- Синее небо. Сущ. имеет именительн. падеж (что?). Значит и прилагательное тоже стоит в этом падеже.
- Унылой порой (чем?). Творительный.
- Радоваться желтому солнышку (чему?). Дательный.
- Принес радостную весть (кого что?). Винительный.
- Пришел поблагодарить лучшего друга (кого чего?). Родительный.
- Сожалеть о потраченных деньгах (о чем?) предложный.
Падеж прилагательного определить сложнее,чем падеж существительного.
Для этого стоит определить падеж существительного,которое напрямую связано с прилагательным,например бурная река-именительный падеж.
Поскрее разобраться с падежами прилагательных можно с помощью вот такой таблицы,где указаны вопросы каждого падежа с примерами.
падеж прилагательного такой же как падеж существительного о признаке котором говорится,например: свежий фрукт - мужской род и у существительного и у прилагательного слова,
интересное кино - тут средний род, хорошая погода - женский род
Определять падежи у прилагательных проще простого. Для этого достаточно будет просто составить словосочетание с любым существительным, после чего уже определить падеж этого самого существительного. К примеру, большой стол (какой?), существительное в именительном падеже:
Если сразу тяжко, то прицепите прилагательное к существительному. Тогда склонять будет куда проще. Например:
Голубое небо
Голубого неба
Голубому небу
Голубое небо
Голубым небом
О голубом небе.
Падеж имени прилагательного определяем по падежу местоимения или имени существительного, признак которого оно обозначает и с которым согласуется. Например, О синем море. Здесь существительное море стоит в предложном падеже. Значит, и прилагательное синем тоже в предложном падеже.
Падежи имн прилагательных не так уж и сложно научиться определять, если при этих прилагательных находятся и существительные. А если таких существительных нет, то нужно их подставлять гипотетически.
Прилагательное, как известно, обозначает некий признак предмета (предмет - это и есть существительное, о котором мы выше говорили). Падежи существительного и прилагательного в подавляющем большинстве вариантов совпадают. Например: синему небу (Дательный), о хорошем мальчике (Предложный), бумажной документацией (Творительный), весенние мысли (Именительный или винительный).
Когда мы научимся видеть или представлять эти словосочетания, то определить падеж прилагательного будет столь же просто, как и существительного. По окончанию, которое и указывает на падеж. Либо по вопросу, который можно задать к этому прилагательному.
Имя прилагательное - это такая часть речи, которая обозначает признак предмета и согласуется в роде, числе и падеже с существительным, от которого зависит.
Таким образом, для определения падежа прилагательного достаточно определить падеж существительного.
Пример: вижу красивую (В.п.) девочку (В.п.). Для начала определяем падеж существительного: вижу (кого?) девочку. Существительное употреблено в форме винительного падежа, соответственно прилагательное также стоит в В. падеже.
Чаще всего в предложениях и словосочетаниях прилагательные относятся к существительным. И какой падеж будет у этих существительных, такой будет и у прилагательных.
Например:
Если нет существительного, то придется придумать его по смыслу.
Например:
слегка интересный. Подставляем слово рассказ и определяем у него падеж (кто что?). Именительный.
Чтобы определить падеж прилагательного, нужно обратить внимание на существительное, к которому это прилагательное относится - какой падеж у этого существительного, такой будет и у прилагательного.
Пример: стальной иглой (отвечает на вопрос чем?, значит, это творительный падеж - и для существительного, и для прилагательного).
Таблицы с окончаниями прилагательного - это, конечно, хорошо, но не будете же вы наизусть заучивать ее? Нужно научиться самостоятельно ориентироваться в такой теме, как падежи.
Давайте разберем пример:
Я хочу попрощаться со старыми вещами.
У нас есть прилагательное - старыми, оно описывает признак существительного вещами. Прилагательное всегда тесно связано с именем существительным, в какой форме употребляется последнее, в такой форме будет и первое, в частности, у них будет одинаковый падеж.
То есть всего-то нужно понять, в каком падеже используется наше существительное. К слову вещами можно подобрать падежный вопрос чем?, а значит, что оно относится к творительному падежу. И прилагательное тоже используется в творительном падеже и имеет окончание -ыми.
Прилагательное означает приизнак предмета,отвечаюший на вопрос: какие?какое?какой?Прилагательное склоняется в единственном числе.
Муж.род имеет окончание ый,ий,ой.Например:мужчина (какой?) красивый,любвеобильный,крутой.Жен.род окончание яя,ая. Например: юбка какая? бирюзовая,бордовая.
"Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку" - многим знакома эта простая мнемоническая подсказка для запоминания названий падежей русского языка. В программу школы входит изучение шести основных падежей: именительного, родительного, дательного, винительного, творительного и предложного.
Не многие знают, что на самом деле падежей в нашем языке несколько больше. Учёные выделяют ещё 9 в дополнение к имеющимся. Многие из них считаются устаревшими, но мы привычно употребляем их и в современной речи. В этой статье вы прочтёте как о знакомых вам падежах, правилах их употребления и различиях, так и об остальных, и узнаете, куда они подевались в процессе развития языка.
Чему учат в школе
В современном русском языке учёные выделяют 6 падежей. В современной русистике принят так называемый вопросный метод определения падежей, при котором к требуемому слову задаётся вопрос (кто? о ком? чем? и т. д.). В зависимости от этого вопроса и определяется, в каком же падеже использовано существительное.
Этот способ, хоть и достаточно простой для носителя языка, является довольно спорным. В частности потому, что он не позволяет с лёгкостью просклонять имя по падежам, например, иностранцам, изучающим русский, так как опирается на метаязыковую способность поставить правильный вопрос. Человек, не являющийся носителем языка, а только изучающий его, не сразу поймёт, почему, скажем, к существительному «книгой» задаётся вопрос «чем?», а не, скажем, «о чём?». Также этот способ не поможет разграничить падежные формы, к которым задаются одинаковые вопросы. Тем не менее, для школьников-носителей этот способ вполне приемлем.
Вопросы падежей. Как определить падеж вопросным методом?
Различают прямые падежи имён и косвенные. В русском прямой падеж только один - именительный. Хотя некоторые филологи относят и винительный к прямым падежам. Общеупотребительная теория языка на текущий момент с этим пока не согласилась Таким образом, косвенные падежи - все остальные, от родительного до предложного, а также устаревшие падежи.
- Именительный падеж - кто? что? - Котик вышел из комнаты.
- Родительный падеж - (нет) кого? (нет) чего? - преимущественно определяет родство либо принадлежность. Это миска котика.
- Дательный падеж - (дать) кому? (дать) чему? - определяет «получателя» или конечную точку, на которую направлено действие. Дай котику поесть.
- Винительный падеж - (виню) кого? (виню) что? - обозначает объект, с которым производится действие. Я глажу котика.
- Творительный падеж - (творю) кем? (творю) чем? - определяет инструмент, с помощью которого производится действие. Ваза разбита котиком.
- Предложный падеж - (думаю) о ком? (думаю) о чём? - О котике написали книгу.
Утраченные падежи
- Местный падеж (иначе называется «второй предложный») - указывает на место, где находится предмет. Например: (где?) дома, (куда?) домой. Большая часть существительных утратила эту форму, точнее, она слилась с творительным либо предложным падежом. Но есть и существительные, у которых эта форма осталась и используется. Например: «в тени» /ударение на последний слог/, в отличие от «о тени» /ударение на первый слог/.
- Звательный падеж - его мы знаем по таким словам как «Боже», «отче». То есть, характерен он для старорусских и библейских текстов. В современном языке эта форма зачастую выглядит так: «Ань, пойди сюда!», или «Мам, тебя папа зовёт». Что интересно, во многих родственных славянских языках эта форма жива и активно используется. Например, в болгарском: «госпожо, господине»; в украинском: «пане».
- Разделительный (количественно-отделительный) падеж - разновидность родительного. “Съешь ещё этих мягких французских булок да выпей же чаю” - здесь имена «булок» и «чаю» употреблены именно в разделительном падеже. Мы не можем сказать «булки» и «чая», это будет грамматически некорректно. Точно так же: «выпить кефиру» (не «кефира»), «задать перцу» (не «перца»).
- Лишительный падеж - одна из разновидностей винительного. Используется исключительно с отрицанием: «не иметь права» (не «право», как было бы логично просклонять по винительному падежу это слово).
- Ждательный падеж - «ожидать письма», однако «ждать папу». Сейчас этот падеж утрачен, и считается, что с глаголом «ждать», «ожидать» используются существительные как в родительном («письма»), так и в винительном («папу»).
- Превратительный (включительный) падеж - сейчас слит с винительным. Но до сих пор употребляется в таких случаях: «взять в мужья», «выйти в люди», «продвигать в директоры», «годится в солдаты». То есть, это форма, которая отвечает на вопрос, «положенный» винительному падежу, но совпадает с множественным числом именительного.
Таким образом, мы видим, что стандартного вопросного метода определения падежа недостаточно, потому что, например, для винительного падежа ни одного уникального характеризующего вопроса не существует, у предложного падежа тот вопрос, который его характеризует, зависит от предлога перед существительным в предложении, а, например, для звательного падежа вообще никаких вопросов нет.
Падежи и склонения
В русском языке существительные различают по типам склонения - их три. Просклонять существительное можно по родам (женский-мужской: волк-волчица), по числам (единственное-множественное: волк-волки), по падежам (волк-волка-волку и т. д.).
- Существительные 1 склонения. Включают в себя имена женского рода, мужского рода и общего рода, оканчивающиеся на -а/-я в номинативе (И.п.) единственного числа: жена, юноша, слуга;
- Существительные 2 склонения. Включают имена мужского рода и среднего с нулевым окончанием либо оканчивающиеся на -о/-е в номинативе единственного числа: солдат, яблоко, лето, товар;
- Существительные 3 склонения. Включают имена женского рода, оканчивающиеся на -ь в номинативе единственного числа: дочь, речь, ночь.
Существительное будет изменяться по падежам согласно своему типу склонения. Существуют таблицы падежных окончаний для каждого типа склонения.
Падежи других частей речи
Не только существительное, но и другие части речи в русском языке склоняются по падежам. Рассмотрим их вкратце.
Падежи прилагательных
Падеж имени прилагательного соответствует падежу существительного, с которым оно согласовано. Прилагательные тоже должны отвечать на определённые вопросы:
- В именительном падеже - «какой?», «чей?»
- В родительном - «какого?», «чьего?»
- В дательном - «какому?», «чьему?»
- В винительном - «какого?», «чьего?»
- В творительном - «каким?», «чьим?»
- В предложном - «каком?», «чьём?»
Имена числительные тоже склоняются по падежам. Правила к ним применяются такие же, как и к существительным. Но есть одна ошибка, которую допускают очень многие.
Нужно иметь в виду, что при склонении количественных числительных следует изменять все слова и части сложных слов (320 - трёхста двадцати, тремястами двадцатью). Склоняя же порядковые числительные, достаточно изменить только последнее слово (1153 - тысяча сто пятьдесят третьему, тысяча сто пятьдесят третьим).
Падежи местоимений
Последняя часть речи, которая склоняется в русском языке - местоимение. Все местоимения склоняются, изменяются по родам и числам, согласуясь с определяемым именем существительным, если оно присутствует или подразумевается.
Не только русский язык имеет сложную падежную систему. Например, в финском языке выделяется 16 падежей, в венгерском - 25 (зато в нём нет ни одного предлога - все предлоги выражены падежными словоформами). А в табасаранском языке существует аж 44 падежа!
Падежи в иностранных языках
Даже в английском существует падежная система, хотя мы и привыкли считать что падежей в английском языке в привычном нам понимании нет. Тем не менее, англичане активно пользуются притяжательным падежом. Образуется он с помощью окончания «-"s»: Mommy"s, cat"s, Polly"s. В русском языке он когда-то тоже был, а сейчас остался только в адъективированном виде - мамин, дочкин.
А ещё в некоторых языках, например, в немецком, существуют падежи глагола. В русском же языке глаголы просто употребляются с предлогами.
Падеж существительного – грамматическая категория, которая обозначает отношение этого существительного к остальным словам в словосочетании, предложении. Падежей в русском языке выделяют шесть, но их определение вызывает затруднения не только в начальной школе. Определить падежи существительных можно по характерным вопросам и значению, то есть по тому, для чего обычно применяется тот или иной падеж.
Рассмотрим вкратце все падежи.
- Именительный падеж.
Вопросы: «кто?», «что?». Может употребляться только без предлога и обычно служит для выражения подлежащего в предложении. Просыпается (что?) природа.
- Родительный падеж.
Вопросы: «кого?», «чего?». У меня нет (чего?) книги.
- Дательный падеж.
Вопросы: «кому?», «чему?». Я дал яблоко (кому?) сестре.
- Винительный падеж.
Вопросы: «кого?», «что?». Он смотрел (что?) фильм.
- Творительный падеж.
Вопросы: «кем?», «чем?». Мать любовалась (кем?) дочерью.
- Предложный падеж.
Вопросы: «о ком?», «о чем?». Этот падеж мы употребляем только с предлогами. Мы говорили (о ком?) о моем отце.
- найти то слово, к которому существительное относится;
- задать от найденного слова вопрос к существительному.
- Родительный падеж.
Данный падеж употребляется и при именах, и при глаголах. Примеры приглагольного употребления:
- для обозначения какого-либо объекта, на который действие распространяется только частично: принести хлеба («не весь хлеб, а немного, какую-то его часть»);
- для обозначения прямого объекта действия, когда у глагола есть частица «не»: не читал книги (книга – объект действия);
- для обозначения объекта – при глаголах, выражающих желание, достижение, удаление: просить решения, требовать ответа, лишиться покоя.
- для выражения отношений принадлежности: музыка Чайковского, комната брата;
- для обозначения субъекта, обладающего каким-нибудь признаком (ясность мысли – «мысль, которая ясна») или действующего (шум волн – «волны шумят»);
- для обозначения объекта действия; действие при этом выражено существительным, образованным от глагола: отправка посылки. Глагол, от которого образуется существительное, должен быть переходным (т.е. действие переходит на объект): отправлять (что?) посылку – отправка посылки;
- для обозначения некоторого количества: стадо овец, стакан воды.
- для обозначения какого-либо объекта, на который действие распространяется только частично: принести хлеба («не весь хлеб, а немного, какую-то его часть»);
- Дательный падеж.
Обычно этот падеж используется при глаголах (написать бабушке, помочь другу), но встречается и приименное употребление. Здесь дательный падеж выражает:
- объект действия: помощь друзьям;
- назначение: корм коровам («предназначен для коров»).
- объект действия: помощь друзьям;
- Винительный падеж.
Данный падеж в основном используется при глаголах. Он обозначает некий объект действия: любить (что?) осень. Однако он может употребляться и с некоторыми существительными:
- для обозначения времени: ждать (что?) неделю;
- для обозначения пространства: пройти (что?) километр.
- для обозначения времени: ждать (что?) неделю;
- Творительный падеж.
Чаще всего встречается при глаголах и обозначает:
- предмет, с помощью которого можно совершить действие: писать карандашом;
- того, кто действует: текст написан школьником;
- объект, на который направляется действие: руководить отделом;
- признак: казаться красавцем;
- пространство: пройти стороной;
- способ действия: говорить басом;
- сравнение: ходить петухом.
- предмет, с помощью которого можно совершить действие: писать карандашом;
- Предложный падеж.
Данный падеж существует только с предлогами: о (об / обо), в (во), на, по, при. Если попробовать отбросить предлог, самостоятельной падежной формы не получится: брате. Слову явно чего-то недостает – это предлог «о». В других падежах слово «брат» вполне самостоятельно: приехал брат, слова брата, сказал брату, вижу брата, сделано братом.
Предложный падеж в сочетании с глаголами выражает:- объект мыслей, чувств, действия, речи, состояния: думать о прошлом, заботиться о дедушке, говорить о каникулах;
- место действия: бродить по полю;
- время действия: приехать в ноябре;
- предмет, позволяющий совершить действие: играть на скрипке;
- способ действия: передавать на словах;
- образ действия: закричать в ярости.
- объект мыслей, чувств, действия, речи, состояния: думать о прошлом, заботиться о дедушке, говорить о каникулах;
Школа сегодня объясняет детям падежи, начиная со второго-третьего класса. Хотя раньше понятие падежей вводилось только в пятом классе. И не случайно — ребенку 10 лет обяснить падежи гораздо проще, чем ребенку 8-9 лет. Поэтому в классе большинство детей не понимают смысла падежей, и не могут склонять слова по падежам. И часто просят объяснить понятие падежей своих родителей. Надо подойти к вопросу творчески и объяснить падежи на понятных ребенку примерах.
Казалось бы такие простые понятия — и падежей всего 6, но дети запоминают падежи с трудом. Предлагаем несколько нехитрых способов объяснения падежей.
Что будет если падежей не станет?
Попробуйте использовать в предложении все существительные в именительном падеже. Например: «Мама ест каша» или «Папа читает газета». Ребенок уточнит — почему маму ест каша? Или «почему газета читает папу?» Так не может быть. Тогда вы объясните ребенку, почему так важно — какое окончание у слова.
А окончание слова обозначает определенный падеж. То есть фактически падежи нужны для управления окончаниями слов и помогают нам в речи подчинять одно слово другому. Отсюда и название — падеж! Падать вниз перед главным словом.
Самый главный — именительный падеж
А самым главным словом в предложении является слово в именительном падеже. Главное, именительное слово. Оно отвечает на вопрос «кто?» или «что?». Обычно к этому слову есть действие. Например, «Мама ест.» Мама — это слово (существительное) в именительном падеже.
Все шесть падежей подробно
Родительный,
Дательный,
Винительный,
Творительный,
Предложный.
Как объяснить ребенку эти падежи? Обращаем внимание ребенка на название каждого падежа.
Родительный — родил, родитель. И вопрос можно поставить такой «нет кого? чего? » Сейчас пока нет — но «родим, и будет «. Родительный падеж.
Например, «Сегодня у нас будет репетиция оркестра». Слово «оркестр» здесь находится в родительном падеже. Потому что от главного слова «Репетиция» мы можем задать к этому слову вопрос «чего?»
Следующий падеж «Дательный «. От слова «Давать». От главного слова, которому подчиняется слово в дательном падеже, мы можем задать к этому слову вопрос «дать кому?» «дать чему? » (например, ход, путевку в жизнь и т.д.)
Пример: «Ребенку надо объяснить падежи». Здесь слово «ребенку» находится в дательном падеже «кому?». Стоит объяснить ребенку, что иногда в предложении нет главного слова. А бывает есть только одно главное слово. Например, в предложении «Туман».
Падеж «Винительный » — самый проблемный падеж для объяснения детям. Дети очень часто путают винительный падеж с именительным падежом или с родительным падежом. Ведь слово в винительном падеже отвечает на вопрос «кого?» или «что? «. Однако есть важная деталь — окончание слов и их иерархия в предложениях. Рассмотрим ее на примерах.
«Курица снесла яйцо » — «яйцо» не главное слово в предложении, хотя и отвечает на вопрос «что?» Значит, слово «яйцо» стоит в винительном падеже .
«Мама ест кашу » — «что?» кашу — винительный падеж . Это слово имеет окончание «у «, отличное от окончания этого слова в именительном падеже «а «.
«Мама положила ложку каши » — а вот тут мы имеем дело с родительным падежом. Потому что можем задать вопрос «чего». «Ложку чего?» — «каши».
«Мама увидела девочку » — слово «девочка» стоит в винительном падеже . Винить «кого?» девочку. А вот если бы можно было бы задать вопрос «нет кого?» — характерный для родительного падежа , то и окончание слова «девочка » поменялось бы на «девочки «.
Итак, объясняем ребенку значение винительного падежа — винить . Поэтому вспомогательный вопрос «винить кого? » «винить что? «. В родительном падеже вспомогательный вопрос «Нет кого? » «нет чего? «.
Соответственно, вот слово «мышь» в винительном и в родительном падежах :
«мыши» — родительный падеж (нет кого? мыши)
«мышь» — винительный падеж (винить кого? мышь).
Слово «яблоко» в винительном и в родительном падежах :
«яблока» — родительный падеж (нет чего? — яблока)
«яблоко» — винительный падеж (винить что? — яблоко).
Творительный падеж . Самый красивый падеж. Помогает творить. И вопрос соответствующий «сделано кем? » «сделано чем? «. Можно придумать более близкое к названию творительного падежа «сотворено кем? » «сотворено чем? »
Слово «мама» в творительном падеже «мамой». Отвечает на вопрос «сделано кем? » мамой.
Слово «собака» в творительном падеже «собакой». Можно задать вопрос «сделано кем? » собакой.
Слово «груша» в творительном падеже «грушей». Можно задать вопрос «сделано чем? » грушей.
И самый последний падеж «Предложный «. Если объяснить ребенку этот падеж с точки зрения «предложения» — станет понятным. То есть «предложный» — предлагать и «договариваться о ком? о чем? »
Мы весело болтали, сидя на бревнах («договариваться о чем? » о бревнах)
Маша рассказала в классе о папе. — слово «папе» в предложном падеже: «о ком? » о папе.
Как правило, предложный падеж легко распознать по предлогу перед ним . Еще и поэтому он имеет название «предложный» Например, если мы скажем «Маша рассказала сказку папе» — то слово папе тут будет в дательном падеже , а вот если мы скажем «Маша рассказала сказку о папе» — то тут есть предлог и слово папе стоит в предложном падеже. Очень важно обратить внимание ребенка на это обстоятельство, так как и в дательном, и в предложном падежах окончание слов одинаковое.
Все зависит от контекста. Вот почему мы обращаем внимание детей, что падежи — подчиняют слова в предложении, они не существуют сами по себе. В этом и смысл. Однако, мы вполне может просклонять любое существительное по падежам, но тут мы сразу задаем соответствующие вопросы.
Если мы просто напишем слово в разных падежах, мы не поймем в каком падеже оно стоит.
Например:
мышь, мыши, мыши, мышь, мышью, о мыши.
Определили падеж?
А вот так, когда мы задаем вопрос:
кто? — мышь — именительный падеж
кого? мыши — родительный падеж
кому? мыши — дательный падеж
кого? мышь — винительный падеж
кем? мышью — творительный падеж
о ком? о мыши — предложный падеж
Теперь все становится понятно. И в предложении ребенок будет задавать вопрос к каждому слову и легко определит, в каком падеже стоит слово.
Порядок падежей при склонении
Как объяснить ребенку порядок падежей при склонении.
Р- Рождения
В — Винили
Т — Творили
П — Предлоги давали.
Так в голове у ребенка уложится порядок падежей и сразу запомнится их смысл.
Повторим вопросы к падежам — чтобы ребенок легко запомнил
Еще раз перечислим характерные вопросы для падежа.
Именительный — кто? что?
Родительный — нет кого? нет чего?
Дательный — «дать кому?» «дать чему?»
Винительный — «винить кого?» «винить что?»
Творительный — «сделано кем?» «сделано чем?»
Предложный — «о ком?» «о чем?» — перед существительным есть предлог.
Падеж имён прилагательных, числительных, местоимений-прилагательных, причастий зависит от падежа существительного, с которым они согласуются.
Существует несколько способов определения падежа:
· по 2-м падежным (грамматическим) вопросам;
· по окончанию в определённом склонении;
· по предлогу;
· метод подстановки;
· по синтаксической роли в предложении
Подробнее об этом.
1. Самым простым способом является способ определения падежа по 2-м падежным вопросам «что?», «кого?».
Как показывают вопросы, этим способом нельзя определить им., родит. и вин. падежи, так как вопрос «что?» у неодушевлённых существительных задаётся к именит. и винит. падежам, а вопрос «кого?» у одушевлённых существительных - к родит. и винит. падежам.
2. По окончанию существительного падеж можно определить только в том случае, если оно в данном склонении не совпадает с другими окончаниями.
Так, в 1-ом склонении по окончанию можно определить все падежи, кроме дат. и предл., у которых одинаковое окончание Е. Это единственное склонение, в котором окончание вин. пад. – У, Ю – не совпадает ни с им. (А, Я), ни с родит.(И, Ы). Сравним: СОСНА (им.) – СОСНЫ (родит.) – СОСНУ (винит).
Во 2-ом склонении этим способом нельзя определить им., родит. и вин. падеж, так как у неодуш. сущ. нулевое окончание в вин. падеже совпадают с имен. пад – стоит СТОЛ – вижу стол; окончание А у одуш. сущ. в вин. падеже совпадает с родит. пад. – нет КОНЯ – вижу КОНЯ.
Остальные падежи в этом склонении имеют разные окончания, по которым можно определить падеж. Сравним: дат.- У, Ю (коню); твор.- ОМ, ЁМ (конём); предл. – Е (о коне).
В 3-ем склонении по окончанию возможно определить только твор. пад. – Ю (печью). Другие падежи определить нельзя, т.к. окончание вин. падежа совпадает с именит. (Пришла ДОЧЬ – вижу ДОЧЬ); в род., дат. и пред. падежах – окончание - И.
3. По предлогу можно определить падеж, если предлог употребляется только с одним падежом.
Перечислим некоторые из этих предлогов. Род. пад .: У, БЕЗ, ОКОЛО; дат .: К; вин .: ЧЕРЕЗ, ПРО; твор : НАД; предложн.: ПРО.
Если предлог употребляется с 2-мя или 3-мя падежами, падеж по нему определить нельзя. Назовём некоторые из таких предлогов. ПОД – вин. (под стол), твор. (под столом); НА – вин. (на стол) – предл. (на столе); ЗА – вин. (за слол) – твор. (за столом).
2 предлога употребляются с тремя падежами: С – родит . (съехать с горы), вин . (величиной с гору), твор .(поравняться с горой); ПО – дат . (идти по дороге); вин . (Море по колено); предлож . (Скучаю по ВАС).
4. Метод подстановки удобен тем, что позволяет различить им. и вин. падежи у одушевлённых существит. 2-го склонения, когда падежные вопросы и окончания этих падежей совпадают. Например: остановить (кого?) коня. Чтобы не ошибиться в определении падежа, нужно подставить сущ. 1 склонения, в котором вин. падеж не совпадает с другими падежами. Например: остановить машину. Окончание У в 1-ом склонении указывает на вин. падеж. Следовательно, у сущ. КОНЯ в словосочетании ОСТАНОВИТЬ КОНЯ тоже винит. падеж.
5. По синтаксической роли в предложении можно отличить вин.падеж от именительного у неодушевлённых существит. 2 склонения и существит. 3 склонения. Сравним: Рабочие строят (что?) дом. Слово ДОМ – дополнение. Следовательно, падеж винительный.
Можно определять падежи, используя слова-подсказчики. Например: родит. – НЕТ (кого? чего?) дат.: ДАТЬ (кому? чему?); винит.: ВИДЕТЬ (кого? что?).