Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Существительные одушевленные и неодушевленные

Форма: комбинированный урок.

Цели для учителя:

  • повторить знания учащихся об имени существительном, полученные в начальных классах;
  • познакомить учащихся с понятием одушевленности и неодушевленности;
  • закрепить умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные;
  • способствовать развитию интереса учащихся к изучению русского языка.

Цели для учащихся:

  • знать о существительных одушевленных и неодушевленных;
  • уметь различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Оборудование: таблицы, тест, текст, перфокарты.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие.

II. Актуализация

Повторение материала прошлых уроков.

Мини-тест

1. Выберите приставку:

Несколько дней стреляли бе..прерывно.

А. Бес- Б. Без-

2. Выберите приставку:

Наутро решили ра..бить крепость.

А. Рас- Б. Раз-

3. Если за приставками без-, воз-, раз-, низ-, через-, из- следуют буквы р, н, м, л, то в приставках:

А. Пишется буква з Б. Пишется буква с

4. Выберите пропущенную букву:

Капюш..н, ш..мпол, ш..в, ш..ссе

5. Определите последовательность пропущенных гласных:

Возр..ст, пор..сль, отр..сль, Р..стислав

А. А – а – о – о Б. А – о – а – о

6. Определите последовательность пропущенных гласных:

Изл..гать, сл..гаемое, изл..жение, пол..жение

А. А – а – о – о Б. А – о – о – а

7. Какая буква пишется в окончаниях существительных после Ц:

8. Какая буква пишется в словах:

Позиц..я, акац..я, ситуац..я

III. Объяснение нового материала

Рассмотрим рисунок. Перечислите живые существа (мальчик, девочка, мишка, собака – названия игрушек) и вещи (кресла, диван, стол, цветы, пылесос, телевизор, стенка, книги, люстра, подушки, тряпка, шторы, вазы и др.), изображенные на рисунке. Какие из названных вами существительных отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?

Существительные, которые отвечают на вопрос Кто? , называются одушевленными.Существительные, которые отвечают на вопрос Что? , называются неодушевленными.
Рассмотрим таблицу «Одушевленные и неодушевленные имена существительные». По ней мы видим, какие существительные относятся к одушевленным, какие - к неодушевленным.

Таблица

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Из этой таблицы видно, что деление на «одушевленное» и «неодушевленное» не всегда совпадает с делением всего существующего в природе на «живое» и «неживое», например игрушки неживые, но одушевленные, мертвец – неживой, но одушевленное существительное. В этом и заключается уникальность русского языка, что он богат исключительно противоречиями, исключениями. Скоро мы в этом убедимся, но до этого рассмотрим таблицу и запишем формулу определения одушевленности / неодушевленности существительных (в тетрадях записывается число, классная работа, тема).

Теперь, на примерах в форме таблицы, посмотрим о несовпадениях в русском языке (заполнение таблицы).

Слова И.п., мн.ч. Р.п., мн.ч. В.п., мн.ч. Одуш. или неодуш. сущ.
Кукла куклы кукол кукол одуш.
Народ народы народов народы неодуш.
Труп трупы трупов трупы неодуш.
Мертвец мертвецы мертвецов мертвецов одуш.

Учащимися делается вывод, что есть слова в русском языке, которые не относятся к «живой» природе, но обладают одушевленностью.

IV. Закрепление темы. Работа с текстом

Какие светлые, особенные ночи в феврале! В лесу легко замечаешь след санной дороги. Далеко уходит узкая тропинка. С неба струится белесоватый свет луны. Искрится белая пороша, и на ее синеющей снежной белизне отражается мерцание звезд. В такие ночи обычно охотники устраивают засады на волков, лисиц и зайцев.
Вся снежная равнина и лесные поляны светятся, как один огромный, беззвучный зеркальный зал. Очаровательны эти ночи!

(По Д.Зуеву.)

Вопросы и задания к тексту:

Стиль, тип речи (Художественный, описание).

Словарная работа:

санная дорога – дорога для саней
белесоватый свет – тускло-светлый до белизны свет
пороша – свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега
мерцание звезд – слабо светящиеся звезды

Выписать существительные. Определить одушевленность / неодушевленность, род, число, падеж.

ночи – неодуш., ж.р., мн.ч., И.п.
в феврале – неодуш., м.р., ед.ч., П.п.
в лесу – неодуш., м.р., ед.ч., П.п.
след – неодуш., м.р., ед.ч., В.п.
дороги – неодуш., ж.р., ед.ч., Р.п.
тропинка – неодуш., ж.р., ед.ч., И.п.
с неба – неодуш., ср.р., ед.ч., Р.п.
свет – неодуш., м.р., ед.ч., И.п.
луны – неодуш., ж.р., ед.ч., Р.п.
пороша – неодуш., ж.р., ед.ч., И.п.
на белизне – неодуш., ж.р., ед.ч., П.п.
мерцание – неодуш., ср.р., ед.ч., И.п.
звезд – неодуш., ж.р., мн.ч., Р.п.
в ночи – неодуш., ж.р., мн.ч., П.п.
охотники – одуш., м.р., мн.ч., И.п.
засады – неодуш., ж.р., мн.ч., В.п.
на волков – одуш., м.р., мн.ч., Р.п.
на лисиц – одуш., ж.р., мн.ч., Р.п.
на зайцев – одуш., м.р., мн.ч., Р.п.
равнина – неодуш., ж.р., ед.ч., И.п.
поляны – неодуш., ж.р., мн.ч., И.п.
зал – неодуш., м.р., ед.ч., В.п.
ночи – неодуш., ж.р., мн.ч., И.п.

V. Работа с перфокартами

Одушевленное (О) / неодушевленное (Н) существительное

Мичман (О) Ветеран (О) Трамвай (Н)
Гирлянда (Н) Дуб (О) Шофер (О)
Плакат (Н) Аппарат (Н) Ровесник (О)
Катер (Н) Почтальон (О) Диспетчер (О)
Пиджак (Н) Клоун (О) Медведь (О)
Гроза (Н) Сестра (О) Мороз (Н)
Петух (О) Юноша (О) Ромашка (Н)
Народ (Н) Ворона (О) Метель (Н)

VI. Домашнее задание: §91, сочинить лингвистическую сказку об одушевленных и неодушевленных именах существительных.

Пример сказки:

Такое удивительное Имя Существительное

В Морфологическом царстве, в Частеречном государстве жили-были король Язык, королева Грамматика и прекрасная принцесса Морфология. Их царство было замечательным. На каждой улице цвели цветы: розы, нарциссы, тюльпаны и многие другие. Повсюду летали птицы, бабочки, водились и животные. В городе Морфологии есть 3 улицы. Первая – самая главная, Самостоятельная, вторая – Служебный переулок, третья – проезд Междометий. На первой улице жили Существительные, Глаголы, Числительные, Прилагательные, Наречия и Местоимения. В Служебном переулке – Союзы, Предлоги и Частицы. А в проезде Междометий обитали Ах, Ох, Ой, Ай, Ух и другие.
Но вернемся к улице Самостоятельной. Самый интересный житель ее – Имя Существительное. Это было маленькие гномы. Их было полным-полно. Они слыли очень любопытными. Существительные везде бегали и спрашивали: «Кто? Что? Кто? Что?». У них имелось много настоящих друзей, которые помогали Существительным везде и всегда. А также там жили существа, которые всегда подлизывались, когда Существительным предлагали работу в предложениях. К верным друзьям относились одушевленные и неодушевленные особи. Одушевленные были важными господами, энергичными, веселыми, в ярких одёжках. Они постоянно играли важную роль. А неодушевленные ходили в темном и были мрачные. Еще находились там жители, имеющие нарицательные и собственные имена. Все Имена Существительные часто играли в слова. Нарицательные называли предметы, а собственные давали им имена.
Все жители делились по родам: мужской, женский и средний. Они разделили город на три части и не хотели друг с другом дружить. Поэтому Существительные Белка, Солнце и Конь не могли подружиться. А еще в этом городе находился район Склонений. Склонения как знаки Зодиака: родился с окончанием -А, -Я – будешь 1-м склонением, родился с окончанием -О, -Е – будешь 2-м склонением, а родился с нулевым окончанием женского рода – будешь 3-м склонением.
Жили в городе еще и эльфы. Это окончания единственного и множественного числа. Они прилетали и улетали в зависимости от падежей. Окончания очень любили пошутить, постоянно пристраиваясь к кому-нибудь или к чему-нибудь и видоизменяясь. И это всех очень веселило и развлекало.
Вот такое оно удивительное, Имя Существительное.

VI. Подведение итога урока. Выставление оценок

– Что мы прошли с вами на уроке?
– Какие выводы вы сделали?
– Спасибо за урок. До свидания.

Проверка слова:

Письмовник

Грамматика

Изучать микробов или микробы? Одушевленность существительных

1. Что такое одушевленность существительных?

«Категория одушевленности-неодушевленности существительных является грамматическим выражением противопоставления живого и неживого, но понимаемого не в научном плане (в смысле живой и неживой природы, то есть органического и неорганического мира), а в плане бытовом, житейском».

(Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка. 6-е изд., испр. М., 2008.)

2. Как выражается одушевленность?

«Во-первых, одушевленность-неодушевленность выражается окончаниями самого существительного:

1) одушевленные существительные имеют совпадающие окончания множественного числа винительного падежа и родительного падежа, а для существительных мужского рода это распространяется и на единственное число;

2) неодушевленные существительные имеют совпадающие окончания множественного числа винительного падежа и именительного падежа, а для существительных мужского рода это распространяется и на единственное число.

Одушевленность имеет и внесловное выражение: окончание согласуемого с существительным прилагательного или причастия в винительном падеже различается в зависимости от одушевленности или неодушевленности существительного, ср.: (вижу) нов-ых учеников , но нов-ые столы ».

(Литневская Е. И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. М., 2006.)

3. Когда возникают колебания и варианты?

«Все колебания между грамматической одушевленностью и неодушевленностью (обнаруживающиеся в вариативном образовании винительного падежа) объясняются именно неоднозначностью в оценке объекта как живого или неживого.

Часть таких случаев относится к тем объектам, принадлежность которых к животным или растениям может показаться неочевидной: амебы, бактерии, бациллы, вибрионы, вирусы, инфузории, микробы и др. (изучать микробов и микробы ).

Второй типичный случай – название тех живых существ, которые мы склонны воспринимать в первую очередь как пищу: кальмары, креветки, мидии, омары, трепанги, устрицы и др. (поглощать устриц и устрицы ).

Еще один ясный случай – названия неживых предметов, имитирующих живые существа: змей (бумажный), кукла, марионетка, робот, сфинкс и др. (делать кукол и куклы )».

(Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка. 6-е изд., исп. М., 2008.)

О дарах моря следует сказать отдельно. Такие слова, как кальмары, крабы, креветки, мидии, омары, устрицы, согласно большинству справочников, могут употребляться как неодушевленные и одушевленные существительные, если речь идет о пище, но только как одушевленные, если речь идет о живых существах. Однако в «Грамматическом словаре русского языка» А. А. Зализняка слова кальмар, краб, мидия, омар даны как одушевленные во всех значениях (рекомендации этого словаря мы воспроизводим ниже в ответах «Справочного бюро»).

Названия рыбных консервов шпроты, бычки, кильки, сардины (во мн. ч.) употребляются как неодушевленные существительные: открыть шпроты , съесть кильки , любить сардины .

ВОПРОСЫ ИЗ «СПРАВОЧНОГО БЮРО»

Анчоус

Как правильно: приготовить анчоус или приготовить анчоуса?

Ответ: Существительное анчоус в значении "пища" неодушевленное. Правильно: приготовить анчоус, засолить анчоусы. Однако о живом существе верно говорить: поймать анчоуса, разводить анчоусов.

Дочка

Будет ли правильной фраза наряду с Газпром решил поддержать своих дочек , если слово дочка употреблено в значении "дочернее предприятие"?

Ответ: Слово дочки в значении "дочерние предприятия" используется как неодушевленное существительное: Газпром решил поддержать свои дочки .

Зайчик

Как правильно: поймать солнечный зайчик или солнечного зайчика?

Ответ: Оба варианта верны. «Грамматический словарь русского языка» А. А. Зализняка указывает, что слово зайчик в значении "световое пятно" может употребляться и как одушевленное, и как

Зародыш

Является ли одушевленным слово зародыш ?

Ответ: Зародыш – неодушевленное существительное.

Змей

В школе было задание составить предложение из слов. Ребенок составил: Мальчик купил воздушного змея . Учительница исправила на Мальчик купил воздушный змей . Кто прав?

Ответ: Согласно словарям, слово змей во всех значениях Дети запустили воздушного змея.

Кальмар

Как правильно: варить кальмары или варить кальмаров?

Ответ: Кальмар – варить кальмаров.

Козел

Как правильно: забить козла или козел (об игре в домино), перепрыгнуть через козла или через козел ?

Ответ : Существительное козел может использоваться как одушевленное и как неодушевленное, в зависимости от значения. В знач. "животное", а также "карточная игра или игра в домино" это одушевленное существительное: кормить козла, забивать козла, играть в козла . В значении "спортивный снаряд" возможны варианты: перепрыгнуть через козел и перепрыгнуть через козла. См.: Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. 5-е изд., испр. М., 2008.

Краб

Как правильно: экспортировать крабов или крабы?

Ответ: Краб – существительное одушевленное. Правильно: экспортировать крабов.

Креветка

Как правильно: ел креветки или ел креветок?

Ответ: Существительное креветка является одушевленным, если речь идет о живой креветке (в аквариуме увидел крохотных коричневых креветок ). Если же речь идет о креветке как пище, возможны варианты: слово креветка в этом случае может склоняться и как одушевленное существительное (с удовольствием ел крохотных коричневых креветок ), и как неодушевленное существительное (с удовольствие ел крохотные коричневые креветки ).

Кукла

Как правильно: люблю куклы или люблю кукол?

Ответ: кукла в значении "игрушка" может употребляться и как одушевленное, и как неодушевленное существительное. А вот кукла в значении "человек" (куклой можно назвать бездушного и пустого человека, а также человека, слепо действующего по воле другого) – только одушевленное.

Лицо

Как сказать: приглашаем заинтересованные лица или заинтересованных лиц?

Ответ: Слово лицо в значении "человек" – одушевленное существительное. Правильно: приглашаем всех заинтересованных лиц. Н. А. Еськова пишет: Существительное лицо в значении "человек" ведет себя как одушевленное, но в сочетании действующее лицо испытвает колебания между одушевленностью и неодушевленностью (ср. персонаж ).

Лосось

Как правильно: добывают лосося или добывают лосось?

Ответ: Лосось - одушевленное существительное. Правильно: добывают лосося.

Максим

Как правильно о пулемете: ленты вставлены в «максима» или в «максим»?

Ответ: Слво «максим» в значении "пулемет" склоняется как неодушевленное существительное. Это означает, что форма винительного падежа будет совпадать с формой падежа именительного. Поэтому верно: ленты вставлены в «максим» .

Мидия

Кого я ем: мидии или мидий ?

Ответ: Мидия – одушевленное существительное; ем мидий . См.: Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. 5-е изд., испр. М., 2008.

Микроб

Как сказать: изучаю микробы или изучаю микробов?

Ответ: Слово микроб может употребляться и как одушевленное, и как неодушевленное существительное. Оба варианта верны.

Москвич

Как правильно, если речь об автомобилях: покушение на «москвичей» или покушение на «москвичи» ?

Ответ: Москвич в значении "автомобиль" – неодушевленное существительное: покушение на «москвичи».

Объект

Как правильно: или рассматривать патогенных биологических объектов ?

Ответ: Слово объект не является одушевленным. Правильно: рассматривать патогенные биологические объекты .

Оскар

Как правильно: фильм получил «Оскар» или фильм получил «Оскара»?

Как написать в сочинении: ввести комический персонаж или ввести комического персонажа?

Ответ: Возможны варианты. Вот что пишет Н. А. Еськова о слове персонаж: Слово персонаж одновременно называет человека и выражает некое литературоведческое понятие. Колебание изображает персонажа, персонажей и изображает персонаж, персонажи связано, очевидно, с тем, что именно пишущему (или говорящему) хочется подчеркнуть (Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка. 6-е изд., испр. М., 2008).

Петрушка

Как написать: изготавливать петрушки или петрушек (о куклах)?

Ответ: Существительное петрушка употребляется как одушевленное в значении "кукла; театральный персонаж" (правильно: изготавливать петрушек ). В значениях "кукольный театр; нелепое дело" и "растение" петрушка – неодушевленное существительное.

Полицейский

Как правильно: проехать через лежачий полицейский или через лежачего полицейского (о дорожном препятствии)?

Ответ: Возможны оба варианта (ср.: козел как название спортивного снаряда также может употребляться как одушевленное и неодушевленное).

Привидение

Как лучше написать: верить в привидений или верить в привидения?

Ответ: Согласно «Грамматическому словарю русского языка» А. А. Зализняка привидение может быть одушевленным и неодушевленным.

Прототип

Как правильно: создал прототипы или создал прототипов?

Ответ: Прототип – неодушевленное существительное в знач. «первоначальный образец, прообраз чего-л.»: вижу прототип нового оружия. В знач. «лицо, послужившее автору оригиналом для создания литературного образа» прототип может употребляться как одушевленное существительное.

Робот

Как правильно: или использовать роботы для сварки кузова?

Ответ : Слово робот – одушевленное существительное. Правильно: использовать роботов для сварки кузова .

Снеговик

Как правильно: ребята вылепили снеговик или ребята вылепили снеговика?

Ответ: Снеговик – одушевленное существительное. Правильно: ребята вылепили снеговика.

Субъект

Как быть с субъектом? Вижу подозрительный субъект или вижу подозрительного субъекта?

Ответ: «Грамматический словарь русского языка» А. А. Зализняка указывает, что слово субъект (в философии, в праве) может употребляться и как одушевленное, и как неодушевленное существительное. При употреблении в других значениях: субъект (в логике, в грамматике) – только неодушевленное, субъект (личность, человек) – только одушевленное.

Существо

Ответ: Согласно «Грамматическому словарю русского языка» А. А. Зализняка, слово существо в значении "нечто живое" может употребляться и как одушевленное, и как неодушевленное существительное.

Талант

Как склоняется слово талант ? Как одушевленное или как недушевленное существительное?

Ответ: Талант – неодушевленное существительное (в т. ч. о человеке). Правильно: Он приехал, чтобы поддержать народные таланты.

Туз

Как правильно: вытащить туз или вытащить туза (в карточной игре)?

Ответ: Слово туз – одушевленное существительное в значениях "игральная карта" и "важное лицо". Правильно: вытащить туза, превратиться в финансового туза .

Тунец

Как правильно: нарезать тунец или нарезать тунца?

Ответ: Тунец – одушевленное существительное, правильно: нарезать тунца .

Улитка

Улитка – это одушевленное существительное?

Ответ: Да, даже в том случае, когда речь идет об улитках, употребляемых в пищу. Правильно: ем улиток .

Устрица

Как ведут себя устрицы ? Как одушевленные существительные или как неодушевленные?

Ответ: Существительное устрица является одушевленным, если речь идет о живой устрице (разводить устриц ). Если же речь идет об устрице как пище, возможны варианты: купить устрицы и купить устриц .

Эмбрион

Как правильно: вынашивает эмбрион или эмбриона?

Ответ: Эмбрион – неодушевленное существительное. Правильно: вынашивает эмбрион.

Использованная литература:

    Бельчиков Ю. А. Практическая стилистика современного русского языка. 2-е изд., М., 2012.

    Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Словарь грамматических вариантов русского языка. –3-е изд., стер. М., 2008.

    Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. 5-е изд., испр. М., 2008.

    Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка. 6-е изд., испр. М., 2008.

    Русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1980.

Тема: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Цель урока: закрепить знания об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.

Задачи урока:

2. Уметь различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Организационный момент

Психологический настрой.

Поприветствуйте, ребята гостей,

Улыбнитесь друг другу веселей.

Я желаю всем успехов и добра,

А теперь урок начать пора!

Ребята, я желаю вам, чтобы сегодняшний урок был для вас интересным, полезным, чтобы вы повторили и закрепили то, что уже знаете.

2. Мотивация учебной деятельности.

- Отгадайте загадку и узнаете, кто пришел к нам на урок.

У неё глаза большие,

Хищный клюв - всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём. (сова) картинка совы (на доске)

Развитие мышления

- Почему сову называют мудрой?

Да. Сова очень долго живет, и поэтому ее называют мудрой. Мудрая Сова прилетела к нам не с пустыми руками, она принесла нам много интересных заданий.

3. Определение темы урока. Подготовка учащихся к усвоению, актуализация опорных знаний.

- Посмотрите на доску и прочитайте слова

Яблоко муравей

Метель сорока

Дерево друг

Гриб котёнок

-Что объединяет все эти слова? (Они относятся к одной части речи. Это имена существительные , так как они отвечают на вопросы кто? или что? и обозначают предметы, явления природы, животных). Показать запись на доске(напечатано)

- Согласны ли вы, что ко всем словам можно поставить вопрос Кто? (Дети высказывают разные точки зрения.)

- -На какой вопрос отвечают слова в первом столбике? (что?) (карточка что?)

- На какие вопросы отвечают слова во втором столбике? (кто?) (карточка кто?)

- На какие группы по грамматическим признакам мы можем разделить данные слова? (Одушевленные и неодушевленные). (на доске карточка)

_ О какой части речи мы с вами сейчас говорили? Было ли что незнакомо вам?

-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока . (Одушевленные и неодушевлённые имена существительные)

-Это новая у нас тема урока или уже знакома нам?

-Какова же цель нашего урока? (Закрепить знания об одушевлённых и неодушевленных именах существительных).

Сегодня на уроке мы должны: (задачи урока)

1. Знать понятие «имя существительное».

2. Уметь различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

4. Изучение нового материала.

Какая у нас первая задача? (повторить)

1. Понятие имени существительного.

Фронтальная работа.

План.

Имя существительное

1. На какие вопросы отвечает.

2. Что обозначает?

3. Приведите примеры…

Физкультминутка для глаз

Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.

Делайте круговые движения глазами: налево - вверх - направо - вниз; направо - вверх - налево - вниз. Повторите 4раза.

Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем указательного пальца: медленно приближайте его к кончику носа, а затем медленно отводите обратно. Повторите 4 раза.

Самостоятельная работа (в тетрадь записать)

Задание: Прочитайте слова и выпишите только имена существительные: дом, красный, играет, узкий, морковь, сидит, белка, пенал, кричит.

Проверка задания (у учителя напечатаны слова, сверяют)

- Справились мы с 1задачей? (да) +

Физ.минутка.

Имя существительное

Очень удивительное

На вопросы кто? и что?

Отвечать оно должно.

Если слово будит отвечать на вопрос кто? - руки вверх, если на вопрос что? - руки вперед и присесть.

Люстра, мальчик, гроза, карась, спортсмен, портфель.

- Какая 2 задача? Прочитайте.

Как определить одушевлённые существительные или неодушевлённые? (Если слово отвечает на вопрос кто? - оно одушевлённое, что? - неодушевлённое.)

Откроем учебник - страница 49, упражнение 81.

Работаем в паре . Не забываем правила работы в паре. Каждая пара выполняет по одной строчке, и записать слова в тетрадочку.

Упражнения для рук.

а) Встряхнуть кистями рук, покрутим, потом потянули за каждый пальчик.

б) Изображаем замочек (открывается и закрывается).

Проверка задания (передают вымпел-сову), по очереди зачитывают слова.

Вывод: Карточка одушевленные…, неодушевленные….

5. Первичная проверка усвоения знаний.

Мудрая Сова желает проверить как вы умеете работать в паре.

Работать будете в парах, ведь недаром говорить «Один ум хорошо, а два лучше»

(НА КАРТОЧКЕ)

Кто быстрее всех прочтёт,

Слово лишнее найдёт.

Задание: прочитайте слова в каждой строчке и подчеркните лишнее.

1 вариант

Котёл, линейка, кофе, кот, картофель.

Ягода, ябеда, арбуз, якорь, яма.

Ветер, весна, ведро, ворон, вокзал.

Задание: прочитайте слова в каждой строчке и подчеркните лишнее

2 вариант

  1. Друг, приятель, дружба, сосед, враг.

    Поход, турист, дорога, костёр, палатка

    Ученик, учительница, школьник, урок, ученица.

Проверка: Объясните, почему лишнее…

Физминутка:

Теперь всех приглашаю на зарядку

Мелкие шажки - 1, 2, 3

Лёгкие прыжки - 1, 2, 3

Звонкие хлопки - 1, 2, 3

Сели - встали,

Сели - встали,

И руками помахали.

Вот и вся зарядка,

Мягкая посадка.

Дополнительные задания:

1. Я читаю слова. 1 вариант выписывает одушевлённые, 2 вариант - неодушевлённые:

(2 ученика работают у доски)

берёза, холод, бабушка, повар, дятел, вторник, лето, девочка, лисица, ворона, дуб, клён

Проверка задания с доски…

2. Игра «Придумай слово»

Запиши однокоренные слова, обозначающие одушевлённый предмет. Добавьте свои варианты.

6. Подведение итогов.

Экспресс-проверка теоретических знаний.

- А что же за задание приготовила для нас сова? Она прислала письмо.

- Если вы согласны с его утверждением, ставьте в тетради +, если нет, ставьте -.

(1 ученик выполняет задание за доской)

1. Имена существительные отвечают на вопросы какой?, какая?

2. К одушевленным именам существительным относятся только люди и животные

3. К одушевленным именам существительным относятся растения и люди

4. Имена существительные отвечают на вопросы кто? и что?

·5. Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?

Запись в тетради: - + - + -

- Как мы называем группу имён существительных, слова которой отвечают на вопрос что?

- Как мы называем группу имён существительных, слова которой отвечают на вопрос кто?

7.Рефлексия

- Какая была цель урока?

- Выполнили мы её или нет?

- Как отличить одушевленный предмет от неодушевленного?

- Сможете ли вы объяснить маме, какие слова являются одушевленными, а какие - неодушевленными.

(дети на картинку совы приклеивают мордашки)

Мое настроение от урока.

Нашей мудрой сове понравились ваши ответы, ваша работа. Она дарит вам своих друзей- маленьких совят. (детям учитель раздает картинки).

Спасибо за старание,

Ведь главное- желание!

А навыки и знания

С годами к вам придут.

Чему мы научились сегодня на уроке? Какие имена существительные относятся к одушевленным? Неодушевлённым?

- Кому было всё понятно, нарисуйте на полях восклицательный знак (!).

- Кто затрудняется в данной теме, поставьте на полях вопросительный знак (?).

8. Домашнее задание.

Д//з: с.48,50 правила, упр.83,

Цели:

  • Предметные: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с одушевленными и неодушевленными именами существительными.
  • Метапредметные :
    • познавательные: умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные;
    • регулятивные: организовывать свою деятельность; оценивать результаты своей работы на уроке и работы своих товарищей;
    • коммуникативные: развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе; осуществлять совместную деятельность в парах, в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
  • Личностные: формирование положительного отношения к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, содействовать развитию у учащихся осознания практической и личностной значимости изучаемого учебного материала.

Тип учебного занятия: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала

ХОД УРОКА

I . Организационный момент

Выдохните тревогу, печаль, плохие мысли. Вдохните радость, уверенность в свои силы. У вас все получится!

Ребята! Готовы ль вы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья,
Чтобы урок прошел не зря.

Чтобы урок получился интересным, познавательным, необходима и ваша помощь. Хочу взять с собой думающих, активных учеников. Кто готов хорошенько потрудиться? Я попрошу таких ребят садиться.

II . Подготовка к работе на основном этапе

Сегодня на уроке работаем с листами самооценки. После выполнения задания самостоятельно оцениваете свою работу. (Приложение 1 )

1. Чистописание

1) Работа в парах

Внимательно посмотрите на данную запись:

богатый - бедный
здоровье - ….
далёкий - …
медленный - …
яркий - …
маленький - …

Если вы правильно сформулируете и выполните задание, то узнаете, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. (Необходимо подобрать слова с противоположным значением, антонимы)
- Верно, подберите слова-антонимы, но одно условие, эти слова, должны начинаться с одинаковой буквы. (Приложение 4 . Слайд 2)
- Догадались, какую букву будем писать на минутке чистописания? (буква Б)
- Какой звук обозначает букваБ? (согласный, звонкий, парный по глухости-звонкости, бывает твёрдый или мягкий)

2) Письмо букв Бб бб
3) Самооценка.

III . Самоопределение к деятельности

Прочитайте слова

Воробей, пенал, огурец, девочка, корова, учитель, компьютер.

- Что объединяет эти слова?
- Что знаем об именах существительных?
- Разделите их на две группы, работаем в паре. Допишите в каждую группу по два своих примера.
- По какому признаку вы разделили слова? (Слова, которые отвечают на вопрос кто?, и слова, которые отвечают на вопрос что?)
кто ? (Одушевленные имена существительные)
- Как называются слова, отвечающие на вопрос что ? (Неодушевленные имена существительные)
- Оцените свою работу в листах самооценки
- Предположите, как называется тема сегодняшнего урока?
- Чему будем учиться по этой теме? (слайд 3)

IV . Этап усвоения новых знаний и способов действий

Я приготовила вам задания, которые помогут совершенствовать ваше умение различать одушевлённые и неодушевлённые предметы, помогут развить память, внимание, мышление.

Проблемная ситуация (слайд 4)

Гитара, мышка, роза, собака, колесо, синица

Первый вариант запишите одушевлённые существительные, а второй вариант запишите неодушевлённые существительные (работа выполняется самостоятельно)
- Какие слова выписал I вариант? Почему?
- Какие слова выписал II вариант? Почему?
- А теперь сверим свои ответы. (Слайд 5)
- Что заметили?
- Что не так по сравнению с вашими ответами? (Слова мышка и роза записаны в 1 и во 2 столбиках)
- Как вы думаете, почему?
- В первом столбике, какое значение имеет слово мышка? А во втором? (В 1 столбике - животное, во 2 столбике - компьютерная мышка)
- А слово роза? (В 1 столбике - девочка Роза, а во втором - цветок роза)
Вывод: в русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются. Такие слова имеют определённое название - многозначные. (Слайд 6)

V . Физкультминутка

Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох.Глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут.(Глаза открыты.Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут (Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо.(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят мои глазки все! (Глаза распахнуты.На лице широкая улыбка)

VI . Этап закрепления новых знаний и способов действий

1. Работа в группах

В конвертах лежат слова, которые нужно распределить на одушевленные и неодушевленные имена существительные. (Приложение 2 )

Гусеница, книга, айсберг, моряк, стол, астра, дельфин, медуза, пароход, дым, кит, тюльпан.

2. Самостоятельная работа (разноуровневое задание)

А теперь предлагается вам последнее задание, при помощи которого я смогу проверить насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока.
- У вас на столах карточки двух цветов, вам необходимо выбрать задание по силам.

Даны слова, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, грибник, телевизор.

Карточка №2

Даны слова с пропущенными орфограммами, необходимо вставить нужные буквы, а затем, задав вопрос, сверху записать нужную букву, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Пруж…на, в…да, моро…, ж…раф, доч(?)ка, ч…йник, Олен…ка, птен(?)чик, д…рога, п…нал, с…ница, ч…йник, к…тенок.

Выберите карточку, подпишите и приступайте к работе (Проверка карточек осуществляется после урока учителем)

VII . Рефлексия деятельности

Что новое узнали на уроке?
- Чему учились?
- Какое задание вам больше понравилось?
- Где вам пригодятся полученные знания?

Работа с листами самооценки.

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели:

  • Образовательная : ознакомить обучающихся с понятием одушевлённости и неодушевлённости; закрепить умение различать одушевлённые – неодушевлённые имена существительные.
  • Развивающая : дать понятие об олицетворении как приёме, использующимся в художественной литературе.
  • Мировоззренческая : обучающиеся убедятся в том, что знания способа определения одушевлённости и неодушевлённости имён существительных поможет им в составлении «морфологического портрета» (морфологического разбора) имени существительного.

Педагогическая задача урока: создать условия для совместного учебного действия моделирования; формировать у обучающихся коммуникативные умения и навыки ведения учебного диалога на содержательной основе.

Эпиграф к уроку: «Язык – это сокровищница, из которой мы берём слова-жемчужины не раз произносимые. Иногда они дают «трещины и вмятины».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Пятиминутная «разминка».

Игра: Кто больше вспомнит за две минуты имён сказочных героев, чтобы в их именах были шипящие ж,ч,ш,щ с гласными и, у, а? (Чиполлино, Чудо-Юдо, Зайчик-попрыгайчик, Шапокляк, Принцесса на горошине, Щука…)
– Кто больше вспомнит названий животных и птиц, в которых есть сочетание шипящих ж, ш, ч, щ с буквами и, а, у? (Жираф, жаба, чайка, чижик, ёжик, журавль, медвежата, чибис и т. д.)

2. Самопроверка домашнего задания по ключу «Проверь себя»

Помощники сообщают результаты выполнения домашней работы учителю в перемену.

Конкурс «Кто в лесу живёт?»

– Какого зверя называют так:

Косой колючий косолапый
Сохатый рогатый серый.

– Кто что делает? Написать пять предложений с однородными членами.

3. Вход в учебную ситуацию («включение в урок»)

«Интрига»

– Ребята, у нас сегодня не совсем обычный урок. Любой ученик, по-видимому, мечтает, чтобы урок начался с игры. Наша игра – лингвистическая.
– Что это значит? (Языковая)
– Какие знания потребуются в этой игре? (Орфографические, фонетические, лексические, синтаксические)

«Лексическая разминка»

– Прочтём эпиграф к уроку: «Язык – это сокровищница, из которой мы берём слова-жемчужины не раз произносимые. Иногда они дают «трещины и вмятины».
– Как вы поняли это высказывание? (Язык – наше богатство. Мы должны бережно относиться к своему языку, к словам, как к сокровищнице. Нужно избегать ошибок в своей речи).

4. Орфографический практикум

– Запишем для работы небольшой словарный диктант «До первой ошибки». (Слова подобраны так, чтобы выйти на новую тему)

Закат, заря, росток, поросль, шорох, щука, жираф, чудо, цифры, искусство, мастерицы, возраст, пчёлка, цитата, жёлудь, здание.

«Вход в учебную ситуацию»

– Прочитаем слова, в которых есть недавно изученные орфограммы. (Учащиеся называют все слова, кроме слова «искусство».)
– Обозначим орфограммы или «ошибкоопасные» места графически.
Николай Максимович Шанский, учёный-лингвист, советует воспользоваться «лингвистическим микроскопом», чтобы увидеть все орфограммы.

Словарная работа

– Что такое микроскоп? Заглянем в толковый словарь. Микроскоп – это прибор для рассматривания предметов, неразличимых простым глазом).
– Назовём все орфограммы, встретившиеся в словарном диктанте:

1. Корни с чередованием.
2. И-Ы после Ц.
3. О-Ё после шипящих.
4. Правописание приставок.

– Что общего между этими словами? Какую часть речи они представляют? (Все они – существительные).
– Кто сможет доказать? (Все они отвечают на вопросы: Кто? Что?)
– Основная цель нашего урока: выяснить, почему к одним словам мы задаём вопрос кто? А к другим что?

5. Движение темы

– Запишем название нашего урока, в котором заключена основная мысль нашей работы, и объясним знаки препинания в этом предложении.
Одушевлённые – значит живые… (В предложении поставим тире, так как перед словами «это», «вот», «значит» всегда ставится тире).
– Почему в конце предложения поставили многоточие?

«Страничка истории» (Из истории знаков препинания ученик даёт небольшую информацию о многоточии).

Сообщение учащегося.

М.В.Ломоносов, создатель первой русской грамматики, назвал этот знак «троеточие». Многоточие, поставленное в конце предложения, подсказывает, что мысль недосказана, недоговорена.

– Итак, в процессе работы мы должны дооформить, то есть продолжить мысль в виде размышления, рассуждения.

Одушевлённые – значит живые… В мире нас окружают разные предметы. Среди них есть те, которые живут, дышат, двигаются. Значит они живые или одушевлённые.

– Вернёмся к нашему словарному диктанту и найдём все одушевлённые имена существительные. Подчеркнём их одной чертой. Порассуждайте вслух! Жираф, щука, мастерицы, пчёлка – это имена существительные одушевлённые, потому что отвечают на вопрос Кто?. Они двигаются, дышат, живут.

Словарная работа.

– Кто такие мастерицы? Заглянем в толковый словарь. Мастерицы – это люди, достигшие высокого искусства в своём деле.
– Составим предложение, чтобы в нём было сравнение или фразеологический оборот со словом

Мастерицы-кружевницы трудятся, как пчёлки.

– Объясним значение этого фразеологизма. (Очень усердно).

«Лингвистический эксперимент»

– Подумаем и поразмышляем вслух! Посмотрим на наши слова и выясним: совпадает ли мнение лингвистов и биологов о живом? Докажем. (С точки зрения биологов, росток и поросль – живые организмы, потому что они живут, дышат, растут. Наши исторические предки тоже считали дерево, тюльпан, камень живыми).

Вывод: Лингвисты считают сейчас одушевлёнными только тех, кто…(продолжите мою мысль дальше) умеет двигаться: людей, насекомых, зверей.

– А что значит живой, одушевлённый? Выделим корень в слове одушевлённый – -душ- (Тот, кто живёт, дышит, имеет дух, дыхание, способность к движению).
– Назовём неодушевлённые существительные. Что они обозначают? (Они изображают «неживой мир»:растительный мир, предметный мир).

6. Закрепление

– А сейчас попробуем разнести слова в две колонки.

Юноша, грибок, чудище, дитя, лицо (в значении «часть тела»), фиалка, неряха, мох, ковыль, ласточка, стриж, заяц, козёл, медведь, пчела.

Кто? Что?

Юноша Грибок
Чудище Лицо
Дитя Фиалка
Неряха Мох
Ласточка Ковыль

– А как называются слова первого и второго столбика?

Запомни: Все имена существительные делятся на неодушевлённые и одушевлённые. Одушевлённые существительные обозначают лиц и животных и отвечают на вопрос КТО?
Неодушевлённые имена существительные обозначают предметы, растения, явления неживой природы. Они отвечают на вопрос ЧТО?
– Как вы считаете, являются ли наименования одушевлёнными или неодушевлёнными?
– Назовите героев литературных произведений (рассказов, повестей и т. д.),прочитанных вами.
– Как вы считаете, являются ЭТИ имена собственные одушевлёнными и неодушевлёнными существительными?
– К какому разряду существительных (одушевлённым или неодушевлённым) относятся имена героев русских волшебных сказок (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч)?

7. Физкультминутка

Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо. И ещё
Через левое плечо.
Поклонились влево, вправо
Получается на славу!

– Как вы думаете, легко ли разграничивать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Не всегда, можно ошибиться. Рассмотрим это на конкретных примерах.

1. В нашем зоопарке нет лисичек.(Р.П.)
2. Наблюдал забавных лисичек.(В.П.)
3.Набрал корзину лисичек.(Р.П.)
4. Собирал рыжие лисички.(В.П.)

Вывод:

Совпадение окончаний во множественном числе в Род. и Вин. падеже – признак одушевлённости, а несовпадение – неодушевлённости.
– Как будем узнавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные?

«Узелок на память»

Запомни: Род имён существительных нужно знать, чтобы:

1. Правильно поставить к ним вопрос (КТО или ЧТО?).
2. Правильно образовать форму Винительного падежа существительных мужского и среднего рода в единственном числе и всех родов во множественном числе.

Задание: Поставьте данные существительные в форму Вин. падежа единственного числа и множественного числа: зоопарк, лес, олень, стая, сон, воробей.

8. Работа с учебником

Прочитаем в учебнике дополнительный материал «Возьмите на заметку», стр. 263 (учебник под редакцией М.М.Разумовской.)

– Что узнали нового из материала учебника? (Одушевлёнными, главным образом, являются существительные мужского и женского родов. Одушевлённых существительных среднего рода очень мало: дитя, животное, млекопитающее, насекомое, страшилище, существо, чудовище. Существительные, обозначающие множественность и отвечающие на вопрос что?, являются неодушевлёнными.)

– Устно составим предложения с такими существительными… (Моя семья состоит из трёх человек.) См. упр.673
– Деление существительных на одушевлённые и неодушевлёнными не всегда совпадает с научным представлением о живой природе.
– К какому разряду существительных относятся:

1. Названия фигур в шашках, шахматах (дамка, пешка конь, ферзь )?
2. …наименования объектов религиозного культа (Бог, ангел, святой, домовой, водяной, леший )?
3. …наименования микроорганизмов в профессиональной речи (инфузория-туфелька, микроб )?
4. …обозначения (характеристики) людей через названия предметов (тряпка, тюфяк, пенёк и др.)
5. …обозначения мёртвых (покойник, мертвец, труп ).

– Во всех случаях речь идёт об одушевлённых предметах, кроме слова труп!
– Работаем с текстом.

Природа – это волшебник. Она не только дарит нам радость, но и создаёт удивительные вещи. Надо только нагнуться и поискать их.

Задание к тексту.

1. Объясним знаки препинания.
2. Назовём «ошибкоопасные» места в словах.

– Какой художественный приём использует автор? (Олицетворение. Автор сравнивает природу с живым волшебником.)
– Какой полезный совет можно извлечь из этого текста? (Автор напоминает нам, что нужно бережно относиться ко всему живому, что тебя окружает. Надо быть внимательными и наблюдательными к окружающему миру.)

«Возьмите на заметку!»

В художественной литературе и в фольклоре широко используется ПРИЁМ ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ – изображения неживых существ как живых. Вспомните, что в сказках умеют говорить не только золотая рыбка, муха-цокотуха, но и зеркальце. Примеры: «И стоит себе лес, улыбается», «Уж небо осенью дышало», «дремлет чуткий камыш».

– Устно выполнить упр. 675.

Решим грамматическую задачу.

«Найти третий лишний».

1. Капуста, газета, шофёр.
2. Растение, предложение, кукла.
3. Туз, валет, детвора.
4. Водяной, вода, водитель.

Слайд-шоу. Демонстрируются кадры, на которых изображены предметы живого и неживого мира. (Приложение 1 )

9. Подытожим урок

– Подведём итоги нашего лингвистического исследования (т.е. научного изучения) темы. Сделаем научный вывод по опорным словам.

Окружающий мир богат и разнообразен. Нас окружают живые и неживые предметы. Одушевлённые – это те, которые имеют способность двигаться. Они отвечают на вопрос кто?
Растения, явления природы – это неживой мир. Это неодушевлённые существительные, они отвечают на вопрос что?

Чему научились:

1. Мы узнали, что одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос КТО? А неодушевлённые – на вопрос ЧТО?
2. Совпадение окончаний во множественном числе в Род. и Вин. падежах – признак одушевлённости, а несовпадение – признак неодушевлённости.
3. Слова кукла, мертвец, покойник, туз, валет, козырь относятся к одушевлённым существительным.
4. К неодушевлённым именам существительным относятся слова:народ, толпа, взвод, стая, группа, молодёжь, крестьянство, детвора и др..Все они обозначают множественность.

10. Домашнее задание. Дописать текст.

Для чего это надо знать?
– Рассеянный с улицы Бассейной не понимает, почему так важно знать: одушевлённое это существительное или нет, и не хочет учить правила.
Объясните ЕМУ, пожалуйста, зачем это нужно.

11. Выставление оценок

Список литературы :

1. Сергей Есенин . Стихотворения. Москва. Издательство «Советская Россия», 1985 г.
2. М.С. Лапатухин, Е.В.Скорлуповская, Г. П.Снетова . Школьный толковый словарь русского языка. М.: Просвещение, 1998 г., с.179.
3. Л.К. Скороход . Словарная работа на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1990 г.
4. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией доктора педагогических наук М. М. Разумовской, доктора филологических наук П. А. Леканта. М.: Дрофа, 1998, с.263-266.