Почему евреев считают избранным народом. Евреи — избранный народ? Это же расизм

На первую половину этого интересного вопроса ответил Димитрий Смирнов священнослужитель Русской православной церкви (митрофорный протоиерей), церковный и общественный деятель, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской и ещё семи церквей в Москве и Московской области, постоянный гость программы «Беседы с батюшкой» на телеканале «Союз», ведущий программы «Диалог под часами» на телеканале «Спас», основатель и лидер проекта «Отдельный дивизион» — православного движения, занимающегося защитой семейных ценностей, противодействием ювенальной юстиции и борьбой с абортами. Известен своей миссионерской работой. С 2001 по 2013 год был председателем Синодального отдела по взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями. 12 марта 2013 года Д. Смирнов назначен первым заместителем председателя и руководителем аппарата Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства.

Итак, вопрос был задан: "Почему Господь избрал именно еврейский народ?"

Прослушайте ответ высокопоставленного священника от РПЦ: "Господь не избирал еврейский народ, Господь избрал одного Аврама , который стал родоначальником еврейского народа. (В связи с последним обстоятельством Аврам стал впоследствии зваться Авраамом . Комментарий — А.Б.). Был человек такой — скотовод, звали его Аврам. Он сохранил веру в единого Бога.

Раньше человечество не исчислялось миллиардами душ, как сейчас, во времена Аврама на планете жило, быть может, всего несколько сот тысяч человек, и все люди уклонились в язычество . Одни планетам поклонялись, другие целым созвездиям, третьи поклонялись рощам, четвёртые — рекам, пятые делали себе идолов. Кто из металла их отливал, кто из дерева вырубал себе идолов, как наши предки — славяне. Этим идолам приносили какие-то жертвы ...

И вот из всех этих людей один только Аврам сохранил веру в то, что Бог есть единый Творец, невидимый дух, бессмертный и бесконечный, создатель всего ! Вот этот Господь избрал Аврама и сказал ему: "от тебя произойдёт народ" , и долго испытывал его веру. Как Он испытывал, почитайте сами в Библии . И вот из него, из чресел Авраама вышел еврейский народ... И уже этот народ, хранил веру в единого Бога . И вот из-за этой веры еврейский народ стал избранным . Они как дети Авраама. Вот и всё".

Теперь я хочу разоблачить ложь по поводу того, что все народы, жившие на планете, уклонились в язычество , а лишь один Аврам "сохранил веру в единого Бога" .

Протоиерей Смирнов советует нам "самим прочесть в Библии" , как Господь "испытывал в вере " Авраама и произведенный им на свет еврейский народ.

Ну что ж, давайте мы сами прочтём Ветхий завет. Заглянем, пожалуй, в книгу "Бытие", в главу 12:

1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе;
2 и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение;
3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.
4 И пошёл Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошёл Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана.
5 И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и всё имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую ; и пришли в землю Ханаанскую .
6 И прошёл Аврам по земле сей до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда [жили] Хананеи .
7 И явился Господь Авраму и сказал: . И создал [он] там жертвенник Господу, Который явился ему.
8 Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой [так, что от него] Вефиль [был] на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа.
9 И поднялся Аврам и продолжал идти к югу.
10 И был голод в той земле. И сошёл Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той.
11 Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом;
12 и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых;
13 скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя.
14 И было, когда пришёл Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая;
15 увидели её и вельможи фараоновы и похвалили её фараону; и взята была она в дом фараонов.
16 И Авраму хорошо было ради её; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды.
17 Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову.
18 И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя?
19 для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было её себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми и пойди.
20 И дал о нём фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и всё, что у него было.

Уже в одном этом эпизоде мы видим целый кладезь любопытной информации. Во-первых, мы узнали, что Аврам совершал жертвоприношения некому Господу. А совсем недавно мы слышали, что протоиерей Смирнов очень негативно отозвался о славянах, мол, они были язычниками, делали себе деревянных идолов, и "этим идолам приносили какие-то жертвы" . Получается нехорошо как-то! Официальное лицо РПЦ обвиняет славян в том же, что делал и родоначальник евреев — Аврам!

Следующий интересный момент: когда Аврам дошёл до дубравы , в которой жили Хананеи, "явился Господь Авраму и сказал: "потомству твоему отдам Я землю сию" .

Если земля была малонаселённой в ту пору, (счёт землян шёл всего на сотни тысяч человек, — уверен Д.Смирнов), то возникает закономерный вопрос: почему уже занятую каким-то народом землю (занятую конкретно хананеями ) Господь решил отдать Авраму и его потомкам? Свободного пространства то полно было! Зачем Господу надо было сеять смуту и провоцировать человекоубийства, обещая отдать чужую землю ещё не рождённым от Аврама евреям???

Если этот вопрос просто любопытен, то поиск ответа на другой вопрос: "а кто были эти хананеи , о которых сегодня ничего не слышно?" , должен вызвать у всех славян ШОК !

Я просто обязан сейчас привести информацию из своей ранней публикации :

Прочтите короткий текст из книги, изданной в Российской империи почти 150 лет назад, а дальше я объясню вам, что в нём такого сенсационного , и как через слова этого текста понять происходящие сегодня в России и мире события!


Скажу сразу, это скан из книги "О языке евреев, живших в древнее время на Руси и о славянских словах, встречаемых у еврейских писателей" (Санкт-Петербург, 1866 год).

Автор этого текста — Авраам Яковлевич Гаркави, российский востоковед и гебраист, действительный статский советник Российской империи. Автор статей в Еврейской энциклопедии и Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. Награждён потомственным дворянским титулом Российской империи (1901). Был членом правления Петербургской еврейской общины, членом хозяйственного комитета, габаем Большой хоральной синагоги Санкт-Петербурга.

Итак, Авраам Яковлевич Гаркави объяснил ещё в 1866 году следующее:

1. В еврейской средневековой письменности славянский язык называется ханаанским языком, а сами славяне — ханаанцами.

2. Славяне в прошлом населяли Палестину (по-еврейски — Ханаан).

Эта сенсационная "новость", долго скрываемая от мировой общественности, от школьников и студентов, проливает свет на некоторые тайны нашей истории и объясняет, почему английское правительство в начале ХХ века оккупировало земли Палестины , а потом сделало широкий жест и отдало их евреям под строительство еврейского государства Израиль !


Британские оккупационные войска в Иерусалиме в 1917 году. .

Ну где ещё было создавать первое еврейское государство , как не на землях, которые принадлежали когда-то славянам! Ведь сам Господь, если верить Библии, пообещал Аврааму: "потомству твоему отдам Я землю сию" .

В связи с этим ошеломительным ОТКРОВЕНИЕМ, возникает очередной вопрос: а что сегодня делают евреи в России?

Не пытаются ли они хитростью и обманом отобрать и эту землю у славян, во исполнения договора между Авраамом и Господом?

Ещё один исторический источник свидетельствует, что да, евреи действительно претендуют на все земли славян , которых они называют в общении между собой ханаанами ! Привожу скан страницы из книги, изданной в Лондоне в 1841 году:

Надеюсь, что люди среднего и пожилого возраста ещё помнят, как в 90-х годах ХХ века, сразу после развала СССР, который случился в 1991 году, Россия столкнулась с нашествием сектантов из религиозного сообщества "Свидетели Иеговы". Их было тогда очень много во всех наших городах, буквально тысячи, а в масштабе страны — целая армия! Эти "свидетели Иеговы" ходили парами по домам россиян и раздавали всем бесплатно брошюрки "Сторожевая башня" и "Пробудись".

В 1997 году такая парочка "свидетелей" встретилась и на моём пути. Они вручили мне журнал "Сторожевая башня" за 1 апреля 1997 года, с обложки которого ко мне был обращён вопрос: «Правда ли, что это последние дни Там же, на обложке, был дан на него ответ: «Правда! В живых останутся только те, кто беззаветно предан Богу Иегове!»

Такая постановка вопроса и такой ответ на него, естественно, возмутили меня до глубины души. Я открыл этот журнал, чтобы увидеть комментарий к столь шокирующему заявлению. Мне хотелось узнать, почему это люди, которые не веруют в Иегову , еврейского Господа , должны быть уничтожены ? И вот что я прочёл там: «Иегова сказал Аврааму, что его потомки унаследуют землю Ханаанскую, но не раньше чем через четыре столетия, «ибо мера беззаконий аморреев доселе ещё не наполнилась». Здесь, под словом «аморреи», что переводится как «преобладающее племя», подразумевается Ханаанский народ в целом. Так что Иегова собирался дать своему народу возможность завоевать Ханаан только через четыре столетия . Этот период Иегова отпустил, чтобы хананеи могли развить цивилизацию. К чему хананеи пришли?» .

Если мы с вами не совсем ещё деградировали , мы должны сейчас связать один факт с другим и сделать вывод, что жидовское племя с богом Иеговой во главе желает окончательно завоевать не какой-то там абстрактный Ханаан, а Русь, Россию, которую иудеи и зовут про меж себя Ханааном! А «преобладающим племенем» племя жидовское зовёт не кого-то, а русский народ, являющийся в России государствообразующим .

Задайтесь вопросом: "почему "иеговисты" вдруг вспомнили об Аврааме, ветхозаветном "отце всех племён" и первом еврее , который согласно библейским преданиям жил около 4 тысяч лет назад? Зачем сделан акцент на словах "четыре столетия" ?

Ответ содержится уже в самом вопросе: потому, что именно четыре столетия назад и появилась у проживающих на Западе Иудеев с большой буквы мысль покорить Россию , землю Россов, как её называл наш великий гений М.В. Ломоносов.

Обратите внимание на год написания этой картины «Авраам на пути в Ханаанскую землю» — 1614. Она написана за 300 лет до начала 1-й мировой войны, и за 400 лет до предполагаемого начала 3-й мировой войны, которая должна была начаться по замыслу Иудеев край как в 2014 году.


«Авраам на пути в Ханаанскую землю» (Питер Ластман, 1614 год).

Итак, если мы "отмотаем" от нашей российской истории эти "четыре столетия", то мы получим период правления династии Романовых!!!

С них, с Романовых, и началась жидовская оккупация России, которую средневековые Иудеи-жиды отождествляли с ветхозаветным Ханааном!

Некоторое пояснение к этой генеалогической таблице, указывающее на то, кто в этой схеме "жидовское племя" , и как его представители в течение последних 400-лет захватывали власть над славянскими племенами, жившими на территории, занимаемой сейчас Российской Федерацией, я дал в отдельной работе: . Советую всем прочесть её.

Как выглядели некоторые из этой плеяды "жидовских захватчиков", вы можете судить по их портретам.

Это Ермак Тимофеевич (1532/1534/1542 — 1585) — исторический завоеватель Сибири для государства Российского. Признан национальным героем России. Попробуйте по портрету Ермака Тимофеевича установить его национально-родовую принадлежность.


Ставропольский краевой музей изобразительных искусств. Конец XVII века. .

Далее вы увидите лики российских императоров, начиная с первого правителя Российской империи , которая образовалась после покорения Царства Сибирского , располагавшегося на севере Азии, в той части, которую мы называем сейчас Сибирью . Посмотрите на эти лица и вдумайтесь в мудрость русской пословицы: "затем жиды с рожи на нас не похожи, чтобы мы не ошибались".

Перед вами прижизненные портреты Пётра I (1672-1725), его супруги Екатерины I (1684-1727), внука Петра I — Петра II (1715-1730), племянницы Петра I — Анны Иоанновны (1693 - 1740) и дочери Петра I и Екатерины I — Елизаветы Петровны (1709-1761).


Пётр I (годы царствования — 1689-1725). Екатерина I (годы царствования — 1725-1727)

С 1721 года Петр I — российский император, а Екатерина I — российская императрица.


Петр II (годы царствования — 1727-1730). Анна Иоанновна (годы царствования — 1730-1740).


Елизавета Петровна (годы царствования — 1741-1762).

В 1762 году, в связи с кончиной последней дочери Петра I — императрицы Елизаветы Петровны , прямая линия наследования по женской линии в доме Романовых пресеклась (по мужской она пресеклась ещё ранее, в 1730, когда умер Пётр II ).

Теперь внимание, вопрос: что мы видим в ликах этих российских императоров и императриц из династии Романовых ?

Мы видим, что ничего русского в их лицах не было.

Далее, начиная с 1762 года, Российской империей правили Гольштейн-Готторп-Романовы (нем. Romanow-Holstein-Gottorp) — одна из линий Ольденбургской династии, отделившаяся от её Гольштейн-Готторпской ветви, которые приняли имя Романовых благодаря наследованию по женской линии.

Этими правителями из Ольденбургской династии Гольштейн-Готторпской ветви были Петр III, Екатерина II, Павел I, Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II.
...
В 1914 году планету сотрясла Первая мировая война, а в 1917 году, в Российской империи была совершена революция, которая изменила весь ход мировой истории. Иудеи, мастерски владеющие приёмами обмана и зомбирования народных масс, в кратчайшие сроки разрушили Российскую империю, расчитывая построить на её обломках своё "жидовское царство", (как это предсказывал в своём "Дневнике писателя" ещё в 1877 году русский мыслитель-пророк Фёдор Достоевский).

Спустя несколько лет, уже после 1924 года, бывшему семинаристу и удалось осуществить перехват власти у Бронштейна (Троцкого), ставленника . Под руководством Сталина народы десятков национальностей были объединены в единую семью народов и на развалинах Российской империи вместо "жидовского царства" был построен Союз Советских Социалистических республик.
...
Если сейчас принять во внимание современные религиозные откровения жидовского племени, "что Иегова собирался дать своему народу возможность завоевать Ханаан только через четыре столетия" , (намёк на последние 400-лет), то из этой логики следует, что случившийся в 1991 году развал СССР был важным шагом иудеев-жидов перед окончательным захватом ими "территории Ханаана" , читайте — России.


В этой связи становится предельно ясно, почему жидам-иудеям надо было любой ценой уничтожить выстроенную в ХХ веке Иосифом Сталиным коммунистическую систему , которая славилась на весь мир своей системой образования и системой здравоохранения .
...
Ну а чтобы в год 400-летия иудейского плана покорения Ханаана весь мир мог увидеть, "к чему хананеи пришли?" , российско-еврейский кинорежиссёр Андрей Звягинцев снял про Россию "очень правдивый фильм" —"Левиафан" . Фильм получился как раз на религиозную тему, и он показывает, какими хотят видеть русских иудеи перед решающим сражением за овладение ханаанской землёй.

С какой целью создавался в том числе и на государственные деньги этот грязный антироссийский и антиславянский фильм, я рассказал незадолго до его общероссийской премьеры в своей статье: .

В то время, когда западная аудитория хвалила и награждала этот фильм Андрея Звягинцева различными наградами и призами, в России нарастал шквал критики этой картины, особенно когда стало известно, что она создавалась по благословению некоего влиятельного олигарха, сказавшего режиссёру: «Пусть перед войной русские посмотрят «искусство»! » Дошло даже до того, что губернатор Мурманской области Марина Ковтун дала устное распоряжение этот очерняющий Россию фильм на территории Кольского полуострова в прокат не пускать!

И чтобы вы думали? На защиту "Левиафана" встала Русская Православная Церковь в лице митрополита Мурманской и Мончегорской епархии Симона.


Владыка Симон отметил, что фильм честный , и в сюжете раскрываются жизненные проблемы страны. В ответ на просьбу радиостанции «Говорит Москва» дать оценку «Левиафану» Мурманский митрополит сообщил, что относится к этому фильму положительно . «Он мне понравился . Фильм честный » , — говорится в сообщении, которое поступило в редакцию радиостанции. По мнению представителя РПЦ, запрещать киноленту не следует . .

Когда один высокопоставленный представитель РПЦ проявляет лицемерие в угоду "богоизбранному" народу > и откровенно лжёт государствообразующему народу России , славянам, русским, по поводу "правильной еврейской веры в единого Бога" , это можно расценить как некую случайность. Но когда высший чин из РПЦ, епископ (!), влезает в скандал, возникший по поводу откровенно антирусского фильма "Левиафан" , снятого режиссёром-евреем , и говорит: «он мне понравился . Фильм честный » , становится уже ясно, что это никакая не случайность.

Это закономерность. Более того, приходишь к пониманию, что подлинная функция РПЦ — вовсе не исполнение Христовых заповедей, а "стояние на шухере" , что в переводе с "блатной фени" (смеси идиша и русского) означает "охранять, подстраховывать, стоять на страже соучастников при совершении преступления" .

Ещё в декабре 2013 года я написал статью, в которой я представил доказательства существования международной еврейской мафии , возглавляемой библейскими Иудеями , которая на протяжении нескольких веков пытается уничтожить русский народ в соответствии с прописанными в иудейской Торе и христианской Библии "божьими заповедями" .

Чтобы увидеть эти заповеди , будто бы продиктованные неким Господом человеку по имени Моисей (он же Мойша, он же Моше, он же Муса), достаточно открыть Библию. Вот лишь некоторые из имеющихся там убийственных, античеловеческих законов , по которым из века в век живёт часть еврейства — ИУДЕИ :

Можно ли после ТАКОГО не верить в ИУДЕЙСКИЙ ЗАГОВОР и в соучастие в нём Русской Православной Церкви?

Ответ однозначный: нет, не верить уже нельзя! И подтверждением тому является тот факт, что верующих в ИУДЕЙСКИЙ ЗАГОВОР людей становится в мире с каждым днём всё больше и больше. И всё больше людей начинает понимать, что вот этого Господа , Бога евреев, упомянутого в ветхозаветном "Второзаконии" Христос-Спаситель и назвал диаволом , говоря Иудеям слова: "ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего..." (Ин. 8: 44).

В завершение этой статьи я хочу посоветовать читателям прочесть ряд моих работ, написанных в 2013-2015 годах и развивающих эту острую тему:
Холокост предсказан Христом-Спасителем и он будет благом для общества .

У неискушенного в религиозных познаниях человека может возникнуть вопрос, за какие такие заслуги евреи в глазах Бога обрели привилегированное положение? Для этого нужно обратиться к религиозным текстам.

В Торе (книга Брейшит, глава 12:1-3) Бог говорит Аврааму: «Уходи из страны твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в страну, которую я укажу тебе. И Я сделаю тебя народом великим, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё, и ты будешь благословением».

Само понятие избранности еврейского народа впервые было озвучено примерно за 1300 лет до нашей эры (через 500 лет со времен Авраама) на горе Синай Моисеем, передавшим слова Бога: «Так молви Дому Яакова, и скажи сынам Израиля… Если вы будете слушаться Меня и соблюдать союз Мой, то будете Мне избранным из всех народов» (Исход, глава 19:3-6).

Согласно иудаизму, между Богом и еврейским народом был заключен Завет, который можно трактовать и как благословение, и как огромную ответственность, которая возлагается на евреев. Православный публицист Сергей Худиев пишет, что Божие избрание отличается от человеческого. Если мы избираем за что-то, то для Бога - это акт чистой, свободно оказанной милости, которая не связана с какими-либо достоинствами.

Эту мысль доносит Библия, которая подчеркивает, что евреи избраны не за заслуги, а ради того, чтобы спасти все человечество. Согласно Ветхому Завету, языческие народы были не в состоянии принять воплощенного Бога, а поэтому к приходу Мессии их должен был готовить народ Израиля.

Протоирей Дмитрий Смирнов проясняет этот вопрос. Господь, по его мнению, не избирал еврейский народ. Бог избрал Авраама. В то время как многие представители рода человеческого погрязли в языческих культах поклонения целому сонму божков и божеств, Авраам был верен единому Богу - творцу всего сущего на земле. И только впоследствии избранничество было соотнесено с целым народом.

Не избрали, а назначили

При внимательном прочтении Библии можно заметить, что слово «богоизбранный» не точно передает смысл отношений Бога и еврейского народа, отраженного в священном писании. «Этот народ Я образовал для Себя», - сказано на страницах Ветхого Завета (Ис. 43,21). Получается народ не богоизбранный, а богосозданный.

Как остроумно заметил один раввин по поводу избранности своего народа: «евреи не участвовали в выборах, никто их не избирал, их просто назначили».

Апостол Павел говорит, что еврейский ветхозаветный закон - это «детоводитель по Христу» (Гал. 3,24). Это странное слово становится понятным, если установить его греческую основу. В древнегреческом оригинале стоит слово παιδαγωγός (педагогон, «детоводитель», «ведущий ребенка»), однако оно не равнозначно близкому нам слову педагог. В античном мире педагогом являлся раб, который внимательно следил за ребенком, чтобы он вовремя добирался до школы, не шалил и не тратил сил впустую.

Также и Закон Моисея, воплощать в жизнь который было доверено евреям, в своем истинном смысле не столько учит, сколько предостерегает. Не случайно среди 613 заповедей Пятикнижия 365 запретов и 248 повелений. Изначальная миссия избранничества иудеев заключалась в том, чтобы предостеречь другие народы от злоупотребления опасными верованиями.

Одним из атрибутов языческих культов, практиковавшихся в Ханаане, Финикии или Карфагене, был такой страшный обряд, как жертвоприношение младенцев, подтвержденный современной археологией. В этих обстоятельствах уже не кажутся столь ужасными приказы Иисуса Навина выжигать землю Ханаана от людей, чей религиозный разум помутился настолько, что они в жертву своему богу приносили своих же первенцев.

«Фанатизм в Библии попускается - перед лицом языческих крайностей он бывает меньшим злом, чем равнодушие», - замечает в этой связи российский богослов и философ Андрей Кураев.

Избранных больше нет?

С тех далеких времен минула не одна тысяча лет. Неужели до сих пор народ Израиля вынужден исполнять свою миссию? В новозаветную эпоху многие лишали евреев этой созидательной роли. Апостол Павел, наделяя христианство универсализмом, противопоставлял спасительное Евангелие устаревшему Закону. Христианский Святой истолковывал иудаизм как «пройденный этап», тем самым принижая теологическую значимость иудаизма в новозаветное время.

В 2010 году епископы из стран Ближнего Востока, собравшиеся на конференцию в Ватикане, приняли резолюцию, потребовавшую от Израиля прекратить использовать Библию как оправдание несправедливостей, чинимых в отношении палестинцев. «Права на «Обетованную землю» больше не являются привилегией еврейского народа. Христос отменил это право. Избранного народа больше нет», - сообщалось в резолюции Ватикана.

Для евреев такое заявление стало очередным поводом заявить, что идею богоизбранности восприняло и трансформировало христианство. Согласно концепции средневековых теологов, миссия Израиля закончилась с рождением в его среде Иисуса Христа. «Израилем во плоти» теперь являлась Христианская Церковь.

Возможно, многочисленные беды, обрушившиеся на долю еврейского народа с наступлением христианской эры, и есть свидетельство того, что миссия Израиля окончена? В XIX веке русский святитель Феофан Затворник высказал свое толкование этого богословского вопроса: «Кого избрал Б-г, того будет наказывать для исправления, будет лишать милости Своей на время, но окончательно не отвергнет его».

В одном из документов Всемирного Совета Церквей протестантских общин за 1988 год сказано, что Завет между Б-гом и еврейским народом остается в силе. Антисемитизм, как и любые учения, подвергающие осуждению иудаизм, должны быть отвергнуты.

Компенсация за унижения

Вся сложность и противоречивость вопроса богоизбранничества в современном мире заключена в дилемме: догматически еврейский народ остается избранным народом Бога, но какое это должно иметь проявление в реальной жизни, кроме декларирования, никто не может объяснить.

В глазах антисемитски настроенной части общественности богоизбранность евреев выражается в их пренебрежительном и высокомерном отношении к другим народам, в привилегированном обладании правами и возможностями, которые не даны простому смертному.

Отстраняясь от антисемитской риторики, можно попытаться понять, в чем заключается особый статус современного еврейства. Известный переводчик Корана Валерия Прохорова пишет, что «после рабского существования в Египте сыны Израиля стали свободны, получили обильные земли и процветание, каждый из них являл собой как бы царя».

Этот аспект рассматривал и философ Николай Бердяев: «Есть еврейское самомнение, которое раздражает. Но оно психологически объяснимо: этот народ был унижен другими народами, и он себя компенсирует сознанием избранности и своей высокой миссии».

Стремление обрести чувство собственного достоинства после многих лет лишений и унижений запечатлелось в генетической памяти еврейского народа и выразилось, в обретении защиты, в том числе, через чувство превосходства и достижение статусности, богатства.

Андрей Кураев усматривает в евреях пророческий пафос, твердящий «мы в ответе за все». Весьма часто приходится замечать, пишет Кураев, что этнический еврей, ставший православным священником, становится человеком «партии» и крайности. Он не может ограничить себя просто кругом своих приходских или монашеских обязанностей. Ему нужно «спасать Православие».

Межконфессиональный конфликт

Русский писатель Яков Лурье, объясняя еврейский феномен, отмечал, что дело здесь не в Ветхом Завете и не в национальности. «Это нечто неосязаемое и неуловимое в целом, пишет Лурье, это экстракт из всех элементов, в основе своей враждебных нравственному и социальному порядку, сложившемуся на христианских началах».

Действительно, современная идея богоизбранничества еврейства может объясняться и через конфликт с христианством. Ведь те права и обязанности избранного Богом народа, которые преподнес Израилю Моисей, христианство, по сути, применило к себе - «некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Петр. 2,10).

Один из проповедников еврейского национализма в России Сергей Лёзов антисемитизм христианства видит в том, что оно «узурпировало притязания Израиля» на исключительность его отношений с Богом. В тоже время борцы с антисемитизмом заходят дальше и требуют, чтобы христианские народы, в порядке покаяния за преступления языческого германского нацизма, усвоили взгляд на Израиль как на народ, по-прежнему в абсолютной уникальности хранящий свою богоизбранность.

Для протестантского богослова Оскара Кульмана тут есть два понимания национального мессианизма, между которыми непроходимая грань: существует ли избранный народ для того, чтобы послужить всему человечеству, или же для того, чтобы все человечество, опомнившись, послужило ему.

Завет по принуждению

В Талмуде сказано, когда еврейский народ стоял у подножия Синая, Бог объявил ему, что если он откажется признать Его, то Он велит горе засыпать весь еврейский стан своей массой, и евреи из страха, вопреки своему желанию, притворно согласились служить Иегове. Закон Моисеев потому был великой неволей для израильтян (Шаббат. 88,1).

Если бы нас потребовали на суд, говорит раввин Соломон Ярхи, и спросили, почему мы не держимся того, что сказано нам на Синае, то мы могли бы отвечать, что мы не хотим знать того, что навязано нам силою. Так стоит ли считать действительным Завет, полученный евреями по принуждению?

Богоборческие мотивы были отмечены еще во времена первых Патриархов. Не случайно Иаков при благословлении получил имя Израиль - «Борющийся с Богом». «Ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт. 32:27,28), - напутствовал его Создатель.

Тяга к свободе проявилась и в наследниках Иакова. Им было интересно все, что запрещала Тора. Так возникла Каббала - проповедовавшая магию и астрологию и отрицавшая Единого Личного Бога-Творца. В доме Израиля нашла себе место и языческая доктрина переселения душ.

Евреи создали религию самообожествления, - говорит Андрей Кураев о Каббале. Они, наконец, предались желаниям своего сердца, что запрещали им Пророки. Ушли Пророки, и ушла Благодать Божия. «Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст», - обращался Христос к сынам Израиля (Мф. 23, 37).

Израиль, для которого Завет оказался тяжким бременем, предавшись соблазнам тайных знаний, во многом ушел от богоизбранности. Христианство более высоко оценивает историческую миссию Израиля, чем сам Израиль, - писал католический богослов и французский кардинал Анри де Любак. - Не ради себя существует Израиль, а ради всего человечества.

Анри де Любак сравнил евреев со старшим сыном, который в известной притче не захотел, чтобы Отец принял его младшего брата. Израиль дал миру Христа, но сам не заметил этого. В итоге, по словам богослова, когда по завершении своей провиденциальной миссии Израиль возжелал сохранить свои привилегии, он стал узурпатором.

photo — alex de carvalho

К огда христиане слышат фразу «евреи - избранный Богом народ», часто возникают некоторые вопросы. Что значит «избранный»? Являются ли евреи более важными и значимыми в Божьих глазах по сравнению с остальными? Есть ли у них особые привилегии, которых нет у других? У евреев бесплатный билет на небеса из-за того, что Бог «избрал» их?

Для западного ума значение слова «избранный» эквивалентно значению слова «предпочитаемый» . Когда мы идем покупать мороженное, мы ведь выбираем именно тот вкус, который нам больше нравится. Когда мы что-то выбираем, часто это означает, что мы предпочитаем одну вещь другой.

Однако, когда Бог выбирает человека или отдельную группу людей, то это не столько для Него Самого, сколько для того, чтобы исполнить намного более великую задачу. У Бога грандиозный план: проявить и показать Его характер через Его избранный сосуд, в данном случае - народ Израиля. Он избрал Израиль не потому, что они лучше, но потому что Он - верный, и потому что Он любит Свое творение.

Ибо ты народ святой у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле. (Втор.7:6)

Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, — ибо вы малочисленнее всех народов, — но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим… (Втор.7:7-8).

photo — Israel_photo_gallery

Бог избрал Израиль из-за любви и заявил, что будет сохранять этот завет вне зависимости от их грехов. Бог исполняет обещания, данные этим людям, спустя сотни и даже тысячи лет. Иезекииль пророчествовал, что Бог рассеет Израиль по четырем концам земли, а потом снова вернет в то же самое место на земле. Но Бог совершенно ясно сказал, что Он сделает это не из-за их праведности и не ради них самих:

Посему скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог: не для вас Я сделаю это, дом Израилев, а ради святого имени Моего, которое вы обесславили у народов, куда пришли. И освящу великое имя Мое, бесславимое у народов, среди которых вы обесславили его, и узнают народы, что Я Господь, говорит Господь Бог, когда явлю на вас святость Мою перед глазами их. И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу. … Не ради вас Я сделаю это, говорит Господь Бог, да будет вам известно. Краснейте и стыдитесь путей ваших, дом Израилев. (Иез.36:22-24, 32)

И хотя Израиль был изгнан из Земли Обетованной, был рассеян среди народов и обесславил Его имя, Бог все равно верен Израилю. Не потому, что они какие-то особенные, но потому что Он - особенный среди них. Бог докажет всем народам земли, что Он есть Бог. И Он избрал для этой задачи Израиль.

Можно даже сказать, что Бог избрал народ Израиля потому, что они были высокомерными, упрямыми и жестоковыйными людьми, которые постоянно отворачивались от Господа. Как же еще мы сможем узнать о Его терпении, прощении, милости и долготерпении? Тем не менее, именно через эту семью, этот народ, Творец выбрал открыть Себя и Своего Сына миру. Если Он может явить Свою славу и характер через таких людей, то тогда есть надежда и для наших надменных сердец и для нашего заблудшего мира.

Не одно столетие тема богоизбранности еврейского народа будоражит умы человечества. Парадоксальность в том, что евреи, признавая за собой право называться «избранными», нередко отказываются от навязываемого ярлыка. Нет единообразия на этот счет и в священных писаниях.

Противоречивая тема

Для евреев тема богоизбранности всегда была особой. Но в последнее время она стала болезненной. Представители еврейства сетуют на то, что другие народы видят в избранности доктрину превосходства и жажды мирового господства.

И действительно, краеугольным камнем многих конспирологических теорий является идея о неком мировом правительстве, состоящем из евреев, эксплуатирующем остальное население Земли и стремящемся к максимальному сокращению его численности.

Но и у рядового человека, не относящегося к иудеям или сторонникам теорий заговора, богоизбранность евреев вызывает если не раздражение, то как минимум недоумение. Раввины здесь занимают двойственную позицию: они считают, что понятие «богоизбранный народ» в его нынешнем смысле – продукт, навязанный христианской идеологией, но в тоже время признают, что избранническая миссия евреев остается в силе, так как Завет Моисея с Богом никто не отменял.

Однако и в последнем у евреев нет единства. В религиозных кругах иудаизма существует положение, что только неукоснительное следование заповедям делает евреев избранным народом, в то время как ортодоксы утверждают, что даже еврей, ведущий исключительно светский образ жизни, может считаться «избранным».

За какие заслуги?

У неискушенного в религиозных познаниях человека может возникнуть вопрос, за какие такие заслуги евреи в глазах Бога обрели привилегированное положение? Для этого нужно обратиться к религиозным текстам.

В Торе (книга Брейшит, глава 12:1-3) Бог говорит Аврааму: «Уходи из страны твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в страну, которую я укажу тебе. И Я сделаю тебя народом великим, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё, и ты будешь благословением».

Само понятие избранности еврейского народа впервые было озвучено примерно за 1300 лет до нашей эры (через 500 лет со времен Авраама) на горе Синай Моисеем, передавшим слова Бога: «Так молви Дому Яакова, и скажи сынам Израиля… Если вы будете слушаться Меня и соблюдать союз Мой, то будете Мне избранным из всех народов» (Исход, глава 19:3-6).

Согласно иудаизму между Богом и еврейским народом был заключен Завет, который можно трактовать и как благословение, и как огромную ответственность, которая возлагается на евреев. Православный публицист Сергей Худиев пишет, что Божие избрание отличается от человеческого. Если мы избираем за что-то, то для Бога – это акт чистой, свободно оказанной милости, которая не связана с какими-либо достоинствами.

Эту мысль доносит Библия, которая подчеркивает, что евреи избраны не за заслуги, а ради того, чтобы спасти все человечество. Согласно Ветхому Завету, языческие народы были не в состоянии принять воплощенного Бога, а поэтому к приходу Мессии их должен был готовить народ Израиля.

Протоирей Дмитрий Смирнов проясняет этот вопрос. Господь, по его мнению, не избирал еврейский народ. Бог избрал Авраама. В то время как многие представители рода человеческого погрязли в языческих культах поклонения целому сонму божков и божеств, Авраам был верен единому Богу – творцу всего сущего на земле. И только впоследствии избранничество было соотнесено с целым народом.

Не избрали, а назначили

При внимательном прочтении Библии можно заметить, что слово «богоизбранный» не точно передает смысл отношений Бога и еврейского народа, отраженного в священном писании. «Этот народ Я образовал для Себя», – сказано на страницах Ветхого Завета (Ис. 43,21). Получается народ не богоизбранный, а богосозданный.

Как остроумно заметил один раввин по поводу избранности своего народа: «евреи не участвовали в выборах, никто их не избирал, их просто назначили».

Апостол Павел говорит, что еврейский ветхозаветный закон – это «детоводитель по Христу» (Гал. 3,24). Это странное слово становится понятным, если установить его греческую основу. В греческом оригинале стоит слово «pedagogon», однако оно не равнозначно близкому нам слову педагог. В античном мире педагогом являлся раб, который внимательно следил за ребенком, чтобы он вовремя добирался до школы, не шалил и не тратил сил впустую.

Также и Закон Моисея, воплощать в жизнь который было доверено евреям, в своем истинном смысле не столько учит, сколько предостерегает. Не случайно среди 613 заповедей Пятикнижия 365 запретов и 248 повелений. Изначальная миссия избранничества иудеев заключалась в том, чтобы предостеречь другие народы от злоупотребления опасными верованиями.

Одним из атрибутов языческих культов, практиковавшихся в Ханаане, Финикии или Карфагене, был такой страшный обряд, как жертвоприношение младенцев, подтвержденный современной археологией. В этих обстоятельствах уже не кажутся столь ужасными приказы Иисуса Навина выжигать землю Ханаана от людей, чей религиозный разум помутился настолько, что они в жертву своему богу приносили своих же первенцев.

«Фанатизм в Библии попускается – перед лицом языческих крайностей он бывает меньшим злом, чем равнодушие», – замечает в этой связи российский богослов и философ Андрей Кураев.

Избранных больше нет?

С тех далеких времен минула не одна тысяча лет. Неужели до сих пор народ Израиля вынужден исполнять свою миссию? В новозаветную эпоху многие лишали евреев этой созидательной роли. Апостол Павел, наделяя христианство универсализмом, противопоставлял спасительное Евангелие устаревшему Закону. Христианский Святой истолковывал иудаизм как «пройденный этап», тем самым принижая теологическую значимость иудаизма в новозаветное время.

В 2010 году епископы из стран Ближнего Востока, собравшиеся на конференцию в Ватикане, приняли резолюцию, потребовавшую от Израиля прекратить использовать Библию как оправдание несправедливостей, чинимых в отношении палестинцев. «Права на «Обетованную землю» больше не являются привилегией еврейского народа. Христос отменил это право. Избранного народа больше нет», – сообщалось в резолюции Ватикана.

Для евреев такое заявление стало очередным поводом заявить, что идею богоизбранности восприняло и трансформировало христианство. Согласно концепции средневековых теологов миссия Израиля закончилась с рождением в его среде Иисуса Христа. «Израилем во плоти» теперь являлась Христианская Церковь.

Возможно, многочисленные беды, обрушившиеся на долю еврейского народа с наступлением христианской эры, и есть свидетельство того, что миссия Израиля окончена? В XIX веке русский святитель Феофан Затворник высказал свое толкование этого богословского вопроса: «Кого избрал Б-г, того будет наказывать для исправления, будет лишать милости Своей на время, но окончательно не отвергнет его».

В одном из документов Всемирного Совета Церквей протестантских общин за 1988 год сказано, что Завет между Б-гом и еврейским народом остается в силе. Антисемитизм, как и любые учения, подвергающие осуждению иудаизм, должны быть отвергнуты.

Компенсация за унижения

Вся сложность и противоречивость вопроса богоизбранничества в современном мире заключена в дилемме: догматически еврейский народ остается избранным народом Бога, но какое это должно иметь проявление в реальной жизни, кроме декларирования, никто не может объяснить.

В глазах антисемитски настроенной части общественности богоизбранность евреев выражается в их пренебрежительном и высокомерном отношении к другим народам, в привилегированном обладании правами и возможностями, которые не даны простому смертному.

Отстраняясь от антисемитской риторики, можно попытаться понять, в чем заключается особый статус современного еврейства. Известный переводчик Корана Валерия Прохорова пишет, что «после рабского существования в Египте сыны Израиля стали свободны, получили обильные земли и процветание, каждый из них являл собой как бы царя».

Этот аспект рассматривал и философ Николай Бердяев: «Есть еврейское самомнение, которое раздражает. Но оно психологически объяснимо: этот народ был унижен другими народами и он себя компенсирует сознанием избранности и своей высокой миссии».

Стремление обрести чувство собственного достоинства после многих лет лишений и унижений запечатлелось в генетической памяти еврейского народа и выразилось, в обретении защиты, в том числе, через чувство превосходства и достижение статусности, богатства.

Андрей Кураев усматривает в евреях пророческий пафос, твердящий «мы в ответе за все». Весьма часто приходится замечать, пишет Кураев, что этнический еврей, ставший православным священником, становится человеком «партии» и крайности. Он не может ограничить себя просто кругом своих приходских или монашеских обязанностей. Ему нужно «спасать Православие».

Межконфессиональный конфликт

Русский писатель Яков Лурье, объясняя еврейский феномен, отмечал, что дело здесь не в Ветхом Завете и не в национальности. «Это нечто неосязаемое и неуловимое в целом, пишет Лурье, это экстракт из всех элементов, в основе своей враждебных нравственному и социальному порядку, сложившемуся на христианских началах».

Действительно, современная идея богоизбранничества еврейства может объясняться и через конфликт с христианством. Ведь те права и обязанности избранного Богом народа, которые преподнес Израилю Моисей, христианство, по сути, применило к себе – «некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Петр. 2,10).

Один из проповедников еврейского национализма в России Сергей Лёзов антисемитизм христианства видит в том, что оно «узурпировало притязания Израиля» на исключительность его отношений с Богом. В тоже время борцы с антисемитизмом заходят дальше и требуют, чтобы христианские народы, в порядке покаяния за преступления языческого германского нацизма, усвоили взгляд на Израиль как на народ, по-прежнему в абсолютной уникальности хранящий свою богоизбранность.

Для протестантского богослова Оскара Кульмана тут есть два понимания национального мессианизма, между которыми непроходимая грань: существует ли избранный народ для того, чтобы послужить всему человечеству, или же для того, чтобы все человечество, опомнившись, послужило ему.

Завет по принуждению

В Талмуде сказано, когда еврейский народ стоял у подножия Синая, Бог объявил ему, что если он откажется признать Его, то Он велит горе засыпать весь еврейский стан своей массой, и евреи из страха, вопреки своему желанию, притворно согласились служить Иегове. Закон Моисеев потому был великой неволей для израильтян (Шаббат. 88,1).

Если бы нас потребовали на суд, говорит раввин Соломон Ярхи, и спросили, почему мы не держимся того, что сказано нам на Синае, то мы могли бы отвечать, что мы не хотим знать того, что навязано нам силою. Так стоит ли считать действительным Завет, полученный евреями по принуждению?

Богоборческие мотивы были отмечены еще во времена первых Патриархов. Не случайно Иаков при благословлении получил имя Израиль – «Борющийся с Богом». «Ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт. 32:27,28), – напутствовал его Создатель.

Тяга к свободе проявилась и в наследниках Иакова. Им было интересно все, что запрещала Тора. Так возникла Каббала – проповедовавшая магию и астрологию и отрицавшая Единого Личного Бога-Творца. В доме Израиля нашла себе место и языческая доктрина переселения душ.

Евреи создали религию самообожествления, – говорит Андрей Кураев о Каббале. Они, наконец, предались желаниям своего сердца, что запрещали им Пророки. Ушли Пророки, и ушла Благодать Божия. «Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст», – обращался Христос к сынам Израиля (Мф. 23, 37).

Израиль, для которого Завет оказался тяжким бременем, предавшись соблазнам тайных знаний, во многом ушел от богоизбранности. Христианство более высоко оценивает историческую миссию Израиля, чем сам Израиль, – писал католический богослов и французский кардинал Анри де Любак. – Не ради себя существует Израиль, а ради всего человечества.

Анри де Любак сравнил евреев со старшим сыном, который в известной притче не захотел, чтобы Отец принял его младшего брата. Израиль дал миру Христа, но сам не заметил этого. В итоге, по словам богослова, когда по завершении своей провиденциальной миссии Израиль возжелал сохранить свои привилегии, он стал узурпатором.

Как Бог всего мира и всех народов, Библия проникнута идеей богоизбранности еврейского народа.

Эта идея впервые находит отражение в словах, сказанных Моисею Богом накануне Его явления на Синае : «... вы... будете Моим уделом [сокровищем] из всех народов... вы будете у меня царством священников и народом святым» (Исх. 19:5–6; см. также Втор. 10:14–15; 14:2; 32:8–9; I Цар. 8:53 и другие). Идея избранного народа составляет главную отличительную черту национально-религиозного сознания еврейского народа. Его избрание Богом мотивируется не какими-либо особыми достоинствами или заслугами этого народа, но любовью Бога к нему (Втор. 7:6–8). Израиль не только избран Богом, но и сам избрал себе Господа, чтобы служить Ему (ИбН. 24:22). Хотя Библия неоднократно указывает, что расположение Бога к Израилю зависит от исполнения народом Его повелений (Лев. 26:3–39; Втор. 28:1–68 и другие), она исключает возможность окончательного отвержения Богом Своего народа (Лев. 26:44), ибо любовь Бога сильнее Его гнева. Избранный народ не наделяется какими-либо привилегиями; наоборот, на него возлагаются особые обязательства и ответственность. Эта идея точно сформулирована в книге пророка (см. Пророки и пророчество) Амоса (Ам. 3:1–2). В мировоззрении пророков идея избранного народа приобретает характер утверждения универсальной миссии Израиля (Ис. 49; Миха 4:1–3). Принимая выпавшие на долю Израиля бедствия как справедливое наказание за его грехи, пророки верили в конечное избавление , которое будет и спасением всего мира.

Антисемиты использовали идею избранного народа как доказательство претензий евреев на превосходство над другими народами. Отрицательные высказывания по поводу этой идеи принадлежат и некоторым людям, чуждым антисемитизму, в том числе и евреям (например, писателю И. Х. Бреннеру), критиковавшим ее упрощенные и вульгаризованные формы.

Идея избранного народа стала прототипом национально-мессианских идеологий нового времени. Перенося понятие избранности с евреев на другие народы, эти идеологии часто утрачивали высокий этический смысл, присущий библейской идее, и превращались в утверждение исключительных достоинств того или иного народа, его превосходства над всеми прочими. Зловещей пародией на идею избранного народа является современный расизм во всех своих проявлениях. Идея избранного народа имеет чисто религиозное происхождение и не содержит никаких элементов расизма. Доказательством служит то, что в иудаизме прозелиты всегда рассматривались как органическая часть еврейского народа (Иев. 22а; Чис. Р. 8:1; 13:15).

Современная еврейская философско-религиозная мысль продолжает уделять большое внимание идее избранного народа. В наше время эта идея подвергается переосмыслению, иногда отделяясь от своего религиозного источника. Ее историософское обоснование предпринял Л. Бек в книге «Этот народ» (в 2-х т., 1955–57): «Каждый народ может быть призван историей, каждому поручается своя роль в истории человечества... Однако этому народу определено больше истории, чем другим». Новый подход к идее миссии, возложенной на Израиль, характерен для Д. Бен-Гуриона , который считал, что Государство Израиль должно служить «светочем для народов» - создателем новых форм общественной жизни, проникнутых идеалами социального и национального равенства и способствующие расцвету культуры и науки. Сходные взгляды характерны и для М. Бубера , несмотря на глубокие расхождения между ним и Бен-Гурионом в вопросах политики и в понимании еврейской истории.