Многоцелевых атомных подлодок проекта хаски. АПЛ пятого поколения «Хаски» вместо резины получит бесшумные композиты

Тематика проектирования подводных лодок традиционно относится к наиболее закрытым, поэтому новости по этой теме просачиваются на публику довольно редко и дозированно.

Тем не менее, у «Малахита» уже есть опыт заблаговременного попадания в сеть перспективных проектов - так, ещё в 1990-х в журнале «Гангут» появилось изображение будущего «Ясеня» (проект 885), оказавшееся впоследствии весьма близким к реальности.

Что мы видим?

На картинке, очевидно, «ракетный» вариант «Хаски» - носитель крылатых ракет комплексов «Калибр», «Оникс» и перспективного «Циркона». Лодка оснащена вертикальными пусковыми установками в носовой части и в ракетном отсеке в средней части корпуса. В носовой части используется, видимо, «лодочная» модификация универсальной пусковой установки на восемь ракет.

В средней части корпуса видны ещё восемь крышек, под которыми так же находятся пусковые установки. Если предполагать их унифицированность с пусковыми модернизированного «Ясеня» (проект 885М), то в каждой из них может быть размещён контейнер либо на четыре «Оникса», либо на пять «Калибров». В установках в носовой части лодки, скорее всего, могут размещаться только «Калибры».

Таким образом, в зависимости от загрузки, лодка может нести 40-48 крылатых ракет разных типов.

Можно отметить также новую форму ограждения выдвижных устройств (в просторечии - рубку) и хвостовую часть, явно унифицированную с ракетоносцами проекта 955А.

Что неправильно?

Художник не забыл изобразить крышки торпедных аппаратов в носовой части (в этом разрешении может быть не видно - прим. ред.), но, учитывая размещение сразу за ними вертикальных пусковых установок ракетного комплекса, торпедным аппаратам там делать нечего - где тогда поместятся их запасные торпеды? Возможно, это неперезаряжаемые пусковые установки для запуска средств гидроакустического противодействия - выполненных в габарите торпеды шумовые имитаторы подводной лодки.

Где тогда аппараты? Скорее всего, там же, где и на «Ясенях»: выведены побортно в нос под углом в задней части первого отсека, а боекомплект для них - во втором. Не исключён и другой вариант, что там вообще будут использоваться аппараты нового типа - со сбросом торпед вниз; подобно тому, как сбрасывают крылатые ракеты тяжёлые бомбардировщики.

Почему не нарисовали? Ну знаете, за слишком подробное рисование можно и статью с пола подобрать.

Главный вопрос - когда всю эту красоту начнут строить? Предположим, что года через два‑три.

В настоящее время российская судостроительная промышленность занимается рядом проектов, направленных на развитие подводных сил военно-морского флота. Ведется строительство нескольких подлодок новых типов, а кроме того, разрабатываются перспективные проекты подобной техники, а также создаются новые технологии, которые в будущем будут использоваться в очередных проектах. Недавно стали известны некоторые подробности последних проектов в области строительства подводных лодок.

6 сентября РИА опубликовало интервью с вице-президентом Объединенной судостроительной корпорации Игорем Пономаревым. В преддверии военно-технического форума «Армия-2016» руководитель ОСК раскрыл некоторые подробности текущих работ, а также рассказал о планах, касающихся грядущей выставки. Наибольший интерес при этом представляют новости о существующих и перспективных разработках в сфере подводных лодок. В настоящее время предприятиями ОСК осуществляется разработка нескольких новых проектов, которые в будущем помогут обновить боевой состав подводных сил.

Одной из важнейших программ последнего времени является создание воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ) для перспективных неатомных подлодок. Журналист РИА Новости задал вопрос о ходе текущих испытаний новой ВНЭУ на морском стенде, а также о сроках изготовления первой серийной системы этого класса. И. Пономарев рассказал, что испытания воздухонезависимой энергетической установки продолжаются в соответствии с графиком, утвержденным министерством обороны. После всех испытаний ВНЭУ своевременно будет представлена заказчику. Какой именно корабль получит новое оснащение первым – пока неизвестно. Подобное решение будет приниматься заказчиком в лице военного ведомства.

Первым носителем новой ВНЭУ, согласно предыдущим сообщениям, должна будет стать перспективная неатомная подводная лодка проекта, известного под шифром «Калина». По словам вице-президента ОСК, пока основные вопросы в контексте проекта «Калина» не решены. Решение о начале строительства головной лодки этого типа зависит от хода проектных работ и некоторых других факторов. В частности, большое влияние на программу оказывает разработка воздухонезависимой энергоустановки.

После завершения работ по техническому проекту, создаваемому специалистами ЦКБ «Рубин», а также после строительства опытного образца ВНЭУ промышленность в лице Объединенной судостроительной корпорации и министерство обороны смогут приступить к решению новых вопросов. На этой стадии будут обсуждаться условия контракта на строительство подлодок, в частности, потребуется определить завод, которому предстоит стать основным строителем новой техники. Тем не менее, все эти работы смогут начаться только после утверждения технического проекта.

Также в интервью для РИА Новости была затронута тема дальнейшего развития атомных подводных лодок различных классов. Наибольший интерес в этом контексте представляет перспективный проект с шифром «Хаски». И. Пономарев рассказал, что проект АПЛ «Хаски» в настоящее время находится на стадии формирования облика. Кроме того, около двух лет уйдет на создание эскизного проекта. После завершения текущего этапа разработки будет решаться вопрос о контракте на строительство подлодки. Какие-либо технические подробности нового проекта не оглашались.

Развитие атомных подводных лодок стратегического назначения пока идет по иному пути. Как рассказал руководитель ОСК, пока судостроительная промышленность не ведет работы по формированию облика перспективных подводных ракетоносцев. В настоящее время все силы в этой области брошены на улучшение существующего проекта 955 «Борей», относящегося к четвертому поколению. Три АПЛ этого типа уже переданы флоту. Ведется строительство еще четырех подводных крейсеров, относящихся к улучшенному проекту 955А «Борей-А».

Из всех тем, затронутых в недавней беседе прессы с представителем Объединенной судостроительной корпорации, наибольший интерес представляет разработка перспективной многоцелевой АПЛ типа «Хаски». Работы по этому проекту стартовали сравнительно недавно и, как показывают последние сообщения, еще находится на ранних стадиях. Таким образом, даже утечка каких-либо сведений о технической стороне проекта в его существующем виде вряд ли поможет определить окончательный облик.

Напомним, первые сообщения о возможной разработке перспективного проекта многоцелевой атомной подлодки пятого поколения появились в начале 2014 года. Тогда генеральный директор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения (СПМБМ) «Малахит» Владимир Дорофеев огласил некоторые идеи, касающиеся перспективной техники. По его словам, основные отличия АПЛ пятого поколения от существующих субмарин будут заключаться не в повышенных технических характеристиках, а в возможности интеграции в единое информационно-управляющее пространство, обеспечивающее улучшенное взаимодействие с другими подлодками и кораблями. Тем не менее, тогда руководитель конструкторского бюро не рассказал о разработке реальных проектов с подобными возможностями.

Первые технические подробности проекта многоцелевой АПЛ пятого поколения стали известны только в декабре 2014 года. Заместитель гендиректора СПМБМ «Малахит» Николай Новоселов тогда рассказал прессе, что перспективная подлодка будет иметь двухкорпусную конструкцию и полное водоизмещение до 12 тыс. тонн. Интересно, что на тот момент проект разрабатывался «Малахитом» в инициативном порядке, поскольку министерство обороны еще не выдавало техническое задание. Кроме того, Н. Новоселов упомянул, что одной из задач новых проектов является унификация многоцелевых и стратегических подлодок по различному оборудованию. Некоторые наработки в этом направлении уже были реализованы к настоящему времени.

В марте прошлого года были оглашены новые взгляды на облик перспективной АПЛ. Так, В. Дорофеев высказал убеждение, что новая подлодка будет строиться по модульному принципу, а также получит возможность использования робототехники. Применение робототехнических систем должно иметь большой потенциал, поскольку подлодке требуется сохранять скрытность даже при совместной работе и информационном обмене с другими боевыми единицами флота.

Так же в марте 2015 года появились первые сообщения о возможном составе вооружений перспективной подлодки. Со ссылкой на неназванные источники в оборонной промышленности отечественные средства массовой информации писали, что основным ударным вооружением подлодок «Хаски» станут перспективные гиперзвуковые крылатые ракеты «Циркон». Кроме того, источник этой информации отметил, что ракеты нового типа уже вышли на испытания.

Примерно через год после этого появились новые сообщения о ходе проекта «Хаски». Отмечалось, что на тот момент работы находились на стадии формирования облика атомной подлодки. Военно-морской флот занимался разработкой технического задания, в соответствии с которым должно было вестись эскизное проектирование. На выполнение эскизного проекта разработчик в лице СПМБМ «Малахит» получил около двух лет. Результатом этих работ станет формирование точного облика корабля. При этом утверждалось, что создание полностью титанового прочного корпуса не планируется, хотя некоторые элементы из титана все же будут присутствовать в конструкции. Тип реактора, предлагаемого к использованию, будет определен позже.

В начале апреля интересные сведения относительно облика АПЛ «Хаски» огласил генеральный директор ОСК Алексей Рахманов. По его словам, новая лодка по ряду ключевых элементов будет унифицирована, став стратегической и многоцелевой. Подобный подход применяется для достижения нескольких целей, в том числе для получения лучшего ценового предложения для военного ведомства. Также А. Рахманов рассказал о возможных сроках реализации проекта. Так, если ОСК сможет завершить разработку проекта подлодки четвертого поколения к 2017-18 годам, но к этому времени не начнется создание субмарины пятого поколения, то последнюю удастся выпустить не ранее 2030 года.

В конце июля этого года гендиректор СПМБМ «Малахит» уточнил возможный состав комплекса вооружений перспективной подлодки. По словам В. Дорофеева, новые АПЛ смогут нести или крылатые или баллистические ракеты, но одновременное оснащение корабля вооружением двух типов невозможно. Этому мешают массо-габаритные параметры вооружения.

По последним данным, в настоящее время ОСК и, в первую очередь, СПМБМ «Малахит» ведут разработку облика перспективной многоцелевой АПЛ пятого поколения. На этот этап работ понадобится около двух лет. После завершения эскизного проектирования будут решаться основные вопросы, связанные со строительством. Таким образом, головная подлодка нового типа сможет войти в строй не ранее начала следующего десятилетия. Какие преимущества даст подводным силам военно-морского флота появление перспективной АПЛ – пока говорить рано ввиду продолжения формирования ее облика. Тем не менее, уже сейчас ясно, что продолжающиеся работы по тем или иным проектам в области строительства подводных лодок в будущем будут полезны для безопасности страны.

По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://tass.ru/
http://lenta.ru/
http://interfax.ru/
http://bastion-karpenko.ru/

В нашей стране проектируется новая АПЛ "Хаски", которая возьмёт всё лучшее от предшественников и последние инновации. Американцы уже беспокоятся.

Американцы очень бдительно следят за нашим военным строительством. В середине марта официальный представитель Объединённой судостроительной корпорации Алексей Рахманов заявил российской прессе о начале разработки подводной лодки пятого поколения «Хаски». Проект находится ещё в самом начале: эскизный образец будет готов только через два года. Несмотря на скудость информации, постоянный обозреватель российской военной техники из The National Interest Дэйв Мажумдар посвятил «Хаски» целую статью. Почитаем.

Два варианта «Хаски»

Особенностью «Хаски» будет её максимальная унификация с другими подводными лодками. По мнению американского обозревателя, это очень похоже на подход, который применяют американцы. В США разрабатывается новый класс АПЛ «Огайо», в котором будут по максимуму использоваться технологии из предыдущей серии «Вирджиния». Благодаря этому, удаётся значительно удешевить всю работу.

Однако Мажумдар предположил, что российские конструкторы способны пойти на шаг дальше и разработать две версии новой подлодки. Одна из них, как и АПЛ проекта «Ясень», будет предназначена для борьбы с подводным и надводным флотом противника, а другая – для поражения наземных целей. Для этого нужно только вставить в корпус секцию с установками для запуска баллистических ракет.

Действительно, в российской прессе сообщалось, что КБ «Малахит» разрабатывает два варианта подводной лодки «Хаски» на основе одного и того же дизайна корпуса. Различия в системах вооружения: в одном из вариантов предполагается размещение на борту только торпед и противокорабельного вооружения, а в другом варианте подлодки будут вооружены крылатыми и баллистическими ракетами.

Первая версия, скорое всего, заменит подводные лодки проекта 971 «Щука-Б», проекта 945 «Сьерра» и проекта 671РТМ «Щука». Вторая же версия заменит ПЛАРК проекта 949А «Антей». На этот вариант «Хаски» предполагается установить гиперзвуковые крылатые ракеты «Циркон», что явилось неожиданностью для американца.

Возьмём всё лучшее

Дальше господин Мажумдар начинает гадать и предполагает, что за отправные точки проекта «Хаски» будут взяты проект 885М «Ясень» и элементы проекта «Борей», но новые подлодки будут меньше и дешевле своих советских предшественников. Кроме того, Мажумдар видит какие-то признаки того, что и на «Хаски» будет внедрена автоматизированная система управления, первый вариант которой был опробован на лодках проекта 705 «Лира». В принципе-то, логично всё: нужно брать все лучшие предыдущие наработки. Очевидно, что такой подход сэкономит и деньги, и время.

Американец считает, что на «Хаски» будет установлен реактор с жидкометаллическим теплоносителем. Такие реакторы на свинцово-висмутовом сплаве были установлены на «Лирах», и в своё время они являлись образцами передовых разработок. Атомные реакторы с жидкометаллическим теплоносителем гораздо производительнее и компактнее, чем водо-водяные. С одной стороны, установка такого реактора позволит сделать лодку компактной: водоизмещением всего 6000 тонн, но с другой это потребует создания специализированных портовых систем обслуживания. Впрочем, всё это было отработано ещё на «Лирах» в советское время. Накопленный опыт и далеко продвинувшиеся с тех пор технологии позволят сделать управление и обслуживание жидкометаллического реактора более безопасным.

Композитные материалы

Одной из важных проблем, которую нужно решить при проектировании новых подводных лодок - это максимальное снижение шума и достижение максимальной невидимости для радаров. И здесь нам на помощь придут новые композитные материалы. Вообще, учитывая условия эксплуатации подводных лодок и требования, которые к ним предъявляются, конструирование субмарин – это довольно интересная задача для материаловедения.

В советское время у нас делались подлодки с полностью титановым корпусом. Титан – очень прочный и одновременно лёгкий металл, но очень дорогой. У «Ясеней», поэтому, не весь корпус делается титановым, а только часть. А разработчики «Хаски» планируют и вовсе обойтись без титана, полностью перейдя на композиты. Причём из композитных материалов будут делаться все детали.

Цитируя Валерия Половинкина, советника Государственного научно-исследовательского центра им. Крылова, Мажумдар утверждает, что двуслойный композитный материал позволит не только значительно уменьшить вес субмарины, но и сделать её практически невидимой для радаров за счёт сильного поглощения материалом излучения радара. Другим свойством российского композита является его высокая звукопоглощающая способность. Таким образом, «Хаски» будет и невидимой, и неслышимой.

И это ещё не все плюсы композитных материалов. В отличие от металлов, композиты не подвержены коррозии, которая является бичом всех кораблей, плавающих в солёной океанской воде. Это значит, что эксплуатационные расходы сильно сократятся: не нужно будет тратиться ни на покраску, ни на резиновую обшивку. Уже в 2018 году планируется испытать гребной винт, сделанный из этого материала.

До встречи в море!

Судя по тону статьи, Дэйв Мажумдар серьёзно отнёсся к информации о новом проекте наших подводных лодок. Хотя он не провёл детального сравнения с американскими субмаринами, но в этом нет ничего странного. Судя по нескольким оговоркам, «Хаски» будет превосходить по некоторым характеристикам находящийся в разработке американский проект «Огайо». Одно из важных превосходств заключается в том, что пока американцы работают над одним типом подлодок, у нас будет сразу два. В цене и количестве инноваций мы тоже опережаем США. Впрочем, спешить с выводами не стоит. Подождём встреч в море.

Евгений Сизов


МНОГОЦЕЛЕВАЯ АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ КЛАССА «ХАСКИ»
MULTIPURPOSE NUCLEAR SUBMARINE OF THE FIFTH GENERATION OF CLASS HUSKY

Атомная подводная лодка (АПЛ) пятого поколения будет обеспечена возможностью интеграции в единое информационное пространство минобороны в режиме реального времени. Об этом заявил ИТАР-ТАСС в ходе выставки «ДефЭкспо-2014″ генеральный директор ОАО «Санкт- Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» (СПМБМ «Малахит») Владимир Дорофеев.
Отвечая на вопрос, по каким параметрам будет отличаться АПЛ 5-го поколения, он сказал: «Отличительные черты перспективного подводного корабля надо искать не в повышенной скорости, глубинном погружении, водоизмещении, габаритах, а совсем в других вещах, которые незаметны — возможности их интеграции в единое информационное пространство министерства обороны, взаимодействие с надводными кораблями и авиацией в реальном времени, то есть, возможности их участия в сетецентрических войнах».
«Есть серьезнейшие научные исследования по проблемам, которые не решены: связь под водой, быстродействие и информационность каналов, — пояснил свое мнение Дорофеев. — Перспективные лодки будут такими же черными и обтекаемыми, но вот их «мозги» будут их главным достоянием».

Проект атомной подводной лодки пятого поколения «Хаски» – одна из самых амбициозных военных программ современной России.

В последнее время информации о перспективном российском авианосце стало меньше. И это неудивительно. В условиях постоянных экономических трудностей такой корабль выглядит слишком дорогой «игрушкой». Куда дешевле строить АПЛ (атомные подводные лодки). Возможно, именно поэтому в прессе все чаще говорят о проекте российской подводной лодки с обозначением «Хаски». Интерес к этой субмарине велик еще и потому, что она может стать первой в истории подводной лодкой пятого поколения.

Здесь, впрочем, нужно внести ясность. Что такое поколения АПЛ? В отличие от истребителей пятого поколения, которые уже вовсю летают, лодок пятого поколения еще нет. А самым последним считается четвертое поколение. Такие АПЛ отличаются главным образом еще большей малошумностью. Это достигается за счет размещения гребных винтов в кольцевых насадках или использования водометных двигательных установок. Кроме того, инженеры широко применили звукопоглощающие покрытия нового типа и ряд других мер, резко снижающих шансы на обнаружение таких лодок. Вообще, именно шумность субмарины ставят во главу угла. Лодка будет жить столько времени, сколько сможет оставаться необнаруженной. Уйти от преследования, конечно, можно, но это (с учетом развития противолодочных средств) довольно тяжело.

Первой в истории субмариной четвертого поколения стал легендарный американский «Сивулф». Его ввели в строй в 1997-м. Правда, из-за высокой цены были построены только три такие АПЛ. Иначе сложилась судьба «Вирджинии»: таких многоцелевых подлодок четвертого поколения хотят построить около 30.

Россия в этом смысле несколько отстала от США. Первая российская лодка четвертого поколения вошла в строй ВМФ только к концу 2000-х годов. Речь идет о стратегическом ракетоносце К-535 «Юрий Долгорукий» – головном корабле проекта 955 «Борей». Еще позже была введена в строй первая российская многоцелевая АПЛ четвертого поколения проекта 885 «Ясень». Сейчас ВМФ имеет лишь одну такую субмарину, а всего их планируется восемь.

«Хаски» строит глазки

Вообще, именно проект 885 нужен для понимания того, какой будет российская подводная лодка будущего. В «идейном» смысле она, скорее всего, станет правопреемницей «Ясеня». Вероятно, внешне АПЛ «Хаски» будет похожа на эту субмарину.

Одно из первых конкретных упоминаний о новой лодке датируется 2013-м. Именно тогда главком ВМФ России (ныне экс-главком) Виктор Чирков заявил, что серийный выпуск подводных лодок 5-го поколения начнется в России после 2030 года.

Сначала специалисты окончательно определят облик будущей ПЛ. В марте 2016 года в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) заявили, что уже вовсю работают над этим вопросом. «В настоящее время идет работа по формированию облика новой АПЛ, Военно-морским флотом разрабатывается ТТЗ для выполнения эскизного проектирования корабля», – сказал представляющий ОСК источник. В корпорации также намекнули, что новая ПЛ будет меньше по размеру, чем ныне действующие субмарины (включая «Ясень»). Вероятно, это будет достигнуто за счет еще большей автоматизации и уменьшения численности экипажа. Предполагается, что формирование облика и создание эскизного образца удастся завершить в течение двух лет. Кораблестроители не планируют вариант с полностью титановым корпусом, но элементы из титана присутствовать будут.

Свои предположения насчет «Хаски» недавно высказал известный американский военный эксперт Дейв Маджумдар. Он полагает, что новую российскую АПЛ оборудуют реактором с жидкометаллическим теплоносителем. Такие реакторы на свинцово-висмутовом сплаве устанавливались на советских субмаринах проекта «Лира» и были образцами передовых разработок. «Лиры» превосходили все остальные атомные ПЛ по части скорости и маневренности, однако требовали особого обслуживания. Маджумдар отмечает, что атомные реакторы с жидкометаллическим теплоносителем гораздо производительнее и компактнее, чем водо-водяные. Установка такого реактора позволит сделать лодку компактной, однако потребует создания специализированных портовых систем.

Модель АПЛ проекта 705К «Лира» / ©Karopka

Сейчас новую лодку разрабатывает конструкторское бюро «Малахит». Отметим, что именно силами этого КБ была создана «Лира». Что же до вооружения «Хаски», то уже известно, что им, в частности, станет создаваемая ныне гиперзвуковая ракета «Циркон». Скорость этого изделия будет превышать скорость звука в 5–6 раз. Это очень важно, ведь в данном случае перехватить пущенную ракету будет очень и очень тяжело.

Как известно, авианосцы действуют в составе АУГ (авианосная ударная группа), имеющей прекрасную противовоздушную оборону. Однако наличие у «Хаски» ракет «Циркон» может существенно затруднить жизнь американских моряков. Придется как минимум пересмотреть тактику защиты АУГ. Дальность действия ракеты составляет 400 км. Это немало, хотя и несколько меньше, чем у старой крылатой противокорабельной ракеты П-700 «Гранит». Последние, в частности, используются на субмаринах проекта 949А «Антей», главной задачей которых является борьба с авианосцами.

Не только «Хаски» получит новую гиперзвуковую ракету. Еще раньше ею хотят вооружить атомный ракетный крейсер «Петр Великий», который иногда называют «убийцей авианосцев». Эта же ракета пополнит арсенал его близнеца – «Адмирала Нахимова», который сейчас проходит модернизацию.

Кстати, 17 марта этого года стало известно об успешном испытании ракеты «Циркон» на одном из российских полигонов. Так что шансы на то, что «Хаски» получит достойное оружие, довольно высоки. Простым смертным, увы, «Циркон» не показали, но раньше выдвигалась версия, что данная ракета может иметь много общего с российско-индийской ракетой BrahMos-II. Кроме гиперзвуковых ракет новая лодка, очевидно, получит новые мины и торпеды, а также аппаратуру, позволяющую эффективно отслеживать вражеские АПЛ.

Два в одном

В апреле 2016 года стала известна, возможно, главная особенность «Хаски». По словам главы ОСК Алексея Рахманова, новая АПЛ будет объединять в себе возможности многоцелевой и стратегической подлодки. «Это будет лодка, которая будет унифицирована – стратегической и многоцелевой по ряду своих ключевых элементов», – заявил он.

Данная информация чрезвычайно важна: сейчас атомные субмарины четко разграничивают по спектру решаемых задач. Стратегические подлодки несут баллистические ракеты на борту и в случае ядерной войны должны будут стереть с лица земли города и страны. Задачи многоцелевых лодок более «гуманны». Такие ПЛ нужны для уничтожения надводных кораблей/субмарин, разведки, а также нанесения ударов по наземным целям высокоточным оружием.

Описанная Рахмановым унификация преследует одну цель: сделать проект более дешевым. Действительно, создание одной субмарины, которая сменит и «Ясень» и «Борей», потребует намного меньше капиталовложений, чем проектирование двух лодок. С другой стороны, новую субмарину, как правило, позиционируют именно как «многоцелевую». Поэтому пока еще не совсем понятно, каким именно будет новый корабль по своему назначению.

Кстати, Россия не единственная страна, которая трудится над созданием перспективных атомных подлодок. Похожие работы ведутся и в США. Перед американцами, правда, стоят более конкретные задачи: они хотят заменить стремительно устаревающие стратегические подлодки третьего поколения типа «Огайо». Новым носителем баллистических ракет станет SSBN-X. Эта субмарина не позиционируется как лодка пятого поколения, так что Россия в теории может стать технологическим лидером в этой отрасли. Своего рода «законодателем мод». При этом количественно американские ВМС все равно будут превосходить флот России. Не нужно забывать, что одних только многоцелевых лодок типа «Лос-Анджелес» у американцев сейчас примерно 40 единиц. Они, конечно, старые, но вскоре их заменят десятки новых «Вирджиний». В таких реалиях аналог «Хаски» США может быть попросту не нужен.