Мусульманский легион «Идель-Урал» и белорусские партизаны. «Идель-Урал». Чуваши и татары на стороне нацистов - leg10ner

Название :

Идель-Урал

Общее наполнение проекта :

Проект национального государства татар и башкир. В зависимости от течения – либо в составе России, либо как суверенного государства.

Попытки реализации привели у появлениюнескольких проектов:

– Забулачная республика, существовавшая в татарской части Казани (1 марта - 28 марта 1918 года),
– Культурно-национальная автономия тюрко-татар Внутренней России и Сибири (С. Н. Максудов),
– Урало-Волжский штат (Г. Шараф),
– Татаро-Башкирская Советская Социалистическая Республика.

Страны-инициаторы :

Татарские и башкирские националисты

Флаг/логотип :

Флаг государства Идель-Урал (по книге Гаяза Исхаки «Идель-Урал», 1933):

Флаг Идель-Урала проекта 1990-х годов. По конституции Татарстана является флагом трех поволжских тюркских республик – Башкирии, Татарстана и, возможно, Чувашии:

Флаг волжских булгар (любительский, нулевых годов):

Карта :

Справочная информация :

Февральская революция привела, в том числе, и к возрастанию политической активности татарского народа. Началось широкое обсуждение путей развития татарской государственности. Первоначально, предлагались различные формы как территориальной, так и культурно-национальной автономии татарского народа.

1-й Всероссийский мусульманский съезд (начало мая 1917, г. Москва) принял резолюцию о территориальной автономии и федеративном устройстве. Об организации автономии было провозглашено на Миллят Меджлисе , координирующем органе Национально-культурной автономии мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири, избранном на совместном заседании 1-го Всероссийского мусульманского съезда с 1-м Всероссийским мусульманским военным съездом и съездом Всероссийского мусульманского духовенства 22 июля (4 августа) 1917 г. в Казани.

2-й Всероссийский мусульманский военный съезд [ Казань, 8 (21) января - 18 февраля (3 марта) 1918 г.] принял резолюцию о создании в составе РСФСР Штата Идель-Урал (вся Уфимская губерния, часть Казанской, Симбирской, Самарской, Оренбургской, Пермской, Вятской губерний) и формировании его законодательных и исполнительных органов «Милли идара» (Национальное управление) в составе трех министерств (духовного, просвещения и финансов) и двух комитетов (военного и иностранных дел). На съезде произошел раскол по отношению к Учредительному Собранию и Советам. Левая фракция покинула съезд. Однако после начала работы избранных органов (коллегии), на первом же заседании 16 (29) января 1918 г. в Казани председатель Коллегии Г. Шараф предложил утвердить предложения левой фракции (не поддержанные Съездом). После принятия большинством голосов этого варианта Положения члены Коллегии Г. Губайдуллин и Н. Халфин в знак протеста вышли из его состава.

Также, при создании проекта была полемика о включении в состав татар («татарской нации») башкирского народа.

В Москве Наркомнац по заданию Совета народных Комиссаров разрабатывает проект Татаро-Башкирской республики, как советскую альтернативу Штату Идель-Урал.

22 марта 1918 г. появляется 2-й вариант ТБСР. Большевики вскоре повели дальнейшее наступление на «буржуазных националистов».

Декретом от 24 марта (за подписями Сталина и Вахитова) ликвидировано Харби шуро, а в апреле упразднены Милли шуро с конфискацией имущества, 1 мая запрещена деятельность Милли Идара и всех связанных с ним учреждений, конфискован Милли фонд.

В конце мая прекратил свою деятельность Всероссийский центральный мусульманский совет. Часть депутатов Национального собрания образовала «Малый меджлис», который продолжал работать на свободных от большевиков территориях. Хотя в июле 1918 г., совместно с восставшим Чехословацким корпусом, частично была восстановлена Национальная Администрация Урало-Волжского штата, фактически это уже ничего не изменило.

В конце 1918 года остатки войск Всероссийского Мусульманского Военного Совета (Харби Шуро) вошли в армию Колчака как 16-й татарский полк.

Руководитель Штата Идель-Урал Садри Максуди нелегально выехал за границу в конце 1918 г.

В начале 1990-х, после распада Советского Союза, идея воссоздания Урало-Волжского штата была популярна у татарских национальных общественных деятелей.

Казанские идеологи заявили о существовании особой Волго-Уральской цивилизации и необходимости создания Волго-Уральского штата. Этот ареал с населяющими его народами - татарами, русскими, башкирами, чувашами, мордвой, марийцами, удмуртами и др. - был объявлен гомогенным и отличающимся от России сообществом, в пределах которого административные границы между территориями признавались условными.

Актуальность проекта :

Рост исламизации и влияния идеологии татарского национализма актуализировали проект Идель-Урала, хотя последствия этого роста не сказываются на регионах за пределами Татарстана (средняя)

Основания для реализации :

Этническая и конфессиональная отличность поволжских регионов от соседних “русских”.

Поиски форм государственного устройства России усиленно шли с самого начала ХХ века. Как менялось отношение чувашских лидеров к идее объединения с татарами и башкирами под флагом штата Идель-Урал?

Революционный февраль 1917 года был особенно заметным рубежом в истории развития демократических идей, усиления национального движения и повышения самосознания поволжских народов. Именно тогда открылась реальная возможность обсуждать тему установления автономии и государственности российских народов, в том числе и чувашей. Появились программы создания территориальных, экстерриториальных, национально-территориальных, культурных автономий, культурно-национальных штатов, трудовых коммун, национальных областей, республик и даже широкоохватной "Большой Чувашии". Одно из привлекательных предложений исходило от мусульманских общин, предлагавших объединиться под флагом штата Волги и Урала. Возникший в прошлом веке, но не реализованный проект создания штата Волга-Урал в России время от времени становится темой бурных обсуждений поволжских историков, политологов и краеведов, а также читателей сайта "Idel.Реалии".

"БОЛЬШАЯ ЧУВАШИЯ" ИЛИ "ИДЕЛЬ-УРАЛ"

Среди множества вопросов версия Идель-Урала возникла на Первом съезде мелких народностей Поволжья в Казани 15 мая 1917 года. Более 500 делегатов из различных мест – марийцы, мокша, калмыки, кряшены, пермяки, удмурты, чуваши, эрзя, а также представители русских, татар, башкир, латышей, финнов всю неделю обсуждали множество злободневных вопросов. Дискутируя о будущем устройстве России, одни выступали за союз народов Поволжья, другие – за национальные автономии, третьи – за федерацию или демократическую республику с местным самоуправлением.

Иван Васильев, председатель Союза чувашских учащихся, студент Московского межевого института, для резолюции предлагал следующий пункт:

"Признавая федеративную республику самой подходящей формой правления и не возражая против создания особых штатов на окраинах, Съезд представителей мелких народностей Поволжья вынес решение в настоящий момент своих штатов не образовывать, но в законодательном порядке обеспечить возможность перерождения самоуправления в местные штаты на территориально-национальных основах, когда местные национальности политически и культурно доразовьются до настоящего уровня".

Ненамного отличается от этого предложения вариант лидера чувашского национального движения юриста Гавриила Алюнова. Тогда еще мало кто из делегатов верил, что коренные народы Поволжья готовы взять государственную власть в свои руки.

"ИДЕЛЬ-УРАЛ" ИЛИ ВОЛЖСКО-УРАЛЬСКАЯ СОВЕТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Затем шли дебаты на Первом Всероссийском чувашском съезде в Симбирске 20-28 июня 1917 года и 1 августа 1917 года на Втором съезде мелких народностей Поволжья. Были приняты резолюции о возможности образования экстерриториальной культурной автономии чувашского народа. Огромную работу по просвещению масс проделал профессор Николай Никольский, первый главный редактор газеты "Хыпар", он же председатель Казанской губернской земской управы и председатель Общества мелких народностей Поволжья (чувашская секция этого общества, к слову, была самой крупной: к началу августа 1917 года она насчитывала 193 человека). Чуть позднее первую скрипку в национальном движении сыграло Чувашское национальное общество (ЧНО), прообраз современного ЧНК – Чувашского национального конгресса, возглавляемое эсерами Гавриилом Алюновым, Дмитрием Петровым (Юманом), Семеном Николаевым, Гурием Вандером и другими выдающимися общественными деятелями.

Включить чувашскую административную территорию в проектируемый Волжско-Уральский штат "Идель-Урал" с условием соблюдения равноправия и суверенности всех входящих в него народов

В 1917-1918 годах много энергии у чувашской интеллигенции ушло на выборы депутатов в Учредительное собрание. 20 ноября 1917 года в Уфе на Национальном собрании мусульман и представителей других народов было принято решение о создании тюрко-татарского штата "Идель-Урал", включающего в себя Южный Урал и Среднее Поволжье. Этот вопрос специально был поставлен на повестку дня Первого Чувашского военного окружного съезда в Казани (10 декабря 1917 года). С докладами выступили Гермоген Титов, Иван Васильев. Съезд принял решение включить чувашскую административную территорию в проектируемый Волжско-Уральский штат "Идель-Урал" с условием соблюдения равноправия и суверенности всех входящих в него народов.

В противовес мусульманскому проекту штата "Идель-Урал" Казанский совет депутатов выдвинул проект Волжско-Уральской Советской Республики. Программы Волжско-Уральской республики и штата "Идель-Урал" постоянно обсуждались на различных уровнях. Многие активисты чувашского национального движения вначале были сторонниками идеи штатов. Образовали специальную комиссию для изучения проблемы. Члены комиссии встречались с лидерами башкирского и татарского народов: З. Валиди-Туган, Г. Шарафом, К. Идельгужиным, М. Вахитовым, И. Алкиным, Г. Исхаки, М. Султан-Галеевым и другими.

Вскоре отношение чувашей к штатам изменилось. Новое положение выразил Всероссийский чувашский съезд военнослужащих, состоявшийся в Казани (12 января – 2 февраля 1918 года) под председательством исключительно авторитетного в народных массах идеолога Дмитрия Петрова (Юмана). Юман для распыленного по многим краям чувашского народа наиболее подходящим считал форму культурной автономии.

ТАТАРО-БАШКИРСКАЯ РЕСПУБЛИКА ИЛИ ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Видный публицист, писатель, экономист, основатель чувашской левоэсеровской партии Дмитрий Петров (Юман), будучи полномочным представителем контактной комиссии с мусульманами, выступал на съездах чуваш, мари, удмуртов, башкир против вхождения в состав Татаро-Башкирской республики, но не отказывался "от создания единой областной федеративной республики, совместно с другими народностями в составе единой Российской Федерации".

9-13 июня 1918 года в Казани делегаты Общечувашского рабоче-крестьянского съезда обсудили доклады Д.П. Петрова (Юмана) "Отношение к Татаро-Башкирской республике" и группы выступающих (Г.Ф. Алюнова, Г.Т. Титова, А.Д. Краснова) "Самоопределение чувашского народа и формы его осуществления" и большинством голосов высказались против вхождения в Татаро-Башкирскую республику, где "при гегемонии мусульман чуваши оказались бы в неравном положении". Учредиловец Алюнов уже тогда выдвинул проект Чувашской Республики, но сожалел, что "на данном этапе своего политического и культурного развития чуваши самостоятельно не готовы к самоопределению".

Чувашская газета "Хыпар" подробно, без пропусков освещала все нюансы развития проблемы. Увы, чувашские советские историки во главе с "красным профессором" Иваном Кузнецовым обсуждения и решения того времени нагло перевирали, а некоторые современные сотрудники гуманитарного научно-исследовательского института (ЧГИГН) путаются даже в датах съездов и судят о событиях по прежним односторонним материалам или по переводам на русский язык отдельных отрывков из первоисточников. Наиболее объективно оценили события 1917-1920 годов политолог Алексей Леонтьев ("Хыпар": минувшее и настоящее", 2011) и историк Сергей Щербаков ("Национальное самоопределение чувашского народа в начале ХХ века", 2013).

Провозглашенные на бумаге "Идель-Урал Штаты" и Волжско-Уральская Советская Республика не состоялись. Члены Чувашского отдела при Наркомнаце Д.С. Эльмень, С.А. Коричев, В.В. Тюмеров и др. Д.П. Юман несколько раз письменно и устно обращались к Сталину, ведавшим делами национальностей при молодом советском правительстве, несколько раз встречались. Историография этого вопроса подробно освещена во многих исследованиях, например в книге С.В. Щербакова "Национальное самоопределение чувашского народа в начале ХХ века" (Чебоксары, 2013).

Юман, Метри

Метри Юман (чуваш. Мĕтри Юман, по паспорту - Дмитрий Петрович Петров.

Родился в 1885 году в деревне Большие Бюрганы Буинского района Татарстана, умер в 1939 году в Гулаге, Сибири. Чувашский прозаик, драматург.

Основные издания Мĕтри Юмана "Суйласа илнисем" (Избранные произведения, 1997), "Ирĕклĕх çулĕ" (Путь свободы, 1924), "1905-мĕш çул" (1905 год, 1925), "Çурçĕре пăхăнтаракансем" (Завоеватель севера, 1935), "Ялти ĕçхĕрарăмĕсем Советсенче ĕçлĕр" (Советы и крестьянка, 1929) вошли в золотой фонд Государственной книжной палаты Чувашской Республики.

Встречи со Сталиным успеха не имели. Предложение В.И. Ленина образовать Чувашскую Республику со столицей в Симбирске прозвучало в Кремле при обсуждении планов Г.Ф. Алюнова, А.Д. Краснова, Д.П. Юмана (экстерриториальная культурная автономия) и проекта Д.С. Эльменя (Чувашская трудовая коммуна). К этому времени Декрет Наркомнаца от 22 марта 1918 года о Татаро-Башкирской Советской Республики был отменен Политбюро ЦК РКП(б). О предложении В.И. Ленина назвать Чувашию республикой со столицей в Симбирске говорится в воспоминаниях участников совещания В.А. Алексеева и С.А. Коричева: "Эльмень возразил против Чувашской Республики, сказал, что слово "республика" понимается как отделение от РСФСР, тогда как чуваши, Владимир Ильич, хотят быть только в составе Российской Федерации..." (Алексеев В. Дорогой Октября. Чебоксары, 1971. С. 58) и "...настаивал на том, что слово "коммуна" приближает чувашей к коммунистическим идеалам" (Коричев С. Первые шаги. Чебоксары, 1969. С. 28).

Предложение В.И. Ленина образовать Чувашскую Республику со столицей в Симбирске куцая чувашская делегация, зацикленная на Чебоксарской трудовой коммуне, попросту не сумела взять в толк.

ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ ИЛИ "ШТАТ ВОЛГА-УРАЛ"

С тех пор утекло немало воды, но идея Идель-Урала все еще держится на плаву. Она возникает в переломные моменты в истории страны и судьбах коренных народов России. В годы Великой Отечественной войны фашисты усиленно использовали ее для пропагандистских целей среди советских военнопленных. В Берлине издавались газеты на татарском "Идель-Урал" и на чувашском "Атăл-Уралшăн" (За Волго-Урал) языках. Вермахт образовал волжско-финский батальон и волжско-татарский легион "Идель-Урал" из представителей поволжских народов – татар, башкир, марийцев, мордвы, чувашей, удмуртов. Идеологическим знаменем легиона объявили борьбу за создание независимой Волго-Уральской республики "Идель-Урал" в границах Башкирской, Марийской, Мордовской, Татарской, Чувашской, Удмуртской АССР.

Попробуем понять человека, которому в тисках обстоятельств пришлось дать двойную присягу и трижды вместе с другими, кто записался в ряды легиона «Идель-Урал», прокричать «Хайль!».


Известно, подавляющее большинство военнопленных, включая «власовцев» и так называемых легионеров, которые примкнули к немцам под флагом борьбы со сталинизмом в целях создания независимых национальных государств, были «вычислены» и при активном содействии союзников возвращены в СССР и осуждены. Под жернова репрессий попали даже те, кто много лет томился в немецких концентрационных лагерях.

Редкие из них, отсидев длительный срок, вышли на свободу. А кто из этих несчастных в условиях колоссального морального давления отважился написать мемуары? Такие случаи единичны. Вот почему мы полагаем, что воспоминания бывшего военнопленного Ивана Скобелева представляют историческую ценность. Несмотря на вполне объяснимую субъективную трактовку событий, нельзя пройти мимо новых сведений о действиях подпольной группы, в состав которой входил и бывший политработник Второй ударной армии, поэт Муса Джалиль, гильотинированный фашистами (впоследствии Герой Советского Союза, лауреат Ленинской премии).

Несколько слов о судьбе мемуаров. Уроженец чувашской деревни Нижний Курмей Оренбургской области Иван Скобелев (1915 г.) их написал по просьбе писателя и журналиста, главного редактора Оренбургской студии телевидения Леонида Большакова, который интересовался чувашской историей (автор брошюры «Чувашские корреспонденты Льва Толстого»).

Видимо, после триумфального возвращения в СССР «Моабитских тетрадей» Мусы Джалиля в период кратковременной «оттепели» у автора появилась надежда, что изменится отношение и к другим узникам лагерей, а также ко всем жертвам войны. Еще раз мысленно прошагав по ухабистым дорогам войны, он, безусловно, искал способ приобрести душевную устойчивость (держать колоссальную информацию и впечатления внутри - испытание неимоверное). Рассказать, исповедоваться, оправдаться перед потомками, пожалуй, автор думал и об этом.

Краткая историческая справка

Волжско-татарский легион (легион «Идель-Урал») — подразделение Вермахта, состоявшее из представителей поволжских народов СССР (татары, башкиры, марийцы, мордва, чуваши, удмурты). Волжско-татарские легионеры (всего около 40 тыс. человек) входили в состав 7 усиленных полевых батальонов; 15 хозяйственных, саперных, железнодорожных и дорожно-строительных рот; и 1 боевой группы Восточно-тюркского соединения СС. Организационно подчинялся Штабу командования восточными легионами (нем. Kommando der Ostlegionen).

Легион был создан в Едлино (Польша) 15 августа 1942-го. Идеологической основой легиона было создание независимой Волго-Уральской Республики (Идель-Урал). Ведущую роль в идеологической подготовке легионеров играли эмигранты — члены национальных комитетов, образованных под эгидой министерства оккупированных восточных территорий.

При первых же столкновениях с противником многие легионеры, большая часть которых была завербована против своей воли из числа военнопленных, переходили на сторону Красной Армии и армий союзников. Большой вклад в поддержание духа легионеров и неприятие нацистских взглядов внесла подпольная организация во главе с Мусой Джалилем.

Война

Первый день войны прошел, как и все предыдущие дни, если не считать сообщения о начале вторжения немцев. 23 июня часть воинов приняла присягу. Впервые держали в руках боевые патроны, впервые увидели простые и разрывные пули. А винтовки достались те же - старого образца с трехгранным русским штыком. Война началась, а автоматов мы еще не видели.

О том, что конфликт с Германией неизбежен, народ знал. Рядовой состав встретил войну спокойно. Заключенный пакт о дружбе и ненападении мы рассматривали как абсурд в политике нашего правительства. Только странно было слушать красноармейцам запрет со стороны командиров говорить о Германии как о враждебном для нас государстве.

Вечером снялись с недавно обжитых палаток и землянок и сделали переход километров шестьдесят на Запад. Думали, идем на погрузку для отправки на фронт. Настроение было бодрое, боевое. Первый большой поход нисколько не изнурил, хотя хотелось спать и отдохнуть.

Начали занимать позицию, рыть окопы. Когда все было сделано, поступил приказ: собраться для замены дислокации. На этот раз пошли назад на 25 км. Для чего нужно было такое маневрирование, причем всей дивизии? Почему мы топтались на месте? Командование растерялось, продолжало либеральничать по-академически.

Топтание на месте кончилось 29 или 30 июня, вечером нас погрузили в эшелон и за ночь перебросили в город Городок Витебской области. По прибытии дивизии поступало пополнение вновь мобилизованных. Обмундировать и вооружить их не могли. Вынуждены были отправить в Витебск.

Первые бои начались 3 или 4 июля, причем кончились удачно. Было подбито несколько бронемашин и танков. Пригнали несколько пленных фашистов. Они вели себя нагло. Орали: «Рус капут».

На рассвете следующего дня началась атака главных сил врага...

При переходе через шоссейную дорогу наскочили на немецкую засаду. Численность врага мы не знали. Чтобы рассредоточить огонь, решили разделиться на несколько групп. Я остался в центре. В установленное время мы поползли вперед и открыли огонь по врагу. Не помню, сколько продолжалась схватка. Патроны в обойме кончились, осталась последняя граната. По команде поднялся в атаку. Дальше ничего не помню.

Вскоре подошли немцы, которые собирали трофеи.

Плен

К вечеру оказались в лагере, построенном прямо в поле. Здесь собрали около двухсот человек, всех с поля боя. Первые дни я очень мучился от ран. В боку торчал осколок, шея под челюстью прошита пулей. Ни пить, ни говорить не мог.

Скоро выстроили нас для отправки. Пришла спецкоманда на велосипедах и мотоциклах. Как только вышли за ворота, больных и раненых в ногу расстреляли на наших глазах. Та же участь постигала тех, кто падал в пути.

В Витебске был сооружен лагерь на огромной площади, где раньше были склады наркомата обороны. Здесь было очень много пленных. Нас впустили без всякой регистрации по счету. Много было солдат без гимнастерок и пилоток, как я. Тут был и командный состав со знаками различия, выхоленные офицеры, чистые, будто они не видели войны. Эти люди держались особо. Курили, многие уже занимали посты старших по баракам.

Пришли врачи и фельдшеры, начали обрабатывать раны. Нашими перевязочными средствами немцы не пользовались, передавали их в лагеря. Вытащили из меня осколок, очистили бок от раздробленных косточек. Хирург Петров, осмотрев меня, сказал: «Будешь жить, если не погибнешь в этом аду».

Среди франтов-чистюль некоторые на рукаве носили белые повязки с черной буквой «Р» (полицай). Большинство из них говорило между собой по-украински. Вооружены они были ремнями с тяжелой пряжкой, которые пускали в ход при необходимых случаях. Били беспощадно, с наслаждением. Они ловили «ведьм», т. е. разыскивали комиссаров и евреев. Жили в отдельном блоке, отдельно питались.

Евреев и комиссаров сажали в специально отгороженный колючей проволокой ринг и держали, подвесив на груди надпись: «иуда», «комиссар», «флюгер» (беглец), затем вешали на глазах пленных.

Так я познал фашистский порядок в плену.

С клеймом «А» (азиат)

Прошел слух: украинцев и белорусов немцы пускают домой, но только гражданских. Голодав три дня, на три пайка хлеба обменял рваную гражданскую одежду. Хотелось уйти из этого пекла. Так я попал на этап. Нас привезли в г. Борисов. На другой день начали комиссовать. Когда стали раздеваться, на многих обнаружили красноармейское белье, раны. Не дав нам опомниться, отправили в лагерь военнопленных. Здесь водили на работу. Кормили два раза, давали по два литра хорошей кашицы из ячневой крупы на пять человек, еще две буханки хлеба.

Скоро раздали красноармейские формы. После разбили в группы по национальной принадлежности, вывели на спинах шинелей и гимнастерок масляной краской крупные буквы: «р» (русский), «у» (украинец), «б» (белорус), «а» (азиат). В блоках определили полицаями у русских - украинцев, у белорусов - азиатов и т. д.

Советских военнопленных уже в первые недели и месяцы войны Вермахт стал использовать в качестве вспомогательного персонала (повара, шоферы, конюхи, разнорабочие, подносчики патронов, саперы, кухонные помощники, посыльные, связисты) непосредственно в своих боевых частях. Позднее их мобилизовали в охранные и противопартизанские подразделения. К концу 1942 года этих людей свели в так называемые «восточные батальоны».

К последнему периоду войны, когда у Германии иссякли запасы людских резервов, вспомнили о тех, кто пытался с первых же дней войны стать союзником Германии и в будущем получить хотя бы минимум независимости для своего народа. На первом этапе войны от них отмахивались, как от назойливых мух. Еще бы, ведь Германия была сильна, и ее армия стояла у самой Москвы.

В критический момент немцы вспомнили о военнопленных. Парадоксальная ситуация сложилась на фронте к концу войны, когда обнаружилось, что немногочисленные немецкие воинские части на 40-50 и более процентов состоят из уроженцев Советского Союза и различных экзотических стран. Так, после штурма рейхсканцелярии советские солдаты с удивлением разглядывали трупы ее погибших защитников с азиатским разрезом глаз.

После окончания войны часть легионеров, пользуясь поддержкой влиятельных друзей из ряда правительств мусульманских стран, укрылись на Ближнем Востоке и в Турции. Те же, кто остался в СССР, были репрессированы.

По кругам ада

Погнали нас в Минск пешим строем. По пути много было расстрелов. Первые жертвы остались на окраине города Борисов, у склада с удобрениями. Больше недели кормили нас без соли. Когда проходили мимо этого склада, изможденные люди приняли удобрения за соль, и передняя колонна бросилась вперед, устроила свалку. Конвой открыл по толпе огонь из автоматов и пулеметов.

…На территории Литвы построен новый лагерь на месте военного городка. Вся площадь покрыта зеленью. Кругом исполинские липы. Шикарные казармы. Но ничто нас не радовало, кроме травы, которая обильно росла на территории лагеря. Голодные набросились на подножный корм. Ели траву сырую, ели с водой и солью. Не наедались! А вкуснее, чем подорожник, не было ничего. Ели и делали запасы. В результате 1500-2000 человек за три дня съели всю траву на огромной площади. А пленные все прибывали и прибывали. Внутри лагеря обглодали даже деревья. Перебили окна, чтобы куском стекла соскабливать волокна деревьев для еды. Роскошные липы теперь стояли совершенно голые.

Погода стояла сырая и холодная. Обитатели лагеря были сконцентрированы в казармах и конюшнях. Кормили плохо. Все рассказы о прошлой жизни, о работе и родных заканчивались воспоминаниями о каком-нибудь памятном обеде. У этой массы, состоящей из взрослых и умно рассуждающих людей, все мысли крутились только вокруг еды. Если бы сказали, что накормим, а потом расстреляем, пожалуй, никто не отказался бы от такой «милости». О жизни не думали. С мечтой о еде засыпали и просыпались.

Тюрьмы всюду одинаковы. К этому выводу пришел позднее. Имею в виду не только внешнее и внутреннее устройство, но и режим, и прочее - сырость, темнота, карцеры, комнаты для следствия с оборудованием для пыток. Такими оказались тюрьмы в Штетине, Гданьске, Бресте, Минске, а после войны - в Чебоксарах. Сколько в них изощренности для большего страдания человека! Как тщательно для этого подбирается персонал!

Люди, не прошедшие по кругам ада, порой рассуждают: вот там хорошо, а тут плохо, а приговоренному перед казнью дают покушать досыта и даже выпить. Это люди - фантазеры, хвастуны, набивают себе цену, будто они многое в жизни видели.

В тюрьмах всюду тяжело и голодно. Но в тюрьмах, где на тебя смотрят, как на врага, и обращаются, как с опасным зверем, еще тяжелее. Обработка нашей камеры началась в конце января 1942 года. До меня прошли семь литовцев, из них с первого допроса в камеру вернулись трое - избитые до неузнаваемости.

Подошла и моя очередь. Допрос начался мирно и тихо: кто, откуда, как попал в плен? Впервые я назвал свою фамилию, откуда родом и кто по национальности. На предъявленные обвинения, что я оставлен для шпионской работы, что я - коммунист, отвечал категорическим отказом. После чего свалился со стула от удара. Били, чем попало. По рассказам товарищей, я трое суток пролежал без движения.

Скоро нас погрузили в эшелон. На дорогу дали по 100 г ливерной колбасы и буханку хлеба. Все это каждый съел немедленно, и в течение трех суток ехали голодными. Выгрузили нас днем на одной из маленьких железнодорожных станций в Саксонии. В штатлагере № 314 пропустили через санобработку, дали немецкие гимнастерки старых времен и обули в деревянные колодки. На шею повесили жестяную табличку с номером. Мой номер - 154155 (вероятно, по числу узников).

Здесь в отдельных зонах жили англичане, американцы, французы и греки. Все они, по сравнению с нами, выглядели, как сытые жеребцы. На работу их не гоняли, кормили хорошо. Одежда и обувь на них была новая армейская, по форме своих стран. Им было разрешено получать через Красный Крест письма, посылки. Они играли в спортивные игры и читали газеты. Немцы с ними обращались, как с равными. В то же время советские пленные умирали от голода, от побоев и адских условий, специально для них созданных.

Узнику причины перемен неведомы

В штатлагере № 314 нас заточили в блок национальных меньшинств. Грузины и армяне тут занимали отдельные зоны, волжские национальности и среднеазиатские разместились в другом конце. После санобработки нам выдали шинели, ботинки с носками и брюки. Питание здесь было другое.

Истинную причину такой перемены мы не знали. По-своему объясняли, что война затянулась, немцы, боясь за свою шкуру, пытаются сгладить свои преступления и т. д. Для убедительности напоминали, что была ультимативная нота Молотова к Германии об ответственности за нарушения международных правил содержания военнопленных. Словом, каждый что-то выдумывал, доказывал, рассуждал в ожидании хорошего.

Сильные и сытые держались обособленно, повелевали над слабыми, выбирали лучшие места и старались выделиться перед лагерным начальством.

В период 10-летнего пребывания в лагере после войны мне не раз приходилось встречаться с такими «мироедами». Они и тут пристраивались, стали такими же, какими были в фашистских лагерях, - блатными, грабителями и убийцами честных тружеников. Они никогда не осознавали свою вину за погубленные души, во многих случаях по их вине, в фашистском плену. Они брюзжали на Советскую власть, на Сталина, на партию. Они ненавидели народ и жили только ради своего живота.

Привезли в Польшу, в г. Седлицы. Я попал в «слабосильную команду» татарского лагеря. Разбили нас по ротам, взводам и отделениям. Два батальона были сформированы до нас, и уже шли строевые занятия. Оружия не было. Кормили по норме немецкого солдата.

Скоро цель привоза и формирования несколько стала ясной. Особенно меня поразило введение часа намаза (молитвы) и покорное его исполнение узниками. Откуда-то нашлись муллы, причем они были отнюдь не стариками.

В «слабосильный роте», кроме меня и двух мордвинов, все были татары. О том, что я чуваш, не знал никто, ибо я по-татарски говорил прекрасно.

Мулла зовет на богослужение

Когда построили на молитву, я пристроился в хвост. Поступила команда (конечно, по-татарски): «На молитву садись». Внутренний протест держал меня, как истукана. Голос муллы привел в чувство, и я вышел из строя и встал во фланг. Стоял минут 20-30, пока мулла прочел молитву, а затем разглагольствовал о наступлении «счастливого времени».

После молитвы меня поволокли к офицеру: «Почему ты не молился?» Через переводчика ответил, что я христианин и по национальности чуваш.

Этот случай несколько изменил мое положение. Если раньше смотрели как на «доходягу» (страшно худой был, вместо 72 кг весил всего 42). Освободили от нарядов, строевых занятий. Благодаря этому случаю близко познакомился с татарином Янгурази, с которым мы воевали в одной дивизии. Этот поступок немаловажную роль сыграл в моей дальнейшей жизни в Германии и способствовал встрече с Мусой Джалилем.

Скоро командиров батальонов начали группами с одним сопровождающим водить в город. Посещали они «Солдатенхаймы», «Вуфы» (бардаки), откуда приносили шнапс и бимбры (самогонки). Начали поступать пусть запоздалые, но правдивые вести: Ленинград стоит, попытки немцев добраться до Волги провалились. Но проститутки распространяли и ложную информацию.

В один из нелегких дней в лагерь Седлицы приехали три «джентльмена» в гражданской одежде. Они стали вызывать пленных в штаб лагеря. Со мной беседовал пожилой татарин. Кстати, он своим родным языком владел плохо.

Через несколько дней нас посадили в пассажирский вагон и отправили в специальный лагерь Восточного министерства. Скорее всего, это был фильтрационный (проверочный) пункт: здесь сконцентрировали в основном интеллигенцию всех народностей СССР. Спустя 2-3 месяца я узнал: генерал Власов собирает миллионную армию для похода против Сталина. Немного позднее пришлось мне встретиться и с самим Власовым.

Галстук давит шею, как хомут

В лагере был клуб и библиотека с изданиями на русском языке. Здесь много было книг писателей-эмигрантов. В клубе показывали кино, читали лекции по национал-социалистической программе. Прямо в барак приносили «Майн кампф».

В эти дни прошел слух, что рядом, в карантинном лагере, находится председатель Союза татарских писателей Муса Джалиль. Среди нас оказались люди, которые знали его. Это Алиш (детский писатель, до войны - зав. отделом пионеров Татарского обкома ВЛКСМ), сотрудник редакции газеты «Красная Татария» Сатаров.

Спустя две недели всех вызвали в штаб лагеря, заставили заполнить и подписать бланк такого содержания: «Освобождается военнопленный такой-то, при этом обязуется перед германскими властями работать там, куда пошлют». Под страхом смертной казни взяли обязательство не общаться с немецкими женщинами.

После этого повезли нас в Берлин. Здесь завели на склад одного из магазинов, одели в гражданскую одежду. Выйдя из магазина, я сказал своему другу, что бумажный воротник с натянутым на шею немецким галстуком давит шею, как хомут.

Из воспоминаний военнопленного Рушада Хисамутдинова

…Татары неохотно шли в немецкий легион. Тогда фашисты решили найти человека, который всех пленных мог бы увлечь за собой. Вербовщики были настойчивы. Известно, что вокруг Мусы Джалиля немало в то время хлопотали высокопоставленные лица - и Розенберг, и Унгляубе, и пресловутый «президент» воображаемого государства «Идель-Урал» Шафи Алмаз. Но Муса вначале и слышать не хотел о службе у немцев. Лишь после, осознав, что затея гитлеровцев открывает ему возможность заниматься антифашистской пропагандой в легионах, он дал согласие. Путь, на который стал Муса, был труден и опасен.

…После прибытия нового пополнения была организована музыкальная капелла (культвзвод). В «артисты» были выбраны тринадцать человек. Ни один из них не был профессиональным артистом. Гайнан - учитель, Абдулла - старший политрук и т. д. Впрочем, наши едльнинские «музыканты» - Гариф Маликов, Иван Скобелев, Садыков и другие также не имели специального образования.

Из книги «Воспоминания о Мусе Джалиле», Казань, 1966.

Генерал лейтенант X . Хельмих на очередной инспекции батальона Волжско-татарского легиона. Предположительно - 1943 г.

С какими татарами солидарны чуваши?

Три недели мы жили в гостинице третьего разряда «Анхалтер Байхов». Питались в столовой по карточкам. Языка не знали, поэтому приходилось сидеть в номере. Иногда ходили гулять в город.

За это время близко познакомился с Алишевым, Шабаевым, Булатовым, Сабировым. Особенно хорошие отношения сложились с Алишевым. Я его ценил за откровенность и простоту. От него узнал, что скоро должен прибыть сюда поэт Муса Джалиль - любимец татарского народа.

Группу часто водили на экскурсии, в театры. К нам был прикреплен парень из Донбасса, студент института иностранных языков по фамилии (сомнительной) Султан. Он же выдавал карточки на питание, марки и пфенниги. Иногда некоторых «доходяг», в т. ч. и меня, на экскурсии не брали, так как из-за нашей худобы у немцев могло сложиться неудовлетворительное представление о татарах. В такие дни мы время убивали, изучая немецкий по солдатскому справочнику.

В один из вечеров забрели в «бирнетубе», который помещался в подвале, где собирались бельгийцы и французы. Впервые увидел обстановку, описанную Горьким и другими писателями: пивная, утопающая в дыму и грязи, с накрашенными и растрепанными девками на коленях у мужчин. За стойкой стоял пузатый красномордый хозяин, который аккуратно брал марки и пфенниги, а также контрабандные товары, золотые кольца и прочие сувениры и наливал шнапс или эрзацпиво.

Наше появление не осталось незамеченным. Три француза окружили нас. Мы их не понимали, они нас - тоже, фраза «руссишен гефанген» (русские пленные) объяснила все. Французы нас посадили за стол, предложили пиво, но мы отказались из-за отсутствия денег. Хлопали нас по плечу, называли камрадами, угощали сигаретами. Но скоро подошел полисмен и отвел нас в гостиницу, приказал хозяйке никуда нас одних не выпускать.

Шли дни, полные томления и тревоги. Однажды группе было приказано быть на месте. В 18 часов переводчик Султан повел нас в ресторан «Эксельдцер».

Таких шикарно оформленных залов раньше я не видел: сотни столов, кабинок, блеск люстр, сервировка буфетов, порхание официантов.… Одурманивал запах сигарет высокого сорта. Здесь нет войны, здесь о голоде, боли и лишениях не ведают.

Нас провели через огромный зал, вероятно, с целью показать, как богато живут и уверенно ведут себя фашистские выродки.

В небольшом зале встретили нас несколько мужчин и женщин. Они оказались татарами, которые остались в Германии еще со времен Первой Мировой войны (женщины - их жены и дочери). Наш приход оживил компанию. Среди пленных они искали своих земляков и близких. Скоро появился старик-татарин, который в Седлицах подбирал нужных ему людей. С ним пришел среднего роста мешковато одетый человек изможденного вида. Он скромно поприветствовал Алишева (обнял) и прошел вперед за стариком. Это был Муса Джалиль (Гумеров, как он представился).

Предложили занять места. Немец и старик объявили об открытии вечера знакомств татар в Берлине с «новоприбывшими господами» (эфенди). Старик-татарин, которого назвали Шафи Алмаз, сообщил, что нас собрали для борьбы с большевизмом, чтобы образовать с помощью фашистов самостоятельные национальные государства. А мы, «цвет нации», должны были возглавить это дело. Было объявлено, что в Берлине при Восточном министерстве создается руководящий центр под названием «Татарское посредничество». Будет издаваться газета на татарском языке «Идель-Урал».

Затем состоялся ужин за счет неиспользованных карточек. Дамы захотели услышать татарские песни. Выступили Назипов и молодой парнишка, фамилию которого не помню. Затем стали просить Мусу Джалиля что-либо прочесть. Тот охотно согласился, прочел юмористические стихи. Один из них, помнится, назывался «Парашют».

Мое знакомство с Джалилем состоялось на этом же вечере. Ко мне он подошел сам. Говорили сначала по-русски, а потом перешли на татарский. Спросил, давно ли я в плену, где воевал, как попал в плен. Не знаю, какое впечатление я произвел на Джалиля, но после этого отношение «сытых» ко мне несколько изменилось.

Последующие дни обживали помещение, выделенное для «Татарского посредничества». Затем были распределены обязанности. Все это происходило без участия Джалиля.

«Татарское посредничество» располагалось по улице Ноенбургер на третьем этаже кирпичного дома. Второй этаж был занят «Туркестанским посредничеством» (узбеки, казахи, киргизы и др.).

Через день состоялось заседание работников посредничества. Присутствовало много немцев, был даже генерал СС (потом узнали, это были представитель Восточного министерства, профессор фон Медсэрих и два секретаря: фрау фон Будберг и фрейлин Деблинг). Были три татарина в военной форме, прибывшие из легиона. На этом заседании объявили: «Татарское посредничество» будет центром борьбы за освобождение татарского народа от большевизма и установление такой независимости, какая была до покорения их русскими.

Выступили Гунафин, Султан, Гилядиев и еще кто-то, призывали бороться за «правое дело», упор делали на фюрера, а в конце кричали: «Хайль Гитлер!»

Когда эти тирады закончились, спросили: «Что скажет наш друг чуваш?» Я ответил: «Было бы тут моих сородичей столько, сколько татар, много можно было бы говорить, но пока могу сказать только одно: я солидарен с татарами». Немцам мои слова перевела фрау фон Будберг. Шафи Алмаз спросил: почему я выступил на русском, когда прекрасно говорю на татарском? «Я не выступил, а ответил на ваш вопрос. Чтобы выступить, надо готовиться», - ответил я.

Во время перерыва ко мне подошел М. Джалиль. Спросил: с какими же татарами солидарны чуваши? Поблизости никого не было, и я смело ответил: мы были и будем солидарны со всеми соседями, независимо от национальности. Он пожал мне руку и обратился к подошедшему Янгурази: «Вы, видать, большие друзья, второй раз вижу вас вместе». Друг ответил: «Да, мы из одной дивизии».

После этого они беседовали по-татарски: где попал в плен, кто еще находится у немцев и т. д. Но тут Джалиля вызвали к «шефу».

Скоро объявили, что от немцев руководить организацией будет Унгляубе, от татар Шафи Алмаз (переводчики Султан и Джалиль). Были созданы отделы организационный и пропаганды, а также редакция (Ишмаев, Гилядиев, Алишев, Сатаров, Сабиров и др.). Мы с Янгурази остались не у дел.

Всем выдали продовольственные карточки, месячное жалование. Предстояло начать жить на частной квартире, мы должны были ежедневно являться на службу.

Скоро нам выдали иностранные паспорта. Прошли комиссию по определению расовой принадлежности (обмеряли голову, разрез глаз и еще бог знает что). И что вы думаете? Я, чуваш, и еще 15 татар получили оценку, сходную с арийской расой. Все сошлось по размерам. Потом мы смеялись, что нас причислили к лику святых.

(Окончание следует)

Легион «Идель-Урал» Гилязов Искандер Аязович

Волго-татарский легион - легион «Идель-Урал»

Как было показано выше, определенный интерес к поволжским татарам в Германии намечался еще в довоенные годы. После начала войны против СССР татарских военнопленных начали отделять в специальные лагеря почти одновременно с военнопленными из других тюркских народов. Тем не менее Волго-татарский легион (или легион «Идель-Урал») был создан позже всех остальных.

Фактически представителей народов Поволжья отделяли в специальные сборные лагеря уже осенью-зимой 1941/42 г. Впервые же в имеющихся в нашем распоряжении документах о создании Волго-татарского легиона речь идет 1 июля 1942 г. - в этот день были разосланы в разные инстанции сведения о формирующихся легионах, среди которых упоминался и Волго-татарский. 1 августа 1942 г. из штаб-квартиры Гитлера был дан приказ, подписанный начальником штаба Кейтелем, о создании в дополнение к существующим легиона, состоящего из поволжских(казанских) татар, башкир, говорящих по-татарски чувашей, марийцев, удмуртов и мордвы. Приказом предписывалось отделить представителей названных народов в специальные лагеря, активизировать работу с вербовкой военнопленных. Отмечалось, что статус Волго-татарского легиона точно такой же, как и у прежде созданных подобных соединений, что применение легиона предусмотрено в областях военных действий, но особенно в районах действия партизан.

Легионер на посту

Приказ Кейтеля явился как бы указанием сверху, а практический приказ ОКХ был подписан 15 августа 1942 г. (с него было изготовлено 110 копий, разосланных по всем инстанциям). В нем уже содержались более конкретные указания:

«1. Создать легион из татар, башкир и говорящих по-татарски народов Поволжья;

2. Татар, приписанных к Туркестанскому легиону, перевести в Волго-татарский легион;

3. Военнопленных татар срочно отделять от остальных и направлять в лагерь Седльце (на железнодорожной линии Варшава-Брест). Передать их в распоряжение Военного командующего в генерал-губернаторстве (Milit?rbefehlshaber im General-Gouveniemerit);

4. Созданный легион использовать прежде всего в борьбе против партизан».

Практическая работа по созданию Волго-татарского легиона началась 21 августа 1942 г.: местом его формирования был избран лагерь в Едлино под Радомом, куда поступали обмундирование и оружие для легиона. Сюда же прибывал немецкий ответственный персонал. Лагерь Седльце, расположенный близ Едлино, уже раньше стал сборным пунктом для военнопленных из тюркских народов. Он был разделен на две части: Седльце-А и Седльце-Б - именно первая часть была предназначена для сбора татарских военнопленных. Известно, что к концу июля 1942 г., т.е. еще до появления приказа о создании легиона, татар в лагере было уже 2550 человек.

Знамя Волго-татарскому легиону было вручено 6 сентября 1942 г., поэтому сами легионеры считали именно этот день датой окончательного формирования соединения.

Построение волго-уральских легионеров

8 сентября 1942 г. Волго-татарский легион был передан под командование штаба Восточных легионов и командующего военным округом в «генерал-губернаторстве».

Военнопленные татары концентрировались в основном в лагере Седльце-А, откуда их и направляли для подготовки в легион в Едлино. Впоследствии роль предварительного лагеря играл также лагерь в Демблине (шталаг-307), где, например, на 1 сентября 1943 г. находилось 1800 татарских военнопленных. Кроме татар здесь собирались также азербайджанцы и представители северокавказских народов. А в начале 1944 г., уже после перевода Восточных легионов во Францию, общий предварительный лагерь был в Легионово под Варшавой, с марта 1944 г. - вновь и в Седльце-Б (шталаг-366), и в лагере Нехрыбка (шталаг-327).

Нарукавная нашивка легиона «Идель-Урал». Первый вариант

Первые статистические сведения от командующего военным округом в «генерал-губернаторстве» о Волго-татарском легионе поступили в середине сентября. Сведения эти были следующими: на 8 сентября 1942 г. «изъявили желание» записаться в легион в туркестанском лагере Беньяминов - 135 татар, Бяла Подляска - 27, Заезерце - 152, Седльце - 2315, всего - 2629 человек (из общего числа заявившихся в Восточные легионы 12 130 чел.). Кроме того, из оперативных районов в Польшу было направлено 7370 военнопленных татар. Всего же, по официальным данным, в пути находилось до 100 транспортов с представителями разных народов СССР. На 11 сентября 1942 г. к легиону были приписаны первые немецкие представители: один офицер, двое служащих, 54 унтер-офицера, 18 солдат. С 15 сентября начали функционировать курсы переводчиков для легионеров. Начиная с 1 октября 1942 по 1 января 1943 г. планировалось полностью сформировать два первых татарских батальона (этот план был выполнен с небольшим опозданием).

Командиром Волго-татарского легиона был назначен уже довольно пожилой и опытный военный, майор Оскар фон Зеккендорф. Родился он 12 июня 1875 г. в Москве, хорошо говорил на русском, английском, французском, китайском; похуже владел украинским и испанским языками. Позднее он был произведен в подполковники. Конкретных документов об его деятельности в архивах сохранилось немного. Трудно даже сказать, как долго он оставался в должности командира легиона. Сведения об этом не совсем ясны. 12 мая 1944 г. фон Зеккендорф дал приказ по легиону, поясняя, что его переводят в штаб Восточных легионов и он передает командование легионом ротмистру Келле. В то время фон Зеккендорф был назначен командиром школ восточных соединений - тюркской школы офицеров и переводчиков (находилась вначале в Рорбахе, затем - в Ордруфе, в конце войны - в Нойхаммере); школы офицеров и переводчиков для восточных народов (сначала в Конфлане и Сен-Минеле, затем - в Графенвёре, в конце войны - в Мюнзингене). Известно также, что 17 ноября 1944 г. представитель Главного управления СС Р. Ольша выступил с поддержкой фон Зеккендорфа, которого, судя по его данным, командование вермахта с 1 января 1945 г. собиралось отправить в отставку со ссылкой на его возраст. Однако в справке не указано, с какой должности хотели убирать подполковника Зеккендорфа. Р. Ольша, ссылаясь на опыт, знания и желания самого Зеккендорфа, рекомендовал не отправлять его в отставку, а перевести в Главное управление СС, в Восточный отдел. 9 декабря 1944 г. в справке штандартенфюрера Шпаармана вновь упоминалась перспектива перевода фон Зеккендорфа в СС: «Дня боевой группы „Идель-Урал“ (о ней будет говориться ниже. - И. Г. ), которая состоит из татар и финно-угров, имеется лишь один специалист, знающий Восток, а также понимающий язык и менталитет людей. Речь идет в данном случае о подполковнике фон Зеккендорфе, который с 1 января 1945 г. согласно календарю будет уволен из вермахта и который прекрасно подошел бы для организационной работы в боевой группе». Сведений о дальнейшей судьбе первого командира Волго-татарского легиона найти не удалось.

По имеющимся документам можно судить, что Зеккендорф, несмотря на свой возраст, довольно энергично взялся за дело, более всего уделяя внимание вопросам боевой подготовки легионеров. Пожалуй, одной из самых серьезных проблем для него (как и для прочих немецких организаторов Восточных легионов) стала проблема подготовки национальных офицерских кадров, которая, кстати говоря, так и не была решена до конца войны, хотя не раз поднималась. Поэтому представляет интерес подробный аналитический документ, подготовленный фон Зеккендорфом 25 января 1943 г., в котором рассматривается эта проблема. Она фактически являлась общей для всех Восточных легионов, но идеи фон Зеккендорфом реализовывались именно в Волго-татарском легионе.

Вначале командир легиона ставит вопрос: из кого могут быть выбраны будущие офицеры? И сам же отвечает: из бывших офицеров Красной армии, из рядов простых легионеров или из интеллигенции. Для перевоспитания в немецком духе самым трудным «материалом» являлся, по Зеккендорфу, простой легионер: на него легко оказать политическое влияние, но он «приносит с собой так мало интеллигентности и образованности, что его переформирование в офицеры сопровождается неимоверными сложностями: или же он оказывается полностью неспособным, или же он превращается в невежественного кровавого деспота, который наносит гораздо больше вреда, чем приносит пользы». Немногим «лучше» были кандидатуры интеллигента и бывшего советского офицера, так как они «в силу своего возвышенного в СССР положения подавлены в мировоззренческом отношении». Но все же бывший офицер имеет преимущество: он имеет военный опыт, тактические знания, какое-то образование. Поэтому, считал фон Зеккендорф, оставалось «наименьшее зло», с которым и надо было работать, - бывшие офицеры Красной армии. Для их «перевоспитания» были сделаны вполне конкретные предложения, которые, очевидно, учитывались в реальной практике Волго-татарского легиона:

«1. Офицеры, от лейтенанта до капитана, приходящие из предварительного лагеря, в легионе с самого начала размещаются отдельно от солдат и даже в служебном отношении не имеют с ними ничего общего.

2. Офицерский взвод подчиняется более опытному и старшему по возрасту офицеру легиона, отвечавшему за воспитание под контролем командира легиона.

3. Подготовка проводится по следующим направлениям: осторожное мировоззренческое воздействие; тактическая перепроверка и дальнейшая переподготовка; тесный личный контакт между офицерами; ежедневное интенсивное обучение на немецком языке; при возможности - знакомство со страной, поездки в Германию».

Офицеры, признанные «непригодными», отправлялись обратно в лагеря. После окончания школы унтер-офицеров (т.е. низшего офицерского состава) при легионе офицеры командировались в Легионово, где существовала общая офицерская школа. Фон Зеккендорф обращал особое внимание на психологический момент в подготовке будущих офицеров легиона: на сохранение дистанции между солдатами и офицерами, на развитие их честолюбия и уверенности в себе. Он сетовал, что способных офицеров в Волго-татарском легионе не хватает, поэтому считал необходимым работу эту активизировать.

Нарукавная нашивка легиона «Идель-Урал». Второй, наиболее распространенный вариант

Мне представляется, что этот документ не только показывает остроту проблемы подготовки офицерских кадров в конкретном легионе, но позволяет примерно представить внутреннюю психологическую атмосферу этого соединения. Фон Зеккендорф - человек старой, прусской выучки - пытался по-своему распространить свой опыт среди поволжских татар, в конкретном деле подготовки пригодных для вермахта военных кадров. Попытки эти явно закончились неудачей, так как даже в конце войны почти все командиры легионов постоянно жаловались на отсутствие «пригодных» офицеров. К чему это приводило? К тому, что на место отсутствующих назначались офицеры немецкие, что означало отступление от первоначальных принципов комплектования Восточных легионов. Немецкие офицеры ни русского, ни тем более других языков народов СССР не знали, психологии своих подчиненных зачастую вообще не понимали. В итоге получался совсем неожиданный для немцев эффект: даже те представители восточных народов, которые действительно добровольно перешли на сторону Германии, начинали от этого испытывать психологический дискомфорт, замечая в факте назначения немецких офицеров проявление недоверия к легионерам. И из этого замкнутого круга германскому военному руководству также не удалось найти выхода.

Нарукавная нашивка легиона «Идель-Урал». Последний вариант нашивки для легиона по приказу от 1 июля 1944 г. Практически не употреблялся легионерами

Согласно плану, первый из батальонов Волго-татарского легиона, получивший номер 825, должен был быть создан к 1 декабря 1942 г., но его сформировали даже чуть раньше - 25 ноября. Сроком формирования 826-го батальона было установлено 15 декабря 1942 г., 827-го - 1 января 1943 г. Фактически же это произошло, соответственно, 15 января и 10 февраля 1943 г. Впервые же все три первых номера батальонов в сохранившихся документах упоминаются 3 ноября 1942 г. в качестве создающихся.

Татарские батальоны, которые создавались в Польше, в Едлино, под контролем и юрисдикцией командования Восточных легионов в германских вооруженных силах, и о которых подробно рассказывается на основании имеющихся документов, не были единственными. Вероятнее всего, при отдельных армиях или группах армий параллельно или же позднее, например, в течение 1944 г., создавались и другие татарские соединения. Среди них были и боевые, и строительные, и снабженческие подразделения. О них в источниках мы можем найти только отрывочные сведения, которые все-таки дополняют наши представления.

Из книги За Веру, Царя и Отечество автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

70. РУССКИЙ ЛЕГИОН Взвейтесь, соколы, орлами, полно горе горевать! То ли дело под шатрами в поле лагерем стоять! Солдатская песня Положение Антанты было тревожным. Американцы еще только перевозились в Европу и значительные силы могли выставить на фронт лишь осенью. Зато

Из книги Гай Юлий Цезарь. Злом обретенное бессмертие автора Левицкий Геннадий Михайлович

Любимый легион Цезарь достиг желаемого, но, как оказалось, даже положенного законом годичного консульства ему было много - судьба позволила ему наслаждаться властью не более пяти месяцев… Что ж, в конце концов, важно прожить не сколько, а как; и Цезарь наслаждался каждым

Из книги Иностранные добровольцы в вермахте. 1941-1945 автора Юрадо Карлос Кабальеро

Легион «Валлония» В своей политике на территории оккупированной Бельгии немцы отдавали предпочтение одной из двух крупнейших национальных групп - фламандцам. Когда Германия вторглась на территорию СССР, многие бельгийцы пришли на вербовочные пункты, чтобы принять

Из книги Иностранный легион автора Балмасов Сергей Станиславович

Как попадали в Легион Отрывки из записок журналиста Альбера Лондра «Бириби - военная каторга» сегодня почти неизвестны. В этом отрывке автор описывает посещение им страшной каторжной тюрьмы в Марокко Дар-Бель-Хамрит в которой из 180 заключенных многие были легионерами,

автора Каращук Андрей

Эстонский легион СС. В первую годовщину «освобождения» Эстонии, 28 августа 1 9 4 2 г., генеральный комиссар К. Лицманн обратился к эстонцам с призывом вступать в Эстонский легион для участия в обшей борьбе против большевизма. Уже в октябре первые добровольцы, отобранные в

Из книги Восточные добровольцы в вермахте, полиции и СС автора Каращук Андрей

Латвийский легион СС. В 1942 г. Латвийская гражданская администрация предложила немцам создать в помощь вермахту на добровольческой основе вооруженные силы общей численностью 100 тыс. человек с условием признания после окончания войны независимости Латвии, но Гитлер

Из книги Восточные добровольцы в вермахте, полиции и СС автора Каращук Андрей

Литовский легион СС. В январе 1943 г. германские власти в лице начальника СС и полиции Литвы бригадефюрера Высоцкого предприняли попытку организовать из добровольцев литовской национальности легион СС. Однако это мероприятие закончилось неудачей. В ответ немцы закрыли

Из книги Восточные добровольцы в вермахте, полиции и СС автора Каращук Андрей

Украинский легион. Первые украинские части в составе вермахта были созданы врезультате сотрудничества лидеров образованной в 1929 г. в эмиграции Организации украинских националистов (ОУН) С. Бандеры и А. Мельника с германской военной разведкой (абвером). В то время как

автора Чуев Сергей Геннадьевич

Армянский Легион Еще до начала Второй мировой войны немецким руководством был присвоен статус «арийских беженцев» членам армянской эмигрантской колонии в Германии. Специально для армян в Берлине издавались газеты на их родном языке. еженедельники «Армения» и «Родина».

Из книги Проклятые солдаты. Предатели на стороне III рейха автора Чуев Сергей Геннадьевич

Грузинский легион Накануне Великой Отечественной войны опыт сотрудничества грузинских националистов с Германией насчитывал не один год. Так, еще в 1915 году в составе немецкой армии был сформирован малочисленный «Грузинский Легион», в состав которого вошли

Из книги По следам человека со шрамом автора Мадер Юлиус

Из книги СС - инструмент террора автора Уильямсон Гордон

ИНДИЙСКИЙ ЛЕГИОН Первоначально сформированное в апреле 1943 года как 950-й индийский пехотный полк Вермахта, это соединение состояло из захваченных в плен индийцев - из числа тех, что сражались в рядах англичан в Северной Африке. В ноябре 1944 года подразделение было передано

Из книги Гибель империи казаков: поражение непобежденных автора Черников Иван

Глава 2 ЛЕГИОН Поморы ободрились и пошли в Славяно-Британский легион, формируемый генералом Эдмундом Айронсайдом. В легионе служили русские, поляки, финны, литовцы, латыши, чехи, эстонцы и даже китайцы. Предполагалось, что через 3–4 месяца русские начнут бои, и англичане

ТУРКЕСТАНСКИЙ ЛЕГИОН Пакет из МИД третьего рейха в солидном ведомственном конверте с соответствующими штампами и отметками был доставлен по обозначенному берлинскому адресу курьером. Из этого следовало, что получатель с восточной фамилией в министерских канцеляриях