Нужно ли признавать собственные ошибки. Как научиться признавать свои ошибки

Каждая неприятная ситуация, возникающая в жизни человека, влечёт за собой не только отрицательные последствия, но и появление негативных эмоций у лица, которого она коснулась. Причём в сложившемся положении субъект может повести себя по-разному. Первый вариант: он обвинит в случившемся обстоятельства и окружающих людей. Второй вариант: человек осознает собственную вину и займётся самобичеванием. Обе линии поведения являются в корне неверными, а, значит, неэффективными. Правильнее признать свою ошибку, извлечь из неё урок и стараться впредь не повторять совершение подобного промаха.

Истоки проблемы

Наше умение признавать собственные ошибки формируется в детстве. Данный навык закладывается родителями ребёнка, а, если быть точнее, то отношением взрослых к промахам своего отпрыска. Результат напрямую зависит от того, какой тип воспитания используют мать и отец. Авторитарная позиция, занимаемая последними по отношению к чаду, требует от ребёнка безупречного соответствия идеальному образу и образцу поведения. Отклонение же от стандартов, которых придерживаются родители, рассматривается ими как преступление. Даже мысль о возможной ошибке сына/дочери недопустима, не говоря уже о её вероятности на практике. Но если такое и происходит, ребёнку не разрешают исправиться, реабилитироваться в глазах взрослых. Любая его попытка пресекается: родители показательно (хотя редко осознанно и намеренно) устраняют ошибку за чадо, вдобавок ко всему ещё и наказывая того, вызывая в неокрепшей личности чувство стыда и вины.

Гуманистическая же позиция матери и отца предполагает, напротив, накладывание на совершившего ошибку санкции, поскольку взрослые в данном случае полагают - и совершенно справедливо - что наказание разрушает личность. Согласно гуманистическому подходу ребенок должен признать свой промах, потом осознать, каков способ исправления последнего и, наконец, осуществить это самое исправление. В отличии от авторитарной педагогики здесь отсутствует привязка ошибочных действий чада к его личности и, следовательно, её унижению. А, значит, нет чувства вины и стыда за содеянное, которые способны привести к формированию в человеке в дальнейшем комплекса неполноценности. Зато умение признавать свои ошибки данная стратегия прививает гарантированно.

Вырабатываем нужный социальный навык!

Если в детстве вам не повезло и вы, как большинство детей, подверглись авторитарной атаке взрослых из-за их незнании психологии общения с собственным чадом, знайте: паниковать совершенно ни к чему, поскольку овладеть умением признавать свои промахи можно в любом возрасте - главное, действительно хотеть этого. Существует немало способов по достижению поставленной цели. Желательно выбирать не какой-то один, а использовать приведенные ниже методы в комплексе. Тогда результат не заставит долго себя ждать.

Итак, во-первых, заострите своё внимание на собственных чувствах, возникающих при совершении вами ошибки.

Если это чувства страха, стыда, вины или злости на себя либо окружающих, обстоятельства - постарайтесь освободиться от них как можно скорее. В противном случае следование собственному промаху способствует занижению самооценки, что непременно отразится самым негативным образом на качестве вашей личности. А ещё произойдёт искажение идеи об ошибке, и вы станете болезненно воспринимать любую, даже самую мелкую свою оплошность, зацикливаться на ней.

Во-вторых, поймите, что промахи являются неотъемлемой частью жизни человека, и от этого никуда не денешься. Они учат нас чему-то, предостерегают от возможного нежелательного следующего шага и способны в некоторых случаях даже стать началом пути к великим свершениям, открытиям. Пусть вас вдохновляет опыт известных учёных и изобретателей - у них ничего не получалось с первого раза, без многочисленных промахов.

В-третьих, примите личную ответственность за свою ошибку, а не вините в ней других либо злодейку Жизнь. Это уже полдела, так как следующим шагом станет освоение навыка признания собственных промахов без особых проблем.

В-четвертых, откажитесь от самокритики, которую обычно применяет большинство людей к себе после совершения ими ошибки. Прекратите при каждой оплошности называть себя «овцой», «дурой» и «тупицей». Лучше постарайтесь проанализировать свой поступок, поискать ему не оправдания, нет, но какие-то смягчающие обстоятельства, могущие послужить объяснением случившегося. Наконец, направьте свое внимание на поиск первопричины и решения проблемы, а не тратьте бездумно время на собственное самоуничижение.

В-пятых, научитесь оставлять свои промахи не при себе, но позади себя. Всё, что случается, мгновенно оказывается в прошлом, а, значит, имеет значение не сама ошибка, а урок, опыт, вынесенный из последней и взятый на вооружение.

И самое важное: избавьтесь от так называемого «комплекса совершенства», равного по силе «комплексу неполноценности», но имеющего противоположную полярность. Он заключается в том, что человек считает себя идеальным, а потому не умеет признавать свои ошибки. В то же время стремитесь к достижению совершенства. Важно хотеть быть лучше, чем сегодня, но не самым лучшим из всех. Это огромная разница, стоит лишь вдуматься, чтобы понять данный факт.

Psychologies:

Почему нам так трудно соглашаться с тем, что мы были неправы?

Эллиот Аронсон:

Наш мозг устроен так, чтобы защищать наше представление о себе как об умных, нравственных и компетентных людях. А любое указание на то, что мы не такие, вызывает сильный дискомфорт. Ирония заключается в том, что мы, стремясь поддержать веру в свой ум, нравственность и компетентность, делаем вещи, опровергающие это.

Кэрол Теврис:

Мы оправдываем не только собственные поступки, но и взгляды и убеждения, которые особенно важны для нас. Именно поэтому ваш друг, которому вы радостно сообщите: «Смотри, какое неопровержимое доказательство против твоей теории воспитания детей я нашел!» – вас не поблагодарит, даже не ждите. А скорее всего, пошлет куда подальше с вашим доказательством. Он будет невежлив, зато избежит необходимости реагировать на вашу информацию, не говоря уже о том, чтобы изменить свою точку зрения.

А мы вообще осознаем, что делаем это – занимаемся оправданием своих поступков и мнений?

К. Т.:

Нет, мы просто чувствуем, что правы. Этого требует мозг – сохранить наше мировоззрение целостным и защитить свое видение себя.

Э. А.:

Теория когнитивного диссонанса это объясняет. Множество исследований доказывают, что людям становится неуютно, когда они понимают, что их взгляды могут быть ошибочными, когда они вынуждены сожалеть о принятых решениях или о чем-то, что заставляет их чувствовать себя идиотами. Вот пример такого диссонанса: ваше убеждение «Я хороший человек» сталкивается с простым фактом: «Я редко бываю у своих престарелых родителей и не забочусь о них так, как мой младший брат». Вы невольно хотите уменьшить диссонанс и говорите себе: «Ладно, пусть брат продолжает думать, что поступает великодушно». Или так: «Я сейчас занят больше, чем он. К тому же родители всегда помогали с деньгами больше ему, чем мне».

Такое самооправдание может быть разрушительным?

К. Т.:

Мы знаем, что самооправдание может приводить к агрессии: «Брату всегда все достается само собой, не то что мне». Что еще интереснее, эта агрессия потом ведет к новым самооправданиям. Поскольку мы сами же никак не можем быть ревнивыми, завистливыми и бездушными, то определенно тот, другой человек заслуживает наших упреков: «Ник все-таки слишком ленив для такой высокооплачиваемой работы!» Находя объяснение своим поступкам, мы разрешаем себе поступать так и впредь.

Как такая потребность все объяснять в свою пользу сказывается на взаимоотношениях?

Э. А.:

Большинство ссор в семье сводится к одному сценарию: «Я прав, а ты нет». Но если оба партнера перестанут считать свое поведение единственно правильным, они смогут ослабить самозащиту и будут готовы услышать мнение другого. И кто знает, возможно, даже исправят какие-то свои ошибки.

К. Т.:

Мы не утверждаем, что надо обязательно соглашаться с версией событий, представленной другим, или идти на попятную при любых разногласиях. Все пары расходятся во мнениях, чья память лучше или как воспитывать детей, например. Но если они научатся переносить фокус внимания с того, кто прав, на то, как решить сейчас данную конкретную проблему, они станут гораздо счастливее.

Есть те, кому труднее признавать свои ошибки, чем другим?

Э. А.:

Некоторые люди обладают высокой, устойчивой самооценкой, они не так сильно зависят от ощущения себя правыми во всем. Они могут сказать себе: «Я допустил глупость, но это не делает меня глупым человеком. Надо бы подумать, как это исправить». Знаете, этому почти каждый может научиться. Это не укорененная черта характера, а установка, которую вырабатывают.

В своей знаменитой книге 1 вы делаете любопытное замечание: многие из нас не решаются признавать свои ошибки потому, что боятся повредить своей репутации. Нам кажется, что другие люди перестанут нас любить и уважать. А в действительности все происходит наоборот. Почему так?

Э. А.:

Потому что мы становимся более человечными, вызываем искреннее сочувствие, когда низвергаемся с пьедестала, который воздвигли себе и своим добродетелям. Врач может думать, что его незапятнанная репутация важнее, чем все остальное, но мы знаем: когда врачи признают свои ошибки – нормальные, человеческие ошибки, – пациенты скорее их прощают и реже подают на них в суд. Так же происходит и с нарушителями закона: если они отваживаются констатировать, что поступили плохо, жертвы чувствуют, что их услышали, и чаще снимают обвинения.

Что еще кроме уважения мы получаем, признавая свои ошибки?

К. Т.:

Мы не можем двигаться дальше в своей работе, не можем совершенствоваться, пока не распознаем, что в данный момент делаем не так, что требует доработки. Студентов, которые хотят заниматься наукой, учат искать не только доказательства того, во что они верят, но и опровержения их точки зрения. Представляете, насколько успешнее и продуктивнее была бы наша жизнь, если бы мы все так делали? Мы бы смотрели на мир менее предвзято, видели бы вещи такими, какие они есть, а не искаженными кривым зеркалом самооправданий.

Мы часто нивелируем свои извинения оправданиями, объяснением уважительных причин. Подскажите, как все-таки лучше это делать, признаваться в своих ошибках?

К. Т.:

Дело в том, чтобы взять на себя ответственность за свои поступки. Отделите свои извинения от объяснений причины, по крайней мере сначала. Скажем, моя двоюродная сестра была страшно обижена на своего брата, который ни разу не навестил ее в больнице, когда она тяжело болела. Все его извинения свелись к оправданиям: «Я был дико занят, на меня столько дел сразу свалилось», – и это еще больше ее разозлило. Все, что ему требовалось сказать, – «Я был совершенно не прав. Я вижу, как тебя это обидело. Извини, что оставил тебя в беде». Потом уже он может объяснить, почему так случилось. Но сначала ему необходимо просто признать, что он не прав.

Э. А.:

Простое «Я допустил ошибку, извините» имеет огромное значение для разряжения обстановки. Оно ослабляет гнев и раздражение и создает условия для решения проблемы. Причем это работает не только в семейных отношениях или на работе, но и в политике. Власти часто опасаются, что, признав свою ошибку, они обнаружат свою несостоятельность и некомпетентность. Наоборот, честный взгляд на свои заблуждения и неверные решения – без самооправданий – делает нас людьми. Достаточно компетентными, чтобы заметить и исправить свою оплошность.

Эллиот Аронсон (Elliot Aronson) – ведущий американский социальный психолог, доктор философии по психологии Стэнфордского университета. Член редколлегии ряда известных психологических журналов.

Кэрол Теврис (Carol Tavris) – известный социальный психолог, автор нескольких книг, в том числе – «Гнев: недооцененная эмоция» («Anger: The Misunderstood Emotion», Touchstone / Simon & Schuster, 1989).

1 К. Теврис, Э. Аронсон «Ошибки, которые были допущены (но не мной)» (Инфотропик Медиа, 2012).

Был неправ, вспылил...

Кто из нас в своей жизни не совершал ошибок?

Причем не только совершал, а потом сожалел и мучился?

Думаю, нет такого человека, который бы ответил отрицательно на эти вопросы.

Для любого человека периодически совершать ошибки - это нормально .

Ведь не совершает ошибки только тот, кто ничего не делает. Хотя порой, на мой взгляд, это самая большая ошибка. Сейчас я хочу поговорить не о самих ошибках, а об их последствиях. Точнее, об исправлении их негативных последствий.

Умение признавать свои ошибки - великое достоинство и великое искусство. Уметь отступить, принять свою ошибку и исправить ее может далеко не каждый. Многие считают, что, признав ошибку, тем самым человек проявляет слабость.

А так ли это на самом деле?

Думаю, каждый человек хоть раз оказывался в ситуации, когда с завидным упорством отстаивал свою точку зрения, хотя и ему самому, и всем окружающим было ясно, что эта позиция ошибочна. Почему же так трудно признать свою ошибку, что мешает это сделать?

Мешает, как нам кажется, избыток гордыни. Но это только кажется, потому что за на самом деле это страх ….

Страх оказаться побежденным, нехорошим, неумным, непризнанным, отвергнутым, нелюбимым. Людей, не умеющих признавать свои ошибки, одолевает страх одиночества и неуверенность . Именно они является причиной порой абсурдного отстаивания ошибочной позиции. Некоторые родители тоже вносят свою лепту, когда внушают ребенку: «Как бы то ни было, отстаивай свою точку зрения!»

По мнению большинства людей, отступление - признак слабости. Фактически, признавая свою ошибку, человек берет на себя ответственность и признается в том, что он чего-то не умеет, не знает. Он становится открытым, незащищенным. А в сочетании со страхом одиночества это серьезное испытание для того, кто не уверен в себе и своем окружении.

Отступление, как и любая демонстрация «слабости», требует большой силы. Ведь не зря говорят, что признать свою ошибку может сильный и смелый человек, а упорствовать будет трус. Хотя подобная «трусость» - это, скорее, беда человека, которому кажется, что публично признав свою ошибку, он становится неуверенным, непостоянным, сомневающимся, меняющим свое решение. А поскольку в его понимании все это отрицательные черты характера, то, проявляя эти качества, он, как следствие, становится плохим.

Фактически, мы подошли к тому, что у человека, не умеющего признавать свои ошибки, проблема заключается не в самих ошибках, а лежит намного глубже.

Если человеку трудно признавать и принимать, что он может ошибаться и что-то делать неправильно, нужно понять установки, которые мешают это делать. Нужно понять, что же причиняет дискомфорт и боль.

Только ответы на эти вопросы помогут отказаться от стереотипов, осознать глубинные причины, мешающие признавать ошибки, стать более уверенным в себе, более сильным и более счастливым.

В редакцию написала читательница: «Считается, что в нашей культуре не принято открыто и честно говорить о том, что ты ошибся, или признавать, что ты не владеешь какой-либо темой. Есть прекрасное выражение о том, что не ошибается тот, кто не работает, но на деле люди не любят признавать свои ошибки, считая такое признание демонстрацией своей некомпетентности или слабости. У нас также принято демонстрировать, что ты все знаешь, даже если это далеко не так ».

Зарплата.ру спросила рекрутеров и работодателей, как они учат персонал признавать свои ошибки.

Ольга Павлова, совладелец компании «Собака Павлова»:

У нас весь бизнес-процесс построен на дизайн-методе управления проектами. А этот метод не только поощряет ошибки - он на них основан. Соответственно, умение конструктивно ошибаться для нашей компании настолько важно, что мы в основном его и проверяем при найме.

Разумеется, нанять мастера ошибок - редкая удача. В основном люди приходят сильно искалеченные школой и вузом, а то и предыдущим работодателем. Как учим… Да как всегда, в бою, тренировками и теоретической подготовкой. Дело трудное, но возможное.

Это погружение в нашу производственную культуру, просто напичканную ситуациями признания ошибок. В ней выжить нельзя, если не научишься. Наверное, это методика «Бросили - плыви».

Прежде чем бросить, мы проверяем, есть ли у человека шансы выплыть.

Пользуясь случаем, передаю привет всей нашей системе образования. Она так поднаторела в вытравливании из людей врождённого умения ошибаться и учиться на своих ошибках, что до светлого момента найма к нам доживают немногие, большинство ломается по дороге. Гип-гип-ура, больше инфантилов с красными дипломами, меньше дельных специалистов, верной дорогой идёте, граждане учителя-доценты-профессора!

Максим Блажкун, глава корпорации Evart:
Ошибаются все, но важно свои ошибки признавать и исправлять недочеты. У меня есть личный «лимит» на ошибки, я всегда даю человеку три шанса. 2 раза можно простить, но на 3-й раз, если не справится, нужно прощаться. Терпеть, учить, нет смысла. Я не могу работать с человеком, если вижу, что он стабильно не признает и не исправляет свои ошибки. Такому сотруднику я не доверяю, он мне не подходит. При этом, я считаю, что с людьми нужно прощаться правильно – не только оплатить ту работу, которая была сделана, но и сверху дать минимальную премию + 10%-20% от зарплаты.
Я не люблю увольнять людей, лично мне это мне очень не нравится. Но, что делать, когда доверие потеряно, и сотрудник не выполняет поставленные мной задачи. Скорее всего, это происходит не потому, что он плохой работник, а потому что он не компетентен.

Если честно, трудно вспомнить, когда у меня кто-то просил прощения в последнее время. Люди бизнеса – они гордые, они всегда считают себя правыми. И в этом я ничуть не лучше других, я тоже очень упертый и гордый человек. Но знаю, что не надо доходить до крайностей и до последнего отстаивать свое мнение. Плохо, что люди бизнеса сегодня забывают христианские ценности: «В бизнесе нет правил, в бизнесе только 2 варианта: любо ты бей, либо ты ешь». Но я считаю, что бизнесмен должен быть настоящим, соблюдать христианские ценности и выплачивать людям зарплату. Это достойнее, чем выгонять и выдумывать причины, почему не стоит платить за последний месяц.

Я лично не раз извинялся и просил прощения. Не считаю, что это что-то постыдное и показывает мою слабость. Только сильный человек, с большой волей способен попросить прощения. Ведь непросто признать свою ошибку не только перед бизнес-партнерами, но и перед подчиненными.

Александр Рукин, партнер основателя онлайн-экосистемы ремонтов квартир PriceRemont.ru и магазина готовых дизайнов ReRooms Юрия Гольдберга:

Мотивировать сотрудников признавать ошибки можно методом кнута и пряника. Ошибки есть умышленные и случайные.

Признать неумышленную ошибку должен любой сотрудник, это ему просто выгодно, во-первых. Ошибка — это когда что-то идет не так. Значит, руководство разберется в причинах возникновения проблемы, и, все равно виновный будет установлен и наказан.

При деяние с умыслом, когда работники специально нарушили технологию, бизнес-процесс или что-то украли, о признании, первоначально, речь, как правило, не идет. Давайте рассуждать, ведь, если человек сознательно пошел на совершение чего-то предосудительного, значит, он автоматически утаил и первоначально возникшее у него намерение. Сотрудник придумал что-то, потом — совершил деяние, сознательно пошел на нарушение. Боюсь, здесь все что можно, это подловить такого сотрудника и дать ему шанс исправить совершенное, признать вину, раскаиваться.

Недавно в одном новом проекте со-основатель и сотрудник получил откат на закупках сырья — покупали древесину, ясень. Так смешно, оплатили, собрались уезжать, а человек вспомнил что «зонтик забыл» и вернулся в офис контрагента. Потом, так вышло, его подловили — просто цены перепроверили. Этот сотрудник сослался на причину взятия отката: ему де приходилось за свой счет ездить несколько раз в командировки по московской области. Человек сослался и на расходы, и еще сказал, что «бес попутал»

Тогда, при разборе полетов, еще несколько сотрудников пошли, как говорится, в раскол. Инженер, разработчик технологии, на пару с этим менеджером, выдвинули претензии: их излишне контролируют, хотят отстранить от операционной деятельности и развития бизнес-юнита. Часто бывают такие излишне творческие инженеры. При постановке производства на регулярные рельсы они совсем не годятся. А годятся только на работу над прорывными изобретениями. Годятся и на лабораторную научную деятельность.

В результате, новое направление бизнеса, по изготовлению термомодифицированной древесины, пока осталось в замороженном состоянии. А небольшой команде предложено поработать в режиме штрафбата: совершить подвиги в продажах и в развитии бизнеса, зарплату получать при условии получения выручки и слаженной работы бизнес-юнита. Суть методики работы с провинившимися — дать последний шанс, поставить в жесточайшие рамки и труднейшие условия. Кто «накосячил» — докажи подвигом право продолжать работать. Как докажешь, вернем работать в регулярный бизнес, на обычную коммерческую передовую, а сейчас — штрафные санкции и ожидание руководством подвига от провинившегося сотрудника.

Алексей Волков, генеральный директор агентства Digital.Tools:

Самые главный метод: отсутствие наказания за то, что самостоятельно признали ошибку. Мы создали соответствующие условия и рассказали что главная задача работы над ошибками — не оказывать давление на сотрудника, а помочь ему расти и работать лучше.

Мы в свое время выделили в отдельное направление ошибки, связанные с низкой квалификацией сотрудников. Главный тезис: в этом случае виноват не сотрудник, а компания, которая недоучила сотрудника. Мне пришла в голову идея, что когда тот, кто спрашивает с тебя результат, и тот, кто учит — в одном лице, работает плохо. Таким образом, мы разделили функционал руководителя и наставника. У нас появился тренер, который постоянно обучает сотрудников. И с ним можно посоветоваться по профессиональному вопросу, не боясь что это приведет к плохим последствиям.

Второй инструмент — это зеркальные аудиты. Сотрудники, занимающиеся схожими проектами, взаимно проверяют работу друг друга и дают советы. Они воспринимают себя как равных. А коллегу — как человека, который пришел помочь.

Значительно сложнее с ошибками, связанными с личными качествами. Трусость, лень и т.д. Ситуации, когда сотрудники боятся признать свою вину, думая не о результате, а том, как они выглядят, или просто боятся допустить мысль, что ошибка произошла по их вине. Тут мы смотрим на корень проблемы, подключая психоаналитика, который помогает человеку разобраться с глубинной причиной. Если же сотрудник и после этого не желает меняться, то скорее всего, он у нас не задержится.

Наталия Сторожева, генеральный директор центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива»:

Первая рекомендация, как приучить сотрудников признавать свои ошибки, — руководителю набраться мужества и признавать свои собственные ошибки. Потому что начальники тоже люди, они тоже периодически ошибаются. Причем как в большом, так и в малом: так же могут опаздывать, не успевать к дедлайну, забывать флэшки, документы, забывать оплачивать счета и т.д. И, если руководитель имеет мужество признаться и извиниться перед своей командой или перед клиентами (в присутствии команды): «Да. Я был неаккуратен, забыл, пропустил… Был недостаточно организован, простите меня, пожалуйста», это является лучшим воспитательным примером для сотрудников.
Второй момент – никогда не высмеивать своих сотрудников за признания. В случае, если человек решился на признание (именно он не вложил файл в письмо, не предупредил клиента о переносе даты встречи), обязательно нужно человеку объяснить — в чем он был неправ и как этого избежать в будущем. Возможно, ему требуется дополнительная информированность, дополнительные доступы или полномочия. Или ошибка носит системный характер, в этом случае объяснений недостаточно, требуется обучение.
То есть лучший способ мотивировать признаваться в ошибках – это не ругать, а учить, как это исправлять, подтверждая это собственным примером.

Если вы хотите предложить тему или спикера для статьи, пишите на