Рейтинг Путина падает, недовольство россиян растет, а «общественная резонансность, влияет на волатильность рейтинговых показателей. В армии нарастает недовольство властью

Все мне позволительно, но не все полезно;

все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною

1 послание к Коринфянам 6:12

Если внимательно посмотреть, вокруг чего строятся сегодняшние обвинения и претензии оппозиции к власти в России, то можно заметить весьма примечательный и в то же самое время тривиальный факт. Это деньги. Достаточно мельком взглянуть на либеральные мантры:

Власть-ворье;

Путин самый богатый человек (не то России, не то мира);

Крым зря присоединили - это влетит нам в копеечку;

РПЦ - это фирма по зарабатыванию денег;

Священники-мздоимцы ездят на мерседесах;

Почему мы должны лишаться поездок в Турцию ради удовлетворения чьих-то геополитических амбиций, либо легкий вариант - сыра с плесенью;

В России все дорого, на Западе все дешево;

Путин играет в борьбу с терроризмом, чтобы зарабатывать на Сочи и Крыме;

Ротенберг обирает дальнобойщиков;

Россия погрязла в коррупции и т.д.

Чтобы увидеть, что стержнем всех этих криков и стенаний является материальный аспект. Это то, что их всех объединяет и проходит красной нитью. Деньги, материальный достаток, комфорт, и, в конечном счете, материализм как таковой - является основой, главной составляющей жизни людей, пытающихся сегодня клеймить власть. Основные претензии к власти крутятся вокруг того, что является сущностным мегаважным для них, составляет ядро и смысл их жизни. Доказательством этого может служить тот факт, что Олимпиада в Сочи, подготовленная в кратчайшие сроки, действительно через титанический труд огромного числа людей и проведенная с таким успехом, вернула русскому народу после долгих лет национального унижения и позора и безумного преклонения перед Западом веру в собственные силы, в себя, в свое великое Отечество и торжество русской Традиции. Но для людей, зараженных духом материальной выгоды, было главным не это, а то, кто сколько на ней заработал и кто сколько украл денег. Весь их интеллектуальный продукт на многочисленных либеральных ресурсах строился вокруг этого.

Дальше - больше. Даже парад в честь 70-летия Великой Победы, являющийся образом стойкости русского духа, эти люди пытаются оценивать не с точки зрения единения нации, патриотизма, уважения к памяти предков, воспитания подрастающего поколения, гордости за собственную Историю, мужества миллионов людей своего Отечества, верности заветам отцов о сохранении Родины, но с точки зрения материальных затрат. Для них это настолько естественно, что они не видят всей абсурдности своих слов! Они тут же цинично утверждают, что как дорого стоило это действо, и что эти деньги лучше потратить на пенсии ветеранов (не спрашивая, кстати, самих ветеранов, что для них важнее) или на детские дома. Тут присутствуют очевидное лукавство, подмена понятий, когда обывателю предлагается выбрать или одно, или другое, вместо того, чтобы делать и то, и другое. Справедливости ради хотелось бы спросить таких людей, они сами-то много помогли ветеранам или детским домам? Но главное не в этом. Главное, что эти люди не только сами меряют все происходящее в стране (и в их жизни) с точки зрения материальной выгоды, но и призывают всех остальных встать на путь набивания собственного кармана и удовлетворения собственного чрева. Удивительное дело! Они пытаются вменить в вину власти то, чем сами смертельно заражены - духом корыстолюбия, алчности, материальной выгоды и материализма. Именно поэтому, когда Президент, обращаясь к нации, говорит о духовных ценностях, патриотизме, исторической памяти, любви к Отечеству и любви к друг другу, национальном самосознании и объединении людей на почве национальной самоидентификации, важности сохранения семьи, это вызывает у таких людей либо саркастическую улыбку, либо раздражение, но чаще всего гнев, поскольку духовно-нравственные ценности и понятия, и вытекающие из них добродетели - любовь, милосердие, жертвенность, возможность откликнуться на чужое горе, коллективизм, нестяжательство лежат вне плоскости материализма, как такового. Они цинично утверждают, что только нравственными понятиями сыт не будешь. Но ведь никто и не предлагает жить только духовно-нравственными понятиями! Президент говорит о том, чтобы исключительно материальное не ставилось во главу угла в жизни каждого человека! Они с завидной упертостью бубнят об экономике, когда им говорят о любви к Отечеству и необходимости отдать собственную жизнь в случае смертельной опасности для него. Это равносильно тому, если бы эти люди со скрупулезностью бухгалтера стали говорить о стоимости укрепительных сооружений, о стоимости патронов и снарядов, танков и самолетов, об их дороговизне, когда Гитлер стоял уже под Москвой! Президент сегодня обращает наше внимание на внешние угрозы, многократно возросшие в последнее время. Активизация НАТО, разжигание войны на Украине, где эти угрозы из гипотетических воплотились в жизнь, геополитическое доминирование, стратегия которого так ярко описана в книге бывшего советника американского президента Збигнева Бжезинского «Великая шахматная доска» и существовавшая опасность превращения территории Крыма в плацдарм для размещения военного контингента западных стран. Они же присоединению Крыма снова пытаются дать экономическую оценку, сколько, мол, это обойдется российскому бюджету.

Очевидна тенденция, что люди, недовольные Путиным в частности и властью вообще, - это люди далеко не бедные. И это еще, мягко говоря. Эти люди живут в комфортных условиях, имеют не по одной машине, выезжают (и не раз) в течение года на отдых за границу, великолепно питаются, хорошо одеваются, имеют средства на дорогие развлечения, обучают детей у дорогих преподавателей и в престижных вузах, а то и за границей. Достаточно бегло взглянуть на новостной фон, чтобы это понять. Постоянные светские тусовки таких вот «звездных» людей, широко освещаемые в СМИ, показывают их социальный статус, уровень дохода, роскошь от одежды до жилища, и так называемый жизненный вектор, направленный на стремление к богатству. И именно эти люди больше всех недовольны курсом Президента и Правительства. И наоборот, простые люди ничего этого не имеющие, и сточки зрения обывателя небогатые, никаких истерик по этому поводу не закатывают. И вот тут мы зададимся главным вопросом - почему в мировоззрении таких людей - материальный аспект является основополагающим их жизни. Духовные причины этого явления мне видятся в следующем.

Священное Писание много говорит о богатстве и правильном к нему отношении со стороны человека, указывая на то, что при неправильном отношении к материальном благам, человека может постичь духовно-нравственная и жизненная катастрофа. В Евангельской истории, связанной с тремя искушениями Христа, Бог как бы показывает людям три основных порока, которые будут сопровождать всю человеческую историю, задавать вектор ее развития и лежать в основе всех существующих мировых социально-политических катаклизмов - сребролюбие, сластолюбие и славолюбие и важность духовного сопротивления именно этим страстям, поскольку именно они могут нанести душе человека непоправимый вред. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне . Вот верх искушения сребролюбием - все сокровища мира могут быть даны человеку, нужно только одно - поклонение сатане. Что же отвечает Христос? «Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Ин. 4: 10).

Яркой иллюстрацией гибельной привязанности к земным материальным благом евангелист Матфей показывает случай, произошедший с Христом, когда к Нему подошел юноша и спросил: «что нужно, чтобы наследовать жизнь вечную?» Господь ему отвечает: «Разве ты не знаешь? Соблюди заповеди, которые дал вам Бог - возлюби Бога, почитай отца и мать, не убивай, не кради, не прелюбодействуй». Юноша отвечает: «я это сохранил от юности моей». Тогда Господь говорит: «Иди, продай все имение свое и раздай нищим, следуй за Мной, и будешь иметь жизнь вечную». И юноша отошел от Него весьма опечаленный (Мф. 19:21).

Кончено, тут Господь не призывает нас бежать тут же и продавать имение и раздавать нищим, как многие могут подумать. Он просто показывает, насколько человек прилепляется к материальному, к достатку, к комфорту, что даже, когда Сам Господь ему говорит, и дает гарантии, что он 100% будет иметь Царствие Небесное и вечное пребывание с Богом в жизни вечной, человек выбирает земное! Иными словами он променивает временное, бренное тленное на вечное блаженство пребывание с Богом в Царствии Божием. Ну не безумие ли? Именно поэтому, Господь говорит: «трудно богатому войти в Царствие Небесное, легче верблюду влезть в игольные уши» (Мф. 19:23 ). Не потому, что владение богатством есть уже само по себе грех, а потому, что прилепление к богатству может стать для человека таким сильным, что он не готов будет с ним расстаться даже ради вечного блаженства. Далее Христос показывает нам всем, что следуя по пути материализма и желания владения материальными благами, так, что это становится страстью - это прямой путь к гибели души, призванной к пребыванию в вечности с Богом. Именно поэтому Он говорит, что Его Царство не от мира сего. Царство Мое несть от мира сего (Ин. 18:36) . Он говорит людям - не прилепляйтесь к богатству (материальным благам) на столько, что если бы вас лишить этих благ вы бы почувствовали жизненную катастрофу... Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей (Ин. 2:15). А Апостол Иаков добавляет: Неверные люди, разве вы не знаете, что дружба с миром - это вражда против Бога? Тот, кто хочет быть другом этому миру, становится врагом Богу (Иак. 4:4).

И ведь действительно, сколько депрессий, уныния, психических расстройств, нервных срывов возникает у человека, вдруг потерявшего достаток, престижную работу, хороший заработок, да и просто дорогую вещь.

Вот как показывает эту тенденцию в своей статье, посвященной взгляду великого Федора Михайловича Достоевского на состояние русского человека конца 19 века, доктор филологических наук Татьяна Касаткина: «И тут чрезвычайно интересно еще одно обстоятельство - Достоевский прекрасно видел русский народ и так, как его видим мы. Более того - если мы проследим, как Достоевский пишет о современном ему актуальном состоянии русского человека - мы удивимся и поразимся тому, насколько все даваемые им характеристики могут быть отнесены как раз к человеку сегодняшнего дня, нашему соседу и современнику. Достоевский констатирует, что человеку пореформенной эпохи XIX века свойственны: 1) утрата общих, единых оснований и ценностей, 2) стремление к богатству, принимаемому теперь за единственную несомненную опору и действенную силу в жизни, поставление комфорта и удовлетворения суетных и страстных желаний превыше всего, возведение их в ранг целей человеческой жизни (в то время как они не более чем условия и средства существования)» .

Чем закончилось в 17-году вот такое стремление к материальному, всем хорошо известно. И неудивительно, что главными лозунгами тогдашних революционеров были вполне материальные ценности - «земля - крестьянам, фабрики - рабочим». Апеллируя к сознанию народа, они закладывали именно материальный аспект в своих воззваниях, при этом зная, что ничего этого они ему не дадут, и, используя народ как инструмент для своего прихода к власти. В итоге народу, разумеется, не было дадено ни того, ни другого, но главное власть была сметена, а страна утонула в кровопролитной Гражданской войне, результатами которой стали миллионные жертвы, да и большинство самих революционеров сгинуло в этом кровавом месиве. Именно поэтому Церковь, всегда утверждавшая, что духовное должно главенствовать в жизни человека, одухотворять, так сказать, его жизненный путь, стала главным идеологическим врагом тогдашних бунтарей и революционеров. Именно поэтому представители духовенства уничтожались с особенной жестокостью, именно поэтому разрушались храмы, поскольку именно Церковь была главным препятствием на пути овладения умами и душами людей на пути к захвату безграничной власти, власти земной и власти идеологической. Немудрено, что простые люди, отстранившись от своей веры и духовной традиции, поверив в эти лозунги, в итоге были обмануты врагом рода человеческого, ибо «когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44) и стали жертвами своей доверчивости и легкомыслия, став на путь Гражданской войны, где, как мы знаем, брат на брата и сын на отца.

Что же мы видим сегодня? Те же самые мотивы. Именно создание общества потребления, культивируемое на Западе и так рьяно насаждаемое у нас, начиная сначала 90-х годов, когда духовно - нравственные ценности подменяются материальными и тленными, когда человека только беспокоит - что поесть, и поесть желательно по вкуснее, что купить, и желательно лучше, чем у знакомых, где развлечься и обязательно престижней, чем его друзья, вытесняет из жизни человека все духовные ориентиры, и тогда этот процесс повышения уровня материального комфорта становится целью на уровне подсознания, незаметно для самого человека. Он уже и рад бы остановиться, да не может. Крутясь в этом процессе, на остальное время уже почти не остается. Лукавый дух - великий манипулятор, все время вдалбливает в голову человека, посылая вполне конкретные импульсы и как бы программируя его на соответствующее поведение - «бери от жизни все», «ты этого достоин», «работай на деньги и за деньги, и не упусти момент, когда деньги начнут работать на тебя». Многочисленные передачи, культивирующие чревоугодие, культ потребления, алчность, жадность, всевозможные развлечения не сходят с телеканалов и рекламных щитов, как будто именно это является смыслом жизни человека. При этом враг рода человеческого уверяет человека, что он живет один раз, никакого Бога нет, нет души, нет вечной жизни, а ее смысл заключается в получении удовольствий и постоянном повышении собственного комфорта! А раз так, то к чему соблюдение каких-то нравственных норм поведения, помощь бедным, милостыня и благотворительность? Как писал Ф.М.Достоевский в романе «Бесы»: «Если Бога нет, то все позволено». Именно атеистическое и материалистическое мировоззрение лежит в основе жажды обладания материальными благами. Неудивительно, что под таким мощным натиском человек вступает на ложный путь и начинает видеть смысл своей жизни исключительно в стремлении к богатству и удовлетворению суетных страстных желаний. Поддержание статуса в своих глазах и глазах друзей и знакомых заставляет его все выше и выше задирать планку этого уровня, дающего престиж и уважение в обществе, складывает определенный круг знакомств и общения, приносящий возможность сохранения и приумножения капитала через эти знакомства. А ведь Христос говорит в евангелие от Матфея: «Никто не может служить двум господам... Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24 ). И далее: Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться (6: 25 ). И завершает это поучение: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:33) . Этот стих открывает нам еще один духовный закон - закон зависимости, который никак нельзя переступить, обойти или игнорировать. Господь не оставил нас в неведении и предупредил, что если мы хотим иметь успех в материальном , то, в первую очередь, мы должны не материальное благо искать и не этим быть исполненными, не проблемами этого мира, а Царством Божьим и Его правдой . Ну как тут не вспомнить великого А.С.Пушкина и его «Сказку о рыбаке и рыбке». И вот ключевой момент. Когда человек становится полностью зависим от своих страстей и пороков, враг рода человеческого, целью которого является гибель человеческой души для жизни вечной (он непрестанно обходит, как рыкающий лев , ища кого поглотить. 1 Пет. 5:8) предлагает человеку сделку поклониться ему, в обмен на сохранение своего богатства. И вот тут человек становится перед нелегким выбором. Но надо понимать, что выбор всегда есть, и он всегда за человеком. И надо признать, многие приняли такие условия, становясь явными служителями темных сил. И это второй ключевой момент. С одной стороны мы видим людей вполне осознанно вставших на путь служения сатане (сатанисты), которые безусловно знают, что творят беззаконие, и подстрекают на это беззаконие других, с другой (и их основная масса), людей заблудших, обманутых, не разобравшихся, что к чему, поверившие явному обману и лукавству. Сатанисты, действующие осознанно и будучи материально обеспеченными, без риска для себя, как им кажется, начинают смущать и обманывать других простых людей, дергая за ниточки человеческих пороков, так знакомым им самим. Для них цена человеческой жизни ничего не стоит. В ход может идти все - явная ложь, клевета, инсинуации, лесть, подкуп, лукавство, подлог, обман, угрозы, манипуляции, подстрекательство на восстание (революцию) и даже человекоубийство (достаточно вспомнить волну террора в царской России, закончившейся убийством самой Царской семьи). Все мы это видим в полной мере сегодня и в России, и особенно это в полной мере проявилось на Украине, когда людей призывали свергнуть власть ради улучшения их жизни, Вот уже в России господин Ходорковский открыто призывает к революции! Они очень быстро становятся у руля любого недовольства и любого протеста, поливают грязью власть, обвиняют ее в коррупции, будучи сами коррупционерами в чистом виде (достаточно вспомнить обвинение Г.Каспарова со стороны всемирной шахматной организации ФИДЭ в хищении средств) и подстрекают оболваненный народ на беззаконие, как в хорошо известной всем притчи. Громче всех кричит: «Держи вора!», - сам вор. Но этого им мало! Они уверяют человека, что в падении его благосостояния, потере работы, уменьшения заработной платы, вообще во всех бедах, виноват не сам человек, точнее его привязанность к ложным божкам - деньгам и комфорту, и заложивший материальный комфорт в основу своего жизненного строительства, сделав его стержнем своей жизни, а власть, которая якобы отнимает у него, причитающиеся ему (правда непонятно на каком основании) материальные блага и средства. Главное - посеять сомнение в человеческой душе, а дальше человек своей внутренней саморазрушающей «работой» все сделает сам. Его собственная гордыня говорит ему, что он якобы достоин большего, что он недооценен, он обманут, а ведь все это у него было! И кто виноват? Ну, конечно же, не он сам, поклоняющийся мамоне, а хитрая власть, посягнувшая на его достаток. В итоге человека снова уводят на ложный путь. Не на путь покаяния и очищения от собственных страстей, а на путь недовольства, озлобления, разрушения.

Наши святые отцы тоже поучали людей о правильном отношении к материальным благам. Они говорили, всё, что мы имеем и чем владеем в жизни, в буквальном смысле не есть наше. По земным законам, юридически, да, мы являемся собственниками нашего имущества. Но с точки зрения духовных смыслов, метафизически, Собственником всего является Господь, ибо Он сотворил небо и землю, и все, что на ней, и все, что начало быть, а человека поставил управлять всем этим, сделав его венцом творения Своего. Мы же поставлены Им распорядителями материальных благ, которые Он дает нам по мудрому своему Промыслу на временное управление и распоряжение. В этом смысле материальные блага - лишь средство, инструмент для выполнения более важной задачи-спасения и наследование Царствия Божия. Он смотрит, как человек распоряжается вверенным ему богатством, и в любой момент может запросить отчет о деятельности, а то и лишить его. Вот, когда человек присваивает это себе, считает себя единовластным хозяином и распорядителем добра, тогда, вдруг лишившись этого богатства, может дойти до крайней степени депрессии, вплоть до самоубийства. Это, кстати, касается и талантов, дарованных человеку Господом. Когда человек считает себя проводником, благоразумным распорядителем таланта, дарованного ему свыше, он может создавать великие произведения искусства. Как только он присваивает дарованный ему талант себе, и считает себя собственником этого таланта, тогда шедевры куда-то улетучиваются и кроме тошнотворной бурды он уже создать не может ничего. Примеров предостаточно.

Инфляция и безработица становятся для населения основными проблемами

Подавляющее большинство граждан – около 90% – имеют к действующему кабинету министров РФ те или иные претензии. Правительство не может справиться с инфляцией и с падением доходов населения – это самые часто упоминаемые претензии. Беспокоит россиян и рост безработицы.

Только 10% граждан, опрошенных Левада-Центром, не имеют сейчас никаких претензий к действующему кабинету министров. К такому выводу пришли социологи, опросив в конце февраля 1600 человек старше 18 лет в 134 населенных пунктах 46 регионов страны.

Остальные, то есть примерно 90% респондентов, имеют к правительству самые разнообразные претензии. Самая главная из них связана с тем, что правительство РФ не может справиться с ростом цен и с падением доходов населения. Об этом сказали 55% опрошенных граждан. Еще год назад такую претензию выдвигали правительству 41%, а в 2000-м – 39%.

Стоит напомнить, что в 2000 году рост цен в стране достигал 20%, однако, судя по данным социологов, тогда это вызывало у россиян меньше недовольства, чем сейчас, при годовой инфляции около 17%. Такой парадокс можно объяснить тем, что в начале нулевых экономические трудности воспринимались гражданами как временные невзгоды. Население надеялось, что при новом президенте жизнь в России скоро наладится. И что хуже, чем во время дефолта 1998 года, не будет. Эти надежды были не беспочвенными, ведь в первой половине нулевых реальные располагаемые доходы населения росли на 10% в год, а то и больше.

Сейчас позитивные настроения граждан, похоже, идут на спад. Сегодня многим россиянам кажется, что ближайшее будущее принесет только обострение проблем. Многие граждане не видят, что правительство эффективно решает возникающие проблемы. Один из примеров – экстренное повышение ключевой ставки Центробанком в разгар валютного кризиса. Наконец, нынешняя двузначная инфляция уже не сопровождается опережающим ростом доходов, как это было в начале прошлого десятилетия. Напротив, сегодня реальные доходы населения впервые с 2000 года ушли в минус.

На втором месте в списке претензий – отсутствие у кабинета министров продуманной экономической программы. На это указали 29% опрошенных.

Граждане также ставили правительству в вину то, что власти не могут справиться с экономическим кризисом, не заботятся о социальной защите населения, не могут обеспечить россиян работой, что власти коррумпированы и действуют в собственных интересах – каждый из этих вариантов набрал примерно по 20% голосов.

Впрочем, в пресс-службе Левада-Центра вчера пояснили «НГ», что на самом деле уровень недовольства граждан действиями правительства всегда находится примерно на одном и том же уровне. Со временем меняются лишь причины этого недовольства. Так, в 2001 году 20% респондентов обвиняли правительство в том, что оно не может обеспечить стабильность на Северном Кавказе. Сейчас лишь 1% опрошенных граждан указали на такую проблему. Еще пример: в 2007 году 47% респондентов говорили, что правительство не заботится о социальной защите населения. А ведь это был последний предкризисный, тучный год. Сейчас частота упоминания этой проблемы снизилась почти вдвое.

Наконец, россияне рассказали социологам, что их тревожит больше всего. На первом месте оказался рост цен, о котором сообщили 82% респондентов. О бедности и даже обнищании населения сообщили 43% респондентов. Замыкает тройку самых острых проблем рост безработицы, о котором беспокоятся 38% респондентов.

Уточним, что новый, 2015 год действительно начался для многих россиян увольнениями или переводом на частичную занятость. Ранее Минтруд уже сообщал, что в феврале численность официально зарегистрированных безработных в России увеличивалась еженедельно на 19–20 тыс. человек, или примерно на 2% (см. «НГ» от 01.03.15). Вчера Минтруд отчитался, что численность безработных граждан, обратившихся в службы занятости, превысила 990 тыс. человек.

Правда, в ведомстве Максима Топилина при этом похвалились, что недельные темпы прироста зарегистрированной безработицы начали сокращаться: «С 4 по 11 марта численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, возросла на 0,6%». «Вторую неделю подряд фиксируется снижение темпа роста регистрируемой безработицы», – пояснил Топилин.

Опрошенные «НГ» эксперты признают, что есть прямая связь между состоянием экономики и уровнем поддержки власти. «На данный момент население в общем и целом поддерживает политический курс, но если инфляция продолжит расти, то взгляды простых граждан могут измениться», – полагает аналитик Lionstone Investment Services Ани Круж.

В свою очередь, аналитик холдинга «Финам» Тимур Нигматуллин обращает внимание, что «население демократических капиталистических стран в первую очередь интересуется уровнем безработицы, а не инфляцией или налоговым режимом».

Уровень безработицы, по методологии Международной организации труда (МОТ), в России пока близок к историческим минимумам с момента распада СССР, замечает эксперт: «В январе 2015 года показатель составлял 5,5%, а исторический минимум был достигнут в августе 2014 года, когда безработица составила 4,8%». И на этом фоне инфляция, по мнению Нигматуллина, не слишком ухудшит отношение россиян к руководству страны. Недовольство начнет нарастать, видимо, лишь при массовых увольнениях.

Между тем, как следует из данных ВЦИОМ, россияне сейчас одобряют действия президента, но по отношению к правительству многие испытывают скепсис. В начале марта 80% россиян одобряли действия президента и лишь 45% одобряли работу правительства.

Если подумать, то какая бы партия не правила, кто бы ни стоял у власти, нашему нарду жить плохо всегда. А сейчас быть недовольным стало просто модно, на каждом интернет сайте независимо от его тематики, рейтинг вырастет, если сказать о власти что-нибудь плохое. Свобода слова у нас понимается, видимо, только таким образом. Что же не устраивает общественность? Наверное, бюджет без дефицита, превышающего его размер, а может быть стабфонд в этом виноват, или скорее пенсии приходящие точно по расписанию, вместе с пособиями по уходу за ребенком? А может быть это зарплаты, позволяющие населению брать кучи кредитов и платить их в срок? Сложно назвать точную причину, но никто не сомневается, она есть.

Разбираясь в причинах такого общественного мнения, хочется обратиться к истории нашей страны и все же выяснить, почему недовольными быть модно. Начать, видимо стоит, с того момента когда Русь начиналась, хотя это слишком далеко, лучше сразу Романовым косточки перемоем. Очень недоволен был наш народ, во время закрепощения крестьян, но роптал себе тихонечко, сильно не бунтуя. Чем крепче становилось крепостное право, тем недовольнее был народ, только слушать крепостных никто не собирался. Но это так совсем общие слова, посмотрим на Петра Великого, отца многих реформ. Недовольны им были все, но в первую очередь безбородые бояре, которых работать заставляли аки крепостных. То, что и царь работы не гнушался, в расчет не шло, какое же было облегчение после его кончины. Но и пришедшие ему на смену правители восторга не вызывали, один откровенно глуп, другой слишком слабоволен, и череда дворцовых переворотов совершенно выбивших державу из колеи. Сколько бы власть не менялась, все нехорошо. Приближаемся к нашим дням, Сашенька второй, светлая головушка, который дал крестьянам свободу, был врагом номер один. Сколько на его жизнь покушались, пока это успехом не увенчалось, и ладно бы дворяне, которым действительно несладко пришлось, нет и свободные крестьяне туда же. Быдло необразованное, не понимающее, что для него же старались.

Дальше лучше, решили, что царская власть себя изжила, начинаем строиться коммунизм. Но и тут плохо, как его строить не понятно, примеров нет, своими мозгами не очень получается. Власть снова плохая и, кажется уже, что при царе батюшке не так-то и плохо было. Но это только цветочки, Сталин держит народ железной рукой, все недовольны, но выступать страшно, тюрьмы переполнены политическими заключенными, могут и расстрелять. Живется как - плохо, власть какая - нецензурные высказывания. Приходит перестройка и снова все плохо, почему да просто, по привычке, привык народ, что все плохо, даже ужасно. Разрешили говорить, сразу будем поливать всех стоящих у руля нечистотами.

Пришла демократия выбрали президента, сами, своими силами, не самого удачного, но ведь первый блин по традиции комом. Все четыре года его ругали, а потом почему-то решили посадить на второй срок, авось исправится… Но чуда не произошло и жизнь стала казаться еще хуже. Ушел Ельцин, первые пару месяцев эйфория от исполняющего обязанности президента Путина, новые выборы, но снова плохо. Не важно, что делает человек стоящий у власти, втаптывает страну в грязь, или пытается поднять с колен, он плох по определению, он вор, проходимец и негодяй. А работающие в тандеме вообще монстры, настоящие чудовища.

Почему же у нас так? Неужели все дело в первой российской проблеме? Спорить бесполезно жизнь в нашей стране не идеальна, но после той разрухи, которая была, подъем произошел за удивительно короткий срок. Не может в проблемах страны быть виноват один человек, даже два. Каждый строит свою жизнь сам, тот, кто хочет жить хорошо, будет это делать, не смотря на то, кто президент, и какая у него программа. Но большинство на это не способны. Хорошо ругать тех, кто пытается что-то сделать для родины, а самому сидеть на диване и получать пособие по безработице. Возмущать его небольшим размером, но во времена коммунизма, которые уже позабылись, поэтому кажутся светлыми и прекрасными, за тунеядство можно было и сесть. Декретный отпуск длился три месяца и не оплачивался, а сейчас до полутора мало.

Недовольство властью часть нашей истории, это менталитет, оно у нас в крови. Сделать тут, видимо, ничего нельзя, остается только радоваться свободе слова и поливать головы правителей всеми продуктами жизнедеятельности организма. Остается надеяться, что благоразумие победит, и выбор народа не изменится, потому как смена курса будет для нашей страны плачевна. Сейчас мы твердо идем к стабильности жизни, надежности рубля и повышению благосостояния.

Для особо недовольных хочется сказать, даже если вся верхушка ворует, то чем дольше она у власти, тем меньше надо, так как уже все есть. А новому вору, который придет на смену с еще большими амбициями придется начинать все сначала. Народу не выгодна смена власти в ближайшем будущем, если конечно не хочется жить еще хуже, ведь нам плохо всегда.

Как нам стало известно, сейчас в высших властных кругах России с большой тревогой обсуждают настроения российских военнослужащих. Эти настроения уже мало назвать протестными. Судя по всему, многие военные готовы к активным действиям против власти.

Неужели в России созрела ситуация для военного переворота?

Среди офицеров российской армии большой популярностью пользуется открытое письмо, которое ещё в прошлом году послал министру обороны Анатолию Сердюкову отставной генерал-полковник Леонид Ивашов, - он когда-то курировал международные связи Министерства Обороны России.

В этом послании генерал-полковник с армейской прямотой заявил о том, что реформа Вооружённых сил России потерпела полный крах, что она находится под полным американским контролем, имеющим цель разрушить боевую мощь страны.

«Вокруг одна ложь и показуха. На крупных учениях, которые посещают руководители страны, вместо авиации летает группа «Витязь», являющаяся не боевой, а скорее шоу-группой. У нас некому и не на чем летать. Я не в оппозиции министру Сердюкову. Я в оппозиции дури, лжи, пошлости и некомпетентности. И офицеры поддерживают мою позицию», – отметил в своём послании генерал-полковник.

Другие видные военные к этому добавляют, что главным результатом работы министра обороны господина Сердюкова служит «коммерциализация и криминализация» армии – в ущерб укреплению обороноспособности и улучшению качества жизни военнослужащих. Используя своё служебное положение в корыстных целях, господин Сердюков на всё смотрит как на свою собственность, как на ООО, устраивая масштабные распродажи вверенного ему армейского имущества. Видимо, в этом и состоит главная задача затеянной им «реформы российской армии»...

Эти настроения подтвердил в своём журналистском расследовании и военный обозреватель газеты «Комсомольская правда» Виктор Баранец, который отметил:

«Всё выше температура недовольства служивого люда своей жизнью. Нарастает поток открытых и закрытых писем в администрацию президента, правительство, Госдуму, Генпрокуратуру и суды. Причём не только от армейцев, но и от других силовиков. Военная контрразведка пеленгует вспышки «опасных настроений» в штабах – от Генерального до батальонного. Генералы и лейтенанты смачным армейским языком костерят власть. Дошло до того, что генерал-полковник – командующий войсками военного округа – позволил себе во всеуслышание заявить об отказе выполнять приказ министра обороны...».

В этой связи любопытно, что не так давно, в марте этого года, сотрудниками ФСБ был задержан бывший полковник армейского спецназа Владимир Квачков, известный тем, что его когда-то обвиняли в покушении на Анатолия Чубайса. На сей раз, чекисты обвинили Квачкова в том, что он через возглавляемую им общественную организацию «Народное ополчение имени Минина и Пожарского» готовился поднять при помощи армии восстание против нынешней власти.

По данным следствия, мятеж намечался на 2 августа. Заговорщики должны были предпринять операцию «Рассвет», в рамках которой предполагалось захватить военные арсеналы, расположенные в Поволжье и на Урале, а потом двигаться на Москву. В Екатеринбурге мятеж должен был поднять полковник Леонид Хабаров, имеющий немалый боевой опыт в самых разных горячих точках. Сейчас оба полковника арестованы – и арестованы именно по обвинению в попытке устроить вооружённый путч...

Сложно судить, насколько широко заговор проник в армейскую среду. Но, несомненно, заговорщики имели связи с действующими офицерами армии и флота. Ибо этих военнослужащих частенько можно было видеть на различных собраниях Народного ополчения. Да и царящие настроения в армейской среде, как уже говорилось, буквально провоцируют военных на разного рода антиконституционные авантюры.

Известный российский политолог Сергей Маркин, комментируя сложившуюся ситуацию в своем интервью «Независимой газете», прямо заявил о том, что идея военного переворота в России вполне реалистична. Вот его мнение:

«Сегодня политически активные люди пребывают в особом состоянии. Например, не знают, за кого голосовать на выборах. Из-за этого они начинают по-разному реагировать: кто-то спокойно, а кто-то - эмоционально. Так поступил Квачков, который начал действовать».

Но ведь на место арестованного полковника Квачкова наверняка найдутся и другие военные с мятежными настроениями - уж больно накалена сегодня обстановка в российской армии. А одними репрессиями и увольнениями недовольных ситуацию вряд ли исправишь...

Концептуал СМИ Катализатором Февральской революции стали «социальные сети» того времени - слухи

Дореволюционная Россия. Очередь за молоком. (Фото: ТАСС/Архив)

Ощущения, что в России грядут перемены, витали во всех слоях общества. Политическая элита обсуждала возможности дворцового переворота, передачи власти регенту с последующим существенным ограничением монархии. Но никто не представлял, что случится так, как случилось.

Наиболее точно, на мой взгляд, произошедшее сформулировал лидер кадетов Павел Милюков : «Можно судить различно, был ли это эпилог к тому, что произошло, или пролог к тому, что должно было начаться… В результате случилось что-то…, чего… не ожидал никто: нечто неопределенное и бесформенное, что, однако…, получило немедленно название начала великой русской революции».

«Утром принял Танеева, Феодосьева, английского адмирала Джерама и японского мор[ского] агента Сузуки. Погулял с Марией, пока другие ездили на лыжах, держась веревкой за сани. Дул шторм, но было тепло. В 6.45 поехали ко всенощной. Вечером занимался и затем читал вслух», - пишет 1 февраля* последний русский император. Как всегда, сухо и без эмоций. Ничего не меняется в распорядке жизни императорской семьи. «Принял», «погулял», «читал вслух».

«Среда Пестрой недели. Погода вьюжная. Сегодня ходил в город. Хотел записаться в члены потребительской лавки, но нет табаку», - рассказывает в тот же день уже крестьянин Замараев.

Про «табак насущный» пишет и будущий вождь мирового пролетариата из Швейцарии сестре: «Дорогая Маняша! Сегодня я получил через Азовско-Донской Банк 808 frs… Напиши, пожалуйста, какие это деньги, от издателя ли и от которого и за что именно и мне ли… я не могу понять, откуда так много денег; а Надя шутит: „пенсию“ стал-де ты получать. Ха-ха! Шутка весёлая, а то дороговизна совсем отчаянная, а работоспособность из-за больных нервов отчаянно плохая».

Еще три недели до революции. Жизнь продолжается. Вот что пишут газеты.

Общебурятский съезд

Чита, 4.02. Общебурятский съезд в Верхнеудинске сделал крупное пожертвование на нужды войны. Съезд признал необходимым создание бурятской учительской семинарии в Верхнеудинске. На эту семинарию, а также на открытие университета в Иркутске с кафедрой монголоведения собрано уже до 150.000 рублей.

Военная подготовка школьников

Нижний-Новгород, 3.02. Директор народных училищ Нижегородской губернии сообщил всем инспекторам народных училищ, что военное ведомство признает необходимым ознакомить детей школьного возраста с устройством русской солдатской винтовки. В распоряжение начальников училищ будут высылаться винтовки с деревянными или железными штыками.

Туфельный кризис

Балетные артистки сейчас ощущают туфельный кризис. До сих пор балетные туфли с твердыми носками получали исключительно из Милана. Недавно одна из них выписала из Милана партию туфель на 800 рублей. Но они погибли вместе с пароходом, который был потоплен германской подводной лодкой.

Наверное, балерина сильно переживала из-за потери. 800 рублей по тем временам огромные деньги. На эти деньги можно было закупить много хлеба. Деньги еще есть, а хлеба уже нет. Продовольственный кризис накрывает страну.

Из доклада охранного отделения. 5 февраля. «С каждым днем продовольственный вопрос становится острее, заставляет обывателя ругать всех лиц, так или иначе имеющих касательство к продовольствию, самыми нецензурными выражениями. Никогда еще не было столько ругани, драм и скандалов, как в настоящее время… Если население еще не устраивает голодные бунты, то это еще не означает, что оно их не устроит в самом ближайшем будущем. Озлобление растет, и конца его росту не видать».

Во времена подобных кризисов рецепт у власти всегда один: низкие цены и административный контроль за товарами от момента производства до момента продажи, запрет на перемещение товаров.

«Как только были объявлены низкие постоянные цены, подвоз хлеба прекратился. Крестьяне, явившиеся с нагруженными возами, заворачивали оглобли и с ругательствами уезжали с базара».

«Желающие провезти (из Сибири в Москву или Петроград) пять фунтов масла прячут его в подушки, в чемоданы с бельём, как драгоценность. У пассажиров ощупывают и прокалывают корзины и тюки».

Повсеместно вводятся продовольственные карточки.

Хроника газетных новостей

Полтава, 14.02. По распоряжению уполномоченного по продовольствию населения, в Полтаве введены карточки на пшеничную муку. Печеный хлеб продается пока без карточек.

Ростов-на-Дону, 14.02. Введены карточки на муку. На душу в месяц отпускается 5 фунтов пшеничной и 5 фунтов ржаной.

Томск, 14.02. Новониколаевская городская дума постановила ввести карточную систему на дешевые сорта мануфактуры, главным образом на ситец. Каждому будет отпускаться бумажных и льняных тканей на сумму 5 рублей в месяц.

Не являясь современниками тех событий, мы хорошо знаем, что следует за административными мерами (подобное проходили в течение более 70 лет). Дефицит и «черный рынок». На «черном рынке» можно было купить все, но только в 5−6 раз дороже.

Предпринимаемые меры или неэффективны, или принимаются с большим запозданием. О том, что если не предпринять кардинальных и срочных мер революция неминуема, понимает вся политическая элита того времени. Все, кроме царя.

22 февраля он уезжает из Петрограда в Ставку. На все тревожные телеграммы из Питера он или не отвечал, или называл их «вздором».

23 февраля (международный женский день) начались массовые протесты, в которых участвовали женщины. Вспоминает Павел Милюков: «23 февраля, когда из-за недостатка хлеба забастовало до 87 000 рабочих в 50 предприятиях… 24 февраля бастовали уже 197 000 рабочих. … Вечером 25 февраля царь телеграфировал Хабалову (командующий войсками в Петрограде): «Повелеваю завтра же прекратить в столице беспорядки, недопустимые в тяжелое время войны с Германией и Австрией!»

25 февраля, после царского приказа, решено стрелять, и 26 февраля войска местами уже стреляли. Но одна рота запасного батальона Павловского полка уже требовала прекращения стрельбы и сама стреляла в конную полицию.

27 февраля отдельные части побратались с рабочими. Хабалов растерялся. Город был объявлен на осадном положении. К вечеру оставшиеся «верными» воинские части составляли уже ничтожное меньшинство, и их приходилось сосредоточивать около правительственных учреждений: Адмиралтейства, Зимнего дворца, Петропавловской крепости”.

Революция победила.

Мало, кто предполагал, что требование хлеба приведет к революции. Парадокс заключается в том, что важной составляющей частью социального протеста, который в итоге привел к низложению Николая Романова, были слухи. «Социальные сети» того времени - бесконечные очереди. Продовольствия в Петрограде хватало, но власти не смогли учесть фактор слухов. На их фоне обыватель стал покупать продовольствие про «запас». Нередко в Питере можно было наблюдать такую картину. Человек, купивший хлеба в одной лавке, тут же занимать очередь в другом месте.

«Значение слухов в данный период велико еще и потому, что обыватель не только черпал из них информацию, зачастую являвшуюся руководством к действию, но и само по себе распространение данного феномена приводило к определенного рода психологическим изменениям. Разносясь толпой, слух являлся в то же время проводником различных форм коллективного сознательного и бессознательного, заражающих и подчиняющих себе индивида», - очень точно замечает российский историк Аксенов .

Следствием этого «коллективного бессознательного» стали массовые погромы и разграбление продовольственных лавок (в первую очередь винные и хлебные), квартир, государственных учреждений.

«Уголовные, освобожденные вчера из тюрем, вместе с политическими, перемешавшись с черной сотней, стоят во главе громил, грабят, поджигают…», - вспоминал очевидец тех событий.

Эти процессы начали принимать необратимый характер, что заставило Александра Керенского обратиться к жителям Петрограда: «Что мы такое: свободные граждане или взбунтовавшиеся рабы?»

Граждане или рабы? Тем не менее, де-факто российское самодержавие прекратило свое существование. Осталось оформить только де-юре.