Типы заданий в тесте. Тестовые задания закрытого типа

План

1. Основные виды педагогических тестов.

2. Формы тестовых заданий.

3. Эмпирическая проверка и статистическая обработка результатов.

4. Принципы отбора содержания. Критерии оценки содержания теста.

5. Соотношение формы задания и вида проверяемых знаний, умений, навыков.


1. Основные виды педагогических тестов

Существуют два основных вида тестов: традиционные и нетрадиционные.

Тест обладает составом, целостностью и структурой. Он состоит из заданий, правил их применения, оценок за выполнение каждого задания и рекомендаций по интерпретации тестовых результатов. Целостность теста означает взаимосвязь заданий, их принадлежность общему измеряемому фактору. Каждое задание теста выполняет отведенную ему роль и потому ни одно из них не может быть изъято из теста без потери качества измерения. Структуру теста образует способ связи заданий между собой. В основном, это так называемая факторная структура, в которой каждое задание связано с другими через общее содержание и общую вариацию тестовых результатов.

Традиционный тест представляет собой единство, по меньшей мере, трех систем:

Формальной системы заданий возрастающей трудности;

Статистических характеристик заданий и результатов испытуемых.

Традиционный педагогический тест нужно рассматривать в двух существенных смыслах: - как метод педагогического измерения и как результат применения теста. Удивительно, что тексты на русском языке тяготеют к смыслу метода, в то время как в большинстве работ западных авторов понятие тест чаще рассматривается в смысле результатов. Между тем, оба эти смысла характеризуют тест с разных сторон, потому что тест надо понимать одновременно и как метод, и как результат педагогического измерения. Одно дополняет другое. Тест, как метод, не мыслится без результатов, подтверждающих качество его самого и качество оценок измерения испытуемых различного уровня подготовленности.

В приведенном выше определении традиционного теста получили развитие несколько идей.

Первая идея - тест рассматривается не как обычная совокупность или набор вопросов, задач и т.п., а в виде понятия "система заданий". Такую систему образует не всякая совокупность, а только та, которая обусловливает возникновение нового интегративного качества, отличающего тест от элементарного набора заданий и от других средств педагогического контроля. Из множества возможных систем наилучшую образует та целостная совокупность, в которой качество теста проявляется в сравнительно большей степени. Отсюда вытекает мысль о выделении первого из двух главных системообразующих факторов - наилучшего состава тестовых заданий, образующих целостность. Исходя из этого, можно дать одно из самых коротких определений: тест - это система заданий, образующих наилучшую методическую целостность. Целостность теста - это устойчивое взаимодействие заданий, образующих тест как развивающуюся систему.

Вторая идея состоит в том, что в данном определении теста совершен отход от укоренившейся традиции рассмотрения теста как простого средства проверки, пробы, испытания. Всякий тест включает в себя элемент испытания, он не сводится весь к нему. Ибо тест - это еще и концепция, содержание, форма, результаты и интерпретация - все, требующее обоснования. Этим подразумевается, что тест является качественным средством педагогического измерения. В соответствии с положениями теории, тестовые оценки не являются точными оценками испытуемых. Правильно говорить, что они лишь репрезентируют эти значения с некоторой точностью.

Третья идея, развиваемая в нашем определении традиционного теста - это включение нового понятия - эффективность теста, который ранее в литературе по тестам не рассматривался в качестве критерия анализа и создания тестов. Ведущая идея традиционного теста - минимумом числом заданий, за короткое время, быстро, качественно и с наименьшими затратами сравнить знания как можно большего числа учащихся.

По существу, этим отражается идея эффективности педагогической деятельности в области контроля знаний. Хотелось бы думать, что против самой этой идеи возражать уже некому и незачем. Если наш учитель может разъяснить учебный материал не хуже своего зарубежного коллеги, то хорошо проверить требуемые знания, у всех учеников, по всему изученному материалу, он не в состоянии из-за господствующей у нас классно-урочной системы занятий, нехватки компьютерной техники, тестов и программ для организации автоматизированного самоконтроля - самой гуманной формы контроля знаний. Не в состоянии он это делать и физически. В силу, мягко скажем, ошибочной социальной политики зарплата наших учителей уже давно не компенсирует затраты даже физической энергии, необходимой для хорошего преподавания, не говоря уже о повышенных затратах энергии интеллектуальной, что способно совершать только раскованное, а не озабоченное поисками хлеба мышление. Как отмечается в литературе, квалифицированный работник получает у нас в три-четыре раза меньше того уровня зарплаты, за границами которого нарушается нормальная жизнедеятельность и начинается разрушение трудового потенциала.

Хотя в литературе имеются сотни примеров определений теста, с которыми либо трудно, либо вообще нельзя согласиться, это совсем не означает, что данное определение традиционного теста - истина в последней инстанции. Как и все остальные понятия, оно нуждается в постоянном улучшении. Просто оно представляется автору пока более аргументированным, чем некоторые другие известные понятия педагогического теста. Впрочем, стремление к улучшению понятий - явление совершенно нормальное и необходимое для нормально развивающейся практики и науки. Конструктивные попытки дать другие определения теста или оспорить уже имеющиеся всегда полезны, но именно этого нам не достает.

К традиционным тестам относятся тесты гомогенные и гетерогенные. Гомогенный тест представляет собой систему заданий возрастающей трудности, специфической формы и определенного содержания - система, создаваемая с целью объективного, качественного, и эффективного метода оценки структуры и измерения уровня подготовленности учащихся по одной учебной дисциплине. Легко видеть, что в своей основе определение гомогенного теста совпадает с определением традиционного теста.

Гомогенные тесты распространены больше других. В педагогике они создаются для контроля знаний по одной учебной дисциплине или по одному разделу такой, например, объемной учебной дисциплины, как физика. В гомогенном педагогическом тесте не допускается использование заданий, выявляющих другие свойства. Наличие последних нарушает требование дисциплинарной чистоты педагогического теста. Ведь каждый тест измеряет что-то заранее определенное.

Например, тест по физике измеряет знания, умения, навыки и представления испытуемых в данной науке. Одна из трудностей такого измерения заключается в том, что физическое знание изрядно сопряжено с математическим. Поэтому в тесте по физике экспертно устанавливается уровень математических знаний, используемых при решении физических заданий. Превышение принятого уровня приводит к смещению результатов; по мере превышения последние все больше начинают зависеть не столько от знания физики, сколько от знания другой науки, математики. Другой важный аспект - стремление некоторых авторов включать в тесты не столько проверку знаний, сколько умение решать физические задачи, вовлекая, тем самым, интеллектуальный компонент в измерение подготовленности по физике.

Гетерогенный тест представляет собой систему заданий возрастающей трудности, специфической формы и определенного содержания - система, создаваемая с целью объективного, качественного, и эффективного метода оценки структуры и измерения уровня подготовленности учащихся по нескольким учебным дисциплинам. Нередко в такие тесты включаются и психологические задания для оценки уровня интеллектуального развития.

Обычно гетерогенные тесты используются для комплексной оценки выпускника школ, оценки личности при приеме на работу и для отбора наиболее подготовленных абитуриентов при приеме в вузы. Поскольку каждый гетерогенный тест состоит из гомогенных тестов, интерпретация результатов тестирования ведется по ответам на задания каждого теста (здесь они называются шкалами) и кроме того, посредством различных методов агрегирования баллов делаются попытки дать общую оценку подготовленности испытуемого.

Напомним, что традиционный тест представляет собой метод диагностики испытуемых, в котором они отвечают на одни задания, в одинаковое время, в одинаковых условиях и с одинаковой оценкой. При такой ориентации задачи определения точного объема и структуры освоенного учебного материала отступают, по необходимости, на задний план. В тест отбирается такое минимально достаточное количество заданий, которое позволяет сравнительно точно определить, образно говоря, не "кто что знает", а "кто знает больше". Интерпретация результатов тестирования ведется преимущественно на языке тестологии, с опорой на среднюю арифметическую, моду или медиану и на так называемые процентильные нормы, показывающие - сколько процентов испытуемых имеют тестовый результат хуже, чем у любого взятого для анализа испытуемого с его тестовым баллом. Такая интерпретация называется нормативно-ориентированной. Здесь вывод достраивается рейтингом: задания ответы выводы о знаниях испытуемого рейтинг, понимаемый как вывод о месте или ранге испытуемого.

Интегративные тесты. Интегративным можно назвать тест, состоящий из системы заданий, отвечающих требованиям интегративного содержания, тестовой формы, возрастающей трудности заданий, нацеленных на обобщенную итоговую диагностику подготовленности выпускника образовательного учреждения. Диагностика проводится посредством предъявления таких заданий, правильные ответы на которые требуют интегрированных (обобщенных, явно взаимосвязанных) знаний двух и большего числа учебных дисциплин. Создание таких тестов дается только тем преподавателям, которые владеют знаниями ряда учебных дисциплин, понимают важную роль межпредметных связей в обучении, способны создавать задания, правильные ответы на которые требуют от учащихся знаний различных дисциплин и умений применять такие знания.

Задание содержит основную часть и ответы, сформированные составителем. Инструкция указывает: найти номер правильного ответа. Задание содержит два-три правильных ответа. Эта форма технологична, так как позволяет выявить определенный объем знаний.

Пример тестового задания закрытой формы:

Укажите, кто был первым президентом России:

а) М.С. Горбачев

б) Б.Н. Ельцин

в) В.В. Путин

г) Ю.В. Андропов

Требования к тесту закрытой формы

1. Стандартная инструкция.

2. Равная правдоподобность заданий.

3. Полная ясность текста (не должно быть разночтений).

4. Предельная краткость (5-6 слов).

5. Простая стилистическая конструкция.

6. В задание включается больше слов, чем в ответ.

7. Все ответы, правильные и неправильные, должны быть равны по длине.

8. Исключаются вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа.

9. Исключаются лишние слова (на приведенном рисунке, из перечисленных примеров).

10.Необходимо проверять не одно знание, а несколько.

11.Необходимо наличие одной стандартной инструкции (например, обведите кружком номер правильного ответа).

12.Правильный ответ должен быть только один.

13.Не должно быть противоречий между основной частью и ответами например,

На космонавта в космосе действуют:

Сила тяжести;

Сила точки опоры;

Не действуют никакие силы.

14.Исключить повторяющиеся слова в ответах: например:

Основная земледельческая зона расположена:

В зоне тайги;

В лесостепной зоне;

В зоне смешанных лесов,

В степной зоне.

II. Открытая форма.

Студент сам формулирует ответ, словесный или графический. Эти тесты хороши для текущего контроля. Инструкция к ним гласит: «Дополните...».

Требования тесту открытой формы

1. Дополняющее слово ставится в конце.

2. Оно должно быть единственным.

3. Все прочерки должны быть одинаковой длины. Например:

Первым греческим философом был _______.

Соли высших жирных кислот называются _____.

Скорость света в вакууме равна _______.

III. Задания на соответствие.

Задание содержит два множества, правый столбик - для выбора, левый - для ответа. В правом может быть на 1-2 элемента больше. Инструкция - установить соответствие.

Например:

Установите соответствие между названиями книг и их авторами:

«Педагогическая поэма» В.А. Сухомлинский

«Сердце отдаю детям» П.П. Блонский

«Человек как предмет воспитания» А С. Макаренко

«Педология» К.Д. Ушинский

IV. Задания на установление правильной последовательности.

Эти тесты особенно широко используются для проверки знаний студентов по техническим дисциплинам, так как требуют знание точных алгоритмов.

Инструкция: установить правильную последовательность сборки.

Например:

………… В столбце не по порядку дается название деталей и

………… частей механизма.

Оценка тестов может быть:

Политамическая, если из 10 заданий одно неправильное, то сумма баллов равна 9;

Дихотомическая (сделал - 1, не сделал - 0).

Педагогическое тестирование: достоинства и недостатки

Одним из недостатков тестового метода контроля знаний студентов является то, что создание тестов, их унификация и анализ – это большая кропотливая работа.

Чтобы довести тест до полной готовности к применению необходимо несколько лет собирать статистические данные, хотя бы с потоком студентов 100-120 человек.

Возможно возникновение и других трудностей. Довольно часто встречается значительный субъективизм в формировании содержания самих тестов, в отборе и формулировке тестовых вопросов, многое также зависит от конкретной тестовой системы, от того, сколько времени отводится на контроль знаний, от структуры включенных в тестовое задание вопросов и т.д.

Но, не смотря на указанные недостатки тестирования, как метода педагогического контроля, его положительные качества во многом говорят о целесообразности использования такой технологии в учебных заведениях.

К достоинствам следует отнести:

Как было сказано, большая объективность и, как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность студента, учащегося;

Исключается воздействие негативного влияния на результаты тестирования таких факторов как, настроение, уровень квалификации и др. характеристики конкретного преподавателя;

    ориентированность на современные технические средства на использование в среде компьютерных (автоматизированных) обучающих систем;

    универсальность, охват всех стадий процесса обучения.

Отметим и другие достоинства тестирования.

Тестированный опрос многофункционален. Он позволяет быстрее понять, как дальше работать с данным студентом, а также помогает преподавателю скорректировать курс.

В итоге следует заметить, что использование с 1 курса тестирования студентов поможет объективно провести аттестацию вуза, которая проводится с целью установления соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.

Систематическое проведение контрольных мероприятий с помощью составленных на высшем уровне инструментов контроля позволяет ВУЗам формировать высококлассных специалистов в различных областях российской экономики.

Мы познакомили вас с методикой составления тестовых заданий для контроля и оценки теоретико-методических знаний учащихся по физической культуре. В качестве примера были приведены тестовые задания закрытой формы. В этом номере мы предлагаем тестовые задания открытой формы, которые можно с успехом использовать на этапе подготовки выпускников к итоговой аттестации по физической культуре.

Общие правила составления тестов

Педагогическая функция тестовой формы контроля теоретико-методических знаний учащихся на уроках физической культуры заключается в обеспечении обратной связи между учителем и учеником, получении объективной информации об уровне освоения учебного материала, своевременном выявлении недостатков и пробелов в знаниях учащихся.

Применение тестовых заданий в учебном процессе позволяет:

  • измерить уровень усвоения ключевых понятий физической культуры, проверить совокупность методических знаний, умений и навыков;
  • проверить большой объем усвоенных знаний и дать объективную оценку знаниям учащихся;
  • оперативно провести текущую или итоговую проверку и оценить знания каждого ученика.

Тестовые задания должны составляться с учетом определенных правил, соответствовать содержанию учебного материала по физической культуре, быть краткими и понятными для всех учащихся. Методика составления тестовых заданий включает:

1) инструкцию;

2) текст задания (вопроса);

3) ключ к заданию (правильный ответ).

Инструкция должна содержать указания на то, что и как ученик должен сделать, где и как делать пометки и записи. Перед группой однотипных заданий можно поместить общую инструкцию. Очень важно указать, каким образом нужно делать отметки при выполнении заданий: например, для тестовых заданий открытой формы – вписать ответ в отведенное место.

Тестовые задания открытой формы

Тестовые задания открытой формы принято делить на тестовые задания с кратким свободным ответом и тестовые задания с развернутым ответом. В заданиях с кратким свободным ответом учащийся должен записать ответ словом, словосочетанием или числом. Ответы на такие задания должны быть свободными, без ограничений, соответствующими сути вопроса. Однако формулировки заданий должны обеспечивать возможность только одного правильного ответа.

Инструкция для таких заданий может быть следующей: «Закончите предложение»; «Впишите вместо многоточия правильный ответ», – т.е. вместо многоточия можно вписать словосочетание, фразу, одно или несколько предложений.

Пример

Инструкция. Закончите предложение.

Вопрос. Контрольное упражнение или испытание, проводимое для определения физической подготовленности или функциональных возможностей спортсмена, – … .

Ответ. Тест.

Такие задания могут быть обработаны с помощью компьютера, так как эталонные наборы правильных ответов (чисел или слов) можно ввести в его память и легко сравнивать ответы испытуемого с этими эталонными образцами.

На тестовые задания открытой формы с развернутым ответом тестируемый должен записать ответ в виде одного или нескольких предложений. Эти задания подразделяются на два типа:

1) с развернутым ограниченным ответом (когда имеются точные критерии ответа и известно его содержание);

2) задания-эссе, содержание которых заранее не известно.

Здесь учащиеся тоже самостоятельно отвечают на вопросы, однако их возможности ограничены. Ограничения обеспечивают объективность оценивания результата, чтобы формулировка ответа давала возможность однозначного оценивания. Инструкция для таких заданий может быть следующей: «Вместо каждого многоточия впишите только одно слово (число, символ, знак и т.д.)».

Пример

Инструкция. Впишите пропущенное слово.

Вопрос. Прыжок в длину с разбега состоит из четырех фаз: разбега, …, полета, приземления.

Ответ. Отталкивания.

Вопрос. Баскетбол – командная спортивная игра с мячом на площадке размером … и командами по … игроков.

Ответ. 15×28 м; 5.

Результаты выполнения таких заданий требуют ручной обработки, и поэтому их должны анализировать эксперты – опытные специалисты в области физической культуры и спорта.

Правила составления тестовых заданий

  1. Содержание заданий должно отвечать программным требованиям и отражать содержание изученного материала.
  2. Формулирование вопроса следует начинать с подбора правильного ответа, чтобы избежать двух часто встречающихся проблем: наличия более одного правильного ответа или наличия только неправильных ответов. Основное требование – тестовое задание должно иметь однозначный правильный ответ.
  3. Вопрос должен быть четко сформулирован. Не рекомендуется использовать слова иногда, часто, всегда, никогда : они, с одной стороны, сами по себе содержат неопределенность, а, с другой стороны, дают возможность учащимся угадать правильный ответ. Также следует по возможности исключать слова большой, небольшой, малый, много, мало, больше, меньше и т.п.
  4. Правильные ответы должны быть разумными, корректно подобранными, не содержать явных неточностей и подсказок.
  5. Все варианты ответов должны быть грамматически согласованы с основной частью задания. Следует использовать короткие, простые предложения.
  6. Лучше всего использовать длинный вопрос и короткий ответ. В противном случае на прочтение ответов уходит много времени и тратится много сил на анализ высказывания.

Правила расположения тестовых заданий

1. Все задания следует расположить на одной странице и пронумеровать.

2. Размер шрифта должен быть таким, чтобы ученики могли лучше воспринимать текст, с учетом их возраста.

3. На листе с заданиями должно оставаться достаточно места для записи ответов.

4. Варианты ответов нужно располагать в один столбик.

Правильно составленные задания обладают следующими качествами:

а) краткость и однозначность ответа;

Б) необходимость воспроизведения ответа по памяти;

В) невозможность угадать ответ;

Г) отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответа;

Д) простота проверки.

Проверка выполнения тестовых заданий может осуществляться в виде самоконтроля или учителем физической культуры. За правильно выполненное задание ученик получает определенное количество баллов. В итоге все баллы суммируются, и по выбранной шкале выставляется общая отметка. Например, для оценки теоретико-методических знаний учащихся по физической культуре можно использовать следующую шкалу:

«5» – выполнено 85–100% заданий;
«4» – выполнено 70–84% заданий;
«3» – выполнено 55–69% заданий;
«2» – выполнено менее 55% заданий.

Примеры тестовых заданий открытой формы

Инструкция . Вам предлагается ответить на 25 вопросов. Закончите предложение, вместо многоточия впишите правильный ответ или вместо каждого многоточия впишите пропущенное слово, число.

Критерии оценивания

«5» – выполнено 21 и более заданий;
«4» – выполнено 18 и более заданий;
«3» – выполнено 14 и более заданий;
«2» – выполнено менее 14 заданий.

Вопросы

1. Процесс обучения двигательным действиям и воспитания свойственных человеку физических качеств, гарантирующий направленное развитие базирующихся на них способностей, – … .

2. Процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни человека морфофункциональных свойств организма и основанных на них физических качеств и способностей – … .

3. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), оптимальное состояние физического, психического и социального благополучия человека – … .

4. Процесс совершенствования физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости), направленный на всестороннее физическое развитие человека, – … .

5. Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения, … и естественные силы природы.

6. Основу здорового образа жизни (ЗОЖ) составляют рациональное питание, личная гигиена и … .

7. Повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды посредством систематических дозированных физических нагрузок, а также воздействий солнца, воздуха и воды – … .

8. Периоды биологического развития, наиболее благоприятные для развития физических качеств и совершенствования двигательных способностей человека, – … .

9. Субъективное ощущение своего здоровья, физических и духовных сил – … .

10. Наблюдение спортсмена за состоянием своего здоровья, уровнем физической подготовленности и физического развития в процессе спортивной подготовки – … .

11. Рациональная система движений, позволяющая максимально реализовать двигательные возможности спортсмена для достижения высоких спортивных результатов, – … .

12. Подготовительная часть урока физической культуры, тренировочного занятия; выполнение специальных упражнений для подготовки организма спортсмена к предстоящим соревнованиям – … .

13. Система физических упражнений с отягощениями, способствующая развитию силы и формированию правильного телосложения, – … .

14. Нарушение в организме функций сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата вследствие снижения уровня двигательной активности – … .

15. Система физических упражнений, преимущественно силовых, для женщин, направленная на коррекцию фигуры и улучшение функционального состояния организма, – … .

16. Способность преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему посредством мышечных напряжений – … .

17. В гимнастике: положение тела, при котором оно максимально согнуто в тазобедренных и коленных суставах, спина округлена, голова опущена, – … .

18. Вспомогательный гимнастический снаряд для отталкивания при опорных прыжках – … .

19. Обеспечение учителем или учеником безопасности при выполнении гимнастических упражнений – … .

20. Начальный удар в отдельных спортивных играх (бадминтоне, бейсболе, волейболе, теннисе), вводящий мяч в игру, – … .

21. Классические лыжные ходы подразделяются на одновременные и … лыжные ходы.

22. Силовое троеборье, одна из разновидностей атлетизма, – … .

23. Один из важных биологических и эстетических критериев физического развития человека, характеризующий его осанку, – … .

24. Термин в футболе, определяющий положение вне игры, – … .

25. В поэме «Гавриилиада» в следующих строках:

…Сплетенные, кружась, идут по лугу,
На вражью грудь опершись бородой,
Соединив крест-накрест ноги, руки,
То силою, то хитростью науки
Хотят увлечь друг друга за собой, –

А.С. Пушкин характеризует … .

Ключ к заданиям

1. Физическое воспитание. 2. Физическое развитие. 3. Здоровье. 4. Общая физическая подготовка. 5. Гигиенические факторы. 6. Двигательная активность. 7. Закаливание. 8. Сенситивные. 9. Самочувствие. 10. Самоконтроль. 11. Спортивная техника. 12. Разминка. 13. Атлетическая гимнастика. 14. Гиподинамия. 15. Шейпинг. 16. Сила. 17. Группировка. 18. Мостик. 19. Страховка. 20. Подача. 21. Попеременные. 22. Пауэрлифтинг. 23. Телосложение. 24. Офсайд. 25. Борцовский поединок.

Фото Т.Белоножкиной

Виды тестов

Введение

Для оценки знаний студентов и школьников (испытуемых) обычно используются следующие виды тестовых заданий:

    Открытая форма, когда задание требует от испытуемого произвольного ответа на поставленный вопрос.

    Закрытая форма, когда испытуемому предлагается выбрать правильный ответ из нескольких возможных. К разновидностям закрытой формы относят определенным образом представленные тесты на соответствие и тесты на установление правильной последовательности.

При тестировании на компьютере чаще всего используется закрытая форма тестов с одиночным выбором. Использование той или иной формы тестовых заданий, их представление (например, использование графики в вопросах и ответах) и способы оценки результатов тестирования связано с возможностями программной оболочки. В отличие от большинства аналогичных программ семейство ExaMINATOR® поддерживает не только простые, но и более "продвинутые" формы тестов: тесты соответствия и тесты на установление последовательности . В составных тестах (версия 6.1 и выше) могут использоваться различные формы тестов, что дает разностороннюю и объективную оценку знаний испытуемых.

Начиная с версии 8.00, пакет ExaMINATOR® поддерживает и открытую форму тестов, причем составитель может предусмотреть несколько правильных ответов. Например, учащийся может на вопрос "Сколько секунд потребуется модему, передающему сообщения со скоростью 28800 бит/с, чтобы передать цветное растровое изображение размером 640х480 пикселей, при условии, что цвет каждого пикселя кодируется тремя байтами?" ответить так: "256" или "256 с" или "256 сек" или "256 секунд". Составитель имеет возможность задать все эти варианты правильных ответов.

Тестовые задания в программной оболочке ExaMINATOR®

Тесты закрытой формы с одиночным и множественным выбором

Рис.1 . Окно программы ExaMINATOR® с тестовым вопросом закрытой формы. Испытуемому необходимо выбрать один правильный ответ.

Рис.2 . Окно программы ExaMINATOR® с графикой в окне вопросов. Испытуемому необходимо выбрать один правильный ответ


Рис.3 . Окно программы ExaMINATOR® с графикой в окне ответов. Испытуемому необходимо выбрать один правильный ответ.

Тесты соответствия


Рис.4 . Окно программы ExaMINATOR® с тестом соответствия. Испытуемому необходимо установить соответствие между смысловыми единицами, приведенными в окне вопросов и окне ответов.

Тест на установление правильной последовательности

Такой тест может быть сведен к тестам на соответствие или к простому тесту закрытой формы (см. рис.5 и 6)


Рис.5 . Пример теста на установление правильной последовательности, сведенного к тесту на соответствие. Испытуемому необходимо установить соответствие между порядковым номером действия и его содержанием.

Рис.6 . Пример теста на установление правильной последовательности, сведенного к простому тесту закрытой формы. Испытуемому необходимо выбрать один правильный ответ.
Тест в открытой форме

Рис.7. Пример теста в открытой форме. Испытуемому необходимо впечатать одно или несколько слов в качестве правильного ответа.

Выделяют два типа тестовых заданий, которые объединяют семь видов тестовых заданий. Типы и виды тестовых заданий представлены на схеме:

Тестовые задания

Открытого типа

Закрытого типа

дополнения

свободного изложения

множественного выбора

восстановления последовательности

альтернативных ответов

восстановления соответствия

с одним правильным ответом

с несколькими правильными ответами

К заданиям открытого типа относятся два вида - задания дополнения и задания свободного изложения. Их отличительной особенностью является то, что для их выполнения обучающемуся необходимо самому записать одно или несколько слов (цифр, букв, возможно словосочетаний или даже предложений). Этот тип заданий не имеет дистракторов и вариантов правильных ответов. Дистрактором в американской тестовой литературе называется неправильный, но правдоподобный ответ, от английского глагола «to distract» - отвлекать.

К заданиям закрытого типа относятся задания пяти видов: альтернативных ответов, множественного выбора с одним правильным вариантом ответа, множественного выбора с несколькими правильными вариантами ответа, задания на восстановление соответствия и на восстановление последовательности. Тестовые задания закрытого типа предполагают различные варианты ответов на задание, например, выбор одного или нескольких правильных вариантов ответов из ряда предлагаемых вариантов, выбор правильных элементов списка, установление правильной последовательности и др. Это всегда задания с предписанными ответами, что предполагает наличие ряда предварительно разработанных вариантов ответов .

Задания открытого типа

К заданиям открытого типа относятся задания двух видов – задания дополнения и задания свободного изложения.

В заданиях дополнения тестируемые должны самостоятельно давать ответы на вопросы, однако их возможности ограничены. В заданиях дополнения заранее определяется какой ответ считать однозначно правильным, и задается степень полноты его представления. Ответ должен быть кратким, не должен превышать 2-3 слов, чаще – одно слово, число, символ. Ограничения в заданиях дополнения обеспечивают объективность оценивания результата выполнения задания, а формулировка ответа должна дать возможность однозначного оценивания.

Отличительная особенность заданий дополнения в том, что они должны формировать только один, запланированный разработчиком правильный ответ. Несмотря на то, что внешне создание заданий этого вида выглядит достаточно просто, добиться того, чтобы обучающиеся в качестве ответа применяли именно тот вариант, который запланирован разработчиками, бывает достаточно трудно даже опытным создателям открытых заданий теста .

В системе психологической подготовки МЧС России задания открытого типа не используются, однако, если у наших коллег возникнет необходимость включить в тест задания открытого типа на дополнение, рекомендуем воспользоваться им следующей схемой их разработки.

Сначала рекомендуется сформулировать вопрос, содержащий не более 7-8 слов, затем на поставленный вопрос записать ответ, представляющий некоторое высказывание той же длины. Далее из полученного высказывания исключить ключевое слово (число, символ) и на его место поставить прочерк. Затем необходимо изменить порядок слов в высказывании так, чтобы прочерк переместился в конец предложения.

Например:

Вопрос: Как называется неспецифическая реакция организма на любое предъявляемое ему требование?

Ответ: Неспецифическая реакция организма на любое предъявляемое ему требование называется стрессом

Задание на дополнение: Неспецифическая реакция организма на любое предъявляемое ему требование называется __________

Отметим также общие правила разработки заданий на дополнение:

1. Каждое задание должно быть нацелено только на одно дополнение, место для которого обозначается прочерком или точками.

2. Прочерк ставится на месте ключевого элемента, знание которого является наиболее существенным для контролируемого материала;

3. Все прочерки в открытых заданиях для одного теста рекомендуется делать одной длины;

4. Дополнения лучше ставить в конце задания или как можно ближе к концу.

5. После прочерка, если это нужно, ставятся единицы измерения.

6. Текст задания должен обладать предельно простой синтаксической конструкцией и содержать то минимальное количество информации, которое необходимо для правильного выполнения задания.

7. В тексте задания не должно быть повторов и двойного отрицания .

Задания свободного изложения предполагают свободные ответы тестируемых по сути задания. Для их выполнения тестируемому необходимо самому записать одно или несколько слов (цифр, букв, возможно словосочетаний, или предложений). На ответы к заданиям свободного изложения ограничения не накладываются. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа .

С точки зрения композиции задания открытого типа должны содержать следующие обязательные элементы:

    Инструкцию для тестируемых .

Инструкция для заданий дополнения: вместо каждого прочерка впишите только одно слово (символ, знак и т.д.).

Инструкция для заданий свободного изложения: закончите предложение (фразу); впишите вместо прочерка правильный ответ; дополните определение, записывая ответ в бланке и т.д.

Примеры заданий на дополнение:

Комплекс мероприятий, осуществляемый в местах массового скопления людей и направленный на профилактику массовых негативных реакций – это ____________ (сопровождение массовых мероприятий)

Примеры заданий свободного изложения:

Задачами специалистов психологической службы при оказании ЭПП в режиме ЧС являются ____________

Основными правилами оказания ЭПП пострадавшим с ОСР являются ____________

3. Ответы к заданиям .

Во всяком тестовом задании заранее определяется, что однозначно считается правильным ответом на заданный вопрос. Задание считается выполненным правильно, если ответ тестируемого совпадает с предусмотренным эталоном, прописанным в оценочной схеме. Поэтому в качестве эталонов необходимо предусмотреть все синонимы.

Преимуществами хорошо составленных заданий дополнения и свободного изложения являются:

1) краткость и однозначность ответов;

2) необходимость воспроизведения ответа по памяти;

3) отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответа;

4) простота формулировки вопросов;

5) простота проверки;

6) невозможность угадать ответ .

Невозможность угадать ответ является основным преимуществом заданий открытого типа, а основным недостатком является сложность формализации правильного ответа.

Задания закрытого типа

Задания альтернативных ответов

В содержании всех учебных дисциплин имеется много таких элементов знаний, которые называются дихотомическими. Это знания, которые позволяют определить правильность или неправильность фактов, методов, процессов; знания о том, что хорошо, что плохо, что можно, а чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах. Для проверки таких знаний применяются тестовые задания с двумя ответами.

К каждому заданию альтернативных ответов дается только два варианта ответов. Тестируемый должен выбрать один из них: да – нет, верно – неверно и т.п. .

Примерами заданий альтернативных ответов могут являться:

Личностные особенности спасателя влияют на успешное выполнение профессиональной деятельности:

Специалисты экстремального профиля, участвующие в ликвидации последствий ЧС, относятся к группам пострадавших:

Задания альтернативных ответов являются самыми простыми и поэтому не самыми распространенными при составлении тестов. Это связано, в основном, со специфичностью того материала, которому в большей степени соответствует эта форма заданий. Задания альтернативных ответов применяются для оценки одного элемента знаний. Использование заданий альтернативных ответов в виде отдельного вопроса, приводит, как правило, к тривиальному тестированию и нежелательно для использования. О том же говорят и рекомендации Голландского института оценки образования (СIТО): «Вопросы альтернативных ответов предлагают только одну альтернативу, которую тестируемый либо принимает как правильную, либо отвергает». Таким образом, у тестируемых есть возможность на 50% угадать правильный ответ на вопрос. Поэтому эти задания целесообразно применять сериями к одному элементу знаний. Надо иметь в виду, что шанс отгадать 10 таких вопросов равен 0,00098.

В инструкции СIТО написано: «В индивидуальном порядке вопросы альтернативных ответов не очень эффективны, а вот длинные серии таких вопросов имеют определенные преимущества. Ответы на них обычно не занимают много времени, и есть возможность охватить весь материал по предмету, задавая как можно больше вопросов по нему» .

Существует целый ряд заданий, когда альтернативные ответы применять наиболее целесообразно. Это относится к крупным определениям, сложным процессам, к графикам, диаграммам, таблицам, тем элементам знания, которые могут быть структурированы или разбиты на более мелкие части. Например, про какой-либо сложный объект или явление можно создать серию вопросов, полностью выявляющих его свойства.

К симптомам ПТСР, объединенным в группу симптомов избегания, относятся:

нарушение памяти, неспособность вспомнить важные эпизоды произошедшего события, места, людей

сверхбдительность

обеднение чувств

потеря доступа к ресурсам прошлого, отсутствие ориентации на будущее

связанные с событием сны

«флэшбэк-эпизоды», внезапные поступки и чувства, как если бы событие происходило сейчас

уклонение от мыслей, деятельности и чувств, связанных с событием

чувство отстраненности и отчужденности от других

Инструкция: Перед вами утверждение, которое необходимо продолжить альтернативами, приведенными в таблице. Из приведенных альтернатив нужно выбрать те, которые правильно дополняют приведенное утверждение. В том случае, если вы согласны с приведенной альтернативой - обведите в таблице кружком ответ «да». В том случае, если вы не согласны с приведенной альтернативой - обведите в таблице кружком ответ «нет».

Ключевыми моментами при оказании экстренной психологической помощи человеку с острыми стрессовыми реакциями являются:

не оставлять человека одного

дать ощущение большей безопасности;

оградить от посторонних зрителей

оставить человека одного наедине с его переживаниями

создать ощущение того, что человек не остался один на один со своей бедой

употреблять четкие короткие фразы с утвердительной интонацией

подбадривать пострадавшего фразами о том, что всё будет хорошо

постараться свести реакцию к плачу

окружить пострадавшего большим количеством внимания, собрав вокруг него толпу

Особенностью заданий альтернативных ответов является то, что вопрос должен быть сформулирован в форме утверждения, поскольку он предполагает согласие или несогласие, которое можно отнести к утверждению.

Задания множественного выбора

Задания множественного выбора – это основной вид заданий, применяемый в педагогических тестах. Такие задания предполагают наличие вариативности в выборе. Тестируемый должен выбрать среди предложенных вариантов ответов правильный вариант или варианты - в зависимости от того, какое это задание – предполагающее выбор одного правильного ответа или выбор нескольких правильных ответов.

Оптимальным количеством вариантов ответов для заданий множественного выбора с одним правильным ответом является 3-4. Обычно трудно найти более 4 интересных и оригинальных альтернатив, кроме того у тестируемого на их чтение уйдет больше времени. Вероятно, минимальное количество возможных альтернатив – это 3, максимальное количество альтернатив будет зависеть от объема текста предлагаемых вариантов ответов. В том случае, если это цифровые выражения, то 5-6 вариантов не могут оказаться слишком длинными для чтения, и тогда оптимальным количеством можно считать 5 альтернативных ответов .

Как мы уже говорили, кроме заданий множественного выбора с одним правильным ответом, существуют задания множественного выбора с несколькими правильными ответами. Особенностью заданий с несколькими правильными ответами является то, что тестируемому необходимо не только найти правильные ответы, но и определить полноту своего ответа. Соответственно, эти задания сложнее, чем задания с одним правильным ответом.

Оптимальным количеством вариантов ответов для заданий множественного выбора с несколькими правильными ответами является 5-7. При этом возникает вопрос оптимальной доли числа правильных и неправильных ответов. Добиваться равенства количества правильных и неправильных ответов в каждом задании не следует, потому что тестируемые должны быть готовы к тому, что в любом задании может оказаться любое количество правильных ответов .

В качестве примеров заданий множественного выбора с одним правильным ответом можно привести:

Номер приказа «Об утверждении Порядка оказания экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах»:

    691 приказ МЧС России от 14.11.2008

    682 приказ МЧС России от 11.11.2008

    525 приказ МЧС России от 20.09.2011

    500 приказ МЧС России от 25.09.2007

Инструкция: Выберите один правильный ответ.

Активный метод обучения, который основывается на уточнении и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля с помощью алгоритмов:

    проблемное обучение

    программированное обучение

    интерактивное обучение

В качестве примеров заданий множественного выбора с несколькими правильными ответами можно привести:

ЭПП оказывается:

    телезрителям

    пострадавшим вследствие ЧС

    родственникам и близким погибших и пострадавших вследствие ЧС

    родственникам специалистов, занимающихся ликвидацией ЧС

    специалистам, работающим в условиях ликвидации последствий ЧС

Инструкция: Выберите несколько правильных ответов.

Действия по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшему с острой стрессовой реакцией агрессии:

    дать пострадавшему возможность побыть наедине с его эмоциями

    сохранять эмоциональную устойчивость, говорить с пострадавшим спокойно, постепенно снижая темп и громкость речи

    свести к минимуму количество окружающих

    дать возможность «выпустить пар»;

    поручить работу, связанную с высокой физической нагрузкой;

    резко потрясти пострадавшего за плечи в течение 1 минуты

    в случае необходимости привлечь сотрудников правоохранительных органов

Следует учитывать, что при проведении компьютерного тестирования важным аспектом является графическое оформление мест для ответов к заданиям множественного выбора с одним правильным ответом и с несколькими правильными ответами. Так в АИС «Психолог» место для заданий с одним правильным ответом представлено в виде круга, а для заданий с несколькими правильными ответами – квадратом.

При составлении заданий множественного выбора полезно руководствоваться несколькими принципами, а именно: принципом однородности и принципом фасетности содержания задания.

Принцип однородности заключается в том, что подбираются такие ответы, которые относятся к одному роду, виду, отображают основные стороны, грани явления.

При создании заданий по принципу однородности существенным фактором усиления их эффективности является использование сходных по написанию или звучанию букв, цифр, знаков, слов или словосочетаний. Это позволяет делать ответы правдоподобными, логически безупречными .

Например:

Инструкция: Выберите один правильный ответ.

Стресс, ведущий к истощению внутренних резервов организма:

    аутостресс

    моностресс;

    эустресс

    дистресс;

Принцип однородности часто дает возможность создать полную систему ответов, к которой нечего добавить.

Например:

Инструкция: Выберите один правильный ответ.

Острая стрессовая реакция, симптомами которой являются напряжение мышц (особенно лицевых), учащенное поверхностное дыхание, сниженный контроль собственного поведения, сильное сердцебиение:

    агрессия

    страх

    двигательное возбуждение

  1. нервная дрожь

    истероидная реакция

Принцип фасетности содержания задания сводится к определенной форме записи нескольких вариантов одного и того же задания - фасету.Множество слов и словосочетаний, образующих фасет, помещается в фигурные скобки . А именно:

Инструкция: Выберите несколько правильных ответов.

Толпа людей, {стремящихся к уничтожению, разрушению, убийству}, называется:

    паническая

    экспрессивная;

    конвенциональная;

    агрессивная

    окказиональная;

    стяжательная

    экстатическая

В таких заданиях можно менять фамилии, характеристики предмета/явления, числовые параметры и пр. Это наглядно отражено в примере, где фигурными скобочками выделена та часть, которую можно заменить, создав, таким образом, еще одно задание.

Если заменить в предыдущем примере ту часть, которая выделена фигурными скобочками, то можно получить еще ряд заданий, в их числе может быть, например, следующее:

Толпа людей, {скандирующих на митингах лозунги, ритмически выражая ту или иную эмоцию …}, называется:

    паническая

    экспрессивная;

    конвенциональная;

    агрессивная

    окказиональная;

    стяжательная

    экстатическая

В одном задании может быть не один, а несколько фасетов:

ЧС, в которой пострадало от {50 до 500} человек, либо нарушены условия жизнедеятельности {500 – 1000} человек; зона ЧС {охватывает территорию двух} субъектов РФ:

    Локальная

  1. Территориальная

    Региональная

    Федеральная

    Трансграничная

Задания на восстановление соответствия

В заданиях на восстановление соответствия необходимо найти соответствие (приравнять части, элементы, понятия) – между элементами двух списков, двух множеств. Эта форма заданий достаточно разнообразна и может быть с успехом использована по всем учебным дисциплинам и предметным областям.

В любом учебном предмете встречается учебная информация, в которой изучаемые объекты (понятия, величины и т. п.) разбиваются на виды, классы, типы и т. д. Для каждого из этих видов существует множество свойств и характеристик, принципов, правил и норм использования, так что есть возможность составления заданий на установление соответствия этих терминов их характеристикам. Причем, задания на установление соответствия в этом случае будут более рациональны, чем задания с выбором правильного ответа.

Задания на установление соответствия позволяют проверить так называемые ассоциативные знания, существующие в каждой учебной дисциплине. Это знание о взаимосвязи определений и фактов, авторов и их произведений, форм и содержания, сущности и явлений, о соотношении между различными предметами, свойствами, законами, формулами, датами .

Обычно задание на соответствие состоит из двух столбцов: в первом – вопросы, утверждения, факты, понятия и т. д., во втором - список утверждений, свойств объектов, которые надо поставить в соответствие с элементами первого столбца. Желательно, чтобы в одном столбце элементы списка были обозначены буквами, а в другом столбце – цифрами. Это поможет избежать путаницы при выполнении этих заданий.

Инструкция к заданиям этого вида формулируется следующим образом: Соотнесите написанное в столбцах 1 и 2. Запишите в таблицу ответов цифры из столбца 2, которые соответствуют утверждениям из столбца 1.

Например:

Столбец 1: этапы профессионального развития

Столбец 2: характеристики этапов

    Этап формирования профессиональных намерений

    Достижение специалистом профессионального мастерства, авторитета в своем профессиональном кругу и, возможно, за его пределами, формирование круга единомышленников

    Этап профессионального обучения

    построение планов относительно будущей профессии, осознанная подготовка к будущей карьере в выбранной профессии

    Этап профессиональной адаптации

    адаптация молодого специалиста в профессиональной среде; обладание достаточным опытом для самостоятельного и эффективного решения профессиональных задач

    Этап реализации личности в профессиональном труде

    овладение специальными знаниями и навыками, необходимыми для успешного профессионального становления

В рассмотренной форме представления заданий на восстановление соответствия, помимо двух столбцов, содержащих элементы которые необходимо привести в соответствие, имеется специальная табличка для занесения в неё результатов.

Некоторые авторы предлагают представлять задания этого вида в виде двух столбцов, содержащих соответственно два списка утверждений, которые необходимо соотнести между собой с помощью стрелочек. На наш взгляд, этот способ отметки имеет существенные недостатки. Во-первых, могут возникнуть проблемы при интерпретации результатов тестирования из-за неоднозначности размещения стрелочек между элементами двух множеств. Во-вторых, трудоемкость при проверке результатов тестирования, особенно в случае большого количества тестируемых.

Одним из формальных требований, предъявляемых к заданиям на установление соответствия, является неодинаковое число элементов в правом и левом столбцах. Избыточные (правдоподобные, но неверные) ответы имеются только в одном столбце. Они выполняют роль дистракторов. Если бы число элементов в столбцах было одинаковым, то последнюю пару тестируемые бы выбирали автоматически, используя метод последовательного исключения.

Например:

Инструкция: Соотнесите написанное в столбцах 1 и 2. Запишите в таблицу ответов цифры из столбца 2, которые соответствуют утверждениям из столбца 1. При этом в столбце 2 элементов больше нежели в столбце 1. Вам нужно понять какие элементы столбца 2 лишние.

Столбец 1: ОСР

Столбец 2: Симптомы

1. сильное дрожание всего тела или отдельных его частей

    Агрессия

2. чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы, эмоционально насыщенная, быстрая речь, крики, рыдания

    Истероидная реакция

3. непреодолимая усталость, полное равнодушие и безразличие

4. подрагивание губ, ощущение подавленности, в отличие от истерики - отсутствие возбуждения в поведении

5. бред, слуховые галлюцинации и расстройства мышления

    Психомоторное возбуждение

6. напряжение мышц (особенно лицевых), учащенное поверхностное дыхание, сниженный контроль собственного поведения, сильное сердцебиение

7. резкие движения, бесцельные и бессмысленные действия, ненормально громкая речь

    Нервная дрожь

8. отсутствие реакций на внешние раздражители, «застывание» в определенной позе, оцепенение, состояние полной неподвижности

9. раздражение, недовольство, гнев, словесные оскорбления, брань

10. пессимизм; чувство вины, бесполезности, тревоги и страха; заниженная самооценка; мысли о смерти; нарушенный сон

Это задание лучше предыдущего тем, что список, из которого выбираются ответы, длиннее, что значительно снижает вероятность угадывания. Так, если тестируемый знает 7 из 8 ответов в одинаковых по длине списках, то восьмой будет неизбежно правильным.

Важно помнить, что в случаях, когда длина списков не совпадает, об этом необходимо делать указания в инструкциях к тестовым заданиям.

Кроме того, хотелось бы отметить, что существуют различные точки зрения относительно максимального числа элементов в одном списке. Анализ различных работ, посвященных проблеме педагогических тестов, показал, что среди мнений авторов, занимавшихся рассмотрением этой проблемы, нет единства. Ряд авторов считает, что число элементов одного списка не должно превышать 5-6. Другие говорят о том, что длина одного списка не должна превышать 10 элементов. Нам кажется оптимальным именно второй вариант, что обусловлено особенностями нашего учебного материала.

Главными преимуществами заданий на соответствие являются возможность быстрой оценки уровня знаний в конкретной области знаний, и экономичность размещения задач в тесте. Например, из нескольких однообразных заданий с выбором одного правильного ответа, рациональнее сделать одно задание на установление соответствия.

К сожалению, в связи со сложностями в части касающейся технического оформления этого вида заданий в АИС–Психолог, в системе психологической подготовки МЧС России эти задания не используются.

Задания на восстановление последовательности.

Задания на восстановление последовательности можно рассматривать как вариант заданий на восстановление соответствия, когда одним из рядов является время, расстояние или иной континуальный конструкт, который подразумевается в виде ряда. Поскольку этот вид заданий требует особой инструкции, мы выделили его рассмотрение в отдельный подраздел.

Особенность инструкции к заданиям на последовательность заключается в том, что в ней необходимо указывать в какой именно последовательности располагать элементы – от большего к меньшему, в алфавитном, хронологическом порядке и т. п. .

Форма представления заданий на восстановление последовательности, которая рекомендуется в большинстве изданий, посвященных разработке педагогических тестов, следующая:

Установите правильную последовательность стадий в развитии общего адаптационного синдрома (Г. Селье). В столбце ответов поставьте соответствующие буквы.

В связи со сложностями в техническом оформлении этого вида заданий в АИС «Психолог», мы представляем задания этого вида следующим образом:

Установите правильную последовательность стадий в развитии общего адаптационного синдрома (Г. Селье):

    сопротивление, истощение, тревога

    тревога, истощение, сопротивление

    тревога, сопротивление, истощение

    истощение сопротивление, тревога

Таким образом, по виду - это задание множественного вида с одним правильным ответом, а по содержанию – это задание на установление последовательности.

Задания на восстановление последовательности достаточно редко используются в тестах, что является незаслуженным. На самом деле это очень качественная форма тестовых заданий, обладающая значительными преимуществами: краткостью и простотой проверки. Оно подходит для любой учебной дисциплины, в которой присутствует алгоритмическая деятельность или временные события.

Подводя итог рассмотрению заданий закрытого типа, отметим, что основная трудность при разработке таких заданий состоит в поиске правдоподобных дистракторов. В то время как преимуществами заданий закрытого типа являются:

    надежность заданий, поскольку отсутствуют факторы, связанные с субъективными оценками, которые снижают надежность;

    оценивание заданий полностью объективно: между оценками различных проверяющих не может быть различий;

    легкость обработки заданий множественного выбора, быстрота проведения тестирования;

    простой алгоритм заполнения, который снижает количество случайных ошибок и описок;

    возможность охватить большие области знаний, что для тестов достижений особенно важно;

    возможность автоматической обработки ответов;

    низкая вероятность угадывания правильных ответов;

    обучающимся необязательно уметь хорошо формулировать ответы;

    возможность получения точной оценки содержательности теста, что особенно важно для определения соответствия теста целям исследования .

Следует отметить, что каждый из рассмотренных видов заданий позволяет проверить специфические виды знаний. Выбор вида задания зависит от цели тестирования и содержания теста, от особенностей аудитории, от технических возможностей и уровня подготовленности разработчика в области теории и методики контроля уровня знаний.

Желательно, чтобы задания в тесте были максимально разнообразными, в пользу этого, можно привести три существенных довода.

1. Задания разного вида делают тестирование более разнообразным, с точки зрения тестируемых. Более разнообразная деятельность позволяет отодвинуть порог наступления утомления и, как следствие, позволяет больше времени выделить на тестирование. Имея больший запас времени, мы имеем возможность поместить в тест большее количество заданий и, как следствие, получить более надежный инструмент.

2. Имея тест, состоящий из заданий одного вида, мы всегда имеем реальную опасность получить в качестве составляющей итогового балла умение обучающихся работать лишь с этим видом заданий. Те, кто быстрее приспособятся к ним, те, для кого они окажутся наиболее удобными, получат преимущества. Этого можно избежать, используя задания различного вида.

3. Для разных элементов содержания учебного материала подходят разные виды заданий. Например, для сложных определений, проверки понимания фактического материала наиболее удобными являются задания альтернативных ответов. Для проверки знаний временных или пространственных явлений в большей степени подходят задания на восстановление последовательности и т. д. Поэтому, пытаясь свести все многообразие учебного материала к одному виду, мы заведомо делаем тест, в котором содержание не соответствует форме и, как следствие, он будет менее качественным. Исходя из этих соображений, в тесты следует включать задания разного вида .

В системе психологической подготовки МЧС России обязательным является использование заданий закрытого типа следующих видов: задания множественного выбора, предполагающие один правильный ответ и задания множественного выбора, предполагающие несколько правильных ответов. Желательным является использование заданий на установление последовательности. Разработка остальных типов и видов заданий не является обязательной и производится по усмотрению разработчика.

Использование в системе психологической подготовки МЧС России именно перечисленных видов заданий обусловлено особенностями нашего учебного материала, техническими возможностями, а также спецификой профессиональных контингентов, с которыми мы работаем. Например, выполнение заданий открытого типа, на наш взгляд, может вызвать у профессиональных контингентов МЧС России большее сопротивление, нежели выполнение заданий закрытого типа. Кроме того, исходя из опыта проведения зачетов по психологии у профессиональных контингентов МЧС России, у нас сформировалось предположение, что у них могут возникнуть сложности в формулировании правильного ответа к заданиям открытого типа. Нередко на зачетах по психологии специалисты МЧС России объясняют ответы на вопросы «своими словами», опираясь на свой жизненный и профессиональный опыт, минуя психологические термины. Разговор «на разных языках» значительно усложнит процедуру формализации правильного ответа. Нашей задачей является не заставить специалистов МЧС России выучить психологическую терминологию, а помочь понимать её, дать им знания, инструментарий, которые позволят им оптимизировать свое психическое состояние и более эффективно выполнять свои профессиональные обязанности.