Был последним министром иностранных. Министры иностранных дел. Оперативные дипломатические отделы

Многие возразят мне, если скажут, что последним министром иностранных дел СССР был не Громыко, а Шеварднадзе. В принципе, это верно, но Андрей Громыко был последним лишь потому, что он умер в советскую эпоху. Советский Союз прекратил свое существование через 2,5 года после его смерти. Шевардназде после распада Союза стал президентом независимой Грузии, сменив на этом посту Звиада Гамсахурдию. Громыко был поднят из глубин народной жизни мощным и страшным процессом смены политической элиты, который начался после того, как напирающие снизу на имперскую власть силы национальной буржуазии в союзе с либеральной интеллигенцией, не найдя компромисса, обрушили государство. Тут-то и вышли на свет их неожиданные наследники в лице крестьянский детей, сыновей священников, мелких предпринимателей, нижних слоёв бюрократии и интеллигенции. По оценке министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, Громыко был «великим дипломатом советской эпохи».

По рекомендации Центрального комитета компартии Белоруссии Громыко вместе с несколькими товарищами приняли в аспирантуру при Академии наук БССР, создававшуюся в Минске и готовившую экономистов широкого профиля. В конце 1934 года 25-летний Громыко был переведён в Москву. После защиты в 1936 году кандидатской диссертации по сельскому хозяйству США Громыко направили в Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской Академии сельскохозяйственных наук в качестве старшего научного сотрудника. В период аспирантуры и работы над диссертацией Громыко углублённо изучал английский язык. В конце 1938 года Андрей Андреевич стал учёным секретарём Института экономики Академии наук СССР, по совместительству читал студентам политэкономию в Московском институте инженеров коммунального строительства. Планировалось направить Громыко на работу учёным секретарём в Дальневосточный филиал Академии наук.

Помимо работы в Институте экономики в 1937-1939 годах Громыко много занимался самообразованием, продолжал изучать экономическую науку по материалам советских и иностранных изданий, штудировал английский язык, читал лекции рабочим и колхозникам, участвовал в соревнованиях по стрельбе и выполнил норму для получения значка «Ворошиловский стрелок», пытался поступить в авиационное училище и стать военным лётчиком, но не был принят по возрасту. В мемуарах «Памятное», вышедших в 1988 году, Громыко ни словом не упомянул о репрессиях 1930-х годов, однако в его биографии, изданной в 2002 году под редакцией тогдашнего министра иностранных дел РФ Игоря Иванова, утверждается, что именно с репрессиями и чистками в Наркомате иностранных дел связан крутой поворот в судьбе Громыко.


В начале 1939 года Громыко пригласили в комиссию ЦК партии, где председательствовали Молотов и Маленков. Комиссия подбирала из числа коммунистов новых работников, которые могли бы быть направлены на дипломатическую работу. Во второй половине 1930-х годов в результате сталинских репрессий в аппарате Наркомата иностранных дел возникла нехватка кадров. В штат Наркомата набирались новые сотрудники, к которым предъявлялись два главных требования: крестьянско-пролетарское происхождение и хоть какое-то знание иностранного языка. В создавшихся условиях кандидатура Громыко идеально подходила отделу кадров Наркомата иностранных дел СССР: он владел английским и свободно читал англоязычную литературу, что уверенно продемонстрировал. Подкупали образованность, молодость, некоторая «простоватость» и приятный мягкий белорусский акцент, с которым Громыко говорил вплоть до своей кончины. Обращал на себя внимание и богатырский рост Громыко - 185 см. «Я стал дипломатом по случайности - объяснял Андрей Андреевич много лет спустя сыну. - Выбор мог бы пасть на другого парня из рабочих и крестьян, а это уже закономерность. В дипломатию вместе со мной таким же образом пришли Малик, Зорин, Добрынин и сотни других».

С учётом недостатка у Андрея Андреевича необходимых знаний и опыта в военных делах одним из неформальных наставников Громыко в дипломатической сфере был начальник Отдела внешних отношений Генерального штаба Вооружённых сил СССР, сотрудник Главного разведывательного управления, генерал-лейтенант Александр Васильев. Когда в 1944 году Громыко возглавлял советскую делегацию на конференции в усадьбе Думбартон-Окс, Вашингтон, США, по созданию Организации Объединённых Наций, генерал-лейтенант Васильев был его консультантом по военным вопросам.
Андрей Громыко был министром иностранных дел 28 лет, с 1957 по 1985 год. Согласно теории холодной войны, по сути дела провозглашенной Уинстоном Черчиллем под аплодисменты Гарри Трумэна, получается, что Громыко был министром "от холодной войны", его пытались демонизировать с помощью пропагандистской этикетки "Господин Нет".

"Господин Нет" возник не в результате "постоянных отказов" министра согласиться с западными предложениями. Такого просто не было. Этот имидж - продукт особой кухни по выработке образов, которые примеряли к нему.
Политическое, дипломатическое и военное противостояние СССР и США осени 1962 года, известное в истории как Карибский кризис, в некоторой степени связано с позицией Громыко в переговорах с американским президентом Джоном Кеннеди. Переговоры о разрешении Карибского кризиса в наиболее острой его стадии, согласно мемуарам советского дипломата и разведчика Александра Феклисова, осуществлялись вне официального дипломатического канала. Неформальная связь лидеров великих держав Кеннеди и Хрущёва была установлена по так называемому «каналу Скали - Фомин», в котором были задействованы: с американской стороны - младший брат президента министр юстиции Роберт Кеннеди и его друг, тележурналист компании ABC Джон Скали, а с советской - кадровые разведчики аппарата КГБ Александр Феклисов (оперативный псевдоним в 1962 - «Фомин»), резидент КГБ в Вашингтоне, и его непосредственный начальник в Москве генерал-лейтенант Александр Сахаровский.

Операция Генерального штаба Вооруженных сил СССР по размещению советских ракет с атомными зарядами на острове Куба в Западном полушарии у побережья США планировалась и осуществлялась под грифом «совершенно секретно». В целях сохранения тайны Хрущёв, по воспоминаниям дипломата Феклисова, пошёл на беспрецедентный шаг: Министерство иностранных дел СССР и его глава Громыко не были поставлены в известность о проведении военной операции у берегов Америки. Ни посол, ни военный атташе в Посольстве СССР в Вашингтоне не имели информации о происходящих событиях. В этих условиях Громыко не имел возможности предоставить американскому президенту Кеннеди достоверной информации о размещении на острове Куба советских баллистических и тактических ракет с атомными боевыми зарядами.


10 июня 1968 года, через год после Шестидневной войны на Ближнем Востоке и вызванного ею разрыва отношений СССР с Израилем, в ЦК КПСС поступило совместное письмо руководства МИД СССР и КГБ СССР за подписями Громыко и Андропова с предложением разрешить евреям эмигрировать. Исходя из гуманистических соображений и желания укрепить международный авторитет СССР, Громыко прикладывал усилия, чтобы в конце 1960-х - начале 1970-х годов политика Советского Союза в отношении репатриации в Израиль смягчилась. Андропов, который никакие «национальные интересы» и престиж государства на мировой арене не воспринимал всерьёз, добился введения порядка, при котором советские евреи, выезжающие на постоянное место жительства в Израиль, обязаны были возмещать расходы за свою учёбу в советских вузах. Громыко возражал, убеждая советское руководство, что такое решение, нарушающее права человека, повлечёт за собой тяжёлый удар по внешнеполитической репутации СССР. Лишь спустя несколько лет Андропов убедился в правоте Громыко, решение «о компенсации за учёбу» официально отменено не было, но как бы забыто и на практике перестало исполняться.

Любопытно, в конце 70-х годов Турция заявила, что рассматривает вопрос о закрытии для военных кораблей Советского Союза проход через Босфор в Средиземноморье.


На это заявление, товарищ Громыко Андрей Андреевич (Министр иностранных дел СССР с 1957г по 1985г) сказал на коктейле в Белом Доме американским журналистам, что для прохода в Средиземноморье Черноморскому Флоту СССР потребуется всего лишь пару залпов ракет. В результате этого появится, кроме Босфора, ещё два прохода в Средиземноморье, но, увы, не будет Стамбула. После этих слов Турция больше никогда не поднимала вопрос о закрытии Босфора для военных кораблей СССР.


Громыко лично вёл наиболее сложные переговоры в США и ООН, чаще всего летал за Атлантику. Больше и охотнее, чем с кем-либо, вёл переговоры с американскими дипломатами. Отмечалось, что Громыко не любил посещать Японию, так как в Стране восходящего солнца всякие переговоры неизменно сворачивали на тупиковую проблему «северных территорий». За 28-летнюю карьеру Громыко ни разу не наносил визиты в Африку, Австралию и Латинскую Америку (за исключением Кубы). В Индии побывал всего один раз.

Громыко принял непосредственное участие в подготовке 22-30 мая 1972 года первого за всю историю советско-американских отношений официального визита президента США в Москву, подписании в ходе встречи Брежнева и Никсона Договора между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (Договора по ПРО), Временного соглашения между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1), Основ взаимоотношений между СССР и США. Громыко подготовил первый официальный визит советского лидера в США 18-26 июня 1973 года, где Брежнев подписал с Никсоном соглашение о предотвращении ядерной войны, неприменении ядерного оружия, Договор о сокращении стратегических вооружений. Громыко подготовил также переговоры Брежнева и президента США Форда 23-24 ноября 1974 года в районе Владивостока, по итогам которых было подписано совместное советско-американское Заявление, в котором стороны подтвердили намерение заключить новое соглашение по ОСВ на срок до конца 1985 года. При участии Громыко 18 июня 1979 года в Вене Брежнев и президент США Картер подписали Договор между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений (договор ОСВ-2).

Громыко был первым представителем советского руководства, кто совершил официальный визит в Италию (апрель 1966 года) - до этого отношения с Италией, как одной из главных стран-участниц гитлеровской коалиции, были у Советского Союза натянутыми.


Жёсткий стиль дипломатических переговоров своего предшественника Вячеслава Молотова сильно повлиял на соответствующий стиль Громыко. Андрей Андреевич начинал переговоры только после капитальной подготовки, основательно вникнув в суть дела. Важным подготовительным этапом он считал подбор материалов к переговорам, делал это самостоятельно, чтобы оказаться в курсе важных деталей в любой момент дискуссии - это качество позволяло ему доминировать над менее опытным и искушённым собеседником. Избегая импровизаций, Громыко следовал заранее составленным им самому себе инструкциям. Был склонен к затяжным переговорам, мог вести их многие часы, никуда не торопясь, ничего не упустив из виду и из памяти. На столе перед Громыко находилась папка с директивами, однако Андрей Андреевич открывал её только в том случае, если речь шла о технических подробностях, например в разоруженческой проблематике, и необходимо было свериться с цифрами. Остальную необходимую информацию Громыко держал в уме, что выгодно отличало его от американских визави, которые важные пассажи зачитывали по бумажкам, извлекаемым из пухлых папок

Главной внешнеполитической ошибкой Громыко был все же ввод советских войск в Афган. Советник американского президента Картера Зб. Бжезинский впоследствии скажет: "Теперь Советы получат свой Вьетнам".

После смерти Суслова в начале 1982 года Громыко, согласно опубликованным материалам, пытался через Андропова выяснить возможность своего перемещения на освободившуюся позицию «второго лица» в неформальной партийной иерархии СССР. При этом исходил из вероятной перспективы «второго лица» со временем стать «первым». В ответ Андропов осторожно сослался на исключительную компетенцию Брежнева в кадровых вопросах, однако после смерти Брежнева, став генеральным секретарём, Андропов всё же назначил Громыко первым заместителем Председателя Совета Министров СССР. На этом посту Громыко пробыл с марта 1983 до июля 1985 года. Председатель КГБ В. Крючков в книге «Личное дело…» вспоминает о своей беседе с Громыко в январе 1988 года. Тогда Андрей Андреевич упомянул, что в 1985 году, после смерти Черненко, коллеги по Политбюро предлагали ему занять пост Генерального секретаря ЦК КПСС, однако Громыко отказался в пользу Горбачёва.

После смерти Черненко, на мартовском Пленуме ЦК КПСС 11 марта 1985 года Громыко предложил кандидатуру Горбачёва на должность Генерального секретаря ЦК КПСС - фактически первого лица государства. По свидетельству внука Громыко Алексея Анатольевича, ссылающегося на рассказ деда, в тот день министр иностранных дел СССР решительно взял слово первым на заседании Политбюро ЦК КПСС, дал краткую положительную характеристику М. С. Горбачёву и выдвинул его на высший пост в государстве, что и было поддержано коллегами. Впоследствии, наблюдая за происходящим в СССР, Громыко сожалел о своём выборе. Наблюдая разрушительные процессы, начавшиеся в стране, Громыко в 1988 году печально заметил о выдвижении Горбачёва: «Может быть, это было моей ошибкой».

Андрей Андреевич Громыко умер 2 июля 1989 года от осложнений, связанных с разрывом аневризмы брюшной аорты, несмотря на проведённую экстренную операцию протезирования этого жизненно важного кровеносного сосуда. До своего 80-летия он не дожил всего 3 дня.

Белорусская почтовая марка, посвященная 100-летию со дня рождения А.А. Громыко
Громыко действительно стал последним советским министром иностранных дел. Первоначально в советском официозе было объявлено, что Громыко похоронят на Красной площади, у Кремлёвской стены, однако с учётом завещания почившего и по просьбе родственников похороны состоялись на Новодевичьем кладбище. Это были последние государственные похороны, когда речь шла о Кремлёвском некрополе, с тех пор вопрос о похоронах на Красной площади больше никогда не поднимался.


Лицо "мистера нет"
А.А. Громыко работал при шести генсеках ЦК КПСС ровно 50 лет (1939-1989 гг.)! И хотя западные политики и журналисты звали его "мистер Нет", тем не менее лондонская газета "The Times" в сентябре 1981 года писала о нем: "Возможно, Андрей Громыко является самым информированным министром иностранных дел в мире". Его уважали.

Советского дипломата, посла СССР в США и Великобритании, министра иностранных дел, члена Политбюро ЦК КПСС, Председателя Верховного Совета Андрея Андреевича Громыко хорошо знали не только в нашей стране, но и за рубежом.

Андрей Андреевич, какое у вас самое сильное впечатление из детства?

Когда я был малышом, услышал как-то от бабушки необычное слово. Не помню, в чем я провинился, но она мне пригрозила пальцем и сказала:
"Ах ты демократ! Зачем шалишь?" Дело происходило до революции, при царе, и она, знавшая понаслышке, что "демократов" сажают в тюрьму, ссылают на каторгу, решила и меня припугнуть этим "страшным" словом.

Вы встречались практически со всеми послевоенными президентами США. Какая встреча была самой незабываемой?

Еще в 1945 году на конференции в Сан-Франциско мне довелось встретиться с Джоном Кеннеди. Он, пользующийся популярностью корреспондент, обратился ко мне с просьбой дать ему интервью.
Кеннеди-журналист вел себя не назойливо, вопросы ставил в форме как бы собственных рассуждений. Затем делал паузу и скорее глазами спрашивал: нет ли у меня каких-либо комментариев по затронутому вопросу? Мне понравилась такая манера. Кеннеди сохранил ее и в последующем.

Андропов предложил вам стать не только министром иностранных дел, но и Председателем Президиума Верховного Совета, то есть главой советского государства. Почему вы тогда отказались?

Потому что знал: Андропову самому вскоре захочется стать Председателем Президиума. И не по причине тщеславия, а в силу характера поста Генерального секретаря ЦК КПСС. Это не государственный пост. Наиболее важные государственные дела, особенно международные, рано или поздно потребовали бы подписи первого лица Советского Союза.

Считается, что именно вы выдвинули Горбачева на пост генсека. Это действительно так?

Да, на мартовском (1985 г.) Пленуме ЦК я по поручению Политбюро выступил с предложением избрать Генеральным секретарем ЦК КПСС Михаила Сергеевича Горбачева и обосновал это предложение. Пленум единогласно принял положительное решение.

Не жалеете, что помогли Горбачеву получить эту должность?

Нет, не жалею. Я поддерживал не просто Горбачева, а большие перемены. Нам был нужен активный лидер.

Оправдал ли он ваши надежды?

Не по Сеньке оказалась шапка государева, не по Сеньке!

В западных газетах вас называли "господин Нет". Это потому, что вы так часто на переговорах употребляли это слово и не шли на компромисс?

Мои "нет" они слышали гораздо реже, чем я их "ноу", ведь мы выдвигали гораздо больше предложений. Меня в их газетах прозвали "господин Нет", потому что я собой манипулировать не позволял. Кто стремился к этому, хотел манипулировать Советским Союзом. Мы - великая держава, и никому этого делать не позволим!

Теперь наше высшее политическое руководство гордится тем, что отказалось от позиции силы в международных отношениях…

Гордиться тут нечем. Мир - это благо, но не любой ценой и тем более не за счет собственного народа. Если гордишься своим пацифизмом, не садись в кресло руководителя великой державы. Гордись у себя дома, во дворе, в области, но не вреди своему государству.
Я никогда не лебезил перед западниками. У нас же есть деятели, которые как бы сквозь зубы и стыдливо защищают собственные интересы. Ах, как бы не обидеть Америку! Так мы далеко не уедем.

Я никому никогда не завидовал, не участвовал ни в одной интриге, старался со всеми поддерживать ровные отношения. Дипломатия - тонкое дело. Сколько раз мне мешали работать! Без натяжек скажу - миллион раз!

Например?

Например, Хрущев совершенно ни к месту на приеме, весь побагровев, выкрикнул в сторону иностранных дипломатов и журналистов: "Мы вас похороним!" При этом трудно было понять, что он имеет в виду. Натовская пропаганда, естественно, использовала этот инцидент, разжигая миф о советской военной угрозе. Вреда было много.
Серьезная дипломатия не допускает шутовства. А Хрущев вел себя, как самый настоящий шут.

Сегодня многие политики ведут себя, как шуты. Для некоторых это вообще стало нормой поведения. Они, наверное, думают, что их идиотские выходки люди не забудут, как не забывают ботинок Хрущева…

Лучше быть забытым, чем прослыть дураком.

Что вы считаете своим самым большим личным успехом?

Закрепление и незыблемость границ в Европе - это основной результат моей деятельности на посту министра иностранных дел. Думаю, что эти границы сохранятся. Конечно, с годами могут произойти некоторые изменения. Если европейские страны откажутся от хельсинкских договоренностей, станут их нарушать, тогда на европейской земле начнутся территориальные конфликты, распадутся старые и создадутся новые коалиции. В Европу снова придет война.

Вы никогда не говорили о полном отказе СССР от ядерного оружия. Почему?

Если мы свое ядерное оружие угробим, Запад от своего не откажется.

Но ведь гонка вооружений отнимала у нас громадные средства, которые мы могли бы, как и Япония, вкладывать в действительно нужное народу производство?

Да, гонка вооружений отнимала много сил. И все же мы не смогли бы принудить американцев вести с нами серьезные переговоры по разоружению, если бы отстали от них. Тогда США перестали бы с нами считаться.

Враги у вас были?

У меня всегда были два противника - время и невежество людей, которых поднимали к вершине власти обстоятельства. Интриги, доносы, подножки друг другу у части партийной верхушки были в почете.

И кто же в Кремле, на ваш взгляд, был особенным интриганом, кроме Сталина, конечно?

Из тех, с кем пришлось работать, на первое место ставлю Вышинского. Он погубил много людей, но и его жизнь поломала. Любил сталкивать людей лбами Хрущев. Брежнев вкуса к интригам не имел. Смещение Хрущева не было заговором, оно стало необходимостью, так как Никита Сергеевич потерял контроль над собой, стал разваливать экономику страны и партию. Скажем, внезапно, нарушив необходимые процедуры, передал Крым Украине.

Вы считали, что нашим войскам нельзя уходить из Восточной Европы. Чем вы это объясняли?

Уходить из центра Европы нельзя, это была бы ошибка стратегического характера, это наш передовой рубеж обороны, его надо укреплять, а не оставлять. Мои действия исходили из этого. Мы соглашались только на символическое сокращение войск в Центральной Европе. До тех пор, пока существует НАТО.

То есть вы говорили Западу, что советское военное присутствие в Европе будет сохраняться до тех пор, пока будет существовать НАТО?

А как же иначе, мы уйдем, а военная машина, созданная, чтобы нам угрожать, останется? Восточная Европа - сфера наших интересов, а не США и НАТО.

А почему вы были против объединения Германии?

Есть вопросы, которые может решить только время. Я делал все, чтобы ГДР не была поглощена ФРГ. Если бы США и их союзники по-серьезному подошли к нашему предложению о роспуске НАТО и ОВД, согласились бы на нейтрализацию Германии, то тогда возникла бы основа для обсуждения вопроса об объединении.

ООН поддержала бомбардировки Югославии. Получается, что эта международная организация, призванная сохранять мир, изжила сама себя?

ООН похоронит себя, если превратится в служанку какой-либо одной социальной системы или одного военно-политического блока.

В своих воспоминаниях вы рассказали много интересных фактов из международной жизни, но почему-то совершенно не коснулись внутренней политики. Побоялись раскрыть государственные секреты?

Любите вы броские слова, сенсации, а я не могу выставить на всеобщее обозрение то, что многие годы хранилось за семью печатями.
А вообще я считаю, что экономическая и особенно финансовая сила капитализма превосходит нашу. Американский капитализм опутал земной шар. Противостоять этому можем только мы, еще, пожалуй, Китай, страны, богатые сырьем и сильные в военном отношении.

Какой вы можете сделать прогноз о наших взаимоотношениях с Америкой?

Меняющееся соотношение сил в пользу американцев позволяет им сделать много ходов. Скорее всего, от нас будут требовать одностороннего разоружения в обмен на мифическую помощь, которая никогда не придет. Необходимо помнить, что никаких подарков ни раньше, ни сейчас Америка нам делать не будет. Все наши успехи в отношениях с США, странами Западной Европы будут зависеть от нас самих, состояния нашей экономики, а значит, и темпов ее развития.

Как вы относитесь к происходящим в России переменам?

Начато нужное дело, нам давно нужны были реформы. Но не общество частной собственности на основные средства производства нужно создавать. Никакой модернизации нашей страны на основе дикого капитализма не получится, Запад давно избавился от него. У нас может появиться нелепое общество, где жизнь людей будет отравлена.

Мы до сих пор живем в условиях вождизма, хотя он и явился нам в новом обличье. С коллегиальностью в руководстве дела обстоят плохо. Забыты старые уроки, в моде новые наставники, частенько с Запада.

Какой ваш основной жизненный принцип?

Никогда нельзя унывать. Физически люди умирают, а духовно - никогда. Надо верить.

Министерство Иностранных Дел

Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР – 1.3.1946 – Министерство Иностранных Дел СССР – 14.11.1991 – Министерство Внешних Сношений СССР

До 18.12.1991.

МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР (на 1956 г.)

Народный комиссар иностранных дел СССР – Министры иностранных дел СССР – Министр внешних сношений СССР: Молотов В.М. 3.5.1939 – 4.3.1949, 5.3.1953 – 1.6.1956, Вышинский А.Я. 4.3.1949 – 5.3.1953, Шепилов Д.Т. 1.6.1956 – 15.2.1957, Громыко А.А. 15.2.1957 – 2.7.1985, одновременно 24.3.1983 – 2.7.1985 первый заместитель Председателя СМ СССР, Шеварднадзе Э.А. 2.7.1985 – 20.12.1990, 19.11 – 26.12.1991, Бессмертных А.А. 15.1 – 23.8.1991, Панкин Б.Д. 28.8 – 14.11.1991.

Первые заместители министра (число их не фиксировалось заранее, назначались по обстановке и надобности, обычно не более 1 – 3)

Заместители министра (5 – 7)

Коллегия (3 – 6)

Советники министра

Послы по особым поручениям

Помощники министра

Генеральный секретарь МИД

Генеральный секретариат МИД

Положение о деятельности МИД СССР утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16.12.1947. Министр утверждается Верховным Советом СССР. Назначается и освобождается от должности по представлению Председателя СМ Президиумом Верховного Совета СССР с последующим внесением Указа Президиума на утверждение Верховного Совета СССР (объединенных палат, на пленарном заседании). Министр единолично отвечает за руководство министерством.

ОПЕРАТИВНЫЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ОТДЕЛЫ

территориальные отделы

1-й Европейский отдел

2-й Европейский отдел

3-й Европейский отдел

4-й Европейский отдел

5-й Европейский отдел

Отдел Скандинавских стран (Дания, Швеция, Норвегия, Исландия, Финляндия. Вопросы, касающиеся Свальбарда (Шпицберген) и выполнения договора о демилитаризации Аландских островов. Вопросы, затрагивающие Полярный бассейн и Гренландию)

Отдел стран Америки (США и страны Латинской Америки: Центральной, Карибского бассейна и Южной)

Отдел стран Ближнего Востока

Отдел стран Среднего Востока

Отдел Юго-Восточной Азии

Дальневосточный Отдел

Отдел стран Африки

Функциональные отделы и управления

Консульское управление

Протокольный отдел

Отдел печати

Отдел международных организаций

Отдел международных экономических организаций

Договорно-правовой отдел

Оперативные недипломатические отделы

Управление кадров

Отдел дипломатической связи (диппочта)

Архивное управление

Комиссия по изданию дипломатических документов при Архивном Управлении

Центральная Научная Библиотека

Управление по планированию внешнеполитических мероприятий (УПВМ) создано 11.1965 – «мозговой центр» МИД

Управление Внешнеполитической Информации Создано на базе Комитета Информации при МИД

Управление учебными заведениями

учебные заведения

Высшая Дипломатическая Школа (ВДШ)

Московский Государственный Институт Международных Отношений (МГИМО, создан на базе Международного факультета МГУ 14.10.1944)

Курсы иностранных языков – школа переводчиков

Технические курсы (секретари, делопроизводители)

Административно-хозяйственные отделы и приданные подразделения

КОМИТЕТ ИНФОРМАЦИИ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР

КИ при МИД СССР был независимым учреждением. Согласно приказа: «Комитет информации не становится частью Министерства иностранных дел ни административно, ни финансово, ни организационно, оставаясь независимым учреждением. Комитет Информации является секретной организацией и финансируется из специальных фондов СМ СССР». В ведении КИ политическая, экономическая и научно-техническая разведка.

Председатели: зам Министра Зорин В.А. 29.1.1949 – 20.5.1952,1 -й зам Министра Громыко А.А. 1952 – 15.2.1958.

Управления

1 -е Управление (англо-американское)

2-е Управление (европейское)

3-е Управление (ближне – и дальневосточное)

4-е Управление (нелегальной разведки)

5-е Управление (разведывательной информации)

НТР (научно-техническая разведка)

«Д» (дезинформация)

Шифросвязи

Оперативной техники

Радиосвязи

МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР

(на 1990 г.)

В 1988 – 1989 гг. были созданы новые управления, отделы, подразделения. В 12.1989 – 12.1990 гг. МИД имел следующую организацию.

Состав Коллегии. На 1.7.1991 в нее входили: 1) министр; 2) первый заместитель министра; 3) – 13) заместители министра – 11 чел.; 14) начальник общего секретариата; 15) начальник управления стран Восточной Европы; 16) зав. 3-м европейским отделом; 17) начальник управления кадров; 18) начальник управления оценок и планирования; 19) начальник управления по работе с совпосольствами; 20) начальник управления информации; 21) начальник управления государственного протокола; 22) председатель Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО; 23) руководитель научно-координационного центра; 24) ректор Дипломатической академии; 25) ректор МГИМО; 26) главный редактор журнала «Международная жизнь»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЫ

1-й европейский отдел (Италия, Франция, Испания, Португалия, Сан-Марино, Монако, Андорра, Бенилюкс)

2-й европейский отдел (Англия, Ирландия, скандинавские страны)

3-й европейский отдел (ФРГ, Австрия, Швейцария)

Региональные управления

Управление социалистических стран Европы

Управление США и Канады

Управление латиноамериканских стран

Управление Ближнего Востока и Северной Африки

Управление стран Среднего Востока

Управление социалистических стран Азии

Управление стран Южной Азии

Управление стран Тихого океана и Юго-Восточной Азии

Управление стран Африки

Отраслевые управления

Консульское управление Историко-дипломатическое управление

Международно-правовое управление (юридическое)

Управление информации (связь с прессой, радио, ТВ)

Управление по культурным связям и Секретариат Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО

Управление международных организаций

Управление по работе с советскими посольствами

Управление государственного протокола

Управление международных экономических отношений

Новые проблемные управления

Управление по проблемам ограничения вооружений и разоружения

Управление оценок и планирования (создан на базе Управления по планированию внешнеполитических мероприятий)

Управление по международному гуманитарному сотрудничеству и правам человека

Управление по вопросам международного научно-технического сотрудничества

НОВЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ОТДЕЛЫ

Отдел по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе

Отдел по вопросам Движения неприсоединения Отдел по союзным республикам

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, ЗАНИМАВШИЕСЯ ВОПРОСАМИ НАУКИ, ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Главное управление кадров и учебных заведений

Научно-координационный центр

Институт по подготовке дипломатических и консульских работников при НКИД – с 1934 – 1939 – Высшая Дипломатическая школа – 1974 – Дипломатическая академия МИД СССР

Редакция журнала «Международная жизнь»

Московский государственный институт международных отношений

Вспомогательные подразделения

Управление переводческого обеспечения и резерва международных организаций

Отдел дипломатическо-курьерской связи Отдел информатики и организации труда

Административно-хозяйственная часть

Управление делами

Валютно-финансовое управление

Управление капстроительства и экспл. загранобъектов

Представительства (на 1990)

Представительство в Ленинграде – Санкт-Петербурге (с 1918)

Представительство в Батуми (открыто после войны)

Представительство в Находке

Представительство в Одессе

Представительство в Сыктывкаре (Коми АССР) (открыто в 1960 – 70-е гг. в связи с созданием Болгарской лесозаготовительной концессии)

Представительство МИД РСФСР в г. Биробиджане (Еврейская автономная обл.) с 18.11.1991

Подразделения при МИД

Межведомственная рабочая группа по борьбе с международным терроризмом

Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Конец феминизма [Чем женщина отличается от человека] автора Никонов Александр Петрович

Министерство любви В тот день феминистки были особенно злы. В преддверии четвёртой Мировой конференции ООН по делам женщин (прошедшей в Пекине в 1995 году) они просто заходились от ярости. То есть были в своём обычном состоянии.Американские феминистки собрались накануне

Из книги Спецслужбы США автора Пыхалов Игорь Васильевич

Министерство финансов Помимо Секретной службы США, о которой уже шла речь, в составе Министерства финансов имеется Управление разведывательного обеспечения (Office of Intelligence Support). Оно было создано в 1977 году взамен действовавшего с 1961 года Управления национальной

Из книги Тайные общества XX века автора Боголюбов Николай

Министерство энергетики В Министерстве энергетики разведкой занимается Управление разведки и национальной безопасности (Office of Intelligence and National Security). Оно проводит анализ информации о деятельности России, Китая и других держав в области атомной энергетики, участвует в

Из книги Наша первая революция. Часть II автора Троцкий Лев Давидович

XVIII. МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОКФЕЛЛЕРА (CRF) Иллюминаты сделали возможной Первую Мировую войну для того, чтобы в результате нее достичь мирового господства. Если бы оно наступило уже в итоге той войны, без всего последующего изложения можно было бы обойтись. После

Из книги В защиту науки №6 автора Кругляков Эдуард Павлович

Л. Троцкий. МИНИСТЕРСТВО ВИТТЕ 17-го октября покрытое кровью и проклятиями столетий царское правительство капитулировало перед стачечным восстанием рабочих масс. Никакие усилия реставрации не вычеркнут этого факта из истории. На священной короне царского абсолютизма

Из книги Деловые бумаги автора Пушкин Александр Сергеевич

Из книги Добродетели (ноябрь 2008) автора Русская жизнь журнал

6. В Министерство иностранных дел. Май 1830 г. Москва. (Черновое) (1) Всепресветлейший, державнейший, великий государь император Николай Павлович, самодержец всероссийский, государь всемилостивейший. Просит отставный коллежский секретарь Александр Сергеев сын Пушкин, о

Из книги Война против разума автора Бояринцев Владимир Иванович

11. В Министерство иностранных дел. Около (не позднее) 10 сентября 1832 г. Петербург. В Департамент хозяйственных и счетных дел. От состоящего в ведомстве Министерства иностранных дел титулярного советника Александра Пушкина. Прошение. По домашним моим обстоятельствам, имея

Из книги Чем женщина отличается от человека автора Никонов Александр Петрович

14. В Министерство иностранных дел. 11 августа 1833 г. Петербург. В Департамент хозяйственных и счетных дел. От состоящего в ведомстве Министерства иностранных дел титулярного советника Пушкина. Прошение. Его сиятельство г. генерал-адъютант граф Бенкендорф уведомил меня

Из книги Афера на выборах автора Смирнов Валерий Марксович

16. В Министерство иностранных дел. Около (не позднее) 4 августа 1834 г. Петербург. В Департамент хозяйственных и счетных дел. От титулярного советника в звании камер-юнкера Александра Пушкина Прошение. Имея необходимую надобность воспользоваться по домашним

Из книги Тайные общества и их могущество в ХХ веке автора Хельзинг Иан ван

19. В министерство иностранных дел. 2 мая 1835 г. Петербург. Всепресветлейший державнейший великий государь император Николай Павлович самодержец всероссийский государь всемилостивейший От служащего в Министерстве Иностранных дел титулярного советника в звании

Из книги автора

Учеба, работа, министерство. Москва Курсе на втором у нас в Иркутске стало просто некого слушать и не у кого учиться: профессор был на весь вуз один. И я решил с этих дел перевестись в Москву. Я к тому моменту находился на хорошем счету - был профоргом всего института, учился

Из книги автора

МИНИСТЕРСТВО ОБРЕЗАНИЯ НАУКИ Наука под предлогом «модернизации» оказалось на грани полного исчезновения, и в этом вина не только высшей власти страны, но и чиновников от науки. Вся деятельность Министерства образования и науки под руководством А.Фурсенко показывает,

Из книги автора

Министерство любви В тот день феминистки были особенно злы. В преддверии четвертой Мировой конференции ООН по делам женщин (прошедшей в Пекине в 1995 году) они просто заходились от ярости. То есть были в своем обычном состоянии.Американские феминистки собрались накануне

Из книги автора

2. МИНИСТЕРСТВО ВЫБОРОВ

Из книги автора

Глава 25 Министерство Иностранных Дел Рокфеллера (CFR) Иллюминаты сделали возможной Первую Мировую войну для того, чтобы в результате нее достичь мирового господства. Если бы оно наступило уже в итоге той войны, без всего последующего изложения можно было бы обойтись. После

1946, 19 марта Преобразования в правительстве. Народный комиссариат переименован в Министерство иностранных дел.

1948 Образование в Восточной Европе зависимых от СССР политических режимов. В качестве послов в социалистические страны нередко направляли партийных деятелей.

1949, 4 марта Молотов освобожден от занимаемой должности «в связи с необходимостью сосредоточиться на руководстве Советом Министров СССР». Министром назначен прокурор Андрей Януарьевич Вышинский (1883-1954), «звезда» процессов 30-х гг., с 1940 г. зам. наркома иностранных дел.

1953, 7 марта Вышинский освобожден от должности «в связи с реорганизацией правительства» и направлен постоянным представителем СССР в ООН. Министром опять стал Молотов. Смещен с должности в день приезда президента в СССР Югославии Иосипа Броз Тито, с которым министр не желал устанавливать нормальных отношений, как и с Японией,Австрией и рядом др. стран.

1956, 1 июня По инициативе Хрущева МИД возглавил главный редактор «Правды» Дмитрий Трофимович Шепилов (1905-1995). На конференции по Суэцкому каналу министр игнорировал указание назвать политику Запада «открытым грабежом и разбоем». Решением февральского пленума 1957 г. получил повышение, став секретарем ЦК по идеологии. В октябре 1957 г. объявлен «примкнувшим» к группировке Молотова (которого не выносил), выведен из ЦК, в 1962 г. исключен из партии.

1957, 15 февраля Министр Андрей Андреевич Громыко (1909-1989), прозванный иностранной прессой «Господин Нет». Сторонник постоянного диалога и торга с США. С 1961 г. член ЦК КПСС, в 1973-1988 гг. член Политбюро. На пленуме 1968 г. добился разделения политики в отношении капиталистических стран: отныне МИД решал практические задачи и вел переговоры, а идеологической пропагандой занимался соответствующий отдел ЦК. Создатель договоров об ограничении ядерных испытаний и ПРО, и высшего достижения советской дипломатии – Заключительного акт СБСЕ в Хельсинки (1 августа 1975). Хельсинкский акт подтверждал существующие границы (в первую очередь советское руководство волновало признание границ ГДР) и «ограниченный суверенитет» союзников СССР по Варшавскому договору. Громыко сумел удержать руководство страны от воен. конфликта с Израилем в 1983 году, но не смог противодействовать вводу советских войск в Афганистан.

1985, 1 июля По инициативе М.С. Горбачева министром назначен его единомышленник Эдуард Амвросиевич Шеварднадзе. Провел кадровую чистку МИД, борясь с семейностью и кумовством. Приверженец «открытой дипломатии», заключающейся в громко заявляемых односторонних уступках партнерам. Предполагалось, что партнеры в свою очередь из благородства пойдут на сравнимые по масштабу уступки, но при подписании договоров о разоружении и объединении Германии эти надежды не оправдались. Горбачеву не раз предлагали привлечь Шеварднадзе к уголовной ответственности за такую внешнюю политику. Хотя министр проводил линию президента СССР (вплоть до того, что в период антиалкогольной кампании запрещал подавать вина на приемах в советских посольствах), Горбачев не защищал его от нападок. Шеварднадзе подал в отставку на IV съезде Народных депутатов 20 декабря 1990 года.



1991, 16 января Министр – кадровый дипломат Александр Александрович Бессмертных. Подал в отставку после ГКЧП. Не поддержал путчистов, но и не выступил против них.

28 августа Министр Борис Дмитриевич Панкин, посол в Праге. Единственный посол СССР, открыто выступивший против ГКЧП. Став министром, убрал из аппарата МИД сотрудников разведки, работавших под видом дипломатов.

14 ноября МИД СССР из соображений экономии объединен с министерством внешнеэкономических связей, новое ведомство названо Министерство Внешних сношений (МВС).

  • 6. Центры подготовки дипломатических кадров в России и за рубежом.
  • 7. Зарождение дипломатических отношений в Древнем мире.
  • 8. Особенности европейской дипломатии в Средние века.
  • 9. Формирование системы межгосударственных отношений в середине XVII в. И дипломатия Нового времени.
  • 3 Узла противоречий:
  • 10. Революционная дипломатия: сравнительный анализ (Война за независимость сша 1776-1783, Великая Французская революция 1789-1797, Русская революция 1917)
  • 11. Дипломатия Великих Держав в 20 веке. Биполярная система и дипломатия периода хв.
  • 12. Дипломатия в условиях глобализации.
  • 13,14. Дипломатическое и консульское право как отрасли международного права: общая характеристика. Дипломатическое и консульское право в системе международного права.
  • 16. Венская конвенция 1961 года о дипломатических сношениях: общая характеристика.
  • 17. Дипломатический корпус: статус в стране пребывания, привилегии и иммунитеты.
  • 18. Конституционные и конвенционные органы внешних сношений рф.
  • 19. Мид рф – структура и функции.
  • 19. Мид рф – структура и функции.
  • 20. Министры иностранных дел рф 1992-2004. Персональный статус и политический вес.
  • Основное место работы, должность
  • Основные этапы биографии
  • 21.Современная дипломатия сша. Госдепартамент сша.
  • 22. Мид Франции:
  • 23. Foreign Office – структура, функции…..
  • 24. Федеральное Министерство иностранных дел фрг: структура и полномочия
  • 25. Официальные интернет-сайты внешнеполитических ведомств сша, Великобритании, Франции, Германии: сравнительный анализ.
  • 26. Восточная дипломатия: феномен или условный термин?
  • 27. Признание государств и установление дипломатических отношений.
  • 28. Порядок назначения и вступление в должность глав дипломатических представительств.
  • 29. Дипломатические ранги: иерархия и порядок присвоения.
  • 30. Дипломатические рангиvsдолжности в центральном аппарате мид и зарубежных представительствах рф
  • 31. Дипломатическая служба в специальных миссиях и постпредставительтвах рф при международных организациях.
  • 32. История становления консульских представительств.
  • 33. Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года: основные характеристики.
  • III-яя глава: Режим, применяемый к почетным консульским должностным лицам и консульским учреждениям, возглавляемым такими должностными лицами.
  • 34. Виды консулов и консульских учреждений. Консульские функции, привилегии и иммунитеты.
  • 35. Основные формы и направления дипломатической службы: общая характеристика
  • 36. Информационно-аналитическая функция.
  • 37. Экономическая и культурная дипломатия мид рф
  • 38. Департамент информации и печати, пресс-центр мид: функции и полномочия
  • 39. Дипломатия и разведка (по Попову «Современная дипломатия»)
  • 40. Международные переговоры – основное средство дипломатии.
  • 41. Типология, структура и функции переговоров
  • 42. Практика проведения переговоров: подготовка, организация, этапы проведения, итоговые документы переговоров.
  • 43. Национальный менталитет и особенности национальных переговорных стилей.
  • 44. Организация и значение документационного обеспечения дипломатической службы. Требования к дипломатическим документам.
  • 45. Основные виды дипломатических документов: личные, вербальные ноты, памятные записки, меморандумы.
  • 46. Сущность и значение дипломатического протокола.
  • 47. Задачи дгп мид рф.
  • 48. Протокольные нормы приема иностранных дипломатов, делегаций, государственных деятелей.
  • 49. Виды дипломатических приемов, подготовка и проведение дипломатического приема.
  • 50. Деловой и дипломатический этикет: общее и различное.
  • 20. Министры иностранных дел рф 1992-2004. Персональный статус и политический вес.

    Министры:

    КОЗЫРЕВ Андрей Владимирович (Назначен 11 октября 1990. Повторно назначен 25 июля 1991, 14 ноября 1991, 23 декабря 1992. Освобожден от должности 5 января 1996 в связи с избранием депутатом Государственной Думы)

    ПРИМАКОВ Евгений Максимович (Назначен 9 января 1996. Повторно назначен 14 августа 1996 - IX.1998)

    Лавров Сергей Викторович

    Сергей Лавров родился 21 марта 1950 года в Москве. В 1972 году окончил МГИМО. После окончания института работал в посольстве СССР в Шри-Ланке. В 1976 - 1981 гг. работал в отделе международных экономических организаций МИДа третьим, вторым секретарем. В 1981 - 1988 гг. - первый секретарь, советник, старший советник постоянного представительства СССР при ООН. В 1988 - 1990 гг. - заместитель, первый заместитель начальника Управления международных экономических отношений МИДа СССР. В 1990 - 1992 гг. занимал должность директора Департамента международных организаций и глобальных проблем МИД РФ, в 1992 - 1994 гг. - заместителя министра иностранных дел - директора Департамента международных организаций и глобальных проблем. В 1994 году был назначен постоянным представителем России при ООН, а также в Совете транспорта и связи. 9 марта 2004 года указом Президента РФ назначен на пост министра иностранных дел РФ в Правительстве Михаила Фрадкова. В мае 2004 года после вступления в должность избранного на следующий срок Президента РФ Владимира Путина вновь назначен на пост министра иностранных дел РФ. Постоянный член Совета Безопасности РФ. Председатель Комиссим РФ по делам ЮНЕСКО (с апреля 2004).

    Примаков Евгений Максимович

    Президент Торгово-промышленной палаты РФ

    Родился 29 октября 1929 г. в Киеве. В 1953 г. окончил Московский институт востоковедения, в 1956 г. - аспирантуру Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. 1956 - 1970 гг. - корреспондент Госкомитета по радиовещанию и телевидению, газеты "Правда".1970 - 1977 гг. - заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений АН СССР. 1977 - 1985 гг. - директор Института востоковедения АН СССР. 1985 - 1989 гг. - директор Института мировой экономики и международных отношений. 1989 - 1990 гг. - председатель Совета Союза Верховного Совета СССР, председатель Парламентской группы СССР. 1989 - 1990 гг. - кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС. В 1991 г. - первый заместитель председателя КГБ СССР - начальник 1-го Главного управления. 1991 - 1996 гг. - директор Центральной службы разведки СССР, директор службы Внешней разведки России. С января 1996 г. - министр иностранных дел Российской Федерации. В апреле 1998 году после отставки правительства Черномырдина указом президента назначен на пост министра иностранных дел в новом кабинете министров. 23 августа 1998 года Президент России Борис Ельцин отправил в отставку кабинет министров во главе с Сергеем Кириенко. Временно исполняющим обязанности премьер-министра был назначенВиктор Черномырдин, кандидатура которого дважды не прошла голосование в Государственной Думе, 10 сентября 1998 г. Президент внес на рассмотрение Думы кандидатуру Евгения Примакова. 11 сентября 1998 г. постановлением Государственной Думы РФ № 2961-II ГД от 11.09.1998 (СЗ РФ, 1998, № 38) утвержден в должности председателя Правительства РФ. Назначен Указом Президента РФ № 1087 от от 11.09.1998 (СЗ РФ, 1998, № 37). 12 мая 1999 года Указом Президента РФ отправлен в отставку с поста премьер-министра (Указ Президента РФ № 580 от 12 мая 1999 г.). В начале августа 1999 года СМИ сообщили о назначении Евгения Примакова на должность советника по геополитике оренбургского губернатораВладимира Елагина. 17 августа 1999 года Евгений Примаков официально заявил о своем согласии возглавить предвыборный блок "Отечество – Вся Россия". Вместе сЮрием ЛужковымиВладимиром Яковлевымон возглавил федеральный список ОВР. 17 декабря 1999 года накануне парламентских выборов Евгений Примаков впервые официально подтвердил свое намерение баллотироваться на пост президента России в 2000 году. 19 декабря 1999 года избран депутатом Государственной Думы ФС РФ третьего созыва по федеральному списку избирательного блока "Отечество - Вся Россия".18 января 2000 года на первом заседании Государственной Думы выдвинут фракцией "Отечество - Вся Россия" кандидатом на пост председателя Думы. Отвел свою кандидатуру. 4 февраля 2000 г. Евгений Примаков, выступая по телевидению, заявил о своем отказе от участия в президентских выборах. В сентябре 2001 года оставил пост руководителя фракции ОВР в Государственной Думе. В декабре 2001 года избран президентом Торгово-промышленной палаты РФ.

    Иванов Игорь Сергеевич

    Секретарь Совета Безопасности РФ

    Игорь Иванов родился 23 сентября 1945 года в Москве. В 1969 году окончил Московский государственный педагогический институт иностранных языков имени Мориса Тореза (с 1990 года - Московский государственный лингвистический университет). Владеет испанским и английским языками. 1969 - 1973 гг. - младший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Академии наук СССР. В 1973 году - второй секретарь Первого Европейского отдела МИД СССР. 1973 - 1977 гг. - старший инженер Торгового представительства СССР в Мадриде. 1977 - 1983 гг. - первый секретарь, советник, советник-посланник посольства СССР в Испании. 1983 - 1984 гг. - эксперт 1-го класса Европейского отдела МИД СССР. 1984 - 1985 гг. - советник группы при министре иностранных дел СССР. 1985 - 1986 гг. - помощник министра иностранных дел СССР. 1986 - 1989 гг. - заместитель, первый заместитель начальника - заведующий отделом Общего секретариата МИД СССР. 1989 - 1991 гг. - начальник Общего секретариата МИД СССР, член Коллегии МИД СССР. 1991 - 1994 гг. - Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР в Испании, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Испании. С января 1994 года - первый заместитель министра иностранных дел РФ, с января 1995 года - статс-секретарь - первый заместитель министра иностранных дел РФ. 11 сентября 1998 года указом президента назначен Министром иностранных дел РФ. 2 октября 1998 года указом президента включен в состав постоянных членов Совета Безопасности. 12 мая 1999 года отправлен в отставку в составе кабинета Примакова. Вошел в новое правительство в прежнем качестве - министра иностранных дел. Сохранил этот пост в последующих правительствах (Сергея Степашина и Владимира Путина). 18 мая 2000 года назначен министром иностранных дел РФ в правительстве Михаила Касьянова. 24 февраля 2004 года указом Президента РФ отправлен в отставку в составе Правительства Михаила Касьянова. 9 марта 2004 года указом Президента РФ назначен на пост Секретаря Совета Безопасности РФ.

    Козырев Андрей Владимирович

    Дата рождения

    Место рождения

    г.Брюссель (Бельгия).

    Гражданство

    Гражданин Российской Федерации.

    Образование

      Школа:

      Высшая школа: В 1974 году окончил Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) МИД СССР по специальности "Международные отношения".

      Иностранные языки: Свободно владеет английским, испанским, португальским языками.

    "

    Внешней политикой СССР заведовало отдельное ведомство. Официальная история специального ведомства по внешней политике началась 6 июля 1923 года. За время существования до распада СССР инстанция несколько раз переименовывалась, что не меняло сути ее задач.

    Первый министр иностранных дел СССР

    Возглавил наркомат Чичерин Георгий, который родился в 1872 году в Тамбовской губернии. Получил профильное дипломатическое образование. С 1898 года Чичерин работает в МИДе Российской империи. Профильная деятельность будущего советского дипломата - это создание сборника по истории министерства. Постепенно становится сторонником социалистических взглядов. С 1904 г. до революции жил за границей. Был членом социалистических партий государств После революции министр иностранных дел СССР возвращается из эмиграции, входит в активную политическую жизнь государства уже в период Гражданской войны. Официально возглавляет внешнеполитическое ведомство с 6 июля 1923 года до 21 июля 1930 года.

    Вместе с тем реально дипломатическую работу Чичерин проводил еще до присвоения официального статуса. Переоценить заслугу Чичерина в урегулировании многих вопросов взаимоотношений Союза и Западных стран на Генуэзской и Лозаннской конференциях (1922 и 1923 годы), а также во время подписания Раппальского мирного договора очень сложно.

    МИД СССР с 1930 года до образования ООН

    Возглавлял ведомство по иностранным делам в самое сложное с политической точки зрения время (1930-1939 годы), потому что именно в этот период в СССР были массовые На посту министра выполнил несколько важных миссий:

    • Возобновление дипломатических отношений с США.
    • СССР приняли в Лигу Наций (прообраз ООН, организация существовала с 1918 по 1940 год фактически, а юридически до создания ООН). Был постоянным представителем государства в Лиге Наций.

    Первый дипломат, который официально занимал должность (после всех переименований) "министр иностранных дел СССР", - это Вячеслав Молотов, возглавлявший ведомство с 3 мая 1939 года до 4 марта 1949 года. В истории остался как один из авторов Пакта Молотова-Риббентропа. Этот документ фактически поделил Европу на зоны влияния СССР и Германии. После подписания пакта преград начинать Вторую мировую войну у Гитлера больше не было.

    С марта 1949 по 1953 год министерство возглавил Андрей Вышинский. Его роль во внешней политике СССР историкам еще предстоит оценить. После окончания войны принимал активное участие в Потсдамской конференции, в создании ООН. Активно отстаивал политические интересы СССР на внешней арене. Также не стоит забывать, что именно в эти годы была война в Корее, расколовшая эту страну на два государства: коммунистическое и капиталистическое. Безусловно, этому министру принадлежит большая роль в разжигании "холодной" войны между Союзом и США.

    Единственный министр иностранных дел СССР, который вернулся на должность после смерти Сталина. Правда, работал министром он не так уж и долго - до известного ХХ съезда КПСС.

    Андрей Громыко

    Министры СССР зачастую работали в правительстве долго. Но ни один из них не смог продержаться на посту столько, как это удалось Андрею Андреевичу Громыко (с 1957 по 1985 год), профессиональному дипломату, к слову которого прислушивались многие западные лидеры. Про этого политика можно говорить много, потому что если бы не его последовательная взвешенная позиция по многим вопросам взаимоотношений с США, то "холодная война" спокойно могла перерасти в настоящую. Наиболее важным достижением министра считается заключение договора ОСВ-1.