Шииты хусейн. История мученической смерти имама хусейна. Шиитское течение в исламе: предпосылки к возникновению

Третьего шаабана четвертого года лунной хиджры в городе Медине в семье Фатимы и Али родился ребенок.
Это был их второй ребенок. Великий Пророк ислама (да благословит Аллах его и род его) обожал этих детей и молился за них. В священном Коране приведены аяты, в которых Всевышний называет членов непорочной семьи Пророка святыми и безгрешными. 33 аят суры "Соумышленники"гласит:
…Ведь Он лишь хочет снять с вас скверну,
(Очистить) дом его семьи,
И всех вас полным очищением очистить.

Мать младенца – Фатима (мир ей) была дочерью Пророка. Она считается самой идеальной и совершенной женщиной в истории человечества. Бог в суре "Коусар" описывает ее превосходные качества и добродетели. Отец ребенка – Али (да будет мир с ним) был первым, кто принял исламскую религию. Он славился своей храбростью и красноречивостью, и был отважным защитником исламской религии.
В тот же день новорожденного принесли к Пророку, и Али со всем уважением попросил его светлость Мухаммеда выбрать для него имя. Пророк ислама назвал его Хусейном.
Мы поздравляем всех вас с годовщиной дня рождения Хусейна ибн Али, внука великого Пророка (да благословит Аллах его и род его).

Все знали об огромном внимании, которое божий Посланник уделял Хусейну. Известная египетская ученая Бент аш-Шати по поводу безграничной любви Пророка к имаму Хусейну и его брату имаму Хасану пишет: "Имена Хасан и Хусейн были столь благозвучны для Пророка, что безустанно повторял их имена. Он называл их своими сыновьями. Всевышний одарил Фатиму поистине божественной милостью, продолжив пророческий род в ее семье".
Привязанность Пророка к этим двум мальчикам была вызвана не только родственной связью, ибо, как говорится в Коране, поведение и высказывания Посланника божьего не отражает его личные интересы. Любовь Пророка к ним основана на их особом положении в исламской умме. Сердце его светлости Мухаммеда переполняла любовь к Хасану и Хусейну. Он говорил: "Те, кто любит Хасана и Хусейна, любят меня. Те, кто будет враждовать с ними, будет моим врагом".
Его светлость Мухаммед считал Хасана, Хусейна, Али и Фатиму самыми близкими к себе людьми.
Но счастливые детские годы Хусейна пролетели очень быстро. Ему было всего лишь 6 лет, когда скончался великий Пророк. Перед тем, как покинуть этот бренный мир, его светлость завещал людям всех поколений любить и почитать членов его непорочного семейства.

Спустя годы с момента кончины его светлости Мухаммеда, Али стал повелителем исламского общества. В период его правления Хусейн во всех политических и военных сражениях был верным помощником и сподвижником своего отца Али. В эти годы он вместе со своим братом доказал свою отвагу и мужество в боях против угнетателей и врагов ислама.
После мученической смерти отца (имама Али) в период, когда Хасан был духовным лидером общества, Хусейн проповедовал истинные ценности божьей религии. Когда его брат Хасан пал мученической смертью, он взял в свои руки знамя предводителя мусульман всего мира. Его славная жизнь завершилась легендарным эпосом в пустыне Кербела. Жизнь и деятельность имама Хусейна стали бессмертным эталоном для будущих поколений.
Безусловно, Пророк и его непорочная семья навечно будут лучшим примером для всего человечества. Познание Пророка и его непорочной семьи создает образец совершенной формы жизни для всех людей.
Поведение имама Хусейна было пропитано добротой и милосердием. Под сенью безграничной любви к Богу он призывал людей к богослужению. Об образе жизни имама Хусейна можно указать на следующий рассказ, запечатленный на страницах истории:

Как-то в Медину приехал один из жителей Сирии по имени Эсам. В городе он увидел человека, отличающегося своей внешностью и поведением от других. Он спросил, - Кто это? Ему ответили, что это Хусейн ибн Али. Под влиянием ядовитой пропаганды Омеядов, Эсам был настроен против имама Хусейна. Он подошел к его светлости и начал сквернословить и осыпать его бранными словами. Очень спокойно, без капельки гнева, имам посмотрел на Эсама добрым взглядом и произнес несколько коранических аятов. Затем имам молвил: "Чем могу я тебе помочь? Ты, наверное, сириец?". Эсам ответил: "Да". Тогда имам сказал: "Я знаю причину твоей неприязни. Как бы то ни было, ты сейчас на чужбине и ты – гость нашего города. Если ты нуждаешься в чем-либо или тебе негде приютиться, мой дом в твоем распоряжении".

Доброжелательность и искренность имама Хусейна (ДБМ) оказали неизгладимое впечатление на сирийца. Эсам впоследствии рассказывал об этом: "В тот миг я хотел провалиться сквозь землю от стыда. До тех пор, пока я не познакомился лично с Хусейном ибн Али, я испытывал глубокую неприязнь к Хусейну и его отцу. Но он своим добрым нравом показал мне всю глубину моих заблуждений. Ныне для меня нет никого милее на свете, чем Хусейн и его отец Али".

Имам Хусейн на протяжении своей насыщенной событиями жизни приложил много усилий к пробуждению остывших сердец и направлению их на путь истины. На пути защиты исламских учений и распространения религиозных предписаний среди народных масс имам Хусейн (ДБМ) пожертвовал своей жизнью. Не будь восстания Хусейна ибн Али, то в скором времени от истинного ислама осталось бы лишь одно воспоминание. Ибо порочный омеядовский правитель Язид ибн Муавия стремился искоренить религиозные ценности. В те времена сторонники религии и человеческих ценностей подвергались всяческим притеснениям и унижениям со стороны Омеядов. Они внедряли в общество безнравственность и распущенность, и боролись с божественным учением. В подобной среде целью борьбы имама Хусейна (ДМБ) было определение для общества четких границ между добром и злом.

Своим легендарным восстанием, стоившим ему жизни, его светлость Хусейн разорвал цепи, связывающие священную религию ислама. Своим героическим поступком он укрепил основы небесной религии. Поэтому легендарный эпос имама Хусейна, словно магнит притягивает сердца свободолюбивых людей всего мира. Душа Хусейна ибн Али была переполнена такими качествами, как преданность, великодушие, мужество, стойкость и безграничная любовь к Всевышнему.

Мы вновь поздравляем вас с наступлением годовщины дня рождения Хусейна ибн Али, и предлагаем вашему вниманию несколько ценных изречений его светлости:
Тому, кто запутался в суете сует и не знает выхода из тупика, следует выбрать путь доброты и милосердия, чтобы выпутаться из лабиринта.
Пять божьих даров, которые делают жизнь человека полноценной, – это разум, вера, воспитание, скромность и достойное поведение.
О люди, не забывайте моральные ценности, стремитесь накопить капитал для вечной жизни, помогайте даже отчаявшимся людям.

Третьего числа месяца Шаабан в четвёртом году Хиджры на свет появился Хусейн – сын Али ибн Абуталиба и Фатимы (да будет доволен ими Аллах). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), узнав о рождении внука, поспешил в дом дочери и попросил Асму принести младенца. Асма, запеленав ребёнка в белую материю, принесла его Пророку (мир ему и благословение Аллаха). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) с любовь взял малыша на руки и прочитал в его правое ухо азан, а в левое – икаму.

После рождения благословенного младенца ангел Джабраил (мир ему) снизошёл к Пророку Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: «Мир Тебе, о Расулюллах! Назовите этого ребёнка по имени младшего сына Харуна (мир ему) – Шубейр, что по-арабски будет Хусейн. Али по отношению к тебе подобен Харуну по отношению к Мусе ибн Имрану (мир им) – с той лишь разницей, что после тебя не будет больше пророков». И это священное имя этому благословенному младенцу было даровано Всевышним Аллахом. На седьмой день после рождения Хусейна (да будет доволен им Аллах) Фатима (да будет доволен ею Аллах) принесла в жертву овцу, подстригла волосы младенцу и на вес волос раздала милостыню серебром.

С самого рождения младенца вплоть до кончины Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) Хусейн воспитывался дедом. Все люди были свидетелями безграничной любви Пророка (мир ему и благословение Аллаха) к любимому внуку.

Как-то раз Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) зашёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и застал высокочтимых Хасана и Хусейна (да будет доволен ими Аллах) у него на спине. Увидев их на таком святом месте, он тут же воскликнул: «Как прекрасен тот, кого вы оседлали!» И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «И какие они прекрасные всадники!» Наверное, мало кто в то время понимал, что же на самом деле имеет в виду Пророк (мир ему и благословение Аллаха), потому что они были просто детьми. А Расуллюллах их уважал и любил, как никто иной, поскольку предвидел их дальнейшую судьбу.

Но всё же особую любовь и уважение Пророк (мир ему и благословение Аллаха) испытывал к Хусейну (да будет доволен им Аллах). Он неустанно играл с ним, исполняя все его желания. О безграничной любви к внуку повествуют и хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Так, от Язида ибн Аби Зияда (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вышел из дома Айши (да будет доволен ею Аллах) и, услышав плач Хусейна, обратился к дому Фатимы (да будет доволен ею Аллах), сказав: «Разве вы не знаете, что его слёзы причиняют мне боль?»

Со слов Фатимы (да будет доволен ею Аллах) передаётся такой хадис: «Вместе с Хасаном и Хусейном я отправилась к отцу, Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), чтобы ухаживать за ним, в то время, когда он заболел и находился при смерти. Я сказала ему: “О, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), я привела двух сыновей. Ты не хочешь оставить им что-нибудь из своего наследства?” На что он ответил: “Отчего же, Хасан унаследует от меня доблестную внешность и великодушие, а Хусейн – смелость и отвагу”».

Действительно, Хусейн (да будет доволен им Аллах) был очень смелым и мужественным человеком. На свете было много людей, которые оставили в памяти народа много хорошего о себе: одни поражали своими подвигами и храбростью в боях, вторые – щедростью и добродушием, третьи – честностью и великодушием, но Хусейн (да будет доволен им Аллах) был неисчерпаемым источником, который вобрал в себя все лучшие качества.

Шесть лет своей жизни Хусейн (да будет доволен им Аллах) провёл рядом со своим любимым дедом. А после кончины Великого Пророка человечества (мир ему и благословение Аллаха) он тридцать лет провёл со своим отцом Абу Турабом (да будет доволен им Аллах). Во время правления отца он вместе со старшим братом Хасаном (да будет доволен им Аллах) при любой возможности выражал протест против захватчиков халифата и вставал на защиту своего отца и религии Всевышнего Аллаха… Но вскоре и Хайдар скончался, а вслед за ним и брат Хасан (да будет доволен ими Аллах) покинул этот мир. Но Хусейн (да будет доволен им Аллах) смирился с судьбой, поскольку знал, что на всё воля Всемогущего Аллаха.

Попытки свергнуть царя-угнетателя и назначить халифом Хусейна (да будет доволен им Аллах)

Муавийат, правивший в это время Шамом, был добр и милосерден к подданным, уважал ахль аль-байт Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Он сам не ел, если они были голодны, не пил, если они испытывали жажду, и ничего для них не жалел. Муавийат ничего не делал не посоветовавшись с Хусейном (да будет доволен им Аллах). Отправившись в священную Мекку для совершения хаджа, на обратном пути он заболел. Вернувшись домой сильно ослабленным от боли, он понял, что ему недолго осталось. Он подозвал своего сына Йазида и сделал завещание. Муавийат поручил Йазиду халифат, заключив договор, и жители Шама согласились с этим. Отец вверил Йазиду ахль аль-байт, особо наказал не обижать их и даже строго предупредил, назвав имя: «Смотри, не убивай Хусейна (да будет доволен им Аллах)». Также сказано, что Муавийат велел Йазиду передать халифат Хусейну (да будет доволен им Аллах), когда он станет взрослее, особо разъяснив, что быть халифами – исключительное право ахль аль-байт, а не их. Сделав доброе завещание сыну и покаявшись, с надеждой на милость Прощающего Аллаха Муавийат, да смилуется над ним Аллaх, отправился в Ахират.

Вскоре, похоронив отца, по завершении всех ритуалов соболезнования Йазид сел на его трон. Он обмывал начало своего царствования, устраивая для своего окружения радостные сборища. Йазид не выполнил завещания, сделанного отцом, не проявлял почтения к потомкам Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Он перестал выплачивать им жалованье и ничего не сделал им, кроме плохого. Он отдалил от себя этих людей, которых отец привёл к себе в Шам, заботясь о них, как о своих близких. После смерти Муавийата для Хусейна (да будет доволен им Аллах) и его семьи не было ни одной ночи без тревоги.

Хусейн (да будет доволен им Аллах) отправился к сестре Сакине и поделился с ней своими переживаниями, сказав, что хочет вернуться на родину предков, в Мекку и Медину. Она согласилась с братом и сказала, что лучше спросить разрешение на это у Йазида. Зная о коварстве Йазида, которому нельзя было доверять, они побоялись уйти без его разрешения.

Хусейн (да будет доволен им Аллах) написал письмо Йазиду, в котором поведал о своём желании вернуться в Медину. Йазид грубо ответил ему, что он может идти куда хочет. Всей семьёй покинув Шам, родня Пророка (мир ему и благословение Аллаха) отправилась в путь. Преодолевая голод, жажду и тяготы на пути, потомки Хабиба (мир ему и благословение Аллаха) прибыли в Медину.

Йазид отстранил от должности правителя Медины Марвана ибн Хакама, который был назначен Муавийатом, и на его местоназначил Валида ибн Утбата. Ко времени возвращения Хусейна (да будет доволен им Аллах) тот уже был правителем Медины. Он получил письмо от Йазида, в котором тот велел привести жителей Медины к присяге. Валид отправил к Абдуллаху ибн Зубайру (да будет доволен ими Аллах) и Хусейну (да будет доволен им Аллах) человека с требованием присягнуть Йазиду. Хусейн (да будет доволен им Аллах) не согласился присягнуть Йазиду и твёрдо заявил отказ. Также он изрёк истину, сказав, что халифат не дозволен тем, кто не из ахль аль-байт Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Йазиду, которому, если следовать истине, пришлось бы оставить халифат, и его окружению отказ Хусейна (да будет доволен им Аллах) совсем не понравился. К тому же, словно шпион, вмешался и Марван, стремившийся навредить Хусейну (да будет доволен им Аллах) и его семье.

Теперь, когда их стали тревожить и в Медине, Хусейн (да будет доволен им Аллах) с Абдуллахом ибн Зубайром (да будет доволен ими Аллах) отправились в Мекку. Мекканцы очень обрадовались его прибытию и встретили их очень радушно.

Навести порядок в Куфе, Басре и на земле Ирака было поручено Ибн Зийаду… В Куфе стало известно о том, что Хусейн (да будет доволен им Аллах) отказался присягнуть Йазиду и отправился в Мекку. Жители Куфы, которые любили Али (да будет доволен им Аллах), собрались, чтобы посоветоваться и подумать, как им быть. Собравшиеся пришли к единому мнению и решили, что не будут терпеть притеснения и гнёт Йазида. «Не подобает, чтобы правление халифатом было у Бану Умаййат», – сказали они и решили передать правление Хусейну (да будет доволен им Аллах).

Сулайман аль-Хазаи встал и начал речь с восхваления Всевышнего, затем произнёс салават Пророку Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и перечислил караматы Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах). Потом он сказал: «Мы являемся его и Хусейна сторонниками, а Хусейн нуждается в нашей помощи», – и пояснил, что Хусейн (да будет доволен им Аллах) был вынужден уйти в Мекку, опасаясь козней людей Абусуфьяна. Он задал вопрос собравшимся, помогут ли они Хусейну (да будет доволен им Аллах). «Если вы обещаете помочь и не измените потом данному обещанию, у нас есть возможность добиться, чтобы халифом стал Хусейн (да будет доволен им Аллах), потомок Пророка (мир ему и благословение Аллаха), имеющий на это законное право». Собравшиеся в один голос дали слово помочь Хусейну (да будет доволен им Аллах). Все выразили готовность отдать жизнь за него и выступить против любого врага, скрепив договор твёрдым обещанием. Получив такое обещание, Сулайман велел написать письмо Хусейну (да будет доволен им Аллах) и отправил гонца с посланием от имени всех собравшихся.

Гонец прибыл в Мекку, остановился у Хусейна (да будет доволен им Аллах), передал ему письмо и стал ждать ответа. Хусейн (да будет доволен им Аллах), прочитав письмо куфийцев и поняв их цель, долго молчал. Саййид Хусейн (да будет доволен им Аллах) отказался от предложения, сказав, что не собирается покидать Мекку и хочет остаться до конца жизни в Уммаль-Кура, где родился Расулюллах (мир ему и благословение Аллаха). Но даже после такого ответа куфийцы не оставляли Хусейна (да будет доволен им Аллах) в покое. Их гонцы постоянно приходили к нему, и во всех письмах выражалась готовность присягнуть ему. Из Куфы поступило около тысячи писем, и во всех говорилось о притеснениях Йазида. Желание народа свергнуть царя-угнетателя и сделать Хусейна (да будет доволен им Аллах) халифом становилось всё более настойчивым.

Когда же жители Ирака отправили Хусейну (да будет доволен им Аллах) последнее письмо с угрозой: «Если откажешься и оставишь нас в притеснении, завтра на Арасате ты будешь ответчиком», Хусейн (да будет доволен им Аллах) был в смятении. Он сжалился над уммой и оказался вынужденным встать на защиту Шариата Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Он вознамерился отправиться в Куфу, как и было предопределено Аллахом. Боясь Аллаха, сжалившись над уммой, обливаясь слезами, он взял в руки бумагу и перо. Он ответил на просьбу куфийцев и отправил им письмо с этой радостной вестью. Гонца, который вёз в Куфу письмо с ответом, сопровождал Ибн Укайл. В письме куфийцам сообщалось, что до его прибытия имамом для них будет Муслим.

Жители Куфы с радостью приняли прибывшего в Куфу Муслима и сразу по прибытии принесли присягу Хусейну (да будет доволен им Аллах). Об этом стало известно Нуману ибн Баширу. В это время Нуман был правителем Куфы, и ему не понравился приезд Муслима с письмом. Он написал Йазиду в Шам, сообщая о предстоящем прибытии Хусейна (да будет доволен им Аллах).

Йазид срочно вызвал Убайдуллаха ибн Зийада, сообщил ему весть о Хусейне (да будет доволен им Аллах) и приказал подготовить войско. Собрали войско, подготовили оружие, и с этой силой Убайдуллах вышел в путь. Поздней ночью, когда все спали, они тайно, как воры, вошли в Куфу со стороны степи. Воины входили в Куфу в одежде жителей Хиджаза. Людей из Шама, одетых в хиджазскую одежду, куфийцы приняли за Хусейна (да будет доволен им Аллах) и его сторонников. Они восклицали: «Добро пожаловать!» – приветствуя их. Каждый встречный выражал им свою радость. Увидев, как они любят Хусейна (да будет доволен им Аллах), Ибн Зийад ещё больше разгневался. Он подавил свой гнев и тайно вошёл во дворец правителя.

Утром он собрал людей и объявил им о том, что они должны подчиниться ему. Он восхвалил Йазида, разбранил людей Хусейна (да будет доволен им Аллах) и стал угрожать жителям Куфы. Муслим услышал речь этого проклятого и отправился к Hани ибн Урвату. Он попросил убежища в его доме, так как его жизни угрожала опасность и ему было необходимо сменить место жительства. Hани было стыдно отказать Муслиму, и он принял его, хотя и не хотел. Теперь те, кто хотел присягнуть Хусейну (да будет доволен им Аллах), стали тайком ходить к Муслиму. Тот записывал их имена, и количество пришедших людей достигло двадцати тысяч.

Злосчастный сын Зийада поручил своему слуге обойти Куфу и разыскать Муслима. Ибн Зийад дал слуге три тысячи дирхемов для Муслима, чтобы войти в доверие к нему и разузнать у него обо всём. Тот после долгих поисков выследил Муслима и под видом гостя из Шама пришёл к нему, сказав, что хочет присягнуть Хусейну (да будет доволен им Аллах). Муслим поверил и принял его с радостью. Лицемер, продавший себя за копейки, достиг цели, узнав о местонахождении Муслима, и вернулся, выполнив поручение. Он отправился к Ибн Зийаду и доложил, что Муслим находится в доме Ибн Урвата. Затем Убайдуллах отправил туда группу людей, поручив им немедленно привести к нему Hани ибн Урвата.

Hани привели во дворец правителя, Убайдуллах стал упрекать его: «Ты думал, я не узнаю о том, что ты прячешь в своём доме Муслима?!»

Поняв, что амир обо всём знает, Ибн Урват стал учтиво оправдываться. «О правитель! Я не приглашал Ибн Укайла к себе домой. Я впустил его, поскольку он пришёл с просьбой сдать ему комнату. Если это не дозволено, я выгоню его, только отпустите меня домой», – просил он. «Если не приведёшь ко мне Муслима, дома тебе не видать», – пригрозил ему правитель. «Я не приведу к тебе гостя, даже если придётся умереть», – смело возразил Hани. Тут вмешался Ибн Амр и стал уговаривать его выдать Муслима правителю. Ибн Урват поклялся Ибн Амру, что этому не бывать, пока он жив. Ибн Зийад разгневался и ударил его по лицу тем, что попалось под руку. Hани в ответ набросился на него как лев, но люди Ибн Зийада схватили его и увели. Ибн Зийад стал кричать, чтобы его посадили в тюрьму. Hани закрыли в одной комнате.

Вскоре до родных Ибн Урвата стали доходить слухи, что Убайдуллах убил его. Они оседлали коней и все вместе, вооружившись саблями, собрались отомстить за убийство. Они собрались у ворот дворца правителя и подняли там шум.

Ибн Зийад спросил, что это за шум, и ему ответили, что пришла родня Ибн Урвата. Ибн Зийад велел показать им Ибн Урвата, чтобы те успокоились, увидев его живым. Шурайх выполнил поручение Ибн Зийада, и родня Hани вернулась обратно, убедившись в том, что он жив. После этого Муслим напал на дворец правителя с восемнадцатью тысячами всадников. Их встретило войско Убайдуллаха, которое находилось в крепости, и произошло кровопролитное сражение. В разгар сражения Ибн Шихаб поднялся на самое высокое место и громким голосом, чтобы услышали все, начал выкрикивать угрозы. «Сторонники Муслима, присягнувшие Хусейну! – кричал он. – Вас настигла беда! Из Шама прибыли войска Йазида! Поберегите себя и не сражайтесь понапрасну! Если вы не прекратите сражаться, Убайдуллах поклялся, что больше не сжалится над вами!» Воины Муслима поверили ему и, напуганные, разбежались.

И уже к вечеру верными присяге остались только десять всадников. Когда Муслим зашёл в мечеть помолиться, те десять тоже исчезли. Удручённый изменой, израненный, уставший и оказавшийся в безвыходном положении, Муслим сел на коня и поехал по одной из куфийских улиц. Не было никого, кто приютил бы его. У ворот одного дома он увидел женщину. Муслим поприветствовал её. Она ответила на приветствие и спросила, не нужно ли ему чего. Муслим попросил воды, и эта женщина дала ему воду. Муслим выпил, и она спросила его, кто он. «Чужестранец, которого предали друзья и которому некуда идти», – ответил Муслим. «Откуда ты?» – спросила она. Муслим рассказал ей о себе: «Я сын Укайла, брата Али-асхаба, и саййид Хусейн приходится мне двоюродным братом». Женщина прослезилась. Она завела Муслима к себе домой и стала заботиться о нём как о своём брате. Она отделила ему угол, спрятала от всех и оказала гостеприимство по мере своей возможности. Тем временем неразумный Убайдуллах продолжал суетиться, говоря, что не будет жить, оставив Муслима в живых, и тому, кто приведёт Муслима, пообещал десять тысяч дирхемов.

Хозяйку дома, приютившую Муслима, звали Тават. Её маленький сын рассказал другу об их госте. Так, из-за того, что мальчик проговорился по неведению, стало известно о местонахождении Муслима.

Воины во главе с Мухаммадом ибн Ашасом отправились на поимку Муслима. За десять тысяч дирхемов раб взялся выполнить поручение негодного Ибн Зийада. Услышав на улице цокот копыт, Муслим догадался, что прибыли лицемеры. В тот же час он оседлал коня, вооружился и сказал себе: «Пора!» Он поблагодарил Тават за гостеприимство и попросил её открыть ворота, чтобы он мог выехать. Не успела она отворить ворота, как он, подобно раненному льву, с сердцем, исполненным гнева, бросился в толпу врагов. Он вдохновенно сражался и убил много людей. Всадники Ашаса понесли большие потери, им никак не удавалось справиться с Муслимом. И тогда Ибн Зийад велел Ашасу пообещать Муслиму безопасность. Ашасу пришёлся по душе приказ Ибн Зийада, и он обратился к Муслиму с таким предложением. «Мне не нужны гарантии безопасности от коварных людей», – заявил Муслим и снова вступил в бой.

Сражаясь и убивая, он и сам был изранен и из-за сильной жажды совсем ослаб. Пробившись сквозь ряды врагов, он отошёл в сторону и присел у стены. Но враги вновь напали на него, и он снова встал и начал сражаться. Раны его кровоточили, силы иссякли. Он упал с коня. Его схватили и обезоружили. Муслим попросил воды. Ибн Амр аль-Бахили грубо ответил ему, что вместо воды он выпьет из рога смерти. Муслим воскликнул: «О куфийцы, почему вы не даёте хотя бы воды выпить?» Кайс, слуга Амра ибн Харса, подошёл к нему с ковшом и кувшином воды. Он набрал ковш и дал Муслиму. Но Муслим не смог выпить, кровь, сочившаяся с его лица, смешалась с водой, и он не стал пить окровавленную воду.

Пленного Муслима отвели к Убайдуллаху во дворец. Некий человек, стоявший рядом с Муслимом, велел ему поприветствовать правителя Убайдуллаха. Муслим дал ему достойный ответ, поклявшись, что он для него не правитель. Этими словами он пронзил ему грудь и заставил замолчать. Он вступил в спор с Ибн Зийадом, и речь его подобно сабле отсекала слова этого негодяя. Они долго дискутировали по поводу халифата, и Муслим сказал: «Разве люди Суфьяна не отняли его силой?»

Проклятый Убайдуллах приказал некоему человеку из Шама отрубить голову Ибн Укайлу. И поскольку этому человеку раньше доставалось от Муслима, теперь он своей рукой убил Муслима, ставшего шахидом. После этого Ибн Зийад приказал отправить Hани вслед за Муслимом. Мухаммад ибн Ашас, склонив голову, стал смиренно умолять правителя не убивать Hани: «Оставь этого человека, принадлежащего многочисленному роду и почитаемого им, известного во всей Куфе. Его родня сделает меня своим врагом, ибо я привёл его к тебе». Но правитель, да будет он несчастен, не пожелал даже слушать его и не согласился оставить Hани в живых.

Hани отвели на рынок овец со связанными назад руками. Хотя ему ничего не сказали, он сам догадался, что ведут убивать, и посочувствовал сам себе. Слуга Ибн Зийада Рашид подошёл к нему и ударил его саблей, но не причинил никакого вреда. Hани попросил Всевышнего сделать эти мучения искуплением его грехов. Снова неверный Рашид набросился на Hани, и от второго удара тот стал шахидом.

Ибн Зийад отправил в Шам к Йазиду двух верных всадников с головами обоих убитых и с письмом, в котором подробно описал всё, что произошло с ними и что он сам натворил в Куфе. Верные гонцы Ибн Зийада доставили Йазиду письмо и головы. По приказу Йазида обе головы повесили у ворот города Дамаска. Гонцам, принёсшим головы, он подарил по десять тысяч дирхемов. Так погиб Муслим.

В другом сказании приводится завещание Муслима, которое он сделал перед гибелью. В день, когда он должен был отправиться в Ахират, он попросил привести к нему кого-нибудь из курайшитов. К нему пришёл Ибн Саид и сказал: «Сделай своё завещание». Муслим, в первую очередь, произнёс оба шахадата, во-вторых, он попросил предать его земле после гибели. В-третьих, сказал, что должен один дирхем, попросил продать его кольчугу и вернуть долг и сообщил, кому он должен. Известие о том, что Хусейн (да будет доволен им Аллах) выехал из Мекки, встревожило Муслима. Он поручил Умару ибн Саиду написать письмо Хусейну (да будет доволен им Аллах), чтобы тот не приезжал, ибо с Хусейном может случиться то же, что и с ним.

«Он перебил тысячу пятьсот наших всадников, сбросьте его с высоты», – приказал Ибн Зийад. Слуги Ибн Зийада выполнили его приказ и сбросили Муслима с высоты. Затем ему отрубили голову и вместе с головой Hани отправили в Шам, как было сказано ранее.

Одним из двух основных течений современного ислама является шиизм. Имам Хусейн входил в число тех людей, с которыми связано зарождение этого религиозного направления. Его жизнеописание может быть довольно интересно как простому обывателю, так и людям, которые связаны с научной деятельностью. Давайте выясним, что же такого принес в наш мир Хусейн ибн Али.

Родословная

Полное имя будущего имама - Хусейн ибн Али ибн Абу Талиб. Он происходил из Хашимитской ветви арабского племени курейшитов, основанной его прапрадедом Хашимом ибн Абд Манафом. К этой же ветви принадлежал основатель Магомет, который приходился Хусейну одновременно дедом (по матери) и дядей (по отцу). Главным городом племени курейшитов была Мекка.

Родителями третьего шиитского имама были Али ибн Абу Талиб, являвшийся двоюродным братом пророка Мухаммеда, и дочь последнего Фатима. Их потомков принято называть Алидами и Фатимидами. Кроме Хусейна, у них был ещё старший сын - Хасан.

Таким образом, Хусейн ибн Али принадлежал к самому знатному, по мусульманским понятиям, роду, являясь прямым потомком пророка Мухаммеда.

Рождение и юность

Хусейн родился на четвертом году Хиджры (632 г.) во время пребывание семьи Мухаммеда и его сторонников в Медине после бегства из Мекки. По легенде, сам Пророк дал ему имя, предрек великое будущее и смерть от рук представителей рода Омейядов. О ранних годах младшего сына Али ибн Абу Талиба практически ничего неизвестно, так как в это время он был в тени своего отца и старшего брата.

На историческую арену будущий имам Хусейн выходит только после смерти брата Хасана и халифа Муавии.

Возникновение шиизма

Теперь давайте подробнее разберем, как возникло шиитское течение ислама, ведь данный вопрос теснейшим образом связан с жизнью и деятельностью Хусейна ибн Али.

После глава мусульман стал избираться на собрании старейшин. Он носил титул халифа и был наделен всей полнотой религиозной и светской власти. Первым халифом стал один из близких помощников Мухаммеда Абу Бакр. Позже шииты заявляли, что он узурпировал власть, обойдя законного претендента - Али ибн Абу Талиба.

После короткого правления Абу Бакра было ещё два халифа, которых традиционно принято называть праведными, пока в 661 году владыкой всего исламского мира, наконец, не был избран Али ибн Абу Талиб, двоюродный брат и зять самого пророка Мухаммеда, отец будущего имама Хусейна.

Но власть нового халифа отказался признавать правитель Сирии Муавия из рода Омейядов, который приходился дальним родственником Али. Они начали вести между собой боевые действия, которые, впрочем, не выявили победителя. Но в начале 661 года халиф Али был убит заговорщиками. Новым правителем был избран его старший сын Хасан. Понимая, что ему не справиться с опытным Муавией, он передал тому власть, с условием, что после смерти бывшего сирийского наместника она снова вернется к Хасану или к его потомкам.

Впрочем, уже в 669 году Хасан умер в Медине, куда после убийства отца переехал с братом Хусейном. Предполагается, что смерть наступила от отравления. Шииты видят виновникам отравления Муавию, который не хотел, чтобы власть ускользнула от его рода.

Тем временем все больше людей выказывали недовольство политикой Муавии, группируясь вокруг второго сына Али - Хусейна, которого они считали настоящим наместником Аллаха на Земле. Эти люди стали называть себя шиитами, что с арабского переводится как «последователи». То есть поначалу шиизм был скорее политическим течением в Халифате, но с годами он все более принимал религиозный окрас.

Религиозная пропасть между суннитами, сторонниками халифа, и шиитами все больше разрасталась.

Предпосылки противостояния

Как уже говорилось выше, до смерти халифа Муавии, которая случилась в 680 году, Хусейн играл не слишком активную роль в политической жизни Халифата. Но после этого события он справедливо заявил свои претензии на верховную власть, как было ранее договорено между Муавией и Хасаном. Такой поворот событий, естественно, не устраивал сына Муавии Язида, который уже успел принять титул халифа.

Сторонники Хусейна, шииты, объявили его имамом. Они утверждали, что их предводитель - третий шиитский имам, первыми двумя считая Али ибн Абу Талиба и Хасана.

Таким образом, накал страстей между двумя этими партиями нарастал, грозя вылиться в вооруженное противостояние.

Начало восстания

И восстание разразилось. Мятеж начался в городе Куфа, который был расположен близ Багдада. Бунтовщики считали, что возглавить их достоин только имам Хусейн. Они предложили ему стать руководителем восстания. Хусейн согласился взять на себя роль лидера.

Для того чтобы разведать обстановку, имам Хусейн направил в Куфу своего приближенного, которого звали Муслим ибн Акиль, а сам выступил со сторонниками из Медины за ним. По прибытии на место восстания представитель принял присягу от имени Хусейна от 18 000 жителей города, о чем сообщил своему повелителю.

Но администрация Халифата тоже не сидела сложа руки. Для подавления восстания в Куфе Язид назначил нового наместника. Тот сразу же начал применять наиболее жесткие меры, вследствие чего практически все сторонники Хусейна бежали из города. Перед тем как Муслима пленили и казнили, он успел отправить письмо имаму, рассказывающее об изменившихся в худшую сторону обстоятельствах.

Битва при Кербеле

Несмотря на это, Хусейн решил продолжать поход. Он вместе со своими сторонниками подошел к расположенному на подступах к Багдаду городку под названием Кербела. Имам Хусейн вместе с отрядом встретил там многочисленные войска халифа Язида под командованием Умара ибн Сада.

Конечно, имам со сравнительно небольшой группой своих сторонников не мог противостоять целому воинству. Поэтому он пошел на переговоры, предлагая командованию армии противника отпустить его вместе с отрядом. Умар ибн Сад готов был выслушать представителей Хусейна, но другие командиры - Шир и ибн Зияд - убедили его выставить такие условия, на которые имам просто не мог согласиться.

Внук Пророка решил принять неравный бой. Над небольшим отрядом повстанцев развевался красный флаг имама Хусейна. Битва оказалась недолгой, так как силы были неравны, но яростной. Войска халифа Язида торжествовали полную победу над мятежниками.

Смерть имама

Практически все сторонники Хусейна, в количестве семидесяти двух человек, были убиты в этой битве или пленены, а после подвергнуты мучительной казни. Некоторых подвергли заточению. Среди убитых был и сам имам.

Его отрубленную голову отправили сразу к наместнику в Куфу, а затем в Халифата, чтобы Язид в полной мере мог насладиться тожеством победы над родом Али.

Последствия

Тем не менее, именно смерть имама Хусейна повлияла на процесс будущего распада Халифата, причем даже больше, чем если бы он остался жив. Вероломное убийство внука Пророка и кощунственное издевательство над его останками вызвало целую волну недовольства по всему исламскому миру. Шииты окончательно отделили себя от сторонников халифа - суннитов.

В 684 году восстание под знаменем мести за мученическую смерть Хусейна ибн Али разразилось в священном городе мусульман - Мекке. Его возглавил Абдуллах ибн аз-Зубайр. Целых восемь лет ему удавалось удерживать власть в родном городе Пророка. В конце концов, халиф смог вернуть себе контроль над Меккой. Но это было только первое восстание из чреды мятежей, сотрясавших Халифат и проходивших под лозунгом мести за убийство Хусейна.

Убийство третьего имама стало одним из самых знаковых событий в шиитском учении, которое ещё больше сплотило шиитов в борьбе с Халифатом. Конечно, власть халифов продержалась ещё не одно столетие. Но, убив наследника пророка Мухаммеда, Халифат нанес сам себе смертельную рану, которая в будущем привела к его распаду. Впоследствии на территории когда-то единой мощной державы образовывались шиитские государства Идрисидов, Фатимидов, Буидов, Алидов и другие.

Память о Хусейне

События, связанные с убийством Хусейна приобрели для шиитов культовую значимость. Именно им посвящено одно из крупнейших шиитских религиозных мероприятий - Шахсей-вахсей. Это дни поста, в которые шииты носят траур по убитому имаму Хусейну. Наиболее фанатичные из них сами наносят себе довольно тяжелые раны, как бы символизирующие страдания третьего имама.

Кроме того, шииты совершали паломничество в Кербелу - место смерти и захоронения Хусейна ибн Али.

Как мы увидели, личность, жизнь и смерть имама Хусейна лежат в основе такого крупнейшего мусульманского религиозного течения, как шиизм, имеющего в современном мире множество последователей.

Смерть: 10 октября (0680-10-10 ) (54 года)
Кербела , Арабский халифат Похоронен: Мавзолей имама Хусейна, Кербела, Ирак Отец: Али Мать: Фатима Супруга: 1) Шахр Бану
2) Лайла бинт Абу Муррах
3) Умм Исхак бинт Талха Дети: сыновья: Али , Али аль-Аскар, Али аль-Акбар и Джафар
дочери: Сакина, Кабир Фатима, Рукыйя

После смерти его брата Хасана он перенял руководство восстанием в Эль-Куфе , однако потерпел поражение против Омейядов . 10 октября (10 Мухаррама 61 года Хиджры) он погиб во время битвы под Кербелой.

Пророку Мухаммеду сообщили о том, что Ум-Аймен плачет день и ночь. Её привели к посланнику Бога. «Почему ты плачешь?» - спросил её божий посланник. «Мне приснился плохой сон» - ответила Ум-Аймен. «Какой?» «О посланник, мне приснился сон, будто оторванные части вашего тела лежат в моем доме».

Посланник, приятно улыбнувшись, изрек: «Успокойся, моя дочь Фатима родит сына, которого будешь растить ты и вот так часть моего тела окажется в твоем доме».

Третий день месяца шаабана 4-го года по лунному летоисчислению назван днем рождения имама Хусейна ибн Али. После рождения младенца его положили на руки пророка. Первыми словами, произнесенными Мухаммадом на ухо Хусейна, были слова суры «Таухид», свидетельствующей о единобожии и пророческой миссии. Мухаммад назвал младенца Хусейном, поцеловал его и поручил няне.

На седьмой день рождения Хусейна Ум-Аймен принесла его к пророку. Он сказал: «Хвала тебе, хвала тебе Ум-Аймен, это и есть толкование твоего сна». В тот день посланник божий накормил бедных едой, расходовал на людей то, что имел и озарил душу Хусейна светом монотеизма, единобожия, знаний и веры.

Домашняя среда Хусейна была самой чистой и его воспитатели отличались высокими гуманными и моральными качествами. Хусейна воспитывали те, на кого была возложена ответственность направления и руководства народов мира.

Среди арабов того времени существовала традиция не признавать рождающихся девочек. И божий посланник решил изменить эту отсталую традицию. Он называл Хусейна частью своего тела и не скрывал своей любви к детям Фатимы, Хасану и Хусейну. Однажды посланник вышел из дома, посадив Хусейна на одно плечо и Хасана на другое и целуя то одного, то другого. Его спросили: «О посланник божий, ты любишь этих детей?» Он ответил:

«Тот, кто полюбит их, любит меня и кто, посчитает их врагом, считает врагом и меня».

Абу-харире говорит: "Я своими глазами видел как маленький Хусейн встал на ноги посланника, который взяв его за руки, помог ему взобраться на него. Тогда посланник поцеловал его и помолился Богу: «О Боже, я люблю Хусейна и ты полюби его». Хусейн отличался непоколебимой верой в Бога. Имам Садык называет его ярким проявлением спокойного, безмятежного состояния духа, о чём свидетельствует сура «Заря» священного Корана. В том смысле, что Господь доволен им и он доволен Господом.

С момента кончины Мухаммада и до прихода к власти Али прошло 25 лет.

В это время молодой Хусейн славился своими знаниям и смелостью. Он принимал действенное участие в событиях исламского общества, с крайней бдительностью подходил к вопросам общества, смело ступал на арену битвы, активно участвовал в принятии ответственных решений и осуществлении больших дел.

Как-то один из пустынных арабов, прибывший в Медину спросил, кто в этом городе великодушнее всех. Ему ответили: «Хусейн». Араб отправился к Хусейну, которого застал за намазом. После намаза араб рассказал ему о своей просьбе. Хусейн поднялся со своего места и принес ему 4 тысячи динаров, завернутых в платок. Увидев такую щедрость со стороны имама Хусейна, араб сказал: «Великодушие не зарывается в землю и не остается скрытым, оно всегда имеет место в небесах и сияет словно солнце».

Имам Хусейн превосходил других по своим качествам и выделялся в тех местах, где распространился ислам. Все оказывали ему уважение, предводители общества с почтением относились к нему и его брату и ценили их. И если в то время кто-то сказал бы, что он будет убит этим народом, никто бы в это не поверил.

После мученической гибели Али в жизни имама Хусейна начался новый этап. В это время облик Хусейна был в представлении народа воплощением ислама и Корана. После мученической гибели отца он, наряду со своим братом Хасаном, служил инстанцией для оказания народу помощи и поддержки.

Спустя 50 лет после пророка, когда распространились пороки, а ценности и учения посланника божьего были преданы забвению в обществе, Хусейн произнес:

«О люди, свобода, величие, честь, справедливость и стремление к совершенству являются особенностями непорочной жизни и увековечивают человека. Старайтесь жить именно так».

Шиитская точка зрения

Шиитская традиция считает Хусейна праведником и мучеником. Многие мнения сходятся к тому, что он знал о безнадёжности своей борьбы, но принял мученичество ради спасения ислама, чтобы община не была уничтожена Язидом. Шииты считают, что это была добровольная жертва ради необходимости. Хусейн - образец того, как герой может бороться против тирании и быть хорошим мусульманином. День Ашура месяц махаррам отмечается по поводу этого события и жертвоприношения.

Есть шиитская пословица «Вся земля - Кербела, каждый день - Ашура». Означает готовность бороться за себя и за других при любых обстоятельствах так, как это делал имам Хусейн.

Ашура - кульминация вселенской мистерии, мгновение гибели вселенной и её возрождение в новом, качественно новом измерении.

Первичное значение Ашуры - сопричастность верующих к мученической гибели Имама Хусейна - внука пророка ислама Мухаммада; гибель эта произошла именно в десятый день месяца мухаррам.

Нужно помнить, что шиизм признает лишь двенадцать непорочных, прямых потомков Мухаммада (Имамы). Это личности, по праву рождения и воспитания в семействе пророка получившие духовную, социальную и политическую власть над уммой, мусульманской общиной.

Хусейн был третьим Имамом (после своего отца и старшего брата) и четвёртым повелителем мусульман. Когда пророку принесли радостную новость о рождении внука, он пришёл к младенцу и прочел ему на ухо азан (призыв к молитве) и другие молитвы. По велению Аллаха мальчика назвали Хусейном. После смерти Имама Али власть в мусульманском мире захватил узурпатор Муавия, а затем его сын Язид. Хусейн отказался признать их предводителями мусульман и принести им присягу верности, сказав, что будет следовать лишь Священному Корану и преданиям пророка.

Хусейн находился в паломничестве в Мекке, когда Язид отдал приказ убить его. Предвидя свою мученическую гибель и желая предотвратить осквернение Каабы, Имам за день до совершения паломничества вынужден был покинуть священный город и отправиться в сторону Куфы. Перед этим Хусейн вел переговоры с вождями куфийских племен, и те обещали ему поддержку в борьбе против Язида.

С Хусейном отправились восемнадцать мужчин из рода пророка и пятьдесят четыре последователя. Опасаясь оставлять в Мекке свои семьи, они вынуждены были взять с собой женщин и детей, в том числе полугодовалого сына Имама. Они разбили лагерь в пустыне Кербела, потому что их движение преградило войско Язида. На 7 день мухаррама в лагере Имама закончилась вода, и люди начали страдать от жажды. В это время Язид вступил в переговоры с жителями Куфы, и те, заключив с ним союз, отказались прийти на помощь Хусейну. Войска Язида окружили равнину и предложили Имаму сдаться, признав власть халифа и принеся ему присягу. Хусейн отказался. В ночь на 10 мухаррама он собрал своих сторонников и сказал, что освобождает их от всех клятв верности и отпускает их. Однако никто из последователей не покинул лагерь, хотя все ясно понимали неминуемость гибели. Тогда Хусейн воскликнул: «По велению Аллаха мы ведем Священную войну, и Бог вознаградит нас за мученичество!» Согласно достоверным хадисам Имам Хусейн, видя, что его шестимесячный сын Али Асгар умирает от жажды, вышел, встал перед вражеским войском и сказал: «Вы враждуете со мной, в чем же вина этого младенца. Напоите хотя бы его водой». В это время один из метких стрелков в стане врага по приказу своего командира выпустил трехконечную стрелу, которая вонзилась Али Асгару в горло и отсекла разорвав нежное горло младенца.

Видя упорство Хусейна, халиф приказал начать бой. Свидетель этих событий Хумайд бен Муслим рассказывает: «Клянусь Аллахом, я никогда не видел такой стойкости. Были убиты сыновья Хусейна и вся его семья, и его последователи, все же он - такой же храбрый как всегда, он не позволил себе пасть духом и сдаться». Тело Имама практически скрылось под огромным количеством вонзившихся в него стрел. В конце концов, враги, набросившись со всех сторон, предали его мученической смерти. Тело Имама было втоптано в грязь копытами их лошадей, на нём насчитывалось 29 колотых и 27 резаных ран. Согласно преданиям даже отрубленная голова Хусейна продолжала славить Бога, и ничто не могло заставить её замолчать.

В этом кровавом сражении были убиты и все его сторонники, за исключением двух человек; женщины и дети, в том числе и сестра Хусейна Зейнаб, были захвачены в плен. Хумайд Бен Муслим свидетельствует: «Клянусь Аллахом, я не видел ни одной из его жен и дочерей или женщин его семьи, с которой не была бы сорвана верхняя одежда». Смерть Хусейна и его верных сподвижников стала символом мученичества за веру, борьбы с несправедливостью, притеснением и тиранией.

В ранней исламской истории шиитами (в буквальном переводе, «последователями») называли сторонников Имама Али, зятя пророка Мухаммада и четвёртого халифа (духовного предводителя) мусульман. После убийства Али и избрания Муавии четвёртым халифом, противостояние между суннитами и шиитами усилилось, став окончательным после событий Ашуры.

Для шиитов Хусейн - не только один из борцов и мучеников за веру. В первую очередь, это - Имам, то есть потомок пророка, человек, отмеченный божественной благодатью. В шиизме Имамы - истинные предводители мусульман, образцы веры, подлинные хранители и толкователи коранического знания. Первым из таких Имамов был Али, выдающийся герой, разивший врагов ислама своим удивительным обоюдоострым мечом Зульфикаром. От Али божественная благодать перешла к двум его сыновьям от дочери Пророка Фатимы - Хасану и Хусейну, с самого рождения предназначенным стать предводителями мусульман. Смерть Имамов (все Имамы, кроме последнего, Махди, умерли насильственной смертью), обогатило шиизм понятием мученичества за веру, мотив страданий стал неотъемлемой частью траурных ритуалов.

Дни Ашуры начали отмечаться иранскими шиитами как день траура при шахе Исмаиле Сефевиде, который распространил в Иране шиизм. При дворе шаха первые десять дней мохаррама объявлялись траурными, при дворе проводились особые церемонии, на которые собиралось множество людей. Сам Аббас Сефевид, самый могущественный и сильный шах, правивший Ираном в течение 50 лет, в день Ашуры одевал черные одежды и мазал лицо грязью, принимая участие в религиозных шествиях.

Нужно сказать, что месяц мухаррам - начало лунного года - в первые десять дней которого разворачивалась история мученичества Хусейна, считался в Передней Азии священным задолго до этого события. И с Ашурой (буквальный перевод с арабского - «десятый») - десятым днем мухаррама связано множество легенд и преданий. Так, по некоторым из них, в этот день были сотворены небо, земля, ангелы и первый человек, Адам. В этот день Нух (Ной) впервые увидел землю после потопа, родился пророк Ибрагим (Авраам), после долгой разлуки встретились Якуб (Иаков) и Юсуф (Иосиф), по велению Аллаха расступились перед Мусой (Моисеем) воды Красного моря, спасая его от преследования Фараона, вознесся на небо пророк Иса (Иисус). Конец света тоже произойдет в день Ашуры.

Но вернемся в наше время… В современном Иране Ашура является кульминационным религиозным событием года, получив после Исламской революции 1979 года особый смысл и значение. Первые десять дней месяца шииты посвящают оплакиванию мученической смерти Хусейна, в течение всего месяца проводятся различные религиозные обряды, которые во многих городах, особенно Куме и Мешхеде, превращаются в целые религиозные мистерии, с сюжетом, разворачивающимся в течение нескольких дней.

Звучит траурная музыка, возгласы «О, Хусейн!».

По улицам идут шествия, в них принимают участие мужчины, которые под ритмичные удары барабанов бьют себя по плечам цепями. Сотни цепей единым взмахом взлетают вверх, а затем с силой опускаются на плечи. Самобичевательные процессии олицетворяют раскаяние и скорбь жителей Куфы отвернувшихся от Имама, предавших его. Женщины стоят вдоль дороги, некоторые плачут, укрывшись исламским покрывалом, некоторые бьют себя в грудь. Все одеты в чёрное, самые религиозные люди будут носить траур в течение 40 дней.

Последовательно разворачиваются события Ашуры: это история сестры Хусейна Зайнаб бинт Али , доставленной к Язиду в Дамаск , но продолжавшей проповедовать истинную веру, это трагическое повествование о браке, заключенном перед самым сражением между Касымом, сыном второго Имама, и его двоюродной сестрой. Рассказывается об Аббасе, сводном брате Хусейна, пытавшемся пронести в лагерь воду: лишившись обеих рук, он нес бурдюк с водой в зубах…

Ну улицах иранских городов в дни Ашуры можно увидеть воинственный танец, когда несколько сот мужчин, взявшись за руки, посреди улицы взмахивают в едином ритме саблями, острия которых испещрены арабскими надписями; ночью разворачиваются факельные шествия. Прекрасно и жутко! Подобные мистерии устраивались сотни лет назад на улицах городов Европы, но только Восток может быть вечно-молодым и, развиваясь, не терять древнего величия.

Так как исламский календарь - лунный , а используемый в большинстве стран мира григорианский - солнечный , дата ашуры, будучи неизменной по исламскому календарю, по григорианскому изменяется из года в год. Кроме того, в разных мусульманских странах дата ашуры различается, так некоторые страны используют календари, отличные от исламского - так, например, Иран использует собственный календарь , начало летосчисления которого совпадает с исламским, но являющегося солнечным календарём. Так, в 2011 году (1433 хиджры) 10 день месяца мухаррама соответствует 5 декабря в части Азии и Среднего Востока и 6 декабря в Ливане и Ираке.

Согласно традиции, Хусейн был похоронен в Кербеле около места своей гибели. Большинство источников говорит, что голова его была найдена позже и присоединена к его телу. Имеются также рассказы, что голова имама попала в Сирию, а также многочисленные другие легенды . На его могиле был построен Храм имама Хусейна, который превратился в место паломничества шиитов.

Память

  • О трагедии, произошедшей в Кербеле и последующих после этого событиях снят фильм «Караван пленников».
  • В Иране был снят телесериал-сага Мохтарнаме (англ.) русск. («Месть Мухтара аль-Сакафи»), в котором рассматриваются события, приведшие к гибели Хусейна, за смерть которого было поднято восстание во главе с Мухтаром (англ.) русск. с целью отомстить убийцам.

Именем имама Хусейна были названы:

Примечания

Ссылки

  • Al-imam.net (Arabisch/Englisch - Bahrainische Website, gehostet in den USA )

Имам Хусейн (а) сказал: «Мое восстание – только для призыва к одобряемому и запрещения порицаемого».

Шахадат Хусейна ибн Али стал вечным красным знаменем, вознесенным над миром. Восстание внука Пророка - символ того, как добро, красота и справедливость побеждают зло, уродство и низость.

Его пример говорит, что самопожертвование сильнее всякого оружия. Когда угнетение и тирания окутывают народы, покрывало мрака разрывается, и из-под него сияет ослепительный лик Хусейна (а).

Трагедия Хусейна и его сподвижников – это не христианская драма того, как слабый становится жертвой более сильного и хищного. Суть его трагедии и трагедии всех других шиитских Имамов (а) – в том, что самые сильные, самые красивые, самые щедрые – «соль земли», квинтэссенция творения - гибнут от рук жалких, презренных и отвратительных, но зато многочисленных, сгустившихся в инфернальную орду. И это же – одновременно трагедия их шиитов, «малого отряда», духовной аристократии, мистико-военного ордена, элитарного и эгалитарного одновременно, сражающегося за Бога и справедливость посреди окружающей тьмы. Ни один из шиитских Имамов не умер своей смертью. Подавляющее большинство шиитских предводителей в период Сокрытия – отсутствия последнего Имама – также пали мучениками. Когда их тела находят в земле – через сто, триста, тысячу лет, – они лежат там нетленными.

Мученическая гибель Хусейна ибн Али проникает до глубины сердец народов. Иранское ноухе (траурное песнопение), исполняемое в дни Мухаррама – месяца мученической гибели Имама (а), говорит:

Моя мать родила меня, чтобы я пожертвовал собой для Хусейна,

Со своим молоком она дала мне любовь к Хусейну,

Но его имени научил меня отец…

Почему эти люди готовы без малейших колебаний отдать свои жизни? Что заставляет их искать мученичества как предела любви к Богу и людям?

Каждый год 15 миллионов человек со всего мира, преодолевая трудности и не взирая на опасность, съезжается на эти дни в Ирак, на место трагедии. Они идут туда пешком, едут на поездах, летят на самолетах, скачат на лошадях. Это движение ничто не может остановить, оно неотвратимо, оно захватит весь мир. Люди идут к своему Имаму. В своей готовности и своем Ожидании они чувствуют аромат Кербелы.

Хусейн ибн Али не просто жертвует собой. Его история – это потрясающий, единственный во всей мировой истории максимум самопожертвования, венец шахадата. Это жертва полным бытием, трансформированным в символ сакрального присутствия Трансцендентного. Тотальная жертва становится всеобъемлющим Изобилием, моментом нисхождения небес на землю.

Накануне последней битвы при Кербеле в лагере погасили факелы, и все, кто хотел уйти, были освобождены от присяги, получив возможность покинуть своего вождя. С Имамом остались 72 человека, идущих на верную смерть против 30-тысячного войска тирана Язида. Когда они пришли к нему, он провел рукой по горизонту, и им предстал рай – то, что их ожидает в ближайшее время.

Когда битва закончилась, головы павших героев были отрублены, воздеты на копья (по преданию, голова Хусейна, даже отрубленная, продолжала славить Бога) – и в таком виде скорбный караван, в котором вели их пленных женщин и детей, начал свой путь в Сирию, столицу Тагута. Окровавленными головами преступники хотели запугать народ, но добились противоположного – повсюду люди спрашивали: «Кто же те, кто решился пожертвовать всем?»

И когда голову Имама (а) доставили Язиду, пусть будет над ним вечное проклятье, он стал играть с ней тростью, ударяя по зубам и губам. Рядом присутствовал византийский посол, который спросил, чья это голова. «Это голова… это голова внука Пророка», - был ответ. – «Как? Вы убили внука своего Пророка? А мы чтим как святыню даже подкову того осла, на котором ехал Иисус».

История монотеизма начинается с заклания Исмаила, сына Авраама, замененного ягненком. «Мы искупили его великой жертвой» - говорит Коран: «Ва фадайнаху би зибхи азым» (37: 107). И заканчивается эта история «великой жертвой» Хусейна (а), о которой последующие Имамы сказали: «Жертва Хусейна заменила жертву Исмаила».

Здесь красный цвет революционного Ислама переходит в зеленый – цвет эзотерики, батин, таинственного мистического опыта.

وَجَعَلْنَا مِنْهُمْ أَئِمَّةً يَهْدُونَ بِأَمْرِنَا

«И Мы сделали из них Имамов, которые ведут по Нашему повелению», - говорит священный аят Корана (32: 24).

Имам Садык (а) сказал: «Наше дело есть тайна тайн».

Тайна Имамов из Дома Пророка (Ахль уль-Бейт) - это загадка встречи с Творцом, который непостижимо превознесен и невообразимо велик. Бог настолько возвышен, что неизбежна фигура отсутствия, сокрытости, гайб. Как можно подойти к Господу, познать Его, сблизиться с Ним? Но ведь Он Сам призывает к этому.

Имамы из Дома Пророка и есть этот перешейк, эта связь между Творцом и творением, соединяющая небеса и землю в единое целое. На сердца своих последователей Имам проливает свет оттуда, откуда он один видит их. В этом смысл хадиса Пророка о сокрытии последнего Имама: «Как солнце, скрытое за облаками». Люди не видят его, но его свет озаряет все. Но эти лучи света Имама – где их источник? Их источник – Свет Самого Бога.

Как говорится в Дуа Нудба:

Где Хасан, где Хусейн?

Где сыновья Хусейна –

Праведные из праведных

И правдивые из правдивых?

Где путь выше пути?

Где лучшие из лучших?

Где восходящее солнце?..

Где врата, через которые Бог входит в мир?

Где лик Аллаха, к которому обращаются святые?

Где те, кто соединяет небеса и землю?

Где повелитель победного дня

И где знамя прямого руководства?

Абстрактный монотеизм оказывается преодолен через идею, а лучше сказать – через пережитый опыт теофании. Божественная сущность непознаваема; но божественные творения суть теофанизмы, через которые проявляются божественные атрибуты. Двойное назначение каждой манифестированной сущности состоит в том, что она одновременно скрывает и проявляет невидимое. Во всем творении – в деревьях, земле, небесах, горах – есть аяты Аллаха. Но величайший аят – это Ахль уль-Бейт, Дом Пророка. Они – врата Богопознания.

Направляясь к Богу, мы встаем на путь к Имамам. Путь в Кербелу.

«Мы пожелали оказать милость тем, кто был унижен на земле, и сделать их предводителями, и сделать их наследниками» (28: 5).

По всей планете происходит объединение людей, составляющих избранный народ Бога, и они подобны потокам живой воды посреди бесплодной пустыни, которая суть современный мир. От той духовной мощи, что исходит от них, разобьются идолы современности, как разбиваются пустые горшки. У них нет атомных бомб, нет танков, их руки пусты. Но их жертвенность сокрушит твердыню современного коллективного Язида, ибо то, что ведет их вперед – это:Каждый день – Ашура, каждая земля – Кербела.