Смысл поста в христианстве. Вербное.рф в помощь православному христианину

В чем суть поста?

Про Великий пост сейчас знают все, и даже некоторые нецерковные люди пытаются его соблюдать. А вот услышав о прочих, особенно летних постах, многие недоумевают: в чем смысл такого частого отказа от удовольствий? Порой и для православных пост, казавшийся в годы неофитства чем-то значительным и глубоким, со временем превращается в повинность. Хозяйкам прибавляется хлопот на кухне, денег уходит больше… Так в чем же смысл поста? Как поститься с пользой для души? На эти вопросы отвечают известные священники.

Постом многие советуют не только отказываться от скоромной пищи, но и вообще уделять кулинарным вопросам меньше внимания. На деле же именно пост становится для хозяйки испытанием. Денег больше уходит (постные продукты дороже), все мысли только о том, чем накормить мужа и детей. Когда поста нет — проще, больше выбор, не приходится все время думать об этом. Разве это правильно?

Протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Акулово Московской области, духовник Московской епархии:

— Настоящее растительное питание вообще бесплатное. Конечно, в городе на бетоне ничего не вырастишь, но в сельской местности достаточно иметь пятачок земли, чтобы иметь все необходимое. У нас Успенским постом повара в храме отдыхают: выйдут на грядочку, нарвут крапивы, сныти, лучку, выберут несколько картошечек — и овощной суп готов! Быстро, вкусно, полезно! Мы к сныти и крапиве относимся как к сорнякам, а ведь преподобный Серафим Саровский два года одной снытью питался! Ботву свекольную сейчас все выкидывают, забыли о таком вкусном блюде, как ботвинья. На самом деле съедобна и полезна ботва не только от свеклы, но и от моркови, от репы.

А на зиму надо заготавливать овощи, грибы, щавель. Тогда и Великим постом всегда будут у вас на столе вкусные постные щи. А на второе нет ничего лучше и здоровее каши. Гречневая, овсяная, пшенная, перловая (кстати, любимая каша Петра I и Суворова). Интересно, какое скоромное блюдо дешевле каши? А ведь никакого особого искусства каша не требует. Проблема в том, что у нас совсем утрачена культура питания. Поставьте детям на празднике гречку, творог, молоко — они ни к чему не притронутся. Зато выпьют всю кока-колу и съедят все чипсы. У них с ранних лет испорчен вкус. И хозяйки с таким же испорченным вкусом предпочитают не напрягаться, покупают в супермаркете неизвестно из чего сделанные полуфабрикаты.

Басня «Стрекоза и муравей» по-прежнему актуальна. Одни трудятся, готовятся к посту, на зиму заготавливают соленья, замораживают свежие овощи, чтобы и Великим постом есть вкусную и здоровую пищу, другие не утруждают себя, не хотят даже фантазию проявить, сами едят что попало и домашних вынуждают. А ведь готовить очень интересно, я бы сам с удовольствием готовил, только не хватает времени. Вот я знаю, что академик-хирург Александр Федорович Черноусов осенью всегда сам заготавливает перец, супруга только под его командой все делает. И знаю многих мужчин, которые готовят лучше своих половин.

Наверное, постные полуфабрикаты стоят дорого — не знаю, не ем. Есть еще более важная проблема, чем расходы. Мы забыли о главном назначении пищи. Сократ говорил: многие живут, чтобы есть, а я ем, чтобы жить. Пища дана нам для жизни, для поддержания телесных сил. И растительная пища, безусловно, для этого больше подходит, она полезнее, здоровее. Например, ученые посчитали, что суп из белых грибов полезнее мясного такой же калорийности в семь раз. Мы не умнее наших предков, которые соблюдали пост и были гораздо здоровее нас.

Я уж не говорю о том, что мясные (а иногда, увы, и рыбные) продукты, которые продаются сегодня в магазинах, как правило, просто нельзя есть. Чем подкармливали того же бройлера? Лучше не думать, а есть здоровую растительную пищу со своего огорода. Как-то принимали мы архиерея Великим постом. На столе стояли отдельно белые грибы, лисички, опята, маслята, грузди, рыжики. Скажите, видел ли хоть один миллионер на своем столе такое ассорти? Сомневаюсь.

Нужно ли в пост есть невкусно?

Из постных продуктов можно приготовить изысканные блюда. Не является ли это грехом? Может быть, правильно в пост отказываться не только от скоромной, но и вообще от вкусной пищи?

Протоиерей Александр БОРИСОВ, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва):

— Можно так разнообразить постную пищу, что и разговляться не захочется. Особенно Успенским постом — в конце лета много дешевых овощей и фруктов. Но такой пост теряет смысл. Ведь суть поста не просто в отказе от животной пищи, а в ограничении удовольствий. Сознательно лишая себя утешения, которое мы получаем от вкусной пищи и вина, мы становимся чувствительнее к духовной жизни. Если же человек озабочен, как поизысканнее поесть, ему не до духовного. Хотя он и отказывается от животной пищи, но радости жизни в Господе не получает. Всему свое время. Кончается пост — приходит праздник, и мы радуемся, накрываем праздничный стол, зовем гостей, угощаем их вкусной пищей, вместе славим Господа, в том числе и благодарим его за вкусную трапезу, ведь это тоже дар Божий. А постом заботы о еде должны занимать минимум времени. Но искусственно делать пищу невкусной не только не нужно, но и грешно — мы же во славу Божию вкушаем! Постная пища должна быть простой, здоровой и быстрой в приготовлении. И не надо забывать об умеренности — если простой картошкой до отвала наестся, тоже будет не до молитвы, не до чтения Евангелия, не до размышлений о вечном.

— Мы от всего в жизни получаем удовольствие — от каждого цветка, от солнца, от пения птиц, шелеста листьев. Да и от того, что мы просто дышим. Что же, не жить? Просто нужна рассудительность. Получать удовольствие от разумного удовлетворения потребностей нормально. Грех — когда это удовлетворение переходит в страсть, мы хотим насыщаться все больше, есть все изощреннее. Первое — чревобесие, второе — гортанобесие.

Конечно, пост подразумевает ограничение удовольствий, но только глубокие молитвенники и аскеты могут есть совсем невкусную пищу и не замечать этого. Большинству же людей, тем более мирянам, совсем без утешения даже в пост тяжело. Часто люди, особенно новоначальные, прочитав о подвигах святых, пытаются подражать им внешне, в том числе и постятся очень строго, безжалостно по отношению к себе, а в результате впадают в уныние, некоторые даже до нервных срывов себя доводят. Нужна мера, которая у каждого своя. Пища должна быть простой, но достаточно сытной и вкусной. Не может простой человек есть совсем без удовольствия.

Протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ:

— Священноисповедник Афанасий (Сахаров) говорил: «Ешьте хоть вкусную, но постную пищу». Есть невкусно — не наша мера. В понедельник первой седмицы Великого поста поется стихира: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный». Отец мой, протоиерей Михаил, Великим постом всегда за трапезой говорил: «Постимся постом приятным» — и на этом останавливался.

Как вести себя постом в гостях?

Как быть, если в пост зовут в гости? Не всегда можно отказаться, не обидев близких людей. Попросить их заранее, чтобы на столе была постная пища или руководствоваться тем, что любовь выше поста? Чаще мы выбираем второе, но нет ли в этом лукавства?

Протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского района:

— В мясопустную родительскую субботу положено апостольское чтение, в котором говорится: «Если кто из неверных позовет вас и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте…» (1 Кор. 10: 27-28). Этим наставлением апостола Павла мы обычно пренебрегаем по гордости, сластолюбию и малодушию.

Вот вам две типичные ситуации. Мы пришли в гости к людям, знающим, что мы соблюдаем посты, и знающим, что день постный, но хозяева, презирая церковные уставы, уговаривают нас: «Да ладно, ты же в гостях, ничего страшного, если разочек пост нарушишь». И мы отчасти по сластолюбию, а отчасти по малодушию не устаиваем перед соблазном и в осуждение себе едим пищу, которая сама по себе чиста, но наше чревоугодие и человекоугодие делают ее «идоложертвенным», про которое апостол Павел сказал: «Не ешьте».

А вот второй пример. Люди совсем нецерковные от души угощают нас, не имея намерения соблазнить, а просто не зная о наших правилах. Но мы надуваем щеки от высокомерия или втягиваем их от лжесмирения и отказываемся есть, смущая этим хозяев. А может быть, если бы они услыхали благовестие о Христе и увидели бы в нас искреннюю любовь и смирение, то сами захотели бы стать христианами и тогда бы уже соблюдали посты. Но, видя нашу гордость и не желая стать такими же, как мы, не похулят ли они невольно Церковь Божию, которая на самом деле не виновата в том, что мы в пост разгуливаем по светским гостям и пренебрегаем наставлениями святого апостола Павла?

Если, оказавшись в гостях у нецерковных людей, мы отступаем от поста, чтобы не смущать их, это дело смирения, а если, приходя домой, продолжаем есть скоромное, это дело не смирения уже, а чревоугодия. Речь, разумеется, идет о пище, а не о пьянстве, которое всегда грешно: и в пост, и не в пост.

Какая пища считается постной?

По какому принципу продукты делятся на более или менее скоромные? Во многие дни Рождественского и Петрова постов благословлено вкушение рыбы. Почему она считается менее скоромной, чем молочные продукты?

Игумен ГЕРМОГЕН (Ананьев):

— Самый строгий пост — сухоядение. Послабления идут в следующем порядке: вареная пища, подсолнечное масло, вино, рыба, молочные продукты и яйца, мясо. Неудивительно — млекопитающие сотворены с человеком в один день. По этой же причине молочные продукты мы считаем более скоромной пищей, чем рыбу, — они тоже часть плоти млекопитающих.

Протоиерей Александр БОРИСОВ:

— В пост правильно тратить на еду меньше денег, чем обычно, освобождая средства для благотворительности. Это старая церковная традиция, с ней и связана градация постных блюд. В местах раннего христианства рыба и морепродукты были гораздо дешевле молочных продуктов, поэтому и считались более постными. В наше время, наоборот, они гораздо дороже и калорийнее — для меня как биолога это очевидно. В рыбе намного больше белков, чем в любом молочном продукте. Возможно, стоит пересмотреть традицию, рожденную в других климатических и экономических условиях, и поменять рыбу с молочными продуктами местами — то есть считать молочные продукты более постными. Но это может решаться только соборно.

Зависят ли от мяса отношения с Богом?

Многие нецерковные люди не понимают, когда постом православные друзья отказываются от скоромной пищи. Говорят примерно следующее: «Какое значение имеет для Бога, ем ли я мясо? Как отказ от мяса может повлиять на мои с Ним отношения?»

Священник Сергий ПАШКОВ, настоятель Богоявленского храма села Быки Курчатовского района Курской области, руководитель секции дзюдо для детей и подростков в деревне Макаровка Курчатовского района:

— В одном патерике я читал о старце, который, когда в старости занемог, стал по совету врачей вкушать мясо. Он был монахом, а монахи, как вы знаете, мясо вообще не едят. И его родной брат, мирянин, стал в душе осуждать старца за это, думал про себя: лучше бы он умер от своей болезни, чем нарушил монашескую традицию. И однажды услышал он глас Божий: «Что ты осуждаешь брата своего? Если хочешь знать, чему он уподобился за свою внутреннюю жизнь, посмотри направо». Он повернулся и увидел своего брата распятым на кресте. То есть по внутреннему своему устроению старец был подобен Христу, и мясо, которое он вкушал, ничуть его духовной жизни не повредило. Пища не отдаляет нас от Бога и не приближает к Нему. Цель поста в воздержании от страстей, от осуждения ближнего, а отказ от скоромной пищи — лишь средство для достижения этой цели.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН, помощник настоятеля храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне (Москва):

— Если вы когда-то влюблялись, вспомните, сильно ли вас в тот момент беспокоило, что вы будете есть на обед или ужин? Думаю, что не очень, потому что, когда человек по-настоящему влюблен, потребность в еде ослабевает, он уделяет ей минимум внимания и времени. И если у меня есть любовь к Богу, радует Его мудрость, красота, святость, я рад, что имею возможность побыть наедине с Ним, отложив все попечения, забыв дурные привычки. Воздержание — не самоцель, а способ восстановить отношения с Богом как со старым другом. Это возможно, только если мы контролируем себя, свои дурные привычки.

Человек до грехопадения был чист, в ангельском образе он внимал Слову Божиему, слышал Его. И питался тогда только растительной пищей. Для нас такое состояние — редкость. Мы хитры, эгоистичны, раздражительны. Любой врач вам скажет, что, когда человек раздражается, на кого-то злится, он тратит гораздо больше энергии. Вот мясо и другая животная пища и были благословлены Богом, чтобы поддержать силы падшего человека, духовно немощного, страстного. Но укрепляет эта пища именно телесные силы, а для восстановления связи с Богом необходимо хотя бы на время смирить свою плоть, чтобы она не так нас будоражила.

Если я хочу больше общаться с Богом, мне надо хоть чуть-чуть отвлечься от общественной суеты, чуть меньше обращать на нее внимания. И отказ от животной пищи этому помогает. Евангелие учит нас не борьбе с излишествами, но призывает искать сокровище: «Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12: 34). Если это сокровище в общении с другим человеком, мы естественным образом меньше думаем о насыщении. Тем более если сокровище наше в общении с Богом. А после того как ты побыл наедине с Богом, прекрасно сесть за общую праздничную трапезу. Утраченная связь восстановлена, в сердце вернулась любовь, мир заиграл всеми красками, и мы празднуем, славим Господа!

Одно из древнейших и священнейших установлений для христиан — это пост. Смысл христианского поста в том, чтобы избавиться от греха и страстей и жить во Христе. Ради этого православные христиане совершают подвиг постничества. Это одно из самых действенных орудий в духовной борьбе. Руководимые Святым Духом верующие следуют воле Господней, совершают христианский подвиг.

Сегодня мы поговорим о православных церковных постах. О смысле постов и конкретно расскажем о Великом посте перед Пасхой.

Разновидность христианских постов

Многодневные посты

Почти семь недель, длится весенний, или Великий пост перед Пасхой. Начинается он с Масленицы, точнее с понедельника после сыропустной недели и длится до самой Пасхи.

С духова дня, это 50-ый день после Пасхи начинается летний или Петров пост. Длится он до дня святых Петра и Павла, то есть, до 29 июня.

Перед праздником Успения, осенью, в течение 15 дней идет Успенский пост.

Перед Рождеством Христовым, христиане соблюдают сорокадневный или Рождественский пост.

Однодневные посты

Они соблюдаются каждую неделю по средам и пятницам, кроме сплошных седмиц и Святок.

Помимо этого принято в христианстве соблюдать основные однодневные посты: в крещенский сочельник (18 или 5 по старому стилю января), а также в день усекновения головы Иоанна Крестителя (11 сентября или 29 августа по старому стилю) и в праздничный День воздвижения Креста Господня (27 или 14 сентября по старому стилю).

Значение и смысл христианского поста

В современном мире пост, и как другие церковные установления может потерять смысл, или стать бесполезным. Кстати, таким влияниям подвержены и ревностные хранители веры. Причина этого в том, что многие верующие недооценивают значимости поста, соблюдают его формально. Ведь в постах заложен церковью и верой христианской глубинный смысл.

Смысл христианского поста заключается в работе над собой, духовной работе и в исправлении своих мыслей и чувств. Во время поста глубоко чувствуется, в чем нужно измениться или раскаяться, чтобы измениться к лучшему. Это сделать получается не у всех. Ведь не есть мясо и молоко не так уж сложно, а вот затронуть глубинные духовные проблемы сложный и кропотливый труд.

Значение любого поста в жизни верующих христиан в покаянии, идущем от самого сердца. Самое главное чтобы соблюдение поста было для нас «не в тягость, а в радость».

Великий пост перед Пасхой

Во всех христианских церквях и в некоторых протестантских конфессиях Великий пост перед Пасхой — главный в году. Целью этого поста является подготовка верующих к празднованию Пасхи.

В память о том, что Иисус Христос молился в пустыне 40 дней и установлен этот пост. Хотя в каждой конфессии длительность поста может быть различной, от этого он своей значимости не теряет. В церковнославянской традиции принято этот многодневный пост называть «Четыредесятница», название указывает на число 40, по количеству дней.

Еще в V веке некоторые святые отцы были уверены, что сорокадневный пост перед Пасхой был апостольским установлением. Но, современная историческая наука не соглашается с этим утверждением.

Мы не будем углубляться в историю христианства, однако заметим, что в 331году святой Афанасий Великий в «Праздничных посланиях» предписывает своей пастве соблюдать «четыредесятницу». Как сказано в этом источнике, заканчивается этот пост «Страстной Неделей».

Длительность Великого поста перед Пасхой 40 дней была установлена, как мы говорили выше, сообразно тому, что Иисус 40 дней молился в пустыне. Но существует мнение, что число 40 возникло в соответствие с количеством часов, которые Христос пребывал во гробе.

Как соблюдали Великий пост разные народы?

Как известно из источников пятого столетия, автором которых является Сократ, пост «четыредесятница» длился в Риме шесть недель. И только три недели из них сопровождались соблюдением запретов на употребление в пищу определенных продуктов и чтение молитв. Причем исключались субботы и воскресенья.

На востоке соблюдали пять недель Великого поста. Из трактата «Паломничество», автором которого является Этерия мы, узнаем, что в Иерусалиме пост длился восемь недель. Но если из этого времени исключались субботы и воскресенья, следовательно, получается 40 дней. Отголоски этой практики прослеживаются и поныне в православном богослужении.

После монашеской критики в субботы и воскресенья тоже предписывалось соблюдать пост. И весь период Великого поста перед Пасхой длился 48 дней. Основной период: сорок дней называется «Четыредесятницей». А оставшиеся восемь дней охватывают Лазареву субботу, Вербное воскресенье и 6 дней Страстной Седьмицы.

Как соблюдали Великий пост православные?

Православная церковь основывается на палестинском уставе, который называется Типикон. Этот устав предписывает соблюдать такую схему постничества.

Принимать пищу разрешено один раз в день вечером, сухоядение.

В субботу и воскресенье разрешается вкушать растительное масло, и трапезы могут быть утром и вечером.

В Вербное воскресенье и Благовещение разрешено вкушать рыбу. Если Благовещение припадает на Страстную седмицу, то рыбу запрещено вкушать в этот день.

С началом становления христианства было предписано всем верующим, а не только монахам, соблюдать правило о воздержании от приема пищи до вечера. Иоанн Златоуст говорил в своих проповедях: «Не будем думать, что одного неядения до вечера достаточно нам для спасения».

Позднее это правило стало ослабевать. В настоящее время в православной литературе вовсе не говорится о количестве трапез во время поста.

Ограничения по роду пищи необходимо соблюдать во всех верованиях. Однако в Русской Православной церкви и некоторых других церквах допускаются послабления на употребление в пищу молочных продуктов.

Интересно изучать, как соблюдали Великий пост в европейских странах. Послабления в приеме некоторых продуктов в Европе называли — диспенсации. И давались они в том случае, если христиане совершали какое — либо благочестивое дело.

Например, строительство храмов. В некоторых государствах Европы, благодаря таким послаблениям были построены много храмов. Одна из колоколен собора Нотр-Дам во французском Руане долгое время называлась «Мясная башня». В дальнейшем многие запреты были сняты.

Подготовка к Великому посту в христианстве

Перед началом любого поста христианину необходимо духовно подготовиться. Ведь главный духовный смысл поста – покаяние. Поэтому, готовясь к Великому посту, четыре недели христиане проводят в молитвах о даровании сил и терпения, духовно укрепляются перед началом постнического подвига.

Каждая неделя подготовки к Великому посту имеет свое название

  • Первая неделя называется Неделя о Закхее (Лк. 19:1-10).

Православная церковь призывает христиан по примеру Закхея проявить свободное волеизъявление, чтобы приблизиться к Богу. Ограниченный, грешный и низкорослый Закхей усилием воли привлекает внимание Иисуса Христа, приводит Его в свой дом.

  • Вторая неделя называется «Неделя о мытаре и фарисее (Лк. 18:10-14).

Всю неделю верующие воспоминают притчу из Евангелие о мытаре и фарисее. Это призыв к размышлению о покаянии истинном и показном. Мытарь осуждающий себя человек, был оправдан Богом, а возвышающий себя фарисей - осуждён. В притче говорится, что слепое следование букве закона несет в себе духовный вред. В ознаменование этого в среду и пятницу пост отменен.

  • Третья неделя называется «Сплошной». Название происходит от того, что вовсе дни недели разрешено вкушать скоромную пищу, согласно уставу церковному Типикону.
  • Четвертая неделя имеет название « Неделя о блудном сыне (Лк. 15:11-32)»

Евангелие от Луки повествует о двух сыновьях, старший из которых жил с отцом, а младший взял часть имущества отца и потратил его, живя блудно.

Вскоре младший сын осознал, что он согрешил перед отцом и решил вернуться домой с покаянием. Отец увидел сына и в честь его устроил пир. А старший сын возмутился, увидев, как встречает отец блудного сына. Ведь он всю жизнь помогал отцу и не получил от отца того что сейчас досталось младшему. На что отец ответил, что младший брат погибал, а теперь спасся, поэтому надо радоваться о возвращении заблудшего брата.

  • Пятая неделя «Мясопустная седмица». Кроме среды и пятницы можно употреблять в пищу мясные продукты.
  • Неделя о Страшном Суде — шестая неделя. Время, когда христиане вспоминают грехопадение, а так же изгнание Адама и Евы. А воскресенье на этой неделе предпоследнее перед Великим постом. Воскресенье называется «заговеньем» на мясо — последний день, когда разрешено есть этот продукт.
  • Масленица или мясопуст — последняя неделя подготовки к посту. В эту неделю разрешено есть рыбу, яйца, сыр, молочные продукты. В среду и пятницу тоже можно кушать эти продукты, но трапеза в течение дня должна быть одна, такое правило прописано в церковном уставе Типиконе.
  • Прощёное воскресенье. В этот день после вечерней службы совершается чин взаимного прощения.

И после этого начинается время Великого Поста перед Пасхой.

Как называются недели Великого поста?

В месяцеслове седмицы — недели Великого поста, наименованы по порядковым номерам:

  • 1-я седмица Великого поста, 2-я седмица Великого поста и т. д. Счет дней Великого поста начинается с Недели – воскресенья. При этом каждое воскресенье посвящается особому воспоминанию.

1-я седмица Великого поста или «Фёдорова неделя», так в народе называется это время. А понедельник в народе называется «Чистым понедельником». Российская Православная Церковь провозглашает «вечную память» всем скончавшимся защитникам веры православной. «Многая лета» посвящены всем здравствующим верующим.

  • Во вторую Неделю Великого поста православные христиане вспоминают великого святителя Григория Паламу.
  • Крестопоклонная, третья Неделя Великого поста перед Пасхой получила свое название от того, что после великого славословия на утрени износится из алтаря святой Крест и предлагается для поклонения всем верующим.
  • Четвёртая Неделя Великого поста имеет два названия. В — первых, это время посвящено памяти преподобного Иоанна Лествичника. А название «Похвальная» это время получило от Похвалы Пресвятой Богородице. Это событие посвящено спасению Константинополя от иноплеменного нашествия в 626 году при императоре Ираклии.
  • Пятая Неделя Великого поста посвящена памяти образца истинного покаяния преподобной Марии Египетской.
  • Шестая седмица - седмица ваий, которой завершается Святая Четыредесятница. Суббота этой недели получила название «Лазарева суббота». А вслед за ней идет Вербное Воскресение или Вход Господень в Иерусалим.
  • Последняя перед Пасхой Страстная седмица идет вслед за этим праздником.

Если человек совершил много проступков, погряз в грехах, но искренне покаялся и решил начать поститься, то для него открывается путь к спасению, в этом и есть смысл христианского поста. Искреннее искоренение своих пороков и совершенствование добродетелей является проявлением любви к Господу.

Сегодня мы рассказали о Великом посте. Прочитав содержательную статью о , вы узнаете для себя много полезного. В следующий раз мы продолжим разговор подробно о двух постах. Первый из них Петров пост и второй — Успенский пост.

С таким вопросом обратилась я к Настоятелю Успенского прихода д. Лоскутово г. Томска священнику Михаилу Фасту.

Когда мне было лет так примерно 22-23, решила я соблюдать Великий Пост. Что это для меня означало? Не есть мясного и молочного. И все было бы замечательно, но бабушка моя, дай Бог ей здоровья и долгих лет, разбила эти иллюзии, поведав мне, что Пост - это не только ограничение в еде.

Так в чем же суть поста? С таким вопросом обратилась я к Настоятелю Успенского прихода д. Лоскутово г. Томска священнику Михаилу Фасту.

- Пост это не диета, не просто ограничение в пище. Пост это время покаяния, духовного возрастания, подготовки к праздникам и особо значимыми событиями.

Это время сосредоточения на духовных вопросах, на молитве, на покаянии. И ограничения в пище, ее количестве и качестве, воздержание от удовольствий это лишь инструменты для достижения духовной пользы. Также не из вегетарианских побуждений не вкушают в пост именно мясную и молочную пищу, скорее это самая тяжелая пища, которая исключается из рациона, так как в пост пища нужна более легкая и в меньших количествах. Хотя не которые считают, что мясные продукты нагнетают страсти, но это скорее от личного опыта каждого. Например, монахи в восточной православной церкви как правило полностью отказываются от мясной пищи, молочную вне поста вкушают, а мясную нет. Так что и без мясной пищи можно вполне полноценно жить и выполнять физическую работу.

В православной церкви есть уставные указания , уставные посты, но человек может сам определять какой-то свой устав, в рамках церковного. Кто-то более строго поститься, кто-то полегче, кто-то по немощи попускает себе какое то облегчение в посте. Как каждый определяет себе какое-то молитвенное правило - кто-то больше может молиться, кто-то меньше, точно также кто-то строже может поститься, кто-то мягче. В первую седмицу принято поститься построже. Потом даем себе какие-то послабления, пищу принимаем больше и чаще, но после того как поограничивал себя в первую неделю, свыкаешься и вполне хорошо себя чувствуешь и без мясной и без молочной пищи.

Длиться Великий пост 7 недель и состоит из двух частей: Святая четыредесятница - 40 дней и страстная седмица , к которой еще добавляют Вербное воскресение и Лазаря субботу . Четыредесятница это воспоминание поста Христова, который 40 дней ничего не вкушал, постился после крещения, перед тем, как вышел на свое общественное служение и подал пример того, что перед любым великим делом надо себя подготовить. Великий пост , по всей видимости, вначале был единственным. Потом в аскетической традиции стали появляться Рождественский пост (40 дней до Рождества Христова), Петров пост (плавающий от 11 до 50 дней, через неделю после Троицы начинается, а заканчивается всегда 12 июля), Успенский пост (с 14 по 28 августа).
Бывают в пост и праздники, например, Вербное воскресение - вход Господен в Иерусалим. В этот день бывает праздничная служба, разрешается вкушение вина и рыбы. Вино не совместимо с постом как винопитие в качестве расслабления, но в небольшом количестве в праздники допускается в качестве утешения - мясо нельзя, а не много вина можно.

Можно сравнить пост духовный с постом в военном употреблении: человек стоит на посту охраняет объект, чтобы враг не проник, чтобы еще что-то плохое не случилось. Так же и мы во время поста должны быть на страже своей души, чтобы грех не входил в нашу душу, сосредоточиться на каких-то духовных проблемах, ограждать себя от искушений.

«Не подобает христианам во Святую Четыредесятницу есть рыбу. Если я уступлю тебе в этом, то в следующий раз ты будешь принуждать меня поесть мяса, а затем предложишь отказаться от Христа, моего Творца и Бога. Мне лучше избрать смерть». Таким был ответ святого благоверного царя Карталинского Луарсаба II шаху Аббасу, как это явствует из «Мартиролога» Католикоса-Патриарха Антония. Таково было отношение к церковным постам наших благочестивых предков…
В Православной Церкви существуют посты однодневные и многодневные. К однодневным постам относятся среда и пятница - еженедельно, кроме особых случаев, указанных в Уставе. Для монахов добавляется пост в честь Небесных Сил по понедельникам. С постами соединены и два праздника: Воздвижение Креста (14/27 сентября) и усекновение главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября).

Из многодневных постов следует назвать, в первую очередь, Великий пост, состоящий из двух постов: Святой Четыредесятницы, установленной в память сорокадневного поста Спасителя в иудейской пустыне, и Страстной седмицы, посвященной событиям последних дней земной жизни Иисуса Христа, Его Распятия, Смерти и Погребения. (Страстная седмица в переводе на русский - неделя страданий.)

Понедельник и Вторник этой седмицы посвящены воспоминаниям ветхозаветных прообразов и пророчеств о Крестной Жертве Христа Спасителя; Среда - предательства, которое совершил ученик и апостол Христа, выдав на смерть своего Учителя за 30 сребреников; Четверг - установления Таинства Евхаристии (причащения); Пятница - Распятия и смерти Христа; Суббота - пребывания Тела Христа во гробе (в погребальной пещере, где, по обычаю иудеев, хоронили мертвых). Страстная седмица заключает в себе главные сотериологические догматы (учение о спасении) и является вершиной христианских постов, подобно тому, как Пасха - прекраснейшим венцом всех праздников.

Время Великого поста зависит от переходящего праздника Пасхи и поэтому не имеет устойчивых календарных дат, но продолжительность его вместе со Страстной седмицей всегда 49 дней.

Петров пост (святых апостолов Петра и Павла) начинается через неделю после праздника Святой Пятидесятницы и продолжается до 29 июня/12 июля. Этот пост установлен в честь проповеднических трудов и мученической смерти учеников Иисуса Христа.

Успенский пост - с 1/14 по 15/28 августа - установлен в честь Божией Матери, земная жизнь Которой была духовным мученичеством и сопереживанием страданиям Ее Сына.

Рождественский пост - с 15/28 ноября по 25 декабря/7января. Это - приготовление верующих к празднику Рождества - второй Пасхи. В символическом значении он указывает на состояние мира до пришествия Спасителя.

Особые посты могут быть назначены Церковной иерархией по случаю общественных бедствий (эпидемии, войны и т. д.). В Церкви существует благочестивый обычай - поститься каждый раз перед Таинством Причащения.

В современном обществе вопросы о значении и смысле поста вызывают много недоумений и разногласий. Учение и мистическая жизнь Церкви, ее Устав, правила и обряды до сих пор для части наших современников остаются столь же незнакомыми и непонятными, как история доколумбовой Америки. Храмы с их таинственной, как иероглифы, символикой, устремленные в вечность, застывшие в метафизическом полете ввысь, кажутся окутанными непроницаемым туманом, словно ледяные горы Гренландии. Только в последние годы общество (вернее - какая-то его часть) стало осознавать, что без решения духовных проблем, без признания примата нравственных ценностей, без религиозного просвещения невозможно решение никаких других задач и проблем культурного, социального, национального, политического и даже экономического характера, которые внезапно оказались завязанными в «гордиев узел». Атеизм отступает, оставляя за собой, как на поле битвы, разрушения, распад культурных традиций, деформацию общественных взаимоотношений и, может быть, самое страшное - плоский, бездушный рационализм, который грозит превратить человека из личности в биомашину, в монстра, составленного из железных конструкций.

В человеке изначально заложено религиозное чувство - чувство вечности, как эмоциональное осознание своего бессмертия. Это таинственное свидетельство души о реалиях духовного мира, находящегося за пределами чувственного восприятия, - гносис (знание) человеческого сердца, его неведомых сил и возможностей.

Человек, воспитанный в материалистических традициях, привык считать вершиной знания данные науки и техники, литературы и искусства. Между тем, это - незначительная часть знаний по сравнению с огромной информацией, которой обладает человек как живой организм. Человек владеет сложнейшей системой памяти и мышления. Кроме логизирующего рассудка, в нее включены врожденные инстинкты, подсознание, которое фиксирует и хранит всю его психическую деятельность; сверхсознание - способность интуитивного постижения и мистических созерцаний. Религиозная интуиция и синтетическое мышление являются высшей формой познания - «короной» гносиса.

В человеческом организме происходит непрестанный обмен информацией, без которой не могла бы существовать ни одна его живая клетка.

Объем этой информации за один только день неизмеримо больше, чем содержание книг во всех библиотеках мира. Платон называл познание «припоминанием», отблеском божественного гносиса.
Эмпирический рассудок, ползая по фактам, как змея по земле, не может понять эти факты, так как, анализируя, разлагает предмет на клетки, дробит и мертвит. Убивает живой феномен, но не может его оживотворить. Религиозное же мышление синтетично. Это интуитивное проникновение в духовные сферы. Религия - встреча человека с Богом, а также встреча человека с самим собой. Человек ощущает свою душу как особую, живую, невидимую субстанцию, а не как функцию тела и комплекс биотоков; ощущает себя как единство (монаду) духовного и телесного, а не как конгломерат молекул и атомов. Человек открывает свой дух, как алмаз в медальоне, который всегда носил на груди, не зная, что внутри его; открывает самого себя, как мореплаватель - берега неведомого, таинственного острова. Религиозное мышление - это осознание цели и смысла жизни.

Цель христианства - преодоление своей человеческой ограниченности через приобщение к абсолютному Божественному бытию. В противоположность христианству, атеистическое учение - кладбищенская религия, которая с сарказмом и отчаянием Мефистофеля говорит о том, что материальный мир, возникнув из некоей точки и разбежавшись по Вселенной, как капли пролитой ртути по стеклу, бесследно и бессмысленно уничтожится, вновь собравшись в ту же точку.

Религия - это Богообщение. Религия - не только достояние разума, или чувства, или воли, она, как и сама жизнь, включает в себя всего человека в его психофизическом единстве.
А пост - одно из средств, способствующих восстановлению гармонии между духом и телом, между умом и чувством.

Христианской антропологии (учению о человеке) противостоят две тенденции - материалистическая и крайне спиритуалистическая. Материалисты стараются объяснить пост, в зависимости от обстоятельств, или как порождение религиозного фанатизма, или как опыт народной медицины и гигиены. С другой стороны, спиритуалисты отрицают влияние тела на дух, расчленяют человеческую личность на два начала и считают недостойным для религии заниматься вопросами пищи.

Многие люди говорят: для богообщения нужна любовь. А какое значение имеет пост? Разве не унизительно ставить свое сердце в зависимость от желудка? Чаще всего говорят так те, кто хотел бы оправдать свою зависимость от желудка, вернее, рабство желудку и нежелание в чем-нибудь обуздать или ограничить себя. Высокопарными фразами о мнимой духовности они прикрывают боязнь восстать против своего тирана - чрева.

Христианская любовь - это чувство единства человеческого рода, уважение к человеческой личности как к феномену вечности, как к бессмертному духу, облеченному в плоть. Это способность эмоционально переживать в себе радость и горе другого, то есть выход из своей ограниченности и эгоизма - так вырывается узник на свет из мрачного и темного подземелья. Христианская любовь расширяет границы человеческой личности, делает жизнь более глубокой и более насыщенной внутренним содержанием. Любовь христианина бескорыстна, как свет солнца, она ничего не требует взамен и ничего не считает своим. Она не становится рабой других и не ищет себе рабов, она любит Бога и человека, как образ Божий, а на мир смотрит, как на картину, нарисованную Творцом, где видит следы и тени Божественной красоты. Для христианской любви требуется непрестанная борьба с эгоизмом, как с многоликим чудовищем; для борьбы с эгоизмом - борьба со страстями, как с дикими зверями; для борьбы со страстями - подчинение тела душе, взбунтовавшейся «темной, ночной рабыни», как называл тело святитель Григорий Богослов, - своей бессмертной царице. Тогда в сердце победителя открывается духовная любовь - как родник в скале.

Крайние спиритуалисты отрицают воздействие на дух физических факторов, хотя это противоречит повседневному опыту. Для них тело - только оболочка души, нечто внешнее и временное для человека.

Материалисты, наоборот, подчеркивая это влияние, хотят душу представить функцией тела - мозга.

Древнехристианский апологет Афиногор на вопрос своего оппонента-язычника о том, как телесная болезнь может отражаться на деятельности бестелесной души, приводит такой пример. Душа - музыкант, а тело - инструмент. Если инструмент поврежден, музыкант не в силах извлечь из него гармоничных звуков. С другой стороны, если болен музыкант, то инструмент безмолвствует. Но это только образ. На самом деле связь между телом и духом неизмеримо больше. Тело и душа составляют единую человеческую личность.

Благодаря посту тело становится утонченным инструментом, способным улавливать каждое движение музыканта - души. Образно говоря, тело из африканского барабана превращается в скрипку Страдивари. Пост помогает восстановить иерархию душевных сил, подчинить сложную психическую организацию человека высшим духовным целям. Пост помогает душе побеждать страсти, извлекает душу, как жемчужину из раковины, из плена всего грубо чувственного и порочного. Пост освобождает дух человека от влюбленной привязанности к вещественному, от постоянной обращенности к земному.

Иерархия психофизической природы человека похожа на пирамиду, опрокинутую вершиной вниз, где тело давит на душу, а душа поглощает дух. Пост покоряет тело душе, а душу подчиняет духу. Пост является важным фактором сохранения и восстановления единства души и тела.

Сознательное самоограничение служит средством достижения духовной свободы, об этом учили еще древние философы: «Человек должен есть, чтобы жить, но не жить, чтобы есть», - говорил Сократ. Пост увеличивает духовный потенциал свободы: делает человека более независимым от внешнего и способствует сведению к минимуму его низших потребностей. При этом освобождается энергия, возможность и время для жизни духа.

Пост представляет собой волевое действие, а религия во многом - дело воли. Тот, кто не сможет ограничить себя в пище, не сможет победить и более сильные и утонченные страсти. Распущенность в еде ведет к распущенности и в других областях человеческой жизни.

Христос сказал: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11,12). Без постоянного напряжения и подвига воли Евангельские заповеди останутся только идеалами, сияющими в недосягаемой высоте, как далекие звезды, а не реальным содержанием жизни человека.

Христианская любовь - это особая, жертвенная любовь. Пост учит жертвовать сначала малым, но «великое начинается с малого». Эгоист же требует жертв от других - для себя, причем чаще всего отождествляет себя со своим телом.

Древние христиане соединяли заповедь поста с заповедью милосердия. У них был обычай: деньги, сбереженные на пище, откладывать в особую копилку и по праздникам раздавать нищим.

Мы коснулись личностного аспекта поста, но есть еще и другой, не менее важный - церковный. Посредством поста человек включается в ритмы храмового богослужения, становится способным реально переживать через священные символы и образы события библейской истории.

Церковь - это духовный живой организм, и, как всякий организм, она не может существовать вне определенных ритмов.

Посты предшествуют великим христианским праздникам. Пост - одно из условий покаяния. Без покаяния и очищения человеку невозможно пережить радость праздника. Вернее, он может испытать эстетическое удовлетворение, подъем сил, экзальтацию и т. д. Но это - только суррогат духовности. Истинная, обновляющая радость, как действие благодати в сердце, останется для него недоступной.

Христианство требует от нас беспрерывного совершенствования. Евангелие открывает человеку бездну его падения, как вспышка света - мрачную пропасть, разверзшуюся под ногами, и в то же время Евангелие открывает человеку бесконечное, как небо, Божественное милосердие. Покаяние - это вИдение ада в своей душе и любви Божией, воплощенной в лице Христа Спасителя. Между двумя полюсами - печали и надежды - проходит путь духовного возрождения.

Ряд постов посвящен скорбным событиям библейской истории: в среду Христос был предан Своим учеником - Иудой; в пятницу претерпел Распятие и смерть. Тот, кто не постится в среду и пятницу и говорит, что любит Бога, обманывает себя. Истинная любовь не будет насыщать свое чрево у гроба любимого. Те, кто постится в среду и пятницу, получают как дар способность более глубоко сопереживать Страданиям Христа.

Святые говорят: «Отдай кровь, прими дух». Покори свое тело духу - это будет благо и для самого тела, как для коня - подчиняться наезднику, иначе оба полетят в пропасть. Чревоугодник меняет дух на чрево и приобретает жир.

Пост - универсальное явление, существовавшее у всех народов и во все времена. Но христианский пост нельзя сравнить с постом буддиста или манихея. Христианский пост основан на других религиозных принципах и идеях. Для буддиста нет принципиальной разницы между человеком и насекомым. Поэтому употребление мяса для него - трупоядение, близкое к каннибальству. В некоторых языческих религиозных школах употребление мяса было запрещено, так как теория перевоплощения душ (метампсихоза) заставляла опасаться, что в гусе или козле заключена душа предка, попавшего туда по закону кармы (возмездия).

По учению же зороастрийцев, манихеев и других религиозных дуалистов, в сотворении мира принимала участие демоническая сила. Поэтому некоторые существа считались порождением злого начала. В ряде религий пост был основан на ложном представлении о человеческом теле как темнице души и средоточии всякого зла. Это порождало самоистязания и изуверства. Христианство считает, что такой пост приводит к еще большему расстройству и распаду «тримерии человека» - духа, души и тела.

Современное вегетарианство, проповедующее идеи сострадания к живым существам, основано на материалистических представлениях, стирающих грань между человеком и животным. Если же быть последовательным эволюционистом, то следует признать живыми существами все формы органической жизни, в том числе деревья и траву, то есть обречь себя на голодную смерть. Вегетарианцы учат, что растительная пища сама по себе механически изменяет характер человека. Но вегетарианцем был, например, Гитлер.

По какому принципу отбирается пища для христианского поста? Для христианина нет чистой и нечистой пищи. Здесь учтен опыт воздействия пищи на организм человека, поэтому такие существа, как рыбы и морские животные, являются постной пищей. В то же время к скоромной пище, кроме мяса, относятся также яйца и молочные продукты. Всякая растительная пища считается постной.
Христианский пост имеет несколько видов - в зависимости от степени строгости. К посту относятся:

- совершенное воздержание от пищи (по Уставу Церкви такое строгое воздержание рекомендуется соблюдать в первые два дня святой Четыредесятницы, в Пяток Страстной седмицы, в первый день поста святых Апостолов);

Сыроядение - пища, не приготовленная на огне;

Сухоядение - пища, приготовленная без растительного масла;

Строгий пост - без рыбы;

Простой пост - употребление рыбы, растительного масла и всех видов растительной пищи.

Кроме того, во время поста рекомендуется ограничить число приемов пищи (например, до двух раз в день); сократить количество пищи (приблизительно до двух третей от обычной нормы). Пища должна быть простая, не изысканная. Во время поста следует принимать еду позже, чем в обычное время - после полудня, если, конечно, позволяют обстоятельства жизни и работы.

Надо иметь в виду, что к нарушению христианского поста относится не только вкушение скоромного, но также поспешность в еде, пустые разговоры и шутки за столом и т. п. Пост должен быть строго соразмерен со здоровьем и силами человека. Святитель Василий Великий пишет, что несправедливо для крепкого и для слабого телом назначать одну и ту же меру поста: «у одних тело подобно железу, а у других - соломе».

Пост облегчается: для беременных, рожениц и кормящих грудью матерей; для находящихся в пути и попавших в экстремальные условия; для детей и престарелых, если старости сопутствуют немощь и слабость. Пост отменяется в тех условиях, когда физически невозможно добыть постной пищи и человеку грозит болезнь или голодная смерть.
При некоторых тяжелых желудочных заболеваниях в диету постящегося может быть включен определенный вид скоромной пищи, необходимой при этой болезни, но лучше всего предварительно обсудить это с духовником.

В прессе и других средствах массовой информации против поста нередко выступали медики - с устрашающими заявлениями. Они рисовали, в духе Гофмана и Эдгара По, мрачную картину малокровия, авитаминоза и дистрофии, которые, как призраки мщения, ожидают тех, кто доверяет Церковному Уставу больше, чем руководству по «Гигиене питания» Певзнера. Чаще всего эти медики путали пост с так называемым «старым вегетарианством», которое исключало из пищи все продукты животного происхождения. Они не давали себе труда разобраться в элементарных вопросах христианского поста. Многие из них даже не знали, что рыба - постная пища. Они игнорировали факты, зафиксированные статистикой: многие народы и племена, питающиеся преимущественно растительной пищей, отличаются выносливостью и долголетием, первые места по продолжительности жизни занимают пчеловоды и монахи.

При этом, публично отвергая религиозный пост, официальная медицина вводила его в лечебную практику под названием «разгрузочных дней» и вегетарианских диет. Вегетарианскими днями в санаториях и армии были понедельник и четверг. Исключалось все, что могло напомнить о христианстве. По-видимому, идеологи атеизма не знали, что понедельник и четверг - это дни поста древних фарисеев.

В большинстве протестантских конфессий календарных постов не существует. Вопросы о посте решаются индивидуально.

В современном католичестве пост сведен до минимума; яйца и молоко считаются постной пищей. Разрешается прием пищи за один-два часа до причащения.

У монофизитов и несториан - еретиков - пост отличается продолжительностью и строгостью. Может быть, здесь сказываются общие восточно-региональные традиции.

Важнейшим постом ветхозаветной Церкви был день «Очищения» (в сентябре месяце). Кроме того, существовали традиционные посты в память разрушения Иерусалима и сожжения храма.

Своеобразным видом поста служили пищевые запреты, которые имели воспитательно-педагогический характер. Нечистые животные олицетворяли собой грехи и пороки, которых следовало избегать (заяц - боязливость, верблюд - злопамятство, медведь - ярость и т. д.). Эти запреты, принятые в иудаизме, перешли отчасти и в ислам, где нечистые животные воспринимаются как носители физической скверны.

В Грузии народ тщательно соблюдал посты, что зафиксировано в агиографической литературе. Евфимий Мтацминдели (Святогорец) составил ценное руководство о постах. А в «Описании Колхиды» доминиканского монаха А. Ламберти сообщается, в частности, что «мингрельцы следуют греческому обычаю (то есть Православию - Авт .) - Великий пост соблюдают очень строго, даже рыбы не едят! И вообще едят только раз в день при закате солнца. Они так твердо соблюдают обряд поста, что, как бы больны или стары, или расслаблены ни были, никаким образом в это время мяса не станут есть. Некоторые по пятницам вовсе воздерживаются от еды: на последней неделе не пьют вина, а в последние три дня никакой пищи не принимают».

По учению Церкви, телесный пост должен быть соединен с постом духовным: воздержанием от зрелищ, от пустых, а тем более нескромных разговоров, от всего, что возбуждает чувственность и рассеивает ум. Пост должен сопровождаться уединением и молчанием, размышлением о своей жизни и судом над самим собой. Пост по христианской традиции начинается взаимным прощением обид. Пост со злобой в сердце похож на пост скорпиона, который может оставаться без пищи дольше всех существ на земле, но при этом вырабатывает смертельный яд. Пост должен сопровождаться милостью и помощью бедным.

Вера - это непосредственное свидетельство души о существовании Бога и духовного мира. Говоря образно, сердце верующего человека похоже на особый локатор, который воспринимает информацию, идущую из духовных сфер. Пост способствует более тонкому и чуткому восприятию этой информации, этих волн духовного света. Пост должен быть соединен с молитвой. Молитва - обращенность души к Богу, мистическая беседа творения со своим Создателем. Пост и молитва - два крыла, поднимающие душу к небу.

Если сравнить христианскую жизнь со строящимся храмом, то его краеугольными камнями будут борьба со страстями и пост, а вершиной, венцом - духовная любовь, которая отражает в себе свет любви Божественной, как золото церковных куполов - лучи восходящего солнца.

Пост (особенно Великий) святые отцы называли весной души, это время, когда мы особенно внимательно относимся к своей душе, внутренней жизни. Постные дни установлены, чтобы мы иногда замедляли сумасшедший бег суетной земной жизни и могли углубиться, посмотреть внутрь себя. Постом православные христиане говеют и причащаются Святых Таин. Прекращаются развлечения, увеселения. В старой России во время Великого поста прекращались балы, закрывались театры и другие зрелищные заведения.

Пост — время покаяния в грехах и усиленной борьбы со страстями. И в этом нам помогает вкушение постной, более легкой пищи и воздержание от удовольствий. Думать о Боге, молиться, вести духовную жизнь легче, когда тело не насыщено, не отягощено. «Чревоугодник называет пост временем плача, а воздержанный и в посте не смотрит угрюмо», — пишет преподобный Ефрем Сирин. Это — одно из значений поста. Он помогает нам сосредоточиться, настраивает на духовную жизнь, облегчая ее.

Второе значение пощения — жертва Богу и воспитание своей воли. Пост — установление не новое, а древнейшее. Можно сказать, пост — первая заповедь человеку . Когда Господь дал повеление Адаму вкушать ото всех плодов райского сада, кроме плодов древа познания добра и зла, Он установил первый пост. Пост — это послушание Божественному установлению. Богу не нужны всесожжения и кровавые жертвы. Ему нужно сердце сокрушенное и смиренное (см.: Пс 50, 19), то есть наше покаяние и смирение, послушание. От чего-то (хотя бы от мяса, молока, вина и некоторых других продуктов) мы отказываемся ради послушания Ему. Приносим в жертву наше воздержание, утесняем нашу волю.

Еще одно значение поста — в подчинении тела духу. Постом мы даем понять чреву, кто в доме хозяин. Человеку, не привыкшему поститься, очень тяжело дисциплинировать себя, обуздывать страсти, бороться с ними. Христианин — это воин Христов, а хороший воин находится в постоянной боевой готовности, постоянно обучается, держит себя в форме. В Церкви нет ничего случайного и ненужного. Не соблюдающие пост никогда не узнают настоящего вкуса пищи, этого дара Божия. Даже праздничная трапеза для непостящихся становится чем-то вполне обыденным, а для нас даже скромное застолье после продолжительного поста — настоящий праздник.

Для детей пост — замечательная школа, научающая управлять своими желаниями. Родители, которые освобождают ребенка от поста, сильно вредят его нравственному здоровью. Позже они проливают немало слез, когда видят свое бессилие справиться с его быстро растущими, неуправляемыми желаниями.

Надо всегда помнить, что телесный пост — средство. А цель — стяжать духовные плоды: благодарное чувство к Богу, ровное, доброжелательное отношение к людям, чистоту помыслов и чувств, благоразумное хранение уст. Человек, который за все дни Великого поста ни разу не впадет в раздражение и не укорит никого, больше достигнет, чем тот, кто будет есть одни сухари.

Об этом говорят святые отцы: «Впрочем, для похвального поста недостаточно одного воздержания от яств; но будем поститься постом приятным, благоугодным Богу. Истинный пост — удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления; воздержание от сего есть истинный пост. В этом пост — прекрасное дело. Насладимся же Господеви (Пс 36, 4) в поучении словесам Духа, в восприятии спасительных узаконений, и во всех учениях, служащих к исправлению душ наших» (святитель Василий Великий. О посте. Беседа 2-я).

В Православной Церкви есть многодневные и однодневные посты.

Многодневные посты

Великий пост, предпасхальный, в общей сложности (вместе со Страстной неделей) продолжается семь недель. Разговение (вкушение скоромной пищи) происходит только в день Пасхи после праздничной литургии. Великий пост в разные годы приходится на разные числа, в зависимости от дня празднования Пасхи.

Петров пост — перед праздником первоверховных апостолов Петра и Павла. Начинается он после дня Всех святых (воскресенье после дня Святой Троицы) и продолжается до 29 июня (12 июля по новому стилю). Этот пост меняет свою продолжительность в разные годы, ибо зависит от дня празднования Пасхи.

Успенский пост — перед праздником Успения Божией Матери. Он всегда продолжается с 14 августа до 28 августа (нов. ст.).

Рождественский (Филиппов) пост начинается на следующий день после дня памяти апостола Филиппа, всегда падает на одни и те же дни: с 28 ноября до 7 января (нов. ст.).

Однодневные посты

Среда и пятница — в течение всего года, кроме сплошных седмиц (недель) и Святок. В среду и пятницу мы постимся в память страданий Христовых: в среду Иуда Искариот предал Спасителя, а в пятницу Господь был распят на кресте.