Калининград. Кнайпхоф. Кафедральный собор. Кафедральный собор имени Канта в Калининграде

Кафедральному собору, который стоит в самом центре Калининграда на острове, часто приписывают имя великого Иммануила Канта. И в самом деле – тут расположена его могила. Но именем философа назван сам остров, а собор был построен в 14 в. в честь Христа, Богородицы и всех святых. В том числе, особо чтимого здесь святого – Адальберта. Многовековая история этого здания интересна сама по себе. И даже пронизана мистикой.

Чтобы на крепость не походил

Когда-то остров, образованный двумя рукавами реки, был густо заселён. Тут находились владения местного епископа, а часть земли была отведена под жилые дома, что создавало для властей определённые неудобства. Иногда горожане узнавали новости, предназначенные для епископа, первыми. Им стоило лишь перехватить и хорошенько напоить гонца.

Была здесь и небольшая лютеранская церковь. А поскольку число жителей росло, на богослужениях становилось всё более тесно. Поэтому Тевтонский орден принял решение построить ещё одну церковь – попросторнее. Первоначально она задумывалась необычной – с укреплёнными стенами, так как неподалёку находилась граница. Но впоследствии было решено придать ей более традиционный вид. Поэтому в проект были внесены изменения, что вызвало немалые сложности.

Дело в том, что влажная почва острова необыкновенно быстро проседала. Чтобы построить «тяжёлое» здание, фундамент пришлось укреплять с помощью множества свай. А тут ещё изменения в проекте…Вот и вышло, что одна из стен треснула, пришлось спешно скреплять её, а сверху делать башенку – мол, так и задумано.

Всего же строительство шло около 80 лет. Сперва собор представлял собой базилику, которая имела один высокий неф. Затем вместо одного нефа появились три. Окна – как обычные, так и слепые – были удлинены.

Церковные службы здесь начались в середине 16 в, а в 1560 г. собор стал собственностью местного университета. В районе Восточной Пруссии он был главным культовым сооружением, поэтому на землях, принадлежавших собору, хоронили знатных или прославившихся чем-то людей.

От Средневековья до Второй мировой

С годами собор становился только краше. В 17 в. у него появились свои часы-куранты с мелодичным боем. Славу получили и большие соборные колокола. Настоящим произведением искусства стал алтарь, украшенный работами знаменитого художника Мёллера. Позже, во время ремонта, производившегося в 19 в, были найдены средневековые росписи.

До наших дней сохранилась (правда, понадобилась реконструкция) крестильная капелла, а купель для крещения ныне воссоздана в том виде, в каком она была запечатлена на старинных фотографиях.

Могиле Канта устроители собора отвели почётное место – она находилась рядом с захоронениями других известных учёных. А к 200-летию со дня рождения философа – в 1924 г. – над ней появилась колоннада, которая сохранилась до наших дней.

Также в соборе хранилась большая библиотека. Ценные рукописи и книги тут начали собирать ещё в 17 в. В ходе Второй мировой войны основная часть фонда была утрачена.

Ну и конечно, какой же собор без органа? До войны их было, по крайней мере, три. Последний – огромный – появился тут в 18 в., и с тех пор был несколько раз модифицирован.

Конечно, после Второй мировой не осталось ничего. Но в первое десятилетие 2000-х собору были переданы два великолепных органа: большой и хоровой.

Самым страшным днём для собора стало 20 августа 1944 года. Английские бомбардировщики задались целью уничтожить главный город Восточной Пруссии. Небо казалось чёрным от их самолётов – в авианалёте их участвовало более 200. Тем самым англичане хотели показать миру, что не только СССР принадлежит заслуга победы над Германией.

Но есть и ещё одна причина, которую любят упоминать приверженцы мистики. Якобы именно на острове Канта была спрятана под землёй секретная лаборатория, где фашисты работали над созданием сверхмощного оружия. А также занимались самым настоящим колдовством, чёрной магией. Конечная цель обрядов заключалась в том, чтобы призвать смерть на голову премьер-министра Уинстона Черчилля. Поэтому и получили английские лётчики приказ стереть остров с лица земли.

Урон собору был нанесён огромный – он превратился в руины, но каким-то чудом стены устояли. Разбомбили англичане и окрестные старинные дома, которые мы уже никогда не увидим. А жаль – поскольку они имели историческое значение. В городской ратуше были подписаны многие важные документы, в доме губернатора бывал император России Пётр Первый.

Теперь здесь звучит орган

Остов собора долгое время оставался в таком виде – горькой памятью о минувшей войне. Лишь в 90-ые годы 20 в. старинное сооружение начали восстанавливать. Большой материальный вклад в это дело внесла Германия.

Сегодня на островке, где прежде проживало около 20 тыс. человек, имелось несколько сотен домов и примерно три десятка улиц – остались лишь здание собора и огромный парк.

На остров ведёт старинный мост (когда-то их было несколько), который носит название Медовый. Новобрачные прикрепляют к его перилам символические замочки – на счастье.

Уцелела после бомбардировок и могила Канта, над которой установлено каменное надгробие.

Кроме того здесь можно увидеть памятники и скульптуры. В частности, стоят тут:

  • статуя герцога Альбрехта;
  • памятник Юлиусу Руппу – богослову и преподавателю;
  • статуя Петра Первого
  • В парке размещены 23 работы, объединённые темой «Человек и мир». Скульптуры были установлены в 80-ые годы 20 в. Они призваны напоминать людям о самом ценном – свободной мирной жизни.

В соборе нынче находится концертный зал, где можно послушать орган. А также музей, где хранятся многие ценные экспонаты, в том числе посмертная маска Канта. Лучше приходить сюда не самостоятельно, а в составе экскурсии. Стоимость её символическая, но без экскурсовода вы не узнаете и десятой доли того, чем интересен собор.

Церковные службы ныне проводятся лишь в часовнях, в том числе – в православной.

Ещё один интересный факт: величественное сооружение не раз снимали кинематографисты. Тот, кто смотрел популярный советский фильм «Женя, Женечка и Катюша», видел и собор в одном из эпизодов.

Если вы будете в Калининграде – обязательно посетите его «сердце». Доехать до острова можно с помощью всех видов городского транспорта: автобусов, троллейбусов и маршрутных такси.

Кафедральный собор на Викискладе

Координаты : 54°42′22.87″ с. ш. 20°30′42.4″ в. д.  /  54.706353° с. ш. 20.511778° в. д. (G) (O) (Я) 54.706353 , 20.511778

Кафедра́льный собо́р Кёнигсберга (нем. Königsberger Dom - «Кёнигсбергский кафедральный собор») - недействующий кафедральный собор , расположенный в бывшем историческом районе Калининграда Кнайпхофе , является историческим и культурным памятником. До реформации XVI века являлся главным католическим храмом города (был посвящён Высокосвященному телу Иисуса Христа , Деве Марии , Всем Святым и Святому Адальберту), а затем главным лютеранским храмом Пруссии . Является одним из символов города .

В настоящее время службы в соборе не проводятся, здание используется для размещения музейных экспозиций и концертов.

История

Первый кафедральный собор был построен между и 1302 годами в юго-западной части Альтштадта. После смерти епископа Зигфрида, при котором началось строительство собора, новым епископом стал Иоганн. Он счёл уже построенный собор слишком маленьким. По его просьбе в 1327 году магистр Тевтонского ордена выделил новый участок для строительства главной церкви города на острове Кнайпхофе .

Точная дата начала строительства собора на новом месте неизвестна. Формально его «днём рождения» считают 13 сентября 1333 года (первое упоминание в документах) . В этот день магистр Тевтонского ордена дал добро на продолжение строительства собора. Первоначально проект предполагал строительство собора-крепости, потому что территория была только что завоёвана, но гроссмейстер Ордена Лютер Брауншвейгский не дал на то разрешения, сказав, что «незачем строить вторую крепость всего лишь на расстоянии полёта стрелы от орденского замка ». Таким образом приостановленное строительство было возобновлено, но теперь собор возводился уже исключительно как культовое сооружение. В связи с ненадёжным грунтом острова под фундамент храма было забито более тысячи дубовых свай.

Материалом для нового собора стали кирпичи старого собора (в Альтштадте), который был снесён. Специально для доставки их на остров через Прегель был построен мост, названный Соборным, а в городской стене Альтштадта были прорублены ворота, тоже получившие название Соборных. Оба сооружения носили временный характер; но если мост действительно позднее был разобран (он просуществовал только пятьдесят лет), то ворота простояли ещё шестьсот лет и погибли во время бомбардировки города англо-американской авиацией в августе 1944 года . Интересно, что если бы Соборный мост не был разобран, то не появилась бы знаменитая задача о семи мостах Кёнигсберга , ставшая поводом для создания теории графов .

Формально датой завершения строительства считается 1380 год , но работы в соборе продолжались и позже. И не только по внутреннему оформлению (так, между 1380 и 1400 годами нефы собора были расписаны фресками). В 1553 году к фасадам собора были пристроены башни (на шпиле одной из них был установлен флюгер-русалка).

Первоначально собор был однонефным, но потом к его западной части пристроили трёхнефный корпус. В орденские времена эти две части церкви были разделены: в однонефной части, известной как Высокие хоры, молились рыцари, в трёхнефной (Низкие хоры) - обыкновенные прихожане.

За свою долгую «немецкую» историю собору приходилось быть не только культовым сооружением. В 1344 году граф Вильгельм IV Голландский попросил у епископа разрешения провести зиму в ещё не достроенном соборе вместе со своими лошадьми, и ему не было отказано. А в 1807 году часть собора (точнее - фамильная усыпальница Альбрехта) была превращена французами в военную тюрьму.

Интерьер и убранство

Эпитафия Альбрехта Гогенцоллерна работы Корнелиса Флориса (довоенное состояние)

Богатое убранство собора было практически полностью уничтожено (сгорело) во время Второй мировой войны. Сохранились только некоторые каменные эпитафии . Наиболее примечательная из них - эпитафия - надгробный памятник герцога Альбрехта Гогенцоллерна работы фламандского архитектора и скульптора Корнелиса Флориса (архитектор Антверпенской ратуши). Эпитафия выполнена в стиле фламандского ренессанса (маньеризма). Размеры эпитафии - 11 метров в высоту и 12,5 в ширину. Первоначально эпиатфия была богато украшена скульптурами, колоннами, гербами и т. п., но после войны от неё остался только голый каркас (восстанавливается с 2009 года ). Эпитафия расположена у торцевой восточной стены собора.

Помимо монументальной эпитафии Альбрехта, сохранилось несколько более скромных эпитафий XVI-XVII веков. Сейчас они укреплены на стенах собора, как с внешней, так и с внутренней стороны.

В 2008 году восстановлена эпитафия Радзивиллов .

Также интересна внутренняя башенка, заключающая винтовую лестницу, ведущую на верхние ярусы башни собора. Башенка состоит из переплетённых стрельчатых арок, которые впервые появились в нормандской архитектуре Сицилии в XI-XIII веках.

Собор после Второй мировой войны

Развалины собора в 1982 году

Хроника восстановления собора

Однако нынешняя реставрация вызывает много нареканий. Достаточно сравнить современный вид собора с довоенными фотографиями, чтобы убедиться в том, что реставраторы далеко не всегда восстанавливают собор в точном соответствии с довоенным состоянием. О восстановлении внутреннего убранства даже и не идёт речи (впрочем, затраты на восстановление убранства были бы слишком высоки).

Собор в 2002 году

Могила Канта

Современный вид могилы Иммануила Канта, 2007 год.

Первое послевоенное богослужение у стен восстанавливаемого собора состоялось в пасхальное воскресенье 1992 года . Торжественные богослужения проходили и позже. В 1994 году служба была посвящена 450-летию университета Альбертины . 7 мая 1995 года состоялось общее богослужение представителей трёх христианских конфессий: православных, католиков и протестантов .

В соборе также регулярно проводятся концерты классической и религиозной музыки, в том числе с использованием двух органов , проводятся международные конкурсы органистов .

Собор как товарный знак

В 2002 году архитектурный облик собора был зарегистрирован в Министерстве культуры как товарный знак . Таким образом ГУК «Кафедральный собор» должно получать 0,5 % дохода, получаемого при коммерческой деятельности, связанной с эксплуатацией изображения собора, например с продажи открыток и любых товаров, носящих изображение собора (к последним относятся, в частности, пачки сигарет «Соборные» и водки «Восточнопрусская». Как утверждает директор ГУК «Кафедральный собор», вырученные таким образом средства пойдут на реставрацию собора.

Собор в кино

После войны Калининград был единственным местом СССР , где можно было снять «настоящую Германию». Естественно, в первую очередь здесь снимались фильмы о войне. В некоторых фильмах в кадр попал и собор.

  • "Женя, Женечка и «катюша» . На фоне собора солдат опрокидывает канистру с бензином.
  • «Жена керосинщика» . В одном фрагменте священник (бывший фронтовик) сидит в руинах собора, а за его спиной в одном из оконных проёмов пихаются два ангела - русский и немецкий.

Собор в филателии и нумизметике

См. также

Примечания

  1. История собора
  2. Manfred Gerner, Igor A Odinzow : Der Königsberger Dom. Zentrum Handwerk und Denkmalpflege, 1998, (нем.)
  3. August Rudolph Gebser : Geschichte der Domkirche zu Königsberg und des Bisthums Samland, mit einer ausführlichen Beschreibung der Reformation im Herzogthum Preußen. Königsberg 1835, (Digitalisat Google История Кафедрального собора Кёнигсберга (нем.) )
  4. Историческая справка на сайте администрации Калининграда
  5. Калининградская область в энциклопедии «Кругосвет»
  6. Балдур Кёстер. Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени
  7. Официальный сайт собора
  8. Карамзин в Восточной Пруссии
  9. текст
  10. Герцогу Альбрехту вернут эпитафию
  11. В Кафедральном соборе завершена реставрация эпитафии Радзивиллов
  12. Балдур Кёстер Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени.
  13. Кёнигсберг Калининград, 1255-2005: иллюстрированный энциклопедический справочник / ред. А. С. Пржездомский. - Калининград: Янтарный сказ, 2006.
  14. Кенигсберг и собор. Символ древнего города от разрушения спасла могила Иммануила Канта
  15. Вещь не в себе
  16. Марк КАБАКОВ. Полковник Одинцов восстанавливает Калининградский Кафедральный собор// Газета «Культура»
  17. В Кафедральном соборе Калининграда воссоздан интерьер знаменитой Валленродской библиотеки , Информационное агентство «Регнум»
  18. Балдур Кёстер «Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени» . Перевод с немецкого (текст). Данные оригинального немецкого издания: Baldur Köster , Husum Druck; 2000,
  19. Собор на сайте «Чудеса России»
  20. Кафедральный собор на сайте областного министерства культуры
  21. Международный конкурс органистов имени М.Таривердиева
  22. Калининград. Дирекция Кафедрального собора намерена судиться из-за незаконного использования изображения собора. Информационное агентство «Регнум»

Магистр Тевтонского ордена счел новый собор слишком похожим на крепость и остановил строительство до тех пор, пока церковные власти не обещали придать будущему храму исключительно культовый вид. На северной стороне собора можно увидеть уступ в месте, где кладка переходит с толщины 3 метра на меньшую - до 1,28 метра. Пришлось облегчить и фундамент. Образ собора отвечает планировке орденских церквей с трехнефной церковью для мирян и однонефным хором для рыцарства, но без подземной часовни. Сгоревшие в XVI веке башни были отстроены заново в стиле Возрождения. На квадратном основании южной башни появилась надстройка с 12 углами, позже увенчанная шпилем.

Часы на башне собора, несмотря на средневековый вид, самые точные в Калининграде, с современным механизмом и спутниковой связью.

Слабость фундамента не позволила поднять башни на задуманную высоту, и здание стало опасно проседать. Северная башня отклонилась на 45 сантиметров от оси и немного напоминает знаменитую Пизанскую. Внутренний интерьер нефов к 1400 году украсили фрески со сценами из Священного Писания. Главное впечатление, которое и сейчас производит собор, - бесконечный простор, и это отличает его от стремящихся ввысь соборов поздней готики. Длина здания составляет 88,5 метра, высота башни со шпилем - 50,75 метра, а ширина - 30,2 метра. «Здешняя кафедральная церковь огромна, - писал в дневнике российский историк Н.М. Карамзин. - С великим примечанием рассматривал я там древнее оружие, латы и шишак благочестивейшего из Маргграфов Бранденбургских и храбрейшего из рыцарей своего времени. Где вы, думал я, где вы, мрачные веки, веки варварства и героизма? Бледные тени ваши ужасают робкое просвещение наших дней...»

В 1511 году Великий магистр Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский освободил Пруссию от власти папы римского и принял лютеранство. Перемены ожидали и Кафедральный собор. Он был передан городу Кнайпхофу, а в 1560-м -университету Альбертина. Герцог Альбрехт похоронен в Кафедральном соборе, почти вся восточная стена была занята роскошной эпитафией по образцу итальянских надгробий расцвета Возрождения. Сейчас от монументального памятника сохранился только архитектурный каркас. В северной части алтаря в 1588 году было основано захоронение профессоров Кёнигсбергского университета. Большая часть из ста надгробий и эпитафий не сохранилась, но оставшиеся бережно реставрируются. В 1804 году у северо-восточного угла собора обрел последнее пристанище великий немецкий философ Иммануил Кант.

Собор в военное время

В августе 1944 года, после налетов 600 бомбардировщиков английской авиации, остров Кнайпхоф был практически разрушен. Стены собора устояли, но в пожаре погиб весь внутренний интерьер. Известно, что нацисты запретили пожарным тушить огонь. Долгие годы после войны собор был величественной руиной, в одиночестве стоявшей среди опустевшего острова. От окончательного разрушения его спасла могила Канта, считавшегося в СССР провозвестником коммунистической идеологии.

Единственная уцелевшая после налета в 1944 году статуя из Кафедрального собора - изображение графини Доротеи, супруги герцога Альбрехта - была найдена при поисках Янтарной комнаты и сейчас хранится в Музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве.

Статус памятника республиканского значения Кафедральный собор в Калининграде получил в 1960 году. В 1992-м трагические развалины были законсервированы, и начались работы по исторической реконструкции. Несмотря на повреждения и потери, собор заслуженно относится к памятникам архитектуры федеральной категории охраны.

Могила Канта

Великий философ Иммануил Кант был похоронен в 1804 году последним в профессорской усыпальнице у северных хоров Кёнигсбергского собора. В 1880-м над могилой была возведена часовня в стиле неоготики. К двухсотлетнему юбилею Канта архитектор Фридрих Ларс получил заказ на перестройку надгробия. Посещение могилы Канта разрешалось два раза в год: 12 февраля и 22 апреля - в дни рождения и смерти философа.

Помимо философии, Иммануил Кант преподавал в университете Альбертина такие необычные дисциплины, как фортификация и пиротехника.

Валленродтская библиотека

Две комнаты с росписью в стиле барокко, украшенные удивительной деревянной резьбой, на втором этаже южной башни, с 1650 года хранили знаменитую Валленродтскую библиотеку. Основанная канцлером Мартином фон Валленродом и его сыном, к ХХ веку она состояла из 10 000 уникальных книг, собранных по всему миру. Только часть редчайших томов уцелела в библиотеке университета, остальные бесценные книги погибли при пожаре собора.

Орган

В Кафедральном соборе можно посетить концерты органной музыки. Собор вновь обрел голос в 2008 году. Система из Большого и Малого органов восстановлена немецкими мастерами по довоенным чертежам с применением современных оптико-волоконных и компьютерных технологий. Декоративная часть самого большого в Европе органа украшена калининградскими мастерами филигранной резьбой и движущимися фигурами.

Задача Эйлера

Соборный мост между Альштадтом и Кнайпхофом простоял всего 50 лет после начала строительства Кафедрального собора. В городе осталось семь мостов, перекинутых через реку, омывающую остров и расходящуюся на два рукава. Можно ли прогуляться по Кёнигсбергу, пройдя по всем мостам, не заходя на любой из них дважды? Задача математика Леонида Эйлера о кёнигсбергских мостах лежит в основе теории графов, которая до сих пор помогает в изучении транспортных систем, оптимизации доставки грузов и маршрутизации данных в Интернете.

Башенка-звонница

При строительстве крыши продольного нефа в конце XVI века была обнаружена ошибка в планировке здания: башенная часть оказалась смещенной относительно центральной части. Для ее исправления средневековые строители нашли изящное решение - на месте изгиба кровли возвели маскирующую маленькую башенку-звонницу.

Нацисты раскопали могилу Канта, пытаясь измерить его череп для доказательства его принадлежности к арийской расе.

Петр I, изучая Валленродтскую библиотеку, обнаружил старинную Радзивилловскую летопись, повествующую о Древней Руси.

Руины Кафедрального собора можно увидеть в кинофильмах «Женя, Женечка и «катюша» и «Жена керосинщика».

Калининград Кафедральный собор, остров Канта, музей и могила Канта и великолепный орган посещаем самостоятельно достопримечательности Калининграда. Остров Канта очень популярное место Калининграда. На острове Канта находиться Кафедральный собор, где расположена могила великого философа Иммануила Канта и памятник герцогу Альбрехту. А так же сюда приезжают послушать орган. На посещение острова Канта, Кафедрального собора, музея Канта и мини концерта органной музыки необходимо не менее 3-4 часов, при условии, что Вы спланировали визит на остров, с учетом проведения в тот день мини концерта органной музыки. У нас не получилось и мы посетили остров Канта три раза, впрочем об этом не жалеем, но заметно по фотографиям.

  • остров Канта Калининград
  • Кафедральный собор Калининград расположен: Калининград, ул. Канта, дом 1, сайт http://sobor-kaliningrad.ru
  • памятник герцогу Альбрехту Калининград
  • музея Канта Калининград

Остров Канта Калининград как добраться

Самостоятельно добраться до острова Канта в Калининграде можно по двум дорогам по Ленинскому проспекту или по улице Октябрьской, так как остров Канта это действительно остров и к нем ведут два моста, которые обозначенные на карте цифрами 2 и 3. Под номером четыре обозначено следующая достопримечательность Калининграда «Рыбная деревня», но это в следующий раз.

Добраться до острова Канта легко. Если ехать на автомобиле то необходимо набрать адрес Октябрьская улица дом 2.
На общественном транспорте нужно ехать до остановки Рыбная деревня (на карте под номером 5)
Автобус: 45
Маршрутное такси: т72, т80, т92
или другой маршрут

до остановки СК Юность (на карте под номером 7) на Московском проспекте

Автобус: 45, 49
Троллейбус: 2, 7
Маршрутное такси: т65, т72, т75, т77, т80, т87, т93

до остановки Дом культуры моряков (на карте под номером 6) на Ленинском проспекте
Автобус: 1, 3, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 17, 18, 19, 21, 23, 27, 30, 36, 37, 44, 49, 159, 106, 108
Троллейбус: 1, 5
Маршрутное такси: т62, т63, т64, т66, т67, т69, т70, т71, т77, т83, т84, т85, т87, т88, т89, т90, т93, т86
Трамвай: 3, 5

Мы выбрали для захода на остров через Медовый мост (номер на карте 3) с улицы Октябрьской, так как передвигались на автомобиле. Набираете на навигаторе адрес Октябрьская улица дом 2 или 3 и навигатор Вас точно приведет к острову.

Остров Канта действительно остров с двумя мостами

Подъезжая к указанному адресу сразу виден Кафедральный собор и Медовый мост.


Калининград остров Канта вид на Медовый мост

Перед входом на мост существуют ворота для прохода пешеходов и проезда машин, а так же рядом с мостом имеется небольшая бесплатная парковка, на машин 10-15, но нам всегда везло со свободными места для парковки у острова Канта.

На остров можно заехать на автомобиле, так как видно по знакам (на следующей фотографии) запрета на въезд нет, но мы не заезжали. Хотя при прогулке по острову и особенно перед мини концертом машин десять парковалось у собора.


Парковка перед Медовым мостом

Как сейчас модно, на мосту очень много замков от молодожёнов и не только.


Замки от молодожёнов на Медовом мосту
Замки не только от молодожёнов

Кафедральный собор Калининград

Кафедральный собор красив, а территория ухожена и облагорожена. Днем основания Кафедрального собора считается 13 сентября 1333г. Основатель епископ Иоханнес Кларе. Изначально Собор задумывался как кирха, выполнявшая оборонительно-крепостные функции.


Вид на Кафедральный собор

Первое, что встречает нас это памятный знак с барельефом общественного деятеля Юлиуса Руппа.


Памятный знак общественному деятелю Юлиусу Руппу

При приближение к Кафедральному собору,замечаешь на стенах какие то барельефы.


Сразу становиться всё понятно, что захоронения, но и как могло быть по другому это же духовный храм.


Барельеф на стене Кафедрального собора

Если идти вокруг собора против часовой стрелки, то с торца здания видна могила великого философа Иммануила Канта.


Могила философа Иммануила Канта

На против могилы Канта расположен памятник герцогу Альбрехту (основателю Альбертины), то есть основателю нового государства, ну и всего остального, включая и университет. Памятник установлен возле Кафедрального собора на острове И.Канта, где располагалось первое здание Альбертины.


Памятник герцогу Альбрехту

Двигаясь дальше, можно увидеть ещё барельефы на стенах здания собора. В передней части собора с боковой стороны видна странная конструкция из пластика и метала, а на против туалет. Мы сделали вывод, что когда в соборе проходят концерты, эта конструкция раздвигается и соединяет собор с туалетом.

По пути следования не далеко от входа, нам попалась табличка, на которой говорилось, что сегодня будет органный мини концерт. Это удача для путешественников как мы, так как расписание концертов не стыковалось с нашим графиком посещения города Калининград, а послушать орган очень хотелось, то приехать сегодня к двум часам и послушать 30 минут органной музыки было очень удобно. А пока имеется время было решено посетить музей Канта в Кафедральном соборе.


Информация о мини концерте
Фасад Кафедрального собора

Так же рядом со входом в собор находиться макет основных достопримечательностей.

Музея Канта Калининград

Перед самыми дверями собора был выставлен шит с расценками на услуги музея.


Прайс на услуги музея Канта

Купив билет и отдельно заплатив за фото съемку 50 рублей, мы быстренько осмотрели православную часовенку на первом этаже, ее вход был рядом со входом в музей и пошли в музей.

Ну тут как положено для старинных замков. Небольшая узкая дверь и узкая винтовая лестница на второй этаж.


Вход в музей Канта


Винтовая лестница на второй этаж

И вот Вы на втором этаже где начинается экспозиция.


Экспозиция музея на втором этаже

Хочу порекомендовать при покупки билета брать и экскурсовода, это дополнительно 150 рублей к Вашим билетам. Мы с начала не взяли экскурсовода и начали осмотр экспозиции без него, но поверите на слово, без экскурсовода там будет не интересно, а вот с экскурсией, она была для нас двоих, стало так интересно и узнали так много интересных фактов, что представленные экспонаты стали понятны. Без экскурсовода Вы не чего не узнаете о жизни Канта, а она была трогательная и немного печальная и как было создано государство Альбертина. Берите экскурсовода и 30 минут пройдут на одном дыхании.


Карта трёх государств на месте нынешнего города Калининград
Гербы этих государств

На всем пути посещения Кафедрального собора привлекают витражи.


Витраж собора
Зал посвященный жизни Иммануила Канта на четвертом этаже

Один из величайших мыслителей человечества Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 г. в тогдашней столице Восточной Пруссии - г. Кенигсберге (сейчас г. Калининград). Отец И.Канта был простым шорником, изготовлявшим лошадиную упряжь, мать - домохозяйкой.


Зал на четвертом этаже

Экскурсоводы отмечают очень правильную жизнь Канта, его скромность и пунктуальность, но на свою свадьбу Кант опоздал. Так же отмечают его ровный и красивый почерк.


Собственно ручные записи Канта


Лестница ведущая на четвертый этаж музея

В 1650 г сын канцлера фон Валленродта, подарившего городу свою библиотеку, приобрел «бесполезное и беспризорное помещение в Кнайпхофской церкви, вверху близ органа, подле колокольни»,чтобы поместить там библиотеку к «благу учащейся молодежи». По-видимому в Европе это был первый случай, кода светская библиотека располагалась в храме. У входа в библиотеку висели правила посещения. Например: «Тот, кто намеревается войти, пусть очистит обувь от грязи, стряхнет пыль или дождевую воду с одежды»; «Ножницами или ножом книги пусть не режет и не пачкает их».


Библиотека на третьем этаже

К 1944 году в библиотека было более 20 тысяч изданий. Во время пожара 30 августа 1944 года часть книг была эвакуирована на юг Восточной Пруссии.

Музей «парк скульптуры» на острове Канта

После окончания экскурсии мы прогулялись по «парку скульптуры». Так как на территории острова Канта нет других строений, то вся территория представляет парк с одной основной аллей, которая называется улица Канта и другими небольшими тропинками, на которых расположены различные скульптуры. Парк скульптуры был создан в 1984г. по решению Калининградского исполкома. Все работы выполнены из ценных материалов, таких как бронза, гранит, мрамор и металл. Их авторы известные мастера и все работы объединённые темой «Человек и мир». Сейчас представлено 23 скульптуры.


Схема музея парка скульптуры
Пётр первый, 1989г.
Пантера, 1975г.
Поющие дети, автор М. Переяславец, 1978г
Мост через остров Канта по Ленинскому проспекту
Центральная аллея или улица Канта

Пересекаем улицу Канта и двигаемся к следующим скульптурам.


Мир без войны, автор Л. Романова, 1981г.

Это последняя 23 скульптура, которая находиться не далеко от Медового моста, по которому мы заходили на остров.


Созидание.Мир., 1982г.

В целом, от парка скульптуры, впечатление не однозначное, но своё мнение будет только после посещения парка.

Так как у нас было ещё два часа до начала мини концерта органной музыки, то мы по поехали посетить другую достопримечательность Калининграда. А после неё вернулись обратно на остров Канта.

Концертный зал Кафедрального собора города Калининград

В два часа мы были у Кафедрального собора в Калининграде и пошли на мини концерт. При входе, в сам концертный зал, нас Вас встречают скульптуры двух необычных животных.


Нас встречают интересный зверюшки

Собор

Кафедральный Собор
нем. K?nigsberger Dom
Бывший кафедральный собор Кёнигсберга

Страна Россия
Место расположения в Калининграде Кнайпхоф
Автор проекта неизвестен
Первое упоминание 13 сентября 1333
Строительство 1333-1380 годы
Статус Памятник архитектуры республиканского значения
Состояние Завершена реставрация
Сайт Официальный сайт

Координаты: 54°42?22.87? с. ш. 20°30?42.4? в. д. ? / ? 54.706353° с. ш. 20.511778° в. д. (G) (O) 54.706353 , 20.511778

Кафедральный собор Кёнигсберга - главная церковь Кёнигсберга и главный исторический символ Калининграда . Собор, построенный в стиле балтийской готики, является одним из немногих готических сооружений в России.

История

Первый кафедральный собор был построен между 1297 и 1302 годами в юго-западной части Альтштадта. После смерти епископа Зигфрида, при котором началось строительство собора, новым епископом стал Иоганн. Он счёл уже построенный собор слишком маленьким. По его просьбе в 1327 году магистр Тевтонского ордена выделил новый участок для строительства главной церкви города на острове Кнайпхофе.

Точная дата начала строительства собора на новом месте неизвестна. Формально его «днём рождения» считают 13 сентября 1333 года (первое упоминание в документах) . В этот день магистр Тевтонского ордена дал добро на продолжение строительства собора. Первоначально проект предполагал строительство собора-крепости, потому что территория была только что завоёвана, но гроссмейстер Ордена Лютер Брауншвейгский не дал на то разрешения, сказав, что «незачем строить вторую крепость всего лишь на расстоянии полёта стрелы от орденского замка». Таким образом приостановленное строительство было возобновлено, но теперь собор возводился уже исключительно как культовое сооружение. В связи с ненадёжным грунтом острова под фундамент храма было забито более тысячи дубовых свай.

Материалом для нового собора стали кирпичи старого собора (в Альтштадте), который был снесён. Специально для доставки их на остров через Прегель был построен мост, названный Соборным, а в городской стене Альтштадта были прорублены ворота, тоже получившие название Соборных. Оба сооружения носили временный характер; но если мост действительно позднее был разобран (он просуществовал только пятьдесят лет), то ворота простояли ещё шестьсот лет и погибли во время бомбардировки города англо-американской авиацией в августе 1944 года. Интересно, что если бы Соборный мост не был разобран, то не появилась бы знаменитая задача о семи мостах Кёнигсберга, ставшая поводом для создания теории графов.

Формально датой завершения строительства считается 1380 год, но работы в соборе продолжались и позже. И не только по внутреннему оформлению (так, между 1380 и 1400 годами нефы собора были расписаны фресками). В 1553 году к фасадам собора были пристроены башни (на шпиле одной из них был установлен флюгер-русалка).

Первоначально собор был однонефным, но потом к его западной части пристроили трёхнефный корпус. В орденские времена эти две части церкви были разделены: в однонефной части, известной как Высокие хоры, молились рыцари, в трёхнефной (Низкие хоры) - обыкновенные прихожане.

В 1519 году в соборе прошла последняя католическая служба, а уже через четыре года здесь состоялась первая евангелическая проповедь на немецком языке.

В 1528 году собор стал кнайпхофской приходской кирхой и собственностью города Кнайпхофа. Вскоре по соседству с собором возникает здание университета Альбертина, собор выполняет функции университетской церкви, а с 1650 года в южной его башне располагается Валленродская библиотека, уникальное собрание старинных книг и манускриптов. Связывает Собор и университет профессорская усыпальница, в которой с 1558 года хоронили профессоров Альбертины. Иммануил Кант был последним, кто обрёл там покой. К 200-летию со дня рождения философа в 1924 году с восточной стороны собора был воздвигнут мемориальный портик «Стоа кантиана» (автор - архитектор Фридрих Ларс). Также в соборе был похоронен герцог Альбрехт и многие его родственники, фамильная усыпальница которых находится там же. Фрагменты надгробия Альбрехта сохранились в соборе до сих пор .

В 1640 году в башне собора были установлены часы с боем, а в 1695 году в соборе появился орган.

В 1789 году в кафедральном соборе побывал Карамзин. В его путевых заметках сохранилась запись, посвящённая собору:

Здешняя кафедральная церковь огромна.

С великим примечанием рассматривал я там древнее оружие, латы и шишак благочестивейшего из маркграфов бранденбургских и храбрейшего из рыцарей своего времени.

«Где вы, - думал я, - где вы, мрачные веки, веки варварства и героизма? Бледные тени ваши ужасают робкое просвещение наших дней. Одни сыны вдохновения дерзают вызывать их из бездны минувшего - подобно Улиссу, зовущему тени друзей из мрачных жилищ смерти, - чтобы в унылых песнях своих сохранять память чудесного изменения народов».

Я мечтал около часа, прислонясь столбу.- На стене изображена маркграфова беременная супруга, которая, забывая своё состояние, бросается на колени и с сердечным усердием молит небо о сохранении жизни героя, идущего побеждать врагов. Жаль, что здесь искусство не соответствует трогательности предмета! - Там же видно множество разноцветных знамён, трофеев маркграфовых.

В 1833 году собор был впервые отреставрирован, а в 1888 году там был установлен новый орган.

Между 1901 и 1907 годами Рихардом Детлефсеном, провинциальным консерватором (так в Германии называют чиновников, следящих за сохранением памятников культуры) была проведена очередная реставрация собора. При этом западному (главному) фасаду вернули черты XIV века, которые были уже к тому времени заметно изменены различными перестройками.

К началу Второй мировой войны собор имел следующие размеры:

  • Длина: 88,5 метров
  • Высота самой высокой (южной) башни до шпиля - 50,75 метров
  • Высота части здания (без креста) - 32,14 метра

Во время бомбардировок 1945 года церковь почти полностью выгорела, но само здание устояло. Во время разгула огня партийные власти запретили тушить собор пожарным, однако кёнигсбержцы пытались тушить храм своими силами. Впрочем, спасти убранство им не удалось: всё оно погибло в огне .

За свою долгую «немецкую» историю собору приходилось быть не только культовым сооружением. В 1344 году граф Вильгельм IV Голландский попросил у епископа разрешения провести зиму в ещё не достроенном соборе вместе со своими лошадьми, и ему не было отказано. А в 1807 году часть собора (точнее - фамильная усыпальница Альбрехта) была превращена французами в военную тюрьму.

Интерьер и убранство

Богатое убранство собора было практически полностью уничтожено (сгорело) во время Второй мировой войны. Сохранились только некоторые каменные эпитафии. Наиболее примечательная из них - эпитафия - надгробный памятник герцога Альбрехта Гогенцоллерна работы фламандского архитектора и скульптора Корнелиса Флориса (архитектор Антверпенской ратуши). Эпитафия выполнена в стиле фламандского ренессанса (маньеризма). Размеры эпитафии - 11 метров в высоту и 12,5 в ширину. Первоначально эпиатфия была богато украшена скульптурами, колоннами, гербами и т. п., но после войны от неё остался только голый каркас (восстанавливается с 2009 года ). Эпитафия расположена у торцевой восточной стены собора.

Помимо монументальной эпитафии Альбрехта, сохранилось несколько более скромных эпитафий XVI-XVII веков. Сейчас они укреплены на стенах собора, как с внешней, так и с внутренней стороны.

В 2008 году восстановлена эпитафия Радзивиллов .

Также интересна внутренняя башенка, заключающая винтовую лестницу, ведущую на верхние ярусы башни собора. Башенка состоит из переплетённых стрельчатых арок, которые впервые появились в нормандской архитектуре Сицилии в XI-XIII веках.

Собор после Второй мировой войны

После войны собор оставался огромными руинами . Власти его в лучшем случае «терпели», так как он (как и все довоенные сооружения) считался «символом прусского милитаризма и фашизма» и чуть ли не «бельмом на глазу нового социалистического города». Собор не снесли только потому, что у его стен был похоронен Кант .

В 1960 году собор получил статус памятника культуры республиканского значения, но никаких мер по сохранению зданию предпринято не было: руины продолжали разрушаться. Только в 1976 году была предпринята попытка реставрации собора. Впрочем, от этой реставрации было больше вреда, чем пользы. В её ходе был разрушен сохранявшийся со времён войны фронтон северной башни собора. Сильно пострадали напольные эпитафии внутри собора.

С новой энергией дебаты о будущем собора начали разгораться с началом перестройки. Предлагалось несколько вариантов :

Хроника восстановления собора

В 1992 году восстановлением собора занялась фирма «Кафедральный Собор» под руководством Игоря Александровича Одинцова. После комплексного исследования руин собора в 1993 году начались консервационные работы, а в 1994 - реставрационные (башни собора). 21 июня того же года был произведён монтаж шпиля собора, при этом для установки сегментов шпиля на барабане башни использовались вертолёты балтийского флота .

В 1995-1996 годах проводилась реставрация эпитафий собора и надгробия Канта. Осенью 1995 года на башне собора были установлены часы и четыре колокола. Данные часы являются самыми точными часами Калининграда, так как за «фасадом», повторяющим облик часов, погибших во время войны, скрывается современнейший часовой механизм, сверяющий время по спутнику. Часы были выпущены известной фирмой «Сименс» .

Между 1996 и 1998 годами велись работы по восстановлению кровли собора. В целях её облегчения она выполнена из меди, а не из черепицы, как оригинальная.

В сентябре 1998 года на малой башне были подвешены два колокола. В конце 2005 года был восстановлен интерьер Валленродской библиотеки, до войны располагавшейся в соборе. Эти работы были выполнены за три месяца калининградскими мастерами резьбы по дереву .

Однако нынешняя реставрация вызывает много нареканий. Достаточно сравнить современный вид собора с довоенными фотографиями, чтобы убедиться в том, что реставраторы далеко не всегда восстанавливают собор в точном соответствии с довоенным состоянием. О восстановлении внутреннего убранства даже и не идёт речи (впрочем, затраты на восстановление убранства были бы слишком высоки).

Могила Канта

Иммануил Кант был похоронен в «профессорской усыпальнице» Собора в 1804 году и стал последним похороненным в нём человеком. В 1880 году над могилой Канта была возведена часовня в стиле неоготики, которая к концу Первой мировой войны (1918) находилась в весьма плачевном состоянии.

К 200-летнему юбилею Канта (1924) на месте старой часовни по проекту Фридриха Ларса было возведено новое сооружение, выполненое в виде открытого колонного зала и разительно отличающаяся по архитектурному решению от самого Собора. Внутри зала стоит каменный гроб, который однако является кенотафом, то есть останков Канта в нём нет, они покоятся глубже. Деньги на строительство были пожертвованы Хуго Стиннесом.

Могила Канта была отреставрирована в 1996 году, в числе первых работ по восстановлению Собора.

Собор как культурно-религиозный центр

Собор восстанавливается как культурно-религиозный центр. Сейчас в восстановленном здании собора располагаются евангелическая и православная часовни, а также музей собора и музей Иммануила Канта .

Первое послевоенное богослужение у стен восстанавливаемого собора состоялось в пасхальное воскресенье 1992 года. Торжественные богослужения проходили и позже. В 1994 году служба была посвящена 450-летию университета Альбертины. 7 мая 1995 года состоялось общее богослужение представителей трёх христианских конфессий: православных, католиков и протестантов .

В соборе также регулярно проводятся концерты классической и религиозной музыки, в том числе с использованием двух органов , проводятся международные конкурсы органистов .

Собор как товарный знак

В 2002 году архитектурный облик собора был зарегистрирован в Министерстве культуры как товарный знак. Таким образом ГУК «Кафедральный собор» должно получать 0,5 % дохода, получаемого при коммерческой деятельности, связанной с эксплуатацией изображения собора, например с продажи открыток и любых товаров, носящих изображение собора (к последним относятся, в частности, пачки сигарет «Соборные» и водки «Восточнопрусская». Как утверждает директор ГУК «Кафедральный собор», вырученные таким образом средства пойдут на реставрацию собора.

Собор в кино

После войны Калининград был единственным местом СССР, где можно было снять «настоящую Германию». Естественно, в первую очередь здесь снимались фильмы о войне. В некоторых фильмах в кадр попал и собор.

  • "Женя, Женечка и «катюша». На фоне собора солдат опрокидывает канистру с бензином.
  • «Жена керосинщика». В одном фрагменте священник (бывший фронтовик) сидит в руинах собора, а за его спиной в одном из оконных проёмов пихаются два ангела - русский и немецкий.

См. также

  • Калининград
  • Кнайпхоф
  • Тевтонский орден
  • Кант, Иммануил

Примечания

  1. Калининградская область в энциклопедии «Кругосвет»
  2. Балдур Кёстер. Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени
  3. ? Официальный сайт собора
  4. Карамзин в Восточной Пруссии
  5. текст). Данные оригинального немецкого издания: Baldur K?ster , Husum Druck; 2000, ISBN 3-88042-923-5
  6. Герцогу Альбрехту вернут эпитафию
  7. В Кафедральном соборе завершена реставрация эпитафии Радзивиллов
  8. Балдур Кёстер Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени.
  9. Кёнигсберг Калининград, 1255-2005: иллюстрированный энциклопедический справочник / ред. А. С. Пржездомский. - Калининград: Янтарный сказ, 2006. ISBN 5 7406 0840 5
  10. Кенигсберг и собор. Символ древнего города от разрушения спасла могила Иммануила Канта
  11. Вещь не в себе
  12. ? Марк КАБАКОВ. Полковник Одинцов восстанавливает Калининградский Кафедральный собор// Газета «Культура»
  13. В Кафедральном соборе Калининграда воссоздан интерьер знаменитой Валленродской библиотеки , Информационное агентство «Регнум»
  14. Балдур Кёстер «Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени» . Перевод с немецкого (