«Заставь его замолчать»: почему внутренний критик мешает нам жить и как его укротить. Как научиться слышать свой внутренний голос…

В переводе означает (англ. implicit speech, inner speech, covert speech) - беззвучная речь, возникающая, например, в процессе мышления в виде внутреннего голоса. Является производной формой внешней (звуковой) речи, приспособленной к выполнению мыслительных операций в уме. Что вы говорите себе, когда вы делаете ошибку или ненарочно что-то испортили? Некоторые в таком случае прокомментируют в слух, а некоторые обратятся к себе «внутренним голосом», некоторые вообще не обращаются к себе.

Для чего нужен внутренний голос?

Хотя речь в основном используется для общения с другими людьми, она также является средством общения с самим собой. Обращение самому себе означает, что мы разделены на две части, на ту которая посылает сообщение, и на вторую половину нас, которая должна принять посланную информацию. Некоторые рассматривают это как обращение одного «я», второму «я».
Во многих случаях внутренний голос фактически является монологом, когда одна часть личности комментирует вторую часть личности. Вторая часть личности слышит комментарий, но не отвечает на него, а более пассивно слушает и позволяет повлиять на неё. Комментарий самого себя и своих действий может включать в себя критику или похвалу.
Очень часто люди себя комментируют с негативной стороны, в определенных ситуациях снова и снова указывают стереотипные унижения самого себя и негативные стороны или действия. Например, когда что-то не так, самому себе могут сказать «ты идиот неспособный» или «ты совсем неспособный, посмотри на других».
Именно в этом и суть, что человек говорит себе в определенных ситуациях, особенно стрессовых, и это указывает на то какое отношение человек имеет к самому себе. Очень часто оказывается, что это очень негативное и пренебрежительное отношение к самому себе. Основываясь на содержание внутреннего голоса, можно предположить что кто-то имеет негативное отношение к самому себе. Отношение к себе безусловно, можно и нужно поменять, особенно если это негативное и пренебрежительное отношение.

  • принять себя как достойного человека это не означает что нужно принимать все свои действия.
  • развить чувство собственного достоинства, быть готовым исправить свои ошибки или неправильное поведение.
  • меняя своё отношение к самому себе, внутренний голос становится другим, более здоровым, потому что включает в себя более реалистичную критику и в нужной ситуации поощряет свои действия.

В отличии от заявлений, содержащих требования, которые заставляют их помнить и повторять, заявления, содержащие вопросы, мотивируют человека думать и искать ответ на этот вопрос. Поэтому, в стрессовой ситуации лучше задать себе вопрос, чтобы помочь себе думать и получить лучший ответ на стрессовую ситуацию. Это могут быть вопросы: Что происходит сейчас? Насколько важно то, что происходит? Что бы другие хотели чтобы я сделал?
Внутренняя речь очень важна, потому что она часто проводит нас дисфункциональным жизненным трудностям. Изучением внутренней речи занимается не только психотерапия, но и различные тренинги личностного роста и развития, а также в спорте для достижения лучших результатов.

(Время чтения ответа - около 5 минут)

Обычно, на этот вопрос отвечают идеями Выготского и Уотсона о микродвижениях голосовых связок, сопровождающихся внутренним голосом, но я считаю, что эти объяснения отталкиваются от предположения, что люди, говорящие что слышат внутренний голос действительно что-то слышат. Но какое поведение подразумевается под "слышать" и чем отличается "слышать внутренний голос" от просто "слышать голос"? Я считаю, что мы говорим о внутреннем голосе не потому что существует нематериальный голос или из-за микродвижений голосовых связок, а потому что проще говорить о событиях, которые уже произошли или еще не произошли, так, как будто они происходят прямо сейчас, но "в голове". Мы слышим внутренний голос, потому что если его не слышать - объяснить поведение, контролируемое отдаленными событиями в прошлом или событиями в будущем будет очень проблематично. Сейчас объясню.

Я считаю, что "слышать" это "вести себя так, как будто есть источник звука", т.е. я говорю "Я слышу", когда могу в ответ на вопрос "А откуда звук?" указать источник в пространстве. Фраза "Он слышит звук" появляется, когда поведение меняется в присутствии источника звука, который можно убрать и вернуть поведение обратно. Например, я говорю "Он слушает музыку" (подразумевая под этим, что расположение "говорить, что он слушает музыку" совпадает с расположением моего тела в пространстве и времени) когда кто-то залипает в окно или не отвечает на мои реплики с воткнутыми наушниками, которые похожи на работающие (подключены к телефону, а телефон выглядит как работающий). Я не говорю "Он слушает музыку", когда в ушах отключенные от телефона наушники или когда человек с наушниками разговаривает со мной (понятно, что применение фразы "Он слушает музыку" не ограничивается только этими ситуациями, но возьмем их в качестве примера). Слышать звук - это вести себя как будто есть звук в присутствии источника звука.

Соответственно, "слышать голос" можно понимать как частный случай "слышать звук" (также как частный случай это "слушать музыку"), т.е. вести себя как будто есть голос в присутствии источника голоса. Я говорю "Джон услышал голос Джейн" когда Джон после какого-то звука ведет себя так, будто этот звук связан с Джейн (например, зовет ее; говорит, что это была Джейн). Я говорю "Я услышал голос Джейн" когда "слышать голос Джейн" (вести себя так, будто звук связан с Джейн (искать ее, звать, говорить, что это была она)) совпадает во времени и пространстве с моим телом.

Я считаю, что "слышать внутренний голос" означает "вести себя так, будто есть голос, когда источник голоса отделен от поведения не в пространстве, а во времени". "Слышать внутренний голос" от "слышать голос" можно отличить только по деталям контекста - я говорю "Джон услышал голос Джейн" когда есть Джейн, которую я могу попросить замолчать и поведение Джона изменится. В случае с "Джону послышалась Джейн" Джон ведет себя так, будто слышит голос Джейн, но нет Джейн, которую я мог бы попросить замолчать, чтобы поведение изменилось. В тоже время, такая ситуация не требует для объяснения отсылаться к ненаблюдаемому голосу в голове Джона.

Почему Джон ведет себя как будто слышит голос Джейн в отсутствие Джейн? Разберем поведение, которое подразумевается под "слышать голос Джейн". Например, я иду рядом с Джоном и вдруг он говорит, что голос Джейн заставляет его вернуться домой. Нужно ли для объяснения этого поведения говорить, что действительно был какой-то ненаблюдаемый голос (Джейн в этом время на другом конце города), который спровоцировал Джона сказать мне, что Джейн заставляет его вернуться домой и пойти домой? Необязательно, это поведение может быть понято, если посмотреть на контекст более широкий не в пространственном (как в случае когда источник звука находится далеко от поведения), а во временном плане.

Например, когда Джон ссорится с Джейн и уходит на улицу - по возвращению Джейн ругает его за то, что он убежал от разговора, соответственно, когда я зову Джона на улицу - он выходит, потому что на попытки отказаться я отвечаю уговорами, но рассказывает мне, что Джейн когда он вернется будет его пилить, чтобы я все же разрешил ему пойти домой и ведет себя как будто Джейн уже его пилит когда я пытаюсь поспорить с тем, что Джейн будет его пилить, потому что 1) это помогает убедить меня, 2) разговоры о Джейн провоцируют поведение, как будто Джейн здесь, потому что слово "Джейн" и события, связанные с Джейн связаны между собой. Соответственно, фразу "Ваня, извини, я домой, я прямо слышу, как она будет меня пилить если я еще погуляю" можно понять как "Ваня, я сейчас веду себя как будто Джейн уже здесь и пилит меня, поэтому я пойду домой, чтобы снизить частоту пиления". Отсылка к внутреннему голосу может быть проанализирована без отсылок к нематериальному внутреннему голосу, ее можно понять как отсылку к материальному голосу, который прозвучал когда-то давно или прозвучит в будущем.

Картинка ниже показывает различие в контексте, провоцирующем разговор о "реальном" и "воображаемом" голосе. Я говорю о реальном голосе, когда вижу голос, контролирующий текущее поведение, рядом с текущим поведением (например, говорят "Иди домой" и я иду домой - поведение и голос находятся почти в одном времени, но в разных точках пространства). Я говорю о воображаемом голосе, когда вижу текущее поведение, а голос, который его контролирует либо еще не раздался, либо раздался давно (см. картинку).

Еще пример. Звук из колонки "реален", потому что если выключить колонку ("убрать звук") - поведение сразу же изменится (если при включенной колонке человек танцует, а при выключенной перестает танцевать - мы говорим, что звук реален). Звук мыслей "воображаемый", потому что неясно, что сделать, чтобы "включить" или "выключить" его, т.е. сделать так, чтобы появилось поведение, соответствующее другим мыслям или отсутствия мыслей. Например, если человек танцует и я не вижу вокруг колонки, которую можно выключить, чтобы он перестал танцевать - я говорю, что у него в голове играет воображаемая музыка. Но есть ли смысл говорить, что в его голове играет какая-то музыка если все, что я вижу это что человек ведет себя, как будто где-то играет музыка? Я не вижу никакой музыки и не могу отличить "танец под воображаемую музыку" и "танец под реальную музыку", посмотрев на само поведение, я прихожу к такому выводу по отсутствию внешнего фактора, на который можно воздействовать чтобы изменить поведение. Это сомнительный критерий, потому что как "танец под реальную музыку" можно объяснить работой колонки (внешним фактором), так и "танец под воображаемую музыку" можно объяснить внешним фактором (например, в рекламе на улице в компании людей за танцем следовали улыбки и смех, поэтому в компании друзей я начинаю танцевать, они улыбаются и смеются). Никакой "воображаемой музыки" для объяснения этого поведения не нужно. Танец в отсутствие звука может быть понят в терминах событий, которые произошли раньше или произойдут позже.

Похожая логика применима и к кажущимся крайне сложными для объяснения без "воображаемого" звука случаев - например, для случаев, когда человек сидит и "слушает мысли". Кажется, что это поведение невозможно объяснить без признания, что звук мыслей нематериален или попыток сделать вид, что он материален, просто у нас нет оборудования, чтобы его зафиксировать (Выготский пытался прибегнуть к такой тактике), но подобное медитативное поведение можно объяснить внешними материальными событиями - например, что "слушание мыслей" это просто неподвижное сидение с закрытыми глазами, которое обозначается словом "слушание мыслей", потому что если сказать "я сижу неподвижно с закрытыми глазами", то это вызывает вопросы ("хаха зачем ты так сидишь?"), а самоотчет о мыслях, которые "слышатся", контролируется задаваемыми вопросами и ситуацией (например, "О чем ты сейчас думаешь?" провоцирует "О том, о чем я сейчас думаю" или "Ни о чем" или "Что поесть на вечер" или еще кучей вариантов, которые контролируются историей взаимодействия вербального поведения и среды, а не "ненаблюдаемыми" мыслями, находящимися внутри головы).

Резюмируя, я говорю о "реальном" голосе когда текущее поведение можно объяснить текущими событиями. Я говорю о внутреннем голосе когда текущее поведение нельзя объяснить текущими событиями; чтобы объяснить его нужно отсылаться к событиям, отдаленным во времени, а не только в пространстве. Практика каждодневного общения поощряет говорить о реальном голосе, который уже прозвучал или еще не прозвучал, как о находящемся в голове, потому что если объяснять свое поведение через подобные сложные пространственно-временные связи - наша речь станет ужасно перегруженной. Мы слышим внутренний голос, потому что если его не слышать - объяснить поведение, контролируемое отдаленными событиями в прошлом или событиями в будущем будет очень проблематично.

У нас есть два голоса: одним мы разговариваем с людьми, и это наш внешний голос, другой голос, который звучит внутри нас и это наш внутренний голос делают свое дело – он перестает принадлежать вам, вы даже внутри себя говорите штампами, голосами других людей, иногда это даже не знакомые вам персонажи, люди из фильмов или с телевидения.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Каков тон вашего внутреннего голоса? Если проанализировать по времени то, что вы слышите, то, сколько в процентах, времени вы слышите критикующий, неодобрительный, жесткий голос? Сколько времени, в процентном соотношении, вы слышите одобряющий, поддерживающий голос, который помогает вам справляться с вашими делами?

2. Сравните полученный результат. Посмотрите, что вы слышите большую часть времени у себя в голове? Любовь и поддержку или отрицание и насмешку? Перевод в цифры и измерение в процентном соотношении, поможет вам быстро определить, с каким голосом внутри вас вы имеете дело.

3. Послушайте высказывания внутри вас. Этот голос принадлежит вам или он похож на голос кого-то из важных вам людей? Прислушайтесь к тону и манере высказываться. Кому, если не вам, может принадлежать данный голос?

4. Что на самом деле вы хотите слышать внутри себя? Какой тон голоса и какое содержание вы бы хотели слушать? Представьте, что вы будете внутренним «голосом» ваших детей – что бы вы хотели, чтобы они слышали от вашего внутреннего голоса?

5. Вы уже проходили упражнение на определение своей глубинной ценности. Подумайте, насколько ваш внутренний голос соответствует вашей корневой ценности? Померьте в процентном соотношении совпадение вашей ценности с внутренним голосом? Как вы думаете, ваш внутренний голос ведет вас по жизни, в соответствии с вашей глубинной ценностью или напротив, уводит вас от важных для вас вещей? Куда ведет вас ваш внутренний голос? Вам нравится тот жизненный маршрут, которым вы движетесь?

Проделав данное домашнее задание, посмотрите на ответы, которые вы получили. Подведите итого проведенному анализу – насколько ваш внутренний голос еще принадлежит вам. Это очень важно, так как у каждой из нас есть и внутренний и внешний голоса, которыми мы рассказываем сами себе истории про то, какие мы есть. Чем чаще мы внутри себя слышим голос, который говорит нам, например, что вы не очень хорошая жена или мать, то тем глубже эти истории проникают в ваше подсознание. Обратив внимание на нескончаемый внутренний разговор, вы начинаете сами определять, что вы хотите слушать и какой вы будете. Внушения от постоянно повторяемого диалога могут быть как разрушающими для вас, так и ведущие вас к вашим целям и к жизни, которую вы хотите прожить.

Но мало кто из женщин обращает внимание на качество мыслей, проносящихся в голове. Так как ваш внутренний голос рассказывает вам вашу историю все время, вы редко даже осознаете то, что вам «рассказывают» что-то, что потом оказывает огромное влияние на всю вашу жизнь. Все эти истории внушают вам образ того, какая вы. Проще говоря, мы регулярно, в день изо дня, занимаемся самогипнозом.

ФОТО Soledad Bravi

«Я - человек обратной ­интуиции. В аэропорту я всегда выбираю самую долгую очередь на паспортный контроль, какой бы короткой она на первый взгляд ни казалась; в поисках незнакомой улицы обязательно пойду в противоположную от нее сторону - такие примеры я могу перечислять до бесконечности. Интуиция меня подводит практически всегда, поэтому я просто слушаю ее голос - и делаю наоборот. ­Правда, к 35 годам я настолько привыкла не доверять своим первым душевным порывам и сразу же поступать «от обратного», что теперь, когда ошибаюсь, часто не понимаю: это я сразу в себе внутренний голос задавила разумом или же это все-таки была моя обратная интуиция, еще не откорректированная голосом рассудка?»

Вот дословно такую цитату, найденную где-то в недрах блогосферы, прислала мне редактор ELLE с вопросом: а что это такое - «обратная интуиция» и как она работает?

«А ты хочешь сказать, что знаешь в подробностях, как работает «прямая»?» - немного растерявшись (так как слышала про «обратную ­интуицию» впервые), парировала я. «Я-то не знаю, но ведь это ты психолог - ты и объяснишь!» Пришлось разбираться.

Зеркальные нейроны

Время от времени мы все проявляем чудеса интуитивного знания, когда, например, говорим друг другу по телефону: «Вот только что о тебе думала - а тут ты звонишь!» Или вдруг видим во сне человека, которого давно потеряли из вида или сто лет не встречали, - и на другой же день он выныривает к нам как будто из ниоткуда. Это примеры эмоциональной интуиции, основа которой - хорошо развитая система зеркальных нейронов. Она отвечает в нашем мозгу за научение чему-то через буквальное копирование. Благодаря зеркальным нейронам ребенок, рождаясь ­совершенно беспомощным существом, у которого есть только сосательный и хватательный рефлексы, года через три уже обладает практически всей полнотой базовых знаний о мире, умеет ходить, говорить, различает эмоции, умеет их выражать. А некоторые дети уже умеют петь, танцевать и даже рисовать! Всем этим ребенок овладел, наблюдая взрослых и повторяя, копируя их поведение, действия и отношения.

Система зеркальных нейронов лежит в основе актерского метода «вчувствования» в роль. Она позволяет людям устанавливать эмоциональные контакты, понимать друг друга без слов. Высокая эмпатия (способность чувствовать то, что чувствует другой человек) - это тоже проявление работы зеркальных нейронов. Есть люди, у которых эта система чрезвычайно развита. Можно сказать, это особый вид одаренности, это талант. В зависимости от остальных дарований и особенностей личности кто-то из таких людей идет в актеры, кто-то - в психотерапевты, а кто-то - в ясновидящие и предсказатели. Я серьезно думаю, что эффект от общения с предсказателями будущего основан прежде всего на их гениальной эмпатии, которая позволяет «читать» в душах других людей не только то, что есть и было, но и то, что эти люди чувствуют про свое будущее. А нет лучше способа убедить человека в том, что ты знаешь его будущее, чем озвучить его собственные мечты, желания, страхи и соблазны.

Работа, опасность и творчество

Еще есть интуиция в науке. Как правило, это - результат огромной работы, которую ученый проделывает до того, как случится интуитивное озарение. Менделеев, конечно, увидел свою таблицу во сне, но до этого он ­несколько лет упорнейшим образом пытался решить задачу систематизации ­химических элементов.

Интуиция часто развивается на ­почве постоянной, настойчивой, на грани одержимости, заинтересованности. Особо острый случай такой ­заинтересованности - угроза жизни. В ситуации, когда нам угрожает опасность, мы почти все блистаем интуицией. Никогда не забуду историю своей одноклассницы, которая возвращалась домой не поздним, но довольно темным зимним вечером и почему-то решила выйти на одну остановку позже, чем это делала обычно. К вечеру следующего дня весь наш небольшой городок буквально стоял на ушах из-за ужасного преступления, которое случилось ровно в том сквере, через который обычно шла домой моя одноклассница. И ровно в тот момент, когда она проплывала мимо в автобусе. Интуитивные решения, которые спасают человеку жизнь или здоровье, люди обычно приписывают божественному провидению или заботе ангела-хранителя.

К художникам интуитивное решение приходит как бы ниоткуда, его принято называть красивым словом «вдохновение». Но на самом деле за нахлынувшим вдохновением - ­целые пласты переработанной информации, часы, а иногда и месяцы, годы работы бессо­знательного. Эта работа скрыта от всех, в том числе - и от самого творца. Поэтому перемены настроения, депрессия, сомнения в своем даре - малоприятные, но частые спутники творческих людей.

Если у вас получится разглядеть ПРОШЛОЕ человека, то он поверит, что вы ЗНАЕТЕ ЕГО БУДУЩЕЕ

Тело знает

А есть еще телесная интуиция. Она развита у многих бизнесменов, спортсменов и… преступников. Это тот случай, когда говорят: «Спинным мозгом чувствую», «Шкурой чую». Такая интуиция тоже часто связана с опасностью - любой, будь то опасность физическая или, например, финансовая. Говорят, известный финансист Сорос всегда испытывал боли в спине перед тем, как начинало что-то не то происходить на мировых рынках. А вор-рецидивист, бывает, отказывается от задуманной операции только ­из-за чувства опасности, которое вдруг возникает в определенный момент. В четырех случаях из пяти подобные опасения оказываются ненапрасными. Моя одноклассница, удачно проехавшая страшное место на автобусе, тоже, видимо, почувствовала неладное именно телом. «Мне так стало лень вставать, что я решила: выйду на следующей остановке», - вспоминала об этом она.

Есть еще интуиция профессиональная, которую нарабатывает, хочешь не хочешь, любой человек, лет десять-пятнадцать оттрубивший в своей профессии. Опытный редактор почти всегда знает, из какого автора выйдет толк, а какой, скорее всего, слиняет через пару текстов. Врач с 20-летним стажем видит картину заболевания и без анализов, а хороший автослесарь, едва глянув на ваш автомобиль, готов назвать все текущие проблемы. Эта интуиция - результат опыта, который актуализируется и моментально выдает верное решение.

Любая из перечисленных интуиций годится для того, чтобы развить в себе другую, недостающую, которая вам почему-то очень нужна в хозяйстве. Только вот хорошо бы понять - чего мы от нее хотим? Какой помощи?

На правом полушарии

Теперь следим за руками: когда что-то сильно перевешивает или чрезмерно преобладает - например, слишком много рационального расчета в ущерб спонтанности и творчеству, то появляется потребность как-то этот перекос выправить, вернуть равновесие. Отсюда - интерес к всевозможным «правополушарным» занятиям. «Правополушарным» рисованием увлечено, кажется, пол-Москвы и некоторая часть других больших городов России. Тренинги спонтанности и креативности по популярности идут ноздря в ноздрю с тайм-менеджментом, семинарами «Как заработать свой первый миллион» и «Как найти мужчину мечты».

Такой феномен, как интуиция, обитает в том же «правополушарном» иррациональном секторе. Интернет предлагает сотни ссылок про то, как развить в себе интуицию онлайн, не выходя из дома и очень-очень ­быстро. Потому что даже развивать интуицию современному человеку надо в оглушительтом темпе и исключительно из рациональных соображений: чтобы не тратить ­время на принятие решений, чтобы сразу видеть, какая овчинка стоит выделки, ­куда надо вкладывать средства и где искать мужчину мечты.

Одна моя добрая знакомая, жесткая бизнес-леди без особых сантиментов, но с духовными запросами, верит, что вступить в контакт со своей интуицией ей помогают йога и медитация. «Я должна успокоиться и услышать голос своей интуиции», - заявляет она, а очередной, подробно расписанный бизнес-план уже лежит перед ней на столе. Удивительно, но интуиция, голос которой моей знакомой удается расслышать во время медитации, всегда согласна с планом по части доходов. Но любит вносить коррективы в расходную часть. Меня до глубины души потрясает такая неожиданная для иррациональной функции рачительность. С другой стороны, ничего удивительного: рациональные люди часто принимают за интуитивные озарения свои тайные желания и планы.

Формула озарения

Слово «интуиция» происходит от ­латинского корня, который означает «созерцание» или «пристально смотреть». Собственно, в этом - весь секрет обучения. Наука считает интуитивное озарение результатом активного и тщательного процесса обработки сигналов, которые поступают от всех органов чувств. Этот процесс происходит без участия сознания, именно поэтому интуитивное решение как будто бы возникает из ­пустоты, из ничего.

Эта способность носит практически инстинктивный характер и когда-то была развита у человека не хуже, чем у любого ­другого животного, потому что имела важное значение, помогая выжить в первобытных условиях.

Первобытный человек внимателен к сигналам среды. Он незаметно для себя анализирует огромное количество сенсорных сигналов. Этот процесс никогда не останавливается, от него невозможно устать. Эзотерики называют такое состояние «единением с миром» или «растворенностью в мире».

Чтобы развить интуицию, надо настроить зрение, слух и другие органы чувств на восприятие всего, что происходит, что можно увидеть, услышать и почувствовать. Но для современного горожанина это ровно то, чего он инстинктивно, а может быть, и вполне сознательно избегает! Перегруз всех информационных каналов - наша ­беда. Но те, кто обладает хорошо развитой интуицией, сканируют мир вокруг себя автоматически, не придавая этому значения, просто потому, что так устроена их голова.

Учиться этому можно, прeдаваясь ­созерцанию, а не изучению и не запоминанию. Созерцание требует времени, покоя и относительной тишины внутри. Тем, кто хочет развить в себе интуицию, лучше оторваться от компьютеров и стараться быть поближе к природе - чаще бывать хотя бы в парках, а еще лучше в полях и лесах. И пусть это будет не пикник с шашлыками и грохочущей из машины музыкой, а хотя бы поход за грибами, или на лыжах, или просто прогулка. Почти уверена, что вам придется ловить себя за руку, которая будет тянуться к телефону, чтобы включить любимую песню, проверить почту или заглянуть на фейсбук.

Люди, привыкшие принимать интуитивные решения, делают это, как правило, быстро. Необходимость взвешивать, рассматривать за и против - все это вызывает у них жесточайшую скуку и сопротивление. Они не нуждаются в том, чтобы пережевывать аргументы на сознательном уровне - в их случае все это происходит как бы за кадром сознания, в глубине бессознательного. Все, что от такого человека требуется в момент принятия решения, - это доверие к себе и своим интуитивным порывам.

Таким образом, доверять себе - это то, чему следует научиться, если мы ­хотим развить свою интуицию.

ФОТО Soledad Bravi

Коротким путем

Чем рациональнее становится жизнь современного горожанина, чем больше решений мы принимаем исключительно головой, тем острее наше желание как-то нарушить, взломать ­заведенный порядок.

Мы разумны и предусмотрительны. У нас ипотека, страховка, счет в банке на черный день. Дети с нуля учат два языка и с 4 лет - математику, чтобы наверняка и надежно - в сильную школу. Мы редко отвлекаемся на пустяки, выходим замуж и женимся, потому что пора, разводимся, потому что дети наконец выросли, или не разводимся, потому что вдвоем удобнее следить за общей собакой и не хочется делить дачу. Мы страшно озабочены тайм-менеджментом. Тренинги по учету и распределению времени привлекают почти столько же клиентов, сколько занятия школ сексуального мастерства. Секс, кстати, тоже должен быть под контролем. Техника - наше все. Но и о женской магии не следует забывать - ей нас тоже научат за разумную плату, пошагово - welcome! А почему нет? Все поддается изучению, любой процесс можно разложить на составляющие и представить в виде разумного плана. Мы хотим получать опыт упакованным и спрессованным в таблетки.

Несколько лет назад один мой знакомый, решивший открыть сеть кофеен, рассказывал мне, как учился варить кофе и делать панини. Сначала подался в Италию. Прожил там, кажется, месяца два, целыми днями, как пришитый, ходил за мастером. Все пытался добиться: сколько сыпать того, сколько этого? Сколько минут держать эти самые панини в печке? «Ну вот смотри, - говорил маститый маэстро, - делаешь вот этак и вот так…» - «Да, но сколько это в граммах? В минутах?» «О, - мастер только весело отмахивался, - я не знаю, не знаю… Смотри и учись!» - «А сколько еще учиться?» - не унимался мой дотошный знакомый. Итальянец помахивал в воздухе невидимой дирижерской палочкой: мол, кто же может знать такие вещи? Впрочем, твердо обещал, что через полгода приятель мой перестанет уже расспрашивать про граммы и минуты, потому что поймет, что для приготовления прекрасных панини это не имеет ровно ­никакого значения.

Шести месяцев у моего знакомого в распоряжении не было - и он поехал в Америку. Американцы любят стандарты всего, они - боги инструкций и четких указаний. Хлебом их не корми, только дай процесс разложить на этапы, изучить каждый из них и расписать его пошагово. Не прошло и месяца, как мой приятель вполне сносно варил кофе и ­даже делал панини.

Собственно, эта история метафорически отвечает на вопрос, почему «Старбаксы» с их в меру пригодным к питью кофе есть по всему миру, а итальянские кофейни с настоящим ароматным эликсиром жизни - только в Италии.

К чему это я? К тому, что интуитивный способ обучения (см. веселого итальянца) требует времени, покоя, погружения и средиземноморской беспечности. Как в детстве. Это дорого обходится, это слишком долго, от этого не бывает быстрой прибыли. Расчлененка по инструкции - гораздо быстрее и доходнее. Никакой алхимии, сплошной расчет, почти гарантированный успех в рамках допустимого.

Все наоборот

Интуиция - дама капризная и реагирует на малейшие изменения психологического климата. Человек, живущий интуицией, знает, что и в его жизни бывают состояния, когда лучше положиться на расчет и логику (если интуитив научился ими пользоваться), чем на свое озарение. «Я сегодня в неправильном состоянии» - эта фраза из уст интуитива означает, что у него нарушен контакт с собой. Такое случается из-за стресса, перегрузок или просто из-за плохой погоды. И тогда интуиция может обмануть. Если мы в целом себе доверяем, то, как правило, чувствуем, когда баланс нарушен, и не рискуем, принимая интуитивные решения.

Бывает и так, что под видом интуиции, подсказывающей решения, внутри человеческой психики действует вредительский комплекс, который существует единственно для того, чтобы человек сохранял отношение к себе как неудачнику или слабому, беспомощному существу, нуждающемуся в опеке.

Этот внутренний вредитель - целый букет из чужих ожиданий, слишком высоких требований, боли от неоплаканных и плохо переработанных травм. Чтобы обезвредить внутреннего диверсанта, необходимо понять, что это за комплекс, откуда он появился и что ему на самом деле от вас нужно. Как правило, выясняется, что он вмешивается не только в процесс принятия интуитивных решений, но и во все сферы жизни. Если удается вывести его на чистую воду, то жизнь человека меняется в ­лучшую сторону. Возникает доверие к ­себе - и тогда, как ни странно, не так уж важно, как именно мы принимаем решения: на основе шестого чувства, ­расчета или эмоций.

Как развить шестое чувство

Ответить на этот вопрос обещает новая автобиографическая книга Александра Литвина «Выше Бога не буду» , которая на днях вышла в свет в издательстве «АСТ». Победитель шестого сезона популярного телепроекта «Битва экстрасенсов» (идет по субботам в 20.00 на канале ТНТ) предпочитает называть себя «аналитиком вероятностей». «Не думаю, что мои способности - чудо или особый талант, - признается он. - И не очень люблю слово «экстрасенс» из-за ассоциаций и стереотипов. Мой дар исключительно в том, что я верю в свои силы. Достичь гармонии с собой и понимания с любимыми, продвинуться вверх по карьерной лестнице - во всем этом поможет интуиция. Моя задача - лишь научить, как ловить попутный ветер».

В психологии внутренний диалог - это одна из форм мышления, процесс общения человека с самим собой. Он становится результатом взаимодействия разных эго-состояний: «ребенка», «взрослого» и «родителя». Внутренний голос часто критикует нас, дает советы, апеллирует к здравому смыслу. Но прав ли он? T&P узнали у нескольких человек из разных областей, как звучат их внутренние голоса, и попросили психолога это прокомментировать.

Внутренний диалог не имеет ничего общего с шизофренией. Голоса в голове есть у всех: это мы сами (наша личность, характер, опыт) говорим с собой, ведь наше Я состоит из нескольких частей, а психика устроена весьма сложно. Мышление и рефлексия невозможны без внутреннего диалога. Не всегда, впрочем, он оформлен как беседа, и не всегда часть реплик как бы произносят голоса других людей - как правило, родных близких. «Голос в голове» также может звучать как собственный, а может «принадлежать» совсем постороннему человеку: классику литературы, любимому певцу.

С точки зрения психологии внутренний диалог представляет проблему, только если он так активно развивается, что начинает мешать человеку в повседневной жизни: отвлекает его, сбивает с мысли. Но чаще этот молчаливый разговор «с самим собой» становится материалом для анализа, полем для поиска больных мест и испытательным полигоном для развития редкой и ценной способности - понимать и поддерживать себя самого.

Роман

социолог, маркетолог

Мне сложно выделить какие-то характеристики внутреннего голоса: оттенки, тембр, интонации. Я понимаю, что это мой голос, но слышу его совсем по-другому, не так, как остальные: он более гулкий, низкий, грубоватый. Обычно во внутреннем диалоге я представляю себе действующую ролевую модель какой-то ситуации, скрытую прямую речь. Например, - что бы я сказал той или иной публике (притом, что публика может быть очень разной: от случайных прохожих до клиентов моей компании). Мне их нужно убедить, донести до них свою мысль. Обычно я также проигрываю интонации, эмоции и экспрессию.

В то же время, как таковой дискуссии нет: есть внутренний монолог с размышлениями вроде: «А что, если?». Бывает ли, что я сам называю себя идиотом? Бывает. Но это не осуждение, а, скорее, нечто среднее между досадой и констатацией факта.

Если мне нужно стороннее мнение, я меняю призму: например, стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии. По звучанию голоса классиков ничем не отличаются от моего: я вспоминаю именно логику и «оптику». Ярко чужие голоса я различаю только во сне, и они точно моделируются реальными аналогами.

Анастасия

специалист препресса

В моем случае внутренний голос звучит как мой собственный. В основном, он говорит: «Настя, перестань», «Настя, не тупи» и «Насть, ты дура!». Этот голос появляется нечасто: когда я чувствую себя несобранной, когда собственные действия вызывают у меня недовольство. Голос не сердитый - скорее, раздраженный.

Я ни разу не слышала в мыслях ни маминого, ни бабушкиного, ни чьего-либо еще голоса: только свой. Он может меня ругать, но в определенных рамках: без унижений. Этот голос, скорее, как мой тренер: нажимает на кнопки, которые побуждают меня к действию.

Иван

киносценарист

То, что я слышу мысленно, не оформлено как голос, однако я опознаю эту личность по строю мыслей: она похожа на мою мать. И даже точнее: это «внутренний редактор», который объясняет, как сделать так, чтобы понравилось матери. Для меня как для потомственного киношника это нелестное название, поскольку в советские годы для творческого человека (режиссера, писателя, драматурга) редактор - это туповатый ставленник режима, не очень образованный работник цензуры, упивающийся собственной властью. Неприятно осознавать, что подобный тип в тебе цензурирует мысли и подрезает крылья творчеству во всех областях.

Многие свои комментарии «внутренний редактор» дает по делу. Однако вопрос заключается в цели этого «дела». Он, если резюмировать, говорит: «Будь как все и не высовывайся». Он кормит внутреннего труса. «Нужно быть отличником», потому что это избавляет от проблем. Это всем нравится. Он мешает понять, чего хочу я сам, нашептывает, что комфорт - это хорошо, а остальное потом. Этот редактор на самом деле не дает мне быть взрослым в хорошем смысле этого слова. Не в смысле унылости и отсутствия пространства игры, а в смысле зрелости личности.

Я слышу внутренний голос, в основном, в ситуациях, которые напоминают мне о детстве, или когда необходимо прямое проявление творческой составляющей и фантазии. Иногда я поддаюсь «редактору», а иногда нет. Самое главное - вовремя распознать его вмешательство. Потому что он хорошо маскируется, прикрываясь псевдологичными умозаключениями, которые на самом деле не имеют смысла. Если я его опознал, то пытаюсь понять, в чем проблема, чего хочу я сам и где правда на самом деле. Когда этот голос, например, мешает мне в творчестве, я стараюсь остановиться и выйти в пространство «полной пустоты», начав все с начала. Сложность заключается в том, что «редактора» бывает сложно отличить от простого здравого смысла. Чтобы сделать это, нужно послушать интуицию, отойти от смысла слов и понятий. Часто это помогает.

Ирина

переводчик

Мой внутренний диалог оформлен как голоса бабушки и подруги Маши. Это люди, которых я считала близкими и важными: у бабушки я жила в детстве, а Маша оказалась рядом в сложное для меня время. Бабушкин голос говорит, что у меня кривые руки и что я неумеха. А голос Маши повторяет разные вещи: что я снова связалась не с теми людьми, веду неправильный образ жизни и занимаюсь не тем, чем нужно. Они обе всегда осуждают меня. При этом голоса появляются в разные моменты: когда у меня что-то не получается - «говорит» бабушка, а когда у меня все получается и мне хорошо - Маша.

Я реагирую на появление этих голосов агрессивно: стараюсь заставить их умолкнуть, мысленно спорю с ними. Я говорю им в ответ, что лучше знаю, что и как делать со своей жизнью. Чаще всего у меня получается переспорить внутренний голос. Но если нет, я чувствую себя провинившейся, и мне плохо.

Кира

редактор прозы

Мысленно я иногда слышу голос матери, который осуждает меня и обесценивает мои достижения, сомневается во мне. Этот голос всегда бывает мною недоволен и говорит: «Да ты что! Ты в своем уме? Займись лучше прибыльным делом: ты должна зарабатывать». Или: «Ты должна жить, как все». Или: «У тебя ничего не получится: ты никто». Он появляется, если мне предстоит совершить смелый шаг или пойти на риск. В таких ситуациях внутренний голос как бы пытается за счет манипуляции («мама расстроена») склонить меня к максимально безопасному и максимально непримечательному образу действий. Чтобы он был доволен, я должна быть незаметной, старательной, и всем нравиться.

Также я слышу и свой собственный голос: он называет меня не по имени, а прозвищем, которое придумали мои друзья. Обычно он звучит немного раздраженно, но дружелюбно, и говорит: «Так. Прекрати», «Ну что ты, детка» или «Все, давай». Он побуждает меня сосредоточиться или начать действовать.

Илья Шабшин

психолог-консультант, ведущий специалист «Психологического центра на Волхонке»

Вся эта подборка говорит о том, о чем психологи хорошо знают: у большинства из нас очень силен внутренний критик. Мы общаемся сами с собой в основном на языке негатива и грубых слова, методом кнута, и навыков самоподдержки у нас практически нет.

В комментарии Романа мне понравился прием, который я бы даже назвал психотехникой: «Если мне нужно стороннее мнение, я стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии». Этот прием могут использовать люди разных профессий. В восточных практиках даже существует понятие «внутреннего учителя» - глубинного мудрого внутреннего знания, к которому можно обращаться, когда тебе трудно. У профессионала за плечами обычно есть та или иная школа или авторитетные фигуры. Представить себе одну из них и спросить, что бы сказал или сделал он, - это продуктивный подход.

Наглядная иллюстрация к общей теме - это комментарий Анастасии. Голос, который звучит, как собственный, и говорит: «Настя, ты дура! Не тупи. Перестань», - это, конечно, по Эрику Берну, Критикующий Родитель. Особенно плохо, что голос появляется, когда она чувствует себя «несобранной», если собственные действия вызывают недовольство, - то есть, когда, по идее, человека как раз надо поддержать. А голос вместо этого утаптывает в землю… И хотя Анастасия пишет, что он действует без унижений, это небольшое утешение. Может, как «тренер» он нажимает не на те кнопки, и побуждать себя к действиям стоит не пинками, не упреками, не оскорблениями? Но, повторюсь, такое взаимодействие с собой - это, к сожалению, типично.

Побудить себя к действию можно, сначала убрав страхи, сказав себе: «Настя, все в порядке. Ничего страшного, мы сейчас разберемся». Или: «Вот, смотри: получилось хорошо». «Да ты молодец, ты справишься!». «А вспомни, как тогда ты здорово все сделала?». Такой метод подойдет любому человеку, который склонен себя критиковать.

В тексте Ивана важен последний абзац: здесь описывается психологический алгоритм борьбы с внутренним критиком. Пункт первый: «Распознать вмешательство». Такая проблема возникает часто: нечто негативное маскируется, прикрываясь полезными утверждениями, проникает человеку в душу и наводит там свои порядки. Дальше включается аналитик, пытаясь понять, в чем проблема. По Эрику Берну, это взрослая часть психики, рациональная. У Ивана даже есть авторские приемы: «выйти в пространство полной пустоты», «послушать интуицию», «отойти от смысла слов и все понять». Отлично, так и нужно! На основе общих правил и общего понимания о том, что происходит, необходимо находить свой подход к происходящему. Как психолог я аплодирую Ивану: он хорошо научился говорить с собой. Ну, а то, с чем он борется, - классика: внутренний редактор - это все тот же критик.

«В школе нас обучают извлекать квадратные корни и проводить химические реакции, но вот нормально общаться с самим собой не учат нигде»

У Ивана есть и еще одно интересное наблюдение: «Нужно не высовываться и быть отличником». То же самое отмечает и Кира. Ее внутренний голос также говорит, что она должна быть незаметной и всем нравиться. Но этот голос вводит свою, альтернативную логику, поскольку, можно либо быть самым лучшим, либо не высовываться. Однако такие утверждения взяты не из реальности: все это внутренние программы, психологические установки из разных источников.

Установка «не высовываться» (как и большинство других) берется из воспитания: в детском и подростковом возрасте человек делает выводы о том, как ему жить, дает себе инструкции на основе того, что слышит от родителей, воспитателей, учителей.

В этой связи печально выглядит пример Ирины. Близкие и важные люди - бабушка и подруга - говорят ей: «У тебя кривые руки, и ты неумеха», «ты неправильно живешь». Возникает замкнутый круг: бабушка осуждает ее, когда что-то не получается, а подруга - когда все хорошо. Тотальная критика! Ни когда хорошо, ни когда плохо, нет никакой поддержки и утешения. Всегда минус, всегда негатив: или ты неумеха, или с тобой еще что-нибудь не так.

Но Ирина молодец, она ведет себя как боец: заставляет голоса умолкнуть или спорит с ними. Так и надо действовать: власть критика, кем бы он ни был, нужно ослаблять. Ирина говорит, что чаще всего голоса получает переспорить, - по этой фразе можно предположить, что соперник сильный. И в этом плане я бы предложил ей попробовать другие способы: во-первых (поскольку она слышит это как голос), представить себе, что он исходит из радио, и она поворачивает ручку громкости в сторону минимума, так что голос затихает, его становится хуже слышно. Тогда, вероятно, его власть ослабеет, и его станет легче переспорить, - или даже просто отмахнуться от него. Ведь такая внутренняя борьба создает довольно большое напряжение. Тем более, Ирина пишет в конце, что чувствует себя провинившейся, если не получается переспорить.

Негативные представления глубоко проникают в нашу психику на ранних этапах ее развития, особенно легко - в детстве, когда они исходят от больших авторитетных фигур, с которыми, по сути, спорить невозможно. Ребенок маленький, а вокруг него - огромные, важные, сильные хозяева этого мира - взрослые, от которых зависит его жизнь. Тут особенно не поспоришь.

В подростковом возрасте мы также решаем сложные задачи: хочется показать себе и другим, что ты уже взрослый, а не маленький, хотя на самом деле в глубине души понимаешь, что это не совсем так. Многие подростки становятся ранимыми, хотя внешне выглядят колючими. В это время утверждения о себе, о своей внешности, о том, кто ты и какой, западают в душу и позже становятся недовольными внутренними голосами, которые ругают и критикуют. Мы разговариваем с собой так плохо, так гадко, как никогда не стали бы говорить с другими людьми. Другу ты ни за что не скажешь ничего подобного, - а в твоей голове твои голоса по отношению к тебе запросто себе это позволяют.

Чтобы корректировать их, прежде всего, нужно осознать: «Не всегда то, что звучит в моей голове, - это дельные мысли. Там могут оказаться мнения и суждения, просто усвоенные когда-то. Они мне не помогают, мне это не полезно, и ни к чему хорошему их советы не ведут». Нужно научиться их распознавать и разобраться с ними: опровергнуть, приглушить или другим способом убрать из себя внутреннего критика, заменив его на внутреннего друга, оказывающего поддержку, особенно, когда плохо или трудно.

В школе нас обучают извлекать квадратные корни и проводить химические реакции, но вот нормально общаться с самим собой не учат нигде. А нужно культивировать в себе вместо самокритики здоровую самоподдержку. Конечно, рисовать вокруг собственной головы нимб святости не нужно. Нужно, когда сложно, уметь себя подбодрить, поддержать, похвалить, напомнить себе об успехах, достижениях и сильных сторонах. Не унижать себя как личность. Говорить себе: «В конкретной области, в конкретный момент я могу сделать ошибку. Но к моему человеческому достоинству это не имеет отношения. Мое достоинство, мое положительное отношение к себе как к человеку - это незыблемый фундамент. А ошибки - это нормально и даже хорошо: я извлеку из них урок, буду развиваться и двигаться дальше».

Иконки: Justin Alexander from the Noun Project