Раздел V. Психокоррекционные программы для детей с психосоматическими проблемами. Особенности составления психокоррекционных программ

Основные принципы составления психокоррекционных программ

Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на следующие принципы:

1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.

2. Принцип единства коррекции и диагностики.

3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа

4. Деятельностный принцип коррекции.

5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.

6. Принцип комплексности методов психологического воздействия.

7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.

8. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов.

9. Принцип программированного обучения.

10. Принцип возрастания сложности.

11. Принцип учета объема и степени разнообразия материала.

12. Принцип учета эмоциональной сложности материала.

1. Принцип системное" коррекционных, профилактических и развивающих задач. Этот принцип указывает на необходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов: коррекционных, профилактических и развивающих. В нем отражена взаимосвязанность и гетерохронность (неравномерность) развития различных сторон личности ребенка. Другими словами, каждый ребенок находится на различных уровнях развития: на уровне благополучия, соответствующем норме развития; на уровне риска - это означает, что есть угроза возникновения потенциальных трудностей развития; и на уровне актуальных трудностей развития, объективно выражающихся в различного рода отклонениях от нормативного хода развития. Здесь находит

отражение закон неравномерности развития. Отставание и отклонение в развитии некоторых аспектов личностного развития закономерно приводят к трудностям и отклонениям в развитии интеллекта ребенка и наоборот. Например, неразвитость учебных и познавательных мотивов и потребностей с высокой вероятностью приводят к отставанию в развитии логического операционального интеллекта. Поэтому при определении целей и задач коррекционно-развивающей программы нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами и сиюминутными трудностями развития ребенка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития.

Вовремя принятые превентивные меры позволяют избежать различного рода отклонений в развитии, а тем самым специальных коррекционных мероприятий. Взаимообусловленность в развитии различных сторон психики ребенка позволяет в значительной степени оптимизировать развитие за счет интенсификации сильных сторон личности ребенка посредством механизма компенсации. Кроме того, любая программа психологического воздействия на ребенка должна быть направлена не просто на коррекцию отклонений в развитии, на их предупреждение, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности.

Таким образом, цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

коррекционного - исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;

профилактического - предупреждение отклонений и трудностей в развитии;

развивающего - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.

Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающих программ.

2. Принцип единства коррекции и диагностики. Этот принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи в развитии клиента как особого вида деятельности практического психолога.

3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа. В зависимости от направленности выделяют два типа коррекции: 1) симптоматическую и 2) каузальную (причинную).

Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешней стороны трудностей развития, внешних признаков, симптомов этих трудностей. Напротив, коррекция каузального типа предполагает устранение и нивелирование причин, порождающих сами эти проблемы и отклонения в развитии клиента. Очевидно, что только устранение причин, лежащих в основе нарушения развития, может обеспечить наиболее полное разрешение проблем, ими вызванных.

Работа с симптоматикой, какой бы успешной она ни была, не сможет до конца разрешить переживаемых клиентом трудностей.

Показателен в этом отношении пример с коррекцией страхов у детей. Применение метода рисуночной терапии дает значительный эффект в преодолении симптоматики страхов у детей. Однако в тех случаях, когда причины возникновения страхов и фобий у детей лежат в системе детско-родительских отношений и связаны, например, с эмоциональным неприятием ребенка родителями и его глубинными аффективными переживаниями, изолированное применение метода рисуночной терапии, не сопряженного с работой по оптимизации родительской позиции, дает лишь нестойкий, кратковременный эффект.

Избавив ребенка от страха темноты и нежелания оставаться одному в комнате, через некоторое время вы можете получить в качестве клиента этого же ребенка, но уже с новым страхом, например - высоты. Только успешная психокоррекционная работа с причинами, вызывающими страхи и фобии (в данном случае работа по оптимизации детско-родительских отношений), позволит избежать воспроизведения симптоматики неблагополучного развития.

Принцип приоритетности коррекции каузального типа означает, что приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должно стать устранение причин трудностей и отклонений в развитии клиента.

4. Деятельностный принцип коррекции. Теоретической основой для формулирования указанного принципа является теория психического развития ребенка, разработанная в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, центральным моментом которой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.

5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента. Принцип учета возрастно-психологических

и индивидуальных особенностей клиента согласует требования соответствия хода

психического и личностного развития клиента нормативному развитию, с одной стороны,

и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути

развития личности - с другой. Нормативность развития следует понимать как

последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.

Учет индивидуальных психологических особенностей личности позволяет наметить в пределах возрастной нормы, программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента с его индивидуальностью, утверждая право клиента на выбор своего самостоятельного пути.

Коррекционная программа никоим образом не может быть программой усредненной, обезличенной или унифицированной. Напротив, через оптимизацию условий развития и предоставление ребенку возможностей для адекватной широкой ориентировки в проблемной ситуации она создает максимальные возможности для индивидуализации пути развития клиента и утверждения его "самости".

6. Принцип комплексности методов психологического воздействия . Принцип комплексности методов психологического воздействия, являясь одним из наиболее прозрачных и очевидных принципов построения коррекционно-развивающих программ, утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.

Известно, что большинство методов, широко используемых в практике, разработаны в зарубежной психологии на теоретических основах психоанализа, бихевиоризма, гуманистической психологии, гештальтпсихологии и других научных школ, весьма различны и противоречиво трактуют закономерности психического развития. Однако ни одна методика, ни одна техника не являются неотчуждаемой собственностью той или иной теории. Критически переосмысленные и взятые на вооружение, эти методы представляют собой мощный инструмент, позволяющий оказать эффективную психологическую помощь клиентам с самыми различными проблемами.

7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии клиента.

25 Система отношения ребенка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяют зону ее ближайшего развития. Ребенок не развивается как изолированный индивид отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними. То есть объектом развития является не изолированный ребенок, а целостная система социальных отношений, субъектом которых он является.

8. Принцип опоры на разные уровня организации психических процессов. При составлении коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активизирующие. Это эффективный путь коррекции интеллектуального и перцептивного развития. Развитие человека не является единым процессом, оно гетерохронно. Поэтому зачастую в детском возрасте отстает развитие произвольных процессов, в то же время непроизвольные процессы могут стать основой для формирования произвольности в ее различных формах.

9. Принцип программированного обучения. Наиболее эффективно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий.

10. Принцип усложнения. Каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого - к максимально сложному. Формальная сложность материала не всегда совпадает с его психологической сложностью. Наиболее эффективная коррекция на максимальном уровне трудности доступна конкретному человеку. Это позволяет поддерживать интерес в коррекционной работе и дает возможность клиенту испытать радость преодоления.

11. Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированное™ того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.

12. Учет эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный

фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.

Программа коррекционной работы должна быть психологически обоснованной. Успех коррекционной работы зависит прежде всего от правильной, объективной, комплексной оценки результатов диагностического обследования. Коррекционная работа должна быть направлена на качественное преобразование различных функций, а также на развитие различных способностей клиента.

27 Виды коррекционных программ

Для осуществления коррекционных воздействий необходимы создание и реализация определенной модели коррекции: общей, типовой, индивидуальной.

Общая модель коррекции - это система условий оптимального возрастного развития личности в целом. Она предполагает расширение, углубление, уточнение представлений человека об окружающем мире, о людях, общественных событиях, о связях и отношениях между ними; использование различных видов деятельности для развития системности мышления, анализирующего восприятия, наблюдательности и т.д.; щадящий охранительный характер проведения занятий, учитывающий состояние здоровья клиента (особенно у клиентов, переживших посттравматический стресс, находящихся в неблагоприятных социальных и физических условиях развития). Необходимо оптимальное распределение нагрузки в течение занятия, дня, недели, года, контроль и учет состояния клиента.

Типовая модель коррекции основана на организации практических действий на различных основах; направлена на овладение различными компонентами действий и поэтапное формирование различных действий.

Индивидуальная модель коррекции включает в себя определение индивидуальной характеристики психического развития клиента, его интересов, обучаемости, типичных проблем; выявление ведущих видов деятельности или проблем, особенностей функционирования отдельных сфер в целом, определение уровня развития различных действий; составление программы индивидуального развития с опорой на более сформированные стороны, действия ведущей системы для осуществления переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного человека.

Существуют стандартизированные и свободные (ориентированные на настоящий момент) коррекционные программы.

В стандартизированной программе четко расписаны этапы коррекции, необходимые материалы, требования, предъявляемые к участникам данной программы. Перед началом осуществления коррекционных мероприятий психолог должен проверить возможности реализации всех этапов программы, наличие необходимых материалов, соответствие возможностей, предъявляемых к участникам данной программы.

Свободную программу психолог составляет самостоятельно, определяя цели и задачи этапов коррекции, продумывая ход встреч, намечая ориентиры результата достижений для перехода к следующим этапам психокоррекции.

Целенаправленное воздействие на клиента осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков.

Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.

Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:

1. Диагностический.

2. Установочный.

3. Коррекционный.

4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Диагностический блок. Цель: диагностика особенностей развития личности,

выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.

Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности.

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: измеренение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

28 Основные требования к составлению психокоррекционной программы

При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать следующие моменты:

· четко формулировать цели коррекционной работы;

· определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы;

· выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы;

· четко определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом;

· отобрать методики и техники коррекционной работы;

· определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы;

· определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.);

· определить длительность каждого коррекционного занятия (от 10-15 мин в начале коррекционной программы до 1,5-2 ч на заключительном этапе);

· разработать коррекционную программу и определить содержание коррекционных занятий;

· планировать формы участия других лиц в работе (при работе с семьей - подключение родственников, значимых взрослых и т.д.);

· реализовать коррекционную программу (необходимо предусмотреть контроль динамики хода коррекционной работы, возможности внесения дополнений и изменений в программу);

· подготовить необходимые материалы и оборудование.

По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.

Сегодня в посте: , акцентуация характера и саморегуляция поведения.

Приветствую Вас, уважаемые посетители психологического сайта Олега Матвеева, желаю всем психического здоровья.

Программа психокоррекции характера — акцентуации

В современном мире повышенного стресса и личностных переживаний значительно увеличилось количество людей с той, или иной акцентуацией характера


Чрезмерное выделение определенных черт характера к границе с патологией, на ряду с выраженными защитами психики мешает человеческому общению, самоактуализации личности, и как результат – достижению успеха в жизни. (психологический кризис и смысл жизни человека)

Чтобы помочь себе, и своим близким выйти из этого порочного круга необходимо узнать свою акцентуацию характера , и заняться психотренингом и психокоррекцией, а также саморегуляцией поведения и психического состояния.

Вам предлагается программа психокоррекции характера , состоящая из упражнений по преодолению выраженности характера и ослаблению излишней защиты психики.

(15 часов)

Занятие №1 (1 час 30 минут)

Подготовительный этап (30 мин).

Цели:

    установление контакта с подростком, побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение у подростка уверенности в себе;

    формирование желания сотрудничать с психологом и что-то изменить в своей жизни, формирование психологом коррекционной программы, поиск способов решения проблемы.

    Беседа-интервью с подростком, выявление глубины проблемы;

    Сбор информации об учащемся;

Диагностический этап (60 минут)

Цели:

    выявление факторов риска;

Тест “Учебная мотивация” (автор Г.А.Карпова). (20 мин)

Цель: выявление интересов подростка.

Тест “Анализ семейной тревоги” (Э.Г.Эйдемиллер) (40 мин)

Цель: определение уровня эмоционального контакта подростка с членами семьи.

Занятие №2 (1 час 30 минут)

Продолжение психодиагностики (1 час 30 мин)

Тест Семейная социограмма” (автор Э. Г. Эйдемиллер) (10 мин.)

Цель: выявление семейных межличностных отношений.

Тест “К чему люди стремятся в жизни” (20 мин)

Цель: измерение ценностной ориентации подростка.

Тест “Агрессивность” (30 мин)

Цель: определение эмоционального состояния.

Самооценка (30 мин)

Цель: изучение степени адекватности оценки подростком самого себя и самопринятии.

Занятие №3 (1 час 30 минут)

Продолжение диагностической работы.

Цели:

    диагностика особенностей развития личности;

    выявление факторов риска;

    формирование общей программы психокоррекционной работы.

Цель: определение уровня интеллектуального развития учащегося.

Тест “СМОЛ” (30 мин)

Цель: выявление типа личности подростка, его характерологических особенностей.

Тест Шмишека (30 мин)

Цель: определение типа акцентуации характера.

Занятие №4 (1 час 30 минут)

Занятие по теме: Конфликт

Цель:

    введение в понятие “конфликт”, осознание собственной конфликтности, получение опыта активной борьбы.

Реквизит:

    распечатка – памятка “Способы разрешения конфликта”;

    карточки с ситуациями конфликта;

Шеринг – разговор о внутренних переживаниях, самочувствии, эмоциях и т.д.

карточки с изображением солонки и стола, вилки и ложки, парты и пенала.

1. Шеренг о самочувствии, о настроении. (10 мин)

2. Эмоциональный разогрев:

Упражнение “Молекула” (20 мин)

Инструкция: Подростку предлагается двигаться с закрытыми глазами по комнате в такт музыке, прислушиваясь к своим внутренним переживаниям.

3. Основная часть.

Беседа с подростком по понятию “Конфликт” 15 мин.):

Как только человек начинает делать свои первые шаги в мире людей, в его жизнь входят конфликты. Вспомни свои конфликты в раннем детстве, в данное время дома или раньше в детском саду. Что называют конфликтом? С чего он начинается? Конфликт – это отношение между двумя или несколькими людьми, при котором один из них, оба или несколько чувствуют гнев и считают, что другая сторона виновата в этом. Конфликт возникает тогда, когда люди в некорректной форме передают друг другу чувства. Каждый отстаивает свое мнение, не слушая другого человека.

Задача: найти взаимопонимание. Конфликт возникает в том случае, когда задеты чувства другого человека.

Как разворачивается конфликт?

К чему он может привести?

Какое наблюдается поведение у людей в конфликтной ситуации?

Можно ли избежать конфликта?

Упражнение “Конфликт рук” (10 мин)

Инструкция: Подростку предлагается закрыть глаза, сосредоточиться на своих руках и вложить в них свою энергию. Ничего не говоря, познакомившись с руками сидящего рядом человека, побороться с ним, сначала шутя, а затем побить их, вложив в них силу, помириться с помощью рук, попрощавшись, открыть глаза.

Рефлексия:

Расскажи, что происходило с тобой в разные моменты “общения” с чужими руками.

Что ты переживал в момент ссоры и борьбы? Ты почувствовал его?

Что хотелось сделать? Нравится ли тебе конфликтовать с кем бы то ни было?

Упражнение “ В стране вещей” (20 мин)

Инструкция: Необходимо разобраться в конфликтных ситуациях, мысленно принимая на себя роль того или иного предмета (карточки: стол и солонка, вилка и ложка, парта и пенал)

Рефлексия:

В какой роли тебе было комфортнее? Почему?

Упражнение “Закончи предложение”

Конфликт – это плохо, потому что…

Конфликт – это хорошо, потому что…

Вывод: Конфликты полезны, при умении их конструктивно разрешать.

Беседа с подростком о том, умеет ли он разрешать конфликт? Если да, какие способы он использует?

Разбор конфликтных ситуаций (по карточкам)

4. Заключение.

Рефлексия (15 мин)

Что нового ты узнал сегодня на занятии?

Было ли оно полезным для тебя?

Что ты понял, какие выводы смог сделать?

Что ты будешь использовать в жизни из того, что узнал сегодня? Есть ли такие моменты?

Занятие №5 (1 час 30 минут)

Занятие по теме: Стресс

Цели:

    формирование понятия о стрессе, его причинах, способах борьбы с данным явлением;

    выработка индивидуальной психотехники видоизменения, ослабления стрессовых переживаний.

Реквизит: бумажный стаканчик, бумага и письменные принадлежности.

1. Шеренг о настроении. (10 мин)

2. Эмоциональный разогрев:

Упражнение “Фокусировка” (10 мин)

Инструкция: Подростку предлагается удобно расположиться в кресле. Отдавая себе команды, следует сосредоточить внимание на определенном участке своего тела, почувствовать его тепло. Например, по команде “Тепло!” надо сосредоточиться на своем теле, по команде “Рука” – на правой руке, “Кисть!” – на кисти правой руки, “Палец!” – на указательном пальце правой руки и, наконец, по команде “Кончик пальца!” – на кончике указательного пальца правой руки. Команды самому себе следует подавать с интервалами 10-12 секунд.

3. Основная часть

Упражнение “Стаканчик”(30 мин)

Инструкция: Психолог ставит на ладонь мягкий одноразовый стаканчик и говорит: “Представь, что этот стаканчик – сосуд для самых твоих сокровенных чувств, желаний, мыслей. В него ты можешь положить то, что для тебя действительно важно и ценно, это и есть, то, что ты любишь и чем очень дорожишь” На протяжении нескольких минут в комнате царит молчание, и в неожиданный момент психолог сминает этот стаканчик. Затем ведется работа с эмоциональными реакциями, возникшими у подростка. Важно обсудить, что почувствовал подросток, и что ему хотелось сделать.

Когда у человека могут возникнуть такие же чувства?

Кто ими управляет?

Куда они деваются потом?

То, что ты пережил сейчас – это реальный стресс, это реальное напряжение, и то, как ты это пережил, и есть твоя настоящая реакция на стресс, реакция на проблемы, которые возникают у тебя, в том числе и в общении с другими людьми.

Психолог вводит понятия стадий стресса: адаптация, истощение жизненной энергии – внутренние (эмоциональное внутреннее состояние – гнев, страх) и внешние стрессоры (холод, шум).

Упражнение “Жизнь и смерть” (25 мин)

Инструкция: Подростку предлагается 2 листа бумаги. На одном он пишет “жизнь”, на другом “смерть”. Психолог предлагает подростку подумать и определиться, кому из окружающих людей он отдал бы свои листочки с данными записями?

Рефлексия:

Почему этому человеку ты отдал бы “жизнь”, а этому – “смерть”?

А почему теперь ты решил их оставить себе? Что понял?

Что ты почувствовал сейчас?

Как ты понимаешь, что такое “позитивное” мышление?

Оно необходимо человеку, чтобы управлять стрессом. Как справиться со стрессом?

Подростку предлагается овладеть динамической медитацией (в 5 этапов) для управления стрессом:

    Встать прямо и максимально расслабить тело. Дыхание через нос как можно глубже. Не нужно работать как насос, дыхание должно быть хаотическим и достаточно быстрым. Концентрируйся на собственном дыхании. Тело при этом может начать двигаться – не мешай ему. Движения могут быть любыми.

    Теперь ты должен стать “сумасшедшим”. Ты можешь делать все, что угодно – кричать, прыгать, трястись, танцевать, смеяться, плакать. Не контролируй себя! Наоборот, старайся усилить то, что тебе хочется сделать. Делай все как можно энергичнее, пытайся превратиться в сплошной сгусток энергии.

    Встань прямо и подними руки вверх. Начинай выкрикивать звук “Ха”. При этом у тебя должно создаваться ощущение, что звук резко падает в низ живота. Во время крика старайся выплеснуть из себя все негативные эмоции, исторгнуть все, что мешает, исчерпать себя до дна. Делай это, как можно энергичнее.

    Резко остановись. Замри в этом положении, в каком оказался. Сохраняй неподвижность. Прислушайся к тому, что происходит внутри тебя. Не старайся обнаружить в себе что-нибудь необычное, а просто стань сторонним наблюдателем.

    Начни легко танцевать, кружиться, напевать. Почувствуй благодать и освобождение.

4. Заключение.

Рефлексия (15 мин)

Что полезного узнал сегодня?

Какие выводы сделал?

Занятие №6 (1 час 30 минут)

Занятие по теме: Преодоление застенчивости и неуверенности

Цели:

    Получение опыта преодоления застенчивости и неуверенности;

Реквизит: бумага, цветные карандаши и письменные принадлежности.

2. Заполнение анкеты:

Продолжи предложения:

- Мне бывает стыдно, когда я …

Мне бывает страшно, когда …

Я волнуюсь, когда…

Я не уверен, когда…

Я стесняюсь, когда…

3. Основная часть

Упражнение “Мои эмоции” (10 мин)

Инструкция: Предложите ребёнку изобразить негативные эмоции, которые он часто переживает (страх, стыд, ужас, неуверенность, застенчивость). Очень хорошо, если ребёнок это проиграет, показывая при этом не только жестами, мимикой, но голосом.

Упражнение “ Автопортрет ” (25 мин)

Инструкция: Предложите ребёнку нарисовать свой портрет и описать с положительной стороны. Пусть ребёнок ещё раз опишет этот портрет, но от лица другого человека. Например, «На этом портрете изображён мальчик, который…»

Упражнение “ Разговор по телефону ” (15 мин)

Инструкция: Дайте ребёнку трубку воображаемого телефона и предложите ему поговорить с воображаемым собеседником с различной эмоциональной окраской разговора: зло, ласково, грубо, напористо, нежно, сердечно и т. д.

Упражнение “ Сказочное волшебство ” (25 мин)

Инструкция: Назовите ребёнку сказочного персонажа с отрицательными чертами характера, пусть ребёнок придумает сказку, в которой этот персонаж становится положительным героем.

Упражнение “ Дневник ” (25 мин)

Инструкция: Научите ребёнка записывать переживания и события, связанные с ним. Пусть ребёнок время от времени их перечитывает. С течением времени некоторые ситуации нам кажутся нелепыми, даже смешными.

4. Заключение.

Рефлексия (15 мин)

Что полезного узнал сегодня?

Какие выводы сделал?

Что именно будешь использовать в жизни?

Памятка для родителей № 1

Никогда не подчеркивайте вслух такую черту характера своего ребенка как застенчивость.

· Не демонстрируйте эту его черту характера посторонним людям.

· Помните, что педагоги часто ассоциируют застенчивость с плохой успеваемостью школьников.

· Поощряйте игры своего ребенка с детьми, которые младше его по возрасту. Это придает ему уверенность в своих силах.

· Если сам выбирает для себя общество младших по возрасту детей, не позволяйте себе иронизировать над ним по этому поводу, и не мешайте ему.

· Не ставьте своего ребенка в неловкие ситуации, особенно при встрече с незнакомыми людьми или при большом скоплении народа.

· Вселяйте в своего ребенка уверенность в свои силы. Вместо слов «Я так за тебя боюсь» пусть лучше звучат слова: «Я в тебе уверена».

· Критикуйте своего ребенка как можно меньше. Ищите любую возможность показать его положительные стороны.

· Стимулируйте общение своего ребенка с другими детьми, приглашайте их к себе в дом.

· Не сравнивайте своего ребенка и его качества характера с качествами характера детей, которые бывают у вас дома.

· Позволяйте своему ребенку проявить инициативу в преодолении застенчивости, заметьте ее и вовремя оцените.

Памятка для родителей № 2

Уважаемые папы и мамы! Ваш ребенок не уверен в себе. Он нуждается в вашей помощи и поддержке. Вот некоторые правила, которыми вы должны руководствоваться.

Хвалите своего ребенка за достижения, которые дались ему трудом и упорством.

Порицайте не ребенка, а его недостойные поступки.

Ставьте перед своим ребенком посильные задачи и оценивайте их достижение.

Не оставляйте без внимания любые усилия ребенка по преодолению неуверенности в себе.

Не мешайте своему ребенку ошибиться, не подменяйте его жизненный опыт своим.

Не вселяйте в своего ребенка страх и боязнь по отношению к себе.

Спрашивайте своего ребенка, если он вам сам ничего не говорит; делайте это тактично и тепло.

Радуйтесь его победам над собой.

Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается!

Занятие №7 (1 час 30 минут)

Занятие по теме: Самооценка

Цели:

    Определить понятия «самосознание» и «самооценка».

    формирование адекватной самооценки младшего школьника.

Реквизит: бумага и письменные принадлежности.

1. Беседа-интервью с подростком, выявление глубины проблемы. (10 мин).

2. Диагностический этап:

Методика «МЭДОС» (20 мин)


Цель : изучить проявление свойств самосознания.
Опыт выполняется на основе беседы, в которой ребенку предлагается ответить на ряд вопросов.
Материал : список утверждений, бланк для фиксации ответов.
Список утверждений:
Хочешь быть слишком маленьким
Считаешь себя некрасивым
Считаешь себя нездоровым
Считаешь себя слабее других
Считаешь, что ты глупее других
Считаешь себя не очень способным
Считаешь, что тебе часто не везет
Считаешь ли ты, что у тебя все получается плохо, что ты ничего не умеешь
Думаешь ли ты, что ты плохой мальчик (девочка)
Считаешь, что ты не кому не нужен, тебя не кто не любит, и часто говорят об этом.

Методика «Лесенка» (25 мин)


Цель : определить особенности самооценки младших школьников и представлений о том, как его оценивают другие люди (когнитивную составляющую самооценки).

Опыт выполняется на основе проективной методики, в которой ребенку предлагается выбрать свое место на лесенке и место, куда бы его поставили его родители, а также аргументировать, почему он так думает.
Материал : макеты двух человечков (мальчик и девочка), макет лесенки, лист бумаги для фиксации аргументов ребенка.

Ребенку предлагается мысленно рассадить на лежащей перед ним лесенке детей. «При этом на самой верхней ступеньке окажутся самые хорошие ребята, ниже – просто хорошие, затее – средние, но еще хорошие дети. Соответственно распределены плохие дети. После этого ребенку дается фигурка человечка и экспериментатор просит поставить эту фигурку на ту ступеньку, которой сам ребенок, по его мнению соответствует. Затем ребенку предлагается поместить фигурку на ступеньку, куда по его мнению, его поставила бы мама.
По мере ответов ребенка психолог фиксирует названные позиции и то как аргументирует эти позиции ребенок.

3. Основная часть

Упражнение Закончи предложение ” (15 мин)

Инструкция: Предлагаем ребенку закончить каждое из предложений.

Я хочу...
Я умею...
Я смогу...
Я добьюсь...
Можно попросить ребенка, объяснить тот или иной ответ.

Упражнение “ Я в будущем ” (25 мин)

Инструкция: Ребенок должен нарисовать себя таким, каким он хочет быть в будущем. Обсуждая с ребенком рисунок, спросите, как он будет выглядеть, что будет чувствовать, какими будут его отношения с родителями, другими взрослыми, сверстниками, братом или сестрой.

4. Заключение.

Рефлексия (15 мин)

Что полезного узнал сегодня?

Какие выводы сделал?

Что именно будешь использовать в жизни?

Занятие №8 (1 час 30 минут)

Занятие по теме: Развитие коммуникативных навыков
Цель: осознание причин выбора модели поведения в различных ситуациях.

УПРАЖНЕНИЕ «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГEPOEB» (от 15мин- до 30мин)

Цель: Развитие умения понимать себя и других людей по поведению.

Содержание:Подростку предлагается вспомнить гepoев сказки про ВинниПуха и охарактеризовать их. Характеристики записываются на доске.

Пятачок зависим и не уверен в себе, не умеет противостоять влиянию.

Кролик активно навязывает дрyгим свою точку зрения, считает, что он знает все, требует подчинения.

Ослик Иа не верит в собственные силы, ожидает неудачи, пессимистично смотрит на мир.

Может оказаться, что ребёнок не читал сказку и не видели мультфильм про ВинниПуха. Это необходимо предусмотреть и перед упражнением продемонстрировать им фрагменты мультфильма «ВинниПух идет в гости» и «День рождения Иа».

УПРАЖНЕНИЕ «Проблемы героев» (20 минут)

Цель:Развитие навыка справляться с проблемами поведения

Содержание:Подростку предлагается предлагается подумать и озвучить, что нужно изменить в себе Пятачку, Кролику и Иа. Далее обсуждается, как героям нужно воплотить данные рекомендации в жизнь.

Пятачку надо научиться говорить Heт» и отстаивать свою точку зрения. Кролику следует научиться просить и принимать отказ.

Ослику необходимо поверить в собственные силы и нaучиться разрешать ситуации.

УПРАЖНЕНИЕ «УШИ...... НОС» (20 минут)

Цель: Развитие способности сохранять спокойствие в стрессовой ситуации.

Содержание:Ведущий рассказывает, как важно сохранять спокойствие в ситуации, коrда в адрес человека кто-то кричит, обвиняет, оскорбляет, насколько полезно порой не заразиться чужой агрессией и не ответить криком на крик. Можно предложить вспомнить ситуации, когда они заражались чужой агрессией в конфликтах.

Что из этого получилось? Чтобы конфликты не перешли во вражду, нужно уметь внутренне отстраниться от стрессовой ситуации и настроиться на конструктивное разрешение.

один будет Пятачком, второй Кроликом. Кролик кричит И обвиняет, Пятачок очень этого боится, ему нужно научиться держать удар. Eгo задача не слушать Кролика, а наблюдать за движениями кончиков eгo ушей или носа и запоминать свои мысли и чувства, возникающие в это время.

На упражнение дается две минуты, затем участники меняются ролями.

После выполнения задания следует обсуждение(Рефлексия) (10 минут)

какие чувства испытывали партнеры в poлях? Трудно ли было выполнить задание и почему? Что нужно сделать, чтобы прекратить нападки Кролика? .

УПРАЖНЕНИЕ «ПОСИДИТЕ ТАК, КАК СИДИТ...»(5 минут)

Цель:Снятие эмоциональноrо напряжения.

Содержание: Подростку предлагается посидеть на своём стулье так, как сидели бы: король, кyрица на насесте, начальник милиции, преступник на допросе, судья, жираф, маленькая мышка, слон, пилот, бабочка и т. д.

Общая рефлексия(5-10 минут)

Занятие №9 (1 час 30 минут)

Занятие

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ.

В последние годы наметился рост числа детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения и отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии. Известно, что среди неуспевающих школьников начальных классов почти половина отстает в психическом развитии от сверстников. Эти школьники испытывают большие трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью и т.п. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.
В нашей школе обучаются дети, имеющие тяжёлые нарушения речи. Создан специальный /коррекционный/ класс V вида. Для успешной адаптации к среднему звену, формирования высших психических функций и речевого развития нами была создана коррекционно-развивающая программа.
Коррекция имеющихся у подростков недостатков проводится в малой группе, которая формируется из числа учащихся коррекционного класса. Учащиеся делятся на подгруппы в зависимости от сложности дефектов. Коррекционная группа для каждого подростка выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции.
Психокоррекционный процесс рассчитан на учебный год и представляет серию регулярно проходящих встреч.
Продолжительность одного занятия в подгруппе учащихся 30 минут. Всего формируется 2 подгруппы. Частота занятий -1 - 2 раза в неделю.
В работе с учащимися используется Типовая модель коррекции, которая основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игротерапии, aPT - терапии, сказкотерапии, психорегулирующих тренировок и пр.
Целенаправленное психокоррекционное воздействие на подростков с особыми возможностями здоровья осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных этапов:

1 ЭТАП: Диагностический В диагностический этап входят диагностика психо-эмоционального, интеллектуального развития ребенка с ТНР, уровень включенности в общегрупповую деятельность.
Работа педагога-психолога начинается с обследования, в ходе которого собираются сведения о каждом (см. Карту психологического обследования). Полученная информация помогает психологу наметить направления коррекционно-развивающей работы. На основе данной информации, а также наблюдения подростка в разных ситуациях педагог-психолог составляет педагогическую характеристик), которая помогает не только в работе с данным учащимся, но и указанием направлений работы для других специалистов.2 ЭТАП: Коррекционный: Данный этап включает в себя следующие задачи:

  • помощь подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций;
  • формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);
  • повышение социального статуса ребенка в коллективе;
  • развитие у подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;
  • формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуаль ных процессов;
  • развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;
  • создание в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.
Групповая психологическая коррекция сфокусирована на трех составляющих:
  • Когнитивный блок;
  • Задачей когнитивного блока является: осознание подростком своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов.
  • Эмоциональный блок;
  • Эмоциональный блок отвечает за формирование у подростка позитивного эмоционального отношения к себе; переживание в группе и осознание подростком прошлого эмоционального опыта: получение новых эмоциональных переживаний.
  • Поведенческий блок.
  • Поведенческий блок задействуется в процессе преодоления неадекватных форм поведения; развития и закрепления новых форм поведения.
3 ЭТАП: Диагностический Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у учащихся в результате психокоррекционных воздействий.
Критерии оценки эффективности психологической коррекции требуют учета структуры дефекта, механизмов его проявлений, анализа целей коррекции и используемых методов психологического воздействия. Результаты коррекционной работы могут проявляться. У ребенка в процессе работы с ним, к моменту завершения психокоррекциониого процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятий.4 ЭТАП: Прогностический. Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофо-зиологических, психических и социально-психологических функций подростков.ЦЕЛЬ: На основе создания оптимальных условий познания каждого объекта дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе.ЗАДАЧИ:
o развитие познавательной активности учащихся,
o формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти, мышления, речи, воображения;
o формирование общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
o формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
o совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
o обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии; устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений об окружающей действительности;
o психологическая коррекция поведения ребёнка
o социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения

ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Аппаратные средства

  • Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео -изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  • Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.

Не аппаратные средства
(игры, специализированные приспособления)

  • Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительные конструкторы, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы, машинка с эмоциями и т.д.)
  • Спортивные пособия и предметы (мячи разной величины)
  • Арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши)
  • Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.)
  • Тетради для творческих работ учащихся
  • Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ.

1 РАЗДЕЛ
Коррекция когнитивных процессов

(26 часов)

Обучение приёмам действия по образцу и правилам. Коррекция внимания и свойств. Развитие произвольности психических процессов. Коррекция памяти. Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий. "Релаксация - напряжение". Развитие рефлексивных навыков "Я чувствую..."

2 РАЗДЕЛ
Коррекция социальных и коммуникативных умений

(18 часов)

Развитие коммуникации. Формирование коммуникативных действий и операций. Обучение умению согласованности коммуникативных действий с партнёрами. Обучение адекватным способам разрешения конфликтных ситуаций. Повышение социометрического статуса учащихся.

3 РАЗДЕЛ
Коррекция поведения

(14 часов)

Обучение приёмам психической саморегуляции. Обучение приёмам контроля над своими действиями. Обучение основным приёмам релаксации. Обучение ориентировке в эмоциональных состояниях. Формирование адекватной самооценки.

4 РАЗДЕЛ
Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы

(10 часов)

Основы саморегуляции. Я учусь владеть собой. Спокойствие. Дружелюбие. Послушание. Застенчивость. Агрессию - под контроль.

ИТОГО:68 ЧАСОВ

ПРИНЦИПЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ:

  • Принцип единства диагностики и коррекции определение методов коррекции с учётом диагностических данных
  • Безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности.
  • Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.
  • Принцип системности и последовательности в подаче материала -опора на разные уровни организации психических процессов.
  • Соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА УЧЕБНЫЙ ГОД
/Количество часов можно регулировать в зависимости от нагрузки:/

Темы занятий

К-во
час

Даты

Исследования учащихся

4 ч:
Методика "Векслера"
Методика "Тулуз Пьерона"
Методика "Рисунок человека"

Методика "Эталоны" (Зрительное восприятие)

Коррекция когнитивных процессов "Как научиться учиться"

"Коррекция внимания и его свойства. Развитие произвольности психических процессов".
"Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий"
"Коррекция памяти. Обучение приёмам запоминания".
"Коррекция восприятия".
"Релаксация - напряжение"
"Развитие рефлексивных навыков"

Коррекция социальных и коммуникативных умений
Психологический тренинг "Среди людей":

Освоение приёмов активного общения "Я и другие"
Раскрытие качеств, необходимых для активного общения "Какой я и какие другие"
Знакомство с принципами хорошего слушания "Я слушаю"
Расширение представлений о способах самоанализа "Какое решение верно"
"Обучение владению собой"
Отстаивание своей точки зрения и аргументации "Моё мнение"
Сплочение группы "Учимся общаться"
3.8. Устранение барьеров общения "Я + Ты"
"Стили общения"
Навыки совместной работы. Коммуникативная игра "Путешествие на воздушном шаре".
Навыки совместной работы. Коммуникативная игра "Мафия"
Навыки совместной работы. Коммуникативная игра "Необитаемый остров"
"Конфликты и способы их разрешения". Отработка навыков неконфликтного поведения.

Коррекция поведения "Познавая себя и других"

26 ч:
"Я - это я! Знаю ли я себя"
"Я и мои чувства"
"Что такое доброта?" (Занятие в технологии французской мастерской)
"Добрым быть на свете веселей"
"Добрым быть полезно"
"Правда, ложь, фантазия"
"Учимся управлять своими эмоциями"
"Я тебя понимаю". Развитие чувства эмпатии. Привет, как твои дела?
"Что такое ДРУЖБА? "(Занятие в технологии французской мастерской)
"Настоящий друг". (Сказкотерапия, видеотренинг)
"Спокойствие. Учимся правильно дышать".
"Индивидуальность или чем я отличаюсь от других"
"Я и Ты. Чем мы похожи".
"Поведение и культура"
"Коррекция эмоционально-личностной сферы"
"Я учусь владеть собой". Основы саморегуляции.
"Послушание".
"Застенчивость".
"Агрессию - под контроль. Коммуникативность".

Итоговые исследования учащихся

Методика "Векслера" (Визуальный, Практический, Математический, Языковой интеллекты)
Методика "Тулуз Пьерона" (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД)
Методика "Рисунок человека" (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий)
Методика "Типы Памяти" (Типы памяти и преобладающий тип)
Методика "Эталоны" (Зрительное восприятие)

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Нормативные документы

  1. Закон об образовании РФ.
  2. Конвенция о правах ребёнка
  3. Федеральная программа развития образования. 2000г.
  4. Учебные стандарты школ России. М.: Прометей, 1998г.
  5. Государственный образовательный стандарт (НРК), 1999г.
    Устав МОУ "СОШ № 19 г. Чебоксары"

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Айхингер А., В. Холл "Психодрама в детской групповой терапии". -М: ГЕНЕЗИС, 2003
  2. Бабкина Н. В. Радость познания. - М.: 2000 г.
  3. Вагапова Д. X. "Риторика в интеллектуальных играх и тренингах". -М.: Цитадель, 1999.
  4. Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007.
  5. Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997.
  6. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. "Проективная диагностика в сказкотерапии". - СПб "РЕЧЬ", 2003.
  7. Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.
  8. Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.
  9. Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.
  10. Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006.
  11. Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "aCT", СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.
  12. Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.
  13. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.
  14. Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2001.
  15. Леванова Е. А., Волошина А. Е. "Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия". - ПИЕЕР, 2009 г.
  16. Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995.
  17. Любимова Т. Е. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". -Чебоксары: "КЛИО", 1994.
  18. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Еимнастика для ума" - М.: 1997
  19. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - ПИЕЕР, 2002.
  20. Прутченков А. С. "Свет мой, зеркальце, скажи". - М.: Новая школа, 1996
  21. Ромашкова Е. И. "Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе". - Владимир, 1997.
  22. Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте //Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Академия, 1995.
  23. Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ЕЕНЕЗИС, 2007 г.
  24. Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000
  25. Фопелъ К. "Как научить детей сотрудничать" в 4-х томах. М.: ЕЕНЕЗИС, 2001.
  26. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. "Психотехнические игры и упражнения в спорте". - М: КЛАСС. 2001 г.
  27. Чистякова М. И. "Психогимнастика". - М: Просвещение, 1990
  28. Шмаков С, Безбородова Н. "От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций". -М: Новая школа, 1993.

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

  1. Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php
  2. Газета "Школьный психолог"
  3. "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http:// festival. I september.ru
  4. "Педагогическая библиотека" - http://www.pedlih.rti
  5. "Мир Психологии" - http://psychology.net.ru
  6. Презентации на сайте: http://www.danilova.ru

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Орловский государственный университет»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра психолого-педагогической технологии

Психокоррекционная программа

на развитие внимания

для старшего дошкольного возраста.

«Юные путешественники»

Подготовила

студентка 4 курса 43 группы

Борюк Я.Ю.


Пояснительная записка

1. Занятие № 1 «В гостях у мышки»

2. Занятие № 2 «В гостях у белки»

3. Занятие № 3 «В гостях у птички»

4. Занятие № 4 «В гостях у собачки»

5. Занятие № 5 «В гостях у муравьёв»

6. Занятие № 6 «В гостях у пчёлки»

7. Занятие № 7 «В гостях у мишки»

8. Занятие № 8 «В гостях у курочки»

9. Занятие № 9 «В гостях у кошки»

10. Занятие № 10 «Встречаем мишку»

Список используемой литературы


Пояснительная записка

Цель коррекционной программы: развитие внимания ребёнка старшего дошкольного возраста.

Задачи коррекционной программы:

1. Развивать объём, устойчивость, переключаемость и распределяемость внимания.

2. Формировать концентрацию внимания.

3. Воспитывать самоконтроль у ребёнка.

Форма организации: групповая (не более 10 человек), смешанная. Используется групповая и смешанная формы проведения занятий, так как именно в группе детей можно плодотворно провести игру, что является ведущей деятельностью данного возрастного этапа.

Продолжительность: время проведения – 25 минут, 2 раза в неделю. Это обусловлено тем, что для детей старшего дошкольного возраста такая продолжительность занятий является оптимальной, не вызывает переутомления.

Этапы проведения коррекционной работы:

1. Ориентировочный этап – даёт возможность познакомиться с детьми, установить контакт с группой и с каждым ребёнком в ней.

2. Коррекционный этап – непосредственно коррекционная работа, в данном случае – развитие и коррекция основных свойств внимания. Используются специально подобранные игры и упражнения.

3. Итоговый этап – закрепление, подведение итогов проведённой работы.

Данная психокоррекционная программа основана на следующих принципах:

1. Принцип системности коррекционных, развивающих и профилактических задач. Данная программа составлена с учётом системы задач трёх уровней:

· Коррекционные задачи направлены на устранение трудностей в развитии внимания, его основных свойств. В данном случае работа направлена на формирование концентрации внимания ребёнка, которая, по результатам диагностики, у ребёнка слабо развита.

· Развивающие задачи направлены на развитие свойств внимания и навыков его эффективного использования в основных видах деятельности ребёнка. Данная программа направлена на развитие объёма, устойчивости, переключаемости и распределяемости внимания, а также на их успешное применение на игровых занятиях и в другой деятельности дошкольника.

· Профилактические задачи направлены на предупреждение отклонений в формировании различных свойств внимания: объём, устойчивость, концентрацию, переключаемость и распределяемость внимания; а также на профилактику и предупреждение возможных трудностей в деятельности ребёнка (игровой, предметной, учебной и т.д.) С этой целью следует воспитывать самоконтроль у ребёнка, что бы после проведения коррекционной программы ребёнок, контролируя своё внимание, смог избежать трудностей.

2. Принцип единства коррекции и диагностики. Прежде чем составить коррекционную программу, была проведена психологическая диагностика ребёнка. На основе диагностики было выявлено недостаточное развитие внимания у дошкольника, что учитывалось при составлении программы. Также в работу включены игры с диагностическим характером для определения динамики развития внимания у ребёнка. По окончании работы вновь проводится психологическая диагностика с целью определения эффективности проведённой работы с ребёнком и для составления дальнейших рекомендаций.

3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа. В соответствии с этим принципом приоритетной целью проведения коррекции является устранение причин трудностей и отклонений в развитии ребёнка. В данном случае причинами нарушения внимания является повышенная двигательная активность ребёнка, отвлекаемость, невозможность долго сидеть на одном месте. Данная коррекционная программа построена таким образом, чтобы устранить эти причины: использование интересного наглядного материала, чередование дидактических и подвижных игр, проведение физкультминуток и упражнений на релаксацию.

4. Деятельностный принцип коррекции. В данной программе учитывается ведущая деятельность дошкольника – игра. Таким образом, в программе подобраны игры и игровые упражнения на развитие внимания ребёнка.

5. Принцип учёта возраста, психологических и индивидуальных особенностей клиента. Данная программа учитывает возрастные особенности старшего дошкольного возраста. В этом возрасте отмечается значительный рост концентрации и устойчивости внимания, расширяется объём внимания. Развитие произвольного внимания является одним из важнейших дальнейших приобретений, тесно связанных с формированием у ребёнка волевых качеств. Также в работе учитываются индивидуальные особенности ребёнка, выявленные в ходе диагностики его познавательной и личностной сферы.

6. Принцип комплексности методов психологического воздействия. В данной психокоррекционной программе используются различные методы психологического воздействия: дидактические игры, подвижные игры, рисуночная терапия, физкультминутки, упражнения на релаксацию

7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Для эффективности психокоррекционного воздействия необходимо привлекать к работе близких ребёнка, педагогов и т.д. С этой целью в программе представлены домашние задания на развитие внимания, которые ребёнок выполняет дома с родственниками. (После занятий №4, №8, №9).


8. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов. Учитывая данный принцип, при составлении программы следует опираться на наиболее развитые психические процессы. В данном случае у ребёнка хорошо развита пространственная ориентировка, память. В работе сделан упор на их оптимизацию и развитие через них основных свойств внимания.

9. Принцип программированного обучения. Представленная программа состоит из последовательных и взаимосвязанных этапов работы: Ориентировочный этап – даёт возможность познакомиться с детьми, установить контакт с группой и с каждым ребёнком в ней (Занятия №1 и №2). Коррекционный этап – непосредственно коррекционная работа, в данном случае – развитие и коррекция основных свойств внимания. Используются специально подобранные игры и упражнения (Занятия №3 - №9). Итоговый этап – закрепление, подведение итогов проведённой работы (Занятие №10).

10. Принцип усложнения. В данной работе предложенные игры и упражнения постепенно усложняются с каждым занятием. Например, на первом занятии дети выполняют простое рисуночное упражнение «Кляксы», а на втором занятии – более сложное упражнение по рисованию – «Раскрась вторую половинку».

11. Учёт объёма и степени разнообразия материала. В начале программы занятия больше направлены на концентрацию внимания. А затем, когда ребёнок это усвоил, предлагается овладеть остальными свойствами внимания. Материал занятий разнообразный, что создаёт благоприятный фон для работы с детьми.

12. Учёт эмоциональной сложности материала. Для создания положительного эмоционального фона занятий и стимулирования положительных эмоций у детей в программе используются сказочные элементы – путешествия. Также в конце каждого занятия проводится релаксация, что способствует снятию возможного напряжения после занятия.

Программа состоит из 10 специально подготовленных занятий, каждое из которых состоит из 3 частей:

1. Вводная часть – знакомство с детьми, приветствие. Создание благоприятного настроя на дальнейшую работу.

2. Основная часть – проведение игр и упражнений на развитие, формирование и коррекцию основных свойств внимания детей старшего дошкольного возраста.

3. Итоговая часть – подведение итогов занятия, прощание с группой.


ЗАНЯТИЕ №1.

«В гостях у мышки»

Цель: развитие концентрации внимания, ориентировки в пространстве, налаживание контакта с группой.

1. Развивать концентрацию внимания.

2. Оптимизировать ориентировку в пространстве.

3. Создать положительный эмоциональный фон занятия.

4. Воспитывать уважение к окружающему миру, терпение.

5. Воспитывать самоконтроль у ребёнка.

I. Вводная часть.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. С сегодняшнего дня начинается наше сказочное путешествие. Итак, скажите-ка мне, к кому же мы сегодня отправимся в гости? (Показывает картинку с мышкой). Молодцы! А куда же нам идти? Смотрите, голубь принёс нам весточку, что же там? (Вытаскивает из под лап нарисованного голубя записку и читает):

Мышка серая в норке

Пол метлою метёт,

Завершает уборку

И друзей в гости ждёт.

Так где же живёт мышка? Хорошо! Теперь мы знаем куда идти – в норку к мышке! Давайте построимся паровозиком и отправимся в путь-дорогу.

(Паровозиком проходят и садятся на стулья в круг)

II. Основная часть.

Вот мы и пришли. Давайте внимательно посмотрим на жилище мышки и поиграем в игру «Я вижу…»

1. Я вижу…

Цель: Развивать внимание ребёнка, оптимизировать ориентацию в пространстве.

Ход игры:

Участники, сидя в кругу, по очереди называют предметы, находящиеся в комнате, начиная каждое высказывание словами: «Я вижу...». Повторять один и тот же предмет дважды нельзя.

Молодцы, ребята! Ну вот мы и осмотрели с вами мышкин дом. А теперь давайте покажем мышке, как много мы о ней знаем.


Способами. Огромное значение также имеет присутствие в обществе достаточного количества положительных примеров, например национальных героев или жизнеутверждающих кумиров. 1.3 Специфика проявления агрессивного поведения в среднем и старшем дошкольном возрасте Дошкольный возраст делят на подпериоды: младший дошкольный возраст (3-4); средний дошкольный возраст (4-5); старший дошкольный...




Нравственные суждения. Таким образом исследование указало на то, что состояние психического здоровья детей зависит от всех типов воспитания, используемых в семье и дошкольном образовательном учреждении. ІІІ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВКОНТЕКСТЕ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ И ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 1. ...

Общении. 2.2 Организация работы по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста Формирующий этап эксперимента - комплекс занятий в игровой форме по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста был осуществлен в экспериментальной группе. Целью данного этапа мы определили организацию работы по воспитанию культуры общения дошкольников. Так как, играя, ...