План-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему: Урок по русскому языку Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Деепричастие

Учитель русского языка и литературы БОУСОШ №38 ст. Нововеличковской Динского района Краснодарского края Магомедгаджиева Хадижат Тавакаловна

Урок русского языка

Класс 7

Тема урока: Деепричастие. Признаки глагола и наречия у деепричастия

Цел и:

Учебные -

- дать понятие о деепричастии; познакомить с грамматическим значением деепричастия;

Познакомить ребят с глагольными и наречными признаками деепричастия;

Учить находить деепричастия в тексте, определять постоянные и непостоянные признаки деепричастий.

Развивающие-

Формировать орфографические умения и навыки;

Продолжать развивать устную и письменную речь.

Воспитательные-

Воспитывать любовь к родному слову, к русской литературе.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Запись даты и классной работы

3. Определение и формулирование темы урока.

Ребята, о какой части речи мы говорили на предыдущих уроках? (Причастие) В начале разговора о причастии упоминалась сходная с ним по звучанию часть речи.

Какая? (Деепричастие )

Какие цели мы поставим сегодня перед собой? (познакомиться с темой «Деепричастие», с его грамматическим значением, с глагольными и наречными признаками )

Что вы можете сказать о деепричастии? (Артем)

(Часть «дее-» означает близость этой части речи к действию, то есть к глаголу. Подберем слово, в которое тоже входит «дее-»: дееспособный, то есть способный к действию. Можно сказать, что деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие.)

4. Объяснение нового материала

Сравним два предложения (запишем их в тетрадях) (Запись на доске учащиеся переписывают в тетради)

Маки осыпа лись и роняли на землю лепестки.

Маки осыпа лись, роняя на землю лепестки.

Какое из этих предложений точнее, выразительнее?

Как выражены действия в этих предложениях?

(В первом предложении – однородными сказуемыми – осыпались и роняли. Во втором – сказуемым осыпались и добавочным действием роняя. Употребление однородных сказуемых не совсем точно: понятно, что одно сказуемое подразумевает другое, второе кажется излишним.)

Какой делает картину предложение с добавочным действием(более образной, дополняет ее, добавляет выразительности.)

Какое слово указывает на добавочное действие,выраженное новой для нас частью речи? –Как она называется?

Чтобы правильно употреблять деепричастия, надо узнавать их! Проверим себя!

5. Закрепление

1.Чтение текста (проецируется на экран; распечатанный, кладется на парты перед учащимися). (Читает ученик)

СКАЗКА О ПУГОВИЦЕ (СЛАЙД 1)

Шел человек по дороге и потерял Пуговицу. Падая, черноокая Пуговка сильно ударилась о землю. Сморщила от боли лицо, закрыла глаза и, покружившись на месте, закатилась под камешек.

«Неплохое жилье, – осмотревшись по сторонам, сказала Пуговка, – солнце не печет, ветер не холодит, дождик не мочит».

Тут проезжал мимо велосипед. Объезжая на дороге кочку, переднее колесо наскочило на пуговкин камешек, а заднее проехало прямо по Пуговице.

Раздался треск. Кузнечики, гревшиеся у обочины, высоко подпрыгнули от испуга. А на дороге лежала Пуговка. Она уже не сияла от счастья, как раньше.

Глубокая неровная трещина проходила по самому ее сердцу.

(Ф. Нестеров.)

2. Беседа по вопросам.(вопросы даются на группу)

– О чем этот текст, какова главная мысль сказки?

– Найдите слова, обозначающие действия, которые совершала Пуговка.

– Уберите эти слова из предложений. Что получилось? Можно ли понять смысл сказанного?

– Как вы считаете, какое из этих слов обозначает основное действие, а какое – добавочное?

– На какие вопросы отвечают слова, обозначающие добавочное действие?

– А от какой части речи к ним задаются вопросы?

– Есть ли при словах, обозначающих добавочное действие, зависимые слова? Назовите их.

– Можно ли изменить слова, обозначающие добавочные действия?

(Хорошо! Молодцы!)

Мы работали с текстом, отвечали на вопросы. А теперь откроем учебник на стр.77 и прочитаем правило в рамочке.

3.Соберем кластер и сделаем графическую запись правила в тетрадь.

Какая часть речи совершает основное действие? – глагол .

4. Запишите выражения. Найдите деепричастия, укажите основное действие-глагол.

Комментированная проверка по презентации

(СЛАЙД 2)

К какой части речи относятся и деепричастия, и глагол?(И деепричастия, и глаголы относятся к существительному Пуговка .)

Ребята! Как вы думаете, для чего нужны деепричастия в художественных произведениях

1.Устное выполнение упражнения 159 ,назвать главные члены предложения, указать слова, обозначающие основное и добавочное действия.

2. Ребята, перед вами необычное стихотворение английского поэта Роберта Саути «Лодорский водопад». (СЛАЙД 3)

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре.

Что в этом стихотворении показалось необычным?

На что похоже само стихотворение образно?

Кто из вас видел настоящий водопад? Слышал его шум?

Какие слова в стихотворении помогли это сделать? Попробуем обойтись без них.

Какую же роль они играют? (Дорисовывают основное действие, делают речь более точной, яркой, выразительной, живописной)

Какой можно сделать вывод? Используя деепричастия как дополнительные действия, автор показывает зрительные и слуховые представления, чем достигает более полного и правильного изображения водопада.

Исследовательская работа .

Итак, приступим к исследованию темы «Деепричастие как самостоятельная часть речи Перед вами картинка: папа-глагол, мама – наречие, ребёнок – деепричастие. Почему они вместе? (СЛАЙД 4)

А теперь послушайте сказку « Отцы и дети». (Инсценирование сказки.

Действующие лица- Глагол, Наречие, Деепричастие)

Жила-была семья: папа-глагол, мама-наречие и дочка деепричастие. Все дети в той или иной мере повторяют своих родителей. Деепричастие- не исключение. От Глагола Деепричастие унаследовало основу. Как и Глагол, Деепричастие управляет падежом существительного, имеет ряд общих с ним грамматических категорий (вид и возвратность), а также сходный с глагольным вопрос (что делая? что сделав?) .
С Наречием Деепричастие роднит его способность оставаться неизменяемым, что бы ни происходило вокруг. Кроме того, Деепричастие откликается на вопросы Наречия (как? каким образом?) , а в предложении является, как и Наречие, обстоятельством и обозначает цель, причину, место, время, образ действия.
Но все дети, вырастая, стремятся к самостоятельности. Вот и Деепричастие туда же.
– Я вполне самостоятельная часть речи! Требую соответствующего отношения и места в системе знаменательных частей речи! – громогласно заявляет Деепричастие, шокируя родителей.
– Что ты, что ты! Ты всего лишь одна из моих форм! – настаивает Глагол. – Наречие, ну скажи же хоть что-нибудь!
Но Наречие молчит. Оно не вмешивается в дела языковые, оно всегда неизменно и постоянно. И свою неизменяемость оно ценит превыше всего...
Извечный спор отцов и детей. Вечная проблема самостоятельности и независимости...

Давайте вспомним морфологические признаки глагола и наречия

(СЛАЙД 5)

- На чьей стороне мы в этом споре: глагола, наречия или деепричастия? Давайте выберем общие черты деепричастия.

Самостоятельная работа по учебнику.

Давайте обратимся к учебнику и проверим наше предположение.

Прочитайте самостоятельно материал о деепричастии и составьте рассказ об этой части речи. (стр.76)

Проверьте себя (СЛАЙД 6)

Подведение итогов урока

О какой части речи мы сегодня говорили?

На какие вопросы отвечает деепричастие?

Какие признаки глагола имеет?

Какие признаки наречия имеет?

Чем выражается в предложении?

Чтение стихотворения о деепричастии

Деепричастием себя называю,
Добавочное действие обозначаю,
На вопросы ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? КАК? Я всегда отвечаю,
Совершенного и несовершенного вида бываю,
Сказуемое – глагол поясняю.
В предложении обстоятельством себя являю .

А теперь выполним тестовую работу

Итоговый тест

1. Какое из слов не является деепричастием ?

2. Какое из слов является деепричастием ?

а) быстро;

а) говорил;

б) весело;

в) смеясь;

в) улыбался;

3. Найдите слова с ударением на третьем слоге

а) балуясь;

а) облегчив;

б) черпая;

б) прибыв;

в) углубившись.

в) закупорив.

4. Подберите синоним к фразеологизмам

а) сломя голову;

а) не разгибая спины;

б) засучив рукава.

б) положа руку на сердце.

(СЛАЙД 7) (Проверь себя!)

Рефлексия

Оценивание учащихся. Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и прощу подумать о том, как прошел для вас урок.

(СЛАЙД 7)

Домашнее задание: (творческое задание) 1) написать стихотворение (текст) с использованием деепричастий;

2) составить тест «Третий лишний» по нахождению деепричастий и определению их морфологических признаков;

3) выполнить всем упр.160

Орфоэпическая минутка.

Произносите правильно.

идЯ, клевещА, крОя, мОя, ненавИдя, отрЁкшись, отчАявшись, по­нЯв, принЯв.

Морфологический разбор деепричастия (с. 192-193).

V. Упражнения на закрепление изученного.

Выполнение упражнений 300, 302 письменно, 301 - устно. Упражнение на различение деепричастий и наречий (знаки препинания не стоят):

(1)Вскочив он стукнулся головой о низкий потолок. (2)Пуля взвизг­нув отскочила рикошетом. (3)Он пишет стоя. (4)Стоя легче забро­сить мяч в корзину. (5)Отец похлопал любя сына по плечу. (б)Перед командиром надо стоять вытянувшись. (7)Подтянувшись он легко достал верхнюю перекладину ворот. (8)Ты всегда читаешь лежа. (9)Эти дети играя добились больших успехов. (10)3а городом пылал дымясь огонь большого костра.

(Ответы: 1, 2, 4, 7, 9, 10 - обособляем одиночные дееприча­стия; 3, 5, 6, 8 - наречия не обособляются.)

Учащиеся записывают устойчивые сочетания (деепричастия, перешедшие в наречия):

Судя по всему, не переводя духа, немного погодя, откровенно говоря, собственно говоря, полагая важным, не считая нужным, по­путно отмечая, засучив рукава, сломя голову.

Работа с таблицей 19.

Таблица 19

Задание: заменить глагол деепричастием, поставить знаки пре­пинания, деепричастный оборот выделить графически.

1. Возчик (отворотиться) от меня угрюмо сидел на облучке.

2. Море играет маленькими волнами (украшать) их багро­вой пены.

3. Офицер (соблазниться) хорошей погодой велел оседлать своего коня.

4. В небе неподвижно стоят ястребы (распластать) крылья.

5. Партизан (сидеть) на завалинке разбирает наган.

6. Джигит (оседлать) коня выехал из аула.

7. Пастухи (сгонять) животных в одно место громко щелкают кнутами.

9. Подросток трусливо (вбирать) голову в плечи побежал к лошади.

VI. Итог урока.

Домашнее задание:

2. Упражнение 303.

УРОК _________ Дата_____________________



ТЕМА: НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ.

Цель: повторить разряды наречий, степени сравнения и пра­вописание наречий.

Ход урока.

I. Опрос - повторение знаний о наречиях

Вспомните морфологические признаки наречий.

На какие разряды по значению делятся наречия?

Какие формы степеней сравнения образуют наречия?

II. Работа по теме:

Выполнение упражнения.

Сколько наречий в предложении? Запишите предложение, найдите наречия, определите их разряд. Подчеркните на­речия как члены предложения:

В кустарнике, в сухом медовом сене неутомимо, неустанно, еще громче, чем ранним утром, звенят кузнечики.

Работа с учебником.

Чтение и обсуждение § 54.

Выполнение морфологического разбора наречия из предло­жения.

Мы стали говорить тише и вскоре замолчали.

Закрепление сведений о морфологических свойствах наречий.

Тест.

1. Выберите и отметьте характеристики, относящиеся к на­речию.

а) наречие - это служебная часть речи;

б) в предложении наречия бывают обстоятельствами, ска­зуемыми, определениями;

в) наречие - это самостоятельная часть речи;

г) наречия не изменяются;

д) наречие объясняет предмет;

е) наречие обозначает признак действия и признак при­знака.

2. Найдите и укажите наречия.

а) сплошной; ж) брошь;

б) сплошь; з) навзничь;

в) мелочь; и) далекий;

г) отрежь; к) далеко;

д) полночь; л) удали;

е) спрячь; м) далек.

3. Определите группу наречий меры и степени.

а) вдвоем, немного, издали; г) громко, сверху, вчера;

б) очень, втрое, совсем; д) сослепу, накануне, назло

в) чересчур, наверху, всегда; е) крайне, почти, наверху.

4. Найдите словосочетание, в котором употреблено наречие цели.

а) оскорбили нарочно; в) работали дружно;

б) шли наугад; г) вернулись невзначай.

5. Определите значение наречий в каждом из предложений:

Внезапно он понял.

а) причины; в) цели;



Трижды он приходил к нему.

б) времени; г) образа действия.

Он относился к нему по-товарищески.

а) причины; в) меры и степени;

б) времени; г) образа действия.

6. Найдите ошибку в определении значения наречия.

а) пошел утром (времени); б) жил поблизости (места);

в) задел умышленно (причины); г) совершенно не узнал (меры и степени);

д) громко запел (меры и степени).

7. Укажите группу указательных наречий.

а) туда, где-то, нигде; в) там, оттуда, тогда;

б) всюду, издалека, везде; г) кое-где, где-нибудь, негде.

8. В каждой строке отметьте отрицательные наречия.

а) тут, где, негде, где-то;

б) там, ничуть, зачем-то, тогда;

в) зачем, когда, куда, никуда.

4. Правописание наречий.

Учащиеся обращаются к материалу учебника (с. 198-202, § 55) и составляют конспект по теме «Слитное, дефисное и раздельное правописание наречий».

Видо-временная характеристика деепричастий в сравнении с глаголами. Как и у причастий, категории вида и времени деепричастий значительно отличаются от соответствующих глагольных категорий. Глагол называет процесс, который может быть реализован в момент речи (настоящее время), до него (прошедшее время) или после него (будущее время). Деепричастие называет признак действия, состояния или отношения (процесса), которые совершались в прошлом, имеют место в настоящем или будут произведены в будущем. Поэтому прямой связи со временем деепричастия не имеют; в зависимости от глагола это время может иметь разные соотношения: идет, разговаривая – шёл, разговаривая – будет идти, разговаривая. Деепричастие разговаривая обозначает признак действия, который в свернутом виде содержит добавочный процесс; поэтому, хотя представленные сочетания можно «развернуть» (идет и разговаривает, шел и разговаривал, будет идти и разговаривать ), но характеризовать время деепричастия как настоящее нельзя. Глагольное время в деепричастиях трансформировалось потому, что данный гибридный класс слов получил новое категориальное значение. Деепричастия вследствие своей неизменяемости не могут передавать такие грамматические значения, как время.

Грамматическое значение времени в деепричастии в целом неотделимо от вида. Категория вида у этого класса слов также трансформируется в связи с новым категориальным значением. Характеризуя признак процесса, деепричастия имеют собственные особенности, хотя и сохраняют некоторые особенности исходного глагола.

Деепричастия несовершенного вида, обозначая признак процесса, развивающегося во времени, в скрытом виде через признак действия и состояния предают значение одновременности так называемого относительного времени: Они неслись по улице, расталкивая прохожих, словно куда-то опаздывали (Д.Гр.).

Значение одновременности глагольного действия и действия, скрытого в признаке процесса (в деепричастии), может противоречить семантике несовершенного вида. Такое временное соотношение можно понимать как частичную одновременность: Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крыльца (К.П.). – Референдум устроить? – всё более сердясь, сказал зампред, потом примирительно протянул ладонь (Д.Гр.).

Особенно ярко значение частичной одновременности проявляется в тех контекстах, где деепричастие обозначает признак, передающий повторяющееся действие: Он полз, иногда хватаясь рукой за выступы и подтягиваясь.

Деепричастия несовершенного вида могут в конструкциях с временным, причинным, уступительным и другими значениями деепричастного оборота выражать значение предшествования. Как правило, в подавляющем большинстве случаев такие деепричастия находятся в препозиции к глагольному предикату, представленному совершенным видом: Он, переступая порог, пьяно ударился плечом о косяк (Тендряков). Ощущая жажду, он поставил чайник на огонь.


В исключительно редких случаях деепричастие несовершенного вида может выражать через признак действие, следующее за основным, в предыдущий период объединенное с ним: Внезапно в глубине толпы произошло движение, шум, плотный круг людей разомкнулся, пропуская всклокоченного, бледного Крылова (Д.Гр.).

Совершенный вид деепричастий может влиять на формирование значений вторичного действия, скрытого в признаке процесса. Значение предшествования отражено в деепричастиях, изображающих целостный, законченный, достигший своего предела процессуальный признак: Чех, настроив рояль, сказал, что рояль старый, но очень хороший (К.П.). Дан был лишён слабостей, он не стал бы терзаться и мучиться, порвав с близкими (Д.Гр.).

Деепричастия совершенного вида могут в определенных условиях, как и деепричастия несовершенного вида, выражать значение одновременности: Варюша стояла, приоткрыв рот, слушала и улыбалась (К.П.).

Деепричастия совершенного вида в некоторых случаях могут выражать значение следования, то есть через процессуальный признак способны передать следствие или вывод по отношению к предикату. При этом деепричастие в преобладающих случаях находится в постпозиции к предикату: Автобус пополз по разбитой подводами дороге, растянув за собой хвост пыли.

Сказанное позволяет сделать следующие выводы.

Вид и время взаимообусловлены, равноправны и не зависят от особых контекстуальных условий лишь в некоторых примерах. В остальных случаях большую роль играет семантика вида у глагола и деепричастия, позиция деепричастия в предложении и т. д.

Система временных значений, выраженных деепричастиями, имеет отличный от системы временных форм глагола характер. Помимо того, что деепричастие не имеет морфологических показателей времени и не может выражать абсолютное время, разница заключается и в выражении относительного времени. Основное отличие заключается в том, что деепричастие обозначает процессуальный признак действия или состояния. Если относительное время глаголов выражает последовательность, одновременность и др. характеристики протекания действия, то деепричастия, отражая относительное время, называют прежде всего признак действия в его процессе. Ср.: обдумывая, пишет статью. Но, в отличие от наречия, признаковая характеристика действия у деепричастий динамична. Ср.: пишет быстро и пишет, обдумывая .

Деепричастия не имеют категорий наклонения, лица, числа, свойственных глаголам.

3. Наречные признаки деепричастий

Деепричастия имеют следующие свойства, присущие наречиям: 1) у них отсутствуют формы словоизменения; 2) во многом схожи их синтаксические функции. Последнее рассмотрим более подробно.

По вопросу о функциональной нагрузке деепричастий в лингвистической литературе имеется несколько точек зрения: 1) деепричастие (деепричастный оборот) квалифицируются как обстоятельство (Р.И. Аванесов, В.М. Никитин, В.Н. Сидоров и др.); 2) как второстепенное сказуемое или обстоятельство (Л.А. Дерибас, Е.В. Кротевич, Г.Н. Самарина и др.); 3) как второстепенное сказуемое или второстепенное сказуемое и обстоятельство одновременно (А.А. Шахматов, А.В. Ананин, Л.А. Буланин, И.П. Распопов и др.); 4) как предикативное обстоятельство (Т.В. Лыкова, А.Г. Руднев, Д.И. Арбатский и др.).

Сопоставление разных точек зрения свидетельствует о том, что всеми лингвистами признаётся за деепричастиями наличие обстоятельственной функции в предложении. Наибольшие споры вызывает выделение у деепричастий функции так называемого «второстепенного сказуемого». В лингвистической практике существует следующий способ определения функции второстепенного сказуемого у деепричастий: если при трансформации деепричастного оборота деепричастие способно заменяться спрягаемой формой глагола и образовывать однородное сказуемое, то это второстепенное (добавочное) сказуемое. Например: Капли дождя падали на мостовую, подпрыгивая и дробясь ; ср.: падали, подпрыгивали и дробились.

Логично предположить, что в составе обстоятельств может в большей или меньшей степени проявляться глагольность вербально-адвербиального контаминанта; при большем её проявлении и возникает возможность замены деепричастия глаголом, иллюзия «второстепенного сказуемого» например: Монета падала, звеня и подпрыгивая. – Монета падала, звенела и подпрыгивала.

В других деепричастиях в большей степени проявляется наречный характер контаминанта, и тогда замена деепричастия глаголом становится невозможной.

Одиночные обособленные деепричастия, как правило, выражают обстоятельственные значения образа или способа действия. Но нельзя исключать и определенную полупредикативность таких отношений, которая проявляется в интонационном и пунктуационном обособлении, например: Утром поезд дотащился до Борисова, и комендант станции, кривясь, заявил, что эшелон дальше не пойдет (К.С.).

Одиночные обособленные деепричастия могут выражать также значение

обстоятельства времени: – Да, – сказал он, помолчав, и вздохнул (В.Сол.);

обстоятельства причины: При этом Несвицкий сконфузился, не понимая , зачем он это спросил (Д.Гр.);

обстоятельства условия: Все казалось ему бесплодным, но, напрягшись , он мог бы и вспомнить.

Функционально деепричастия в составе деепричастного оборота имеют двойственный характер: с одной стороны, они выступают организующим центром, возможно, большой группы слов; с другой – они вместе со своими распространителями в гораздо большей степени зависят от семантики предложения, от его лексического наполнения. В связи с этим деепричастные обороты могут более отчетливо и разнообразно выражать обстоятельственные отношения, чем одиночные деепричастия.

Деепричастный оборот выступает в функции

обстоятельства образа и способа действия: За ним, прыгая через воронки, бежали ездовые Рубин и Сергуненков (Ю.Б.); в этой функции как результат осуществлённого действия способно проявляться состояние: Шацкий, опустив голову, покорно ушёл в свою комнату (К.П.). Он долго сидел на берегу, опустив руку в бегущую воду, перебирая пальцами её струистые пряди (Д.Гр.);

обстоятельства времени: А потом, поздним вечером, Татьяна Петровна, сидя у рояля и осторожно перебирая клавиши, обернулась к Потапову (К.П.);

обстоятельства причины: Лес стоял безмолвно, тоже слушаяпение Гайдара, и только река всё бормотала, сердясь на неудобную корягу (К.П.). Он даже развеселился, представив физиономию Уварова (Д.Гр.);

обстоятельства цели: Он прикрыл глаза, вглядываясь в прошлое (Д.Гр.). Гайдар походил по саду, что-то ворча про себя, потом опять прошёл мимо окна, но теперь уже явно стараясь задеть меня (К.П.);

обстоятельства условия: Только чувствуя их (людей – Е.С.), любя их, радуясь и страдая за них, можно писать о них (К.П.); обороты со значением условия часто совмещаются с временной семантикой: Можно представить себе, что человек, подобрав на улице измятый рубль, начнет с этого рубля свой роман… (К.П.);

обстоятельства уступки: – Передайте ему, что я зайду в воскресенье, – сказал Лосев, не успев сообразить, зачем он это делает (Д.Гр.).

Вывод: деепричастия (как одиночные, так и в составе деепричастных оборотов) способны передавать широкий спектр семантических и синтаксических отношений. Функция обстоятельства передана им наречным компонентом деепричастия, но гибридный характер контаминанта проявляется и в том, что в ряде деепричастий, выступающих в роли обстоятельств, ярко проявляется глагольность и деепричастие получает возможность синонимической замены глаголом, ср.: сидел, читая газету – сидели читал газету.

Глагольность деепричастий проявляется и в реализации валентных свойств деепричастий.

1. Вопрос о месте деепричастия в морфологической системе русского языка. Признаки глагола и наречия у деепричастия.

2. Образование деепричастий.

3. Значения времени у деепричастий. Категории вида и залога.

4. Адвербиализация деепричастий.

§ 1. Вопрос о месте деепричастия в морфологической системе русского языка. Признаки глагола и наречия у деепричастия.

Морфологический статус деепричастия окончательно не определен. Традиционным является взгляд, согласно которому деепричастие – это неизменяемая глагольная форма, обозначающая добавочное действие и совмещающая в себе признаки глагола и наречия:В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, свое утратил назначенье, на злато променяв ту власть, которой свет внимал в немом благоговенье. (Лерм.). Эта точка зрения представлена в большинстве вузовских учебных пособий.

В соответствии с другой точкой зрения деепричастие рассматривается как самостоятельная часть речи, обладающая признаками глагола и наречия.

Рассмотрим признаки глагола и наречия у деепричастий.

2. Словообразовательные

3. Морфологические

4. Синтаксические

§ 2. Образование деепричастий.

Деепричастия НСВ образуются от основы настоящего времени при помощи суффикса –а- (-я-): читая – читайут, следя – следят, слыша – слышат. Если основа заканчивается на твердый согласный, то при образовании деепричастий он смягчается:берут – беря, несут – неся, метут – метя. Если глагол имеет суффикс–ва- , то деепричсастие образуется от основы на–вай-, тогда как в настоящем времени основа оканчивается на–й-: создайут – создавая. Глаголбыть образует деепричастие с суффиксом –учи-: будучи . Суффикс–учи- встречается также в устаревших или просторечных формах деепричастий:едучи, играючи, жалеючи, крадучись.

От многих глаголов НСВ деепричастия не образуются или являются малоупотребительными. К таковым относятся:

1) глаголы с односложной основой на –а и на–и в инфинитиве и с основой, состоящей только из согласных, в настоящем времени:пи ть –пьй ут,вр ать –вр ут,жда ть –жд ут,ши ть –шьй ут;

2) глаголы с основой настоящего на шипящий или губной + л: вяж ут,лиж ут,сыпл ют,щипл ют и др.;

3) глаголы на –ну ть:блекну ть,сохну ть,гасну ть и др.;

4) глаголы с основой настоящего времени на заднеязычный: берег ут,жг ут и др.;

5) глаголы: жаждать, стонать, лезть, гнить, ехать, хотеть, петь, колоть и др.

Деепричастия СВ образуются от основы инфинитива при помощи суффикса –в-/ -вши- / -ши-. Выбор суффикса зависит от конечного гласного основы: суффикс–в-/ -вши- присоединяется к основам на гласный (–в- к основам без –ся, -вши- к основамс-ся): нарисовать – нарисовав, улыбнуться – улыбнувшись; морф–ши присоединяется к основам на согласный:вырасти – выросши , а также к основам прошедшего времени, отличающимся от основ инфинитива:замерз – замерзши, заперся – запершись . Некоторые глаголы образуют вариантные формы деепричастий (от основы инфинитива и от основы прошедшего времени), одна из которых является просторечной:озябнуть – озяб – озябнув и озябши, замерзнуть – замерз – замерзнув изамерзши, умереть – умер – умерев иумерши.

Ряд глаголов образуют деепричастия СВ от основы настоящего-будущего времени при помощи суффикса –а (-я): увидят – увидя, наклонят – наклоняя, возвратятся – возвратясь. Обычно это глаголы 2-ого спряжения, а также глаголы 1-ого спряжения с основой настоящего времени на согласный:привезут – привезя ; глаголидти с различными приставками:придя, зайдя, выйдя . Как правило, эти формы имеют вариантные образования, созданные по общему правилу – при помощи суффиксов–в- / -вши (сь)/ -ши: увидев, наклонив, возвратившись и др.

Двувидовые глаголы образуют по два деепричастия с суффиксом –а- для выражения значения НСВ и–в- для выражения значения СВ: атаковать –атакуя иатаковав , исследовать –исследуя иисследовав , организовать –организуя иорганизовав .

Видо-временная характеристика деепричастий в сравнении с глаголами. Как и у причастий, категории вида и времени деепричастий значительно отличаются от соответствующих глагольных категорий. Глагол называет процесс, который может быть реализован в момент речи (настоящее время), до него (прошедшее время) или после него (будущее время). Деепричастие называет признак действия, состояния или отношения (процесса), которые совершались в прошлом, имеют место в настоящем или будут произведены в будущем. Поэтому прямой связи со временем деепричастия не имеют; в зависимости от глагола это время может иметь разные соотношения: идет, разговаривая – шёл, разговаривая – будет идти, разговаривая. Деепричастие разговаривая обозначает признак действия, который в свернутом виде содержит добавочный процесс; поэтому, хотя представленные сочетания можно «развернуть» (идет и разговаривает, шел и разговаривал, будет идти и разговаривать ), но характеризовать время деепричастия как настоящее нельзя. Глагольное время в деепричастиях трансформировалось потому, что данный гибридный класс слов получил новое категориальное значение. Деепричастия вследствие своей неизменяемости не могут передавать такие грамматические значения, как время.

Грамматическое значение времени в деепричастии в целом неотделимо от вида. Категория вида у этого класса слов также трансформируется в связи с новым категориальным значением. Характеризуя признак процесса, деепричастия имеют собственные особенности, хотя и сохраняют некоторые особенности исходного глагола.

Деепричастия несовершенного вида, обозначая признак процесса, развивающегося во времени, в скрытом виде через признак действия и состояния предают значение одновременности так называемого относительного времени: Они неслись по улице, расталкивая прохожих, словно куда-то опаздывали (Д.Гр.).

Значение одновременности глагольного действия и действия, скрытого в признаке процесса (в деепричастии), может противоречить семантике несовершенного вида. Такое временное соотношение можно понимать как частичную одновременность: Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крыльца (К.П.). – Референдум устроить? – всё более сердясь, сказал зампред, потом примирительно протянул ладонь (Д.Гр.).

Особенно ярко значение частичной одновременности проявляется в тех контекстах, где деепричастие обозначает признак, передающий повторяющееся действие: Он полз, иногда хватаясь рукой за выступы и подтягиваясь.

Деепричастия несовершенного вида могут в конструкциях с временным, причинным, уступительным и другими значениями деепричастного оборота выражать значение предшествования. Как правило, в подавляющем большинстве случаев такие деепричастия находятся в препозиции к глагольному предикату, представленному совершенным видом: Он, переступая порог, пьяно ударился плечом о косяк (Тендряков). Ощущая жажду, он поставил чайник на огонь.

В исключительно редких случаях деепричастие несовершенного вида может выражать через признак действие, следующее за основным, в предыдущий период объединенное с ним: Внезапно в глубине толпы произошло движение, шум, плотный круг людей разомкнулся, пропуская всклокоченного, бледного Крылова (Д.Гр.).

Совершенный вид деепричастий может влиять на формирование значений вторичного действия, скрытого в признаке процесса. Значение предшествования отражено в деепричастиях, изображающих целостный, законченный, достигший своего предела процессуальный признак: Чех, настроив рояль, сказал, что рояль старый, но очень хороший (К.П.). Дан был лишён слабостей, он не стал бы терзаться и мучиться, порвав с близкими (Д.Гр.).

Деепричастия совершенного вида могут в определенных условиях, как и деепричастия несовершенного вида, выражать значение одновременности: Варюша стояла, приоткрыв рот, слушала и улыбалась (К.П.).

Деепричастия совершенного вида в некоторых случаях могут выражать значение следования, то есть через процессуальный признак способны передать следствие или вывод по отношению к предикату. При этом деепричастие в преобладающих случаях находится в постпозиции к предикату: Автобус пополз по разбитой подводами дороге, растянув за собой хвост пыли.

Сказанное позволяет сделать следующие выводы.

Вид и время взаимообусловлены, равноправны и не зависят от особых контекстуальных условий лишь в некоторых примерах. В остальных случаях большую роль играет семантика вида у глагола и деепричастия, позиция деепричастия в предложении и т. д.

Система временных значений, выраженных деепричастиями, имеет отличный от системы временных форм глагола характер. Помимо того, что деепричастие не имеет морфологических показателей времени и не может выражать абсолютное время, разница заключается и в выражении относительного времени. Основное отличие заключается в том, что деепричастие обозначает процессуальный признак действия или состояния. Если относительное время глаголов выражает последовательность, одновременность и др. характеристики протекания действия, то деепричастия, отражая относительное время, называют прежде всего признак действия в его процессе. Ср.: обдумывая, пишет статью. Но, в отличие от наречия, признаковая характеристика действия у деепричастий динамична. Ср.: пишет быстро и пишет, обдумывая .

Деепричастия не имеют категорий наклонения, лица, числа, свойственных глаголам.