О цветочной терапии баха

«Болезнь не есть ни жестокость, ни наказание; она во всем и для всего есть корректив, которым пользуется наша душа, чтобы указать нам наши дефекты, чтобы избежать ошибок еще более важных, значительных, чтобы помешать нам спровоцировать еще больший ущерб, и чтобы вывести нас на дорогу истины и света, которые мы никогда не должны были покинуть»

Эдвард Бах

Вневременная актуальность этих слов, написанных доктором Эдвардом Бахом, английским врачом, находит в нашу эпоху медицины «более человечной», проявлений «психосоматических» и «холистических» терапий, все больше и больше внимающих сердец и ушей. В действительности, интерес к цветочным эликсирам Баха, как сам Бах это предсказывал, сделал значительный скачок за последние годы в большом числе стран.

Холистическое понимание здоровья, болезни и исцеления исходит из принципа полного единства всей жизни и полной общности всех существующих форм жизни. Каждый из нас совершает уникальное путешествие, которое никогда невозможно повторить в том же аспекте, и наше состояние здоровья указывает нам, на каком этапе мы находимся в этот данный момент.

Всякий симптом болезни, будь она плана физического, психического или духовного, передает нам специфическое послание, которое нужно расшифровать, принять и использовать, извлечь из него пользу для нашего путешествия в этом мире. Всякий истинный процесс исцеления есть принятие принципа нашей целостности, единственности, укрепления нашей природы, здоровой или «святой».

Рассматриваемая под этим углом, система квинтэссенций доктора Э. Баха представляется как метод «исцеления через регармонизацию сознания». Он снова ставит нас в гармоничный контакт с нашей целостностью, нашим истинным источником энергии, с ключевыми точками нашей персональности, в которых жизненная энергия находится неправильно направленной или заблокированной.

«Исцели сам себя» – базовый принцип философии Э. Баха. Так как, в конечном счете, это мы сами, «универсальный принцип исцеления» или «божественная сила исцеления», которые в нас, которые признают и делают возможным исцеление. Бах полагал, что в недалеком будущем его цветочные эликсиры будут находиться не только в руках медиков и парамедиков, но также в каждом доме.
С этой точки зрения, кроме применения профессионалами в качестве вспомогательной (стимулирующей) терапии при некоторых психосоматических расстройствах, квинтэссенции Баха помогают все большему числу людей, которые работают над развитием, расцветом и совершенствованием своей души, чтобы очистить ее от «духовных токсинов».

Очень трудно, до настоящего времени, отнести к определенной категории метод квинтэссенций Э. Баха. По причине тонкости, утонченности ее действия, можно было бы в случае необходимости найти родство духа с традиционной гомеопатией согласно Ганеманну, а также с некоторыми методами антропософическими. Так как метод Баха не вторгается, мучительно, болезненно, с трудом через физическое тело, он действует напрямую на систему энергетическую, через ее очень утонченную сеть вибрационных частот.

Прежде чем сделать открытие своей цветочной системы, Эдвард Бах занимался медициной как бактериолог и гомеопат и пользовался большим уважением. Он чувствовал очень сильное духовное единение с Гиппократом, Парацельсом и Самуэлем Ганеманном, он разделял его мнение, что нет болезни, а только больные.

Однако, было бы несправедливо видеть в нем «Ганеманна нашей эпохи», как некоторые называли его при жизни. Так как то, что побудило этого 43-летнего врача в 1930 году покинуть свой кабинет на Харлей стрит, улице медицинских кабинетов в Лондоне, и посвятить шесть последних лет своей жизни в поисках «терапии более простой и натуральной», где «ничто не было бы ни разрушено, ни модифицировано», совсем ново и превосходит наиболее важные понятия в идеях и намерениях Ганеманна.

То, что ново и отличается от других тонких методов или чрезвычайно малых величин, применяемых Западом, резюмируется тремя пунктами:

1. Концепция, которую имел Эдвард Бах по поводу здоровья и исцеления, то есть духовные начала его теории, состоит в системе трансцендентальной мысли, которая превосходит ограничения, границы индивидуума. Из нее исходила для него новая форма «диагностики», которая больше не базировалась на физических симптомах, но исключительно на расстроенных состояниях души или на негативных чувствах, немного на манер гомеопатической, но более экстенсивной, расширенной.

2. То, что было также ново и отлично для нашей эпохи, это сам метод, простой и натуральный, которым доктор Бах освобождал энергию цветов от их материальной формы, чтобы связать ее с надлежащим проводником (средством, основой). Гармонизирующий эффект квинтэссенций осуществляется прямым путем, а не по принципу подобий (как в гомеопатии), не может быть ни передозировки, ни побочных эффектов, ни несовместимости с другими терапевтическими методами.

3. Этот безопасный, «безобидный» в лучшем смысле этого слова способ, делает метод Баха доступным много большему числу людей, как профилактическим, так и лечебным, целебным, каким не был ни один другой метод до него. Состояния души, описанные доктором Бахом, есть слабости характера, встречающиеся во всякой группе людей, а не болезни психологические, и нет необходимости быть врачом или психологом, чтобы применять цветочные эликсиры. Некоторая зрелость ума, живая сообразительность, проникающая мысль, хорошая интуиция и, разумеется, интерес к ближнему – вот необходимые качества, чтобы получить оптимальный эффект.

Глава II Действия эссенций Баха

На плане естественных наук не существует полностью удовлетворительного объяснения механизма действия квинтэссенций Баха. Другие инфинитезимальные (тончайшие, возвышенные) терапии используют гипотезы, основанные на таких различных областях, как молекулярная химия, информатика, кибернетика, психо-нейро-иммунология, и без сомнения можно было бы их применить к цветочной теории Баха. Принимая во внимание головокружительное увеличение знаний в этих областях и за небольшой промежуток времени будет возможно без сомнения скоро измерить и объяснить рационально энергетические изменения, вызванные инфинитезимальными методами.

Эдвард Бах нам оставил в нескольких словах суть своей цветочной терапии, в своих двух трудах «Исцели себя сам» и «Двенадцать целителей и другие лекарства», которые появились во Франции под названием «Исцеление цветами». Все, кто живут в том же духовном мире, что и Эдвард Бах, не будут нуждаться в других произведениях. Те, кто практикуют цветочную терапию Баха, должны иметь под рукой эту книгу, чтобы ее читать и перечитывать постоянно.

Однако выясняется, что даже в наши дни не все могут принять и понять глубокую простоту Баха, которая была выражена в словах другого поколения. Вот почему мы стараемся представить и объяснить на последующих страницах образ действия квинтэссенций Баха в терминах и сравнениях более современных. Они будут прослежены под углом психодинамическим, таким, как практики с психологической ориентацией любят ее представлять в настоящее время. И для заинтересованной публики мы упомянем эксперименты специалиста эзотерических практик.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ СОГЛАСНО ЭДВАРДУ БАХУ

Бах писал в 1934 году по этому поводу:
«Некоторые цветы, кустарники или деревья в диком состоянии высшего порядка (плана), по причине или в силу их высоких вибраций обладают мощью повысить наши собственные вибрационные частоты и открыть в человеческом существе каналы, по которым доставляются послания нашего Высшего Я. Они наполняют нашу персональность добродетелями, в которых мы нуждаемся, и вытесняют таким образом слабости, дефекты характера, которые нам доставляют страдания. Все, как прекрасная музыка или другие грандиозные вещи, обязанные вдохновению, они могут возвысить нашу персональность и приблизить ее к нашей душе. Они приносят нам мир и освобождают нас от наших зол (болей). Они не излечивают болезнь прямой атакой, но через тот факт, что они наполняют наше тело прекрасными вибрациями нашего Высшего Я, которые заставляют болезнь таять, как снег на солнце. Нет истинного исцеления без модификации наших понятий о жизни, о мире в душе и внутреннем счастье».

Эти мысли могут казаться поначалу невообразимыми, но они становятся такими блестящими, сверкающими, когда понимают и принимают основы, о которых говорил Бах, подобно Гиппократу, Ганеманну, Парацельсу, с которыми он чувствовал большую духовную близость.

Творение и судьба

  • Человеческая жизнь на этой земле и человек, как физическое существо, представляют собой фракцию более широкой высшей творческой идеи. Мы живем в рамках более широких, в Единстве, которое нас включает в себя, по аналогии с клеткой, являющейся частью тела.
  • Всякий человек есть два: он единственный в своем роде уникальный индивидуум, и через индивидуальные характеристики он в тоже время жизненная, витальная часть большой монады, Единства, которое нас включает в себя.
  • Поскольку творение есть Одно, мы связаны со всем, через общую частоту энергии, высшую и сверхмощную, которую называют, например, «творческим могуществом», «универсальным принципом», «космическим принципом», «любовью в самом высоком ее значении или понимании», или просто «Богом».
  • Развитие каждого человеческого существа следует некоторым внутренним законам, как все в этой вселенной, начиная с цветка, инея на окне, до рождения и смерти целых планетарных систем. Каждый человек владеет своей матрицей, где впечатаны его потенциальные энергетические возможности, его задача в этом мире, его миссия, его судьба, или любое другое имя, которое хотели бы этому дать.
  • Как часть высшей творческой идеи, человек имеет бессмертную душу, свое истинное существо, и смертную («временную») персональность, т. е. то, что он представляет собой на земле. Тесно связано с душой Высшее Я, которое выполняет в некоторой степени функцию посредника между душой и персональностью.
  • Душа знает миссию каждого. Ее желание – выразить и выполнить конкретно эту миссию с помощью Высшего Я через физическое тело и персональность. Сначала персональность не осознает эту миссию.
  • Между тем, потенциальные способности, которые хотела бы конкретизировать наша душа через нашу персональность, не принадлежат плану материальному. Речь идет скорее о высших идеальных качествах, которые Бах называл «добродетелями нашей наиболее возвышенной природы». Ее частью являются, например, нежность и сила характера, мужество, постоянство, мудрость, радость, настойчивость. Великие поэты всех эпох воспевали их, как благородные качества человеческого существа. Можно было бы также их назвать концептами или архетипическими идеалами человечества, реализация которых, с точки зрения самого великого Всего приносит нам истинное счастье. Если эти концепты не претворяются в реальности, мы рано или поздно развиваем противоположное чувство: мы несчастны. Добродетели не конкретизированные проявляются в их противоположности как «дефекты» характера. Встречаются, в зависимости от случая, высокомерие, жестокость, ненависть, эгоизм, невежество, алчность. Эти дефекты (и это мнение не только доктора Баха) являются реальными причинами наших болезней.
  • Каждое человеческое существо имеет бессознательное желание жить в гармонии, поскольку вся природа, рассматриваемая как бесконечное поле энергии, стремится к наиболее эффективному энергетическому состоянию.

«Болезнь не наказание, но всего лишь коррекция: она указывает нам на наши же ошибки и не дает совершить ошибки еще более серьезные и тем самым нанести себе еще больший вред; она помогает нам вернуться на путь Истины и Света, с которого мы сошли» - так размышлял английский врач и ученый, доктор Эдвард Бах, разрабатывая в начале ХХ века цветочную терапию.

Сын литейщика из небольшого городка недалеко от Бирмингема Эдвард Бах прекрасно знал о плачевном состоянии здравоохранения в Англии. Он мечтал подарить всем, особенно бедным людям, которым нечем было заплатить за визит к врачу, средство сохранить и укрепить здоровье.

Он считал себя духовным преемником Гиппократа и Парацельса и, так же как они, был убежден, что болезней не существует, существуют только больные люди, причем в самом человеке заложены универсальные механизмы исцеления, он обладает собственным внутренним потенциалом, достаточным чтобы выздороветь самому. Исцели себя сам - вот основа философии Эдварда Баха.

Он стал успешным бактериологом и гомеопатом, а последние шесть лет своей жизни посвятил поиску простых, естественных методов лечения, совмещая исследования с практикой сельского врача.

Результаты изысканий Баха оказались неожиданными: «Болезни, особенно хронические, - это лишь следствие душевной дисгармонии. Они возникают, когда есть конфликт между нашим физическим „я“ с его чувствами и желаниями и нашим Высшим „Я“». Поэтому лечение должно начинаться с гармонизации душевного состояния человека, а за ней уже последует улучшение самочувствия физического организма. Если же помогать только организму и не помочь человеку изменить свое поведение, избавиться от негативных эмоций и мыслей, то его состояние может ухудшиться. Истинное излечение, а не только физическое восстановление наступает, когда человек начинает извлекать уроки из своих недомоганий, когда меняет свои мысли, чувства, поведение и его душа получает возможность проявлять все свои лучшие качества.

Потенциалы, которые душа человека стремится реализовать через физическое «я», доктор Бах назвал добродетелями Высшего «Я», это мужество, постоянство, целеустремленность, радость, в развитии которых и заключается подлинное счастье человека. Если их не развивать, то рано или поздно человек начинает чувствовать себя несчастным, а другие люди видят лишь теневую сторону его добродетелей, то есть недостатки и пороки. Они-то и вызывают болезнь.

Если бы человек жил в полной гармонии со своей душой, болезни обходили бы его стороной. Но так как наше физическое «я» беспокойно, инертно, полно противоречий и безвольно, организм в конечном итоге заболевает.

В книге «Исцели себя сам» доктор Бах описал свое видение медицины и врачей будущего: их в первую очередь будет волновать внутренний мир, а не физическое тело человека. Иной видел он и больницу будущего: «Это будет Храм Мира, Надежды и Радости. Там не будет суеты и шума, не будет ни одного из этих пугающих современных аппаратов и машин, никакого запаха дезинфекционных средств и наркотиков, ничего, что напоминает о болезни и страдании; там не будут то и дело мерить температуру и беспокоить пациента, не будет ежедневных осмотров с простукиванием и обследованием стетоскопом, которые внушают мысли о болезни; там не будут постоянно измерять пульс, из-за чего начинает казаться, что сердце бьется слишком часто, - ибо все это нарушает мир и спокойствие, которые так необходимы больному, чтобы поскорее выздороветь.

Больница, словно мать, примет его в свои руки, успокоит и утешит, вернет ему надежду, веру и мужество, чтобы он смог преодолеть свои трудности».

А пока таких больниц нет, человеку необходимо понять, что у большинства недугов две основные причины. 1. Физическое «я» часто живет иллюзией своей самостоятельности, независимости от души, а если человек ориентирован только на материальную сторону жизни, то оно в принципе не способно распознать существование души. Тогда, образно говоря, оно отрезает себя от своей пуповины, засыхает и уничтожает само себя. 2. Но иногда, даже признав существование души, физическое «я» все равно действует вопреки ее целям, нарушая закон единства, нарушая целостность человека.

Цветочная терапия доктора Баха помогает восстановить связь между душой и телом, дает физическому «я» возможность снова услышать душу. Или, говоря словами самого Баха, помогает человеку, который уже не был самим собой, вновь обрести себя.

Бах разработал 38 цветочных препаратов для семи основных душевных состояний человека. Он использовал цветки определенных видов растений, наделенных, по его словам, божественными целительными силами. Это в основном неядовитые растения; растения, которые человек не использует в качестве пищи; и растения, свойства которых не очевидны. Большую их часть до сих пор считают сорными. Настои готовятся из цветков только тех растений, которые выросли в естественных для них условиях и местах обитания.

Освобождение души, или эссенции, растения из его физического тела по методу Баха происходит под действием солнечного света или высокой температуры. В отличие от традиционных лекарственных средств, цветочные настои Баха не оказывают физического воздействия: физические и химические свойства воды почти не меняются, либо изменения столь незначительны, что они не поддаются анализу известными научными способами. Приготовление настоев напоминает естественный алхимический процесс, в котором четыре стихии соединяют свои силы: Земля и Воздух - пока растение набирает силу, Огонь (Солнце) - на стадии освобождения эссенции, Вода становится новым носителем души (эссенции) растения. Терапевтический эффект возникает при взаимодействии души человека с душой растения, поэтому больной сам подбирает себе и препарат, и ритм его приема.

Эдвард Бах считал, что его цветочные концентраты в очень скором будущем станут использовать не только в больницах, но и в каждом доме; и они будут служить не только лечению психосоматических заболеваний, но и духовному очищению людей, которые заботятся о своем духовном росте. Предвидя возражения скептиков, он советовал не отворачиваться от использования этой методики только потому, что она так проста. Ведь «истинная простота проистекает не от невежества, а от чистоты мудрости. Как и все красивое, цветы связаны с Небом божественных мыслей и оказывают на нас его нежное, но действенное влияние» (Шри Рам).

Жизнь, взгляды Эдварда Баха, предложенный им способ сохранять и поддерживать здоровье наводят на одну простую мысль: если бы мы, глубоко и серьезно изучая натурфилософию и законы мироздания, приблизились к пониманию сокровенной сути вещей, то картина, что открылась бы нашему взору, повергла бы нас в изумление. Тогда стали бы реальностью и новая врачебная этика, и уважение ко всем формам жизни, и ответственность за использование тех знаний, которые дает нам природа.

Загадка Эдварда Баха

Как доктор Бах находил растения, способные исцелять недуги? На этот вопрос сегодня можно ответить лишь отчасти.

Обладая очень тонкой чувствительностью, свойства различных цветов он определял по тому воздействию, которое они оказывали на него самого.

Покинув Лондон (жизнь в большом городе угнетала и опустошала его), он перебрался в сельскую местность и там смог каждый день совершать длительные прогулки в поисках растений-целителей. Бах так хорошо улавливал тонкие энергии, что мог, приблизив к губам каплю росы или лепесток цветка, получить полное представление о его целебных свойствах. Ему достаточно было взглянуть на какой-нибудь цветок, чтобы немедленно ощутить все тем эмоциональные и физические состояния, которые могла вылечить эссенция этого цветка.

Скептики часто задают вопрос, почему создатель цветочной терапии сам прожил лишь 50 лет и не смог использовать собственную методику для излечения самого себя. Но они забывают, что, когда Эдварду Баху было 30, врачи обнаружили у него рак и сказали, что ему осталось жить всего три месяца. Правда состоит в том, что Бах вылечивал себя каждый день в течение девятнадцати лет - все то время, которое понадобилось ему, чтобы завершить дело всей жизни. И умер он вовсе не от рака, а от физического и нервного истощения, которое вызвала утомительная скрупулезная научная работа по исследованию 38 цветочных эссенций.

Эдвард Бах о враче будущего

Его образование будет посвящено детальному изучению бытия человека, пониманию его божественной природы, глубокому осознанию важности очищения и совершенствования, а также поиску способов помочь больному восстановить гармонию между его Высшим «Я» и физическим телом.

Слушая рассказ пациента о своей жизни, врач сможет определить причину дисгармонии между душой и телом, дать необходимый совет и подобрать правильное лечение.

Он будет знать природу и ее законы, а также то, как использовать ее целебные силы в лечении пациента, чтобы вернуть в его сердце мир, надежду на выздоровление, радость и веру; чтобы пробудить его собственные исцеляющие силы. Пациент будущего будет понимать, что только он сам может облегчить свою боль.

Врач будет работать с красивыми простыми природными лекарствами, которые своими сильными светлыми колебаниями будут помогать пациенту исцелять самого себя - будут укреплять его физическое тело и помогать ему успокаивать свои чувства, побеждать страхи.

Врач будет понимать, что он сам не может исцелять людей, но благодаря своему искреннему стремлению облегчить боль и глубокой любви станет проводником божественной целительной силы, которая поможет пациенту вернуться на путь божественного закона.

Врач станет для больного добрым другом, который всегда сможет его внимательно выслушать и будет принимать таким, какой он есть. Общение больного с врачом станет сотрудничеством и совместным поиском пути к выздоровлению. Если больной, поговорив с врачом по душам, почувствует себя лучше, значит, первый шаг к выздоровлению уже сделан.

на журнал "Человек без границ"

«Капли для тех, кто живет в постоянном напряжении, хочет все держать под контролем и испытывает страх… Капли для тех, кто чувствует, что не заслужил испытаний, которые выпали на его долю, и жалеет себя… Капли для тех, кто не умеет сказать «нет» и всегда стремится угождать…» Такие не слишком связные пометки остались в моем блокноте с тех пор, как лет десять назад моя одноклассница привезла из Англии несколько загадочных флаконов темного стекла и попыталась мне перевести, для чего их содержимое нужно.

Те, кому знакомы так называемые «цветы Баха», наверняка согласятся: одно описание их свойств, кажется, уже обладает терапевтическим эффектом. И действительно, сам вопрос: «Что я сейчас ощущаю на самом деле?» - не первый ли шаг к тому, чтобы себе помочь, начать восстанавливать свое душевное равновесие? «Исцели себя сам» - этот принцип, которым вдохновлялся английский врач Эдвард Бах, прост и доступен каждому. Как и изобретенный им метод. Который, впрочем, не похож ни на один другой из известных методов медицины.

Суть его в следующем: пациент, вслушавшись в себя и оценив свое душевное состояние, сам выбирает один или несколько соответствующих цветочных эликсиров. А потом по нескольку раз в день принимает капли - до тех пор, пока не перестанет ощущать в них необходимость. «Таким образом человек получает возможность действовать самостоятельно, лучше узнавая себя и активно стремясь восстановить внутреннюю гармонию, - объясняет Лариса Райкова, сертифицированный консультант по «цветам Баха». - А это, в свою очередь, дает силы преодолеть болезнь».

«Лечить человека»

Медицинская карьера доктора Эдварда Баха (1886–1936) была не совсем типичной. Блестящий врач с передовыми для своего времени взглядами, он прежде всего интересовался пациентом, а не его диагнозом, стремился лечить человека, а не заболевание. С течением лет наблюдения привели его к выводу: болезнь непосредственно связана с нашим (неблагополучным) внутренним состоянием.

«Доктор Бах описал семь подобных состояний, - рассказывает Лариса Райкова. - Страх, неуверенность, недостаток интереса к настоящему, одиночество, повышенная восприимчивость к влияниям извне, отчаяние или уныние, чрезмерная забота о благе окружающих». Увлеченный любитель растений и тонкий знаток их свойств, Эдвард Бах искал возможности их применения, чтобы вернуть своим пациентам душевную гармонию.

Соцветия дикорастущих растений, собранные в указанных Бахом местах, помещаются в наполненный водой сосуд и отдают воде свои свойства

Первым шагом на этом пути стало создание 12 цветочных настоев, которые Бах вскоре дополнил особой композицией из пяти цветов - Rescue Remedy, своеобразной «скорой помощью» для состояний сильных потрясений и острого стресса. Опробовав их на себе, несколько лет спустя он создал еще 26 цветочных эликсиров, убежденный в том, что нашел наконец средство, способное помочь при любых душевных недугах.

Сегодня, как и десятилетия назад, цветочные эликсиры доктора Баха создаются в Англии по его методике. Соцветия дикорастущих растений, бережно собранные утром летнего погожего дня в указанных Бахом местах, помещаются в наполненный водой сосуд, где под воздействием солнца передают свои свойства воде. Далее настой консервируется алкоголем и разливается по флаконам, для удобства снабженным пипеткой, чтобы их можно было отмерять по каплям. Для детей разработана безалкогольная форма эликсиров.

Как принимать «цветы Баха»

Чтобы помочь себе при тех эмоциональных состояниях, которые ярко ощущаются здесь и сейчас и связаны с определенным событием, можно принимать по 3-4 капли соответствующего эликсира 2-4 раза в день (утром, вечером, а также в моменты, когда в этом чувствуется необходимость). Их можно растворить в небольшом количестве чистой, неминерализованной воды или капнуть прямо на язык.

Для более глубокой и продолжительной работы над эмоциями, которые сопровождают вас уже давно, растворите смесь из 2-3 капель каждого выбранного эликсира в том количестве воды, которое выпиваете в течение дня. Такой раствор нужно готовить не впрок, а ежедневно. Нужно пить его примерно по глотку в час на протяжении 2-3 недель. Вы сами почувствуете, когда необходимость в выбранной композиции исчезнет.

Помощь в терапии

«У «Цветов Баха» нет побочных эффектов, они не дают аллергических реакций, не токсичны и не вызывают привыкания, - говорит Лариса Райкова. - Их можно совмещать с любыми лекарственными препаратами, назначенными врачом. При этом начать их принимать каждый может самостоятельно. Например, если беспокойство связано с конкретной и понятной причиной (сложный экзамен, неприятное событие…), можно выбрать соответствующий эликсир. Однако если раздражение, страх или тревога становятся постоянными и мешают ясно оценить ситуацию, лучше обратиться к психотерапевту».

В Англии «цветы Баха» врачи сегодня регулярно прописывают пациентам, в Германии их также классифицируют как лекарственные средства, в Бельгии и Швейцарии их стоимость даже возмещают страховые компании, а в Испании «цветочная» терапия преподается на медицинских факультетах. У нас в стране «цветы Баха» зарегистрированы как гомеопатическое средство, но применяют их и некоторые врачи-аллопаты. «На работе у меня всегда под рукой флакончик Rescue Remedy, - признается онколог Татьяна Семикова. - Услышать онкологический диагноз всегда непросто, а это средство дает врачу возможность поддержать пациента, чтобы продолжить работу и разговор с ним».

Быть благодарными доктору Баху можно уже за то, что его эликсиры дают нам повод прислушаться к себе

Детский психолог Наталья Ломакина применяет цветы Баха в работе над коррекцией психоэмоциональных состояний у детей, приводящих к психосоматическим заболеваниям. «Эти цветочные препараты особенно эффективны для часто болеющих детей, тех, у кого адаптация к новым условиям, будь то детский сад или новая школа, и переживание страхов снижают иммунитет, - рассказывает она. - Кроме того, я замечаю, что с «цветами Баха» удается менее болезненно проходить разные этапы детских кризисов. Помогает то, что это монопрепараты, - я могу их подобрать в зависимости от конкретного состояния ребенка. Хотя это и не быстрый процесс, он требует также глубокого психологического обследования, которое позволяет выявить скрытые причины неблагополучного состояния».

Нерешительность, сомнения, душевная усталость, раздражение или чувство вины… Те, кто впервые знакомится с «цветами Баха», нередко признаются, что выбрать хочется все: в их описаниях каждый легко найдет частичку своих переживаний. Может быть, в этом и кроется часть разгадки их пока не объясненных наукой свойств? Так или иначе, быть благодарными доктору Баху можно уже за то, что его эликсиры дают нам повод прислушаться к себе. И всегда стремиться к душевной гармонии.

Ровно на развороте Меркурия, звонок моей знакомой, вернул меня к теме цветочной терапии Доктора Эдварда Баха, которая уже была затронута в прошлом году,

В связи с чем, а также открытием нового сезона "Садовых Чар", я решила зафиксировать некоторые моменты.

Британский врач, гомеопат, бактериолог и писатель, известен разработкой системы средств цветочной терапии.

В 1917 г. перенес операцию по поводу рака селезенки. Врачи прогнозировали, что ему осталось жить не более трех месяцев. Но он неожиданно выздоровел.

С 1930 г., в возрасте 43 лет, Бах прекратил исследовательскую работу в лондонской гомеопатической клинике и открыл практику в сельской местности. Весной и летом он открывал и собирал цветы для настоев. А зимой лечил ими пациентов.:)

Согласно его подходу, любая болезнь - это отражение (на физ. плане) конфликта между умом и Душой, поэтому для здоровья нужно лечить не симптомы, а причину. Для этого он разработал систему из 12 растений целителей и 7 помошников, потом добавил к основному списку еще 19 растений, назвав их вторые 19.

Растения, он выбирал, не путем анализа их химического состава и прочими научными методами, а следуя интуиции. Википедия пишет, что он держал руку над растением, и, если ощущал улучшение эмоционального состояния - исследовал цветок. А если отклика не было, искал другой. Собственно это скорее сенсорный метод.

Но более всего на меня произвел впечатление восхитительно гениальный в своей простоте способ приготовления настоев - вот как он описан самим Доктором Бахом в работе "Некоторые фундаментальные соображения о болезни"

Средства описанные в этой статье, были получены следующим образом. Стеклянный сосуд, как можно тоньше, был почти заполнен чистой водой, желательно из родника. В этот сосуд были помещены цветы растений, в количестве, достаточном, чтобы покрыть поверхность полностью.

Был выбран безоблачный день. Цветы были собраны, через два часа, после восхода солнца и помещены в сосуд.

И после того, как сосуд с цветами был помещен на солнце, его позиция менялась вслед за ходом солнца, так, что бы солнце осветило его полностью, чтобы он искупался в солнечном свете.

Около четверти жидкости отсасывают на третьем, четвертом и седьмом часе, и около 2o процентов чистого спирта добавляется к каждому. Они могут быть использованы непосредственно, как третья, четвертая и седьмая потенции.

Обратите внимание, что в этом процессе участвуют четыре стихии: земля, чтобы взрастить растение, воздух из которого она его кормит, солнце или огонь, чтобы позволить ему распространять свою власть, и вода, чтобы напитать и обогатить ее благотворными магнитными свойствами исцеления.

Из коментариев в Садовых Чарах

Ирина Звягина

Гороскопом Баха можно залюбоваться, как и вчитываясь в его поэтические наставления по приготовлению цветочных настоев.

Руж

Ирина, да! Я тоже, когда почитала его, пошли мысли, откуда эта красота. И конечно же его Весовский стеллиум. Основная идея - равновесие - причем равновесие таких эфемерных понятий как эмоции, чувства, энергии, это не сбалансированное питание, витаминный комплекс и режим двигательной активности, который бы предложила Дева. Как не вспомнить здесь классические весовские трактовки о равновесии, причем не статичном, а трудно понятном и трудно достижимом динамическом равновесии. Которое на самом деле,как раскрывается в методе Баха, называется Гармония.

Вот это соединение чисто практической пользы и умения заботиться, идущие от его девьих Меркурия и управителя весовского стеллиума Венеры и совершенно нематериального восприятия красоты, гармонии, равновесия в конце концов, идущие от весовскго соединения Солнце-Уран-Юпитер .

Ну можно воспринять красоту, залюбоваться цветами, рассветом, можно потом сфотографировать, рассказать, нарисовать, можно ощутить себя радостнее, полнее и счастливее и распространять это состояние на окружающих.

Ведь что же он делает! Он берет цветок, со всей его красотой, его сутью, с его состоянием утреннего пробуждения - этой радостью и открытостью навстречу солнцу, берет часть самого рассвета, немного солнечных лучей, немного свежего воздуха и помещает все это в родниковую воду - Сатурн в Раке в тригоне к Марсу в Скорпионе . И все! принимайте внутрь капельно. Гениально! Вот она Девья Венера в натуральном виде! Ведь еще и в шахте.

Тригон Тельцовского Нептуна и Близнецовского Плутона, тоже на соединении воздушно-земных знаков к соединению Меркурий-Солнце-Уран-Юпитер на границе Девы и Весов, это от них, пожалуй, интуитивное проникновение во внутренние качества цветов, способность "узреть" (Нептун) как они трансформируют (Плутон) внутреннюю структуру человека. Ученые спорят и пытаются определить и доказать, как и на каком уровне это действует - Плутон в Близнецах - ага, именно на информационном.

В общем то его весовско-девье соединение как раз на моем почти таком же, поэтому я легко и без вопросов восприняла его идеи, а даже наоборот с впечатлением, что мне сформулировали и объяснили, на моем же языке, все то, что я сама смутно внутри предощущала. Это же все очевидные вещи.

Ирина Звягина

Ирина, чувствуется, что тебе и сама терапия Баха, и его динамическое равновесие, которое и есть весовская гармония, очень созвучны. Я еще до этого твоего сообщения подумала, что терапия Баха далеко не каждому в нашем жестком мире может помочь. Влияние слишком тонкое, требующее настройки(!). Куда проще выпить таблетку и снять симптом - и все! А тут нужно быть в резонансе с природой, ощущать ее и ритмы, и красоту, и соотнесение того, что наверху с тем, что внизу. Мне кажется, для акцентных Весов, Дев, Рыб очень хорошая терапия. И для Водолеев - соединение Солнца с Ураном -

".. в Уэльсе, на него снизошло своего рода озарение. Он нашел растения, из цветков которых, используя придуманный им самим «солнечный метод», приготовил три первых цветочных настоя."

Ирина, и гороскоп Баха ведь не имеет напряженных аспектов, но какое влияние высших!

В общем, последователи у него всегда будут, и особенно, среди цветоводов.

Ирина, в синтезе этой темы вспомнила, что на форуме гомеопатов прочитала об исследованиях "с другого конца" - как лечат больные растения гомеопатическими препаратами, нозодами; именно с нозодов и начинал Бах

Руж

Ирина, что называется о наболевшем.

Да, наша цивилизация та еще, но ведь не кто-то посторонний ее нам такой сделал, поэтому выбор невелик - или гармонизироваться, или в суете, болезнях, грязи и пр....

Сам Бах разделял на пациентов желающих выздоровления и пациентов, желающих плохого здоровья. Он даже верил, что и для вторых можно найти целительное средство. Даже у меня нет такого идеализма.

На самом деле, я думаю, что состояние и восприятие гармонии ближе и естественнее для человека каждого знака, просто забыли и утратили. И гармония ведь не есть что-то одинаковое для всех, это причины мешающие или закрывающие для всех типичны. А убери их и человек раскрывается - это и есть гармония, по моему мнению.

Некоторые фундаментальные соображения о болезни.

Понимание болезни

(отрывки)

Чтобы понять, заболевание, его объект, его природу, и способ его лечения, мы должны отчасти понять причины нашего бытия и законы нашего Творца по отношению к нам.

Важно понимать, что человек имеет два аспекта, духовное и физическое, и что из этих двух, физический бесконечно менее важен.

Под руководством нашего бессмертного Духа, Человек рождается, чтобы получить знания и опыт, и совершенствовать себя как физическое существо.

Физическое тело в одиночку, без общения с Духовным, столь же пустая оболочка, как пробка на воде, но когда есть союз, жизнь наполняется радостью, жаждой приключений; путешествие по жизни приносит счастье, здоровье и знания.

Наша эволюция начиналась как новорожденный младенец, без знания, и весь ее интерес был эгоцентричным. Желания ограничивались стремлением иметь комфорт, пищу и тепло. По мере того, как мы развиваемся, приходит стремление к власти, и поэтому какое-то время мы продолжаем быть эгоцентричными, желая только собственной выгоды и мирских амбиций.

Затем наступает переломный момент: рождается желание быть полезным для других. А затем начинается битва, потому что в ходе нашего дальнейшего развития мы должны самоотверженно обратиться в себя, чтобы прийти от разделения к единству, чтобы получить все знания и опыт, которым мир может научить нас, и научиться превращать все человеческие качества в добродетели.

Тем не менее, мы постигаем медленно, урок за уроком, но мы должны, если мы хотим быть счастливы и здоровы, проходить уроки, данные нам нашим духовным началом.

Не все уроки мы проходим одновременно. Одним из них является завоевание гордости, другой страх, еще один ненависть, и так далее, но существенным фактором здоровья является то, что мы делаем, чтобы усвоить свой набор уроков.

Не имеет значения наш этап продвижения, будь то абориген или ученик, не имеет никакого значения с точки зрения здоровья, но важно то, чтобы мы, независимо от нашего положения, жили в гармонии с тем, что велит нам наша душа. Будь то получение звания и богатства, или жить жертвуя жизнью мученика, здоровье зависит от нашего повиновения командам и нашего согласия с собственной духовной составляющей.

Наша Душа ставит нас в такое положение и дает нам те обстоятельства в жизни, которые независимо от статуса - будь то монарх или чистильщик, принц или нищий, лучше всего подходят для нашей эволюции, и где мы можем наиболее легко извлечь необходимый нам урок. И все, что нужно, это сделать конкретную установленную для нас работу и все пойдет хорошо.

Болезнь является результатом конфликта, когда личность отказывается подчиняться велениям Души, когда есть дисгармония, между высшим и духовным, и низшей личностью, тем, какими мы знаем самих себя.

Никому из нас не дано больше, чем мы можем сделать, и нас не просят сделать больше, чем в наших силах.

Жизнь тогда, сводится к усилиям превращения негативных качеств в высшие добродетели бескорыстия и единства. Не резкими, ни бешеными усилиями, но медленным и постепенным должен быть счастливый путь эволюции.

Во время нашего пребывания в поисках совершенства, существуют различные этапы. На пути преобразования в себе эгоизма в бескорыстие, обособленности в единство, некоторые этапы могут быть сравнительно легкими, некоторые чрезвычайно сложными, болезнь же возникает в то время, когда мы не в состоянии следовать велениям духовного, тогда возникает конфликт, который приводит к болезни.

В соответствии с определенной стадией, на которой мы терпим неудачу, на физическом плане существуют определенные ментальные установки, которые управляют его развитием. Именно эти ментальные установки указывают врачу, реальную фундаментальную причину проблемы пациента, и дают ему основной лейтмотив успешного лечения.

Из этого может быть установлено усилие, которое пациент, как ожидается, приложит к тому, где он терпит неудачу, и таким образом может быть выведено правильное лечение для его благополучия.

Ганеман учил, что "подобное излечивается подобным". Это верно, но слово «излечивается» немного вводит в заблуждение. Подобное вытесняет подобное, так будет более точно.

Болезнь сама подобна лечению, или лучше, отражает лечение.(?)

(Disease itself is like curing like, or better, like repelling like.)

подобное вытесняет подобное, для того чтобы вызвать появление противоположного.

Причиной заболевания является цель заставить нас прекратить ошибочные действия; это наиболее эффективный метод по гармонизации личности с нашей душой. Если бы не боль как бы мы действительно знали, что жестокость делает больно? Если бы мы никогда не терпели потери, могли бы мы понять, страдания, вызванные грабежом? Правда, мы должны учить наши уроки на ментальном плане, и не допускать физические страдания, но многие из нас не в состоянии это сделать. И поэтому болезнь послана нам, чтобы ускорить нашу эволюцию. Жестокая, как это может показаться нашему узкому кругозору, она, на самом деле, благотворна по своей природе. Этот метод, принят нашими собственными отечески Любящими Душами, чтобы привести нас на путь понимания.

Более того, и это нужно всегда помнить, что страдание (хотя мы, безусловно, должны мудростью избегать этого) является достижением привилегии, так как оно указывает, что личность достигла той стадии развития, когда исправление возможно, очень маленьких детей не наказывают.

Отсюда сразу можно увидеть, как болезни можно избежать, если бы мы могли прислушиваться к голосу нашего духовного, быть всегда в гармонии с нашей душой, такой суровый урок не был бы необходим, и мы могли бы жить без признаков заболевания.

Таким образом, работа врача, заключается в том, чтобы помочь своему пациенту в достижении этой цели, в духовной, психической и физической помощи.

Гений Ганемана, понимающего природу и причину болезни, использовал средства, которые, временно усиливая болезнь, ускоряли ее конец. Он использовал яды для вытеснения ядов из организма.

Но, предполагается, что его гений завещал нам, продолжить его исследования. И следуя этому пути, мы увидим, что есть даже новый и лучший способ.

Если у пациента будет ментальная ошибка, возникнет конфликт между духовным и физическим, результатом которого станет болезнь. Ошибка может быть исправлена, яд изгнан из тела, но место, которое занимала неблагоприятная сила, останется незаполненным.

Совершенным является такой метод, который не только вытесняет негативное влияние, но и привлекает вместо него добродетель, являющуюся его противоположностью. И с помощью этой добродетели исправляет ошибку. Это закон притяжения противоположностей, положительного и отрицательного.

Например: пациент страдает от боли, потому что в его характере есть жестокость. Он может подавить это качество, постоянно определяя, “Я не буду жесток», но это означает долгое и напряженное сражение, и если он преуспевает в том, чтобы устранить жестокость, возникает промежуток, пустота. Но если этого пациента сконцентрировать на положительной стороне, чтобы развить сочувствие, и заполнить его характер этим достоинством, жестокость без дальнейшего усилия будет заменена и навсегда станет невозможной.

Так совершенная наука исцеления учит и помогает пациенту развивать ту силу, которая раз и навсегда выработает иммунитет от этого неблагоприятного качества, так что этот его конкретный бой будет окончен.

Это не исцеление "Ты не должен", но "Блаженны те".

Другой великий принцип гения Ганемана гласит: проводи лечение изнутри наружу.

Сначала должен быть исцелен ум, и тогда исцеление тела последует само. Излечить тело, вместо ума, может быть очень опасно для пациента, потому, что тело питает душа и в лучшем случае такое исцеление только отсроченный урок. Было бы лучше потерять тело, чем этот урок оставить упущенным.

Поэтому работа врача является двойной, во-первых помочь пациенту исправить свою духовную неудачу, и во вторых дать ему такие средства, которые помогут ему осуществить это на физическом плане; так, чтобы здоровый ум произвел эффект лечения тела.

Для второго важно, чтобы средства были выбраны живительные и поднимающие настроение; такие, которые повышают вибрации человека.

В выборе таких средств, мы должны рассмотреть их эволюционный статус по отношению к человеку.

Металлы неразумны. Использование животных потребовало бы жестокости, а это недопустимо в божественном искусстве исцеления. Таким образом, мы остались с растительным царством. Растения бывают трех типов. Первая группа в своем развитии ниже относительно эволюционного уровня человека; это такие примитивные варианты как морские водоросли, кактус, повилика, и т.д. Также те, которые использовались в неправильных целях, некоторые из которых ядовиты, например: белена, белладонна и орхидеи.

Второй класс, на той же относительной шкале, что и человек. Они безвредны и могут быть использованы в качестве пищи.

Но есть и третья группа, имеющая уровень более высокий, чем уровень среднего человечества. Из них мы и должны выбрать наши средства, так как им была дана власть исцелять и благословлять.

Кроме того, их использование не влечет никакой жестокости: этим растениям присуще желание быть использованными на благо человеческой природы, благословение нисходит на них во время их службы человеку.

Первая группа, за счет снижения вибрации тела, делает его непригодным для проживания духовного, а значит, может привести к смерти. Но у последнего класса есть власть, чтобы поднять наши вибрации, и таким образом наполниться духовной силой, которая очищает ум и тело, и исцеляет.

Наша работа, как врачей, таким образом, заключается в следующем: изучение человеческой натуры, чтобы иметь возможность помочь пациентам знаниями о себе, и посоветовать им, как согласовать их личности с их Душами. А также предоставить им такие благотворные средства, которые повысят их индивидуальные вибрации и сделают их личности более восприимчивыми к проявлениям Души, и таким образом разовьют силу достоинства, необходимые для достижения гармонии, между высшим и низшим я, которая приведет к здоровью.

А теперь рассмотрим практический аспект, касающийся диагностики и лечения.

Есть прежде всего семь основных качеств, по которым мы должны классифицировать пациента.

Человек может ошибаться, в зависимости от конкретного урока быть уязвим(leamt), по любому из следующих основных принципов:

2. Интеллект

4. Равновесие

5. Служение

6. Мудрость

7. Духовное совершенство

Качества и достоинства являются относительными, и то, что является добродетелью в одном случае, может быть ошибкой в другом. Стремление к власти само по себе может быть правильным для молодых душ, и не вызывать конфликта между личностью и духовным, но то, что правильно здесь, будет неуместным и неправильным в более продвинутой стадии ученичества, когда Душа приняла решение для личности отдавать, а не брать.

Следовательно, качество само по себе не может указывать на правильность или неправильность, без учета эволюционного статуса индивида.

То, что мы знаем, как зло, хорошо на своем месте.

Но наличие болезни указывает на то, что в личности есть качества, которые Душа стремится удалить, потому что такие качества, ниже стандарта эволюции этого человека.

Более того, пациент должен был упорно отказываться прислушиваться к голосу совести, не желая получать психический опыт, и, следовательно, возникла необходимость в более тяжелом уроке – болезни.

В образе мыслей наших пациентов мы можем различить ошибки, которые мешают их личности идти в ногу с тем эволюционным стандартом, которого желает душа.

Мы не должны ожидать, что характеристики будут всегда ярко выраженными, ибо во многих случаях могут быть только следы неблагоприятного типа, оставшиеся в их природе. Но все же, очень важно точно понять их основные ошибки, потому что даже самое незначительное проявление может обеспечить успешное лечение

Кроме того у многих пациентов, которые приходят к нам, их личности почти раздавлены, кем-то доминирующим из их окружения, родственниками или друзьями. В некоторых из этих случаев проще определить тип по такому Доминатору, потому что пациент будет того же типа, что и доминатор, только в доминаторе качества будут проявлены ярче. Это происходит по принципу подобия, мы оказываемся в окружении таких же как мы сами, с тем, чтобы на себе испытать и осознать страдания, которые вызывают такие неблагоприятные действия

Прежде чем более подробно рассматривать вышеперечисленные типы и представлять средства лечения, связанные с каждым типом, обсудим методы дозировки.

И здесь действует закон Ганемана, назначать средство лишь в настолько сильном приеме, чтобы едва проявилось ожидаемое от него улучшение.

Средства, которые будут описаны, благотворны в своем действии, и не вызывают обострения, или неблагоприятных реакций на их действие, при увеличении дозировки.

Они готовятся в третьей, четвертой и седьмой потенции.

Для начала назначается доза в третьей потенции, два или три раза в день, до наступления заметного улучшения, затем прием прекращается. Пока есть прогресс, средства не принимают. Но если случается рецидив, назначают еще три-четыре дозы, и так далее каждый раз уменьшая.

Если у вас есть друг, который перенес большие потери и был в отчаянии, вы, чтобы утешить и поддержать его, сначала посещаете его часто. Когда же он примирился и окреп, вы благополучно можете посещать его реже.

Так что используйте эти потенции, они друзья и благословения огорченным. Но, как Ганеман предвидел, даже больные должны сражаться и не приходить к зависимости даже от благотворных лекарственных средств; и поэтому, когда пациенту лучше, надо бороться самостоятельно, насколько это возможно, и опираться на помощь, пока это действительно необходимо.

(перевод мой)

Руж

* первая фотография, с девочкой - "Утренние цветы", автор ММаксим

Когда Эдварду исполнилось 30 лет, у него самого был обнаружен рак. По прогнозам врачей жить ему тогда оставалось не более трех месяцев. Впрочем, прогнозы эти оказались ошибочными, и Бах прожил еще 19 лет.


Эдвард Бах (Edward Bach) родился в 1886 году в английском Бирмингеме (Birmingham, England). По случайности имя этого доктора полностью совпадает с именем гениального немецкого композитора, однако те люди, кто хоть немного знаком с медициной и особенно с гомеопатией, конечно же, никогда не перепутают двух этих личностей.

Итак, Эдвард Бах появился на свет в семье простого литейщика, и с самого детства он проявлял интерес к биологии и другим естественным наукам. Отец его, впрочем, имел другое мнение в отношении будущего своего сына – он желал видеть его также литещиком. Так, начав учиться литейному делу, Эдвард все же нашел в себе силы убедить отца и позволить ему заниматься медициной.

Учился медицине Эдвард в Университетском медицинском колледже Лондона (University College Hospital, London), а степень по медицине он получал в Кембридже (Cambridge).

Молодой доктор вплотную занялся бактериологией, и вскоре он обнаружил, что между некоторыми болезнями и состоянием микрофлоры больных существует определенная взаимосвязь. К тому моменту Бах работал в весьма известной Гомеопатической больнице Лондона (London Homeopathic Hospital), и вскоре он уже выявил семь групп кишечных бактерий, к которым он разработал и семь вакцин, которые впоследствии получили название нозоды Баха (нозоды – гомеопатические препараты). Впрочем, использовали их в основном на родине Эдварда – в Британии.

Помимо собственно инфекций и вакцин, Бах заметил, что все эти виды соответствуют и определенным типам характера, и, таким образом, лечение нозодами несколько влияет и на личности пациентов.

Когда Эдварду исполнилось 30 лет, у него самого был обнаружен рак. По прогнозам врачей жить ему тогда оставалось не более трех месяцев. Впрочем, прогнозы эти оказались ошибочными, и Бах прожил еще 19 лет. Известно, что он так и не прибегал к хирургическому вмешательству, вместо этого пользуясь собственным методом лечения. Так, его открытием, которое впоследствии прославило его, стала Цветочная терапия.

Итак, узнав о своем неутешительном диагнозе, Бах оставил Лондон, перебравшись в сельскую местность. Он активно начал изучать дикорастущие цветы, и вскоре доктор заметил, что цветочная энергия имеет влияние на душевное состояние человека. Так, он пришел к выводу, что те или иные виды цветов в состоянии избавить его от негативных эмоций, а также в целом укрепить здоровье. Вскоре Бах уже приготовил три своих первых цветочных настоя, и эти растворы, что бы ни говорили скептики, работали! Позже было доказано, что цветочные эликсиры готовили еще в древних цивилизациях.

Кстати, остается неясным, как именно доктор Бах находил нужные ему цветы. Есть мнение, что со временем он стал настолько чувствителен к цветам, что безошибочно мог определить, какое растение обладает теми или иными лечебными свойствами.

Эссенции его пользовались огромным успехом и после смерти Эдварда Баха, который скончался 27 ноября 1936 года. Сегодня эти цветочные препараты используются во множестве альтернативных медицинских организаций Европы и США.