Для чего нужны зоопарки. Почему надо ходить в зоопарки? Случай в зоопарке

ЗООПАРК: ЖАЛКАЯ ТЮРЬМА ДЛЯ ЖИВОТНЫХ

З оопарки являются собранием интересных экспонатов, а не домом для живых существ, несмотря на то, что работники зоопарков постоянно заявляют, что заботятся о животных и любят их. Зоопарки приучают людей к мысли, что животных можно насильно отрывать от естественной среды обитания, заточать в плен, в тесные клетки, где они страдают от скуки и одиночества.

Вирджиния МакКенна участвовала в известном фильме "Рожденные на свободе", сейчас она активно занимается защитой животных, которые содержатся в неволе. Вот что она говорит про зоопарки: "В зоопарках мне не дает покоя атмосфера грусти. Животные влекут бесцельное существование. Узники зоопарка денно и нощно проводят в этом плену 4 года, 14 лет, а зачастую и больше всего лишь для того, чтобы человек пришел туда на 4 часа и удовлетворил свою прихоть. Это не защита природы и не образование для детей. Это "развлечение". Но развлечение не забавное, а жестокое, не комедия, а трагедия".


Тюремный приговор на всю жизнь, освобождение исключено

Зоопарки различаются по размеру и качеству. Бывают парки, в которых нет клеток, и бывают маленькие придорожные зверинцы с цементными плитами и железными решетками. Чем больше зоопарк и чем больше животных в нем содержится, тем дороже качественный уход за всеми обитателями. Хотя ежегодно в США и Канаде зоопарки посещают свыше 112 миллионов людей, большинство зоопарков убыточны.


Поэтому работники вынуждены искать средства (зачастую это происходит за счет продажи животных) или идти на хитрости, привлекающие посетителей. Зачастую для руководителей зоопарка прибыль оказывается важнее самочувствия животных. Бывший директор Атлантского зоопарка однажды заметил, что "о животных думал в последнюю очередь, потому что было много других проблем".


В зоопарках животные страдают не только от отсутствия внимания. Когда Дунду, африканского слона, перевозили из зоопарка Сан-Диего в парк диких животных Сан-Диего, ее заковали в цепи, повалили на землю и в течение двух дней избивали рукоятками топора. Такое жестокое обращение - дело обычное. "Их надо принуждать", - так отзывается о слонах Поль Хантер, содержатель зоопарка в Сан-Франциско. "Единственный способ заставить их сделать что-либо - это избить их до полусмерти".


Зоопарк не выполняет образовательной функции!

Считается, что зоопарки знакомят людей с животными и спасают редкие виды от вымирания. Но, как показывает практика, чаще всего они не оправдывают ни то, ни другое предназначение. Чаще всего зоопарк расположен на очень небольшой территории, на табличке рядом с клеткой указано лишь название животного, рацион и место обитания. В зоопарке невозможно наблюдать естественное поведение животного, потому что у него нет условий для самореализации. Птицам подрезают крылья, так что они не могут летать, водяным животным очень часто не хватает воды.


Животных, которые в природе живут стадами, в зоопарке держат поодиночке, самое большее - парами. Способ питания в зоопарке также неестественен: в нормальных условиях животные добывают себе пищу, в неволе же их кормят. У них также нет возможности нормально спариваться: в зоопарках работает четко регулируемый порядок размножения.

В зоопарках животные не получают достаточной физической и умственной нагрузки, они страдают из-за того, что перед ними все время толпа народу. В результате у них развивается ненормальное, стереотипное поведение, называемое зоохозис.


Обследование зоопарков всего мира, проведенное организацией "Рожденные на свободе", показало, что зоохозис широко распространен везде. Согласно данным другого обследования, 22% всего времени слоны находятся в состоянии зоохозиса. Они кусают решетку, трясут головой и т. д., а медведи 30% своей жизни в зоопарке бродят по клетке, что также является признаком зоохозиса. Работники одного из приютов, куда поступают спасенные животные из зоопарков, сообщает, что очень часто на теле животных бывают заметны следы зоохозиса. Так, нередки случаи, когда у шимпанзе все конечности покрыты шрамами от укусов. Животные кусают сами себя из-за стресса.


Известный специалист по шимпанзе Джейн Гуделл сообщает, что больше половины зоопарков мира находятся в плохом состоянии, и за шимпанзе плохо ухаживают. Что касается знакомства с природой, то посетители зоопарков обычно проводят лишь несколько минут у каждой клетки, им скорее нужно развлечение, чем знания. Наблюдение за посетителями зоопарка, проведенное в Буффало, штат Нью-Иорк, показало, что большинство людей не задерживалось у клеток, когда они говорили о животных, то использовали такие слова как "смешной", "грязный" или "ленивый".



Цель большинства исследований, проводимых в зоопарках, - найти способы разведения и содержания большего числа животных в неволе. Если бы зоопарки прекратили существование, то отпала бы потребность проводить эти исследования. Спасение редких видов животных от исчезновения - нужное дело, но в зоопарках обычно отдают предпочтение популярным или экзотическим животным, потому что их хотят увидеть много людей. Как раз редкие, малоизвестные виды, в зоопарках бывают менее часто. Перед большинством животных из зоопарков угроза исчезновения не стоит. Кроме того, работники зоопарков никогда не выпускают животных на волю. У животных, родившихся в неволе почти нет шансов выжить на свободе.

В 1994 году Всемирное общество защиты животных сообщило, что из 10000 обследованных ими зоопарков лишь 1200 занимаются разведением животных в неволе. В программах по разведению значатся только 2 процента исчезающих видов. Более того, зоопарки порой усугубляют положение исчезающих видов, когда привлекают к ним внимание толпы. Научный директор Бронксского зоопарка Джордж Шаллер в книге "Последняя панда" подчеркивает, что зоопарки способствуют исчезновению панд, когда перевозят их из одного зоопарка в другой. Также серьезной проблемой при разведении животных в неволе является родственное спаривание.

Когда очаровательные малыши вырастают

Детеныши всегда умиляют посетителей, но что происходит, когда малыши вырастают? Зоопарки часто продают или убивают животных, которые больше не привлекают посетителей. Оленей, тигров, львов и других зверей часто продают охотничьим хозяйствам, охотники платят за "привилегию" убить их. Некоторых животных забивают для получения мяса и/или кожи. Иных лишних животных продают в экспериментальные лаборатории или в менее богатые зоопарки.

За пределами зоопарков

Спасти редких животных от исчезновения можно, если устранить причины, по которым люди убивают представителей данных видов. Вместо того, чтобы поддерживать зоопарки, следует оказывать всяческую поддержку Международной Лиге защиты приматов, организациям "Рожденные на свободе", "Дикая природа Африки" и другим группам, цель которых - сохранить жизнь, а не развлечение. Мы должны поддерживать некоммерческие приюты, которые спасают экзотических животных, заботятся о них, но не занимаются их разведением.

Те зоопарки, которые действительно заинтересованы в защите природы и воспитании в людях любви к животным, должны последовать примеру "Центра дикой жизни" в Лондоне. "Центр" планирует создать зоопарк, посетители которого смогут наблюдать животных в естественной среде обитания, благодаря спутниковой связи с такими дальними краями как амазонские тропические леса, Африка и т. д.


Не поддерживайте жестокость: не посещайте зоопарки!

P.S. Лично я с мнением автора статьи почти согласен. Говорю "почти" скорее всего от того, что все-таки, где как не в зоопарке наши соотечественники смогут увидеть к примеру, живого крокодила или тукана. Только вот зачастую условия содержания во многих зоопарках оставляют желать лучшего и животных действительно жалко. Другое дело океанариум - рыбки почему-то у меня жалости не вызывают. Может от того, что эмоций они не выражают, плавают туда-сюда вроде как бездумно... Хотя кто знает, может они тоже страдают в неволе?





Сохранит ли содержание в неволе животных на воле?

«Главной функцией всех зоопарков является сохранение видов. Зоопарк может содержать и изучать редкие и исчезающие виды животных, чтобы создавать искусственные популяции в неволе. То есть зоопарки — это генетические банки по сохранению редких и исчезающих видов животных путем содержания конкретных особей с целью получения от них потомства и дальнейшего развития их популяций в неволе», — считает заведующая секцией спецпроектов московского зоопарка Анастасия Честина.

Эксперт отмечает, сообщает РИА Новости, что некоторые редкие виды животных сохранились только в зоосадах. Например, гости столичного зоопарка могут увидеть лошадь Пржевальского или оленя Давида, которые не встречаются в дикой природе.

В то же время директор Зоологического музея МГУ им. Ломоносова Михаил Калякин считает, что основная функция зоопарков — просветительская: демонстрация животных людям.

«Зоопарк, на мой взгляд, — место публичное, в котором люди знакомятся с животными. Размножение животных ради их выпуска в дикую природу и показ публике — это две разные задачи, требующие несколько разных условий. Надо отделять зоопарки от питомников, где животные не подвержены стрессу из-за посетителей», — считает ученый.

Более радикальной позиции придерживается руководитель программ российского представительства Международного фонда защиты животных (IFAW) Анна Филиппова, которая считает, что зоопарки до сих пор выполняют лишь образовательную функцию.

«Зоопарки сделаны специально для просветительских и образовательных целей. На мой взгляд, до сих пор уместно говорить только об этой функции. Говорить о сохранении вида, мне кажется, некорректно. Они созданы, чтобы городские жители, у которых нет доступа к дикой природе, могли увидеть животных», — сказала Филиппова.

«Тихая гавань» или тюрьма?

Несмотря на то, что эксперты разошлись во мнении в отношении основной функции зоопарков, они едины в оценке условий содержания животных — они должны быть максимально приближены к естественной среде.

«Если зоопарк содержит животных в комфортных условиях, как, например, зоопарк Сан-Диего, где животные живут почти что в дикой природе, а люди ходят по выделенным им тропинкам, то это одно дело. А если животные сидят в клетках полтора на полтора метра с плохой кормежкой, — другое. Если зоопарк нормальный, то никаких особенных страданий животные не испытывают, а плюс гигантский, потому что живущие в городах люди после посещения зоосадов почувствуют причастность к сохранению дикой природы», — заявляет Калякин.

Честина отмечает, что в нормально обустроенных зоопарках животные получают сбалансированное питание, чего часто лишены в диких условиях, и находятся под ветеринарным контролем. Помимо этого подавляющее большинство обитающих в зоопарках животных — это обычно отнюдь не первое поколение рожденных в неволе зверей, птиц, пресмыкающихся.

Сохранением здоровья популяции животных в зоопарках занимаются международные кураторы, которые не только проверяют генетические связи отдельных особей, но и планируют дальнейшее развитие популяций в целом.

«Если все до сих пор переживают за Мариуса, то это гротескный, но частный случай, а не обычная для зоопарков практика. В метро один-два человека в год попадают на рельсы, но никто не предлагает закрыть метро. О случае с Мариусом следует говорить с психологами, специалистами по детской психологии, а еще стоит учесть, что традиции отношения к животным в Дании, кажется, не во всем соответствуют нашим», — считает директор Зоологического музея.

Из клетки на волю

Вернуть животных из зоопарков в естественную среду обитания практически невозможно, считают эксперты. Однако помочь решить проблему сохранения видов могут центры реабилитации и реинтродукции в дикую природу.

«Нет ни одного вида, который сохранился бы только благодаря содержанию в зоопарке. Животные должны иметь возможность спокойно размножаться без публики, а это работа центров по реинтродукции и разведению», — считает Калякин.

Такие центры действуют в России, однако их немного, и большинство из них сталкиваются с серьезной нехваткой финансирования, отмечает Филиппова. Например, в Тверской области существует медвежий питомник, работники которого выхаживают медвежат-сирот, после чего выпускают подросших и окрепших зверей на волю. Под Владивостоком действует центр спасения тюленей, который создала художница Лора Белоиван, и который держится на волонтерской помощи и частных пожертвованиях. Единственный реабилитационный центр, который получил государственную поддержку, сообщает эксперт IFAW, — это центр амурских тигров на Дальнем Востоке.

В то же время Честина уверена, что животные из зоопарков могут помочь восстановить популяцию, однако такая работа потребует не менее десяти лет и глубоких исследований.

«Сейчас идет программа по реинтродукции переднеазиатского леопарда, используя особи из разных зоопарков. Проблема реинтродукции решается очень долго — нужны десятки лет. Необходимо, чтобы была сохранена природная среда существования этого вида, чтобы она была малонарушенной. Необходимо проводить работу с местным населением», — отмечает специалист московского зоопарка.

На заставке фото с сайта www.moscowzoo.ru

Исходно зоопарки (точнее - зверинцы) создавались как коллекции диких животных для удовлетворения любопытства публики. Сохранение видов, включая разведение их в неволе, - относительно новое направление их деятельности. Главная цель таких программ разведения - поддерживать поголовье исчезающих животных с целью реинтродукции их в природу, когда для этого сложатся подходящие условия. Следовательно, важно одновременное восстановление естественного местообитания или хотя бы устранение факторов, ставящих там данный таксон на грань вымирания.

Большая часть зоопарков располагает лишь несколькими особями каждого вида. Чтобы избежать инбридинга и ослабления адаптивных свойств животных, широко практикуется межзоопарковый обмен производителями. Их маршруты координирует Международная система учета видов (International Species Inventory System - ISIS) со штаб-квартирой в Миннесотском зоопарке.

Транспортировка производителей по свету - занятие хлопотное и дорогостоящее, а гарантий успеха их «гастролей», несмотря на известные крупные удачи, как у больших панд в Лондонском зоопарке, нет. Проблему решает искусственное осеменение. У самцов под наркозом собирают сперму зондом, который электрически стимулирует гениталии. Этот способ применим не только в зоопарках, но и в природе, так что генофонд популяций в неволе можно увеличивать, не истощая дикого поголовья.

На практике многие программы разведения в зоопарках оказались настолько успешными, что там возникли проблемы перенаселенности, особенно у видов, реинтродукция которых в природу задерживается. Это не удивительно, поскольку в неволе, как правило, ниже сопротивление среды, а, следовательно, и смертность. Например львы в природе редко живут более 7 лет, а в зоопарках нередки их 20-летние особи. Снижение рождаемости не выход из положения, поскольку приводит к изменению возрастной структуры популяции в пользу старых животных. Это ставит под угрозу ее воспроизводство и нарушает естественные процессы обучения молодняка путем подражания ролевым моделям взрослых, в частности их половому и родительскому поведению.

Реинтродукция связана с серьезными трудностями и пока ведется очень ограниченно, в основном из-за сохранения в исходных местообитаниях проблем, поставивших виды под угрозу исчезновения. Это наглядно демонстрирует история гавайской казарки (нене). К1949 г. ее дикая популяция сократилась до 12 птиц. Программа разведения в неволе обеспечила сохранение вида и к настоящему времени в исходное местообитание реинтродуцировано более 3000 казарок. Однако жизнеспособная дикая популяция так и не восстановилась, поскольку на Гавайских островах остались завезенные человеком хищники, которые и ставят этих птиц на грань вымирания.

Тем не менее без скорейшей реинтродукции обойтись нельзя. В противном случае разводимые в неволе популяции утратят необходимые для жизни в природе свойства. Животные станут ручными, и окажутся неспособными искать корм, устанавливать территорию, остерегаться врагов, особенно человека. В результате они будут обречены на полуодомашненное существование. Как и в случае растений, успешное сохранение видов животных требует координации усилий, предпринимаемых ex situ и in situ.

Наталья Зворыкина
Занятие-исследование ООД «Зачем нужны зоопарки»

Цель занятия : выяснить для чего нужны зоопарки ? (сохранение редких видов животных, знакомство с разнообразием животного мира)

Задачи :

Дать представление о роли зоопарков в современном мире ;

Дать понятие «зоопарк » , «Красная книга» , «вымирающее животное» , «вольер» ;

Обобщить знания детей животных об их домах;

Сформулировать причины, из – за которых животные попадают в зоопарк ;

Развивать связную речь детей;

Развивать у детей любознательность, фантазию, логическое мышление, желание творить;

Продолжать прививать детям любовь к природе, желание заботиться, охранять и сохранять все, что нас окружает;

Материалы для занятия :

1. Иллюстрации по теме занятия ,

2. «Красная книга» ,

3. Дидактическая игра «Кто где живет?» ,

4. 20 альбомных листов 15*15,

5. Кисти, краски акварельные и гуашевые,

6. Мелки, фломастеры,

7. Лист ватмана для создания коллективной работы «Детский зоопарк » ,

8. Фланелеграф,

9. Карточки – схемы.

Ход занятия:

Дети проходят в группу и присаживаются на стульчики. На столе заранее приготовлены и разложены иллюстрации животных и их «домики» .

В : Скажите, пожалуйста, ребята, где вы живете?

В : Давайте поиграем в игру «Найди домик для животного» ?

В : Проходите к столу и попробуйте отыскать домик для каждого животного :

Лисица, барсук, бурундук в норе живут;

Медведь, волк, снежный барс, тигр живут в пещере, логове, берлоге;

Белка, сова живут в дупле;

Орел, журавль и аист живут в гнезде;

Корова живет в сарае, коровнике;

Собака живет в конуре;

Орангутан, обезьяны, коалы живут на деревьях.

В : Молодцы, вы правильно отыскали для всех животных их домики, а какие вы еще домики знаете?

Д : бобр – в хатке, запруда,

Человек – в доме, в квартире,

Муравей – в муравейнике,

Улитка – в раковине,

Рыбки - в аквариуме,

Скворец – в скворечнике,

Ласточки и стрижи в норках у рек живут.

В : А где живут животные, если с их домом произошла какая – то беда?

В : А вы были когда – нибудь в зоопарке ?

В : Что или кто вам там понравился?

В : За какими животными вы наблюдали в зоопарке ?

В : Знаете ли вы, что такое зоопарк ?

В : Правильно, зоопарк – это дом для животных, где о них заботиться человек. Зоопарки имеются во многих городах мира. И взрослые, и дети любят их посещать. Ведь только в зоопарках можно вблизи увидеть животных со всего света. На воле животных видят лесники, ученые и очень осторожные люди. Очень редко мы можем встретить в лесу лису, ежа, зайца, так как дикие звери избегают встреч с человеком, стараются спрятаться, затаиться или убежать.

В : Ребята, а вы знаете, как животные попадают в зоопарк ?

В : Есть люди, которые специально занимаются отловом животных для зоопарков . Они хорошо знают не только места, где живут животные, но и их повадки : где они кормятся, куда ходят на водопой, где прячутся, подстерегают добычу, или просто отдыхают или спят. Мелких животных охотники ловят в силки, на приманку; в крупных животных ловцы – охотники стреляют из специальных ружей, но не пулями, а специальными шприцами с лекарством, снотворным, и через небольшой промежуток времени животное засыпает на несколько часов. К нему подгоняют грузовик, грузят в клетку и отправляют на поезде, в самолете, на поезде или на корабле в зоопарк , которому он нужен. Очень часто бывает, что работники зоопарков обмениваются животными, так как при соблюдении всех условий и хорошем уходе у животных рождаются детеныши. В зоопарках работает много людей : это – зоологи и ветеринары, которые кормят животных и ухаживают за ними, сторожа и повара, и многие другие; они стараются сделать так, чтобы диким животным в неволе жилось хорошо, чтобы у них было много корма, чистые и просторные вольеры для прогулок, уголки для сна и отдыха, где они могли бы укрыться от посетителей, побыть в одиночестве. Для животных из жарких стран сооружаются теплые клетки. Работники зоопарков знают , какой корм и сколько его нужно каждому из животных . В зоопарках вывешиваются таблички, на которых написано : «Посетителям запрещается кормить животных» .

В : Как вы думаете, почему нельзя кормить животных?

В : Верно, мы не можем знать, какая пища полезна животному, а какую ему нельзя давать, от нее он может заболеть. Кроме того, в зоопарке животным дают столько еды, сколько им нужно , чтобы быть здоровыми, хорошо себя чувствовать. К сожалению, среди посетителей зоопарков встречаются неразумные, невоспитанные люди. Они дразнят животных, бросают им в клетки опасные предметы, которыми они могут пораниться или отравиться. Несмотря на предупредительные таблички, они подходят к клеткам очень близко и даже перелезают через заградительные барьеры, и могут стать добычей и даже пострадать.

В : Ребята, а вы знаете, как нужно себя вести в зоопарке ?

В : Давайте сформулируем правила поведения в зоопарке : (правила вывешиваются постепенно на доску)

Не кричать,

Не шуметь,

Не бросать в клетки посторонние предметы,

Не кормить животных ничем,

Не совать в клетки никакие части тела,

Не трогать запоры на клетках,

Итог : быть вежливым и воспитанным человеком!

В : Молодцы, вы правильно все сказали. Вы узнали, как живут животные в зоопарке , а знаете ли вы, что такое «Красная книга» ?

В : Все верно, «Красная книга» - это книга, куда заносят растения и животных, которые находятся на грани вымирания, которых осталось очень мало, которых нужно охранять . В ней есть животные и нашей области (привести примеры) .

В : Ребята, а как вы думаете, почему животных становится все меньше на нашей планете?

В : Правильно, есть несколько причин, из – за которых животные вымирают : (причины также постепенно вывешиваются на доску)

Браконьерство (незаконный отстрел, отлов)

Загрязнение воды, воздуха, почвы;

Вырубка лесов, джунглей;

Строительство объектов в прибрежных зонах, в природных зонах;

В : Все работники зоопарков считают своим самым важным делом – сохранение редких и исчезающих животных, возрождение их в зоопарках .

Ребята, давайте подведем итог : зачем же нужны зоопарки ?

В : Вы все правильно сказали. А давайте сделаем свой маленький зоопарк , у нас в группе?

В : У меня уже приготовлены вольеры для животных, вам нужно только нарисовать животных, которые будут жить в нем. Согласны?

В : Приступайте к работе

Дети начинают работу, по окончании животные помещаются в клетки и подводится итог занятия .

После окончания занятия в группе оформляется «Детский зоопарк » .