Помочь ребенку выборе будущей профессии. В чём заключаются сложности выбора? Не заставляйте заканчивать обучение

Профориентация - явление в жизни подрастающего ребенка, с которым ему неизбежно предстоит сталкиваться в старших классах. Зачастую уже в средней школе с детьми проводится работа по выявлению определенных склонностей к какой-либо сфере деятельности, что в дальнейшем облегчает для него выбор места поступления. Однако родителям не стоит пугаться профориентации и воспринимать ее как очередную проверку знаний и способностей их ребенка. Здесь им важно понимать, и, главное, дать понять это подростку - данный процесс носит длительный характер и направлен на то, чтобы подготовить ребенка к профессиональному самоопределению, учитывая личностные особенности и интересы. Таким образом, профориентационная работа позволяет максимально облегчить выбор выпускнику школы и наилучшим образом оптимизировать подготовку к поступлению.

Что же представляет собой эта самая «профориентация»? На самом деле - это, прежде всего, помощь в профессиональном самоопределении. А профессиональное самоопределение - это следствие личностного самоопределения.

Главной же задачей профориентации является, прежде всего, перемещение процесса выбора профессии из кратковременного периода, когда подросток учится в 9-11 классах, в более ранний - среднюю школу. Здесь делается акцент на организации системности и обдуманности в выборе профессии.

Как это было

Трудовое обучение и профориентация молодежи занимали немалое место в системе школьного образования СССР. Особенно данное направление получило развитие в годы перестройки, когда в школах были введены курсы по профориентации наподобие «Основы производства. Выбор профессии». На этих курсах школьники осваивали практические навыки различных профессий - мальчики мастерили табуретки, работали с электроникой, девочки занимались кройкой и шитьем, учились печатать на машинках. Кроме того, в регионах создавались центры профессиональной ориентации молодежи, а в районах - пункты профконсультации. Возможно, это и повлияло на мировосприятие советских детей, которые в большинстве случаев, уже со школьной скамьи имели представление, кем точно хотят стать.

Выбор профессии: несколько способов понять себя

Курсы профориентации

Для выпускников и их беспокойных родителей существуют специальные курсы по профориентации, где специалисты помогают подростку определиться с будущей профессией. Стоит эта помощь, как правило, определенную сумму. Курсы предполагают прохождение подростком определенных тестов и знакомство с различными профессиями путем проб. Здесь стоит заметить, что эффективность подобных курсов неоднозначна, так как процесс самоопределения не осуществляется за такое короткое время, а присутствует в жизни ребенка на протяжении всей учебы. И к моменту выпуска из школы подросток, не имеющий представления о том, кем хочет быть, может получить лишь дополнительную помощь в выборе конкретного направления в уже намеченной для себя деятельности.

Тесты, тесты, тесты

Главное решение предстоит принять, конечно, самому подростку, однако определиться с некоторыми нюансами может помочь прохождение специальных тестов.

  • Портал «Мое образование» предлагает 32 небольших теста, помогающих разобраться в себе как в плане достаточно общих тем, так и касательно конкретных рекомендаций. Большая часть из них разработана российскими психологами
  • Достаточно большой список тестов для школьников предлагает Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» . Здесь представлены экспресс-тесты для определения склонностей к какой-либо сфере и непосредственно тесты на конкретные профессии.

Как помочь ребенку выбрать профессию

Прежде всего, стоит помнить о первостепенности профессионального самоопределения над непосредственно профориентацией. Пытаться понять, что же все-таки нравится ребенку при выпуске из школы - это как прыжок в уходящий поезд. Для самоопределения нужно время - необходимо понять свои сильные и слабые стороны, склонности и увлечения и психологические особенности.

Этот процесс достаточно длительный и появляется в жизни ребенка еще на самых ранних стадиях воспитания и учебы. Родителям важно это понимать и всячески способствовать развитию различных качеств ребенка и появлению интереса к определенным занятиям. Немаловажную роль играет приобщение подростка к практической деятельности.

Начать знакомить ребенка с профессиями задолго до поступления

Процесс воспитания должен включать в себя постепенное знакомство ребенка с существующими профессиями. Вначале, это, как правило, начинается с ответов на его вопросы об окружающем его социальном мире - кто читает новости с экрана телевизора, кто печет такой вкусный хлеб в булочной и как летают самолеты. При взрослении ребенка не стоит упускать возможностей знакомить его с представителями различных профессий - с родственниками или друзьями родителей. Важно дать ребенку как можно больше информации об особенностях разных специальностей.

Не на словах, а на деле

Большую роль в профориентации ребенка играет его практическое знакомство с разными профессиями. Ведь, прежде чем ориентироваться в будущем на определенную сферу деятельности, важно понять, подходит она ребенку или нет. Например, одна из областей работы, где точно не обойтись без проб - журналистика. Для того чтобы ребенок понял, сможет ли он найти себя в этой сфере, он должен попробовать писать тексты на определенную тематику, начиная с осознанной работы над школьными сочинениями. Подросток может начать частично осваиваться в профессии, например, создавая материалы для школьной стенгазеты или ведя блог об окружающих его событиях.

Профориентация - зачем и почему

Правильный выбор будущей профессии - залог удовлетворенности в своей работе и интерес к развитию в данной сфере. Ребенку важно в нужный момент правильно понять себя, осознать свои интересы и расставить приоритеты в процессе дальнейшего обучения.

Уделение должного внимания профориентации - путь к тому, чтобы стать хорошим специалистом в своей области, который любит свое дело и качественно выполняет свои трудовые обязанности.

Ведь, в противном случае мы имеем взрослого человека с достаточно тривиальной жизненной историей - окончил тот ВУЗ, в который не стремился, поступил «по рекомендации родителей» или «за компанию», работает на работе, от которой не получает удовлетворение. Результат - постоянное раздражение и внутренний конфликт с самими собой. И именно поэтому профориентация - это то, на что подростку следует обратить внимание, чтобы сделать правильный выбор, развивать свою личность и избежать подобных ситуаций.

Индивидуальная консультация для 8, 9, 10, 11 классов с кандидатом психологических наук , знатоком профессий Эльмирой Давыдовой: обоснованный и точный выбор профессии, подбор вузов и колледжей.

12 лет работы , 10 000 человек прошли профориентацию здесь.

Действует скидка. Консультация одноразовая, продолжительность 1,5—2 часа.
Оплата наличными или картой.

Уважаемые родители! В 2017 году появилась моя книга "Книга о том, как помочь ребёнку выбрать профессию". Её везде продают, можно заказать на Озоне, Лабиринте.

Помогать ребенку с надо еще до рождения их родителей.

Почему? Потому что родитель должен быть всячески готов.

В частности, нужно достигнуть понимания: мой ребенок - это не я сам. Ребенок - другой. Он похож на меня, но он другой. Во-первых, он несет в себе несколько иной набор генов, во вторых, он растет в иную эпоху.

Нужно этого другого изучать. Как изучать его?

А вот надо вести дневник, делать записи, в которых фиксировать поступки, слова, занятия ребенка.

Второе. Нужно дать ребенку как можно больше всего попробовать в жизни.

Не водить машину в 8 лет, боже упаси, это опасно для окружающих, а дать ему возможность общаться с миром простых и сложных вещей. Особенно миром природы: лошади, коровы, овцы, пчелы, рыбалка и прочее.

Если ребенок никогда не пробовал пришить пуговицу или испечь лепешку или прибить гвоздь, покрасить стену краской, фотографировать - он неполноценно познает мир.

Если родители больше заботятся о сохранности одежды ребенка и совершенно не позволяют ему трогать руками лягушку, например, - это плохие родители, они думают о себе, а не о ребенке.

Какое это имеет отношение к выбору профессии?

Выбирая профессию, необходимо исходить из привлекательности объекта труда и привлекательности действий, совершаемых с этим объектом. Например, объектом может быть цифра, а действиями - анализ и строительство структуры. И что же это за может быть?

Программист, финансист. А если вмешивается любовь к технике, то инженер-проектировщик, разработчик.

В младших классах нельзя понять, какая светит человеку профессия, но можно наблюдать и записывать, как человек реагирует на те или иные стимулы, объекты, и какие действия любит он с ними производить. Все это надо записывать. И все. И самим не спать, а все наблюдать и ни в чем познавательном ребенку не отказывать, водить музеи и вместе смотреть кино. И еще обсуждать с ребенком мир и происходящее в мире. И еще поддерживать ребенка похвалой, когда он интересуется хоть чем-то, даже если это что-то кажется вам сущими пустяками. Не говорить: вырастешь - узнаешь.

СРЕДНИЕ КЛАССЫ.

Не переставать делать то, что вы уже делаете. Кроме того, железной волей приучать ребенка к труду. Как к умственному, так и к физическому.

В любой профессии выживает трудолюбивый.

Заниматься спортом, физическими нагрузками. В любой профессии выживает здоровый.

Начинать показывать профессии.

Я знаю семьи, где детей с четырех лет водят в школу моделей.

Воля ваша, но я считаю, что это портит детей. Дети начинают больше интересоваться тем, как они выглядят, а не сложным и интересным миром, в котором они живут. Они становятся нарциссическими личностями.

СТАРШИЕ КЛАССЫ.

Если вы, Родители старшеклассников, все сделали в прошлые годы, как надо, вы уже четко понимаете, как общается ваш ребенок, каков его уровень притязаний, вокруг чего строятся его интересы, в чем его сила, в чем слабость, какие действия он любит совершать.

Вот с этими знаниями ступайте ко мне. Мы вместе очень быстро определим и профессию, и вуз.

Можно ли без меня?

Но за пределами вашего поля внимания могут остаться профессии, о которых вы даже не слышали никогда, а они чудесны, прибыльны и подходят вашему ребенку более всего.

Часто я слышу на моих приемах по : "как неожиданно, я никогда не думала об этом".

Кругозор родителей ограничен профессиями прошлого, а возможность дать стоящий совет о будущей профессии - ошибками восприятия. Что в итоге? Печальная статистика: 8 из 10 детей поступают не в те вузы и получают не те профессии. Не желая детям зла, родители планомерно совершают одни и те же ошибки - нередко те же самые, которые совершали их собственные родители и родители родителей… Какие? Давайте разберемся, а заодно подумаем, как их избежать.

Куда мать, туда и дитя

Ошибка №1. Настаивать на своем выборе профессии для ребенка

Неприятно, когда наше мнение не учитывается: мы хотим одного, а нас настойчиво склоняют к другому, заставляя принять чужую позицию как единственно верную. Мы, взрослые, очень этого не любим. Но при этом считаем, что вести себя так по отношению к собственным детям - нормально и даже правильно. В конце концов, нам же виднее, у нас - опыт!

Пример. Как-то раз я проводила профориентацию для Екатерины, которая, окончив медицинский вуз и поработав врачом, поняла, что настало время менять профессию. Хотите верьте, хотите нет, но из медицины пытаются сбежать часто. Это во многом профессия души и большого желания, помножьте ее на огромный стресс и ответственность - и вот вам «работа мечты».

Екатерина стала врачом по желанию мамы. И папы. А заодно - бабушки с дедушкой. Уже четвертое поколение ее семьи занималось медициной, и никакая другая профессия для Кати не рассматривалась. Она и сама с этой мыслью свыклась: готовилась к меду, поступила, начала учиться… И очень быстро поняла, что «не ее». Но уйти ей, конечно, никто не дал. Ожидания семьи и настойчивое родительское «как это «не хочу», доучишься, и все будет прекрасно» заставили девушку потратить годы на профессию, которая была ей совсем не по душе.

Вращение в узкой профессиональной среде не дает ребенку сделать выбор на основе того, что ему действительно нравится

Было тяжело, порой невыносимо, но решиться на изменения Екатерина смогла нескоро. Она пришла к нам с тяжелым «багажом»: полным разочарованием в профессии и жизни, а заодно с ощущением беспомощности, которое ни маме, ни папе было не понять. Надо ли рассказывать, как родители восприняли ее решение прекратить врачебную практику?

Так называемые «карьерные династии» вообще несут существенную угрозу. Не поймите меня неправильно: традиции - это хорошо, однако профессиональный кругозор ребенка в такой семье к подростковому возрасту ограничен. Хорошо, если он действительно видит себя в той же профессии, что и мама с папой. А если нет? Тогда это прямой путь к неудовлетворенности жизнью. Вращение в узкой профессиональной среде, которая может ребенку совсем не подходить, не дает ему сделать выбор на основе того, что ему действительно нравится и в чем он мог бы развиваться и достичь успеха.

Подобные семейные традиции переносят паттерны прошлого из поколения в поколение и в итоге приводят к тому, что дети скованы очень узкими рамками и ограничениями, нагружены целым ворохом профессиональных предрассудков. Еще до окончания школы они уже вписаны в определенные схемы поведения, обучения, начала и продолжения карьеры, которые не менялись годами. В ситуации быстрой трансформации рынка труда (молчу о чисто психологической стороне вопроса) у детей очень высокие шансы оказаться неуспешными.

«Я знаю пароль, я вижу ориентир»

Ошибка №2. Ориентироваться на «выгодные» профессии прошлого

Лет 15 назад это были психологи, 10 - юристы, 5 - программисты. Знакомый список? Предлагаю продолжить!

Пример. Александра привела к нам на профориентацию сына Костю, студента юрфака. Женщина всю жизнь проработала на простой трудовой должности на производстве, но для сына хотела другой судьбы - успешной, с билетом наверх, из «трудовых» в «интеллигенты». Благо, парень способный. Когда пришло время выбирать профессию, Александра вспомнила, что адвокат - это и денежно, и престижно. И Костя, вроде бы, был не против, его предпочтениям это никак не противоречило, особых пожеланий у юноши не было.

Когда Костя отучился пару лет, он и его мама поняли, что стать «успешным адвокатом» сейчас не так уж просто - рынок переполнен представителями этой профессии, которые пошли на юрфак именно потому, что «выгодно». Переполненный рынок - значит, очень высокая конкуренция и отсутствие гарантий куска хлеба с маслом. Посовещавшись, семья решила Костю «перепоступить». Собственно, за тем они к нам и обратились - чтобы мы помогли найти Косте то дело, которое будет ему интересно и будет востребовано в перспективе.

Помоги себе сам

Ошибка №3. Не поддерживать выбор подростка, если вы с ним не согласны

К сожалению, многие взрослые до сих пор не понимают, что поддержка и доброе слово творят чудеса и дарят веру в себя, а с верой в себя можно горы свернуть.

Пример. История печальная и немного личная - о человеке, с которым я не просто работала, но и была хорошо знакома. Евгения всю сознательную жизнь хотела писать. Книги, статьи, заметки… Быть известным прозаиком. А может быть, журналистом? Или суровым редактором у руля топового издания? Мир слов и текстов манил, но родители были против. Нет, ну ладно журналистика, это еще куда ни шло. Но Евгения, сразу не определившись, что именно хочет писать, решила получить более общее образование и поступить на отделение русской филологии. У родителей волосы встали дыбом: что это за специальность такая, кого с нее выпускают? Кем ты будешь работать? Учителем в школе? На что ты будешь жить? Как так можно! В общем, ужас, кошмар, паника.

Родители за время обучения дочери своей категоричностью испортили отношения с ней

Родители чуть ли не саботировали сначала поступление, потом учебу. К счастью, Жене хватило веры в себя и собственные мечты, чтобы не опустить руки. А вот ее родителям, увы, серьезно не хватило чувства такта.

Будь проще

Ошибка №4. Выбирать вуз по принципу «куда проще поступить»

Понятно, что всегда нужно ориентироваться на свои возможности, однако это не значит, что нужно идти по пути наименьшего сопротивления и даже не пытаться прыгнуть выше головы, - там, наверху, много интересного.

Пример. Одна из моих любимых историй - о том, как папа не дал Максиму поступить в МГУ. Звучит абсурдно? Если бы! Об МГУ Максим мечтал чуть ли не с детства - главный вуз страны, уровень, чувство причастности и замирание сердца, когда стоишь на пороге здания университета… Максим старался, готовился, планировал поступать. Пока папа не узнал, куда целится сын.

Вместе с вузом попроще юноша получил и жизнь поскромнее, а также четкое ощущение того, что стараться не стоит

Что было дальше? Совет «быть проще». Где мы, Максим, а где МГУ? Университет для детей элиты. Куда просто так не поступишь, и все по блату. А у нас откуда такие деньги, а, скажи мне, Максим? В смысле - «сдам экзамены и поступлю»? Разве ты не знаешь, как оно там происходит?

Уверенность Максима таяла с каждым днем. Скоро юноша поверил в то, что каждому свое место, и зачем целиться выше - нам и здесь неплохо. И выбрал вуз попроще. Неплохой, но не МГУ. А вместе с вузом попроще получил и жизнь поскромнее, а также четкое ощущение того, что стараться не стоит: лучшая жизнь - она ведь не для всех. Мы жили так, и ты, дорогой сын, живи так же.

И еще немного

Ошибка №5. Подстраховывать и оберегать от всех ошибок

Главная задача родителей в меняющихся условиях карьерного рынка - помочь. Не посоветовать, не направить, не указать, не потащить за уши, а поддержать ребенка и помочь ему сделать выбор самому.

Мысль о будущей работе должна сформироваться в голове ребенка, а не родителя. Задача родителя - быть «в команде» ребенка и постараться не нарушить эту связь. В случае ошибки или сложности родитель должен помочь минимизировать последствия, но не убрать их, не предусмотреть заранее или полностью предотвратить. Важно позволить ребенку оступиться, но при этом быть рядом тогда, когда будет нужна помощь или поддержка.

Ошибка №6. Ориентироваться только на свой профессиональный опыт

Обычно родители не мыслят на перспективу просто потому, что, не считая собственной узкой отрасли, не видят других профессий, не отслеживают тенденции рынка, не знают, как и что развивается. Поэтому все, с чем они могут познакомить ребенка, - их собственная сфера деятельности и то, что в массовом сознании считается «перспективными профессиями». Естественно, и то, и другое может совершенно не подходить ребенку.

Ошибка №7. Считать, что психологических тестов достаточно для выбора профессии

Профориентационные тестирования не покрывают всей потребности ребенка в определении будущего пути: они шаблонные, а каждый человек уникален. Мало помогает и профориентация от психологов. Сколь бы важным ни был такой подход как часть целого комплекса действий, ориентироваться только на него - ошибка. Психологи в плане определения будущей карьеры, увы, не помощники. Их задача - разобраться в склонностях, потребностях, интересах и сильных сторонах человека, но они не знают положения дел на рынке и не в курсе тенденций и прогнозов.

Ошибка №8. Не изучать аналитику и прогнозы, не планировать карьеру, не слушать консультантов

Слушать карьерных консультантов стоит хотя бы потому, что они обладают необходимой экспертизой, видят и знают, что происходит на рынке, понимают его тенденции. А значит, могут точнее всего порекомендовать, посоветовать, проконсультировать, предостеречь.

Недавнее исследование выявило, что мы обычно выбираем из 10-15 профессий, о которых более или менее знаем, которые представлены в нашем окружении. А всего профессий более 4000! Многие ли из нас догадываются о таком разнообразии? Карьерный консультант - специалист с самым широким кругозором с точки зрения возможностей и профессий.

А как надо?

Обратили внимание, что ни к одному пункту я не добавила абзац «решение»? И не потому, что решения нет - просто над ним нужно подумать самим. Начать стоит с того, чтобы понять и принять простую истину: вы как родитель можете (и, скорее всего, будете) совершать ошибки. А значит, нужно определить, какие ошибки вам свойственны. Нужно использовать подход «от противного» и работать над собой. Научите себя слушать и слышать своего ребенка. Позвольте ему самому управлять своей жизнью.

Перестаньте страховать каждый шаг ребенка, и он станет здоровой, успешной, зрелой личностью, человеком, который будет идти по жизни уверенно и будет благодарен за то, что вы помогли ему найти свой путь. И неважно, что в процессе была набита пара шишек, - заживут.

Не пускайте на самотек будущее своих детей, подходите к процессу выбора профессии ответственно

Также очень важно руководствоваться принципом «не навреди», а лучше - «не навязывай» и «не ограничивай». Мир меняется, поэтому навязать ребенку профессию, совершенно не понимая, что будет на рынке труда через 5, 10, 15 лет, значит ограничить его и с большой долей вероятности обречь на неудачу. Уже в момент выпуска из вуза ваш ребенок может оказаться невостребованным и в итоге будет стагнировать вместе с профессией или окажется в ситуации очень высокой конкуренции, поскольку количество рабочих мест в его отрасли будет постоянно сокращаться.

Очень прошу: не пускайте на самотек будущее своих детей, не пренебрегайте возможностями подростковой профориентации с участием карьерных экспертов, подходите к процессу ответственно, и тогда безработица вашего ребенка не коснется.

Об эксперте

Алена Владимирская - хедхантер, один из ведущих экспертов в области рекрутинга, основатель проекта «Антирабство» .

Поговорим о выборе профессии: когда есть смысл задумываться об этом? Являются ли кружки раннего развития и секции по интересам подготовкой ребёнка к будущей профориентации? На что стоит опираться подростку, выбирая вуз? Что имеет значение при выборе профессии? Как грамотно поменять профессию во взрослом возрасте? Попытаемся ответить на эти вопросы вместе со специалистом-профконсультантом.

С младых ногтей

Едва только малыш появился на свет, как тут же вокруг него начинаются прогнозы — кем же станет наш кроха? "Какой крикливый! Наверное, будет певцом!" Или: "Смотрите, ему нравятся машинки — наверняка будет автомехаником!" Или: "Наша девочка без конца танцует — суждено ей стать балериною!"

Однако в каждой шутке есть доля правды — помочь ребёнку определиться со своими наклонностями и проявить природные таланты должны мы, родители. И начать лучше действительно как можно раньше.

Когда мы выбираем школу развития, кружок или секцию по интересам — это можно считать подготовительным этапом.

Если взять за аксиому, что все дети от рождения талантливы, то задача заботливых родителей — как можно раньше эти самые таланты нащупать.

Наблюдая за своим ребёнком на кружке по рисованию, в плавательной или спортивной секции, любуясь его работами в изостудии, мы лучше изучаем ребёнка и помогаем ему исследовать свои собственные пристрастия.

Выбирая кружок, родители могут идти двумя путями: развивать слабые стороны или же делать упор на сильных.

Пример: ребёнок гиперактивный, ему — по оценке родителей — не хватает усидчивости. Мама с папой стараются заинтересовать его шахматами или рисованием. С помощью внимательного и терпеливого педагога они вовлекают ребёнка в этот вид деятельности, поощряют его успехи, проявляют интерес к тому, что происходит на занятии, помогают выполнять домашние задания — если они есть.

Результат: ребёнок с помощью взрослых развивает те качества, которых ему недоставало. Он учится преодолевать то, что трудно. Это формирует гармоничную всестороннюю личность.

Другой пример: меланхоличный и рассудительный ребёнок показывает успехи в шахматной игре, что очень нравится маме, папе и бабушке. Но он часто болеет и не расположен к физическим нагрузкам. Родители решают, что успехов в спорте ему не добиться. И, надеясь уберечь его от переживания спортивных неудач, отказываются от идеи посещать спортивную секцию, сосредоточившись на шахматном кружке.

Результат: сосредоточившись на одном виде деятельности, ребёнок хорошо продвигается в выбранном направлении, он чувствует себя успешным. Первоклассный спортсмен из него бы не вышел всё равно, говорят мама и папа, зато вы только посмотрите на этого юного гроссмейстера!

Стоит обратить внимание: ключевым в обоих случаях является мнение взрослых — именно они отмечают те качества ребёнка, развитие которых следовало бы поощрять. Но это ни в коем случае не значит, что родителям приходится заставлять ребёнка "из-под палки"! В обоих случаях принципиально важной является личная заинтересованность ребёнка.

Поясняет психолог Анна Назарова:

"С одной стороны, в психологии является предпочтительной тактика развития слабых качеств — это формирует гармоничную личность. С другой — если это самое развитие связано с какой-то борьбой, если в этом присутствует элемент насилия, то лучше отказаться от таких занятий. Во главе всегда должны стоять интересы ребёнка — если он выражает явное недовольство выбранными для него занятиями, эффективнее переключиться на то, что ему больше нравится. Это лучше, чем травмировать психику ребёнка с раннего детства. К тому же, современный ассортимент различных кружков, секций и школ развития позволяет методом "проб и ошибок" всё-таки нащупать тот самый идеальный вариант совмещения "полезного с приятным"

Кроме того, не стоит оставлять попыток заинтересовать ребёнка чем-то новым — к примеру, в 4 года он может не воспринимать рисование, но через год-полтора, встретившись с хорошим педагогом или попав под влияние сверстников, он, вполне возможно, захочет стать великим художником. Некоторые дети выбирают кружок "за компанию" — даже не имея особых склонностей к этой деятельности, они упорно посещают занятия лишь потому, что туда же ходит друг или подружка.

Школьные и внешкольные увлечения

Если ребёнку нравится всё из того, где он побывал, то вопрос о том, какой кружок выбрать, остаётся на усмотрение родителей. И здесь — если есть возможность — психологи советуют развивать слабые стороны. Ведь всегда полезнее учиться тому, чего не умеешь, чем стабильно показывать успехи в том, что и так даётся тебе без труда.

Такая тактика хороша для дошкольников и младших школьников — именно такой подход помогает развить все возможные задатки (даже те, которые до сих пор дремали). И если родители действовали именно так, то к семи-девяти годам они сами и ребёнок уже вполне чётко представляют себе тот багаж, который они наработали за ранние детские годы, посещая всевозможные кружки и секции. В 7-9 лет ребёнок и сам способен сформулировать свои предпочтения.

И если дошкольное детство можно считать этапом разведывательным, то начальная школа — это то время, когда ребёнок уже начинает подумывать о будущей профессии. Хотя разнообразные внешкольные занятия в этом возрасте ещё не стоит рассматривать как однозначную профориентацию на будущее, отмечает психолог Анна Назарова:

"На самом деле все эти музыкальные, художественные школы, различные спортивные секции и кружки, куда родители долго и упорно водили ребёнка, — это совсем не обязательно будущая профессия. Часто на консультацию по поводу выбора будущей профессии приходят подростки, закончившие музыкальную школу, или ходившие в спортивную секцию. И свои детские занятия большинство из них вообще не рассматривает как вариант будущей профессии. Скорее бывает наоборот, и это всем известно: большинство из тех, кто закончил музыкальную школу, потом говорят, что больше никогда не будут играть. Исключение, пожалуй, составляют художественные школы — профессию, связанную с изобразительной деятельностью, чаще выбирают те, кто в детстве занимался рисованием".

У меня растут года...

А вот к 12-13-ти годам уже пора задумываться о будущей профессии всерьёз. К чему склонен мой ребёнок? Что у него получается лучше всего, а что даётся с трудом? Каков он по характеру, как справляется с трудностями, склонен ли работать в команде?... На все эти вопросы любая внимательная мама ответит и без всяких специалистов. Однако, и всевозможные тесты могут стать хорошим подспорьем.

Так, мы с моим 12-ти летним сыном по очереди прошли бесплатный он-лайн тест. Любопытно, что в тесте повторяются однотипные вопросы — однако, в итоге получается картина, вполне близкая к реальной. Так, моего сына программа охарактеризовала как уравновешенного, рассудительного, не склонного к общению человека с умеренной способностью к кооперации — и это очень похоже на правду! Программа предложила ему на выбор профессию бухгалтера (88%), специалиста по землеустройству (82%) или кинолога (80%). Также в списке предложенных — к большому удовольствию сына — биолог, геолог, инженер, математик и штурман. Сравнительно низкие проценты соответствия в его случае объясняются, по всей видимости, тем, что он слишком часто выбирал вариант "не знаю".

А обо мне было сказано, что я человек активный, способный к сопереживанию и работе в команде (что по большому счёту тоже недалеко от истины). По оценке теста, мне следует выбрать работу врача (99% соответствия), психолога (96%) или педагога (93%), а также мне подойдут профессии: актёр, фотограф или спортивный тренер. И ни слова о журналистике! В аннотации к тесту, впрочем, есть оговорка, что он не даёт полной картины. Но, во всяком случае, тест заставляет задуматься над вопросом "Кто есть я?" — а это само по себе неплохо

А вообще-то психологи МГУ уже давно разработали специальную диаграмму профильных классов, которая рекомендована к внедрению в старших классах всех российских школ. По мнению специалистов, с 13-14 лет детей можно основательно готовить к будущей профессии, проводя тестирование после 8-го класса и разделяя старшие классы по следующим направлениям:

  • Информационно-технологический.
  • Физико-математический.
  • Лингвистический (языкознание).
  • Гуманитарный (общественные науки).
  • Социально-экономический.
  • Естественно-научный.

Предложенная схема, конечно, сложнее, чем принятое в большинстве уральских школ разделение на классы "физико-математический", "гуманитарный" и "класс для отстающих".

Рассказывает психолог Анна Назарова:

"Независимо от того, в какой школе учится ребёнок и есть ли там разделение классов по направлениям, задумываться о выборе профессии нужно уже лет в 12-13. Родители могут вести серьёзные разговоры с ребёнком, выясняя его склонности и побуждая думать в этом направлении. Это помогает ему лучше понять себя. Но метаться с пакетом документов в 11-м классе, раздумывая в мае месяце, какой вуз выбрать — это уже перебор. Если самостоятельно определиться сложно, можно прибегнуть к помощи специалистов. В нашей практике был такой случай. На консультацию мама привела сына-подростка. Она была расстроена тем, что к концу десятого класса сын мало чем интересовался, никаких особых склонностей не проявлял и учился в среднем на "тройку". Тестирование действительно не выявило ярких способностей к определенному виду деятельности, но с учётом сферы его интересов и темперамента — компьютеры и современная музыка , активное общение — программа рекомендовала профессию звукорежиссёра. Ни мама, ни сам мальчик раньше даже не задумывались о том, что такая профессия существует. А оказалось, она и подходит, и действительно ему интересна, и образование хорошее можно получить, и возможностей для трудоустройства в последующем много! За время, остававшееся до окончания школы, мальчик так проникся этой идеей, что с помощью репетиторов смог "подтянуться" по нужным предметам, сам сдал экзамены и поступил на выбранный факультет вуза. Сейчас учится на втором курсе по специальности "звукорежиссёр" и не жалеет о выбранной специальности".

Профессии как они есть

Все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник) и средств труда (использует ли он машины, или ручные инструменты) и т.п. Вот эти типы:

  • Человек — человек
  • Человек — природа
  • Человек — техника
  • Человек — знак
  • Человек — художественный образ

По этим простым правилам можно составить для себя "идеальную формулу профессии" и понять, какая профессия подходит в том или ином случае.

Цели труда в этих областях могут быть разными

  • Гностические: распознать, различить, оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь).
  • Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной,).
  • Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель)

Современные психологи-профконсультанты пошли дальше и на основе изложенной классификации предложили новую, конкретизирующую тот или иной тип. Например, тип "человк-человек" разбили на два: "социальное общение" (педагоги, врачи, сфера обслуживания и пр.) и "общение в сфере бизнеса" (менеджер по продажам, менеджер по персоналу, по работе с клиентами и т.д.)


Какие методы профориентации бывают

Выбирать профессию можно разными путями:

  • самостоятельно. Анализ интересов и склонностей ребёнка своими силами (мамой, папой, с помощью учителей в школе);
  • консультация специалистов — это может быть и школьный психолог, и профконсультант в специальном центре, для взрослых сейчас активно предлагают услуги коучи (карьерный коучинг);
  • тестирование с помощью компьютерных тестов или тестов из сборников, которые в изобилии продаются во всех книжных магазинах. Наряду с приведенными нами в качестве примера опросниками есть глубинные проективные методики, например, тест Л. Зонди, профориентационный тест Ахтниха и др.);
  • активные формы профориентации — тренинги, на которых предоставляется возможность "проиграть", примерить на себя различные профессии.

Кроме того, важной составляющей правильного выбора профессии является информация. Не многие родители могут похвастаться, что могут рассказать своему ребёнку абсолютно обо всех современных специальностях, профессиях, об особенностях рынка труда. Неплохо почитать электронные или бумажные энциклопедии о профессиях, статьи о выборе профессии, просматривать реальные вакансии, посещать Дни открытых дверей и специальные выставки ("Образование от А до Я" и т.п.). Между прочим, многие даже среди старшеклассники не знают, кем и как работают их мама и папа, что уж говорить и других специальностях!

Как правильно выбрать профессию?

Основоположник отечественной теории профориентации — Евгений Александрович Климов. Его метод использовался в 1970-х годах, был усовершенствован в 1990-е, и по сей день считается одним из самых лучших. Тесты и опросники, разработанные Климовым, популярны до сих пор; он же в своё время выяснил, какие именно факторы больше всего влияют на выбор человеком той или иной профессии. Таковых факторов, по Климову, восемь:

1. Позиция старших членов семьи

Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг

Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3. Позиция учителей, школьных педагогов

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4. Личные профессиональные планы

Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5. Способности

О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание

Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7. Информированность

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8. Склонности

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это — интересы, подкрепленные определенными способностями.

Основные ошибки, которых советуют избегать при выборе профессии:

  • Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий — это частая ошибка школьников. К примеру, есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много — и это далеко не только переводчик. При выборе профессии стоит учитывать и то, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят. Профессий гораздо больше, чем школьных предметов.
  • Также среди подростков нередко случается очарование профессионалом, и как следствие — профессией. Психологи называют это "переносом" отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. Ошибочно выбирать профессию, основываясь лишь на том, что тебе нравится отдельно взятый её представитель.
  • Иногда, плохо разобравшись в сути самой профессии, подросток увлекается только внешней или какой-нибудь одной стороной профессии. Но за легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд, а журналисты не всегда выступают по телевидению.
  • Неадекватная оценка собственных ресурсов часто соседствует с предыдущей ошибкой очарования: не сумев (или не желая) разобраться в своих личностных качествах и способностях, ребёнок может настаивать на выборе профессии. Разобраться в том, что действительно "моё", помогут психологические тесты и специальные консультанты по профориентации. Впрочем, не стоит намертво приклеивать к себе ярлык, полученный в результате тестов (пусть даже они самые что ни на есть правильные) — человеку свойственно меняться, и вчерашний "гуманитарий" спустя какие-то время может запросто начать проявлять способности к техническим наукам.
  • Собственно говоря, и сам выбор профессии — это не пожизненный диагноз. Кроме того, что и сам человек меняется с течением жизни, также изменения происходят и внутри самой профессии, да и новые появляются с каждым годом. Каким бы делом вы ни занимались, всегда есть место для развития: придётся регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности...И наоборот, первая, выбранная в юные годы, профессия, может пригодиться в самых неожиданных ситуациях, даже если вы затем найдёте что-то более привлекательное.

Выбрать — выбрали. А применить?

Не трудно заметить, что в предложенной Климовым классификации склонности человека учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние.

"На мой взгляд, внутренние предпосылки человека — его способности и склонности, особенности характера, мотивация — важнее, чем внешние факторы (такие как востребованность профессии на рынке труда в настоящее время). Да, сейчас, возможно выбранная специальность востребована и позволяет неплохо устроиться. Но мы не можем знать, как изменится ситуация к тому моменту, когда сегодняшний старшеклассник закончит вуз и перед ним встанет вопрос трудоустройства. Он может оказаться в проигрыше, если выберет специальность, к которой у него нет особенных задатков. При выборе профессии я всегда советую отталкиваться от способностей и мотивации самого человека. Если человек занимается тем, что у него хорошо получается и к чему он способен более всего, то он сумеет реализовать себя в любой специальности. В любом случае, это лучше, чем спустя годы понять, что ты получил образование, которое тебе не нужно, и потратить время и деньги на то, чтобы переучиться".

Образование, которое мы выбираем: будет ли оно востребовано?

Российская рекрутинговая компания провела в сентябре социологическое исследование на тему "Довольны ли россияне полученным образованием?". Были опрошены более 2300 респондентов из разных регионов и результаты оказались довольно любопытными:

  • Больше всех жалеют о первом полученном образовании респонденты, получившие экономическое образование, в сфере менеджмента и, как ни странно, техническое.
  • Меньше всех жалеют о полученном образовании респонденты с гуманитарным образованием и образованием в сфере маркетинга, рекламы, PR.

На вопрос: "Работаете или работали ли вы по специальности?", всего 41% ответили, что работают до сих пор. Работали ранее по специальности, но сейчас работают по другой, четверть опрошенных.

Никогда не работали по специальности, полученной в ВУЗе, 34% респондентов. По оценке авторов исследования, это может говорить, прежде всего, о несформировавшихся карьерных планах и целях части выпускников ВУЗов. Многие идут учиться под влиянием мнения родителей, а не исходя из собственных предпочтений. Также часть выпускников школ не планируют свою жизнь дальше, чем на пару лет, и не задумываются, каким образом они будут применять полученные в ВУЗе знания во взрослой жизни. Кроме того, это объяснимо тем, что интересы человека меняются с течением жизни.

Комментирует психолог, сотрудник кадрового агентства Анна Назарова:

"Бывает, что на консультацию по поводу выбора профессии приходят уже состоявшиеся люди, чаще всего это женщины в возрасте около 30-ти лет и старше. У них есть дети, семья, но работа по прежней специальности перестаёт приносить удовлетворение. Как ни странно, в этом возрасте профориентация происходит легче — человек уже знает, чего хочет и чего не хочет, уже успел проявить основные свои склонности и черты характера. Проще понять себя, но сложнее себя реализовать — начинать работать в новой сфере "с нуля" не все готовы, а имеющееся образование и опыт не всегда имеют значение в другой профессии. И вот тут уже приходится проявлять больше гибкости, прислушиваться к тому, что происходит на рынке труда. Важно также грамотно составить резюме — таким образом, чтобы ваши лучшие качества подчёркивались в первую очередь. Но не стоит отчаиваться и отказываться от попыток реализовать себя в любимом деле! Практика показывает, что человек замотивированный и уверенный в своих силах находит нужную ему работу, несмотря на множество "неподходящих факторов"".

А что на рынке труда?

Срез сегодняшнего рынка труда может помочь тем, кто уже определился с выбором профессии и заканчивает образование. По последним данным, на сегодня в числе безусловных лидеров следующие специальности:

  • Менеджеры по продажам. Причём, больше всего ценятся "продажники" с опытом работы, с собственной клиентской базой и по-настоящему влюблённые в своё дело. Финансовый кризис заставил по-другому взглянуть на профессию менеджера по продажам — это касается как самих "продажников" и их работодателей, так и тех, кто является клиентом менеджеров по продажам, то есть покупателей. Продать что-либо кому-либо сегодня уже не так просто, как два-три года назад — для этого нужны особый склад характера, виртуозное владение своим делом и крепкая хватка.
  • Технические специалисты в области IT. Несмотря на финансовый кризис, технический прогресс не стоит на месте, предприятия развивают коммуникации, информационные технологии совершенствуются... Но и в этой сфере требования к профессиональному уровню работников также высоки. По данным социологической службы одного из кадровых порталов, кризис в целом произвёл революцию на рынке труда: произошла переоценка ценностей, компании избавились от "балласта" (сотрудников, чей профессионализм вызывал сомнения) и ужесточили требования к оставшимся сотрудникам. Сегодня, чтобы найти хорошее место работы или удержаться на старом, нужно едва ли не ежедневно доказывать работодателю, что ты получаешь свою зарплату не зря.
  • Замыкают тройку лидеров бухгалтеры и специалисты в области финансов — эти профессии востребованы всегда, до тех пор, пока "кровью экономики" являются деньги.

Екатерина Крушинская
Консультант: Анна Назарова,
психолог, сотрудник кадрового агентства

Обсуждение

Мне понравилось как ответил на вопрос девушки "кем быть в будущем" Алексей Похабов... Вот ссылка на ответ http://astrallife.ru/index.php?topic=104.0 почитайте, может возьмете, что-то интересное для себя)

10.08.2010 11:57:37, Лирик

Комментировать статью "Кем быть: выбираем профессию с ранних лет?"

(Выбор будущей профессии). Профориентация. Раз пошла такая пьянка самоса бой, как грит Папчик. но тут никакая профориентация не поможет ведь - что выросло то выросло. Профориентация от астролога. Выбор профессии с помощью индивидуального гороскопа.А какую вы себе бы выбрали профессию теперь,с учетом опыта?

Выбираем профессию. Как помочь ребенку в выборе будущей профессии. Какую профессию выбрать? Куда идти учиться после школы? Выбор будущей профессии и тесты на профориентацию: кому и когда это нужно?

Обсуждение

Никакой ответственности? Ну, собственно, это представление обывателей, что фармацевт - это продавец:(и без разницы, продавать феназепам или картошку. Причем, эти же обыватели требуют, чтобы мы срочно, без рецепта и без анализов выбечили их заболевания, причем одной таблеткой и желательно не дороже ста рублей. А то ведь врачи идиоты все, и к ним так сложно попасть.

08.11.2018 19:17:24, Грозная Муха, провизор

А чего менять, если опыт удачным оказался? Название, правда, поменялось, сейчас это IT. Размеры компьютеров и мощность тоже изменились))) Единственное, что всю жизнь продолжала учиться и учусь до сих пор. Все очень быстро меняется. Зато и точек приложения - море!
40+ лет назад хватило ума выбрать самостоятельно профессию. Спасибо огромное родителям, что позволили сделать свой выбор, а не запихнули в модных тогда экономистов. Хотя все предпосылки для этого были: и связи, и возможности. Верьте своему ребенку, поддерживайте

Мне кажется такая ситуацию возникла в результате того, что отношения с ребенком не очень близкие, он Вам не очень доверяет и боится давления. Тут не стоит настаивать, чтобы не ухудшить ситуацию, а понять как наладить личные отношения. Странно, что психолог Вам об этом не сказал. А по профориентации можно самой создавать для ребенка различную развивающую среду и смотреть, где у ребенка "загораются" глаза и отмечать его сильные стороны. Для моего старшего сына такой средой всегда были развивающие лагеря, где работал яркий состав вожатых. И вот не всегда "Очень доступно и по рекомендации"-это главный критерий отбора. Поищите другие варианты, решающие этот вопрос, сейчас их много-тренинги, лагеря и т. д., те, которые будут приняты ребенком. Только помните, что активное "навязывание" всегда вызывает реакцию протеста.

Любимых/ не любимых предметов - нет, откровенных увлечений и склонностей (" когда я вырасту - стану космонавтом") нет..

Сейчас Вам надо определиться не с профессией, а с направлением. Выясните, какие предметы нравятся больше, какие легче даются. Отправьте ее в какой-нибудь кружок по выбранному предмету, летом - в ЛШ. Пусть побудет в компании увлеченных этим предметом детей. Если все-таки не может определиться между гуманитарным и не гуманитарным направлением, а учится ровно по всем предметам, то в 10м лучше выбрать физ-мат. Это никому не повредит, и гуманитарию в том числе.