, на среднее число цитирований, полученных публикациями такого же типа этого же тематического направления, изданных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной публикации выше или ниже среднего уровня других публикаций в этой же области науки. Для публикаций текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по направлению: 0