В чем трагедия всех любовных отношений печорина. В чем трагедия Печорина? В чем трагедия Печорина

В чем трагедия Печорина?

Примерный текст сочинения

Роман М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" был создан в эпоху правительственной реакции, когда подавлялись всякая свободная мысль, всякое живое чувство. Это мрачное десятилетие породило новый тип людей - разочарованных скептиков, "страдающих эгоистов", опустошенных бесцельностью жизни. Таков и лермонтовский герой.

Он наделен острым аналитическим умом, силой характера, своеобразным обаянием, в его душе таятся "силы необъятные". Но на совести его много зла. С завидным постоянством, сам не желая этого, Печорин причиняет окружающим людям страдания. Как же относится к своему герою Лермонтов? Писатель пытается понять суть и истоки трагизма печоринской судьбы. Он сталкивает своего героя с разными людьми: горцами, контрабандистами, "водяным обществом". И везде выявляется неординарность, сила личности Печорина. Он жадно ищет приложения своим незаурядным способностям, "необъятным душевным силам", но историческая действительность и психологические особенности его характера обрекают его на трагическое одиночество. Жажда действия, интерес к жизни, бесстрашие и решительность толкают его в "Тамани" на поиски опасных приключений, которые заканчиваются разрушением налаженного мирка "мирных контрабандистов". Неудачей оканчивается и попытка героя обрести естественное, простое счастье в любви горянки Бэлы. Печорин откровенно признается Максиму Максимычу в том, что "любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой".

Такого человека, как Печорин, не может удовлетворить любовь простой девушки. Он стремится к чему-то большему. Его богатый и сложный внутренний мир не в состоянии постичь ни прекрасная "дикарка" Бэла, ни добродушный Максим Максимыч. Именно рассказ старого штабс-капитана впервые знакомит нас с этим загадочным героем. При всей своей симпатии к Печорину Максим Максимыч сумел заметить лишь некоторые странности "тоненького прапорщика". Его возмущает кажущееся безразличие Печорина после смерти Бэлы. И только по вскользь оброненному замечанию, что "Печорин был долго нездоров, исхудал", можно догадаться о подлинной силе его переживаний.

В повести "Максим Максимыч" автор дает возможность пристально вглядеться в оригинальную внешность Печорина, которая приоткрывает сложность и противоречивость его внутреннего мира. Обращает на себя внимание редкое сочетание белокурых волос и черных глаз, широких плеч и бледных худых пальцев. Но особенно поражает его взгляд: глаза его "не смеялись, когда он смеялся". Автор делает вывод: "Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти". Загадку печоринской натуры помогает понять дневник героя, его искренняя и бесстрашная исповедь. Повести "Тамань", "Княжна Мери" и "Фаталист" показывают, что Печорин, обладая незаурядными способностями, не находит им применения. Особенно отчетливо это проявляется во взаимоотношениях героя с людьми своего круга, с "водяным обществом" Пятигорска. Печорин на голову выше пустых адъютантиков и напыщенных франтов, которые "пьют - однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходом... играют и жалуются на скуку".

Григорий Александрович отлично видит ничтожество Грушницкого, мечтающего при помощи солдатской шинели "сделаться героем романа". В поступках Печорина чувствуется глубокий ум и трезвый логический расчет. Весь план обольщения Мери основан на знании "живых струн сердца человеческого". Значит, Печорин прекрасно разбирается в людях, умело используя их слабости. В разговоре с Вернером он признается: "Из жизненной бури я вынес только несколько идей - и ни одного чувства. Я давно уже живу не сердцем, а головою". Все же, вопреки его собственным утверждениям, Печорин способен к искреннему большому чувству, но любовь героя сложна. Так, его чувство к Вере с новой силой пробуждается именно тогда, когда возникает опасность навсегда потерять ту единственную женщину, которая понимала его. Любовь Печорина высока, но трагична для него самого и гибельна для тех, кто его любит. Погибает Бэла, страдает Мери, несчастлива Вера. История с Грушницким - иллюстрация того, что необъятные силы Печорина тратятся впустую на цели мелкие и недостойные его. То же мы видим в повестях "Бэла" и "Тамань". Вмешательство Печорина в жизнь горцев губит Бэлу и ее отца, делает Азамата бездомным абреком, лишает Казбича любимого коня. Из-за любопытства Печорина рушится ненадежный мирок контрабандистов. Застрелен на дуэли Грушницкий, трагически обрывается жизнь Вулича.

Что же сделало Печорина топором в руках судьбы"? Сам герой пытается найти ответ на этот вопрос, анализируя свои поступки, свое отношение к людям. Наверное, причина трагизма Печорина во многом коренится в системе его взглядов, с которыми мы знакомимся в дневнике. Он не верит в дружбу, потому что "из двух друзей всегда один раб другого". По его определению, счастье - это "насыщенная гордость". Это изначально неверное утверждение толкает его к бешеной погоне за "приманками страстей", которая, по сути, и составляет смысл его жизни.

Григорий Александрович признается в дневнике, что смотрит на страдания и радости людей, как на пищу, поддерживающую его силы. В этом раскрывается его беспредельный эгоизм, равнодушие к людям, которые проявляются во всех его поступках. В этом огромная вина Печорина перед теми, кому он причинил зло и страдания, и перед самим собой за бездарно прожитую жизнь.

Но попытаемся разобраться в причинах такого печоринского взгляда на жизнь. Безусловно, это связано с действительностью 30-х годов XIX века, когда были убиты надежды на коренные преобразования в стране, когда молодая дворянская интеллигенция, не видя возможности приложения своим силам, растрачивала жизнь впустую. Одаренность Печорина, его изощренный аналитический ум возвышали его над людьми, приводя к индивидуализму, заставляя замкнуться в кругу собственных переживаний, разрывая его связи с обществом. В этом, мне думается, беда Печорина, трагизм его судьбы.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/

Жестокое время делает жестокими людей. Доказательство этому - главный герой романа Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин, в котором автор воспроизвел, по его словам, «портрет, но не одного лица: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Печорин - это образ дворянина 30-х годов, эпохи «мрачного десятилетия», николаевской реакции, наступившей вслед за поражением восстания декабристов, когда преследовалась любая свободная мысль и подавлялось всякое живое чувство. Печорин - это горькая правда об эпохе безвременья, в которую все лучшие люди России вместо того, чтобы направить свой ум, энергию и недюжинные силы на достижение высокой цели, становились «нравственными калеками», так как никакой цели у них просто не было: время не позволяло зародиться ей.

Порождение своего века, холодный эгоист, причиняющий всем только страдания, - таким стал Печорин, а между тем мы видим, каким блестящим умом, необычайной силой воли, талантом и энергией обладает этот человек. Печорин - личность незаурядная, один из лучших людей своего времени, и что же: отказавшись от служения обществу, в возможности которого он полностью разуверился, не найдя применения своим силам, лермонтовский герой бесцельно растрачивает свою жизнь. Печорин слишком глубокая и самобытная натура, чтобы стать только рефлектирующим интеллигентом. Отличаясь независимостью ума и силой характера, он не выносит пошлости и рутины и стоит безусловно выше среды. Он ничего не хочет - ни чинов, ни званий, ни выгод, - и он ничего не делает, чтобы добиться успеха. Уже этим он стоит безусловно выше своего окружения. И кроме того, его независимость была единственно возможной формой выражения несогласия с устройством жизни. В этой позиции скрыт протест. Печорина не стоит упрекать в бездействии, так как оно - от нежелания служить «царю и отечеству». Царь - тиран, не терпящий проявления мысли и ненавидящий свободу, отечество - чиновники, погрязшие в клевете, зависти, карьеризме, праздно проводящие время, делающие вид, что заботятся о благе отечества, а на самом деле безразличные к нему.

В юности Печорин был обуреваем идеями, увлечениями и стремлениями. Он был уверен, что родился на свет не просто так, что ему уготована некая важная миссия, что своей жизнью он внесет значимый вклад в развитие отечества. Но очень быстро эта уверенность прошла, с годами рассеялись и последние надежды, и к тридцати годам осталась «одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений…». Герой живет без цели, без надежды, без любви. Сердце его пусто и холодно. Жизнь не представляет никакой ценности, он презирает ее, как, впрочем, и самого себя: «Авось, где-нибудь умру на дороге! Что ж? Умереть так умереть. Потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уже скучно». В этих словах - трагизм от бессмысленно текущей жизни и горечь от безысходности.

Печорин умен, находчив, проницателен, но эти качества приносят людям, с которыми его сводит судьба, одни только несчастья. Он отнял у Казбича самое дорогое, что у того было, - коня, сделал бездомным абреком Азамата, он виновен в смерти Бэлы и ее отца, он нарушил покой в душе Максима Максимыча, он потревожил мирную жизнь «честных контрабандистов». Он эгоист, но и сам от этого страдает. Его поведение заслуживает осуждения, но к нему нельзя не проникнуться сочувствием; в обществе, где он живет, силы его богатой натуры не находят настоящего применения. Печорин кажется то холодным эгоистом, то глубоко страдающим человеком, по какой-то злой воле лишенным достойной жизни, возможности действия. Разлад с действительностью приводит героя к апатии.

Говоря о трагизме незаурядных личностей, о невозможности найти применение их силам, автор показывает также, насколько пагубно влияет на них уход в себя, отдаленность от людей.

Сильная воля и блестящий ум не мешают Печорину стать, как он сам выражается, «нравственным калекой». Приняв для себя такие жизненные принципы, как индивидуализм и эгоизм, лермонтовский герой постепенно утратил все лучшее в своем характере. В повести «Максим Максимыч» Печорин совсем не такой, каким он был в первых повестях, в первые дни появления на Кавказе. Теперь в нем отсутствует внимание и дружелюбие, им овладело безразличие ко всему, нет прежней активности, стремления к искренним порывам, готовности открыть в себе «бесконечные источники любви». Богатая натура его совершенно пуста.

Печорин - личность противоречивая. Это проявляется и в характере, и в поведении, и в отношении к жизни. Он скептик, разочарованный человек, который живет «из любопытства», и вместе с тем он жаждет жизни и деятельности. А отношение его к женщинам - разве не проявляется здесь противоречивость его натуры? Внимание свое к женщинам он объясняет лишь потребностью честолюбия, которое «есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает: возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?», В то же время, получив последнее письмо от Веры, он как безумный стремится в Пятигорск, говорит, что она для него «дороже всего на свете, - дороже жизни, чести, счастья!». Потеряв коня, он даже «упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал».

Лермонтовскому герою присущ в высшей степени самоанализ. Но это мучительно для него. Так как Печорин сделал из самого себя объект для наблюдения, то почти утратил способность отдаваться непосредственному чувству, полнокровно ощущать радость живой жизни. Подвергаясь анализу, чувство ослабевает или гаснет вообще. Печорин сам

Признается, что в его душе живут два человека: один совершает поступки, а другой судит его. Этот строгий суд над самим собой не позволяет Печорину довольствоваться малым, лишает его покоя, не дает примириться с той жизнью, которая определена ему общественными условиями.

«Трагедия Печорина, - писал В. Г. , - прежде всего в противоречии между высокостйю натуры и жалкостию действий» Кто же виноват в ней? Сам Печорин отвечает на этот вопрос так: «Во мне душа испорчена светом», то есть, средой, обществом, в котором ему довелось жить.

И его поколения (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Роман «Герой нашего времени» с трудом можно отнести к поучительной и назидатель-ной литературе. Он скорее вызывает интерес тем, что автор задает философские вопросы, но сам на них не отвечает, предоставляя чи-тателю возможность самому решить, что верно, а что нет. Главный герой романа, с од-ной стороны, — средоточие «пороков всего поколения в полном их развитии», а с дру-гой — личность, во многих отношениях стоя-щая на ступеньку выше большинства пред-ставителей поколения молодежи того вре-мени. Потому и одинок Печорин. Он ищет человека, который мог бы в чем-то противо-стоять ему, понять его.

Печорин по происхождению аристократ, получил светское воспитание. Выйдя из-под опеки родных, «пустился в большой свет» и «стал наслаждаться бешено всеми удо-вольствиями». Легкомысленная жизнь арис-тократа ему вскоре опротивела, а чтение книг, как и Онегину, наскучило. После «на-шумевшей истории в Петербурге» Печорина ссылают на Кавказ.

Рисуя внешность своего героя, автор не-сколькими штрихами подчеркивает его ари-стократическое происхождение: «бледный, благородный лоб», «маленькая аристокра-тическая рука», «ослепительно-чистое бе-лье». Печорин физически сильный и вынос-ливый человек: «широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни... непобеж-денное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными». В портрете героя от-ражены и внутренние качества: противоре-чивость и скрытность. Неудивительно ли, что, «несмотря на светлый цвет волос, усы его и брови черные»? Г лаза его не смея-лись, когда он смеялся.

«Рожденный для высокой цели», он вынуж-ден жить в томительном бездействии или растрачивать свои силы на поступки, недо-стойные настоящего человека. Даже острые приключения не могут его удовлетворить. Любовь приносит только разочарование и огорчение. Окружающим он причиняет горе, и это углубляет его страдания. Вспомните, какова судьба Бэлы, Грушницкого, княжны Мери и Веры, Максима Максимыча.

Печорин пытается поставить окружающих его людей на один уровень с собой. Но они не выдерживают таких сравнений: поколе-ние просто не готово, не способно к каким-либо изменениям, и открываются все тем-ные человеческие стороны. Испытывая лю-дей, герой видит их низость, неспособность к благородным поступкам, а это его угнета-ет и разрушает душу. Печорин, в глубине ду-ши верящий в человека, изучает его и, не находя поддержки своей вере, страдает. Это личность, не нашедшая для себя высо-кой цели. Именно высокой, потому что таких сильных, волевых натур обычные житейские цели не притягивают. Единственное, чем он овладел, так это способностью видеть лю-дей насквозь. И он хочет изменить этот мир. Путь к совершенству Печорин видит в «при-общении к страданиям». Все, встречающие-ся с ним, подвергаются суровому беском-промиссному испытанию.

Печорин не только заставляет людей под-ниматься выше в духовном развитии, но еще и пытается понять себя самого. Он ищет иде-ал чистоты, благородства, душевной красо-ты. Возможно, этот идеал заложен в Бэле? Увы. Вновь разочарование. Девушка не смог-ла подняться выше раболепствующей любви к Печорину. Печорин предстает эгоистом, ду-мающим только о своих чувствах — Бэла ему быстро наскучила, любовь иссякла. Все же гибель девушки глубоко ранила героя, изме-нила его жизнь. Наверное, он уже не вел за-писей в дневнике и вряд ли влюблялся в кого-нибудь еще.

Постепенно мы начинаем понимать по-ступки Печорина, видим, насколько отлича-ется он от остальных героев, насколько глу-боки его чувства. Образ Печорина пред-стает наиболее широко через восприятие других людей: Максима Максимыча, княжны Мери и др. У Печорина и Максима Макси-мыча не возникает взаимопонимания. Меж-ду ними нет и не может быть истинного чув-ства привязанности. Дружба между ними невозможна из-за ограниченности одного и обреченности на одиночество другого. Ес-ли для Максима Максимыча все прошедшее мило, то для Печорина — мучительно. Печо-рин уезжает, понимая, что беседа не сбли-зит их, а, наоборот, усилит еще не утихшую горечь.

Но не все представители печоринского, а значит, и лермонтовского поколения утра-тили способность чувствовать, не все стали серыми и безнравственными. Печорин раз-будил душу княжны Мери, которая могли угаснуть из-за безликости Грушницкого. Де-вушка полюбила Печорина, но он не прини-мает ее чувств, не желая обманывать. Он не может и не хочет жить тихо, спокойно, до-вольствуясь мирными радостями. Здесь еще раз проявился эгоизм Печорина, оставивше-го Мери один на один с бездушным общест-вом. Но эта девушка уже никогда не полюбит рисующегося самодовольного франта.

В социально близком кругу Печорина не лю-бят, а некоторые просто ненавидят. Они чув-ствуют его превосходство и свою неспособ-ность противостоять ему. Общество скрывает свою порочность и лживость. Но все уловки замаскироваться тщетны: Печорин видит фальшь того же Грушницкого, человека пус-того и бесчестного. Печорин испытывает и его, надеясь, что там, в глубине души, оста-лась хоть капля честности и благородства. Но Грушницкий не смог побороть свое мелоч-ное самолюбие. Поэтому так жесток Печорин на дуэли. Неприятие общества болезненно ранит Печорина. Он не стремится к вражде, пытается войти в круг людей, близких ему по общественному положению. Но они не могут понять лермонтовского героя, так же, как и другие, не принадлежащие к этому кругу. Но все, кто все-таки оказались ближе к Печо-рину, уходят из его жизни. Из них Вернер слишком наивен, хотя эгоцентризм Печорина, не признающего дружбы, сыграл немаловаж-ную роль в их отношениях. Друзьями они не стали. Волею судьбы он остается и без Веры. Единственным «достойным собеседником» Печорина оказывается его дневник. С ним он может быть совершенно откровенным, не скрывать своих пороков и достоинств. В кон-це книги герой вступает в борьбу не с людь-ми, а с самой судьбой. И выходит победите-лем, благодаря смелости, воле и жажде неиз-вестного.

Однако наравне с богатством душевных сил и одаренностью героя Лермонтов рас-крывает в Печорине и такие качества, кото-рые резко снижают его образ. Печорин — холодный эгоист, он безучастен к страдани-ям других. Но самое тяжелое обвинение ав-тора в адрес Печорина состоит в том, что у его героя отсутствует жизненная цель. За-думавшись над вопросом о цели своей жиз-ни, он записал в «журнале»: «А, верно, она существовала и, верно, мне было назначе-ние высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные».

Во все времена отношение к Печорину не было однозначным. Одни видели, другие не видели в нем «героя времени». Но в этом образе скрыта некая тайна. Печорина нель-зя предсказать или постигнуть. Его отличи-тельная особенность в том, что, понимая ни-чтожность окружающего мира, он не смиря-ется, а борется, ищет. Одиночество делает его бесцветной личностью, подобно осталь-ным. В нем много отрицательных черт: он жесток, эгоистичен, немилосерден к людям. Но при этом (что немаловажно!) никого не судит, а дает возможность каждому открыть свою душу, проявить хорошие качества. Но если этого не происходит, то он беспо-щаден.

Печорины встречаются редко. Не все мо-гут трезво смотреть на мир, оценить его и... не принять его таким, каким он есть. Не при-нять все зло, жестокость, бессердечие и другие пороки человечества. Не многие могут восстать, бороться и искать. Не всем это дано.

Трагедия Печорина в том, что он не смог реализовать свои духовные и физические силы, жизнь его проходит впустую.

Анализируя образ Печорина, В. Г. Белин-ский сказал: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою». Онегин — отражение эпохи 20-х годов, эпохи декабристов; Печо-рин — герой третьего десятилетия «жестоко-го века». Оба они — мыслящие интеллигенты своего времени. Но Печорин жил в тяжелую эпоху общественного гнета и бездействия, а Онегин — в период общественного оживле-ния и мог быть декабристом. У Печорина этой возможности не было. Поэтому Белин-ский говорит: «Онегин скучает, а Печорин страдает».

Лермонтов в «Герое нашего времени» отразил судьбу целого поколения интереснейших, образованнейших и талантливейших людей, великих гениев, которыми были перенасыщены 30-е годы XIX века. Очень жаль, но свою жизнь они зачастую заканчивали глупо, так как бесцельно загоняли себя в полный нравственный и эмоциональный тупик. В чем трагедия Печорина? Пожалуй, начнем с того, что в портрет нашего героя автор вложил целый ряд различных человеческих пороков, которые он часто замечал у своих современников. Эти пороки, как пожиратели душ, действовали на личность разрушительно, вводили в полное отчаяние, приводили к постыдным и безрассудным поступкам, доводили до сумасшествия и даже до самоубийства.

Пишем сочинение на тему «В чем трагедия Печорина»

В этом потрясающем герое Лермонтов показал очень тонкую и ранимую душу, которую терзали постоянные тревожные мысли о чем-то глобальном и непонятном для обычного человека.

В чем трагедия Печорина? В свои молодые годы он пытался понять смысл жизни и для себя разобраться, для чего она дана, отчего так скучна и бессмысленна и почему ощущение счастья есть всего лишь миг. Почему одаренный незаурядными качествами человек не может найти себе места в суетной жизни, отличаясь от общей толпы людей, он обречен на непонимание и одиночество?

Портрет героя

Теперь внимательнее разберемся именно с тем, в чем трагедия Печорина. Для полного раскрытия всей сложности натуры этого далеко не самого положительного героя стоит обратить внимание на такие незначительные черты его внешности, как темные усы и брови при отличающихся светлых волосах, которые указывают на его неординарную, противоречивую натуру и природную аристократичность. А вот еще одна характерная деталь портрета: его глаза никогда не смеялись и блестели стальным холодным блеском. О, этим много сказано! Лермонтов показывает своего героя в самых разных и неожиданных обстоятельствах.

Рассмотрим причины того, в чем заключается трагедия Печорина, когда он по природе своей, казалось бы, баловень судьбы: умен, красив, не беден, его обожают дамы, но нет ему нигде покоя, поэтому и жизнь его бессмысленная обрывается на пике зрелости.

Григорий Александрович совсем не благородный воин или роковой человек, который, где бы ни появлялся, приносил одни неприятности, поэтому Михаил Юрьевич буквально специально помещает его в самые разные слои общества: к горцам, контрабандистам, «водяному обществу». При этом Печорин сам же страдал не меньше, чем окружавшие его люди. Но только он не мучился от угрызений совести, а больше всего переживал от неудовлетворенности его амбиций и полной нелепости всех затеваемых им предприятий ради забавы, которые задумывались для зрелищности, чтобы испытать остроту чувств.

Обольститель

Так от чего все-таки все связанное с ним так трагично заканчивалось? И все вроде бы происходило не специально, а как бы ненароком, даже совершенно случайно, иногда под маской благородности, так сказать, из чистых побуждений. Многие из его близкого окружения хотели видеть в нем надежного покровителя и друга, но общением с ним они просто отравлялись. Отчасти на этом и построена повесть «Герой нашего времени». Трагедия Печорина заключается и в том, что он это понимал, но не хотел ничего предпринимать, никого ему не было жалко, никого он никогда по-настоящему не любил и серьезно не привязывался.

Окунемся в его биографию, которая подробно свидетельствует о его дворянском происхождении и о том, что образование и воспитание он получил абсолютно типичное для своего круга. Как только он почувствовал свободу от опеки родных, сразу же пустился в погоню за удовольствиями светского общества, где не обошлось и без приключений. Став сразу на путь обольстителя женских сердец, он стал заводить романы направо и налево. Но когда он добивался своего, ему мгновенно все наскучивало, он быстро разочаровывался в том, что вчера его еще так влекло, не давало покоя и будоражило воображение, а сегодня ему уже ничего не было нужно, он резко становился холодным и равнодушным, расчетливым и жестоким эгоистом.

Наука во спасение

Занимаясь рассуждениями о том, в чем трагедия Печорина, кратко нужно сказать, что, устав от любовных утех и заигрываний, он решает посвятить себя науке и чтению, возможно, в этом, как ему тогда казалось, он найдет хоть какое-то удовлетворение, но нет, ему все также грустно и одиноко. Тогда он решается на отчаянный шаг и отправляется на Кавказ, ошибочно думая, что под чеченскими пулями скука не живет.

Сочинение на тему «В чем трагедия Печорина» дальше можно продолжить тем, что Печорин стал «топором в руках судьбы». В повести «Тамань» его увлекли очень опасные приключения, в которых он сам чуть не погиб и которые в итоге привели к тому, что нарушили налаженную жизнь и обрекли на нищенскую смерть «мирных контрабандистов». В повести «Бэла» одна смерть потянула за со собой еще несколько, в «Фаталисте» Печорин выступает как прорицатель, предсказывая смерть Вулича, что незамедлительно и случилось.

Эксперименты

Печорин с каждым новым происшествием становится все более бесчувственным и эгоистичным. В своем дневнике, единственном друге, которому он доверял свои сокровенным мысли, он вдруг напишет, что настоящей духовной пищей, поддерживающей его жизненные силы, стали людские страдания и радости. Может даже сложиться такое непримечательное мнение, что он как будто бы ставит эксперименты, но они очень уж неудачные. Печорин признается Максиму Максимычу в том, что не способен на серьезные чувства, будь то Бэла или другая светская дама, они одинаково ему наскучат, одна - по невежеству и простосердечию, другая - от привычного и постоянного кокетства.

Из всех жизненных бурь он выносит свои идеи и сам же признается, что давно живет не сердцем, а головою. Разбирая свои собственные поступки и побуждающие к ним страсти, он анализирует их, однако как-то совершенно безучастно, как будто бы это мало его касается, он всегда так вел себя в отношениях с другими людьми.

Никчемность и невостребованность

Что могло руководить этим человеком? А ничего, кроме абсолютного равнодушия и бесчеловечности. Оправдывал он свои поступки тем, что еще с детства взрослые, воспитывая в нем высоко благородную натуру, заостряли свое внимание на его якобы дурных свойствах, которых не было, но они через некоторое время проявлялись по его собственному желанию. Он становился злопамятным, завистливым, готовым обманывать и в итоге превратился в «нравственного калеку». Его якобы благие намерения и желания зачастую отворачивали от него людей.

Печорин со всеми его талантами и жаждой деятельности остался невостребованным. Личность его вызывает разные точки зрения, с одной стороны - неприязнь, с другой - симпатию, однако трагичность его образа отрицать нельзя, раздираемый противоречиями, он по образу близок к Онегину и Чацкому, ведь они тоже ставили себя отдельно от общества и не видели никакого смысла в своем существовании. А все потому, что не нашли для себя высокой цели. Да, именно высокой, так как такого плана людей абсолютно не интересуют низменные житейские цели. В этой жизни они приобрели только способность видеть людей насквозь, хотели изменить весь мир и все общество. Они видят путь к совершенству через «приобщение к страданиям». Вот и все, кто с ними встречаются, подвергаются их бескомпромиссному испытанию. В общем, на этом можно и закончить сочинение на тему «В чем трагедия Печорина».

В истории жизни Печорина - главного героя романа М.Ю. Лермонтова - отразилась судьба поколения молодых людей 30-х годов XIX века. По словам самого Лермонтова, Печорин является образом его современника, каким автор его “понимает и... часто встречал”. Это “портрет, составленный из пороков... поколения в полном их развитии”.

Создавая образ Печорина, Лермонтов хотел найти ответы на вопросы, почему одаренные, выделяющиеся из общей массы люди не могут найти себе места в жизни, зачем они растрачивают свои силы на пустяки, почему они одиноки.

Для того, чтобы полнее раскрыть суть и причины трагедии таких людей, как Печорин, автор показывает нам своего героя в разных жизненных обстоятельствах. Кроме того, Лермонтов специально помещает своего героя в отличающиеся друг от друга слои общества (горцы, контрабандисты, “водяное общество”).

И везде Печорин приносит людям одни страдания. Почему так происходит? Ведь этот человек наделен большим умом и талантом, в его душе таятся “силы необъятные”. Для того чтобы найти ответ, нужно поближе познакомиться с главным героем романа. Выходец из дворянской семьи, он получил типичное для своего круга воспитание и образование. Из исповеди Печорина мы узнаем, что, выйдя из-под опеки родных, он пустился в погоню за удовольствиями. Попав в большой свет, Печорин заводит романы со светскими красавицами. Но он очень быстро разочаровывается во всем этом, и им овладевает скука. Тогда Печорин пытается заняться наукой, читать книги. Но ничто не приносит ему удовлетворения, и в надежде, что “скука не живет под чеченскими пулями”, он отправляется на Кавказ.

Однако где бы Печорин ни появился, он становится “топором в руках судьбы”. В повести “Тамань” поиски героем опасных приключений приводят к неприятным изменениям в налаженной жизни “мирных контрабандистов”. В повести “Бэла” Печорин рушит жизнь не только самой Бэлы, но и ее отца и Казбича. То же самое происходит и с героями повести “Княжна Мери”. В “Фаталисте” сбывается мрачное предсказание Печорина (смерть Вулича), а в повести “Максим Максимыч” он подрывает веру старика в молодое поколение.

На мой взгляд, основная причина трагедии Печорина кроется в системе ценностей этого человека. В своем дневнике он признается, что смотрит на страдания и радости людей, как на пищу, поддерживающую его силы. В этом Печорин раскрывается как эгоист. Складывается такое впечатление, что он, общаясь с людьми, проводит серию неудавшихся экспериментов. Например, он откровенно признается Максиму Максимычу, что “любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой”. В разговоре с Вернером он говорит, что “из жизненной бури... вынес только несколько идей - и ни одного чувства”. “Я давно уже живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия”, признается герой. Если Печорин “без участия” относится к своей собственной жизни, то что можно говорить о его отношении к другим людям?

Мне кажется, что герой романа не может найти своего места в жизни именно из-за своего равнодушия к людям. Его разочарование и скука вызваны тем, что он действительно уже не способен чувствовать. Сам Печорин так оправдывает свои поступки: “...такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились... я стал скрытен... я стал злопамятен... я сделался завистлив... я выучился ненавидеть... я начал обманывать... я сделался нравственным калекой...”

Я думаю, что М. Ю. Лермонтов свой ответ на вопрос, в чем трагедия Печорина, дает в самом названии романа: “Герой нашего времени”. С одной стороны, название говорит о типичности этого персонажа для 30-х годов XIX века, а с другой - указывает на то, что Печорин является порождением своего времени. Лермонтов дает нам понять, что трагедия Печорина в невостребованности временем его ума, талантов и жажды деятельности.