Анализ типа телосложения человека для проектирования одежды. Особенности конструкции и варианты отделки итальянских дверей Итак, в вашем гардеробе необходимо иметь

Создание панно может наполнить не только дом красивыми дизайнерскими вещами, но и жизнь – яркими красками. Это хобби подходит всем без исключения, поэтому обязательно возьмите его на заметку.

Умение рисовать дано не всем, но есть очень интересная альтернатива живописи – создание панно. Если для картин используют краски, то для панно годятся практически любые материалы, в том числе, природного происхождения и бросовые. Допускается смешивание различных техник и составляющих. Освоить это хобби несложно, ведь вы можете выбрать более привлекательную для себя технологию и начать с самых простых сюжетов, не требующих сложных действий.

История и современность панно и интересные факты

Первые панно найдены в пещерах первобытных людей – на каменных стенах изображали животных и явления природы. Что это было – желание украсить свое жилище, способ запечатлеть увиденное или защита от злых духов, теперь историки могут только догадываться об этом. Позже появились панно из камня, мозаики, лепнины, венецианской штукатурки. Этот вид творчества стал неотъемлемой частью культурного развития.

Современные панно делают из камня, мозаики, тканей, кожи, фрагментов стекла, бумаги. Рукодельницы используют для своих шедевров ленты, бисер, вышивку. Годятся и весьма необычные материалы: кофе, крупы, макаронные изделия. Не брезгуют творческие люди и отходами, например, втулками от туалетной бумаги и газетами.

Отдельно выделяют модульные панно – композиции, созданные из нескольких элементов, представляющие собой единое произведение. К модульным панно можно отнести декор из зеркал, фоторамок, небольших картин.

К примеру, для создания панно на стену своими руками можно взять несколько круглых зеркал без рамок и приклеить их к стене на скотч или специальную липучку для картин.

Задача панно – украшение интерьера, но дизайнеры заставляют его работать в полную силу. С помощью настенного декора несложно зрительно расширить пространство, замаскировать дефекты и неровности стен, защитить настенное покрытие от загрязнений.

Особенности изготовления панно из текстиля

Картины из ткани делают по принципу аппликации, используют вышивку и лоскутную технику . С помощью лоскутной мозаики получают картины, достойные восхищения. Для создания декоративного панно из ткани сначала собирают текстильную картину, а потом помещают ее в раму.

Из текстиля можно делать модные модульные картины. Самый простой вариант – поместить в одинаковые рамки красивые ткани с разными рисунками и использовать их в декоре стен. Для тканевых картин подходит гобелен, парча, шитье, мешковина. В деревенском стиле лучше использовать простые природные материалы – лен, бязь, ситец с веселым рисунком.

Простейший декор стен

Морские мотивы – декор из камней и ракушек

Возвращаясь из отпуска, помимо отдыха и загара, людям свойственно привозить с собой гальку и ракушки. Это отличный материал для создания панно своими руками. Даже если вы ничего не привезли с моря или никуда не ездили, все это можно купить в магазинах для рукоделия или в строительных отделах. Есть даже готовая мозаика из гальки на сетке.

Материалы с морской тематикой подойдут для декора ванной комнаты. Авторской композицией можно украсить стену над ванной или свободную стенку напротив зеркала. Дополнить картину уместно маленьким зеркалом, символизирующим гладь воды.

Практичные мозаичные панно

Мозаика – древнейшее искусство, зародившееся много тысячелетий назад. Самому древнему мозаичному произведению около трех тысяч лет. Для создания домашнего панно из мозаики подходит готовая мозаичная плитка. Она может быть керамической, стеклянной, зеркальной, металлической.

Все эти материалы не боятся влажности, а значит, украсить стену с их помощью можно в ванной комнате, на кухне, на террасе или в зимнем саду. Декор может быть любого масштаба – на всю стену, над рабочей зоной кухни или в виде миниатюрной композиции. Подробнее об этой технике читайте в другой нашей .

Какие виды рукоделия подходят для панно

Для создания панно своими руками можно использовать практически все виды рукоделия. Рассмотрим наиболее популярные и интересные.

Очень красивые и реалистичные украшения для стен получаются из искусственных фруктов и овощей, которые можно купить в магазинах для декора и рукоделия. Фруктовые композиции идеальны для кухни. Для спальни больше подойдет флористическая картина из искусственных цветов (готовых или сделанных своими руками).

Также для объемного декора используют всевозможные предметы: кофейные чашки, игрушечные наборы посуды с миниатюрными копиями, часы и все, что покажется интересным и подходящим для перевоплощения.

Для создания панно на стену своими руками можно использовать предметы, которые практически ничего не стоят. Например, пластиковые ложки, цветные пластиковые пробки от воды, .

Мастер-классы и новые идеи

Если вы заразились несложным, приятным и полезным хобби, то приступайте к созданию панно, используя идеи и мастер-классы на нашем сайте.

Технология "Школа 2100" 3класс 5 урок

I.Актуализация знаний. Постановка проблемы

1. Вступительная беседа.

(Учебник, с. 13–14.)

Беседа о народных промыслах, сюжетах народных игрушек, темах декоративных росписей.

Народное ремесло берёт некоторые начала от сельского ремесла, благодаря которому создавались предметы первой необходимости, включая сложные конструкции. Сельские ремесла известны ещё с древних времен, фактически они появились в тот момент, когда человечеству потребовались новые инструменты и предметы для быта. Стоит упомянуть, что в разных регионах и областях, у разных народов искусство, культура различались, следовательно, различались и их ремесла. Как и народное искусство, народное ремесло нередко зависело от религиозных, культурных и иногда даже политических убеждений.

Многие рукодельные изделия создаются из природных или близких к природным материалов, но многие модернисты также используют необычные детали, например, мусор или части промышленных отходов.

Изделия считаются народным ремеслом до тех пор, пока процесс их изготовления не ставится на автоматизацию или массовое изготовление промышленного или фабричного типа.

В России известны: Федоскинская миниатюра, жостовская роспись, абрамцево-кудринская резьба, богородская резьба, ростовская финифть, мастерские в Талашкино и др.). В ряде стран народные художественные промыслы развиваются при поддержке государства (в Российской Федерации – палехская миниатюра, крестецкая строчка, дымковская игрушка, вятское кружево, абашевская игрушка, каргопольская игрушка, филимоновская игрушка, гжель, тульское оружейное дело и др.

Учитель показывает иллюстрации с различными видами народных промыслов и разбирает с детьми, как рождаются замыслы народных художников и мастеров.

2. Анализ образца.

Работа в учебнике.

Демонстрируется одно или несколько готовых панно, изучаются рисунки и инструкционная карта в учебнике.

– Как называется изделие? Каково его назначение?

– Из каких материалов изготовлено изделие? Можно ли использовать другие материалы?

– Каковы конструктивные особенности изделия? (Основа – суровое полотно, возможно, наклеенное на картон; рисунок выполнен из тонкого шнура, пряжи или шпагата, наклеенного на основу.)

– Какими известными способами можно разметить основу панно? (Разметить прямоугольник по линейке, изготовить круглый шаблон и разметить по нему.)

– Как отделить детали от заготовки? (Вырезать.)

– Как прикрепить шнур к основе?

– Нужна ли дополнительная отделка? Какая? (Например, можно обработать или декорировать край основы.) Как её выполнить? (Впрямоугольной основе можно осыпать края, то есть сделать бахрому; к круглой – приклеить или пришить тесьму, кружево.)

– Что вы умеете? Чего не знаете, не умеете? Чему надо научиться?

3. Конструкторско-технологические задачи.

– Каким инструментом удобнее пользоваться при разметке детали на ткани по шаблону? (Мягким карандашом, портновским мелком, обмылком.)

– Как нанести рисунок на тканевую основу? (Нарисовать на глаз, перевести с помощью копировальной бумаги.)

– Как аккуратно прикрепить шнур к тканевой основе? (См.тренировочное упражнение.)

– Как декорировать край круглой основы? (Например, наклеить тонкую тесьму, пришить кружево.)

Ученики предлагают свои решения.

II.Открытие знаний

Учитель предлагает проверить некоторые высказанные предложения. Главный упор делается на крепление шнура к тканевой основе.

Для этого ученики выполняют пробное тренировочное упражнение на лоскутке полотна. Обычно предлагаются два варианта крепления:

1) наносить капельки клея на шнур и прижимать к ткани по линии рисунка;

2) наносить клей на размеченные линии рисунка на ткани и последовательно прикладывать шнур по рисунку.

Ученикам предлагается попробовать оба способа и выбрать более аккуратный. Затем ученики обсуждают результаты работы. Обычно аккуратнее получается наклеивание первым способом. Учитель предлагает потренироваться в обоих способах и выбрать тот, который у каждого из учеников получается аккуратнее. Ученики отмечают, что шнур или пряжа приклеиваются не сразу: нужно некоторое время для схватывания клея. Учитель подтверждает наблюдения детей и говорит, что готовое изделие следует высушить под прессом.

Вопросы к ученику по алгоритму самооценки:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какие умения формировали при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Итог урока

Что нового вы узнали на уроке, чему научились? Какие знания и умения помогли вам сегодня аккуратно и красиво выполнить работу?

  1. Что изучает и что включает в себя предмет «Конструирование костюма»?

«Конструирование костюма» изучает приемы и методы построения чертежей, деталей одежды различных силуэтных форм, покроев, с учетом особенностей фигуры. Включает в себя: сведения об одежде, сведения о форме и строении тела человека.

    Какую роль и значение играет конструирование в производстве одежды? Конструирование занимает важнейшую и ведущую роль в процессе создания одежды. В нашей стране одежду изготавливают в процессе массового производства (фабрики), и в условиях индивидуального производства (авторские мастерские, ателье, дома мод.). Конструкция одежды влияет на выбор технологии и организации производства, влияет на такие технико-экономические показатели, как:

Трудоемкость,

Материалоемкость,

Себестоимость,

Производство труда,

Уровень автоматизации и механизации.

От конструирования изделия зависит качество посадки изделия на фигуре, его соответствие направлениям моды во многом определяет спрос и сбыт продукции.

    Назовите этапы проектирования одежды? Проектирование одежды - это построение формы модели, разработка проекта конструкции одежды, включающие в себя расчеты, чертежи разверток деталей одежды, описание свойств ткани, технологии и оборудования, построения и градации лекал экспериментального образца и опытной партии. Этапы проектирования одежды: 1 – Художественное проектирование модели (создание эскизов модели), 2 – Конструирование одежды (создание конструкции модели), 3 – Запуск в производство.

    Что такое покрой одежды, чем он характеризуется? Под покроем понимают внешний вид, придаваемый одежде конструктивными линиями: линией втачивания рукава и линиями вертикального или горизонтального членения полочки и спинки. В зависимости от вида линии втачивания рукава различают следующие покрои одежды: с втачным рукавом, рукавом реглан, цельновыкроеным рукавом. Покрой с втачным рукавом характеризуется тем, что линия втачивания рукава в пройму лифа по своим очертаниям соответствует сечению руки в месте ее сочленения с туловищем. Рукав соединяется с проймой по замкнутому контуру. Покрой реглан характерен тем, что линия втачивания рукава проходит от горловины спинки до горловины полочки. При этом плечевая часть изделия составляет одно целое с рукавом. В изделии с цельновыкроеным рукавом линия втачивания рукава отсутствует: полочка выкраивается как одно целое с передней частью рукава, спинка - с задней частью рукава. Различные сочетания линий втачивания рукава на полочке и спинке дают различные варианты комбинированного покроя. Конструктивные линии вертикального членения полочки и спинки позволяют получить такие покрои изделия, как покрой с боковыми швами, покрой с рельефами, покрой со средним швом спинки. Такие покрои, как покрой изделия с кокетками на основных деталях, покрой изделия, отрезного по линии талии или бедер, получают при использовании конструктивных линий горизонтального членения полочки и спинки. Сочетание вертикальных и горизонтальных конструктивных линий позволяет получать комбинированные покрои изделий.

5. Что такое пропорции фигуры человека, от чего они зависят, какие типы пропорций вам известны? Пропорции фигуры человека - это соотношения размеров отдельных частей тела человека: высоты головы и общей длины тела; длины туловища и длины конечностей; ширины бедер и ширины плеч. Пропорции тела в значительной степени зависят от размеров костей черепа, позвоночника, верхних и нижних конечностей. На пропорции тела также влияют степень развития мускулатуры и жироотложения. У людей разного возраста и пола пропорции сильно отличаются. У детей относительно большая высота головы; она составляет ¼ часть общей длины тела. У взрослых это соотношение равно 1/7 - 1/8. Обхват головы ребенка равен обхвату груди. У взрослого обхват головы в два раза меньше обхвата груди. Среди взрослых мужчин и женщин различают три типа пропорций: 1. долихоморфный тип характеризуется длинными конечностями и коротким узким туловищем; 2. мезоморфный тип средний тип, промежуточный; 3. брахиморфный тип характеризуется короткими конечностями и длинным широким туловищем. Пропорции тела женщин отличаются от пропорций тела мужчин относительно более широкими бедрами и узкими плечами. Пропорции по длине тела (Пр.д.) это – отношение длины туловища Дт (от 7-го шейного позвонка до сидения стула) к росту Р:

Пр.д = Дт / Р

· Долихоморфный тип – Пр.д ≤ 0,29;

· Мезоморфный тип – Пр.д = 0,31 ± 0,01;

· Брахиморфный тип – Пр.д ≥ 0,33.

6. Что такое телосложение, какие типы телосложений женщин вам известны? Телосложение – это индивидуальные особенности фигуры человека, связанные со степенью развития мускулатуры и жироотложений. Мускулатура бывает развита слабо, средне, сильно. Жироотложения бывают слабыми, средними, обильными. У женщин менее развита мускулатура и более неравномерно распределено жироотложение. Различают три основных и одну дополнительную группы телосложений женщин. 1) При равномерном распределении ж/о: тонкий тип; нормальный тип; рубенсовский. 2) При неравномерном распределении ж/о: верхний тип; нижний тип. 3) При неравномерном распределении ж/о на туловище или конечностях: туловищный тип; крайний тип (конечностный). 4) При повышенном распределении ж/о на отдельных участках тела: грудной тип; бедерный тип. Телосложение человека зависит от биохимических особенностей организма, а также от вида трудовой деятельности, образа жизни, возраста.

Рис. ТИПЫ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН ПО СХЕМЕ Б. Шкерли

N – нормальный; R – рубенсовский; S – верхний; J – нижний; Tr – повышенное жироотложение на туловище; Ex – повышенное жироотложение на конечностях; М – повышенное жироотложение на груди; Т – повышенное жироотложение на бедрах

    Что такое телосложение, какие типы телосложений мужчин вам известны? Телосложение – это индивидуальные особенности фигуры человека, связанные со степенью развития мускулатуры и жироотложений. Мускулатура бывает развита слабо, средне, сильно. Жироотложения бывают слабыми, средними, обильными. У мужчин различают три основных типа: брюшной тип – коническая форма грудной клетки, со средней или слабой мускулатурой и обильным жироотложением, округло-выпуклая форма живота, нормальная или сутулая спина; мускульный тип – цилиндрическая грудная клетка, со средней или сильной мускулатурой и средним жироотложением, округлая или прямая спина; грудной тип - плоская грудная клетка, со слабыми мускулатурой и жироотложением, сутулая спина, впалый живот.

8. Что такое осанка, какие типы осанки фигуры вам известны? Под осанкой понимают конфигурацию тела человека при естественном вертикальном положении, которая характеризуется различными изгибами позвоночника в области шеи и талии, положением рук относительно тела и высотой плеч. Осанка зависит от формы позвоночника, степени развития мускулатуры и жироотложений. Различают три типа осанки фигуры: сутулая, нормальная, перегибистая. Сутулая фигура имеет ярко выраженную округлость спины с выступом лопаток, наклоненные вперед плечи, небольшой прогиб в талии, несколько зауженную грудь, расширенную спину, удлиненную талию спины и укороченную талию спереди. Нормальная фигура средний вариант, характеризуется прямой осанкой и выпрямленными коленями. Перегибистая фигура имеет плоскую спину без выступа лопаток, отведенные назад плечи, большой прогиб в талии, расширенную грудь, зауженную спину, удлиненную талию спереди и укороченную талию спины. В швейной промышленности осанку определяют два измерения: глубина шеи и выемка по талии.

    Что такое антропометрические точки? Для производства одежды необходимо знать не только строение тела человека, но и его размеры. Это достигается проведением антропометрических измерений. Для того, чтобы получить форму и размеры сложной фигуры, которой является человеческое тело, необходимо найти наибольшее число антропометрических точек. Антропометрические точки – это костные образования скелета (выступы, бугры, отростки), а также границы мягких тканей, которые легко находятся или прощупываются на фигуре. Для целей конструирования было использовано 16 основных антропометрических точек, в классической антропометрии их более ста.

Верхушечная точка – высшая точка головы в положении ее глазнично–ушной горизонтали.

Шейная точка – вершина остистого отростка седьмого шейного позвонка.

Точка основания шеи – точка пересечения линии основания шеи с вертикальной плоскостью, проведенной через середину плечевого ската.

Ключичная точка – выступ грудинного конца ключицы.

Верхнегрудинная точка – точка в углублении яремной выемки.

Среднегрудинная точка – точка посередине линии груди на уровне сочленения четвертых ребер.

Плечевая акромиальная точка – наиболее выступающая точка акромиального отростка лопатки.

Плечевая точка на вершине плечевой кости.

Лучевая точка – на верхнем отростке лучевой кости.

Сосковая точка – наиболее выступающая точка грудной железы.

Остисто-подвздошная передняя точка – на вершине гребня подвздошной кости.

Коленная точка – центр коленной чашечки.

Передний участок подмышечной впадины – на вершине дуги сочленения руки с туловищем спереди.

Задний участок подмышечной впадины – на вершине дуги сочленения руки с туловищем сзади.

Ягодичная точка – наиболее выступающая точка ягодичной мышцы.

Точка высоты линии талии – наиболее углубленная точка линии талии на боковой поверхности туловища.

    Какие данные необходимы для построения деталей одежды? Исходными данными для построения чертежа деталей одежды являются измерения фигуры человека и величины прибавок к этим измерениям. Построенный по этим исходным данным чертеж называют чертежом основы конструкции. На базе чертежа основы конструкции можно построить чертежи конструкций многих моделей – изделий, отличающихся друг от друга фасонными элементами: длиной и оформлением низа рукава, формой воротника, застежки, карманов.

    Что такое основные размерные признаки, какие размерные признаки вы знаете? Основные размерные признаки - характеризуют фигуру человека по величине и форме, т.е. дают ее размерную характеристику. Размерные признаки обозначают прописными буквами русского алфавита, которые соответствуют видам измерений: В – высоты; Г – глубины; Д – длины, расстояния, дуги; О – обхваты; П – положение корпуса; Р – рост; С – полуобхваты; Ц – расстояния между центрами; Ш – ширины. Латинской буквой d обозначают диаметры. Основные размерные признаки: Р – рост; Ог – обхват груди; От – обхват талии; Об – обхват бедер; Др – длина рукава. Вспомогательные размерные признаки: Впр.з – высота проймы сзади; Дтс – длина спины до талии; Вб – высота бедер; Ди – длина изделия; Шш.з – ширина шеи сзади; Вг I – высота груди первая; Вг II – высота груди первая минус Шш.з; Дтп I – длина талии спереди первая; Дтп II – длина талии спереди первая минус Шш.з; Шс – ширина спины; Шпр – ширина проймы; Шг – ширина груди; Шп – ширина плечевого ската; Оп – обхват плеча.

    Что такое прибавки на свободу облегания, учитываемы при конструировании одежды? Любая одежда из ткани, кожи, дублированных материалов по своим размерам превышает размеры тела человека. Между поверхностью тела и внутренними размерами одежды образуется воздушная прослойка. Она необходима для обеспечения свободы дыхания, движения, нормальной жизнедеятельности организма человека, а также для создания определенной силуэтной формы. Величины воздушных зазоров зависят от степени прилегания изделия к фигуре. Величины, на которые размеры одежды превышают размеры тела человека, называются прибавками на свободу облегания. Их обозначают буквой “П ”. П = Пт + Пд.к. По своему назначению они подразделяются на технические и декоративно-конструктивные.

    Что такое техническая прибавка и конструктивно-декоративная прибавка, что на них влияет? Техническая прибавка (Пт ) – минимально-необходимая прибавка, обеспечивает свободу движения и дыхания, создает определенную воздушную прослойку для урегулирования теплообмена. Главным фактором, влияющим на эту прибавку, является изменение размеров тела в динамике (т.е. в движении) по сравнению с его размерами в статике и изменение тела при дыхании. Декоративно-конструктивная прибавка (П д.к.) – имеет важное значение при создании силуэтной формы изделия распределении модельных линий. Она зависит от объемов одежды и ее формы и определяется в процессе работы художника-модельера и конструктора. На величину декоративно-конструктивной прибавки оказывают влияние направление моды и назначение модели, особенности телосложения человека, толщина материалов, используемых для верха и приклада.

    Что такое баланс изделия, что на него влияет, каким образом его можно достичь? Баланс изделия – это критерий посадки изделия. Различают три вида баланса, не отделяемые друг от друга, - передне-задний, боковой и опорный.

В плечевых изделиях передне-задний баланс – это равновесие передних и задних частей одежды, характеризующееся положением конструктивных точек верхних срезов переда и спинки в вертикальном направлении. Боковой баланс – это равновесие этих же частей по боковому шву или же равновесие передней и задней частей с боковыми деталями. Опорный баланс определяется положением конструктивных точек верхних срезов деталей относительно их средних линий (в горизонтальном положении). При нарушении баланса появляются дефекты посадки, которые необходимо исправлять на примерках. Баланс может быть нарушен по ряду причин: неправильно проведены измерения фигуры, неверно выполнены расчеты по формулам, базовые конструкции не соответствуют фигуре конкретного заказчика и т.п. Поэтому при изготовлении первого образца новой модели во время раскроя изделия даются дополнительные прибавки (в основном по плечевому и боковому швам) для корректировки баланса изделия.

    Что такое базисная сетка, для чего она необходима? Базисная сетка - это совокупность вспомогательных вертикальных и горизонтальных линий, определяющих общие размеры изделия по линии груди и размеры основных частей: спинки, проймы, полочки (переда).

    Какие линии составляют чертеж базовой основы конструкции? Линии чертежа базовой основы конструкции строят на базисной сетке чертежа. Это линии середины спинки и полочки, линии горловины, плечевые линии, линии проймы, линии вытачек, боковые линии, линии талии и низа изделия.

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа - СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа - СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения - просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Текст из книги:

Федеральный государственный образовательный стандарт Образовательная система «Школа 2100» О.А. Куревина, Е.А. Лутцева 4 класс информация для запоминания; инструкционная карта, схема; ответь на вопросы; выполни задание самостоятельно; выполни задание с одноклассниками; проекты (творческие работы). Москва ъ/шх: 2015 Дорогой друг! В твоих руках учебник «Технология». Изучая этот предмет, ты получишь умения и знания о технологии - процессе превращения разных материалов в красивые изделия. А ещё тебе откроется мир, созданный умом и руками мастеров. Путешествуя по страницам учебника, ты научишься Ф искать, вспоминать и использовать информацию; ^ общаться с одноклассниками и взрослыми (понимать, договариваться, помогать другим); ф творить (наблюдать, обсуждать, создавать изделия). Как работать с практическим заданием 1. Рассмотри образец. 2. Изучи рисунки и схемы. 3. Назови изделие, определи его назначение. 4. Каковы конструктивные особенности изделия: форма деталей, количество основных деталей, вид соединения (подвижное или неподвижное)? 5. Из каких материалов изготовлено изделие? Можно ли использовать другие? 6. Как можно разметить детали? 7. Как отделить детали от заготовки? 8. Нужно ли деталям придать форму? Как? 9. Каким способом соединены детали? 10. Требуется ли дополнительная отделка? Какая? Как её выполнить? Выбери подходящие материалы и способы обработки. Составь план, ориентируясь на следующие этапы: 1. Разметить детали. 2. Выделить (вырезать) детали. 3. Придать форму деталям (согнуть, сложить, смять или другое). 4. Собрать изделие. 5. Выполнить отделку. Как работать над проектом I. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА Для чего и кому нужен проект? Сделать подарок. Подготовиться к празднику. Что-то другое. Что будем делать? 1. Обсуждаем и выбираем изделие(-я). 2. Определяем конструкцию изделия. 3. Подбираем подходящие материалы. 4. Выполняем зарисовки, схемы, эскизы объекта. 5. Выбираем лучший вариант. Как делать? 1. Подбираем технологию выполнения. 2. Продумываем возможные конструкторско-технологические проблемы и их решение. 3. Подбираем иструменты. II. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА Воплощаем замысел 1. Распределяем роли или обязанности (в коллективном или групповом проекте). 2. Изготавливаем изделие. 3. Вносим необходимые дополнения, исправления (в конструкцию, форму, технологию). III. ЗАЩИТА ПРОЕКТА Что делали и как? 1. Что решили делать и для чего? 2. Как рождался образ проекта? 3. Какие проблемы возникали? 4. Как решались проблемы? 5. Что получилось? 3 Вспомни! □ о Какие природные мотивы использовали мастера художественных промыслов? ±J Фарфоровый чайный сервиз. XIX век Современная посуда из стекла, пластика и металла □ # Каково бытовое назначение этих предметов? О чём может рассказать каждое изделие? Из каких материалов они изготовлены? Кто их создавал? По каким признакам можно судить о времени их изготовления? 5 Одежда и мода В древности одежда служила лишь для защиты человека от холода, дождя и снега. Потом люди стали украшать её. Они придумывали и использовали новые материалы, детали, конструктивные особенности. Каждая эпоха рождала свои костюмы. Так появилась мода - особый стиль, которому должны соответствовать не только предметы одежды, но и обувь, причёски, головные уборы, украшения и многое другое. Выглядеть современно и красиво нам помогают модельеры, парикмахеры, портные и множество других мастеров. Д. Левицкий. Портрет Е. Воронцовой А.Н. Самохвалов. Девушка в футболке Современные причёски Перчатки. XVII век г ■ ш j Отражаются ли какие-либо черты прошлого в работах современных мастеров моды: модельеров одежды и обуви, парикмахеров? 6 Изготавливаем и одеваем куклу Барышня Рассмотри куклу, изучи инструкционные карты на стр. 8-13 и изготовь похожую игрушку. Из каких материалов изготовлена кукла? Какие основные части в ней можно выделить? Какие технологические операции нужно выполнить, чтобы изготовить каждую часть куклы? © 7 Прикрепи волосы и оформи лицо куклы. Бисер Вышивка Изготовление деталей костюма 1. Измерь охват груди куклы (ОГ). ОГ: 2 = а (мм) 2. Измерь охват руки куклы (ОР). ОР: 2 = b (мм) 3. Измерь охват шеи куклы (ОШ). ОШ: 2 = с (мм) 9 Чертёж верхней части платья Чертёж юбки с + 5 1 a х 3 .J Сравни два варианта разметки деталей. Найди сходство и отличия. Что же такое выкройка? Линия резания Линия резания Разметка по лекалу* Разметка по выкройке * Лекало используют профессиональные закройщики в ателье, на фабриках пошива одежды. 10 ? # Вычисли необходимые размеры и изготовь выкройки верхней части платья, юбки. HJ Инструкционная карта Отделка изделий Л» vix, .V"V Изготовление воздушной петельки Отделка кружевом 12 1 Учимся вышивать (волшебные строчки) Строчка петельного стежка (петельная строчка) и её варианты «Ёлочка» Строчка крестообразного стежка (крестообразная строчка) и её варианты 13 Книга в жизни человека У людей всегда была потребность рассказать потомкам о событиях своей жизни, передать накопленные знания. Первые такие сообщения - наскальные рисунки. Постепенно тексты удлинялись, а знаки, которыми их записывали, упрощались. Так появились буквы. Люди писали на камнях, на дощечках, покрытых воском, на глиняных таблицах, на бересте. В Египте использовали кору папируса - тростника, растущего на берегах реки Нила. Писали люди и на пергаменте - так называлась специально обработанная кожа животных. Египетский папирус Старинный пергамент □ Древняя картинка на бересте # Какие материалы использовали люди для изготовления книг в древности? 9 Соберите различные материалы об истории создания книги: от древности до наших дней. Собранный материал напиши или набери на компьютере на листе формата А4. 14 2000 лет назад в Китае был открыт секрет изготовления бумаги. Появились книги. В первых книгах тексты писались от руки, то есть были рукописными. Иллюстрации выполнялись художниками прямо в книгах. Оклады (обложки) выполнялись из кожи, из серебра, украшались драгоценными камнями. Книг было мало, и стоили они очень дорого. С появлением и развитием книгопечатания книги становились разнообразнее. В создании современной книги участвуют писатели, редакторы, художники, верстальщики, печатники, переплётчики. Ев;ангелие напрестольное. 1628 год Оклад Евангелия Страница из старинного букваря Современные книги □ # Как украшались книги в древности? Чем рукописная книга отличается от напечатанной? Какие мастера участвуют в создании современной книги? 15 Ремонтируем книги # Подбери из своей библиотеки книги и учебники, требующие ремонта. Определи повреждения в книге. Обратись к соответствующей инструкционной карте. Приготовь необходимые материалы и инструменты. Выполни ремонт. Инструкционная карта «Ремонт книги» Подклеивание надорванной страницы 1. Подготовь инструменты и материалы. 2. Заклей разрыв калькой. 3. Cнизу и сверху подложи чистую бумагу. 4. Прижми листы и закрой книгу. 5. Положи сверху груз. 6. После высыхания клея отрежь лишнюю кальку. 16 Инструкционная карта «Ремонт книги» Вклеивание одинарного листа 2 3 л в; ш ^ "Ш 4 Вклеивание двойного листа Используй мучной клейстер или чуть разведённый клей ПВА 1П Элементы книги-брошюры Обложка Сказки Инструкционная карта Ремонт книги-брошюры Материалы и инструменты Корешок Книжный блок 1. Собери книгу, зажми скрепками Материал для оклеивания корешка Порядок работы 4. Приклей корешок. 2. Прикрепи шаблон, сделай отверстия. 5. Положи книгу под груз. Сказки 3. Сшей книгу. 6. Книга готова. 18J Книга о книге Изготовьте свою книгу на основе собранного материала по истории книгопечатания. 1. Продумайте макет вашей книги, её размеры, количество страниц, расположение текста и иллюстраций. Не забудьте, что у книги есть корешок. Иллюстрации и текст не должны размещаться на корешке. 3. Проиллюстрируйте и напишите текст (или наберите его на компьютере). 4. Изучите инструкционную карту на стр. 18. 5. Изготовьте книгу. Поля Текст Иллюстрации 19J Конструкция Внешний вид (форма) любой вещи зависит от её устройства - констру"кции. Она разрабатывается с учётом назначения объекта, его местоположения, функциональных нагрузок, которые он будет нести, требований безопасности и многого другого. Мост романтического стиля в пейзажном парке Пешеходный и транспортный мост Разводной мост □ # Чем отличаются друг от друга изображённые мосты? Попробуй объяснить почему. 20 Первый автомобиль компании «Дс1ймлер-Бенц» Первая машина марки «Б ■ О? + м ГлэБная баавка Дизайн Днимацня Г А Вырезать -J Копировать Макету ^ Восаановить Встав»1ть ^ Создать. / Формат по образцу Удалить Ь\"фер обмена С тайдь- 2. В главном меню выбери мышкой слово «Главная». Затем щёлкни по кнопке «Макет». 3. В появившихся разметках слайда выбери понравившийся макет с заголовком. Заголовок будет именем файла. т j Impress ш 1. В главном меню щёлкни по надписи «Вставка» и в появившемся меню выбери пункт «Слайд». 2. В правой части экрана щёлкни на надписи «Макеты». 3. Выбери разметку (макет) «слайд с заголовком». Заголовок будет именем слайда. 59 2 2 3 Мой инструмент компьютер Добавление текста Открой в текстовом редакторе заранее подготовленный текст твоего рассказа. Выделяй части текста, копируй их в буфер, как ты это делаешь в текстовом редакторе, и вставляй на страницы своей электронной книги. Если текст выделить, то можно менять его внешний вид. Georgia (Основн"|»ние 1нп*рссм«н о пестом ■ док>маите выберите носто в докумемто: Первый (ПОНД Послед»«1й слайд Следукацгй слайд Пр«дыдуш>ы с лайд - Эаголоеии слайдов 1. Осажа I I 1ЛО*ГТрОМ«ОЙ почтой Выбери «связать с местом в документе» (1). Выбери страницу по заголовку (2). Нажми кнопку «ОК» (3). Гиперссылка готова. Impress Откроется окно «Гиперссылка; Выбери «Документ» (1). Выбери кнопку (2). Откроется окно: 1 Пмтап новости Е_д« Домуиент Путь Ссыжа на аленакт докунеиге Допа»«гге1мы« настроим рейн 2 М Форма,та»ст Соиать докунмт 6 ЗФФЫТЬ I I I I на>ДА 1 Crpamia I ц Стратыца 1 4 аи> Отпечатано в филиале «Смоленский полиграфический комбинат» ОаО «Издательство "Высшая школа”» 214020 Смоленск, ул. Смольянинова, 1 УДК 373.167.1:62 ББК 20я71 К93 Федеральный государственный образовательный стандарт Образовательная система «Школа 2100» шк? Совет координаторов предметных линий Образовательной системы «Школа 2100» -лауреат премии Правительства РФ в области образования за теоретическую разработку основ образовательной системы нового поколения и её практическую реализацию в учебниках На учебник получены положительные заключения по результатам научной экспертизы (заключение РАН от 01.11.2010 № 10106-5215/395), педагогической экспертизы (заключение РАН от 20.01.2014 № 000443) и общественной экспертизы (заключение НП «Лига образования» от 30.01.2014 № 157) Руководитель издательской программы - чл.-корр. РАО, доктор пед. наук, проф. Р.Н. Бунеев Материал по использованию ИКТ разработан А.В. Горячевым Куревина, О.А. К93 Технология. 4 кл. : учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность / О.А. Куревина, Е.А. Лутцева. - Изд. 2-е, перераб. - М. : Баласс, 2015. -64 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»). ISBN 978-5-85939-909-3 Учебник «Технология» для 4 класса («Прекрасное рядом с тобой») соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Является продолжением непрерывного курса «Технология» для начальной школы и составной частью комплекта учебников развивающей Образовательной системы «Школа 2100». Ориентирован на формирование опыта предметно-практической деятельности. Может использоваться как учебное пособие. УДК 373.167.1:62 ББК 20я71 Данный учебник в целом и никакая его часть не могут быть скопированы без разрешения владельца авторских прав ISBN 978-5-85939-909-3 © Куревина О.А., Лутцева Е.А., 2008, 2011 © ООО «Баласс», 2008, 2011