Различие между объектом и предметом. Чем отличается предмет исследования от объекта исследования

Труднейшим моментом, возникающим при написании введения , считается правильное определение объекта и предмета курсовой работы . Зачастую студент вуза обращается за помощью к справочникам и словарям.

В толковом словаре В. Даля под предметом понимается всё то, что представляется чувствами, а в словаре русского языка С.И. Ожёгова - любая материальная вещь или явление.

В толковом словаре обществоведческих терминов Н.Е. Яценко объект - любое явление, существование которого не зависит от человеческого сознания, а в словаре С.И Ожёгова — предмет, на который направлена какая-либо человеческая деятельность.

В общем, понять «язык» словарей студенту представляется весьма трудным. Из-за этого и правильное определение объекта и предмета перерастает в ещё одну проблему курсовой работы . Мы постараемся как можно проще объяснить, что такое .

Под объектом понимается некий процесс или некоторое явление, которое порождает проблемную ситуацию. Это явление и берёт автор проекта для проведения исследования. В качестве предмета выступает та область знаний, которая заключена в границах объекта.

Объект - определённая часть научных знаний, подвергающаяся исследованию. Предмет - конкретный аспект проблемы , занимаясь рассмотрением которого авторами познаётся целостный объект, обозначаются и выделяются его характерные свойства. Предмет исследования зачастую очень близок с выбранной студентом темой курсового проекта или полностью с ней совпадает. Как категории науки объект и предмет соотносятся как общее и частное.

Следует понимать, что определение объекта и предмета исследования зависит как от общей темы проекта, так и от замысла самого изыскателя.

В любом случае, первичным считается объект, так как представляет собой многогранное понятие, а вторичным - предмет, потому что в нём выделяется конкретное свойство, черта, признак, принадлежащий объекту.

Примеры выделения объекта и предмета исследования курсовой работы

Курсовая работа по информатике: «Основные принципы функционирования электронной почты».

Объект: электронная почта.

Предмет: основные принципы функционирования электронной почты.

Курсовая работа по педагогике: «Влияние межличностных отношений между учеником и педагогом на успеваемость учащегося в МБОУ СОШ».

Объект: учебно-образовательный процесс МБОУ СОШ.

Предмет: межличностные отношения между педагогом и учащимся в учебно-образовательном процессе МБОУ СОШ и их влияние на успеваемость.

Курсовая работа по экономике: «Эффективность производственной деятельности».

Объект: производственная деятельность.

Предмет : эффективность производственной деятельности.

Курсовая работа по экономике: «Экономическое обоснование инвестиционной деятельности».

Объект: инвестиционная деятельность.

Предмет: экономическое обоснование инвестиционной деятельности.

Прежде чем приступить к какому-либо виду научной работы, нужно определиться с тем, что представляют собой объект и предмет исследования. Понятия эти некоторым образом взаимосвязаны и открывают общее направление дальнейшего поиска.

Любой вид научной или учебной деятельности, будь то просто курсовая работа или научная статья, социологические или маркетинговые исследования, предполагает описание этих элементов. Без определения того, что составляет объект и предмет исследования, претендовать на основательность проведённой работы вряд ли стоит.

Введение

В этом разделе предполагается обязанность автора сформировать общее представление о том, что представляют собой рассматриваемые понятия. Для этого он должен сначала познакомиться с одноимённой составляющей, которая предваряет любое серьёзное исследование или научную работу.

Теперь все по порядку.

Что же собой представляет объект исследования?

В общем виде это то, что предполагается изучать. В качестве объекта может выступать что угодно: предметы материального мира, процессы, явления, различные феномены, и даже просто слова. Все зависит от того, какую цель ставит перед собой исследователь, и что именно он намерен рассматривать в процессе познания окружающей нас реальности.

Вторая составляющая (то есть предмет) позволяет конкретизировать объект и выяснить, какая из его сторон подлежит изучению. Иными словами, он помогает уточнить, что именно интересует исследователя в той или иной выбранной сфере. Здесь следует помнить о том, что предмет всегда находится в рамках объекта и призван отражать какое-либо его качество или сторону. Это могут быть свойства, признаки, отношения, какие-либо аспекты или новые условия существования.

Роль и значение введения

Говоря об исследованиях, проводимых студентами в ходе учебного процесса, таких как курсовая, дипломная или магистерская, следует вспомнить, что все они начинаются с введения. Именно в нём содержится упоминание о том, что является объектом и предметом той или иной работы. Как правило, введение предваряет пояснительную записку. Оно знакомит читателя с тем, что именно рассматривается в работе, какие стороны изучаются, и как проводится исследование.

Введение имеет чёткую структуру, и все его элементы взаимосвязаны. Например, исходя из темы, формулируется цель работы. За ней следуют задания, которые формируются на основании плана, раскрывающего суть изучаемой проблемы. Также представлены здесь объект и предмет исследования. Они, как уже было сказано, находятся в тесной взаимосвязи и на основе этого должны определяться. Опираясь на тему, автор формулирует объект, на основании которого, конкретизируя, представляет предмет.

Философские истоки

Для того чтобы четко уяснить себе суть рассматриваемых понятий, нужно обратиться к науке, которая может сформировать о них целостное представление, а также раскроет форму их взаимосвязи. Речь идёт о философии, которая позволяет проанализировать объект и предмет исследования, исходя из категорий единичного и общего.

Известно, что любая вещь, процесс или явление имеет ряд характерных, присущих только ему особенностей. Например, деревья берёза, сосна, тополь или дуб имеют свои особенные, индивидуальные качества. Это и есть единичное, или частное. Но вместе с тем любое отдельное входит в состав чего-то общего. И дуб, и берёза, и сосна, и тополь - все они имеют общие качества, что позволяет объединить их одним понятием «деревья». То есть всё, что существует в этом мире, кроме своих индивидуальных признаков, вместе с тем обладает также характеристиками, присущими и другим предметам, процессам, явлениям или индивидам. Это позволяет их объединять в группы и выделять общие качества.

Объект и предмет как общее и частное

Все вышесказанное в полной мере относится к исследуемым понятиям. Соотношение между ними наиболее ярко выражается посредством философских категорий «единичное» и «общее». Или, иными словами, объект и предмет, и соотносятся они как общее и частное. Первый отображает свойства, присущие некоторой совокупности. Поэтому, для того чтобы определить объект, нужно путём обобщения выяснить, к какой группе или классу материальных предметов, явлений, процессов относится то, что подлежит изучению. Это позволит правильно описать его.

Сформулировать предмет проще, ведь он находится в рамках объекта и, как правило, содержится в названии темы исследования. Здесь уже определяются индивидуальные, частные характеристики или стороны явления, процесса и т. д. Иными словами, происходит конкретизация объекта - выяснение того, какая именно из его сторон (или которое из свойств) интересует исследователя. В качестве предмета может выступать как один, так и несколько аспектов - углов зрения, под которыми изучается тот или иной объект.

Функциональный аспект

Дополнить постижение изучаемых понятий может рассмотрение того, как они реализуют себя в познавательном процессе. Объект и предмет выполняют здесь разные функции. Первый фиксирует сам факт существования исследуемого явления или процесса, законов его развития, свойств и взаимосвязей. Второй определяет рамки, в которых изучается объект. Последний направлен на то, чтобы как можно более полно отразить существенные стороны, рассматривая их с разных точек зрения. Детальное и многогранное отражение объективных сторон в знании формирует глубину его научного содержания. В задачи предмета входит фиксирование тех законов, свойств и связей, которые уже присутствуют в науке и сформированы в виде логических форм.

Социологические исследования

Наиболее яркое представление о рассматриваемых понятиях можно получить, опираясь на примеры различных наук.

Так, объект и предмет социологического исследования приводятся в его программе. Она также содержит и ряд других элементов. Первым в программе определяется объект. В социологии им является общество как некоторая структура, состоящая из множества элементов. Все они упорядочены и находятся в строгой взаимосвязи. Эта система представляет собой единое целое.

Здесь следует вспомнить о том, что общество выступает объектом исследования и других наук: философии, истории, психологии, политологии. То есть изучается оно с разных сторон и конкретизируется с помощью предмета исследования, в качестве которого в социологии выступают связи, отношения и свойства, имеющие социальный характер. Лучше это проследить на примере. Если целью исследования является определение причин низкой успеваемости в начальных классах школы, то объектом здесь будет часть общества, социальная группа, включающая учеников 1-3 классов. В рамках этой совокупности и будет находиться предмет. В этом случае он опирается на установление связи между педагогическим и методическим мастерством учителя, эффективностью всей системы начального школьного образования в целом.

Как правильно сформулировать объект и предмет

И напоследок несколько рекомендаций о том, как лучше представить объект и предмет исследования в своей работе. В качестве примера приведём такую дисциплину, как макроэкономика. Объектом её исследования выступает экономика, рассматриваемая как единое целое. Исходя из этого, предметом исследования макроэкономики является изучение таких явлений и процессов, которые имеют отношение ко всем её отраслям. Здесь она функционирует как единый организм и характеризуется показателями подъёма, спада, безработицы или инфляции.

Если автору предстоит курсовая работа, то сразу нужно постараться для себя определить, насколько узкой или широкой является тема. В первом случае объект выбрать просто, а во втором - сложнее, хотя, все зависит от творческих способностей.

Например, тема звучит так: «Формы самостоятельной работы при изучении правоведения». Здесь объект очевиден. Им будет выступать самостоятельная работа учащихся. С предметом ещё проще. Он будет конкретизироваться за счёт второй части темы. Итак, предмет - формы самостоятельной работы учащихся, которые используются при изучении правоведения.

Объект и предмет исследования являются одними из основных категорий, отражающими методологию процесса научного познания.

Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения .

Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения (там же). Предмет исследования рассматривается как сторона объекта, который непосредственно вычленяется в нем сквозь призму проблемы .

Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. Предмет вычленяется из объекта как его часть, которая становится наиболее важной в процессе исследования.

Очень важно обратить внимание на соответствие темы, объекта, предмета и цели исследования. Именно предмет исследования определяет тему и цель курсовой и дипломной работы.

В качестве предмета психологического исследования могут выступать: психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения, деятельности и общения, пространственные, временные и интенсивностные характеристики явления и т.д. .

Примеры формулировок объекта и предмета психологического исследования:

Пример 1:

Объект исследования – личность старшеклассника

Предмет исследования – самоотношение как фактор копинг-стратегий личности в ситуации профессионального самоопределения

Пример 2:

Объект исследования – организация

Предмет исследования – корпоративная культура как фактор мотивации труда сотрудников организации.

Пример3:

Объект исследования – межличностные отношения в подростковой группе

Предмет исследования – самооценка и тревожность как факторы социометрического статуса подростка в группе.

Цель, задачи и гипотезы исследования

Цель психологического исследования – желаемый конечный результат, благодаря достижению которого разрешается научная проблема, имеющая теоретико-познавательный или прикладной характер.

Обычно в рамках курсовых и дипломных работ формулируются следующие виды целей :



Выявление взаимосвязи или взаимовляиния психических явлений.

Важно обратить внимание, что при постановке подобной цели недостаточно установления только факта наличия взаимосвязи. Необходимо конкретизировать данную цель в задачах: определение ее тесноты, направленности устойчивости; выявление целостной структуры взаимосвязей и места той связи, которая находится в центре внимания исследователя.

Пример 1: Выявить взаимосвязь мотивации труда сотрудников с типом корпоративной культуры организации.

Пример 2: Изучить влияние имиджа руководителя на групповую сплоченность и социально-психологический климат в организации.

Создание классификации, типологии

Разработка классификации предполагает, прежде всего, определение критериев (оснований) классификации, которые формулируются на основании анализа психологической литературы. Выделенные типы (группы) должны отражать существование значимых различий в проявлении изучаемого явления.

Пример 1: Определить типы представлений об успешном и удачливом человеке.

Пример 2: Построить типологию сотрудников в зависимости от уровня приверженности организации.

Определение характеристик явления

Основанием для постановки такой цели могут быть: 1) обнаруженная исследователем или отмеченная в литературе неполнота описания психического явления, изучение которого достаточно актуально в данный момент; 2) противоречия между эмпирическими данными разных авторов.

Пример: Изучить социальные представления об успешном и удачливом человеке.

Открытие новой (другой) природы явления

Исследователь очерчивает класс явлений, которые будут предметом его рассмотрения, отмечает противоречивость, недостаточность объяснения их сущности, вводит новые термины, понятия, связанные с изучаемым явлением.

Пример: Определить личностные детерминанты копинг-поведения в ситуации потери работы.

Изучение динамики явления

Чаще всего в психологических исследованиях студентов изучается возрастная динамика определенного явления. Важно помнить, что данного рода исследования сочетают в себе использование двух типов организационных методов: 1) метода «поперечных срезов», позволяющего изучить возрастные особенности определенного явления; 2) метода «продольных срезов» (лонгитюда), направленного на изучение динамики явления в ходе развития личности.

Пример: Изучить динамику ответственности в младшем школьном возрасте

Кроме выше перечисленных в качестве целей психологического исследования более высокого уровня (исследования в кандидатской диссертации) могут быть выбраны:

ü Описание нового феномена, эффекта.

ü Выделение общих закономерностей функционирования явления.

ü Адаптация психодиагностической методики.

ü Создание психодиагностической методики.

Задачи исследования

Определение задач – это выбор путей и средств для достижения цели исследования. Задачи делят цель исследования на подцели (цели второго порядка). Последовательность задач отражает логику и характер эмпирического исследования курсовой (дипломной) работы.

Важно обратить внимание на то, что формулировки параграфов эмпирической части, посвященных описанию результатов, являются идентичными формулировкам отдельных задач исследования. Количество параграфов эмпирической части, посвященных представлению результатов, как правило, соответствует количеству выдвинутых задач.

Обычно формулировки задач исследования начинаются с глаголов: «выявить», «определить», «изучить» и т.п.

Пример 1

1. Определить преобладающий вид трудовой мотивации сотрудников организации.

2. Изучить доминирующий тип корпоративной культуры, а также соотношение имеющегося и предпочитаемого типов корпоративной культуры в организации.

3. Изучить влияние имеющегося и предпочитаемого типов корпоративной культуры организации на различные виды трудовой мотивации сотрудников (внутренней, внешней положительной, внешней отрицательной).

Формулировка параграфов эмпирической части, посвященных описанию результатов, соответствующих задачам исследования:

1. Исследование трудовой мотивации сотрудников организации.

2. Изучение корпоративной культуры организации.

3. Изучение влияния корпоративной культуры на трудовую мотивацию сотрудников организации.

Пример 2

Формулировка задач исследования:

1. Изучить уровень тревожности супругов.

2. Исследовать степень удовлетворенности браком супругов.

3. Определить взаимосвязь уровня тревожности и степени удовлетворенности браком супругов.

Формулировка параграфов эмпирической части

1. Изучение уровня тревожности супругов.

2. Исследование удовлетворенности браком супругов.

3. Изучение взаимосвязи уровня тревожности и степени удовлетворенности браком супругов.

Таким образом, названия параграфов эмпирической части в оглавлении курсовой или дипломной работы указывают на поставленные автором задачи и последовательность их решения (см. Приложение 2).

Гипотезы исследования

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией .

В курсовых и дипломных работах студентов, как правило, выдвигаются теоретические, эмпирические и статистические гипотезы.

Теоретическая гипотеза – научное теоретическое предположение, отражающее определенные закономерности функционирования психических явлений. Это положение может касаться взаимосвязи, взаимовлияния, структуры явлений и т.п. Теоретическая гипотеза формулируется на основании глубокого анализа объекта и предмета исследования, с использованием имеющихся психологических знаний. В теоретической гипотезе отражен недостаточно теоретически доказанный психологический факт, закономерность, что является основанием для формулировки эмпирических гипотез.

Пример 1: Тип корпоративной культуры является фактором формирования трудовой мотивации сотрудников организации.

Пример 2: Представления о профессиональной успешности детерминируют реальную профессиональную успешность личности.

Эмпирическая гипотеза – это научное предположение, проверяемое опытным (эмпирическим) путем. С помощью комплекса эмпирических гипотез осуществляется пошаговая проверка обоснованности выдвинутой теоретической гипотезы. Формулируются эмпирические гипотезы на основании задач исследования: желательно, чтобы каждой задаче соответствовала как минимум одна (может быть и более) эмпирическая гипотеза.

Эмпирические гипотезы формулируются в вероятностном виде, должны быть краткими и лаконичными.

Пример формулировки эмпирических гипотез:

1. У сотрудников организации будет преобладать внешняя положительная трудовая мотивация.

2. Доминирующим типом корпоративной культуры организации будет иерархически–рыночный тип.

3. Будут выявлены значимые различия имеющегося и предпочитаемого типов корпоративной культуры организации.

4. Адхократический тип корпоративной культуры будет оказывать значимое влияние на внутреннюю трудовую мотивацию сотрудников организации.

5. Рыночный тип корпоративной культуры будет оказывать значимое влияние на внешнюю положительную трудовую мотивацию сотрудников организации.

6. Клановый и иерархический типы корпоративной культуры будут оказывать значимое влияние на внешнюю отрицательную трудовую мотивацию сотрудников организации.

С информацией о статистических гипотезах можно ознакомиться в параграфе, посвященном представлению результатов эмпирического исследования.

Отличие предмета от объекта неуловимо. Оно всегда доставляет массу головной боли студентам. И кажется, что преподаватели всегда знают отличия предмета и объекта на зубок. В двадцатый раз они объясняют тебе, и всё вроде бы понятно, но когда принимаешься за очередной реферат, понимаешь, что опять забыл, чем же отличается предмет от объекта.

Определение

Объект и предмет зачастую являются взаимозаменяемыми словами, синонимами, но не всегда. Так, объект – более широкое понятие, является синонимом всего того, что существует. Например, какой либо процесс или конкретное явление, также это может быть и какой-то субъект или предмет. При этом предмет – это вещь, реально существующая. Важно то, что это не действие, и нечто неодушевлённое. Соответственно, понятие предмета уже понятия объекта.

Если мы будем говорить об исследовательской, научной деятельности, то здесь объект – это сфера изучения в самом широком смысле. Предмет – это нечто более конкретное, то, на чём сосредоточена именно эта работа. Так, например, природа может быть объектом деятельности как художника, который рисует пейзаж, так и ботаника, который изучает растения. При этом предметы их работ будут различаться: определённые земные ландшафты и пейзажи в первом случае и некоторые растения во втором. То есть, изучая наш предмет, мы больше узнаём об объекте.

Понятие объект исследования нетождественно понятию «объективная реальность» или понятию «объектная область исследования». В качестве объекта познания выступают связи, отношения, свойства реального объекта, которые включены в процесс познания. Объект исследования - это определенная совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от познающего, но отражается им, служит конкретным полем поиска. Это делает объект научного познания некоторым единством объективного и субъективного.

Объект исследования в педагогике и психологии - это некий процесс, некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя, например, на процесс развития субъектов воспитывающих отношений, на процесс становления новой образовательной системы, на эффективность определенной технологии. Вот почему не совсем корректно называть объектом исследования, например, начальную школу или подростковые клубы. Это не объект, а либо конкретная база, либо достаточно широкая сфера, далеко не все элементы которой подлежат изучению в данной работе.

Понятие предмет исследования еще конкретнее по своему содержанию: в предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования. В предмет включаются только те элементы, связи и отношения объекта, которые подлежат изучению в данной работе. Поэтому определение предмета исследования означает и установление границ поиска, и предположение о наиболее существенных в плане поставленной проблемы связях, и допущение возможности их временного вычленения и объединения в одну систему. В предмете в концентрированном виде заключены направления поиска, важнейшие задачи, возможности их решения соответствующими средствами и методами.

Предмет исследования - это своего рода ракурс, точка обозрения, позволяющая видеть специально выделенные отдельные стороны, связи изучаемого. Иначе говоря, это определенный аспект изучения объекта. Чаще всего выделяют в качестве предмета целевой, содержательный, операционный (технологический), личностно-мотивационный, организационный аспекты. Скажем, при создании и экспериментальной проверке проекта социально-педагогического комплекса в качестве относительно самостоятельных предметов исследования могут быть выделены: определение функциональных направлений и приоритетов в деятельности комплекса (целевой аспект), уточнение видов услуг и направлений работы (содержательный аспект), способы создания условий социальной реабилитации, комфортного общения, полноценного образования и развития, удовлетворения интересов детей, подростков (деятельностно-операционный аспект).

Предметом психолого-педагогического исследования могут быть отношения в коллективе, формирование единого коллектива взрослых и детей в совместной деятельности, педагогизация социальной среды, связи между факторами, влияющими на образование и развитие детей, и полученными результатами (например, влияние среды на развитие познавательных интересов или характера общения на самооценку и уровень притязаний воспитанников; зависимость эффективности запоминания языкового материала от организации познавательной деятельности; специфика и динамика решения интеллектуальных задач партнерами в условиях интеллектуально-игрового противоборства). Предмет психолого-педагогического исследования непременно должен включать связи воспитательного института с внешней средой, собственно педагогические, социальные и психологические факторы и связи в их сцеплении и взаимодействии.

Предмет исследования, таким образом, формируется на объективной основе самим исследователем, придающим ему определенную логическую форму выражения.

Сделать это можно, только опираясь на определенные исходные положения, на некоторую, пусть приблизительную, гипотетическую концепцию изучаемого.

Приступая, скажем, к разработке проблемы разновозрастного сотрудничества в объединениях по месту жительства, исследователь должен опираться на положения об определяющей роли деятельности в формировании личности, о ведущей роли отношений сотрудничества в совместной деятельности, о решающей роли мотивации и целеполагания и на ряд других положений, а также учитывать потребность подростков в самоопределении.

Если речь идет о создании школы здорового образа жизни, то за исходные могут быть приняты следующие положения. 1.

Здоровье - высшая человеческая ценность как для общества, так и для каждого индивида. 2.

Ребенок почти каждый день проводит значительную часть времени в школе. От режима дня, психологической атмосферы, нагрузок, питания и других факторов школьной жизни во многом зависит здоровье школьников. Школа призвана растить здоровое поколение и при всех условиях делать все от нее зависящее, чтобы обеспечить полноценное физическое развитие и психическое здоровье учащихся. Пока школа этой функции не выполняет. 3.

Необходимо обеспечить воспитание у каждого школьника культуры здоровья, умения ценить, охранять и укреплять свое здоровье и здоровье других. 4.

Школа должна бороться за здоровый образ жизни воспиту-емых. 5.

Все основные ориентиры в данной работе дают медицина - наука о профилактике и лечении заболеваний - и валеология - учение о здоровье.

Таким образом, выделение одного или нескольких предметов исследования - это уже начало теоретического анализа, определения некоторых оснований и целевых установок последующей исследовательской работы.

Вопросы и задания 1.

В психолого-педагогических исследованиях нередко возникают затруднения при определении и разграничении объекта и предмета. Объясните начинающим исследователям в популярной форме различия между объектом и предметом исследования. 2.

Определите, о каких компонентах исследования (база, объект, предмет) идет речь в следующих фрагментах:

коллектив педагогов и учащихся средней школы № 25 г. Тюмени; процесс становления гимназии на базе средней школы с профильным обучением;

психолого-педагогические условия комплексной реабилитации хронически больных детей в оздоровительно-образовательном центре;

зависимость между стилем педагогического общения учителя и учащихся и успешностью учебной деятельности.

3. Выделите предположительный предмет (или предметы) изучения в следующих исследовательских темах:

формирование артистизма как элемент подготовки будущего педагога;

готовность к саморазвитию как цель образования; использование новых информационных технологий в проблемном обучении.

4. Как могут быть сформулированы тема и объект исследования, в котором выделен следующий предмет:

педагогические условия адаптации зарубежных гуманистических систем образования (в частности, вальдорфской школы Р. Штайнера) к особенностям российской действительности?