Первый храм древней руси. История Киева: Десятинная церковь

Теперь вернемся назад и попытаемся посмотреть, что дает нам знакомство со Спасо-Преображенским собором для суждения о начальной в истории нашего зодчества постройке - Десятинной церкви в Киеве (991 - 996). Строили ее, как мы знаем из летописного сообщения, греческие мастера. Церковь была раскопана Д. В. Милеевым (1908 г., северная галерея и апсиды) и М. К. Каргером (1938 - 1939, 1947 гг., вся остальная площадь), раскопки дали нам общее представление о плане здания. Чрезвычайно запутанный, он послужил поводом для нескольких реконструкций (Корзухина В. Ф. К реконструкции Десятинной церкви. - СА, 1957, № 2, с. 78-90; Каргер М. К. Древний Киев. М.; Л.. 1961, т. II, с. 36-59; Холостенко М. В. 3 iсторii зодчества Древньоi Pyci X ст. - Археологiя, 1965, XIX, с. 68-84 .). Убедительной кажется точка зрения М. К. Картера о том, что упомянутое под 1039 г. освящение церкви связано с ее обстройкой в это время с трех сторон галереями. При всей спорности реконструкций основного объема несомненны его трехнефность и наличие нартекса.

По свидетельству «Списка русских городов» весь объем был увенчан 25 главами (Тихомиров М. Н. Список русских городов дальних и ближних. - Исторические записки, 1952, 40, с. 218-219 .). Как бы ни относиться именно к этому числу, все же само обилие глав, очевидно, неоспоримо. Можно с уверенностью говорить о многоглавии храма, или, конкретно, о его пяти- или семиглавии. Выше уже было высказано предположение, что многоглавие связано с хорами. Конечно, наличие хор в Десятинной церкви можно предположить a priori, исходя из специфики княжеского заказа, но многоглавие дает дополнительный для этого аргумент. Если же хоры были, то в интерьер самой церкви они могли заходить так же, как в черниговском соборе, т. е. структуры обоих храмов оказывались принципиально одинаковыми, между центральными столбами в Десятинной церкви должны были быть тройные аркады. Есть тому и фактическое подтверждение - мраморная капитель, очень близкая по форме черниговским, и как и те, что очень важно, поддерживавшая: прямоугольный блок кладки (100x74 см (Ивакiн Г. Ю. До питания про кам"яну архiтектуру пipньосередньовiчного. Киева. - Археология Киева. Дослiдження i матерiали. Киiв, 1979, с. 121 - 123р. Ивакин Г. Ю., Пуцко В. Г. Импостная капитель из киевских находок. - СА, 1980, № 1, с. 293 - 299. ).

Пользуясь подобной аналогией, реконструировал Десятинную-церковь Н. В. Холостенко (Холостенко М. В. Указ. соч. ). Его попытка правильна, вероятно, в основной идее, но неточна фактически и не фиксирует отличия памятника от черниговского собора. Можно указать, что третья с севера лопатка западного фасада принадлежала крестчатому столбу, подробно описанному М. К. Каргером (Каргер М. К. Указ. соч., с. 30-31, 48 .).

В сложной картине пристроек не удается разобраться до сих: пор из-за недостаточности проведенного при раскопках анализа кладок и их недифференцированности при графической фиксации.. М. К. Каргеру, много сделавшему для изучения памятника, принадлежит и самое подробное его описание (Там же, с. 9-59 ), хотя собственные наблюдения изложены им несистематично. Важнейшее значение имеет утверждение о том, что южная и западная галереи храма, представляли собой открытые аркады и что все остатки древних кладок в линии фасадов принадлежат крестчатым столбам. Как мы отмечали, один такой столб описан детально. Но на чертежах ни общее утверждение, ни конкретный пример не нашли никакого отражения. А некоторые детали вроде бы говорят об иных формах: так, сам М. К. Каргер вскользь говорит о том, что северное прясло западной стены было глухим (Там же, с. 31 .).

Киев. Десятинная церковь, 989-996 гг. План (по М К. Каргеру) и реконструкция Н. В, Холостенко


При раскопках перед западным фасадом здания был найден: блок завершения закомары, представляющий шесть рядов лежащих по окружности закомары плинф с уцелевшим рядом зубчиков между ними (Там же, с. 49 - 51 .). Сохранность блока весьма фрагментарна, но» все же можно сделать несколько предположений. Во-первых, обрамление было настолько развитым, что включало в себя, вероятно, ряды зубчиков. Во-вторых, сама развитость форм, сохранность составляющих верхний ряд огромных черепиц свидетельствует о принадлежности фрагмента к обрамлению не утопленной в стене (как малые закомары черниговского собора), а выступающей и завершающей закомары. Если вспомнить, что> внешние галереи киевского Софийского собора имели горизонтальную линию покрытия, что они были одноэтажными, то обрамление закомары Десятинной церкви надо связать с завершением второго этажа ее западной галереи.

М. К. Каргер приводит один из рисунков Десятинной церкви начала XIX в. (Там же, с. 16 ). Рисунки этого памятника настолько противоречивы, что надо очень осторожно относиться к их данным. На рисунке Десятинная церковь показана с запада. На втором плане видна стена самого храма (западная) с арочным проходом внизу, что свидетельствует о первоначальном существовании с этой стороны пристроек; следы кладки над проемом и окно в верхней части стены показывают, что эти пристройки были одноэтажными. На первом плане возвышается наружная стена всего здания. Она убеждает нас в том, что в какой-то период (вероятно, к 1039 г.) западные пристройки были превращены в двухэтажные. По стене - оштукатуренной - идут орнаменты и крупные буквы (об открытиях которых есть упоминания в описаниях XVIII в. (Там же, с. 14.) ); вспомним буквы на барабане черниговского собора. Что не согласно с археологическими данными - это глухая поверхность в нижней части стены, где, как мы помним, должны быть крестчатые столбы. Еще раз заметим, что достоверность рисунка нельзя переоценивать. Например, членения видимой в глубине центральной апсиды показаны ошибочно. Но даже если свидетельство рисунка сомнительно, то все же можно думать, что западный фасад был двухэтажным.

С этим фрагментом можно связать еще два важных вопроса. И Спасо-Преображенский собор, и София Киевская (как мы увидим позже) убеждают нас в существовании горизонтального завершения стен храма, кроме выступающих центральных закомар. Фрагмент закомары Десятинной церкви, судя по размерам, относится к малому пряслу, т. е. галереи имели позакомарное покрытие. Возможный диаметр закомары колеблется от 4 до 5 м, фрагмент очень деформирован в сторону «распрямления», меньший размер кажется поэтому предпочтительнее. Ширина центрального прясла западного фасада - несколько более 7 м, у малых прясел - колеблется от 4 до 5 м.

Мы знаем, что закомарное завершение примыкающих с запада помещений может сочетаться с прямыми линиями стен самого наоса (Панагия Халкеон в Салониках, позже - церкви монастыря Пантократора в Константинополе). Сравнение с церковью Панагии Халкеон плодотворно еще для одного предположения - следует обратить внимание на зубчатый карниз ее закомар. Фрагмент Десятинной церкви очень близок им; можно представить, что такими были и карнизы центральных закомар Спасо-Преображенского собора; становится, во всяком случае, понятным, почему в Чернигове при отсутствии карнизов стали видны торцы сводов.

Рукава креста церкви Панагии Халкеон имеют щипцовое завершение на фасадах. В русских постройках обычно выявляются округлые линии сводов и соответствующих им закомар. Однако теперь можно выдвинуть предположение (хотя и не бесспорное) о применении щипцового завершения рукавов креста в Десятинной церкви.

Основания для этого дает уникальная находка - выложенный сырцом в земле около обжигательной печи рисунок западного фасада храма (Кiлiевич С. Р. До питання про будiвельну справу в Киевi в X ст.- Археологiя Киева. Дослiдження i матерiали. Киiв. 1979, с. 17; Она же. Раскопки у Десятинной церкви.- Новое в археологии Киева. Киев, 1981, с. 340 - 342. Кажется совершенно справедливым предположение С. Р. Килиевич и Г. Ю. Ивакина о том, что это именно фасад, а не план; во-первых, план - значительно более абстрактная, позже появляющаяся форма представления здания; во-вторых, план предполагает и поперечные членения; в-третьих, подобная форма апсиды невозможна и нигде не встречается. Поэтому вряд ли правильна новая интерпретация С. Р. Килиевич, рассматривающей рисунок как план храма; см.: Килиевич С. Р. На горе Старокиевской. Киев, 1982, с. 41-42.).

Интересные предположения об отдельных частях Десятинной церкви были сделаны Н. И. Бруновым. Близко расположенные стены у западных углов церкви он интерпретировал как своеобразные лестничные башни с пологими выходами, пандусами (Брунов Н. И. Рецензия на книгу: Каргер М. К. Археологические исследования древнего Киева. Отчеты и материалы (1938-1947 гг.). Киев. 1950.- ВВ, 1953, т. VII. с. 300.). Такие подъемы типичны и для римской, и для византийской архитектуры - достаточно вспомнить Софийский собор в Константинополе. Также характерно и расположение их по сторонам экзонартекса.

Развитость западных пристроек при их некоторой симметричности заставила Н. И. Брунова высказать мысль о существовании в западных углах здания одинаковых трехчастных дворцов (Там же.). Для этого вряд ли есть основания, но можно предложить иное объяснение. Здесь могли существовать симметричные приделы - и тогда общая композиция храма, приделов и галерей оказывается похожей на кафоликон Великой лавры на Афоне (последняя треть X в.).

М. К. Каргером выявлена система декоративной отделки наружных поверхностей стен. На фрагменте закомары, на многих найденных еще Д. В. Милеевым деталях, на упоминавшемся крестчатом столбе найдены следы наружной штукатурки и росписи; большое число обломков подобной штукатурки позволило говорить о сплошном покрытии ею фасадов. Штукатурка была двуслойной, белый нижний слой включал много рубленой соломы и был аналогичен грунту росписи интерьера, верхний слой образовывала цемянка, т. е. известь с большой примесью мелко толченого кирпича. Судя по многим одинаковым фрагментам, стена была окрашена в охристо-красный цвет, а места сочленения форм отмечались белыми линиями. На фрагменте закомары уцелела орнаментированная раскраска зубчиков. Найдены и части аналогичных черниговским полукруглых наружных тяг с живописным растительным орнаментом по штукатурке.

Но вот вопрос, который никогда не поднимался, но который, тем не менее, является существеннейшим: как же можно датировать эти фрагменты? Никто из исследователей не сомневается в том, что самые внешние контуры плана Десятинной церкви образованы более поздними пристройками, после работы М. К. Картера никто не оспаривал их датировку 1030-ми годами. Но ведь все известные нам участки кладки связаны именно с этими частями, и все фрагменты кладки найдены за пределами собора. т. е. их тоже логичнее связывать с внешними частями здания; следовательно, датироваться концом X в. они не могут.

Приведем еще несколько соображений. Первое касается техники кладки с утопленным рядом. Как мы помним, в постройках константинопольского круга она появляется в 1040-е годы. Если известная нам кладка Десятинной церкви относится к 1030-м годам, то исчезает неожиданность появления этой развитой константинопольской техники в Киеве на 50 лет раньше, нежели в византийской столице; ее рождение в Киеве и Константинополе становится практически одновременным.



Еще раскопками Д. И. Милеева были обнаружены два фрагмента квадратного в сечении столба с проходящими посередине граней полукруглыми тягами. Они очень близки столбам не черниговского Спаса, а Софии Киевской, что тоже говорит об их связи с новой традицией - после 1037 г. (разумеется, при датировке Софии этим временем, о чем будет речь далее). Фрагменты найдены вне собора, к северо-востоку от него, их возможно поэтому отождествить с частями галерей, а не самого храма, и опять-таки (судя по столбам и Спасского, и Софийского соборов) - со вторым этажом. Выявленные недавно остатки восьмигранного столба из Десятинной церкви размерами и очертаниями напоминают аналогичные опоры Софии, а не Спасо-Преображенского собора (Ивакiн Г. Ю. Указ. соч., с. 120-121 .).

Однако есть аргументы и в пользу более ранней датировки известной нам кладки Десятинной церкви. Самый существенный среди них состоит в особых размерах и качестве плинфы - светло-желтой и очень тонкой (2,5 - 3 см) (Каргер М. К. Указ. соч., с. 27; Ивакин Г. Ю. Указ. соч., с. 120-121; Асеев Ю. С. К вопросу о времени основания Киевского Софийского собора. - СА, 1980, №3, табл. на с. 140; см. также: Стрiленко Ю. М., Нестеренко Т. Е. Дослидження будiвельних розчинiв плинф нам"яток архiтектуры стародавнього Киева X-XII ст.- Археология Киева. Дослiдження и матерiэлы. Kиiв, 1979, с. 124-129.) . Такая плинфа иногда встречается и позже, но никогда - так однородно и систематично, как в кладках Десятинной церкви. Еще важнее, что именно она употреблена при сооружении трех окружающих церковь дворцов, которые гораздо логичнее связывать со строительной деятельностью Владимира Святославича в конце X в., с созданием им торжественной резиденции вокруг только что возведенного собора, нежели с Ярославом Мудрым, чей обширный город возник значительно позднее за пределами города Владимира Святославича.

В любом случае датировки дворцов и известной нам кладки Десятинной церкви нераздельны. Либо они принадлежат 1030 годам, и тогда действительны изложенные выше положения, дворцовый комплекс оказывается связанным с инициативой Ярослава Мудрого; либо датировка концом X в. должна быть принята для всех построек, т. е. и галереи, и основной объем церкви должны: быть одновременными; говорить о позднейших достройках не приходится. Оба положения имеют свои сильные и свои уязвимые стороны - требуются новые раскопки и тщательное изучение и фиксация остатков Десятинной церкви.

Осмыслению уже накопленного материала могут помочь некоторые общие соображения. Мы уже говорили о близости Десятинной церкви и Спасо-Преображенского собора и о том, что, пользуясь подобной аналогией, Н. В. Холостенко дал свою реконструкцию первого памятника. Реконструкция в основном кажется правильной, но все же она оставляет в стороне некоторые существенные различия двух храмов.

Речь идет о построении восточной части Десятинной церкви. Хотя апсиды не сохранились (Д. В. Милеевым были выявлены, лишь контуры фундаментальных рвов (Каргер М. К. Указ. соч., с. 20-25. ), все же членения галерей показывают, что апсиды примыкали непосредственно к основной девятидольной группе крестово-купольного храма. Следовательно, алтарная преграда проходила - иного варианта нет - перед восточной парой центральных столбов. Это могло привести к двум соотношениям. Первый вариант сводится к отсутствию хор в боковых рукавах креста, ибо аркады хор прерывали бы единство трехчастного алтаря. Хоры могли бы остаться лишь в западных угловых ячейках наоса, как это стало широко распространенным во второй половине XI в. В подобном случае сходство Десятинной церкви и Спасо-Преображенского собора ограничилось бы лишь некоторыми чертами плана, настолько общими, что какая-либо существенная связь памятников оказалась бы лишенной достаточных оснований.

Однако более близким к действительности кажется иной вариант реконструкции - типологически родственный черниговскому собору. Найденная капитель Десятинной церкви убедительно свидетельствует о существовании малых аркад, которые прежде всего должны были бы находиться в боковых рукавах креста для устройства здесь хор. При этом хоры были бы над всей площадью малых нефов, боковые апсиды церкви стали бы также двухэтажными. С точки зрения зодчих Византии, здесь нет ничего необычного, именно так устроен храм в Дере-Агзы.

Чтобы осознать всю вытекающую из признания близости двух русских княжеских церквей ситуацию, надо учесть еще несколько обстоятельств. А. Поппе пришел к нескольким чрезвычайно важным заключениям (Рорре A. The Political Background to the Baptism of Rus". Byzantine-russian relations between 988-989.-DOP, 1976, 30, p. 197-244 .). Он считает, что Десятинная являлась дворцовой церковью Владимира Святославовича. Двор Владимира действительно располагался рядом: три дворца окружали церковь и площадь перед ее западным фасадом. А. Поппе лолагает, что церковь была посвящена Богородице, а не какому-то отдельному ее празднику (Успению, например), и что летописи не случайно только так ее и называют. Наконец, устройство дворцового храма в честь Богородицы есть подражание византийскому императорскому дворцу X в., в котором роль такой домашней, расположенной рядом с покоями и Хрисотриклинием, церкви играла Фаросская, посвященная также Богородице. Она была выстроена Василием I, напомним, что К. Манго и Р. Дженкинс, пользуясь описанием Фотия, убедительно реконструируют ее как храм, подобный церкви Климента в Анкаре, т. е. с двухъярусными аркадами в рукавах креста - самой существенной деталью, которая отличает эту композицию от храмов вписанного креста X - XI вв. Повторение этой формы в Спасо-Преображенском соборе и, по всей вероятности, в Десятинной церкви получает важнейшее значение.

Можно думать, что когда Владимир Святославич для возведения придворного храма вызвал из Константинополя зодчих (что было облегчено родством, ибо его жена Анна была сестрой византийского императора Василия II), то под влиянием византийских обычаев и привыкшей к ним княгини были выбраны посвящение храма и основные черты его структуры. Последний, правда (по аналогии с черниговским собором), кажется больше похожим на храм в Дере-Агзы, чем на церковь Климента в Анкаре. Но оба эти типа близки друг к другу, к тому же если формами свободного западного рукава креста русские памятники сближаются с храмом в Дере-Агзы, то аркады во втором ярусе это как раз то, что свойственно церкви Климента. Здесь объединялись черты обоих типов, и, вероятно, также они могли объединяться и в Фаросской церкви (в описании Фотия ничто этому не противоречит).

Мы отмечали близость размеров соборов в Дере-Агзы и в Чернигове, к ним и в этом плане примыкает Десятинная церковь (длина с нартексом 27 м, ширина 18 м, диаметр купола 7,5- 8 м).

При сооружении Десятинной церкви за образец (посвящение, тип, функция) была принята Фаросская церковь Богородицы Большого дворца в Константинополе. Боковые нефы киевской церкви были двухэтажными на всю длину - приемы византийской архитектуры IX в. оказались актуальными и в X столетии. Дерковь стала на несколько десятилетий самой значительной и «самой почитаемой. Владимир дал на ее содержание десятую часть доходов и поручил службу в ней Анастасу Корсунянину.

Когда могущественный черниговский князь Мстислав, сын Владимира Святославича, задумал воздвигнуть каменный собор в своем стольном городе, рядом со своим двором, то он выбрал образцом Десятинную церковь. Показательно, что Мстислав уже однажды вдохновлялся этим памятником и его посвящением - когда в 1022 г. выстроил церковь Богородицы в Тмутаракани (Раппопорт П. А. Русская архитектура X - XIII вв.- САИ, вып. EI - 47. Л., 1982, с. 115-116. Церковь была раскопана экспедицией под руководством Б. Л. Рыбакова. Отчет о раскопках хранится в Архиве Института археологии АН СССР .). Хотя от нее уцелели лишь фундаментные рвы, все же они говорят нам о трехнефной постройке с нартексом, аналогичной этим Десятинной церкви. Единственно, от чего отказались зодчие Спасо-Преображенского собора в Чернигове - это от продолжения хор до восточной стены. Со времени строительства Десятинной прошло уже сорок лет, мастера XI в. уже воспринимали трехчастную алтарную композицию, противопоставляемую всему наосу, и свободное пространство наоса как обязательные черты храмового интерьера. Поэтому они сделали свободный поперечный неф перед алтарем, а сделав его, оказались перед необходимостью удлинить алтарную часть. Может быть, именно эта необходимость создать форму, которой не было в образце, и привела к некоторым странностям в композиции алтарной части черниговского собора.

Строительство конца X в. - 1030-х годов оказывается принадлежащим одному архитектурному направлению, одной традиции. Десятинная церковь стоит в начале периода, черниговский собор - в его конце. Киевские памятники со второй половины 1030-х годов начинают иную типологическую и стилистическую линию. Можно предположить, исходя из рассмотренного материала, следующее объяснение основных проблем возникновения каменного строительства на Руси.

Традицией, послужившей основой нового искусства, была традиция столичной школы византийской архитектуры. Своеобразие новых построек проистекало из особенностей княжеского заказа, в частности из желания иметь большие хоры, а также из-за специфических условий строительства, проявления элементов, известных византийскому искусству предшествующих столетий, внутри новых типологических структур. Нет никаких оснований говорить о каких-либо прямых малоазийских, болгарских, кавказских или романских влияниях. Возможности малоазийской, собственно греческой или болгарской архитектур на рубеже X - XI вв. были несравнимы с той интенсивностью распространения искусства, которую в эту эпоху демонстрирует Константинополь. Зодчество Армении и Грузии, переживавших новый подъем, выработало свои специфические типы зданий, их художественный язык весьма далек от выразительности Спасо-Преображенского собора в Чернигове. Оно оказало несомненное влияние на архитектуру византийской столицы - и через нее, как мы видели, даже на формы черниговского собора. Близость к романским памятникам, сказавшаяся в некоторой базиликальности интерьера и известной массивности опор, связана не с ориентацией на западноевропейское искусство, а свидетельствует об использовании ранних византийских традиций, с одной стороны, и, с другой - о некотором внутреннем родстве между культурами славянских княжеств и молодых государств Западной Европы.

Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X - начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции

Руси всегда являлись храмы. Красота и величие религии начинаются с центра церковной жизни - православных храмов.

От дерева к камню

Обилие на Руси лесов повлияло на преобладание деревянного строительства. Дерево считалось дешевым материалом, а трудность в добыче строительного камня тоже сказывалась на его стоимости.

История Древней Руси описывает, что деревянными были практически все постройки: терема, дворцы, дома крестьян, а также церкви. Бревно являлось основным элементом любой конструкции. Творческие проекты были ограничены. Мало кто решался на отчаянные эксперименты, чтобы потратиться на поиски альтернативного материала. Классическими проектами крестьянской избы были четырехугольные срубы. Более сложными композициями являлись княжеские терема, шатровые церкви.

Именно из-за недолговечности строительного материала многое из древнерусской архитектуры оказалось утраченным.

Каменное строительство

С Крещением Руси связано каменное строительство. Первым каменным храмом Древней Руси является тот, что был заложен в Киеве константинопольскими зодчими. Историки считают датой этого события 989-й год. До этого тоже были храмы, но деревянной постройки.

Если верить летописям, строительство храма было завершено в 996-м, тогда же было торжественное освящение.

Символ веры и традиции

Отношение верующих к храмам всегда было особым в православии. Зачастую возведение нового храма происходило на пожертвования.

Своими корнями традиция уходит во времена Ветхого завета. По летописям установлено, что первым каменным храмом Древней Руси является церковь Святой Богородицы, или по другому - Десятинная церковь. После Крещения Руси, в первые годы, было начало строительство церковного великолепия по традициям византийской и болгарской архитектуры. Основоположником благородного дела стал князь Владимир, отдававший десятую часть доходов.

До наших дней не удалось сохранить первый каменный храм Древней Руси в первоначальном виде. Он был разрушен монголо-татарами во время захвата Киева. Восстановительные работы начались в XIX веке. Однако проектирование данной церкви существенно отразилось на архитектуре храмов по всей Руси.

О первом каменном храме

Первый каменный храм древней Руси получил свое название от десятины, пожертвованной князем на строительство. Так и закрепилось в истории его определение - Десятинная церковь.

Несомненно, первым каменным храмом Древней Руси является строение, которое можно считать дворцовой церковью. По остаткам кирпичного фундамента историки сделали выводы, что рядом были возведены дворцовые здания. Существенное разрушение не позволяет восстановить их первоначальный архитектурный облик, но по заключению специалистов это были парадные помещения.

Жилые дворцовые помещения были деревянной частью вторых этажей либо находились по соседству с первым каменным храмом Древней Руси. Является историческим фактом то, что Киев выделялся среди прочих архитектурой. Столицу государства отличало монументальное строительство.

Хорошо прослеживается влияние греческих мастеров в архитектурном проектировании Спасо-Преображенского собора.

Во времена княжества Мстислава и Ярослава страна была разделена. Тогда начался следующий этап строительства. В стольном городе Чернигове строительство началось раньше. Мстислав заложил начало фундамента Спасского собора.

Точная дата начала строительства не прослеживается в письменных источниках. Известно, что в 1036 году стены собора стали по определению «яко на кони стояще рукою досящи», что означает «очень высоки». В истории дата отмечена смертью князя Мстислава.

Возведен позже черниговского Спасского собора. Анализируя политическую обстановку и некоторые исторические данные, периодом, когда был возведен каменный храм, можно считать 1037 год. отражает стремление повторить византийские образцы. Этот крупнейший храм Киевской Руси взят за образец как крестово-купольное сооружение при строительстве соборов в Новгороде и Полоцке.

В 1073 году заложен Успенский собор киевского Печерского монастыря. Данный храм сыграл весомую роль в развитии русского зодчества. В «Печерском Патерике» есть запись: «...мастери церковнии 4 мужи», - так охарактеризован приезд зодчих для строительства этого здания из Константинополя. На композицию церковного сооружения Киево-Печерского монастыря также повлияла Киевская София. Непростая история Успенского собора убеждает православных в силе веры - собор, взорванный в 1942 году, был восстановлен в 1990-е гг.

В конце XI века крупный древнерусский город Переяславль приобретает военно-политическое значение. За его стенами Киевская земля и всё Среднее Приднепровье нашли прикрытие от вторжения половцев. На земле этого славного города развернулось строительство «каменного города» - церкви Михаила. По инициативе князя Владимира Мономаха и епископа Ефрема появились врата с надвратной церковью Федора. В 1098 г. на княжеском дворе начинается строительство церкви Богородицы.

Согласно упоминаниям летописей, вне города нашлись следы небольшой церквушки на реке Льте. К сожалению православных людей и историков, переяславльские памятники не сохранились до настоящего времени.

Значение церкви - от учебы до царского титула

Храмы Древней Руси влияли на определения фамилий, улиц, дорог, городов. Все объекты, которые связывались со святым местом, быстро перенимали на себя наименование храма, церкви.

В период Древней Руси храмы были местом объединения. Новое поселение начиналось со строительства храма - центра жизни каждого человека. Богослужения того времени собирали практически всех жителей населенного пункта. Важными мероприятиями каждой семьи было проведение обрядов: венчания, крещения, отпевания, благословения.

Храм играл большую роль в православном культе. Убранство помещений, обряды, иконы давали верующему надежду на спасение его души. Кроме того, каждый мог насладиться красотой храма.

Немалый толчок дало Православие становлению искусств. Их развитие происходило внутри храмов. Для верующего человека церковь была первостепенным фактором всей культуры и поклонения. Именно поэтому некоторые важные события, не имеющие отношения к церковной жизни, проходили под куполом святыни. К ним относятся: помазание царей на престол, соборование, оглашение царского указа. Не стоит забывать и о немаловажном значении храмов в обучении людей грамотности.

Выступая в роли общественного явления в жизни людей Древней Руси, монастыри и храмы были местом, где организовывалось обучение, располагались архивы, мастерские, библиотеки. Чуть позже, с XIX века, стали утверждаться первые на то время училища, церковно-приходские школы.

Прекрасное убранство с пользой для потомков

Единый интерьер в архитектуре церковного строительства Древней Руси - отличительная черта того времени. Классическим исполнением были низкие алтарные перегородки, позволявшие видеть верхнюю часть алтарной зоны храма.

Каждый молящийся зрительно приближался к центру богослужения. Для православного человека было важно видеть божественное пространство, объединявшее земную и небесную церковь.

Внутреннее украшение храмов под мозаичный стиль пришло из византийской традиции. Декорация яркого и легкого оформления символизирует единение земного и небесного.

Храмы Древней Руси несли на себе куда передавались мощи святых, иконы, реликвии с исторической ценностью. Сюда же на сохранность передавались древние рукописи и важные документы. Благодаря работе священников и служителей церкви, история Древней Руси прослеживается буквально по годам, а многие исторические события открылись современникам в виде неоспоримых доказательств, собранных в церкви.

Благословляя на защиту русской земли

Церковь провожала воинов на службу или сражения. Иногда поводом для строительства становилось почтение памяти погибших в сражениях. Такие церкви возводились на полях сражений, в знак признательности воинам за победу.

В мирное время церкви и храмы возводились в честь великих праздников, святых. Например, Вознесение, Христос Спаситель.

Почитая святое - во благо себе

Для верующего человека церковь всегда имела важное значение в жизни. Поэтому к строительству допускались только высококлассные мастера, архитекторы. Базарные территории, сходы и собрания граждан проводились вблизи церквей, о чем свидетельствует карта Древней Руси.

Не обходилось строительство без вложения больших средств. На создание жертвовалось только самое хорошее: материалы, земельный участок. Учитывая то, что церковь строилась на возвышенности или, как говорили предки, "на красном месте", она служила точкой ориентира, по которой составлялась карта Древней Руси, план местности.

Взглядом архитектора

Строительные приемы оформления кровли придают каменной архитектуре оттенок деревянного зодчества. Особенно это выражено на примерах с храмовыми строениями. Крыши продолжали делать двухскатными и четырехскатными.

В небольших селениях, где строились скромные храмы, кладка велась по типу крестьянской избы, когда в основу ложился венец (четыре бревна). Соединяясь, они образовывали квадрат или прямоугольник. В итоге получалось строение из определенного количества венцов - сруб.

Более сложной конструкции, но по заданному принципу, строились церкви. Четырехугольный сруб изменялся на восьмиугольный сруб. Принцип совмещения четвериков и восьмериков перешел в каменную архитектуру Руси и сохранился в наши дни.

Распространены на Руси по типу двух- и многоярусных сооружений. Чтобы соединить отдельные срубы, их связывали друг с другом системой переходов (галерей, крылец).

Ставя церковные здания на каменные цоколи, строители размещали под уходящими в землю перекрытиями подвальные помещения, погреба и актуальные для того времени подземные ходы.

Разрушение и возрождение храмов

На половину века остановился процесс развития древнерусской архитектуры после нашествия монголо-татар. По разным обстоятельствам переходили в Орду мастера, иконописцы и строители, часть церквей и храмов были разрушены.

Уходя от византийских образцов, древнейшие храмы Руси в 12 веке обрели самобытные черты, определив развитие русской архитектуры.

Всё, что нужно знать школьнику о жизни Древней Руси, изложено в учебных материалах за 6 класс. Древняя Русь - история наших предков, становление, сражения, победы нашего государства, о которых должен знать каждый россиянин.

Построенный в Киеве в 989-996 годах.

Создан по за-ка-зу Вла-ди-ми-ра Свя-то-сла-ви-ча ви-зан-тий-ски-ми, ве-ро-ят-но сто-лич-ны-ми, мас-те-ра-ми на мес-те язы-че-ско-го кур-ган-но-го мо-гиль-ни-ка. До ос-вя-ще-ния Со-фий-ско-го со-бо-ра (1037) - ка-фед-раль-ный со-бор. На-зва-ние по-лу-чи-ла от де-ся-ти-ны, на-зна-чен-ной князем Вла-ди-ми-ром на её со-дер-жа-ние.

Из-на-чаль-ный про-ект Десятинной церкви в про-цес-се за-ло-же-ния фун-да-мен-тов был из-ме-нён: вме-сто ку-поль-ной ба-зи-ли-ки был со-ору-жён трёх-не-фный кре-сто-во-ку-поль-ный храм (42 × 34 м) с боль-шим под-ку-поль-ным квад-ра-том (7 × 6,5 м) и нар-тек-сом , ок-ру-жён-ный от-кры-ты-ми двухъ-я-рус-ны-ми га-ле-рея-ми . В XI веке га-ле-реи бы-ли за-кры-ты плин-фой, в XII веке, по-сле зем-ле-тря-се-ния, пе-ре-ло-же-ны отдельные уча-ст-ки фун-да-мен-тов и стен, при-стро-ен но-вый при-твор.

Ин-терь-ер Десятинной церкви ук-ра-ша-ли мо-за-ич-ные кар-ти-ны и фре-ски, ка-мен-ные рез-ные пли-ты, мра-мор-ные ко-лон-ны, фраг-мент релье-фа с из-об-ра-же-ни-ем Бо-го-ма-те-ри с Хрис-том (хра-нят-ся в Му-зее ис-то-рии Ук-раи-ны и за-по-вед-ни-ке «Со-фия Ки-ев-ская»). Пол по-кры-ва-ли мо-заи-ки из мра-мо-ра и смаль-ты, мра-мор-ные и пи-ро-фи-ли-то-вые пли-ты, в га-ле-ре-ях - по-лив-ные плит-ки. Сна-ру-жи сте-ны Десятинной церкви бы-ли ош-ту-ка-ту-ре-ны, име-ли греческие над-пи-си; кры-шу по-кры-ва-ли лис-ты свин-ца, су-ще-ст-во-ва-ли ке-ра-мические во-до-сто-ки. Ут-варь, де-та-ли уб-ран-ст-ва церк-ви, мо-щи святого Кли-мен-та I бы-ли дос-тав-ле-ны из Ви-зан-тии и ча-стью вы-ве-зе-ны ки-ев-ским князем Вла-ди-ми-ром Свя-то-сла-ви-чем из Хар-со-на (Хер-со-не-са). В Десятинной церкви на-хо-ди-лись мра-мор-ные сар-ко-фа-ги Вла-ди-ми-ра и его же-ны Ан-ны, бы-ли пе-ре-не-се-ны ос-тан-ки князей Оль-ги, Яро-пол-ка Свя-то-сла-ви-ча, Оле-га Свя-то-сла-ви-ча, позд-нее по-хо-ро-не-ны кня-зья Изя-слав Яро-сла-вич и Рос-ти-слав Мсти-сла-вич (ки-ев-ский князь в 1159-1161, 1161-1167).

Ее заложил, тратил средства на ее содержание и завещал упокоить себя в ней сам князь Владимир. Десятинная церковь была первым каменным храмом Руси. Она не пережила монголо-татарского нашествия, но осталась в народной памяти символом русского благочестия и святости.

Строительство

Каменную церковь во имя Успения Богородицы (ученые спорят о том Успению ли она была посвящена) князь Владимир построил на месте убиения варягов Феодора и Иоанна - христиан, ставших жертвами язычников. Возводить церковь стали при помощи греческих мастеров, украсили ее «серебром и златом», положили на нее много мрамора - и трудились над ней, как гласит летопись, пять лет.

По свидетельству летописца, когда строительство завершили, Владимир выделил на содержание нового храма десятую часть своих доходов - десятину, от которой и сама церковь стала именоваться «Десятинной». Управлять ею было поручено Анастасу Корсунянину - человеку, который, как полагают некоторые историки, лично крестил князя. Именно этому священнослужителю также приписывают решающую роль во взятии Владимиром Корсуни (Херсонеса). Во время осады города Анастас, служивший в одном из косруньских храмов, послал через стены стрелу к русскому князю - на стреле было начертано послание о том, как взять город: «Перекопай и останови воду, которая идет из колодцев, которые за тобою с востока». По легенде, Владимир сделал, как было указано, и публично пообещал: «Если сбудется это - крещусь!».

Когда Херсонес был взят, Анастас уехал в Киев в свите Владимира. Сделавшись экономом в Десятинной церкви, он по факту стал руководить молодой русской церковью вместо Киевского митрополита – тот подолгу отсутствовал, бывая в Византии.

В древнем Киеве Десятинная церковь играла роль кафедрального собора. В этом качестве ей и место отвели почетное: археологические исследования показывают, что расстояние между Десятинной и княжеским дворцом не превышало 60 метров.

Святыня

Считается, что первые святыни для Десятинной князь Владимир привез из Корсуни - ими стали мощи святого Климента, папы Римского, и мощи его ученика. «Слово на обновление Десятинной церкви» (11 век) говорит о Клименте, как о первом небесном заступнике земли Русской. Есть свидетельства, что главу святого показывал позже князь Ярослав Мудрый французской делегации, прибывший сватать его дочь Анну Ярославну за своего короля Генриха I.

Позже Десятинная церковь стала княжеской усыпальницей. В ней была погребена византийская супруга князя Владимира Анна (умерла в 1011 году), а позже и сам креститель Руси, отошедший ко Господу в 1015 году. Их останки были упокоен в мраморных саркофагах, стоявших в центре храма, и были утрачены после Батыева нашествия (в начале 17 века было заявлено об обретении саркофага с княжьими останками - однако ученые сомневаются в их подлинности).

Судьба

Судьба первого каменного храма была нелегкой. В 1171 году церковь разграбили войска Андрея Боголюбского в ходе междоусобных войн за киевский престол. Спустя тридцать лет, в начале 13-го столетия, Десятинная вновь подверглась разграблению- на этот раз воинами Рюрика Ростиславовича. Тогда, по летописным источникам, из храма унесли все иконы, кресты и священные сосуды, а монахов и священников перебили.

В 1240 году Киев захватил хан Батый. Десятинная церковь оказалась последним оплотом киевской обороны - внутри нее закрылись горожане, руководил ими местный воевода. Летопись говорит: людей было так много, что здание не выдержало и «от тягости» рухнуло, похоронив под собой не желавших сдаваться киевлян.

Этот храм так и не восстановили. В начале 17-го столетия Петр Могила выстроил на одном из углов фундамента Десятинной небольшой храм - в память о ней. В 19 веке этот храм разобрали при попытке новой реконструкции: на месте Десятинной выросла новая церковь, выстроенная в русско-византийском стиле, она не повторяла оригинальной постройки, более того, для нового храма уничтожили часть оригинального фундамента. В 30-х годах 20 века большевики разобрали его на кирпичи.

Остатки фундамента Десятинной церкви сегодня открыты, их могут посмотреть все желающие.

в Киеве, первый каменный храм Др. Руси, посвящен одному из Богородичных праздников (см. ниже), возведен в 990/1-996 гг. по повелению равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича на Старокиевской горе, вблизи княжеской резиденции.

Домонгольский период

Археологические исследования Старокиевской горы выявили, что Д. ц. была воздвигнута на месте обширного могильника (обнаружено ок. 150 погребений), создававшегося на протяжении X в. (в погребениях найдены араб. монеты, отчеканенные в 961-976, овальные сканд. фибулы сер.- 2-й пол. X в., оружие и др.). По мнению археолога К. А. Михайлова, храм был построен на «родовом погребальном участке представителей киевского княжеского дома или членов рода Рюриковичей, умерших до официального принятия христианства в 988 г.», чем объясняется «необычная сохранность большого числа пышных языческих захоронений под фундаментами» Д. ц. (Михайлов . С. 37, 42).

Для строительства Д. ц. кн. Владимир в 989 г. отправил послов в К-поль, к-рые привели в Киев «мастеры от Грек» (ПВЛ. С. 54). Данные источника подтверждаются многочисленными греч. граффити, к-рые были заметны на сохранившейся юго-зап. части Д. ц. еще в сер. XVII в. В плане Д. ц. (42´ 34 м) вычленяется композиционное ядро - 3-нефный храм с большим (7´ 6,5 м) подкупольным квадратом и нартексом. С 3 сторон сооружение было окружено галереями с множеством дополнительных объемов. После исследований кон. 30-х гг. ХХ в. считалось, что эти пристройки появились при св. кн. Ярославе (Георгии) Владимировиче . Однако в ходе архитектурно-археологических исследований 2005-2006 гг. было установлено, что галереи были возведены на рубеже Х и ХI вв., при кн. Владимире Святославиче. Д. ц. располагалась в центре архитектурного ансамбля, включавшего неск. каменных построек, возможно, являлась княжеским дворцовым собором. Разрушение большей части фундаментов храма усложняет реконструкцию его первоначального плана и внешнего вида (в наст. время существует 15 реконструкций Д. ц.). Мн. вопросы объемно-пространственного воссоздания собора (количество глав, место расположения лестниц на хоры и др.) остаются нерешенными.

Храм был изысканно украшен: стены и своды покрыты фресковой и мозаичной росписью, пол выложен мозаикой и каменными плитами. Мраморные резные плиты предалтарной преграды и ограждений хор, колонны тройных аркад хор, использование местных пород камня - пирофилитового сланца, красного кварцита, известняка - придавали интерьеру собора торжественный вид.

Еще в 995/6 г. по повелению князя Д. ц. была поручена Анастасу Корсунянину (являвшемуся, по-видимому, экономом церкви), клир составили священники, пришедшие с кн. Владимиром из Корсуня (Херсонеса); рядом с Д. ц. до посл. трети XI в. на горе был построен двор доместика (ПВЛ. С. 27, 86), что свидетельствует о наличии в соборе хора. В 996 г., после завершения строительства, кн. Владимир вложил в Д. ц. иконы, сосуды, «честные кресты», а также «медяне две капищи и 4 кони медяны, иже и ныне стоять за святою Богородицею, якоже неведуще мнять я мрамаряны суща», вывезенные им после 27 июля 989 г. из Корсуня (Там же. С. 52, 54). После освящения храма кн. Владимир «в тъ день боляром и старцем градским, и убогим раздая именье много» (Там же. С. 55). День освящения Д. ц. праздновался Русской Церковью 12 мая, о чем свидетельствуют записи в древнерус. пергаменных месяцесловах, Прологах и обиходниках (Лосева О . В . Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 338).

Существует неск. гипотез относительно посвящения храма. Митр. Евгений (Болховитинов) полагал, что Д. ц. была освящена в честь Успения Пресв. Богородицы. Данная т. зр. получила поддержку в позднейшей историографии (Воронин Н . Н . Зодчество Киевской Руси // История рус. искусства. М., 1953. Т. 1. С. 117; Ильин . 1965. С. 266-268; Рапов . 1988. С. 242-244; Кучкин . 1997. С. 178 и др.). Д. ц. называется Успенской в великорус. источниках XVI в.: в Тверском сб. (1534), в Чудовской редакции Жития св. Владимира, в некоторых вариантах проложного Жития св. Владимира, а также в юго-западнорусских источниках XVII-XVIII вв., в частности в помяннике киево-печерского архим. Иосифа (Тризны ; 1647-1655) (Кучкин . 1997. С. 221). Мнение, что Д. ц. могла быть посвящена Рождеству Пресв. Богородицы, опирается на аллюзии на службу данного праздника, содержащиеся в «Слове о законе и благодати» митр. Илариона , к-рое, вероятно, произносилось в Д. ц. Кроме того, с XVII в. праздник Рождества Пресв. Богородицы был престольным для Д. ц., что отразилось, в частности, в названии участка деревянно-земляных укреплений, построенных во 2-й пол. XVII в. в Верхнем городе Киева. Следует упомянуть, что еп. Титмар Мерзебургский в своей хронике (1018) называет Д. ц. храмом «мученика Христова папы Климента» (Назаренко . 1993. С. 136, 141; Др. Русь в свете зарубежных источников. 2000. С. 319). По-видимому, он повторил обиходное название храма - по находившимся здесь мощам почитаемого святого.

По свидетельству летописца, в Д. ц. после завершения ее строительства (996) на хранение был положен Устав кн. Владимира о даровании ей десятины княжеских доходов: «Даю церкви сей Святей Богородице от именья моего и от град моих десятую часть» (ПВЛ. С. 55; первоначальный текст Устава не сохр., архетип существующих редакций восходит к сер.- 2-й пол. XII в.). Распоряжаться десятиной было поручено Анастасу Корсунянину. Можно предположить, что она предназначалась не только на содержание храма, но и на общецерковные нужды, ее распределение производилось при непосредственном контроле со стороны княжеской власти (ср.: Флоря Б . Н . О материальном обеспечении Церкви на Руси и в западнослав. гос-вах в период феодализма // ДГСССР: 1985. М., 1986. С. 117). Позднее материальное благосостояние Д. ц. поддерживалось не только десятиной, к-рая, очевидно, со временем была заменена др. формой обеспечения, менее затратной для княжеской власти. Так, напр., в 1170 г. южнорус. летописец отмечает, что половцы ограбили сельскую округу городов Полонного и Семыча. При этом отмечается, что в Полонном была церковь Пресв. Богородицы, а сам город принадлежал Д. ц. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 556).

В 1039 г. митр. Феопемпт в присутствии кн. Ярослава Мудрого вновь освятил Д. ц. Насколько можно судить по сохранившимся кладкам фундамента, к Д. ц. в этот период не было пристроено новых объектов, но это не исключает возможной перестройки верхних частей, интерьера и т. п. В 1018 г., в ходе усобицы, Киев покинул Анастас Корсунянин, вывезший в Польшу казну, захваченную в столице Руси Болеславом I Храбрым ; в 1026 г. окончилась княжеская междоусобица и в Киеве утвердился кн. Ярослав Мудрый.

В 1-й пол. ХII в. Д. ц. подверглась значительной перестройке. Были заново переложены участки фундаментов и стен, прилегающих к юго-западному углу постройки, перед зап. входом появился новый притвор. В галереях пол украсили поливные плитки, разнообразие форм к-рых (квадратные, 3-угольные и 8-угольные) позволило имитировать мраморные напольные мозаики времени строительства церкви. Согласно списку, «всем градом Рускым, далним и ближним» (первоначальная редакция относится к посл. трети XIV в.) «свята Богородиця Десятиннаа камена была о полутретьятцати (25.- А . К .) версех» (ПСРЛ. Т. 3. С. 475; по мнению ряда исследователей, такое количество «верхов» представляется избыточным). В летописях со 2-й пол. XII в. упоминаются колокола Д. ц. В ХIX-XX вв. в непосредственной близости от собора были найдены 2 колокола, к-рые, очевидно, принадлежали этому храму.

8-10 марта 1169 г., во время захвата рус. князьями Киева, город подвергся жестокому разорению, в числе пострадавших южнорус. летописец отмечает «и Десятиньную Богородицю». Победители «церкви обнажиша иконами, и книгами, и ризами, и колоколы, изнесоша... и вся святыни взата бысть» (Там же. Т. 2. Стб. 545). В 1203 г., во время захвата Киева кн. Рюриком (Василием) Ростиславичем , «митрополью святую Софью разграбиша, и Десятиньную святую Богородицю разграбиша, и манастыри все, и иконы одраша, а иные поимаша, и кресты честныя, и ссуды священыя, и книгы и порты блаженных первых князьи, еже бяху повешали в церквах святых на память собе, то положиша все собе в полон», клирики были либо убиты, либо взяты в плен (Там же. Т. 1. Вып. 2. Стб. 418-419).

В нач. дек. 1240 г. ордынцы захватили основную часть Киева. Последние защитники города во главе с воеводой Дмитром удерживались около Софийского собора, где создали оборонительную линию, но после жестокой битвы были выбиты оттуда и укрылись в Д. ц. От большого скопления людей, в т. ч. горожан, многие из к-рых принесли с собой имущество, своды храма рухнули («оузбегшим и на церковь, и на комар церковныя и с товары своими, от тягости повалишася с ними стены церковныя» - Там же. Т. 2. Стб. 785). (По предположению М. К. Каргера, причиной обрушения Д. ц. стали действия стенобитных орудий. Однако летописец, подробно описавший осаду и штурм Киева, не упоминает об этом факте, к тому же при осаде скорее выбивались бы двери церкви, но не толстые каменные стены.) Возможно, после разрушения храма производилась расчистка развалин и выемка тел погибших, о чем свидетельствует большая братская могила, обнаруженная перед апсидами храма. Уцелевшей оказалась лишь незначительная часть святыни - зап. треть юж. галереи (выстояла благодаря ремонту ХII в.?).

Святыни и княжеские захоронения в Д. ц.

В храме находились привезенные св. Владимиром из Корсуня мощи свт. Климента , папы Римского, и его ученика Фива. О широком почитании их в Киеве в домонг. время существует ряд свидетельств, в т. ч. иностранных: кн. Ярослав «показывал» головы святых папы Климента и его ученика Фива членам французского посольства (в т. ч. Шалонскому еп. Роже), прибывшим сватать кнж. Анну Ярославну за франц. кор. Генриха I (Др. Русь в свете зарубежных источников. 2000. С. 354). Иаков Мних и автор «Повести временных лет» упоминают мощи «иных святых», привезенных кн. Владимиром в Киев из Корсуня, возможно, они также находились в Д. ц. и были утрачены во 2-й пол. XII - 1-й пол. XIII в. В «Повести временных лет» говорится о том, что в 1007 г. «пренесени святии в святую Богородицю», но не сообщается, чьи это были мощи (ПВЛ. С. 57).

Согласно происходящему из Киево-Печерского мон-ря преданию о первом Киевском митр. св. Михаиле , «первосвятитель скончался в 992 г. и погребен был в Десятинной церкви; потом, около 1103 г., при печерском игумене Феоктисте, мощи его, обретенные нетленными, перенесены в Антониеву пещеру, а отсюда уже в 1730 г. по Высочайшему указу перенесены в главную церковь Киевской лавры» (Макарий . История РЦ. Кн. 2. С. 28-29). Книга Степенная царского родословия (сер. XVI в.) сообщает о перенесении в Д. ц. кн. Владимиром и митр. Леонтом (Леонтием) мощей св. кнг. Ольги (митр. Макарий (Булгаков) относит это событие к 1007), мощи почивали в каменном саркофаге, впосл. были утрачены (в помяннике архим. Иосифа (Тризны) эти факты не отражены). В 1011/12 г. в Д. ц. была похоронена св. кнг. Анна , в 1015 г.- ее супруг, равноап. кн. Владимир.

Их останки покоились в 2 мраморных саркофагах посреди храма (что не соответствует визант. практике), были утрачены после разрушения церкви в дек. 1240 г. Во время разборки руин Д. ц. в 1632/36 г., по сведениям митр. Самуила (Миславского) , митр. св. Петр (Могила) обрел предполагаемые гробы кн. Владимира и кнг. Анны.

Основная часть захоронений XI в. в Д. ц. (Каргер за время раскопок обнаружил 8 саркофагов в храме и 2 саркофага вне храма) принадлежит представителям княжеской династии. Помянник архим. Иосифа (Тризны) сообщает под 1007 г. о перезахоронении в храме тел 2 полоцких князей, потомков св. Владимира,- Изяслава Владимировича († 1001) и его сына Всеслава († 1003) (РГБ. Троиц. Ф. 304/I. № 714. Л. 361 об.- 362). В 1044 г. по приказу вел. кн. Ярослава Владимировича над останками его дядей-язычников - киевского кн. Ярополка Святославича и древлянского кн. Олега Святославича - был совершен обряд крещения, после чего они были погребены в Д. ц. 3 окт. 1078 г. в храме в мраморном саркофаге был похоронен погибший в бою на Нежатиной Ниве киевский кн. Изяслав (Димитрий) Ярославич (ПВЛ. С. 86). Одним из последних захоронений в Д. ц. стало погребение 16 нояб. 1093 г. кн. Ростислава Мстиславича († 1 окт. 1093), внука вел. кн. Изяслава Ярославича (Там же. С. 95).

В XI - сер. XIII в. Д. ц. была одним из центров паломничества в Юж. Руси. Так, в 1150 г. галицкий кн. Владимирко Володаревич, объезжая киевские святыни, сначала направился в Вышгород, где поклонился мощам св. князей Бориса и Глеба , вернулся в Киев и «приехал к святои Софьи», а затем «еха к святеи Богородици Десятиньнеи, и оттуда еха к святои Богородици Печерьскои манастырь» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 403).

2-я пол. XIII-XX в.

После обрушения в 1240 г.храм не был восстановлен.В кон. ХVI - нач. ХVII в. Д. ц., называвшаяся по храмовой иконе церковью Николы Десятинного, принадлежала униатам, вокруг нее располагалось большое городское кладбище, где производились захоронения в ХVI-ХVIII вв. В 1635 г. благодаря усилиям митр. Петра (Могилы) храм стал православным, в нем был сделан ремонт, разобраны руины. В нач. ХIХ в., как показали археологические исследования и анализ изображений Д. ц., в церкви времени митр. Петра были использованы стены древнего собора. Тогда же, вероятно, была произведена расчистка алтарной части и поиск закладных святынь на месте престолов. Об этом свидетельствуют перекопы в центральных частях апсид, выявленные во время раскопок 1908 г.

После занятия в 1654 г. Киева московскими войсками в ходе русско-польск. войны обновленная Д. ц. была освящена. По сведениям «Росписного списка г. Киева 1700 г.», с зап. стороны к каменной церкви была «приделана трапеза деревянная да вверху придел святых верховных апостол Петра и Павла». В ХVIII в. Д. ц. неск. раз ремонтировалась, в частности в 1758 г. на средства мон. киевского Фроловского мон-ря кнг. Долгоруковой. В 1828-1842 гг. по проекту архит. В. П. Стасова в «русско-византийском стиле» была построена новая церковь, к-рая по размерам уступала постройке времени кн. Владимира. При ее возведении старый храм разобрали, строительный материал (кирпич Х-ХII вв., камни) использовали в новом фундаменте. Эта церковь была разрушена в сер. 30-х гг. ХХ в., от нее сохранились части фундаментов и отдельные детали интерьера, найденные во время раскопок в 2005-2006 гг. Фрагменты штукатурки неск. типов с остатками настенной живописи из древней Д. ц. (по материалам коллекции Каргера 1948) хранятся в ГЭ.

Археологическое изучение Д. ц. осуществлялось в 20-х гг. ХIX в. (К. А. Лохвицкий и Н. Е. Ефимов), в нач. ХХ в. (Д. В. Милеев), накануне Великой Отечественной войны (Т. Н. Мовчановский, Каргер) и в 2005-2006 гг. (Г. Ю. Ивакин, В. К. Козюба).

Ист.: Голубев С . Т . Мат-лы для истории Западнорус. Церкви // ЧИОНЛ. 1891. Кн. 5. С. 5-192; он же . Историко-топогр. изыскания и заметки о древнем Киеве // ТКДА. 1899. № 12. С. 574-599; Присёлков М . Д . Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950 (по указ.); ДРКУ (по указ.); Назаренко А . В . Немецкие латиноязычные источники IX-XI вв.: Тексты, пер., коммент. М., 1993; ПВЛ. СПб., 19962 (по указ.); Кучкин В . А . Княжеский помянник в составе Киево-Печерского Патерика Иосифа Тризны // ДГВЕ, 1995. М., 1997. С. 220-221, 172, 177-180; ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1-2; Т. 2; Т. 3 (по указ.); Др. Русь в свете зарубежных источников / Ред.: Е. А. Мельникова. М., 2000; Боплан Г . Л ., де . Описание Украины / Пер. с франц.: З. П. Борисюк. М., 2004.

Лит.: Краткое ист. описание Десятинной первопрестольной соборной церкви в Киеве. СПб., 1829. Полтава, 18492; Л[ебединце]в П . Г . Почему Десятинная в Киеве церковь известна в народе под именем Десятинного Николая // Киев. старина. 1883. № 8. С. 755-757; Айналов Д . В . К вопросу о строительной деятельности св. Владимира // Сб. в память св. равноап. кн. Владимира. Пг., 1917. Вып. 1. С. 21-39; Каргер М . К . Княжеское погребение XI в. в Десятинной ц. // КСИИМК. 1940. Вып. 4. С. 12-20; он же . Археологические исслед. Др. Киева: Отчеты и мат-лы (1938-1947). К., 1950. С. 45-140; он же . Древний Киев. М.; Л., 1958. Т. 1; 1961. Т. 2; Корзухина Г . Ф . К реконструкции Десятинной ц. // Сов. Арх. 1957. № 2. С. 78-90; Ильин М . А . О наименовании Десятинной ц. // Там же. 1965. № 2. С. 266-268; Щапов Я . Н . Княжеские уставы и церковь в Др. Руси, X-XIV вв. М., 1972. С. 33, 35, 38, 40, 49-50, 63, 76, 99, 116, 123-132, 303, 307-308; он же . Церковь в системе гос. власти Др. Руси: Десятина и ее происхождение // «Крещение Руси» в трудах рус. и сов. историков: [Сб. ст.]. М., 1988. С. 245-257; он же . Государство и церковь Др. Руси, X-XIII вв. М., 1989. С. 7, 11, 28-32, 38, 42, 76-77, 79, 87, 89, 125, 137, 193; Мурьянов М . Ф . О Десятинной церкви князя Владимира // Вост. Европа в древности и средневековье: Сб. ст. М., 1978. С. 171-175; Красовский И . С . Реконструкция плана фундаментов Десятинной ц. в Киеве // Сов. Арх. 1984. № 3. С. 181-189; он же . О плане Десятинной ц. в Киеве // Рос. Арх. 1998. № 3. С. 149-156; Пуцко В . Г . «Богородица Десятинная» и ранняя иконография Покрова // FS für F. von Lilienfeld. Erlangen, 1982. S. 355-373; он же . «Богородиця Десятинна» - мiф чи iсторична реалiя? // Ruthenica. К., 2006. Т. 5. С. 162-169; Тихомиров М . Н . Об общеслав. основе института десятины // «Крещение Руси» в трудах рус. и сов. историков. 1988. С. 258-264; Логвин Н . Г . Первоначальный облик Десятинной ц. в Киеве // Древности славян и Руси: [Сб. ст.]. М., 1988. С. 225-230; Рапов О . М . Рус. церковь в IX - 1-й трети XII в.: Принятие христианства. М., 1988. С. 240-244; Kämpfer F . Eine Residenz für Anna Porphyrogenneta // JGO. N. F. 1993. Jg. 41. S. 101-110; Церква Богородицi Десятинна в Киïвi: До 1000-лiття освячення. К., 1996; Медникова Е . Ю ., Егорьков А . Н . К технологии росписи Десятинной ц.: (По мат-лам коллекции М. К. Каргера 1948 г.) // Рос. Арх. 2000. № 2. С. 61-69; Козак Н . Лiтописнi «майстри iз Грекiв» та Десятинна церква у Києвi // Вiсник Львiвського ун-ту. Сер.: Мистецтвознавство. Львiв, 2002. Вип. 2. С. 115-122; Михайлов К . А . Киевский языческий некрополь и ц. Богородицы Десятинная // Рос. Арх. 2004. № 1. С. 34-45; Ричка В . Киïв - Другий Єрусалим: (З iсторiï полiт. думки та iдеологiï середньовiчноï Русi). К., 2005; Александрович В . «Богородиця Десятинна» - позiрна старокиïвська релiквiя // Ruthenica. К., 2005. Т. 4. С. 161-168; Козюба В . [К .] Дослiдження садиби Десятинноï церкви у Києвi в 1908-1914 рр.: (За мат-лами щоденникiв Д. В. Милєєва) // Там же. С. 169-214.

А. В. Кузьмин