Какие молитвы надо читать дома в Великий пост? сей же род не исходит, токмо молитвою и постом. Хорошо бы сочетать уменьшение интереса к содержимому чужих тарелок с увеличением внимания к ближним в целом

Великий пост – период покаяния и очищение души. В 2019 году Великий пост будет продолжаться с 11 марта по 27 апреля.

В эти дни верующие читают обычные утренние и вечерние молитвы. К домашним молитвам во время Великого поста добавляется молитва преподобного Ефрема Сирина. В этих кратких строках запечатлен весть путь духовного совершенствования человека.

Мы просим помощи у Бога в борьбе со своими пороками: унынием, ленью, празднословием, осуждением ближних. И просим увенчать нас венцом всех добродетелей: смирением, терпением и любовью.

Господи и Владыко живота моего,
дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. (Земной поклон).
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. (Земной поклон).
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков, аминь. (Земной поклон).
Боже, очисти мя, грешного (грешную)!

(Читают 12 раз с поясными поклонами. И еще раз всю молитву полностью с одним земным поклоном в конце).

Как правильно молиться дома в Великий пост?

В эти дни верующие также читают Великий покаянный канон святителя Андрея Критского – аллегорическое произведение, включающее 250 тропарей.

Все домашние молитвы в Великий пост следует читать, соблюдая следующее правило: «Аще ли Великий пост (кроме суббот, воскресений и праздников), то вси поклоны земные; после молитвы «Царю Небесныи» полагается земной великий поклон».

Какие молитвы во время Великого поста читаются дома? Постоянно читайте в эти дни Писание, например, по одной главе Евангелия каждый день, а потом размышляйте о прочитанном.

Как правильно читать Псалтырь и Евангелие в Великий пост дома?

Если вы еще не прочли полностью Ветхий и Новый Завет – наверстайте упущенное за предстоящие семь недель.

Псалтирь – священная книга псалмов или Божественных гимнов. Чтение Псалтири привлекает помощь Ангелов, напитывает душу дыханием Святого Духа.

Для чтения Псалтири необходимо иметь дома горящую лампадку (или свечу). Псалтирь, по совету преподобного Серафима Саровского, нужно читать вслух – вполголоса или тише, обращая внимание на правильную расстановку ударений.

То, что пост помогает молиться — произносится почти как общее место. И тому, кто не постится, теоретически ясно, что на полный желудок приятнее перед телевизором лечь, а не поклоны класть. И ложится он поэтому, уже совершенно практически, перед телевизором с приятным чувством сытой тяжести, довольный обладанием теоретических знаний.

Нужно, однако, испытать на себе, как именно неядение или сухоядение помогает молиться. Нужно испытать, как поднимается наконец откуда-то из сердца слеза и выкатывается, принося утешение. Испытать и запомнить нужно, как мешает этому зарождению и появлению слёз тяжесть объедения или послевкусие лакомства.

Теоретическое знание и не греет, и сдувается, как пыль. Человек, голым умом помнящий о том, что Христос больных исцелял, в случае болезни способен тут же побежать к «бабке». Нужен опыт, тот самый, о котором Пушкин сказал: «Сын ошибок трудных».

Один мой знакомый священник в день памяти утром ледяной душ принимал, чтоб ломоту в костях ощутить. И это для того, чтобы затем, рассказывая в проповеди о том, как они на льду замерзали, выбирать выражения менее восторженные, но более прочувствованные.

Молитва должна быть «молитвой веры» (Иак. 5: 15), и пост помогает молиться потому, что помогает верить в Бога Истинного. Совсем без поста , всегда без поста человек приближается к такому состоянию, о котором апостол сказал: «Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» (Флп. 3: 19).

Кто кланяется хоть бы и ложному богу, сознает себя ниже того, кому кланяется. Филарет Московский восклицает: «Как же низок должен быть человек, для которого бог – чрево!» Человек тогда и распознать свое рабство не может, поскольку целиком в него погружен. Мы, люди, в полном составе работаем чреву, этому лукавому и ближайшему господину, как называет его . Но узнать свое рабство и потеснить идола в правах – уже немало.

Чрево может быть «богом» с маленькой буквы, а двум господам служить нельзя. Нужно исполнять заповедь: «Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4: 10).

Так что поклонение Богу «в духе и истине» (Ин. 4: 24) с логической неумолимостью предполагает хоть какое-то упражнение в посте, хоть по временам.

А молитва помогает посту? Еще бы! Без молитвы пост вообще не нужен. Бес не ест, не спит, но и не молится, не поклоняется Господу неба и земли. Неровен час, постящийся, но не молящийся человек вместо очищения души и тела добьется лишь умножения злобы и углубления лукавства. Углубит такой человек состояние падения и еще больше запутается вместо того, чтобы выйти на свободу.

Пост, таким образом, молитве помогает, а молитва пост оправдывает .

Если они вместе – пост и молитва, то они, сплетаясь, будут поддерживать друг друга постоянно. Молясь, к примеру, человек не так остро чувствует остроту воздержания. Горение молящегося духа заставляет забыть о телесных нуждах. Так и люди, уходившие за Иисусом в пустые места, готовы были часами и днями сидеть у Его ног, обо всем забыв. Телесные нужды меркли вблизи Христа.

Так и Мария не помогала Марфе греметь кастрюлями, и целые толпы, замерев, слушали Его. Но когда Он умокал, телесная нужда заявляла о себе. Почему и Христос говорит: «Жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть. Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге» (Мк. 8: 2–3). Вот как. Ослабеют, потому что «неевшие». Но ослабеют только «в дороге». Близ Христа не ослабеют – благодать не даст. Так близость к Богу и общение с Богом (а молитва — это и есть общение с Богом) и оправдывает пост, и облегчает прохождение поста.

Слава Тебе, Господи!

Что же милостыня? Она ведь в Евангелии поминается в ряду поста и молитвы как одна из добродетелей, творимых в тайне. Отец, сказано, видящий тайное, воздаст за эти труды и подвиги явно. Милостыня тоже нужна . Она тоже крепко связана с постом и молитвой. Отношения между ними таковы, что милостыня помогает молитве , а пост помогает милостыне . Поясню кратко.

Доброе дело рождает дерзновение. «Ты отдал серебро, а приобрел дерзновение перед Всемогущим Богом», – говорит Златоуст. То есть ты, через руки нищих, дал Самому Христу помощь. Теперь проси у Христа, чего ты хочешь. Он выслушает тебя. Это касается не только денег, поскольку милостыня шире подаяния.

Например, ты посетил больного в больнице. Купил лекарств, потратил день, посидел у кровати. Ты у Христа был! Теперь проси, молись! И сам почувствуешь, сколько радости и силы принесет тебе молитва, совершаемая после дел милосердия. Так милостыня разогревает и усиливает молитву веры.

Великий пост — время для покаяния и молитвы

А пост учит обходиться малым. По крайней мере, обходиться меньшим учит пост. Раз было что-то, а теперь стало «меньше», то должен появиться и «остаток». Остаток — отдай ближнему. Таким обазом пост поможет милостыне!

В древности был обычай: строго постившийся человек откладывал цену дневного пропитания. Со временем эти деньги накапливались, и из них можно было удобно творить милость, от себя, по сути, уже ничего не отнимая.

Вообще человек тем охотнее думает о других, помогает другим, чем меньше он «зациклен» на себе. Пост как раз призван смирить себя, поменьше о себе думать и на себя тратить – денег, времени, мыслей. Значит, излишек, избыток можно отдавать. Эгоист не хочет ни поститься, ни милосердовать.

Мы обнаружили тройную связь поста, молитвы и милостыни. Мы соединили эти добродетели вместе, как пальцы при троеперстии, чтобы освятиться знамением Креста. Мы пропели им похвалу, чтобы с их помощью прославить Святую Троицу – Отца и Сына и Святого Духа – и укрепиться в вере, надежде и любви!

Скажем еще в завершение, что человеку предстоит всю жизнь учиться любить Бога , миловать ближних и исправлять себя . Для этого нужен человеку союз молитвы, милостыни и поста.

Человеку крайне необходимо правильно выстроить отношение к Господу Богу, к ближнему и к себе самому. Отношения эти звучат так: Богу – молитва, ближнему – милость, к себе – благоразумная строгость. И здесь мы никуда не уйдем от необходимых, как воздух, словом Божиим возвещенных триединых – молитвы, милостыни, поста.

Пусть будут они неразлучны, потому что сказано: «И нитка, втрое скрученная, нескоро порвется» (Еккл. 4: 12).

Отцы пустынники и жены непорочны, Чтоб сердцем возлетать во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв, Сложили множество божественных молитв; Но ни одна из них меня не умиляет, Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого поста; Всех чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой: Владыко дней моих! Дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей. Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья, И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи.

1836 г., А.А.Вознесенский

Вконтакте

В Великий пост принято читать разные молитвы, но самой главной считается покаянная молитва святого Ефрема Сирина. Этому празднику посвящена глава в Книге Пророка Исайи. Там подробно описано, как нужно себя вести во время поста и другие нюансы. В эти дни можно проводить различные обряды, читать заговоры и молитвы. Люди верят, что все обращения к Богу в этот период будут непременно услышаны.

Молитвы, читаемые в Великий пост

Как уже было сказано, самой важной молитвой в дни Великого поста считается обращение от священного Сирина. В ней перечисляются наиболее важные аспекты покаяния, а еще указывается, что конкретно нужно делать и над чем работать. Основная идея заключается в том, что человек должен освободиться от недуга, который является препятствием при общении с Богом. Молитва Святого Ефрема Сирина звучит так:

«Господи и Владыко живота моего,

дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему.

Ей, Господи Царю,

даруй ми зрети моя прегрешения,

и не осуждати брата моего,

яко благословен еси во веки веков, аминь.

Боже, очисти мя грешного!»

Чтобы молитва была более понятной, нужно остановиться на самых важных моментах, которые описаны в ней. Вначале произносится просьба избавить от важных грехов:

  1. Дух праздности . Святой просит бога уберечь его от напрасной траты времени. Каждый имеет определенные таланты и умения, которые нужно правильно применить на благо всего человечества. Праздность считается корнем всех грехов.
  2. Дух уныния . Если человеком управляет уныние, то у него нет возможности видеть добро и счастье в жизни. Он просто погружается во тьму и становится настоящим пессимистом. Именно поэтому чтобы двигаться в правильном направлении и быть ближе к Богу нужно избавиться от этого греха.
  3. Дух любоначалия . Практически в жизни каждого человека есть желание управлять людьми, к примеру, власть в семье, на работе и т.п. Любовь к управлению может стать серьезной проблемой, которая не дает развиваться и общаться с Богом.
  4. Дух прадзнословия . Человек является единственным созданием Бога, который получил умение разговаривать. Часто слова используются для оскорблений, проклятий и т.п. В молитве святой просит Бога уберечь его от напрасных и злых слов.

Пост без молитв не может проходить. Можно читать утренние, вечерние молитвы или же Псалтирь. Важно всегда добавлять молитву Ефрема Сирина.

Другие молитвы, читаемые в пост:

Большое значение имеют коленопреклоненные молитвы, читающиеся не в Великий пост, а на Великую Троицу, которая празднуется на пятидесятый день после . Читает их священник, стоя на коленях лицом к послушникам. В молитвах есть обращение к милости Божией, говорится там о ниспослании Духа Святого, а также об упокоении умерших.

Как часто можно встретить людей, которые находятся под властью грубых и противных грехов и никак не могут от них освободиться. Вот некоторые из них: пьянство, блуд, гомосексуализм, лесбиянство, одержимость, вражда, непрощение и многое другое.

Иаков советует нам молиться друг о друге, чтобы исцелиться, и добавляет, что много может усиленная молитва праведного. Усиленная молитва - это не только неотступная молитва, а и молитва и с постом о чём и пойдёт речь в этой статье.

1. Что такое пост?

Пост - это полное или частичное воздержание от пищи и воды. В духовном плане, пост - это усиленная война против духов зла, которые стараются изо всех сил поработить и парализовать духовную жизнь христианина.

Как долго человек может поститься?

Исследуя Библию, мы находим, что фарисей постился два раза в неделю. Во времена Есфири евреи постились три дня. Давид же, после того как Нафан обличил его в грехе, постился семь дней. Даниил постился об освобождении своего народа частичным постом двадцать один день. А вот Моисей, Илия и Иисус Христос постились сорок дней и сорок ночей.

Как мы видим из жизни и во время чтения Библии, бывают различные виды поста. Например, о Моисее написано, что он во время поста даже воды не пил и это было сорок дней и сорок ночей. «Может ли такое быть?» - задаемся мы вопросом. Можно только сказать, что это было сверхъестественное действие Господа. Он ведь был на горе Синае и лицом к лицу говорил с Богом. Христос постился тоже сорок дней и сорок ночей. Нужно сказать, что, например, мусульмане, постятся только днем, а ночью могут кушать сколько угодно. Но пост Христа был полным воздержанием от пищи. Однако Библия говорит нам и о частичном воздержании. Вот что свидетельствует о себе Даниил: "В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней" (Дан.10:2-3).

Пост может быть коллективный, общенародный, а также личный.

2. Неправильный пост

Христос предупреждает своих учеников, чтобы они не постились напоказ: "Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою" (Матф.6:16). По словам Иисуса Христа, такой пост только для окружающих людей, чтобы они хвалили постящегося, и таким образом тот уже получает свою награду. Таким постом постился фарисей дважды в неделю. Он об этом громко говорил в храме, чтобы слышали люди и хвалили его. Как видим, мытарь, который, наверно, не подвизался в постах, но в смирении пришел в храм, признавая себя великим грешником, был оправдан перед Богом более, нежели постящийся напоказ фарисей. (Лук.18:14). Здесь же мы можем сделать вывод, что пост ради человеческого эгоизма и гордыни не угоден Богу и таким постом, поститься нельзя.

Далее, пост без Христа не принесет нам никакой пользы. Что это значит? Никто не может сам по себе быть достаточно хорошим, чтобы предстать пред лицом Бога, даже если мы приходим к Нему с постом. Человек имеет только один путь к Богу - через Иисуса Христа. И, если мы начинаем молиться, искренне искать Бога, нам всегда будет указано свыше, что без Иисуса Христа, как говорят, не видать удачи. Индусы, например, совершают пост ради медитаций и упражнений в своем мистическом искусстве. Такой пост тоже не угоден Богу и не принесет никакой духовной пользы, а может даже нанести вред духовному и физическому состо-янию человека.

Далее мы встречаем в Библии жесткий ответ Бога, что Он не услышит людей, даже если те будут молиться Ему с постом, потому что они вероломно нарушают Божьи заповеди. Времена Иеремии сопровождались засухой и голодом: "Так как почва растрескалась оттого, что не было дождя на землю, то и земледельцы в смущении и покрывают свои головы. Даже и лань рождает на поле и оставляет детей, потому что нет травы" (Иер.14:4-5). И вот в такой страшной ситуации Бог говорит Иеремии: "Ты не молись о народе сем во благо ему. Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и, если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом, и голодом, и моровою язвою истреблю их" (Иер.14:11-12). Другими словами, люди не каются в грехах своих, хотят жить в них, но начинают молиться и поститься, чтобы Бог дал им дождь и насущный хлеб. Но ответ Бога, как видим, очень категоричен. Было время, когда Давид вероломно нарушил заповеди Божьи, совершил грехи прелюбодеяния и убийства. После того, как пророк Нафан обличил его, он в великом раскаянии постился и молился семь дней, чтобы его ребенок, который родился в результате греха, остался жив, но, тем не менее, ребенок умер. Об этом же Бог говорит через пророка Исаию в ответ на жалобы людей, что они, мол, постятся, а Господь не видит и не слышит. "Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?" (Ис.58:3-5).

Пост не воспринимается Богом, если он не сопровождается смирением, покаянием и обращением от злых дел к добрым. Смирение, покаяние и чистота сердца - это то, что позволяет нам благоугодно поститься перед Богом.

3. Богоугодный пост

Бог, обращаясь к народу, говорит, какой пост угоден Ему: "Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "Вот Я!" Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою, и напитаешь душу страдальца, тогда свет твой взойдет во тьме и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают" (Ис.58:6-11).

Итак, согласно повелению Бога, пост должен сопровождаться разрешением оков неправды. Библия говорит, что люди подавляют истину неправдою (Рим.1:18). Повсеместно издаются законы, призванные подавить истину, совершаются несправедливые суды, чтобы закрыть уста истины… Бог взывает к человеку и говорит, чтобы он разрешил оковы неправды. Мы помним советские времена, когда люди, такие как Сахаров и Солженицын, считались врагами Родины, потому что начали возвышать голос свой за истину. Их заключали в тюрьмы. Наше время и время, когда жил Исаия, мало чем отличается от времен СССР. Поэтому Бог говорит, чтобы человек отпустил угнетенных на свободу, т. е. не заглушал голос истины.

Затем дается повеление разделить с голодным хлеб. На это Господь обращает особое внимание. Об этом неодно-кратно говорится и в Новом Завете. Продолжая тему, Бог повелевает скитающихся и бедных ввести в дом, нагого одеть и от единокровного не укрываться. Бывает так, что у человека предостаточно жилой площади, а его единокровный или родственник скитается без крова над головой. Однажды, когда мы на опушке леса разложили костер, к нам подошел человек средних лет. Познакомились. Оказывается, это так называемый бомж. Его выгнала из дома мама из-за того, что они не нашли общего языка. А что уж говорить о других родственниках? Бог повелевает, чтобы мы своих единокровных ввели в дом, накормили и одели их. Но не только единокровных! И тогда наша молитва и наш пост будут угодными Господу. Далее, изучая Библию, мы видим, что пост втайне является богоугодным постом. Тщетным будет пост, направленный на получение славы от людей. Христос говорит: "А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе ЯВНО" (Матф.6:17-18).

Следующее, чему учит Писание: пост должен иметь чистые мотивы. Наши желания должны проистекать из сострадания к погибающему человечеству, которое нуждается в освобождении от греха, болезней, злых привычек и угнетения сатаны. Ведь дьявол может предлагать нам свои причины для поста. Иаков говорит, что люди обращаются к Богу в молитве, но не получают ответа, потому что мотивы их нечистые: "Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений" (Иак.4:3).

4. Библейские причины для поста

1) В знак покаяния. Недавно мы получили письмо от одного человека, который пишет, что постился и молился, чтобы Бог простил ему грехи и поми-ловал его. И Бог ответил на молитву. Такой пост угоден Господу, и мы видим библейские примеры этого.

Когда пророк Иона пошел и начал говорить в Ниневии свою краткую проповедь: "Еще сорок дней - и Ниневия будет разрушена!" (Ион.3:4), тогда царь снял с себя царское одеяние и дал следующее повеление: "Чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем" (Ион.3:7-9). Это был пост, молитва и вопль людей в покаянии. Бог услышал, простил грех и отменил бедствие. Эту же мысль (чтобы люди обратились к Богу в посте и молитве из-за своих грехов) повторяет Господь через пророка Иоиля: "Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и ры-дании" (Иоиль 2:12).

2) Пост и молитва в Библии провозглашаются в случае угрозы смерти. Это мы видим из истории, изложенной в книге Есфирь: "Равно и во всякой области и месте, куда только доходило повеление царя и указ его, было большое сетование у Иудеев, и пост, и плач, и вопль; вретище и пепел служили постелью для многих" (Есф.4:3). Как видим из этой книги, Бог ответил на молитву евреев и сохранил им жизнь. Сердце царя было изменено, и он дал другой указ, который и сохранил жизнь евреям.

В сложную ситуацию попал и благочестивый царь Иосафат. На него надвигались полчища моавитян и аммонитян. У царя не было военной мощи, чтобы противостоять им, поэтому написано: "И убоялся Иосафат, и обратил лицо свое взыскать Господа, и объявил пост по всей Иудее. И собрались Иудеи просить помощи у Господа; из всех городов Иудиных пришли они УМОЛЯТЬ Господа" (2Пар.20:3-4). Иосафат не просто взял пост сам, но дал указ, чтобы постились по всей земле Иудиной. Весь народ стекался к Иерусалиму, чтобы присоединиться к посту и молитве. И сам царь вел народ в этом прошении (2Пар.20:6-13). В своей молитве Иосафат напомнил Богу о завете, который Он заключил с Авраамом и Моисеем, признал свое бессилие перед врагом: "Нет у нас силы против такого множества". Но в посте и молитве он возложил свое полное упование на Господа. Тогда к ним был послан пророк Иозиил, чтобы сказать: "...Слушайте, все Иудеи, и жители Иерусалима, и царь Иосафат! Так говорит Господь к вам: не бойтесь и не ужасайтесь множества сего великого, ибо не ваша война, а Божия… Не вам сражаться на сей раз; вы станьте, стойте и смотрите на спасение Господне, посылаемое вам. Иуда и Иерусалим! Не бойтесь и не ужасайтесь. Завтра выступите навстречу им, и Господь будет с вами" (2Пар.20:15-17). И Бог исполнил Свое Cлово, сказанное через пророка.

3) Пост перед вступлением на особое служение. Иисус Христос, перед тем как выйти на миссионерское поле, был веден Духом в пустыню для поста. Антиохийская церковь молилась с постом о миссионерском путешествии Варнавы и Савла (Деян.13:1-3). Павел и Варнава рукополагали пресвитеров с молитвой и постом (Деян.14:23). Если бы члены церкви чаще с постом молились о служении пресвитеров, диаконов и миссионеров, то служители бы имели не меньший успех, чем апостолы.

4) Даниил молится и постится об освобождении народа своего из плена (Дан.9:1-3). Плен, в духовном смысле, говорит об одержимости и бесовском влиянии. Как много людей находится под властью духов зла. Они снова и снова совершают бесстыдные, грубые грехи, страдают от этого, но не могут никак избавиться. Мы помним историю, когда ученики Христа пытались изгнать беса из мальчика, но не могли. Когда же пришел Иисус Христос, бес сразу же повиновался Ему и вышел из ребенка. После этого ученики спрашивали своего Учителя, почему они в данном случае были бессильны. Иисус им ответил: "По неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом" (Матф.17:20-21).

Порой невозможно констатировать, что человек одержим, но он никак не может освободиться от своего греха. В таком случае хорошо самому человеку, а то и совместно с другими братьями и сестрами помолиться, чтобы Господь освободил его от запинающих грехов.

5. Пост в нашей личной жизни

Как видим из повествований Библии, общенациональный пост практиковался нечасто. Ученики Иисуса, находясь с Ним, вообще не постились, но Христос говорит, что настанет время, когда Он будет отнят у них, и тогда будут поститься (Матф.9:14-15). Так и произошло. Апостол Павел свидетельствует, что часто был в посте (2Кор.11:27). Следуя примеру Павла, мы тоже имеем много причин для поста. Как уже говорилось выше, пост должен сопровождаться молитвой. Но человек, который находится на работе или же на учебе, не может постоянно пребывать в молитве. Однако внутренне может это делать, обращаясь к Господу, чтобы Он разрешил данный вопрос.

Иногда люди говорят, что они вообще не могут поститься, поэтому даже не пробуют этого делать. Но хотелось бы отметить из наблюдений: бывает так, что из-за суеты и нехватки времени, такой человек может целый день не кушать и только к вечеру спохватиться, что он ведь не имел во рту сегодня ни крошки. И ничего, после всего этого чувствует себя нормально. Но как только ему надо попоститься, тогда сразу же с утра у него начинает кружиться голова… Это не что иное, как действие лукавого, который не хочет, чтобы человек молился усиленной молитвой.

С другой стороны, есть болезни, при наличии которых в самом деле нельзя поститься полным постом. Поэтому для таких людей хорошо поститься частичным постом, как это делал Даниил и другие Божьи люди.

В заключение хотелось бы обратиться к тем, кто все еще находится под властью греха и беззакония и хочет получить свободу. Начните молиться Господу усиленной молитвой с постом, молитвой покаяния. Мы в самом деле много согрешили пред Богом. Мало того, что мы родились грешниками, но еще добровольно отдались в объятия многих грехов. Нам нужно прощение Божье и освобождение от греха. Нам надо серьезно молиться и взывать к своему Создателю, чтобы Он во имя Иисуса Христа простил и освободил нас. Не откладывайте этого, начните взывать к Богу сегодня, потому что чем дальше, тем сильнее и отвратительнее становится болезнь греха. Да поможет вам Господь в победе над всяким грехом!

Великий пост предшествует празднику Пасхи — в 2019 году христиане празднуют Светлое Воскресение Христово 28 апреля.

Смысл поста — не просто отказ от мясо-молочной пищи, это самоограничение, то есть добровольный отказ от всего, что составляет заметную часть нашей земной жизни. Но в первую очередь в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями.

Пост дает возможность о многом подумать и многое духовно переосмыслить. Это время, когда мы можем заставить себя остановиться, прервать бесконечный, ежедневный бег, вглядеться в свое собственное сердце и понять, насколько далеки мы от Бога, от того идеала, к которому Он нас призывает.

Но пост без молитвы — не пост, а просто диета. Во время поста в первую очередь нужно заботиться об очищении души и помыслов, а для этого необходимо ежедневно молиться дома и по возможности посещать церковные службы все семь недель Великого поста.

Молитва в Великий пост

Молитве в Великий пост следует уделить больше времени, чем обычно. Можно читать обычные утренние и вечерние молитвы или что-то еще, например, Псалтирь, но во время поста к этим молитвам нужно добавлять еще одну — краткую и емкую молитву Святого Ефрема Сирина.

Молитва преподобного Ефрема Сирина относится к наиболее часто произносимым во время Великого поста.

© Sputnik / STRINGER

"Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь".

В кратких строках молитвы Святого Ефрема запечатлен весть путь духовного совершенствования человека, в которых люди просят помощи у Бога в борьбе со своими пороками — унынием, ленью, празднословием, осуждением других. И просят увенчать их венцом всех добродетелей — смирением, терпением и любовью.

Утренние молитвы

Молитва мытаря: "Боже, милостив буди мне грешному". (Поклон). Согласно Евангелью от Луки, это покаянная молитва, которую произносил мытарь в притче о мытаре и фарисее. В этой притче Христос приводил молитву мытаря как образец покаяния и прошения милости Божией.

Молитва предначинательная: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех Святых, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе".

Трисвятое: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь".

Молитва к Пресвятой Троице: "Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. (Трижды) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь".

Молитва Господня: "Отче Наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Яко Твое есть Царство и Сила и Слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь". Эту молитву можно читать в любое время, в том числе и перед едой и вечером.

Вечерние молитвы

Молитва к Богу Отцу: "Боже вечный и Царю всякаго создания, сподобивый мя даже в час сей доспети, прости ми грехи, яже сотворих в сей день делом, словом и помышлением, и очисти, Господи, смиренную мою душу от всякия скверны плоти и духа. И даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире, да востав от смиреннаго ми ложа, благоугожду пресвятому имени Твоему, во вся дни живота моего, и поперу борющия мя враги плотския и безплотныя. И избави мя, Господи, от помышлений суетных, оскверняющих мя, и похотей лукавых. Яко Твое есть царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков Аминь".

Молитва ко Святому Ангелу хранителю: "Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякаго лукавствия ротивнаго ми врага избави мя, да ни в коем же гресе рогневаю Бога моего; но моли за мя грешнаго и не достойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа мого Иисуса Христа и всех святых. Аминь".

А прямо перед сном следует произнеси: "В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой: Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь".

О покаянии

Один из величайших Святых, преподобный Макарий Египетский говорил, если поглубже всмотреться в себя, то каждый от всего сердца должен будет сказать слова молитвы: "Боже, очисти меня грешного, яко николиже (то есть никогда) сотворих благое пред тобою".

Произносить молитвы можно не только во время богослужений или дома — утром и вечером. Миряне могут молиться в любое время — при возникновении негативных и грешных помыслов. Короткая молитва позволит духовно очиститься и настроиться на позитивный лад.

© Sputnik / Alexander Imedashvili

Боже, Боже мой! Дай сердцу моему неведения страстей и вознеси око мое над безумием мира, пряму отныне сотвори жизнь мою не на угождение им и даруй жалости мне к гонящим меня. Ибо радость Твоя в скорбях ведома, Боже мой, и прямая душа улучит её, судьба же её от лица Твоего исходит и нет умаления блаженства ея. Господи, Иисусе Христе, Боже мой, прямы сотвори пути мои на земле.

Священнослужители советуют за время поста прочитывать самостоятельно все четыре Евангелия, так как трудно быть христианином, не зная Святое Писание. Рекомендуется читать Писание каждый день, в спокойной обстановке, где можно сосредоточиться, а после чтения поразмышлять о прочитанном и подумать, как соотнести Писание со своей жизнью.
Время Великого поста дается специально Церковью, чтобы мы могли собраться, сосредоточиться и подготовиться к встрече Пасхальных праздников.

Материал подготовлен на основе открытых источников