Мероприятия по предупреждению аварий. Мероприятия по предупреждению крупных аварий и катастроф. Меры предупреждения ДТП

Для предупреждения ЧС техногенного характера проводится комплекс мероприятий организационного, технического, правового характера, направленных на недопущение аварий и катастроф, прежде всего на потенциально опасных объектах и на транспорте. В 1993 году Международной организацией труда принята Конвенция по предотвращению промышленных катастроф.

Назовем основные мероприятия по предупреждению аварий и катастроф на потенциально опасных объектах хозяйствования :

· размещение потенциально опасных объектов на безопасном удалении от жилой застройки и других объектов;

· разработка, производство и применение надежных потенциально опасных промышленных установок;

· внедрение автоматических и автоматизированных систем контроля безопасности производства;

· повышение надежности самих систем контроля;

· своевременная замена устаревшего оборудования;

· своевременная профилактика и техническое обслуживание техники и оборудования;

· соблюдение обслуживающим персоналом правил эксплуатации оборудования;

· совершенствование противопожарной защиты и контроль системы пожарной безопасности;

· снижение опасных веществ на объектах до необходимого количества;

· соблюдение правил безопасности при транспортировке опасных веществ;

· использование результатов прогнозирования чрезвычайных ситуаций для совершенствования систем безопасности.

Для предупреждения пожаров проводят профилактические организационные, технические, режимные и эксплуатационные мероприятия.

К организационным мероприятиям относятся : правильная эксплуатация машин и транспорта, правильное содержание зданий, территорий, своевременный инструктаж людей по пожарной безопасности, организация добровольных пожарных дружин, издание приказов по обеспечению пожарной безопасности.

К техническим мероприятиям относятся: соблюдение норм и правил при проектировании зданий, сооружений, устройстве электропроводки, отопления, вентиляции, освещения, правильное размещение оборудования.

К режимным мероприятиям относятся: запрет курения в не установленных местах, запрет производства огневых и сварочных работ в пожароопасных местах.

К эксплуатационным мероприятиям относятся: своевременная подготовка ремонта и испытания оборудования, профилактические осмотры.

Для предупреждения аварий и катастроф на транспорте проводят комплекс мероприятий организационного, технического и социального характера. Основными мероприятиями являются:



· контроль технического состояния транспортных средств, их своевременный профилактический ремонт и техническое обслуживание;

· выбор времени наиболее безопасного использования транспорта;

· выбор наиболее безопасных маршрутов движения транспорта;

· соблюдение водителями правил дорожного движения;

· выбор транспортных средств для перевозки наиболее опасных грузов;

· контроль состояния здоровья водителей и лиц, ответственных за безопасность дорожного движения;

· поддержание удовлетворительного состояния автомобильных и железных дорог;

· учет водителями автотранспорта состояния дорог в различные времена года и состояние погоды;

· соблюдение правил безопасности пассажирами различных видов транспорта.

Пассажиры различных видов транспорта часто являются также причиной аварий и катастроф. Для предупреждения железнодорожных аварий и катастроф и предупреждения гибели самих пассажиров, последние должны соблюдать следующие правила: не открывать при движении поезда наружные двери, не стоять во время движения на подножках и не высовываться из окон; не срывать при крайней необходимости стоп-кран; необходимо помнить, что даже при пожаре останавливать поезд нельзя на мосту и в других местах, где осложнится эвакуация; не возить с собой горючие и взрывоопасные вещества; при запахе горелой резины или появления дыма необходимо поставить в известность проводника; курить только в установленных местах.

Для предупреждения автомобильных аварий и катастроф , обеспечения своей безопасности и выживания в случае катастрофы пассажиры должны предпринять следующие меры предосторожности:

· по возможности сесть на заднее сидение;

· по возможности сесть на середину заднего сидения;

· сидя на переднем сиденье обязательно пристегнуть ремень безопасности;

· не отвлекать водителя во время движения;



· во время движения постоянно следить за дорожной обстановкой, чтобы катастрофа не оказалась для вас внезапной;

· если вы сели в автомобиль в головном уборе, то не снимайте его, а натяните потуже, это может уменьшить при катастрофе травму головы;

· нельзя садиться боком по направлению движения, так как при резком торможении можете получить травму;

· детям нельзя вставать на колени и смотреть в заднее окно, при торможении можно разбить голову;

· не садитесь в автомобиль с пьяным водителем.

Пассажир автобуса, троллейбуса, трамвая после посадки должен принять следующие меры безопасности, помня, что:

· середина салона – самое безопасное место;

· лучше сидеть спиной вперед: меньше риска в случае резкого торможения;

· если сидите на сидении лицом вперед, то держитесь руками за спинку переднего кресла;

· сидеть по правому борту безопаснее, чем по левому - подальше от встречного потока автотранспорта;

· если стоите, то размещайте точки опоры (две ноги, руку на поручне) так, чтобы их вертикальная проекция на пол образовала треугольник большей площади;

· заранее посмотрите, куда вы будете падать в случае резкого торможения, и кто будет падать на вас;

· держаться за поручни требуется всегда обязательно.

Пассажир самолета после посадки в самолет должен принять следующие меры безопасности: быть в верхней одежде (она может спасти вас от ожогов); оставайтесь в обуви (возможно, вам придется идти по осколкам); необходимо снять галстук, шарф, очки, заколки, не держать в карманах авторучки; тщательно подогнать ремень безопасности; поинтересуйтесь, где находится кислородная маска.

Основные мероприятия по предупреждению
биолого-социальных чрезвычайных ситуаций

Проблемами предупреждения инфекционных и других заболеваний населения обычно занимаются соответствующие государственные структуры путем проведения следующих основных мероприятий на основе постоянного мониторинга и научных исследований: проведение комплекса санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий среди населения при угрозе инфекционных заболеваний; совершенствование медицинского оборудования и методик диагностики; вакцинация, синтез новых лекарств и препаратов; разъяснительная работа среди населения; оповещение населения об эпидемиях инфекционных болезней; объявление карантина или обсервации.

Наиболее эффективными способами не допустить распространения эпидемии являются карантин и обсервация.

Карантин объявляется, если вид возбудителя особо опасен. В этом случае проводятся следующие мероприятия:

· организуется полная изоляция очага заражения с вооруженной охраной;

· выход и выезд людей, вывоз животных, а также имущества запрещается;

· прекращается работа предприятий и учреждений за исключением крайне необходимых;

· проводится комплекс медицинских мероприятий;

· снабжение продуктами осуществляется через перегрузочные пункты;

· организуется максимальная разобщенность людей;

· запрещается транзитный проезд через очаг заражения.

Обсервация объявляется, если вид возбудителя не особо опасен. В этом случае проводятся следующие мероприятия:

· ограничивается въезд и выезд на территорию;

· вывоз имущества разрешается только после дезинфекции;

· усиливается медицинский контроль за качеством продуктов;

· проводится медицинская профилактика населения;

· выявленные больные своевременно изолируются и направляются в лечебные учреждения.

Население также самостоятельно может применить средства неспецифической и специфической профилактики. К средствам неспецифической профилактики относятся антибиотики и интерфероны, а к средствам специфической профилактики – сыворотки, вакцины, анатоксины, бактериофаги. Неспецифическая экстренная профилактика проводится с момента заражения территории бактериальными средствами до момента индикации вида возбудителя, специфическая – с момента установления вида возбудителя.

Для предупреждения инфекционных заболеваний домашних животных обычно проводят вакцинацию, ветеринарную обработку животных и дезинфекцию мест нахождения животных. Для обработки используются различные дезинфицирующие растворы и приборы.

Для предупреждения поражения растений болезнями и вредителями проводят комплекс мероприятий с применением химических, биологических и агротехнических способов. Приведем примеры только некоторых из них. Чтобы уменьшить количество болезней и вредителей растений проводят: обязательное чередование культур в севообороте; глубокую зяблевую вспашку; очистку полей от послеуборочных остатков; правильный выбор сроков сева; сжатые сроки уборки урожая; внесение в почву микроэлементов и минеральных удобрений; известкование кислых почв; применение химических препаратов, уничтожающих возбудителей болезней и насекомых-вредителей.

Россия является одной из самых неблагоприятных стран. Способствуют такому положению вещей многие факторы. Органы ГИБДД регулярно публикуют статистические данные о наиболее распространенных причинах аварий, что позволяет вырабатывать более эффективные меры по избеганию дорожно-транспортных происшествий с трагическими последствиями. При этом основная причина ДТП меняется едва ли не каждый год. Так, если до недавнего времени специалисты называли главной бедой на наших дорогах пьянство за рулем, то сегодня за лидирующие позиции могут побороться и невнимательные пешеходы, и злостные нарушители ПДД в лице уже трезвых автомобилистов. Есть и другие значимые факторы, влекущие ДТП, но обо всем по порядку.

Категории причин ДТП

Если в простых понятиях подходить к рассмотрению самой природы будет ситуация на дороге, возникшая с участием как минимум одного автомобиля и повлекшая порчу имущества или вред здоровью. На основе этого можно заключить, что основные группы причин ДТП могут включать не только самих водителей и пешеходов, но и условия, в которых эксплуатируется дорожное покрытие. Сотрудники ГИБДД выделяют следующие категории причин ДТП:

  • Водители. В эту группу включаются все нарушения правил автолюбителями, в результате которых возникают аварии. Например, это может быть или та же езда в пьяном состоянии.
  • Пешеходы. Как ни странно, кроме знакомого многим обывателям эта категория предусматривает и порядка 9 других опасных действий пешеходов на дороге. В их числе быстрый выход из-за препятствия, движение вблизи транспорта и т.д.
  • Условия на дороге. В эту группу можно включить плохую видимость и недостаточное качество дорог.
  • Транспорт. Неполадки с самой техникой также становятся причинами ДТП. Например, если возникли с управлением, это повышает риск аварии.
  • Велосипедисты. Эта группа участников движения также представляет опасность. Райдеры могут не соблюдать очередность в потоке, внезапно выезжать на проезжую часть и т.д.

После того как определены главные категории, стоит подробнее рассмотреть основные причины ДТП в России в порядке их распространенности.

Превышение скорости

Несоблюдение скоростного режима регулярно оказывается главным фактором, который приводит к неприятным последствиям на дороге. В частности, такие ДТП происходят в результате наезда на пешеходов и препятствия, а также столкновения с другими транспортными средствами. Как правило, предвещает аварию потеря управляемости автомобиля, что может повлечь опрокидывание, занос, вылет с проезжей части и другие последствия с печальным исходом. К наиболее тяжелым ситуациям относятся ДТП в условиях плохой видимости, если участник движения превышает скорость и сталкивается на встречной полосе с другой машиной.

Вождение в пьяном состоянии

Разработка жестких мер по борьбе с пьянством позволила несколько сократить количество аварий, спровоцированных алкоголем. Тем не менее статистика по таким случаям все еще остается малоутешительной. К тому же в некоторых регионах именно пьянство за рулем - основная причина ДТП, которая приводит к другим нарушениям правил движения. К слову, уже упомянутое превышение скорости выделяется в отдельную причину, в то время как именно нетрезвое состояние водителя может выступать первоначальным фактором такого нарушения.

Неудовлетворительное качество дорог

Одна из старейших тем в обсуждении глобальных проблем России - дороги. Обычная ситуация, когда пресловутый ухаб становится опасным фактором, из-за которого автомобиль самопроизвольно совершает выезд на встречную полосу. Омрачается положение дел тем, что дорожные службы практически не привлекаются к ответственности за подобные изъяны покрытий. Впрочем, основная причина ДТП даже не столько в качестве дорог, сколько в их инфраструктурном обеспечении. Организация работы светофоров, нанесение дорожной разметки и установка знаков нередко выполняются с откровенными ошибками и нарушениями, что и приводит к авариям.

Неисправности автомобилей

Нельзя не затронуть и проблему технического состояния довольно внушительной части российских автомобилей. Даже несмотря на жесткую регуляцию законодательством РФ допуска машин к эксплуатации, без труда можно обнаружить в рядовом потоке транспортные средства с серьезными неисправностями. Как отмечают специалисты, в этой группе основная причина ДТП касается тормозов. Порядка 30 % эксплуатируемых автомобилей работают с неотрегулированными или вовсе неисправными тормозными механизмами. Другое дело, что некоторые проблемы с регулировкой могут допускать эксплуатацию транспорта. Также к распространенным неполадкам в технической части, которые влекут ДТП, можно отнести проблемы с оптикой, слабость конструкции из-за плохо выполненного ремонта и, конечно, неточности в рулевом управлении. Здесь же стоит отметить и сезонные «болезни». В основном такие аварии связаны с неправильной эксплуатацией шин - например, когда зимой используется летняя резина.

Желая сократить путь или время в дороге, многие пешеходы решают игнорировать правила дорожного движения и совершают переход проезжей части в неположенном месте. Но тут есть свои нюансы. Дело в том, что строгое разграничение вины водителей и пешеходов не всегда возможно. Например, если речь идет о ребенке или пенсионере. Конечно, формально может быть прав водитель, но очевидно, что требовать от детей или стариков повышенного внимания не приходится. Так или иначе, основные причины ДТП по вине пешеходов относятся к игнорированию ПДД. Переход в неустановленном месте или движение на красный свет - вот главные нарушения со стороны пешеходов. Усугубляется ситуация в темное время, когда и переход по «зебре» не гарантирует безопасность. В данном случае следует заранее подготовить светоотражающие элементы одежды.

Меры предупреждения ДТП

Казалось бы, в руках современных отделений ГИБДД сосредоточены эффективные инструменты, направленные на выявление и борьбу с виновниками дорожно-транспортных происшествий. Однако этого оказывается недостаточно. Дело в том, что основные причины ДТП и меры их предупреждения следует рассматривать с двух позиций - со стороны дорожных инспекций, служб безопасности и глазами непосредственных участников дорожного движения. Специальные уполномоченные организации по борьбе с нарушениями занимаются комплексной профилактической работой. В частности, разрабатываются эффективные меры контроля технического состояния автомобилей, совершенствуются подходы и методы к регулированию дорожного движения, вводятся более жесткие штрафы, а также проводится разъяснительная пропагандистская работа с населением. Что касается самих пешеходов и автолюбителей, то в их интересах не только соблюдать ПДД, но и страховать себя от возможных нарушений со стороны других лиц.

Заключение

В России действует современный и хорошо продуманный перечень правил дорожного движения, соблюдение которого позволяет минимизировать риски любых аварий. Проблема заключается в том, что, например, основная причина ДТП в виде пьянства является практически не уловимой для органов дорожного порядка без соответствующей проверки. Это же относится к водителям, чей стиль езды предполагает высокую скорость. Как правило, это опытные участники движения, которые уверены в своих силах и не всегда адекватно оценивают ситуацию. Обе группы представляют опасность для других автомобилистов, как и пешеходы, которые в целях экономии времени решаются на переходы в неустановленных местах. К сожалению, бороться с такими явлениями можно только с помощью общего повышения культуры вождения и в целом эксплуатации проезжих частей, а это вопрос многих лет.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ

ПРОИСШЕСТВИЙ

Основные мероприятия, направлен­ные на предупреждение ДТП, вклю­чены в комплексную целевую про­грамму повышения безопасности перевозок грузов и пассажиров авто­мобильным транспортом Минавто-транса РСФСР. Эти мероприятия объединены в 5 групп.

1. Совершенствование системы под­ готовки, переподготовки водителей и ИТР:

Ежегодное обучение ИТР, связан­ных с движением транспортных средств, вопросам БДД по специаль­ной программе со сдачей зачецрв;

Ежегодное обучение водителей по основам БДД;

Совершенствование профессионального мастерства водителей автобусов, грузовых и легковых автомо­билей;

Выполнение установленных требо­ваний стажировки водителей автобу­сов, грузовых и легковых автомоби­лей.

2. Улучшение медико-санитарного обслуживании водителей и контроля за состоянием их здоровья :

Обязательные периодические меди­цинские переосвидетельствования водителей транспортных средств в
установленные сроки;

Предрейсовые. послерсйсовыс и межрейсовые медицинские осмотры водителей;

Создание сети передвижных меди­цинских пунктов для контроля за со­стоянием здоровья водителей на ли­нии;

Создание стационарных здравпунк­тов, медико-санитарных частей и по­ликлиник в территориальных объе­динениях автомобильного транспорта (ТОАТ).

3. Улучшение технического состоя­ ния автомобилей, улучшение дорож­ных условий, совершенствование ор­ганизации перевозок и контроля за работой водителей на линии:

Контроль за соблюдением и качест­венным ТО и ТР автомобилей;

Внедрение диагностических комп­лексов для определения технического состояния автомобилей;

Создание действенной системы кон­троля за состоянием автомобильных дорог и своевременное принятие мер по обеспечению безопасных условий движения на маршрутах работы транспортных средств;

Разработка общесоюзных требова­ний по обеспечению безопасности ав­тобусных перевозок;

Выполнение Положения о рабочем времени и времени отдыха водите­лей автомобилей;

Повышение БД автобусов, работа­ющих на междугородных н приго­родных маршрутах;

Создание действенной системы кон­троля за работой водителей на ли­нии;

Повышение эффективности индиви­дуальной работы с водителями.

4. Совершенствование деятельности СБД:

Разработка и реализация планов работ но предупреждению ДТП;

Организация учета и анализа ДТП участие в их служебном расследова­нии;

Действенная система контроля за выполнением подведомственными ор­ганизациями приказов и указаний по Вопросам БДД;

Ежегодные смотры-конкурсы пере­дового опыта АТП и ТОАТ по безопасности автомобильных перевозок с подведением итогов на областных и Всероссийских совещаниях-семинарах о БДД;

Создание сети специализированных опорных пунктов в ТОАТ по разра­ботке и внедрению достижений научно-технического прогресса и пере­дового опыта по безопасности пере­возок;

Выпуск кинофильмов, магнитофильмов, диафильмов, публикаций по вопросам БДД;

Внедрение отраслевой автоматизи­рованной системы учета и анализа ДТП.

5. Совершенствование работы с кадрами:

Организация работы кабинетов по ВД на АТП и их оборудование;

Организация работы водителей-инструкторов по БД по совершенствованию профессионального мастерства иповышению дисциплины водителей на линии;

Награждение водителей значком «За работу без аварий»;

Внедрение материальных стимулов (водителей за безаварийную работу;

регулярная аттестация по БДД руководящих работников служб АТП, других организаций автомобильного транспорта, а также работников БДД.

Разработка мероприятий по предупреждению ДТП способствует реше­нию задачи управления безопасно­стью движения на автомобильном транспорте. Эффективное управление деятельностью по обеспе­чению БДД является главной целью (1). Этой цели можно добиться Пу­тем достижения целей более низкого ранга - подцелей второго порядка. Эти подцели следующие:

1) проведение на АТП стандартного комплекса мероприятий по БДД-(1.1);

2) подготовка работников АТП по во­просам БДД и гарантия их заинте­ресованности в ее обеспечении (1.2);

3) управление сокращением числа ДТП (1.3);

4) координация работы организаций, связанных с дорожным движением, постановка обоснованных требований к этим организациям по обеспечению ими БДД и контроль за выполнени­ем этих требований (1.4).

В свою очередь подцели 1.1 и 1.3 состоят из подцелей третьего поряд­ка. Подцель 1.1 включает:

Разработку и внедрение норматив­но-методических материалов по обес­печению безопасности перевозок (1-1.1);

Введение в должностные инструк­ции всех ИТР АТП обязанностей по обеспечению БДД и выполнение этих обязанностей (1.1.2);

Координацию деятельности всех служб АТП (эксплуатации, техниче­ской, кадровой, БД, медицинской и др.), их нацеленность на достиже­ние конечных результатов (1.1.3);

Обеспечение выполнения всеми ра­ботниками АТП" обязанностей по БДД (1.1.4).

Подцель 1.3 достигается путем : - введения долгосрочного планирования мероприятий по сокращению ДТП и графиков реализации запла­нированных мероприятий (1.3.1);

Оценки и анализа эффективности за­планированных мероприятий (1.3.2);

Использования современных до­стижений научно-технического прог­ресса в области обеспечения БДД (1-3.3).

Конечной целью выполнения комп­лексной программы обеспечения безопасности перевозок грузов и пасса­жиров является искоренение случаев гибели и ранения людей в ДТП (рис. 2.2). Эта главная цель (1) до­стигается путем решения двух подце­лей: сокращения количества ДТП (г.1) и снижения тяжести их послед­ствий (1.2).

Подцель 1.1 включает в себя следующие задачи:

Постоянное улучшение качественного состава во­дителей на ДТП (1.1.1);

Повышение нужности водительского состава (1.2);

Создание здорового социаль­но-психологического климата в кол­лективе" ДТП (1.1.3).

Подцель 1.2 включает : совершенст­вование пассивной безопасности кон­струкции автомобилей (1.2.1);

Опера­тивное оказание помощи пострадав­шим при ДТП, другие действия води­телей по обеспечению послеаварийной безопасности (1.2.2);

Исключение неорганизованных перевозок пасса­жиров и грузов или перевозку пасса­жиров на транспортных средствах,не предназначенных для этих целей (12.3).

В свою очередь, подцель 1.1.1 предполагает:

Сокращение текучести кадров «надежных» водителей (1.1.1.1); выявление и отстранение от работы на линии «опасных» водителей (1.1.1.2);

Создание действенных огра­ничений, препятствующих приему на работу «опасных» водителей (1.1.1.3).

Подцель 1.1.2 предполагает:

Обес­печение оптимального баланса между уверенностью и чувством опасности у водителей (1.1.2.1);

Поддержание (улучшение) состояния здоровья и работоспособности водителей

Воспитание чувства высо­кой профессиональной ответственно­сти (дисциплинированности) у води­телей (1.1.2.3);

Повышение профес­сионального мастерства водителей (1.1.2.4);

Обеспечение адаптации мо­лодых и поступивших на ДТП води­телей (1.1.2.5); выявление «проб­лемных» водителей и проведение с ними специальной работы (1.1.2. 6).

Достижение подцели 1.2.2 можно обеспечить:

Эвакуацией пассажиров (и водителя) из салона (кабины) ав­томобиля (1.2.2,1) вызовом «скорой помощи» (1.2.2.2);

Оказанием довра­чебной медицинской помощи постра­давшим (1.2.2.3).

Подобное схематичное представле­ние мероприятий от высшей цели к конкретным мерам по ее достижению получило название «дерево целей».

Классификация ЧС

По источникам или сферам возникновения – природные (опасные природные явления и процессы, стихийные бедствия, космические катастрофы и др.), техногенные (аварии и катастрофы на промышленных, горнодобывающих и гидротехнических объектах, в строительстве, в сельском и лесном хозяйстве, на транспорте, в бытовой сфере и т.д.), экологические (резкое изменение климата, загрязнение окружающей среды и пр.) и социальные (социально-политические и экономические кризисы и конфликты, войны, терроризм, преступность, наркомания, эпидемии и т.д.).

По масштабу – локальные, объектовые, местные, региональные, федеральные, трансграничные ЧС. Здесь квалификационными признаками являются – территория, подвергнувшаяся воздействию ЧС, тяжесть последствий, а также силы и средства, необходимые для ликвидации его последствий. Подобная классификация изложена в Постановлении Правительства РФ «О классификации ЧС природного и техногенного характера» № 1024, от 13.09.1996 г.

По причине возникновения – преднамеренные, т.е. ЧС, спровоцированные действиями людей и общественными группировками (социальные, политические, межэтнические или межконфессиональные конфликты, войны и т.п.), и непреднамеренные ЧС , вызванные случайными обстоятельствами, не зависящими от действий конкретных людей или общественных сил (чаще всего связанные со стихийными бедствиями, неурожаями, эпидемиями и пр.).

По характеру поражения – ЧС, вызывающие физическое поражение , обусловленное различными формами энергии (кинетической, акустической, электромагнитной, тепловой, элементарных частиц и т.д.); химическое , возникающее в результате воздействия активных химических и отравляющих веществ; биологическое , обусловленное болезнетворными микробами, токсинами, биологически активными веществами; комбинированное, являющееся результатом одновременного воздействия сразу нескольких поражающих факторов; психологическое , вызванное стрессами в результате воздействия тех или иных поражающих факторов или же их ожидания.



По скорости развития и распространения – взрывные, внезапные, скоротечные, быстро распространяющиеся ЧС (извержение вулканов, землетрясения, снежные лавины, прорывы гидротехнических сооружений, пожары, взрывы на производственных объектах, транспортные аварии и катастрофы, террористические акции, политические и военные столкновения и т.д.), плавные, долговременные (природные аномалии, загрязнение окружающей среды, экономическая стагнация, инфляция, безработица, предпосылки социальных революций, войны и т.п.).

По принципу конфликтности – конфликтные , как правило, связанные с деятельностью людей (экономические кризисы, социальные революции, военные столкновения, экстремизм, межэтнические и межконфессиональные конфликты, терроризм, разгул преступности, широкомасштабная коррупция и т.п.) и бесконфликтные , вызванные природными явлениями и процессами, а также бесконфликтной деятельностью социума (стихийные бедствия, космические катастрофы, экологические проблемы, эпидемии и пр.)

По возможности предотвращения – неизбежные (стихийные бедствия и эпидемии) и предотвращаемые (техногенные аварии и катастрофы, социально-политические конфликты, крупномасштабные войны и пр.).

Вопрос 6. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Основные задачи РСЧС: разработка правовых и экономических норм, связанных с защитой населения; подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях; прогнозирование чрезвычайных ситуаций; оценка и ликвидация социально-экономических последствий ЧС; надзор и контроль в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, международное сотрудничество в области защиты населения и территорий; ликвидация ЧС.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций решает вопросы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера с помощью комплекса мероприятий, обеспечивающий в мирное время защиту населения, территорий и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства. Объединяет в себя органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Вопрос 4 Примеры чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Природные ЧС

Трансвааль Парк -- спортивно-развлекательный комплекс в Тёплом Стане на юге Москвы. 14 февраля 2004 года примерно в 19:20 произошло обрушение крыши аквапарка. В этот момент в здании находилось около 400 человек. По словам очевидцев, под крышей оказались погребены самые популярные аттракционы «Трансвааля», включая детский бассейн. Число погибших составило 28 человек, в том числе 8 детей, травмы различной степени тяжести получили 193 человека (в том числе 51 ребёнок). Следствием рассматриваются четыре основные версии обрушения крыши: нарушение в проектировании здания, ошибки при строительстве, неправильная эксплуатация либо подвижка грунта, на котором был возведен «Трансвааль». Версия теракта, по официальным данным, не нашла подтверждения

Примером крупномасштабной катастрофы являются трагические события в г. Бхопал (Индия, 1984 г.). Там, на фабрике по производству пестицидов, владельцем которой являлась американская компания «Юнион Карбайд», произошла утечка более 30 т ядовитой смеси фосгена и метилизоцианата. Последствия были ужасающими: погибли 3 тыс. человек, около 20 тыс. ослепли и у 200 тыс. человек впоследствии обнаружены серьезные поражения головного мозга, параличи и т.д. У многих детей, появившихся на свет после катастрофы, имели место случаи уродства.

История знает случаи крупнейших катастроф морских судов, которые вызвали нефтяное загрязнение Мирового океана. Так, в марте 1978 г. е берегов Франции затонул супертанкер «Амоко Надис», при этом пролилось 230 тыс. т нефти, образовав гигантское нефтяное пятно, погибли сотни тысяч морских птиц и других животных. Укажем, что 1 т нефти способна образовать пленку около 10 км 2 , в результате чего резко ухудшается процесс газообмена между атмосферой и толщами Мирового океана.

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС - индустриальная техногенная катастрофа, произошедшая 17 августа 2009 года. В результате аварии погибло 75 человек, оборудованию и помещениям станции нанесён серьёзный ущерб. Работа станции по производству электроэнергии приостановлена. В результате проведённого расследования Ростехнадзор непосредственной причиной аварии назвал разрушение шпилек крепления крышки турбины гидроагрегата, вызванное дополнительными динамическими нагрузками переменного характера, которому предшествовало образование и развитие усталостных повреждений узлов крепления, что привело к срыву крышки и затоплению машинного зала станции. Авария на данный момент является крупнейшей в истории катастрофой на гидроэнергетическом объекте России и одной из самых значительных в истории мировой гидроэнергетики .

Природные

Наиболее известные катастрофические землетрясения XX века: Калифорнийское (1906 г., погибло 700 тыс.), Мессинское (1908 г., 82 тыс. человек), Токийское (1923 г., 140 тыс. человек), Китайское (1976 г., около 150 тыс. человек), Мексиканское (1985 г., 10 тыс. человек), Армянское (1988 г., более 25 тыс. человек) и Турецкое (1999 г., 16 тыс. человек). В результате Армянского землетрясения оказались без крова 514 тыс. человек, сильно пострадали города Ленинакан, Кировокан, полностью разрушены г. Спитак и 58 сел. Последствия не устранены до сих пор.

В России к наиболее опасным сейсмическим районам относятся Кавказ, Алтай, Забайкалье, Дальний Восток, Сахалин, Курильские острова, Камчатка. Постоянной угрозе разрушительных землетрясений подвержено 20% территории страны.

Одним из сильнейших землетрясений в истории современной России стало Сахалинское - 27 мая 1995 г. Согласно официальным данным. общая площадь, которая подверглась катастрофическим сейсмическим толчкам, составила 215 тыс. км 2 , был полностью разрушен г. Нефтегорск, погибло около 2 тыс. человек.

В декабре 1944 г. недалеко от берегов Финляндии корабли 3-го флота США оказались в районе близ центра урагана. Вследствие этого 3 эсминца затонули, 28 других кораблей получили серьезные повреждении, 146 самолетов на авианосцах и 19 гидросамолетов на линкорах и крейсерах были разбиты, повреждены и смыты за борт, погибло свыше 800 человек.

Крупнейший в прошлом столетии тропический циклон, образовавшийся в 1970 г. на Бангладеш, унес жизни 300 тыс, человек. В 1991 г. ураган там же погубил 148 тыс. человек, 81 тыс. получили ранения.

31 января 1954 г. штормовой ветер со скоростью 60 км/ч пронесся над морем, вызвав прилив. Больше всего от вторжения моря на сушу пострадали Великобритания и Нидерланды. Разрушения распространились на тысячу миль британского побережья. Тысячи людей остались без крова, погибли 58 человек. Это была самая большая катастрофа в Британии в послевоенные годы

Вопрос 5 Мероприятия по предупреждению крупных аварий и катастроф

Крупные производственные аварии и катастрофы наносят большой ущерб народному хозяйству, поэтому обеспечение безаварийной работы имеет исключительно большое государственное значение. Современное промышленное предприятие является сложным инженерно-техническим комплексом. Успех его работы во многом зависит от состояния других предприятий отрасли, объектов смежных отраслей, обеспечивающих поставки по кооперации, а также от состояния энергоснабжения, транспортных коммуникаций, связи и т. п. Мероприятия по предупреждению аварий и катастроф являются наиболее сложными и трудоемкими. Они представляют комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин аварий и катастроф, максимальное снижение возможных разрушений и потерь в случае, если эти причины полностью не удается устранить, а также на создание благоприятных условий для организации и проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

Наиболее эффективным мероприятием является закладка в проекты вновь создаваемых объектов планировочных, технических и технологических решений, которые должны максимально уменьшить вероятность возникновения аварий или значительно снизить материальный ущерб в случае, если авария произойдет. Так, для снижения пожарной опасности предусматривается уменьшение удельного веса сгораемых материалов. При проектировании новых и реконструкции существующих систем водоснабжения учитывается потребность в воде не только для производственных целей, но и для случая возникновения пожара. Подобные решения разрабатываются и по другим элементам производства. Учитываются требования охраны труда, техники безопасности, правила эксплуатации энергетических установок, подъемно-кранового оборудования, емкостей под высоким давлением и т.д. Таким образом, эти мероприятия разрабатываются и внедряются комплексно, с охватом всех вопросов, от которых зависит безаварийная работа объектов, с учетом их производственных и территориальных особенностей, с привлечением всех звеньев управления производственной деятельностью.