Древнерусская посуда. Народные промыслы россии История деревянной посуды на руси

Деревянная посуда — прошлое, настоящее, будущее.

История деревянной посуды.

Дерево является первым материалом, обработку которого освоил человек, из него делались первые орудия, в древности из дерева строились дома и целые деревни, а чуть позже взмывали ввысь деревянные городки, которые местами сохранились до сих пор, даже Московский Кремль был первоначально построен из дерева.

Древесина также прекрасно подошла для изготовления посуды и предметов домашнего обихода. Хотя известны и факты, что в древней Руси гостям не подносили яства в деревянной посуде, а клали еду на стол в специальные углубления. Получается стол и являлся посудой. Времена шли, и данный метод потчевания гостей посчитали неудобным, некрасивым. Настало время использования деревянной посуды и тогда человек понял все её преимущества. По данным археологических раскопок нам известно, что уже в 8 веке до нашей эры человек пользовался деревянной утварью, при этом замечена была даже декоративная резьба на посуде.

Деревянную посуду на Руси делали в основном из лиственных деревьев, методы ее изготовления были разнообразны. Деревянная посуда была различных видов: долблёная, резаная, точеная, бондарная, собранная из клёпок и соединённая обручами. Особой популярностью пользовалась, точеная посуда, она имела наибольшее распространение — деревянная кружка, стакан, ступки с пестиком, деревянная тарелка, деревянная ложка и многое другое, более крупная посуда, используемая в хозяйстве, такая как ведро, лохань, деревянный бочонок, изготавливалась бондарным способом, также имевшим большую популярность. Мастерство и секреты ремесленников передавалось из поколения в поколение, эти люди всегда пользовались уважением среди жителей деревень и городов.

Деревянная посуда была у всех, независимо от достатка человека. Из деревянной тарелки, которую в то время называли «ставчиком» или «ставцем» (тарелка с плоским дном и крышкой), кушали крестьяне и князья, помещики и простолюдины. Самыми распространенным предметом на кухне у многих являлась, конечно, деревянная ложка, видов ложек было очень много (ложки для салатов, для супа, для рыбы, для десерта, для горчицы, для детей, протирка, межеумок, сибирская).

Применение деревянной посуды на Руси заключалось в использовании её для подачи еды на стол, хранения продуктов и в хозяйстве. В настоящее время редко у кого увидишь деревянные тарелки, чаши, хотя можно отметить повсеместное использование сахарницы, деревянной хлебницы, скалки, ступки для специй, толкушки для пюре, разделочных деревянных досок, лопатки, ложки с удлинёнными рукоятями для помешивания вторых блюд во время приготовления.

На сегодняшний день использование деревянной посуды — это в основном хранение продуктов. В деревянных бочонках маринуют, засаливают грибы, капусту, огурцы, помидоры и перцы. В данном случае они обретают несравнимо приятный аромат и вкусовые качества. Прекрасно хранится в деревянной посуде соль и сахар, хлеб, вино, рис, макаронные изделия, овсянка, манка, пшено и многие другие крупы.

В настоящее время деревянная посуда является также и элементом декора помещения. Расписанные деревянные ложки прекрасно смотрятся на стене кухни около плиты, создавая уют, комфорт, наполняют помещение некой теплотой, душевной добротой, можно с уверенностью сказать, что хорошей хозяйке деревянная посуда на кухне пригодится и в хозяйстве не помешает.

Виды деревянной посуды.

Хотелось бы отдельно сказать о видах деревянной посуды, отметим одно — их великое множество и все можно перечислить с трудом, перечислить, к ним относятся: деревянная сахарница, скалка, солонка, толкушка, разделочная доска, деревянные тарелки, бочонки из дерева, различные емкости и многое другое. Более подробно рассмотрим самые распространённые на Руси.

1. Ушаты.

В древности они были достаточно популярны. Для чего же они были нужны? В них было удобно переносить воду, также их использовали для хранения вина, мёда и масел. Изготавливались они из стволов березы или осины, внешне они имели форму цилиндра, отмечена их хорошая устойчивость. Название этого вида деревянной посуды связано с тем, что ушат завершался сверху клёпками с отверстиями, внешне похожими на уши. О нём слагали загадки, он очень сильно полюбился нашим предкам, а всё благодаря его удобству в использовании.

2. Ставец.

В индивидуальном пользовании отмечена популярность ставцев. По размеру они были различны, внешне напоминали чашу с плоским дном с крышкой, были и виды с рукоятями. В основном их использовали для хранения хлебобулочных изделий или более маленькой по размеру посуды.

3. Братина.

Братина представляет собой кувшин, внешне напоминает по форме шар с зауженным кверху носиком. Его использовали для подачи напитков для гостей на различные торжества. Около братины аккуратно расставляли стопы, чарки, кубки и тарелки с яствами.

4. Чаша.

Не менее распространённым видом деревянной посуды были чаши. Практическое использованиедля питья воды и других напитков.

5. Деревянные ложки.

Нельзя и не отметить особую популярность деревянных ложек. Самая древняя ложка была обнаружена во время раскопок на Горбунском торфянике в районе Урала. По виду она напоминает плывущую птичку, так как сверху рукояти вырезана голова птицы, сама ручка имеет вытянутую форму, черпачок напоминающий крылья. У каждого народа была своя индивидуальная методика изготовления деревянных ложек, разновидностей их насчитывается около 40. Горьковская область славится ложками протирками, салатными, рыбацкими, полубасками, межеумками и все они разной формы. В те времена уже было налажено производство деревянных ложек, в одном селении делали зарубки посуды из стволов деревьев, в другом выдалбливали углубление, в третьем месте срезалось ножом всё лишнее, и появлялась на свет красивая ложечка с ровной, плавной рукоятью и гладким черпаком пригодная для использования.

5. Ковши.

Известно, что на Руси было несколько видов ковшей: Московские, Тверские, Ярославско-Костромские, Вологодские и многие другие. Их использовали для подачи еды на праздничный стол. Ковши Московского производства делали из капа, украшением служил рисунок по всей поверхности посуды. Внешне ковш напоминает ладью, имеет плоское дно и заостренный носик, есть рукоять небольшая. Материал был настолько прочным, что толщина этого вида посуды составляла около 8 миллиметров, изумительно, не правда ли! Тверские ковши очень сильно отличались от Московских. Их уникальность состоит в том, что изготавливаются Тверские ковши из корня дерева, они чуть длиннее и ниже по высоте, носик заканчивается тремя конскими головами, отсюда и название «конюхи». Есть орнаментная резьба и граненая, прямая рукоять. У Ярославско-Костромский чаша более глубокая и круглее в отличие от предыдущих, по высоте она низкая, края загнуты внутрь. Вологодские ковши имеют второе название — «налевки», что связано с удобством черпания напитков из больших скопкарей (ковшей). Рукоять напоминает внешне крюк, на ней красивый орнамент, по форме данный вид ковша, как и предыдущие, напоминает ладью. Самым интересным внешне является ковш «скопкарь». Форма его похожа на ладью, рукоятей две, одна заканчивается головкой птицы, вторая коня. По размерам они бывают: большими, средними и маленькими. Используются скопкари для подачи напитков на стол. Изготавливают их из корней деревьев.

6. Тарелки.

Обычные деревянные тарелки также в древности были в обиходе. Они различались не только по размеру, но и по глубине, диаметру. Данный вид деревянной посуды использовали каждодневно, также и для подачи еды на стол гостям. Хотя, отметим, что впоследствии у князей стало считаться знаком неуважение подача блюд в деревянной посуде, поэтому они начали использовать для этих целей металлическую, серебряную и золотую.

Особенности деревянной посуды.

Говоря о деревянной посуде многие сразу отметят ее недостатки перед посудой, изготовленной из других материалов, и все эти недостатки могут быть описаны одной характеристикой – непрактичность, но наряду с одним этим недостатком деревянная посуда обладает большим количеством бесспорных преимуществ, которых нет ни у какой другой посуды.

Во-первых: отмечена экологичность деревянной посуды. Применение в хозяйстве и на кухне такой посуды, в отличие от других не влияет на здоровье человека, в организм не попадают вредные вещества.

Во-вторых: при использовании посуды из дерева еда приобретает неотразимый, приятный древесный привкус.

В-третьих: деревянная посуда достаточно прочная, хрупкость ей не свойственна, что является большим плюсом, этого не скажешь о стеклянной и керамической.

В-четвертых: она очень приятна на вид.

В-пятых: её можно использовать в качестве декора помещения или подарка на любое из торжеств.

Уход за деревянной посудой.

Давайте теперь рассмотрим, как правильно осуществлять уход за деревянной посудой.

1. Запомните сразу, что посуду из дерева нельзя мыть в посудомоечной машинке, если вы поэкспериментируете, то изменения поверхности чаши, тарелки или ложки будет «на лицо», она станет шероховатой и неприятной на вид.

2.Чтобы избавиться от неприятного запаха еды нужно раз в месяц протирать посуду марлей со спиртом или промывать слабым раствором уксуса с водой, после процедур перечисленных выше обязательно хорошо ополосните посуду.

3.Чтобы избавиться от дубильных веществ деревянной посуды необходимо замочить её на несколько часов, чаще меняйте воду, после этого протрите её полотенцем досуха.

4. Если ваши ложки после еды окрасились, то можно прокипятить их в воде с хлором, процедура по длительности должна составлять не менее пятнадцати минут. Если посуда впитала запах хлора, замочите ложки в ледяной воде на пару часов.

5. Разделочная доска стала неровной? Возьмите наждачную бумагу и выровняйте поверхность.

6. Дереву со временем свойственно темнеть, чтобы увеличить срок службы посуды нужно как можно чаще ополаскивать её в луковой шелухе или протирать перекисью водорода.

7. После мытья посуды насухо её вытирайте и храните в проветриваемом месте, избегайте влажности.

Cегодня всё больше людей придерживаются здорового образа жизни, занимаются спортом, следят за рационом питания, немаловажную роль играет и выбор посуды для приготовления еды. Экологической посуде необходимо отдать своё предпочтение, если хотите сохранить своё здоровье на долгие годы. Деревянная посуда способна оберегать вас от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, ведь именно с едой в организм человека поступают вредные вещества и соединения металлов опасные для нас. Со всей серьёзностью подойдите к выбору посуды для приготовления и хранения пищи, заботьтесь о своем здоровье!

О местах производства и рынках сбыта деревянной точеной посуды в XVI - начале XVII в. дают большой материал приходно-расходные книги, акты и описи имущества монастырей. Из них видно, что выработкой деревянной токарной посуды занимались оброчные крестьяне Волоколамского, Троице-Сергиев-ского, Кирило-Белозерского монастырей, ремесленники Калужской и Тверской губерний, посадские люди Нижнего Новгорода и Арзамаса.

К концу XVIII в. производство деревянной токарной посуды стало массовым. Русские ремесленники создали поистине совершенные формы: ставцы, ставчики, братины, блюда, чаши, кубки, чарки, стаканы. Мастерство, передаваемое по наследству, совершенствовалось творчеством каждого поколения.

1 - братина; 2 - чаша; 3, 4 - блюда; 5, 6 - кубки; 7 - стакан; 8 - чарка; 9 - ставчик; 10 - ставец.

Из индивидуальной посуды самым распространенным был ставец - глубокий сосуд наподобие чаши с плоским поддоном и объемной крышкой. Некоторые из них имели фигурные рукояти. Ставцы были разной величины: ставы, ставцы и ставчики. Ставцы и ставчики применялись как обеденная посуда. Ставы большие служили хранилищем для посуды меньшего размера и хлебных изделий.

Праздничный стол украшали братины, блюда, тарели, кубки, чарки, стопы. Братину - сосуд шарообразной формы среднего размера с небольшой шейкой сверху и немного отогнутым наружу венчиком всегда делали на поддоне. Братина служила для подачи на стол напитков. На блюдах и тарелях с широкими краями, плоскими бортиками и круглыми поддонами или рельефами подавали на стол пироги, мясо, рыбу, сладости.

Самым распространенным в крестьянской среде типом посуды была чаша - сосуд полусферической формы с прямым венчиком, плоским низким поддоном или небольшим круглым рельефом. Непременной принадлежностью каждого стола была солонка. Точеные солонки представляют собой небольшие вместительные сосуды с низким устойчивым поддоном, с крышкой или без нее.

Стожаров Владимир Натюрморт с рябиной

Хохломская посуда

Большой популярностью с XIX в. стала пользоваться хохломская посуда, которую изготовляли в большом количестве в Семеновском уезде Нижегородской губернии. Ее можно было встретить не только в России, но и в странах Востока.

Популярности хохломской посуды способствовали промышленные выставки: в 1853 г. она впервые демонстрировалась на отечественной выставке, а в 1857 г. - на зарубежной.

На протяжении столетий в этом промысле складывались и совершенствовались определенные типы деревянной посуды, отличающиеся благородной простотой силуэта, строгостью пропорций, отсутствием вычурных, дробящих форму деталей. Современные мастера, используя лучшие традиции прошлого, продолжают выделку деревянной посуды, являющейся одновременно предметами быта и великолепным украшением жилища.

Русские деревянные ложки.

Древняя ложка, видимо, имевшая ритуальное назначение, найдена в Горбуновском торфянике на Урале. У нее вытянутый, яйцевидной формы черпачек и изогнутая ручка, заканчивающаяся птичьей головкой, что придает ей образ плывущей, птицы.

В Новгороде Великом существовало много разновидностей деревянных ложек. Например, ложки с небольшим, как бы приподнятым на гребешке плоским черенком. Новгородские мастера украшали их резьбой и росписью. Орнамент - плетенка, выполненный в технике контурной резьбы, поясками наносился на черенок и обрамлял лопасть. На Русском Севере в XVII в. были известны ложки репчатые вологодского дела, сделанные в Вологодском крае, а также ложки шадровые с костьми, коренные с костками или ложки инкрустированные костью, моржовым клыком.

1, 2 - простые ложки. XIII вв.; 3, 4, 5 - дорожные ложки, X, XI, XVI вв.

У каждой народности нашей страны существуют свои собственные формы ложек, но наиболее известны ложки, сделанные в Волго-Вятском крае. Их свыше сорока разновидностей, только в Горьковской области делали и делают уполовники, ложку протирку, салатную, рыбацкую, тонкую, межеумок, полубасок, сибирку, детскую, горчичную, ложку для варенья и др.

Изготовление ложек уже в прошлом было хорошо налаженным, разветвленным производством. В одних селениях делали заготовки, так называемые осколки или баклуши. В небольшом обрубке с чуть отесанными краями, расширяющимися в той части, какая должна стать черпачком, с трудом угадывалась ложка. В других селениях ложкари теслом начерно выдалбливали углубление, которое потом резцом-крючком выбирали начисто. Уверенным движением ножа срезали лишнее с ручки, придавая ей небольшой изгиб, и ложка была готова.

Русские деревянные ковши

Сегодня известно несколько типов традиционных русских ковшей: московские, козьмодемьянские, тверские, ярославско-костромские, вологодские, северодвинские и т. д.

Для московских ковшей, изготовлявшихся из капа с красивым рисунком текстуры, характерны чаши четкой, даже изысканной ладьевидной формы с плоским дном, заостренным носиком и короткой горизонтальной рукоятью. Каповую посуду нередко делали в серебряной оправе.

Козьмодемьянские ковши долбили из липы. Форма их ладьевидная и очень близкая к форме московских ковшей, но они значительно глубже и больше по объему. Некоторые из них достигали вместимости двух-трех, а иногда и четырех ведер. Рукоять плоская горизонтальная с конструктивным дополнением сугубо местного характера - прорезной петлей внизу. Для Козьмодемьянска характерны и малые ковши-черпаки, которые служили для зачерпывания напитков из больших ведерных ковшей. Они преимущественно ладьевидной формы, с округлым, чуть уплощенным дном. Почти вертикально поставленная, идущая от донышка многоярусная в виде архитектурного сооружения рукоять украшена сквозной резьбой, завершающейся изображением коня, реже птицы.

Стожаров Владимир Натюрморт Лён

Тверские ковши выдолблены из корня дерева. Сохраняя в основном форму ладьи, они больше вытянуты в ширину, чем в длину, из-за чего кажутся сплющенными. Носовая часть ковша, как обычно у ладьевидных сосудов, поднята кверху и заканчивается двумя-тремя конскими головками, за что тверские ковши и получили название «конюхи». Рукоять ковша прямая граненая, верхняя грань, как правило, украшена орнаментальной резьбой.

Ковши ярославско-костромской группы имеют глубокую округлую, иногда сплюснутую ладьевидную чашу, края которой немного загнуты внутрь. В более ранних ковшах чаша поднята на невысокий поддон. Рукояти их вырезаны в виде фигурной петли, носик - в виде петушиной головки с острым клювом и бородкой.

Вологодские ковши-налевки предназначены для зачерпывания напитков из больших ковшей-скопкарей. Для них характерна ладьевидная форма и круглое сферическое дно, их подвешивали на большой ковш. Рукояти в форме крючка украшали прорезным орнаментом в виде уточек.

1 - каповый ладьевидным московский ковш; 2 - большой Козьмодемьянским ковш; 3 - Козьмодемьянские ковши-черпаки; 4 - тверской ковш “конюх”; 5 - ковш ярославско-костромского типа; 6 - вологодский ковш-налевка; 7 - северодвинский скопкарь; 8 - тверская ендова; 9 - северодвинская ендова.

На Русском Севере из корня дерева вырезали ковши-скопкари. Скопкарь представляет собой ладьевидный сосуд, подобный ковшу, но имеющий две рукояти, одна из которых обязательно в виде головки птицы или коня.

Северодвинские скопкари также резали из корня. Они имеют четкую ладьевидную форму, рукояти, обработанные в виде головки и хвоста водоплавающей птицы, да и всем своим видом они напоминают водоплавающую птицу.

Стожаров Владимир Натюрморт

Наряду с ковшами и скопкарями украшением праздничного стола были и ендовы или «яндовы». Ендова - невысокая чаша с носком для слива. Большие ендовы вмещали до ведра жидкости. Известны тверские и северодвинские их варианты. Лучшие тверские ендовы вырезаны из капа. Они представляют собой чашу на поддоне овальной или кубической формы с носком-сливом в виде желоба и рукояткой. Ендова северодвинского типа имеет форму круглой чаши на низком поддоне, со слегка отогнутыми краями, с полуоткрытым носком в виде желобка, иногда фигурно вырезанного.

Стожаров Владимир. Натюрморт. Братина и чеснок

Первоначальная обработка производилась топором, глубину сосуда выдалбливали теслом, затем выравнивали скобелем. Окончательную внешнюю обработку производили резцом и ножом.

Трудно сказать, с каких времен началось на Руси изготовление точеной деревянной посуды. Археологические находки на территории Новгорода и на месте болгарских поселений в Поволжье говорят о том, что токарный станок был известен еще в XII в. В Киеве, в тайниках десятинной церкви, при раскопках была найдена точеная миска. В XVI-XVII вв. установка простейшего, так называемого лучкового, токарного станка была доступна каждому рядовому ремесленнику.

О местах производства и рынках сбыта деревянной точеной посуды в XVI - начале XVII в. дают большой материал приходно-расходные книги, таможенные книги, акты и описи имущества монастырей. Из них видно, что выработкой деревянной токарной посуды занимались оброчные крестьяне Волоколамского, Троице-Сергиев-ского, Кирило-Белозерского монастырей, ремесленники Калужской и Тверской губерний, посадские люди Нижнего Новгорода и Арзамаса. К концу XVIII в. производство деревянной токарной посуды стало массовым. Русские ремесленники создали поистине совершенные формы: ставцы, ставчики, братины, блюда, чаши, кубки, чарки, стаканы (рис. 1). Мастерство, передаваемое по наследству, совершенствовалось творчеством каждого поколения.

Рис. 1. Распространенные формы русской токарной посуды. XV-XVIII вв.: 1 - братина; 2 - чаша; 3, 4 - блюда; 5, 6 - кубки; 7 - стакан; 8 - чарка; 9 - ставчик; 10 - ставец.

Из индивидуальной посуды самым распространенным был ставец - глубокий сосуд наподобие чаши с плоским поддоном и объемной крышкой. Некоторые из них имели фигурные рукояти. Ставцы были разной величины: ставы, ставцы и ставчики. Ставцы и ставчики применялись как обеденная посуда. Ставы большие служили хранилищем для посуды меньшего размера и хлебных изделий. Праздничный стол украшали братины, блюда, тарели, кубки, чарки, стопы. Братину - сосуд шарообразной формы среднего размера с небольшой шейкой сверху и немного отогнутым наружу венчиком всегда делали на поддоне. Братина служила для подачи на стол напитков. На блюдах и тарелях с широкими краями, плоскими бортиками и круглыми поддонами или рельефами подавали на стол пироги, мясо, рыбу, сладости. Диаметр блюд достигал 45 см. Самым распространенным в крестьянской среде типом посуды была чаша - сосуд полусферической формы с прямым венчиком, плоским низким поддоном или небольшим круглым рельефом. У этих чаш отношение высоты к диаметру часто равнялось 1:3. Для устойчивости диаметр поддона делали равным высоте чаши. Диаметр ходовых чаш - 14-19 см. Крупные чаши достигали в диаметре 30 см, а бурлацкие - даже 50 см. Непременной принадлежностью каждого стола была солонка. Точеные солонки представляют собой небольшие вместительные сосуды с низким устойчивым поддоном, с крышкой или без нее. Большой популярностью с XIX в. стала пользоваться хохломская посуда, которую изготовляли в большом количестве в Семеновском уезде Нижегородской губернии (Горьковская обл.). Ее можно было встретить не только в России, но и в странах Востока.

Популярности хохломской посуды способствовали промышленные выставки: в 1853 г. она впервые демонстрировалась на отечественной выставке, а в 1857 г. - на зарубежной. В конце прошлого века ее экспортировали во Францию, Германию, Англию, Северную Америку. На протяжении столетий в этом промысле складывались и совершенствовались определенные типы деревянной посуды, отличающиеся благородной простотой силуэта, строгостью пропорций, отсутствием вычурных, дробящих форму деталей. Современные мастера, используя лучшие традиции прошлого, продолжают выделку деревянной посуды, являющейся одновременно предметами быта и великолепным украшением жилища.

В Горьковской области существует два исторически сложившихся очага промысла - в селе Семине Ковернинского района и в городе Семенове. Семинские изделия - массивные чаши и ковши - выполнены в традициях крестьянской деревянной посуды. Семеновская посуда отличается большей утонченностью, для нее свойственны усовершенствованные формы, затейливые крышки и ручки. Поиски новых видов изделий привели к созданию неизвестных раньше наборов и комплектов посуды. Широкое признание получили столовые и рыбацкие наборы, наборы для кофе (рис. 2) и чая, наборы для салата, ягод и варенья, специй. В наборы, а также сервизы обычно входит несколько предметов - до шести чашек, стопок, стаканов, блюдец, большая братина или супница с крышкой, кофейник или квасник, сахарница, сливочник, солонка и перечник. Часто наборы дополняют большие тарели - подносы. В каждый набор обязательно входят ложки - столовые или чайные, для салата, уполовники. Утилитарная в своей основе хохломская посуда отличается пластической выразительностью форм, выгодно подчеркивающей художественные достоинства украшающей ее росписи.

Рис. 2. Набор для кофе. Липа, масло, точение, резьба, роспись “Кудрина”. Н. И. Иванова, Н. П. Сальникова, 1970-е гг., г. Семенов, объединение “Хохломская роспись”.

Наиболее древняя ложка (рис. 1), видимо, имевшая ритуальное назначение, найдена в Горбуновском торфянике на Урале. У нее вытянутый, яйцевидной формы черпачек и изогнутая ручка, заканчивающаяся птичьей головкой, что придает ей образ плывущей, птицы.

Рис. 1. Ложка. Дерево, резьба. II тысячелетие до н. э., г. Нижний Тагил, Горбуновский торфяник. Исторический музей.

В Новгороде Великом существовало много разновидностей деревянных ложек (рис. 2). Особенно обращают на себя внимание ложки с небольшим, как бы приподнятым на гребешке плоским черенком. Новгородские мастера украшали их резьбой и росписью. Орнамент - плетенка, выполненный в технике контурной резьбы, поясками наносился на черенок и обрамлял лопасть. На Русском Севере в XVII в. были известны ложки репчатые вологодского дела, сделанные в Вологодском крае, а также ложки шадровые с костьми, коренные с костками или ложки с присадкой морского зуба, т. е. инкрустированные костью, моржовым клыком.

Рис. 2. Ложки. Клен, резьба. Новгород Великий: 1, 2 - простые ложки. XIII вв.; 3, 4, 5 - дорожные ложки, X, XI, XVI вв.

У каждой народности нашей страны существуют свои собственные формы ложек, но наиболее известны ложки, сделанные в Волго-Вятском крае (рис. 3). Их свыше сорока разновидностей, только в Горьковской области делали и делают уполовники, ложку протирку, салатную, рыбацкую, тонкую, межеумок, полубасок, сибирку, детскую, горчичную, ложку для варенья и др. Черпачок у горьковских ложек чаще сферической формы, а округлая или ограненная ручка-черенок заканчивается коковкой - утолщением в виде срезанной пирамидки. Кировская ложка имеет яйцевидный черпачок и плоскую, чуть загнутую ручку. Изготовление ложек уже в прошлом было хорошо налаженным, разветвленным производством. В одних селениях делали заготовки, так называемые осколки или баклуши. В небольшом обрубке с чуть отесанными краями, расширяющимися в той части, какая должна стать черпачком, с трудом угадывалась ложка. В других селениях ложкари теслом начерно выдалбливали углубление, которое потом резцом-крючком выбирали начисто. Уверенным движением ножа срезали лишнее с ручки, придавая ей небольшой изгиб, и ложка была готова. Русские мастера настолько отработали приемы резьбы ложки, что на ее изготовление затрачивается 15 - 20 мин.

Рис. 3. Русские ложки XIX-XX вв. ГИМ.

На Руси издавна резали всевозможных форм, размеров и назначений деревянную посуду: ковши, скопкари, ендовы и другие. Сегодня известно несколько типов традиционных русских ковшей: московские, Козьмодемьянские, тверские, ярославско-костромские, вологодские, северодвинские и т. д. (рис. 1).

Рис. 1. Русская праздничная посуда. XVII-XIX вв.: 1 - каповый ладьевидным московский ковш; 2 - большой Козьмодемьянским ковш; 3 - Козьмодемьянские ковши-черпаки; 4 - тверской ковш “конюх”; 5 - ковш ярославско-костромского типа; 6 - вологодский ковш-налевка; 7 - северодвинский скопкарь; 8 - тверская ендова; 9 - северодвинская ендова.

Для московских ковшей, изготовлявшихся из капа с красивым рисунком текстуры, характерны чаши четкой, даже изысканной ладьевидной формы с плоским дном, заостренным носиком и короткой горизонтальной рукоятью. Благодаря плотности и прочности материала стенки подобных сосудов часто были толщиной с ореховую скорлупу. Каповую посуду нередко делали в серебряной оправе. Известны ковши XVIII в., достигающие в диаметре 60 см. Козьмодемьянские ковши долбили из липы. Форма их ладьевидная и очень близкая к форме московских ковшей, но они значительно глубже и больше по объему. Некоторые из них достигали вместимости двух-трех, а иногда и четырех ведер. Рукоять плоская горизонтальная с конструктивным дополнением сугубо местного характера - прорезной петлей внизу. Для Козьмодемьянска характерны и малые ковши-черпаки, которые служили для зачерпывания напитков из больших ведерных ковшей. Они преимущественно ладьевидной формы, с округлым, чуть уплощенным дном. Почти вертикально поставленная, идущая от донышка многоярусная в виде архитектурного сооружения рукоять украшена сквозной резьбой, завершающейся изображением коня, реже птицы.

Тверские ковши заметно отличаются от московских и Козьмодемьянских. Своеобразие их заключается уже в том, что они выдолблены из корня дерева. Сохраняя в основном форму ладьи, они больше вытянуты в ширину, чем в длину, из-за чего кажутся сплющенными. Носовая часть ковша, как обычно у ладьевидных сосудов, поднята кверху и заканчивается двумя-тремя конскими головками, за что тверские ковши и получили название «конюхи». Рукоять ковша прямая граненая, верхняя грань, как правило, украшена орнаментальной резьбой. Ковши ярославско-костромской группы имеют глубокую округлую, иногда сплюснутую ладьевидную чашу, края которой немного загнуты внутрь. В более ранних ковшах чаша поднята на невысокий поддон. Рукояти их вырезаны в виде фигурной петли, носик - в виде петушиной головки с острым клювом и бородкой. Вологодские ковши-налевки предназначены для зачерпывания напитков из больших ковшей-скопкарей. Для них характерна ладьевидная форма и круглое сферическое дно, их, как правило, подвешивали на большой ковш. Рукояти в форме крючка украшали прорезным орнаментом в виде уточек.

На Русском Севере из корня дерева вырезали ковши-скопкари. Скопкарь представляет собой ладьевидный сосуд, подобный ковшу, но имеющий две рукояти, одна из которых обязательно в виде головки птицы или коня. По бытовому назначению скопкари делятся на большие, средние и малые. Большие и средние - для подачи напитков на стол, малые - для индивидуального пользования, подобно малым чаркам. Северодвинские скопкари также резали из корня. Они имеют четкую ладьевидную форму, рукояти, обработанные в виде головки и хвоста водоплавающей птицы, да и всем своим видом они напоминают водоплавающую птицу.

Наряду с ковшами и скопкарями украшением праздничного стола были и ендовы или «яндовы». Ендова - невысокая чаша с носком для слива. Большие ендовы вмещали до ведра жидкости. Известны тверские и северодвинские их варианты. Лучшие тверские ендовы вырезаны из капа. Они представляют собой чашу на поддоне овальной или кубической формы с носком-сливом в виде желоба и рукояткой. Ендова северодвинского типа имеет форму круглой чаши на низком поддоне, со слегка отогнутыми краями, с полуоткрытым носком в виде желобка, иногда фигурно вырезанного. Рукоятка встречается очень редко. Первоначальная обработка описанных предметов производилась топором, глубину сосуда выдалбливали (выбирали) теслом, затем выравнивали скобелем. Окончательную внешнюю обработку производили резцом и ножом. Образцы русской деревянной посуды демонстрируют высокое мастерство, выработанное не одним поколением народных мастеров.

Рис. 2. Ковш. Липа, кудринская резьба. 1970-е гг., Хотьково, фабрика резных художественных изделий.

Когда на территории России началось изготовление деревянной резной посуды, сказать трудно. Самая ранняя находка ковша датируется II тысячелетием до н. э. Археологические раскопки на территории Киевской Руси и Новгорода Великого указывают на то, что производство деревянной посуды было развито уже в X - XII вв. В XVI - XVII вв. посуду из дерева делали крепостные помещичьи и монастырские крестьяне или стрельцы. Широкое развитие производство деревянной посуды и ложек получило в XVII в., когда спрос на них возрос как в городе, так и в деревне. В XIX в. с развитием промышленности и появлением металлической, фарфоровой, фаянсовой и стеклянной посуды резко сокращается необходимость в посуде деревянной. Ее производство сохраняется в основном в промысловых районах Поволжья.

В настоящее время ковши-черпаки и настольные ковши являются одним из излюбленных видов художественных изделий из дерева. Архангельские мастера, сохраняя традиционную основу северорусского ковша, предпочитают не лакировать бархатистую, чуть тонированную в серебристые или светло-коричневые тона поверхность древесины. Мастера подмосковного хотьковского промысла создали собственный образ современного ковша, ковша-чаши, ковша-вазы, украшающего праздничный стол (рис. 2). Для них характерна мощная пластика форм, необычная, поблескивающая внутренним светом, приятного тона поверхность. Традиционным для промысла стал ковш-парус с высоко поднятым расправленным парусом-ручкой, на котором, как правило, вырезают куст знаменитого кудринского орнамента.

Культ дерева на Руси помимо доступности этого материала объясняется также легкостью его обработки и необыкновенной декоративностью, особенно в узорной резьбе. Резьба по дереву – искусство древнее. В геометрической резьбе исследователи обнаруживают много общего с зарубками и метками, которые владелец оставлял когда-то на деревянной колоде своего улья, на деревьях, ограждавших его землю. Для отличия от других метки эти, состоящие из полосок, кружочков, треугольников, ромбиков, усложнялись, и возникал простейший орнамент.

Яндекс.Директ

Секретный метод заработка! 18+asoloviev.net Начни зарабатывать 21000р уже к вечеру! Нужно лишь получить видео уроки CPA

Не здесь ли начало искусства? Зарубки со временем стали не нужны, а резной орнамент нашел себе применение в предметах крестьянского быта , в утвари и посуде.

Во время различных археологических раскопок были найдены многочисленные фрагменты " class="alink" href="http://goodlinez.ru/plot_works/405" style="color: rgb(39, 99, 140); text-decoration: none;">старинной деревянной посуды. По своему назначению посуда разделялась на две категории: для напитков (ковши, братины, ендовы, чаши, стаканы) и для горячей пищи (блюда, миски, ставцы). Выдолбить или вырезать из целого куска дерева при помощи топора, ножа и тесла ковш, ендову или чашу было делом непростым и весьма трудоемким. И деревянная посуда всегда ценилась. Особенно из корневища или капа, наиболее водостойкая и прочная.

Самой распространенной изготовленной деревянной посудой своими руками были ковши, которые отличались разнообразными формами и размерами, а также украшениями. На людных пирах хмельное подавали в ведерных ковшах, а «заздравные чаши» пили из особых шарообразных братин. Различную пищу (икра, блины, рыба) накладывали в круглые праздничные ковши, с невысокими бортиками. Обычно на ковшах выгравированы наставления и советы.

Делали деревянную посуду в старину повсеместно. Среди мастеров были разного рода специалисты: олифленники, ковшечники, ложечники, судописцы и токари. Точеные деревянные сосуды были известны еще в X-XII веках.

Вначале был примитивный лучковый станок попеременного движения с намотанной на ось тетивой, потом со шкивом и маховым колесом, работавший на конной тяге или от падающей воды (по принципу мельничного колеса).

К концу XIX века производство точеной посуды из клена, березы, осины и вяза стало массовым.

Деревянная посуда Руси

Трудно сказать, с каких времен началось на Руси изготовление точеной деревянной посуды. Археологические находки на территории Новгорода и на месте болгарских поселений в Поволжье говорят о том, что токарный станок был известен еще в XII в. В Киеве, в тайниках десятинной церкви, при раскопках была найдена точеная миска. В XVI-XVII вв. установка простейшего, так называемого лучкового, токарного станка была доступна каждому рядовому ремесленнику.

О местах производства и рынках сбыта деревянной точеной посуды в XVI - начале XVII в. дают большой материал приходно-расходные книги, таможенные книги, акты и описи имущества монастырей. Из них видно, что выработкой деревянной токарной посуды занимались оброчные крестьяне Волоколамского, Троице-Сергиев-ского, Кирило-Белозерского монастырей, ремесленники Калужской и Тверской губерний, посадские люди Нижнего Новгорода и Арзамаса. К концу XVIII в. производство деревянной токарной посуды стало массовым. Русские ремесленники создали поистине совершенные формы: ставцы, ставчики, братины, блюда, чаши, кубки, чарки, стаканы (рис. 1). Мастерство, передаваемое по наследству, совершенствовалось творчеством каждого поколения.

Из индивидуальной посуды самым распространенным был ставец - глубокий сосуд наподобие чаши с плоским поддоном и объемной крышкой. Некоторые из них имели фигурные рукояти. Ставцы были разной величины: ставы, ставцы и ставчики. Ставцы и ставчики применялись как обеденная посуда. Ставы большие служили хранилищем для посуды меньшего размера и хлебных изделий. Праздничный стол украшали братины, блюда, тарели, кубки, чарки, стопы. Братину - сосуд шарообразной формы среднего размера с небольшой шейкой сверху и немного отогнутым наружу венчиком всегда делали на поддоне. Братина служила для подачи на стол напитков. На блюдах и тарелях с широкими краями, плоскими бортиками и круглыми поддонами или рельефами подавали на стол пироги, мясо, рыбу, сладости. Диаметр блюд достигал 45 см. Самым распространенным в крестьянской среде типом посуды была чаша - сосуд полусферической формы с прямым венчиком, плоским низким поддоном или небольшим круглым рельефом. У этих чаш отношение высоты к диаметру часто равнялось 1:3. Для устойчивости диаметр поддона делали равным высоте чаши. Диаметр ходовых чаш - 14-19 см. Крупные чаши достигали в диаметре 30 см, а бурлацкие - даже 50 см. Непременной принадлежностью каждого стола была солонка. Точеные солонки представляют собой небольшие вместительные сосуды с низким устойчивым поддоном, с крышкой или без нее. Большой популярностью с XIX в. стала пользоваться хохломская посуда, которую изготовляли в большом количестве в Семеновском уезде Нижегородской губернии (Горьковская обл.). Ее можно было встретить не только в России, но и в странах Востока.

Популярности хохломской посуды способствовали промышленные выставки: в 1853 г. она впервые демонстрировалась на отечественной выставке, а в 1857 г. - на зарубежной. В конце прошлого века ее экспортировали во Францию, Германию, Англию, Северную Америку. На протяжении столетий в этом промысле складывались и совершенствовались определенные типы деревянной посуды, отличающиеся благородной простотой силуэта, строгостью пропорций, отсутствием вычурных, дробящих форму деталей. Современные мастера, используя лучшие традиции прошлого, продолжают выделку деревянной посуды, являющейся одновременно предметами быта и великолепным украшением жилища.

В Горьковской области существует два исторически сложившихся очага промысла - в селе Семине Ковернинского района и в городе Семенове. Семинские изделия - массивные чаши и ковши - выполнены в традициях крестьянской деревянной посуды. Семеновская посуда отличается большей утонченностью, для нее свойственны усовершенствованные формы, затейливые крышки и ручки. Поиски новых видов изделий привели к созданию неизвестных раньше наборов и комплектов посуды. Широкое признание получили столовые и рыбацкие наборы, наборы для кофе (рис. 2) и чая, наборы для салата, ягод и варенья, специй. В наборы, а также сервизы обычно входит несколько предметов - до шести чашек, стопок, стаканов, блюдец, большая братина или супница с крышкой, кофейник или квасник, сахарница, сливочник, солонка и перечник. Часто наборы дополняют большие тарели - подносы. В каждый набор обязательно входят ложки - столовые или чайные, для салата, уполовники. Утилитарная в своей основе хохломская посуда отличается пластической выразительностью форм, выгодно подчеркивающей художественные достоинства украшающей ее росписи.

Русские деревянные ложки

Наиболее древняя ложка, видимо, имевшая ритуальное назначение, найдена в Горбуновском торфянике на Урале. У нее вытянутый, яйцевидной формы черпачек и изогнутая ручка, заканчивающаяся птичьей головкой, что придает ей образ плывущей, птицы.

В Новгороде Великом существовало много разновидностей деревянных ложек (рис. 2). Особенно обращают на себя внимание ложки с небольшим, как бы приподнятым на гребешке плоским черенком. Новгородские мастера украшали их резьбой и росписью. Орнамент - плетенка, выполненный в технике контурной резьбы, поясками наносился на черенок и обрамлял лопасть. На Русском Севере в XVII в. были известны ложки репчатые вологодского дела, сделанные в Вологодском крае, а также ложки шадровые с костьми, коренные с костками или ложки с присадкой морского зуба, т. е. инкрустированные костью, моржовым клыком.

У каждой народности нашей страны существуют свои собственные формы ложек, но наиболее известны ложки, сделанные в Волго-Вятском крае. Их свыше сорока разновидностей, только в Горьковской области делали и делают уполовники, ложку протирку, салатную, рыбацкую, тонкую, межеумок, полубасок, сибирку, детскую, горчичную, ложку для варенья и др. Черпачок у горьковских ложек чаще сферической формы, а округлая или ограненная ручка-черенок заканчивается коковкой - утолщением в виде срезанной пирамидки. Кировская ложка имеет яйцевидный черпачок и плоскую, чуть загнутую ручку. Изготовление ложек уже в прошлом было хорошо налаженным, разветвленным производством. В одних селениях делали заготовки, так называемые осколки или баклуши. В небольшом обрубке с чуть отесанными краями, расширяющимися в той части, какая должна стать черпачком, с трудом угадывалась ложка. В других селениях ложкари теслом начерно выдалбливали углубление, которое потом резцом-крючком выбирали начисто. Уверенным движением ножа срезали лишнее с ручки, придавая ей небольшой изгиб, и ложка была готова. Русские мастера настолько отработали приемы резьбы ложки, что на ее изготовление затрачивается 15 - 20 мин.

Русские деревянные ковши

На Руси издавна резали всевозможных форм, размеров и назначений деревянную посуду: ковши, скопкари, ендовы и другие. Сегодня известно несколько типов традиционных русских ковшей: московские, Козьмодемьянские, тверские, ярославско-костромские, вологодские, северодвинские и т. д.

Для московских ковшей, изготовлявшихся из капа с красивым рисунком текстуры, характерны чаши четкой, даже изысканной ладьевидной формы с плоским дном, заостренным носиком и короткой горизонтальной рукоятью. Благодаря плотности и прочности материала стенки подобных сосудов часто были толщиной с ореховую скорлупу. Каповую посуду нередко делали в серебряной оправе. Известны ковши XVIII в., достигающие в диаметре 60 см. Козьмодемьянские ковши долбили из липы. Форма их ладьевидная и очень близкая к форме московских ковшей, но они значительно глубже и больше по объему. Некоторые из них достигали вместимости двух-трех, а иногда и четырех ведер. Рукоять плоская горизонтальная с конструктивным дополнением сугубо местного характера - прорезной петлей внизу. Для Козьмодемьянска характерны и малые ковши-черпаки, которые служили для зачерпывания напитков из больших ведерных ковшей. Они преимущественно ладьевидной формы, с округлым, чуть уплощенным дном. Почти вертикально поставленная, идущая от донышка многоярусная в виде архитектурного сооружения рукоять украшена сквозной резьбой, завершающейся изображением коня, реже птицы.

Тверские ковши заметно отличаются от московских и Козьмодемьянских. Своеобразие их заключается уже в том, что они выдолблены из корня дерева. Сохраняя в основном форму ладьи, они больше вытянуты в ширину, чем в длину, из-за чего кажутся сплющенными. Носовая часть ковша, как обычно у ладьевидных сосудов, поднята кверху и заканчивается двумя-тремя конскими головками, за что тверские ковши и получили название «конюхи». Рукоять ковша прямая граненая, верхняя грань, как правило, украшена орнаментальной резьбой. Ковши ярославско-костромской группы имеют глубокую округлую, иногда сплюснутую ладьевидную чашу, края которой немного загнуты внутрь. В более ранних ковшах чаша поднята на невысокий поддон. Рукояти их вырезаны в виде фигурной петли, носик - в виде петушиной головки с острым клювом и бородкой. Вологодские ковши-налевки предназначены для зачерпывания напитков из больших ковшей-скопкарей. Для них характерна ладьевидная форма и круглое сферическое дно, их, как правило, подвешивали на большой ковш. Рукояти в форме крючка украшали прорезным орнаментом в виде уточек.

На Русском Севере из корня дерева вырезали ковши-скопкари. Скопкарь представляет собой ладьевидный сосуд, подобный ковшу, но имеющий две рукояти, одна из которых обязательно в виде головки птицы или коня. По бытовому назначению скопкари делятся на большие, средние и малые. Большие и средние - для подачи напитков на стол, малые - для индивидуального пользования, подобно малым чаркам. Северодвинские скопкари также резали из корня. Они имеют четкую ладьевидную форму, рукояти, обработанные в виде головки и хвоста водоплавающей птицы, да и всем своим видом они напоминают водоплавающую птицу.

Наряду с ковшами и скопкарями украшением праздничного стола были и ендовы или «яндовы». Ендова - невысокая чаша с носком для слива. Большие ендовы вмещали до ведра жидкости. Известны тверские и северодвинские их варианты. Лучшие тверские ендовы вырезаны из капа. Они представляют собой чашу на поддоне овальной или кубической формы с носком-сливом в виде желоба и рукояткой. Ендова северодвинского типа имеет форму круглой чаши на низком поддоне, со слегка отогнутыми краями, с полуоткрытым носком в виде желобка, иногда фигурно вырезанного. Рукоятка встречается очень редко. Первоначальная обработка описанных предметов производилась топором, глубину сосуда выдалбливали (выбирали) теслом, затем выравнивали скобелем. Окончательную внешнюю обработку производили резцом и ножом. Образцы русской деревянной посуды демонстрируют высокое мастерство, выработанное не одним поколением народных мастеров.

Когда на территории России началось изготовление деревянной резной посуды, сказать трудно. Самая ранняя находка ковша датируется II тысячелетием до н. э. Археологические раскопки на территории Киевской Руси и Новгорода Великого указывают на то, что производство деревянной посуды было развито уже в X - XII вв. В XVI - XVII вв. посуду из дерева делали крепостные помещичьи и монастырские крестьяне или стрельцы. Широкое развитие производство деревянной посуды и ложек получило в XVII в., когда спрос на них возрос как в городе, так и в деревне. В XIX в. с развитием промышленности и появлением металлической, фарфоровой, фаянсовой и стеклянной посуды резко сокращается необходимость в посуде деревянной. Ее производство сохраняется в основном в промысловых районах Поволжья.

В настоящее время ковши-черпаки и настольные ковши являются одним из излюбленных видов художественных изделий из дерева. Архангельские мастера, сохраняя традиционную основу северорусского ковша, предпочитают не лакировать бархатистую, чуть тонированную в серебристые или светло-коричневые тона поверхность древесины. Мастера подмосковного хотьковского промысла создали собственный образ современного ковша, ковша-чаши, ковша-вазы, украшающего праздничный стол. Для них характерна мощная пластика форм, необычная, поблескивающая внутренним светом, приятного тона поверхность. Традиционным для промысла стал ковш-парус с высоко поднятым расправленным парусом-ручкой, на котором, как правило, вырезают куст знаменитого кудринского орнамента.

Культ дерева на Руси помимо доступности этого материала объясняется также легкостью его обработки и необыкновенной декоративностью, особенно в узорной резьбе. Резьба по дереву " class="alink" href="http://goodlinez.ru/plot_works/623" style="color: rgb(39, 99, 140); text-decoration: none;">Резьба по дереву – искусство древнее. В геометрической резьбе исследователи обнаруживают много общего с зарубками и метками, которые владелец оставлял когда-то на деревянной колоде своего улья, на деревьях, ограждавших его землю. Для отличия от других метки эти, состоящие из полосок, кружочков, треугольников, ромбиков, усложнялись, и возникал простейший орнамент.

Русская деревянная посуда Не здесь ли начало искусства? Зарубки со временем стали не нужны, а резной орнамент нашел себе применение в предметах крестьянского быта, в утвари и посуде.

Во время различных археологических раскопок были найдены многочисленные фрагменты старинной деревянной посуды. По своему назначению посуда разделялась на две категории: для напитков (ковши, братины, ендовы, чаши, стаканы) и для горячей пищи (блюда, миски, ставцы). Выдолбить или вырезать из целого куска дерева при помощи топора, ножа и тесла ковш, ендову или чашу было делом непростым и весьма трудоемким. И деревянная посуда всегда ценилась. Особенно из корневища или капа, наиболее водостойкая и прочная.

Самой распространенной деревянной посудой были ковши, которые отличались разнообразными формами и размерами, а также украшениями. На людных пирах хмельное подавали в ведерных ковшах, а «заздравные чаши» пили из особых шарообразных братин. Различную пищу (икра, блины, рыба) накладывали в круглые праздничные ковши, с невысокими бортиками. Обычно на ковшах выгравированы наставления и советы.

Делали деревянную посуду в старину повсеместно. Среди мастеров были разного рода специалисты: олифленники, ковшечники, ложечники, судописцы и токари. Точеные деревянные сосуды были известны еще в X-XII веках. Вначале был примитивный лучковый станок попеременного движения с намотанной на ось тетивой, потом со шкивом и маховым колесом, работавший на конной тяге или от падающей воды (по принципу мельничного колеса). К концу XIX века производство точеной посуды из клена, березы, осины и вяза стало массовым.

Изготовление посуды

Большим разнообразием отличалась деревянная посуда. В каждой местности существовали свои художественные традиции ее оформления. Формы были просты, лаконичны и в то же время монументальны. Каждый мастер ясно представлял, для каких целей он изготовляет братину, ендову, ковш, скобкарь, туес, чашу, чарку. От этого зависела их форма и величина. При изготовлении посуды мастер пользовался самым простым набором инструментов, топором, ножом, скобелем и циркулем.

Мотив резного конька встречается на таких предметах домашнего обихода, как ковши-черпаки, малые ковши и большие ковши, типа «скобкарь». Свое название они получили по технике изготовления, при которой применялся инструмент скобель. Ковши резали из могучих корневищ или капа. У ковша-скобкаря тулово напоминает обтекаемую форму русской ладьи, с одной стороны завершающуюся символическим очень обобщенным изображением одной, двух или даже трех конских голов, а с противоположной - мощной рукоятью. Мастер предельно упрощенно вырезал небольшую морду коня с остро поставленными ушами и крутой шеей, плавне переходящей в тулово скобкаря. Такая форма ковша утвердилась на Руси еще в глубокой древности. Борт ковша обычно украшал резной или расписной орнамент, здесь же находились именные подписи. В таких необычайно красивых ковшах во время больших пиров и других трапез подавали пиво, квас, мед.

Деревянная посудаДерево использовали для изготовления посуды с незапамятных времен. Собственно, до деревянной посуды, поначалу «корявой», грубо выдолбленной или кое-как сделанной из коры, вообще никакой посуды не было. Люди как-то обходились без нее. А потом надоело, и постепенно в обиход начали входить разные деревянные плошки. Известен, правда, период в «посудной истории Руси», когда на княжеских пирах блюда клали прямо на деревянный стол , в котором были предусмотрены специальные углубления. Таким образом, сам стол и являлся посудой. Со временем от этой порочной практики отказались. Постепенно люди стали придавать значение не только функции посуды, но и ее внешнему виду. В процессе различных археологических раскопок были найдены образцы деревянной утвари, относящиеся примерно к VIII веку. На ней сохранилась декоративная резьба и некоторые другие «украшательства».

Вообще, на Руси посуду делали из древесины лиственных пород. Способов изготовления было несколько. Деревянные изделия делились на долбленые или резаные, точеные, бондарные и собранные из клепок с помощью обручей. Главенствовала бондарная посуда. Во всяком случае, изделия мастеров-бондарей пользовались наибольшим спросом. Да и ассортимент бондарной посуды был широк и включал себя как мелкие предметы (чашки, стаканы и т.д.), так и утварь более крупную (лохани, ведра, кадки, бочки).

Топорно-щепные игрушки

В деревнях под древним городом Городцом находился старейший центр нижегородской топорно-щепной игрушки. Городецкая «топорщина», украшенная свободной кистевой росписью, отличается особой выразительностью. Ее истоки - в традициях мастерства, бытовавшего вблизи села Пурех (ныне Чкаловский район). Оттуда же происходит и лысковская игрушка.

Интереснейшие материалы об этих промыслах, о мастерах-игрушечниках и секретах местных ремесел собрал видный специалист-энтузиаст из Горького Д. В. Прокопьев. По его инициативе игрушка Горьковского края широко представлена в лучших музейных собраниях народного искусства Москвы, Ленинграда, Горького, Загорска. Его же стараниями в начале 1930-х годов были приобретены для музеев и лысковские игрушки мастера И. В. Ягненкова, а архивные рукописи Д. В. Прокопьева сохранили ценные сведения о них.

http://goodlinez.ru/plot_works/405

Древнерусская посуда отличалась многообразием, несмотря на то что создавалась она чаще всего из дерева. Привлекательность ее для современных людей в том, что она красива, небычна, а изготовление посуды было настоящим творческим процессом, подлинным искусством, в котором проявлялась фантазия русских умельцев.

Особенности древней посуды

Как уже говорилось, на Руси вся посуда вырезалась из дерева, причем и для еды, и для питья. Именно поэтому до нас дошло совсем немного образцов настоящего народного творчества. Древнерусская посуда отличается разнообразием - это и миски, и ковши, и жбаны, и резные ложки. Создавались эти атрибуты в разных центрах Русского княжества, и каждого мастера отличал свой неповторимый почерк. Роспись и резьба - это самые распространенные украшения древней посуды. Сегодня эти изделия можно встретить разве что в музеях да в частных коллекциях любителей старинных вещиц.

Какой использовался материал

Для создания посуды подходили не все виды древесины. Чаще всего использовались береза, осина, хвойные породы деревьев. Мягкая липа использовалась для создания ложек, ковшей-наливаек. Причем в документации встречается древнерусская посуда, названия которой привлекает внимание своей необычностью. Например, ложка прямизны, ковш коренной - такие названия ничего не говорят нам, современным людям, привыкшим к стеклу и фарфору для сервировки стола. На самом деле прямизна - это древесина ствола, а коренной сосуд - это сосуд, выполненный из мощного корневища. Крестьяне, как правило, использовали для создания посуды любое дерево - и развалины, и кору, и гибкие корни, которые удобны плести. А самой дорогой считалась посуда из капа - нароста на дереве.

Ковш

Эта древнерусская посуда дошла до нас в измененном виде, ведь современные модели создаются отнюдь не из дерева. Металлические ковши в современной России часто используются в деревнях при оборудовании бани. В Древней Руси ковш считался самым распространенным видом праздничной посуды для питья - в них подавали мед, квас, пиво. Ансамбль из больших и малых ковшей служил самым настоящим украшением стола.

Эта древнерусская посуда для вина всегда была нарядной и интересной, например, в форме ладьи, плывущей птицы. На Северной Двине создавали эту посуду с двумя рукоятками, которые напоминали голову и хвост утки. Большую роль играла и яркая роспись, которыми украшались эти нехитрые крестьянские атрибуты быта. В Тверской губернии местные мастера создавали сосуды в виде декорированные резьбой и геометрической розеткой по центру, которая является древним символом солнца. А в 1558 году, во время правления Ивана Грозного, по его приказу был создан ковш, декорированный тремя крупными сапфирами. Сегодня это произведение искусства хранится в одном из музеев Германии, куда он попал во время Великой Отечественной войны.

Ковши разных регионов

Московские мастера создавали ковши из капа, который позволял сохранить красивый рисунок текстуры. Эти изделия имели форму ладьи, плоское дно, заостренный носик и короткую горизонтальную рукоять. Сосуды имели плотные и прочные стенки, а как дополнительный декор использовалась серебряная оправа. Козьмодемьянские ковши создавались из липы и по форме напоминали московские, но были более глубокими и большими по объему. Изготовленные тверскими мастерами ковши выдалбливались из корней деревьев чаще всего в форме вытянутой ладьи. А в северных регионах создавались ковши-скопкари - сосуды в виде ладьи с двумя рукоятками, одна из которых обязательно выполнялась в виде головы птицы или лошади.

Хлебница и солоница

Эта древнерусская посуда также была обязательным атрибутом на любом столе, ведь хлеб и соль были важными составляющими рациона. Использовалась хлебница для хранения мучных изделий, а мастерили ее из луба - слоя ствола дерева, который располагается между корой и сердцевиной. Такая посуда надежно защищает хлеб от плесени и влажности.

Соль на Руси была дорогим удовольствием, поэтому к созданию посуды для ее хранения подходили очень тщательно. Солоница изготавливалась в двух основных формах - в виде стульчика, у которого поднимается сиденье-крышка, либо в виде плывущей птицы. Очень красиво и необычно выглядела древнерусская посуда - картинки показывают, насколько большое внимание уделялось элементам росписи и резьбы.

Братина, плошки и веко

Если названия "ковш" и "солоница" (правда, мы чаще называем ее "солонкой") знакомы каждому, то со словом "братина" все гораздо сложнее. Скорее всего, название этой посуды происходит от слова "братчина", которая обозначала праздничное застолье. Как правило, она выполнялась в виде шара, который сверху перехватывался горлышком-венцом с отогнутыми краями. Древнерусский этого вида был самым разным. Например, до наших дней сохранилась изготовленная еще в XVIII веке братина, украшенная росписью в виде чешуек с надписью. Кстати, надписи тоже играли большую роль при оформлении древней посуды. Они могли рассказать о многом: о месте и дате создания атрибута, о ее хозяине и так далее.

Были в обиходе в старину и плошки, представляющие собой широкую посуду с невысокими краями. В них подавались жареные и печеные блюда, а в монастырях даже пекли караваи. Веко представляло собой блюдо продолговатой формы, которое сверху покрывалось крышкой и дополнительно оснащалось ручками. Оно использовалась в разных целях: для выпекания пирогов, хранения кваса, готовки мясных блюд. Впоследствии это блюдо превратилось в известную нам сковородку.

Ендова и кубки

Если с кубками все понятно, то ендова - древнерусская посуда, названия которой были разными: и чаша, и яндова, и братина. Эта посуда представляет собой круглый сосуд из меди или луба, который использовался для питья пива, меда, браги. Стилизовались такие сосуды в виде фигур утки, гуся, петуха, ладьи и в каждом регионе имели свои рисунки. До сих пор такая утварь сохранилась у карел - они создают ендовы из древесины липы, дуба, клена или березы.

Тверские мастера создавали лучшие ендовы из капа Посуда выполнялась в виде чаши на специальном поддоне (овальном или квадратном) и дополнялась носиком-сливом. Обрабатывались сосуды топором, затем выравнивались скобелем.

Ставцы и ложки

Необычна и очень колоритна древнерусская посуда из дерева, да и названия у нее иногда очень неожиданные. Например, для еды использовался ставец, который создавался вытачиванием на специальном станке. Эта посуда представляла собой две глубокие чаши - одна служила крышкой, но ее можно было использовать и как тарелку. Ну и какой праздничный стол может обойтись без ложек? Наверное, этот элемент утвари имеется у многих - красивая и толстая деревянная ложка, богато украшенная росписью. В ставцах на Руси подавались и фрукты с овощами. Но имелась и посуда под конкретный вид плодов - лимонник, овощник, огуречник.

Большое количество видов деревянных ложек было в Новгороде-Великом. Особенно красиво выглядели изделия, которые имели как бы приподнятый черенок. Чаще всего в качестве орнамента использовалась плетенка, которая выполнялась техникой контурной резьбы. А в северных областях создавались шадровые ложки с инкрустацией костями или клыками. Кроме того, в каждом регионе ложки имели свою уникальную форму. Например, в Горьковской области создавали уполовники, салатные, рыбацкие, тонкие ложки, которые отличались округлой и ограненной ручкой-черенком. Кировская ложка отличалась яйцевидным черпачком и плоской ручкой.

Сосуды для питья

В Древней Руси вся посуда, использовавшаяся для питья, называлась питейной или распивочной. При этом название практически каждой из них интересное и оригинальное с точки зрения происхождения. Пожалуй, самым простым и понятным сосудом является кувшин - в нем напитки хранились и подавались на стол. Разновидностью кувшина был кумган, позаимствованный у восточных соседей, выделяющийся узким горлышком, длинный носиком и ручкой. В кумганах чаще всего хранили воду, поэтому они были большого объема. Оловянники - это также разновидность кувшина. В нем хранились и подавались к столу разные напитки. А вот со стеклянными изделиями на Руси дело обстояло очень интересно. Так, уже в XII веке было известно слово "стеклянцы", но привозились они из других стран.

Очень интересно выглядят и стеклянная утварь, и древнерусская посуда из дерева. Картинки из летописей и древних записей показывают, что большинство этих атрибутов были простыми, лаконичными, а отличались только рисунками и орнаментами. Кухонная посуда называлась по внешнему виду или материалу, который использовался для ее создания.