Советы по подводной фотосъёмке. Профессия: Подводный фотограф

11195 Повышаем мастерство 0

Сколько всего замечательного и красивого на Земле можно сфотографировать, а сколько под толщей воды?! Сколько животных, рыб, красочных рифов находятся в царстве Нептуна! Или, быть может, Вам интересно снимать обнаженную натуру под водой? Или хочется запечатлеть подружку в виде русалки? Но как всё это запечатлеть? Что для этого надо? Именно об этом мы и поговорим в этом уроке.

Подводный мир — это другая среда обитания, с иными законами, ведь под водой вы можете «парить» и «летать», в окружении других обитателей, для которых вы чужак и совсем не Царь природы. Кроме этого, вы получите новые, невероятно яркие ощущения. Подводная фотосъёмка имеет две главные особенности, а именно: водная среда наделена физическими и оптическими качествами, отличными от воздушной среды. Во-вторых, вы должны уметь хорошо плавать. Также есть и ряд других нюансов, которые следует учитывать начинающему подводному фотографу, о них речь пойдёт далее.

В подводной фотографии работают все те же принципы и правила, которые применимы к фотографии «на воздухе». Но одних базовых знаний мало. Если уж вы решили снимать под водой, то придется обзавестись специальной фототехникой или купить для своей зеркалки водонепроницаемую «упаковку» - аквабокс, разобраться в особенностях фотосъемки под водой и только потом отправляться на съемку подводных пейзажей.

Конечно подводный фотограф должен уметь хорошо плавать, так как плохо получится, если это будут вашими последними снимками. С Вами будут (если вы решили глубоко погрузиться в пучину вод) акваланг, фотоаппарат, ласты, может быть фонарь. И за всем этим надо следить, а также передвигаться с этим в воде. Легче, если вы находитесь в бассейне, желательно всё таки с аквалангом, чтобы постоянно не подниматься на поверхность за свежим глотком воздуха.

Сложность фотографирования под водой во многом обусловлена непривычным поведением света. Сама вода представляет собой гигантскую преломляющую линзу, поэтому объекты кажется больше и ближе. При этом снижается угол обзора объектива.

Фототехника для подводной съемки

Камера, объективы, вспышки профессионального уровня — это удовольствие не из дешевых, и может обойтись в несколько тысяч долларов. Тем, кто не готов выложить такую сумму, можно пробовать свои силы, вооружившись подводной цифровой «мыльницей». У этих фотоаппаратов минимум кнопок управления и фиксированное фокусное расстояние объектива. Но на хорошие снимки с такой фототехникой не рассчитывайте, они сгодятся разве что для семейного альбома. Поэтому оптимальный вариант для любительской подводной съемки — зеркальная или системная камера, упакованные в водонепроницаемый бокс (стоит очень недешево) или подводный пакет (он же - чехол, стоит дешевле, чем бокс).

Поскольку водная толща изобилует миллиардами различных микроорганизмов и органической взвесью, которая поднимается в том числе и по вине передвижения самого дайвера, видимость под водой сокращается значительно, вплоть до одного-двух метров, а бывает достигает и нуля. В этих условиях, предпочтительными объективами для съёмки подводных пейзажей являются широкоугольные объективы, или насадки с применением мощных подводных вспышек. Но здесь нужно помнить одно правило — какой бы мощностью не обладала ваша вспышка, максимальное расстояние между вами и снимаемым объектом не должно превышать полтора-два метра, на большее её мощности всё рано не хватит. Оптика светосильная, предпочтительнее макро-объектив и широкоугольный. Макро даст возможность снимать крупный план, широкий угол идеален при съемке людей и подводных пейзажей.

Каждые 10 метров погружения в водную глубину уменьшают видимый спектр света на один цвет. Спектр состоит из таких цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. То есть через десять метров пропадает красный цвет, через двадцать — оранжевый, через тридцать — жёлтый и т. д.

Поскольку большая часть подводной фотосъёмки практикуется на глубине до 30 метров, можно смело представить воду как один сплошной сине-зелёный фильтр. Именно тут, начинающего фотографа и подстерегает первая серьёзная проблема. На такой глубине из цветового спектра уже «выбиты» самые тёплые цвета, но человеческий мозг, по прежнему продолжает выравнивать цветовой баланс, компенсируя их потерю, в результате чего фотограф видит полноцветную картинку. Похожую аналогию можно провести с флюорисцентным светом — все предметы будут окрашены в зелёный цвет, но человеческий глаз всё равно будет считать их разноцветными.

Поскольку, даже самые современные камеры не наделены таким мощным компенсатором цвета, в подводной фотосъёмке задействуется такой компенсирующий инструмент, как фотовспышка. Она решает такие задачи: выравнивает баланс цветов и конечно же исправляет проблему недостатка освещения.

Хорошо если над водой царит яркая солнечная погода, но если небо затянуто тучами? Время экспозиции под водой становится больше в разы, по сравнению с аналогичным процессом на суше. Эту проблему также способны решить импульсные осветители.

Условия для съемки

Под водой света гораздо меньше, поэтому выбирайте время, когда вода прозрачная, спокойная. Даже при небольшой волне колебания песка сократят видимость, цвета потеряют яркость. Вообще же, чем глубже, тем меньше теплых оттенков, и если вы хотите получить действительно цветную фотографию, то снимайте на небольшой глубине, около поверхности воды или подсвечивайте вспышкой. Лучшим временем для подводной съемки на небольшой глубине считается полдень, погода - ясная, солнечная.

Как снимать под водой

Старайтесь подобраться к тому, что снимаете, как можно ближе. Чем меньше воды будет между вами и объектом съемки, тем больше света попадет на матрицу, тем качественнее будет снимок. Если делать снимки с большого расстояния, то вы получите зеленовато-голубой фон с темным пятном, которое и будет тем самым, заинтересовавшим вас объектом. При обычной подводной съемке расстояние не должно быть больше 1-2 метров, при подводной макросъемке - буквально сантиметры.

Ловите игру света и тени. При недостатке освещения снимайте против света, снизу вверх, выставляя экспозицию по солнцу или по светлому слою воды. Тогда снимок получится очень контрастным - темный объект и яркий фон (силуэтная съемка). Коллег-дайверов стоит снимать в портретном жанре, т.е. так, чтобы человека можно было узнать. Расстояние - не более метра. Или же придумать сюжет для жанровой съемки и выбрать подходящий фон и антураж.

Также, под водой очень эффектно смотрится обнажённая натура. Но не стоит обольщаться отличными результатами, поскольку подводное «Ню» — довольно сложный жанр. Хотя бы для модели, ведь фотограф имеет с собой достаточный запас воздуха, тогда как девушке приходится позировать с задержкой дыхания, а это чревато недвусмысленным выражением лица и маленьким временным интервалом нахождения под водой. Да и недостаточно тёплая температура воды сыграет злую шутку с моделью, незащищённую гидрокостюмом — «гусиная» кожа смотрится конечно не ахти, вкупе с разъеденными морской солью глазами.

Композиция подводной съемки

Чтобы снимки были динамичными, «живыми», в силуэтной съемке объект съемки должен быть расположен немного под углом (учитывайте правило третей). Иначе кадр получится статичным, застывшим. В портретной съемке стандартная компоновка кадра выглядит так: на переднем плане кораллы, рыбки, растения, камни и тому подобное. Средний план - аквалангист, пловец, ныряльщик (в объектив не смотрим!). Задний план - вода, водоросли и прочее. Следите за тем, чтобы руки не оказались на переднем плане - снимок сразу потеряет эффектность. Если снимаете широким углом, отслеживайте что у вас в кадре - поскольку объектив берет широко, вероятность попадания в кадр посторонних предметов довольно велика. Фотографировать рыбок нужно «с головы», с максимально близкого расстояния — снимок получится с искажением, но очень эффектным и выразительным.

Не снимайте дайверов "вдогонку" и не гоняйтесь за уплывающей от вас рыбкой - хороших кадров все равно не получить. Лучше продумайте сюжет заранее, и договоритесь с коллегами кто и как будет вам позировать. Ну а с морскими обитателями - это как повезет.

В подводной фотосъемке творческий подход только приветствуется. Пробуйте совмещать и комбинировать разные жанры - пейзажную съемку с силуэтной, портретную с пейзажной. И не забывайте, что камеру нужно настраивать перед тем, как войти в воду, в подводной съемке все приготовления заканчиваются на берегу.

Ответы на самые популярные вопросы по подводной фотосъемке

Вопрос 1 - Почему стоит рассматривать водонепроницаемую камеру или дорогостоящий аквабокс? Существуют ведь пластиковые водонепроницаемые чехлы для цифровых камер.
Есть водонепроницаемые чехлы для цифровых фотоаппаратов. Они представляют собой плотный пластиковый пакет, который не позволяет воде попадать на камеру. В процессе использования качество чехлов значительно ухудшается. Качество изображения страдает, и стоимость у них не слишком высока. Да и согласитель - из-за дешевого пакета дать погибнуть вашей любимой и недешевой камере? - нет уж, увольте.

Существуют крепкие, прочные чехлы для определенных видов камер для подводной съемки - аквабоксы. Их стоимость выше самих камер, но обеспечивают очень высокий уровень защиты и удовлетворяют требованиям серьезных подводных фотографов.

Подводные камеры же оснащены толстым, прочным корпусом, который не только защищает внутренности камеры, но и делает съемку намного проще, так как камера полностью погружается под воду, и не всплывает на поверхность воды.

Вопрос 2 - Сейчас представлен большой выбор камер, какую лучше выбрать?
Выбор камеры будет зависеть от того, где вы будете ее использовать. Также немаловажный критерий при выборе камеры - это бюджет, которым вы располагаете. Если вы не ограничиваетесь конкретной суммой средств, то вам следует определиться, для каких целей вы приобретаете камеру. Если вы собираетесь фотографировать своих детей в бассейне или на пляже, то вам не понадобиться камера с опциями для ныряльщиков.
Вы собираетесь делать снимки при низких температурах, на большой глубине, то для вас будет лучше купить камеру, которая будет подходить именно для таких условий.

Вопрос 3 - Хорошо, я сузил свой выбор, какие характеристики имеют решающее значение?
Необходимо обратить внимание на следующие характеристики:

Максимальная глубина , на которой камера остается водонепроницаемой. Естественно вам необходимо знать, насколько глубоко можно погрузиться с вашей камерой. В среднем это глубина составляет 2,5 - 3 метра без специального подводного бокса. Некоторые более дорогие модели могут погружаться на глубину порядка 10 метров. Такие камеры более надежные и прочные. Однако не стоит забывать, если вы собираетесь использовать камеру для похода, катания на лыжах, в бассейне, то камеры с глубиной погружения 3 метра будет более чем достаточно.

Стабилизация изображения . Если камера оснащена объективом, стабилизирующим изображение, то это поможет вам при съемке под водой или в движении.

Емкость аккумулятора . Вполне вероятно, что камера будет вашим постоянным спутником на свежем воздухе. Следовательно, у вас не будет электрической розетки под рукой, чтобы зарядить вашу камеру. При подводной съемке необходимо использовать вспышку, а это грозит тем, что ваша камера разрядится еще быстрей. Поэтому, выбирая камеру, убедитесь, что емкости аккумулятора будет хватать на 150-200 снимков, без подзарядки. Чем выше, тем лучше.
Фокусное расстояние и макросъемка . При выборе камеры нужно проверять насколько широкий у нее угол обзора, и может ли она фокусироваться на отдельных элементах. Лучше всего приобрести камеру с широкоугольным объективом, с фокусным расстоянием 24мм или 28мм, но не более 35мм. Что касается макросъемки, то чем более детально камера может сфокусировать, тем лучше. Минимального расстояния фокусировки от 3см до 10см будет вполне достаточно.

Предел температуры . Выбирайте камеру, которая будет выдерживать температуру замерзания воды (0 градусов по Цельсию). Идеальной камерой будет та, которая выдерживает температуру до -8 градусов по Цельсию и даже ниже.

Ударостойкость . Не составит трудности подобрать камеру, удовлетворяющую этой характеристике. Камеры выполняют из прочных материалов. Внутренние детали камеры изготавливают из металла с резиновыми прокладками. Главное убедитесь, что камера не будет слишком тяжелой для вас.

Вопрос 4 - Я купил свою первую водонепроницаемую камеру. Что мне делать дальше?
Настало время съемки! Вам нужно подробно изучить руководство пользователя, и определить, какие функции наиболее значимы для вас. Нет ничего хуже, чем бегать и настраивать камеру, в то время когда прямо перед вами происходит что-то необычайное, что вам непременно хотелось бы снять на свою камеру.

Вопрос 5 - Качество снимков, сделанных на мою водонепроницаемую камеру намного хуже, тех, что сделаны на цифровую камеру. Означает ли это, что моя камера неисправна?
Во многих случаях качество съемки действительно уступает цифровым аналогам. Для чувствительной электроники и оптики необходима определенная защита. Поэтому подводные камеры оснащены толстым слоем защитного стекла. Изображения получаются не такими четкими и контрастными, как на цифровых камерах. Но они вполне приемлемы.

Вопрос 6 - Есть ли в моей подводной камере дефекты и неполадки?
Просто используйте ее, так как бы вам хотелось. Опустите камеру под воду, например. Главное не забывать о том, что проверять дефекты вашей камеры можно до тех пор, пока не истек гарантийный срок. Пока камера на гарантии, вы можете обменять ее на другую. Поэтому необходимо обнаружить дефекты (если они имеются) до окончания гарантийного срока.

Вопрос 7 - Почему у подводных камер есть ограничения по глубине погружения?
Подводная камера снабжена резиновыми уплотнителями и металлическими замками, которые не пропускают воду. Чем глубже вы погружаетесь под воду, тем большее давление оказывается на вашу камеру. Чрезмерное давление может привести к поломке. Поэтому важно не превышать предел допустимой глубины.

Вопрос 8 - Что нужно делать, чтобы подводная камера прослужила как можно больше времени?
Но не стоит думать, что если камера из прочного материала и водонепроницаемая, то ее можно забросить до следующей съемки. Помните, что морская вода, лед, хлорированная вода в плавательных бассейнах, грязь агрессивно влияют на вашу камеру. После съемки необходимо промыть камеру чистой водой, и тщательно просушить перед хранением.

Тем не менее, несмотря на все сложности, попробовать себя в подводном фотоискусстве непременно стоит каждому фотографу хотя бы раз, и достигнутые успехи будут зависеть от степени подготовленности к этому новому для себя делу.

Успехов Вам и всего фотографического!

Первые подводные фотографии September 7th, 2016

Первая и старейшая фотография была сделана в 1826 году.

Жозеф Нисефор Ньепс, французский фотограф, сделал этот снимок, используя восьмичасовую выдержку. Называется он «Вид из окна на Le Gras», последние годы демонстрировался в Harry Ransom Humanities Research Center в Техасском университете в Остине.

Про эту фотографию знают многие, а вот история о том, как начали снимать первый подводные фотографии.

Уильям Томпсон (William Thompson - английский ученый, который был первооткрывателем нескольких новых видов актиний и морских водорослей) со своим другом господином Кеньоном (Mr. Kenyon) выплыл в залив Уэймут, после чего в воду была опущена герметичная коробка размером примерно 13х10 см на шесте. Она и позволила сделать первый подводный кадр на глубине 5.5 метра. Томпсон сделал две попытки в тот день. Первый раз экспозиции в 5 минут было недостаточно – на пластине ничего не проявилось. Во второй раз он удвоил время экспозиции и хотя уже темнело, он получил удовлетворительный негатив из которого сделал отпечаток, на котором можно было слабо разглядеть очертания валунов и водорослей. Вода просочилась в камеру, но к удивлению Томпсона это не повлияло на качество изображения. Он также заметил, что изображение не было перевернутым и пришел к выводу, что толстая стеклянная пластинка перед объективом сработала как реверсивное зеркало.

Позже Томпсон разработал лучший аппарат, но потерял интерес к подводной сьемке и не продолжал работу в этом направлении.

В том же 1856 году немецкий изобретатель, конструктор подводных лодок Вильгельм Бауэр (Wilhelm Bauer) делал снимки с борта своей подводной лодки "Зеетойфель" во время испытаний в Кронштадтском порту. К сожалению, эти снимки не сохранились.

"Отцом подводной фотографии" во всем мире принято считать профессора морской биологии Парижского Университете Луи Бутана (Louis Boutan, 1859 - 1934 гг.). Он интересовался возможностью подводной съемки, поскольку подобный тип наблюдений позволял бы лучше изучить морскую флору и фауну. Его первые, дошедшие до наших дней снимки, были сделаны в 1893 году в заливе Баньюль-сюр-Мэр Средиземного моря. За короткое время Бутан добился неплохих результатов в съемке при естественном освещении.

Огюст - брат Луи, инженер - помог ему сконструировать камеру для подводных съемок. Созданная им модель подводной камеры позволяла управлять диафрагмой и затвором. Бутан поместил камеру в большой герметичный медный футляр с тремя застекленными отверстиями: двумя для видоискателя и одним для объектива. Устойчивость против давления толщи воды достигалось с помощью простого устройства: кожух камеры он соединил шлангом с резиновым баллоном, из которого воздух при повышении давления воды поступал в камеру; таким образом, давление внутри камеры выравнивалось. С наружной стороны футляра находился рычажок, служивший для заводки затвора и замены фотопластинок. Повернешь рычажок в одну сторону - затвор откроется; повернешь в другую - закроется. Одновременно выпадет экспонированная пластинка, освобождая место для следующей. Таким образом, подводный фотограф мог сделать до 6 снимков на стеклянные мокроколлоидные пластинки (9х12) см, не поднимаясь на поверхность для перезарядки. Указанный рычажок был единственным средством управления.

Но поскольку выдержка даже на небольших глубинах, доходила до 10 минут, Луи обнаружил очень серьезную проблему - недостаток освещения под водой. В обычных условиях фотографы для вспышки использовали магний или его смесь, однако под водой этот способ освещения не очень подходил, поскольку для поддержания процесса горения необходим кислород. Чтобы решить эту проблему Луи вместе со знакомым инженером-электриком сконструировал особый тип вспышки, который представлял собой герметичную лампу с лентой магния, заполненную чистым кислородом. Поджиг осуществлялся с помощью электрического заряда. Во время съемок лампы несколько раз взрывались под водой и Бутана отбрасывало в сторону, он не пострадал, но и этот способ не дал желаемого результата.

Позже вместе со своим ассистентом Джозефом Дэвидом (Joseph David) Луи создал новую модель вспышки. Она представляла собой лампу с бочкой, наполненной кислородом. Пламя лампы поддерживалось спиртовым раствором. С помощью специальной груши в лампу вдувался порошок магния, вызывавший вспышку. Нельзя сказать, что эта конструкция была очень удобной (приходилось тащить за собой под воду целую бочку), но в 1893 она позволила создать серию уникальных подводных фотографий.

Эту фотографию Луи Ботана в тяжелом водолазном облачении принято считать первым снимком человека, который был сделан под водой.

Луи Ботан также придумал ряд ухищрений и приемов, облегчающих подводную съемку в условиях плохой видимости. Например, чтобы снять красиво подводную стайку рыб, он использовал отражающий экран, который водолаз должен был держать в момент съемки как отражающий фон.

В 1899 г. одна фирма по производству оптических приборов, заинтересованная в получении подводных фотографий для выставки, предложила ему помощь. По указаниям Бутана были изготовлены две дуговые лампы с угольными электродами, которые однажды темной ночью были спущены на глубину 50 метров. За ними последовала и фотокамера. Ее поместили на одной раме с лампами, расположенными по бокам. Затвор был открыт. Бутан, находившийся на поверхности, включил на десять секунд дуговые лампы. После этого аппаратура была извлечена на поверхность, а пластинка проявлена; получился хороший, контрастный снимок. На проявленной пластинке было четко видно изображение вмонтированной впереди фотоаппарата доски с надписью: "Photographic Sous-Marine ("Подводная фотография"). Эту фотопластинку Бутан выставил для широкого обозрения.

В 1900 году Бутан опубликовал результаты своей работы в книге "Подводные съемки и развитие фотографии", в которой не только описал изобретенную им аппаратуру и методику подводной фотосъемки при естественном и искусственном освещении, но и изложил свои взгляды на значение фотографии для изучения подводной флоры и фауны. Его книга стала первым учебником для подводных фотографов.

Тогда он писал: "Я открыл новую область. Пусть теперь другие вступают в нее, протаптывают новые тропы, добиваются новых успехов".

После 1900 года Луи Бутан больше ни разу не фотографировал под водой. Он открыл свой способ искусственного жемчугообразования и стал крупнейшим специалистом по жемчужницам.

Интересно, что в Аквариуме Барселоны в рамках Выставки «Подводный мир через фотокамеру» воссоздали условия, в которых снимал Луи Бутон в далеком 1893 году. Что у них получилось можно посмотреть тут:

источники

Подводная фотография - это весело. Это отличный способ объединить свою страсть к дайвингу с любовью к фотографии. Точно также, как и изучение "наземной" фотографии, подводная съемка - это путешествие, которое включает в себя обучение и эксперименты. В современном цифровом мире у нас есть множество ресурсов и мощных инструментов для этого жанра.

Изучайте и экспериментируйте

В подводной фотографии нет ярлыков. Вам нужно посвятить себя процессу обучения и действительно потратить время на практику и совершенствование своих навыков, если вы хотите развиваться в направлении подводной фотографии. Все начинается со съемки технически правильных изображений; с правильной экспозицией, резких и с хорошей композицией. Помимо техники нужно научиться проявлять себя, показывая творческую сторону и то, как вы видите мир через .

Композиция

Используйте старое доброе правило третей, чтобы добиться баланса в снятых кадрах, но не бойтесь попробовать что-то еще. Диагонали также сильны и динамичны! При съемке морской жизни старайтесь находиться на уровне глаз с предметом съемки, делайте кадры наиболее привлекательными для зрителя. Не бойтесь негативного пространства, оно хорошо работает в условиях подводной съемки.



Цвета

Съемка под водой является сложной задачей, когда дело доходит до передачи цвета. Если вы снимаете только JPEG, изначально правильно настраивайте баланс белого на своей камере. Если же вы снимаете RAW, постобработка даст больше свободы для настройки цветов. Расстояние до объекта съемки убивает цвета под водой, поэтому подходите ближе! Использование собственного источника света также поможет вернуть все краски к жизни.

Внутренняя вспышка вашей камеры ограничена в использовании под водой, так как она просто недостаточно мощная, а фронтальное освещение - не самый лучший вариант (он выравнивает изображение и вводит обратное рассеяние). Позиция и угол источника света могут выявить различные формы и текстуры, поэтому, если вы не готовы вкладывать средства в специальную вспышку, всегда можете для начала просто поэкспериментировать с фонарем.


Правильные настройки камеры, угол съемки и положение позволят вам создать черный фон в дневное время.

Выбор предмета съемки

Способность выбрать предмет съемки - важный навык для фотографа. Помимо поиска интересного объекта, вы также можете выбрать тот, к которому у вас есть доступ. Предмет съемки не всегда должен быть редкой рыбой, чтобы вызывать интерес; это может быть даже что-то очень простое, однако показанное через фотографию каким-то интересным способом.


Морской биолог, выпускник МГУ. Занимается подводной фотографией. Снимает и пишет для National Geographic, BBC, Discovery и других крупных изданий. В рамках проекта «Акватилис» создаёт фильм о подводном мире холодных морей. Спикер TED, читает лекции для детей и взрослых, пишет книгу. Цель - популяризация науки.

Чем вы занимаетесь в своей работе?

Меня зовут Александр Семёнов. Я морской биолог и подводный фотограф . Занимаюсь изучением и съёмками всякой необычной и крутой живности в самых интересных морях Мирового океана.

Весь материал, который мне удаётся получить (фотографии, истории и видео), я стараюсь доносить до максимально большого числа людей. Для этого выкладываю посты у себя на сайте и в соцсетях, читаю лекции детям и взрослым, пишу книгу.


Александр Семёнов: «Мы рассчитываем стать русской командой Кусто»

Сейчас со своей командой снимаю первый фильм про подводный мир холодных морей. Мы рассчитываем стать «русской командой Кусто» и вдохновлять детей и подростков своим примером, а заодно образовывать и расширять кругозор каждого, кому любопытно, как устроен мир и кто в нём живёт. Придумали себе название и даже целый огромный проект - «Акватилис ». В рамках него сейчас и работаем.

Кто вы по профессии?

В 2007 году я окончил биологический факультет МГУ, где на кафедре зоологии беспозвоночных кромсал мозги кальмаров и изучал строение их вестибулярного аппарата. Не самое ценное знание, конечно, но было весело и интересно. Сразу после университета я устроился работать на Беломорскую биологическую станцию МГУ на самой границе полярного круга, где с удовольствием сижу до сих пор.


Северное сияние на станции
Пирс биостанции
Лодки для погружений водолазов

Официально моя ставка называется «ведущий инженер». Но на деле я являюсь начальником водолазной службы биостанции, руковожу группой водолазов, организую и планирую все погружения, достаю живой материал для студентов и научных сотрудников, работаю со специалистами, приезжающими со всего света, и, конечно, постоянно погружаюсь с камерой для съёмок очередных медуз или гребневиков.


Почти каждый день Александр погружается в морские глубины

На самом деле у меня не было никаких планов заниматься подводной фотографией или популяризацией науки. Я с девяти лет увлекался трёхмерной графикой и в 14 уже заработал первую приличную сумму. К окончанию университета меня пригласили на работу аж три крутейшие студии, занимавшиеся спецэффектами для кино и рекламы. Ну не вышло, и ладно! Вместо ночных рендеров у меня теперь поездки по миру и погружения в местах, где не нырял ни один человек. Вроде тоже неплохое занятие. :)

Я нигде не учился фотографировать, работать в Photoshop, нырять в суровых условиях. Всё как-то само собой получилось, со временем и опытом. Когда я оказался на станции сотрудником (до этого приезжал, будучи студентом), притащил туда старую камеру, одну из первых цифровых зеркалок на 6 Мп, и стал снимать в лаборатории разных червячков и моллюсков, которых вытаскивал из-под воды. За три месяца нащёлкал несколько кадров, которыми гордился. Сейчас, правда, без улыбки на них не взглянешь. Пока тыкался в камеру и пробовал всё подряд, понял, что означают буковки и крутилки на ней, как зависит картинка от настроек и что нужно от фотографа, чтобы получалось нормально. Потом приехал в Москву весь такой гордый, в снимках и новых знаниях, открыл в интернете (на станции связи тогда не было) статью по макросъёмке для начинающих и прочитал обо всех своих знаниях в первых двух абзацах. Зато всё сам!


Работа Александра: крылоногий моллюск клион, или морской ангел
Работа Александра: полосатая зубатка
Работа Александра: усоногий рачок балянус
Работа Александра: асцидия мольгула, или морской виноград

С подводной съёмкой было вообще непросто. Снимать учился года три, прежде чем стало получаться что-то нормальное.

Каковы ваши сильные и слабые стороны?

Из сильных - упрямство, гибкость и полное отсутствие страха начинать что-то новое, большое или невозможное. Я постоянно стараюсь повышать себе планку качества. Это не даёт топтаться на месте. Ещё я очень люблю учить людей чему-нибудь и буду страшно рад, если меня кто-нибудь из ребят обгонит в скором времени. Тогда придётся с ним бороться и делать ещё лучше. :)

Я мечтаю стать примером.

Со слабыми сторонами сложнее. Я самоуверенный и наглый, но это мне, скорее, помогает, хотя раздражает некоторых людей вокруг. Местами ленивый - не умею работать «от» и «до». Почти любая моя активность - приходящая, но довольно эффективная. Но, пока ждёшь этого прихода, можно протупить пару дней в интернете и пускать бессмысленно слюни.

Как выглядит ваше рабочее место?

Рабочих мест у меня несколько. Когда я в Москве, сижу за компом почти безвылазно: организую следующую поездку, обрабатываю фотографии, разгребаю почту с перерывом на киношки и выходы погулять.


Рабочее место в Москве

На биостанции я построил себе рабочее место сам. Когда я попал на станцию впервые, увидел двух водолазов около маленького сарая, вросшего в землю на четверть, - это был их рабочий «домик». Его построили 40 лет назад как времянку со словами: «На следующий год что-нибудь нормальное сделаем!». Нет ничего более постоянного, чем временное. :)

Став начальником водолазов, первое, чем я начал заниматься, - искал возможность снести этот сарай и построить нормальный водолазный домик. Три года разговаривал со всеми начальниками в университете, пытался как-то вклиниться в планы ремонта или строительства на станции, но ничего не вышло.

Пока сам не начнёшь шевелиться, ничего не будет. Поэтому я спросил разрешения всё сделать своими силами. Получил добро, и за год мы общими усилиями сваяли очень добротное здание «водолазки» с обогреваемыми комнатами, собственным интернетом, пятью рабочими местами на втором этаже, проветриваемой сушилкой под крышей и так далее.


Было и стало

Сейчас, чтобы пойти нырять, мне нужно спуститься вниз, собрать снаряжение, сесть в лодку в 50 метрах от «водолазки», и всё! Хорошо организованное рабочее пространство очень помогает работать. На фоточках можно посмотреть, как всё это выглядит.


Беломорская биологическая станция МГУ
Здесь теперь обитают водолазы
Шкиперская и «водолазка»
В здании пять рабочих мест

Что касается техники, тут всё серьёзно. Я профессионально занимаюсь фотографией и работаю с медийными монстрами, такими как National Geographic, BBC, Discovery и многими другими.

Сейчас всё снимаю на Nikon D810 и D750, обрабатываю в CaptureOne Pro и Photoshop на Mac Pro (чёрное ведро), который собираюсь прокачать ещё немного, а именно подзабить памятью с 16 ГБ до 64 или 128 ГБ. Для видео нужно будет брать машину помощнее.

Очень важная и любимая штука в работе - это монитор. Я разорился на Eizo ColorEdge CG276 27”, и сейчас это мой любимый кусок оборудования. Пожалуй, Eizo - это вообще лучшее, что можно купить. На станции у меня монитор другой - новый Dell P2715Q на 4K. Так себе экранчик, не посоветую никому.

Для обработки фотографий обязателен планшет. У меня Wacom Intuos4 M, но думаю приобрести Intuos Pro L в ближайшем будущем, он поудобнее будет, а старый оставлю на станции.

Поскольку я довольно много пишу текстов, в том числе для книги, клавиатуру я тоже использую специальную - Das Keyboard Model S Professional. Очень её люблю. Фоном всегда идёт какая-нибудь приятная музыка из Harman Kardon SoundSticks II, которые осенью сменятся на Audioengine 5+ или KEF X300A: лень тащить SoundSticks обратно со станции, а приятную систему хочется.


Процесс подводной съёмки

С гаджетами всё просто: в одном кармане iPhone 5s (это мой основной телефон), в другом Lumia какая-то с 41-мегапиксельной камерой зачем-то (это местный рабочий, не пользуюсь им как смартфоном, просто оказался случайно в руках). iPad ещё был, но я его продал за ненадобностью.

Единственное приложение, которым я пользуюсь с толком и на Mac, и на iPhone, - это Clear, очень приятный список to-do. Ну и ещё, пожалуй, Simplenote, тоже штука полезная и с синхронизацией. На самом iPhone из нужного есть Documents и «Сбербанк.Онлайн», всё остальное для баловства. «Змейку» вот поставил недавно, радуюсь. :)

Всякое водолазное и подводное не буду перечислять, наверное. Мало кому интересно, какие у нас лодки и моторы и какие подводные фонари с боксами мы юзаем в холодных водах. Если кратко, то всё самое лучшее, без компромиссов.


Здесь готовятся к погружениям
Оборудование для погружения
Снаряжение
Ещё снаряжение

Но если кому-то всё же станет интересно, то задавайте вопросы в комментариях - отвечу.

Есть ли место бумаге в вашей работе?

На бумаге мне приносят заявки на добычу материала. У меня сейчас вот целая стопка выполненных под боком лежит, а с другой стороны - новые, на ближайшие дни. Любой учёный, аспирант или студент на станции может притащить мне заявку и попросить достать из-под воды 20 голожаберных моллюсков определённого вида. Я загружу этим кого-то из своих водолазов или достану сам.


Добыча материала для научных исследований

Пока не пользовался планировщиком Clear, писал себе списки дел на бумаге - это очень помогало в работе, да и чисто механическая память срабатывает лучше. Сейчас рисую раскадровку для видео - наши задания для подводных съёмок.

Какой у вас режим дня?

Режим дня и организация времени - это всегда проблема. Я не считаю себя творческим человеком, для которого режима вообще не существует. Но и графика у меня как такового нет, нет дедлайнов. Даже серьёзных клиентов всегда можно попросить подождать, пока допишу историю или дообработаю серию кадров. Пусть лучше будет хорошая история в следующем номере, чем нечто второпях сляпанное в последний день перед вёрсткой. У крупных журналов всегда есть материал для экстренной подстановки, это нормальный рабочий момент. В экспедициях и поездках режим устанавливается с привязкой к условиям: приливы-отливы, течения, погода, первоочередные задачи. Нужно каждый раз подстраивать происходящее под себя максимально удобным образом и подстраиваться самому под то, что от тебя не зависит.

Как правило, я встаю в 9–10 утра, спать ложусь поздно, после 2–3 часов. Идеально работается утром, с 9 до 12 часов. Если только не лёг пьяным, конечно, - тут случается. На станции белые ночи, костры, ночная жизнь и постоянная движуха. Тут спокойно можно просидеть до 5 часов утра у костра, а в 10 часов уже идти на погружение.

Я счастлив, когда вижу людей с горящими глазами и северное сияние.


Северное сияние

Обычно в день одно погружение, привязанное к стоячей воде (это время между приливом и отливом, когда нет течений), и один выход в море для страховки (когда кто-то ныряет, его должен отвезти на точку, снарядить и страховать человек в лодке на поверхности). Мы меняемся, все страхуют всех. Между выходами в море - обед, полдник, почта, обработка фоток, сборка или ремонт лодок, моторов, водолазного оборудования, забивка баллонов и прочая суета.


Александр и Ко
Каждый день одно погружение и один выход в море для страховки

После восьми вечера активная часть рабочего дня заканчивается, начинается активно-отдыхательная. Практически каждый день ужин я готовлю в казане перед домом, потом волейбол со студентами и научными сотрудниками, если погода позволяет. Затем, часов в 11 вечера, гиревая тренировка у всей моей команды. После этого душ, кино, фотки, костры - что угодно.

Какое место в вашей жизни занимает спорт?

Спорт - это хобби, но обязательное. Я всё детство чем-то занимался, у меня довольно спортивная семья. Поэтому было всё: лыжи, коньки, велосипеды, гантели, турники, плавание, бег.

В сознательном возрасте стал заниматься боевыми искусствами: капоэйрой, тайским боксом, просто боксом, арнисом, немного бразильским джиу-джитсу. В общей сложности лет семь, наверное.

Сейчас у меня есть любимый снаряд - гиря, которая заменяет мне тренажёрный зал. Особенно весело тренироваться в компании. Для моих активностей спорт нужен очень - не просто поддерживать себя в тонусе, но быть сильным, чтобы, например, не сорвать себе спину в холоде. Моё водолазное оборудование в полном сборе весит порядка 50–60 кг, ныряем мы в воду от −1,5 °C. Риск что-то потянуть и сорвать есть постоянно, но чем ты крепче физически, тем он меньше. Да и просто хорошо выглядеть приятно.

Какое у вас хобби?

Путешествия, наверное. Я много катаюсь и летаю. Когда-то придумал себе классное правило: не больше двух недель в Москве. Мне этого времени хватало, чтобы немного заработать, получить нужные визы, сделать все важные дела и укатить куда-нибудь, хоть в деревню, хоть в другую страну. Не всегда есть деньги на большие путешествия, но маленькие могут быть и интереснее, и душевнее.


Александр - спикер TED

Вообще, мне повезло с основным хобби - это моя работа. Я начинал снимать чисто для себя, на энтузиазме, а выросло всё это в мировую известность и серьёзные проекты экспедиций и кругосветных путешествий.

Сейчас можно сказать, что моё хобби - это популяризация науки.


Александр Семёнов: «Моё хобби - это популяризация науки»

Стараюсь делать максимально интересные лекции и впечатлять детей. Никто не захочет заниматься наукой и открывать новые миры, полистав научные статьи с последовательностями ДНК и статистическими исследованиями.

Меня вдохновляют люди, которые меняют привычный нам мир.

Но на фантастических и приключенческих книгах, фильмах Кусто, рассказах Дэвида Аттенборо выросло не одно поколение астрофизиков, морских биологов и путешественников. Я хочу делать то же самое.

Лайфхакерство от Александра Семёнова

  1. Книги : «Последняя лекция », Рэнди Пауш. Мою жизнь эта книга поменяла. Это единственная книга, которую я насильно подсунул всем своим друзьям и родным. Благодаря ей перестаёшь заморачиваться лишний раз и можешь по-другому посмотреть на свою жизнь, а если захочешь - поменяешь её, пока есть такая возможность.Каково ваше жизненное кредо?

    Всегда доводить задуманное до конца. Ни один серьёзный проект не получается с первого раза, а любой путь к большой цели - это целая череда проблем и демотивирующих неудач. Я это всё люблю страшно, ведь без проблем нет развития, без «нерешаемых» задач не будет гибкости, а без невозможно сложных целей не получится мечтать по-настоящему.

    Мне кажется, если каждый придумает для себя что-то действительно крутое, пусть очень маленькое, но крутое, и добьётся этого, несмотря ни на что, мир сделает огромный шаг вперёд.

    И да, самое важное: занимайтесь любимым делом и любите то, что делаете.