Возвращение мцыри в монастырь. Поэма «Мцыри» как романтическое произведение. Восхищение природой и встреча с девушкой

Михаил Юрьевич Лермонтов вошел в историю не только как талантливый поэт, но и как человек со сложным, даже злым характером. Он жестоко подшучивал над знакомыми, был нелюдим и необщителен, не оставил ни вдовы, ни потомства. В то же время он обладал исключительными способностями, чутким сердцем (чего стоит одно стихотворение «На смерть поэта») и незаурядным умом. Во многих произведениях Лермонтов подсознательно или осознанно вырисовывал свой портрет, отображая то определённую сторону личности, то весь свой характер. В «Мцыри» автор воплотил свое вольнолюбие в образе главного героя. Свобода от условностей, правил и догматов являлась основной его чертой. Судьба Лермонтова очень напоминает три дня, проведенные беглецом вне стен монастыря: поэт прожил яркую, полную страстей и творчества, но недолгую жизнь.

Мцыри – это романтический герой. Его мятежная душа изнемогает в плену и томится по идеалу – родине, где пленник мог обрести дом, братьев по духу и свободу. Его судьба искалечена, ведь с самого детства кавказский юноша лишен выбора. Неслучайно он бежит именно перед постригом: налицо попытка обрести хотя бы право выбрать между рабством и смертью. Поэма строится на конфликте между личностью и окружающим миром, типичном для романтизма. Герою претит действительность, он спасается от нее в иллюзии успешного побега. Он вряд ли верил в успех, ведь толком ничего не планировал, все получилось спонтанно, и с точки зрения здравого смысла неразумно. Мцыри руководствовался инстинктом, природным чутьем, которое толкнуло его на иррациональный поступок. Он – естественный, свободный герой, его темпераментом восхищается Лермонтов, воспевая сильных и вольных людей, отважившихся идти против общества ради свободы. Общество Мцыри – монахи. Их герой считает слабыми и жалкими: как можно добровольно отказаться от родины, независимости и самой жизни, прозябая в мрачных, холодных стенах храма? Он бунтует не только против своего окружения, он бросает вызов и божественной власти, что принуждает его к неволе и лжи. Разве мог гордый сын Кавказа искренне восхвалять свой плен и благодарить за рабское ярмо? Нет. Юноша выбирает единственно честный путь: стремиться к своей мечте несмотря ни на что.

Побег Мцыри – символ человеческого существования. Он встречает прекрасную грузинку (познал страсть к женщине), он побеждает барса (сражался и одержал верх), он испытал радость вольной жизни и увидел красоту мира, наконец, он лишается надежды, вновь вернувшись к своей тюрьме. Многие люди умирают не от болезней или старости, а от отчаянья. Жизненные силы как будто покидают их. Оказавшись снова в монастыре, пленник погибает не от ран, его убивает безысходная тоска по жизни, которой он давно уже был лишен. Вместо того, чтобы жить в кругу родных и товарищей на своей земле, выполняя свое предназначение, он чахнет в заточении и терзается сомнениями, «для воли иль тюрьмы» родился человек. Сердце подсказывает, что для воли, но монастырь диктует свой устав. Герой должен был поступить по зову сердца, даже бог учит нас не лукавить, разве можно вить Мцыри в неблагодарности, предательстве или сумасбродстве? Конечно же, нет. Его душа чиста, намерения честны, а поступки естественны, лишены и тени расчета, подлости, жестокосердия. Он не может дать ложный обет, например, или хотя бы втайне спланировать бегство. Юноша открыт и прямолинеен, его унизила бы хитрость.

Меню статьи:

Написанная Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1838 году романтическая поэма «Мцыри», повествует о мальчике-сироте, взятом в плен и впоследствии ставшим беглым монахом. Основа сюжета взята из кавказской жизни. Мцыри становится воплощением гордого, независимого духа горцев. Его личная трагедия в какой-то мере пересекается с душевным поиском самого автора.

Главные герои

Мцыри – главный и единственный герой поэмы. Угрюмый, одинокий, но в тоже время подверженный сильным внутренним страстям, юноша. С безудержной силой жизни внутри, так и не смогший смириться с вынужденным пребыванием в монастыре и жизнью монаха.
Старый монах – безликий персонаж, о котором известно лишь то, что он спас пленного Мцыри в детском возрасте и стал единственным безмолвным свидетелем его предсмертной исповеди.

Глава первая: живое прошлое.

Автор вводит читателя в повествование в ретроспективе, описывая пейзажи Грузии и монастырь, в котором в прошлом и произойдут главные события поэмы. Хранителем этой истории является старый монах «людьми и смертью забыт».

Глава вторая: пленный ребёнок.

«Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов».

Однажды проезжая мимо русский генерал привёз пленного ребёнка. Пленник с раннего детства проявлял свою гордую натуру горца. Но под заботой монахов оттаял, смирился. Но как оказалось только внешне, на время до момента своего внезапного исчезновения и исповеди, в которой он открывает свою сущность.


Глава третья: без сожаления.

Мцыри признаёт, что его исповедь не сожаление о мыслях, о побеге, а лишь желание, чтобы кто-то всё же узнал правду.

Глава четвертая: мечта.

И начинает он свою исповедь со слов о своей сиротской доле, о своей мечте, о семье, родителях и друзьях, о свободной жизни. Несмотря на все попытки послушнического долга, он не смог в себе их подавить.

Глава пятая: «Ты жил, – я также мог бы жить!»

Углубляясь в свои рассуждения, он говорит о желаниях юности, которые в нём бушевали, о силе жизни, которая рвалась изнутри! Он хотел жить полной жизнью, дышать и наслаждаться всем!

Глава шестая: родной Кавказ.

Он говорил, о том, что увидел на воле. Прекрасные живые описания полей, рек, горных хребтов, утренней зари и любимого Кавказа, который пульсировал в его мыслях и сердце голосом крови и памяти.

«Седой незыблемый Кавказ;
И было сердцу моему
Легко, не знаю почему.
Мне тайный голос говорил,
Что некогда и я там жил,
И стало в памяти моей
Прошедшее ясней, ясней…»

Глава седьмая: отцовский дом.

Тайники памяти вперемешку с безудержной волей и мечтами, как мозаику составляли для главного героя картины прошлого. В них он видел отцовский дом, родной народ всё то, что у него так несправедливо отняли.


Глава восьмая: он просто жил…

«Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.»

Как оказалось, Мцыри давно задумал бежать, увидеть узнать, что там за стенами постылого монастыря. Он говорит об этом с неким торжеством, без тени сожаления.

Глава девятая: гроза утихла.

Стихия природы смешалась с внутренней стихией бушующей внутри него. И становится уже трудно отличить, где он говорит о природе, а где о своих переживаниях. То был неописуемый глоток свободы для так долго томящейся души.

Глава десятая: на краю бездны.

Пробуждение на краю бездны становится символичным для него. Вся его жизнь с этого момента приблизилась к краю пропасти.

Глава одиннадцатая: волшебное утро.

Но он этого не замечает, желанная мечта сияет для него в каждой капельке утренней росы, шепчется среди кустов «волшебными странными голосами»

Глава двенадцатая: грузинка.

Созерцание прелести утра, пробуждают в нём жажду, которая приводит его к потоку воды, где он встречает молодую грузинскую девушку. Эта немая встреча подарила ему миг пылкого юношеского ослепления.

Глава тринадцатая: тоска юноши.

Приоткрытая дверь, тех чуждых для монахов чувств, стала таинством души юного героя. Открыть его он не готов никому, оно умрёт вместе с ним.


Глава четырнадцатая: судьба.

«Пройти в родимую страну –
Имел в душе и превозмог
Страданье голода, как мог.
И вот дорогою прямой
Пустился, робкий и немой.
Но скоро в глубине лесной
Из виду горы потерял
И тут с пути сбиваться стал».

Главной целью нашего героя было попасть в родные края, которые его манили с новой силой. Но судьба распорядилась иначе, из-за перевозбуждения и неопытности он заблудился в лесу, и это стало началом его конца.

Глава пятнадцатая: чёрные глаза ночи.

Вечный лес принял его в свои объятия. Страх перемешался с тоской и отчаянием, он рыдал, упав на землю, но даже сейчас его гордый дух не желал человеческой помощи.

Глава шестнадцатая: голос крови.

За эти три дня беглец проживает почти полную жизнь. Оставшись ночью в лесу, он вступает в схватку с диким барсом.

Встреча с животным разжигает в беглеце огонь борьбы, в нём вскипает кровь его воинственных предков.

Глава семнадцатая-девятнадцатая: смертельная схватка.

Поединок с барсом описывается героем в ярких красках.

«Ко мне он кинулся на грудь:
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое оружье… Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле».

И хотя зверь был побеждён, для главного героя эта схватка не прошла бесследно, на его груди остались раны.

Глава двадцатая: возвращение

Утром Мцыри осознал, что возвратился туда, откуда начал своё путешествие. Он вернулся в свою «тюрьму». Осознание собственного бессилия, фатальности случая лишили его последних сил.
« И смутно понял я тогда,
Что мне на родину следа
Не проложить уж никогда».

Глава двадцать первая: цветок.

Мцыри сравнивает себя с домашним цветком, который рвался к свету, свободе,… но оказавшись в «саду средь роз» в незнакомых суровых условиях – вянет и гибнет под палящими лучами солнца.

Глава двадцать вторая: безжизненная тишина.

Это утро было полной противоположностью его первого пробуждения на воле, краски поблекли, осталась лишь гнетущая, звенящая тишина.

Глава двадцать третья: иной мир.

Прощальный взгляд на окружающую красоту, прерывается предсмертным забытьем, в котором душа героя устремляется к свободе и покою, но уже в другом мире.

Глава двадцать четвертая: не забывайте!

В последний час жизненного пути Мцыри томит мысль о том, что его история канет в забытье.

Глава двадцать пятая: минуты блаженства.

Понимая, что умирает, юноша остаётся непреклонным; за те несколько минут блаженного счастья, которое ему довелось испытать, готов променять и рай, и вечность.

Глава двадцать шестая: завещание.

Прощальная речь главного героя оканчивается завещанием, – похоронить его в саду, где цветут две акации и откуда виден Кавказ. В его словах таиться глубокая убеждённость, что его свободный дух и память навсегда останутся живыми для его «милой родины» и народа.

Поэма «Мцыри» как романтическое произведение

В 1837 году, во время своих поездок по Кавказу, М. Ю. Лермонтов встретил в одном из грузинских монастырей монаха и узнал от него, что родом он горец, плененный генералом Ермоловым во время военной экспедиции. Генерал оставил заболевшего мальчика в монастыре, где тот и вырос, хотя долго не мог свыкнуться с неволей, тосковал и делал попытки к бегству; однако со временем он смирился со своей участью и принял монашеский сан.

Эта история легла в основу поэмы «Мцыри » (1839 г.). Но герой Лермонтова совсем не похож на свой прототип.

Поэма «Мцыри» - романтическое произведение . И его герой - герой, бесспорно, романтический. Центральная идея поэмы заключается в прославлении свободы, жизни, любви к своей родине. Поэт противопоставляет гордую, сильную, одинокую личность (Мцыри ) окружающему обществу (монахам в монастыре). Конфликт между свободолюбивой личностью и обществом, подавляющим эту личность, неизбежно приводит к гибели личности. В этом конфликте раскрывается социальная направленность поэмы: трагедия Мцыри является отражением трагедии многих молодых людей поколения 30-х годов XIX века (в том числе и самого Лермонтова), погибающих нравственно и физически в удушающей атмосфере российской действительности после декабрьского периода.

Поэма в основном написана в форме исповеди главного героя. Она начинается прологом - описанием развалин древнего грузинского монастыря. В его душных кельях прошла жизнь пленного мальчика-горца (к моменту исповеди - юноши). Вкратце передается история недолгой жизни героя (появление в монастыре - побег - возвращение), и затем следует сама предсмертная исповедь Мцыри, в которой он объясняет старому монаху причину своего побега.

Мрачный монастырь, в котором жил Мцыри, был подобен тюрьме, и сам герой чувствует себя в нем пленником. Но, попав в монастырь, лишившись свободы, Мцыри не смирился; он говорит монаху:

  1. Я мало жил и жил в плену.
  2. Таких две жизни за одну,
  3. Но только полную тревог,
  4. Я променял бы, если б мог.

Герой «знал одной лишь думы власть, одну - но пламенную страсть»: страсть к свободе. Он мечтал о побеге, мечтал вернуться в свой родной аул, увидеть родных и близких. И в бурную ночь, когда бушевала гроза и монахи, в страхе «столпясь при алтаре», «ницлежали на земле». Мцыри бежал. Он чувствовал свое родство с грозной стихией:

  • ...О, я как брат
  • Обняться с бурей был бы рад!
  • Глазами тучи я следил,
  • Рукою молнии ловил...

Упоение свободой придало ему необыкновенную силу. Встретившись с барсом, почти безоружный, он не бежит от могучего, грозного зверя, а вступает с ним в смертельную схватку.

  • Я ждал, схватив рогатый сук,
  • Минуту битвы; сердце вдруг
  • Зажглося жаждою борьбы
  • И крови...

Сцена битвы с барсом является ключевой в поэме: в ней раскрывается истинная сущность Мцыри - настоящего бойца, бесстрашного воина. Он, сложись его судьба немного по-другому, мог бы быть «в краю отцов не из последних удальцов». Из поединка с барсом Мцыри выходит победителем, но эта битва и блуждание по горам отняли у него все силы, и ему не удается найти дорогу на родину. После трех дней скитаний Мцыри оказался, сам того не желая, вновь у стен монастыря, где был найден и отнесен монахами в келью.

Перед смертью Мцыри никого не винит и никого не проклинает за свою загубленную жизнь. Он просит только, чтобы его перенесли в сад («Оттуда виден и Кавказ!»), и умирает с мыслью о любимой родине и свободе, которых так и не достиг.

Образ Мцыри был очень важен для Лермонтова. Можно сказать, что он является не только обобщением трагической судьбы всего лермонтовского поколения, но и воплощением авторского идеала. Побежденный физически, но не сломленный духовно, Мцыри олицетворяет собой торжество воли, устремленной к свободе. Преданность свободе делает образ Мцыри не только романтическим, идеальным образом, но и образом во многом героическим.