Стихотворение относится к ряду философских произведений автора, посвященных смыслу жизни и отношениям людей между собой. Написано оно было в 1869 году, но опубликовали его только в 1903 году в поэтическом альманахе "Северные цветы".
Главная тема стихотворения
Основная тема произведения заключается в роли словесного общения между людьми. Поэт ставит перед читателем некоторые важнейшие вопросы, которые касаются воздействия слов, сказанных нами, на окружающих. Причем акцентировано внимание именно на то, какую реакцию у людей вызывают слова, и именно с этой позиции рассматривается ситуация.
При этом добрые слова, слова нежности и сочувствия автором в данном случае приравниваются к "благодати", в чем видит, видимо, поэт любовь Бога к человеку. Основная мысль Тютчева в этом произведении заключена в том, что сочувствие и хорошее, доброе отношение друг к другу, это наиболее важные элементы нормальны межчеловеческих отношений.
Автор прямо говорит о том, что никто из людей не может заранее предугадать, какую реакцию вызвать может то или иное неосторожно брошенное слово, поскольку каждый человек относится к окружающим совершенно по-разному. То, что для одного воспринимается равнодушно, другого человека способно ранить, а, в свою очередь, доброе слово способно вызывать сильные, позитивные эмоции.
Структурный анализ стихотворения
Произведение написано с использованием классического катрена, который более известен как четырехстопным ямбом. Для этого варианта характерна кольцевая рифмовка, а для подчеркивания основной мысли используются как метафоры, так и сравнения и анафоры.
Стихотворение краткое, и всего в нескольких строчках автор постарался высказать невероятно глубокие собственные ощущения и философскую позицию касательно отношений между людьми. Тут раскрывается романтическая натура, которая стремится к гармонии и невожможности ее обретения при общении с его окружением.
Нужно отметить, что эта тема не впервые поднимается в русской поэзии, поскольку нежные натуры поэтов достаточно сложно адаптируются в мире других людей, и очень чутко воспринимают все проблемные моменты при разговорах с окружающими. Тютчев не единственный, кто уже размышлял на эту тему, но он постарался максимально емко выразить свою мысль всего в нескольких строках.
Основная мысль поэта заключается в том, что необходимо каждому человеку нести строгую ответственность за те слова, которые он говорит другим. Центральными можно считать в данной стихотворной композиции слова "Слово" и "Отзовется", а также обращает внимание на себя акцентирование на слове "Благодать", которое отождествляется со словом "Сочувствие".
Вывод
Несмотря на то, что в стихотворении использованы достаточно устаревшие словообороты, произведение легко читается и просто для понимания человеку. До сих пор проблема общения людей между собой, а также неосторожно брошенных слов, актуальна, и потому каждый современный человек принимает близко к сердцу эти строки, прочувствовав слова, написанные Тютчевым еще в те годы.
Стихотворение «Нам не дано предугадать…». Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Нам не дано предугадать» было написано Ф.И. Тютчевым в 1869 году. Впервые было опубликовано в альманахе «Северные цветы» за 1903 год.
Произведение относится к философской лирике, жанр его – стихотворный афоризм.
Это философское размышление поэта о роли слова, о жизни, об отношениях людей. Исследователи отмечали, что ключевые понятия в этом стихотворении – «слово», «сочувствие» и «благодать». Стихотворение состоит из единой строфы, одного четверостишия, несущего в себе законченную мысль. Оно представляет собой предложение-период. Условно мы можем выделить в нем две части. Первая часть – это некое утверждение поэтом непредсказуемости человеческих реакций:
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется…
Причем здесь речь идет и о человеческом общении в целом, и о роли поэтического слова, об отражении жизни в художественных образах, о восприятии публикой искусства.
Эта проблема всегда была актуальна для русской поэзии. Так, В.А. Жуковский в стихотворении «Невыразимое» говорит о невозможности выразить в искусстве всю полноту и яркость жизни, собственную душу:
Едва-едва одну ее черту
С усилием поймать удастся вдохновенью…
Но льзя ли в мертвое живое передать?
Невыразимое подвластно ль выраженью?
Ф.И. Тютчев же размышляет о том, что истинные мысли и чувства невозможно выразить в слове. Об этом писал он в стихотворении «Silentium!»:
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь…
Этими же настроениями проникнуто и стихотворение «Нам не дано предугадать…». Вторая часть строфы представляет собой следствие, результат первой:
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
Здесь речь идет о человеческих реакциях, отзывах на наше слово, – о сочувствии, сострадании, доброте. Это приравнено поэтом к «благодати». Что же подразумевает он под этим понятием? Очевидно, любовь Бога к человеку. По мысли Тютчева, сочувствие и доброе отношение окружающих – это великая благодать для человека.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, это катрен с кольцевой рифмовкой. Поэт использует немногочисленные тропы – метафору, развернутое сравнение и анафору.
Произведение мы можем рассматривать в контексте философских размышлений поэта о роли слова в нашей жизни, о невозможности выразить свою личность и душу в искусстве и простом человеческом общении – стихотворений «Silentium!», «Когда сочувственно на наше слово…», «Душа моя, Элизиум теней…». Во всех этих стихотворениях раскрывается мироощущение Поэта-романтика, звучит мысль о невозможности обретения гармонии в человеческом общении.
Здесь искали:
- нам не дано предугадать анализ
- Анализ стихотворения нам не дано предугадать
- нам не дано предугадать анализ стихотворения
Тютчев: «Нам не дано предугадать…»
Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется — первая строчка написанного 27 февраля 1869 году небольшого стихотворения русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева (1803 - 1873) . Выражение стало крылатым и обозначает, конечно, не столько силу слова, которое может и убить, сколько человеческое невластье над своим будущим, невозможность просчитать последствия тех или иных поступков, решений, действий, слов, даже жестов. Но, хотя результатов проявления нами сострадания к ближнему «предугадать нам не дано», поэт призывает к нему, потому что жалость, участие, отзывчивость — благодать, то есть чувство, богом данноеНам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать..
Стихотворение Тютчева впервые увидело свет в 1903 году в литературном альманахе «Северные цветы», издавашемся в 1901-1905 годах в Москве под редакцией В. Я. Брюсова. Оно было представлено альманаху Е. И. Свечиной, внучкой княгини Варвары Федоровны Шаховской, в архиве которой хранилось (Княгиня Варвара Фёдоровна Шаховская (урожденная Фесель; 1805–1890) отличалась глубокой религиозностью. Атмосфера общения с ней раскрывается в шутливом письме ей Ивана Гончарова от 8 февраля 1844 года: «Ещё несколько таких дней, как вчерашний, ещё несколько таких писем, как Ваше нынешнее - и я из отчаянного грешника, обуреваемого всевозможными нравственными недугами, обещаю сделаться существом порядочным, годным на какое-нибудь духовное употребление» )
«Нам не дано предугадать » не первая высказанная мысль поэта на тему человеческого бессилия перед судьбой. 11 сентября 1854 года он писал
Увы, что нашего незнанья
И беспомощней и грустней?
Кто смеет молвить: до свиданья,
Чрез бездну двух или трех дней?
Тютчев вообще был мастером коротких, глубоких и емких содержанием стихотворений
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить
Не рассуждай, не хлопочи!..
Безумство ищет, глупость судит;
Дневные раны сном лечи,
А завтра быть чему, то будет.Живя, умей все пережить:
Печаль, и радость, и тревогу.
Чего желать? О чем тужить?
День пережит — и слава богу!
Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые и злые,-
Все было ложь в тебе, всё призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей
Великий русский поэт Ф.И. Тютчев был глубоким знатоком жизни и характеров людей. Его творчество находится под влиянием лирических произведений таких выдающихся поэтов позапрошлого века, как Пушкин, Лермонтов и Фет. Он жил в ту эпоху, когда имели место великие потрясения, изменения и катаклизмы в общественной жизни России, которые в значительной степени получили отражение в творчестве этого поэта.Как ни тяжел последний час —
Та непонятная для нас
Истома смертного страданья,-
Но для души еще страшней
Следить, как вымирают в ней
Все лучшие воспоминанья…
Многие исследователи наследия Тютчева считают его последним русским романтиком, творчество которого приходится на эпоху реализма. Кроме того, он является предшественником таких направлений в русской поэзии, как символизм и экзистенциализм. Юрий Тынянов видел в Тютчеве мастера фрагмента, подчёркивая краткость и ёмкость его стихотворных произведений, которые буквально цепляют за душу. И он был не просто великим поэтом, но философом и даже психологом.
За свою жизнь Тютчев написал несколько сотен стихотворений, которые стали широко известными лишь после смерти поэта. За последние годы своей жизни он написал около полусотни произведений стихотворного жанра, в том числе и известное произведение:
Нам не дано предугадать
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, -
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...
Данное произведение получило широкую известность во многих странах мира, где ценят и любят русскую поэзию, а также интересуются творчеством известных писателей и поэтов.
Фёдор Тютчев был не только прекрасным поэтом и философом, но и великолепным дипломатом, с молодости посвятивший себя этой сфере деятельности. На протяжении двух десятилетий он представлял интересы своей страны за границей. В целом, Тютчев был образованным человеком, разбиравшимся во многих областях жизнедеятельности людей.
Произведения Тютчева выводят любителей русской поэзии на качественно новый уровень в восприятии жизненных ценностей. Во многом они способствуют морально-этическому формированию молодого поколения, стремящегося впитывать всё самое лучшее от русского поэтического наследия. А это имеет большое значение в плане роста и формирования личности на основе позитивных тенденций, заложенных в русской поэзии.
История стихотворения «Нам не дано предугадать»
Известное стихотворение поэта Тютчева Ф.И. «Нам не дано предугадать» было написано в конце февраля 1869 года во время его пребывания в Санкт-Петербурге. Этот период был завершающим в творчестве и жизни поэта. Данное стихотворение является своеобразной философской миниатюрой - сжатой, краткой и чрезвычайно выразительной, которая не может оставить равнодушными истинных ценителей глубокой поэзии. Можно отметить, что это произведение вышло из-под пера очень зрелого и мудрого человека, который многое повидал и пережил.Что касается публикации, то впервые его выпустил альманах «Северные цветы» только в начале двадцатого века (в 1903 году). Таким образом, после написания данного произведения прошло почти три с половиной десятилетия, прежде чем оно было опубликовано и оценено любителями литературы. По всей видимости, оно зародилось вследствие многолетних размышлений Ф.И.Тютчева о смысле жизни людей, роли слова в формировании их поведения и настроения.
Академик Жирмунский отмечал, что каждое слово, которое использовал поэт, является темой, и его можно использоваться в качестве самостоятельного художественного мотива. С его мнением согласны и исследователи творчества Ф.И.Тютчева, подчёркивая глубину и поэтичность стихотворных произведений этого русского поэта. Любители его творчества очень часто цитируют его стихотворения, которые стали особо популярными в народе.
Стихотворение несёт в себе вполне законченную мысль. Оно является своеобразным предложением-периодом. Для его написания автор использовал четырёхстопный ямб, и оно является катреном, имеющим кольцевую рифмовку. Метафора, анафора и развёрнутое сравнение – это те тропы, которые использует Тютчев в данном шедевре.
Произведение условно можно разделить на две части, каждая из которых состоит из двух строк. Обе части гармонично сочетаются между собой, создавая мелодичность и ритмичность стиха. Это обстоятельство было отмечено литературоведами, которые исследовали творчество Тютчева.
В первой части поэт утверждает, что человеческие реакции на слова могут быть вполне непредсказуемыми:
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется…
Здесь подчёркивается не только общение людей как таковое, но и поэтическое слово, которое идёт в широкие массы и распространяется среди любителей поэзии. В этом произведении Тютчев стремился отразить окружающую действительность в художественных образах, что является актуальной задачей для русской поэзии во все времена. И надо отметить, что в представленном фрагменте это удалось Тютчеву практически на все сто процентов!
Вторая часть стихотворения повествует о реакции людей на поэтическое слово, о том, что у них пробуждаются такие возвышенные чувства, как сострадание, доброта и сочувствие. И здесь поэт приводит сравнение сочувствия с благодатью. Тютчев полагал, что сочувствие к проблемам, заботам и бедам окружающих людей, является великой благодатью для каждого человека.
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
Говоря простым языком, первая часть стихотворения является причиной, а вторая – следствием, но они вместе образуют единое целое, создающее своеобразную картину мировосприятия поэта. И в этом стихотворении раскрывается существенная часть души поэта, который смотрит на жизнь с некоторым мистическим уклоном.
Основная идея стихотворения
Исследователи творчества Тютчева полагают, что поэт в этом стихотворении призывает крайне осторожно относиться к словам, которые могут привести к неожиданным последствиям. Если одни слова оживляют и возвращают надежду людям, то другие – могут просто уничтожить человека морально и даже физически, нанеся тем самым вред его родственникам и друзьям.Стихотворение относится к жанру стихотворного афоризма, и оно наполнено философской лирикой. В этом литературном произведении Тютчев размышляет о роли слова в жизни людей, каким образом оно может повлиять на их судьбы и роль в человеческом обществе. Тесным образом поэт связывает между собой божественное начало и человеческое существование, делая акцент в пользу необратимости происходящего в реальной жизни.
Несмотря на то, что стихотворение состоит всего из одного четверостишия, в нём содержится очень глубокий философский смысл. В нём нашло отражение отношение поэта к жизни, а также к тому, к чему может привести необдуманность в высказываниях. Кроме того, Тютчев считает, что божественное начало осуществляет управление людьми, их мыслями и действиями. Эту же мысль он выражает и в ряде иных произведений.
В целом, данное произведение Тютчева можно рассмотреть в контексте размышлений поэта на философские темы, среди которых можно выделить роль слова в жизни людей. И через всё стихотворение проходит отчаяние поэта, что невозможно обрести гармонию в процессе общения людей между собой. Всего лишь четыре строки вмещают в себя глубокий философский смысл, который разгадать под силу только истинным ценителям высокой поэзии!
Вклад поэта в наследие русской литературы
Стихотворение Тютчева "Нам не дано предугадать" стало настолько известным в народе, что на него очень часто ссылаются в написании тех или иных статей, презентаций на актуальные темы, связанные с русской поэзией. Кроме того, оно нередко упоминается в обычных жизненных ситуациях. И как не парадоксально, многие люди, хорошо знающие текст данного произведения, зачастую затрудняются назвать фамилию автора, путая его с другими авторами. Нужно отметить, что первая строчка стихотворения «Нам не дано предугадать» уже давно стала крылатой.Можно сказать, что данный шедевр Тютчева нашел своё достойное место в сокровищнице русской поэзии. Несмотря на свой небольшой объём, он получил множество положительных отзывов в сердцах людей. Его изучают в школах, лицеях и прочих учебных заведениях, где преподаётся русская литература. Уже несколько поколений ценителей поэзии Тютчева используют его в различных жизненных ситуациях.
Критики о стихотворении
Многочисленные литературные критики, которые анализировали данное стихотворение, отмечали в нём глубокий философский смысл и откровенную жизненную правду, присущую для духовно чистого человека. Это литературное произведение, по их мнению, несмотря на свой небольшой размер, входит в число выдающихся достижений русской поэзии девятнадцатого века.Роль и значение стихотворения
Глубина и духовность стихотворения несёт в себе и некий познавательный смысл, который имеет большое значение для представителей разных возрастных категорий вне зависимости от каких-либо временных рамок. В этом и состоит привлекательность не только данного стихотворного произведения, но и многих иных творений Тютчева.Русские поэты, которые воспитывались на поэзии Тютчева, впитывали в себя её колорит и глубину, в собственных произведениях поднимали темы, которые ранее освещались этим легендарным представителем поэзии позапрошлого века. В связи с этим, можно заметить продолжение его творчества в произведениях более поздних авторов, что формирует определённую преемственность нравственных категорий в поэзии.
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, -
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
Анализ стихотворения Тютчева «Нам не дано предугадать…»
Имя Федора Тютчева связано не только с литературой, но и с русской дипломатией, так как этот человек почти 20 лет представлял интересы России за рубежом. Однако мало кто знает о том, что Тютчев был не только поэтом-романтиком и известным государственным деятелем, но и философом, который стремился к внутренней гармонии, несмотря на хаос окружающего мира. Впрочем, сам поэт был убежден в том, что каждый русский человек по своей натуре является философом, потому что умеет постичь тайный и глубинный смысл жизни, совершенно не стремясь к этому.
В качестве примера Тютчев в своих мемуарах неоднократно ссылается на собственную жизнь, отмечая, что ему свойственны минуты просветления, когда внутреннему взору открывается некая непреложная истина. В такие моменты поэт часто формулировал свои мысли в стихотворной форме, и примером тому может служить произведение под названием «Нам не дано предугадать…», написанное в 1869 году. К этому времени Тютчев, по собственному признанию, ощущал себя «глубоким стариком», который набрался опыта и мудрости, но не сумел ими воспользоваться для собственного блага.
Первые сточки этого короткого четверостишия носят обобщающий характер, так как поэт выступает не от собственного имени, а от лица всех людей, утверждая: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется». В эту фразу автор вкладывает огромный смысл, считая, что язык дан человеку для не только для общения, но и для управления миром. Действительно, при помощи слов можно возвысить своего ближнего или же уничтожить его , изменить ход истории, предотвратить любую катастрофу или же, наоборот, разжечь кровавую войну. О силе слова Тютчев-поэт и Тютчев-дипломат знает не понаслышке. Но при этом автор убежден, что человек не в состоянии оценить этот могущественный дар, он не умеет управлять словом и не знает, каковы будут последствия, если его произнести.
В этом Тютчев видит высший промысел, потому что умение управлять словами дается лишь избранным – тем, кто действительно этого достоин. Иначе само слово утратило бы свою значимость, превратившись вместо грозного оружия в детскую игрушку, которая не в состоянии повлиять на мысли и чувства окружающих. Всем же остальным в утешение «сочувствие дается, как нам дается благодать». Эта фраза означает, что слова способны пробуждать в человеческой душе все самое светлое и доброе, что скрыто под слоем напускного безразличия. И это следует воспринимать как высший дар и Божью благодать.