Женщины-революционерки: воинствующие мужененавистницы или нежные любовницы? Женщины в революции

Этим текстом редакция сайт открывает серию материалов, посвященных столетней годовщине Октябрьского переворота 1917 года, который стал поворотной точкой в русской истории. Сегодня – о женщинах-революционерках, чьи судьбы разбились о волну террора.

До 1917 года у русских женщин было немного вариантов будущего. Либо замуж, либо – одна из немногих доступных тогда вариантов профессии (учительницы, акушерки или врача). Многие из них начинали с «хождения в народ», чтобы улучшать жизнь крестьян и рабочих, просвещать их – но, разочаровавшись и испытав давление властей, обращались к революционной деятельности и террору.

Вера Засулич – первая русская революционерка-террористка

Вера Засулич родилась в 1849 году в Смоленской губернии в небогатой дворянской семье. После окончания московского пансиона она получила диплом домашней учительницы, а вскоре переехала в Петербург, где и примкнула к революционным кружкам. Ее неоднократно высылали из столицы, два года Засулич провела под арестом по нечаевскому делу (история кружка Нечаева легла в основу романа «Бесы» Достоевского).


В 1878 году Вера Засулич пришла на прием к петербургскому градоначальнику Федору Трепову (редакция узнайвсё.рф уточняет, что полугодом раньше Трепов приказал высечь розгами политзэка Боголюбова) и ранила его выстрелом из револьвера. За такое преступление полагалось от 15 до 20 лет каторги, однако суд присяжных вынес оправдательный приговор. Процесс над Засулич получил всемирный резонанс; знаменитый писатель Оскар Уайльд даже написал свою первую пьесу «Вера, или Нигилисты» по мотивам этой истории.


Буквально на следующий день власти спохватились и приговор был опротестован, однако Засулич успела скрыться у друзей, а затем и покинуть страну. Как ни странно, ярая террористка Вера Засулич за время эмиграции разочаровалась в терроре и стала резко агитировать против такого метода революционной борьбы. В Россию Засулич вернулась в 1905 году. Во время Октябрьского переворота она сперва приняла случившееся, но затем резко критиковала Ленина и его партию, будучи меньшевичкой. Умерла Засулич в 1919 году от пневмонии. Ей было 69 лет.

Геся Гельфман – участница покушения на Александра II

Геся Гельфман росла в обеспеченной еврейской семье и ни в чем не знала отказа. В 16 лет ее решили отдать замуж за финансового партнера отца – богатого лесопромышленника. Геся не пожелала выходить замуж по расчету и в последнюю ночь перед свадьбой бежала из дома. Она оказалась в Киеве. В начале 1870-х, будучи слушательницей акушерских курсов при университете, она увлеклась революционными идеями и примкнула к кружкам социалистов.


Ее квартира была явочной для подпольщиков. В 1875-м Гельфман арестовали. Три с половиной года она провела в Петербурге – полтора из них в ожидании суда, а после его окончания приговором по делу народников ее осудили к принудительным работам. После отбывания наказания Гесю Гельфман выслали из столицы, но она бежала из-под надзора и вернулась в Петербург.


Там она присоединилась к террористической группе «Народная воля», жила в динамитной мастерской на Тележной улице. Именно там были сделаны бомбы, которые использовались при убийстве Александра II в марте 1881 года. Когда после покушения на квартиру пришли с обысками, муж Гельфман, Николай Саблин, успел застрелиться, а Геся была арестована.


Ее не повесили вместе с остальными пятью народовольцами, так как она была беременна. Казнь заменили каторгой, но вскоре после тяжелых родов Геся Гельфман умерла от перитонита в тюремной больнице. Это случилось в 1882 году, Гельфман не было и тридцати лет.

Мария Спиридонова - участница боевой организации эсеров

Тяжелая судьба Марии Спиридоновой дала основания называть ее «революционеркой-великомученицей». В боевое крыло эсеров Спиридонова пришла в начале 1900-х. В 1906 году она стреляла в советника тамбовского губернатора Луженовского. Эсерка выпустила в него пять пуль и собиралась застрелиться шестой, но подскочившие казаки оглушили ее прикладами.


После ареста Спиридонову жестоко избили и изнасиловали: сообщения об этом вызвали волну возмущения, о страданиях Спиридоновой была сложена песня, ушедшая в народ. В ожидании казни – эсерку должны были повесить – она слепила из хлеба куколку, подвесила ее за нитку и готовилась к смерти, боясь, что не сможет принять ее достойно. Редакция сайт уточняет, что через 16 дней пытки ожиданием ей сообщили, что казнь заменена каторгой.


Наказание Мария Спиридонова отбывала в Нерчинске, с другими террористками, а также уголовницами. После Февральского переворота в 1917 году она вернулась в Петроград и заняла место во Временном правительстве. После прихода к власти большевиков Спиридонову вновь арестовали, и остаток жизни она провела в тюрьмах и ссылках. 11 сентября 1941 года она была расстреляна в лесу под Орлом вместе с другими политзэками орловской тюрьмы – в начале Великой отечественной так поступили со многими «политическими».

Зинаида Коноплянникова: «На белый кровавый террор мы ответим красным...»

Социалистка Зинаида Коноплянникова окончила бесплатную женскую гимназию в 1899 году и, по правилам, должна была отработать четыре года в одной из школ «по распределению». Так она прожила три года в Гостилицах, откуда началось ее «хождение в народ». Коноплянникова учила, готовила спектакли, а между делом вела революционную агитацию среди крестьян.


В 1903 году ее арестовали за пропаганду и посадили в Трубецкой бастион Петропавловской крепости. В общей сложности, с перерывами она отсидела более года - и только ожесточилась. После выхода из крепости Коноплянникова примкнула к летучему отряду социалистов-революционеров, а в августе 1906 года на станции Новый Петергоф расстреляла из браунинга генерал-майора Мина, который участвовал в подавлении восстания 1905 года.


Зинаиду Коноплянникову арестовали на месте и уже через 10 дней приговорили к повешению, Считается, что в ответ она заявила о «красном терроре», который станет ответом на действия властей. Коноплянникову повесили утром 29 августа в Шлиссельбургской крепости. Очевидцы рассказывали, что 27-летняя приговоренная шла на смерть, «будто на праздник».

Ирина Каховская - репрессированная революционерка

Ирина Каховская училась в женском педагогическом университете, а революционными идеями увлеклась в 1905 году, услышав речь Максима Горького. Она была арестована и сослана в Восточную Сибирь - наказание отбывала вместе с Марией Спиридоновой и другими эсерками.

Остаток дней Ирина Каховская провела в Малоярославце

В 1925 году заступиться за Каховскую было больше некому. Ее арестовали снова, и следующие 45 лет она провела в тюрьмах и ссылках. После смерти Сталина в 1953 она переехала из Уфы в Калужскую область и прожила там остаток дней.

Редакция сайт будет продолжать публиковать материалы, приуроченные к столетней годовщине Октябрьской революции 1917 года.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

В 2017 году исполняется 100 лет двум великим русским революциям - Февральской буржуазно-демократической и Октябрьской социалистической. «Апрель» рассказывает о женщинах, которые самым непосредственным образом повлияли на ход российской истории.

1. Надежда Крупская

«Первая леди» русской революции Надежда Крупская начинала, как и многие её единомышленники: занималась обучением рабочих в вечерней школе, вела пропаганду, участвовала в марксистских сходках. На одной из подобных встреч в 1894 году она и познакомилась с будущим вождем русских якобинцев.

В 1895 году, Ульянова, Крупскую и других членов новообразовавшегося «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» арестовали и после многомесячного тюремного заключения выслали подальше из столицы. Ленина командировали в село Шушенское, в Сибири.

Надежде, которая по предписанию суда должна была отправиться в Уфу, разрешили поехать вслед за возлюбленным. Правда, уже в 1898 году власти поставили условие: либо молодые венчаются, как положено по закону - в церкви, либо Крупская едет в Уфу. Ленин не хотел расставаться со своей Наденькой. Так и поженились.

С тех пор Крупская сопровождала Ильича во всех его ссылках и эмиграции, работала секретарем ЦК партии и личным секретарем вождя международного пролетариата, занималась переводами, преподаванием, участвовала в работе партийной прессы.

После Октябрьской революции Крупская взяла на себя вопросы коммунистического воспитания детей, была главой Главполитпросвета и разрабатывала методики работы пионерской организации, комсомола и союза рабочей молодежи. После кончины вождя Надежда Константиновна занималась культурно-просветительской работой: инициировала открытие музеев, писала книги об истории партии и Ленине, а также труды по педагогике.

В 30-е годы, оставаясь членом Центрального исполнительного комитета СССР, Крупская критиковала руководство партии, пыталась противостоять сталинским методам коллективизации, ходатайствовала за репрессированных и детей «врагов народа», однако всё безрезультатно - реальной власти вдова Ленина не имела. В 1939 году Надежды Константиновны не стало.

«Владимир Ильич мог найти красивее женщину <…>, но умнее, чем Надежда Константиновна, преданнее делу, чем она, у нас не было…», - писал о Крупской революционер и близкий друг Ильича Глеб Кржижановский.

2. Клара Цеткин

Политическая борьба была у Цеткин в крови. Её дед по материнской линии Жан Доминик входил в число активных участников Французской революции 1789 года, а мать Жозефина Виталь общалась с предводительницами немецкого женского движения Луизой Отто-Петерс и Августой Шмидт.

К моменту знакомства с Лениным в 1907 году Цеткин являлась одним из наиболее ярких представителей радикального крыла Социал-демократической партии Германии. Она активно боролась с ревизионизмом в среде немецких марксистов и выступала в роли главреда партийной газеты для женщин «Равенство».

Мнение Цеткин по ряду принципиальных вопросов расходилось с позицией Ильича. Те же «вопросы пола и брака» Ленин считал недостаточно существенными для того, чтобы делать их предметом главного внимания политического преподавания и просветительской работы в пролетарской среде. Однако, несмотря на это, немецкая революционерка на долгие годы стала одним из самых близких товарищей Ленина по революционной борьбе.

«Владимир Ильич очень любил и ценил Цеткину (написано, как в оригинале - прим. ред.) как страстную революционерку, как марксистку, хорошо глубоко понимающую учение Маркса, как борца с оппортунизмом II Интернационала, и он очень любил говорить с ней «по душам» на те темы, которые его очень занимали, поговорить в тех разрезах, в каких он официально не выступал», - писала в своих воспоминаниях Надежда Крупская.

Посетив Советскую Россию первый раз в 1920-м году, Цеткин с каждым годом все реже и реже бывала у себя на родине. А после поджога Рейхстага в феврале 1933 года, она навсегда покинула Германию, перебравшись в Союз. Скончалась революционерка летом того же года в подмосковном Архангельском.

3. Роза Люксембург

Свою революционную деятельность Люксембург начала еще в 1880-е годы. Спасаясь от преследования официальных властей, в 1889 году Розе пришлось покинуть родную Польшу. Дальше были годы скитаний по Европе, множество арестов и тюремных заключений, и, наконец, Германия, где ей удалось найти поддержку единомышленников и примкнуть к мощному рабочему движению.

В 1906 году увидела свет брошюра Люксембург под названием «Массовая забастовка, партия и профсоюзы», посвященная опыту Первой русской революции. Этот текст получил высокую оценку Ленина. Уже год спустя на съезде Второго интернационала Люксембург вместе с Ильичем внесла ряд поправок в резолюцию Бебеля об отношении к милитаризму. Немецкая социалистка и будущий вождь мирового пролетариата сошлись во мнении, что в случае начала войны необходимо использовать порождаемый ею кризис для свержения господства буржуазии.

Война, как известно, началась. В годы Первой мировой Люксембург возглавляла леворадикальную оппозицию немецкой социал-демократии и вела активную агитационную работу, направленную против милитаризма, чем спровоцировала еще ряд арестов.

После заключения мира в 1918 году силами леворадикальных социалистов (Люксембург в том числе) была создана Коммунистическая партия Германии, которая в январе 1919 года поддержала Восстание спартакистов, ставшее одним из ключевых событий немецкой Ноябрьской революции.

Это стало последней каплей в отношениях Розы с правящей верхушкой. Центральный орган СДПГ назначил награду за головы лидеров Компартии. Через три дня после окончания восстания Люксембург убил один из конвоиров, сопровождавших её в тюрьму.

4. Инесса Арманд

Инесса Арманд присоединилась к рабочему движению в начале 1900-х годов. В 1904 году, впечатлившись работой Ленина «Развитие капитализма в России», она вступила в РСДРП и наравне с товарищами по партии участвовала в революционных событиях 1905 - 1907 годов.

С будущим вождем революции Инесса познакомилась не то в Париже, не то в Брюсселе. Между однопартийцами сразу установились близкие, доверительные отношения. Говорят, Ленин даже обращался к ней на «ты» - такой чести прежде удостаивалась лишь супруга Ильича.

Еще при жизни вождя ходили слухи, что подобная перемена в его поведении не случайна. Шептались, что у Ленина с Арманд был роман, что якобы Крупская, видя происходящее, даже предлагала мужу развод. Историки прозвали Инессу «любовницей революции». Так или иначе, ясно одно - соратники по революционной борьбе явно испытывали друг другу теплые чувства.

В эмиграции Арманд вела агитацию среди местного пролетариата и переводила работы Ленина. Кроме того, Инессу интересовал женский вопрос: она написала статью с синонимичным названием, в которой призывала отказаться от традиционных брачно-семейных отношений в пользу большей личной свободы супругов.

В Союзе Арманд возглавляла женский отдел ЦК партии, в 1920 году организовала первую Международную женскую коммунистическую конференцию. Однако активной работе на благо трудящихся мешало слабое здоровье Инессы - сказались издержки революционной борьбы. Поэтому в том же году Ленин решил отправить Арманд в санаторий на Кавказ. Это путешествие стало роковым для Инессы: на обратном пути она подхватила холеру и за два неполных дня угасла.

«Он не мог пережить Инессу Арманд. Смерть Инессы ускорила его болезнь, ставшую роковой…», - писала революционерка Александра Коллонтай.

5. Александра Коллонтай

Александра Коллонтай с юности отличалась независимыми взглядами. Всё началось в 1893 году, когда красавица и генеральская дочка в пику родителям вышла замуж за бедного офицера Владимира Коллонтая, изрядно расстроив всех «перспективных женихов» и воздыхателей (один из них даже застрелился от горя).

Впрочем, этот роман длился недолго. Тогда же в 1890-е годы Шурочка, благодаря знакомству с марксисткой Еленой Стасовой, не на шутку увлеклась социалистическими идеями. Любовь к революционной борьбе оказалась сильнее любви к супругу. В 1898 году, бросив мужа и сына, Коллонтай отправилась на учебу в Швейцарию.

Дальше была череда заграничных поездок, в которых Александра все больше проникалась марксисткой идеологией: как и все партийные, она занималась активной пропагандой среди трудящихся, читала публичные лекции, общалась с представителями рабочего движения Европы.

Во время революции 1905 года Коллонтай познакомилась с Лениным и продолжила заниматься политической борьбой, но уже на более высоком уровне. За годы, проведенные за границей, она успела побывать на нескольких международных социалистических конгрессах, а также совершила две агитационные поездки в Штаты.

Параллельно с этой работой Александра писала публицистику и беллетристические тексты, посвященные образу «новой женщины» - интеллектуально и материально независимой, разносторонней личности, состоящей в равноправных отношениях с мужчинами:

«Буржуазная мораль требовала: все для любимого человека. Мораль пролетарская предписывает: все для коллектива! Эрос займет достойное место среди членов трудового единения. Пора научить женщину брать любовь не как основу жизни, а лишь как способ выявить свое истинное я».

После февральской революции Коллонтай вернулась на родину, где стала членом Центрального комитета партии большевиков. В октябре того же года она заняла пост Народного комиссара общественного призрения. При своем наркомате Александра создала Отдел по охране материнства и младенчества, кроме того, по её инициативе был создан женотдел при ЦК РКП (б).

В 1922 году Коллонтай снова уехала из России - уже в качестве полномочного представителя молодого государства. Говорят, причиной перевода Коллонтай на посольскую должность была её собственная инициатива: она только что рассталась со своим супругом Павлом Дыбенко и нуждалась в перемене обстановки.

Следующие пару десятилетий Коллонтай исполняла обязанности полпреда СССР в Швеции, Норвегии и даже успела поработать в Мексике. В 1945 году за несколько лет до смерти здоровье Александры серьезно пошатнулось, и ей пришлось оставить службу.

6. Мария Спиридонова

Мария Спиридонова примкнула к рабочему движению в начале 1900-х годов, сразу после окончания учебы в гимназии. Девушка была настроена очень радикально: она не просто решила заняться агитпропагандой, а сразу вступила в боевую организацию партии эсеров.

В 1906 году Спиридонова вызвалась осуществить убийство советника тамбовского губернатора Луженовского, создавшего в губернии отделение национально-монархической организации «Союз русских людей» и прославившегося особой жестокостью в усмирении крестьянских волнений.

Убийство произошло на вокзале Борисоглебска. Выпустив в чиновника 5 пуль, Мария, что называется, потеряла голову. Что именно случилось - доподлинно неизвестно. По одной из версий, у неё случилась истерика: девушка бегала по платформе, выкрикивая: «Я убила его!». По другим данным, Спиридонова пыталась застрелиться. «Представление» закончилось в тот момент, когда девушку оглушил прикладом подбежавший казак.

Полицейские, задержавшие революционерку, на допросах жестко избивали её и пытали, а в вагоне, транспортировавшей преступницу в Тамбов, девушку изнасиловали. Суд приговорил террористку к смертной казни через повешение, 16 дней она провела в ожидании экзекуции. Однако в последний момент Спиридонову помиловали: казнь была заменена бессрочной каторгой.

После Февральской революции Мария, как и другие политзаключенные, попала под амнистию. Благодаря своей насыщенной биографии и ореолу «великомученицы», по приезду в Москву она быстро завоевала авторитет среди однопартийцев. Спиридонова стала членом оргбюро левой фракции ПСР, вела пропаганду среди военных и рабочих, призывая к прекращению войны, передачи власти Советам, а земли - крестьянам.

Долгое время её взгляды во многом совпадали с программой большевиков. Однако весной-летом 1918 года Спиридонова резко изменила свою позицию. Она подвергла жесткой критике внешнюю политику Совета народных комиссаров (заключение Брестского мира), а также большевистские методы социализации земли.

«Сначала мы работали рука об руку с большевиками, часто делая уступки в партийных вопросах, чтобы не было разногласий. Но по вопросу о Брестском договоре произошло разногласие… и с этого времени начинаются совершенно другие условия работы», - говорила Спиридонова на пятом Всероссийском съезде Советов рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов.

Впрочем, работать ей не дали. Начиная с осени 1918 года, большую часть времени революционерка провела в тюрьмах. А в 1941 году, когда немцы наступали на Москву, Спиридонову расстреляли.

7. Лариса Рейснер

Ларисе Рейснер с детства было известно, что такое политическая борьба: её отец, профессор права, водил знакомства с лидерами европейского и российского рабочего движения: Карлом Либкнехтом, Августом Бебелем и Владимиром Лениным.

После окончания учебы в гимназии, девушка поступила в Психоневрологический институт и параллельно занялась литературным творчеством. Рейснер писала беллетристику модернистского толка и выпускала журнал «Рудин», призванный «клеймить бичом сатиры, карикатуры и памфлета все безобразие русской жизни».

После Октябрьской революции Лариса была личным секретарем первого наркома просвещения РСФСР Луначарского, а также трудилась в Специальной комиссии по учету и охране Эрмитажа и музеев Петрограда.

В 1918 году в карьере Рейснер случился крутой поворот: она подалась в разведчики. Отслужив комиссаром разведывательного отряда штаба 5-й армии, девушка получила повышение: её назначили комиссаром Генштаба Военно-Морского флота РСФСР. В 1918 - 1919 годах Лариса активно участвовала в боевых действиях, и в 1920-м году стала сотрудником Политуправления Балтийского флота.

Там же, на флоте, первая женщина-военный политик в истории устроила свою личную жизнь: она вышла замуж за командующего флотилией Федора Раскольникова, с которым позже отправилась налаживать дипломатические отношения с Афганистаном. Все это время Лариса не забывала и о писательском труде: под впечатлением от заграничной поездки родилась книга «Афганистан».

Позже, уже будучи в отношениях с Карлом Радеком, Рейснер побывала в Германии, откуда привезла книгу «Гамбург на баррикадах» и два сборника очерков: «Берлин в 1923 году», «В стране Гинденбурга». Дальше был Донбасс и произведение «Уголь, железо и живые люди».

Бывая в Петербурге все больше наездами, Рейснер тем не менее принимала активное участие в культурной жизни Северной столицы: крутила роман с Гумилевым, дружила с Блоком. Коллеги-литераторы, правда, не особенно жаловали писательницу. Считали, что талант Ларисы несколько уступает её выдающимся внешним данным.

Зимой 1926 года отважная революционерка решила отдохнуть от путешествий и ратных подвигов. К несчастью, московский «отпуск» оказался для неё опаснее всех морских сражений вместе взятых. Рейснер выпила стакан молока и скончалась от брюшного тифа.

Группа женщин-политзаключенных, освобожденных из Рыбинской тюрьмы


Из книги “The Red Heart of Russia” by Bessie Beatty, 1918

"Борьба в России была скорее борьбой людей, а не борьбой мужчин и женщин.
Во времена терроризма женщины потребовали себе права бросать бомбы наравне с мужчинами, и им они были предоставлены. С такой же щедростью правительство наградило их принудительным трудом в сибирской ссылке, и даже правом быть повешенными. Женщины щедро отдавали свои силы, свою кровь, так же бесстрашно и опрометчиво, как это делали их братья-нигилисты.

Когда в Россию пришла свобода, никто не оспаривал у женщин право на нее. Вместо того, чтобы стать феминистками, они стали кадеткам, эсерками, меньшевистками, максималистками, большевичками, интернационалистками…
Как и повсюду, государственные почести доставались в основном мужчинам, а мирские заботы - женщинам...

На большом демократическом сборище в Александринском театре я сосчитала количество мест, занимаемых женщинами.Там было 1600 делегатов, 23 из них были женщинами.
Там можно было наблюдать еще много женщин, но они все были за самоварами, предлагали чай и бутерброды с сосисками и икрой. Некоторые носили красные повязки, провожали мужчин на положенные места, писали стенографические отчеты о заседании и подсчитывали голоса. Это было так обыденно, что я даже затосковала по дому.

Революция не сократила тяжесть войны, которую несли на своих плечах русские женщины. Усилившаяся дезорганизация страны потребовала еще больших женских усилий по спасению семей от голода.
Они обрабатывали поля, ухаживали за скотом, мели улицы, чинили железнодорожные пути и стояли в бесконечные часы в очередях за хлебом и молоком для своих детей.
Они возлагали надежды на революцию также уверенно, как и мужчины, но говорить им об этом было некогда… Они были молчаливыми героинями революции, так же, как они были героинями войны, и несмотря на то, что у них были причины, им было некогда плакать.

Только пяти женщинам удалось взобраться на почетные места. Это были Екатерина Брешковская, Мария Спиридонова, Графиня Панина, Александра Коллонтай и мадам Биценко."


Екатерина Брешко-Брешковская

О мадам Брешковской Беccи Битти пишет с огромным уважением. Ее удивляет количество людей, посещающих Брешковскую в Зимнем дворце ежедневно. Кажется, что все политические ссыльные, вернувшиеся из Сибири, хотят с ней встретиться и поговорить.

Группа учителей Рыбинского коммерческого училища с Брешко-Брешковской

Однажды, после того, как от нее ушел очередной посетитель, она сказала американке:

“Это - мой друг, он провел двадцать лет в тюрьме. Он все еще силен духом, но мужчины не так сильны, как женщины. Думаю, они не могут долго страдать, у них не такие отважные сердца, они чаще падают духом.”
“Наши женщины хорошие, но они мало активны. Раньше нам всегда нужно было ждать разрешения. У нас не было свободы самостоятельных действий. Теперь, когда у нас такая свобода есть, у нас нет опыта.”


На взгляд Бесси Битти нет ни одной женщины так не похожей друг на друга, если не считать веру в революцию и бесстрашие, как Брешковская и Спиридонова.
Маленькая, легкая. хрупкая женщина оказалась одной из самых властных персон в этой огромной стране, “маленьким генералом крестьянской России”
По всем законам логики она должна была быть мертва, она была приговорена к смерти царским правительством, ее пытали, но она выжила и в Сибири.

”Я встретила ее на демократическом съезде в Александрийском театре. Она сидела в первом ряду, окруженная мужчинами, внушительные размеры которых еще больше подчеркивали ее хрупкость...

В чайной комнате в перерывах. пока сидели за самоваром или стояли в очереди за бутербродами, я имела возможность с ней поговорить. Она казалась трогательно болезненной и изможденной, сказала, что спит лишь два часа в день. К ней постоянно приходили крестьяне, которые ни с кем, кроме нее, не хотели говорить. Если она участвовала в работе съезда, и не принимала делегацию крестьян, то она была в редакции газеты, которая распространялась среди крестьян.
Когда Октябрьская революция свергла коалиционное правительство и поставила у власти большевиков, именно голос Марии Спиридоновой привел к союзу эсеров и большевиков.
Она считала, что быть в оппозиции народным комиссарам - все равно, что превратиться в контрреволюционеров.
Ей предложили место в кабинете министров, но она отказалась, считая, что она сделает большее, как лидер крестьянства.

Софья Владимировна Панина


"Первой женщиной, которая получила пост в кабинете министров, была графиня Панина , которая стала заместителем министра государственного призрения Временного правительства, затем - заместителем министра народного просвещения.

Графиня Панина была, наверное, лучшим представителем маленькой группы одухотворенных и высокоинтеллектуальных аристократов, выступающих против царского гнета. Она была бунтарем во времена автократии, но с усилением радикализма революционеров она с каждым месяцем становилась все консервативнее."


"Ее сменила Александра Коллонтай , большевичка. Я представляла Коллонтай большой женщиной с короткими темными стрижеными волосами и дерзкими манерами. Эта картинка сложилась у меня бессознательно под влиянием услышанных о ней историй.
На самом деле она была среднего роста, с большими светло-голубыми глазами и вьющимися каштановыми волосами, тронутыми сединой, завязанными в узел на затылке. Она была арестована после июльских беспорядков, когда была предпринята попытка обвинить Ленина и Троцкого в работе на немцев, но ее выпустили за недостатком доказательств.

Заседание Совнаркома, 1917 год.Коллонтай сидит справа от Ленина.
За её спиной слева стоит Сталин, справа Дыбенко.


Впервые я встретила ее в Смольном…Большевики пытались сформировать первый Совет народных комиссаров. Коллонтай упомянули как министра социального обеспечения. Один из моих друзей представил меня и мы вместе выпили чаю…

“Вы собираетесь быть министром?”,- спросила я ее.
“Конечно, нет”,- засмеялась она
“Если бы я была министром, я бы стала такой же бестолковой, как все министры”
Несмотря на возражение, через несколько дней ее назначили на пост министра общественного призрения

Через несколько месяцев после этого я пошла к ней, чтобы спросить о возможностях распределения сгущенного молока, которое Красный крест получил из Америки. Я, грешным делом, напомнила ей о том разговоре.
“А я становлюсь бестолковой”,- сказала она
“Но, что же делать, нас так мало!”
<…>
Она сменила название министерства с “общественного призрения” на “социального обеспечения”, чтобы приблизить его к советской идее об обеспечении, как праве, а не подарке.
Доход министерства увеличился в несколько раз, благодаря монополии на игральные карты. Они продавались по тридцать рублей. Коллонтай повысила эту цену до трехсот шестидесяти, считая, что карты - не насущная необходимость, а потому их можно обложить большим налогом…

Когда Коллонтай вступила на пост, чиновники устроили забастовку и захватили ключи от казны. В течение двух недель местонахождение ключей было неизвестно. Коллонтай послала за красногвардейцами и матросами, тогда ее приказам, подкрепленным штыками, стали повиноваться.
Она реорганизовала работу министерства снизу доверху, установив демократические порядки, дала каждому работнику право голоса. В департаменте трудилось четыре тысячи младших наемных работников с мизерными зарплатами, в то же время их начальники получали по 25 тысяч рублей в год. Она пересмотрела систему оплаты так, что в месяц стали платить не больше 6оо рублей.


Коллонтай с беспризорниками, 1918 г.


В стране было два с половиной миллиона увечных солдат и еще четыре миллиона больных и раненых, все они, и еще полмиллиона детей стало находиться под присмотром ее министерства.
Детская смертность в России -= самая высокая из так называемых цивилизованных стран. Коллонтай, чтобы исправить эту ситуацию, открыла Дворец материнства, где были устроены выставка о материнстве и курсы подготовки к родам. Она планировала распространить такие дома по вей России. В этот дом будущие матери могли прийти за 8 недель до рождения ребенка и оставаться там 8 недель после его рождения, в то время как другие матери подменяли их в семьях, ухаживая за другими детьми.
Некоторые меры были приняты Советом народных комиссаров для защиты материнства под руководством Коллонтай. Рабочий день для работающих матерей был сокращен до четырех часов, был введен обязательный отпуск перед родами и после них.


А..Коллонтай (в верхнем ряду в центре) среди детей детского сада ее имени во время эвакуации из Киева. 1919 г.


“Маленькие республики” были организованы для детей старшего возраста, где было введено самоуправление.
Социальные программы содержали адекватную компенсацию жертвам войны, многие из которых были вынуждены побираться на улице.

Все это требовало огромных затрат, и я спросила мадам Коллонтай, каким образом возможно достать столько денег.
“Мы нашли деньги на войну “,- сказала она
“Мы найдем деньги и на это”.



На Международной женской конференции, 1921


Она заявила, что взяточничество в министерстве достигло миллионов рублей, и его искоренение поможет осуществлению многих из ее планов. Она также предложила реквизировать ценности монастырей, которые являлись хранилищами несказанного богатства по количеству земель и драгоценностей. Она предложила превратить их в детские дома и приюты.


Биценко Анастасия Алексеевна


Мадам Биценко , пятая из этой группы, была единственной женщиной в мирной делегации в Брест-Литовске. Мирная делегация уехала из Петрограда за несколько дней до того, как я узнало о том, что в делегации присутствует женщина…


Первый ряд (слева направо): Л.Каменев, А.Иоффе, А.Биценко. Стоят (слева направо): В.Липский, П.Стучка, Л.Троцкий, Л.Карахан. Декабрь 1917


Знакомый рассказывал о делегации,как об обычном явлении. Я спросила его, почему он не сказал о том, что в делегации есть женщина. “Я не знаю”, -сказал он. И это было типично русское отношение. Никому и в голову не пришло удивиться, обнаружив женщину во власти.
Не существовало больше предубеждений против равенства полов, ни у мужчин, ни у женщин.
"

Считается, что во время революции 1917 года русские женщины стояли в стороне. В это время в России не было явного феминистского движения, да и на передовой машины перемен они не стояли. Действительно, женщины не зажгли искру Октябрьской Революции, но были ее движущей силой. Материал о вкладе русских женщин в революцию появился на американской портале Jacobin, который, как указано в описании, является "ведущим голосом американских левых":

В 1917 году, в Международный Женский День работницы текстильной промышленности вышли на забастовку в Выборгском районе Петрограда. Оставив станки, сотни женщин пошли от фабрики к фабрике, призывая других присоединиться к ним, а также вступая в столкновения с полицией и солдатами.

Женщины, не получавшие нужной квалификации, работавшие по 12-14 часов в антисанитарных условиях за маленькую зарплату, требовали солидарности. Прежде всего, действий со стороны рабочих мужчин, которые были заняты на хорошо оборудованных фабриках и считались наиболее сознательной и ответственной частью населения, обладавшей большим влиянием в обществе. Женщина бросали палки, камни и снежки в окна фабрик, силой пробивались на их территорию и требовали прекратить войну и вернуть их мужей домой с фронта.

Согласно многим современникам и историкам, прежде, чем на сцену вышли многочисленные батальоны рабочих мужчин, и во главе с управляемыми мужчинами же политическими партиями заслонили собой женщин в той борьбе, именно этот женский бунт за кусок хлеба непреднамеренно начал бурю, уничтожившую царизм. Бунт без какой-либо теоретической подготовки, которым руководило чувство, в котором исключительно экономические требования достигались «примитивными», но проверенными временем методами протеста.

С самого начала февральских забастовок лозунги, направленные против войны, были прочно вшиты в ткань протестных движений. Отвага женщин, их непреклонность и методы борьбы, которые они избирали, говорили о том, что они ясно видели, в чем состоял корень их проблем. Они понимали необходимость единения рабочего класса и важность привлечения и присоединения солдат, защищающих царистское государство, к бунту.

Позже Троцкий писал: Женщины сыграли огромную роль в налаживании отношений между рабочими и солдатами. Они с большим безрассудством, чем мужчины, взбирались на кордоны, хватались за винтовки, взывали, практически отдавали команду солдатам: «Опустите штыки - присоединяйтесь к нам!» Солдаты взбудоражены, им стыдно, они обмениваются тревожными взглядами, начинают колебаться. Кто-то решается первым, и штыки с виноватым видом поднимают над головами приближающейся толпы.


К концу 23 февраля, женщины смогли убедить солдат, охранявших трамвайные парки, и перевернутые вагоны превратились в баррикады. Причиной того, что солдаты поддержали женщин, был не нависший груз войны над армией, и даже не «заразительная» спонтанность протестов. Мужчины в бараках и женщины с фабрик, приехавшие в город из одних районов вели беседы и формировали отношения, стирая границы между рабочими и солдатами, что и позволило женщинам получить вооруженную поддержку.
Рабочие женщины твердо занимали свою позицию на передовой Февральской революции, которая закончилась уничтожением царизма. Они не только зажгли первую искру, но стали ее движущей силой, которая повела ее вперед, вопреки изначальным опасениям рабочих мужчин и многих революционеров.

Февральскую революцию называют спонтанной и в каком-то смысле это так: она не была спланирована и совершена революционерами. Однако, спонтанность это не то же самое, что отсутствие политической сознательности. Протесты рабочих женщин, штурмовавших фабрики Петрограда в то время, как и работники, и домохозяева были вынуждены стоять в очередях, чтобы прокормить родных, помогли избавиться от разделения между «экономически обусловленной» проблемой отсутствия хлеба и политически обусловленной проблеме завершения войны. Тяжелое материальное положение в итоге помогло направить недовольство голодом и бедностью в правильное русло. Причиной всего этого была война и политики, которые ее вели. Такие требования нельзя было удовлетворить без масштабных политических изменений в стране.

После февраля в течение 1917 года женщины во многих отношениях перестали принимать участие в развитии революционного движения. Исключением являются несколько выдающихся революционерок, такие как Александра Коллонтай, Надежда Крупская и Инесса Арманд, чья личная жизнь в качестве жен и любовниц обсуждается намного чаще, чем их вклад в теоретизацию революции и революционную деятельность.


Россия до 1917 года представляла собой преимущественно агрикультурное общество. Абсолютная власть царя поддерживалась и укреплялась церковью, что отражалось институте семьи. Религия главенствовала в вопросах свадьбы и развода, женщины на законном основании ставились в подчинение, считались собственностью, а не людьми. В известных русских пословицах встречалось такое отношение к женщинам: «Мне показалось, увидел двух человек, а это всего лишь мужчина со своей женой».

В 1896 году работницы текстильных фабрик приняли участие в забастовках и протестах против воинской обязанности перед Русско-Японской войной. А в революции 1905 года женщины сыграли значительную роль, когда работницы текстильных, табачных и кондитерских фабрик вместе с домработницами и прачками предприняли попытку образовать собственный союз в рамках общего бунта.

Последствия начавшейся Первой Мировой Войны сыграли ключевую роль в увеличении значимости женщин в политической и экономической жизни. Война разрушала семьи, что подводило конец жизням многих женщин. Миллионы мужчин были призваны на фронт, убиты или ранены, это вынуждало женщин самих обрабатывать земли, вести хозяйство и становиться частью городской рабочей силы. В 1914 году женщины составляли 26,6% рабочей силы, но уже к 1917 году это число достигло почти половины (43,3%). Даже в сферах, требовавших квалификации, количество женщин увеличилось. В 1914 году в металлургической промышленности женщины составляли лишь 3% рабочих, в 1917 - 18%.


При двоевластии, сложившемся в результате Февральской революции, протесты рабочих женщин не исчезли, но стали использоваться как часть процесса, в результате которого рабочий класс перешел на сторону Советов, а внутри социалистического движения к сентябрю оказал поддержку большевикам вместо умеренных социалистов - меньшевиков и эсеров.

Ожидания рабочих женщин и мужчин, надеявшихся на улучшение условий жизни после падения царизма, не оправдались, так как и правительство и Советское руководство не желали прекращать войну. К маю антивоенные митинги привели к распаду первого Временного Правительства и меньшевики совместно с эсерами создали политическую коалицию с либералами, которая по-прежнему выступала за участие в войне. Разочарование рабочих стало причиной продолжившихся забастовок, вновь возглавляемых женщинами.

Историки Джейн МакДермид и Анна Хиллиер описывали это так: С поддержкой других активисток из профсоюза, Гончарская заходила в одну за другой прачечные и убеждала работниц присоединиться к забастовке. Они заливали печи холодной водой. В одной из прачечных владелец напал на Гончарскую с гвоздодером, но ее спасли другие работницы, схватив его сзади.

После Февральской революции феминистки вновь начали выступать за всеобщее право голоса, и когда в июле они его добились, это стало значительным шагом вперед. Однако для большинства женщин право голоса мало что меняло в их жизнях. Нищета, долгие рабочие дни и борьба за сохранение целостности семьи никуда не пропали.

В 1908 Коллонтай писала: Какими бы радикальными ни были требования феминисток, нельзя забывать о том, что, исходя из их классовой принадлежности, они не могут бороться за то фундаментальное изменение в современной экономической и социальной структуре общества, без которого освобождение женщин невозможно достичь.

Для большинства крестьянок и женщин из рабочего класса вопрос угнетения и достижения равенства был далеко не абстрактным, а напрямую возникал из процесса борьбы за улучшение условий своих жизней и жизней своих мужей и детей, в которой они участвовали. Те из них, кто принял непосредственное участие в политике и стали более уверенными, зачастую вступив в партию большевиков, достигли этого в результате собственных коллективных усилий, направленных против войны и политиков. Усилий, которые фокусировались на неприятие голода, продолжения войны и борьбы за право владения землей.


Роберт Сёрвис утверждает: Программа Большевиков оказалась наиболее близкой к крестьянским и рабочим массам, а также к солдатам, когда во второй половине октября социальная напряженность и экономический упадок достигли пика. Но этого могло оказаться и недостаточно для Октябрьской революции.
Все это женам рабочих, крестьян и солдат приходилось переживать наравне с ними. Без поддержки неквалифицированного рабочего народа Петрограда, большинством из которого являлись женщины, Октябрьский переворот не преуспел бы.

Революция 1917 года была начата женщинами, они оказали огромное влияние на ее ход и в течение года устаревшие понятия о женщинах, как о существах низшего порядка, были вытеснены из общественного сознания.

Но Октябрьская революция, все же, не освободила женщин. Катастрофические лишения гражданской войны и искажения, которым подверглось Советское правительство, сделали это невозможным. Женщины практически не обладали позициями во власти, их редко избирали в государственные учреждения, а сексистские стереотипы не могли просто исчезнуть в бедственных условиях, последовавших за октябрем.
Во время революции, женщины не смогли в равной степени с мужчинами принять участие и сделать свой вклад в ход политического процесса на высочайших уровнях, но, будучи угнетенными, им удалось вопреки всем ожиданиям задать курс революционного движения.


Как писали МакДермид и Хиллиер: Действительно, разделение труда между мужчинами и женщинами осталось прежним, но, вместо того, чтобы утверждать, что женщинам не удалось бросить вызов доминированию мужчин, мы можем оценить искусность их маневра в отведенной им традиционной сфере, и какое значение он имел для революции.

Женщины были непосредственными участниками революции 1917 года, вместе с мужчинами творя историю. Они не были пассивными наблюдателями или аполитичными пустышками, и их участие сыграло важнейшую роль в борьбе с угнетением. Взгляд на революцию глазами женщины дает нам более глубокое понимание того, что остается наиболее переломным и важным историческим моментом для женщин.

Перед вами имена десяти знаменитых революционеров, многие из которых снискали вечную славу и стали национальными героями у себя на родине.

За популярным принтом на футболке стоит личность человека, чьё видение свободы было одновременно и романтичным, и бескомпромиссным. Эрнесто Гевара родился в 1928 году в семье аргентинцев, принадлежавших к среднему классу. Он узнал обо всех тяготах жизни бедняков Латинской Америки, когда получал медицинскую практику. Че Гевара поклялся изменить ситуацию, и впоследствии стал одним из деятелей Кубинской революции.

Среди всех исторических персоналий, в честь которых названы площади и бульвары Франции, имя Максимилиана Робеспьера по необъяснимой причине встречается реже остальных. Блестящий оратор и потрясающе умный человек, Максимилиан Робеспьер был одним из деятелей Великой Французской революции. После государственного переворота Робеспьер был казнён 28 июля 1794 года.

Интересно, как бы сложилась история 20 столетия, если бы восстание немецких левых сил 1918 – 1919 годов, значительную роль в котором сыграла Роза Люксембург, завершилось успехом? Роза Люксембург была одной из основательниц Союза Спартака, который выступал против Первой мировой войны, а впоследствии трансформировался в Коммунистическую партию Германии. На фото: Роза Люксембург в тюрьме в Варшаве в 1906 году Люксембург несколько раз попадала в тюрьмы за свою политическую деятельность.

На фото: Махатма Ганди со своими внучками в Нью-Дели, 1947 год. Махатма Ганди стал символом ненасильственного сопротивления после успешного применения его принципов и тактик в борьбе за независимость Индии от Великобритании. Ганди родился в семье индийцев, но получил свой первый опыт ненасильственного сопротивления в Южной Африке. По возвращении в Индию он организовал протестное движение рабочих и крестьян против земельных налогов. Ганди одержал победу в борьбе за независимость Индии, хотя и был против разделения Индии и Пакистана.

В настоящее время дела на Гаити идут не очень хорошо, однако, эта страна может похвастаться первым в истории восстанием против рабства со времён Спартака. Франсуа Доминик Туссен-Лувертюр был лидером Гаитянской революции 1791 года, в результате которой Гаити получило независимость.

Мэри Харрис или Мамаша Джонс, вошедшая в историю, как самая опасная женщина Америки, была учительницей и портнихой. Её дети и муж умерли во время эпидемии желтухи. Мэри Харрис была создательницей объединения «Индустриальные рабочие мира», боролась против эксплуатации детского труда и была одной из организаторов забастовок шахтёров и работников шелковой промышленности.

Джеймса Коннолли называют одним из отцов-основателей Ирландии, но его имя незаслуженно затерялось среди величайших европейских революционеров всех времён. Он основал Ирландскую социалистическую республиканскую партию, а в 1913 году вместе с Джимом Ларкиным организовал забастовку, которая спустя три года привела к Пасхальному восстанию, в котором принимала участие и его Ирландская гражданская армия.

Эмилиано Сапата был лидером Мексиканской революции 1910 года. Вдохновившись трудами революционера-анархиста князя Петра Кропоткина, Сапата стал бороться за земельные права крестьян. Армия освобождения юга Сапаты продолжила борьбу против землевладельцев даже после победы революции.