§1. Назначение выборов в Российской Федерации. Назначение выборов

РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

Органы государственной власти формируются двумя способа-ми:

    1. путем выборов;
    2. путем назначения.

Подробнее о выборах

Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осу-ществляются выборными органами. Таким образом, выборы да-ют высшую изначальную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федераль-ном уровне прямым способом избирается одна палата Федераль-ного Собрания - Государственная Дума и глава государства - Президент РФ. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главныйимпульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются орга-ны государственной власти в субъектах Федерации, а также орга-ны местного самоуправления. Отсюда исключительно важно зна-чение выборов на всех уровнях.

Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявле-ние демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мне-ний и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольное законопослушание граждан, избежать острых социальных взры-вов, если органы государст-венной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан.

Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на нее. Вся их организация и порядок определения результатов голосования тесно связаны с политиче-скими партиями. Различаются, например, избирательные систе-мы и проводимые на их основе выборы при двухпартийной и многопартийной системах. Выборы позволяют гражданам уяс-нить подлинный смысл программ политических партий, борю-щихся за власть. Через них, и только через них выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана де-мократическая власть. Политические партии как раз способству-ют формированию такого большинства.

В демократическом государстве при достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан практиче-ски не бывает (скорее, и не может быть) полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы продемонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, который никогда, кроме чрезвычайных ситуаций, не мо-жет быть достигнут в развитом обществе, а в том, чтобы все мог-ли выразить свою волю, а государственная власть - быть создан-ной и действовать в соответствии с этой волей. Через борьбу на выборах, следовательно, в конечном счете достигаются стабиль-ность и порядок в общественной жизни.

Во время избирательных кампаний обычно наблюдается подъем эмоциональной активности людей, порой сопровождае-мый разного рода эксцессами. В развитых обществах поэтому вырабатываются определенные стандарты политического поведе-ния, подкрепляемые соответствующими требованиями закона. Выборы дают выход накопившемуся у известной части населения недовольству действиями властей, они открывают единственно возможный путь демократического разрешения противоречий в обществе, исключая физические столкновения людей и путь на-вязывания большинству мнения меньшинства или отдельных по-литиков. Выборы - это своеобразная проверка доверия граждан к своему государству.

Настоящего Федерального закона органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо.

3. Днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - настоящей статьи.

4. В случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий, за исключением досрочных выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), которые проводятся с учетом сроков назначения выборов, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, в ближайшее второе воскресенье сентября после такого досрочного прекращения полномочий, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - в день голосования на указанных выборах.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, вновь образуемые в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральным законом, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на указанных выборах либо на иной день в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральным законом, указом Президента Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. Выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня его создания.

6. Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день, на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, и на воскресенье, которое объявлено в установленном порядке рабочим днем. Если второе воскресенье сентября, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье сентября объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на третье воскресенье сентября.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

8. Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы назначаются: в федеральные органы государственной власти - Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом; в органы государственной власти субъекта Российской Федерации - избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за 80 дней до дня голосования; в органы местного самоуправления - соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 7 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов.

9. Если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный пунктом 8 настоящей статьи срок выборы указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона органов или депутатов либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом , соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы. При этом суд также вправе возложить на Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или избирательную комиссию субъекта Российской Федерации (соответственно уровню выборов) обязанность сформировать в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда временную избирательную комиссию в количестве не более 15 членов комиссии с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, предусмотренных - и настоящего Федерального закона, а при отсутствии уполномоченного назначить выборы органа или должностного лица - также установить срок, в течение которого временная избирательная комиссия должна назначить выборы. Срок полномочий и количество членов временной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливаются сформировавшей ее избирательной комиссией.

Назначение выборов является первой стадией избирательного процесса. Она заключается в издании уполномоченным на то органом или должностным лицом (субъектом права назначения выборов) акта, в котором определяется дата голосования. Юридическое значение издания акта о назначении выборов не ограничивается определением даты голосования. После издания акта о назначении выборов начинается осуществление различных избирательных действий и процедур.

Основания назначения выборов. Следует выделить нормативное и фактическое основания назначения выборов.Нормативное основание – соответствующие законодательные акты, регламентирующие срок полномочий выборного органа (должностного лица), порядок выборов и право соответствующего органа (должностного липа) назначить выборы.Фактическим основанием является событие, зависящее от вида назначаемых выборов. Ниже рассматриваются фактические основания назначения выборов.

Основанием назначенияочередных выборов является истечение срока полномочий выборного органа, должностного лица (очередные общие выборы), либо истечение срока полномочий части депутатов выборного представительного органа (очередные частичные выборы).

Основаниями назначения повторных выборов в избирательном округе являются:

1) признание первоначальных выборов несостоявшимися;

2) признание первоначальных выборов недействительными;

3) кандидат (кандидаты – по многомандатному округу), набравший (набравшие) необходимое для избрания число голосов избирателей, не сложил (не сложили) с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица;

4) в случае выбытия всех кандидатов.

Повторные выборы в федеральный орган государственной власти проводятся в сроки, установленные соответствующим федеральным законом. Если основные выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, представительный орган муниципального образования либо основные выборы выборного должностного лица местного самоуправления проводились во второе воскресенье марта и по их результатам законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ или представительный орган муниципального образования не был сформирован в правомочном составе, либо выборное должностное лицо местного самоуправления не было избрано, повторные выборы проводятся во второе воскресенье октября года, в котором проводились соответственно основные выборы в указанный орган, основные выборы выборного должностного лица местного самоуправления, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ очередного созыва – в день голосования на этих выборах. Если основные выборы были назначены в связи с досрочным прекращением полномочий указанного органа, либо депутатов указанного органа, либо выборного должностного лица местного самоуправления, повторные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня появления основания для проведения повторных выборов. В остальных случаях повторные выборы проводятся во второе воскресенье марта либо во второе воскресенье октября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ очередного созыва – в день голосования на этих выборах, но не позднее чем через один год со дня появления основания для проведения повторных выборов. При проведении повторных выборов сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать повторные выборы, могут быть сокращены на одну треть. Решение о назначении повторных выборов подлежит официальному опубликованию не позднее чем через три дня со дня его принятия.


Субъекты права назначения выборов. Субъекты права назначения выборов – государственные органы и должностные лица, органы и должностные лица местного самоуправления, которые в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований имеют право назначать выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления. Особенность права назначения выборов заключается в том, что оно одновременно является обязанностью уполномоченного органа (должностного лица), то есть, его нормативным полномочием.

Субъектами такого права в РФ являются:

1) Президент РФ – назначает выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

2) Совет Федерации – назначает выборы Президента РФ;

3) законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ – назначают собственные выборы, дополнительные выборы в случае досрочного прекращения полномочий депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъектовРФ, избранного по одномандатному округу;

4) представительные органы местного самоуправления – назначают выборы главы муниципального образования, иных выборных должностных лиц местного самоуправления, а также собственные выборы;

6) главы муниципальных образований – назначают досрочные выборы депутатов представительного органа местного самоуправления;

7) избирательные комиссии – в случаях, предусмотренных законодательством, назначают дополнительные и повторные выборы, а также выборы представительных органов вновь образованных муниципальных образований;

8) суды – в случаях не назначения выборов уполномоченным субъектом или в последствии – соответствующей избирательной комиссией.

Срок назначения выборов. Избирательное законодательство предъявляет требования к сроку издания уполномоченным на то органом (должностным лицом) акта о назначении выборов и сроку его опубликования. ФЗ «Об основных гарантиях...» закрепляет, чтоочередные выборы назначаются в соответствии со сроками, установленными соответствующими нормативно-правовыми актами. Так, решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.

К примеру, в соответствии с п. «а» ст. 84 Конституции РФ и ст. 6 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» указом Президента РФ не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования назначаются выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Зная, что днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума пятого созыва в правомочном составе (4 декабря 2011 года), в период с 16 августа по 4 сентября 2011 года был принят указ Президента РФ о назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва. В свою очередь для решения вопроса о выборах Президента РФ в соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ и ст. 5 ФЗ «О выборах Президента РФ» Советом Федерации Федерального Собрания РФ принимается постановление в сроки не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Согласно последним изменениям в избирательном законодательстве срок полномочий Президента РФ увеличен с четырех до шести лет. Днем голосования является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ и в котором четыре года тому назад был избран Президент РФ. Предыдущие Выборы Президента РФ состоялись 2 марта 2008 года. Соответственно следующие выборы Президента РФ должны были состояться 11 марта 2012 года. В связи с принятием постановления Правительства РФ от 20 июля 2011 года № 581 «О переносе выходных дней в 2012 году» выходной день с воскресенья 11 марта был перенесен на пятницу 9 марта. В соответствии с ч. 7 ст. 5 ФЗ «О выборах Президента РФ», «если воскресенье, на которое должны быть назначены выборы Президента Российской Федерации, совпадает с днем, предшествующим нерабочему праздничному дню, или с нерабочим праздничным днем, или с днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо это воскресенье в установленном порядке объявлено рабочим днем, выборы назначаются на предшествующее воскресенье». В нашем случае, предшествующее воскресенье – это 4 марта 2012 года, на которое в установленный законом период – с 24 ноября по 4 декабря 2011 года – Советом Федерации Федерального Собрания РФ и были назначены выборы Президента РФ.

Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов указанные сроки, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть (ст. 10 ФЗ «Об основных гарантиях…»).

Рассмотрим вопросы назначения выборов на государственные выборные должности категории «А» Срок полномочий Президента России определен Конституцией РФ в четыре года. По истечении этого срока проводятся новые выборы. Согласно ст. 102 Конституции РФ назначение выборов Президента относится к ведению Совета Федерации Федерального Собрания. Ввиду важности обеспечения непрерывности деятельности Президента и своевременного (в установленные сроки) проведения его выборов, федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» подробным образом регулирует процедуру назначения выборов. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент Российской Федерации. Таким образом, Совет Федерации назначает выборы не произвольно, а на определенное число. Исчисление конституционного срока, на который был избран Президент РФ, начинается со дня его избрания. Срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть не менее четырех месяцев. Если же Совет Федерации не назначит выборы Президента в указанный срок, они проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента.

Особый порядок назначения выборов Президента применяется при досрочном прекращении его полномочий в случаях, предусмотренных ст. 92 Конституции Российской Федерации. Совет Федерации назначает досрочные выборы Президента на первое воскресенье перед истечением трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом. В этом случае сроки избирательных действий, установленные настоящим Федеральным законом, сокращаются на четверть.

Если Совет Федерации, приняв решение об отрешении Президента от должности, не назначит выборы Президента, они проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в последнее воскресенье перед истечением трех месяцев со дня отрешения Президента от должности. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о назначении дня выборов Президента Российской Федерации должно быть официально опубликовано в средствах массовой информации.

В случае если выборы Президента Российской Федерации признаны несостоявшимися, недействительными или если при общих выборах либо при повторном голосовании ни один кандидат не был избран Президентом Российской Федерации, Совет Федерации назначает повторные выборы Президента (ст. 57 Конституции РФ).

Срок полномочий Президента Республики Башкортостан установлен Конституцией РБ в пять лет. Согласно ст. 71 Конституции РФ назначение выборов Президента Республики Башкортостан относится к ведению Государственного Собрания Республики Башкортостан.

Голосование на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть проведено не позднее чем через 100 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов.

Назначение выборов в Государственную Думу предусмотрено полномочиями Президента РФ (ст.84 Конституции РФ) и обусловлено его ролью главы государства и необходимостью обеспечивать непрерывность функционирования государственной власти. Президент назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. Периодичные, проводимые в соответствии с Конституцией РФ (ст.96 Конституции РФ) один раз в четыре года, выборы депутатов Государственной Думы являются обязательными. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования (второе воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва). В случае если Президент не назначит выборы депутатов Государственной Думы в установленный срок, выборы депутатов проводятся Центральной избирательной комиссией в первое или во второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Государственной Думы.

При возможном досрочном роспуске Государственной Думы, в случаях трехкратного отклонения представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства, повторного выражения недоверия Правительству в течение трех месяцев или отказа в доверии при соответствующем запросе Председателя Правительства, Президент РФ одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Сроки осуществления избирательных действий при этом сокращаются на четверть. Думаю, излишне было вводить конституционную норму трёхкратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства, когда всё равно в результате кандидатура утверждается, а Дума распускается. Принятое решение должно быть опубликовано в средствах массовой информации в течение 5 дней.

Выборы депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан нового созыва назначает Государственное Собрание.

Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее, чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или депутаты. В случае досрочного прекращения полномочий указанных органов или досрочного прекращения полномочий депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий.

Голосование на выборах в органы государственной власти Республики Башкортостан должно быть проведено не позднее чем через 100 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Указанное решение подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия.

Назначение выборов - самостоятельная стадия избирательного процесса. Одной из основных стадий избирательного процесса, обеспечивающей периодичность проведения выборов соответствующего уровня, является порядок назначения выборов уполномоченными на то органами или должностными лицами, а также порядок ротации состава депутатов регионального законодательного (представительного) органа государственной власти.

Конституция РФ закрепляет порядок назначения выборов только в федеральные органы государственной власти, порядок назначения региональных и муниципальных выборов установлен в конституциях (уставах), законах субъектов РФ, уставах муниципальных образований. При этом в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" особо подчеркнут обязательный характер назначения выборов и усилены гарантии избирательных прав граждан при отсутствии закона субъекта РФ о выборах, закреплен унифицированный подход к регулированию порядка назначения выборов, уточнен перечень субъектов права назначения выборов.

Организационно-правовым выражением принципа обязательности проведения выборов органов и депутатов являются порядок и сроки назначения выборов, закрепленные в Конституции РФ, федеральных конституционных законах, федеральных законах, конституциях, уставах, законах субъектов РФ, уставах муниципальных образований. Выборы назначаются уполномоченными на то органами или должностными лицами в соответствии со сроками, установленными в указанных нормативных правовых актах, и проводятся избирательными комиссиями.

Федеральный закон об основных гарантиях определяет общий и особый порядок назначения выборов, в том числе сроки - продолжительность организации и проведения основных, очередных и досрочных выборов. В нормативных правовых актах о выборах закрепляется перечень уполномоченных органов и должностных лиц, на которые возложена конституционно-правовая обязанность назначения и проведения выборов. При этом данный Федеральный закон обеспечивает обязательность проведения выборов посредством определения расширенного по сравнению с прежней редакцией закона 1994 г. круга органов, уполномоченных принимать решения о назначении выборов и обеспечивать обязательность их проведения. Впервые в механизм назначения выборов включены суды общей юрисдикции.

Выборы назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо. Так, в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" выборы депутатов ГД ФС РФ назначает Президент РФ (п. "а" ст. 84 Конституции РФ), выборы Президента РФ - Совет Федерации (п. "д" ч. 1 ст. 102). В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ назначается дата выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти, а также высшего должностного лица субъекта РФ (п. 3 ст. 5). Выборы депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления назначаются органами и должностными лицами, указанными в соответствующих законах субъектов РФ, уставах муниципальных образований. Выборы депутатов представительных органов назначает, как правило, глава муниципального образования, и наоборот.

День голосования на выборах в федеральные органы государственной власти определяется в соответствии с федеральным законом. Днями голосования на выборах в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом об основных гарантиях, - второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов. В случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.

Выборы в органы государственной власти субъектов РФ, вновь образуемые в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральным законом, конституцией (уставом) субъекта РФ, назначаются на второе воскресенье марта либо на второе воскресенье октября, а в год проведения выборов депутатов ГД ФС РФ очередного созыва - на день голосования на указанных выборах либо на иной день в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральным законом, указом Президента РФ.

Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день и на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Если второе воскресенье марта, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье марта объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на первое воскресенье марта. Если второе воскресенье октября, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье октября объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на первое воскресенье октября.

Решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования, в орган государственной власти субъекта РФ - не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования, в орган местного самоуправления - не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на 1/3. Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные законом сроки, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы назначаются: в федеральные органы государственной власти - Центральной избирательной комиссией РФ в порядке, установленном федеральным законом; в органы государственной власти субъекта РФ - его избирательной комиссией не позднее чем за 80 дней до дня голосования; в органы местного самоуправления - соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования.

Если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный законом срок выборы органов или депутатов либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном законом, соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы. При этом суд также вправе возложить на Центральную избирательную комиссию РФ или избирательную комиссию субъекта РФ (соответственно уровню выборов) обязанность сформировать в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда временную избирательную комиссию в количестве не более 15 ее членов, а при отсутствии уполномоченного назначить выборы органа или должностного лица - также установить срок, в течение которого временная избирательная комиссия должна назначить выборы. Срок полномочий и количество членов такой комиссии с правом решающего голоса устанавливаются сформировавшей ее избирательной комиссией.

Еще по теме §1. Назначение выборов в Российской Федерации:

  1. Модели и принципы назначения выборов в Российской Федерации
  2. Данные Протокола Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва