Южный газовый коридор - капля в море «Газпрома. Европа не заметит «Южный газовый коридор

Фото с сайта: president.gov.ua

Президент Азербайджана Ильхам Алиев во время переговоров со своим украинским коллегой Петром Порошенко пригласил Украину принять участие в проекте «Южный газовый коридор» (ЮГК).

«Президент Азербайджан а пригласил Украину к участию в проекте Южный газовый коридор», — отмечается в сообщении, опубликованном на официальном сайте президента Украины.

Также стороны уделили внимание дальнейшему углублению взаимодействия в энергетической сфере.

Официальное открытие «Южного газового коридора» состоялось в Баку 29 мая этого года. С помощью него Азербайджан планирует доставлять газ в ЕС в обход России. По коридору «голубое топливо» будет транспортироваться с месторождения Шах Дениз — через Турцию в южные страны Евросоюза — Италию, Грецию и др. Стоимость проекта составляет более 40 млрд долларов. До 2020 года в страны Европы планируется доставлять около 10 млрд кубометров газа. По словам Алиева, в проекте участвуют 7 стран, Азербайджан, Турция, Грузия, Греция, Италия, Албания и Болгария. К нему планируют присоединиться Черногория, Хорватия, а также Босния и Герцеговина.

Некоторые эксперты уверены, что «Южный газовый коридор» не может составлять конкуренцию «Турецкому потоку», вторая нитка которого будет транспортировать газ европейским потребителям.

Другие аналитики считают запуск ЮГК не очень хорошим знаком для «Газпрома».

Так, мнению начальника аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николая Подлевских, положительный моментом при запуске ЮГК можно считать то, что Турция, поставляя газ в южные страны ЕС, будет привыкать к роли транзитера, и в будущем обеспечит надежную доставку газа «Турецкому потоку».

Эксперт полагает, что потребность Европы в газе, даже ее южных государств «Южный газовый коридор» удовлетворить не может, поэтому проект Азербайджана не станет альтернативой «Турецкому потоку».

Наряду с этим, аналитики, считают ЮГК не очень благоприятным знаком для «Газпрома»: запуск проекта показывает, что конкуренция на рынке есть, могут строиться другие газопроводы.

В этой сфере, по словам аналитика Раффайзенбанка Андрея Полищука, конкуренцию «Газпрому» в будущем могут составить страны Ближнего Востока, однако, учитывая политический фактор и нестабильность региона, вероятность развития таких проектов мала.

Одновременно, «Газпром» обладает мощными преимуществами перед конкурентами — это масштаб «Турецкого потока», потенциал его развития, очень большие запасы месторождений и его репутация.

«В отличие от TANAP, у «Газпрома» пиковая нагрузка может быть гораздо больше. Поэтому конкурентов все-таки пока нет», — уверен эксперт.

К разработке крупного газового месторождения Шах-Дениз Азербайджан приступил в 2006 году. Через два года, на фоне газового конфликта, возникшего между Россией и Украиной, Европейская комиссия одобрила Второй стратегический энергетический обзор, призывающий расширить поставки топлива в Европу в обход России. В 2013 году был окончательно утвержден маршрут «Южного газового коридора» В проект вошли: уже функционирующий Кавказский трубопровод и новые — Трансанатолийский (TANAP) и Трансадриатический (TAP). В 2015 году был заложен фундамент газопровода TANAP. В церемонии приняли участие президенты Азербайджана, Турции и Грузии.

Турция постепенно превращается в газовый хаб: спустя меньше месяца после завершения прокладки первой нитки «Турецкого потока» для российского газа запущена первая очередь другого газотранспортного маршрута — «Южного газового коридора» (ЮГК). По нему в сторону Турции, а затем и ЕС потечет уже азербайджанский газ.

Сам ЮГК будет представлять собой разветвленную сеть газопроводов, состоящую их расширенного Южнокавказского газопровода (Баку — Тбилиси — Эрзурум), турецкого трубопровода TANAP (Трансанатолийский газопровод) и европейский TAP (Трансадриатический газопровод). Общая протяженность всех частей ЮГК составит 3500 км от Баку до юга Италии через Грузию, Турцию, Грецию, Албанию.

По этому маршруту в Европу будет идти газ с шельфового месторождения Шах-Дениз. Стоимость проекта оценивается более чем в $40 млрд. Предполагается, что на первом этапе объем поставок азербайджанского газа по новому маршруту составит 16 млрд кубометров в год, из которых 10 млрд куб. м. придется на Европу, а впоследствии вырастет до 31 млрд кубометров.

Шах-Дениз — одно из крупнейших в мире газовых месторождений с запасами газа более 1 трлн кубометров. Первая стадия проекта уже запущена, в прошлом году экспорт составил 7,3 млрд кубометров. В ближайшие дни планируется завершить подготовку к старту добычи в рамках второй стадии. Оператором проекта является британская ВР (ей принадлежит 28,8%). Другими участниками являются Petronas (15,5%), SOCAR (16,7%), TPAO (19%), NICO (10%) и российский (10%). Стоимость второй стадии составляет почти $24 млрд, а предполагаемый объем добычи — 16 млрд кубометров в год.

Президент Азербайджана Ильхам , присутствовавший на территории запуска на Сангачальском терминале близ Баку, отметил, что сейчас в проекте участвуют семь стран — Азербайджан, Грузия, Турция, Греция, Болгария, Албания и Италия, присоединиться к нему планируют также Босния и Герцеговина, Хорватия и Черногория. Во время церемонии Алиев запустил первый газ. Он пойдет в турецкий трубопровод TANAP (Трансанатолийский газопровод) и далее в европейский TAP (Трансадриатический газопровод).

«Азербайджанский газ является новым источником поставок газа в Европу, и реализацией ЮГК мы заново составляет энергетическую карту континента», — подчеркнул Алиев.

Стоит подчеркнуть, что пока другие части ЮГК не готовы. TANAP планируется ввести в эксплуатацию 12 июня, сообщал ранее министр энергетики и природных ресурсов Турции . А Трансадриатическая труба должна быть достроена только к 2020 году.

Проект изначально был призван повысить безопасность поставок газа в Европу, составить конкуренцию российским трубопроводным проектам «турецкий проект» и «Северный поток — 2» и снизить долю «Газпрома» на европейском рынке.

Эксперты полагают, что формально этот проект может усилить конкуренцию на европейском рынке газа, однако серьезно позиции «Газпрома» на этом направлении не потеснит.

Если считать, что конкуренция подразумевает определённую гибкость для покупателя и возможность выбора между поставщиками, то такой конкуренции здесь не появляется или она минимальна, отмечает аналитик Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» .

Газ с проекта «Шах-Дениз 2» будет поставляться в рамках долгосрочных контрактов, известно, что в цене есть и составляющая с нефтяной привязкой, то есть речь идет об обязательных (в рамках объема «бери-или-плати») закупках, поясняет эксперт. Речь, таким образом, может идти не столько о конкуренции в прямом смысле этого слова, сколько о диверсификации источника поставок для стран Южной Европы (Греции, Болгарии, Италии), добавляет он.

16 млрд кубометров — это менее 3% европейского газового рынка, включая Турцию, или в 12 раз меньше, чем продажи «Газпрома» в Европу, подсчитал директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам Дмитрий .

Это гораздо более значимое событие для Италии, а также Турции и Болгарии, которые сильно зависят от российского газа — проект предлагает хоть какую-то, но альтернативу, рассуждает аналитик. Не менее значимо оно и для Азербайджана, где до недавнего времени главным единственным продуктом сырьевого экспорта была нефть: скорее всего, роль газа в мировом энергетическом балансе будет расти, поэтому экспорт газа — неплохой способ немного обезопасить себя от возможного падения спроса на нефть, возможного на длинном временном горизонте, добавляет Маринченко.

Спрос на газпромовской газ действительно может незначительно сократиться, однако «Газпром» по-прежнему будет иметь возможность управлять объемами, предлагая покупателям скидки и идя на прочие уступки.

То, что «Газпром» приветствовал последнее решение , которая обязала компанию по сути отказать от практики сегментирования рынка и ценовой дискриминации, говорит о том, что холдинг готов проявлять определенную гибкость, чтобы защитить свою долю рынка, добавляет он.

На прошлой неделе «Газпром» с турецким правительством подписали протокол о сооружении сухопутного участка второй нитки «Турецкого потока».

В дополнение к нему было подписано соглашение между «Газпромом» и турецкой Botas, где определены основные условия и параметры строительства этого участка трубы. Предполагается, что вторая нитка «Турецкого потока» (15,5 млрд куб. м в год) обеспечит транзит российского газа через Черное море до побережья Турции и далее до границы с .

В тот же день, 26 мая, глава Турции заявил, что турецкая Botas добилась от «Газпрома» скидки в 10,25% на газ, поставленный в 2015-2016 гг. и получит в качестве компенсации $1 млрд ретроактивного платежа.

В этом месяце в СМИ мы увидели много заголовков о новых трубопроводных проектах в Европе. Так, например, Oilprice.com недавно опубликовали статью о Южном газовом коридоре под названием «Действительно ли это самый важный трубопровод в мире?»

Сама статья представляет собой обыкновенный маркетинговый ход, призванный заставить вас думать, что азербайджанский газ изменит всю европейскую газовую политику. В этой теме разбиралось издание zerohedge.com .

"Начало статьи самое показательное: «Европа хочет стать менее зависимой от российского газа и использовать более чистую энергию...». Это, конечно же, ложь.

Сама Европа как раз наоборот этого не хочет, ведь ей это просто-напросто не выгодно. Однако этого хотят европейские политики, которые находятся в сговоре с Вашингтоном, и которым выгодно считать Россию врагом ЕС.

Большая часть Европы хочет, чтобы Россия поставляла им , потому что российский газ дешев и потому что его много. Конечно же, США делают все, чтобы не допустить роста экономики и влияния России. Технократия ЕС согласна с тем, что сильная Россия с долей более чем 40% европейских продаж газа, - это Россия, которую нельзя будет дестабилизировать посредством валютных и прокси-войн.

Южный газовый коридор - это проект газопровода протяженностью около 4000 км для доставки природного газа Каспийского моря в южную Европу. По предварительным оценкам, около 16 миллиардов кубометров газа в год будет переправляться по трубопроводу, начиная с 2019 года.

Ориентировочная стоимость Южного газового коридора на момент начала переговоров составила более 45 миллиардов долларов. Сам проект, по сути, является решением проблемы, которую еще предстоит найти. Это не что иное, как взятка в размере 45 миллиардов долларов, которую США дают угодному им режиму в Азербайджане.

США не в первый раз используют страны ЕС, враждебно настроенные к России (как, например, Польшу или Прибалтику), чтобы подорвать новые российские газовые проекты в Европе.

В 2014 году политическое давление на Болгарию со стороны Евросоюза и США сорвало газовый проект «Южный поток». Трубопровод должен был доставлять газ из южных месторождений России в Болгарию через Черное море. Болгария могла бы ежегодно получать огромную прибыль от транзитных сборов.

Государственная газовая компания «Газпром» быстро нашла новое решение, заменив несостоявшийся «Южный поток» «Турецким потоком». Новый трубопровод будет проходить через Турцию и заканчиваться в Греции. Прошлым летом Венгрия уже провела переговоры с «Газпромом» по «Турецкому потоку». Все задействованные страны хотят получать транзитные сборы.

Как вы думаете, какова стоимость этого проекта? Всего 12 миллиардов долларов. При том, что трубопровод будет проходить по дну Черного моря.

Другой трубопровод, «Северный поток 2», позволит удвоить пропускную способность существующего газопровода «Северный поток», и дешевый российский газ начнет напрямую поступать из Санкт-Петербурга в Германию. Проект строительства будет завершен к следующему году.

А какова же стоимость этого проекта? Менее 10 миллиардов долларов.

ЕС сделал всё возможное, чтобы сорвать проект «Северный поток 2», разве что, не написав закон, просто-напросто запрещающий строительство, чего он, конечно, сделать не может. Наконец, все попытки были прекращены в начале этого месяца.

Важнейший вывод, который можно сделать из ситуации: интересы европейских политиков, очевидно, стоят выше интересов простых людей. Европейские лидеры при принятии решений не берут во внимание интересы тех людей, которым они должны служить.

По сути, лидеры ЕС готовы продать энергетическую безопасность Европы. Будущее Европы выглядит намного более безопасным с «Турецким потоком» и «Северным потоком 2».

«Южный газовый коридор», который будет альтернативой поставкам российского газа в Европу, частично запустят уже в следующем году. Европейские эксперты при этом сомневаются в целесообразности проекта как по объемам поставок газа, так и финансовым затратам, которые наполовину обеспечивают банки ЕС.

Транс-Анатолийский газопровод (TANAP), который является самым протяженным участком «Южного газового коридора», запустят в начале следующего года. Об этом заявил турецкой Daily Sabah генеральный менеджер проекта Салтук Дюзйол . По его словам, в июне 2018 года по магистрали газ из Азербайджана начнет получать Турция. Через год, в середине 2019 года, завершат строительство Транс-Адриатического газопровода (TAP) в Грецию и Италию и поставки газа в ЕС начнутся в марте 2020 года.

«Южный газовый коридор». Фото: tap-ag.com.

По словам Салтука Дюзйола, стоимость TANAP удалось снизить до $ 7,9 млрд и 1350-километрая магистраль по территории Турции уже построена на 93%.

«Сейчас ожидаем одобрения кредита в $ 1,3 млрд от Европейского инвестиционного банка», - сказал генеральный менеджер TANAP. Всего проект привлекает кредитов на $ 3,95 млрд. Основными кредиторами выступают европейские банки. Европейский инвестиционный банк при этом является государственным финансово-кредитным учреждением Европейского Союза. С 2020 года потребители ЕС должны получать ежегодно 10 млрд кубометров из Азербайджана и Брюссель активно поддерживает проект, считая «Южный газовый коридор» альтернативой поставкам российского газа. Сегодня 10 млрд кубометров - 2,5% потребления газа в ЕС, и европейские эксперты не уверены, что проект действительно сможет снизить зависимость Европы от «Газпрома» и стоит вложенных в него средств.

Ведущий аналитик Оксфордского института энергетических исследований Симон Пирани заявил изданию Climate Home News, что мечты о дополнительных объемах газа по газопроводу вряд ли сбудутся.

«У меня есть сомнения по поводу значительных объемов дополнительного газа, которые смогут подать в „Южный газовый коридор“, потому что непонятно из какого месторождения в Каспийском море они пойдут - сказал Симон Пирани. - Есть месторождение, разрабатываемое госкомпанией SOCAR вместе с Total, но на нем не смогут добывать существенных объемов газа и обе компании уже согласились поставлять добытый газ на внутренний рынок. А других месторождений для добычи газа на экспорт нет. Поэтому объем, который может дать Азербайджан Европе в реальности, достаточно маленький».

Европа надеется на диверсифицированные источники поставок по газопроводу, однако, как считает ведущий аналитик Оксфордского института, надежды едва ли оправдаются: «Туркмения больше заинтересована в экспорте в Китай, а на северо-западе Ирана нет достаточных объемов газа, чтобы поставлять в Европу».

Еще одной неприятной новостью для планируемого расширения «Южного газового коридора» могут быть сообщения о том, что один из крупнейших трейдеров СПГ Shell ведет переговоры о закупке ежегодно 5 млрд кубометров газа с израильского месторождения Левиафан для сжижения в Египте. Морские месторождения в Израиле, как известно, так же рассматриваются как дополнительный источник поставок газа в «Южный газовый коридор». Вместо израильского газа может быть газ из Иракского Курдистана. Однако мы писали, что у этого проекта с участием «Роснефти» сейчас слишком много политических рисков.

В Climate Home News заметили, что стоимость «Южного газового коридора» (его оценивали в $ 45 млрд) сравнима со всеми инвестициями ЕС в переход на экологически чистые виды энергии в 2014-2020 годах. Кроме того, в издании вспомнили скандал с отмыванием Азербайджаном средств и подкупом европейских политиков. Так, член правления Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) от Болгарии Калин Митрев получил от Баку $ 500 тыс., а ЕБРР является кредитором «Южного газового коридора». Сам Калин Митрев заявил, что получил деньги за консультационные услуги.

Ранее зампредседателя правления «Газпрома» Александр Медведев заявлял, что у Азербайджана не хватает газа, так как он вынужден закачивать его обратно в месторождения, чтобы поддержать добычу нефти. В том числе поэтому «Газпром» и госкомпания Socar вели переговоры по увеличению поставок российского газа в Азербайджан. Сейчас российский холдинг имеет контракт на поставку до 2 млрд кубометров газа в год. В Socar заинтересованы увеличить объем еще на 3−5 млрд.

Еще одним свидетельством того, что даже с запланированными с поставками по «Южному газовому коридору» не все так гладко, может быть заявление главы МИДа Турции. В прошлом году Мевлют Чавушоглу сказал, что по первой нитке газопровода «Турецкий поток» будет ежегодно поступать 16 млрд. кубометров, а излишки - то, что не востребовано Турцией, - пойдут в TANAP.

«Полагаю, что даже 10 млрд из Азербайджана Европе не гарантировано в обозримом будущем, - говорит заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач . - Глубоководная часть месторождения „Шах-Дениз-2“, которая планируется как ресурсная база для Южного коридора, очень непростой проект с точки зрения технологий, геологии и климатических условий. Поэтому Азербайджан может быть весьма заинтересован в подстраховке из России, чтобы не попасть на штрафы за неполное или несвоевременное выполнение обязательств».

Подпишитесь на нас

Президент Азербайджана Ильхам Алиев подчеркнул роль западных стран в поддержке «Южного газового коридора». Фото с официального сайта президента Азербайджана

То, о чем так долго говорили противники «Газпрома», свершилось. Азербайджан с помпой запустил вчера новый газопровод «Южный газовый коридор» (ЮГК), который по альтернативному маршруту доставит газ сначала в Турцию, а затем и в Южную Европу. Хотя объемы поставок азербайджанского газа значительно уступают российскому экспорту в Европу, наблюдателей впечатлило совпадение по срокам ввода этого проекта с ожидаемым выходом на берег «Турецкого потока» из России.

Уже в первой половине июня ожидается запуск в эксплуатацию знаменитого Трансанатолийского трубопровода (TANAP), по которому с востока на запад через всю Турцию пойдет в Европу газ с азербайджанского месторождения «Шах-Дениз». А вчера президент Азербайджана Ильхам Алиев на терминале рядом с Баку торжественно запустил первый газ в «Южный газовый коридор», частью которого и станет TANAP.

Газ будет доставляться в Европу через сложную систему коммуникаций общей протяженностью в 3500 км: ЮГК включает в себя расширение газопровода Баку-Тбилиси–Эрзурум, строительство TANAP и Трансадриатического трубопровода (TAP). Газ пройдет из Азербайджана в Грузию, Турцию, Грецию, Болгарию и Албанию – и до Италии. Ожидается, что 6 млрд куб. м ежегодно по этой системе будет получать Турция, а 10 млрд пройдут дальше для европейцев.

Вчера президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган направил обращение по случаю запуска первого этапа проекта «Южный газовый коридор», он назвал проект важным примером регионального сотрудничества. А Ильхам Алиев поблагодарил США, Великобританию и ЕС за политическую и экономическую поддержку проекта.

Совместная декларация о «Южном газовом коридоре» была подписана Азербайджаном и Еврокомиссией в 2011 году, но совпало так, что его запуск пройдет всего неделями позже подписания «Газпромом» и правительством Турции протокола о второй – транзитной – нитке «Турецкого потока», газ в которой предназначен для того же южного региона Европы (см. ).

Очевидно, напрашивается сравнение двух проектов (изначально создание ЮГК было очень политизировано и рассматривалось как важный объект противостояния «газовой гегемонии России в Европе»).

Напомним, что первая нитка строящегося «Турецкого потока» предназначена для поставок в саму Турцию, а вот вторая предназначена для дальнейшей прокачки в страны Южной и Юго-Восточной Европы. Мощность российской трубы больше, по каждой нитке можно прокачать до 15,7 млрд куб. м газа в год. ЮГК принесет в Европу только 10 млрд ежегодно.

Но «поток» только строится, перспективы сбыта еще совсем не определены. Для поставок по балканскому маршруту надо строить еще один трубопровод, 100 км между Болгарией и Сербией. А вот глава TANAP Салтук Дюзйол сообщал, что у его организации уже есть договоры по транспортировке газа на 15 лет вперед. Проект «Южный газовый коридор» одобрен Евросоюзом. Он активно поддерживается западными странами. Правда, ЮГК тоже готов не целиком, Трансадриатический газопровод (TAP), как ожидается, будет построен к 2020 году.

Для бизнеса «Газпрома» создание конкурента «Турецкому потоку», конечно, не несет прямого ущерба. В 2017 году из РФ Европа получила 193 млрд куб. м газа, это около 37% от общего объема. Однако символическое значение конкурентной трубы велико, особенно если позже к поставкам через нее подключатся Казахстан и Туркмения.

Создание ЮГК требует огромных инвестиций. По данным Natural Gas Europe, объем общих инвестиций в проект составляет около 40 млрд долл., в том числе TANAP стоит 9,3 млрд, TAP – 6 млрд, вторая стадия разработки «Шах-Дениза» и расширение Южнокавказского газопровода – 23,8 млрд.

Глава аналитического департамента компании «Golden Hills – КапиталЪ АМ» Михаил Крылов считает, что, учитывая объем инвестиций в строительство по сложному маршруту «коридора», его участники вряд ли предложат европейским потребителям лучшие условия, чем «Газпром». «Можно предположить, что, участвуя в проекте «Южного коридора», Турция страхуется от форс-мажора по «Турецкому потоку». У Европы хватает своих забот, и вряд ли она простимулирует строительство новых ниток этого коридора, создавая реальную угрозу доле «Газпрома» в поставках в ЕС», – сказал «НГ» Крылов. По мнению эксперта, реализация проекта, о подготовке которого говорили так долго, сейчас стала возможна из-за увеличения спроса на газовый транзит в страны Средиземноморья и Центральной и Восточной Европы.

«Проект «Южного газового коридора» не станет ограничителем для поставок «Газпрома». Напротив, при определенном сценарии развития событий правые в Италии добьются интеграции всего Средиземноморья в единый экономический организм, в голубых венах которого потечет и российская газовая кровь».

Завотделом Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин не согласен, что «коридор» – это некая страховка для Турции на случай, если сорвется российский поток. «Это не так, ведь решение по ЮГК было принято раньше «Турецкого потока», – считает Кулагин. В «совпадении» по срокам запуска «потока» и «коридора» Кулагин не видит ничего странного. По его мнению, запуск «коридора» осуществляется согласно плану разработки месторождений. Да и в Европе растет потребность на фоне снижения собственной добычи. Эксперт также не думает, что участники «коридора» предложат европейским потребителям лучшие условия, чем «Газпром», что привело бы со временем к тому, что Европа стимулировала бы строительство новых ниток ЮГК, создавая реальную угрозу доле «Газпрома» в поставках в Европу.

«Затраты по ЮГК выше, чем у «Газпрома». Строительство новых веток зависит от наличия и стоимости газа, а с этим в отличие от «Газпрома» есть проблемы», – сказал «НГ» Кулагин.

«Южный газовый коридор» не сможет стать ограничителем для экспортных поставок «Газпрома», считает эксперт. «Этот проект учитывался в планах. Да, он отчасти будет конкурировать с российским газом, как и другие поставки. Но это все было ожидаемо. Частично проект компенсирует падение собственной добычи в Европе и рост спроса в отдельных странах, но и ниша для российского газа остается большой», – говорит Кулагин.