Православный восьмигранный крест. Значение православного креста

7655 просмотров

Христианский (православный) нательный крест — символ веры, который человек получает в момент своего приобщения к вере — Крещения и носит по своей воле всю жизнь до последних своих земных дней. Он призван оберегать, защищать от бед и несчастий, нести вдохновение и напоминать о сути веры.

Крест имеет древнюю историю, он появился задолго до Христианства в разных культурах: восточной, китайской индейской и других. Археологи находят древние оттиски креста в наскальных изображениях пещер Скандинавии, острова Пасхи, в Индии, Японии….

Крест олицетворяет великое равновесие, гармонию в Мироздании, несёт глубокий тайный смысл знаний, накопленных нашими древними предками. Сакральное (скрытое глубокое) значение крест приобрёл после того, как на нём был распят Иисусу Христос.

Есть люди, которые носят крест как украшение, как дань моде, при этом не считая себя верующими. Запретно ли это? Конечно нет, для такого человека крест и будет выполнять роль украшения, совершенно лишённый смысл тех вещей, что мы обозначили выше.

Чем отличается православный крест от католического

Восьмиконечный крест с у древних людей считается самым мощным защитным оберегом от нечисти, и всякого рода зла. Хотя и шестигранный тоже широко использовался.

Бытует мнение, что у католиков и православных разные формы у креста. Как отличить крест православный от католического? Вообще подобного вопроса у православного верующего быть не должно, поскольку любая форма креста приемлема для такого верующего. Преподобный Федор Студит писал:

“Крест всякой формы есть истинный крест”.

И пусть форма и смысл креста на протяжении веков менялись, добавлялись какие-то атрибуты, но с тех пор, как на нём принял жертву Христос, он стал символом победы добра над злом.

О том, как важен этот символ для каждого верующего говорил сам Господь:

«Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня » (Мф. 10:38). -24).

Сербский Патриарх Ириней так говорит:

«Нет существенной разницы между латинским, католическим, византийским, и православным крестами, как и между какими-либо другими крестами, использующимся в службе христианами. В сущности, все кресты одинаковы, отличия лишь в форме ».

А в чём же смысл всех граней креста и что они означают?

Православные чаще носили кресты шестиконечные, когда добавлена нижняя перекладина, символизирующая “мерило праведное”: на одной чаше весов – грехи, на другой – праведные деяния.

Для православного форма нательного креста не должна иметь значение, гораздо важнее та информация, которая обозначена на нём.

  • Надпись «Иисус Назарянин Царь Иудейский» на крестах одинаковы, лишь написаны на разных языках: на католическом латинским шрифтом «INRI», на православном — славяно-русским » IHЦI». Иногда она имеет такую форму «IС» «ХС» - имя Иисуса Христа;
  • Часто на обратной стороне крестика есть надпись «Спаси и сохрани».
  • В самом низу иногда в другом месте можно видеть надпись «НИКА» - что означает Победитель.

  • Западные христиане (католики) изображают Иисуса измученным и мёртвым для них он — человек. Для православных Иисус — это Бог и человек в одном лице, его распятие чаще всего имеет плоскую изображение. Католики делают его более объёмным.
  • У католиков на голове Иисуса терновый венок, у православных голова не покрыта.

Но ещё раз повторюсь, по сути все эти отличия не столь существенны.

И всё же, выбирая себе крест и ребёнку, отдайте предпочтение тому, который без распятия. При всей любви к Иисусу и преисполненные благодарности и почитания, помните, что в распятии заключена энергия боли и страдания, которая давит на вашу душу и сердечную чакру, наполняя и без того полную своих страданий жизнь вашу. Задумайтесь…. Посмотрите это видео:

И помните, что крестик — это всего лишь символ веры, и он не может заменить саму веру.

ВОСЬМИКОНЕЧНЫЙ КРЕСТ-самый распространенный на Руси.

Над средней вертикальной перекладине расположены короткая, длинная и под ними косая перекладина, верхний конец которой обращен на север, нижний - на юг. Верхняя малая перекладина символизирует собой дощечку с надписью, изготовленную по распоряжению Пилата на трех языках: "Иисус Назорей Царь Иудейский", нижняя пееркладина - подножие, на которое опирались ноги Иисуса, изображенное в обратной перспективе. Форма православного креста больше всего соответствует тому, на котором был распят Иисус, поэтому он для всех не только знамение, но и образ Креста Христова...

Восемь концов креста символизируют восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой - это жизнь будущего века, Царство Небесное. Конец, который направлен вверхсимволизирует путь в Небесное Царство, открытого Христом. Косая перекладина, к которой по приданию были прибиты ноги Христа, говорит о том, что с его пришествием в земной жизни людей было нарушено равновесие пребывания всех без исключения во власти греха. Это начало духовного возрождения везде и всюду, путь человека из области тьмы в область света небесного. Вот это движение от земли к небу и обозначает косая перекладина восьмиконечного креста.

Когда на кресте изображено распятие Христа, крест знаменует полный образ Распятия Спасителя и содержит в себе всю полноту Крестной Силы. Поэтому на Руси восьмиконечный нательный крестик всегда считался самой надежной защитой от всего зла - как видимого, так и невидимого.

ШЕСТИКОНЕЧНЫЙ КРЕСТ.

Это - тоже один из древнейших русских крестов. Например, поклонный крест, установленный в 1161 году преподобной Евросинией, княжной Полоцкой, был шестиконечным, с наклонной нижней перекладиной. Почему она наклонная здесь, в этом варианте креста? Смысл символичен и глубок.

Крест в жизни каждого человека служит мерилом, как бы весами его внутреннего состояния, души и совести. Так было и в момент реального распятия Иисуса на кресте - между двумя разбойниками. В литургическом тексте 9-го часа службы Кресту есть слова о том, что "между двоих разбойников мерило праведное обретется". Мы знаем, что во время казни один из разбойников хулил Иисуса, второй - напротив, говорил о том, что сам он понес казнь справедливо, за грехи свои, а Христа казнят невинно.

Знаем, что Иисус в ответ на это искреннее покаяние сказал разбойнику, что грехи с него снимаются, что "сегодня же" он будет вместе с Господом в раю. И в шестиконечном кресте наклонная перекладина нижним концом символизирует страшную тяжесть нераскаянного греха, влекущего во тьму первого из разбойников, вторая, устремленная вверх, - освобождение покаянием, через которое и пролегает путь в Царство Небесное.

В православной культуре на могилу обычну устанавливают восьмиконечный могильный крест, такойже крест делают на крышку гроба. Часто его дополняют распятием Христа.

Крест – это целый комплекс символических смыслов. Очень важно правильно понимать все знаки, все изображения и надписи, имеющиеся на нем.

Крест и Спаситель

Самый главный символ – это, конечно, сам крест. Обычай носить крест возник только в 4 в., до этого христиане носили медальоны, изображающие агнца – жертвенного ягненка, символизирующего самопожертвование Спасителя. Были и медальоны с изображением распятия.

Крест – изображение орудия смерти Спасителя – стал естественным продолжением этой традиции.

На нательных первоначально не было никаких знаков, только растительный . Он символизировал Древо Жизни, которое утратил Адам и возвратил людям Иисус Христос.

В 11-13 вв. на крестах появляется изображение Спасителя, но не распятого, а восседающего на троне. Это подчеркивает образ Христа как Царя Мироздания, которому «дана всякая власть на Небе и на Земле».

Но еще в более ранние эпохи изредка появляются кресты с изображением распятого Спасителя. Это имело особый смысл в условиях борьбы с монофизитством – представлением о полном поглощении человеческой природы в личности Иисуса Христа природой Божественной. В таких условиях изображение смерти Спасителя подчеркивало его человеческую природу. В конечном итоге именно изображение Спасителя на нательном кресте одержало верх.

Голову распятого окружает нимб – символ святости – с надписью на греческом языке «ООН», «Сущий». Это подчеркивает божественную сущность Спасителя.

Другие знаки

В верхней части креста расположена дополнительная перекладина с четырьмя буквами, которые как «Иисус Христос – Царь Иудейский». Дощечку с такой надписью прибили к кресту по приказу Понтия Пилата, поскольку многие последователи Христа действительно рассматривали его как будущего царя. Римский наместник таким способом хотел подчеркнуть тщетность надежд иудеев: «Вот он – ваш царь, предан самой позорной казни, и так будет с каждым, кто посмеет посягнуть на власть Рима». Возможно, не стоило бы вспоминать об этой выходке римлянина, тем более – увековечивать ее в нательных крестах, если бы Спаситель действительно не был Царем, и не только иудеи, но и всей вселенной.

Нижняя перекладина изначально имела утилитарное значение – поддержание тела на кресте. Но она имеет и символический смысл: в Византии, откуда на Русь пришло христианство, на изображениях благородных и царственных особ всегда присутствовало подножие. Вот и подножие креста – это еще один символ царского достоинства Спасителя.

Правый конец перекладины приподнят, левый опущен – это намек на судьбу разбойников, распятых вместе с Христом. Тот, что был распят справа, покаялся и отправился в Рай, другой же умер, так и не раскаявшись. Такой символ напоминает христианину о необходимости покаяния, путь к которому открыт для всех.

Под ногами распятого изображен . Согласно преданию, на Голгофе, где был распят Иисус Христос, находилась Адама. Спаситель как бы попирает ногами череп, символизирующий смерть – следствие того рабства греха, на которое обрек человечество Адам. Это графическое выражение слов из пасхального гимна – «Смертию смерть поправ».

На обратной стороне нательного креста обычно располагается надпись: «Спаси и ». Это маленькая молитва, обращение христианина к Богу – защитить не только от несчастий и опасностей, но и от искушений и грехов.

На Кресте мы видим Бога Распятым. Но в Распятии таинственно пребывает Сама Жизнь, подобно тому, как в пшеничном зерне таятся многие будущие колосья. Поэтому Крест Господень почитается христианами как «живоносное древо», то есть дерево, дающее жизнь. Без Распятия не было бы Воскресения Христова, и поэтому Крест из орудия казни обратился в святыню, в которой действует Благодать Божия.

Православные иконописцы изображают возле Креста тех, кто неотступно сопровождал Господа во время Его Крестных мук: и апостола Иоанна Богослова – любимого ученика Спасителя.

А череп в подножии Креста – символ смерти, вошедшей в мир через преступление прародителей Адама и Евы. Согласно преданию, Адам был похоронен на Голгофе – на холме в окрестностях Иерусалима, где многими столетиями позже распяли Христа. Божиим промыслом, Крест Христов был установлен как раз над могилой Адама. Честная Кровь Господня, пролитая на землю, достигла останков прародителя. Она уничтожила первородный грех Адамов и освободила от рабства греху его потомков.

Крест Церковный (в виде изображения, предмета или крестного знамения) – освященный Божественной благодатью символ (образ) человеческого спасения, возводящий нас к своему Первообразу – к распятому Богочеловеку, принявшему крестную смерть ради искупления человеческого рода от власти греха и смерти.

Почитание креста Господня, неразрывно связано с Искупительной Жертвой Богочеловека Иисуса Христа. Почитая крест, православный христианин воздает почитание Самому Богу Слову, изволившему воплотиться и избрать крест знамением победы над грехом и смертью, примирения и соединения человека с Богом, дарования новой, преображенной благодатью Святого Духа жизни.
Поэтому образ Креста исполнен особой благодатной силы, ибо через распятие Спасителя явлена полнота благодати Святого Духа, которая сообщается всем истинно верующим в Искупительную Жертву Христа людям.

«Распятие Христово – это действие свободной Божественной любви, это действие свободной воли Спасителя Христа, отдающего Себя на смерть, чтобы другие могли жить – жить вечной жизнью, жить с Богом.
И этому всему знаком является Крест, потому что, в конечном итоге, любовь, верность, преданность испытываются не словами, даже не жизнью, а отдачей своей жизни; не только смертью, а отречением от себя таким полным, таким совершенным, что от человека остается только любовь: крестная, жертвенная, отдающая себя любовь, умирание и смерть самому себе для того, чтобы жил другой».

«Образ Креста показывает примирение и содружество, в какое вступил человек с Богом. Посему и демоны боятся образа Креста, и не терпят видеть знамение Креста изображаемым даже и на воздухе, но бегут от этого тотчас, зная, что Крест есть знамение содружества человеков с Богом и что они, как отступники и враги Богу, удаленные от Божественного лица Его, не имеют более свободы приближаться к тем, кои примирились с Богом и соединились с Ним, и не могут более искушать их. Если и кажется, что они искушают некоторых христиан, да ведает всякий, что это борют они тех, которые не познали как следует высокого таинства Креста».

«…Надо обратить особое внимание на то, что каждый человек на своем жизненном пути должен поднять именно свой крест. Крестов бесчисленное множество, но только мой врачует мои язвы, только мой будет мне во спасение, и только мой я понесу с помощью Божией, ибо он дан мне Самим Господом. Как бы не ошибиться, как бы не взять крест по своему произволу, тому произволу, который в первую очередь и должен быть распят на кресте самоотвержения?! Самовольный подвиг – это самодельный крест , и несение такого креста всегда оканчивается падением великим.
А что же значит свой крест? Это значит идти по жизни по своему пути, начертанному для каждого Промыслом Божиим, и на этом пути подъять именно те скорби, что попустит Господь (Дал обеты монашества – не ищи женитьбы, связан семьей – не стремись к свободе от детей и супруги.) Не ищи больших скорбей и подвигов, чем те, что есть на твоем жизненном пути,– это гордость сбивает с пути. Не ищи освобождения и от тех скорбей и трудов, что посланы тебе, – это саможаление снимает тебя с креста.
Свой крест – это значит довольствоваться тем, что по твоим силам телесным. Дух самомнения и самообольщения будет звать тебя к непосильному. Не верь льстецу.
Как разнообразны в жизни и скорби, и искушения, которые посылает нам Господь для врачевания нашего, какое различие у людей и в самих телесных силах и здоровье, как разнообразны и наши греховные немощи.
Да, у каждого человека – крест свой. И этот свой крест заповедано каждому христианину принять с самоотвержением и последовать Христу. А последовать Христу – это изучить Святое Евангелие так, чтобы только оно стало деятельным руководителем в несении нами нашего жизненного креста. Ум, сердце и тело всеми своими движениями и поступками, явными и тайными, должны служить и выражать спасительные истины Христова учения. И все это значит, что я глубоко и искренне сознаю врачующую силу креста и оправдываю суд Божий надо мною. И тогда мой крест становится Крестом Господним».

«Следует поклоняться и почитать не только тот один Животворящий Крест, на котором был распят Христос, но и всякому Кресту, сотворенному по образу и подобию того Животворящего Креста Христова. Следует поклоняться, как тому самому, на котором был пригвожден Христос. Ведь там, где изображается Крест, из любого вещества, – туда приходит Благодать и Освящение от Пригвожденного на Кресте Христа Бога нашего».

«Крест без любви нельзя мыслить и представлять: где Крест, там и любовь; в церкви вы везде и на всем видите кресты, для того чтобы все напоминало вам, что вы во храме Бога любви, в храме Любви, распятой за нас».

На Голгофе возвышались три креста. Все люди в своей жизни несут какой-нибудь крест, символом которого является один из голгофских крестов. Немногие святые, избранные други Божии, несут Крест Христа. Некоторые сподобились креста покаявшегося разбойника, креста покаяния, который вел ко спасению. А многие, к сожалению, несут крест того разбойника, который был и остался блудным сыном, так как не захотел принести покаяние. Хотим мы этого или нет, но все мы – «разбойники». Постараемся же, по крайней мере, стать «благоразумными разбойниками».

архимандрит Нектарий (Антанопулос)

Церковные службы Кресту Господню

Вникни в значение этого «надлежит», и ты увидишь, что в нем заключается именно нечто такое, что не допускает другого рода смерти, кроме Креста. В чем же причина этого? Один Павел, восхищенный в притворы рая и слышавший в них неизреченные глаголы, может изъяснить ее… может истолковать эту тайну Креста, как отчасти и сделал это в послании к Ефесянам: «чтобы Вы… могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (). Не произвольно, конечно, божественный взор апостола созерцает и начертывает здесь образ Креста, но уже это показывает, что чудесно очищенный от тьмы неведения взор его ясно прозрел в самую суть. Ибо в очертании, состоящем из четырех противоположных перекладин, выходящих из общего средоточия, он усматривает всеобъемлющее могущество и дивное промышление Того, Который благоволил явиться в нем миру. Потому-то апостол каждой из частей этого очертания усваивает особое наименование, а именно: ту, которая нисходит из середины, называет глубиной, идущую вверх – высотой, обе же поперечные – широтой и долготой. Этим он, как мне кажется, ясно хочет выразить, что все, что ни есть во вселенной, превыше ли небес, в преисподних ли, или на земле от одного края ее до другого, – все это живет и пребывает по Божественной Воле – под осенением крестным.

Можешь еще созерцать божественное и в представлениях души твоей: воззри на небо и умом обними преисподнюю, простри мысленный взор твой от одного края земли до другого, помысли при этом и о том могучем средоточии, которое все это связывает и содержит, и тогда в душе твоей само собою вообразится очертание Креста, простирающего свои концы сверху вниз и от одного края земли до другого. Это очертание представлял и великий Давид, когда говорил о себе: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо (это высота) – Ты там; сойду ли в преисподнюю (это глубина) – и там Ты. Возьму ли крылья зари (то есть с востока солнца – это широта) и переселюсь на край моря (а морем у Иудеев назывался запад – это долгота), — и там рука Твоя поведет меня» (). Видишь ли, как Давид изображает здесь начертание Креста? «Ты,- говорит он Богу,- повсюду существуешь, все Собою связуешь и все в Себе содержишь. Ты вверху и Ты внизу, рука Твоя одесную и рука Твоя ощуюю». По той же причине и божественный апостол говорит, что в это время, когда все будет преисполнено веры и ведения. Сущий превыше всякого имени будет призываем и поклоняем о имени Иисуса Христа от небесных, земных и преисподних (; ). По моему мнению, тайна Креста скрыта также и в иной «йоте» (если рассматривать ее с верхней поперечной чертой), которая крепче небес и тверже земли и прочнее всех вещей и о которой говорит Спаситель: «доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона» (). Мне кажется, что эти божественные слова имеют в виду таинственно и гадательно () показать, что образом Креста все содержится в мире и что он вековечнее всего содержимого им.
По этим-то причинам Господь не просто сказал: «Сыну Человеческому надлежит умереть», но «быть распяту», для того, то есть, чтобы созерцательнейшим из богословов показать, что в образе Креста сокрыта всемогущая сила Того, который почил на нем и благоизволил, чтобы Крест стал всем во всем!

Если смерть Господа нашего Иисуса Христа есть искупление всех, если смертью Его разрушается средостение преграды и совершается призвание народов, то как бы Он призвал нас, если бы не был распят? Ибо на одном Кресте претерпевается смерть с распростертыми руками. И потому Господу нужно было претерпеть смерть такого рода, распростереть руки Свои, чтобы одной рукой привлечь древний народ, а другой – язычников, и обоих собрать воедино. Ибо Сам Он, показывая, какой смертью искупит всех, предсказал: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» ()

Иисус Христос не претерпел ни смерти Иоанна – отсечением головы, ни смерти Исаии – перепиливанием пилой, чтобы и в смерти Тело его сохранилось не рассеченным, чтобы этим отнять повод у тех, которые бы дерзнули разделять на части Его .

Как четыре конца Креста связываются и соединяются в центре, так Божией силой содержатся и высота, и глубина, и долгота, и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь.

Все части мира были приведены к спасению частями Креста.

Кто не умилится, взирая на Странника, так бедно возвращающегося в Свой дом! Был Он у нас в гостях; мы дали Ему первый ночлег в стойле между животными, потом выпроводили Его в Египет к народу идолопоклонническому. У нас Он не имел где приклонить голову, «пришел к своим, и свои Его не приняли» (). Теперь же отправили Его в дорогу с тяжелым Крестом: возложили на плечи Его тяжкое бремя грехов наших. «И, неся Крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное» (), держащий «все словом силы Своей» (). Несет Крест истинный Исаак – древо, на котором должен быть принесен в жертву. Тяжкий Крест! Под тяжестью Креста падает на дороге крепкий в бранях, «сотворивший державу мышцею Своею» (). Многие плакали, но Христос говорит: «не плачьте обо Мне» (): этот Крест на плечах есть власть, есть тот ключ, которым Я отопру и изведу из заключенных дверей адских Адама, «не плачьте». «Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод; и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени» (). «Выходит человек на дело свое» (). Несет престол Свой Архиерей, чтобы благословить с него простертыми руками все части света. Выходит на поле Исав, взяв лук и стрелы, чтобы достать и принести дичи, «уловить лов» отцу своему (). Выходит Христос Спаситель, взяв Крест вместо лука, чтобы «уловить лов», чтобы привлечь всех нас к Себе. «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (). Выходит мысленный Моисей, берет жезл. Крест Свой, простирает руки, разделяет Чермное море страстей, переводит нас от смерти к жизни, и диавола. как фараона, потопляет в бездне адской.

Крест – знамение истины

Крест есть знамение мудрости духовной, христианской, крестной и сильной, как оружие крепкое, ибо премудрость духовная, крестная, есть оружие против противящихся церкви, как говорит апостол: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну», и далее: «Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого… Божию силу и Божию премудрость» ().

В поднебесной живет двоякая мудрость у людей: мудрость мира сего, которая была, например, у эллинских философов, не знающих Бога, и мудрость духовная, какова она у христиан. Мирская премудрость есть безумие перед Богом: «Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» – говорит апостол (); духовная же премудрость почитается безумием у мира: «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (). Мирская мудрость – слабое оружие, бессильное воинствование, немощная храбрость. Но какое оружие премудрость духовная, это видно из слов апостола: оружия воинствования нашего… сильные Богом на разрушение твердынь» (); и еще «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» ().

Образом и знамением мирской эллинской мудрости являются содомогоморрские яблоки, о которых повествуется, что извне они прекрасны, внутри же их прах смрадный. Образом же и знамением христианской духовной мудрости служит Крест, ибо им явлены и как бы ключом открыты нам сокровища премудрости и разума Божия. Мудрость мирская – прах, а словом крестным мы получили все блага: «се бо прииде Крестом радость всему миру»…

Крест – знамение будущего бессмертия

Крест – знамение будущего бессмертия.

Все, что совершилось на древе крестном, было врачеванием нашей немощи, возвращающим ветхого Адама туда, откуда он ниспал, и приводящим к древу жизни, от которого удалил нас плод древа познания, безвременно и неблагоразумно вкушенный. Поэтому древо за древо и руки за руку, руки, мужественно распростертые,- за руку, невоздержанно протянутую, руки пригвожденные – за руку, извергнувшую Адама. Поэтому вознесение на Крест – за падение, желчь – за вкушение, терновый венец – за худое владычество, смерть – за смерть, тьма – за погребение и возвращение в землю для света.

Как грех вошел в мир посредством древесного плода, так и спасение – посредством древа крестного.

Иисус Христос, истребляя то непослушание Адама, которое вначале совершилось через древо, был «послушным даже до смерти, и смерти крестной» (). Или иначе: то преслушание, которое совершено через древо, исцелил послушанием, совершенным на древе.

Имеешь у себя честное древо – Крест Господень, которым, если пожелаешь, можно усладить горькую воду твоего нрава.

Крест – это грань Божественного попечения о нашем спасении, это – великая победа, это – трофей, воздвигнутый страданиями, это – венец праздников.

«А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, а я для мира» (). Когда Сын Божий явился на земле и когда развращенный мир не мог вынести Его безгрешности, беспримерной добродетели и обличительной свободы и, осудив это святейшее Лицо на позорную смерть, пригвоздил ко Кресту, тогда Крест стал новым знамением. Он стал жертвенником, ибо на нем принесена великая Жертва нашего избавления. Он стал божественным алтарем, ибо окропился бесценной Кровию непорочного Агнца. Стал престолом, ибо на нем опочил от всех своих дел великий Посланник Божий. Стал пресветлым знамением Господа сил, ибо «воззрят на Того, Которого пронзили» (). И эти пронзившие не по чему иному Его узнают, как только увидев это знамение Сына Человеческого. В этом значении мы с почтением должны взирать не только на то самое древо, которое прикосновением Пречистого Тела освятилось, но и на всякое другое, являющее нам тот же образ, не привязывая нашего почтения к веществу дерева или золота и серебра, но относя его к Самому Спасителю, на нем совершившему наше спасение. И этот Крест не столько был тягостен для Него, сколько облегчителен и спасителен для нас. Его бремя – наше успокоение; Его подвиги – наша награда; Его пот – наше облегчение; Его слезы – наше очищение; Его раны – наше исцеление; Его страдание – наше утешение; Его Кровь – наше искупление; Его Крест – наш вход в рай; Его смерть – наша жизнь.

Платон, митрополит Московский (105, 335-341).

Нет другого ключа, который бы отверзал врата в Царство Божие, кроме Креста Христова

Вне Креста Христова нет христианского преуспеяния

Увы, Господь мой! Ты на Кресте – я утопаю в наслаждениях и неге. Ты подвизаешься за меня на Кресте… я лежу в лености, в расслаблении, ищу повсюду и во всем спокойствия

Господь мой! Господь мой! Даруй мне уразуметь значение Креста Твоего, привлеки меня к Кресту Твоему судьбами Твоими…

О поклонении Кресту

Молитва Кресту это поэтическая форма обращения к Тому, кто распят на Кресте.

«Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия» (). Ибо «духовный судит о всем, а душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» (). Ибо это есть безумие для тех, которые не принимают с верой и не помышляют о Благости и Всемогуществе Бога, но божественные дела исследуют посредством человеческих и естественных рассуждений, ибо все, что принадлежит Богу, выше естества и разума, и мысли. И если кто-либо станет взвешивать: каким образом Бог вывел все из небытия в бытие и ради чего, и если бы он захотел постигнуть это посредством естественных рассуждений, то он не постигнет. Ибо это знание – душевное и бесовское. Если же кто, руководствуясь верой, примет во внимание, что Божество – благое и всемогущее, и истинное, и мудрое, и праведное, то он найдет все гладким и ровным и путь – прямым. Ибо вне веры спастись невозможно, потому что все, как человеческое, так и духовное, основано на вере. Ибо без веры ни земледелец не разрезает борозды земли, ни купец на малом древе не вверяет своей души беснующейся бездне моря; не происходят ни браки, ни что-либо иное в жизни. Верою Уразумеваем, что все приведено из небытия в бытие могуществом Божиим; верою правильно совершаем все дела – как божеские, так и человеческие. Вера, далее, есть нелюбопытствующее одобрение.

Всякое, конечно, деяние и чудотворение Христово – весьма велико и божественно, и удивительно, но удивительнее всего – Честной Его Крест. Ибо смерть ниспровергнута, прародительский грех уничтожен, ад ограблен, даровано Воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже самую смерть, возвращено первоначальное блаженство, открыты врата рая, наше естество село одесную Бога, мы сделались чадами Божиими и наследниками не через другое что, а через Крест Господа нашего Иисуса Христа. Ибо все это устроено через Крест: «все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, — говорит апостол, — в смерть Его крестились» (). «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (). И далее: Христос есть Божия сила и Божия премудрость (). Вот смерть Христа, или Крест, одел нас в ипостасную Божию Мудрость и Силу. Сила же Божия есть слово крестное или потому, что через него открылось нам могущество Божие, то есть победа над смертью, или потому, что, подобно тому как четыре конца Креста, соединяясь в центре, твердо держатся и крепко связываются, так и через посредство силы Божией содержатся и высота, и глубина, и длина, и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь.

Крест дан нам в качестве знамения на челе, как Израилю – обрезание. Ибо через него мы, верные, различаемся от неверных и узнаемся. Он – щит и оружие, и памятник победы над диаволом. Он – печать, для того чтобы не коснулся нас Истребляющий, как говорит Писание (). Он – лежащих восстание, стоящих опора, немощных посох, пасомых жезл, возвращающихся руководство, преуспевающих путь к совершенству, души и тела спасение, отклонение от всяких зол, всяких благ виновник, греха истребление, росток воскресения, древо Жизни Вечной.

Итак, самому древу, драгоценному по истине и досточтимому, на котором Христос принес Самого Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением и Святого Тела, и Святой Крови, естественно должно поклоняться; подобным образом – и гвоздям, копью, одеждам и святым Его жилищам – яслям, вертепу, Голгофе, спасительному животворящему гробу, Сиону – главе Церквей, и подобному, как говорит богоотец Давид: «Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его». А что он разумеет Крест, показывает то, что сказано: «Стань, Господи, на место покоя Твоего» (). Ибо за Крестом следует Воскресение. Ибо если вожделенны дом, и ложе, и одежда тех, которых мы любим, то насколько более – то, что принадлежит Богу и Спасителю, через посредство чего мы и спасены!

Поклоняемся же мы и образу Честного и Животворящего Креста, хотя бы он был сделан и из иного вещества; поклоняемся, почитая не вещество (да не будет!), но образ, как символ Христа. Ибо Он, делая завещание Своим ученикам, говорил: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (), разумея Крест. Поэтому и Ангел воскресения говорил женам: «Иисуса ищете Назарянина, распятого» (). И апостол: «мы проповедуем Христа распятого» (). Хотя много христов и иисусов, но один – Распятый. Он не сказал: «пронзенного копьем», но: «распятого». Поэтому должно поклоняться знамению Христа. Ибо где будет знамение, там будет и Сам Он. Веществу же, из которого состоит образ Креста, хотя бы это было золото или драгоценные камни, после разрушения образа, если бы такое случилось, не должно поклоняться. Итак, всему тому, что посвящено Богу, мы поклоняемся, относя почтение к Нему Самому.

Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честной Крест. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение. Первый Иаков, поклонившись на конец жезла Иосифа, посредством образа обозначил , и, благословив своих сыновей перемененными руками (), он весьма ясно начертал знамение Креста. То же обозначали жезл Моисеев, крестообразно поразивший море и спасший Израиля, а фараона потопивший; руки, крестовидно простираемые и обращающие в бегство Амалика; горькая вода, услаждаемая древом, и скала, разрываемая и изливающая источники; жезл, приобретающий Аарону достоинство священноначалия; змий на древе, вознесенный в виде трофея, как будто бы он был умерщвлен, когда древо исцеляло тех, которые с верой смотрели на мертвого врага, подобно тому как и Христос Плотию, не знавшей греха, был пригвожден за грех. Великий Моисей говорит: увидите, что жизнь ваша будет висеть на древе пред вами (). Исаия: «всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям» (). О, если бы мы, покланяющиеся ему (то есть Кресту), получили удел во Христе, Который был распят!»

Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры.

Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия (1 Кор. 1,18).

Крест — орудие христианина! Сияющий Крест с начертанием «Сим победиши» явился императору Константину, который по воле Божьей соорудил знамя, переложив туда виденное знамение. И действительно «Сим победил»! В честь перехода Суворова через Альпы, в горах высечен гранитный крест длиной в двенадцать метров.
Невозможно представить историю человечества без креста. Архитектура (и не только храмовая), живопись, музыка (к примеру, «Несение Креста» И.С.Баха), даже медицина (красный крест), все стороны культуры и жизни человека пронизаны крестом.

Неверно думать, что крест появился с христианством. Во многих ветхозаветных событиях мы видим начертание креста. Преподобный Иоанн Дамаскин: «Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честной Крест. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение. Первый Иаков, поклонившись на конец жезла Иосифа, посредством образа обозначил Крест, и, благословив своих сыновей перемененными руками (Быт. 48, 14), он весьма ясно начертал знамение Креста. То же обозначали жезл Моисеев, крестообразно поразивший море и спасший Израиля, а фараона потопивший; руки, крестовидно простираемые и обращающие в бегство Амалика; горькая вода, услаждаемая древом, и скала, разрываемая и изливающая источники; жезл, приобретающий Аарону достоинство священноначалия; змий на древе, вознесенный в виде трофея, как будто бы он был умерщвлен, когда древо исцеляло тех, которые с верой смотрели на мертвого врага, подобно тому как и Христос Плотию, не знавшей греха, был пригвожден за грех. Великий Моисей говорит: увидите, что жизнь ваша будет висеть на древе пред вами (Втор. 28, 66)».

В Древнем Риме крест был орудием казни. Но во времена Христа он из орудия позора и мучительной смерти превратился в символ радости.

Для изображения креста с первых веков христианства использовался египетский иероглиф анх, обозначающий вечную жизнь. В нем сочетаются два символа: крест – как смивол жизни и круг – как символ вечности. Вместе они обозначают бессмертие. Такой крест получил свое распространение в Коптской Православной Церкви.

Равносторонний крест, состоящий из двух одинаковых прямоугольных перекладин, пересекающихся под прямым углом получил название греческого. В раннем христианстве греческий крест символизировал Христа.
На национальном флаге Греции этот крест, белый на синем фоне, впервые появился в 1820 году, символизируя борьбу против правления турков-мусульман.

Гамма-крест, или гаммадион получил свое название от третьей буквы греческого алфавита. Он как утверждается, символизирует Христа как «краеугольный камень Церкви». Часто такой крест можно увидеть на одеждах священников православной церкви.

Букву Х, в которой скрыто имя Христа, мы называем Андреевским крестом, потому что на таком кресте был распят апостол Андрей.

Малограмотные противники христианства считают, что перевернутый крест представляет собой антихристианский символ. На самом деле это тоже христианский символ. Святой Петр считал, что недостоин умереть той же смертью, какой умер Иисус Христос. По своей просьбе он был распят головой вниз. Поэтому такой крест носит его имя.

С такого креста был снят Христос, его принято называть латинским. Наиболее распространенный христианский символ в Западном мире.

Шестиконечный крест с перекладиной для ног является символом Русской Православной Церкви. Нижняя перекладина изображается наклоненной справа-налево.

По преданию, при распятии Христа над крестом прибили табличку на трех языках (греческом, латинском и арамейском) с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Такой восьмиконечный крест также принято называть Русским.

Надписи и криптограммы на Русских крестах всегда были гораздо разнообразнее, чем на Греческих. С XI-го века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама, погребенного по преданию на Голгофе (по-евр. - “лобное место”), где и был распят Христос. “На том месте, где я буду погребен, будет распято Слово Божие и оросит Своею кровию мой череп”, - пророчествовал Адам. Известны следующие надписи.
“М.Л.Р.Б.” - место лобное распят бысть.
“Г.Г.” - гора Голгофа.
“Г.А.” - глава Адамова,
Буквы “К” и “Т” означают копие сотника Лонгина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста.
Над средней перекладиной помещаются надписи: “IС” “ХС” - имя Иисуса Христа; а под ней: “НИКА” -Победитель; на титле или около нее надпись: “СНЪ” “БЖIЙ” - Сын Божий или аббревиатура “I.Н.Ц.И.” - Иисус Назорей Царь Иудейский; надписание же над титлой: “ЦРЬ” “СЛВЫ” - Царь Славы.

Листья клевера на кресте-трилистнике символизируют Троицу и Воскресение. Окружности на краях каплевидного креста – это капли Крови Христа, которые окропив крест, сообщили ему Христову силу. Остроконечный круг на крестах является символов тернового венца, который возложили на голову Христа римские воины.

Преподобный Ефрем Сирин так говорил о силе Креста и крестного знамения. «Если ты будешь всегда употреблять святой Крест в помощь себе, то «не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему» (Пс. 90,10). Вместо щита ограждай себя Честным Крестом, запечатлевай им свои члены и сердце. И не рукою только полагай на себя крестное знамение, но и в мыслях запечатлевай им всякое свое занятие, и вход свой, и исхождение свое во всякое время, и сидение свое, и восстание, и постель свою, и любое служение… Ибо весьма крепко это оружие, и никто не может никогда сделать тебе вреда, если ты им защищен».