Основные темы и мотивы лирики рылеева. Гражданская лирика рылеева. Своеобразие творчества К.Ф. Рылеева

Одним из виднейших деятелœей декабристского движения и круп­нейшим поэтом-декабристом был К- Ф. Рылеев. За короткий срок своей литературной деятельности (1820-1825) он создал ряд худо­жественных произведений, занимающих одно из первых мест в исто­рии русской гражданской поэзии. Стихи Рылеева наряду с политиче­скими стихотворениями А. С. Пушкина и комедией ʼʼГоре от умаʼʼ А. С. Грибоедова явились лучшим выражением общественных идеа­лов поколения дворянских революционеров и стали для декабристов средством пропаганды их политических взглядов. Участник восстания 14 декабря 1825 ᴦ., Рылеев жизнью заплатил за попытку осуществить на практике те идеи, которым он служил своим поэтическим творче­ством.

Первые поэтические опыты К. Ф. Рылеева, увидевшие свет, ничем не выделялись среди популярных в то время жанров ʼʼлегкой поэзииʼʼ. Рождением нового поэта со своей темой и с собственной интонацией, было стихотворение ʼʼК временщикуʼʼ (1820), появившееся в первый же год вступления будущего поэта-декабриста в литературу. Сатира Рылеева оказалась политически весьма актуальной. Реакция, сме­нившая общественный подъем эпохи Отечественной войны 1812 ᴦ., торжествовала повсюду: и в России, и в Западной Европе. Ближай­шим сотрудником Александра I стал его любимец, военный министр, организатор военных посœелœений, ярый реакционер А. А. Аракчеев. Активным протестом против аракчеевского режима в армии явились волнения Семеновского полка осœенью 1820 ᴦ. Атмосфера накалялась. В такой обстановке появилась острая и смелая сатира на ʼʼвременщи­каʼʼ, в котором без труда можно было узнать всœесильного Аракчеева. Подзаголовок ʼʼПодражание Персиевой сатире „К Рубеллию"ʼʼ объ­ясняется цензурными соображениями (у римского сатирика I в. Пер­сия Флакка нет сатиры ʼʼК Рубеллиюʼʼ).

У Рылеева дана конкретная политическая характеристика Аракче­ева (ср., в частности, прямое указание на военные посœелœения: ʼʼСелœе­ния лишил их прежней красотыʼʼ), а в качестве угрозы выдвигается тираноубийство, о котором говорится весьма откровенно и весьма эмоционально:

О, как на лире я потщусь того прославить. Отечество мое кто от тебя избавит!

Впечатления современников и догадки о причинах благополучного для Рылеева исхода столь дерзкого выступления излагает Н. А. Бесту-

жев: ʼʼНельзя представить изумления, ужаса, даже можно сказать оцепенения, каким поражены были жители столицы при сих неслы­ханных звуках правды и укоризны, при сей борьбе младенца с велика­ном. Все думали, что кары грянут, истребят и дерзновенного поэта͵ и тех, которые внимали ему; но изображение было чересчур верно, очень близко, чтобы обиженному вельможе осмелиться узнать себя в сатире. Он постыдился признаться явно, туча пронеслась мимоʼʼ ". Бестужев верно определяет и значение сатиры: ʼʼЭто был первый удар, нанесенный Рылеевым самовластьюʼʼ.

Чувство гражданского негодования, продиктовавшее Рылееву его сатиру, делает понятным стремление к общественной борьбе, отра­зившееся в его послании ʼʼК Косовскомуʼʼ (написано в 1821 ᴦ., в свое время не было напечатано) в ответ на стихи, в которых адресат 2 советовал поэту ʼʼнавсœегдаʼʼ остаться на Украинœе:

Чтоб я младые годы

Ленивым сном убил!

Чтоб я не поспешил с

Под знамена свободы!

Нет, нет! тому вовек

Со мною не случиться.

Отказываясь почти полностью от разнообразных жанров ʼʼлегкой поэзииʼʼ, Рылеев сохраняет один из них - дружеское послание. Но и данный жанр под его пером приобретает иной характер по сравнению с тем, что было типично для поэтов школы В. А. Жуковского и К- Н. Батюшкова. В дружеское послание Рылеев, подобно А. С. Пуш­кину, вводит политическую тематику, а затем послание и в целом становится политическим. В этом отношении показательно стихотво­рение ʼʼПустыняʼʼ (1821). Близкое по мотивам и манере к посланию ʼʼМои пенатыʼʼ Батюшкова, стихотворение Рылеева имеет неожи­данную концовку. Воспев по традиции прелœесть деревенской тишины и уединœения, поэт обращается мыслью к предстоящему возвращению в столицу, и тогда идиллический тон сменяется сатирическим. Рылеев обрушивается на высшую бюрократию, на несправедливый суд, на поэтов, равнодушных к общественным нуждам. Неудивительно, что политическая концовка стихотворения в свое время не была опублико­вана.

Рост гражданской патетики вызывает появление оды в лирике Рылеева, но данный жанр в творчестве поэта-декабриста коренным образом отличается от реакционной одописи эпигонов классицизма и продолжает традиции революционной оды Радищева, поэтов-про­светителœей, молодого Пушкина. Таковы оды ʼʼВидениеʼʼ (1823) и ʼʼГражданское мужествоʼʼ (1823). Правда, в первой из них Рылеев пытается дать ʼʼурок царямʼʼ в лице великого князя, будущего импе-

1 Воспоминания Бестужевых, с. 12.

2 Послание обращено к сослуживцу Рылеева по армии А. И. Косовскому, а не к П. Г. Каховскому, как долгое время предполагали некоторые исследователи (с Кахов­ским поэт-декабрист познакомился позднее).

ратора Александра II. Здесь, с одной стороны, сказались еще не окончательно отброшенные Рылеевым политические иллюзии, застав­лявшие иногда и его предшественников взывать к чувству справедли­вости и гуманности просвещенного монарха. С другой стороны, это было использование легальных возможностей для пропаганды своего политического идеала, к осуществлению которого призывалась пре­жде всœего законная власть. Историческая мотивировка крайне важно ­сти преобразований звучала скрытой угрозой правительству, в случае если оно останется глухим к велœениям истории, не поймет ʼʼпотребность русских странʼʼ:

Уже воспрянул дух свободы Против насильственных властей; Смотри - в волнении народы, Смотри - в движеньи сонм царей.

Не напрасно цензура испугалась этих строк и потребовала вло­жить в них благонамеренный смысл:

Дух необузданной свободы Уже восстал против властей.

Венцом гражданской лирики Рылеева явилось стихотворение ʼʼЯ ль буду в роковое время...ʼʼ (опубл. 1824 под заголовком ʼʼГражда­нинʼʼ), написанное в дни подготовки восстания. Еще в начале 1825 ᴦ. среди черновых набросков поэмы ʼʼНаливайкоʼʼ Рылеев по­местил четверостишие:

Нет примиренья, нет условий Между тираном и рабом; Тут нужно не чернил, а крови, Нам должно действовать мечом.

Эти чеканные строки были свидетельством окончательного разрыва Рылеева с какими бы то ни/было надеждами на мирное разрешение общественных противоречий. Теперь, в стихотворении ʼʼЯ ль буду в роковое время...ʼʼ, Рылеев заявляет о своей готовности к революци­онному действию и призывает к этому друзей, среди которых он, видимо, успел распространить свою стихотворную прокламацию. Об этом свидетельствуют слова декабриста А. М. Булатова, который, перефразируя последнюю строку стихотворения Рылеева, сказал брату, выходя из дому утром 14 декабря 1825 ᴦ.: ʼʼИ у нас явятся Бруты и Риеги, а должна быть и превзойдут тех революционистовʼʼ. Особое место в лирике Рылеева занимают агитационные песни, напи­санные им в сотрудничестве с А. А. Бестужевым.

ʼʼДумыʼʼ

Уезжая весной 1821 ᴦ. в деревню, К. Ф. Рылеев захватил с собой только что вышедший девятый том ʼʼИстории государства Российско­гоʼʼ Н. М. Карамзина. Под свежим впечатлением от прочитанного Рылеев пишет Ф. В. Булгарину 20 июня 1821 ᴦ.: ʼʼНу, Грозный! Ну, Карамзин! - не знаю, чему больше удивляться, тиранству ли Иоанна или дарованию нашего Тацитаʼʼ. ʼʼПлодом чтенияʼʼ Карамзина, по словам Рылеева, явилась его первая историческая дума ʼʼКурбскийʼʼ

(1821). Так в поэзию Рылеева входит историческая тематика, за­нявшая в дальнейшем в его творчестве основное место.

На протяжении 1821 -1823 гᴦ. Рылеев напечатал свыше двадцати дум. В 1825 ᴦ. ʼʼДумыʼʼ вышли отдельным сборником. Около десяти дум (считая и неоконченные) было найдено в бумагах Рылеева. При своем появлении думы вызвали противоречивую оценку. Известен суровый отзыв о них А. С. Пушкина, который не нашел в них ничего национального, русского, кроме имен, и признал их однообразными по композиции (см. письма П. А. Вяземскому и Рылееву в мае 1825 ᴦ.). Пушкин судил о думах Рылеева с точки зрения того более глубокого, чем это было у декабристов, понимания историзма и народности литературы, к которому он подходил как раз в эти годы. Но при всœей своей романтической условности думы увлекли читателœей героически­ми образами многочисленных деятелœей русской истории и патриотиче­скими чувствами автора. С этой точки зрения рылеевским думам нельзя отказать в народности, что подтверждается, в частности, широкой популярностью ʼʼСмерти Ермакаʼʼ (1821), называемой на­родной песней.

Определяя жанровую природу дум, Рылеев возводит их к украин­ской народной поэзии: ʼʼДума, старинное наследие от южных братьев наших, наше русское, родное изобретениеʼʼ. Стремление поэта-де­кабриста связать идейно-художественный замысел своих историче­ских баллад с народной традицией отвечало одному из положений декабристской эстетики - признанию фольклора источником литера­туры.

Думы Рылеева связаны и с традициями художественной литерату­ры, а именно с жанром исторической баллады, получившим в те годы распространение в русской литературе. Крупнейшим явлением в этой области была пушкинская ʼʼПеснь о вещем Олегеʼʼ (1822). Но Рылеев своеобразно трактовал данный жанр, что было отмечено А. А. Бестуже­вым в его критическом обзоре ʼʼВзгляд на старую и новую словесность в Россииʼʼ: ʼʼРылеев, сочинитель дум или гимнов исторических, пробил новую тропу в русском стихотворствеʼʼ. Это своеобразие заключалось в ощутительном присутствии в произведении, а иногда и в преоблада­нии, лирико-публицистического элемента.

Рисуя героев русской истории на протяжении ряда столетий, Рылеев поэтизирует образ борца за свободу и независимость родины (Мстислав Удалой, Дмитрий Донской, Иван Сусанин, Богдан Хмель­ницкий) или образ гражданина, мужественно отстаивающего свои общественные идеалы (Матвеев, Долгорукий, Волынский). В уста своих героев Рылеев вкладывает монологи, в которых находят выра­жение гражданские идеи и настроения декабристов. Так, Волынский признает верным сыном отчизны только того,

Кто с сильными в борьбе За край родной иль за свободу, Забывши вовсœе о себе. Готов всœем жертвовать народу.

(ʼʼВолынскийʼʼ)

Это далеко от истории, которая не дает оснований для такой идеали­зации кабинœет-министра А. П. Волынского, но это близко к той современности, активно воздействовать на которую стремились де­кабристы. Столь же по-декабристски звучало и обращение Дмитрия Донского к соратникам перед битвой на Куликовом поле.

В думах Рылеева нашел выражение художественный метод рево­люционного романтизма. Рисуя героев прошлого, поэт-декабрист стремился не столько воссоздать историческую действительность, сколько воплотить свой идеал гражданина. Это отвечало обществен­но-воспитательным задачам, которым должны были служить думы. Соответствует этим задачам и композиционный строй дум, в котором Пушкин разграничил три базовых элемента: описание места дей­ствия, речь героя и ʼʼнравоучениеʼʼ. Как правило, думы не имеют сюжета и представляют из себясвоего рода серию исторических порт­ретов или картин. Значительная роль лирического монолога, про­износимого героем, сближает думы по их общему характеру с граж­данской лирикой Рылеева.

Рылеевские думы не отличаются и стилистическим единством. В соответствии с тематико-композиционными особенностями дум в них преобладает лирическое начало, что находит особенно яркое выражение в обилии стилистических фигур (риторические вопросы, восклицания, обращения), придающих изложению публицистический (ораторский) стиль. Но в некоторых думах (к примеру, ʼʼИван Суса­нинʼʼ) заметно стремление автора найти повествовательные формы изложения, отвечающие принципу простого рассказа о событиях. С этим связано и введение в гражданско-патетический стиль дум бытовой лексики, отражающей реальные подробности изображаемого действия, к примеру:

Вот скатерть простая на стол постлана; Поставлено пиво и кружка вина, И русская каша и щи пред гостями, И хлеб перед каждым большими ломтями.

Тенденции национально-исторического эпоса, для которых узкие рамки дум не давали простора, нашли развитие в поэмах Рылеева.

Одним из самых ярких поэтов-декабристов младшего поколения был Кондратий Федорович Рылеев. Первоначально в его поэзии сосœедствую два жанра – ода и элегия. Особенность его творчества состоит по сути в том, что Рылеев сочетает традиции гражданской поэзии прошлого столетия и достижения новой, романтической поэзии Жуковского и Батюшкова. Герой элегий обогащается чертами общественного человека, гражданские же страсти получают достоинства живых эмоций. Так рушатся жанровые перегородки.

В 1821 года в творчестве Рылеева начинает складываться новый для русской литературы жанр – думы, лиро-эпического произведения, сходного с балладой, основанного на реальных исторических событиях, преданиях, лишённых фантастики. Дума – изобретение славянской поэзии, в качестве литературного жанра уже давно существовавшая в Украинœе и Польше, заимствованной ей у нас. Фольклорное начало, признаки медитативной и исторической (эпической) элегии, оды - ϶ᴛᴏ характерные признаки Дум Рылеева.

Первую думу – ʼʼ Курбскийʼʼ (21г) поэт опубликовал с подзаголовком элегия, и лишь потом появляется подзаголовок ʼʼ думаʼʼ. Сходство с элегией замечали многие современники Рылеева. Исторические события осмыслены в думах Рылеева в лирическом ключе, поэт сосредоточен на внутреннем состоянии истор.
Размещено на реф.рф
Личности, в какой либо кульминационный момент жизни.

Композиционно дума разделяется на две части – жизнеописание и нравственный урок. В думе соединœены два начала – эпическое и лирическое, агитационное, а жизнеописание играет подчинённую роль.

Почти всœе думы строятся по единому плану - сначала пейзаж, местный или исторический, появление героя, речь, из которой становиться известной предыстория героя и его нынешнее духовное состояние, далее следует урок – обобщение. Так как композиция почти всœех дум одинакова, Пушкин назвал Рылеева ʼʼпланщикомʼʼ.

В задачу Рылеева входило дать панораму исторической жизни и создать монументальные образы героев. Цель его – возбудить высокими героическими примерами патриотизм и вольнолюбие современников. Субъективно Рылеев не собирался покушаться на точность исторических фактов и ʼʼподправлятьʼʼ дух истории, но это было неизбежно. Даже привлёчённый им историк Строев, писавший комментарии к каждой думе, не смог исправить вольного романтически-декабристского антиисторизма.

Этот Рылеевский антиисторизм вызвал решительное осуждение Пушкина, стремившегося к исторической достоверности. Историческое лицо любого века приравнивается к декабристу по своим мыслям и чувствам (Дмитрий Донской).

Как романтик, Рылеев ставил в центр нац. Истории личность патриота и правдолюбца. История - ϶ᴛᴏ борьба свободолюбцев и тиранов, силы, которые участвуют в конфликте – двигатель истории, никогда не исчезают и не меняются.

Психологическое состояние героев, особенно в портрете, всœегда аналогично. Герой изображён не иначе, как с думой на челœе, у него одни и те же позы и жесты. Чаще всœего они сидят. Обстановка – темница или подземелье.

Среди Дум выделяются Дмитрий Донской, Курбский, Борис Годунов, Смерть Ермака, Петр Великий в Острогожске, Иван Сусанин.

Годунов – о страданиях царя, достигшего престола путём преступлений. Рок принимает его покаяние, обет творить только на благо государства и даёт ему сон.

Сусанин – о подвиге русского крестьянина. В его деревню пришли сарматы, отужинали, легли на покой. Сусанин отправляет сына к царю, предупредить, а сам по утру идёт проводником врагов. Заводит в лес и там раскрывает тайну, пав жертвой во имя спасения царя.

Гибель Ермака – буря в ночь над Иртышом, воины спят, набираясь сил перед боем, Ермак же в раздумьях об искуплении ошибок жизни молодой завоеваниями для царя Сибири. Но хан Кучум не ждёт утра, боясь открытого столкновения. Он нападает исподтишка, ночью и Ермак вынужден плыть к челнам. Тяжёлый панцирь, дар царя, увлекает его под воды. Герой не успевает добраться до челнов, а буря всё играет.

В соотв. с тематико-композиционными особенностями дум,в них преоблад. лир.
Размещено на реф.рф
начало,что находит особенно яркое выражение в обилии стилист. Фигур (риторические вопросы, восклицания, обращения), придающих изложению публицистический стиль.

Тема сегодняшнего урока – поэзия русского романтизма, творчество Кондратия Федоровича Рылеева. Мы познакомимся с такими понятиями как «дума», «ода», «сатира». Проанализируем некоторые произведения Рылеева: послание «Пустыня», элегия «К N. N.», оды «Видение» и «Гражданское мужество», сатира «Гражданин».

Тема: Русская литература XIX века

Урок: Поэзия русского романтизма. К.Ф. Рылеев

Кондратий Федорович Рылеев - один из зачинателей и классиков русской революционной гражданской поэзии, вдохновляемой передовым общественным движением и враждебной самодержавию. Он полнее других выразил в поэзии декабристское мировоззрение и развил основные темы декабризма. В творчестве Рылеева нашли отражение важнейшие моменты истории декабристского движения в его самый существенный период - между 1820-1825 гг.

Мы с вами уже выяснили, что романтики создают особое представление и о поэте, и о поэтическом слове. У Батюшкова поэт может быть в самом молчании, у Жуковского только молчание понятно говорит сердцу. В этом смысле вдруг обнаруживается, что само представление и о поэте, и о поэтическом слове выходит за рамки нормального представления о том, что это такое. И нужно сказать, что у Рылеева мы обнаружим то же стремление, только в существенно другую сторону. Пожалуй, саамы классические слова, связанные с попыткой определить свое место как поэта, возникнут у Рылеева в предисловии к поэме «Войнаровский»: «Я не Поэт, а Гражданин». Речь тут идет тоже о выходе поэта и поэтического слова за привычные рамки из сферы поэзии в сферу воздействия на окружающий мир. Есть резон напомнить, что, действительно, в истории русской поэзии 10-х гг. лидирующее место занимал Жуковский,

Рис. 2. В.А. Жуковский

Батюшков,

и любопытно, что творчество Рылеева в юности своей разворачивается под влиянием и явным подражанием любимого Батюшкова. Это, в первую очередь, любовная, эротическая поэзия. И вдруг неожиданно в конце 20-х гг. облик и самой поэзии, и Рылеева уже меняется в уже понятную сторону: в сторону гражданской поэзии. Любопытно также то, каким образом Рылеев совершает этот поэтический переворот. Поэтому можно остановиться на самых популярных жанрах у его учителей: на жанре дружеского послания и жанре любовной элегии, которая под пером Рылеева приобретает совершенно другой вид и характер.

С одной стороны, продолжая традицию Батюшкова, он напишет вариацию на самое популярное его послание «Мои пенаты». Легкое, дружеское послание, которое у Рылеева будет выстраиваться, повторяя и размер Батюшковского послания (трехстопный ямб), и основные его мотивы и сюжеты. Только финал вдруг неожиданно приобретет совсем другой вид. Если у Батюшкова послание заканчивалось образом счастливо умершего поэта с приглашением посетить его могилу и не рыдать над ней, а веселиться и петь, чтобы было понятно, что здесь покоится прах счастливца молодого, то у Рылеева этот финал выглядит существенно иначе. Из мира своей пустыни, а речь идет о послании Рылеева к Бедраге, которое называется «Пустыня», из мира мечты и поэтического воображения, рано или поздно наступает момент, когда поэт вынужден вернуться в реальную жизнь, т.е. из пустыни вернуться в Петербург. Этот сюжет разворачивается таким образом, что Рылеевский поэт из мира фантазии, мечты, идеала вдруг плюхается в мир петербургской реальности:

Но здесь мне жить не вечно,

И час разлуки злой

С пустынею немой

Мчит время быстротечно!

Покину скоро я

Украинские степи,

И снова на себя

Столичной жизни цепи,

Суровый рок кляня,

Увы, надену я!..

Для пылкого поэта

Как больно, тяжело

В триумфе видеть зло

И в шумном вихре света

Встречать везде ханжей,

Корнетов-дуэлистов,

Поэтов-эгоистов

Или убийц-судей,

Досужих журналистов,

Которые тогда,

Как вспыхнула война

На Юге за свободу,

О срам! о времена!

Поссорились за оду!…

И тогда становится понятно, что Рылеевский поэт с еще большим ужасом переживает столкновение с несправедливой социальной жизнью. Этот мотив присутствовал и у Батюшкова, его персонаж также стремился укрыться в свои пенаты, в свой укромный уголок от окружающего мира, но он ведь не собирался оттуда возвращаться, а Рылеевский возвращается и с высоты своего идеала с еще большим кошмаром обнаруживает ужас социальной жизни. И в этом смысле к дружескому посланию благополучно прикрепляется финальная сатира, потому что именно так можно было обозначить особенности жанра оригинального Рылеевского стихотворения.

С другой стороны, любовная элегия. Здесь можно провести параллель с одной из самых известных элегий Батюшкова «Выздоровление», где речь идет о ранении автора во время войны и об исцелении больного поэта любовью. Почти аналогичный сюжет возникает и в элегии Рылеева «К N. N.»:

Ты посетить, мой друг, желала

Уединенный угол мой,

Когда душа изнемогала

В борьбе с болезнью роковой.

Вот она, действительно, посетила и своим участием спасла больного поэта, но дальше элегия разворачивается более чем странно:

Я не хочу любви твоей, Я не могу ее присвоить; Я отвечать не в силах ей, Моя душа твоей не стоит.

Потому как:

Мне не любовь твоя нужна,

Занятья нужны мне иные:

Отрадна мне одна война,

Одни тревоги боевые.

Любовь никак нейдет на ум:

Увы! моя отчизна страждет,-

Душа в волненьи тяжких дум

Теперь одной свободы жаждет.

И тут этот переход от элегических любовных переживаний к выполнению некого долга, к которому призывает Отчизна Рылеевского героя и который забывает его забыть о любви, о частной жизни. И у Батюшкова, и Жуковского именно любовь оказывалась той сферой, где романтический поэт мог найти хоть какую-то возможность примериться с несовершенством окружающей жизни. Рылеевскому поэту такой выход из ситуации представляется невозможным. Он обнаруживает другой ход. С одной стороны, ежели мир оказывается несовершенным, как это было в представлении романтиков, то давайте же мы этот мир поменяем. А с другой стороны, выход за рамки поэзии как искусства поэтического слова в сферу непосредственного воздействия на мир с целью изменить его выразится в том, что в творчестве Рылеева мы обнаружим возрождение старых классицистических жанров.

Мы уже видели, что, скажем, в послании к Бедраге «Пустыня» это будет сатира, но совсем неожиданным окажется возрождение такого казалось бы старинного классического жанра, как ода, причем в самом точном смысле этого слова. В 1823 г. Рылеев напишет оду «Видение», которая уже по своему названию воскрешает тип старинной классической оды.

ОДА - это жанр лирики, представляющий собою торжественное стихотворение, посвященное какому-либо событию или герою, или отдельное произведение такого жанра

Ода на день тезоименитства Его императорского высочества великого князя Александра Николаевича, августа 1823 года

Речь идет о пятилетнем великом князе Александре Николаевиче, будущем императоре Александре ІІ.

Рис. 4. Император Александр ІІ ()

С одной стороны, Рылеев воскрешает традицию напутственно-просветительской оды, когда-то заложенной еще Державиным,

написавшем стих «На рождение в севере порфирородного отрока», обращенный к будущему императору Александру ІІ. И стало быть, речь идет о неком младенце. Введением здесь оказывается явление великой жены Екатерины ІІ,

Рис. 6. Императрица Екатерина ІІ ()

прабабки Александра Николаевича, которая дает советы своему правнуку относительно того как сегодня нужно управлять государством. Напомним, что недавно отгремела победоносная отечественная война 1812 года,

Рис. 7. Отечественная война 1812 г. ()

Рылеев был участником заграничных походов. Это было особенное ощущение русских воинов, освободивших не только Россию, но и Европу. Поэтому представление о свободе, которую они принесли всему миру от тирании Наполеона,

Рис. 8. Император и полководец Наполеон I Бонапарт ()

безусловно, оборачивалась идеей необходимости освобождения и своей собственной страны. Но этот новый конфликт, в понимании Рылеева, он опишет таким образом:

Военных подвигов година

Грозою шумной протекла;

Твой век иная ждет судьбина,

Иные ждут тебя дела.

Затмится свод небес лазурных

Непроницаемою мглой;

Настанет век борений бурных

Неправды с правдою святой.

Стало быть, речь идет не о воинах, а о неком гражданском конфликте, о некой борьбе правды и неправды:

Уже воспрянул дух свободы

Против насильственных властей;

Смотри - в волнении народы,

Смотри - в движеньи сонм царей.

Быть может, отрок мой, корона

Тебе назначена творцом;

Люби народ, чти власть закона,

Учись заране быть царем.

А дальше речь идет об этих, как позже они будут названы, декабристских представлениях о том, каким образом нужно утвердить эту самую свободу в России. В конце концов, возникает представление об особом состоянии времени и его духе:

Старайся дух постигнуть века,

Узнать потребность русских стран,

Будь человек для человека,

Будь гражданин для сограждан.

И это не просто риторика, это вполне сложившаяся у Рылеева поэтическая концепция, связанная с необходимостью изменения общественной жизни. Эта самая потребность русских стран ни что иное, как свобода, как утверждение человеческой личности, ее достоинств.

Но, если эта ода разворачивается еще в традициях классицистической оды, меняя, правда, ее содержание, у Рылеева обнаруживается и совершенно новая тема для воспевания. Например, ода под выразительным и странным названием «Гражданское мужество». Она посвящена конкретному персонажу, Генералу Мордвинову.

Рис. 9. Генерал Д.М. Мордвинов ()

Тема оды неожиданна и глубока, она обращена к дворянству.

Напомним, что со времен Петра I

всякий дворянин обязан был служить, чаще всего, на военной службе. Только в середине XVIII века при Петре III

издается указ о вольности дворянства, когда дворянину давалась возможность выбора между службой военной и службой гражданской. Но на протяжении XVIII, XIX и даже начала ХХ века воинская служба была более почитаемой и ценимой дворянами, потому что прямое предназначение дворянства - защита отечества - в этой военной службе обнаруживало форму для своего выражения и воплощения. И вдруг в этой самой оде Рылеев пытается изменить понятия. Да, воинский подвиг - это замечательно, это ярко, это выразительно, понятно, где свои, где чужие, понятно, ради чего вы сражаетесь и чему вы готовы пожертвовать жизнью. А вот когда речь идет о службе гражданской, то вот это самое борение правды с неправдой, этот самый моральный конфликт борьбы добра со злом приобретает менее отчетливый характер, потому что здесь неясно, кто свой, кто чужой. Это подвиги, которые незаметны, но именно в этом предназначение века и времени (изнутри взорвать жизнь). Самое замечательное в этом стихотворении - это идея перенести воинский подвиг в сферу гражданской жизни или осветить ее идеалом подвига:

О, так, сограждане, не нам

В наш век роптать на провиденье -

Благодаренье небесам

За их святое снисхожденье!

От них, для блага русских стран,

Муж добродетельный нам дан;

Уже полвека он Россию

Гражданским мужеством дивит;

Вотще коварство вкруг шипит -

Он наступил ему на выю.

Ощущение этого особого героического действия, на манер военного, мы обнаружим в облике декабриста. Наиболее он ощутим в образе Чацкого

Рис. 12. М. Ленин в роли А.А. Чацкого ()

в комедии Грибоедова «Горе от ума»,

где этот персонаж не в состоянии сдерживать свой гражданский гнев, свое возмущение, и всякий раз при удобном или неудобном случае он разворачивает инвективы в адрес окружающего мира, который он активно не принимает и с которым он борется. Но эта борьба разворачивается здесь в логике Рылеева как борьба между добром и злом. Таким неожиданным образом мы обнаруживаем в творчестве Рылеева воскрешение старых общественных гражданских жанров: жанра оды.

Ну, наконец, вершиной Рылеевского творчества станет сатира, которая известна как «Гражданин», потому что под таким названием эта сатира была опубликована Герценым,

САТИРА - это лирическое стихотворение значительного объёма, в котором присутствует отрицательное или резко осуждающее и негодующее изображение свойств и качеств отдельных типических лиц, группы лиц и явлений.

Я ль буду в роковое время

Позорить гражданина сан

И подражать тебе, изнеженное племя

Переродившихся славян?

Нет, неспособен я в объятьях сладострастья,

В постыдной праздности влачить свой век младой

И изнывать кипящею душой

Под тяжким игом самовластья.

Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,

Постигнуть не хотят предназначенье века

И не готовятся для будущей борьбы

За угнетенную свободу человека.

Пусть с хладною душой бросают хладный взор

На бедствия своей отчизны,

И не читают в них грядущий свой позор

И справедливые потомков укоризны.

Что случилось? Что за переродившиеся славяне? Что с ними произошло? Тут есть резон напомнить, что в эти самые 20-е гг. на протяжении нескольких лет Рылеев работает над созданием цикла произведений, которые он издаст под названием «Думы»,

подражая как бы украинскому фольклору. ДУМА - поэтический жанр русской литературы, представляющий собой размышления поэта на философские, социальные и семейно-бытовые темы. Думы будут обращены к персонажам из

«в постыдной праздности влачат свой век младой» «в объятьях сладострастья». Тут есть резон напомнить, что юношеские стихи Рылеева разворачивают как раз именно эту «сладострастную» тему, в данном случае выворачивает ее наизнанку, а мы должны вспомнить этот свободолюбивый дух славянина и возродить свободолюбивую традицию для славянских стран. Таково, с точки зрения поэта Рылеева, предназначение нынешнего века.

И вот теперь можно сделать некоторые выводы: действительно, гражданская поэзия Рылеева создает свою особенную романтическую модель. Она, с одной стороны, опирается на традицию его предшественников: это Жуковский, Батюшков. В их творчестве тоже возникало ощущение конфликтности бытия: Батюшковский поэт бежит в укромный уголок от окружающего мира, поэт Жуковского готов умереть в юношеском возрасте, чтобы не столкнуться с несовершенством мира. Но у обеих обвинения в адрес мира звучат достаточно обобщенно, символично, философично. Рылеев же начинает воспринимать несовершенство окружающего мира в социально-политическом аспекте. Если поэт у Жуковского и поэт у Батюшкова пытались уйти от конфликтного внешнего мира в мир внутренний, в мир мечты и воображения или, напротив, пытались взмыть в небеса и обрести небесное в земном, то поэт Рылеева посвящает свою жизнь попыткам изменениям жизни. И это не менее романтический мотив, поскольку он превращает поэзию не столько в искусство слова, как это было характерно для романтизма, сколько в попытку реального воздействия на окружающий мир, в попытку его реального изменения. Именно поэтому поэты-декабристы,

Рис. 19. Памятник декабристам в Санкт-Петербурге ()

и Рылеев в частности, пытаются воскресить в своей поэзии жанры уже ушедшего и забытого в XVIII веке классицизма с его гражданским пафосом, общественной проблематикой, воспеванием гражданских исторических ценностей, если речь идет о высоких жанрах вроде оды. Или напротив, когда речь идет о сатире и комедии с попытками бороться с пороками мира. Воскрешая эти жанры, Рылеев наполняет их современным содержанием, которые чуть позже, после выступления 14 декабря 1825 года,

в нашем сознании навсегда останутся как декабристские.

1. Сахаров В.И., Зинин С.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. М.: Русское слово.

2. Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень) 10. М.: Дрофа.

3. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. / под ред. Ланина Б.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.

1. Русская литература и фольклор ().

Прочитайте пройденные произведения Рылеева (послание «Пустыня», элегия «К N. N.», оды «Видение» и «Гражданское мужество», сатира «Гражданин») и:

1. Найдите в них общие мотивы, образы, темы.

2. Сопоставьте с похожими произведениями поэтов-предшественников: Жуковского, Батюшкова, Державина.

3. *Определите, в чем новаторство Рылеева и насколько идеи лирического героя его произведений соответствовали жизненным принципам самого автора.

Кондра́тий Фёдорович Рыле́ев (18 сентября 1795, село Батово, Санкт-Петербургская губерния - 13 июля 1826, Петропавловская крепость, Санкт-Петербург) - русский поэт, общественный деятель, декабрист, один из пяти казнённых руководителей декабрьского восстания 1825 года. Широкая известность пришла к Рылееву после публикации оды-сатиры «К временщику» (1820), которая была написана во вполне традиционном духе, но отличалась смелым содержанием. Первоначально в поэзии Рылеева параллельно сосуществуют стихотворения разных жанров и стилей – оды и элегии. Особенность лирики Рылеева заключается в том, что он не только наследует традиции гражданской поэзии прошлого столетия, но и усваивает достижения новой, романтической поэзии Жуковского и Батюшкова, в частности поэтический стиль Жуковского, используя те же устойчивые стиховые формулы. С 1821 г. в творчестве Рылеева начинает складываться новый для русской литературы жанр – думы, лироэпического произведения, сходного с балладой, основанного на реальных исторических событиях, преданиях, лишенных, однако, фантастики. В 1820 году написал знаменитую сатирическую оду «К временщику». Через год вошёл в «Вольное общество любителей российской словесности». В 1823-1825 годах Рылеев совместно с Александром Бестужевым выпускал ежегодный альманах «Полярная звезда». Состоял в петербургской масонской ложе «К пламенеющей звезде» . Дума Рылеева «Смерть Ермака» была частично положена на музыку и стала песней . Рылееву приписывается вольнодумное стихотворение «Клянуся честью и Черновым». Был одним из главных организаторов восстания 14 (26) декабря 1825 г. Находясь в крепости, выцарапал на оловянной тарелке, в надежде что кто-нибудь прочтет, свои последние стихи. « Тюрьма мне в честь, не в укоризну, За дело правое я в ней, И мне ль стыдиться сих цепей, Когда ношу их за Отчизну!» При жизни Кондратия Рылеева свет увидели две его книги: в 1825 году вышли «Думы», а чуть позже в том же году была издана поэма «Войнаровский». Рылеев казнён повешением 13 (25) июля 1826 года в Петропавловской крепости

В читательском сознании Рылеев - прежде всего поэт-декабрист, издатель альманаха «Полярная звезда», дворянский революционер, человек, мученической смертью подтвердивший верность свободолюбивым идеалам.

Биография Кондратия Рылеева

К. Ф. Рылеев родился 18 (29) сентября 1795 года в сельце Батово, близ Петербурга, в семье отставного подполковника, и с шестилетнего возраста воспитывался в петербургском Кадетском корпусе. Здесь он полюбил книгу и начал писать. Тринадцать лет прошло в занятиях и муштре, не без детских проказ, конечно, но зато и с суровой расплатой за них. Популярности Рылеева много способствовали его стихи.

Юность Рылеева совпала с героической эпохой в жизни России, со славным двенадцатым годом. Он страстно ждал выпуска в действующую армию и творил «победные песни героям», вспоминая героическое прошлое своей родины. Уже в первых пробах рылеевского пера намечены темы и поэтические принципы, которым он останется верен навсегда. В 1814 году восемнадцатилетним прапорщиком-артиллеристом Рылеев попадает на театр военных действий. Можно только догадываться, насколько ошеломляющим был контраст между тринадцатилетним заточением в корпусных стенах — и заграничными походами, когда за два года Рылеев дважды отшагал всю Европу.

Потом наступили армейские будни. Артиллерийская рота Рылеева перемещалась из Литвы на Орловщину, пока весной 1817 года не обосновалась в Воронежской губернии, в селе Подгорном Острогожского уезда. Здесь Рылеев занялся воспитанием дочерей местного помещика и вскоре полюбил младшую из них, Наталью Тевяшову. Рылеев, женившись и выйдя в отставку, рвется в столицу — туда, где кипит жизнь. Осенью 1820 года Рылеев с женой и дочерью поселяются в Петербурге, а с начала 1821 года он начинает служить в Петербургской палате уголовного суда.

Творчество Кондратия Рылеева

В петербургских журналах уже появлялись стихотворения Рылеева. Сатира на Аракчеева сделала в одночасье имя поэта широко известным. Вслед за «Курбским» в журналах и газетах за подписью Рылеева одно за другим появляются стихотворения, в которых страницы русской истории прочитаны как свидетельство неискоренимо вольнолюбивого духа нации. По роду своего дарования Рылеев не был чистым лириком; недаром он постоянно обращался к различным жанрам и прозы, и драматургии.

Думы Рылеева принадлежат к жанру исторической элегии, близкой к балладе, широко пользующейся наряду с лирическими и эпико-драматическими художественными средствами. Нельзя не заметить в мировоззрении Рылеева просветительских основ, а в его художественном методе — черт гражданского классицизма. В начале 1823 года Рылеев был принят И. И. Пущиным в Северное тайное общество и вскоре стал его руководителем. Чуждый честолюбивых расчетов и притязаний, Рылеев стал совестью декабристского заговора.

Поэзия Рылеева не воспевала восторга победы — она учила гражданскому мужеству. Поэтическая зрелость Кондратия Федоровича только-только обозначилась для современников на пороге 1825 года — с выходом «Дум» и «Войнаровского», с появлением в печати отрывков из новых поэм. Прямо связав свою жизнь с тайным обществом, с организованной борьбой против самодержавия и крепостничества, Рылеев в том же 1823 году приступил к работе над поэмой о сибирском узнике Войнаровском.

Эпилогом всего творчества Рылеева суждено было стать тюремным его стихам и письмам к жене. 14 декабря 1825 года — первым из организаторов восстания на Сенатской площади — Рылеев был арестован, заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, а через полгода — казнен.

  • Спустя тридцать лет А. И. Герцен и Н. М. Огарев начнут издавать за границей для русского читателя альманах вольной русской литературы, дав ему славное название — «Полярная звезда».
  • Мотивы рылеевской лирики будут развиты в поэзии Полежаева, Лермонтова, Огарева, Некрасова .

Наиболее полно своеобразие декабристской поэзии проявилось в творчестве Кондратия Федоровича Рылеева (1795-1826). Он создал «поэзию действенную, поэзию высочайшего накала, героического пафоса».

Среди лирических произведений Рылеева самым известным было и, пожалуй, до сих пор остается стихотворение «Гражданин» (1824), запрещенное в свое время, но нелегально распространявшееся, хорошо известное читателям. Это произведение - принципиальная удача Рылеева-поэта, может быть, даже вершина декабристской лирики вообще. В стихотворении создан образ нового лирического героя:

Я ль буду в роковое время

Позорить гражданина сан

И подражать тебе, изнеженное племя,

Переродившихся славян?

Нет, не способен я в объятьях сладострастья,

В постыдной праздности влачить свой век младой

И изнывать кипящею душой

Под тяжким игом самовластья.

Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,

Постигнуть не хотят предназначенья века

И не готовятся для будущей борьбы

За угнетенную свободу человека.

Пусть с хладною душой бросают хладный взор

На бедствия своей отчизны

И не читают в них грядущий свой позор

И справедливые потомков укоризны.

Они раскроются, когда народ восстав,

Застанет их в объятьях праздной неги

И, в бурном мятеже ища свободных прав,

В них не найдет ни Брута, ни Риеги.

Рылеев создал образ гражданина в декабристском понимании этого слова. Он воплощает в себе высокие добродетели: любовь к отчизне, смелость, целеустремленность, готовность жертвовать собой. Однако Рылеев отходит от обычной для гражданской поэзии начала 19 века ситуации - столкновения героя с тиранами или столкновения возвышенного поэта с продажными льстецами. «Гражданин» Рылеева «не столько борется со своими врагами, сколько убеждает возможных союзников». «Изнеженное племя переродившихся славян» - это не «тираны», не «льстецы», не «рабы» и даже не «глупцы». Это юноши с «хладной душой», равнодушные, эгоистичные. С точки зрения декабристов с их идеалами человека поступка, действия, подвига такие безучастные юноши аморальны (и в каком-то смысле хуже врагов). Особенно обращает на себя внимание фраза «Племя переродившихся славян». Для Рылеева «славянин» не просто условный предок, а определенный национальный характер - доблестный, мужественный, суровый, высоконравственный, свободолюбивый человек. Современное «изнеженное племя» потому такое безучастное, праздное, пассивное, что оно утратило свою национальную самобытность, это славяне, но переродившиеся.

Интересно, что в стихотворении отсутствуют традиционные мотивы сомнений, грусти и разочарования, а также мотив обреченности героя. Герой взволнованно убеждает их, а не становится в горделивые позы в молчаливом одиночестве. Рылеев избегает стереотипного конфликта добра со злом, у него, скорее, конфликт веры с безверием, убежденности с равнодушием. Едва намеченная Рылеевым тема стала ведущей в классической русской литературе.

Изображению различных (высоких и низких) образцов национального характера посвящены «Думы» Рылеева. Жанр думы самим Рылеевым объяснялся как «элегии о героях», которые пелись в память о них у древних славян. Правда, в предисловии к «Думам» (они вышли отдельной книгой в 1825 году), Рылеев указал на то, что идею жанра он воспринял у польского поэта Немцевича. Однако в отличие от «Исторических спевов» Немцевича, к которым были приложены ноты, Рылеев создал произведения не для пения, а для чтения. Тем не менее в критике разгорелся спор о природе жанра думы; в ходе дискуссии высказывалось мнение о синтезе элегии и героиды в думе (Ф.Булгарин), но затем были обнаружены более реальные жанровые источники - стихотворная трагедия 18 века и жанр исторической элегии, созданный в начале 19 века К.Н.Батюшковым. Жанр думы совмещает элегическую лиричность, пейзажи романтической элегии (вечер или ночь, блеск луны, вой ветра, молнии и т.п.) и бурные катастрофические страсти героев трагедий.

Такая жанровая форма позволила Рылееву изобразить яркие характеры национальных героев, причем и положительные образцы - Димитрий Донской, Борис Годунов и др., и отрицательные - Святополк Окаянный. А.С.Пушкин высказал критические замечания по поводу того, что все герои говорят одинаковым языком. Верно подмеченную особенность стиля рылеевских «Дум» объяснить можно тем, что декабристы имели собственное понимание историзма - для них сущность народа всегда остается неизменной, поэтому Рылеев не заботится о раскрытии индивидуальных черт своих героев, унифицирует их, создавая обобщенный образ русского человека. Таким образом, «Думы», несмотря на разнообразие изображенных в них лиц, объединены в художественное целое образом единого героя.

Поиски способов активного воздействия на общество привели Рылеева к жанру поэмы. Первой поэмой Рылеева стала поэма «Войнаровский» (1823-1824). У поэмы много общего с «Думами», но есть и принципиальная новизна: в «Войнаровском» Рылеев стремится к достоверному историческому колориту, правдивости психологических характеристик. Рылеев создал нового героя: разочарованный, но не в житейских и светских утехах, не в любви или славе, рылеевский герой - жертва судьбы, не позволившей ему реализовать свой могучий жизненный потенциал. Обида на судьбу, на идеал героической жизни, которая не состоялась, отчуждает рылеевского героя от окружающих, превращая его в фигуру трагическую. Трагедия неполноты жизни, нереализованности ее в реальных поступках и событиях станет важным открытием не только в декабристской поэзии, но и в русской литературе в целом.

«Войнаровский» - единственная законченная поэма Рылеева, хотя кроме нее им были начаты еще несколько: «Наливайко», «Гайдамак», «Палей». «Так получилось, - пишут исследователи, - что поэмы Рылеева явились не только пропагандой декабризма в литературе, но и поэтической биографией самих декабристов, включая декабрьское поражение и годы каторги. Читая поэму о Войнаровском, декабристы невольно думали о себе <...> Поэма Рылеева воспринималась и как поэма героического дела, и как поэма трагических предчувствий. Судьба политического ссыльного, заброшенного в далекую Сибирь, встреча с женой-гражданкой - все это почти предсказание». Особенно поразило читателей Рылеева его предсказание в «Исповеди Наливайки» из поэмы «Наливайко»:

<...>Известно мне: погибель ждет

Того, кто первым восстает

На утеснителей народа, -

Судьба меня уж обрекла.

Но где, скажи, когда была

Без жертв искуплена свобода?

Погибну я за край родной, -

Я это чувствую, я знаю…

И радостно, отец святой,

Свой жребий я благославляю! <...>

Сбывшиеся пророчества поэзии Рылеева еще раз доказывают плодотворность романтического принципа «жизнь и поэзия - одно».