Интерактивное занятие "познай себя". Психологический тренинг для педагогов «Я познаю себя

Упражнения на самопознание позволяют обрести себя, сформировать и установить собственные правила личностного развития. В статье мы привели самые распространенные и популярные техники познания, которые подойдут и взрослым и детям. С помощью этих нехитрых действий вы овладеете практикой самопознания, усовершенствуете нужные вам качества, а также познаете внутреннюю подоплеку своих желаний.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Самопознание - что за странный фрукт?

Развитие эмпатии и рефлексии , которые являются основами упражнений, формируют взаимооценочные позиции. Упражнения на самопознание направлены на работу над собой. Если человек не готов к тому, чтобы изменить себя, то техники могут оказаться неэффективными.

Самопознание подразумевает обнаружение положительных, негативных качеств, а также , анализ допущенных ошибок в прошлом и работу над собой. Человек должен отказаться от самобичевания, найти внутри себя друга, помощника, а не только виновника или противника каких-то событий.

Каждый из нас обладает сильными сторонами, но не все могут их обнаружить и заставить доминировать в общем представлении о человеке. Сильные стороны прячутся за комплексами, заниженной самооценкой, способом родительского воспитания. Если что-то не устраивает, - пора меняться! Именно упражнения помогут обрести внутренний стержень, найти те качества, которые станут опорой для продвижения по жизненному пути.

Существуют различные упражнения на самопознание, которые подбираются индивидуально. Это зависит от желаний человека, его целей и оценочных суждений по поводу тех или иных событий. К сожалению, есть люди, которые думают что не обладают сильной стороной или достоинствами. В большинстве случаев важную роль играет общество, иногда люди могут не воспринимать сильной стороны личности, поскольку она не вписывается в их моральные нормы или знания. Например, сменив обстановку или пребывая в кругу заинтересованных людей, можно найти себя, удивится своим возможностям, которые были приглушенными другими.

Самодиагностика, желание измениться, развиваться и двигаться вперед – является путем к самопознанию, которое открывается с помощью упражнений.

Познаем себя сами: упражнения на самопознание

Предлагаем вам ознакомиться с некоторыми видами упражнений и комплексов, которые призваны помочь вам в поиске себя и своих внутренних ориентиров. Попробуйте подойти к занятиям максимально ответственно, ведь только в этом случае вы получите свой долгожданный результат.

4 квадрата психологии сознания

Упражнения на самопознание «четыре квадрата» поможет лучше осознать свою сущность, найти положительные и негативные качества, достоинства. Для этого психологического теста понадобится лист бумаги, его нужно разделить на четыре части, в форме квадрата. В углу каждого квадрата необходимо поставить цифры от 1 до 4. В первом квадрате нужно написать 5 собственных положительных качеств в виде одного слова или предложения. В третьем квадрате (под первым) нужно написать собственные негативные качества.

Нужно быть искренним, поскольку данная таблица создается исключительно для тестируемого человека. После просмотра перечня негативных качеств их нужно переформулировать на положительные и записать во второй квадрат. Например, описать, что «жадный» означает бережный, что появляется возможность тратить деньги на важные вещи.

После этого, прочитайте перечень положительных качеств из квадрата № 1, переделайте их на отрицательные, запишите их в четвертый квадрат. После того, как все квадраты будут заполнены, прикройте квадраты № 3, 4 и прочитайте свои качества с квадратов № 1, 2.

После, важно взглянуть на все четыре заполненные квадраты и сделать вывод, что одни и те же характеристики описаны с положительной и отрицательной стороны. То, что для нас есть хорошим, для других может оказаться плохим. Поэтому нет необходимости обращать особое внимание на то, что говорят другие. Лучше развивать свои качества, которые нравятся, а также могут послужить на будущее.

Оценочные суждения в жизни личности

Самопознание человека формируется на основе его мыслей о себе и мыслей других людей о том, что он из себя представляет и что вообще делает в этой жизни. Человек сам выбирает как относиться к себе: хорошо или плохо (презирать себя за малейшие ошибки или прощать, любить, если что-то не так).

От того, как человек относится к себе, так и будут к нему относиться окружающие, поскольку они будут видеть человека его глазами, тот образ, который он или она позволяет видеть. Уважение, понимание себя, возможность ценить появляется с того момента, когда человек прислушался к себе, изменил психологию своего мышления.

Упражнения на самопознание «четыре квадрата» поможет не только переформулировать свои качества, но и негативные качества противника, который приносит дискомфорт в вашей жизни. С помощью данной техники, можно проанализировать конфликтную ситуацию, понять почему вышло недопонимание, как восстановить доверие, доброжелательность.

Самопознание и групповая терапия

Часто упражнения по самопознанию проводятся коллективно. Собирается группа из нескольких человек, что способствует формированию положительного, а также благоприятного климата для познания собственного «Я». Коллективная работа направлена на приветствие участников, ощущение при этом испытываемых чувств. Далее, каждый из участников обращается к товарищу с благодарностью, что он рад его видеть с объяснением. Способствуя самоанализу и сближению группы, каждому участнику предлагается лист бумаги, на котором необходимо написать ответ на вопрос «Кто я?» с описанием десяти собственных характеристик.

В группе, кроме письменных тестов, развивается невербальное взаимопонимание, расширяется представление о себе. Ведущие часто используют упражнение «зеркало», когда каждому участнику передается зеркало, и он обязан на протяжении двух минут говорить о себе хорошие вещи. В основе групповой рефлексии, участники говорят, что они себе напоминают (предмет, явление). Чтобы полностью раскрыться, участникам предлагается сказать то, о чем никто не знает. Задача не с легких, но каждый элемент группового тренинга помогает открыть внутри себя новые способности, которые могут улучшить состояние в обществе, отношение к себе.

Как помочь подростку понять себя

Переходной возраст, сложные условия, знакомство со взрослой жизнью, моральными ценностями дестабилизирует подростка. Упражнения на самопознание для подростков помогает сформировать жизнеспособную личность, которая сумеет преодолеть трудности, что повстречаются на жизненном пути.

Успешная адаптация в обществе – то, что необходимо для молодого человека. Кризис подросткового возраста заключается в том, что ребенок ищет себя, ищет свой путь, сопоставляет любимые занятия с будущими профессиями, которые могли б ему подойти.

Непослушание, протест – это защитные реакции на познание нового взрослого мира, где приходится самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться в новом для него мире. Помощь извне часто воспринимается как не нужное, поскольку доминируют гордость и предубеждение подростка. Необходимость самопознания приходит спонтанно, когда действительно нужно разобраться в себе и определить цели на будущее.

Упражнения на самопознание для подростков, прежде всего, направлены на:

● погружение в собственный внутренний мир;
● познание чувств и эмоций, формирование управленческих способностей на эмоциональные реакции;
● обучение слушать, высказывать, а также принимать точку зрения, находить компромиссное решение из любой ситуации;
● осознание жизненной перспективы, формирование жизненных целей и путей их достижения.

Психогимнастика, наличие групповых дискуссий, ролевых игр решают много задач тренинга для подростков. Групповая дискуссия помогает участнику управлять процессом обсуждения определенной проблемы или задачи, выступать в роли генератора идей, эрудированной личности или коммуникатора. Ролевые игры позволяют быть готовым к любым вариантам исхода случившейся жизненной ситуации.

Участники с помощью игровой формы соприкасаются с положительными и негативными вариантами, которые могут случиться в реальной жизни. Обучающий эффект усиливается, когда в ролевых играх принимает большое количество участников, коллективно генерируются идеи, которые могут поспособствовать решению задачи. Данное упражнения на самопознание переносит внутрь реальности стиль поведения, общения и коммуникативные навыки, которые скорректированы группой.

В комплекс занятий входит вступительная часть (знакомство и представление себя), конструктивное общение, высказывание точек зрение, понимание и умение слушать других людей. Основную часть формирует расширение знаний об эмоциях, чувствах, собственном внутреннем мире, как в нем ориентироваться. Особое внимание посвящается прошлому, настоящему и будущему для осознания подростком своей жизненной перспективы. Завершительным этапом групповой коммуникации, закрепляются результаты, которые достигли участники.

Разнообразие упражнений на смекалку

Чтобы лучше понять себя, нужно постоянно развиваться как физически, так и умственно. Логические задачи – отличный способ гимнастики для ума, что утолит нормальную потребность в упражнении и испытании разума. Упражнение на логику, смекалку состоит из интересных задач по математике, физике, естествознании. Подобные упражнения предлагаются детям, подросткам и взрослым.

Чтобы отгадать загадки должен быть развитый кругозор, наличие знаний об окружающем мире. Упражнение на хорошую смекалку способствует развитию образного нестандартного мышления. Нельзя разъяснять сразу ответ, необходимо оставить немного времени, чтобы человек самостоятельно угадал правильный ответ. Если в одиночку задачки являются непосильными, можно сделать коллективный подход к решению логических задач. Различные ребусы, шарады, головоломки, кроссворды, судоку также помогают развитию умственных способностей.

Упражнение на то, чтобы развить смекалку входит в процедуру группового психологического тренинга. Он направлен на развитие воображения, остроумия, интеллекта, поиски аналогий, а также на актуализацию скрытого потенциала. Выработка умения сравнивать различные объекты и явления дают возможность мыслить шире, развивать наблюдательную и зрительную память.

На основе упражнений проводится тренировка в абстрагировании и конкретизации, развитие умения оценки личных качеств окружающих людей. Гибкость мышления важна для приспособления в обществе. Разностороннее восприятие помогает оценить проблему с несколько сторон и принять самое выгодное решение. Наличие смекалки помогает личному росту, продвижению по работе. Как только человек осознает свои возможности, постепенно поднимется самоуважение к себе, самооценка и понимание своих сильных сторон.

Упражнения на самопознание, а также на смекалку помогают развить в себе те возможности, которые понадобятся для формирования своего «я». В результате тренинга, можно избавится от страхов, неудач, неуверенности, которые мешают жить жизнью, полной яркими красками. Как только человек соприкоснется с нотками своей души, начнет понимать, что ему действительно нужно, в каком направлении двигаться – откроются новые пути, где человек себя будет чувствовать комфортно и уютно. Самопознание, самоанализ помогают в кризисных ситуациях разобраться в себе, напомнить о положительных, сильных качествах личности.

Вывод

Трудно осознать, что черно-серое восприятие мира прячется внутри человеческой души, когда мозг пытается всему найти логическое обоснование и отказывается от чувств. Депрессивное состояние, постоянные стрессы заставляют задуматься и принять решение заняться самопознанием. Эффективность проявляется с первого раза, конечно в небольшом количестве, но помогает обрести знания о своей личности. Всего 10-12 занятий способны изменить человека в лучшую сторону, открыть мир с другой стороны. В некоторых случаях понадобиться больше занятий, чтобы достичь полного самопознания.

Знакомо ли Вам чувство внутреннего беспокойства, чувство зависимости от людей, от внешнего мира? Возникает ли у Вас иногда ощущение, что близкие Вам люди не уделяют Вам заслуженного внимания, любви?
Вполне возможно, что Вы не довольны тем, что жизнь идет, опережая Вас, и очень многое из того важного чего Вы хотели когда-то достичь, не было Вами достигнуто. В любом случае в Вашей жизни отсутствует что-то очень значительное.

Человек в своём развитии научился властвовать: электричеством, машинами и компьютером, но почему-то не тем, что ему важнее всего, самим собой. В жизни тот уверенно движется вперёд, кто оптимально применяет свои силы и использует свои возможности полностью, короче говоря, тот, кто к требованиям жизни лучше всех подготовлен. Душу можно сравнить с парашютом: она тогда полезна, когда она раскрыта.
Этот курс предназначен для лиц, интересующихся познанием себя, своего «Я», развитием себя как личности, желающих взять в собственные руки свое здоровье и самочувствие.
Я считаю, что лечение может иметь успех только тогда, когда пациент научится помогать себе сам.
Вас это заинтересовало, появилось желание взять личную жизнь в свои руки? При этом возник вопрос – как, каким образом Вы этого можете достичь?
Необходимейшим условием достижения внутреннего совершенства является искусство наблюдения за собой. Ведь даже такие философы как Сократ, Гордиефф, Кришнамурти, Волинский, буддисты и Лао-Тцы указывали на «необходимость наблюдения за личным «Я» со стороны, как на важнейшее условие в достижении совершенства. Умение наблюдения за личным «Я» – важнейший путь к личной свободе, которой мы сами когда-то лишили себя. Главным на этом пути является регулярная постановка себе самому двух центральных вопросов:

Первый вопрос: Что происходит в этот момент?
Он включает в себя:
– чем я занимаюсь;
– как я себя чувствую;
– о чем я думаю;
– как я дышу.

Второй вопрос: Чего я желаю в этот момент себе?
Он обозначает: хочу ли я дальше этим заниматься, чем я занимаюсь сейчас, чувствовать себя также, иметь те же самые мысли и дышать, так же как и раньше? Или я хочу что-то изменить?
И в самом деле, в этот момент в Вашей жизни начнут происходить изменения, даже если Вы об этом еще и не подозреваете.
Одно из психотерапевтических правил гласит: личностные изменения могут наступить только тогда, когда ты научишься оставаться самим собой, и не будешь пытаться быть тем, кем ты быть не можешь. Изменения – это не результат попыток делать все лучше, или пытаться отвечать представлениям и требованиям любимых, кумиров, авторитетных личностей. Парадокс, но изменения наступают тогда. Когда человек прекратит охоту за идеалом, которым он хотел бы стать, а научится акцептировать и уважать себя таким, каков он есть. Ведь даже на примере отпечатков пальцев мы видим, что каждый человек в своем роде единственный и неповторимый.
Последующие упражнения помогут Вам распознать различные пути применения двух центральных вопросов, и тогда для Вас станет понятным, что происходит с Вами сейчас? Чего Вы хотите? Вы почувствуете, что нити вашей жизни Вы держите сами в собственных руках.

Игра мыслей

Конструктивных и деструктивных фантазий.

"Человек, которому не удалось наблюдать
за течением собственных мыслей, станет
непременно несчастлив."
Марк Аурель

Власть отрицательных фантазий

Одна из причин важности своевременного распознания и избежания отрицательных фантазий состоит в том, что картины и представления, которые мы сами создаем, очень трудно поддаются изменениям и остаются в памяти до тех пор, пока не вызовут изменений нашего самочувствия, поступков, которые им соответствуют. Существует метафизическое правило, которое гласит: энергия следует за мыслью.

13 мучительных фантазий.

1. Фантазия о катастрофе
2. Если бы я …
– не женился бы;
– не развелся;
– не взялся бы за эту работу;
– не прервал бы мое образование;
– не поступил бы в институт и т.д.
3. Указывать пальцем на других:
– ты не внимателен ко мне;
– ты меня не любишь;
– ты не обращаешь внимания на мои чувства.
– ты лживый;
– ты жестокий и т.д.
4. «Дилемма» представление будущего:
– если я это сделаю, случится следующее…
но если я этого не сделаю, случится что-то ужасное.
5. Это же ужасно! Это ужасно, потому что я …
– толстый;
– худой;
– молодой;
– старый и т.д.
6. Для меня невозможно делать все правильно, и я …
– забыл;
– неправильно сделал;
– допускаю небрежность.
7. Соревнование и сравнение «я уверен»:
– шефу ты нравишься больше чем я;
– мужчины находят тебя намного атрактивнее;
– женщины находят тебя намного атрактивнее;
– тебе живется легче, чем мне и т.д.
8. Обвинения:
– если ты изменишься;
– это твоя вина, что моя жизнь такая грустная;
9. Жаловаться на «дырки в сыре»:
– я желаю, чтобы ты сделал для меня это;
– (при этом я не замечаю, что ты для меня уже делаешь).
10. Конец света:
– нет никакого смысла пробовать мне что-то изменить;
– «это» и «то» и так случится независимо оттого, что я буду делать.
11. Ностальгия. Было бы замечательно если бы:
– дети оставались маленькими;
– у нас не было бы детей;
– мы бы переехали в …;
– моя мама была бы жива и т.д.
12. Я не живу в полную силу:
– я делаю только;
– при этом я могу и т.д.
13.«Что подумают соседи?» Что скажут соседи если:
– я подал на развод;
– милиция заберет моего ребенка;
– я останусь с моей женой вместе;
– я буду гулять;
- я обанкрочусь и т.д.
Некоторые элементы подходят ко всем 13 отрицательным фантазиям: отрицательные эмоции, потерянное время и концентрация на будущее и прошлое время, вместо того чтобы сконцентрироваться на настоящем. Если Вы чувствуете себя несчастливым, то Вы должны посмотреть объективно, откуда зародилось это чувство. И Вы почти всегда сможете выяснить то, что Вы Ваши мысли или фантазии зарождаете над Вашим прошлым и будущим. Страх перед будущим и тоска о прошлом это два облака-близнеца, которые, проплывая, закрывают солнечные лучи счастья в настоящем времени.
Если Вас одолевают «мучительные фантазии» попытайтесь вспомнить что-то хорошее, или возьмите в руки какой-либо предмет, который Вы с интересом можете рассматривать, чувствовать.

Упражнение на отвлечение

Постарайся полностью сконцентрироваться на определенном предмете в твоем окружении. Рассмотри его с различных аспектов, ощути запах, прикоснись к нему, проникни в него мысленно. Опиши его так, как будто он был только открыт. Это может быть ноготь большого пальца, скрепка, твой правый ботинок.
– «Ты коричневого цвета, твой носок обшарпан, подошва сношена, каблук с левой стороны стерт больше. Я практически не могу различить цифры, обозначающие твой размер» и т.д.

Совмещенная форма поведения

Следующее упражнение рекомендовано постоянно повторять. В конечном итоге оно станет для Вас самоидентифицированием, так как при этом Вы будете учиться освобождать себя от идентификации с Вашими чувствами, вашим телом, душой, мыслями и частями личности, Вы будете познавать, что это, значит, открыть настоящее «Я», которое просто, постоянно, неизменно существует.

Вы можете дезидентификaционнoе упражнения, применять при всех частях личности, и при этом, изменяя это упражнение соответственно различным аспектам, Вы сформируете их по-другому, и Ваши части личности, которые Вас обременяют, перестанут существовать. Например: когда Вы скажете «мне принадлежит … часть личности, но я не эта часть личности».

Дезидентификационное упражнение

Сядь удобно, по возможности выпрями спину. Закрой глаза и сделай пару глубоких вздохов, проследи мысленно за своим дыханием. Затем скажи вслух или про себя следующее предложение. Affirmation: «Я имею тело, но я не мое тело. Мое тело может быть больным или здоровым, усталым или отдохнувшим, но это не имеет никакого отношения ко мне, моему настоящему «Я». Мое тело – это ценнейший инструмент для поступков и опыта во внешнем мире, но только инструмент и не более. Я обращаюсь с ним хорошо. Я сохраняю его в хорошем здоровом состоянии, но оно не мое «Я». Я имею тело, но я не мое тело. У меня есть эмоции, но я не мои эмоции. Мои эмоции многочисленные, противоречивые и переменчивые. Несмотря на это я остаюсь, все время самим собой, все равно – радуюсь ли я или испытываю боль, спокоен ли я или взволнован, полон надежд или сомнений. Так как я могу наблюдать мои эмоции, понимать и характеризовать, и посредством этого все больше и больше ими руководить, направлять и сознательно применять, становится ясно, что мои эмоции – это не мое «Я». У меня есть эмоции, но «Я» не мои эмоции. У меня есть разум, рассудок, но «Я» это не мой рассудок. Мой рассудок достаточно развит и активен. Он мой инструмент для познания моего внутреннего и наружного мира, но он не мое «Я». Я центр ясного сознания. Я центр воли. Я в состоянии моим рассудком, моим физическим телом, моими эмоциями, а так же всеми моими психологическими процессами управлять сам
Я устойчивое и неизменное «Я»

Сейчас следует серия упражнений, при помощи которых Вы можете продуктивно видеть сны наяву. Рекомендую при подготовке к выполнению этих упражнения вначале полностью расслабиться, до того, как Вы отправитесь в путешествие снов.
Если Вы уже выполнили это упражнение, рекомендую Вам его записать. Чему Вы научились? Может кое-что из этого Вам в Вашей конкретной жизни пригодится? Думайте о том, чтобы Вы Вашу фантазию «заземляли», это означает, что необходимо что-то в реальном мире, что Вам поможет отвлечься от снов наяву.

Подготовительная игра на расслабление

Найди позицию, при которой для тебя будет возможным держать спину прямой. Закрой глаза. Сконцентрируйся на дыхании. Позволь вначале вдохнуть животом, затем грудью и затем до верхушек легких под ключицами. Выдохни так же легко, как ты легко вдохнул. Следи за тем, чтобы ты выдохнул полностью. Позволь твоему дыханию протекать натурально, без спешки и принуждения. Обрати внимание, какие части тела прикасаются к стулу, полу или кровати. Везде, где они соприкасаются, поддайся этой поддержке еще немного. Представь себе, что стул, пол, кровать слегка приподнялись, для того, чтобы еще больше тебя поддержать и расслабить все мышцы.

Храм тишины

Представь себе, что ты идешь по оживленному и шумному городу. Почувствуй свои стопы на мостовой. Обрати внимание на других прохожих, в то время, когда они проходят мимо, их лица, выражение, осанку. Некоторые спешат, другие выглядят расслабленными и радостными, обрати внимание на дорожное движение, его темп, шум.
Слышишь ли ты сигналы, свист тормозов? Какие другие звуки ты слышишь? Посмотри на витрины магазинов, возле которых ты проходишь – хозяйственных товаров, цветочный. Может быть, ты обнаружил знакомое лицо в толпе? Остановился ли ты, чтобы его поприветствовать или идешь дальше?
Все время следи за тем, как ты чувствуешь себя на этой оживленной и шумной улице. Сверни и иди на менее оживленную улицу. В то время когда ты идешь по тихой улице, обрати внимание на большое здание, которое выделяется своей архитектурой. Хорошо видимая надпись на большой вывеске гласит: «Храм тишины». Ты замечаешь, что это то место, где нет шума, не произносится ни одного слова. Ты протягиваешь руку вверх и прикасаешься к тяжелой с вырезным орнаментом двери, надавливаешь на нее и она открывается. В этот же момент ты оказываешься внутри. Прислушайся как полнейшая тишина и молчание укутывает тебя …
Если ты готов покинуть это здание – иди назад, в бурлящий город и наблюдай за тем, как ты себя чувствуешь. Запомни точно дорогу к этой улице, так, чтобы всегда, когда ты этого захочешь, смог бы вернуться в храм тишины.

Следующее упражнение Вы можете применять, если у Вас недостаток энергии.

Индукция энергии

Представь себе источник энергии прямо перед глазами. Посмотри, как она тебя согреет и вольется в тебя. Почувствуй, как энергия проходит через всю переднюю поверхность твоего тела вместе с воздухом. В заключение этого, представь этот же источник энергии или этот же символ, позади себя. Почувствуй энергию, ее движение по твоей спине вверх и вниз. Теперь поставь источник с правой стороны и ощути, как правая сторона тела заполнится энергией. Затем переведи источник на левую сторону и почувствуй, как левая сторона заполнится энергией. В заключение представь источник энергии над твоей головой и ощути, как твоя макушка заполнится энергией.
Теперь переведи источник под твои стопы и почувствуй, как они наполнятся энергией, как энергия поднимется вверх и заполнит все тело.
Теперь представь, как ты эту энергию посылаешь другому человеку или людям. Осознай, каких людей ты выберешь для этой цели. Пошли энергию твоей семье, группам и сообществам людей, к которым ты относишься.

«L"esprit de l" escalier» (Неудачная шутка).

Наверное, это с Вами случалось, когда Вы анализировали, после того, как случилось. Когда Вы воспроизводили какую-либо историю или разговор, и Вам, возможно, приходили в голову все умные формулировки, которые Вы могли бы сказать в тот момент.
Иногда люди позволяют себе употреблять в обществе глупые, и даже неуместные замечания, фразы, а со временем, вспоминая эти выражения, чувствуют себя полнейшими остолопами.
Следующее полезное упражнение, которое Вы можете проводить перед сном, называется «вечерний ретроспективный взгляд». Он предусматривает две задачи: первая – защитит Вас от соскальзывания в состояние «L"esprit de l" escalier», вторая – поможет Вам углубить самопознание. Вы получите возможность ознакомится с Вашими поступками, и при этом разовьете снисходительность и чувство любви к себе.

«Вечерний ретроспективный взгляд»

Закрой глаза, сядь ровно, вздохни несколько раз глубоко и проследи за своим дыханием, чтобы найти его центр. Подведи итог дня. Начни с последней минуты перед тем, как ты присел для проведения упражнения «Вечерний ретроспективный взгляд». Во время мысленного продвижения назад, пронаблюдай еще раз за всеми событиями и действиями этого дня, до момента, когда ты утром проснулся, а может быть еще глубже, в свои сны. Делай это без эмоций и без самоосуждения. Рассмотри день без ощущений, вспомни о том, что ты говорил и думал. И не позволяй себе пойти по пути «вот если бы я …». Держи дистанцию к своим чувствам и во время воспоминаний представь, что ты рассматриваешь жизнь личности, которую ты любишь и уважаешь такой, какая она есть.

Мысленный лепет

Большая часть человечества совсем не подозревает, какой большой отрезок жизни она проводит в раздумьях. Большая часть энергии этих людей расходится на игру мыслей. Они планируют, фантазируют, думают о завтрашнем дне, вспоминают, осуждают, размышляют и т.д.
Знакома ли Вам ситуация, когда кто-то начал «мечтать», а Вы его спросили, о чем он думал сейчас, и он был не в состоянии ответить на вопрос? Бывает ли так с Вами? Следующее упражнение поможет Вам выяснить, что сейчас, в данный момент проигрывается в Вашей голове.

Обозначение для каждой мысли

Устройся поудобнее так, чтобы не чувствовать дискомфорта и чтобы никто тебе не мешал. Возьми лист бумаги и карандаш. Закрой глаза. Сконцентрируй внимание на дыхании: сначала дыши животом, затем грудью, потом верхушками легких, которые расположены под ключицами. Вдыхай глубоко и медленно, выдыхай полностью, сквозь зубы, произнося легкое с… с… с…, чтобы знать, когда ты выдохнул полностью. Подстройся под свой дыхательный ритм и вдохни вновь. Наблюдай за своим дыханием, как воздух проникает внутрь, сопровождаясь легким с… с… с… вновь выходит наружу. Придай значение каждой отдельной мысли, открой глаза и запиши мысли как можно короче. Затем позволь мыслям вновь прийти. Закрой глаза и сконцентрируйся на дыхании, пока следующая мысль или осознанное ощущение не заполнят тебя. Проделывай это дальше, не останавливаясь на какой-то одной мысли.
Мы хотим при проведении этого эксперимента только взять пробу, не развивая полноценных идей. Проделывай это в течение получаса. В идеале настоящий момент должен осознаваться каждую секунду и минуту.

Подсознательные части личности

В каждом из нас находится громадный спектр подсознательных личностей. Для каждой роли, которую мы в жизни играем, существует своя часть личности. Мать, ребенок, шеф, рабочий, учитель, ученик, терапевт, пациент и т.д. Основная наша масс, например, в дорожном движении, играют различные части личности как – пешеход, водитель, пассажир, велосипедист – каждая со своими потребностями. Так ли это у Вас? Может, Вы стремитесь части личности с различными ролями привести в гармонию?
Сознание каждого человека состоит из разновидной смеси высоко индивидуальных частей личности, сумма которых в своей совокупности несхожа с кем-либо. Каждая эта часть несет определенную черту всей личности. Вместо того чтобы много говорить об этом, давайте проведем упражнение, при помощи которого Вы распознаете некоторые Ваши части личности.

Спасательный круг

1. Составь список всех твоих потребностей. Записывай быстро, включи все, что придет в голову, включая как материальные, так и нематериальные вещи. Запиши и то, что у тебя уже есть и ты хотел бы их сохранить. Но список этот – не желаемые подарки к рождеству или дню рождения. Так как это упражнение будешь проводить сам и не знаешь, как составлены списки у других, мне хочется помочь тебе и представить список желаний, чаще всего встречающихся в подобной ситуации:
– остаться здоровым;
– быть хорошим отцом (матерью);
– заработать много денег;
– закончить обучение;
– в профессии, бизнесе иметь успех;
– быть для кого-то любвеобильным партнером;
– быть любимым;
– понять смысл жизни, испытать озарение.
2. Обрати особенное внимание на свои чувства во время чтения этого списка. Может быть, в тебе существует одна часть личности, которая говорит, что все желания ты хотел бы иметь непременно, а другая критикует людей, имеющих определенные желания, которые ты, или не имеешь, или которые для тебя не имеют значения? Создай для себя список собственных потребностей.
3. Если в твоем списке стоят уже 20 желаний, или ты чувствуешь, что все важное уже записано, посмотри список еще раз и выдели 5 или 6 главных. Может быть, есть смысл некоторые из них сформулировать по-другому? Например: катание на лыжах, плавание, прогулки, теннис, занятия спортом – все вместе обозначить одной фразой – «свободное время». Возникшие во время упражнения мысли, такие, как «что обо мне будут думать другие», необходимо оставить в стороне.
4. Нарисуй на листе бумаги размером 40х50 см большой спасательный круг, центр которого представляет собой саму личность. Между двумя окружностями ты обозначишь твои 5-6 частей личности, которые обозначают твои главные требования.
5. Нарисуй фломастерами или цветными карандашами символы, которые бы отражали твои желания на наружном круге. Не беспокойся при этом о своих художественных способностях. Рисуй, не задумываясь, символы, которые тебе пришли в голову, и раскрась их различными цветами.
6. Когда ты закончишь рисовать свои символы, придумай каждой из частей личности свои имена. Пусть некоторые имена будут общепринятыми: искатель приключений, преданный отец семейства, мужчина на все случаи жизни, целитель, мать земли, любовник, знаток. Другие части личности могут быть глубоко индивидуальны, красочны: крестьянка, атлас, божественная девочка, древний пастух и т.д. Это очень важно, чтобы ты открыл свои собственные имена, которые для тебя важны.
7. Закрась внутренний круг, который представляет твою личность, своим любимым цветом.

Это упражнение можно повторять очень часто. Вероятно, Вы найдете, что определенные части личности, которые находятся в главной пятерке, будут регулярно повторяться. Но имена будут меняться, чем больше Вам будет становиться ясно чего Вы, хотите, как Вы работаете и как постепенно со временем меняетесь.

Следующее упражнение, с помощью которого Вы сможете изучить и примерить Ваши части личности.

«Беседа в спасательном круге»

Позволь всем опознанным частям личности в «спасательном круге» между собой и личностью вести беседу. Позволь им сказать, что они ценят друг в друге, и что отклоняют. Может быть, ты хочешь записать эту беседу в своем дневнике? Если ты будешь выполнять это упражнение один, то в этом случае я тебе советую каждый раз, когда ты будешь вызывать эту беседу – вести только некоторые диалоги, но при этом оставь время для себя. Каждому диалогу нужно дать полностью развиться, но при этом важно помнить, что 5 частей личности могут вести 15 бесед, 6 частей – 21. Говори предложения, которые будут звучать примерно так …
– мне бы очень хотелось…
– я отклоняю это …
– мне бы хотелось, чтобы ты …
– я представляю, что ты …
Следующее упражнение групповое, оно рассчитано на то, чтобы конфликты различных частей личности, которые Вы носите в своих мыслях, Вы смогли более четко их услышать и осознать. Для многих это упражнение может быть настоящим открытием. Одни узнают, что они это слышат постоянно, другие познают власть личного «Я». Вы научитесь направлять в нужное русло голоса Ваших частей личности, слышать их требования в Вашей жизни.

Психодрама частей личности

Определи персоны, которые могли бы играть твои части личности. Дай им пару примерных диалогов, чтобы они могли представлять твои части личности. Сядь посередине и позволь своим актерам разместиться вокруг тебя. После знака, поданного твоей рукой они должны одновременно начать говорить с тобой, подлизываться к тебе, делать комплименты, но так же требовать, угрожать, все наперебой. Находись в связи со своим «Я» (личностью) и наблюдай, как ты реагируешь на высказывания и поступки твоих частей личности.
Держи во время всего упражнения поднятой свою руку. Дирижируй, как дирижер оркестра жестами над своими частями личности. Опускай руку ниже, если они будут чересчур громки или крикливы, подбадривай их, если они тихие и боязливые.
Когда это упражнение для тебя будет достаточным, выкрикни – «прекратить!». Скажи каждой части личности, как ты их находишь и реши, какие роли в будущем они должны играть. Закончи упражнение после того, как поблагодарить персоны и освободишь их от своих ролей.

Саботер и критик

Упражнение «спасательный круг» возможно, позволило выйти на свет некоторым частям личности, поведение которых положительно, несмотря на то, что они имеют между собой разногласия. У многих людей есть также части личности, выражение поведения которых негативно. Один из них может быть саботер и критик.
Следующее упражнение служит для того, чтобы эту часть личности изучить глубже.
Определи твоего критика. Что он может тебе сказать? Может быть, он начинает разговор так: «Ты должен …», «когда ты, наконец, будешь учиться …». Каким голосом он говорит? Когда он появляется? Что он делает? Какое у тебя чувство, когда он появляется? Дай твоему критику имя, которым можно его охарактеризовать. Здесь некоторые примеры, которые были даны другими: обвинитель, адвокат, унизитель, арогатная бестия, подрыватель, раздумыватель, но так же – разрушитель, прекрасная девчонка, упрекатель, рабовладелец, драгун.
Какое имя дал ты своему критику? Войди в роль части личности, которая является критиком. Скажи всей личности, как она в тебе нуждается. Опиши, в какое плачевное состояние она впадет без его предупреждающего влияния.
После того, как ты вновь, стал самим собой, посмотри на то, что твоя критикующая часть личности дает свое положительное влияние. Обсуди с ней, как ты сможешь применить положительные замечания и держаться в стороне от вредных и негативных аспектов. Обратная сторона обвинителя может тебя взять под защиту и привести в движение твое положительное развитие.

Упражнение если бы…

Если Вы находитесь в удрученном состоянии, представьте себе, как бы Вы себя чувствовали и что бы делали, если бы не были удручены, а были бы полны радостных чувств и энергии. Если Вы уставший, вступите в контакт с Вашей частью, которая никогда не устает. Представьте себе, как Вы переполнены энергией. Если Вам необходима поддержка, выполните следующее упражнение.

Положительное вновь пережить из прошлого

1. Вспомни о том времени из твоего прошлого, о котором ты, знаешь точно, что ты был любим. Представь себе это время и переживи его вновь во всех мелочах, или позволь твоему прошлому пройти вновь перед твоими глазами пока ты не вспомнишь тобой пережитый момент жизни, когда ты по настоящему был, любим и признан.… Был ты влюблен? Или ты слушал прекрасную музыку? Или был в контакте с твоим подсознанием? Или ты испытал подъем творческих способностей? Или погрузился в книгу, или другую деятельность? Найди особенный счастливый случай из твоего прошлого и переживи его вновь.
2. Спроси себя, что было особенного в этом, тобою пережитом случае и что тебя сделало в этот момент счастливым.
3. Спроси себя, что может стоять на твоем пути эти чувства пережить вновь…

Искусство наблюдения за самим собой это наилучший метод научиться господствовать над собственными мыслями, чувствами, эмоциями. При этом очень важно, чтобы Вы вначале наблюдения за самим собой просто научились только созерцать, не анализируя, не осуждая, и не пытаясь себя изменить, как бы создав альбом с фотографиями самого себя, которые были сделаны нейтральной и камерой в различные моменты, ситуации и эмоциональные состояния. Делайте эти наблюдения, эти кадры перед мысленным взором без осуждения, без заключений и, не пытаясь себя улучшить. Если Вам это не будет удаваться, тогда Вы быстро попадете на путь само мучающих фантазий. Если Вы хотите понять себя, Вы должны наблюдать за собой, но не критиковать. Вы должны стараться избегать оценивать себя. Пока Вы осуждаете, Вы не можете позволить просто наблюдать за собой и видеть себя таким, какой Вы есть на самом деле.

Польза автобиографии

В первый момент это может показаться парадоксом, что гештальт-терапевт указывающий на важность концентрирования внимания на происходящее в этот момент, рекомендует написать автобиографию для того, чтобы дать возможность внутреннему росту. Часто есть люди, которые, вспоминая историю своей жизни, пытаются исправить свое положение, исправить его. Этим людям можно помочь, если они будут описывать историю своей жизни, вспоминая каждую мелочь, важнейшие события и связи, чувства, которые в этот момент возникают. Вы должны датировать моменты своей автобиографии, так как очаровывающий (faszinierenden) факт автобиографии заключается в том, что она постоянно меняется. Случаи, которые Вы раньше рассмотрели, позже можете рассматривать другие, но относящиеся к этому времени. Одни и те же связи могут рассматриваться по-разному, в разных версиях.

Путешествие в прошлое

Прими удобное для тела положение, закрой глаза, сконцентрируйся на своем дыхании. Грудная клетка приподнимается… и опускается…, поднимается… и опускается. Представь перед собой белый киноэкран, спроецируй на него число твоего сегодняшнего возраста. Смотри, как это число постепенно уменьшается… на один год…, еще один год…, еще год… и т.д., пока ты не вернешься в тот возраст, в который ты бы хотел вернуться, например, когда тебе было 8 лет. Представь себя восьмилетним, почувствуй, как ты себя чувствуешь в восьмилетнем теле. Представь, что это школьный день, и ты просыпаешься… ты лежишь в кровати. Что ты видишь в твоей комнате? Какой запах ты ощущаешь? Что слышишь? Еще кто-нибудь спит в твоей комнате? Почувствуй, как ты болтаешь ногами, перед тем как встать. Как ощущаешь пол или ковер? Что на тебе одето? Одеваешь ли ты домашние тапочки или остаешься босым? Что ты делаешь в первую очередь? Идешь в ванную комнату? Одеваешься? Или делаешь что-то другое? О чем ты думаешь? Почувствуй, как ты идешь в ванную комнату. Где ты идешь, чтобы попасть в ванную? Ищешь ли ты путь в темноте? Представь себе весь инвентарь ванной комнаты и почувствуй, как ты выполняешь утренние процедуры.… Видел ли ты кого-нибудь уже? С кем-нибудь говорил?
Если ты еще не одет, почувствуй, как ты одеваешься. Ищешь ли ты свою одежду, или она уже приготовлена для тебя? Если ты сам находишь что одеть, что ты выбираешь, что захочешь сегодня особенного одеть? Смотри, как ты идешь завтракать. Где находится завтрак? Как ты туда попадешь? Завтрак приготовлен кем-либо, или тебе нужно приготовить его самому? Ешь ты один, или вместе с другими? Что ты кушаешь? Еда вкусная? Разговариваешь ли ты с кем-то во время завтрака? Какие чувства у тебя возникли? Смотри, как ты готовишься идти в школу. Случается ли при этом что-то особенное? Иди в школу. Как ты попадешь туда? … идешь пешком? … едешь на автобусе? Тебя ведет отец? Едешь на велосипеде? … идешь один или вместе с друзьями? С твоими братьями? … сестрами? Что случается по пути в школу? Какие чувства у тебя возникают? Какая погода? Светит солнце? Идет дождь? Облачно? Сильный ветер? Холодно? Тепло? Какой месяц ты выбрал для себя, чтобы пережить эти события еще раз? Смотри, как ты подходишь к школе. Пришел ты рано или с запозданием? Если ты пришел рано, что ты делаешь до того времени, пока начнутся занятия? С какими детьми ты играешь вместе? Как их зовут? Какие чувства они вызывают у тебя. Почувствуй, как ты входишь в школу. Через какой вход ты входишь? Как это выглядит? Как это пахнет? Что ты слышишь? Переживи типичный для тебя школьный день. Какие у тебя занятия? Что происходит во время занятий? Как зовут твоих учителей? Какие чувства они у тебя вызывают? Как зовут твоих друзей в классе? Кого ты ненавидишь? Постарайся сконцентрироваться на том, что тебе в них не нравится. Боишься кого-либо? Не забывай, что тебе всего восемь лет. Что происходит, когда ты выходишь играть на улицу? С кем ты играешь вместе? В какие игры ты играешь? …Что делаешь? Не забудь про обед. Идешь ли ты кушать домой? Или ты кушаешь в школе? В столовой? Или ты принес кушанье с собой? Что происходит, если ты забыл его взять с собой?
Шмыгни в роль восьмилетнего ребенка во время обеда… Ты один или в обществе? Где ты сидишь? Что кушаешь? Какой вкус имеет еда? Как она пахнет? Что кушают другие? Как ты себя чувствуешь? Что происходит? Играешь ли ты после того, как покушал? Как ты проводишь время до тех пор, когда вновь начнутся занятия? Почувствуй, как ты проводишь остаток школьного дня.… Теперь пора идти домой.… Как идешь домой? Идешь сразу, или сначала куда-то заходишь? Ты один, или кто-то идет с тобой?
Остаешься ли ты в связи со своими чувствами, со своими чертами поведения? Теперь ты дома. Что ты делаешь в первую очередь, когда приходишь домой. Какое чувство у тебя при этом? Чувствуй, как ты проводишь время до ужина.… Теперь время ужина. Манит ли тебя ужин? Сколько человек сидит за столом? Присмотрись к каждому в отдельности.… Обрати внимание при этом, какие чувства у тебя возникают, когда ты их рассматриваешь? Что подают на ужин? Как это пахнет? Какой вкус у еды? Кто это приготовил? Кто накрыл на стол? Что происходит во время ужина? Кто что говорит? Принимаешь ли ты участие в разговоре? Или ты молчишь? Ужин уже позади. Что ты делаешь дальше до того, когда идешь спать. Почувствуй все то, что ты делаешь. Должен ли ты еще делать домашнее задание? Должен ли ты делать что-то, что для тебя неинтересно? Смотришь ли ты телевизор? Слушаешь музыку? Играешь? Как ты проводишь время с твоими родителями? Каково это время для тебя?
Время идти спать. Откуда ты знаешь, что в это время ты идешь спать? Почувствуй, как ты проводишь свои вечерние обязанности. Помогают ли тебе твои родители? Каким образом? Как ты себя чувствуешь, когда идешь спать? Почувствуй, как ты лежишь в своей кровати. Какая у тебя кровать? Темно, или у тебя горит свет. Находится ли еще кто-нибудь в комнате? Можешь ли ты что-либо видеть, если ты лежишь в кровати? К чему ты можешь прикасаться? О чем ты думаешь, перед тем, как засыпаешь?

Взять "внутреннего ребенка" вновь во владение

Одним из достоинств написания автобиографии является то, что ребенка, которым когда-то были, мы вновь узнаем, учимся любить его таким, каков он есть. Взрослый перестанет чувствовать себя опустошенным, измученным, одиноким и изолированным только, тогда, когда он вновь полюбит, окружит заботой, поймет ребенка, которым он когда-то был, и будет акцентировать таким, какой он есть.
Упражнение: уход за ребенком в себе

Думай о времени своего детства, когда ты испытал сильную боль. Представь себя таким, каким ты был в то время. Ты можешь при этом сидеть, лежать или двигаться. Обратись к ребенку в себе, скажи ему утешительные, поддерживающие слова, которые тебе придут в голову. Предложи ему твой совет, стань хорошей матерью хорошим отцом или хорошей феей, о которой ты мечтал в детстве. Возьми подушечку и представь себе – это ребенок в тебе. Держи его в руках, гладь и качай его.
Если существует эпизод, при воспоминании, о котором у тебя возникает чувство тоски или досады, возможна эмоциональная коррекция прошлого.

Упражнение: эмоциональная коррекция прошлого

Опиши подходящий эпизод как короткий рассказ. Описывай его в себе так, как будто ты его переживаешь вновь. Попробуй вспомнить, как можно точнее, что тогда произошло, реконструируй, что было сказано. Опиши твои чувства. По окончании опиши всю историю еще раз, но так как бы ты хотел ее пережить. Представь ту часть, которая тебя обвиняет, призывает к ответственности, отметь ту часть, которая тебя мучит. Возможно, что лучшим для тебя было бы, если бы ту часть твоей личности, к которой ты относился небрежно, просто научится безоговорочно любить. Делай то, что для тебя правильно. Опиши новый диалог, расскажи о своих чувствах, придумай хороший конец твоей истории и решение проблемной ситуации.
При следующем упражнении запишите коротко данный эпизод. После того, когда Вы вернулись в настоящее время, прочитайте еще раз то, что Вы написали. Будьте объективным наблюдателем и проследите за тем, действительно ли писатель этих строк, гордится тем, что он сделал, или между строк спрятал, только скромность или стеснительность.

Твоя прославленная жизнь

Это упражнение проводить лучше всего в маленькой группе, в которой все принимающие участие могут говорить о собственном опыте.
Возьми себе примерно десять минут для того, чтобы просмотреть свою жизнь вкратце. Начни с твоих ранних воспоминаниях о детстве. Вспомни обо всех своих достижениях, каждом вознаграждении, обо всем, чего ты добился, и обо всем том, чем ты можешь гордиться. Постарайся избегать принижательных замечаний, например: 1. Я был лучшим в седьмом классе. 1. Конечно, при этом было в классе десять учеников. Оставь второе предложение в стороне и оставь только первое.
Возьми во внимание особенно те случаи, когда твои старания были незаменимы, и протекали бы совершенно по-другому, если бы ты не вмешался. Пример: ты высказал на рабочем месте свое мнение и при этом предотвратил чье-то увольнение, или ты пришел с опозданием на встречу, потому что помог ребенку найти дорогу домой. Не забудь случаи, которые может быть, ты пытался забыть, потому что воспоминания о них были для тебя неприятны, но легки для других. Пример: когда ты похвалился, что вместо двойки по-иностранному ты получишь пятерку, хотя ты был не силен в иностранных языках. И в самом деле, у тебя это получилось. Затем ты просишь каждого из группы в течение 5 минут рассказать о собственном опыте. При этом слушатели должны обратить особое внимание на уменьшительные высказывания.

Жизнь и смерть

" Никто не знает, не оказывает ли смерть на людей свое благодатное дарование. Однако люди боятся ее, как будто она – самое большое зло."

Сократ

Число историй людей, переживших смерть указывающих на то, что есть жизнь после смерти, постоянно растет. Независимо от того верите ли Вы в потустороннюю жизнь, важнейшие вопросы остаются теми же самыми: Кто я. Почему я здесь.

Упражнение Мудрый старец

Сядь прямо, вдохни несколько раз глубоко, выдыхай полностью. Представь себе, что ты исследуешь большой викторианский дом, в котором сейчас никто не живет. Иди через все помещения, разгляди старинную мебель, лампы, художественные картины и ковры. Взойди на лестницу и пройди сквозь спальню на втором этаже. Ты найдешь лестницу, покрытою пылью, указывающую на то, что ей давно уже не пользовались. Иди наверх и открой дверь, которую ты найдешь наверху. Ты находишься в помещении, полном книг, освещенным со всех сторон, а также через окно на потолке. В то время когда ты начинаешь читать некоторые названия книг, ты видишь в углу помещения сидящую очень старую персону. Она говорит: «Я тебя ждала». Ты знаешь, что она владеет всеми знаниями и может ответить на все твои вопросы. Спроси сейчас: – «Для какой цели я рожден?». Прислушайся к ответу и задай те вопросы, которые тебя интересуют. Поблагодари старого мудреца, иди вновь по лестнице вниз и оставь этот дом.
После того, как ты закончил это упражнение, запиши об этом в твой дневник. Мудрый старец, конечно, не кто иной, как тот, который находится в каждом из нас. Многие люди стесняются признать свою мудрость и проецируют ее на других.

Мне хочется закончить этот курс, следующим упражнением. Это упражнение для многих было очень полезным: для них стало ясно, что они в действительности делают и как бы они хотели прожить свою жизнь.

Последующие три года

Осознай свое дыхание, … вдох и выдох … Обрати внимание, какие части тела во время дыхания приходят в движение, какие части тела соприкасаются со стулом, полом, кроватью, позволь себе углубиться в них и при этом нести им тебя. Представь себе, что тебе сообщили, что тебе осталось жить только три года. Ты останешься, эти три года абсолютно здоровым.… Какая была твоя первая реакция? Ты сразу начал строить планы, как хотел бы прожить твое время? Или ты был разъярен тем, что тебе так мало времени осталось на жизнь?
Вместо того чтобы впадать в ярость, оттого, что твоя предстоящая смерть неизбежна или привести твою жизнь в застой в силу неотвратимых обстоятельств, реши для себя, как бы ты хотел прожить последние три года? Где ты хотел бы жить? С кем? Хотел ли бы ты работать? Учиться? После того, как ты завершил эту фантазию, сравни свой план со своей настоящей жизнью, которой ты сейчас живешь.
Насколько она соответствует твоему представлению о жизни, насколько нет. Есть ли элементы твоей фантазии, которые ты хотел бы охотно применить в твоей повседневной жизни? Представь себе, что предложение о смерти через три года только фантазия в рамках упражнения. Поэтому эту мысль оставь вновь в покое, держи только то, что для тебя является важным в жизни. Запиши все те важнейшие переживания, которые ты при выполнении упражнения пережил. Вы заметите, каких людей Вы цените, и будете стараться при этом больше времени проводить с ними, или для Вас внезапно станет ясным, что Вы прожигаете Вашу жизнь, выполняя невыносимую работу, живете в невыносимых условиях. Существует ли в Вашей жизни что-то такое, что бы хотели сделать, зная, что у Вас осталось ограниченное время для жизни?

Цель: формирование положительного отношения к себе и другим,

осознания себя.

Задача:

Расширить знания учащихся о специфике межличностных отношений;

Формировать позитивное отношение к себе;

Развить чувство толерантности;

Формировать адекватную самооценку.

Упражнение «Бинго»

Цель: продолжить знакомство подростков, создать позитивную атмосферу.

Ведущий предлагает детям взять лист бумаги А4, руками «вырезать» фигурку «Бинго», разрисовать фломастерами и на обратной стороне написать:

На голове - твоя заветная мечта;

На правой руке - твоя черта характера;

На левой руке - черта характера, которую ты хочешь сформировать;

На правой ноге - любимое место отдыха;

На левой ноге - любимое блюдо;

На туловище - как ты хочешь, чтобы тебя называли сверстники.

После того, как дети выполнили задание, ведущий просит всех встать, двигаясь по комнате, подойти друг к другу, найти и записать на соответствующих частях «Бинго» имена тех, с кем у них совпала одна или несколько позиций. После этого участники возвращаются в круг.

Упражнение «Ожидание»

Цель: узнать, что ожидают участники от сегодняшнего занятия.

Подростки по очереди высказывают ожидания от занятия.

Упражнение «Грамота»

Цель: повышать самооценку ребенка. Ведущий раздает каждому участнику лист бумаги А4 и предлагает написать похвальную грамоту себе, указать, за что он ее получает. Каждый участник зачитывает свои наработки.

Обсуждение:

Трудно было писать грамоту себе?

Если так, то почему?

Понравилось ли вам это упражнение?

Упражнение «Все мы - разные»

Цель: осознание своей индивидуальности, неповторимости.

Ведущий зачитывает записанный на доске эпиграф: «Люди, как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то теплая» (Л. Толстой). Ведущий. Действительно, все мы разные. Но что-то особенное выделяет нас среди других. Что?

Назовите и напишите на лепестке цветочка свою особую неповторимую черту, прикрепив ее к серединке цветка. А теперь посмотрите, какой у нас прекрасный цветок. Он один, а нас много.

Упражнение «Путаница»

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript Цель: снять напряжение, расслабиться. Один участник выходит за дверь. Психолог предлагает ученикам создать цепочку (змею), что имеет начало (голову) и конец (хвост), и запутаться. Задача подростка, который зашел в класс, - распутать змею.

Упражнение «Мои советы»

Цель: понять, что нужно изменить в себе, увидеть себя глазами других.

Ведущий раздает каждому участнику лист бумаги А4 и предлагает написать свое имя. Затем все по часовой стрелке передают свои листы, на которых каждый по очереди пишет рекомендацию относительно недостатков характера.

Обсуждение:

Трудно было писать друзьям рекомендации?

Довольны ли вы тем, что написали друзья?

Упражнение «Все равно ты молодец»

Цель: поднять самооценку подростка, снять психоэмоциональное напряжение.

Ведущий предлагает школьникам объединиться в группы по двое, по признаку «день» и «ночь». Один человек говорит о своем недостатке, а другой отвечает: «Ну и что, все равно ты молодец, потому что...».

Обсуждение:

Какие ощущения вызвало упражнение?

Притча о мастере

Как-то вечером собрались вместе музыкальные инструменты: скрипка, саксофон, труба, флейта и контрабас. И возник между ними спор: кто лучше играет. Каждый инструмент начал выводить свою мелодию, показывать свое мастерство. Но получалась не музыка, а ужасные звуки. И чем больше каждый старался, то непонятной и уродливой становилась мелодия. Вот появился человек и взмахом руки остановил эти звуки, сказав: «Друзья, мелодия-это одно целое. Пусть каждый прислушивается к другому, и вы увидите, что получится». Человек снова взмахнул рукой, и сначала робко, а потом все лучше зазвучала мелодия, в которой было слышно печаль скрипки, лиричность саксофона, оптимизм трубы, уникальность свирели, величество контрабаса. Инструменты играли, с восхищением следили за волшебными взмахами рук человека. А мелодия все звучала и звучала, сочетая исполнителей и слушателей в одно целое. Как важно, чтобы оркестром кто дирижировал!

Достижение гармонии возможно только тогда, когда все объединены одной целью и направлены единой волей в едином порыве...

Прощание

Цель: содействие сплоченности группы, создание хорошего настроения. Все участники становятся в круг, чтобы правой рукой создать звездочку, и пытаются им передать тепло рук друг другу. Все благодарят и прощаются.

ТРЕНИНГ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

« ПОЗНАЙ СЕБЯ»

«Мир существует не для того, чтобы

мы его познавали, а для того, чтобы

мы познавали и воспитывали себя

в нём».

Г.Лихтенберг

Сегодня на нашем занятии мы с вами попробуем познать себя как

личность; узнать свои ценности, удостоверить свою индивидуаль-

ность или схожесть с ровесниками.

Познание человеком самого себя, тайн жизни – один из аспектов

его духовного поиска, что уходит в глубь столетий. Согласно легенды, много тысяч лет тому назад семь мудрецов Древней Греции встретились в храме Аполлона в Дельфах и написали на стене храма: «Познай самого себя». Что означали эти слова?

Каждое новое поколение людей стремится достичь смысл существования человека, ответить на эти вопросы согласно своего

времени.

Вы сейчас в том возрасте, когда человек делает одно из важнейших открытий – открывает себя. В этих поисках заложен великий потенциал. Чтобы выявить использовать его, необходимо найти

себя.но сразу замечу, что никому не дано точно познать свои силы

до конца и определить свое будущее. Но всё же каждому по силе начертить свой собственный путь сотворения себя. Желаю всем успеха и плодотворной работы.

Упр. «ЗНАКОМСТВО»

Каждый участник называет своё имя и демонстрирует какое-нибудь движение, следующий повторяет все имена и жесты предыдущих участников.

Упр. «НАШИ ПРАВИЛА»

Тренер зачитывает правила:

Говори от своего имени;

Один говорит, все слушают;

Лаконичность;

Искренность;

Доброжелательность;

а участники обсуждают их и принимают.

Упр. « ДЕРЕВО ОЖИДАНИЙ»

Участникам раздаются стикеры на которых они записывают свои

ожидания от занятия, озвучивши их прикрепляют на дерево (на плакате

нарисовано «Дерево ожиданий».

Мозговой штурм «Личность»

На плакате ученики видят слово «Личность», на каждую букву слова нужно подобрать качества, которые необходимо иметь человеку, чтобы

быть личностью.

Какие из данных качеств вы считаете наиважнейшими?

Хотели ли вы добавить ещё какие-то черты?

Обязательно ли иметь все эти черты?

Упр. «СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ»

Личность- это феномен общественного развития, конкретный живой человек с сознанием и подсознанием.

Личность в психологии рассматривают в трёх аспектах:

Внутренний мир: интересы, взгляды, увлечения, мышление и др.;

Отношения в группе, коллективе;

Реализация потенциала- активно действуя, меняя внутренний мир других людей.

Упр. «МОЯ ВСЕЛЕННАЯ»

Участникам раздают лист бумаги с рисунком Вселенной, солнце с большой буквой Я посредине; от него линии до звёзд(мои достижения),

облаков(черты моего характера) и сердец(мои увлечения). После заполнения каждый участник зачитывает свои записи.

Что было легче написать, а что тяжелее?

Что нового узнали о себе и других участниках?

Тренер говорит о том, что у нас много отличий, но есть и что-то общее.

Упр. «ПОЗНАЁМ ДРУГ ДРУГА»

Скажите о двух своих правдивых чертах и придумайте одну не правдивую. Другие участники должны отгадать неправду.

Трудно ли было отгадывать?

Сказал ли кто-нибудь что-то такое, о чём вы не знали?

Упр. «ПОЕЗД ЛИЧНОСТЕЙ»

Нужно создать поезд, в котором должен быть контролер, человек, который предлагает чистое бельё, бабушка, которая продаёт разные

вещи. Поезд движется, а участникам, которые играют роли, надо предлагать свои услуги и одновременно пытаться не выпасть из поезда.

Упр. «КАК ПОСТУПАТЬ СО СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ»

А сейчас сыграем в игру. Она поможет нам ответить на этот основной вопрос. (Каждому участнику раздают по 10 бумажек)

Напишите на каждой бумажке своё имя. На следующие несколько минут эти 10 бумажек будут удостоверять вас и будут играть роль символичных денег, за которые можно купить определённый товар. Сейчас перед каждым встанет выбор: потратить или сэкономить свои бумажки, т.е. самого себя, часть себя. На продажу будет выставлено

разные «товары» по паре. Правила игры не позволяют купить оба товара

одновременно, только что-то одно или ничего. Понятно, что когда ваши бумажки закончатся, уже ничего нельзя будет купить.

Все покупки можно делать только тогда, когда «товары» выставляют на продажу. Нельзя вернуться к предыдущей паре, если на продажу уже выставлено следующую. (Психолог предлагает «товар», написанный на отдельных листочках. Цену каждого товара указано в «бумажках»).

Прекрасная квартира (1 бум), новый автомобиль на выбор (1бум);

Полностью оплаченная поездка на каникулы (один месяц) в любую страну мира вместе с другом (2 бум), полная гарантия того, что человек, с которым тебе хотелось пожениться просто сегодня, скоро обязательно на тебе жениться (2 бум);

На два года стать самым популярным человеком среди своих товарищей

(1 бум), иметь одного настоящего друга (2 бум);

Закончить престижный университет (2 бум), построить прибыльную кампанию (2 бум);

Иметь здоровую семью (3 бум), добыть всемирную славу (3 бум);

(После завершения выбора с этой пары объявите: тем, кто выбрал семью, возвращают 2 бумажки назад как вознаграждение.)

Возможность сменить какую-нибудь одну черту внешности (1 бум), удовольствие на протяжении всей жизни (2 бум);

Пять лет безграничного физического наслаждения (2 бум), любовь и уважение самых дорогих для вас людей (2 бум);

(Те, кто выбрал пять лет наслаждения, дополнительно отдают одну бумажку (за определенные вещи мы должны платить больше, чем кажется сначала).

Чистая совесть (2 бум),способность достичь успех в той сфере, где есть всё то, к чему ты стремишься (2 бум);

Создать чудо для того, кого ты любишь (2 бум), возможность прожить заново (или повторять) одно действие из своей жизни (2 бум);

Семь дополнительных лет жизни (3 бум), безболезненная смерть, когда настанет время (3 бум);

Наш торг завершен, рассмотрите ещё раз свои покупки и скажите:

Какая нравится вам больше всего?

Жалеете ли вы, что не купили чего-то ещё?

Хотелось бы вам поменять некоторые правила игры?

ВЫВОД

Правила игры можно поменять, но жизнь- это не игра. Нельзя повторить уже сделанный выбор или отменить принятое когда-то решение. Нельзя схватить абсолютно всё или воспользоваться каждым случаем. Нельзя предвидеть, какие шансы открываются для вас через неделю или год.

Психолог. Вам всегда будет не хватать времени, вариантов выбора денег и т.д. Вы будете платить за каждый свой выбор в жизни- и часто эта плата будет превышать ваши ожидания. Но никогда не надо впадать в отчаяние, закрываться от всего мира. Необходимо всегда идти до конца.

Упр. «МОЙ ДРУГ»

Участникам предлагают разделиться на пары по желанию и составить друг о друге синкан: имя два прилагательных, которые характеризует чертам характера; три глагола - что делает; предложение, которое рассказывает о нём; существительное, которым можно сказать о друге как много больше. Дальше пара зачитывает синканы.

Упр. «ЛЕГЕНДА О ЖИЗНИ»

Задумались люди: «Что называется жизнью?». Одни говорят «Это ожидание: родители ждут детей, дети ждут каникулы, праздники…».

Другие говорят «Это путешествие. Каждый день мы создаём много путешествий: в школу, на работу, к друзьям, на отдых в лес…».

Пришли к мудрецу, чтобы он их рассудил. А он говорит «Жизнь- это путешествие в ожидании цели».

ТАК ПУСТЬ У КАЖДОГО ИЗ ВАС БУДЕТ ЦЕЛЬ! ПРИЛАГАЙТЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ УСИЛИЙ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ЕЁ ОСУЩЕСТВИТЬ.

Цель: Развитие потенциальных возможностей учащихся в процессе общения, совершенствование навыков общения, необходимых для осуществления совместной интеллектуальной деятельности. Формирование ключевых компетенций(ценностно-смысловой ориентации в мире, гражданственности, самосовершенствования,

саморазвития, в общении, социального взаимодействия; познавательной деятельности, компетентности деятельности; информационных технологий.)

Исследование своих личностных качеств, своих .

Совершенствование навыков межличностного взаимодействия.

Развитие рефлексивных возможностей учащихся и навыков подачи и приема обратной связи.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя образовательная школа п. Знаменский Ивантеевского района Саратовской области»

Практикум с элементами тренинга

« ПОЗНАЙ СЕБЯ»

социальный педагог- психолог

Терновенко В.Н.

Тема: «Познай себя»

Цель: Развитие потенциальных возможностей учащихся в процессе общения, совершенствование навыков общения, необходимых для осуществления совместной интеллектуальной деятельности. Формирование ключевых компетенций(ценностно-смысловой ориентации в мире, гражданственности, самосовершенствования,

саморазвития, в общении, социального взаимодействия; познавательной деятельности, компетентности деятельности; информационных технологий.)

Задачи:

Исследование своих личностных качеств, своих интеллектуальных возможностей .

Совершенствование навыков межличностного взаимодействия.

Развитие рефлексивных возможностей учащихся и навыков подачи и приема обратной связи.

Форма проведения: практикум, с элементами тренинга.

Подготовительная работа: использование ТСО(презентация),бланки, магнитофон, краски, плакат, график, бланки с именами, подарки.

Ход занятия

  1. Здравствуйте! Я рада вас видеть на нашем занятии. Вы видите, что наше занятие немного необычное. И проходить оно будет в виде игр, психогимнастических упражнений, тестирования и дискуссий.

Наше занятие направлено на познание самого себя, на исследование и развитие личностных качеств человека, на развитие рефлексивных ваших возможностей.

Для человека, нет ничего более интересного, чем люди./В.Гумбольт/

А к своей личности он испытывает повышенный интерес. Кто я? Что я?- задаем мы себе вопрос.Зачем, для кого и для чего я в этом мире, что я могу, на что я способен, как изменить себя? Такие вопросы все чаще и чаще возникают в нашей голове.

1. Упражнение « Цветопись» (2 мин) (Развитие компетентности саморазвития, самосовершенствования, личностной рефлексии)

И сегодняшнее самопознание мы начнем с упражнения

« Цветопись». Вам нужно при помощи цвета определить ваше эмоциональное состояние в данный момент

При помощи этой цветовой матрицы вы заполняете таблицу. Напротив своего имени поставьте соответствующий цветной кружок.

Стимульный материал.

Цвет

Символ настроения

Красный(к)

Восторженное, активное

Оранжевый(о)

Радостное, теплое

Желтый (ж)

Светлое. приятное.

Зеленый (з)

Спокойное, уравновешенное

Синий(с)

Грустное, печальное

Фиолетовый(ф)

Тревожное, неудовлетворенное

Черный (ч)

Унылое, упадочническое

Белый (б)

Трудно сказать.

Обработкой результатов займутся два эксперта.

  1. - Что же такое личностные качества?(2 мин )(Развитие компетенции в общении)

Это взгляды, убеждения, и такие черты характера, которые отражают отношение человека к жизни и оказывают влияние на его поведение в обществе.

Например, если ты человек сильной воли, это твоя черта характера. Если у тебя есть собственное мнение, и ты всегда поступаешь честно и этично - это твой стиль жизни.

Что же представляют собой личностные качества.

3. Результаты экспертов.

Давайте заслушаем наших экспертов, какое эмоциональное состояние в нашей группе на данный момент.

4 . Вы знаете, что бы начать общаться с человеком, нужно с ним познакомиться.

2 Упражнение « Знакомство» (5 мин).(Развитие компетенции познавательной деятельности, самосовершенствования, компетентности деятельности)

Перед вами бланки знакомства.

Обсуждение бланков ответов.

Прочитайте визитки ваших друзей. Теперь вы прекрасно понимаете,какие личностные качества вы хотите развить в себе./ Обсуждение. /

3.Эксперимент « Моя самооценка »(Компетенции сарегулирования, ценностно-смысловой ориентации в мире)

Никто не знает о нас столько дурного, как мы сами,

И никто так хорошо не думает о нас, как мы сами.

Знаете ли вы о своих достоинствах и недостатках.

Как вы думаете у вас больше положительных или отрицательных качеств?

Внимательно прочтите помещенные в рамочки слова,

Характеризующие определенные черты характера.

Заполните таблицу, поместив в первый столбик качества, характеризующие идеального человека: во второй, те качества, которыми идеальный человек обладать не должен.

Обработка результатов.

Обработка результатов и выводы:

К « 1» - заниженная,

К « 0.5» - нормальная

Обсуждение тестирования.

Давайте сделаем выводы.: Что показало тестирование.?

/Тестирование показало, что в нашей группе есть люди как с завышенной самооценкой, так и с заниженной /.

Люди с заниженной самооценкой склонны сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди чаще всего не уверены в себе, им трудно дается принятие решения. Сравнивая себя с другими, видят в себе больше недостатков, чем достоинств.

Если вы искренне отвечали и у вас идеальное «Я» мало чем отличается от вашего «Я», то у вас завышенная самооценка, т.е такие люди уверены в своей непогрешимости, с ними очень сложно взаимодействовать. так, как они не готовы « слышать других».

Жизнь- это не то. что происходит с нами, это то. что мы можем сделать с ней, Вместо того, чтобы принимать жизнь такой какая она есть, почему бы не начать жить так как хочешь ты. Начни с небольшого, но главного - измени отношения к себе.

И изменение мы начнем с нашего физического состояния.

4.Упражнение « Сохраняем силы».(Компетенции здоровьесбережения)

Делая выдох спокойно, не торопясь, сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите это 5 раз, с закрытыми глазами, встаньте и сделайте выдох,слегка потрясите руками, сбросьте все напряжение.

Что вы почувствовали?

5.Упражнение « Умей ответить НЕТ»(Компетенции здоровье сбережения, социального взаимодействия, деятельности, гражданственности, познавательной деятельности)

Вам нужно, разбиться на группы. И обыграть данные ситуации при этом одни должны убедить согласиться других. А другие должны отказаться.

1.ситуация

2.ситуация

3.Ситуация

Идет обсуждение.

Кому было трудно выполнять это, почему?

Кто из ребят был больше уверен в себе, почему вы так считаете?

Кто был не уверен?. В чем это проявлялось.

Кто был агрессивен? Как это проявилось.

Какие ощущения вызывают в вас эти три качества?/ уверенность - вызывает ощущение надежности. Агрессия-неприятие; неуверенность- жалость/ . В психологии существует алгоритм двух «ОО» , Оптимальный Отказ.(Я-сообщение,+ отказ+ аргумент + встречное предложение) Например: Мне приятно, что ты меня пригласил на вечеринку, но я не могу пойти, так как мне нужно выполнить просьбу мамы, давай я приду в следующий раз.

6 Упражнение « Комплимент»(Компетенция социального взаимодействия, общения)

Умение увидеть и развить в себе сильную сторону возможно только через доброжелательные взаимоотношения. И сейчас мы попробуем проверить насколько вы можете видеть хорошее,друг в друге.

Посмотрите внимательно на рядом сидящего друга и скажите какая черта характера, привычка вам нравится в этом человеке, при этом подарите подарок с пожеланием, если он есть, а сидящий должен поблагодарить и так по кругу.

7.Проектный рисунок(Компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире, самопознание. самосовершенствование)

Перед вами плакат, вам нужно молча при помощи краски и кисти вылить ваше эмоциональное состояние нарисовав картину. После чего вы подходите и отмечаете цветными фишками свое состояние у экспертов.

7. Рефлексия.

Вот и закончилось наше занятие.

Расскажите о своих впечатлениях, (понравилось вам занятие?)

Какая работа вам понравилась больше всего, Почему, именно этот момент?

В чем была трудность.

Что вы для себя открыли нового?

Что ощущаете вы сейчас. Какими чувствами вы наполнены?

(Если устали- то вы не раскрылись, если вам хорошо-то для вас одного занятия достаточно, все зависит от вашего желания познать себя)

Спасибо за работу! Чтобы познать мир, надо сначала познать себя, дерзайте и будьте счастливы!

Приложение к тренингу.

  1. Работа для экспертов.

Упражнение « Цветопись»

Обработка результатов. Каждый цветовой показатель имеет свое цифровое обозначение:

Красный – +3; оранжевый-+2; желтый-+1; зеленый-0; синий -минус 1; фиолетовый -минус2; черный – минус 3, белый не принимается в вычислениях. Строится график эмоционального состояния. На начало занятия и конец занятия.

Приложение №2

Заполните таблицу, поместив в первый столбик качества, характеризующие идеального человека: во второй, те качества, которыми идеальный человек обладать не должен

Из первых и вторых столбцов выбери и подчеркни те черты характера, которыми тебе кажется, обладаешь ты.

Обработка результатов.

Из первых и вторых столбцов выбери и подчеркни те черты характера, которыми тебе кажется, обладаешь ты.

Число положительных черт, которыми ты себя наделил, подели на число слов, помещенных в столбце № 1.

Если результат близок к « единице» , скорее всего, ты себя переоцениваешь.

Если результат близок к « нулю» - это свидетельство недооценки и повышенной самокритичности.

При результате, близким к « 0, 5» , ты можешь сделать вывод, что у тебя нормальная самооценка.

Аналогично сравни отрицательные качества со столбцом №2 .

Результат, близкий к « 0»- завышенная самооценка,

К « 1» - заниженная, -к « 0.5» - нормальная

Упражнение « Умей ответить « Нет»

1.ситуация .Тебе предлагают сбежать с урока, погулять с друзьями, но у тебя другие планы.

2.ситуация Твои друзья просят тебя выпить пива, поддержать их.

3.Ситуация . Незнакомые тебе люди просят тебя помочь им показать дорогу, приглашая тебя сесть в машину, вам не хочется выглядеть невежливым, но вы опасаетесь.