На машине в Белоруссию: бесплатные платные дороги и многотысячные штрафы. Поездка в Белоруссию из России: документы, правила въезда, что нужно знать

Эта статья будет полезна для тех, кто собирается посетить республику Беларусь на собственном автотранспорте. Я поделюсь своим опытом поездки в эту замечательную страну, чтобы избавить вас от неприятных сюрпризов, которые могут застать вас врасплох.

Для начала немного расскажу о Белоруссии. Приехав сюда, кажется что эта братская республика сохранила в себе всё лучшее, что было в СССР. Оказавшись здесь впервые, складывается ощущение, что смотришь какой-нибудь добрый советский фильм. Везде чистота и порядок, коррупции нет, вдоль дорог все поля используются под сельское хозяйство, на улицах добродушные люди и каждый занят чем-нибудь полезным и т.д. и т.п. Многие белорусы с этим могут не согласиться, но повторюсь, это ощущения туриста.

Ещё Беларусь славится своими озерами и историческими памятниками, и туристам здесь будет что посмотреть, но об этом в другой раз…

Что нужно знать перед поездкой в Белоруссию на авто

При себе нужно иметь паспорт гражданина РФ, водительское удостоверение и страховку Гринкард (зеленая карта). Оформить её можно в Москве, либо непосредственно перед границей. Вдоль дороги будет много палаток где можно её приобрести. На момент весны 2015 года её стоимость обошлась нам в 750 рублей. Больше никакие документы не нужны. Граница фактически отсутствует, словно вы из одной области въезжаете в другую.

Заранее обменяйте российские рубли на белорусские. Так как поменять деньги на заправке или у людей будет очень проблематично – все боятся. В Беларуси с этим строго! Раньше можно было заправляться за рубли, но с 1 марта 2015 года эту возможность отменили.

По какой дороге лучше ехать в Белоруссию

Из Москвы в Белоруссию можно добраться по Киевскому или Минскому шоссе. Однозначно, ехать лучше по трассе М1 Беларусь (Минское ш.) В отличии от Киевки, дорожное полотно на М1 в хорошем состоянии + минимум две полосы в каждую сторону.

На трассе много пунктов отдыха и общепита. Будьте внимательны проезжая по Смоленской области, трасса проходит через населенные пункты и скорость ограничена до 60 км/час. Везде много камер и доблестных представителей ГАИ.

Бензин в Белоруссии на порядок дороже чем в России, поэтому перед границей советую заправить полный бак.

Расстояние от Москвы до границы составляет около 450 километров, а до Минска около 700.

Прохождение границы

С 2011 года, в связи с созданием Таможенного союза, пересечение границы на легковом транспорте стало формальностью. Таможни и пограничников на границе нет. Функционирует только российская транспортная инспекция, контролирующая большегрузные автомобили. Поэтому Вас, скорее всего, никто не остановит.

Часть первая: Москва - Кохановщина - Мир - Кохановщина
Давно собирались съездить в Белоруссию на машине. Посмотреть Мирский и Несвижский замки, погулять по Беловежской пуще, посетить Брестскую крепость.
Поездки планировались весной, на майские праздники. Так, чтобы Брестская крепость 9 мая. И тепло. И несколько лет «не сросталось».
И вот, стало понятно, что на новогодние праздники 2016 г. мы не поедем под пальмы к теплым морям, кататься на кайтах и виндсерфе. И тогда пришло решение: едем в Белоруссию. Если не сейчас, то когда?

Предложила детям присоединиться к нам. Сначала планировалось 6 человек (3 пары: мы с мужем и сыновья с женами) на 2-х машинах. Форд мондео мужа и мой Кайрон Ссанг Йонг.
Потом один человек «отпал» - жена старшего сына поехать не смогла. Осталось пятеро. Ну и решили ехать на одной машине – на Кайроне – экономия топлива и затрат на рации.
Заранее забронировала коттедж в подминсковье: усадьба «Каханая», в деревне Кохановщина. Ссылку давать не буду, потом объясню, почему.
Маршрут запланировали такой:
3 января выезжаем из Москвы, заселяемся в усадьбу.
4 января едем в Мирский и Несвижский замки и возвращаемся в усадьбу.
5 января едем в Беловежскую пущу (как же без нее), затем в Брест, там сняли квартиру на суточно.ру (выбрали Беларусь, Брест).
6 января, после ночевки в Бресте, едем в Брестскую крепость, архерлогический музей «Берестье» и музей железнодорожной техники – они рядом с крепостью. Вечером возвращаемся в усадьбу.
7 января – смотрим Минск
9 января едем домой.
Итак в путешествие отправились 5 человек и кошка.
Машина Kyron Ssang Yong, 2014 г, дизель 2 литра, 141 л.с.

3 января выехали в 6-30 из дома (Реутов), в 16-00 были в усадьбе. Пару раз останавливались на заправках, чтобы к границе был полный бак – топливо в Беларуси дороже прилично. Поплутали на последнем участке пути, когда съехали с МКАД и поехали в деревню. Последние 2, 5 км. Яндекс маршрут не строил – то дли спутников не видел, то ли дорог не знает. Заезжали в тупики, выезжали из них, на последних метрах встали непонятно где. Пришлось выйти – хорошо, люди были – спросили. Хотя деревня безлюдная какая-то.
Приехали, заселились. Хозяйка много «пела» про морозы, что вот тут холодно, тут теплее, а вот эти двери открывайте. Правда приготовила обед: мясо, картошка, самогонка. Но есть подозрение, что это все для замазывания глаз – дом не протоплен. На кухне тем-ра была 12 градусов. В комнате на 2 этаже – примерно такая же, на втором одна – проходная теплая, а вторая – склеп. Сыновья и невестка спали в одной (теплой) комнате, теснясь на односпальных кроватях., укрывшим всем, чем можно.
Мы спали в термобелье, носках…
Душ приять не рисковали – вода была не всегда горячая, в душевой прохладно, а путь в жилую часть лежал через ледяную прихожую.
Да, интернета тоже нет.

Утром правда встала, включила весь газ и за час немного прогрела первый этаж.

Позавтракали, включили вебасто и пошли заводить машину (в 10-00). Фиг вам, как говорится: не завелся. Думали, может масло замерзло, еще вебасто поработала – не заводится. Пошли по деревне людей искать: может кто-нибудь прикурить даст… Ага. Нет в деревне людей. По крайней мере, с машинами.

Ну, если короче, вебасто еще поработала– завелся. Есть подозрение, что замерзало масло.
Но время было примерно 12-00. Поэтому решили поехать в Мирский замок, а в Несвиж – 7.01. А потом просто проехать через Минск, остановиться на площади Независимости, зайти в красный костел. Да, при выезде тоже долго плутали – не видел навигатор дороги. Покрутившись, увидели машину местную, спросили, как до МКАДа (Минской кольцевой автодороги) добраться, мужик помог – вывел из «тупика». Ехали до МКАД, потом свернули на местную трассу, а затем на М1. И по ней практически до Мира (10 км. Примерно от поворота с трассы – и Мирский замок. Примерно та же история с Несвижем будет. 117 км за 1,5 часа с остановками на заправке.

Мирский замок понравился, фото выложу. Историю писать не буду – много есть информации в интернете.
















По пути из Мира поехали через Минск. Чуть окраину захватили.
Ну и в деревню. Тоже по-темному поплутали. Но все-таки добрались.

Завтра по плану Беловежская пуща.

Всем привет) Пишу первый раз отчёт об одном из наших путешествий, не судите строго… Поездка в Беларусь планировалась долго, я выбирала оптимальный маршрут, искала жилье, изучала различные отчёты об автопутешествиях и наконец-то определилась с временем поездки (3-13 мая 2015 года) и маршрутом. Перед поездкой был приобретен в магазине путеводитель, с которым мы в общем-то везде и ходили. Цена вопроса около 500р., но вещь оказалась полезной, к путеводителю так же прилагалась карты республики и Минска)

Перед поездкой в навигатор была загружена карты Беларуси, и было забронировано жилье во всех нужных городах на сайте olx.by/ Не пугайтесь, цены в белорусских рублях, хозяева квартир охотно принимают и доллары, российские рубли, увы, не принимали. С собственниками квартир созванивалась за месяц до поездки, многие квартиры уже были забронированы. Потом предварительно ещё раз со всеми созвонилась, чтобы не было сюрпризом по приезду. Оговорюсь сразу: не всегда квартиры выглядели так как на фото «красиво», некоторые были не ухоженными, мебель уже казалась потрепанной. Т.к. мы всегда были в дороге и как правило квартира нужна была для переночевки, то останавливались там, где было забронировано. Виза в Беларусь не требуется, нужно только страховка для авто (гринкарта или местный полис). Я предварительно за несколько дней купила в первой попавшейся страховой в городе гринкарту, стоимость 700 рублей. Это можно сделать и перед границей, но советую не терять на это время и запастись заранее.
день 1, 3 мая, дорога на Беларусь, первый город остановки Полоцк.

Около 1000 км. в пути, трасса М9, через Ржев, после Великих Лук съезд на Р51, далее через Р133 и вот перед нами оказался участок дороги с названием «платный участок». Мы сначала не приняли это за правду, т.к. участок дороги в 50-100 км. оказался полностью разбитым и узкополосным, движение по нему не могло превышать и 70 км, т.к. быстрее ехать было не возможно. В конце пути действительно был пункт оплаты и шлагбаум, стоимость проезда 300 рэ)не справедливо… я привыкла видеть платные участки в несколько ином свете, нежели этот. Заплатив 300 рэ, шлагбаум подняли и спустя несколько метров перед нами появилась табличка «Беларусь»). мы остановились, сверились с курсом, подключили роуминг. Далее начались населенные пункты с названиями на белорусском языке, было несколько не обычно. Небольшие деревушки с размеренной неторопливой жизнью. Т.к. первый день поездки выпал на 3 мая, на выходной день, то по пути все отделения местных банков были закрыты, поэтому было несколько сложно поменять наши рэ на их местные рублики. Не мало важно заметить, что в Беларуси много аистов, стоило только пересечь границу, как в первом же населенном пункте стали появляться аисты в гнездах. Ничего подобного мы никогда не видели у себя. В Полоцке мы оказались уже в 5 вечера, итого в пути с 5 утра, время в пути с остановками на заправки и перекусы- 12 часов, дорога в целом не сложная. Вечером заселились в съемную квартиру, нашли обменник, который был только на ЖД вокзале, и на этом началось наше знакомство с Беларусью)

День 2, 4 мая 2015 года, знакомство с Полоцком

Полоцк - самый древний город в Беларуси. Сам по себе город компактный, провинциальный и привлекает своей незаурядностью, но уже в нм начинает чувствоваться веяние западных стран и их культур. В городе нет крупных продуктовых магазинов, бутиков и прочей атрибутики комфорта, присущей крупным городам. Сразу оговорюсь, в Беларуси как и в РФ, много банков, самым распространенным является Беларусбанк (http://belarusbank.by/), он то и предлагает для потребителя самые не выгодные курсы обмена валют, поэтому если вы решили не шиковать, то лучше пройтись подальше по городу или найти на карте иной банк, который вам сэкономит немного рубликов).
В Полоцке достопримечательностей немного, поэтому мы их обошли за полдня.
памятник Франциску Скорине

Площадь Свободы

Полоцк-географический центр Европы



Памятник букве «у»

Кругом чисто и по-домашнему уютно

Памятник 23 воинам-гвардейцам

Мужской Богоявленский монастырь

Лютеранская кирха

Самое красивое место Полоцка- Собор св. Софии



Далее наш путь протекал не по набережной города, а по верхней его части: Иезуитский коллегиум



Памятник кривичам-основателям города

Памятник Евфросинии Полоцкой

В отдалении от центра города находится Спасо-Евфросиниевский монастырь

Вкусно покушать в Полоцке можно в кафе Домиан (Полоцк, ул. Нижне-Покровская, 41 б), здесь имеется национальная кухня, тут -то мы и опробовали местную достопримечательность - драники). Весь день мы провели в этом городе, наменяли валюты, потом долго ее пересчитывали, т.к. наши 5 т.р. оказались в эквиваленте более миллиона белорусских рублей бумажками по 50 000), купили местную симку для звонков по республике.
В Полоцке продают полоцкий квас и пиво местного производства. Нас удалось это попробовать только в Полоцке, потом мы нигде их не встреча. Поэтому есть есть возможность, то советуем прикупить такого кваску или в дорогу, или в качестве гостинцев)
3 день, 5 мая, дорога на Минск через Хатынь, около 230 км.

Из Полоцка выехали пораньше, т.к. путь в 200 км. не близкий, да ещё и по незнакомой местности. В Беларуси скоростные ограничения такие же как и у нас: трасса 90, город 60, магистраль 110, но есть небольшое отличие! Если у нас при превышении скорости до 20 км/час с существующим ограничением нам не придет штраф, то тут можно нагнать только 10 км/час. Будьте осторожны! Много треног, камер и постов ДПС как в засадес радарами, так и на подъездах к городам.
Не доезжая Минска есть мемориальный комплекс Хатынь. Этот комплекс был открыт в 1969 году на месте сожженной фашистами деревни.На территории комплекса единственное в мире кладбище деревень…




В преддверии праздника, годовщины Великой отечественной войны, весь комплекс был полон работниками, которые красили, убирали территорию.
Вообще хочется отметить, что за всю поездку, мы не встретили ни 1 деревни, которая бы не чтила погибших в той страшной войне. В каждой деревне стоит обелиск, мемориал, который напоминает о минувших днях и павших воинах, защищавших эти земли.
Хочу также заметить и обратить ваше внимание на тот факт, что цены на бензин на территории всей республики одинаковые вне зависимости от названия заправки, приблизительная стоимость 92 бензина- около 50 наших рубликов, дороговато, но где бы вы ни были: столица или маленькая деревня- цена на бензин будет неизменной.
Минск нас встретил хорошей погодой, пасмурной, но не дождливой, хорошей квартирой с разговорчивым хозяином. Заселились в район Минск-аренды. Развитый район, много супермаркетов, ТЦ, рядом остановки общественного транспорта, не центр, но лишний раз прокатиться на местных троллейбусах и послушать как на белорусском языке объявляют остановки- одно удовольствие. билеты на общественный транспорт можно купить как у водителя, так и в киосках на остановках.

Минск хоть и является столицей Беларуси, но меня он не паразил своим размахом и великолепием.

В Минске мы остановились на 2 дня, но и 2 дней хватило сполна, чтобы осмотреть весь город.
Начало своего маршрута мы начали с ЖД вокзала и башен- близнецов.



Далее прошли в Михайловский сквер



Затем через переход прошли к площади Независимости, на которой находится Красный костел.






В Беларуси живет много католиков, соответственно часто встречаются непривычные для нас католические костелы.

Далее по проспекту независимости пошли в верхний город.







Выше фото Кафедрального костела св. Девы Марии
Городская ратуша

Костел св. Иосифа

Мемориал «Остров слёз»

Ну и конечно же национальная кухня, рекомендуем кафе «У Франциска», дороговато, но это же Минск) - Минск, пр. Независимости, 19

4 день, 6 мая, Линия Сталина, обзорная по Минску


В зависимости от того, где вы остановились в Минске, до Линии Сталина 20-30 км. «Линия Сталина»- это историко-культурный комплекс, расположенный на бывшей линии обороны.





Комплекс занимает огромную площадь...













На улице было прохладно, поэтому мы поспешили найти кафе. На территории комплекса есть небольшое кафе, в котором можно заказать солдатскую гречневую кашу и согреться горячим чаем)После комплекса мы поехали обратно в Минск, а точнее в район «Восток», где располагается знаменитая библиотека

В библиотеке есть панорамный платный лифт, которым поднимет вас на верх, на смотровую площадку. Ни лифт, ни площадка не стоят потраченного время и денег. Наверху есть кафе. Вид сверху открывается только на жилые районы. Остаток дня мы провели в квартире, отдыхали и набирались новых сил.
5 день, 7 мая, дорога на Гродно через руины Кревского и Гольшанского замков, через Лидский замок, более 300 км. в пути

Из Минска выдвинулись утром, погода была ужасная, шёл дождь, по МКАДу пролетели быстро и двинулись в сторону замков. Первым на пути был Кревский замок, точнее его руины (деревня Крево)











Во время нашего перемещения по республике вглубь, погода стала меняться и мы прибыли к руинам Гольшанского замка (деревня Гольшаны)









Далее дорога протекала до Лиды и Лидского замка. Лида славится не только Лидским замком, но и Лидским пивом и квасом, которые так же хороши, как и полоцкие)



Замок был восстановлен и сохранен до настоящего время по историческим справкам.













И так, мы добрались до Гродно

6 день, 8 мая, Гродно


Достопримечательностей в Гродно немного, в преддверии праздников и выходных в городе было много туристов, в основном из Польши
Пожарная каланча

Старый замок и новый замок



Внутри ничего примечательного, не стоит тратить деньги
Костел Обретения св.Креста

Кафедральный костел св. Франциска Ксаверия- самая главная достопримечательность Гродно







Достопримечательности были осмотрены быстро, поэтому мы поехали на поиски достопримечательностей вне путеводителя, ими оказались форты Гродненской крепости (укрепления первой мировой войны) в деревне Наумовичи



7 день, 9 мая, Беловежская пуща через Красносельские меловые карьеры и Ружаны (замок в Ружанах)

н/п Ковали, река Рось









Хоть и пугливые, но невероятно дружелюбные и говорливые лебеди, я в них любилась
Красносельские меловые карьеры находятся в н/п Красносельский, образовались карьеры от добычи мела, каждый здесь найдет карьер себе по вкусе и по душе.Люди приезжают сюда на отдых, для фото сессий.





Ружаны- небольшой населенный пункт в Гродненской области, известны Ружаны замком, который в настоящее время активно восстанавливается. Замок в Ружанах величественный и своим размахом поражает взгляды посетителей.











Далее дорога на Беловежскую пущу пролегает через населенный пункт Каменюки, вдоль всей трассы много указателей, которые вас приведут в Каменюки, а затем к главному входу в Беловежскую пущу (http://npbp.by/). Свежий воздух реликтового леса пьянит голову. Номер в гостинице в самой пуще был забронирован заранее без предоплат (http://npbp.by/images/Dok/25.pdf). Цены на номерной фонд есть на сайте, можно выбрать номер как в гостинице на территории пущи, так и номер в гостинице рядом с пущей (в 500 метрах от главного входа). Остановившись в гостинице на территории мы ни сколько не пожалели. Номе был чистый и уютный, персонал гостеприимный. В стоимость номера сходил очень плотный завтрак, он себя оправдал перед дорогой. На территории пущи и на подъезде к ней есть несколько кафе, где можно подкрепиться, в главном корпусе ресторан, где вы сможете опробовать буйволятину. Спектр услуг пущи: как оздоровительного характера, так и культурно-развлекательного. Мы выбрали вело прогулку. Если у вас с собой велосипеды, то платить за въезд на них в пущу не придется, только если вы захотите купить себе маршрут. Сразу оговорюсь- это не обязательного. На территории пущи указатели, поэтому по ним можно смело ориентироваться и самостоятельно без карт кататься на велосипедах. Мы велосипеды взяли напрокат + маршрут в 15 км. Отдельно можно купить билет на просмотр животных, но тоже не советую тратиться, если вы берете велосипеды, то так или иначе на обратном пути маршрута поедете через всех животных и бесплатно их увидите. Нам довелось на них ещё полюбоваться перед сном, когда уже темнело и они укладывали спать, вечерняя прогулка нам пошла только на пользу, спали очень хорошо.









8 день, 10 мая, Брест через Каменец (расстояние 50-60 км)

Каменец известен Каменецкой башней, которая расположена непосредственно в городе. Каменецкая башня- это памятник оборонного зодчества, башня стоит на высоком холме, внутри башни краеведческий музей.



До Бреста мы добрались быстро, перед заселением успели посетить Брестскую крепость, описывать ее не буду, все знают, что это такое, фото не передают всех тех ощущений, которые ты испытываешь внутри ее стен

















После заселения мы перекусили и пошли знакомиться с городом, достопримечательности от нас оказались в пешей доступности. Город красивый и современный, достопримечательностей не много.

Стоит прогулять по 2 улицам: бульвар Космонавтов и улица Гоголя.















Рекомендуемое место для обеда- кафе «Дали» на бульв. Космонавтов
Костел Воздвижения св. Креста

На этом знакомство с Брестом заканчивается. В городе много фирменных магазинов Брестского ликеро-водочного завода (продает Зубровки и прочие настойки) и шоколадных фабрик.
9 день, 11 мая, дорога на Мир через дер. Козищи, Несвижский замок (около 350 км)

В деревне Козище находится крупная ферма страусов, без навигатора ее найти сложно, т.к. порой приходилось ехать по сельской грунтовой дороге. Т.к. из Бреста выехали рано, то на ферму приехали к открытию, к 10 утра. Но как оказалось персонал ещё не привезли и нам пришлось около часа ждать открытия, это очень подпортило наше впечатление. Перед экскурсией мы заказали завтрак: омлет из страусинного яйца и колбаски из страусинного (в продаже всегда есть свежие яйца и свежее мясо на любителя) мяса. Экскурсия была вялой как и экскурсовод, хотелось быстрее ехать дальше.











Т.к. путь предстоял ещё не близкий, то мы подкрепились страусятинкой и рванули дальше. Дороги в Беларуси заслуживают особого внимания, они идеальны. Местами имеются знаки, что на дороге будут неровности, но по факту ты даже их не замечаешь. Ни тебе глобальных ремонтов, ни ям, ни ямочного ремонта. Вдоль дорог чистота, ходит персонал и косит траву, такое отношение к дорогам в стране вызывает уважение.
Минуя 300 км. мы добрались до Несвижа- города, в котором расположился Несвижский замок. Сразу оговорюсь, что ввиду длительного пути за день, мы не успевали попасть внутрь, поэтому осмотрели замок только снаружи. Он прекрасен.

















В Несвиже есть несколько гостиниц, но самое интересное, что можно снять номер в замке) niasvizh.by/ru/
Мир, Мирский замок. Как и в Несвиже с Мирском замке так же можно снять номер, но нам уже это было не по карману, поэтому мы остановились в гостинице, номера и цены приемлемые (гостиница «мир»). Я устала с дороги, поэтому предпочла посидеть у замка на свежем воздухе, муж же пошёл в замок.





















10 день, 12 мая, Витебск (около 380 км)

Витебск- это последняя наша точка путешествия по Беларуси. Этот город только укрепил моё столь уже положительное отношение к этой стране.

Свято-Успенский кафедральный собор







Кировкий мост

Городская ратуша

Свято-Воскресенская церковь







Славянский базар)

11 день, 13 мая, дорога домой (900 км)

Едем к границе и тут....





На границе проверили паспорта и пожелали удачного пути)

Отчет о путешествии на машине по Белоруссии в мае 2017 года. Минск, Мир, Несвиж, Гродно, Хатынь, Беловежская пуща и другие красивые места.

Предисловие

Май - время путевок на заграничные моря по низким ценам, шашлыков на даче и первых поездок на российский юг. Но нет, в мае 2017 года мы решили отправиться в эпическое путешествие по Белоруссии. Решение не было спонтанным: еще в январе мы начали обсуждать, что да как, постепенно разрабатывать маршрут и собирать команду.

В итоге мы укомплектовали две машины, прикинули маршрут, обозначили даты, и 29 апреля выдвинулись из Воронежа на своих Volkswagen Polo и Opel GTC.

Как-то так выглядит карта со всеми местами, которые мы хотели посетить

Дорога до Белоруссии

Из Воронежа в Минск (наша первая точка) можно попасть несколькими путями: мы рассматривали вариант до Москвы по М4, а потом до Минска по М1 или же проезд через Орел и Брянск. Почитав отзывы о втором варианте, мы решили, что через Москву будет удобнее, чем любым другим путем, но совершили одну ошибку, о которой расскажу чуть позже.

Как мы доехали?

    Выехали из Воронежа около 11 вечера (все после работы).

    По без проблем добрались до Москвы (если бы еще и денег за проезд по ней не брали, цены бы ей не было).

    Заехали в Москву около 4 утра и переночевали (если 4 часа сна считаются ночевкой) на квартире у знакомых.

    Из-за пробки на МКАДе Яндекс.Карты решили, что на М1 лучше выехать окольными путями. В итоге, на неё мы попали только в районе Можайска.

Около Можайска размялись, походив по Лужецкому Ферапонтову монастырю

Что бы мы поменяли сейчас?

    Никаких ночевок в Москве! Зачем мы это вообще сделали? В Минск мы в итоге приехали часов в 9 вечера 29 апреля. Выехали бы рано утром того же дня свежими и выспавшимися, приехали бы на пару часов позже.

    Тут я не уверена, но, возможно, лучше было бы постоять в пробке на МКАДе и сразу выехать на M1, чем плутать по населенным пунктам до Можайска.

Ну да ладно, будем воспринимать это как небольшое приключение. Зато около Можайска посмотрели монастырский комплекс - небольшой утешительный приз. Итак, уже видна граница и пропускной пункт.

Въезд в Белоруссию обозначен как-то скромненько

Спокойно проезжаем пропускной пункт, будто заехали не в другую страну, а в соседнюю область. Мы читали об этом в разных обзорах, но почему-то до конца не верили. Это действительно так, все очень просто.

Впечатления о дорогах

Из тех же многочисленных отзывов мы узнали, что дороги в Белоруссии - просто конфетка. Тем горче было наше разочарование, когда мы пересекли границу. Ехать можно, но как-то не слишком приятно. Совсем не похоже, что едем по федеральной трассе. Грусть, печаль, обида

Напугала? А теперь расслабьтесь: это был самый плохой участок дороги, который мы видели в Белоруссии, но его на тот момент уже ремонтировали. На обратном пути ехали через Витебск - вот там тоже не очень, но остальные дороги были действительно просто шикарны и вот почему:

    Покрытие качественное с минимальным количеством латок. Кое-где, правда, был странный эффект "стиральной доски", но это мелочи.

    Они бесплатные, даже если есть знак Toll Road.

    Места для отдыха очень удобные и живописные, без мрачных кафе и стоянок для фур.

    Ограничение скорости на автостраде: 120 км/ч, на трассе: 90 км/ч, если не указано иное.

    Дороги радуют глаз, они чистые, куда бы ты ни поехал. У нас я не видела такой ухоженности и близости с природой, разве что в Краснодарском крае.

    Для всех стационарных камер есть предупреждающие знаки, плюс наш антирадар знал о них всех. Немногочисленные треноги он тоже замечал, но еще раньше о них давал знать встречный поток.

    ДПС встречается относительно нечасто, у нас один раз остановили вторую машину и сразу же отпустили.

    Количество машин и фур минимальное: только близ больших городов мы переставали опасаться, что случился зомби апокалипсис, и что кроме нас в Белоруссии больше никого нет.

Нет, ну правда красота!

Ну что, дороги - супер, а это значит, что поездить нужно как можно больше! Переходим ко всем закуткам, куда мы успели заехать.

В Минске мы планировали пробыть всего один день и остановиться в недостроенном пригородном коттедже родственников одного из участников экспедиции. О, эти ночи в спальных мешках на бетонном полу... Незабываемо! Но суть не в этом. Утром 30 апреля мы вышли из дома, и с этого момента начались наши белорусские приключения.

Минск (30 апреля)

В Минск мы не въезжали, поэтому мало представляли трафик в нем. Было решено не рисковать и ехать на общественном транспорте. И зря! Не знаю, всегда у них так или нет, но трафик даже с Воронежем не сравнить, не то что с Москвой. Так что можете смело передвигаться по городу на машине, ну а мы в это время покупаем жетончики на метро и билеты на автобус.

Жетончик аж 1992 года выпуска, олдскул

Не буду много говорить о том, что можно посмотреть в Минске, потому что мест много, и все они очень известные. За этот день мы успели пройтись по центру с Площадью Независимости, фонтаном с журавлями, зайти в костел св. Симеона и св. Елены, заглянуть в Троицкое Предместье и Остров Мужества и Скорби, погулять по парку Челюскинцев и Верхнему Городу, глянуть на Национальную Библиотеку (к которой нужно подходить именно вечером, иначе вы не увидите всех этих огоньков).

Так уж вышло, что большие города нас привлекают меньше всего, поэтому на следующий день после ночевки в коттедже мы отправились в Мирский замок.

Оживленное движение в центре близ театра оперы и балета

Мир

По пути к Миру мы заезжали в Станьково, где расположен пришедший в упадок усадебно-парковый комплекс Чапских. Не то чтобы культовое место, но оно было по пути, и нам понравилось. Главное воспоминание для меня - это первый аист, которого я увидела очень и очень близко. Скоро они перестанут вызывать чувство эйфории, а пока я не могу сдержать восхищение.

До того, как аисты начали восприниматься, как обычные голуби

Сам Мирский замок - одна из самых узнаваемых достопримечательностей Белоруссии. Забегая вперед, скажу, что он был лучшим из дворцов, крепостей, башен и замков. И это несмотря на толпы туристов, которые делают передвижение между этажами ну ооочень веселым.

Чтобы посетить все интересное в Мирском замке, нам понадобилась часа 4, и это без гида. Плюс немного побродили по самому Миру, и отправились дальше.

Грандиозно же!

Несвиж

Два самых известных замка Белоруссии за один день? А почему нет? По пути заехали в деревеньку Ишколдь глянуть на Троицкий костел 15 века. Дорога туда с трассы была неприятно-грунтовая, а сам костел был закрыт, поэтому сами решайте, нужен он вам или нет.

Троицкий костел

Несвижский замок - это скорее дворец 17-18 века, хотя и с историей. В целом, интересно, но после немудрой попытки осмотра Эрмитажа за один день у меня перенасыщение такими музеями.

Мне, например, интереснее в Несвиже было походить по центру, зайти в костел Божьего Тела и увидеть усыпальницу Радзивиллов. Прямо бррр, аж мурашки по коже.

В Несвиже мы были до самого вечера. Настало время решать, где будет первая ночевка. Решили, что она будет в Лиде, так что пока ужинали в местной кафехе, искали подходящие варианты.

Говорю же, бррр

Город Лида

В Лиде нашли только две отдельных квартиры по 4 человека, но это нас вполне устраивало. И да, мы не знали заранее, где именно будем останавливаться, поэтому начинали искать варианты примерно за 3-4 часа до ночевки. С такой стратегией я и мой муж не пролетали еще ни разу, причем не только в Белоруссии, но и в России, и за рубежом.

Оживленное движение в Лиде на пути к Лидскому замку

В Лиде утром следующего дня немного побродили по городу, заглянули в Лидский замок еще до открытия (спасибо организованной группе, благодаря которым нас пустили), и рванули в Гродно.

Гродно

Это был довольно долгий переезд, поэтому по пути было бы обидно ничего не посмотреть. Заезжали в село Мурованка посмотреть церковь оборонительного типа (супер объект, туда даже возят туристов), в Заре Коммунизма пытались попасть в еще один дворец, но он был за высоким забором и дикими зарослями, так что посмотреть его не удалось. Еще заезжали в Желудок и в костел в Рожанке: ничего особенного, но смотритель попался просто душка! Пустил нас к органу и на самый-самый верх над сводом!

Дорожка к Мурованке похуже, но доедете без проблем

В Гродно гуляли остаток дня, заглядывая во все музеи, церкви и костелы: приятный город, в котором прямо чувствуется близость Европы. Он запомнился мне пешеходной улицей и узкими тротуарами, где автобус вполне может задеть тебя зеркалом, если ты зазевался и не прижался к другой стороне. А еще мы попали на ГродноТВ, ответив на пару вопросов журналистов.

В Гродно машин относительно много

Каменец и Беловежская пуща

После спонтанной ночевки в Гродно (опять-таки без проблем) мы поехали в Каменец посмотреть на знаменитую башню, а потом и Беловежскую пущу, где катались на великах, пытались погладить зубров и ели свежую клюкву с медом по смешной цене в 50 наших рублей. Кафе на самом въезде в парк, пожалуй, самое дешевое из всех, где мы были, и вкусное! Национальный парк, а цены не задрали, нам бы поучиться. Эх, вот тут бы я осталась еще на денек, но времени катастрофически не хватало. Ночевать решено в Бресте.

Белая Вежа и единственный грунтовый веломаршрут в пуще

Кстати, башня в Каменце называется Белая Вежа, оттуда и получила название пуща, так что заехать туда стоит, ну и плюс 13 век постройки.

Брест

Еще одно место, для которого неполного дня оказалось маловато.

Единственная прогулка под дождем была в Брестской крепости

С утра сразу в Брестскую крепость (были там как раз перед 9 мая, место, конечно, пробирает до мурашек и слез), потом музей Берестье, прогулка по городу. Уже вечереет, и пора выдвигаться в обратную сторону.

Законсервированное поселение-музей Берестье

Барановичи

Из Бреста до Барановичей, где и была следующая ночевка, мы ехали через Коссово, дворец Пусловских (сейчас реставрируется, и туда не пускают) с усадьбой Костюшко и Ружаны с офигенным невосстановленным дворцом Сапег. В самих же Барановичах, кроме костела, ничего особо не нашли, поэтому решили потихоньку выдвигаться к последнему пункту нашего путешествия.

Сапег: нахождение на территории опасно для жизни, там даже таблички есть

Браславские озера

Чтобы попасть к озерам, нужно было вернуться к Минску, поэтому мы решили добить военно-патриотическую программу и заехали в Хатынь. Очень грустное место, но бередить душу полдня не хотелось, поэтому мы уже через час начали путь к озерам.

Самая жуткая часть мемориала - печные трубы

Сначала Мядель, потом Нарочь, ближе к вечеру пошли по экотропе "Голубые озера". На Браславских озерах мы останавливались в домике, их там многие сдают, и доехать туда нам нужно было часам к 11 вечера.

Бродим по экотропе "Голубые Озера". Не самое голубое озеро, да?

От Голубых озер ехали через Лынтупы (откуда родом отец Жак Ив Кусто, на минуточку) и Камаи, и наконец доехали до нашего озера Струсто.

Наше оседлое место у озера Струсто

Здесь мы осядем на два полных дня, предаваясь пассивному отдыху. Еще заедем посмотреть сам Браслав, пройдем экотропу "Слободковская озовая гряда" и погуляем по горе Маяк, но все это совсем близко, так что можно расслабиться.

Ну, а теперь домой через Витебск, Калугу и Тулу!

В целом, путешествие прошло без эксцессов, воспоминания остались самые приятные, но про несколько нюансов - финансовых, бытовых и дорожных - все-таки расскажу.

    На трассах скоростной режим приятный, а вот в населенных пунктах часто можно нарваться на 40 и даже 30 км/ч.

    Нас предупредили, что с соблюдением режима все очень строго, и лучше не нарушать. Едешь по хорошей, прямой пустой дороге 90 км/ч и горюешь.

    В Бресте через реку уже Польша, но никто не будет спрашивать документы, а вот по пути к Браславским озерам мы нарвались на пункт пропуска в приграничную зону с Литвой. В последний день еще попали на приграничную зону с Латвией, но те даже документы не стали проверять, в отличие от первых.

    Купите местную симку хотя бы ради интернета, он очень нужен. Это вообще в любой посещаемой стране надо делать.

    Возвращаясь через Калугу, будьте начеку: до неё лежит на вид новый асфальт с огромными, нет, ну просто ОРГОМЕННЫМИ опасными для жизни и целостности машины ямами. Возможно, их залатают к моменту вашей поездки. Но это неточно.

    Такси в Минске нас убило, а именно, UBER. Пытались уехать из торгового центра реально больше часа. Очень безответственно.

    Нигде никаких пробок, никаких проблем с парковкой. Наученные опытом, мы иногда парковались чуть дальше от популярных туристических объектов.

    Если захотите в это время года ехать с палатками, как мы, не советую. Было холодно, сыро и болотисто. Палатки весь путь провозили мертвым грузом.

    Заранее поменяйте деньги: в Минске, например, нас не пустили в парке в платный туалет. Правда, в других городах со многими хозяевами квартир мы расплачивались именно нашими рублями.

    Помимо Яндекс.Карт, мы используем Maps.me. На них удобно отмечать точки и прокладывать дорогу, а еще они отлично работают оффлайн.

    Не забудьте сделать гринкарту, которая не вид на жительство, как в США, а всего лишь страховка на машину (700 рублей за машину). Хотя, как забыть, когда перед границей этих киосочков штук 100 через каждый километр дороги.

    В дороге очень помогает рация, особенно если едете на двух машинах.

    Клещей было много, так что будьте внимательнее, бродя по лесам.

    Дорогу вполне может прямо перед носом перебегать (или перелетать) белка, заяц, аист и даже олень, как с нами и было. Будьте осторожны.

    Не волнуйтесь: цены в Белоруссии адекватные на все, я бы даже сказала, что они ниже наших. В кафе средний чек выходил чуть меньше воронежского, бензин - чуть дороже. Всего наша машина потратила 11 тысяч рублей, накатав примерно 4 тысячи километров пробега. Жилье мы снимали не дороже 300 наших рублей на человека за ночь, что просто мега-экономично.

    А еще в Белоруссии добрые люди: к нам много раз подходили предложить помощь, даже когда мы не просили.

Путешествовать на машине намного проще, чем может показаться, честное слово! Ну что, рискнете повторить?

Отдых в Белоруссии – отличный вариант для поездки на уик-энд. Доступные цены, отсутствие языкового барьера, упрощенная процедура паспортного контроля и никаких виз – все это сделает путешествие легким и приятным, особенно если ехать предстоит на автомобиле. Гораздо сложнее решить, что посмотреть в Белоруссии за эти 2-3 дня, ведь территория страны немалая, а исторических и природных достопримечательностей в ней — огромное количество.

Предлагаем включить в план путешествия самые известные памятки, необычные и просто красивые места страны. Для удобства они разбиты по направлениям, чтобы каждый мог выделить для себя наиболее интересные достопримечательности.

Города-герои и места славы

Брест и его крепость

Знаменитый оплот героев Великой Отечественной войны находится в устье реки Мухавец, в черте города Брест. Строительство укреплений крепости началось в 1833г по проекту военного топографа К. Оппермана, а завершено – в 1842г. Прославилась твердыня неприступностью стен и стойкостью своих защитников, о чем снято немало документальных и художественных фильмов.

В 4 часа 15 минут 22 июня 1941 года вражеская артиллерия открыла мощный огонь по цитадели. Оборона крепости была одной из самых кровопролитных операций – около 2000 советских солдат было убито, более 5000 – пленено. После войны руины крепости законсервировали. И по сегодняшний день – это памятник воинской доблести, увенчанный колоссальной серой глыбой – монументом «Мужество» (на фото вверху).

Минск

В столице Беларуси есть масса интересных и памятных мест:

  • Верхний город и Троицкое предместье – исторические районы со зданиями XII, XVII века, наименее пострадавшие во время войны;
  • Центр и его выразительная площадь Победы с гранитным обелиском;
  • Красный костел на площади Независимости;
  • Немига – одна из старейших улиц города, проложенная еще в XII веке;
  • Остров слез с памятником воинам-афганцам;
  • Свято-Духов собор, Костел Девы Марии;
  • Музей валунов, где под открытым небом размещено более 2000 огромных камней;
  • необычные скульптуры и памятники – например, «Дама с собачкой», «Бабушка с семечками», «Девушка с зонтиком», «Фотограф» и многие другие.

Линия Сталина

Открытие фортификационного ансамбля и музея под открытым небом было посвящено 60-летию Победы. Комплекс, состоящий из ДОТов Минского укрепрайона, сегодня стал отличным местом для семейного отдыха, где можно проплыть на лодке по озеру, попробовать «солдатскую» кашу на костре, прокатиться на танке или бронетранспортере и испытать оружие времен ВОВ — от винтовки до пулемета «Максим».

Хатынь

Мемориальный комплекс был построен в 1962 в память о сожжении целой деревни карательным отрядом фашистов. Сегодня здесь находится кладбище с 185-ю обелисками с названиями уничтоженных за войну поселками. Единственная улица вымощена серыми плитами, а вдоль нее установлены памятники с именами погибших жителей деревни.

Бобруйская крепость

В свое время Наполеон не стал осаждать эту неприступную цитадель, восхищенный мощью ее укреплений и стен. Но пережить Вторую Мировую войну Бобруйская крепость не смогла. Сегодня ее руины признаны национальным памятником и одним из семи чудес Беларуси.

Природные красоты

Даже если вы ограничены во времени и планируете, что посмотреть в Белоруссии за 3 дня, обязательно включите в маршрут хотя бы одну из следующих достопримечательностей:

Беловежская пуща

Один из крупнейших и нетронутых цивилизацией лесов Европы, знакомый нам по творчеству «Песняров», расположился на границе с Польшей, в Брестской области. Здесь можно встретить знаменитых зубров, волка, рысь, кабана или лису, полюбоваться вековыми деревьями, посетить Музей природы.

А детей ждет особое развлечение – резиденция белорусского Деда Мороза, которому можно лично сообщить о своем поведении за год и ожидаемых на Новый год подарках. На входе в сказочный комплекс малышей встречают рыцари – Вяз Вязович и Дуб Дубович, далее маршрут пролегает мимо Волшебной лестницы и Сказочного моста. Дед Мороз и Снегурочка организовывают веселые развлечения, конкурсы и пляшут с детьми хоровод вокруг 40-метровой ели.

Березинский заповедник

В Витебской области есть уникальный памятник природы, где созданы все условия для эко-туризма и отдыха с детьми. На этой территории в древности проходил знаменитый путь «из варяг в греки». Сейчас здесь находится несколько крупных озер (Ольшица, Манец, Домжерицкое, Плавно), а в дремучих лесах можно встретить медведя, рысь, барсука, куницу, лося и огромное множество бобров, благодаря которым и был создан биосферный заповедник.

Нарочанский национальный парк

В Минской области расположено крупнейшее озеро Беларуси – Нарочь . В одноименном курортном поселке можно порыбачить, поохотиться или прокатиться верхом на лошади, любуясь красотами природного заповедника. Здесь можно увидеть скопление курганов и остатки поселений древних людей. По центру соседнего озера Мястро расположен остров с укреплениями XI века, а на береге возвышается костел Девы Марии.

Дворцы и замки

Несвижский дворец

Бывшая резиденция князей Радзвиллов, а сегодня — самый знаменитый дворцово-парковый комплекс Беларуси, известен уникальной фортификационной системой и затяжным строительством – его сооружали на протяжении трех веков (16-19ст). В замке располагалась музыкальная капелла, придворный театр, архив Литовского княжества, художественная галерея с тысячной коллекцией картин, частная библиотека.

Мирский замок

Сегодня – это крепость из красного кирпича с белыми вставками, но с момента основания в XVI веке замок «побывал» в готическом, ренессансном и стиле барокко. В результате получилась на удивление гармоничная архитектурная «смесь», которая вместе со средневековыми фортификационными сооружениями, дополненными традициями белорусского зодчества, ежегодно привлекают в Мирский замок тысячи туристов со всего мира.

Гомельский парково-дворцовый Ансамбль

Одно из первых музейных учреждений Беларуси включает в себя не только уникальные памятки архитектуры (дворец Румянцевых и Паскевичей, админздание, смотровую башню, часовню и Зимний сад), но и великолепный парк. Если надоест любоваться разноцветными майоликовыми плитками, старинными иконами, рукописными книгами и другими древностями – добро пожаловать на прогулку в парк. К живописному Лебяжьему пруду ведут тенистые аллеи, рядом с которыми высажены уникальные породы деревьев и цветы.

Самый древний дворец Беларуси был возведен по приказу князя Гедемина в городе Лида (Гродненская область) в 1323г. Особенность замка в том, что его построили на острове, искусственно созданном из гравия и песка. Многие века комплекс был надежной защитой для жителей города и близлежащих поселений. Множество бойниц, крепкие стены, церковь, несколько колодцев, острог и различные хозяйственные постройки позволяли с честью выдержать многочисленные войны.

Сегодня в замке проходят рыцарские турниры и фестивали, а в одной из башен открыт исторический музей.

Церкви, храмы, святые места

Софиевский собор в Полоцке

Древнейшая христианская святыня Беларуси и четвертый в мире храм святой Софии был построен в XI веке. Изначально он служил крепостью и местом приема для важнейших послов и дипломатов. Но в XVIII веке здание было взорвано. В заново отстроенном соборе сохранились старинные фрески, можно увидеть макет древнего храма, средневековые монеты, послушать органную музыку.

Витебский Свято-Успенский собор

Одна из новейших религиозных построек страны – кафедральный собор, строительство которого закончено в 2011г. Он был возведен по прообразу Успенского храма, взорванного в 1934г для постройки завода заточных станков. Во время проведения земляных работ на месте собора обнаружены останки сотен людей, предположительно – жертв гестапо.

Кафедральный костел Святого Франциска Ксаверия в Гродно

Ранее это был самый богатый польский костел, сегодня – один из выдающихся памятников архитектуры Беларуси, датированный XVII веком. Внутри костел Святого Франциска Ксаверия обрамляет уникальная фресковая роспись XVIII века. Но главное украшение здания – башенные часы XV века, которые работают до сих пор.

Источник, бьющий на дне живописного оврага около с. Полыковичи Могилевского района, был открыт в 16-м веке. Его воды считаются целебными, а каменный грот и часовня Святой Параскевы, построенная в 18-м веке графом Римским-Корсаковым, стали местом поклонения для верующих.

Минский Собор Всех Святых

Храм хотя и не относится к древним (открыт в 2008 году), зато считается одним из красивейших православных строений Беларуси и шедевром современной архитектуры. Высота собора составляет 74 метра, здание может одновременно вместить 1200 прихожан.

Памятка автомобилисту, отправляющемуся в Беларусь

Если вы уже составили список, что посмотреть в Белоруссии на машине, не забудьте о важных мелочах, чтобы не испортить путешествие себе и «экипажу» своего авто. Хотя здесь правила движения практически не отличаются от российских, обратите внимание на следующие нюансы:

  • не забудьте оформить на приграничном пропускном пункте «въездной лист» — полис гражданской ответственности, отсутствие которого при проверке обойдется в $200;
  • чтобы управлять транспортным средством, достаточно иметь при себе права, полис гражданской ответственности, талон с отметкой о техосмотре и техпаспорт – никаких доверенностей не требуется;
  • всегда пропускайте людей на переходах, не сигнальте и не «моргайте» светом, чтобы ускорить процесс – в Белоруссии пешеход действительно всегда прав;
  • не пытайтесь «договориться» с инспектором или предложить взятку;
  • водитель и пассажир, сидящий на переднем сидении, должны обязательно пристегиваться, иначе штрафа в 400 руб не избежать (и это на первый раз, при повторных нарушениях — ощутимо больше). Такая же сумма полагается и за пользование мобильником за рулем;
  • штрафами также облагается: превышение скорости – от 400 до 5850 руб и лишения прав, невыполнение знаков светофора или регулировщика, нарушения правил обгона, рядности полос и даже отсутствие сигнала поворотников.

Впрочем, это лишь малая ложка дегтя, которую можно без труда избежать, соблюдая элементарные правила ПДД. А бочка меда для автопутешественников куда более существенна: чистые и ровные дороги, отличная система информирования водителя и прочие бонусы, которые сделают путешествие по Белоруссии приятным и полным позитивных впечатлений.