Онлайн тесты гиа по биологии. Онлайн тесты гиа по биологии А19. У близоруких людей изображение фокусируется

Государственная итоговая аттестация для выпускников девятых классов в настоящее время является добровольной, всегда можно отказаться и сдавать привычные традиционные экзамены.

Чем же привлекательнее тогда форма ОГЭ (ГИА) для выпускников 9 класса 2019 года? Проведение непосредственно аттестации в данной новой форме позволяет получить независимую оценку подготовки школьников. Все задания ОГЭ (ГИА) представлены в виде специальной формы, включающей в себя вопросы с выбором ответа на них. Проводится прямая аналогия с ЕГЭ. При этом можно давать как краткие, так и развернутые ответы. Наш сайт сайт поможет вам отлично подготовиться и оценить реально свои шансы. Помимо этого, тесты ГИА и ОГЭ онлайн с проверкой ответов помогают вам определиться с дальнейшим выбором профильного класса старшей школы. Вы сами сможете легко оценить свои знания по выбранному предмету. Для этого наш проект предлагает вам различные тесты по ряду дисциплин. Наш сайт, посвященный подготовке к сдаче ГИА 2019 года 9 класс онлайн , в полной мере поможет вам подготовиться к первому серьезному и ответственному испытанию в жизни.

Все материалы нашего сайта представлены в простой, доступной для понимания форме. Будь вы круглый отличник в своем классе или обычный среднестатистический ученик - всё теперь в ваших руках. Не лишним вам будет посетить наши . Здесь вы найдете ответы на все интересующие вас вопросы. Будьте подготовленным к непростому испытанию ОГЭ, ГИА и результат превзойдет все ваши ожидания.

Вариант 7 1. Для изучения наследственных болезней человека исследуют клетки околоплодной жидкости с помощью метода 1) физиологического 2) цитогенетического 3) гибридологического 4) анатомического 2. Основная функция митохондрий 1) редупликация ДНК 2) биосинтез белка 3) синтез АТФ 4) синтез углеводов 3. В молекуле ДНК 100 нуклеотидов с тимином, что составляет 10% от общего количества. Сколько нуклеотидов с гуанином? В ответ запишите ТОЛЬКО соответствующее количеству нук­ леотидов число. 4. Выберите особенности строения молекул белков. 1) состоят из жирных кислот 2) состоят из аминокислот 3) мономеры молекулы удерживаются пептидными связями 4) состоят из одинаковых по строению мономеров 5) представляют собой многоатомные спирты 6) четвертичная структура молекул состоит из нескольких глобул 5. Установите соответствие между структурами клеток и их функциями. 1) клеточная мембрана и 2) ЭПС: ФУНКЦИИ СТРУКТУРА КЛЕТОК 1) клеточная мембрана 2) ЭПС А) синтез белков Б) синтез липидов В) разделение клетки на отделы (компартменты) Г) активный транспорт молекул Д) пассивный транспорт молекул Е) формирование межклеточных контактов 6. При дигибридном скрещивании (несцепленное наследование) особей с доминантными AABB и рецессивными aabb признаками в F2 происходит расщепление по фенотипу в соотношении. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся феноти­ пов, в порядке их убывания 7. Какой из признаков характерен для модификационной изменчивости? 1) появляется случайно 2) доминантный или рецессивный 3) наследуется 4) не наследуется 8. Установите соответствие между структурой организма человека и зародышевым листком, из которого она сформировалась. СТРУКТУРА ОРГАНИЗМА A) болевые рецепторы Б) волосяной покров B) лимфа и кровь Г) жировая ткань Д) ногтевые пластинки ЗАРОДЫШЕВЫЙ ЛИСТОК 1) эктодерма 2) мезодерма 9. Какие из перечисленных признаков характерны для ксилемы? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. 2) служит для проведения воды от корней к листьям 1) является основной тканью растения 3) клетки имеют сильно вытянутую форму 4) в клетках есть хлоропласты 5) стенки клеток утолщены 6) клетки живые 10. Установите соответствие между признаком животных и классом членистоногих, к которому их относят – (1) Паукообразные или (2) Насекомые А) пара усиков Б) органы дыхания – только трахеи В) 3 пары грудных конечностей Г) сложные глаза отсутствуют Д) у большинства видов имеются крылья Е) тело разделено на головогрудь и брюшко 11. Установите правильную последовательность прохождения порции крови по кругам кровооб­ ращения у шимпанзе, начиная с левого желудочка сердца. 1) правое предсердие 2) аорта 3) левый желудочек 4) лёгкие 5) левое предсердие 6) правый желудочек 12. В тонком кишечнике происходит всасывание в кровь: 1) глюкозы; 2) аминокислот; 3) жирных кислот; 4) гликогена; 5) клетчатки; 6) углеводов. 13. Установите соответствие между функциями желез внутренней секреции и железами, которые эти функции выполняют ФУНКЦИИ ЖЕЛЁЗ А) секреция половых гормонов Б) контроль деятельности желёз внутренней секреции В) регуляция обмена солей и углеводов Г) секреция гормона роста Д) секреция адреналина Е) секреция норадреналина ЖЕЛЕЗЫ 1) гипофиз 2) надпочечники 14. Расположите в правильном порядке процессы, протекающие во время дыхательного движения у млекопитающего, начиная с возбуждения центра вдоха. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) сокращение межрёберных мышц и диафрагмы 2) увеличение объёма лёгких 3) обогащение крови кислородом в альвеолах лёгких и освобождение её от избытка угле­ кислого газа 4) уменьшение лёгких в объёме и удаление из них воздуха 5) расслабление межрёберных мышц 15. Что из перечисленного считается палеонтологическими доказательствами эволюции? Выбери­ те три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) скелет археоптерикса 2) окаменевшие остатки древних моллюсков 3) схожесть эмбрионов позвоночных животных на ранних стадиях, развития 4) отпечатки папоротников в пластах угля 5) схожесть строения клеток эукариотических организмов 6) общий план строения всех позвоночных животных 16. Установите соответствие между характером приспособления и направлением органической эволюции. ПРИСОСОБЛЕНИЕ А) роющие лапы крота Б) редукция пальцев на ногах копытных НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ 1) ароморфоз 2) идиоадаптация В) возникновение полового размножения Г) появление шерсти у млекопитающих Д) развитие плотной кутикулы на листьях растений, обитающих в пустыне Е) мимикрия у насекомых 17. Приспособлением растений к жизни в засушливых условиях служит 2) цветение до распускания листьев 1) наличие воскового налёта на листьях 3) образование многочисленных устьиц на листьях 4) способность накапливать воду в тканях 5) ярусное расположение организмов 6) глубоко уходящая в почву корневая система 18. Установите соответствие между особенностями питания организмов и их способами – (1) ав­ тотрофы либо (2) гетеротрофы: А) могут захватывать пищу путем фагоцитоза Б) используют энергию, освобождающуюся при окислении неорганических веществ В) получают пищу путем фильтрации воды Г) синтезируют органические вещества из неорганических на свету Д) используют энергию солнечного света Е) используют энергию, заключенную в пище 19. Установите правильную последовательность, в которой, предположительно, возникли пере­ численные классы животных. 1) многощетинковые кольчецы 2) насекомые 3) саркодовые 4) сосальщики 5) пресмыкающиеся 6) хрящевые рыбы 20. Вставьте в текст «Кровь» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившую­ ся последовательность цифр (по тексту) впишите в привёденную ниже таблицу. Кровь Кровь – это жидкая ________(А) ткань, состоящая из ________(Б) и ________(В), в которой растворены минеральные и ________(Г) вещества. Кровь, ________(Д) и тканевая жидкость обра­ зуют внутреннюю среду организма. Перечень терминов 1) лимфа 2) форменный элемент 3) эритроцит 4) плазма 5) соединительный 6) тромбоцит 7) органический 8) вода 21. Британские учёные в течение 12 лет проводили исследование, в котором участвовали 3760 младенцев, рождённых в одной из больниц Лондона. Собирались данные о весе детей при рожде­ нии и данные о ранней смертности. Целью исследования было определить, есть ли воздействие естественного отбора на массу детей при рождении. В таблице приведены данные о весе младен­ цев при рождении и процент младенцев, умерших в возрасте до 4 месяцев. Изучите таблицу 1 и выберите верные утверждения: 1. Большинство детей при рождении имело вес от 2,5 до 3,5 кг. 2. Наименьшую раннюю смертность имели дети весом 4,5 ­ 5 кг. 3. На вес детей при рождении оказывает влияние давление естественного отбора. 4. Наименьшую раннюю смертность имели дети весом 2 ­ 2,5 кг. 5. На вес детей при рождении не оказывает влияние естественный отбор. 22. Объясните, какие изменения в составе крови происходят в капиллярах большого круга крово­ обращения. Какая кровь при этом образуется? 23. К какому подцарству, типу относят животное, изображённое на рисунке? Какой процесс изображён на рисунке и в чём состоит его биологическое значение? Ука­ жите тип деления клетки, который лежит в основе этого процесса. 24. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их и объясните свои исправления. 1) В 1883 г. И. П. Павлов сообщил об открытом им явлении фагоцитоза, которое лежит в ос­ нове клеточного иммунитета. 2) Иммунитет - это невосприимчивость организма к инфекциям и чужеродным веще­ ствам - антителам. 3) Иммунитет может быть специфическим и неспецифическим. 4) Специфический иммунитет - это реакция организма на действие неизвестных чужерод­ ных агентов. 5) Неспецифический иммунитет обеспечивает организму защитутолько от известных орга­ низму антигенов. 25. Насекомые - самый распространённый и много численный класс животных. Какие особенно­ сти их строения и жизнедеятельности способствовали процветанию этих животных в при роде? Укажите не менее четырёх особенностей. 26. Почему в пищевых цепях от организмов первого трофического уровня к организмам второго уровня переходит только около 10% вещества и запасенной в нём энергии? 27. Фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ТАЦЦЦТЦАЦТТГ. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК, антикодоны соответствующих тРНК и аминокислотную последовательность соответствующего фрагмента молекулы белка, используя таблицу генетического кода. Генетический код (иРНК) Первое основание Второе основание Тре­ тье осно­ вание У Ф е н Ф е н Л е й Л е й Л е й Л е й Л е й Л е й И л е И л е И л е М е т В а л В а л Ц С е р С е р С е р С е р П р о П р о П р о П р о Т р е Т р е Т р е Т р е А л а А л а А Г Ц и с Ц и с - Т р и А р г А р г А р г А р г С е р С е р А р г А р г Г л и Г л и Т и р Т и р - - Г и с Г и с Г л н Г л н А с н А с н Л и з Л и з А с п А с п У Ц А Г У Ц А Г У Ц А Г У Ц А Г У Ц А Г В а л В а л А л а А л а Г л у Г л у Г л и Г л и 28. У канареек наличие хохолка - доминантный аутосомный признак (А); сцепленный с полом ген ХВ определяет зелёную окраску оперения, а Хb - коричневую. У птиц гомогаметный пол мужской, а гетерогаметный женский. Скрестили самку без хохолка с коричневым оперением с хохлатым самцом с зелёным оперением. В потомстве оказались птенцы хохлатые зелёные, хохла­ тые коричневые, без хохолка зелёные и без хохолка коричневые. Составьте схему решения зада­ чи. Определите генотипы родителей и потомства, соответствующие их фенотипам, возможный пол потомства. Какие законы наследственности проявляются в данном случае? Ответы Вариант 7: 1­ 2; 2­ 3; 3­ 400; 4­ 236; 5­ 222111; 6­ 9331; 7­ 4; 8­ 11221; 9­ 235; 10­ 222121; 11­ 321645; 12­ 126; 13­ 211122; 14­ 12354; 15­ 124; 16­ 221122; 17­ 146; 18­ 212112; 19­ 341265; 20­ 52471; 21­ 13; 22­ 1) в капиллярах большого круга кровообращения кровь теряет кислород и насыщается угле­ кислым газом; 2) кровь из артериальной становится венозной. 23­ 1) подцарство - Простейшие (Одноклеточные); тип - Инфузории; 2) процесс - бесполое размножение; 3) биологическое значение - воспроизведение организмов, идентичных родительской особи; увеличение численности; 4) тип деления клетки - митоз. Примечание от сайта: Составители сайта считают что пункт 4 ­ это амитоз. Амитоз, или прямое деление, ­ это деление интерфазного ядра путем перетяжки без образо­ вания веретена деления (хромосомы в световом микроскопе вообще неразличимы). Такое деле­ ние встречается у одноклеточных организмов (например, амитозом делятся полиплоидные боль­ шие ядра инфузорий), а также в некоторых высокоспециализированных клетках растений и жи­ вотных с ослабленной физиологической активностью, дегенерирующих, обреченных на гибель, либо при различных патологических процессах, таких как злокачественный рост, воспаление и т. п. 24­ 1) 1 - явление фагоцитоза открыл И. И. Мечников; 2) 2 - чужеродные вещества - это не антитела, а антигены; 3) 4 - специфический иммунитет вырабатывается в ответ на проникновение известного, определенного антигена; 4) 5 - неспецифический иммунитет может возникнуть в ответ на проникновение любого ан­ тигена. 25­ 1. Развитие с полным превращением позволило насекомым снизить конкуренцию за корм между особями на различных стадиях развития. 2. Крылья позволили насекомым освоить боль­ шие территории и быстро перемещаться. 3. Различные ротовые аппараты позволили насекомым приспособиться к питанию разнообразной пищей. 4. Сложные (фасеточные) глаза позволили им лучше ориентироваться в пространстве. 5. Хитиновый покров обеспечил им защиту. 6. Большое количество яиц в кладке обеспечило им высокую плодовитость и быструю смену поколений, что позволило им быстрее приспосабливаться к условиям внешней среды. 7. Сложное поведение также способствовало их распространению в природе. 26­ 1. Часть вещества и энергия идет на построение новых клеток, т. е. на прирост. 2. Вещества и энергия тратится на собственные процессы жизнедеятельности (расходуется на обеспечение энергетического обмена или на дыхание). 3. Часть уходит с непереваренными остатками (растительная пища энергетически менее ценна, так как в ней содержится большое количество целлюлозы и древесины, не перевариваемых большинством животных), или как вариант - Часть просто не усваивается, например нет в организме ферментов, которые переваривали бы все вещества. 27­ ДНК ТАЦ ЦЦТ ЦАЦ ТТГ 1) По принципу комплементарности на основе ДНК находим иРНК; иРНК АУГ ГГА ГУГ ААЦ. 2) По принципу комплементарности на основе иРНК находим тРНК; Антикодоны тРНК УАЦ, ЦЦУ, ЦАЦ, УУГ. 3) С помощью таблицы генетического кода на основе иРНК находим последовательность аминокислот: мет­гли­вал­асн. 28­ У птиц гомогаметный (XX) пол мужской, а гетерогаметный (XY) женский. По условию: наличие хохолка - доминантный аутосомный признак (А); отсутствие хохолка - рецессивный аутосомный признак (а); зелёная окраска оперения - сцепленный с полом ген ХВ коричневая - Хb. 1) Определим генотипы родителей: самка - без хохолка с коричневым оперением - А?Х♂ самец - хохлатый с зелёным оперением - bY aaХ♀ ВХ? Генотип самки известен, чтобы найти генотип самца обратим внимание на птенцов с феноти­ пом - без хохолка коричневые - данный птенец получил гамету aХb от отца. При этом не имеет значения его пол, если это самка, то aaХbY, если самец aaХbХb. Итак, генотип самца АaХ♂ ВХb 2) Составляем схему скрещивания, для удобства необходимо воспользоваться решеткой Пеннета, т. к. самка образует два типа гамет: aХb; aY а самец четыре типа: AХB; AХb;aХB;aХb 3) В результате скрещивания (случайного оплодотворения) получаем 8 различных генотипов и фенотипов потомства: самки хохлатые зелёные - Aa ХBY самцы хохлатые зелёные - AaХBХb самки хохлатые коричневые - AaХbY самцы хохлатые коричневые - AaХbХb самки без хохолка зелёные -aaХBY самцы без хохолка зелёные -aaХBХb самки без хохолка коричневые -aaХbY самцы без хохолка коричневые -aaХbХb 4) Закономерности: По второму признаку (окраска оперения) - наследование сцепленное с полом (с Х­хромосомой); между первым и вторым признаком - независимое наследование. При определении генотипа самца - анализирующее скрещивание.

Ответами к заданиям 1–21 являются последовательность цифр, число или слово (словосочетание).

1

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

2

Ниже приведен перечень терминов. Все они, кроме двух, используются для описания методов селекции. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. кроссинговер

2. гетерозис

3. аутбридинг

4. дрейф генов

5. полиплоидия

3

В клетке эндосперма у вишни содержится 24 хромосомы. Какой набор хромосом имеет клетка ее листа? В ответе запишите только число хромосом.

4

Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для определения функций липидов в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. запасающая

2. регуляторная

3. транспортная

4. ферментативная

5. строительная

5

Установите соответствие между процессом и этапом энергетического обмена, на котором этот процесс происходит: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А. образование молочной кислоты

Б. полное окисление до СО 2 , Н 2 О

В. образование пировиноградной кислоты

Г. расщепление глюкозы

Д. синтез 36 молекул АТФ

ЭТАП ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА

1. бескислородный

2. кислородный

6

Сколько типов гамет образует дигетерозиготная особь при полном сцеплении исследуемых генов?

7

Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, служат причинами генной мутации. Определите эти два понятия, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. конъюгация гомологичных хромосом и обмен генами между ними

2. замена одного нуклеотида в ДНК на другой

3. изменение последовательности соединения нуклеотидов

4. появление в генотипе лишней хромосомы

5. выпадение одного триплета в участке ДНК, кодирующей первичную структуру белка

8

Установите соответствие между насекомым и типом его развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

НАСЕКОМОЕ

А. медоносная пчела

Б. майский жук

В. азиатская саранча

Г. капустная белянка

Д. зеленый кузнечик

ТИП РАЗВИТИЯ

1. с неполным превращением

2. с полным превращением

9

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. По каким признакам грибы можно отличить от животных?

1. питаются готовыми органическими веществами

2. имеют клеточное строение

3. растут в течение всей жизни

4. имеют тело, состоящее из нитей-гифов

5. всасывают питательные вещества поверхностью тела

6. имеют ограниченный рост

10

Установите соответствие между особенностью размножения и отделом растений, для которого она характерна: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТЬ РАЗМНОЖЕНИЯ

А. в цикле развития преобладает гаметофит

Б. в цикле развития доминирует бесполое поколение растений

В. образование спор происходит в коробочке (спорогоне)

Г. спорофит не способен к образованию органических веществ из неорганических

Д. гаметофит представлен заростком

Е. спора прорастает в предросток

ОТДЕЛ РАСТЕНИЙ

1. Моховидные

2. Папоротниковидные

11

Установите последовательность систематического положения растений, начиная с наименьшей категории. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1. псилофиты

2. одноклеточные водоросли

5. папоротниковидные

6. покрытосеменные

12

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Большой круг кровообращения в организме человека

1. начинается в левом желудочке

2. берет начало в правом желудочке

3. насыщается кислородом в альвеолах легких

4. снабжает органы и ткани кислородом и питательными веществами

5. заканчивается в правом предсердии

6. приносит кровь в левую половину сердца

13

Установите соответствие между симптомом заболевания и витамином, с недостатком которого оно связано: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СИМПТОМ ЗАБОЛЕВАНИЯ

А. кровоточивость десен

Б. ухудшение зрения в сумерках

В. выпадение зубов

Г. поражение роговицы глаза и кожи

Д. понижение сопротивляемости заболеваниям

НЕДОСТАТОК ВИТАМИНА

14

В какой последовательности следует расположить систематические категории, к которым относится человек разумный? Запишите соответствующую последовательность цифр.

1. человек разумный

2. хордовые

4. человек

5. приматы

6. млекопитающие

15

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?

1. наличие млечных желез у млекопитающих

2. образование корнеплода у моркови

3. возникновение полового процесса у организмов

4. возникновение процесса фотосинтеза

5. отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня

6. наличие плавательных перепонок конечностей у водоплавающих птиц

16

Установите соответствие между характеристикой отбора и его видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А. действует в природе постоянно

Б. сохраняет особей с признаками, интересующими человека

В. обеспечивает формирование приспособленности к условиям жизни в биоценозах

Г. приводит к возникновению новых видов

Д. способствует созданию новых пород животных

ВИД ОТБОРА

1. естественный

2. искусственный

17

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Почему картофельное поле считают неустойчивой экосистемой?

1. преобладает культура картофеля

2. замкнутый круговорот веществ

3. в круговороте веществ не участвует солнечная энергия

4. короткие цепи питания

5. большая численность видов, кроме картофеля

6. из круговорота веществ изымается с урожаем большая биомасса

18

Установите соответствие между организмом и трофической группой, к которой его от- " носят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНИЗМ

А. холерный вибрион

Б. бактерия брожения

В. туберкулезная палочка

Г. столбнячная палочка

Д. сенная палочка

Е. почвенная бактерия

ТРОФИЧЕСКАЯ ГРУППА

19

Установите последовательность формирования приспособленности растений в процессе эволюции. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1. размножение особей с полезными изменениями

2. возникновение различных мутаций в популяции

3. борьба за существование

4. сохранение особей с наследственными изменениями, полезными для данных условий среды

20

Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, примеры, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Список терминов:

1. соматическая

2. наследственная

3. рождение особи с редуцированными крыльями у родительских организмов дрозофилы

4. разные формы листовой пластинки у стрелолиста

5. мутационная

6. ненаследственная

21

Изучите график зависимости интенсивности обмена веществ от величины беговой дистанции, на которую бежит легкоатлет. (По оси х отложена длина дистанции, а по оси у - интенсивность обмена веществ.) Какое из приведенных ниже описаний интенсивности обмена наиболее точно описывает данную зависимость?

1. Интенсивность обмена снижается, достигая своего минимального значения, после чего также резко растет.

2. Интенсивность обмена резко растет, достигая своего максимального показателя, после чего также резко снижается.

3. Интенсивность обмена резко снижается, после чего выходит на постоянные показатели.

4. Интенсивность обмена на всем своем протяжении плавно снижается, достигая минимальных показателей.

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (22, 23 и т. д.), затем подробное решение. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

К каким экологическим последствиям могут привести лесные пожары?

Показать ответ

1) Сокращение численности растений

2) Увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере → прогресс в глобальном потеплении → появление парникового эффекта

3) Сокращение численности животных

4) Эрозия почвы

Назовите структуры спинного мозга, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 2, и опишите особенности их строения и функции.

Показать ответ

1) Цифрой 1 обозначено серое вещество спинного мозга. Оно состоит из клеток нейронов. Его функция – рефлекторная.

2) Цифрой 2 обозначено белое вещество спинного мозга. Оно состоит из проводящих отростков. Его функция – проводниковая.

Найдите три ошибки в приведённом тексте, исправьте их.

1. В процессе эволюции у пресмыкающихся возникли приспособления к размножению на суше. 2. Оплодотворение у них наружное. 3. Яйца содержат большой запас питательных веществ и покрыты плотной оболочкой: кожистой или скорлуповой. 4. Из отложенных яиц выходят личинки, которые не похожи на взрослых животных. 5. У некоторых видов пресмыкающихся развитие зародышей в яйцах происходит ещё в организме самки. 6. Детёныши выходят из яиц сразу после их откладки. 7. Такая особенность размножения (яйцеживорождение) – приспособление к жизни в южных областях распространения.

Вариант 7

А1. Клевер красный, занимающий определенный ареал, представляет собой уровень организации живой природы

1) организменный

2) биоценотический

3) биосферный

4) популяционно-видовой

А2. Нуклеиновые кислоты, в отличие от крахмала, содержат атомы

1) азота и фосфора

2) водорода и кислорода

3) калия и кальция

4) серы и магния

A3. Наследственная информация в клетках грибов заключена в

А4. Новые соматические клетки в многоклеточном организме животного образуются в результате

3) овогенеза

4) сперматогенеза

А5. Прокариоты — это организмы,

1) клетки которых не имеют оформленного ядра

3) состоящие из одинаковых клеток и не имеющие тканей

4) которые не имеют клеточного строения

А6. У большинства животных с прямым развитием из яйца появляется организм,

1) по строению похожий на родителей

2) значительно отличающийся от родителей

3) способный к автотрофному питанию

А7. Парные гены, расположенные в гомологичных хромосомах и определяющие окраску цветков гороха, называют

1) сцепленными

2) рецессивными

3) доминантными

4) аллельными

А8. Какая часть особей с рецессивным признаком проявится в первом поколении при скрещивании двух гетерозиготных по данному признаку родителей?

А9. Явление полиплоидии обусловлено

1) поворотом участка хромосомы на 180°

2) кратным увеличением наборов хромосом

3) наличием в хромосоме двух хроматид

4) уменьшением числа отдельных хромосом

А10. Назовите признак, характерный только для царства Бактерий.

1) имеют клеточное строение

2) дышат, питаются, размножаются

3) в клетках есть оформленное ядро

4) в клетках отсутствует оформленное ядро

A ll. На развитие растений используется энергия, которую организм получает в результате

1) роста и деления клеток

2) транспорта воды и минеральных веществ

3) расщепления органических веществ при дыхании

4) поглощения веществ из окружающей среды

А12. Растения, у которых на корнях развиваются клубеньковые бактерии, относят к семейству

1) розоцветных

2) бобовых

3) капустных

4) лилейных

А13. Клетка многоклеточного животного, в отличие от клетки простейшего,

1) покрыта оболочкой из клетчатки

2) выполняет все функции организма

3) выполняет определенную функцию

4) представляет собой самостоятельный организм

А14. Кожное и лёгочное дыхание характерно для

2) крокодилов

4) лягушек

1) гортани

2) носоглотке

4) ротовой полости

А16. Образование мочи у человека происходит в

1) мочеточниках

2) мочевом пузыре

3) нефронах

4) почечной вене

А17. В процессе энергетического обмена

1) из глицерина и жирных кислот образуются жиры

2) синтезируются молекулы АТФ

3) синтезируются неорганические вещества

4) из аминокислот образуются белки

А18. Пример рефлекса, приобретённого в течение жизни, —

1) сужение зрачка на ярком свету

2) выделение слюны у собаки на запах мяса

3) чихание при попадании пыли в носоглотку

4) рвотный рефлекс у человека

А19. При вывихе в суставе

1) повреждается суставный хрящ

2) нарушается целостность мышечной ткани

3) повреждается надкостница в головках костей, образующих сустав

4) суставная головка выходит из суставной впадины

А20. Сохранению признаков вида в природе способствует

1) изменчивость

2) мутагенез

3) метаболизм

4) наследственность

А21. Материалом для естественного отбора служит изменчивость

1) сезонная

2) мутационная

3) определённая

4) фенотипическая

А22. К эмбриологическим доказательствам эволюции относят

1) клеточное строение организмов

2) наличие сходных систем органов у позвоночных

3) сходство зародышей позвоночных животных

4) сходство процессов жизнедеятельности у животных

А23. Доказательством единства человеческих рас является

1) одинаковый набор хромосом

2) приспособленность к жизни в различных климатических условиях

3) наличие атавизмов

4) наличие рудиментов

А24. Увеличение продолжительности светового дня, вызывающее сезонные изменения у организмов, относят к факторам

1) антропогенным

2) биотическим

3) абиотическим

4) ограничивающим

А25. В биогеоценозе заливного луга к редуцентам относят

1) злаки, осоки

2) бактерии и грибы

3) мышевидных грызунов

4) насекомых, питающихся растениями

А26. Обмен химическими элементами между организмами и неорганической средой, различные стадии которого происходят внутри экосистемы, называют

1) круговоротом веществ

2) экологической пирамидой

3) пищевыми цепями

4) саморегуляцией

А27. Полипептидная цепь, свернутая в клубок, — это структура белка

1) первичная 3) третичная

2) вторичная 4) четвертичная

А28. В ходе пластического обмена происходит

1) окисление глюкозы

2) окисление липидов

3) синтез неорганических веществ

4) синтез органических веществ

А29. Генотип потомства является точной копией генотипа родителей при

1) половом размножении

2) размножении семенами

3) вегетативном размножении

4) оплодотворении яйцеклетки

АЗО. Проявления модификационной изменчивости признака зависят от генотипа, поэтому её пределы ограничены

1) нормой реакции 3) случайными мутациями

2) условиями среды 4) конвергенцией

А31. Гетерозис выражается в

1) превосходстве гибридов по ряду свойств над родительскими формами

2) подавлении действия генов одного из родителей генами другого родителя

3) кратном увеличении числа хромосом

4) наследовании признаков родительских форм

А32. Растения семейства лилейных можно узнать по строению

1) цветков пятичленного типа, напоминающих строение мотылька

2) вегетативных органов: стебля (соломина), сидячих листьев, видоизменённого корня

3) цветков трёхчленного типа с простым околоцветником и наличию видоизменённых подземных побегов

4) вегетативных органов: стебля (соломина), видоизмененных подземных побегов

АЗЗ. Клетки соединительной ткани

1) многоядерные, имеют поперечную исчерченность

2) располагаются рыхло, между ними много межклеточного вещества

3) мелкие, веретенообразной формы, имеют миофибриллы

4) плотно прилегают друг к другу

А34. К рецепторам сумеречного зрения относят

1) палочки

2) хрусталик

3) колбочки

4) стекловидное тело

А35. Дрейф генов — это

1) случайное изменение частот встречаемости их аллелей в популяции

2) перемещение особей из одной популяции в другую

4) результат естественного отбора

А36. Хвощ, в клетках которого накапливается кремний, выполняет в биосфере функцию

1) биохимическую

2) газовую

3) концентрационную

4) окислительно-восстановительную

В 1. Клетки эукариотных организмов, в отличие от прокариотных, имеют

1) цитоплазму

2) ядро, покрытое оболочкой

3) молекулы ДНК

4) митохондрии

5) плотную оболочку

6) эндоплазматическую сеть

В 2. Двигательные нейроны

1) воспринимают возбуждение от вставочных нейронов

2) передают возбуждение мышцам

3) передают возбуждение вставочным нейронам

4) передают возбуждение к железам

5) передают возбуждение на чувствительные нейроны

6) воспринимают возбуждение, возникшее в рецепторах

В 3. Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям?

1) развитие образовательных тканей у растений

2) наличие ловчих аппаратов у насекомоядных растений

4) появление триплоидного эндосперма у покрытосеменных

5) мелкая, сухая пыльца у ветроопыляемых растений

6) железистые волоски на листьях душистой герани

В4. Установите соответствие между моллюском и средой его обитания.

СРЕДА ОБИТАНИЯ

2) наземно-воздушная

A) обыкновенная беззубка

Б) большой прудовик

B) голый слизень

Г) осьминог

Д) виноградная улитка

В5. Установите соответствие между значением рефлекса и его видом.

ВИД РЕФЛЕКСА

1) безусловный

2) условный

ЗНАЧЕНИЕ РЕФЛЕКСА

A) обеспечивает инстинктивное поведение

Б)обеспечивает приспособление организма к условиям окружающей среды, в которых обитали многие поколения данного вида

B) позволяет приобрести новый опыт, полученный в течение жизни

Г) определяет поведение организма в изменившихся условиях

В6. Установите соответствие между особенностью процесса и его видом.

ВИД ПРОЦЕССА

1) фотосинтез

2) гликолиз

ОСОБЕННОСТЬ ПРОЦЕССА

A) происходит в хлоропластах

Б) состоит из световой и темновой фаз

B) образуется пировиноградная кислота

Г) происходит в цитоплазме

Д) конечный продукт — глюкоза

Е) расщепление глюкозы

В7. Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства Растений, начиная с наименьшей.

A) Покрытосеменные

Б) Паслёновые

B) Двудольные

Г) Паслён чёрный Д) Паслён

В8. Установите последовательность жизненного цикла вируса в клетке хозяина.

A) прикрепление вируса своими отростками к оболочке клетки

Б) проникновение ДНК вируса в клетку

B) растворение оболочки клетки в месте прикрепления вируса

Г) синтез вирусных белков

Д) встраивание ДНК вируса в ДНК клетки-хозяина

Е) формирование новых вирусов

С1. Какие органы растений повреждают майские жуки на разных стадиях индивидуального развития?

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

I. Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки. 2. Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания. 3. Белки входят в состав плазматической мембраны. 4. Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию. 5. В молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма. 6. Молекулы белка и тРНК входят в состав рибосом.

СЗ. Чем отличается кровеносная система членистоногих от кровеносной системы кольчатых червей? Укажите не менее 3 признаков, которые доказывают эти отличия.

С4. Известно, что агроценозы менее устойчивы, чем биогеоценозы. Укажите не менее 3 признаков, которые доказывают это утверждение.

С5. Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?

Сб. При скрещивании растения арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зеленые плоды, в потомстве получили растения с длинными зелеными и круглыми зелеными плодами. При скрещивании такого же арбуза (с длинными полосатыми плодами) с растением, имеющим круглые полосатые плоды, все потомство имело круглые полосатые плоды. Определите доминантные и рецессивные признаки, генотипы всех родительских растений арбуза.