Ли местоимение их. Местоимение: примеры. Притяжательное местоимение - пример. Указательные местоимения - примеры

Личные местоимения - я , ты , мы , вы , он , она , они , оно - указывают на лица и предметы по отношению к их участию в речи.

1 лицо

Ед. число: я - указывает на говорящего.

Мн. число: мы - указывает на группу лиц, включая говорящего.

2 лицо

Ед. число: ты - указывает на собеседника, к кому обращаются с речью.

Мн. число: вы - указывает на группу лиц вместе с собеседником.

3 лицо

Ед. число: он , она , оно - указывают на лицо, не участвующее в речи, т. е. на того, о ком идёт речь.

Мн. число: они - указывает на группу лиц, не участвующую в речи, но о которой идёт речь.

Морфологические особенности личных местоимений

Не имеют морфологической : лишены формальных родовых показателей, но в зависимости от контекста могут приобретать значение любого рода: ты пришёлØ - ты пришла (согласование в ед. числе).

По школе (Шанский Н. М., Тихонов А. Н., Ладыженская Т. А.): личное местоимение он изменяется по родам : он Ø (м. р.) - она (ж. р.) - оно (ср. р.) .

Характерной особенностью личных местоимений является супплетивизм основ: я - меня , мы - нас , он - его .

И. п. я ты мы
Р. п. меня тебя нас
Д. п. мне тебе нам
В. п. меня тебя нас
Т. п. мной /мною тобой /тобою нами
П. п. (обо ) мне (о ) тебе (о ) нас
И. п. вы он она они
Р. п. вас его её их
Д. п. вам ему ей им
В. п. вас его её их
Т. п. вами им ей ими
П. п. (о ) вас (о ) нём (о ) ней (о ) них

По «Грамматике - 80», местоимения я и мы морфемно нечленимы, у местоимения он в формах Р. п., Д. п. и В. п. [j] фонетически не реализуется (его ):

  • я Ø - ме н я
  • м ы Ø - нас
  • ты - те б я
  • вы - вас
  • о н Ø - [j] его
  • они - ими

Синтаксические особенности

В предложении личные местоимения чаще всего выполняют функцию подлежащего или дополнения.

  • На заре ты её не буди,
  • На заре она сладко так спит.
  • (А. А. Фет)

Помимо прямого значения, личные местоимения могут употребляться и в переносном значении:

1. Местоимение «мы» в значении «я» используется в научной и публицистической речи, как авторское «мы» .

  • Мы предлагаем внести в рукопись следующие изменения.

2. «Мы» в значении «ты» или «вы» используется для выражения сочувствия, сопереживания.

  • Ну, как мы себя чувствуем?
  • (Л. Н. Андреев)

3. «Мы» в значении «я» - императорское «я» , используется для возвеличивания и придания важности.

  • Божиею милостию, Мы, Александр Второй, Император и Самодержец Всероссийский, Царь Польский...
  • (Александр II. Коронация монарха, 1856 г.)

4. Очень часто используется «вы» в значении «ты» для выражения уважительного отношения к собеседнику.

5. Местоимение «он» или «она» используется в значении «ты» для выражения пренебрежительного отношения к адресату.

  • «Я и так всё знаю, она ещё правду не говорит. Вот мама!», - ворчал раздосадованный сын. (Она не говорит = ты не говоришь.)

Русский язык обладает огромным количеством речевых возможностей, например, позволяя заменять значимые слова другими, не меняя смысла, но придавая повествованию большую динамичность и разнообразие. Что такое местоименные слова и какова их роль в языке ?

Отводится самостоятельная роль среди частей речи. Местоименные слова ссылаются на предметы, не уточняя их наименования , характеризуют количество, обстоятельственные моменты и признаки этих действующих объектов. Местоимение как часть речи поэтому имеет обобщенное лексическое понятие.

Вконтакте

Классификация и отличительные особенности

Местоименных слов в очень много, они различаются по категориям, функциям и значениям. Таблица местоимений поможет разобраться в этом:

Ссылаются на: Изменяются
Личные местоимения
Участников беседы: на того — кто говорит; того – для кого говорят или тех — о ком (чём) идёт речь. Меняют число: я, ты, он, его — единственное:

мы, их, вас — употребляются во множественном смысле .

Признак рода имеют только в третьем лице: он пришёл, ей понравилось, её пригласили, говорят о нём.

Я — меня, она – её, ты – тебя, они — их.

Я прочитал эту книгу – Меня заинтересовала эта книга.

Она выполнила домашнее задание – Её попросили выполнить домашнее задание.

Притяжательные
Отношение или связь предмета с чем-то или кем-то. Имеют числовые формы: единичный признак: твоё, его, мой, моего; множественный: наши, их, вашего.

Падежные формы: мой, моего, моему.

Род можно определить только в единственном числе : её, ему, ей.

Пример: Я живу в своей квартире. Ты живёшь в своей квартире. Они живут в своей квартире. В первом предложении речь идёт о квартире говорящего, во втором – о квартире того, с кем говорят, а в третьем – тех, про кого говорят.
Возвратные
Событие происходит с действующим субъектом. Не изменяют лица, рода и числа.

Во всех падежах, за исключением именительного, склоняются с изменением окончания: себя, собою, себе.

Твои доклады подготовлены отлично. Мое зеркало разбилось. Моя одежда выглядит очень модно.
Вопросительные местоимения
Применяются для усиления вопроса в речи Падежные изменения: какой, кому, какого, кого, какому, чему, какая.

Род определяется в одиночном значении – какой сладкий, какая свежая, какое весёлое.

Множественные выражения – которые сутки, какие известия.

Неизменными остаются местоимения-наречия: Зачем он приехал? Где остановиться? Когда начнется отпуск? Откуда вернулся автобус?

На одушевленный предмет ссылается местоимение «кто?». К неодушевленному существительному ставится вопрос «что?».

Кто совершил преступление? Что подарить на день рождения?

Относительные местоимения
Подобны по свойствам вопросительным, но без знака вопроса. Применяются в качестве союзов для связи придаточных предложений в сложноподчинённых с главным. Изменяются в том же порядке , что и вопросительные местоимения.
Примеры: Я понимаю, кто решил эту задачу. Он помнит, когда начинается собрание.
Отрицательные местоимения
Отрицание существования чего-либо: лиц, количества, предметов, явлений или признаков. Походят от вопросительных или относительных разрядов, сливаясь с приставкой «ни-».

Изменяются по тему же принципу.

Используются в предложениях с выражением отрицания :

Никто не сможет решить этот вопрос. Никогда не смогу тебя простить.

Неопределенные местоимения
Неизвестность, неопределённость признаков, свойств и количества. Образуются добавлением ударной приставки «не-», префикса «кое-» и постфиксов «-то», «-либо», «-нибудь» к словам вопросительного или относительного содержания.

Особенности морфологии и грамматики – как у вопросительной категории местоимений.

Никакого смысла нет в этом действии. Никого здесь не было. Никому не скажу.
Указательные местоимения в русском языке
Один из схожих предметов, особых признаков, их определённое число. Указывают без наименования происходящее событие, причину, цель, способ. Прилагательные местоимения: склоняются по всем падежам – та картина, ту бумагу, той сумкой; числам – та комната, те комнаты; в одиночном значении имеют родовой признак – та корзина, тот рюкзак, то решение.

Как числительные способны меняться по падежам – Столько красивых фонтанов. Встретили стольких знакомых. Я вам стольким обязан.

Не меняются местоимения-наречия : Вам туда отныне нет дороги. Эти звуки исходят оттуда. Сейчас сюда приедут гости.

Подойти к тому столу. Этот вариант нам не подходит. Таковы правила в этом году.

Определительные
Являются инструментом для уточнения предметного признака, объекта или предмета. Местоимения- имеют свойство менять свою форму в – всякий раз, всякую мелочь, всякой информацией. Числовым значениям – самый первые, самые неожиданные.

В одиночном виде имеют родовые различия — любой, любая.

Неизменными сохраняются местоимения-наречия: Правду надо говорить всегда. Везде цветут сады. Всюду раздаётся птичье пение.

Каждый человек обязан беречь природу. Родители – самые близкие люди.

Переход в другие части речи

Местоимения несут заместительный смысл в тексте предложений – употребляются, замещая другие части речи, или переходят в них.

Синтаксические особенности в предложениях

Местоименные слова могут занимать в синтаксическом разборе предложения любое место, кроме сказуемого . Так, личные местоимения 3 лица выполняют роль подлежащего. Определяющим признаком является то, какую из частей речи в данном случае заменяет такое местоимение в тексте.

Важно! Чтобы верно определить, роль какого члена предложения будет играть местоимение, необходимо правильно поставить к нему вопрос.

Подлежащим или именной частью сказуемого обычно бывают местоимения-существительные, иногда местоименные прилагательные.

Мы собрались в театр. Кто читал эту пьесу? Что-нибудь скоро произойдёт. На экзамене некоторые прошли тест успешно.

Дополнениями могут быть все разряды местоимений: Ко мне приехали родственники. Всего вам не получится рассказать. На тебе красивая одежда.

В роли определений выступают прилагательные (определительные местоимения, притяжательные местоимения, вопросительные, неопределенные, указательные). Позову своих подруг на прогулку. С некоторых пор я перестала ему доверять. Никакие сложности не изменят наших планов.

Обстоятельство как член предложения содержит вопросы: откуда?, почему?, как? Конкретного разграничения в том, является ли местоимение в этом случае обстоятельством или дополнением, нет. Оба варианта считаются правильными:

От тебя у воспитателя болит голова. С ним было весело.

Грамматика правильного написания

Для написания местоименных слов с различными , предлогами, частицами существуют определенные правила. Употребление с предлогами и другими словами может быть слитным, раздельным или с применением дефиса . Не с местоимениями – важная тема, которая требует тщательного изучения.

Как пишутся отрицательные местоимения и как отличить неопределенное местоимение:

Написание с приставками «не» и «ни»:

  • При отсутствии предлога между приставками и корнем «не» и «ни» пишется слитно: некого попросить, некто другой, никого не видно, несколько лет, нечто интересное.
  • С предлогом перед корнем пишется раздельно : не к чему придраться, ни к чему не относится, ни у какого прохожего, ни с кем не играл, не для кого стараться.
  • При употреблении «не» в значении отрицания все необходимо писать раздельно: сделали не мы, не сами приехали, не сюда пришли, касается не каждого.

Изучение местоимений

Важно! Следует запомнить: ни за чем, ни в какую, ни за что, нипочем.

Слитно, раздельно или через дефис

  • В случае, когда в словосочетании местоимение без потери смысла заменяется другой частью речи или вообще исключается из него, с предлогом их пишут раздельно: за тем поворотом – за поворотом – за крутым поворотом; по этому маршруту – по маршруту – по сложному маршруту.
  • При слиянии предлога и любого признака образуются местоимения-наречия, которые пишут слитно: затем налить воду, быть посему, поэтому он не ответил, потому, что имеет значение.
  • С приставкой «кое-» или постфиксами «-либо» и «-то» правильно писать с употреблением дефиса: как-либо уходит, кое-кто принёс, кое-где находится, где-либо расположен.

Местоимения в русском языке

Виды местоимений, урок

Вывод

Местоимений в русском языке очень много , и виды их достаточно разнообразны. Ни в одном другом языке не уделяется такая роль этой части речи. Они различаются по своим функциям в речи и ролям в синтаксисе и грамматике. Возможность замещения других членов речи без потери смысла позволяет составить грамотное и логически правильное предложение и внести разнообразие в текст.

Местоимения — слова, которые указывают на предметы и признаки, или спрашивают о них, например: Грушницкий — юнкер. Он только год в службе; Этот портрет я написал в два дня; Что же случилось?

По значению местоимения делятся на следующие разряды:

  1. Личные: 1-е лицо — я, мы ; 2-е лицо — ты, вы ; 3-е лицо — он, она, оно, они .
  2. Возвратное: себя .
  3. Притяжательные: мой, твой, свой, наш, ваш .
  4. Указательные: тот, этот; такой, столько, таков .
  5. Определительные: каждый, весь, всякий, самый, сам, любой, иной, другой .
  6. Вопросительные: кто? что? какой? который? чей? сколько? , например: Кто прочитал повесть? Какие эпизоды особенно запомнились? Сколько человек участвует в соревнованиях?
  7. Относительные: кто, что, какой, который, чей, сколько — те же вопросительные, когда они служат не для вопроса, а для связи придаточного предложения с главным (т. е. выступают в качестве союзных слов), например: Преподаватель стал выяснять, кто прочитал повесть; Он поинтересовался, какие эпизоды нам особо понравились; Надо узнать, сколько человек участвует в соревновании . (Обратите внимание на то, что в таких предложениях — косвенных вопросах — вопросительный знак не ставится.)
  8. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, несколько, кто-то, что-то, чей-то, какой-то, кто-либо, что-либо, чей-либо, какой-либо, кто-нибудь, что-нибудь, чей-нибудь, какой-нибудь, кое-кто, кое-что, кое-какой и др.
  9. Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего .

По особенностям склонения и связи с другими словами местоимения сходны или с именами существительными (я, ты, кто, что, никто и др.), или с именами прилагательными (тот, какой, всякий, этот и др.), или с числительными (столько, сколько, несколько ). Поэтому в предложении местоимения выполняют ту же синтаксическую роль, что и соответствующие части речи, например: Я (подлежащее) не хочу печалить вас (дополнение) ничем (дополнение). Сердце моё (определение) сжалось. Теперь ты наш (сказуемое). Наискось стояло несколько избушек . В последнем примере местоимение несколько с существительным избушка выступает как один член предложения — подлежащее.

Склонение отрицательных местоимений

Для правописания надо хорошо знать склонение отрицательных местоимений, которые изменяются так:

(18 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Вы уже знаете, что именные части речи в случае необходимости можно заменить местоимением. Но делать это нужно очень аккуратно. Несмотря на то что местоимения только указывают на предметы и признаки, они несут в себе определенное значение. На какие разряды по значению делятся местоимения, вы узнаете на этом уроке.

1. Вспомним изученное

Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количество, но не называет их. К местоимениям относятся такие разные слова, как мы, какой-нибудь, кто, твой, несколько, тот и др. В русском языке насчитывается более 50 местоимений.

2. Разряды местоимений

Количество местоимений достаточно велико, при этом многие из них имеют общие черты, например, сходное значение или одинаковый тип склонения. Исходя из этого, можно объединять местоимения в группы по сходству, или, иначе, разряды . Разбиение большого числа слов на небольшие группы поможет упорядочить знания о местоимениях.

Все местоимения можно разделить на 9 разрядов , объединяющих в себе слова, сходные по значению. На данном уроке каждый из них рассматривается кратко. На следующих уроках каждый из разрядов будет рассмотрен более подробно.

Личные местоимения. К ним относятся слова, которые указывают на участников диалога (я, мы, ты, вы ), на лиц, не участвующих в нём, а также те, которые указывают на предметы (он, она, оно, они ).

Рассмотрите пример употребления личных местоимений.

Не могла бы ты рассказать мне немного о нём ?

Местоимение ты указывает на человека, с которым ведётся диалог,

мне (н. ф. - я ) - на самого говорящего,

о нём (н. ф. - он ) - либо на человека, не участвующего в разговоре, либо на предмет.

Следующий разряд уникален тем, что включает в свой состав всего одно слово - местоимение себя. Оно, как и сам разряд, называется возвратным. Местоимение себя указывает на того, о ком говорят, а также на то, что действие направлено на лицо, производящее это действие. Рассмотрите примеры его употребления.

Она совсем не жалеет себя !

Возьми себе помощника.

Дети думали только о себе.

Во всех примерах использовано местоимение себя в различных падежах.

Притяжательные местоимения. В этот разряд входят слова, указывающие на принадлежность предмета или предметов определённому лицу или определённым лицам. Притяжательные местоимения отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? К ним относятся слова мой, наш, твой, ваш, его, её, их и свой .

Рассмотрите пример.

- Это твой карандаш?

- Нет, не мой . Скорее всего, это её карандаш.

В данном диалоге использованы притяжательные местоимения твой, мой, её . Все они указывают на принадлежность предмета тому или иному лицу - собеседнику, говорящему или человеку, не участвующему в разговоре, и отвечают на вопрос чей?

Вопросительные и относительные местоимения. В их состав входят одни и те же слова, но их функции отличаются, поэтому традиционно их разделяют на две разные группы.

Вопросительные местоимения указывают на предметы, признаки, количество, служат для выражения вопроса и употребляются в вопросительных предложениях. Это слова кто? что? какой? чей? который? каков? сколько? Рассмотрите примеры.

Кто звонил?

Который час?

Сколько человек придёт на праздник?

В этих предложениях использованы вопросительные местоимения кто? который? сколько?

Относительные местоимения так же, как вопросительные, указывают на предметы, признаки, количество, но при этом служат для связи частей сложноподчинённых предложений. В этот разряд входят те же слова, что и в разряд вопросительных местоимений: кто, что, какой, чей, который, каков, сколько. Их также называют союзными словами. Рассмотрите примеры их употребления.

Брат не знает, кто звонил.

Скажи, пожалуйста, который час.

В данных предложениях использованы те же местоимения, что и в предыдущих примерах - кто, который, сколько . Однако здесь они служат не для выражения вопросов, а для присоединения придаточных предложений к главным.

Неопределённые местоимения. Это самый многочисленный из всех местоименных разрядов. Общим у данных местоимений является значение неопределённости.

Неопределённые местоимения указывают на неопределённые предметы, признаки или количество. К ним относится достаточно большое количество слов, имеющих специфические морфемы, по которым можно легко узнать неопределённые местоимения: -то, -либо, -нибудь, кое- , а также ударную приставку не- . К разряду неопределённых относятся местоимения кто-то, что-либо, какой-нибудь, кое-что, чей-то, некто, несколько, некоторый и другие.

Кто-то тихо постучал в дверь.

Нам надо обсудить кое-какой вопрос.

На столе лежало несколько яблок.

В данных примерах встречаются неопределённые местоимения кто-то, кое-какой, несколько , которые указывают на неопределённое лицо, неопределённый признак предмета и неопределённое количество.

Отрицательные местоимения. Слова этого разряда объединяет общее значение. Они выражают отсутствие предмета или признака. Существует два типа отрицательных местоимений - с приставкой не- (это слова некого, нечего ) и с приставкой ни- (никто, ничто, никакой, ничей ).

Обратите внимание: отрицательные местоимения не́кого и не́чего не имеют формы именительного падежа. Слова некто и нечто относятся к разряду неопределённых местоимений.

Приведём примеры употребления отрицательных местоимений.

Скучен день до вечера, коли делать нечего .

У них нет никаких домашних животных.

Здесь мы видим отрицательные местоимения не́чего и никаких .

Указательные местоимения. Как можно догадаться из названия разряда, такие местоимения указывают на что-либо, а именно на предмет, признак или количество. К ним относятся слова: этот, тот, такой, таков, столько, а также малоупотребительные местоимения сей , оный , таковой , этакий .

Кто не работает, тот не ест.

Эта машина всегда стоит в нашем дворе.

Столько снега мы никогда ещё не видели.

Указательное местоимение тот из первого примера указывает на предмет, эта из второго предложения - на признак предмета, столько из третьего - на количество.

Определительные местоимения. Эти местоимения указывают на обобщённое качество предмета. К ним относятся следующие слова: каждый, всякий, самый, сам, весь, иной, другой, любой, а также устаревшие всяк и всяческий .

Каждый из вас знает, что такое местоимение.

Вся комната янтарным блеском озарена (А.С. Пушкин).

К этой рубашке подойдут любые брюки.

В этих примерах нам встретились определительные местоимения каждый, вся, любые .

Для обобщения полученных знаний о местоимениях всех разрядов вы можете изучить данную таблицу.

Таблица 1. Разряды местоимений ()

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
  1. Terver.ru ().
  2. Licey.net ().

Домашнее задание

Задание №1

Впишите пропущенные местоимения, определите разряды, расставьте недостающие знаки препинания. При затруднении обращайтесь к материалу для справок.

Антипыч как-то особенно поглядел на ………., и собака сразу поняла человека: ………звал ………. по приятельству, по дружбе, ни для ………, а просто так, пошутить, поиграть. Травка замахала хвостом стала снижаться на ногах все ниже и ниже и, когда подползла так к коленям старика, легла на спину и повернула вверх светлый живот. Антипыч только руку протянул было, чтобы погладить ………., ……..как вдруг вскочит и лапами на плечи - и чмок, чмок ………….. : и в нос и в щеки и в ………..губы.

Слова для справок:чего, её, его, самые, она, неё, он

Задание №2

Вставьте пропущенные буквы, а также подходящие по смыслу местоимения. Подчеркните их, а также слова, вместо которых употреблены эти местоимения, как члены предложения. Обозначьте падеж всех местоимений:

М…ю подругу з…вут Маша. Я дружу с _______________ уже д…вно. Маша оч…нь добр…. На в…сенних к…никулах мы с _____________ ездили отдыхать в лаг…рь. ____________ было оч…нь вес…ло.

По сво­е­му зна­че­нию и грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам место­име­ния в рус­ском язы­ке делят­ся на несколь­ко раз­ря­дов : лич­ные, воз­врат­ное, при­тя­жа­тель­ные, вопро­си­тель­ные, отно­си­тель­ные, отри­ца­тель­ные, неопре­де­лён­ные, опре­де­ли­тель­ные и ука­за­тель­ные.

Таблица «Разряды местоимений»

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить раз­ряд место­име­ний, узна­ем, какие зна­че­ния они име­ют в речи, и выде­лим их основ­ные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки.

Разряд
Примеры Синтаксическая функ­ция
Личные я, ты, мы, вы, он, она, оно, они Я подо­шла к окну.
У меня зазво­нил теле­фон.
Возвратное себя Посмотри на себя в зер­ка­ло.
Кошки спо­соб­ны жить сами по себе.
Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой Твое мне­ние мне извест­но.
Его лицо ста­ло груст­ным.
Вопросительные кто? что? какой? каков?
кото­рый? чей? сколь­ко?
Кто сту­чит­ся в дверь?
У чье­го окна сидят голу­би?
Сколько яблок на сто­ле?
Относительные кто, что, какой, каков, кото­рый, чей, сколь­ко Не могу понять, что мог­ло их так задер­жать.
Вот дом, в сте­нах кото­ро­го про­шло мое дет­ство.
Отрицательные никто, ничто, неко­го,
нече­го, ника­кой,
ничей, нисколь­ко
Никто не отве­тил мне.
Некого теперь спро­сить об этом.
Никакой ошиб­ки тут нет.
Неопределенные некто, нечто, неко­то­рый,
кто-то, сколько-то,
что-либо, кое-кто,
какой-то, какой-либо,
кое-какой, чей-то, чей-нибудь
Кто-то пел пес­ню.
Чей-то голос послы­шал­ся во дво­ре.
Пометь чем-нибудь саже­нец.
Определительные сам, самый, каж­дый,
любой, вся­кий, целый,
иной, весь, дру­гой
Другой путь пред­сто­ит нам.
Завтра все пока­жет­ся иным.
Указательные этот, тот, такой,
таков, тот-то, такой-то,
столь­ко, столько-то
За тем домом кафе.
Столько радо­сти было в ее гла­зах!
Суть вопро­са тако­ва, что луч­ше решить его вме­сте.

В таб­ли­це мы позна­ко­ми­лись с раз­ря­да­ми место­име­ний с при­ме­ра­ми их исполь­зо­ва­ния в рус­ском язы­ке. Ранее мы узна­ли, .

Личные место­име­ния «я», «мы», «ты», «вы», «он», «она», «оно», «они» ука­зы­ва­ют на лицо или пред­мет.

Местоимения «я» , «мы» отно­сят­ся к пер­во­му лицу; «ты» , «вы» - ко вто­ро­му; «он» , «она» , «оно» - к тре­тье­му.

Я влез на высо­кую сос­ну и стал кри­чать (К.Паустовский).

Мы шли по лоси­но­му сле­ду (К. Паустовский).

Ты пом­нишь, Алёша, доро­ги Смоленщины? (К. Симонов)

Видали ли вы , как под хвой­ной кры­шей гуля­ет в сапож­ках сафья­но­вых рыжик..? (А.Коваленко)

У место­име­ний «он» , «она» , «оно» опре­де­ля­ет­ся муж­ской, жен­ский и сред­ний род.

Он пел, и от каж­до­го зву­ка его голо­са вея­ло чем-то род­ным и необозримо-широким, слов­но зна­ко­мая степь рас­кры­ва­лась перед вами, ухо­дя в бес­ко­неч­ную даль (И.С. Тургенев).

После того как Маша пере­ры­ла сочи­не­ния, она оста­но­ви­лась на рома­нах (А. Пушкин).

Налево с края села начи­на­лось поле; оно было вид­но дале­ко до гори­зон­та, и во всю ширь это­го поля, зали­то­го лун­ным све­том, тоже ни дви­же­ния, ни зву­ка (А. Чехов).

Личные место­име­ния име­ют кате­го­рию един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла.

Сравним:

  • я, ты - мы, вы;
  • он, она, оно - они.

Тем не менее име­ем в виду, что место­име­ния «я» и «мы» , «ты» и «вы» не явля­ют­ся фор­ма­ми един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла одно­го и того же сло­ва. Местоимения «мы « и «вы» не обо­зна­ча­ют «мно­го я» или «мно­го ты» . Они ука­зы­ва­ют на гово­ря­ще­го или собе­сед­ни­ка вме­сте с дру­ги­ми лица­ми, участ­ву­ю­щи­ми в раз­го­во­ре или в опре­де­лен­ном дей­ствии.

Все лич­ные место­име­ния изме­ня­ют­ся по паде­жам. При их скло­не­нии в кос­вен­ных паде­жах появ­ля­ют­ся совсем дру­гие сло­ва:

  • я - меня;
  • ты - тебя;
  • она - её;
  • они - их.

Стоит толь­ко мне кос­нуть­ся мате­ма­ти­ки, я опять забу­ду все на све­те (С.Ковалевская).

Возвратное место­име­ние «себя» ука­зы­ва­ет на то лицо, о кото­ром гово­рят.

В себя ли загля­нешь? Там про­шло­го нет и сле­да (М. Лермонтов).

Я памят­ник себе воз­двиг неру­ко­твор­ный (А.Пушкин).

У это­го место­име­ния нет фор­мы име­ни­тель­но­го паде­жа, грам­ма­ти­че­ских кате­го­рий лица, рода, чис­ла. Оно изме­ня­ет­ся толь­ко по паде­жам:

  • и.п. -
  • р.п. себя
  • д.п. себе
  • в.п. себя
  • т.п. собой
  • п.п. о себе

лошад­ка (им.п.) (чья?) его (р.п.).

Случилось соло­вью на шум их при­ле­теть (И.А. Крылов).

Шум (чей?) их - несо­гла­со­ван­ное опре­де­ле­ние.

Притяжательные место­име­ния «его» , «её» , «их» не изме­ня­ют­ся.

Слова, на кото­рые отве­ча­ют суще­стви­тель­ные (кто? что? ), при­ла­га­тель­ные (какой? чей? каков? кото­рый? ) и чис­ли­тель­ные (сколь­ко? ) явля­ют­ся вопро­си­тель­ны­ми место­име­ни­я­ми .

Кто там сту­чит­ся у ворот? (С.Маршак).

Что сде­лаю я для людей? - силь­нее гро­ма крик­нул Данко (М.Горький).

Вдруг он обра­тил­ся к матушке:»Авдотья Васильевна, а сколь­ко лет Петруше?» (А. Пушкин).

«Ты чего не пони­ма­ешь?» - спра­ши­ва­ет Павел Васильевич у Стёпы (А.Чехов).

Какое изве­стие ты вче­ра полу­чил?

Каков ответ на мой вопрос?

Который по сче­ту будет урок мате­ма­ти­ки?

Те же место­име­ния толь­ко без вопро­са слу­жат для свя­зи про­стых пред­ло­же­ний в соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го и назы­ва­ют­ся отно­си­тель­ны­ми :

Смотри, сколь­ко плос­ко­дон­ных шаланд лежит на моем бере­гу (А.Катаев).

В ста шагах от меня тем­не­ла роща, из кото­рой я толь­ко что вышел (А.Чехов).

Он был совсем не таким, каким вооб­ра­жал его Константин (Л.Толстой).

Уже смер­ка­лось, и Василий не мог понять, кто идёт (К. Паустовский).

Часто я уга­дать хотел, о чем он пишет (А. Пушкин).

Я думал так­же и о том чело­ве­ке, в чьих руках нахо­ди­лась моя судь­ба (А.Пушкин).

Неопределенные местоимения

Ука­зы­ва­ют на неиз­вест­ные пред­ме­ты, при­зна­ки и коли­че­ства:

«некто», «нечто», «неко­то­рый», «несколь­ко», «кое-кто», «кое-что», «кто-то», «кто-либо», «кто-нибудь», «кое-какой», «какой-то», «какой-либо», «какой-нибудь», «чей-то», «чей-либо», «чей-нибудь», «сколько-нибудь», «столько-то».

Кто-то играл на скрипке…девушка пела мяг­ким кон­траль­то, слы­шал­ся смех (М.Горький).

Становилось страш­но, как буд­то в этой тишине его мол­ча­ли­во под­сте­ре­га­ла какая-то опас­ность (В.Катаев).

В гости­ной что-то неболь­шое упа­ло со сто­ла и раз­би­лось (А. Чехов).

Ты не спо­со­бен дей­ство­вать из каких-либо побуж­де­ний (К.Федин).

А ведь, пожа­луй, кое в чём он был прав (М.Шолохов).

Отрицательные местоимения

Отрицательные место­име­ния «никто», «ничто», «неко­го», «нече­го», «ника­кой», «ничей», «нисколь­ко» слу­жат для отри­ца­ния нали­чия какого-то пред­ме­та, при­зна­ка или коли­че­ства или для уси­ле­ния отри­ца­тель­но­го смыс­ла все­го пред­ло­же­ния.

Я не хочу печа­лить вас ничем (А.Пушкин).

Толком никто ниче­го не знал (К. Симонов).

Владик сто­ял мол­ча, нико­го не зади­рая и не отве­чая ни на чьи вопро­сы (А. Гайдар).

Они обра­зо­ва­ны от вопро­си­тель­ных (отно­си­тель­ных) место­име­ний с помо­щью без­удар­ной при­став­ки ни- или удар­ной при­став­ки не- .

Местоимения «неко­го» , «нече­го» не име­ют име­ни­тель­но­го паде­жа.

Молчали, пото­му что нече­го было сооб­щить друг дру­гу (И.А. Гончаров).

Не с кого спра­ши­вать, когда сам вино­ват (посло­ви­ца).

Местоимения «никто» , «ника­кой» , «ничей» , «неко­го» , «нече­го» могут упо­треб­лять­ся с пред­ло­гом, кото­рый сто­ит после при­став­ки:

не у кого, ни на чём, ни под какой, ни за чьим, не с кого, не из-за чего и т.д.

Ни в чем так сво­бод­но не про­яв­ля­ет­ся народ­ный харак­тер, как в песне и пляс­ке (А. Фадеев).

Не хочу ни о чем думать, ни во что вме­ши­вать­ся (М. Пришвин).

Попытка пере­хва­тить Машу по доро­ге не при­ве­ла ни к чему (А. Фадеев).

«тот», «этот», «такой», «таков», «столь­ко» слу­жат для выде­ле­ния сре­ди дру­гих какого-то опре­де­лён­но­го пред­ме­та, при­зна­ка, коли­че­ства.

Строжайше запре­тил бы я этим гос­по­дам на выстрел подъ­ез­жать к сто­ли­цам! (А.Грибоедов).

Всё это было бы смеш­но, когда б не было так груст­но (М.Лермонтов).

Сколько голов, столь­ко и умов (посло­ви­ца).

В тем­но­те я залез в такой буре­лом, из кото­ро­го и днём-то не ско­ро выбе­решь­ся. Однако я ухит­рил­ся выбрать­ся из это­го лаби­рин­та (В. Арсеньев).

Определительные место­име­ния - «весь», «вся­кий», «сам», «самый», «каж­дый», «любой», «иной», «дру­гой», «целый».

Каждый , кто молод, дай­те нам руки - в наши ряды, дру­зья! (Л.Ошанин).

Всякая рабо­та масте­ра хва­лит (посло­ви­ца).

Учитесь власт­во­вать собою; не вся­кий вас, как я, пой­мет; к беде неопыт­ность ведёт (А.Пушкин).

Направо было вид­но всё село, длин­ная ули­ца тяну­лась дале­ко верст пять (А.Чехов).

Эти место­име­ния изме­ня­ют­ся по родам, чис­лам и паде­жам, как при­ла­га­тель­ные.

Видеоурок по русскому языку для учеников 6 класса «Местоимение. Разряды местоимений»