История религии древней греции. "Зевс из Отриколи". Бюст IV в. до Р. Х. Верования и культы древних греков

Греческая религия была основана на различных традициях и преданиях, зачастую уходящих корнями в глубокое прошлое. Некоторые божества (Зевс, Посейдон, Афина, Гермес) были известны еще в микенскую эпоху, иные (Аполлон, Арес, Дионис) были заимствованы у соседей. Кроме олимпийских божеств, почитавшихся всеми греками, существовало огромное количество богов и героев, которым поклонялись лишь в определенной местности. Известны также крестьянские боги, являвшиеся когда-то идолами плодородия или покровителями границ земельных участков. О происхождении различных богов существовало множество разнообразных преданий. На рубеже VIII–VII вв. до н. э. поэт Гесиод собрал эти мифы вместе в своей поэме «Теогония». Примерно в это же время сложились основные формы культа и ритуалы, практиковавшиеся впоследствии.

Олимпийская религия

Дионис и его свита. Мраморный рельеф, IV в. до н. э. Лувр, Париж

Мир богов в представлении греков является отражением мира людей. Зевс и другие боги живут в роскошных чертогах на Олимпе и собираются на общий пир, во время которого советуются и спорят друг с другом. Боги полностью антропоморфны, они способны испытывать человеческие страсти, в том числе могут любить, страдать и ненавидеть. Они бессмертны, их власть превышает человеческую; часто вмешиваются в судьбы людей и наделяют их счастьем или несчастьем, не столько по справедливости, сколько по личному капризу. Боги непостоянны, они могут отвернуться от того, кому только что помогали, однако щедрыми пожертвованиями можно склонить их сердца на свою сторону.

Впрочем, даже боги не всемогущи. Их жизнью, так же как и жизнью людей, управляет безличная судьба (Ананка) . У людей она определяет рождение, продолжительность жизни и смерть, и даже боги не могут ее изменить. В их власти лишь отодвинуть на какой-то срок исполнение того, что было предначертано. Из-за политической раздробленности и отсутствия влиятельного жреческого сословия у греков не сложилось единой системы религиозных догм. Вместо этого параллельно существовало большое количество очень близких, но не идентичных религиозных систем. Все греки признавали одних и тех же богов, имели общие принципы веры, которые касались представлений о судьбе, власти богов над миром, положении человека, его посмертной участи и т. д. Вместе с тем отсутствовал канон, который определял бы формы и содержание основных преданий, а также культовых практик, которые в различных областях существенно различались.

Храм считался домом бога, а установленная в нем статуя - телом бога. Доступ внутрь храма был открыт лишь для жрецов и служителей. Основные культовые действия происходили снаружи. Алтари, на которых совершались жертвоприношения, также возводились вне храма, часто перед его фасадом. Как само здание, так и окружавший его участок (теменос), считались священными и пользовались правом неприкосновенности.

Ритуалы и жертвоприношения не требовали специальной подготовки, проводить их мог любой человек. Каждый самостоятельно определял характер и принципы своей веры, при условии что он не отрицал богов вообще. Эта свобода послужила важнейшей предпосылкой для появления светских знаний о мире, которые греческие философы могли развивать, не боясь при этом навлечь на себя гнев со стороны политических или религиозных властей.

Мифы и легенды ранней Греции были одним из самых восхитительных явлений в культуре и быту народов средиземноморья. Но эти мифы и эта религия с богами древней Греции не были так однородны и прошли сложнейшую эволюцию. Ученые различают в мифологии три периода:

Первый период в развитии древних культов с древнегреческими богами - хтонический, по-другому его называют до олимпийским, классическим олимпийским, поздним героическим. Основные тенденции, которые характеризуют хтонический период, появились в древнегреческом обществе намного раньше, чем произошло дорийское завоевание XII в. до н. э. и даже раньше появления самых первых ахейских государств. Никаких источников не сохранилось, где бы эти воззрения были изложены полно и по порядку. Из-за этого появилась надобность в использование отдельных архаичных образов в религии богов древней Греции или мифологических эпизодов, которые были случайным образом, отражены в текстах, позднего периода развития Греции.

Сам термин "хтонический " появился от древнегреческого слова "хтон" - земля. В восприятии греков, земля была живым и всемогущем существом, которое все создает и все питает. Сущность земли проявлялась во всем, что могло окружать человека и в нем самом, это разъясняет то поклонение, с которым древние греки окружали символы божеств: необыкновенные камни, деревья и даже обычные доски.

Но обычный древний фетишизм смешивался у древних греков с анимизмом, это привело к тому, что в древней Греции появилась с богами сложная и необычная система верований. Так же, помимо богов у древних греков были и демоны. Это неизведанные и ужасные силы, которые не имели своего облика, но обладали великим могуществом, такие как:

Гарпии, которые по преданию являлись дочерями морского божества Тавманта и океаниды Электры, число которых колеблется от двух до пяти. Обычно они изображаются в виде отвратительных полуптиц-полуженщин. Даже в их именах звучит буря: Аэлла - "ветер", Аэллопа - "вихрь", Подарга - "быстроногая", Окипета - "быстрая", Келайно - "мрачная". В мифах говорится о гарпиях как о злобных похитительницах детей и человеческих душ.

От гарпии Подарги и бога западного ветра Зефира родились божественные быстроногие кони Ахилла. По преданию, гарпии некогда обитали в пещерах Крита, а позднее - в царстве мертвых;

  • - Горгоны, дочери морских божеств Форкия и Кето, внучки богини-земли Геи и моря Понта. Их три сестры: Сфено, Эвриала и Медуза; последняя, в отличие от старших, существо смертное. Сестры обитали на крайнем западе, у берегов мировой реки Океан, поблизости от сада Гесперид. Их вид внушал ужас: крылатые создания, покрытые чешуей, со змеями вместо волос, клыкастой пастью, со взором, обращающим в камень все живое. Персей, освободитель красавицы Андромеды, обезглавил спящую Медузу, глядя на ее отражение в блестящем медном щите, подаренном ему Афиной. Из крови Медузы появился крылатый конь Пегас, плод ее связи с владыкой моря Посейдоном, который ударом копыта по горе Геликон выбил источник, дарующий вдохновение поэтам;
  • - Горгульи, воплощение обобщенного представления о неопределенной бесформенной божественной силе, злой или благостной, определяющей судьбу человека. Произведя внезапно, без всякой причины, некое действие, она бесследно исчезает. Горгульями называются также низшие демонические крылатые божества, посредники между богом и людьми. В христианских представлениях горгульи связаны исключительно со злой силой.

Горгульи известны как чудовища, украшающие средневековые храмы. Символизировали силы демонического и населенного драконами подземного мира. Считалось, что они укрощены высшей духовностью, средоточием которой является храм. Об этом свидетельствует их расположение в иерархии орнаменталистики: они всегда подчинены ангельским, небесным образам и не занимают центрального положения. Горгулья - образ сил хаоса, располагающегося на периферии мира, воплощение демонического начала, подчиненного высшей божественной воле. Являются неотъемлемой частью представления об упорядоченном мироздании как преодолевшем стадию хаоса; поставлены на службу ангелам либо другим божественным персонажам. В мифологиях других народов горгульями называют низших по отношению к богам сверхъестественных персонажей, злых духов;

Ламия, которая, по легендам, была возлюбленной Зевса и родила от него детей. Гера из ревности убила их и лишила возлюбленную верховного бога Зевса сна.

Ламия, скрывшись в мрачном подземелье, превратилась в чудовище, питавшееся людьми. Не имея возможности уснуть, это существо бродило ночами и высасывало кровь у встречных людей; ее жертвами чаще всего становились юноши. Чтобы уснуть, Ламия вынимала свои глаза, становясь на это время наиболее уязвимой;

Минотавр, чудовище с телом человека и головой быка, жившее в лабиринте на острове Крит. Минотавр, настоящее имя которого было Астерий, родился от Пасифаи, жены Миноса. Его отцом был бык, вышедший из моря, а по другой версии - сам Посейдон. Минос спрятал сына в подземном лабиринте, сооруженном Дедалом. Лабиринт был настолько сложным, что ни один вошедший туда человек не смог бы найти выход.

Минос подозревал афинского царя Эгея в убийстве одного из своих сыновей и, чтобы отомстить, попросил Юпитера наслать на Афины чуму. Афиняне обратились за советом к оракулу, который сказал им, что эпидемия прекратится только в том случае, если они будут каждый год посылать на Крит на съедение Минотавру семь юношей и семь девушек.

Царевич Тесей решил спасти афинян от страшного жертвоприношения и уничтожить Минотавра. Он заменил собой одного из молодых людей, отправлявшихся на Крит. Там герою помогла влюбленная в него Ариадна, дочь Миноса. Она дала Тесею нить, которая должна была помочь выйти из лабиринта. Тесей вошел в лабиринт и победил Минотавра;

Химера, чудовище, имевшее три головы: одна была львиная, вторая - козья, росла на спине, а третьей - змеиной - заканчивался хвост существа.

Передняя часть туловища у Химеры была львиной, а задняя - козьей. Из пасти чудовища вырывался огонь, которым оно уничтожало дома и посевы жителей Ликии. Считалось, что Химера обитала в труднодоступных горах отдаленной ликийской провинции. Ни один человек не решался близко подходить к ее жилищу, окруженному разлагающимися тушами обезглавленных животных. Царь Ликии несколько раз посылал свои войска, чтобы уничтожить Химеру, но ни один воин не вернулся живым из похода.

Сын царя Коринфа Беллерофонт, оседлав прекрасного Пегаса, подлетел к логову чудовища и увидел на земле существо размером с лошадь, которое изрыгало пламя и угрожающе рычало так, что воздух вокруг сотрясался.

Сняв с плеча лук, Беллерофонт выпустил в Химеру все стрелы и смог уничтожить грозного врага. После этого он спустился в долину, отрубил у Химеры головы и доставил одну из них царю Ликии.

Демоны появлялись из ниоткуда, вмешивались в быт людей, самыми ужасными и катастрофическими образами, а за тем исчезали. С демонами обычно в религии древней Греции связывали представления о чудовищах, которых на этом этапе становления греческой культуры, так же воспринимали, как божественную силу.

В этих представлениях о древнегреческих богах и в отличительном отношение к Земли, как к Великой Матери проглядываются отголоски задумок различных этапов становления греческой культуры - и очень раннего времени, когда человек не отделял себя от природы и создавал образы человекоподобных животных, и периода, когда женское господство в обществе подкреплялись повествованиями о огромной силе Земли. Но лишь одно соединяло все воззрения - представление о том, что древнегреческие боги равнодушны.

Второй период в развитии религиозных культов с древнегреческими богами- классический олимпийский. Боги в древней Греции воспринимались как очень могущественные существа, но и опасные, от которых нужно постоянно откупаться, для того что бы снискать от богов благих дел. Таким и пристает один из богов древней Греции - бог Пан, который в отличие от некоторых других древнегреческих богов, не стал монстром, а так и остался в древней Греции богом, он был покровителем полей и лесов. Его связывали с дикой природой, а не с обществом человека, и, несмотря на склонность к развлечением, может вселять в людей страх. С ногами козла и рогами, он появлялся, когда солнце было в своем зените и все замирало от жары, это время считалось таким же опасным, как и ночь. Бог древней Греции - Пан, мог быть и справедливым и добрым, но все, же встречаться с этим богом лучше не стоит, он сохранил в себе звериный облик, который ему дала сама Мать - Земля;

Развал матриархата и начало перехода к патриархату, становление начальных государств ахейце - все эти факторы стали импульсом к полному видоизменению всей мифологии, к отходу от устаревших богов древней Греции и возникновению новых. Так же как и у других людей, богов, которые были бездушными силами природы, заменяют в религии древней Греции другие боги, которые в свою очередь были покровителями отдельных человеческих групп. Группы были объедены по различным признакам: сословным, классовым, профессиональным, но у них всех было, то, что их объединяло - все эти люди не были дружны с природой, они стремились взять себе ее во власть, сделать из нее что-то новое, принудительно заставить подчиниться человеку. Ведь не случайно, древнейшие мифы олимпийского цикла стартуют с изгнания существ, которым в ранние времена подчинялись, как богам. Божество древней Греции - Аполлон убивает великанов и дракона, люди - полубоги, убивают других существ: Химеру, Медузу, Гидру. Как раз в этот период, Зевс празднует победу над богами древнего мира, он становится в религии древней Греции царем богов космоса. Образ Зевса получился весьма сложным и сформировался не за один день. Полный образ Зевса сложился только после дорийской победы, люди, пришедшие с севера, воздвигли его в абсолютные боги. В равновесном мире, у Зевса появлялись дети от обычных земных женщин, которые завершали дело своего знаменитого отца, уничтожая чудовищ, которые остались.

Дети богов в религии и мифологии древней Греции - это герои, символизирующие единство мира простых людей и богов, связь с ними и вниманием, с которым боги следят за народом. Боги оказывают содействие героям, а под их гнев попадают нерадивые граждане. Демоны в этот период тоже приобретают другое лицо, теперь они становятся духами, обитаю Из такого антропоморфического представления о божестве развились и понятия о культовой статуе бога, которой можно было поклоняться, и о храме, где эта статуя стояла и где жрецы день за днем несли службу богу или богине, внимая их указаниям и исполняя их волю.

Третий период становления религии богов древней Греции - поздний героический. Развитие и становление государства, общество становится более сложным, а с ним и отношения в обществе, постепенно, как греки получают представление об окружающем их мире, у них складывается ощущение трагичности, они уверенны, что в мире творится зло. В период, когда герои получили наибольшее развитие, снова появляется мнение, что есть сила, которой подчиняется все живое и не живое, в том числе и сами боги мифологии древней Греции. Перед этой силой падает и великий Зевс, в это время и Зевсу приходится не сладко, ему приходится выбивать из титана Прометея сведения о своей судьбе, приходится наблюдать за тем, как его сын Геракл подвергается всевозможным испытаниям.

Боги в религии древней Греции не очень милостиво были настроены по отношению к людям. За нарушение их воли наказания носили ужасный характер. Тантал, например, вечно мучил от жажды и голода, Иксион приковывал к огненному колесу, которое вращалось.

В поздних греческих обществах религия в мире древней Греции постепенно приходила в упадок, выражаясь простыми исполнениями традиционных обрядов, а мифология стала обычной сокровищницей сюжетов и образов.

Система верований и культов народов Др. Греции. Д. г. р. и мифология прошли длительную историю развития. В древнейшую эпоху особым почитанием греков пользовалась мать земля, что отражало влияние матриархата и значение земледелия осн. отрасли… … Атеистический словарь

Мифология Древней Греции представляет собой совокупность сказаний о стихийных силах природы, демонах, богах и героях, возникших в результате перенесения общинно родовых отношений на весь окружающий мир и фантастически обобщенного отражения этого… … Философская энциклопедия

Традиционные религии Ключевые понятия Бог · Богиня мать … Википедия

Древнегреч. мифология как совокупность сказаний древних греков о богах, демонах и героях представляла попытку первобытного человека осмыслить окружающую действительность и являлась обобщенным перенесением родовых отношений на природу и общество.… …

Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

Греческие полисы (красным цветом) к VI в. до н. э. Великая Греческая Колонизация расселение греков в VII веке до н. э. Дорийцы и ионийцы распространяются по северному побережью … Википедия

Культура греч. рабовладельч. общества в период его образования, расцвета и упадка; в своем развитии прошла периоды: 1) крито микенский (3 2 е тыс. до н. э.); 2) гомеровский (11 9 вв. до н. э.); 3) архаический (8 6 вв. до н. э.); 4) классический… … Советская историческая энциклопедия

Персефона и Гадес Древнегреческая кухня не отличается особыми изысками ввиду достаточно ограниченного числа выращиваемых сельскохозяйственных культур. В … Википедия

Мифология и религия древних римлян никогда не имели законч. системы. Остатки старинных верований уживались в них с мифами и религ. представлениями, заимствованными у соседних народов (этрусков, греков и др.). О Д. м. и р. периода родового строя… … Советская историческая энциклопедия

Религия греч. πολύς, «многочисленный, много» + греч. θεός, «Бог, божество» «многобожие» … Википедия

Книги

  • Древнегреческая религия , Ф. Ф. Зелинский. Автор этой книги - известный исследователь античной культуры - ставил целью подробно изложить сущность греческой религии в эпоху расцвета древнегреческой цивилизации. Трудность ее достижения…
  • Древнегреческая религия , Ф. Ф. Зелинский. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Автор этой книги - известный исследователь античной культуры - ставил целью подробно изложить…

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ

На тему: «Религия Древней Греции. Ее характерные и существенные черты»

Студент ИСК,

А.В. Липина

Руководитель

Н.В. Казакова

Ижевск 2009

ВВЕДЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Религия и мифология Древней Греции оказала огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положила начало бесчисленному множеству бытовых представлений о человеке, героях и богах.

За многовековую историю развития религиозное сознание древних греков ввело в оборот и проработало обширный состав общих понятий. Часть категорий восходила к общеиндоевропейскому наследию, часть была продуктом собственно-греческого мышления, часть - результатом усвоения ближневосточных мифологем и учений.

Греческая религия складывалась в эгейскую эпоху и, несомненно, испытала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Как у всех древних народов, у греков были местные общинные культы, боги-покровители отдельных городов-полисов, земледельческие боги. Но уже в глубокой древности наметилась тенденция поглощения местных богов великими богами Греции - Олимпийцами. Эта тенденция получила окончательное завершение в македонскую эпоху и была отражением культурного, политического и экономического объединения греческих полисов. Но уже в гомеровскую эпоху культурная общность греков отчётливо ими осознавалась, что и отразилось в почитании общегреческих богов. Немалую роль в оформлении общегреческого пантеона сыграли эпическое творчество и его творцы аэды.

Темой моей курсовой работы является религия Древней Греции и ее черты. Тема является актуальной, поскольку вся древнегреческая культура оказала большое влияние на развитие культуры и искусства всего мира. Целью данной работы является изучение религии Древней Греции, для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

1. Рассмотреть этапы формирования древнегреческой религии,

2. Рассмотреть основные особенности религии Древней Греции,

3. Ознакомиться с мифологией и культами Древней Греции.

Для написания своей работы я воспользовалась трудами А.П. Забияко, И.Г. Гусманова, А.А. Круглова, И.Н. Яблокова, Аникина Д.А. и других религиоведов.

Этапы формирования древнегреческой религии рассматриваются в работе И.Н. Яблокова, в книге И.Г. Гусманова уделяется большое внимание мифологии. Особенности культов описываются в работах Деревенского Б.Г. и Вейса Г. Основные особенности древнегреческой религии более подробно рассмотрены в работах А.П. Забияко и Л.С. Васильева.

Структура моей работы содержит две главы, в первой из которых рассматриваются этапы формирования древнегреческой религии, а во второй уделено внимание особенностям религии Древней Греции.

1. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ РЕЛИГИИ

Наиболее яркими очагами культуры уже в конце третьего тысячелетия до нашей эры становятся островные царства, позднее объединившиеся вокруг Крита (минойская цивилизация, названная по имени царя), и с XVII века до нашей эры - прибрежные государства материковой Эллады, среди которых - Микены. С XV века до нашей эры Микены превращаются в один из крупнейших центров «эгейских» обществ (микенской цивилизации). Минойская и микенская цивилизации были тесно связаны и типологически близки, что позволяет объединять их в крито-микенскую культурную формацию.

Самым древним этапом был крито-микенский. Ныне установлено, что этнокультурный стержень этих цивилизаций, а значит, и религий крито-микенской эпохи составлял греческий субстрат. При всей значимости морской торговли и ремесла «эгейские» общества оставались в своей основе аграрными, поэтому в религиозной жизни определяющую роль играли древнейшие культы плодородия.

Предположительно существовало поклонение богине-матери, отождествленной с природой, - археологами найдены статуэтки богинь, держащих в руках извивающихся змей. У богини-матери были спутники - существа с головами животных и человеческими телами. Таким полуживотным являлся Минотавр, легенда о котором, берет начало в культе быка. Изображение бычьей головы из камня найдено в Кноссе; данный культ был связан с особыми религиозными церемониями, проводившимися на Крите, для которых существовали специальные площадки. На них навстречу друг другу выходили бык и акробат. Бык должен был бежать с низко опущенной головой, а акробат, изловчившись, хватался за его рога и перекидывался на спину животного, где проделывал разные пассы, и потом спрыгивал. Священные игры с быками требовали от людей великолепной техники, достигавшейся долгими тренировками. Это не коррида и не спорт: акробатические трюки были связаны с религиозными церемониями, возможно, имитировавшими человеческие жертвоприношения. Впоследствии, когда они были заимствованы жителями микенской Греции, игры приобрели характер обычных спортивных состязаний и утратили внутреннее содержание. На Крите же бык почитался как священное животное, поэтому из его рогов не изготавливали предметов повседневного обихода. Почиталась змея как хранительница дома и воплощенная мудрость.

Темы минойской религии выражены в иконографии: цветных фресках дворцов, украшениях на металле, вазах и статуэтках. На всех этих изображениях присутствует Великая Богиня природы. Иногда она представала перед жрецами и семи почитавшими ее вместе со спутником - богом-подростком, вероятно, относящимся к числу умирающих и воскресающих богов. Эта богиня одета в юбку в форме колокола, грудь ее обнажена, руки воздеты. Среди ее атрибутов встречаюся пантеры и змеи. Она владычица животных, но также гор и морей, земледелия и войны; она царица живых и мертвых. Главные священные символы минойцев - двойная секира богини и стилизованные бычьи рога ("рога посвящения"); оба они анатолийского происхождения. Голубка и бык обозначают соответственно богиню и бога.

Минойский культ заключался в богослужениях и жертвоприношениях в пещерах (Камарис, Психро и др.), на вершинах гор (например, Зевсова Гробница, связанная с мотивом бога, умирающего на Крите), в сельских храмах, возведенных вокруг священных деревьев, или в специальных дворцовых помещениях. Археологические раскопки Артура Эванса и других открыли следы жертвоприношений быков и других, более мелких животных, всесожжений и возлияний. Богине приносили в дар также статуэтки-амулеты, оружие и миниатюрные модели храмов. Существовали также культы мертвых, что прослеживается по гробницам, глиняным саркофагам и сосудам, в которых хоронили покойников. Женские культы отражали особое положение женщины в критском обществе.

Элементами религиозной жизни критян были ритуалы, связанные с огнем совершавшиеся на горах, процессии, акробатические упражнения на рогах быков.

Народ, исповедовавший микенскую религию, говорил по-гречески. В этой религии небесное мужское индоевропейское божество восторжествовало над старой богиней Крита. Эта процветающая морская цивилизация, овладевшая и богатым анатолийским городом Троей, увязла в княжеских усобицах, пока завоевания "народов моря" не привели к ее окончательному падению.

Известно о существовании местных пантеонов с такими божествами, как Посейдон, Зевс, Гера, Артемида, Дионис, Эринии и другими, большая часть которых известна в Греции и позднее. Жертвы, приносимые этим богам, похожи на древнегреческие, хотя довольно вероятно, что и в минойской, и в микенской культуре практиковались и человеческие жертвоприношения.

Следующими этапами был архаический, и затем классический. Архаическая и классическая греческая религия реконструируется на основе необыкновенно богатой мифологии и ритуала. В основе ритуала лежит миф. И миф и ритуал являются одновременно местным и всеобщим, поскольку местные варианты очень часто имеют соответствия в других местностях. То же и с богами: их атрибуты, легенды о них и даже имена изменяются в зависимости от места и культурного контекста. В Дельфах у своего оракула Аполлон - Пифиец, на своем родном острове Делиец, в Илиаде - Феб-стреловержец. Гомеровы поэмы стали всеэллинскими благодаря обдуманному стремлению указывать только на общие атрибуты богов. Греческая религия чрезвычайно сложна и охватывает различные направления. Исследования в области психологии, социологии, истории, искусствознания и лингвистики постепенно открывают эти направления, иногда находящие отзвук в современном переосмыслении, иногда остающиеся непроницаемо таинственными и волнующими.

Общепринятый культ: священный календарь и богослужения, привязанные к тем или иным частям города, - складывался на протяжении с XI по VIII века до нашей эры. Его характерная черта - жертвоприношения с совместным потреблением мяса жертвенного животного. Проявившийся в VI веке антиномизм орфиков и пифагорейство с их вегетарианством и прочими видами воздержания подвергает эти жертвы беспощадной критике. Существовали Элевсинские мистерии - тайное установление, которое должно было дать что-то вроде бессмертия всем гражданам афинского полиса. В эллинистическую эпоху знаком времени, ставящего акцент на индивидуализме и интериоризации ритуала, станут другие, более закрытые, тайносовершительные общества.

Эта индивидуализирующая тенденция уже предчувствуется в роли необычного персонажа - пророка и целителя, - обозначаемого термином ятромант (от ятрос "целитель" и мантис "гадатель") и близко напоминающего центральноазиатских шаманов.

Важнейшие из тех греческих ятромантов, которые не являются вполне мифическими - Эпименид Критский, Гермотим Клазоменский, Аристей Проконесский, Эмпедокл Агригентский и Пифагор Самосский. Их считали способными на такие подвиги, как совершенное воздержание, прозорливость, чудотворство, вездесущность, память о прежней жизни, экстатические видения и перемещения в пространстве. Вся пифагорейская и платоническая традиция будет восхвалять добродетели этих полубожественных лиц и подражать им с помощью теургических методик, систематическая кодификация которых относится к римской эпохе.

Эта тенденция, противостоящая народной религии, выразилась также и в философии, которая считала себя способной уничтожить расстояние между человеческим и божественным, спасти душу, затворенную в Аиде. Ф.М. Корнфорд видит в ятромантах общий первоначальный исток философии. Вальтер Буркерт думает, что философия приобрела свое значение с появлением книги - способа общения одного мыслящего индивида с другим. На смену колоритному антропоморфизму богов приходит скептицизм досократиков, а он расцвел пышным цветом в рационализме - типично греческом мировоззрении, оставленном нам в наследство. Греческий рационализм не исключил поиска богов или божественного начала, а, напротив, предполагал осознание и систематизацию наших отношений с ними. Когда Платону надо высказать истину, - а истина, по определению, лежит вне диалектического процесса, - он прибегает к мифу.

Один из фундаментальных принципов, одушевляющих его мысль, - вертикальная иерархия бытия. Мы - существа низшего порядка, живущие, подобно червям, в земных расселинах. Раем для нас представляется уже поверхность земли ("настоящей земли"), населенная существами, которые передвигаются по воздуху так же, как мы по морю. Этот образ, намеченный в Федоне, развит в Горгии, где жители Настоящей Земли населяют Острова Блаженных, окруженные воздушным океаном. Великие космологические и эсхатологические мифы Платона (Федон, Федр, Тимей, миф Эра в десятой книге Государства) лишь развивают верования, связанные с экстазами ятромантов.

Греческая литература, как правило, фиксирует миф. Таковы, в первую очередь, гомеровские эпопеи - сперва устные, в VII и VI веках до нашей эры записанные. В конце концов Гомер, Гесиод и другие поэты приобрели огромный вес для мифологии. Теогония Гесиода показывает рождение естественные сил и богов из первоначального Хаоса, происхождение Земли, Тартара и Эроса, древних титанов, за которыми последовало поколение Кроноса, оскопившего своего отца Урана (Небо), а затем Зевса, который победил своего отца Кроноса и изгнал его куда-то на Землю - по одним версиям, в Сицилию, по другим - на один изостровов Атлантики. Тот же Гесиод изъяснил падение человеческого рода, перешедшего от золотого века к серебряному, затем к бронзовому веку великих героев Гомера и, наконец, к нынешнему железному веку.

Другие - дидактические, как Феогнид Мегарский, или лирические, как Сафо - поэты, дали выражение новым событиям в жизни богов.

Греческий пантеон был определен как индоевропейский, но он испытал глубочайшее влияние ближневосточных и анатолийских мифов. Здесь присутствуют такие боги, как Зевс, Гера, Афина, Аполлон и другие, речь о которых пойдет в следующей главе.

В Древней Греции верили, что после смерти человек становится душой (псюхе), которая иногда может посещать живых. Особенно выдающийся человек становится демоном, но "демоны" или "гении", среди которых известен "голос Сократа", происходят не только таким путем. Е.Р. Доддс заметил, что в гомеровой Одиссее чем ограниченней становится роль Зевса, тем больше появляется гениев.

Другая категория полубожественных существ - герои (например, Елена и Менелай), культ которых отмечен в Микенах начиная с VIII века до нашей эры. Гробница замечательного человека становится герон - это место поклонения, из которого исходит героическая сила. Останки героя, даже перенесенные в иное место, действуют как талисман для владеющей им общины. Самые достопамятные примеры этого культа останков - скелет Ореста длиной в семь локтей, приобретенный спартанцами, и возврат костей Тессея в Афины.

Эдип - герой, примечательный необычностью своей жизни и смерти. В трагедии Софокла Эдип в Колоне умирающего Эдипа уже ценят за то, что его тело станет талисманом: так и в Средние века на святых смотрели как на потенциальные мощи. Некоторые из героев почитались как основатели города или предки знатного рода; некоторые, как Геракл, Елена или Ахиллес, были полубогами уже по рождению. Геракл, которого всю жизнь преследовала Гера, по смерти стал богом. Культ героев включал возлияния, жертвоприношения и атлетические игры, утверждавшие единство общины.

Таким образом, древнегреческая религия формировалась этапами, первый из которых был крито-микенский, второй - архаический, или доклассический, а третий - классический.

2. ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

религия греческий пантеон мифология божество

Религия Древней Греции по своему типу обладает политеизмом и антропоморфизмом.

При всем множестве греческих богов можно выделить 12 главных. Пантеон общегреческих богов сложился в эпоху классики.

Каждое божество в греческом пантеоне выполняло строго определенные функции:

Зевс -- главный бог, властитель неба, громовержец, олицетворял силу и власть.

Гера -- жена Зевса, богиня брака, покровительница семьи.

Посейдон -- бог моря, брат Зевса.

Афина -- богиня мудрости, справедливой войны.

Афродита -- богиня любви и красоты, рожденная из морской пены.

Арес -- бог войны.

Артемида -- богиня охоты.

Аполлон -- бог солнечного света, светлого начала, покровитель искусств.

Гермес -- бог красноречия, торговли и воровства, вестник богов, проводник душ умерших в царство Аида -- бога подземного царства.

Гефест -- бог огня, покровитель ремесленников и особенно кузнецов.

Деметра -- богиня плодородия, покровительница земледелия.

Гестия -- богиня домашнего очага.

Древнегреческие боги жили на заснеженной горе Олимп.

Второй особенностью древнегреческой религии является антропоморфизм -- человекоподобие богов.

Что древние греки понимали под божеством? Абсолют. Космос -- абсолютное божество, а античные боги -- это те идеи, которые воплощаются в космосе, это законы природы, которые им управляют. Поэтому все достоинства и все недостатки природы и человеческой жизни отражаются в богах. Древнегреческие боги имеют облик человека, похожи на него не только внешне, но в поведении: они имеют жен и мужей, вступают во взаимоотношения, подобные человеческим, имеютдетей,?любляются, ревнуют, мстят, то есть обладают теми же достоинствами и недостатками, что и смертные. Можно сказать, что боги -- это абсолютизированные люди. Эта черта очень повлияла на весь характер древнегреческой цивилизации, определила главную ее черту -- гуманизм.

Античная культура вырастает на основе пантеизма древнегреческой религии, который возникает как результат чувственного понимания космоса: идеальные боги являются только обобщением соответствующих областей природы, как разумной, так и неразумной. Это судьба, осознанная как необходимость, и выйти за ее пределы нельзя. Из этого можно сделать вывод, что античная культура развивается под знаком фатализма, который античный человек преодолевает с легкостью, борясь с судьбой, как герой. В этом -- смысл жизни. Поэтому культ героя особенно характерен для древнегреческой культуры. В античности присутствует удивительный синтез фатализма и героизма, вытекающий из особого понимания свободы. Свобода поступка порождает героизм. Пантеизм и культ героев наиболее ярко выражены в древнегреческой мифологии.

Мифология древних греков была одним из самых замечательных явлений в культуре средиземноморских народов. Но ни эта мифология, ни религия не были однородны и прошли сложную эволюцию. Исследователи выделяют три основных периода в развитии древнегреческой мифологии:

Хтонический, или доолимпийский,

Классический олимпийский,

Поздний героический.

Взгляды, характерные для хтонического периода, сложились в греческом обществе задолго до дорийского завоевания XII века до нашей эры и даже до возникновения первых ахейских государств. Не сохранилось источников, в которых бы эти воззрения были представлены полно и последовательно. Поэтому приходится использовать отдельные архаичные образы или мифологические эпизоды, случайно отразившиеся в текстах, относящихся к значительно более позднему времени.

Термин «хтонический» происходит от греческого слова «хтон» -- земля. Земля воспринималась древними греками как живое и всемогущее существо, которое все порождает и всех питает. Сущность земли была воплощена во всем, что окружало человека и в нем самом, объясняет то поклонение, которым греки окружали символы божеств: необычные камни, деревья и даже просто доски. Но привычный первобытный фетишизм смешивался у греков с анимизмом, приводя к сложной и необычной системе верований. Кроме богов существовали еще и демоны. Это неопределенные и страшные силы, не имеющие никакого облика, но обладающие ужасным могуществом. Демоны появляются неизвестно откуда, вмешиваются в жизнь людей, причем обычно самым катастрофическим и жестоким образом, и исчезают. С образами демонов были связаны и представления о чудовищах, которых на этом этапе развития греческой религии, вероятно, тоже воспринимали как существ, обладающих божественной силой.

В подобных представлениях о богах и в особом почитании Земли как Великой Матери видны отголоски идей разных этапов развития греческого общества -- и совсем раннего времени, когда не отделявший себя от природы человек создавал образы человекоживотных, и периода матриархата, когда господство женщин в обществе подкреплялось рассказами о всесилии Земли- Прародительницы. Но одно объединяло все эти воззрения -- представление о равнодушии богов, об их глубокой отчужденности. Они воспринимались как существа могущественные, но более опасные, чем благодетельные, от которых нужно скорее откупаться, чем пытаться снискать их благосклонность. Таким предстает, например, бог Пан, который, в отличие от Тифона или гектанохейров, в более поздней мифологии не превратился в окончательного монстра, а остался богом, покровителем лесов и полей. Он связан с дикой природой, а не с человеческим обществом, и, несмотря на свою склонность к веселью, может наводить на людей беспричинный страх. Козлоногий, бородатый и рогатый, он является людям в полуденный час, когда все замирает от жары, в час, который считался не менее опасным, чем полночь. Он может быть и добрым, и справедливым, но все же лучше не встречаться с богом Паном, сохранившим полузвериный облик и нрав первоначальных порождений Матери-Земли.

Второй период характеризуется распадом матриархата, переходом к патриархату, возникновением первых государств ахейцев -- все это дало толчок к полному изменению всей системы мифологии, к отказу от старых богов и появлению новых. Как и у других народов, богов- олицетворений бездушных сил природы заменяют боги-покровители отдельных групп в человеческом обществе, групп, объединявшихся по самым разным признакам: классовым, сословным, профессиональным, но у них всех общим было одно -- это были люди, не пытавшиеся ужиться с природой, а стремившиеся подчинить ее, преобразовать в нечто новое, заставить служить человеку.

Не случайно самые древние мифы олимпийского цикла начинаются с истребления существ, которым, вероятно, в предшествующий период поклонялись как богам. Бог Аполлон убивает пифийского дракона и великанов, люди-полубоги, сыновья богов уничтожают других чудовищ: Медузу, Химеру, лернейскую Гидру. И окончательную победу над древними богами торжествует Зевс, царь богов Космоса. Образ Зевса очень сложен и сформировался в мифологии греков не сразу. Представления о Зевсе сложились только после дорийского завоевания, когда пришельцы с севера придали ему черты абсолютного бога-владыки.

В счастливом и упорядоченном мире Зевса его сыновья, рожденные от смертных женщин, завершают дело своего отца, истребляя последних чудовищ. Полубоги, герои символизируют единство миров божественного и человеческого, неразрывную связь между ними и благотворное внимание, с каким боги наблюдают за людьми. Боги помогают героям (например, Гермес -- Персею, а Афина -- Гераклу), а наказывают только нечестивцев и злодеев. Представления об ужасных демонах тоже изменяются -- они теперь выглядят скорее просто могущественными духами, обитателями всех четырех стихий: огня, воды, земли и воздуха.

Третий период - это становление и развитие государства, усложнение общества и общественных отношений, обогащение представлений об окружающем Грецию мире неизбежно усиливали чувство трагичности бытия, убежденности, что в мире господствуют зло, жестокость, бессмысленность и абсурд. В поздний героический период развития греческой мифологии возрождаются представления о силе, которой подчиняется все существующее -- и люди, и боги. Рок, неумолимая судьба царит над всем. Перед ней склоняется даже сам Зевс, вынужденный то силой выпытывать у титана Прометея предсказания собственной судьбы, то смиряться с испытаниями и мучениями, через которые должен пройти его любимый сын Геракл, чтобы он смог вступить в сонм богов. К людям судьба еще более беспощадна, чем к богам, -- ее жестокие и часто бессмысленные повеления исполняются с неотвратимой точностью -- Эдип оказывается проклят, несмотря на все свои усилия спастись от предсказанной участи, гибнет также прячущийся от воли рока Анхиз, дед Персея, даже целый род Атридов не может уйти от слепого приговора судеб, будучи вовлечен в бесконечную череду убийств и братоубийств.

Да и боги теперь уже не настолько милостиво настроены к людям. Наказания тех, кто нарушил их волю, ужасны и неоправданно жестоки: Тантал вечно мучается от голода и жажды, Сизиф обязан постоянно поднимать на адскую гору тяжелый камень, Иксион прикован к вращающемуся огненному колесу.

В позднем греческом обществе религия постепенно приходила в упадок, вырождаясь в простое исполнение обрядов, а мифология становилась просто сокровищницей образов и сюжетов для авторов поэм и трагедий. Некоторые философы даже отрицали главную роль богов в сотворении мира, представляя этот космический акт как слияние первоэлементов или стихий. В таком виде греческая религия просуществовала до начала походов Александра Македонского, когда в эллинистических империях она вступила в многогранное и взаимообогащающее взаимодействие с вероисповеданиями Древней Азии.

Культ и обрядность у греков сохранялись в виде традиций от эпохи героев Гомера до значительно более поздних периодов греческой истории, вплоть до римского завоевания и даже после него, почти до самого введения христианства как государственной религии в Византийской империи. В первую очередь следует указать на совершение жертвоприношений. Жертвы могли совершаться как в храмах, так и вне их. Храмы сооружались обычно на возвышенностях и отделялись от других зданий оградой. Внутри храма устанавливали изображение определенного бога и алтарь для бес кровных жертв. Существовали отдельные помещения для пожертвований и священных реликвий. Кровавые жертвоприношения происходили на особой площадке перед храмовым зданием, но внутри ограды.

Даже в древнейшие времена у отдельных греческих племен жрецы не играли значительной роли в обществе, и жреческие обязанности мог исполнять любой свободный человек. Это положение сохранилось и после возникновения отдельных государств. Религия у греков была делом государственным, и жрецы фактически оставались на положении государственных служащих, подчиняющихся законам, обязательным и для других граждан. Жреческие же обязанности при необходимости могли исполнять цари или главы отдельных родов. Жрецы не обучали религии, не создавали богословских трудов, вообще никак не развивали религиозную мысль, и круг их обязанностей ограничивался исполнением обрядов, причем в конкретном храме, к которому они были приписаны.

Одной из важнейших обязанностей жрецов были предсказания будущего. Некоторые жрецы занимались только гаданиями, в первую очередь по внутренностям умерщвленных животных и полетам птиц. Но жрецы-эфоры предсказывали грядущие события по изменениям неба, жрецы- пифайсты -- по виду молний. Особым почетом у греков пользовались святилища -- оракулы, в которых боги через жрецов давали прямые ответы на задаваемые вопросы. Известны оракулы Зевса в Додоне, Геракла в Буре, Аполлона в Милете. Но воистину всегреческой славой пользовался оракул в Дельфах, который был посвящен сначала Гее, потом Фемиде и Аполлону. В центре здания оракула находилась расщелина, из которой вырывались дымные испарения. Над расщелиной был укреплен треножник, на который усаживалась прорицательница -- пифия. Одурманенная ядовитыми парами, она впадала в транс, и в этот момент перед ней бог Аполлон открывал тайны будущего. Пророчества Дельфийского оракула, правда, всегда были двусмысленны и туманны. Так, Крез, царь Лидии, вопросил жрецов, должен ли он напасть на персидского царя Кира. Пифия ответила, что если он нападет на Кира, то уничтожит великое царство. Когда же разбитый наголову Крез стал проклинать прорицателей, те резонно ответили ему: «Тебе же было предсказано, что будет разрушено великое царство. Ты и разрушил его -- только это было не царство Кира, а твое собственное». .

Общение с богами во время богослужений у греков обусловливалось все тем же восприятием их как могущественных, но понятных и благодетельных существ. Жертвы были дарами, в обмен на которые боги должны были исполнять просьбы молящегося. Бескровные жертвы состояли из овощей, фруктов, а также различных лепешек и хлебцев, посвященных отдельным богам. Кровавые жертвоприношения в основном сводились к убийству животных, но иногда, правда очень редко, в жертву приносились и люди. Традиционными жертвенными животными были овцы, свиньи и быки. Во время больших праздников или в особые моменты государственной жизни (после победы над врагом, перед народным собранием или началом земледельческих работ, во время эпидемий) могли убивать более 100 животных. Такие жертвоприношения назывались гекатомбами.

Все жертвенные животные должны были быть безупречны, без малейших недостатков. Жрецы перед началом священнодействия облачались в белые одежды и омывали руки в соленой воде. Обряд проходил в полном молчании, при музыкальном сопровождении флейтистов. Часть заколотого животного сжигалась на алтаре, часть доставалась жрецам, а остальное съедалось на торжественном пиру, происходившем после богослужений. После жертвоприношения жрец произносил молитву к богам, которую за ним повторяли все участники церемонии. Религиозными обрядами были клятва и проклятие, так как произносились они по строго установленным правилам и с призыванием богов.

Дома у греков также возводились жертвенные алтари и устанавливались статуи богов-покровителей. Священным считался и домашний очаг, так как его покровителем была Гестия и, совершая бескровные жертвы у очага, грек напрямую обращался к этой богине. На пятый день после рождения ребенка обносили вокруг очага, чтобы оградить от зла. Похороны также проходили согласно строго установленной церемонии. Покойника умащали мазями и благовониями и в белых одеждах, с мелкой монетой (оболом) во рту, предназначавшейся для Харона, перевозчика душ мертвых, клали на погребальные носилки. Один день его оплакивали, потом торжественно выносили из дома. Первоначально в Греции труп сжигали, но этот обычай постепенно вытеснился традицией погребения тела в земле или в специальных гробницах.

Как особая форма служения богам воспринимались и спортивные состязания. Представление греков о богах как о существах, подобных людям, но более совершенных, диктовало стремление уподобляться им и в совершенстве тел. Считалось, что боги радуются, видя людей, блещущих здоровьем и силой. Главным спортивным праздником Древней Греции были, разумеется. Олимпийские игры, установленные, по преданию, самим Гераклом. Эти религиозные торжества были настолько важны, что на время игр заключался всеобщий мир и даже летоисчисление в Греции шло по Олимпиадам (начиная с 776 года до нашей эры). Проводившиеся через каждые четыре года в городе Олимпии, эти спортивные игры посвящались всем богам, хотя покровителем города и был Зевс. Соревнования чередовались с жертвоприношениями. Главным испытанием было «пятиборье» -- бег, прыжки, борьба, метание копья и метание диска, также проводились кулачные бои и состязания колесниц. Помимо Олимпиад, самыми известными были Немейские, Пифийские и Истмийские спортивные игры.

Сооружение храмов-зданий для богов в Древней Греции было результатом постепенно развивавшегося антропоморфизма. В доисторический период Эллады, когда греки поклонялись силам природы или тотемам животного мира, таких храмов еще не существовало и акты богопочитания совершались под открытым небом. До времени сооружения первых святилищ-домов храмами служили естественные обиталища духов природы, преимущественно пещеры, гроты и дупла деревьев, считавшиеся священными местами и в исторический период Греции, когда храмы-здания получили повсеместное распространение. Многочисленные топографически определенные пещеры считались естественными храмами нимф, Пана, Гермеса; на Крите была пещера Реи, в Беотии -- пещера Трофония, в Ахайе (в городе Буре) -- пещера Геракла и тому подобное. До известной степени предшественниками храмов должны считаться алтари -- особо устраивавшиеся возвышения для принесения божествам жертв и даров. Постоянные жилища богов приурочивались первоначально к тем стихиям и природным явлениям, которые были связаны с представлениями об этих богах; кроме того, у богов, по представлению древних греков, были излюбленные места, в которых они пребывали с особенной охотой; наконец, культом освящались места, связанные с теми или иными мифами, места, имевшие значение в семейной, общественной или государственной жизни людей (сюда относится домашний, общинный и государственный очаг), участки на границах между различными территориями, на перекрестках, дорогах и площадях, места, освященные историческими событиями, участки, отводившиеся богам из отнятой у побежденного врага земли, и тому подобное. Обособлявшиеся при таких обстоятельствах участки ограждались от мест неосвященных межевыми камнями или стеной и служили территорией, на которой устраивались алтари или храмы. Доступ в священные участки нередко был запрещен; иногда он был дозволен только привилегированным лицам или отдельным группам лиц, в установленное время. Так, в черту участка, на котором находилась гробница Гипподамии в Олимпии, допускались только женщины и то один раз в год; в херонейский храм Левкотеи не допускались этоляне, в храм Афины Полиады (Эрехтейон, на Афинском акрополе) -- доряне. Преддверием более крупных священных участков служили так называемые пропилеи, тип которых был выработан еще в микенский период и о существовании которых в этот период свидетельствуют развалины Тиринфа и других доисторических поселений. Это были ворота с колоннадой (обыкновенно из двух колонн) спереди и позади входа и с боковыми стенами, которые возводились под прямым углом к ограде, в близком расстоянии от входа, и доходили до уровня линии колонн. Внутри ограды, при входе, стояла купель с очистительной водой, главное же место было занимаемо алтарем, а впоследствии храмом, хотя бывали священные участки с одними только алтарями. Внутри перибола (ограды) устраивались при храме помещения для лиц, прибегавших к покровительству богов и приходивших на поклонение святыне, а также для жрецов и храмовых служителей. На некоторых священных участках давались религиозные пиры (напр. на Делосе). Примером священного участка с принадлежащими ему зданиями может служить так называемая Алтида (в Олимпии), на которой помещались храмы Олимпийского Зевса, Геры и Матери богов, могила Пелопа, здание, построенное Филиппом II Македонским с хризэлефантинными статуями представителей македонской династии, колоссальный алтарь Зевса, множество посвятительных даров и памятников; на одной стороне Алтида замыкалась длинным рядом сокровищниц, служивших хранилищами приношений отдельных городов, на другой -- длинной колоннадой, где располагались на ночь посетители олимпийской святыни. Вопрос о том, существовали ли храмы в микенский период, монументальными данными из этой эпохи не разрешается, но в Гомеровских поэмах имеются явные доказательства существования храмов в период Гомеровского эпоса (IX века до нашей эры). Во всяком случае прототип исторического греческого храма можно видеть в стиле тиринфских пропилей и тиринфского мегарона, передавших свои архитектурные формы независимо от возможных восточных влияний выработавшемуся в исторический период Греции типу храма. Центральную часть исторического храма, обращенного фасадом обыкновенно на восток (на запад открывались храмы героев), составляла комната (целла) с изображением божества или его символом. Первоначальные статуи в художественном отношении отличались несовершенством и грубостью исполнения; нередко туловище и ноги фигуры заменялись простым обрубком. Эти древнейшие статуи впоследствии были предметом особого почитания, и, хотя их сменили артистически исполненные изваяния Фидия и других мастеров древнегреческой пластики, но они хранились в недоступном для толпы помещении храма. Так, ежегодный пеплос в Афинах изготовлялся не для Фидиевой Афины, а для старой деревянной статуи Афины Градохранительницы (Полиады); в Феспиях поклонялись не Эроту Праксителю, а остроконечному камню, в котором видели древнейший священный символ бога. Перед статуей бога стоял обыкновенно стол, на который возлагались ежедневные приношения -- цветы, плоды, яства и т. п.; столы эти делались иногда из золота или серебра. Все части храма, даже троны и статуи богов, украшались живописью и скульптурами (например, щит и сандалии Афины -- Фидия, троны Зевса Олимпийского, Аполлона Амиклейского и прочее). В боковых приделах храма помещались иногда троны жрецов и жриц. Почти во всех храмах на особом жертвеннике горел вечный огонь. Центральная часть храма перед статуей божества считалась недоступной для посторонних (адитом); адитами считались также особые, обыкновенно подземные комнаты (крипты), где хранились святыни храма. В самом храме, а также в различных частях священного участка помещались каменные и бронзовые плиты с посвятительными надписями и государственными документами (постановления, законы), произведения скульптуры и различные приношения. Специальным местом для хранения этих богатств служила задняя комната храма -- так называемый опистодом, отделявшийся стеной от целлы. Это помещение -- а также особые сокровищницы, куда складывались вещи, для которых не находилось места в храме, -- были настоящими музеями искусства: здесь хранились треножники, чаши, монеты, слитки, статуи, картины, вазы, лампы и бесконечно разнообразный инвентарь художественных изделий и предметов быта, различной ценности и назначения. Всем этим приношениям велась обстоятельная ведомость, составлявшаяся каждый год: по этим ведомостям ежегодно назначавшиеся хранители храмового имущества принимали от своих предшественников и в свою очередь сдавали своим преемникам инвентарь храма. До нас дошли подобные ежегодные списки из афинского Парфенона, из храма Асклепия в Афинах, из храма Делосского Аполлона и другие. Из надписей мы узнаем, что приношения, которые приходили в ветхость, или выходили из моды, или признавались безобразными, либо исправлялись, либо уничтожались, причем негодные металлические вещи (из золота или серебра) переливались в новые, более отвечавшие вкусам времени. Подобное распоряжение храмовым имуществом было возможно лишь под условием разрешения подлежащих властей; при этом благочестивых жертвователей удовлетворяли тем, что список их имен и первоначально пожертвованных ими предметов заносили на особую посвятительную колонну в храме. Уничтожение приходивших в негодность дешевых вещей происходило путем их сожжения или закапывания в землю при соблюдении известных обрядов. Подобно средневековым монастырям, греческие храмы владели большими площадями земли и пользовались всеми поступавшими с этих участков доходами. Так как секуляризация земельного имущества была недопустима, то в руках религиозных корпораций и отдельных религиозных центров сосредоточивались значительные поместья. Впрочем, благодаря тому, что управление этим имуществом и контроль над ним находились в руках государства, народ, как законодательный орган, мог регулировать условия, на которых было желательно и допустимо пользование этой землей. К числу богатейших храмов Греции принадлежали Дельфийский, долгое время считавшийся панэллинским центром религиозной жизни, Делосский, Олимпийский, Ефесский. Храму Аполлона Делосского принадлежал не только Делос, но и остров Ренея. Никий пожертвовал Делосскому храму участок, стоивший 10000 драхм, с тем чтобы ежегодно совершались жертвоприношения и возносились молитвы за благополучие жертвователя. Во время священной войны амфиктионы, разрушив Кирру, передали Дельфийскому храму на вечные времена владение землей, принадлежавшею разрушенному городу. В то же время нередко по религиозным соображениям возбранялось пользоваться доходами с земельных угодий; некоторые пастбища должны были оставаться неприкосновенными, в некоторых рощах запрещалось срывать плоды и стричь деревья (в Эпидавре, при храме героини Гирнето), стада сохранялись и поддерживались только для жертвоприношений, в некоторых лесах не разрешалась охота на диких зверей.

Жречества как особого сословия в Греции не существовало; сферой деятельности жрецов был только храмовый культ, приуроченный к данному священному участку. Происхождение жречества совпадает с учреждением отдельных культов и храмов и коренится на основе фамильных и общественных религиозных отношений. Семейная группа выделяла из своей среды лицо, которое заведовало данным культом; могло быть так, что за героями фамильного культа со временем утверждалось значение основателей городов и родоначальников племен, благодаря чему на почве местного культа, вышедшего за пределы незначительной общины, развивался всенародный культ; незначительное вначале святилище возрастало до размеров богатого священного участка с храмами и сокровищницами, а местные жрецы становились видными представителями народной религиозной жизни. Фамильное происхождение жречества выражается в том факте, что жрецами при некоторых святилищах были члены определенной фамилии, передававшие свои функции по наследству в род: так, в Аттике Евмолпиды и Керики имели наследственное жречество при Елевзинском святилище Деметры, Этеобутады -- при храме Афины Полиады. Впрочем, жрецы могли назначаться и по жребию или приобретать должность покупкой. Так как сан жреца считался священным и пользовался уважением, то лицо, им облеченное, должно было принадлежать к полноправным и природным гражданам общины и быть безупречным в смысле отсутствия телесных или нравственных недостатков. Жречество было или пожизненным и наследственным, особенно в древнейших культах, или временным, если жрецы выбирались по жребию. На обязанности жрецов лежало совершение священнодействий в святилище божества и административное заведование самим святилищем со всем, что ему принадлежало. Привилегии жрецов заключались в том, что они в театрах и на общественных собраниях занимали почетные места; в некоторых государствах они были даже эпонимами (то есть по их именам вели летосчисление); в Афинах некоторые жрецы получали от государства содержание в пританее. Кроме того, жреческий сан доставлял значительные материальные выгоды, так что иногда жречество покупалось за большие деньги. Кроме жрецов, для заведования храмами и их имуществами назначались особые лица и от государства: к таким магистратам относятся архонт-царь, попечители, неокоры, бооны, и другие. К числу низших служителей храма принадлежали чрезвычайные участники на некоторых празднествах (носители священных предметов и утвари на праздничных процессиях, члены хоров, исполнители отдельных священных обрядов) и штат постоянных служителей, носивших общее название диаконов, неокоров или дзакоров. На обязанности их было нести какую-либо специальную службу при храме, как-то совершать подготовительные действия при священнослужении, наблюдать за порядком в приеме приношений от жертвователей, заведовать украшением святилищ, содержанием в порядке утвари и храмового имущества. Некоторые из служителей выбирались из числа храмовых рабов (гиеродулов), но должности глашатая, неокора и другие замещались представителями знатных гражданских фамилий и были предметом искательства со стороны выдающихся граждан. При тех храмах, в которых давались прорицания, помимо жрецов состояли прорицатели, занимавшие даже более видное и значительное положение, чем жрецы. Греческий храм по своему назначению служил прежде всего жилищем бога и хранилищем его имущества, но вместе с тем он был и местом общения человека с божеством, которому здесь приносились умилостивительные, просительные и благодарственные жертвы, обеты и молитвы и устраивались с соблюдением надлежащих обрядов празднества; он был также убежищем для лиц, стоявших вне закона.

Выделяя характеристики религии Древней Греции, можно отметить следующие особенности:

Антропоморфизм,

Политеизм,

Богатая мифология, оказавшая влияние на греческий пантеон,

Жречества как особого сословия не существовало,

Культы в основном заключались в жертвоприношениях,

Большое количество храмов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, подводя итоги, можно отметить, что религия Древней Греции обладала политеизмом и антропоморфизмом.

Религия и мифология Древней Греции прошли сложную эволюцию. Исследователи выделяют три основных периода в развитии древнегреческой религии:

Крито-микенский,

Доклассический,

Классический.

Что касается, пантеона древнегреческой религии, он, безусловно, очень богат, но можно выделить основной пантеон, состоящий из двенадцати богов, который сложился в эпоху классики.

Вопрос о происхождении великих богов олимпийского пантеона чрезвычайно труден. Образы этих богов очень сложны, и каждый из них пережил длительную эволюцию. Основными богами греческого пантеона являются: Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Артемида, Аполлон, Гермес, Афродита, Арес, Гефест, Гестия, Деметра. Характерной чертой древнегреческой религии был антропоморфизм - обожествление человека, представление о богах, как о сильных, прекрасных людях, которые бессмертны и обладают вечной молодостью. Жили боги, по представлениям греков, на горе Олимп, расположенной на границе Фессалии и Македонии.

Формы культа у греков были сравнительно просты. Наиболее обычной частью культа было жертвоприношение. Другими элементами культа были возложение венков на алтари, украшение статуй богов, их омовение, торжественные процессии, пение священных гимнов и молитв, иногда религиозные пляски. Отправление общественного культа рассматривалось как дело государственной важности. Помимо общественного культа существовал и частный, домашний культ, обряды его, более скромные, совершались главами семей и родов. Жречество в Греции не составляло особой корпорации или замкнутого сословия. Жрецы просто считались служителями при храмах. В некоторых случаях они занимались гаданием, прорицанием и врачеванием. Должность жреца была почётной, но не давала непосредственной власти, так как зачастую официальным культом руководили гражданские должностные лица. Греческие полисы в этом отношении сильно отличались от восточных деспотических государств с их засильем жречества.

Публичный характер образа жизни античных греков, глубокая вовлеченность индивида в гражданские дела предопределяли решающий перевес государственных, полисных культов над приватной, частной обрядностью.

Таким образом, в данной работе последовательно были рассмотрены этапы формирования древнегреческой религии и ее особенности.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Религия Древней Греции. Общая характеристика древнегреческой мифологии. Периоды развития античной мифологии, их характеристика. Классификация мифов, специфика мистерий и их основные разновидности. Влияние восточных религий на греческие мистерии.

    дипломная работа , добавлен 14.06.2017

    Историческое взаимодействие искусства и религии. Влияние религии на античную культуру. История становления античной религии на примере Древней Греции и Древнего Рима. Боги Древней Греции и Рима. Схожесть древнеримской и древнегреческой религии.

    реферат , добавлен 10.05.2011

    Особенности взаимодействия людей и богов в мифологии Древней Греции, обряды, проводимые людьми, чтобы избежать божественной кары, жертвоприношения божествам Греции. Способы кары и вознаграждения, существовавшие в мифологии, их изменения со временем.

    дипломная работа , добавлен 29.04.2017

    Появление и развитие мифологических представлений в Древней Греции. Этапы формирования мифологической системы. Боги и божества: классификация сверхъестественных существ греческой мифологии: космические силы мироздания, пантеон Олимпийских богов.

    презентация , добавлен 13.09.2010

    Политеистический характер религии древних египтян, обожествление фараона. Мифологические воззрения Месопотамии, ведическая религия Древней Индии. Особенности зороастризма, манихейства, тенгрианства, брахманизма. Религии Древней Греции и Древнего Рима.

    реферат , добавлен 13.10.2013

    Миф как культурное наследие. Различное изложение древних мифов, их место в изобразительном искусстве, влияние на развитие античной культуры и на формирование общечеловеческой цивилизации в целом. Миф как основа культуры Древней Греции, его содержание.

    контрольная работа , добавлен 18.03.2015

    Религиозные представления древних греков. Пантеон греческих богов, покровительствовавших природным стихиям, ремёслам, земледелию, войне и иным занятиям людей. Влияние повседневной жизни древних греков на их религию и мифологию. Миф о Деметре и Персефоне.

    презентация , добавлен 04.02.2011

    Мифология как форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности. Периоды греческой мифологии: доолимпийский, олимпийский и поздний героизм. Боги и герои в мифологии Древней Греции: Персей, Геракл, Тесей и Орфей.

    реферат , добавлен 19.12.2011

    Причины и особенности формирования древнегреческой мифологии и определение её влияния на развитие культуры и искусства. Множественность бытовых представлений и сказаний о богах: Аид, Пан, Посейдон, Аврора, Афродита, Диана, Граций, Гермес, Афина, Фемида.

    презентация , добавлен 18.03.2011

    Выразительные средства музыки. Характерные черты древнегреческой музыки, ее дальнейшее развитие. Взаимоотношения христианства и иудаизма, ее общие/особенные черты. Роль культа в любой религии. Мифология Древней Греции, ее герои. Сказание о Каине и Авеле.

Один грек стоит тысячи варваров . (Александр Македонский).

Современная европейская, (впрочем, и не только европейская) цивилизация очень во многом своим развитием обязана древней Греции. Это сравнительно маленькое государство сделало просто таки огромный вклад в общемировую культуру: медицину, политику, искусство, литературу, театр. И по сей день, древнегреческие мифы служат источником вдохновения для многих людей, изучаются и пересказываются. А знаменитый древнегреческий театр, ставший прообразом театра современного, сейчас реконструируется вновь, современные люди пытаются вновь оживить частичку античной Греции через театральное искусство. И все это лишь малая часть великого греческого наследия.

История древней Греции

Словосочетание «древняя Греция» у многих ассоциируется с высокой античной культурой, мудрыми афинскими философами, отважными спартанскими воинами и величественными храмами. На самом же деле древняя Греция, это не одна, а сразу несколько цивилизаций, которые развивались и трансформировались на протяжении веков. Среди них можно выделить:

  • Минойскую цивилизацию, существовавшую в ранний период развития древней Греции, с ней связана, например, знаменитая легенда о Тесее и Минотавре, имеющая вероятно под собой и какую-то реальную историческую основу.
  • Ахейскую цивилизацию, именно об этом периоде пишет Гомер в своих эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея».
  • Эллинскую цивилизацию, собственно период наивысшего расцвета древнегреческой цивилизации.

Также и саму территорию древней Греции принято условно разделять на три части: Северную, Среднюю и Южную. В Южной Греции находилась воинственная и суровая Спарта, сердце античной Греции – Афины, располагались в Средней Греции, на Севере же находилась Фессалия и Македония. (Последняя, впрочем, не считалась «тру греческой», македонцы были скорее полугреками-полуварварами, вот правда в истории самой древней Греции им была уготована значительная роль, но об этом смотрите дальше).

Что же касается истории древней Греции, то ее историки условно делят на несколько периодов, и далее мы детально рассмотрим основные периоды древней Греции.

Ранний период

Возникновение древней Греции берет начало в глубокой древности, во времена, когда сами древние греки были такими же варварами. Племена пеласгов, населяющих греческую территорию за 3 тысячелетия до н. е. были изгнаны оттуда пришедшими с севера племенами ахейцев. Ахейцы, создавшие ахейскую цивилизацию, в свою очередь, были уничтожены племенами дорийцев, которые находились на более низком в культурном плане уровне развития. После гибели ахейской цивилизации наступает так званый «темный век» античного мира. Как и подобно другому «темному веку» наступившему после крушения он характеризуется упадком культуры, отсутствием письменных источников, способных рассказать нам об этом историческом периоде.

Кое-какой свет на него пролил лишь Гомер, правда, долгое время серьезные историки считали события, описанные в «Илиаде» о Троянской войне лишь выдумкой поэта, пока некто, немецкий археолог Генрих Шлиман не раскопал реальную Трою. Правда споры о достоверности раскопанной им Трои ведутся до сих пор, у нас на сайте есть отдельная интересная по этой теме, а мы пока возвращаемся к истории Греции.

Период Архаики

Он же Архаический период древней Греции, характеризуется новым расцветом греческой цивилизации. Именно в этот период начинают появляться греческие полисы – независимые города-государства, среди которых постепенно возвышаются Афины, Фивы и Спарта. Афины стали величайшим культурным центром античной Греции, именно здесь впоследствии жили многие выдающиеся философы, ученые, поэты. Также Афины были оплотом древнегреческой демократии, власти народа («демос» — по-гречески значит «народ», «кратос» — власть) и местом рождения этой формы правления.

Разумеется, древнегреческая демократия отличалась от современной, так например рабы и женщины участия в голосовании и общественных собраниях принимать не могли (до появления феминизма было еще не скоро). В остальном же афинская демократия была именно самой что ни есть настоящей демократией в ее традиционном понимании, любой свободный гражданин имел не только право, но и обязанность участвовать в народных собраниях, так званых экклезиях, на которых принимались все важные политические и экономические решения.

Народные собрания в Афинах.

Спарта же была полной противоположностью Афинам, военным государством, где ни о какой демократии, разумеется, не могло быть и речи, Спарта управлялась сразу двумя царями, один из которых командовал армией и ходил в военные походы во главе войска, второй ведал хозяйством в его отсутствие. Каждый мужчина-спартанец был профессиональным воином, все свое время проводившим в совершенствовании воинского мастерства, как следствие спартанская армия была самой сильной в тогдашней Греции. А подвиг 300 спартанцев, сдержавших наступление большой армии, уже не раз прославлялся и в искусстве, и в кинематографе. Экономика же Спарты полностью держалась на рабах – илотах, которые нередко поднимали восстания против своих господ.

Фивы, еще один великий город древней Греции также был значительным культурным и экономическим центром, имевшим к тому же большое политическое влияние. Власть в Фивах принадлежала группе богатых граждан, так званых олигархов (да, это привычное в нашем обиходе слово греческого происхождения), которые с одной стороны боялись распространения афинской демократии, но с другой суровость спартанского образа жизни ими также была не приемлема. Как результат в постоянных конфликтах между Афинами и Спартой Фивы поддерживали то одну, то другую сторону.

Классический период

Классический период древней Греции характеризуется наивысшем расцветом ее культуры, философии, искусства, именно в этот период появляются такие выдающиеся личности как Солон и Перикл (выдающиеся политические деятели, укрепившие демократию в Афинах), Фидий (творец Парфенона в Афинах и многих других великих сооружений), Эсхил (талантливый драматург, «отец драмы»), Сократ и Платон (думаем, эти философы не нуждаются в представлении).

Однако с высочайшим развитием культуры в этот период античная Греция сталкивается и с великими испытаниями, а именно нашествием персов, стремящихся поработить свободолюбивых греков. Перед лицом грозного врага даже такие непримиримые прежде соперники как Афины и Спарта объединились и выступили единым фронтом, общегреческий патриотизм взял вверх над местечковыми сварами. В результате после ряда выдающихся побед (Марафонская битва, битва при Фермопилах) над превосходящими силами персов грекам удалось отстоять свою независимость.

Правда, после победы над персами в ходе греко-перских войн, греки опять вернулись к былым сварам, которые вскоре обострились настолько, что вылились в большую Пелепонескую войну, между Афинами и Спартой. И с той и с другой стороны два полиса поддерживали свои союзники, продлившись 30 лет, война закончилась победой Спарты. Правда особой радости победа не принесла никому, блестящая греческая цивилизация за годы войны опять пришла в упадок и запустение, а сами греческие полисы в ходе войны ослабли настолько, что вскоре энергичный македонские царь Филипп, отец великого завоевателя Александра Македонского, без особого труда завоевал всю Грецию.

Ну а уже его сын, как мы знаем, сплотив всех греков, уже сам напал на Персию, да так успешно, что дошел со своими непобедимыми на то время греческими фалангами аж до . С этого момента начинается эллинистический период истории древней Греции.

Эллинистический период

Он же завершающий период расцвета греческой цивилизации, момент ее величайшего зенита, когда власть (а заодно и культура) греков благодаря энергии одного македонца протянулась от собственно Греции до далекой Индии, где даже была создана уникальная греко-индийская культура, проявленная, например, в статуях Будды, сделанных в стиле греческом, античной скульптуры. (такой удивительный культурный синкретизм).

Бамианская статуя Будды, сделанная в античном стиле, к сожалению, до нашего времени не сохранилась.

После смерти Александра Македонского, его необъятная империя распалась столь же быстро, как и завоевывалась, греческое влияние тем не менее еще продолжало сохраняться какое-то время, но со временем постепенно стало приходить в упадок. Положение осложнилось вторжением в саму Грецию воинственных племен -галатов.

И наконец, с возвышением Рима и появлением на греческой земле римских легионеров пришел окончательный конец греческой цивилизации, которая была полностью поглощена Римской империей. Римляне же как мы знаем во многом перебрали себе греческую культуру и стали ее достойными продолжателями.

Культура древней Греции

Именно в античной Греции были сформулированы первые философские понятия, заложившие те фундаментальные знания о мироздании, которыми пользуется и современная наука.

Греческий историк Геродот стал буквально «отцом истории», именно его исторические труды являются образцами для трудов следующих поколений историков. Греческий лекарь Гиппократ стал «отцом медицины», его знаменитая «клятва Гиппократа» и по сей день выражает морально-этические принципы поведения врача. Уже упомянутый нами драматург Эсхил стал творцом театральной драмы, его вклад в театральное искусство и развитие театра просто огромен. Также как и огромны вклады греков Пифагора и Архимеда в развитие математики. А философа Аристотеля можно вообще назвать «отцом науки» в широком понимании этого слова, так как именно Аристотель сформулировал основополагающие принципы научного познания мира.

Так выглядит древнегреческий театр, появившийся из религиозных мистерий, он вскоре стал одним из любимых мест развлечения древних греков. Сами строения театров в древней Греции представляли собой открытую площадку с круглым сооружением для хора и сценой для актеров. Все древнегреческие театры обладали отличной акустикой, таким образом, даже зрители, сидящие на дальних рядах, могли слышать все реплики (микрофонов то еще не было).

Древнегреческие олимпийские игры, на время проведения которых даже прерывались все войны, стали, по сути, фундаментом развития современного спорта и современных олимпийских игр, представляющих собой как раз таки возрождение древнегреческой спортивной традиции.

Много интересных изобретений было у греков и в военном деле, например их знаменитая фаланга, представляющая сплоченное боевое построение пехоты. Греческая фаланга могла запросто одерживать (и одерживала) победы над хотя и превосходящими числено, но не организованными персами, кельтами и прочими варварами.

Искусство древней Греции

Древнегреческое искусство представлено, прежде всего, прекрасной скульптурой и архитектурой, живописью. Гармония, уравновешенность, упорядоченность и красота форм, четкость и пропорциональность, вот основные принципы греческого искусства, которое рассматривает человека, как мерило всех вещей, представляет его в физическом и моральном совершенстве.

Знаменитая Венера Милосская, творение неизвестного греческого скульптора. Изображающая богиню любви и красоты Венеру, она ведь в первую очередь передает первозданную красоту женского тела, в этом вся скульптура древней Греции и все ее искусство.

Архитектура древней Греции особенно прославилась благодаря Фидию, скульптору и архитектору, Парфенон, храм посвященный покровительнице Афин богине войны и мудрости Афине величайшее его творение.

Но помимо Парфенона греками было построено и множество других не менее красивых храмов, многие из которых, к сожалению, не сохранились до наших времен или же сохранились в виде руин.

Что же касается живописи, то она в древней Греции была представлена в искусных рисунках на греческих вазах, в форме вазописи. В декорировании и расписывании ваз и амфор древние греки достигли большого мастерства.

Расписанная греческая амфора. Стоит заметить, что древние греки расписывали самые разные виды глиняной посуды. А надписи на вазах, оставленные некоторыми вазописцами стали дополнительным источником исторической информации.

Религия в древней Греции

Религия древней Греции и ее мифология, пожалуй, изучены лучше всего, и имена многих греческих богов и богинь, во главе с верховным богом Зевсом у многих на слуху. Что интересно, греки наделяли своих богов вполне людскими качествами и даже пороками, свойственными людям, такими как гнев, зависть, мстительность, прелюбодеяния и прочая.

Также помимо богов существовал культ героев-полубогов, таких как, например Геракл, сын верховного бога Зевса и обычной смертной женщины. Часто многие греческие правители объявляли, что ведут свою родословную от того или иного полубожественного героя.

Что интересно, в отличие от многих других религий, древним грекам совсем не был свойствен ни религиозный фанатизм («Если Александр так хочет быть богом, то пусть будет им», — спокойно заметили как-то спартанцы в ответ на притязание Александра Македонского о своем божественном происхождении), ни особое преклонение перед богами. Общаясь со своими богами, греки никогда не стояли на коленях, а беседовали с ними, словно с равными людьми.

А греческие храмы посвященные тому или иному богу, помимо своих ритуальных функций имели и еще одно очень важно предназначение, они были самыми что ни есть настоящими банками античностями, то есть местами, где разные греческие олигархи и вельможи хранили свои нажитые правдами и неправдами ценности.

  • Всем привычное слово «идиот» древнегреческого происхождения. Идиотом древние греки называли гражданина полиса, который не принимал участия в общественных собраниях и голосованиях, то есть человека, не интересующегося политикой в нашем современном понимании, который отстранил себя от политических перипетий.
  • В древней Греции существовал специальный институт гетер, которых ни в коем случае нельзя путать с проститутками. Гетеры, подобно японским гейшам были красивыми и в то же время образованными женщинами, способными и поддержать интеллектуальную беседу, и разбирающиеся в поэзии, музыке, искусстве, с широким кругозором, служащие для наслаждения мужчины не только в физическом смысле, но и во всех других мыслимых смыслах. Многие греческие гетеры собирали вокруг себя философов, поэтов, ученых, яркий тому пример, гетера Аспасия бывшая любовницей Перикла, в Аспасию в свое время даже был влюблен юный Сократ.
  • Всех других представителей так сказать менее культурных народов древние греки называли «варварами» и именно они ввели в обиход этот термин («варвар» с древнегреческого переводится как «чужеземец, чужестранец»). Позже римляне также заразились этой греческой ксенофобией.
  • Хотя греки и с пренебрежением относились ко всяким скифам и германцам, называя тех «варварами», в свою очередь сами они очень многое почерпнули из более развитой древнеегипетской цивилизации и культуры. Так, например Пифагор в молодости обучался у египетских жрецов. Историк Геродот также бывал в Египте и много беседовал с египетскими жрецами. «Вы греки, словно малые дети», — говорили ему тамошние жрецы.

Древняя Греция, видео

И в завершение интересный документальный фильм о древней Греции.